Сочинение по литературе онегин и печорин

11 вариантов итак, пушкин благородный человек из довольно знатного рода, который ведет светское существование. лермонтов в свою очередь офицер,


11 вариантов

  1. Итак, Пушкин – благородный человек из довольно знатного рода, который ведет светское существование. Лермонтов в свою очередь офицер, который хотя и собирался завершить военную карьеру и полностью заняться творчеством, до завершения своего земного пути оставался на службе. Подобным образом и Онегин больше человек, которому скучно, он многое делает от скуки и цинизма, Печорин тоже человек, которому скучно, но он более ищет сознательно каких-то испытаний и приключений, в общем, более резок как подобает военному офицеру.
    Во многом они похожи, так как оба обладают довольно приятными условиями существования. Могут, так сказать, не заботиться о хлебе насущном и более склонны к мыслительной деятельности. Они оба немного разочаровались в этом мире и ищут возможности как-то развлечь себя.
    Тем не менее, Ни Онегин, ни Печорин не являются людьми избалованными или подлыми. Например, когда Печорин встречается с княжной Мери чтобы позлить Грушницкого, он понимает суть собственного поступка и не строит иллюзий для себя, просто он действует как своеобразный естествоиспытатель, который занимается изучением человеческой психологии. Наверное, глубокий психологизм и искренность с самими собой отличает этих героев, они чувствуют дух своего времени и принимают таким какой он есть.

    3 вариант

    Перед нами представлены два романа, Лермонтова и Пушкина. В произведении Лермонтова “Герой нашего времени” главным героем является Печорин, а в романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин” главный персонаж Онегин. Два совершенно разных произведения, два совершенно разных времени, но сколько сходств героев. Есть и различия ведь время оставило отпечаток на поведении и характере каждого человека. Авторы передали через этих двух персонажей Всю мощь тех поколений.
    Печорин-дворянин. Его социальный статус позволяет ему отказаться от трудовых усилий и жить в свое удовольствие. Но несмотря на это он служит на Кавказе. печорин имеет в себе много положительных качеств. Он умен, имеет необыкновенную силу воли. Онегин-аристократ. Это позволяет ему жить в свое удовольствие, как и Печорину, и ни о чем не задумываться. Оба персонажа были начитанны и образованны, что в свою очередь тоже ставило их выше остальных людей. Но к сожалению с таким списком достоинств ни один из героев не сумел реализовать себя в жизни.
    Юность двух персонажей протекала примерно одинаково, оба вели разгульный образ жизни и отдыхали, не зная никаких забот. Печорин, рассказывая про себя, говорит, что мог при первой встрече с девушкой сказать будет она его любить или нет. Но, к сожалению, женщинам он приносил только несчастье. Онегин в этой сфере не сильно отличается от Печорина и не показывает пример джентльмена. В свое время Онегин отвергает Татьяну и разбивает ей сердце, Татьяна страдает он неразделенной любви, но со временем находит в себе силы перебороть это чувство.
    И Евгений Онегин и Григорий Печорин не очень дружелюбны, это явно просматривается в произведениях. Евгений говорит, что дружит с Ленским только от скуки и просто так, а Печорин демонстрирует равнодушное отношение к своему товарищу Максиму Максимычу.
    Все же между ними есть различия. Онегин-эгоист. Это можно объяснить, вспомнив детство Евгения. С ним не занимался отец, всегда в окружении Онегина были гувернеры, которые только и хвалили его. От этого и сложился эгоистический взгляд. В отличии от Печорина, Евгений никогда не служил, эта черта отличает его от современников.
    Печорин страдающий эгоист. Он осознает, что теряю поколение, оно ничтожно. Он относит себя к жалким потомкам, у которых отсутствуют гордость и убеждения. Он не верит в любовь, в подвиги и в дружбу. Это лишает его всей прелести жизни. В отличии от Онегина Печорин не просто умен, он мыслитель и философ.
    Оба героя отправляются на дуэль, но с разными целями. Онегин под влиянием общественного мнения, а Печорин что бы отомстить обществу.
    Печорин идет на встречу жизни и принимает все ее испытания, Онегин же просто плывет по течению. После сравнения можно убедится, что это две очень разных личности похожих друг на друга.

  2. “Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин – это Онегин нашего времени”.
    В. Г. Белинский.
    Онегин и Печорин — представители определенной исторической эпохи. В их делах и поступках авторы отразили силу и слабость своего поколения. Каждый из них — герой своего времени. Именно время определило не только их общие черты, но и различия.
    Сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина бесспорно. Происхождение, условия воспитания, образование, формирование характеров – всё это общее для наших героев.
    Это были начитанные и образованные люди, что ставило их выше остальных молодых людей их круга. Онегин – столичный аристократ с богатым наследством. Это человек с очень сложным и противоречивым характером. Он талантлив, умён и образован. Свидетельством высокой образованности Онегина является и его обширная личная библиотека.
    Печорин – представитель дворянской молодёжи, сильная личность, в нем много исключительного, особенного: выдающийся ум, необыкновенная сила воли. Обладая значительными способностями, духовными запросами, оба не сумели реализовать себя в жизни.
    В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, оба преуспели в “науке страсти нежной”, в знании “русских барышень”. Печорин говорит, что, знакомясь с женщиной, он всегда безошибочно отгадывал, будет ли она его любить. Женщинам он приносит только несчастье. И Онегин оставил не слишком хороший след в жизни Татьяны, не разделив сразу её чувства.
    Оба героя проходят через несчастья, оба становятся виновниками гибели людей. И Онегин, и Печорин дорожат своей свободой. Характерное обоим равнодушие к людям, разочарованность и скука сказываются на их отношении к дружбе. Онегин дружит с Ленским, потому что делать нечего. А Печорин говорит, что к дружбе не способен, и демонстрирует это в своем холодном отношении к Максиму Максимычу.
    Становится понятно, что есть и различия между героями романов Пушкина и Лермонтова.Онегин- эгоист, что в принципе и не его вина. Отец почти не обращал на него внимания, отдавая сына гувернёрам, которые лишь хвалили парня. Вот он и вырос в человека, который заботился лишь о себе, о своих желаниях, не обращая внимание на чувства и страдания других людей. Онегина не удовлетворяет карьера чиновника и помещика. Он вообще никогда не служил, что выделяет его из современников. Онегин ведёт жизнь свободную от служебных обязанностей.
    Печорин же страдающий эгоист. Он понимает всю ничтожность своего положения. Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствие веры в подвиг, любви и дружбы лишают его жизнь ценностей. Он не знает, зачем родился и зачем живёт. От своего предшественника Онегина Печорин отличается не только темпераментом, силой воли, но и степенью своего отношения к миру. В отличие от Онегина он не просто умён, он философ и мыслитель.
    И Онегин, и Печорин, разочаровавшись в окружающей их жизни, идут на дуэль. Однако у каждого своя причина. Онегин боится общественного мнения, принимая вызов Ленского на дуэль. Печорин же, стреляясь с Грушницким, мстит обществу за несбывшиеся надежды.
    Судьба посылает лермонтовскому герою испытание за испытанием, он сам ищет приключений, что важно. Это привлекает его, он просто живёт приключениями. Онегин же принимает жизнь такой, как она есть, плывёт по течению. Он дитя своей эпохи, избалованное, капризное, но послушное. Непослушание Печорина – его гибель. И Онегин, и Печорин – эгоистичные, но мыслящие и страдающие герои. Так как, причиняя боль другим людям, они страдают не меньше.
    Сравнивая описание жизни героев, можно убедиться, что Печорин – это более активная личность. Онегин, как личность, остается для нас загадкой.
    Но для нас эти герои остаются интересными и важными, как обладатели высокими человеческими достоинствами.
    Добавил: Selina29

  3. Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно,
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    М.Ю.Лермонтов
    В романах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» показана драматическая судьба типичных представителей дворянской интеллигенции первой половины XIX века. Главные герои этих произведений, Евгений Онегин и Григорий Печорин, относятся к типу «лишних людей» России, которые, не находя применения своим способностям, разочаровались в жизни и в окружающем их обществе. Героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет всего десять лет, но они принадлежат к разным эпохам в истории России. Между ними стоит знаменитая дата — четырнадцатое декабря тысяча восемьсот двадцать пятого года, восстание декабристов.
    Онегин живет в двадцатые годы XIX века, в период расцвета общественного движения и свободолюбивых идей. Печорин же — человек другой эпохи. Действие романа «Герой нашего времени» разворачивается в тридцатые годы XIX века. Этот период отмечен жестокой политической реакцией, наступившей после выступления декабристов на Сенатской площади. Онегин еще мог бы уйти к декабристам, таким образом обретя цель в жизни и придав смысл своему существованию. Печорин же уже лишен такой возможности. Его положение гораздо трагичнее, чем положение пушкинского героя.
    В чем же сходство между Онегиным и Печориным?
    Оба они представители столичной аристократии, получили хорошее воспитание и образование, их интеллектуальный уровень выше среднего уровня окружающего их общества.
    Оба героя критически относятся к жизни и к людям. Они недовольны собой, понимают, что их жизнь однообразна и пуста, что в свете царят клевета, зависть, злоба. Поэтому Онегин и Печорин начинают страдать от скуки и меланхолии.
    Чтобы удовлетворить свои духовные запросы, развеять скуку, Онегин пытается писать, но «труд упорный ему был тошен», чтение книг также недолго занимает его.
    И Печорина быстро утомляет любое начатое им дело, оно становится скучным для него. Попав на Кавказ, он надеется, что «скука не живет под чеченскими пулями». Но к свисту пуль он привыкает очень быстро. Любовные приключения также наскучили лермонтовскому герою. Это проявилось в его отношении к Бэле и Мери. Добившись их любви, он теряет интерес к ним.
    Характерной чертой Онегина и Печорина является их эгоизм. Герои не считаются с мнением и чувствами других людей.
    Онегин отвергает любовь Татьяны, не захотев терять свою свободу. Мелочное желание досадить Ленскому приводит к убийству друга.
    Печорин же приносит несчастье почти всем, с кем он встречается: убивает Грушницкого, разрушает жизнь Бэлы, Мери, Веры, до глубины души огорчает Максима Максимыча. Он добивается любви женщин исключительно из желания развлечь себя, развеять скуку, а затем охладевает к ним. Печорин жесток даже к тяжело больной Мери, говоря, что никогда не любил ее, а лишь смеялся над бедной девушкой.
    И Онегин, и Печорин самокритично относятся к себе. Онегин, терзаемый угрызениями совести, не может оставаться там, где совершено преступление. Он вынужден оставить спокойную деревенскую жизнь и скитаться по свету. Печорин признается, что за свою жизнь причинил людям немало горя, что он играет «роль топора в руках судьбы». При этом Печорин не собирается менять своего поведения. Его самокритичность не приносит облегчения ни ему, ни кому-либо другому. Такое поведение делает Печорина, как он сам себя охарактеризовал, «нравственным калекой».
    Онегин и Печорин наблюдательны, хорошо разбираются в людях. Они тонкие психологи. Онегин при первой же встрече выделил Татьяну среди других женщин, а из всего поместного дворянства сошелся только с Владимиром Ленским. Печорин также верно судит о людях, встречающихся на его пути. Характеристики, даваемые им, точны и метки. Он прекрасно знает психологию женщин, легко может предсказать их поступки и пользуется этим, чтобы завоевать их любовь.
    Но оба героя способны на глубокие чувства. Онегин, осознав, что влюблен в Татьяну, готов на все, чтобы хотя бы увидеть ее. А Печорин, узнав об отъезде Веры, незамедлительно бросается вслед за ней, но, не догнав, падает посреди дороги и плачет, как ребенок.
    Светское общество отрицательно относится к героям А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Их поведение непонятно окружающим, их точка зрения на жизнь не совпадает с общепринятой, они одиноки в окружающем их обществе, которое чувствует превосходство этих «лишних людей».
    При всем сходстве характеров и положения в обществе у героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова много различий.
    Онегин не лишен благородства. Он честен по отношению к Татьяне, не желает воспользоваться ее неопытностью. Печорин же предстает перед нами человеком безнравственным, для которого люди являются лишь игрушками. Прекрасно осознавая последствия своих поступков, Печорин даже не пытается изменить свое поведение, жестоко разрушая судьбы других людей.
    По-разному относятся герои и к дуэли.
    Накануне Онегин крепко спит, не воспринимая предстоящую дуэль серьезно. А после убийства Ленского его охватывает ужас, начинают терзать угрызения совести.
    Печорин же подходит к вопросу дуэли серьезно, тщательно выбирая место поединка. Перед дуэлью герой Лермонтова не спит и размышляет о вопросах, над которыми рано или поздно задумывается любой человек: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Совсем скоро Печорин хладнокровно убьет Грушницкого и, вежливо раскланявшись, уйдет с дуэльной площадки.
    Онегин и Печорин глубоко разочарованы в жизни, устали от пустоты светского общества, отвергают его идеалы и ценности. При этом Онегин, страдая от своей ненужности, не способен сопротивляться тому обществу, которое он осуждает. Печорин же, в отличие от него, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, свое призвание и предназначение. Он задумывается о цели в жизни, чувствуя в душе своей «силы необъятные». К сожалению, вся его энергия приносит лишь несчастье людям, с которыми он сталкивается. В этом заключается трагедия жизни Печорина.
    Изображая судьбы своих героев, типичные для их поколения, Пушкин и Лермонтов протестуют против общества, которое лишает людей цели в жизни, вынуждает их даром растрачивать свои силы, не позволяет найти применение их уму и способностям. Это общество порождает «лишних людей», не способных обрести ни любви, ни дружбы, ни счастья. В разоблачении этого общества заключается историческое значение романов «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени».

  4. Два самых загадочных героя отечественной литературы, созданные с разницей в десять лет («Евгений Онегин» в 1831 году, «Герой нашего времени» в 1841) всегда были интересны всем поколениям читателей на протяжении почти двух веков. Это молодые люди словно из числа современных мажоров. Всё-то у них есть, всё-то они знают, всё могут. Только нашим современникам так далеко до их внутренней душевной борьбы… Попробуем сравнить этих героев.
    На первый взгляд кажется, что в этих героях гораздо больше общих черт, чем различий. С Онегиным мы знакомимся, когда ему исполнилось 23 года, когда он – «молодой повеса» – едет в пыли на почтовых ухаживать за умирающим дядюшкой, единственным наследником которого он является. Расстаёмся в финале с человеком, который «…Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов…», находится в состоянии отверженного всеми, одинокого, наказанного за всё своё высокомерие, поверхностное отношение к окружающим изгоя. Печорин, по словам Максима Максимыча, был лет двадцати пяти. По прошествии пары лет, после встречи с штабс-капитаном Печорин погибает где-то за границей при неясных обстоятельствах, будучи ещё очень молодым и полным сил. Оба героя пресытились светом, оба выросли в роскоши: Онегин «… Забав и роскоши дитя…» «… Среди вседневных наслаждений…»; Печорин «…я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги…». Оба наделены прекрасной внешностью, оба умеют обольщать женщин Онегин: «…Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать…»; Печорин: «…ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами…». Оба устали от красавиц «…Красавицы не долго были предмет его привычных дум…»; «…влюблялся в светских красавиц и был любим – но сердце осталось пусто…». Оба героя наделены недюжинным умом, способностью критически относится к происходящему. Оба панически боятся жениться.
    На этом, пожалуй, вся их похожесть и закончилась. А вот различия намного значительнее, чем общие черты. Печорин служит на Кавказе после дуэли (намёк на это можно услышать из его разговора с Верой), подвергая свою жизнь опасности, но уже этот факт свидетельствует о небесполезности его существования. Онегин после дуэли бежит от самого себя и своего преступления, не находя места нигде. Бесполезно проходит его жизнь, никому не приносит он ни счастья, ни любви, ни радости. В отношении к окружающим Евгений Онегин буквально источает презрение: его бегство от незваных гостей, его карикатуры на именинах у Татьяны – всё свидетельствует о том, что он ставит себя выше окружающих. Печорин выделяет несколько людей из круга «черни», но даже остальные удостаиваются его внимания, если это ему необходимо. Например, он может привлечь на свою сторону поклонников Мэри, Максим Максимыч вспоминает, что его рассказы подчас вызывали смех у всех слушателей, что он знал бездну весёлых историй. Но самое парадоксальное различие в отношении к природе! Онегину наскучил деревенский пейзаж на третий день пребывания в деревне. Печорин умеет восторгаться пейзажем, где бы он ни находился: в Тамани, в Пятигорске или в крепости (даже покривившаяся от времени мазанка выписана как на полотне импрессиониста). Причём, его восторг вызывает восхищение читателя, он так наивен и чист, когда говорит о природе. И корень противопоставления этих замечательных героев – их деятельность. Правильнее сказать – бездеятельность, ленивое время препровождение одного и активное отношение к жизни другого. Печорин словно рвётся в бой: он всё время в поиске, его жажда подвига, романтических приключений, его вечный вызов судьбе, опасности, конечно, делает его более интересным и уважаемым героем. Онегин же сибарит, лентяй, его занятие – скука, он, слава богу, читает книжки, но в этих книгах, пишет автор, отразился век с его безнравственной душой, а вот Печорин читает Вальтера Скотта и даже увлекается чтением перед дуэлью с Грушницким. А ещё, кажется, способность читать в сердцах людей лучше развита у Печорина. И он использует несколько попыток обрести счастье…. Другое дело, ни тому, ни другому это не удаётся.
    Время не властно над этими героями, и каждое прочтение даёт нам возможность снова и снова открывать особенности их характеров, судеб. Не стоит их осуждать, ведь они всё-таки герои своего времени….

  5. Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее – иль пусто, иль темно,
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    М.Ю.Лермонтов
    В романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» показана драматическая судьба типичных представителей дворянской интеллигенции первой половины XIX века. Главные герои этих произведений, Евгений Онегин и Григорий Печорин, относятся к типу «лишних людей» России, которые, не находя применения своим способностям, разочаровались в жизни и в окружающем их обществе. Героев А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова разделяет всего десять лет, но они принадлежат к разным эпохам в истории России. Между ними стоит знаменитая дата – четырнадцатое декабря тысяча восемьсот двадцать пятого года, восстание декабристов.
    Онегин живет в двадцатые годы XIX века, в период расцвета общественного движения и свободолюбивых идей. Печорин же – человек другой эпохи. Действие романа «Герой нашего времени» разворачивается в тридцатые годы XIX века. Этот период отмечен жестокой политической реакцией, наступившей после выступления декабристов на Сенатской площади. Онегин еще мог бы уйти к декабристам, таким образом обретя цель в жизни и придав смысл своему существованию. Печорин же уже лишен такой возможности. Его положение гораздо трагичнее, чем положение пушкинского героя.
    В чем же сходство между Онегиным и Печориным?
    Оба они представители столичной аристократии, получили хорошее воспитание и образование, их интеллектуальный уровень выше среднего уровня окружающего их общества.
    Оба героя критически относятся к жизни и к людям. Они недовольны собой, понимают, что их жизнь однообразна и пуста, что в свете царят клевета, зависть, злоба. Поэтому Онегин и Печорин начинают страдать от скуки и меланхолии.
    Чтобы удовлетворить свои духовные запросы, развеять скуку, Онегин пытается писать, но «труд упорный ему был тошен», чтение книг также недолго занимает его.
    И Печорина быстро утомляет любое начатое им дело, оно становится скучным для него. Попав на Кавказ, он надеется, что «скука не живет под чеченскими пулями». Но к свисту пуль он привыкает очень быстро. Любовные приключения также наскучили лермонтовскому герою. Это проявилось в его отношении к Бэле и Мери. Добившись их любви, он теряет интерес к ним.
    Характерной чертой Онегина и Печорина является их эгоизм. Герои не считаются с мнением и чувствами других людей.
    Онегин отвергает любовь Татьяны, не захотев терять свою свободу. Мелочное желание досадить Ленскому приводит к убийству друга.
    Печорин же приносит несчастье почти всем, с кем он встречается: убивает Грушницкого, разрушает жизнь Бэлы, Мери, Веры, до глубины души огорчает Максима Максимыча. Он добивается любви женщин исключительно из желания развлечь себя, развеять скуку, а затем охладевает к ним. Печорин жесток даже к тяжело больной Мери, говоря, что никогда не любил ее, а лишь смеялся над бедной девушкой.
    И Онегин, и Печорин самокритично относятся к себе. Онегин, терзаемый угрызениями совести, не может оставаться там, где совершено преступление. Он вынужден оставить спокойную деревенскую жизнь и скитаться по свету. Печорин признается, что за свою жизнь причинил людям немало горя, что он играет «роль топора в руках судьбы». При этом Печорин не собирается менять своего поведения. Его самокритичность не приносит облегчения ни ему, ни кому-либо другому. Такое поведение делает Печорина, как он сам себя охарактеризовал, «нравственным калекой».
    Онегин и Печорин наблюдательны, хорошо разбираются в людях. Они тонкие психологи. Онегин при первой же встрече выделил Татьяну среди других женщин, а из всего поместного дворянства сошелся только с Владимиром Ленским. Печорин также верно судит о людях, встречающихся на его пути. Характеристики, даваемые им, точны и метки. Он прекрасно знает психологию женщин, легко может предсказать их поступки и пользуется этим, чтобы завоевать их любовь.
    Но оба героя способны на глубокие чувства. Онегин, осознав, что влюблен в Татьяну, готов на все, чтобы хотя бы увидеть ее. А Печорин, узнав об отъезде Веры, незамедлительно бросается вслед за ней, но, не догнав, падает посреди дороги и плачет, как ребенок.
    Светское общество отрицательно относится к героям А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Их поведение непонятно окружающим, их точка зрения на жизнь не совпадает с общепринятой, они одиноки в окружающем их обществе, которое чувствует превосходство этих «лишних людей».
    При всем сходстве характеров и положения в обществе у героев А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова много различий.
    Онегин не лишен благородства. Он честен по отношению к Татьяне, не желает воспользоваться ее неопытностью. Печорин же предстает перед нами человеком безнравственным, для которого люди являются лишь игрушками. Прекрасно осознавая последствия своих поступков, Печорин даже не пытается изменить свое поведение, жестоко разрушая судьбы других людей.
    По-разному относятся герои и к дуэли.
    Накануне Онегин крепко спит, не воспринимая предстоящую дуэль серьезно. А после убийства Ленского его охватывает ужас, начинают терзать угрызения совести.
    Печорин же подходит к вопросу дуэли серьезно, тщательно выбирая место поединка. Перед дуэлью герой Лермонтова не спит и размышляет о вопросах, над которыми рано или поздно задумывается любой человек: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Совсем скоро Печорин хладнокровно убьет Грушницкого и, вежливо раскланявшись, уйдет с дуэльной площадки.
    Онегин и Печорин глубоко разочарованы в жизни, устали от пустоты светского общества, отвергают его идеалы и ценности. При этом Онегин, страдая от своей ненужности, не способен сопротивляться тому обществу, которое он осуждает. Печорин же, в отличие от него, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, свое призвание и предназначение. Он задумывается о цели в жизни, чувствуя в душе своей «силы необъятные». К сожалению, вся его энергия приносит лишь несчастье людям, с которыми он сталкивается. В этом заключается трагедия жизни Печорина.
    Изображая судьбы своих героев, типичные для их поколения, Пушкин и Лермонтов протестуют против общества, которое лишает людей цели в жизни, вынуждает их даром растрачивать свои силы, не позволяет найти применение их уму и способностям. Это общество порождает «лишних людей», не способных обрести ни любви, ни дружбы, ни счастья. В разоблачении этого общества заключается историческое значение романов «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени».

  6. Многие называют Печорина братом пушкинского Онегина. И в какой-то степени они правы. Несомненно, между этими сильными литературными персонажами, созданными двумя гениальнейшими писателями девятнадцатого века, существует много общего. Но и различия, конечно же, есть. Ка же без них.
    И Онегин, и Печорин происходят из дворянских семей. Так же образование, формирование характеров – всё это общее для наших героев. В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, оба преуспели в “науке страсти нежной”, в знании “русских барышень”. Но в результате ни первый, не второй не смогли дать своим возлюбленным ни ласки, ни тепла, ни любви.
    Ещё одной общей чертой Евгения и Григория является разочарованность в мире, в котором они живут. Оба не могут найти своё место, своего дела, которое было бы мило сердцу. Этот общий факт и служит поводом объединить их в один тип литературных персонажей, познавших всю горесть невостребованности и потерянности в мире. И Онегин, и Печорин “лишние люди” в своих историях.
    Но между тем и существуют различия между ними. Если Онегин перестал искать смысл своей жизни, то Печорин не сдаётся, а упорно идёт к своей недосягаемой цели, причиняя боль окружающим его людям.
    Евгений – скептик, Печорин же энтузиаст и романтик.
    Пушкин и Лермонов приводят своих таких похожих и в тоже время разных персонажей к совершенно неодинаковым концам. Александр Сергеевич оставляет финал своего романа открытым, давая читателю пищу для размышлений над вопросами “Что же случилось с Онегиным? Каков конец его жизни?”. А Михаил Юрьевич напротив чуть ли не в самом начала своего произведения ставит своего читателя перед неизменным и беспощадным фактом – Печорин умрёт в отчаянии.
    Сравнивая описание жизни героев, можно убедиться, что Печорин – это более активная личность. Онегин, как личность, остается для нас загадкой. Но для нас эти герои остаются интересными и важными, как обладатели высокими человеческими достоинствами.

  7. И Онегин, и Печорин являются выходцами из дворянских семей и представляют так называемую «золотую молодежь». Ни один из них никогда в жизни не работал для того, чтобы прокормиться, а молодость обоих прошла в разгулах, кутежах и радостях светской жизни. Также оба героя имели успех в свете, особенно среди женщин.
    Однако, как Евгению, так и Григорию суета, шум и мишура такой жизни довольно быстро надоели. Они пресытились подобными радостями и захотели чего-то иного. Во многом это обусловлено их интеллектуальностью. Эти молодые люди обладали неплохим умом, умением мыслить и склонностью к анализу окружающей действительности и самих себя. Отсюда и тяга к уединению и путешествиям.
    Оба героя старались отстраниться от своего привычного окружения, уехать подальше, разобраться в себе. Ни у того, ни у другого это так и не получилось. Их странствия и скитания не принесли никаких существенных плодов. Стоит отметить также общую черту их характеров – эгоизм, из-за которого терпели немало горя те, кто пытался с ними сблизиться. Вообще, ни Евгений, ни Григорий не смогли сделать счастливым никого, даже себя.
    Этих героев можно охарактеризовать как «лишних людей». Они не сумели вписаться в тогдашнее российское общество и, имея неплохие задатки, остались не востребованы им. У них, конечно, есть и определенные различия. Печорин, например, любил подчинять окружающих своей воле, Онегин же не стремился к самоутверждению, особенно за счет других. Григорий был значительно тщеславнее, а также склонен к активным действиям, в отличие от Евгения, который, в основном, плыл по течению.
    Эти герои являются собирательными образами аристократической молодежи 20х годов 19 века. Они демонстрируют пороки и достоинства многих молодых людей того времени. Несомненно, оба героя очень интересны и по праву занимают свое место в русской классической литературе.

  8. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНЕГИНА И ПЕЧОРИНА
    (Передовые люди XIX века)
    Жизнь моя, ты откуда идешь и куда?
    Отчего мне мой путь столь неясен и таен?
    Для чего я не ведаю цели труда?
    Почему я влеченьям своим не хозяин?
    Пессо
    Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал в своей статье “Евгений Онегин” это произведение “энциклопедией русской жизни”. Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русской жизни: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа — Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев общества начала XIX века. В годы создания романа Пушкину пришлось много пережить, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. На широком фоне русских картин жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов.
    Без Онегина был бы невозможен “Герой нашего времени” Лермонтова, потому что реалистический роман, созданный Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX века.
    Пушкин воплотил в образе Онегина многие из тех черт, которые потом развернуты в отдельных персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова. Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру, оба они из светской среды, получили хорошее воспитание, они стоят на более высокой ступени развития, отсюда их тоска, хандра и неудовлетворенность. Все это свойственно душам более тонким и более развитым. Пушкин пишет об Онегине: “Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена”. Светское общество, в котором вращался Онегин, а позднее и Печорин, испортило их. Оно не требовало знаний, достаточно было поверхностного образования, важнее было знание французского языка и хороших манер. Евгений, как все, “легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно”. Свои лучшие годы он тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры и любовные увлечения. Такой же образ жизни ведет и Печорин. Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за “внешней мишурой” не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая суета, пустопорожние разговоры “необходимых глупцов”, душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной, внешне ослепительной, но лишенной внутреннего ‘содержания Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. День похож на день, трудиться незачем, впечатлений мало, поэтому самые умные и лучшие заболевают ностальгией. Своей Родины и народа они по существу не знают. Онегин “хотел писать, но труд упорный ему был тошен…”, в книгах он тоже не нашел .ответа на свои вопросы. Онегин умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие потребности в труде является причиной того, что он не находит себе занятия по душе. От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих крепостных крестьян (“…ярем он барщины старинной оброком легким заменил…”), за что был осужден соседями, которые считали его чудаком и опасным “вольнодумцем”. Печорина также многие не понимают. Для того, чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Лермонтов помещает его в самые различные социальные сферы, сталкивает с самыми разнообразными людьми. Когда вышло в свет отдельное издание “Героя нашего времени”, то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистического романа не было. Белинский указал, что “Княжна Мери” – одна из главных повестей в романе. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. Здесь сильнее всего проявились особенности “Героя нашего времени” как психологического романа. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки: Здесь дана разгадка его характера и объяснение его поступков. Печорин – жертва своего тяжелого времени. Характер Печорина сложен и противоречив. Он говорит о себе; “Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, – другой мыслит и судит его”. В образе Печорина видны черты характера самого автора, но Лермонтов был шире и глубже своего героя. Печорин тесно связан с передовой общественной мыслью, но он причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений и гордости. “Мы не способны к более великим жертвам ни для блага человечества, ни для собственного счастья”, – говорит Печорин. Он потерял веру в людей, его неверие в идеи, скептицизм и несомненный эгоизм – результат эпохи, наступившей после 14 декабря, эпохи нравственного распада, трусости и пошлости того светского общества, в котором вращался Печорин. Основная задача, которую поставил перед собой Лермонтов, – это зарисовка образа современного ему молодого человека. Лермонтов ставит проблему сильной личности, столь непохожей на дворянское общество 30-х годов.
    Белинский писал, что “Печорин – Онегин нашего времени”. Роман “Герой нашего времени” – это горькое раздумье над “историей души человеческой”, души, погубленной “блеском обманчивой столицы”, ищущей и не находящей дружбы, любви, счастья. Печорин – страдающий эгоист. Об Онегине Белинский писал: “Силы этой богатой натуры остались без приложения: жизнь без смысла, а роман без конца”. То же самое можно сказать и о Печорине. Сравнивая двух героев, он писал: “…В дорогах разница, а результат один”. При всей разнице внешнего облика и различии характеров и Онегин; и Печорин, и Чацкий принадлежат к галерее “лишних людей, для которых в окружающем обществе не находилось ни места, ни дела. Стремление найти свое место в жизни, понять “назначение великое” составляет основной смысл романа лермонтовской лирики. Не эти ли размышления занимают Печорина, ведут его к мучительному ответу на вопрос: “Зачем я жил?” На этот вопрос можно ответить словами Лермонтова “Быть может, мыслию небесной и силой духа убежден, я дал бы миру дар чудесный, а мне за то – бессмертье он…” В лирике Лермонтова и раздумьях Печорина встречаем мы печальное признание того, что люди – это тощие плоды, до времени созревшие. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь, и лермонтовские слова, “но судьбу я и мир презираю”, поэтому в “Герое нашего времени” мы так явственно слышим голос поэта, дыхание его времени. Изображал судьбы своих героев, типичные для их поколения? Пушкин и Лермонтов протестуют против действительности, которая вынуждает людей даром растрачивать силы.

Онегин и Печорин как герои своего времени

План

$ I. Проблема героя времени в русской литературе.

II. Типы лишних людей в романах Пушкина и Лермонтова

а) О$негин — современник Пушкина и декабристов.

— «страдающий эгоист», «эгоист поневоле»

$ — богатый помещик

— человек, свободный от служебных обязанностей

— распорядок дня

— дуэль

б) Печорин — герой своего времени.

$ — отсутствие высоких идеалов

— поистине трагическая личность

— дворянин

— е$го «душа испорчена светом»

— деятельная личность

$- полнота чувств и глубина мыслей

— «его силы необъятные»

— его индивидуализм

III. «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» — лучшие художествен$ные документы своей эпохи.

…Онегин — это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его встречают на каждом шагу…

«Герой наше$го времени» Лермонтова — его младший брат.

А.И.Герцен

Проблема героя времени всегда волновала, волнует и будет волновать людей. Её ставили писатели-классики, она актуальна и до сих пор эта проблема интересовала и волновала меня с тех самых пор, когда я впервые открыла произведения Пушкина и Лермонтова. Вот почему я решила обратить$ся к этой теме в моем реферате. Роман А.С.Пушкина в стихах «Евгений Онегин» и роман Лермонтова «Герой нашего времени» — вершины русской литературы первой половины 19 века. В центре этих произведений люди, стоящие по своему развитию выше окружающего их общества, но не умеющие найти применение своим богатым силам и способностям. Поэтому таких людей называют «лишними».

Онегин — типичная фигура д$ля дворянской молодежи 20-х годов 19 века. Еще в поэме «Кавказский пленник» А.С.Пушкин ставил своей задачей показать в герое «ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Но поэт, по его же собстве$нным словам, не справился с этой задачей. В романе «Евгений Онегин» эта цель была достигнута. Поэт создал глубоко типический образ.

Онегин — современник Пушкина и декабристов. Онегиных не удовлетворяет светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Белинский указывает на то, что Онег$ин не мог заняться полезной деятельностью «по некоторым неотвратимым и не от нашей воли зависящим обстоятельствам», то есть из-за общественно-политических условий. Онегин, «страдающий эгоист», — все же незаурядная личность. Поэт отмечает такие его черты, как «мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум». По словам Белинского, Онегин «был не из числа обыкновенных людей». Пушкин подчеркивает, что скука Онегина происходит оттого, что у него не было общественно- полезного дела. Русское дворянство того времени б$ыло сословием земле- и душевладельцев. Именно владение поместьями и крепостными крестьянами было мерилом богатства, престижа и высоты общественного положения. Отец Онегина «давал три бала ежегодно и промотался наконец», а сам герой романа после получения наследства от «всех своих родных» сделался богатым помещиком, он теперь

Заводов, вод, лесов, з$емель

Хозяин полный …

Но тема богатства оказывается связанной с разорением, слова «долги», «залог», «заимодавцы» встречаются уже в первых строках романа. Долги, перезакладывание уже заложенных имений было делом не только бедных помещиков, но и многие «сильные мира сего» оставляли потомкам огромные долги. Одной из причин всеобщей задолженности было сл$ожившееся в царствование Екатерины II представление о том, что «истинно дворянское» поведение заключается$ не просто в больших тратах, а в тратах не по средствам.

Именно в то время, благодаря проникновению из-за границы различной просветительской литературы, люди стали понимать пагубность крепостнического ведения хозяйства. Из числа таких людей был и Евгений, он «читал Адама Смита и был глубокий эконом». Но, к сожалению, таких людей было немного, и основная часть их принадлежала к молодежи. И поэт$ому, когда Евгений «ярем … барщины старинной оброком легким заменил»,

… В своем углу надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед.

$ Причиной образования долгов было не только стремление «жить по-дворянски», но и потребность иметь в своем распоряжении свободные деньги. Эти деньги получали путем закладывания имений. Жить на средства, полученные при закладывании имения, и называлось жить долгами. Предп$олагалось, что на полученные деньги дворянин улучшит свое положение , но в большинстве случаев дворяне проживали эти деньги, тратя их на покупку или строительство домов в столице, на балы (» давал три бала ежегодно») . Именно по этому, привычному, но ведущему к разорению пути и пошел отец Евгения. Не удивительно, что когда отец Онегина скончался, выяснилось, что наследство обременено большими долгами.

$ Перед Онегиным собрался

$ Заимодавцев жадный полк.

В этом случае наследник мог принять наследство и вместе с ним взять на себя долги отца или отказаться от него, предоставив кредиторам самим улаживать счета между собой. Первое решение диктовалось чувством чести, желанием не запятнать доброе имя отца или сохранить родовое имение. Легкомысленный же Онегин пошел по второму пути. Получение $наследства было не последним средством поправить расстроенные дела. Молодость, время надежд на наследство, была как бы узаконенным периодом долгов, от которых во второй половине жизни следовало освободиться, став наследником «всех своих родных» или выгодно женивши$сь.

Блажен…

Кто в двадцать лет был франт иль хват,

А в тридцать выгодно женат;

$Кто в пятьдесят освободился

От частных и других долгов.

Для дворян того времени военное поприще представлялось настолько естественным, что отсутствие этой черты в биографии должно было иметь специальное объяснение. То, что Онегин, как ясно из романа, вообще никогда нигде не служил, делало юношу белой вороной в кру$гу современников. Это отражало новую традицию. Если раньше отказ от службы обличали как эгоизм, то теперь он приобрел контуры борьбы за личную независимость, отстаивание права жить независимо от государственных требований. Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязанностей. Такую жизнь в то время могли себе позволить лишь редкие молодые люди, чья служба была чисто фиктивной. Возьмем такую деталь. Заведенный Павлом I п$орядок, при котором все чиновники, включая самого императора, должны были рано ложиться и рано вставать, сохранился и при Александре I. Но право вставать как можно позже явилось своего рода признаком аристократизма, отделявшим неслужащего дворянина не только от простонар$одья, но и от деревенского помещика. Мода вставать как можно позже восходила к французской аристократии «старого дореволюционного режима» и была занесена в Россию эмигрантами.

Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часа$м дня прогулкой. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов были Невский проспект и Английская набережная Невы, именно там Онегин и гулял: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара и предпочитал обедать в ресторане.

$ Послеобеденное время молодой франт стремился «убить», заполнив промежуток между рестораном и балом. Такую возможность давал театр, он был не только местом художественных зрелищ и своеобразным клубом, где происходили светские встречи, но и местом любовных интриг:

Театр$ уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла — все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

….

Все хлопает. Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

$ Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам.

Бал имел двойственное свойство. С одной стороны, был областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где ослаблялись социально-экономические различия. С другой стороны, $бал был местом представительства различных общественных слоев.

Устав от городской жизни, Онегин поселяется в деревне. Важным событием в его жизни стала дружба с Ленским. Хотя Пушкин отмечает, что они сошлись «от делать нечего». Это, в конце концов, привело к дуэли.$

В то время люди по-разному смотрели на дуэль. Одни считали, ч$то дуэль, несмотря ни на что, — это убийство, а значит, варварство, в котором нет ничего рыцарского. Другие — что дуэль- средство защиты человеческого достоинства, поскольку перед лицом поединка оказывался равен и бедный дворянин, и любимец двора.

Такой взгляд не был чужд и Пушкину, как показывает его биография. Дуэль подразумевала строгость соблюдения правил, что достигалось обращением к авторитету знатоков. Такую роль в романе играет Зарецкий. Он, «в дуэлях $классик и педант», вел дело с большими упущениями, вернее, сознательно игнорируя все, что могло устранить кровавый исход. Еще при первом посещении он был обязан обсудить возможность примирения. Это входило в его обязанности секунданта, тем более, что кровной обиды нанесено не было и всем, кроме 18-летнего Л$енского, было ясно, что дело заключается в недоразумении. Онегин и Зарецкий нарушают правила дуэли. Первый — чтобы продемонстрировать свое раздраженное презрение к истории, в которую он попал против своей воли, в серьезность которой все еще не верит, а Зарецкий потому, что видит в дуэли забавную историю, предмет сплетен и розыгрышей. $Поведение Онегина на дуэли неопровержимо свидетельствует, что автор хотел сделать его убийцей поневоле. Онегин стреляет с дальней дистанции, сделав только четыре шага, причем первым, явно не желая попасть в Ленского. Возникает, однако, вопрос: почему все-таки Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? Основным механизмом, при помощи которого общество, призираемое Онегиным, все же властно управляет его поступками, является боязнь быть смешным или сделаться предметом сплетен. В онегенскую пору нерезультативные дуэли вызывали ироническое отношение. Человек, в$ыходивший к барьеру, должен был проявить незаурядную духовную волю, чтобы сохранить свое поведение, а не принять навязанные ему нормы. Поведение Онегина определялось колебаниями между чувствами, которые он испытывал к Ленскому, и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив п$равила поведения на дуэли. Что победило нам, известно:

Поэт, задумчивый мечтатель

Убит приятельской рукой!

Роман «Евгений Онегин» — того неисчерпаемый источник , рассказывающий о нравах и жизни того времени. Сам Онегин является истинным ге$роем своего времени, и для того, чтобы понять самого его и его поступки, мы изучаем время, в которое он жил.

М.Ю.Лермонтов- писатель «совсем иной эпохи», несмотря на то, ч$то с Пушкиным их разделяет десятилетие.

Годы жестокой реакции сделали свое дело. В его эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от безвременья 30-х годов.

Лермонтов видел трагедию своего поколения. Это нашло свое отражение уже в стихотворении «Дума»:

Печально я гля$жу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно…

$Эта тема была продолжена М.Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени».

Печорин — герой переходного времени, представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов. Отсутствие высоких общественных идеалов — яркая черта этого исторического периода. Образ Печорина — одно из главных художест$венных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален. В нем получили свое концентрированное художественное выражение коренные особенности последекабристской э$похи, в которой, по словам Герцена, на поверхности, «видны балы только потери», внутри же «совершалась великая работа…. глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная «. Вот это разительное несоответствие внутреннего — внешнему и в то же время обусловленность интенсивного развития духовной жизни запечатлены в образе- типе Печорина. Однако его образ значительно шире заключенного в нем в общечеловеческое, национальное — во всемирное, социально-психологическое в нравственно-философское. Печорин в своем журнале неоднократно говорит о своей противоречивой двойственности. Обычн$о эта двойственность рассматривается как результат полученного Печориным светского воспитания, губительного воздействия на него дворянско-аристократической сферы, переходного характера его эпохи.

$ Объясняя цель создания «Героя нашего времени», М.Ю. Лермонтов в предисловии к нему достаточно четко дает понять, чем для него является образ главного героя: «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Автор поставил перед собой важную и сложную задачу, желая отобразить на страницах своего романа героя своего времени. И вот перед нами Печорин — поистине трагическая личность, молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: «З$ачем я жил? Для какой цели я родился?» В изображении Лермонтова Печорин — человек вполне определенного времени, положения, социально-культурной среды, со всеми вытекающими отсюда противоречиями, которые исследованы автором в полной $мере художественной объективности. Это дворянин — интеллигент николаевской эпохи, её жертва и герой в одном лице, чья «душа испорчена светом». Но есть в нем и нечто большее, что делает его представителем не только определенной эпохи и социальной среды. Личность Печорина предстает в романе Лермонтова как неповторимо — индивидуальное проявление в ней конкретно-исторического и общечеловеческого, видового и родового. От своего предшественника Онегина Печорин отличается не только темпераментом, глубиной мысли и чувства, силой воли, но и степенью осо$знанности себя, своего отношения к миру. Печорин в большей степени, чем Онегин, мыслитель, идеолог. Он органично философичен. И в этом смысле он — характернейшее явление своего времени, по словам Белинского, » века философствующего духа». Напряженные раздумья Печорина, его постоянный $анализ и самоанализ по своему значению выходят за пределы породившей его эпохи, имеют и общечеловеческое значение как необходимый этап в самопостроении человека, в формировании в нем индивидульно-родового, то есть личностного, начала.

В неукротимой действенности Печорина получила отражение дру$гая важнейшая сторона лермонтовской концепции человека — как существа не только разумного, но и деятельного.

Печорин воплощает такие качества, как развитое сознание и$ самосознание, «полнота чувств и глубина мыслей», восприятие себя представителем не только наличного общества, но и всей истории человечества, духовно-нравственная свобода, деятельное самоутверждение целостного существа и т.п. Но, будучи сыном своего времени и общества, он несет на себя и их неизгладимую печать, сказывающуюся в видовом, ограниченном, а подчас и искаженном проявлении в нем родового. В личности Печорина наблюдается особенно характерное для социально неустроенного общества противоречие между его человеческой сущностью и существованием, «между глубокостию натуры и жалкостию действия одног$о и того же человека». (Белинский) Однако, в жизненной позиции и деятельности Печорина больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Печатью мужественности, даже героизма, отмечено его ни перед чем не останавливающееся отрицание неприемлемой для него действительности; в протесте против которой он полагается только на собственные силы. Он умирает, ни в чем, не поступившись своими принц$ипами и убеждениями, хотя и не совершив того, что мог сделать в иных условиях. Лишенный возможности прямого общественного действия, Печорин стремится, тем не менее, противостоять обстоятельствам, утверждать свою волю, свою «собственную надобность», вопреки господствующей «казенной надобности». Лермонтов впервые в русской литературе вы$вел на страницы своего романа героя, который прямо ставил перед собой самые главные, «последние» вопросы человеческого бытия — о цели и смысле жизни человека, о его назначении. В ночь перед дуэлью с Грушницким он размышляет: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашив$аю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно она существовала, и верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения. Я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горни$ла их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни». Жертвой своеволия Печорина становится Бэла, насильственно вырванная из ее среды, из естественного течения ее жизни. Погублена прекрасная в своей естественности, но хрупкая и недолговечная гармония неискушенности и неведения, обреченная на неизбежную гибель в соприкосновении с реальностью, хотя бы и «естественной» жизнью, а тем более со все более властно вторгающейся в нее «цивилизации».

В эпоху Возрождения индивидуализм был исторически прогрессивным явлением. С р$азвитием буржуазных отношений индивидуализм лишается своей гуманистической основы. В России углублявшийся кризис феодально-крепостнической системы, зарождение в ее недрах новых, буржуазных отношений, победа в Отечественной войне 1812 года вызывали поистине возрожденчески$й подъем чувства личности. Но вместе с тем все это переплетается в первой трети XIX века с кризисом дворянской революционности (события 14 декабря 1825 года), с падением авторитета не только религиозных верований, но и просветительских идей, что в итоге создавало$ питательную почву для развития индивидуалистической идеологии в русском обществе. В 1842 году Белинский констатировал: «Наш век … это век… разъединения, индивидуальности, век личных страстей и интересов (даже умственных) … «. Печорин со своим тотальным индивидуализмом и в этом отношении фигура эпохальная. Принципиальное отрицание Печориным морали современного ему общества, как и других его устоев, было не только его личным достоинством. Оно уже давно вызрело в общественной атмосфере, Печорин явился лишь наиболее ранним и ярким его выразителем.

$ Существенно и другое: индивидуализм Печорина далек от прагматического, приспособляющегося к жизни эгоизма. В этом смысле показательно сопоставление индивидуализма, скажем, пушкинского Германа из «Пиковой дамы» с индивидуализмом Печорина. Индивидуализм Германа основыв$ается на стремлении во что бы то ни стало завоевать себе место под солнцем, то есть подняться на верхние ступени социальной лестницы. Он бунтует не против этого несправедливого общества, а против своего приниженного положения в нем, не соответствующего, как он полагает, его внутренней значимости, его интеллектуально-волевым возможностям. Ради завоевания престижного положения в этом несправедливом обществе он готов пойти на все: перешагнуть, «преступить» не только через судьбы других людей, но и через себя как «внутреннего» человека». Не таков индивидуализм Печорина. Герой полон действительно бунтарского не$приятия всех устоев общества, в котором вынужден жить. Он меньше всего озабочен своим положением в нем. Больше того, по сути, он имеет, и легко мог бы иметь еще больше из того, чего так добивается Герман: он богат, знатен, перед ним открыты все двери высшего света, все дороги на пути к блестящей карьере, почестям. Он же все это о$твергает как чисто внешнюю мишуру, недостойную живущих в нем устремлени$й к подлинной полноте жизни, которую он видит, по его словам, в «полноте и глубине чувств и мыслей», в обретении значительной жизненной цели. Свой сознательный индивидуализм он рассматривает как нечто вынужденное, поскольку пока не находит ему приемлемой для себя альтернативы.

Есть еще одна особенность в характере Печорина , которая заставляет во многом по-новому взглянуть на исповедуемый им индивидуализм. Одной из доминирующих внутренних потребност$ей героя является его ярко выраженное влечение к общению с людьми, что уже само по себе противоречит индивидуалистическим мировоззренческим установкам. В Печорине поражает постоянное любопытство к жизни, к миру, а главное — к людям.

$ Печорин, говорится в предисловии к роману, — тип «современного человека», каким автор «его понимает» и каким слишком часто встречал.

Итак, перед нами два героя, оба представители своего непростого времени. Замечательный критик В.Г. Белинский не ставил между ними знака «равно», но и большой пропасти между ними не видел.

Называя Печорина Онегиным своего времени, Белинский отдавал должное непревзойденной художественности пушкинского образа и в$месте с тем полагал, что «Печорин выше Онегина по идее», хотя, словно приглушая некоторую категоричность этой оценки, добавлял: «Впрочем, это преимущество принадлежит нашему времени, а не Лермонтову». Начиная со 2 половины XIX века за Печориным упрочилось определение «лишнего человека».

Глубинный смысл и характеристика типа «лишнего человека» $для русского общества и русской литературы николаевской эпохи, вероятно, наиболее точно определил А.И.Герцен, хотя это определение и остается пока в «запасниках» литературоведения. Говоря о сущности Онегина и Печорина как «лишних людей» 1820-30-х годов, Герцен сделал замечательно глубокое наблюдение: «Печальный тип лишнего … человека — только потому, что он развилс$я в человеке, являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и городах».

И все же при всей близости к Онегину Печорин, как герой своего времени, знаменует совершенно новый этап в развитии русского общества и русской литературы. Если в Онегине отражен мучительный, но во многом полустихийный процесс превращения аристократа, «денди» в человека, становления в нем личности, то в П$ечорине запечатлена трагедия уже сложившейся высокоразвитой личности, обреченной жить в дворянско-крепостническом обществе при самодержавном режиме.

$

По словам Белинского, «Герой нашего времени» — это «грустная дума о нашем времени», а Печорин- «это герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою».

«Евгений Онегин » и «Герой нашего времени» — яркие художественные документы своей эпохи, $а главные их герои олицетворяют для нас всю тщетность попыток жить в обществе и быть свободным от него.

Литература

1) Н.А.Демин «Изучение творчества А.С.Пушкина в 8 классе», Москва, «Просвещение», 1971г.

2) М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени$», Москва, «Советская Россия», 1981г.

3) М.Ю.Лермонтова «Сочинения», Москва, издательство «Правда», 1988г.

4) В.Г.Маранцман «Художественная литература», «Просвещение», 1991г.

$ 5) А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Москва, «Худож.литература», 1984г.

6) Б.Т. Удодов «Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», Москва, «Просвещение», 1989г.

Тип «лишнего человека» — наиболее распространённый образ в литературе, излюбленный самыми известными писателями 19 столетия. Для того чтобы понять характер и сущность типа «лишнего человека», достаточно провести сравнение двух персонажей ‐ Онегина и Печорина. Они являются главными экспонатами в галерее непонятых и недооцененных персонажей, покоривших публику.

Сходства

У этих персонажей есть немало схожих качеств. Онегин и Печорин имеют одинаковое происхождение. Оба героя росли и воспитывались в Петербурге, оба одного возраста (Евгению 26 лет, а Григорию 25). Они ни в чем себе не отказывают. Материальные возможности позволяют Онегину и Печорину не работать и жить в свое удовольствие, однако им эта золотая праздность надоедает. Герои отличаются от остальных дворян именно тем, что они ощущают скуку даже в роскошных гостиных и чувствуют усталость от светского общества. В юности оба персонажа увлекались досугом в высшем свете, но вскоре разочаровались не только в нем, но и в людях, которые были однотипны, мелочны и банальны. В поисках приключений герои проходят через муки выбора, а также становятся виновниками гибели тех, кто был им небезразличен. Они очень дорожат свободой, но и она для них «постыла». Также схожесть данных персонажей заключается в том, что они оба обладали способностью обольщать женщин. Однако, подобно светскому обществу, и красавицы героям быстро наскучили, несмотря на то, что они уделяли им много времени и придавали большое значение. Для Печорина и Онегина важнее всего оказалась свобода, поэтому они больше не хотели связывать свою жизнь с женским полом. 

Некоторые поступки героев также подчёркивают схожесть их характера. Сцена объяснения Евгения Онегина с Татьяной Лариной похожа на сцену разговора Печорина с Княжной Мэри. Григорий, как и Евгений, хотел показать приятелю свое превосходство, флиртуя с избранницей «соперника». Оба эпизода привели к дуэли. А сцена встречи Печорина с Бэлой на Кавказе напоминает эпизод встречи Евгения с Татьяной в Петербурге. 

Онегин и Печорин не могли ценить других людей, поэтому и остались без друзей. Конечно, Евгений Онегин имел друга Владимира Ленского, но он убил его на дуэли. С Грушницким Печорин общался, можно сказать, как с другом. Однако он невзлюбил его с начала их знакомства. Также можно заметить, как Печорин равнодушно отнёсся к встрече с Максомом Максимычем. А ведь он был старым другом Печорина. Доктор Вернер был ближе всех них к Печорину, но и он не выдержал долгого общения с ним. Хладнокровное убийство Грушницкого поразило его.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Печорин и Онегин действительно очень похожи по своему нраву и характеру. Не зря В. Г. Белинский называет центрального персонажа романа «Герой нашего времени» «Онегиным нашего времени».

Различия

Несмотря на то, что между этими двумя персонажами, как выяснилось, существует немало схожих черт, между ними есть и существенные различия. Главное из них — отношение героев к своей жизни. Безусловно, оба персонажа являются типичными эгоистами, но у каждого данная черта проявляется по-своему. 

Евгений Онегин — эгоист, но он в этом не виноват, как утверждает автор. Отец практически не занимался своим сыном Евгением и не обращал на него внимания. Он отдал Онегина на воспитание гувернеру, который только и делал, что хвалил молодого человека. К тому же Онегин никогда не служил и был наследником всех своих родных. Праздность развратила его. Он рос и воспитывался в той среде, в который каждый думает и заботится лишь о собственном благополучии. Однако герой все же пытается измениться: бежит в деревню, заводит друга, искренне жалеет Татьяну и бережет ее чувства. Ведь он мог бы воспользоваться ее наивным даром, мог бы принять ее самопожертвование, но он отказывает ей, потому что понимает, что не сделает девушку счастливой. Евгению не хватает внутренней силы, чтобы извиниться перед Владимиром, но он очень жалеет его. В финале он попирает свою гордость и сам идет к Татьяне с признанием. Все это говорит в его пользу.

Совсем другим предстает образ Печорина. Он представляет собой страдающего эгоиста. Герой причисляет себя к никчёмным и жалким потомкам, которые бродят по земле без каких-либо принципов, нравственных и моральных ценностей. Печорин не понимает, для чего родился и какова его цель в жизни, но поиск предназначения у него выражается в манипуляции другими людьми. В отличие от Онегина, Печорин не только умен и сообразителен, но еще он предстаёт перед читателем в роли философа. Однако мысли его направлены не на саморазвитие. Напротив, он поощряет свои прихоти и хладнокровно подмечает результаты своей разрушительной деятельности. Григорий не жалеет княжну Мери и играет ее чувствами ради своих капризов. Он не прощает Грушницкого и целенаправленно убивает его. Он похищает Бэлу и не спешит жениться на ней. Все его поступки порочны, он знает это, но ничего не хочет с этим поделать.

Вывод

Можно сделать вывод, что Онегин — это первая стадия паралича души, который делает человека лишним в обществе. Он не безнадежен, и открытый финал романа — тому подтверждение. Евгений стремится стать лучше и, возможно, преуспеет. А Печорин не раз заявляет,  что он — эгоистичная натура, живущая лишь для собственного удовольствия. Он не жалеет о содеянном, он лишен гуманизма. В финале он погиб, а значит, он никогда не исправится. Автор не верит в его нравственное преображение.

Таблица

Различия:

Онегин Печорин
Живет в 20 годы 19 века, когда общество еще верит в перемены и ждет их. Живет в эпоху после разгрома декабристов в 1825 году, когда общество уже ни на что не надеется.
«Труд упорный ему был тошен». Служит в армии.
Путешествия по России заставили Евгения о многом задуматься и перемениться. Путешествия по России не меняют взглядов Григория: везде он манипулирует людьми по одной лишь прихоти.
Евгений интересуется политикой, экономикой и даже проводит реформы в имении дяди, заменив барщину оброком «легким». Не интересуется всем этим и не заботится о своих крепостных. Он просто тратит деньги, нажитые их трудом.
Жалеет своих невольных жертв. Не сожалеет о своих поступках (кроме ситуации с Верой).
Евгений убил Ленского, но после этого больше ничего плохого не делал. Эта смерть его мучает. Григорий совершает плохие поступки подряд, и гибель Грушницкого его не тронула.

Сходства:

Отношение к женщинам Волочатся за дамами от скуки, в любовь не верят.
Отношение к свободе  Ценят ее больше всего на свете.
Отношение к друзьям  Свои прихоти и свое «Я» ценят гораздо выше дружбы, легко расстаются с приятелями.
Отношение к себе Модно одеваются, следят за внешностью, ценят роскошь и окружают себя комфортом.
Отношение к светскому обществу Холодное презрение.

Автор: Виктория Комарова

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Чацкий, Онегин, Печорин в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Как стремителен бег времени! Уже более 150 лет отделяют нас от героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Но мы вновь и вновь обращаемся к ним, к их чувствам, мыслям, раздумьям, ищем и находим в них близкое и нужное нам, детям беспокойного XX века. Литература всегда была тесно связана с жизнью общества, отражала в художественной форме самые волнующие проблемы своего времени. Первая половина XIX века — период, на который приходится жизнь и творчество этих замечательных русских поэтов и писателей — была эпохой великих событий и потрясений; живы были еще идеи Великой Французской революции; Отечественная война 1812 года показала всему миру примеры невиданного мужества русского народа; передовая немецкая философия обосновала вольнолюбивые стремления передовой дворянской молодежи. Это и есть три составляющие части того первого в России организованного революционного выступления, которое получило название «декабризм». В литературе, как в зеркале, отразились зарождение, формирование и укрепление свободомыслия, непокорности, бунтарства самой передовой части дворянской молодежи. Чацкий, Онегин и Печорин — блестящие представители этой молодежи, в делах и поступках которых авторы отразили силу и слабость своего поколения. Одними из первых в русской литературе показал человека, гордо и прямо противопоставившего себя обществу, удивительный, «загадочный», по словам А. Блока, писатель и человек — Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829 г.г.) Это был человек одаренный многими талантами: блестящий поэт и писатель, интересный композитор и музыкант, выдающийся дипломат. Но главное, это был человек яркого ума, благородства, чести, любви к Родине, уважения к русскому народу и страстного желания счастья и свободы России и ее людям. Многое сближало Грибоедова с декабристами: происхождение, воспитание, образование, участие в Отечественной войне 1812 года. Так же, как и декабристы, он ненавидел крепостное право и неограниченную самодержавную власть. Но во многом Грибоедов был мудрее и прозорливее будущих декабристов. Он выразил сомнение в победе этого движения, заявив, что сто прапорщиков не в состоянии изменить государственный строй России. Но именно Грибоедов показал первого из этих «ста прапорщиков» воплотив в его образе все лучшее, что он видел в будущих декабристах. Комедия «Горе от ума» создавалась в 1816 — 1824 г.г. — в период, когда в России возникали и действовали первые проблемы общества. Комедия является как бы художественной летописью и историей декабризма. Основной конфликт комедии — столкновение лагеря молодой России, представленного Чацким, и лагеря крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими, — это не выдумка автора, а отражение той общественной борьбы, которая была характерна для русской жизни начала XIX века. Против чего же восстает Чацкий, о котором А. Герцен сказал, что это декабрист, шедший прямой дорогой на каторгу. Крепостное право — вот что сковывало творческие силы «умного, бодрого русского народа», препятствовало экономическому и культурному развитию России. В своих страстных монологах Чацкий клеймит позором варварский мир крепостников, где человека ценят за количество крепостных душ, где верного слугу, спасшего жизнь своему господину, «обменяли на борзые две собаки». Этот мир — «век минувший» — вечный враг Чацкого. Герой комедии — страстный боец против дельцов, шутов, «предателей в любви, в вражде неутолимых, рассказчиков неукротимых.» Сам Чацкий, несомненно, пламенный патриот, любящий Россию народную, но не государство царя, помещиков и чиновников. Служить Отчизне и народу — вот девиз Чацкого. Передовое мировоззрение Чацкого, его вера в силу разума, близость свободы сталкиваются с реальной крепостнической действительностью, cо страшным миром фамусовых, отчаянно борющихся за свое положение и привилегии. Комедия заканчивается видимым поражением Чацкого. По словам И. Гончарова, герой «сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». И. Гончаров называет Чацкого «вечным обличителем лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он — Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.» (И.А. Гончаров) Чацкий любимый герой А.С. Грибоедова. Голос Грибоедова звучащий то насмешливо и гневно, то взволнованно и вдохновенно, — это голос писателя, отдавшего все свое сочувствие Чацкому, а все свое презрение — «толпе его мучителей». Борьба Чацкого против фамусовского общества не завершилась в комедии. Она и в русской жизни только начиналась. Если Чацкий — «герой своего времени», герой эпохи, предшествующей воспитанию декабристов, то Евгений Онегин представляет более поздний период русской истории. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «самое задушевное произведение писателя, самое любимое дитя его фантазий», был начат в 1823 году и завершен в 1831 году. В нем нашли отражения заветные думы и чувства поэта, его взгляды и размышления над современной жизнью. При всей широте тематики роман «Евгений Онегин» — это прежде всего художественное исследование духовных исканий передовой дворянской молодежи, их сомнений и тревог, стремлений и надежд. Работа над романом был начата в годы общественного подъема, а закончилась уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевской реакции. В годы создания романа автору пришлось пережить ссылки, потерять многих доузей, испытать горечь от гибели лучших людей России. Поэтому первые главы проникнуты радостными , жизнеутверждающими настроениями, а в последних усиливаются трагические мотивы. Роман явился плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Умом и «сердцем» автор пытается понять и представить на суд читателя духовный и нравственный облик лучших людей своего времени. Типичным представителем их в романе является Евгений Онегин. Даже название романа подчеркивает его центральное место среди остальных персонажей.
Итак, перед нами столичный аристократ. Хотя, Онегин, по шутливому замечанию автора, «учился чему ни будь и как-нибудь», он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличались своей эрудицией от большинства окружающих. Пушкинский герой — порождение светского общества, но вместе с тем чужд и враждебен ему. Отчуждение и противостояние окружающему обществу проявляются не сразу. Сначала молодой человек с головой погружается в светскую жизнь, находя в ней радость и удовольствия, но однообразия и пустота этих «радостей и удовольствий» быстро наскучили ему, и, по словам Белинского, он «покинул свет, как это делали слишком немногие.» Онегин слишком глубокая и богатая натура, чтобы не замечать пороков окружающего мира

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Сочинение.
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

«Байроническими» называют тех героев, которые напоминают персонажей романтических поэм лорда Байрона, особенно скитальца Чайльд Гарольда. Первым таким героем в русской литературе стал пушкинский Онегин, вторым — лермонтовский Печорин, свою фамилию получивший по образцу пушкинского героя в честь известной северной реки. Однако герой Лермонтова был ориентирован и на реального прототипа, Владимира Сергеевича Печерина, поэта, философа, утопического социалиста, не нашедшего себя в русском обществе и в 1836 г. эмигрировавшего. И Онегин и Печорин, каждый по-своему, разочарованы в жизни, пресыщены нравами высшего света. Они удаляются из столицы, один — в деревню, другой — на Кавказ. Оба оказываются в конечном счете неудачниками в любви. Однако между Онегиным и Печориным имеются весьма существенные различия. Герой Пушкина ближе байроновскому. Неслучайно поэт неоднократно называет Онегина Чайльд Гарольдом, отмечая, что Евгений, как и персонаж поэмы Байрона, «к жизни вовсе охладел», став угрюмым и томным. При этом Онеги н все же никому не желает и сознательно не творит зла. Не то что Печорин, куда дальше отстоящий в этом отношении от байроновского героя. Он сознательно делает несчастной Мери, не испытывает никаких угрызений совести, убив на дуэли бывшего друга, Грушницкого. Выдающийся русский философ Лев Шестов сделал следующий вывод из сравнений романов Пушкина и Лермонтов: «Онегин и Печорин — родные братья, близнецы, если угодно, вскормленные грудью одной матери. А что же? Лермонтов спасовал, уничтожился перед своим Печориным. Пушкин восторжествовал над своим Онегиным… Куда ни является Печорин, он всюду, подобно ангелу смерти, вносит горе, несчастие, разрушение. Никто и ничего не в силах противостоять его могучей силе. Лермонтов словно говорит нам: вот все, что есть, что может быть в жизни. Вам не нравится Печорин: он зол, мстителен, беспощаден. А все-таки — он лучший, все-таки все остальное — ничтожность в сравнении с ним… У Пушкина мы, с восторгом, с радостью видим прямо противоположное. И его Онегин сперва является перед нами победителем. Он везде первый, и в гостиных, и в деревне… Следя за перипетиями романа, видя повсюду торжество Онегина, читатель с тревогой спрашивает себя: неужели этот победит? неужели во всей России, во всей русской жизни Пушкин не отыскал ничего и никого, кто мог бы остановить победоносное шествие бездушного героя?.. Но тут является на сцену Татьяна». Бросающееся в глаза родство Печорина и Онегина легко объяснить как их принадлежностью к байроническому типу героя, так и их общественным положением. Ведь оба славились своими успехами в петербургском свете. Но Шестов не прав, когда утверждает, что Лермонтов не справился со своей творческой задачей, позволив Печорину торжествовать в современной жизни и не сумев противопоставить ему равного по силе героя. Ведь в предисловии к роману поэт прямо указывал своим критикам: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии… Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать соврем енного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастию, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает!» Лермонтовский Печорин в минуту откровенности с самим собой признает никчемность прожитой жизни: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и,, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, — лучший цвет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудье казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странну ю потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться». Он уже куда пессимистичнее героев Байрона, романтизма в нем почти не осталось, и неслучайно роман Лермонтова стал первым собственно реалистическим романом в русской литературе. Здесь непосредственно раскрывается, внутренний мир героя, и картина эта безрадостна. Печорин раскаивается лишь в том, что не достиг в жизни того, к чему будто бы имел призвание, а не в страданиях, причиненных своим жертвам. Он никогда бы не смог ответить так, как ответил Онегин на предельно искреннее письмо Татьяны, никогда бы не написал такого письма, какое написал Евгений своей возлюбленной. Пушкинский герой еще вполне в традициях Байрона ищет в жизни идеал красоты и любви, ему ведомы духовные боренья. Вспомним, как Онегин после того, как Татьяна отвергла его, оказывается «сердцем погружен» в «бурю ощущений». Печорина же никогда не оставляют женщины, наоборот, он их бросает, как сам признается, «всегда без сожаления». Почему же лермонтовский герой оставляет у нас гораздо более мрачное ощущение, чем пушкинский? Причина, думается, в том, что писались два романа, по сути, в разные эпохи. Пушкин еще помнил «дней Александровых прекрасное начало» и задумал и во многом написал своего «Онегина» еще во времена декабристов, до воцарения Николая I с его идеалом полицейского государства. Лермонтов творил уже после разгрома декабристского движения, в эпоху наступившей реакции. Его герой жил уже не в конце 1810-х — начале 1820-х годов, как Онегин, а уже в николаевской России, где его способности не могли быть востребованы в принципе. Может быть, поэтому Печорин замкнулся в своем эгоизме и мизантропии. Это — последний байронический герой русской литературы. Романтические черты у него постепенно вырождаются в почти буржуазный эгоизм. Если Онегина от такого перерождения все-таки спасла любовь к Татьяне, то Печорину так и не довелось встретить подобную сильную натуру. Княжна Мери и Бэла способны только на роль жертвы. Романтизм постепе
нно уходил и из жизни, и из литературы. Готовился отойти в прошлое и байронический тип героя. На смену ему должен был прийти бальзаковский тип молодого циника и приобретателя. Печорин еще лишен одной важной страсти — страсти к наживе. С добавлением же ее подобные ему герои очень легко превращаются в бальзаковских, ибо цинизмом Печорин не уступает Растиньяку.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

  • Сочинение по литературе по станционному смотрителю 7 класс
  • Сочинение по литературе на тему почему чацкий обречен на одиночество по комедии горе от ума
  • Сочинение по литературе написано на 5 страницах на каждой странице 32 строки по 48 символов
  • Сочинение по литературе на тему что делает базарова героем своего времени
  • Сочинение по литературе на тему на дне м горького