Сочинение по литературе на тему теория раскольникова и ее крах кратко

Теория раскольникова. истоки бунта. тварь ли я дрожащая или право имею цель урока: раскрытие сути теории раскольникова задачи урока: образовательные:

Теория Раскольникова. Истоки
бунта.

«Тварь ли я дрожащая или право
имею»

Цель
урока: Раскрытие сути теории Раскольникова

Задачи
урока:

  • Образовательные:

1.       Сформулировать
предпосылки возникновения теории Раскольникова;

2.       Сформулировать
мотивы совершения преступления;

  • Развивающие:

1.
  Формировать умение анализировать эпизод текста;

2.
  Формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста;

3.
  Формирование умения логично, убедительно рассуждать на
нравственно-философские  темы, подтверждая суждения текстом;

4.
Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

  • Воспитательные:

1.       Воспитывать
нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к
ближним;

2.       Способствовать
духовно-нравственному развитию учащихся;

3.       Формирование
умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанных художественных
произведений.

4.       4.Дать
возможность научиться обработке информации, систематизации и анализу
художественного произведения.

Тип
урока: урок-семинар

Формы
организации познавательной деятельности: 
 фронтальная,
индивидуальная.

       
                     
                     
                     
                 Вечный спор
Ангела и Демона происходит

       
                     
                     
                     
                в нашей собственной совести.
И ужаснее  

       
                     
                     
                     
                всего, что мы никогда
не знаем, кого из них

       
                     
                     
                     
                любим, кому больше
желаем победы.

       
                     
                     
                     
                     
                     
           Д.С. Мережковский

 
           1. Организационный момент:

Зачем человек рождается на свет… Какова
цена человеческой жизни… В чем эта истина и где ее искать… Ответы на эти
вопросы мы попытаемся найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание». Федор Михайлович Достоевский помогает нам ответить на вопрос,
который зародился одновременно с жизнью на Земле. Может ли человек ставить себя
выше себе подобных? Может ли человек ставить эксперименты над живыми людьми?
Скажите, ребята, по этим вопросам вы уже догадались, какова тема нашего
сегодняшнего урока? (дети отвечают
)+ 1 слайд  Ответы
на эти  вопросы  мы попытаемся дать в конце занятия.  А пока
обратимся к эпиграфу урока.           
                     
                     
                     
                     
       

Вечный спор Ангела и Демона
происходит

       
                     
                     
                     
                в нашей собственной
совести. И ужаснее  

       
                     
                     
                     
                всего, что мы никогда
не знаем, кого из них

       
                     
                     
                     
                любим, кому больше
желаем победы.

       
                     
                     
                     
                     
                     
           Д.С. Мережковский

Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона
Раскольникова?  Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на
весах жизни главного героя? Кто же он – тварь дрожащая или право имеющий… Право
убивать… (демонстрация видеоролика из сериала «Преступление и наказание» —
сцена убийства старухи-процентщицы)

Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами
все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова,
как сложна эта борьба, и все же  — убийство.

Что
такое преступление?  И что есть наказание для убийцы?

Что
есть преступление Раскольникова?  И что есть его наказание?  Сегодня
определите вы сами.

3.       Актуализация
знаний учащихся.


Скажите, пожалуйста,  каким компонентом в  композиции романа является
сцена убийства? (Кульминация)

Но
перед тем, как решится на подобный шаг. гл. герой испытал на себе колоссальное
давление. Давление это происходило с внешней стороны и с внутренней. Поэтому,
чтобы преступить к основному этапу урока, мы должны актуализировать свои
знания, ответив для себя, на два вопроса. Ответы на эти вопросы должны быть
краткими, так как шире эти два вопроса мы рассмотрим в течение урока.


Какую роль играет Петербург в романе?
 (Описание
Петербурга в романе Ф.М.Достоевского играет очень большую роль. Оно даёт нам
полное представление о том, как выглядел город, какими были люди, живущие в
нём. 
» «Раскольников
не мог там находиться. Этот город его угнетал и раздражал. Ему хотелось
вырваться оттуда, но это было невозможно, так как у него было слишком мало
денег.» — на слайде)

 —
Каковы отношения Раскольникова с окружающими его людьми?
 (С
семьей его связывают теплые отношения, с Разумихиным он дружит, но он ненавидит
свою квартирную хозяйку, которой должен, он испытывает отвращение к «мерзкой
старушонке», он сочувствует Мармеладову, он раздражен тем, что вокруг бедность,
нищета, нет социальной справедливости. И, наконец, он влюбляется в Соню)

4.
Работа по теме урока. Работа с текстами и презентацией.

Итак,
ребята, выяснив для себя ответы на эти два вопроса , мы переходим к основному
этапу урока. Давайте, сначала поразмышляем над смыслом двух слов , которые
составляют основу всего романа. Они обозначены в заглавии. Это преступление и наказание. (На
слайде написаны эти два слова. Дети пытаются разгадать их семантическую, то
есть внутреннюю форму. Давайте подумаем, как можно истолковать эти слова,
проведем небольшой анализ.

(Преступление
преступить, переступить через что-то.

Учитель: А
что значит – преступил? (перешагнул)

Наказание —
1) от казнь, получить казнь, 2) получить наказ на будущее)


Ребята, мы выяснили, что если человек совершил преступление, значит, он
преступил черту. А как вы думайте, какие три черты преступил Раскольников? Давайте
составим таблицу, в которой будут три столбца, названия пока у таблицы не
будет, а три столбца мы озаглавим следующим образом: нравственность, философия,
социальные черты.

(Дети
говорят, что нравственного он преступил, что философского, что социального: он
преступил нравственные черты – он убил человека, он
преступил философские черты – он создал свою теорию, делящую
людей на 2 разряда, он преступил социальные черты – он нарушил закон)

(запись
в тетради) Давайте посмотрим в нашем учебнике, есть и упоминание об этих
чертах.(Смотрят учебник, находят там упоминание)

Хорошо
ребята, значит мы с вами на правильном пути. Мы с вами выяснили, какие черты
преступил Раскольников, совершая преступление. А суть наказания мы выясним
позже. Теперь нам предстоит большая работа по анализу теории Раскольникова.

Вы
видите, что наша доска разделена на две части. В каждой части написано только
одно слово ТЕОРИЯ.

Что
бы это могло значить? (отв. Возможно, несколько точек зрения и т. д.)

Начинаем
работу по первой части. Давайте обратимся к тексту № 1. (ч.3, гл.5) Читают
текст, отвечают на вопрос.


В чем же смысл этой теории?

(делит
людей на обыкновенных и необыкновенных.)

Текст № 1.

— Нет, нет, не совсем потому, — ответил
Порфирий. — Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на
«обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить
в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли,
обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и
всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.

Итак,
значит, в теории есть обыкновенные и необыкновенные люди. Кто они? Разделитесь,
пожалуйста,  по парам. Я предлагаю первой паре (Аделина, Виталий) 
 проанализировать, какие по теории  Раскольникова люди обыкновенные,
в вторая пара (Вова, Кристина) исследует людей необыкновенных. Поработайте,
пожалуйста, с текстом и выпишите на листы , раскрывающие суть теории.

Что должно получиться у 1 группы:

  • Я только в
    главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону
    природы, разделяются вообще на два разряда: на низший
    (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно
    для зарождения себе подобных…

Подразделения тут, разумеется,
бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый
разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные,
чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны
быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для
них унизительного.

  • Первый разряд
    всегда — господин настоящего,
  • Первые
    сохраняют мир и приумножают его численно;

Что должно получиться у 2 группы:

  • … и собственно
    на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое
    слово.
  • Второй
    разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по
    способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и
    многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных
    заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для
    своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри
    себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через
    кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В
    этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.

Ребята
зачитывают  прикрепляют свои выводы на доску в первой части ТЕОРИИ
(«обыкновенные» и «необыкновенные» люди)


Молодцы, ребята. У нас осталась пустой вторая половина доски. И там тоже
написано «теория».  Суть теории Раскольникова вы уже раскрыли. Теперь,
ребята, вам нужно раскрыть причины её возникновения. (делю половину ещё на 2
части). Их две – внешние и внутренние.

 Как
мы с вами понимаем, в начале урока мы не просто так отвечали на два вопроса,
помните? Что мы выясняли? (Роль Петербурга в романе и отношения Родиона с
окружающими его героями)


Вы сказали, что Петербург – это среда, в которой жил наш герой. Может ли
окружающая среда влиять на поступки и мысли человека? (да, конечно,
может).
 Значит, окружающую среду Раскольникова, т.е. Петербург – мы
отнесем к внешним или внутренним предпосылкам рождения теории? 
 внешним, так как это – окружение героя, то есть то, что влияет на него
извне)

Ребята,
также вы анализировали отношения Раскольникова с другими героями. К каким
причинам мы отнесем их? (к внутренним)

Почему?
(переживания, чувства по отношению к этим героям происходят в душе
Раскольникова, то есть внутри него)

Молодцы,
ребята. Теперь вы понимаете, что является внешними, а что внутренними причинами
рождения теории. Перед вами тексты. Так же, работая с текстом в парах,
заполните, пожалуйста, вторую половину доски. 1 группа исследует внешние
причины, вторая – внутренние.

Что
должна найти 1 группа:

На
улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса,
кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу,
не имеющему возможности нанять дачу, — всё это разом неприятно потрясло и без
того уже расстроенные нервы юноши. – ч.1, гл.1

Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло
на миг в тонких чертах молодого человека

(ч.1, гл.1)

Каморка
его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более
на шкаф, чем на квартиру. (ч.1, гл.1)

Это
была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с
своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того
низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё
казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. (ч.1, гл.3)

Жалеть!
зачем меня жалеть! — вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед
рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов. — Зачем
жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на
кресте, а не жалеть! (ч.1, гл.2)

А
тут поднялся проливной дождь, и Дуня, оскорбленная и опозоренная, должна была
проехать с мужиком целых семнадцать верст в некрытой телеге. (ч.1, гл.3)

:
Взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость
окружающего мира; Идеи бонапартизма (в 1865 году была переведена на русский
язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой
личности); (из тетради

Внутренние:
Тексты (по тому же принципу). Выводы— Состояние Раскольникова (он
унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление
действовать); Характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно
самолюбивый и восприимчивый. Нравственные истоки теории Раскольникова, которая
порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон —
сострадание); То, что теория Раскольникова нечеткая, противоречивая, поэтому
герой мечется между собой и теорией. В центре урока — наблюдения за развитием
идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.

 —
Итак, мы с вами проанализировали ТЕОРИЮ Раскольникова и ответили на многие
важные вопросы по ПРЕСТУПЛЕНИЮ. Скажите, пожалуйста, а что получает человек,
совершивший преступление? Наказание. Давайте посмотрим, какое наказание
получает Раскольников, преступив через эти три черты, которые вы вывели.

 (Социальное
наказание
. — лишение свободы; философское наказание. —
опровержение теории, её крах; нравственное наказание. —
одиночество, утрата всех жизненных ценностей).

 -Хорошо,
ребята. Ребята, скажите, пожалуйста, а почему у главного героя романа такая
фамилия? (Раскол – происходит внутренний раскол его)


То есть что происходит с героем в момент совершения преступления и наказания?
(Герой раскалывается)

 —
А что значит раскалывается? (Значит он теряет гармонию с окружающим
миром и с миром внутренним.)

Выводы.

Итак,
уважаемые ученики, напоминаю вам о том, что сегодня в начале урока я сказала о
глобальной проблеме, которую поднимает Достоевский. Проблеме всех времен и
народов. Продолжите эту мысль – (на доске записано – «Можно ли… (учащиеся
заканчивают (лишать человека жизни ради идеи?)


Как бы вы ответили на этот вопрос? Ваши мнения. (
Любая теория абсурдна. Строить жизнь по
теории нельзя!)

Учитель
читает текст под презентацию.


Совершенно верно, ребята. Роман Достоевского «Преступление и наказание» — это
роман-предупреждение. Человечество постоянно страдает от безумных идей, которые
также как и идеи Раскольникова приводят к страданиям и смерти невинных людей.
История разных веков доказывает нам это.

-Наполеон Бонапарт хотел завоевать
и подчинить себе весь мир. «Осталась одна Россия, но я раздавлю и её.» (конец
цитаты)

— В 1917году, чтобы не дать
возможности восстановления монархии, большевики расстреливают всю царскую
семью. Во имя этой идеи не один раз покушались и на царя Александра 2.

— Владимир Ленин был одержим идеей
установления Советской власти. В итоге произошел раскол общества на белых и
красных, что привело к братоубийственной гражданской войне.

— Адольф Гитлер создал
человеконенавистническую идею о превосходстве арийской нации над другими
народами.

— Иосиф Сталин создал культ своего
имени, ради чего был уничтожен цвет нации, тысячи жизней ученых и писателей
унесли сталинские  лагеря по всей России. Он превратил жизни людей в
маленькие винтики огромной бездушной машины.

— Исламские радикалы ежегодно
совершают десятки террористических актов по всему миру, бессовестно и
неоправданно прикрываясь своей верой.

— Нациналисты совершают преступления
против памяти и оскверняют памятники и кладбища. Их идея основана на
уникальности одной нации и выраженнной агрессии против всех других.

Саморефлексия
на уроке.


Ребята, вам понравился урок?

-Какая
работа на уроке была для вас самой сложной?


Есть ли моменты. Которые вы не смогли понять, осмыслить?

-Оцените
свою работу на уроке.

Подведение
итогов. Оценки. Д/з

Домашнее
задание на выбор:

Проанализируйте
речевые портреты героев романа.

Составьте
хронологию встреч Сонечки и Раскольникова с описанием чувств героев.

(595 слов) Одним из главных произведений Ивана Гончарова является роман «Обломов», заслуживший признание со стороны читателей. Автор мастерски изобразил три сюжетные линии: романтические отношения героев, афера с имением Обломова и противопоставление двух судеб — Обломова и Штольца. Роман наполнен интересными и яркими личностями. Особое впечатление оставляет образ Агафьи Пшеницыной. Рассмотрим поподробнее ее характеристику. 

В образе Агафьи писатель изобразил истинную русскую женщину, которая остановит коня на скаку и войдет в горящую избу. У нее пышные формы, рабочие руки, сильное тело. По своей натуре женщина является глубоко религиозной, кроткой, скромной и послушной. Героиня трудолюбива, практична, она стала прекрасной хозяйкой. Агафья обожает чистоту и домашний уют. Пшеницына является идеальной супругой для главного героя романа, ведь воссоздает атмосферу детства в Обломовке, наполненного заботой и вниманием.

Биография Агафьи Пшеницыной довольно не простая. Она овдовела и осталась с двумя детьми без содержания. Ей пришлось своим трудом кормить семью, что в те времена для женщины было крайне сложно.

«Она бедная вдова, живет только тем, что с дома получит; да разве на цыплятах и яйцах выручит кое-что на одежонку ребятишкам.» 

В отличие от Ольги Ильиинской, Агафья Пшеницына не получила достойного образования. Героиня не разбирается во многих жизненных вопросах, она очень ограничена. Пшеницына обладает узким кругозором. Однако героиня умело скрывает свою необразованность. Она либо молчит в нужный момент, либо мило улыбается. Круг интересов Пшеницыной ограничивается ведением хозяйства, работой на кухне, а также общением с прислугой. В этот список позже вошли заботы о муже и ребенке. Иван Александрович обращает особое внимание на положительные черты своей героини. Героиня старалась оберегать Обломова от всех проблем и переживаний. Благодаря Агафье главный герой обрёл долгожданное спокойствие и умиротворенное счастье. Ведь это было заветной мечтой Обломова. 

Писатель показывает, насколько отличается любовь Пшеницыной к Обломову от чувств Ольги Ильинской. Ведь Агафья любит своего супруга просто за то, что он находится рядом с нем, в отличие от Ольги. Агафье нравится чувствовать истинную благодарность со стороны Обломова за ее самопожертвование и заботу. Она не хочет менять партнера, она принимает его таким, каков он есть. Поэтому в семье лидером является женщина. Она налаживает быт, несет ответственность за дом, решает проблемы и финансовые вопросы. Обломов, измученный отношениями с Ильинской, обретает спокойствие рядом с Пшеницыной. Герой словно живёт в своем иллюзорном мире. При этом образ Агафьи наиболее полно характеризует выбор жизненных установок персонажа. Героиню не нужно завоевывать, не нужно поддерживать, не нужно носить на руках. Она сама понесет Обломова и еще «спасибо» скажет. Выбрав такую женщину, Илья навсегда отказался от попытки изменить себя и стать мужем, а не ребенком в семье. Ведь именно та умиротворяющая атмосфера, которую создала Агафья, приводит Илью к ранней смерти. Герой не желает исполнять все рекомендации врачей и умирает от своего образа жизни и мышления.

В браке у Ильи и Агафьи рождается сын. Героиня обожает своего ребёнка, однако решает отдать его на воспитание Штольцам после смерти мужа. По ее мнению, они смогут дать ребёнку достойное воспитание и образование. Даже в этом выборе проявляются главные черты героини: сила духа, бескорыстная и жертвенная любовь, практическое мышление.

Можно заметить, что на протяжении всего повествования Гончаров невольно сравнивает Агафью с Ольгой. Как мы видим, простая религиозная женщина, обладающая способностью к искренней любви, во многом превосходит образованную карьеристку. Пшеницыной доставляет подлинное счастье бескорыстная любовь. Однако она же и губит предмет своей любви, потакая слабостям мужа и позволяя ему растрачивать себя в лени.

В образе Агафьи Пшеницыной писатель воплотил искреннюю и бескорыстную любовь не только к мужу, но и к окружающему миру. В отличие от других персонажей, Агафья не стремилась к материальному благополучию и личным целям. Но героиня смогла обрести истинное счастье, отрекшись от эгоизма. Именно благодаря своей открытости, доброте, искренности и самоотдаче главная героиня сумела стать по-настоящему счастливой.

Черты характера Агафьи Пшеницыной Цитаты
Пренебрежительное отношение к себе «Те что? Такие же замарашки, как я сама, – небрежно говорила она, – они родились в черном теле…» 
Доброта и отзывчивость «Какие же вы добрые! – говорил Обломов, подходя к ней…» 
Спокойный темперамент «Главное, спокойствие-то какое тебе будет: все равно как у родной сестры…» 
Застенчивость и робость «Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова…»
Трудолюбие и активность «А бывало, так у ней все и кипит в руках! С утра до вечера так и летает…» 
Невежество и «тупость» «…– А читаете что-нибудь?  Она поглядела на него тупо и молчала…»  «…даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете».
Бескорыстие и естественность «И чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой.»
Хозяйственность «Вы чудо, а не хозяйка! – говорил он…»
Заботливость, умение любить «Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя, и ухаживает за ним, лелеет.»
Преданность и глубина чувства Все грустит по муже, – говорил староста, указывая на нее просвирне в кладбищенской церкви, куда каждую неделю приходила молиться и плакать безутешная вдова.

Автор: Виктория Комарова

Многомудрый Литрекон представляет два варианта сочинения-рассуждения по литературе на тему: «Идея теории Раскольникова и её крах». Кратко и более полно он раскрыл основную суть взглядов героя. Приятного просвещения!

Вариант 1

(460 слов) Над своим знаменитым романом «Преступление и наказание» Федор Достоевский работал в 1865-1866 годах. Главным героем всемирно известного произведения является Родион Раскольников — бедный студент, вдохновившийся определенной идеей, узаконивающей вседозволенность «право имеющей» элиты. Зарождение теории Раскольникова и ее крах  раскрываются по мере прочтения произведения. 

Нищета, тяжёлое материальное положение и безысходность порождают в сознании главного героя его собственную теорию, которая открывает для него новые перспективы. Согласно идее Раскольникова, люди делятся на два типа: первые ничтожны, вторые — «право имеющие». Последняя группа, по мнению Раскольникова, нужна для светлого будущего и прогрессивного движения человечества вперёд. Это гении, которые меняют мир под себя. А первая группа представляет собой лишь ведомую массу. Люди «право имеющие» могут не соблюдать общепринятые законы. По мнению главного героя, чтобы совершить великие дела, нужны жертвы, не исключая и человеческие. 

Читатель, как и следователь, узнает о взглядах героя из его статьи. Из-за сложного финансового положения персонаж вынужден уйти из университета. В это время герой отдаёт в печать свою статью, однако газета закрывается. Через некоторое время Раскольников вдруг узнаёт, что его труд опубликовали, но в другом месте. Именно там он изложил свои взгляды на суть вещей.

Сначала теория представлялась Раскольникову игрой. Постепенно, присматриваясь к людям, главный герой развивал свою теорию. Он убеждался в правоте сделанных им выводов. Разочарование в жизни и отчаяние привели к тому, что Раскольников замкнулся в себе. И тогда теория стала его спасением. 

Согласно теории Родиона Раскольникова, «право имеющих» можно встретить редко. Природа сама распоряжается, где должны родиться «великие» люди. Именно они являются двигателем прогресса в обществе. Остальные же просто представляют собой «материал» для «особенных» людей. Они спокойно живут, и их основное предназначение состоит в воспроизведении себе подобных. 

Однажды главный герой решает проверить, к какой группе людей он сам относится? Кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий»? Чтобы реализовать свою цель, Раскольников решает убить старуху-процентщицу. Однако вдобавок убивает еще и ее сестру Лизавету. 

По теории Раскольникова, совесть не должна была мучить героя после содеянного. Ведь совершенное убийство должно быть во благо обществу. Главный герой думал, что, поправив свое финансовое положение, он сможет принести немало пользы людям. Несмотря на это, душевные переживания после преступления у Раскольника были настолько велики, что довели героя до тяжёлой болезни. 

Первым человеком, которому Раскольников признался в своём преступлении, оказалась Соня Мармеладова. По мнению персонажа,  эта девушка наполнена добродетелью, поскольку она жертвует своей честью ради благополучия своей семьи. Раскольников не побоялся довериться именно ей, так как Соня тоже нарушила нравственные законы ради общего блага.

Теория Раскольникова потерпела крушение не после его признания и покаяния перед судом, а только после того, как он искренне раскаялся перед Богом. Так автор подчеркнул верховенство суда Божьего над светским. Пока Раскольников не нашел истину в Библии и не принял ее сердцем, идея продолжала властвовать над ним. Однако Родиону удалось победить свою гордыню и отречься от интеллектуального детища, которое пожирало его изнутри.

Вариант 2

(530 слов) Роман «Преступление и наказание» у многих читателей ассоциируется с известной цитатой: «Тварь я дрожащая или право имею?». Это высказывание принадлежит главному герою, который проверял себя на соответствие эталону, ставшему основой его теории о сверхчеловеке. Такие идеи популярны до сих пор, поэтому пример Раскольникова разобрать очень интересно и поучительно.

Довольно подробно раскрывается идея теории Раскольникова в его беседе со следователем Порфирием Петровичем. Родион заинтересовал следователя своим необычным взглядом на общество. Объясняя все это следователю, Родион старается как можно осторожнее раскрыть мотивы своего преступления. Однако Порфирий понимает это и сознательно выводит собеседника из себя, проверяя его реакцию. Следователь доволен тем, что ему предоставилась возможность побеседовать с автором статьи и изложить свои взгляды на данную тему. 

По мнению Раскольникова, те люди, основное предназначение которых заключается в привнесении в общество чего-то нового, имеют несомненное превосходство над другими и отличаются совершенно иными моральными правами. 

«…если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте…»

Большинство человечества составляют ведомые люди, которые должны лишь воспроизводить себе подобных и жить по строгим законам морали. Однако лидеры, ведущие всех остальных вперед, могут и поступиться общепринятыми нормами, чтобы добиться того, что, по их мнению, необходимо для процветания рода людского. Таким «особенным» человеком Родион считал, например, Наполеона. Повезло и Александру Македонскому. Но больше всего тщеславного героя интересовало, может ли он присоединиться к ним? Имеет ли он право на вседозволенность? Как мы знаем, это он решил проверить, убив Алену Ивановну. В ходе «опыта» ему пришлось убить и Лизавету, сестру ростовщицы, ставшую случайной свидетельницей этой сцены.

Главный герой не вдруг понимает всю аморальность своего поступка и ничтожной теории. Этому осознанию предшествует долгий путь. Беседа с Соней побудила его покаяться, но этим поступком он доказал лишь свое поражение. Идея была справедлива, но он не стал «право имеющим». С этими мыслями он пришел на каторгу. Читая Библию и наблюдая за заключенными, Раскольников постепенно осознал тот факт, что люди, на самом деле, равны между собой, все они испытывают одинаковые чувства, независимо от социального статуса, финансового положения и жизненных условий. Каждый человек всеми силами стремится к счастью, любви и благополучию. И никто не вправе делать его жертвой политических преобразований. Родион принимает свой грех и раскаивается перед Богом. С этого момента начинается его духовное возрождение.

Таким образом, размышления над теорией Раскольникова, основанной на неравенстве людей, и над последствиями данной теории, приводят нас к осознанию неправоты главного героя.  Родион жаждал воплотить свой идеал в реальность, стать вершителем судеб, но у него не вышло, потому что идеал был искаженным, неправильным. Раскольников не смог вынести тяжелых мук совести, потому что ошибся и отнял жизни, не ему принадлежащие и не им дарованные. Но он понял, что пока каждый человек, находясь на своем месте, не будет стремиться к лучшему, никакие великие люди ничего не исправят. Все жертвы будут напрасными. 

Автор своим произведением хотел донести до читателя простую истину: в какой бы тяжёлой ситуации не оказался бы человек, он никогда не должен терять своих нравственных принципов и ориентиров. Самое главное, не переступать черту добра и зла. Ведь сделанного не воротишь, и даже самое искреннее раскаяние не вернет к жизни Алену Ивановну и ее сестру.

Автор: Виктория Комарова

Уважаемые читатели Литероведа, в сочинении на тему «Разумихин в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский) мы раскроем образ одного из персонажей произведения и определим его роль в жизни главного героя – Родиона Раскольникова.

Роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского – гениальное произведение, написанное мастером психологической прозы в один из самых тяжелых жизненных периодов. В романе затрагиваются многие проблемы общества и личности, которые остаются актуальными и в современном мире. Главный герой произведения – вчерашний студент Родион Раскольников. Он совершает преступление, после которого для убийцы наступает период глубокого раскаяния и жестоких страданий. В это непростое для него время рядом с ним находится его друг Дмитрий Разумихин, который всячески поддерживает Раскольникова и его семью и пытается вразумить его, вернуть к жизни.

Настоящая фамилия героя – Вразумихин. Изначально он был задуман автором как персонаж, который вразумляет, поучает, подталкивает других героев к пониманию каких-то важных истин. Однако Вразумихин теряет одну букву своей фамилии, так как все называют его просто Разумихиным. Этим фактом писатель подчеркивает, что герой теряет роль человека вразумляющего, поучающего, а является персонажем, обладающим разумом, образованным, умным, рассудительным. Он  надежный и преданный, поэтому именно к нему тянется Раскольников в поисках утешения, поддержки, понимания и исцеления от невыносимых страданий.   

Дмитрий Разумихин – единственный друг Родиона Раскольникова. Молодые люди познакомились в университете за полтора года до описываемых в произведении событий. И хотя в виду нехватки финансовых средств оба вынуждены были оставить учебу, изредка товарищи продолжали общаться.

По происхождению Разумихин дворянин, из родных у него остался только дядя, который ежегодно навещал племянника в Петербурге, но помочь ему в финансовых вопросах никак не мог. Эти обстоятельства не расстраивали Дмитрия Разумихина, а закаляли его, делали его сильнее и самостоятельнее.

Герой имел внушительный внешний вид: он высокий, худощавый, у него черные волосы и огромные костлявые руки. Из-за высокого роста и крепкой физической силы герой казался настоящим великаном, богатырем, был похож на большого и сильного медведя. Выбрит он всегда плохо, часто одет в лохмотья, дома его можно было не раз встретить в туфлях на босу ногу, в истрепанном халате, неумытым, с нерасчесанными, всклокоченными волосами, поэтому о нем складывается впечатление как о человеке неряшливом, неаккуратном, хотя на самом деле это не так. Герой всегда заботился о чистоте и свежести своего нижнего белья. Иногда Разумихин мог выпить, и тогда он буянил и проказничал, однако на другой день искренне раскаивался в пьяных поступках. Кроме этого, Дмитрий иногда мог приврать, но, как он сам признавался, делал это для пользы дела.

Несмотря на эти недостатки, Разумихин был человеком положительным. Сестра Раскольникова, Дуня, называет героя славной личностью, Пульхерия Александровна – расторопным и преданным молодым человеком, «хлопотуном», а сам Раскольников – хорошим человеком. После преступления, когда Родин Раскольников не знал, куда идти, чтобы облегчить свои страдания, он пошел к Разумихину. И хотя, потоптавшись на пороге, герой не решился признаться другу в содеянном и ушел домой, Разумихин сразу понял, что Родион чем-то глубоко озабочен, расстроен, и не ошибся. В течение всей болезни Раскольникова Дмитрий успевал и ухаживать за ним, и кормить его, и докладывать о его состоянии матери и сестре, которые приехали в Петербург. Разумихин утешает женщин, объясняет им, что их сын и брат болен, поэтому  холоден по отношению к ним. На суде Разумихин защищает товарища: он «откопал откуда-то сведения», доказывающие, что Раскольников – очень добрый, милосердный человек, в течение полугода он поддерживал чахоточного университетского товарища, а когда тот умер, заботился о его отце до самой смерти старика, а потом похоронил его на свои средства.

По характеру Разумихин  очень трудолюбивый и оптимистичный. Он обладает железной волей. В самых сложных жизненных обстоятельствах герой не теряет веры в светлое будущее, находит способы изменить ситуацию, заработать. В отличие от своего друга, Раскольникова, он не строит никаких теорий, не ищет виноватых в трудных ситуациях. Разумихина возмущают всякие теории, в которых говорится об угнетении одного человека другим, об ограничении свободы личности. Он не склонен создавать и пропагандировать какие-либо идеи, философствовать впустую, а  предпочитает решать вопросы и проблемы рациональными методами.

Крайняя нужда заставила героя бросить учебу в университете, но он не отчаивался, а занялся издательским делом. Однако работать всю жизнь на кого-то другого он не хотел, мечтал когда-нибудь приобрести собственное издательское предприятие и завершить обучение в университете. У него хватало ума, знаний, чтобы заниматься любым делом. Разумихин был человеком умным, неплохо знал три европейских языка, что тоже могло помочь ему в достижении поставленных целей.

Разумихин умеет по-настоящему любить. Пока он ухаживал за больным Раскольниковым, ему приходилось общаться с его матерью Пульхерией Александровной  и сестрой Дуней. Он опекал двух одиноких женщин, всячески помогал им, сопровождал их, если им необходимо было выйти в город. За это время он искренне полюбил Дуню. Раскольников был рад и за любимую сестру, и за верного друга. Родион противился тому, чтобы Дуня вышла замуж за Свидригайлова или Лужина, видел в них людей никчемных, черствых, эгоистичных, преследующих свои корыстные цели. Герой понимал, что, выйдя замуж за Разумихина, благородного, великодушного, его сестра будет в надежных руках. Свадьба молодых людей была скромной и тихой, ее омрачал приговор, вынесенный судом  Раскольникову за убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны. Однако супруги решили последовать за другом и братом в Сибирь, чтобы быть с ним рядом и оказывать моральную поддержку. 

Дмитрий Разумихин – антипод  Родиона Раскольникова. Герой необходим в произведении, чтобы показать, что путь главного героя романа неверен. Создать страшную теорию об исключительной личности-«право имеющей» и, следуя этой теории, изменить мир в одиночку, как это хотел сделать Раскольников, совершенно невозможно и крайне неправильно. Такие теории обречены на провал.

На чтение 6 мин Просмотров 3к.
Обновлено

В чем заключается счастье? Кто из живущих на Руси счастлив? Об этом говорится в сочинении по литературе на тему «Счастье в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» считается вершиной творчества Н. А. Некрасова. Она затрагивает вечную проблему человеческой мечты о счастье. Автор рассказывает о том, что люди понимают под словом счастье, какого человека можно назвать счастливым.

Некрасов писал поэму не один год, постепенно собирая материал, добавляя новые главы, новых героев. Он признавался, что собирал ее по словечку. Он хотел, чтобы произведение было понятно всем людям. Произведение написано в соавторстве с народом, так как в нем используются фольклорные традиции, образы, элементы сюжет и композиции.

Начинается поэма с пролога, который напоминает присказку. В прологе обозначается идея произведения: есть ли счастливые люди на Руси и кто они. Поэт использует художественные приемы, чтобы картина им созданная приобрела большой размах. Названия деревень указывают на их типичность, в любой деревне люди живут одинаково. Все они находятся в стране под названием Русь, что расширяет хронологические рамки до Древней Руси. Таким образом, мужики ищут счастливого независимо от места и времени. в современной автору действительности произошли серьезные социальные перемены. Отменили крепостное право, освободили крестьян, общество пошло по пути прогресса, теперь все должны быть счастливы. Мы вместе с мужиками отправляемся в путешествие по пореформенной России, чтобы понять насколько лучше стали жить люди.

Понимание счастья каждым из мужиков Некрасов обозначает в кандидатурах, выдвинутых на роль счастливого. Среди них оказались поп, чиновник, помещик, купец, министр и сам царь.  Счастье, по мнению мужиков, составляют такие ценности, как «покой, богатство, честь». Атрибутами величия они считают крупную фигуру, награды, звания. Покупая картинки с изображением генералов, они выбирают осанистых, толстых, грозных, с наградами. Такой полководец, как Суворов, всего скорее не заслужил бы их внимания.

Лука жил у попа в работниках и рассказал, что живет он в тереме, богато, по-княжески. Ест его семья кашу с маслом, пироги с начинкой.  Встретили мужики попа, который поведал о своем счастье. Оказалось, что нет ему ни покоя, ни чести. В любое время дня и ночи его зовут к больным, умирающим. Попы тоже не без сердца, тяжело видеть мучения умирающих, горе потерявших близких людей. Богатства большого он тоже сколотить не смог. Рассказывал поп о своей жизни, а крестьяне соглашались с ним. Чужая жизнь кажется лучше и легче, потому что никто не думает о трудностях, с которыми встречаются в жизни другие люди.

Одна из глав называется «Счастливые». Кажется, что сейчас мы узнаем, кто же счастливо живет на Руси.  Странники стали на ярмарке счастливых кликать. Они пошли на хитрость: счастливым обещали они налить чарку. Желающих выпить нашлось немало. Каждый рассказывал, в чем его счастье. Дьячок пришел, счастье которого в «благодушестве». Старуха рассказала о богатом урожае репы. Солдат счастлив, что прошел войну, наказания барские, а до сих пор жив. Делились люди своим счастьем «с заплатами», «с мозолями», и странники поняли, «что даром водку тратили». О счастье рассказывают несчастные.

Более подробно останавливается автор на судьбе нескольких персонажей, которых окружающие считают счастливыми. Один из героев Ермил Гирин. Он выходец из мужиков. По характеру честный, трудолюбивый. Окружающие его очень уважают, доверяют ему. Об этом говорит такой случай. Однажды срочно потребовались Ермилу деньги. Он вышел на базарную площадь и попросил у людей взаймы. Ему дали, кто сколько мог. Он всех записал, кто ему занимал, и потом вернул все честно. Только сидит теперь в остроге Ермил, можно ли говорить тут о счастиье?

Решили мужики поискать счастливую среди женщин. Об этом рассказывает глава «Крестьянка». Героиней ее является Матрена Тимофеевна, но образ ее собирательный. Судьба женщины похожа на судьбы многих крестьянок. Это отражает и название главы, в котором автор не использует имя собственное.

Матрена Тимофеевна – женщина красивая, работящая. Дома ее мать жалела, знала, что в чужой семье этого не будет. Выдали ее замуж, увез муж молодую жену в другую деревню. Приходилось ей работать много. Даже, когда она родила ребенка, приходилось на поле трудиться. Из-за этого погиб у нее маленький сын. Оставила она его с дедушкой, а тот проспал, съели Демушку свиньи. Матрена Тимофеевна не боится ни горя, ни трудностей. В народе ее уважают, зовут Губернаторшей. Она добивается своих целей, не сдается. И все же она не считает себя счастливой. «Не дело – между бабами счастливую искать», — говорит она странникам.

Дедушка из новой семьи Матрены Тимофеевны также человек особенный. Она с иронией о нем говорит: «… счастливец тоже был». Их жизни взаимосвязаны. И не только смерть Демушки объединила их. Савелий олицетворяет собой русский бунт. Матрена Тимофеевна научилась у него стойкости, выдержке, умению постоять за себя и своих близких. Некрасов называет Савелия богатырем святорусским. Автор не осуждает каторжанина, скорее он восхищается его поступком, его свободолюбием. Герой стоит на страже земли русской, ее свободы и независимости. Ради своей свободы он готов на все. Он сильный, гордый человек. «Клеймленый, да не раб», — с гордостью говорит он о себе.

По-настоящему счастливым человеком можно считать Гришу Добросклонова, в котором современники Некрасова отмечали сходство с Н. А. Добролюбовым. Он беден, но честен, справедлив. Гриша мечтает о счастье для всех, а не только для себя. Его песня помогает понять, в чем смысл его жизни.

Герой помнит песни матери. С любви к матери началась его любовь к родине, за которую он готов отдать жизнь. Некрасов дает понять, что далек народ от счастья, но всегда будут люди, которые будут стремиться к нему. Образ Гриши рождает надежду, что у России есть счастливое будущее. Счастье героя заключается в духовном благополучии, богатстве. Оно противопоставлено счастью материальному.

Произведение Некрасова заставляет задуматься о смысле жизни, о том, что составляет счастье человека. Если говорить о России второй половины 19 века, то народ не понял, как пользоваться своей свободой, поэтому не стал счастливее. Автор мечтает о том, чтобы народ стал более сознательным, поднялся с колен. Счастье народа заключается в свободном созидательном труде и общем благе.

  • Сочинение по литературе на тему совесть 11 класс
  • Сочинение по литературе на тему творчество бунина
  • Сочинение по литературе на тему образование и воспитание в комедии недоросль
  • Сочинение по литературе на тему печорин младший брат онегина
  • Сочинение по литературе на тему почему неизбежен конфликт между чацким и фамусовским обществом