Сочинение по литературе по пьесе гроза островский

Проблематика пьесы гроза островского поначалу кажется простой, построенной на любви. но за житейским и бытовым сюжетом скрываются более масштабные проблемы.

Проблематика пьесы «Гроза» Островского поначалу кажется простой, построенной на любви. Но за житейским и бытовым сюжетом скрываются более масштабные проблемы.

В тексте прописана атмосфера лжи и предательства. Жители города Калинов настолько привыкли к вранью, что их безмолвное согласие приводит к печальным последствиям.

И после детального разбора становится понятна ширина проблем в произведении.

Взаимоотношения поколений

Можно найти в произведении «Гроза» аргументы к сочинению на тему родителей и детей. Это не просто непонимание, а проблемы абсолютного контроля и патриархального порядка. Это легко рассмотреть на примере семьи Кабановых.

Во времена написания пьесы мнение мужчины в доме было главным и неоспоримым, а женская часть была лишена каких-либо прав. Во главе семейства после смерти мужа встала Марфа Игнатьевна. Она властолюбивая и расчетливая женщина. Кабаниха считает, что своим контролем и приказами заботится о детях.

И подобное поведение привело к соответствующим последствиям:

Нравственные итоги в пьесе «Гроза» (Островский)

  • Сын Тихон вырос слабым и абсолютно бесхарактерным человеком.
  • Он не может сказать ни одного слова против.
  • Неспособен защититься от жестокости и нападок матери.
  • Его поведение полностью устраивает мать, которой легче управляться с таким человеком.

А вот дочь Варвара смогла приспособиться к такой жизни. Ей без проблем удается врать и даже заменить замок на калитке в саду для встреч с Кудряшом.

И если Тихон так и не сподобился на бунт, то дочь Кабанихи в финале убегает из дома с возлюбленным.

Реализация собственных амбиций

Еще одной проблемой, какую способна поднимать «Гроза», является проблема самореализации. Примером здесь выступает Кулигин. Он мечтает создать что-то нужное для жителей города. Среди его изобретений есть громоотвод и способы получения электричества.

Нравственные итоги в пьесе «Гроза» (Островский)

Однако, жителям не нужно ничего из просвещения и науки. Дикой открыто смеется над изобретателем и его желанием поиска честного заработка. А Борис видит после разговора с Кулигиным, что тот ничего не изобретет. Возможно, он и сам согласен с этим.

Кулигина можно называть наивным с учетом понимания тех нравов, которые творятся в Калинове за дверями и в чьих руках сосредотачивается власть. Он обучен жить в таком мире, не потеряв себя.

Но и не может ощутить конфликт с реальностью настолько же остро, как способна Катерина.

Несовершенство власти

В городе власть имеется в руках тех, у кого есть богатства. В качестве доказательства можно привести разговор Дикого с городничим. Последний высказывает купцу, что на него поступает большое число жалоб. Ответ Савла Прокофьевича оказывается грубым.

Дикой открыто говорит о том, что обманывает мужиков и это нормальное явление. Ведь если купцы обирают друг друга, то можно и обычных людей. Официальная власть в Калинове практически ничего не решает.

Без денег в городе невозможно жить и управлять. Савл Прокофьевич считает себя практически царем.

Он решает, кому передавать в долг, а каким людям отказать. Именно в таком духе он отвечает Кулигину.

Любовная проблема

Тема любви в «Грозе» крутится вокруг Катерины и ее отношений с Борисом и Тихоном. Девушка вынуждена проживать с мужем, хотя никаких искренних чувств к нему нет. Она переходит в крайности, думает оставаться или уходить.

Нравственные итоги в пьесе «Гроза» (Островский)

У Кати мгновенно расцветают чувства к Борису. И девушка решается на смелый шаг, не считаясь с моралью общества. Однако взаимные чувства не особенно много значат для Бориса. Его цели были чисто меркантильными для сближения с Диким.

Катерина предполагала, что в Борисе тот самый воздух свободы и прогресса. Но она ошиблась. Он оказался таким же, как и остальные жители города.

Еще одним аргументом в пользу неискренности Бориса являются его слова в разговоре с Варварой о том, что чувства к Кате нужно как можно дольше втайне сохранить чувства.

Столкновение нового и старого

Нравственные итоги «Грозы» А. Н. Островского, сочинение по которой часто пишут в старших классах, ярко показаны на примере Катерины. Ее судьба показала, к чему приводит отсутствие реформ в обществе. Социальные противоречия достигли своего апогея, никто не понимает, как жить дальше.

Именно это противоречие отражается на Катерине. Она не понимает, как можно спокойно существовать в атмосфере. Для нее неприемлемы ложь и смирение. Девушка на протяжении пьесы желает того, что не может исполниться:

Нравственные итоги в пьесе «Гроза» (Островский)

  1. Хочет жить самостоятельно, как ее воспитали.
  2. Она видит совершенно иную картину, нежели она представляла ранее.
  3. Не находит поддержки у близких и знакомых.
  4. В результате остается одна в мире лжи и пороков. Единственным выходом для нее видится смерть.

Проблемы, которые затрагивает Островский, остаются актуальными и значительными. Это неразрешимые трудности человеческого существования, способные волновать людей во все времена. Потому пьесу «Гроза» можно смело называть произведением вне времени.

«Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского

А.Островский пьеса «Гроза»: YouТube / Советские фильмы / Кино СССР

Девятнадцатый век — золотое столетие в литературе, которая создала неповторимые типы и характеры. «Луч света в темном царстве» — так отозвался известный критик Николай Добролюбов о Катерине — главной героине пьесы Островского «Гроза». Краткое содержание этой реалистической истории поможет в анализе проблематики и системы образов произведения.

«Гроза»: краткое содержание

Краткое содержание Островский «Гроза» — основа читательского дневника тех, кто изучает русскую классику. Что нужно занести в него:

  • В основе повествования — жизнь типичного провинциального городка Калинов.

Пьеса «Гроза» открывается диалогом местного механика-самоучки Кулигина с приказчиком Кудряшом о самодурстве богатого купца Дикого. К разговору присоединяется племянник Дикого — Борис, который приехал получить наследство бабки, оставшееся у дяди.

Однако условия завещания никто и не собирался выполнять. В экспозиции пьесы мы узнаем об образе жизни обывателей, нравах и законах волжского городишки. Назвать цивилизованными эти правила сложно из-за таких причин:

  1. Беспредел и самодурство купеческой братии.
  2. Отчаяние и безысходность их жертв – это, пожалуй, общий устрой всей патриархальной России.

Разговор калиновцев заканчивается символическими словами Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! Таковы исторически сложившиеся устои мира. Они становятся прекрасной декорацией к сюжетной истории.

  • Трагически заканчивается пьеса «Гроза». Очень краткое содержание таково: замужество для главной героини Катерины становится невыносимым, она не находит себе места в мещанской семье мужа, решается на измену и заканчивает жизнь самоубийством.

Краткое содержание пьесы «Гроза» дает ключ для понимания особенностей сюжета и конфликта произведения. В центре описываемых в пьесе событий семья Кабановых, где:

  1. Марфа Игнатьевна (Кабаниха) — глава семейства.
  2. Тихон Иванович — сын.
  3. Варвара — дочь.
  4. Катерина — невестка.

Уклад этой семьи во многом определял жестокие законы купеческого быта. Катерина — главная героиня пьесы, воспитанная в обстановке любви и сострадания, не смогла стать счастливой, выйдя замуж за Тихона — сына Кабанихи. Бесхарактерность мужа привела к тому, что Катерина стала жертвой жестокости и самодурства свекрови.

Тихону необходимо уехать из города, жена слезно просит взять ее с собой. Но он хочет отдохнуть от матери и семьи, совершенно не думая о супруге.

От безысходности девушка ищет утешения в любви к племяннику Дикого — Борису, а потом, воспитанная в благочестии, мучается и публично признается мужу и свекрови в совершенном грехе. После этого жизнь несчастной девушки становится невыносимой: после укоров совести и гонений деспотичной Кабанихи Катерина бросается с обрыва в Волгу.

Трагически пьесу завершает Островский. «Гроза» краткое содержание знакомит в общих чертах с мещанским ограниченным миром патриархальной России, из которого автор не видит выхода, поэтому обрекает главную героиню на трагический финал.

В чем причина жизненной драмы Катерины? Ее судьба типична и драматична, о чем свидетельствует краткий пересказ. «Гроза» Островского раскрывает актуальную и сегодня проблему беззащитности женщин и насилия в семье.

«Гроза»: анализ произведения

Пьеса Островского «Гроза» написана в 1859 году. Она стала результатом впечатлений писателя, который путешествовал по Волге и делал записи о жизни поволжских провинциалов. Несколько заметок о ее художественных особенностях:

Почему пьеса Островского называется «Гроза»?

Смысл названия имеет символическое значение: гроза не только природное явление, это символ перемен многовекового русского уклада. «Гроза» означает протест природных сил, которые сами хотят определять себе нравственную меру и законы поведения, не желают покорно и автоматически подчиняться чужой воле.

Конфликт

В преддверии реформ социально-бытовую драму о жизни купеческого сословия создает Островский.

«Гроза» поднимает вечную тему — конфликт эпох и поколений: консервативного патриархального уклада, который представляют Кабаниха, ее сын и дочь, купец Дикой, и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее, воплощением которых стали образы Катерины и механика-самоучки Кулигина.

Развязка конфликта трагическая: тот, кто хотел свободы, находит ее только в смерти.

Проблематика

Произведение «Гроза» полипроблемное:

  1. Порабощение человека, ущемление его прав и свобод раскрывает социальные проблемы.
  2. Философские проблемы: поиск смысла жизни, надежды, веры и человеческой судьбы.
  3. Нравственные проблемы в пьесе Островского «Гроза» — это обретение истинного счастья человеком в семье и любви.

Нравственный выбор настоящего искреннего чувства — главный посыл Островского в пьесе.

Образная система пьесы

Остановимся на главных персонажах:

  • Катерина — открытая, умная и добрая натура.

Героиня, воспитанная в любви и ласке, попадает в чужой мир, где ее унижают муж и свекровь. Однако она сохраняет непосредственность и былую мечтательность: «…Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…».

Нравственные итоги в пьесе «Гроза» (Островский)Катерина — героиня пьесы «Гроза»: YouТube / Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России

Девушка искренна в своих чувствах: она влюбляется в Бориса — племянника Дикого, но и в этих отношениях не обретает счастья. Не жизнь, а видимость жизни сохраняет ее новый возлюбленный, с которыми она связывает мечты о воле и разделенной любви.

Она становится жертвой рабского предательства. Однако страсть к свободе и желание быть счастливой вызывает в ней протест. Катерина публично признается в измене мужу.

Свекровь Катерины — Марфа Игнатьевна — женщина жестокая и грубая. Все конфликты в семье возникают из-за ее авторитарного характера.

Кабаниха консервативна, живет устоями давно минувших дней, не понимая, что мир развивается, а жизнь движется вперед. В этом контексте актуален ее монолог: «Что будет, как старики перемрут…». Она отстаивает уже лишенный жизненных корней порядок вещей. Со всеми членами семьи у нее складываются конфликтные отношения.

Нравственные итоги в пьесе «Гроза» (Островский)Кабаниха — героиня пьесы «Гроза»: YouТube / Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России

Безвольным и слабохарактерным представлен муж Катерины — Тихон. Он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить жену от самодурства матери. Лишь в финале пьесы признает, что ханжество и самодурство разбивают любые доводы рассудка, любые чистые чувства.

Нравственные итоги в пьесе «Гроза» (Островский)Тихон – муж Катерины: YouТube / Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России

  • Образ Кулигина — механика, мечтающего изобрести вечный двигатель.

Он много читает, готов делать жизнь города лучше, однако среди калиновцев не находит поддержки.

Герой — носитель новых взглядов и новых идей, ему внутренне близок поступок Катерины, преступившей границы плоти ради свободы духа. Об этом он с мрачным торжеством объявляет калиновским обывателям: «Вот вам ваша Катерина.

Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь пepeд судией, который милосерднее вас!»

Эпохальный моральный и нравственный перелом отобразил Александр Островский в пьесе «Гроза». Краткое содержание поможет вам раскрыть глубокие социальные и моральные проблемы произведения классика.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1871084-groza-kratkoe-soderzanie-i-analiz-pesy-ostrovskogo/

Нравственные итоги в пьесе Гроза Островского

Пьеса «Гроза « была написана в 1859-м году. В ней А.Н. Островский на протяжении всего произведения поднимает разные нравственные проблемы. В пьесе описан маленький провинциальный городок Калинова. В нём живут люди, которые подчиняются законам «домостроя».

Как следует из определения, «домострой»- это свод правил духовной, мирской и семейной жизни. Согласно этим правилам, семейные отношения должны строится на любви и взаимопомощи. Однако не все это признают. Вот и некоторые герои пьесы превратно истолковывают свод правил. В городке царит тирания и беззаконие.

Главными управленцами, желающими подчинить себе всех и всё, обладающие богатством, а потому, занимающие высокое положение, были Савёл Прокофьевич Дикой и Марфа Егнатьевна Кабанова. Оба этих героя держат в страхе не только окружающих, но и свои семьи. Жена Дикова просит людей, чтобы они не рассердили Савёла. По всему видно, что она его боится.

Ещё один не благовидный поступок совершил Дикой. Он ограбил своего племянника. Обманом завладел его наследством.

Марфа Игнатьевна тоже старается держать свою семью в подчинении. Борется, как умеет с детьми. Чтобы они не стремились к воле. «А иначе они перестанут меня бояться»- говорит Кабаниха. Таким своего рода прозвищем называли Марфу Игнатьевну Кабанову.

Для Кабанихи и Дикова было важно создать видимость добропорядочности. Неважно что твориться внутри семьи, но на людях всё должно выглядеть прекрасно. Им важно сохранять старинные традиции и устои. Но время идёт. Молодёжь старается вылезти из гнетущего мира тирании.

Они сопротивляются, как могут. Поэтому Варвара тайно встречается с Кудряшом, Тихон увлечён спиртным, Катерина решается на измену мужу.

У Катерины и Кабановой есть общее восприятие мира. Обе считают, что нужно почитать старших. Однако в отличие от Марфы Игнатьевны, Катерина делает это искренне.

Она выросла в любящей семье, где все заботятся друг о друге. Поэтому, попав в дом к Кабановым, где всё построено на лжи и бездушии, она не может жить. Ей хочется на волю. Катерина представляет себя птицей.

«Расправить бы крылья и полететь»- мечтает она.

Так как Катерина не переносит обман и притворство, она не может простить себе измену мужу. Это приводит героиню к публичному признанию в грехе. А впоследствии к самоубийству.

Таким образом, подводя нравственные итоги произведения «Гроза», можно сказать, что зыбкий мир, построенный на притворстве, на неприемлемых правилах жизни, рано или поздно рухнет. И лучик света вырвется из тёмного царства.

Несколько интересных сочинений

Сочинение Нравственные проблемы в пьесе Гроза

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» появилась в непростое для народа время и вызвала много дискуссий между критиками того времени. Для одних людей она стала надеждой на пути к переменам и возможностью жить по-другому, для других – стала символом несогласия с действиями правящей власти, некоторые и вовсе отказались признавать «Грозу» как достойное внимания произведение.

Все проблемы, затронутые в пьесе, показывали жизнь обычного человека и заставляли задуматься о нравственном воспитании каждой личности. Автор очень точно показывает, что может произойти с обществом, которым будут править деньги, власть и лицемерие.

Одной из важнейших проблем произведения является право человека на личную свободу. Она раскрыта в образе главной героини Катерины, которая отказывается жить в условиях полного контроля, хочет иметь полную свободу и самой распоряжаться своей жизнью.

Сначала Катерина пыталась показать свой сильный характер, доказать, что она – отважная девушка и может со всем справиться. Такое поведение очень выделяло ее среди жителей городка.

Героиня очень хотела вырваться из этого города, наполненного несправедливостью и лицемерием, и который стал для нее клеткой. Ей не нравились лживые и хитрые горожане, готовые на все ради своей выгоды.

Когда Катерина встретила Бориса, она сразу поняла, что этот юноша может быть ее спасением, однако Борис оказался таким же, как и все. Катерине не удалось получить желаемую свободу, и она решила умереть.

Также основными проблемами произведения являются проблема конфликта поколений и проблема выбора, которые тесно переплетаются друг с другом. Старшее поколение наотрез отказывалось принимать желание молодых людей жить в обществе, где основными принципами были бы свобода и равенство.

Сохранить патриархальный уклад жизни – вот, что было основной целью Марфы Игнатьевны, представительницы старшего поколения.

Всю жизнь в ее руках была сосредоточена власть, а значит и деньги, и отказ от патриархата привел бы к ослаблению ее влияния на жизни людей, чего она допустить не могла.

В заключение хочется сказать, что А.Н.Островский поднимает в своем произведении такие нравственные проблемы, которые всегда будут актуальными. Они заставляют человека задуматься о многих действительно важных вещах, обратить внимание на свое мировоззрение, показывают, что без свободы человек перестает развиваться как личность и становится просто рабом.

`

Нравственные проблемы в пьесе Гроза

Популярные сочинения

Проблемы пьесы «Гроза» Островского

Проблематикой произведения в литературоведении называют круг проблем, которые так или иначе затрагиваются в тексте. Это может быть один или несколько аспектов, на которых акцентирует внимание автор. В этой работе речь пойдёт о проблемах «Грозы» Островского. А. Н.

Островский получил литературное призвание уже после первой опубликованной пьесы.

«Бедность не порок», «Бесприданница», « Доходное место» — эти и многие другие произведения посвящены на социально-бытовым темам, однако вопрос о проблематике пьесы «Гроза» нужно рассмотреть отдельно.

Пьеса была неоднозначно воспринята критиками. Добролюбов видел в Катерине надежду на новую жизнь, Ап. Григорьев подметил намечающийся протест против существующих порядков, а Л. Толстой и вовсе не принял пьесу. Фабула «Грозы», на первый взгляд, достаточно проста: всё основано на любовной коллизии.

Катерина тайно встречается с молодым человеком, пока её муж уехал в другой город по делам. Не сумев справиться с муками совести, девушка признаётся в измене, после чего бросается в Волгу. Однако за всем этим житейским, бытовым, кроется куда более масштабные вещи, которые грозятся разрастить до масштабов космоса.

«Тёмным царством» Добролюбов называет ту обстановку, которая описана в тексте. Атмосфера лжи и предательства. В Калинове люди настолько привыкли к моральной грязи, что их безропотное согласие лишь усугубляет ситуацию.

Страшно становится от осознания того, что это не место сделало людей таким, это люди самостоятельно превратили город в некое скопление пороков. И теперь уже «тёмное царство» начинает влиять на жителей. После детального ознакомления с текстом можно заметить насколько широко разработана проблематика произведения «Гроза».

Проблемы в «Грозе» Островского разноплановые, но при этом не имеют иерархии. Каждая отдельно взятая проблема важна сама по себе.

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина.

Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять.

Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни.

Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество.

Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин.

Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя.

Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо.

Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить.

Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — так отвечает Дикой Кулигину.

В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина — Тихон и Катерина — Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно.

Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды.

Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова.

Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861.

Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона.

«Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.

Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время.

Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества.

Она даже не может позволить себе искренний порыв — обнять мужа — Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи.

Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства».

Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест «Вишнёвый сад»с результатом 10/16

Гость завершил

Тест «Биография Распутина»с результатом 10/13

Гость завершил

Тест «Евгений Онегин»с результатом 13/16

Гость завершил

Тест «Толстый и тонкий»с результатом 8/8

Гость завершил

Тест «Руслан и Людмила»с результатом 14/15

Гость завершил

Тест «Бедная Лиза»с результатом 9/11

Гость завершил

Тест «Биография Пушкина»с результатом 12/14

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 8/16

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 12/19

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 17/19

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Проблематика «Грозы» Островского – описание проблем для сочинения по теме

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Нравственные проблемы в пьесе Гроза

А.Н. Островский написал пьесу «Гроза» в 1859 году. В то время у критиков был неоднозначный взгляд на это творение автора.

Для кого-то она была надеждой на другую жизнь, для других – протест существующей власти, а некоторые вовсе не приняли пьесу. Но несмотря на все разногласия критиков, произведение А.Н. Островского отражает огромный спектр проблем того времени.

Одни из главных – это проблемы нравственности.

В пьесе поднимается проблема внутренней и внешней свободы человека. Главная героиня Катерина не по своей воле становится в городке Калинове «белой вороной» в глазах общества. В начале произведения девушка пытается доказать, что она сильная личность, которая может дать отпор, а не слабая и бесхарактерная девушка.

Героине хотелось стать свободной, как птица, чтобы не находиться в этом городе, отравленном ложью и лицемерием. Она мечтала сбежать из своей клетки. Возможность на свободу Катерина увидела в лице Бориса. Молодой человек оказался таким же как и жители городка. Ложь, лицемерие, выгода в делах – для важнее всего.

Главной героине не удалось сбежать из своей клетки. Она погибла, бросившись со скалы в реку.

Так же в произведении четко прослеживается проблема конфликта поколений. Старшие навязывают патриархальный уклад жизни молодому поколению.

Последние, со своей стороны, готовы жить по новым порядкам, где на одном уровне стоит равенство и свобода.

Для старшего поколения, в лице Марфы Игнатьевны, для которой власть и деньги на первом месте, не понятна как это дети хотят «на волю». Она не хочет, чтобы это случилось, ведь тогда все перестанут её бояться и патриархат рухнет.

Сильнее всего это проблема затрагивает Катерину – главную представительницу молодого поколения. Девушка не понимает, как люди могут жить в городке, где правят деньги и ложь, а не настоящая власть.

Главная героиня чиста душой и не может жить в такой атмосфере. Девушка искренняя по отношению к своему мужу. Но Кабаниха быстро и резко пресекала все попытки искренности и любви в сторону Тихона, который не мог перечить матери.

Катерина не смогла вынести этого, видела для себя только один выход – смерть.

Нравственные проблемы поднимаемые автором в пьесе «Гроза» всегда будут актуальны. А.Н. Островский в своём произведении хотел показать, что творят с обществом деньги, власть, ложи и лицемерие. Каждый человек должен понимать, как это жить в таком «темном царстве» и надо искать выход, но порой, его просто нет.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина.

Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять.

Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни.

Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Жанр

Существует три драматургических трагедия и драма. Из них самый древний — затем следует комедия, а вот драма как жанр появляется лишь в 19 веке. Основателем ее в России стал А.Н. Островский. Пьеса «Гроза» полностью соответствует его канонам.

В центре изображения — обычные люди, не исторические деятели, не Это люди со своими недостатками и достоинствами, в душах которых развиваются чувства, привязанности, симпатии и антипатии. Ситуация также обыденная.

Однако в ней присутствует острый жизненный конфликт, чаще всего неразрешимый. Катерина (главная героиня драмы) попадает в такую жизненную ситуацию, из которой нет выхода.

Смысл названия пьесы «Гроза» многопланов (речь об этом пойдет ниже), один из вариантов толкования — неизбежность чего-либо, предопределенность и трагичность ситуации.

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество.

Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин.

Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя.

Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо.

Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить.

Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — так отвечает Дикой Кулигину.

Образ Катерины

Героиня совершает самойбийство, и из-за этого ее образ получается очень противоречивым. Она набожна, боится «геены огненной», но при этом идет на такой тяжкий грех. Почему? Видимо, моральное страдание, нравственные муки сильнее, чем ее мысли об аде.

Скорее всего, она просто перестала думать о самоубийстве, как о грехе, видя в нем наказание за свой грех (измену мужу). Некоторые из критиков видят в ней исключительно сильную личность, бросившую вызов обществу, «темному царству» (Добролюбов).

Другие же считают, что добровольная смерть — это не вызов, а, напротив, признак слабости.

Как расценивать этот поступок героини, одназначно сказать нельзя. Смысл названия пьесы «Гроза» подчеркивает, что в обществе, которое сложилось в Калинове, такие случаи не удивительны, ведь это закостенелый город, отсталый, в нем правят самодуры, такие как Дикой и Кабаниха. В итоге натуры чувствительные (Катерина) страдают, не ощущая поддержки ни с чьей стороны.

Проблема любви

В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина — Тихон и Катерина — Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона.

Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды.

Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова.

Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза сочинение

  • Сочинения
  • /

  • По литературе
  • /

  • Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза

Произведение Островского «Гроза», без сомнения, скрывает в себе множество проблем, которые должны заставить читателя задуматься о своей жизни, о жизни своих родных и о жизни общества, в котором живет личность. Среди проблем писатель выделает следующие.

Во-первых, в произведение поднимается проблема свободы человека, как внутренней, так и внешней. Эта проблема является в пьесе одной из главных. Лишь главной героине произведения, Катерине, суждено быть «белой вороной» среди общества этого городка.

С самого начала она проявляет смелость, показывает всем, что является сильной личностью, а не робкой девушкой. Катерина заявляет: «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем».

При помощи этой фразы героиня показывает, что она хочет свободы, ей не хочется быть в полном управлении.

Во-вторых, по моему мнению, основной проблемной произведения является проблема выбора, проблема трудности выбора. Конкуренция душевных ощущений и обязанностей уничтожила душевное равновесие главной героини, при которой жила Катерина.

Главная героиня произведения приходит с следующему: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Катерина не может продолжать существовать такой жизнью, ибо для нее такая жизнь является лишь существованием.

Поэтому и решается покинуть этот мир.

В-третьих, с помощью Катерины Островский поднимает следующую проблему – возможность человека свободно любить другого человека. С Катериной случается порыв к тому, чего нет в доме Кабанихи. Порыв к счастью. Этот порыв связан с существованием Бориса. В чувствах главной героини было нечто независимое, но и трагичное.

Ведь, не просто так, её рассказ о чувствах начинается словами, что она скоро умрет. Варваре главная героиня упоминает следующее: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».

Возможно, Катерина предчувствует, что скоро будет вынуждена покинуть этот мир.

В заключение хочу сказать, что Островский стремиться показать читателю всю суть произвола и то, как тяжело некоторым при этом произволе жить, ведь жизнь перестает быть жизнью, а превращается в существование. Островский пытается показать, что человек без прав и свобод перестает быть личность, становится рабом своего существования. Человеку нужна свобода, без нее он перестает развиваться.

Другие: ← Жанр пьесы Вишнёвый сад Чехова↑ По литературеЖанр поэмы Кому на Руси жить хорошо →

  Эссе на тему: “Каким я представляю себя в роли тренера”

Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза Сейчас читают:

  • Сочинение Сила характера 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение У каждого из нас свой, индивидуальный, характер. Характер – это такая черта человека, которая может передаваться по наследству. Но. Характер способен меняться на протяжении всей жизни. И если о характере еще что-то можно сказать,
  • Сочинение на тему Воскресная прогулка 5 класс В прошлое воскресенья мы всей семьей отправились на прогулку в большой парк. Прогулка получилось очень интересной и веселой. На память об этом дне у меня осталось много фотографий и впечатлений.
  • Сочинение Кострома — мой город Сколько бы не спорили учёные по поводу того, что было раньше название реки или имя одного из персонажей пантеона славянских богов, Кострома всё стоит себе на берегу великой реки, которая и сама по себе уже божественно прекрасна.
  • Сочинение Моя будущая семья какой я ее вижу Семья – это самое ценное, что есть в жизни. Наступает время, когда каждый человек задумывается о том, какой же она будет. Каждый из нас еще в детстве, играя в дочки-матери, рисует эту модель. Я хочу рассказать о том, какой я вижу свою будущую семью.
  • Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение Молодой крестьянин Ермил Гирин ­— один из персонажей поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Образ Ермила Гирина показывает человека, который ценился среди русского народа. О Ермиле Гирине читатель узнает из уст крестьян.
  • Сочинение Нижнекамск — мой город Его нередко называют городом заводов. Трижды присваивали звание » Культурно-спортивной столицы» Республики Татарстан. Мой город — моя гордость.

Конфликт старого и нового

Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861.

Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона.

«Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.

Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время.

Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества.

Она даже не может позволить себе искренний порыв — обнять мужа — Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи.

Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства».

Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

Тест по произведению

История создания

А.Н. Островский был отправлен с особой миссией по центральной России. Здесь писатель смог увидеть провинциальную жизнь во всей красе. Как и любой другой литератор, в первую очередь Островский обращал внимание на жизнь и быт русского купечества, мещан, знатных людей провинции. Он искал характеры и сюжеты.

По итогам путешествия была написана пьеса «Гроза». И немного времени спустя в одном из произошел подобный случай. Островский смог предугать события, произошедшие в будущем.

Характеристика пьесы «Гроза» как целостного произведения показывает, что автор — не просто проницательный человек, но и талантливый писатель-драматург.

Сочинение на тему «Образ Тихона в пьесе А. Н. Островского «Гроза» рассматривает образ второстепенного персонажа драмы и его роль в раскрытии идеи произведения.

В пьесе А. Н. Островского «Гроза» показана жизнь российского купечества середины 19 века. Драматург выделил основные черты этого общественного класса. Савел Прокофьевич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова – его типичные представители. Ханжество, скупость, самодурство отличают этих героев. Островский показывает, как складываются судьбы членов их семей.

Семья Кабановых появляется в самом начале пьесы. Тихон Кабанов – второстепенный персонаж драмы. Он является сыном Марфы Игнатьевны и ее главным помощником в купеческих делах. У Тихона есть своя семья. Он не так давно женился на Катерине, детей у них пока нет. Молодые живут с Марфой Игнатьевной, которая все время старается их чему-то учить, постоянно вмешивается в их жизнь. Невестку она не любит и находит повод придраться к ней, высказать претензии.

Тихон по характеру не похож на свою мать. Его имя говорит само за себя, Тихон – значит тихий. Он не проявляет особых эмоций, гнева, раздражительности, буйного веселья. Герой отличается спокойным, мягким, доброжелательным нравом. Эти качества не позволяют ему перечить матери, он во всем ей подчиняется. Герой радуется любой возможности уехать из дома, так как хоть какое-то время «над ним грозы не будет». Под грозой он подразумевает мать, которая его отчитывает по любому поводу.

Тихон любит выпить. Когда они гуляют с женой и сестрой он не упускает момента и сбегает ненадолго в трактир. От матери они это скрывают, иначе не избежать очередной порции нравоучений. Уезжая из дома по делам, герой, по его собственному признанию, все время пьет. Это помогает ему терпеть непрерывный гнет матери.

Марфа Игнатьевна соблюдает правила домостроя, особенно при посторонних людях. Заставляет она придерживаться их и своих детей. Перед отъездом сына она требует, чтобы он дал жене наказ. Он послушно повторяет за ней, что должна делать Катерина в его отсутствие. Все эти эпизоды говорят о том, что Тихон безвольный человек. Он не смеет матери слова поперек сказать. Даже, когда она ругает без причины его жену, Тихон предпочитает оставаться в стороне.

Герой не допускает мысли, чтобы ослушаться мать, не совершает самостоятельных поступков. «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться», — говорит он. Если бы в этом проявлялось уважение и любовь в ней, то это характеризовало бы героя с положительной стороны. Только его внешняя покорность является не более чем стремлением уйти от конфликта. В этом он напоминает Митрофанушку из пьесы «Недоросль». Тихон также не производит впечатления взрослого мужчины. Герою проще подчиниться, чем выслушивать очередную нотацию. Они с сестрой уже приспособились к такой жизни. Материнские слова дети по большей части пропускают мимо ушей. Если Кабаниха не видит их, то они забывают все ее уроки и поступают так, как заблагорассудится.

Семья Кабановых богата. Тихон ни в чем не знает нужды, но не выглядит счастливым человеком. Он вынужден во всем подчиняться матери и по-другому жить уже, вероятно, не сможет. Он не привык к ответственности, живет умом матери. Тихон покорно выполняет ее приказы. Марфа Игнатьевна заставляет сына обещать перед иконами, что он сделает все так, как она наказывает. Мать не уважает Тихона, считает его слабаком. Она унижает его, говоря: «Что ты нюни-то распустил? Ну, какой ты муж?». Марфа Игнатьевна считает, что жена должна бояться супруга. Такого, как Тихон, она бояться не будет. Кабаниха разговаривает с ним грубо, пренебрежительно, стараясь убедить его в собственной неполноценности. В этом случае ей будет удобнее управлять сыном. Она домашний тиран, агрессор, Тихон – жертва, попавшая к ней в зависимость.

Окружающие его считают глупым. Отношение автора к Тихону проявляется в репликах положительных героев таких, как Кулигин и Кудряш. В частности, Кудряш говорит, что Тихон – дурак. Кулигин говорит Тихону, что пора ему своим умом жить.

Тихон любит Катерину, но даже красавица-жена не радует его. Катерина не любит его, скорее жалеет. Она пытается быть хорошей женой, но сердцу не прикажешь. Катерина влюбилась в племянника Дикого Бориса и изменила мужу. Так как она не умеет обманывать и очень боится божьего наказания, то во всем признается мужу. Происходит это на улице во время грозы. После этого жизни в доме ей совсем не стало, свекровь не могла простить невестке публичного позора. Тихон простил жену, но оказался плохим защитником. Он не хотел ее бить за измену, но маменька приказала, и «побил немножко». Хотя Катерине от этого уже хуже не стало. Она говорит, что дом и могила для нее теперь не имеют разницы. Она бросается в Волгу, освободившись от тирании свекрови.

Это событие влияет и на Тихона. Он сравнивает жизнь в материнском доме с тюрьмой, с неволей, где герой живет словно связанный. Смерть Катерины на какое-то время сделала его свободным. Он впервые в жизни осмеливается сказать матери то, что на самом деле думает. Он обвиняет ее в смерти Катерины. Тихон завидует жене, что она освободилась от гнета, а ему остается жить и мучиться. Говоря о вине матери, он забывает о том, что сам ничем не помог Катерине. Он не намного лучше матери. Кабаниха замучила ее придирками, обвинениями, а муж был сторонним наблюдателем. Ему не было никакого дела до того, что чувствует Катерина, как ей живется в их доме. Возможно, если бы Катерина чувствовала его поддержку, любовь, то ей было бы легче терпеть нападки свекрови. Тихон не смог уберечь жену ни от измены, ни от смерти. Я думаю, что пройдет время, и Тихон станет жить, как и прежде, только пить будет больше и, в конце концов, сопьется.

С. З. Бураковский пишет, что «деспотизм Кабанихи печально отразился на характере ее сына Тихона». Лишенный «всякого подобия собственной воли и мысли», он не может стать защитником для жены и хозяином своей судьбы. Он плохой муж не потому, что жена его не боится, как считает Кабаниха. Он плохой муж потому, что не стал опорой для жены. Будучи замужем, Катерина оказалась одинокой.

Главная роль Тихона в пьесе заключается в том, что он входит в окружение главной героини Катерины. Он влияет на ее душевное состояние и является одной из причин, толкнувших ее на отчаянный шаг.  Также можно говорить о том, что обвинение, брошенное им матери, является знаком того, что основы «темного царства» пошатнулись. Кончается власть Дикого и Кабанихи, если даже такой человек, как Тихон, выступил против них.

Сочинение.
Женская доля по пьесе Островского “Гроза”

Наши писатели XIX века часто писали о неравноправном положении русской женщины. “Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать”, — восклицал Некрасов. Лично мне по-настоящему открыл трагедию женской души в своих пьесах А. Н. Островский, особенно поразила меня “Гроза”. “Жила-была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей. Нужды она не знала, так как семья была зажиточной. Дочь любили, ни в чем ее не неволили, работала девица, сколько ей хотелось, гуляла и мечтала. Любила девушка в церковь ходить, слушать пение, виделись ей ангелы во время церковной службы. А еще любила слушать странниц, что часто заходили в дом к ним и рассказывали о святых людях и местах, о том, что видели или слышали. И звали эту девушку Катерина. И вот выдали ее замуж…” — так бы я начала рассказ о судьбе героини “Грозы”, если бы рассказывала о ней сказку. Мы знаем, что из любви да ласки попала Катерина в семью Кабанихи. Эта властная женщина всем заправляет в доме. Сын ее Тихон, муж Катерины, ни в чем не смел перечить матери, хотя по-своему любит жену и жалеет ее. И вот девушку постоянно — день за днем, за дело и без дела — ест поедом свекровь, пилит ее, как ржавая пила. “Сокрушила она меня”, — размышляет Катерина. Есть ли у героини выход? Катерина попала в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Об этом ясно говорит сестра ее мужа Варвара, утверждая, что на обмане у них “весь дом держится”. И вот ее позиция: “А по моему, делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. “Грех не беда — молва нехороша”, — так рассуждают очень многие. Но не такова Катерина. Она предельно честный человек, искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу. Вот эта-то борьба между долгом своим, как она его понимает (а понимает, думаю, верно: мужу изменять нельзя), и новым чувством и ломает ее судьбу. В своей борьбе Катерина не находит союзников. Варвара, вместо того чтобы утешить ее, поддержать, толкает к измене. Муж только и думает, как бы хоть несколько дней пожить без матери. Если он знает, что две недели мать стоять над ним не будет, то до Катерины ли ему! С такой неволи и от красавицы-жены убежишь. Так говорит он перед расставанием Кате, которая надеется хоть в одном человеке обрести опору. Напрасно… И роковое свершается. Катерина уже не может обманывать сама себя. “Перед кем я притворяюсь-то!..” — восклицает она и решается на свидание с Борисом. Борис — один из лучших людей, что живут в мире, показанном Островским. Молодой, красивый, неглупый. Ему чужды порядки этого странного города Калинова, где бульвар сделали, а не гуляют по нему, где ворота заперты и собаки спущены, по высказыванию Кулигина, не потому, что жители боятся воров, а потому, что так удобнее тиранить домашних. Где женщина, выйдя замуж, лишается свободы. “Здесь, что вышла замуж, что схоронили — все равно”, — рассуждает Борис. Самого героя тиранит дядя — купец Дикой, известный скандальным характером. Неудивительно, что в такой атмосфере Катерину и Бориса потянуло друг к другу. Бориса покорила “у ней на лице улыбка ангельская”, а лицо, кажется, “будто светится”. И все же герой в конечном счете оказывается не парой Катерине. Почему? Он тоже не способен полностью понять ее, чем-то помочь — он попросту сбегает из города. Для героини самое трудное — преодолеть разлад в своей душе. Ей совестно, стыдно перед мужем, но тот ей постыл, ласка его хуже побоев. В наше время такие проблемы решаются проще: разведутся супруги и снова ищут свое счастье, тем более что детей у них нет. Но во времена Катерины развод невозможен, это страшный грех: что Бог соединил, то человек не разъединяет. Героиня понимает, что с мужем ей жить “до гробовой доски”. И потому для совестливой натуры, которой не замолить этого греха, не замолить никогда, для человека, который не может сносить попреков во много раз более греховных людей, остается один выход — смерть. И Катерина решается на самоубийство. Нет, правда виден и еще один выход. Катерина предлагает его своему возлюбленному, когда тот собрался в Сибирь. “Возьми меня с собой отсюда!” — просит она. Но в ответ слышит, что нельзя Борису сделать это. Нельзя? А почему? И вспоминаются первые сцены пьесы, где Борис рассказывает Кулигину, как Дикой их с сестрой после смерти родителей ограбил. Герой знает, что и теперь Дикой поиздевается вдоволь над ними, а денег не даст, потому что очень не любит этот купец отдавать долги. Но несмотря на то, что Борис это знает, он продолжает подчиняться дяде. А ведь, наверное, смог бы заработать на жизнь и без Дикого. Для Бориса расставание с любимой женщиной — трагедия, но он слаб и просто постарается быстрее забыть о своей любви. Для Катерины же с отъездом Бориса кончается жизнь. Разность натур проявляется у них и в последних прощальных словах. Борис говорит, что только и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, — слова человека слабого и в чем-то, по-моему, эгоистичного. Последние же слова Катерины перед смерт ью обращены к любимому: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”
Островский в пьесе “Гроза” показал трагическую судьбу молодой женщины, осмелившейся на свободное чувство и одинокой в своем стремлении.
.

novstudent.ru | 12.10.2012

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

(697 слов) Пьеса «Гроза» занимает важное место в творчестве великого русского драматурга А. Н. Островского. Рассмотрим подробнее образы главных героев этого известного произведения.

Главная героиня этой пьесы, Катерина, противопоставляется Кабанихе («луч света» и представитель «темного царства»). Героиня произошла из дворянской среды, воспитывалась в интеллигентной семье и была окружена в доме родителей любовью и уважением. Катерина — добрая, отзывчивая и совестливая девушка, которая терпеливо несет крест семейной жизни с нелюбимым мужчиной и его деспотичной матерью, но не может до конца смириться с унижением своей личности и отсутствием любви. Уже в первой сцене на бульваре молодая Кабанова проявила себя человеком с чувством собственного достоинства. Она не может терпеть необоснованные нападки свекрови и упрямо заявляет: «Напраслину-то терпеть кому же приятно». Этот протест против притеснений в доме Кабановых выразился и в ее самоубийстве: она пошла против морали всего города, против «темного царства», чтобы обрести свободу любой ценой. Ведь, когда Катерина пропала, Кабанова, уверенная, что сноха ничего не сделает с собой, заявила, что никуда она не денется. Нравственная сила Катерины в том, что она не стала жить по морали своего окружения. Одна из отличительных черт этой героини — стремление к воле, свободе: это проявляется в рассказе о доме матери, в монологе «Отчего люди не летают». Катерина обладает сильным характером и горячим нравом («такая я уж уродилась горячая») – это ярко проявляется в эпизоде с лодкой, в любви с первого взгляда к Борису, в выходе на свидание. Кроме того, Катерина решительна – она осмеливается выйти на свидание и решается на самоубийство. Смерть Катерины трактуется неоднозначно. С одной стороны, это протест. С другой, это проявление слабости.

Муж Катерины, Тихон, предстает перед зрителем как слабохарактерный человек. Он променял свою волю, свое «я» на инфантильность и ощущение личного комфорта. Всю ответственность он взвалил на маменьку, в нем мало осталось истинно мужского: он пытается защитить Катерину от матери, но никогда не добивается успеха: и в сцене на бульваре он отступает, и в сцене прощания при его отъезде в Москву. Лишенный воли, Тихон даже бьет Катерину по указанию матери. Но есть в его сердце местечко для любви к жене: ему ее жаль после признания в измене. И только после смерти Катерины он посмел поднять голос на мать: «Вы, вы ее погубили, маменька». 

Кабанова, мать Тихона, демонстрирует своим поведением власть самодурства. Она выступает за домостроевские порядки в семье – по ее мнению, нужно бояться мужа и свекрови, жить в страхе перед мнением общества и в притворной богобоязни. Кроме того, у нее присутствует домостройство на психологической основе: она считает необходимым домашних «поедом есть», чтобы все подчинялись ей, и пытается внушить страх в семье. Свою жестокость, сварливость и мстительность Кабаниха прикрывает маской набожности и благочестия. Это ханжа, поэтому в ее речи много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «детки, матушка» и т. д.

С образом Дикого связана тема грубого произвола, основанного на власти денег. Для этого персонажа характерно самодурство на социальной основе: «ближних закабалить», город держать в своих руках, опираться на слабость окружающих. Как и в речи Кабанихи, в речи Дикого отразились особенности стиля бытовой речи провинциального купечества. Эти персонажи широко используют просторечные слова и выражения, грубят и оскорбляют людей без причины.

Важное место в системе персонажей занимает Кулигин. Некоторые исследователи считают, что в образе Кулигина есть протест, хотя он и назвал себя «маленьким человеком». Так ли это? Он видит нравы города (два монолога) и осуждает их перед Борисом, который должен его понять, так как он — образованный человек. Кроме того, он советует Тихону простить Катерину (то есть живет не по морали Калинова). Важно отметить, что Кулигин предпринимает попытки бороться с невежеством (пытается установить громоотвод).

Варвара, сестра Тихона, в отличие от Катерины, выбирает приспособленчество, а не честное противостояние. Тем не менее, у нее можно наблюдать скрытый протест. В итоге Варвара сбегает из дома (последние времена наступают для «темного царства», молодежь бунтует, не хочет жить по их морали).

Борис — умный и добрый юноша, но лишенный подлинной силы духа. Он любит Катерину, но не может постоять за нее и изменить свою жизнь. Он оправдывает себя заботой о сестре, но на деле знает, что Дикой никогда не отдаст ему его денег. Однако Борис боится перемен и хочет остаться в своей зоне комфорта — в роли жертвы Дикого.

Таким образом, система персонажей занимает важное место в пьесе «Гроза». Для создания образов главных героев автор использовал разнообразные художественные средства, такие как речевые характеристики, антитезы и многие другие.

Автор: Юлия Киселева

Сочинения по литературе
Сочинение рассуждение

Поделиться

Инфоурок

Литература
Другие методич. материалыСвоя игра по литературе по пьесе А.Н. Островского «Гроза» 10 класс

категории

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    категории

    Описание слайда:

    категории

  • 2 слайд

    Назовите главную героиню пьесы «Гроза» В начало

    Описание слайда:

    Назовите главную героиню пьесы «Гроза»
    В начало

  • 3 слайд

    Какой город стал прообразом города Калинова?

    Описание слайда:

    Какой город стал прообразом города Калинова?
    В начало

  • 4 слайд

    К какой социальной группе можно отнести семью Кабановых? В начало

    Описание слайда:

    К какой социальной группе можно отнести семью Кабановых?
    В начало

  • 5 слайд

    Кто в городе, кроме Катерины, чувствует и понимает красоту природы? В начало

    Описание слайда:

    Кто в городе, кроме Катерины, чувствует и понимает красоту природы?
    В начало

  • 6 слайд

    «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите. Тело ее здесь…,а душа тепер

    Описание слайда:

    «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите. Тело ее здесь…,а душа теперь не ваша…»(чьи это слова?)
    В начало

  • 7 слайд

    Какую проблему поднимает автор, описывая взаимоотношения Кабанихи и Тихона, Д

    Описание слайда:

    Какую проблему поднимает автор, описывая взаимоотношения Кабанихи и Тихона, Дикого и Бориса?
    В начало

  • 8 слайд

    Назовите проблемы, связанные с образом Катерины. В начало

    Описание слайда:

    Назовите проблемы, связанные с образом Катерины.
    В начало

  • 9 слайд

    Главная проблема , поднятая в драме «Гроза»? В начало

    Описание слайда:

    Главная проблема , поднятая в драме «Гроза»?
    В начало

  • 10 слайд

    Какое чувство мешает Тихону решить проблемы в отношениях с Катериной и с мате

    Описание слайда:

    Какое чувство мешает Тихону решить проблемы в отношениях с Катериной и с матерью?
    В начало

  • 11 слайд

    Назовите произведения русской литературы, где поднимаются те же проблемы, что

    Описание слайда:

    Назовите произведения русской литературы, где поднимаются те же проблемы, что и в «Грозе»
    В начало

  • 12 слайд

    Как жила Катерина в родном доме? В начало

    Описание слайда:

    Как жила Катерина в родном доме?
    В начало

  • 13 слайд

    Как Катерина должна относиться к мужу и свекрови? В начало

    Описание слайда:

    Как Катерина должна относиться к мужу и свекрови?
    В начало

  • 14 слайд

    Кому из героев пьесы Катерина может раскрыть душу? В начало

    Описание слайда:

    Кому из героев пьесы Катерина может раскрыть душу?
    В начало

  • 15 слайд

    Почему Катерина боится грозы? В начало

    Описание слайда:

    Почему Катерина боится грозы?
    В начало

  • 16 слайд

    Что значит смерть для Катерины? В начало

    Описание слайда:

    Что значит смерть для Катерины?
    В начало

  • 17 слайд

    Кого любит Катерина: Бориса или Тихона? В начало

    Описание слайда:

    Кого любит Катерина: Бориса или Тихона?
    В начало

  • 18 слайд

    Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается  (чьи это слова?) В начало

    Описание слайда:

    Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается  (чьи это слова?)
    В начало

  • 19 слайд

    Зачем Тихон ненадолго бегал к Савел Прокофьичу? В начало

    Описание слайда:

    Зачем Тихон ненадолго бегал к Савел Прокофьичу?
    В начало

  • 20 слайд

     Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в

    Описание слайда:

     Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда!  (кто и о ком это говорит?)
    В начало

  • 21 слайд

    Назовите отчество Бориса. В начало

    Описание слайда:

    Назовите отчество Бориса.
    В начало

  • 22 слайд

    Кто из героев пьесы символизирует грозу? В начало

    Описание слайда:

    Кто из героев пьесы символизирует грозу?
    В начало

  • 23 слайд

    Что такое гроза в пьесе(литературное определение) В начало

    Описание слайда:

    Что такое гроза в пьесе(литературное определение)
    В начало

  • 24 слайд

    Когда впервые в пьесе появляется гроза как явление природы? В начало

    Описание слайда:

    Когда впервые в пьесе появляется гроза как явление природы?
    В начало

  • 25 слайд

    Зачем в пьесе говорят о громоотводе?(кто?) В начало

    Описание слайда:

    Зачем в пьесе говорят о громоотводе?(кто?)
    В начало

  • 26 слайд

    Когда второй раз гроза врывается в пьесу? В начало

    Описание слайда:

    Когда второй раз гроза врывается в пьесу?
    В начало

  • 27 слайд

    Самое необычное имя героини в пьесе В начало

    Описание слайда:

    Самое необычное имя героини в пьесе
    В начало

  • 28 слайд

    Кто изображен на картинке?В начало

    Описание слайда:

    Кто изображен на картинке?

    В начало

  • 29 слайд

    Кого любила Варвара? В начало

    Описание слайда:

    Кого любила Варвара?
    В начало

  • 30 слайд

     Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не св

    Описание слайда:

     Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы.

    (Кто и кому говорит эти слова?)
    В начало

  • 31 слайд

    Как назвал Катерину Добролюбов? В начало

    Описание слайда:

    Как назвал Катерину Добролюбов?
    В начало

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Презентация к уроку «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». 5 класс

  • Урок по теме «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». 5 класс

  • Обобщающий урок по теме «Басни И.А.Крылова». Презентация.

  • Обобщающий урок по теме «Басни И.А.Крылова»

  • Презентация на тему «Лицей. История и современность».

  • Презентация к уроку «Алые паруса»

  • Рабочая программа по литературе 10 класс

  • Рабочая программа по литературе 11 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452631 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Сочинение по литературе один в поле не воин горе от ума
  • Сочинение по литературе по рассказу капитанская дочка 8 класс
  • Сочинение по литературе по произведению на дне
  • Сочинение по литературе по рассказу бедная лиза
  • Сочинение по литературе на тему что мешает человеку быть счастливым