Сочинение по литературе на тему положительные герои и их роль в комедии недоросль

Денис иванович фонвизин происходил из обрусевшей немецкой семьи, оригинальная фамилия которой была фон визен. современное же написание фонвизин было

Денис Иванович Фонвизин происходил из обрусевшей немецкой семьи, оригинальная фамилия которой была – фон Визен. Современное же написание Фонвизин было предложено А.С. Пушкиным гораздо позже. Первое время Фонвизин занимался у частных учителей, затем поступил в гимназию при МГУ, в котором позже и учился. Но Университет он не закончил, бросил, чтобы начать службу. Еще в гимназии он дебютировал как литератор и переводчик с немецкого: когда Фонвизин учился на первом курсе университета, при дворе потребовался переводчик, и его приняли на службу в Коллегию иностранных дел, где он проработал всю жизнь. В 1763 году Фонвизин переехал в Петербург, где познакомился с литераторами, в т.ч. с Елагиным: он вступает в его кружок и становится поклонником теории склонений.

Фонвизин как драматург

1764 год – дебют Фонвизина как драматурга: он публикует пьесу Корион. Написана она слабо, но в полном соответствии с теорией склонений – это переработка французской комедии. После этой неудачи Фонвизин долго не писал, только в 1769 году он создает комедию Бригадир. По этой пьесе видно, что Фонвизин понял: мало просто дать героям русские имена, нужно еще и ввести в пьесу русские проблемы. В Бригадире такой проблемой является галломания – подражание всему французскому, это было актуально в России середины XVIII века; другая, не менее актуальная проблема, – воспитание молодых дворян. Но также в Бригадире чувствуется и влияние теории склонений, потому что сюжетный ход там заимствован из французской драматургии – это т.н. симметрия в волокитстве (ситуация, когда в двух супружеских парах мужья синхронно ухаживаю за чужими женами). Но поскольку Бригадир все-таки был толково адаптирован для России, его считают первой русской пьесой. Сначала постановка Бригадира в театре была запрещена, т.к. Елагин и Лукин испугались, что Фонвизин отберет у них драматургическую славу. И, чтобы донести пьесу до публики, Фонвизин начал устраивать публичные чтения. На одном из них он познакомился с графом Никитой Паниным, воспитателем наследника престола Павла. Общаясь с ним, Фонвизин начал больше интересоваться политикой, стал смелее.

Значение комедии «Недоросль»

Пушкин называл Фонвизина «сатиры смелым властелином», и комедия «Недоросль», анализ которой мы провели, полностью подтверждает эту оценку творчества писателя. В ней авторская позиция Фонвизина выражена совершенно однозначно, писатель отстаивает идеи просвещенного абсолютизма, он делает это в высшей степени талантливо, создавая убедительные художественные образы, значительно расширяя рамки эстетики классицизма, новаторски подходя к сюжету произведения, к созданию образов-персонажей, часть из которых не просто представляет собой выражение определенных социально-политических идей, а обладает ярко выраженной психологической индивидуальностью, выражает противоречивость человеческой природы. Всё это и объясняет огромное значение творчества Фонвизина и комедии «Недоросль» для русской литературы XVIII века, успех произведения у современников и его значительное влияние на последующее развитие русской драматургии.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Идеалы Фонвизина в комедии Недоросль

Фонвизин умел различать и описывать любые проблемы российского общества, обладал хорошим чувством юмора, мог мыслить по-государственному. Все это проявилось в главном его произведении – комедии Недоросль, написанной в 1781 году. Однако впервые опубликована комедия была лишь в 1830 году, после смерти Фонвизина. Главная проблема, которая поднимается в этой комедии – воспитание молодого российского дворянина, идеи просветительства. Это было очень актуально в 1780-е годы, когда даже сама императрица Екатерина много размышляла об образовании, была противницей домашнего воспитания с гувернерами. В XVIII веке существовало несколько философских теорий о воспитании. Согласно одной из них, изначально ребенок не является полноценной личностью, он лишь копирует поведение взрослых. Поскольку Екатерина разделяла эту теорию, она рекомендовала отрывать детей от родителей, помещать их в учебные заведения. Фонвизин, который тоже был сторонником этой теории, как раз показывает в комедии Недоросль всю пагубность домашнего образования. Фонвизин стремится доказать, что образованность – синоним счастья. Главный герой комедии – молодой дворянин Митрофан, у которого перед глазами множество отрицательных примеров для подражания. Во-первых, его мать, госпожа Простакова – жестокая и своевольная помещица, которая вообще не видит смысла в образовании. Во-вторых, его кормилица Еремеевна – рабыня по духу своему, от которой Митрофан перенимает психологию преклонения перед сильными (равно как и от своего отца). В-третьих, его дядя, Тарас Скотинин – дворянин, не желающий служить отечеству, больше всего он любит своих свиней. Подчеркивается, что от всех них Митрофанушка что-то перенимает. Несмотря на сатиру, изначально пьеса не задумывалась как смешная. Современники, читая ее, ужасались.

Образ Простаковой в комедии «Недоросль»

Как уже отмечалось, Фонвизин новаторски изображает свою главную героиню — госпожу Простакову. Уже с самых первых сцен комедии перед нами — деспот, который ни с кем и ни с чем не желает считаться. Она грубо навязывает всем свою волю, подавляет и унижает не только крепостных, но и своего мужа (как тут не вспомнить «сон в руку» Митрофана о том, как «матушка» колотит «батюшку»?..), она тиранит Софью, она хочет заставить ее выйти замуж сначала за своего брата Тараса Скотинина, а потом, когда выясняется, что Софья теперь богатая невеста, — за своего сына. Будучи сама человеком невежественным и бескультурным (с какой гордостью она заявляет: «Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому»!), она презирает образование, хотя и пытается учить сына, но делает это только потому, что хочет обеспечить его будущее, да и чего стоит «обучение» Митрофана, каким оно представлено в комедии? Правда, мать его убеждена: «Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка»…

Госпоже Простаковой присущи хитрость и изворотливость, она упорно стоит на своем и убеждена, что «мы свое возьмем» — и готова совершить преступление, похитить Софью и против её воли выдать замуж за мужчину из «рода Скотининых». Когда же она встречает отпор, то одновременно и пытается вымолить прощение, и обещает наказание тем из своих людей, по оплошности которых сорвалось «предприятие», в чем ее готов активно поддержать Митрофанушка: «За людей приниматься?». Разительно «превращение» госпожи Простаковой, которая только что на коленях униженно умоляла простить её, и, получив прошение, «вскочив с коленей», с жаром обещает: «Ну! Теперь-то я дам зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки». Сколько сладострастия в этом троекратном «теперь-то», и как по-настоящему страшно становится от ее просьбы: «Дай мне сроку хотя на три дни (В сторону) Я дала бы себя знать…».

Однако, как уже отмечалось, в образе Простаковой есть некая двойственность. Она глубоко и преданно любит сына, готова ради него на всё. Виновна ли она в том, что свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к щенятам «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?»? Нельзя ведь забывать, что она из рода Скотининых-Приплодиных, где такая полуживотная любовь и была единственно возможной, откуда же ей-то быть другой? Вот она и уродует душу Митрофана своей слепой любовью, сын всячески угождает ей, а она и счастлива тем, что он ее «любит»… До тех пор, пока он не отшвыривает ее от себя, потому что теперь она ему не нужна, и даже те люди, которые только что осуждали госпожу Простакову, сочувствуют ей в её материнском горе…

Недоросль как произведение классицизма

Комедия, бесспорно, является произведением эпохи классицизма, но с некоторыми отступлениями от канонических правил. Например, здесь соблюдается лишь одно правило из триединства – единство места, т.к. все действие происходит в имении Простаковых. Присутствуют герои-маски: Софья – госпожа, Стародум – отец (хотя он не глуп!), он же – герой-резонер, Милон – герой-любовник, Митрофан и Скотинин – отрицательные женихи, Правдин – бог из машины. Нет здесь амплуа субретки. В пьесе, как и положено, пять действий: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация и развязка (которая включает в себя неоправданную развязку и катарсис, когда нам становится жаль Простакову). Классицистический конфликт чувства и долга выражается в том, что положительные герои этой пьесы живут, подчиняясь разуму, государству и воле старших. Отрицательные же становятся рабами своих чувств, часто злых и эгоистичных. Конечно, в конечном счете положительные герои вознаграждены счастьем, а отрицательные оказываются в проигрыше. В комедии присутствует множество говорящих фамилий: Скотинин, Цифирькин, Милон и т.д. Пьеса написана низким штилем, легким разговорным языком, в прозе.

Нужна помощь в учебе?

  • 5

    10 02 2021

    Текст добавил: FaYnO_TV

    Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Комические одежды образа забавны только на первый взгляд. В. О. Ключевский относил М. к породе существ, «родственных насекомым и микробам» , характеризуя этот тип неумолимой «размножаемостью» . С Митрофаном связана важная для просветительской пьесы тема воспитания. Учителя Митрофана были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями: по-французски Митрофанушку учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметики маракует» , грамматику — «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения» . Итог обучения Митрофанушки — сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: «Без наук люди живут и жили» . «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься» , предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растет деспот, невежественный и жестокий крепостник. Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.

  • 6

    10 02 2021

    Текст добавил: Modigamand

    –> Вторая половина XVIII в. отличается подлинным расцветом русской драматургии. В сложившееся ранее литературное направление начинают проникать произведения, не предусмотренные правилами классики жанра, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократизации содержания. Среди этих новинок, прежде всего, оказалась так называемая общественная сатирическая комедия. Пожалуй, первым произведением этого направления можно считать «Недоросля». Эта пьеса неоднозначна, но все же основной целью произведения автор считает воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, личными стремлениями и долгом перед государством разрешается всегда в пользу последних. Таким образом, создается образ человека, творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире. Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей. Автор рисует ряд положительных персонажей — Стародум, Правдин, Софья, Милон. Нетрудно понять, что ближе всего и дороже всего автору именно они. Это легко заметить и по взглядам на жизнь самого Фонвизина, и по той особой теплоте, с которой проработаны эти герои. Именно они открыто выражают взгляды «честного» человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Значение положительных персонажей для Фонвизина обусловлено еще и тем, что с их помощью он может сказать своим современникам о наболевшем, о назревших проблемах, которые не позволяют молчать. Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», — проблема воспитания просвещенных, передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности и самодовольства. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой), у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. «Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся». Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они «…не оставляют двора… двор им полезен», «…чины нередко выпрашиваются». Они забыли, что такое душа, честь, благонравие. Но автора не оставляет надежда, что ситуация может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится» — такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных — над Всей российской жизнью. Свои надежды на возрождение российского общества Фонвизин связывает с положительными героями «Недоросля». Вдохновенно, со всей пылкостью и жаром души писатель наделяет их максимумом положительных черт дворянина и прогрессивных идеалов. А вот сформулированные драматургом жизненные «…правила, которым следовать должны…» настоящие дворяне: «… Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»; «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала»; «Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума»; «… Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам»; «Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»; «Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокоме-рия… По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого Квт нужного»; «… Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, Которых благородство… погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю». Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был автор. И те персонажи, которые наиболее близки сердцу автора, на «границах «Недоросля» являются воплощением и средоточием идеалов прогрес-

  • 7

    10 02 2021

    Текст добавил: Тётя Анеме

    Срочно!Сочинение на тему положительный идеал Д.И.Фонвизина в комедии “Недоросль” или “Идеальный герой Фонвизина”

    Ответы:

    Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Комические одежды образа забавны только на первый взгляд. В. О. Ключевский относил М. к породе существ, «родственных насекомым и микробам» , характеризуя этот тип неумолимой «размножаемостью» . С Митрофаном связана важная для просветительской пьесы тема воспитания. Учителя Митрофана были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями: по-французски Митрофанушку учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметики маракует» , грамматику — «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения» . Итог обучения Митрофанушки — сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: «Без наук люди живут и жили» . «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься» , предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растет деспот, невежественный и жестокий крепостник. Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.

  • 8

    10 02 2021

    Текст добавил: Morludor

    Образ Простаковой — большое достижение писателя. Создавая его, Фонвизин преодолел однолинейность в построении характера, показал, как окружающая среда воздействует на героя, оказывает влияние на его образ жизни, отношение к людям, взгляды на мир. Положительные герои «Недоросля» вызвали большое со­чувствие у современников Д. И. Фонвизина. В них узнавали луч­ших людей России. И все же сейчас эти герои кажутся слишком «правильными», слишком идеальными, не так живо написанны­ми, как Простакова и Еремеевна. И это не случайно, ведь просве­тители считали, что все добродетели заложены в человека по са­мой его природе, и следует только создать условия для их разви­тия. Однако реальная жизнь показала, что все гораздо сложнее, что в человеке заложены как добродетели, так и отрицательные каче­ства, что среда развивает одинаково все эти черты. Именно поэто­му положительные герои остаются оторванными от реальной дей­ствительности, схематичными, чуждыми живой жизни. Драматизм противостояния идеала и реальной жизни в коме­дии Фонвизина являет собой вечную проблему любого столетия, любой общественной формации. Как герои комедии не могут из­менить среды, в которой существуют, так и многие другие люди, пытающиеся изменить жизнь, людей вокруг, сталкиваются с не­пониманием, косностью окружающих, видят трансформацию сво­ей прекрасной идеи в какой-то уродливой форме. Положительные герои Д. И. Фонвизина не могут изменить жизнь, поскольку нахо­дятся как бы над ней, вне ее.[/sms]

  • 9

    10 02 2021

    Текст добавил: Fanny

    8 класс положительный идеал Фонвизина в комедии “Недоросль”

    Ответы:

    Фонвизин полностью отдавал себе отчет в том, что делал, писал свою комедию сознательно,проводил ею совершенно определенную и весьма злободневную политическую линию.Эта линия отчетливо выражена в положительных персонажах, и в особенности в главном из них – Стародуме , который является голосом самого автора, и в то же время возведен им на высоту образа идеального дворянина.Стародум находится в оппозиции екатерининскому режиму. Он выходит в отставку, ибо не может снести господствовавшего в служебных отношениях “неправосудия”.Стародум разделяет две эпохи (петровскую и екатерининскую), прямо противопоставляя одну другой. В образах Простаковых и Скотининых Фонвизин подверг резкой критике те отсталые массы дворян-крепостников, которые были классовой базой и опорой режима Екатерины – Потемкина.Речами Стародума , направленными против двора, он “уничтожил” самый этот режим.”Злонравным” дворянами неизлечимо больному екатерининскому двору противопоставлены в лице положительных персонажей “Недоросля” – Софьи, Милона, Правдина (младшее поколение) и Стародума (старшее поколение) – представители либерально-дворянского лагеря, носители добродетелей в духе передового просветительства, литературным пропагандистом которого был Фонвизин . Все это придавало “Недорослю” оппозиционный политический накал.Сам Фонвизин считал, что успехом “Недоросля” он был обязан больше всего “особе” Стародума. Но при всей своей исторической характерности и злободневной политической остроте образы Стародума и других положительных героев пьесы были лишены широкой художественной типичности. Наоборот, художественная действенность отрицательных персонажей продолжает сохраняться. Актуальность Стародума для России нисколько не потеряла себя, просто его стараются не замечать:как не было благонравия у дворян прошлых, так нет и у современных. А то, что продолжают смеяться над Простаковыми и Скотиниными, то только потому, что современные Скотинины выражаются нормальным языком, редко выставляют напоказ свою любовь к свиньям, а потому незаметны.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • Сочинения
  • По литературе
  • Фонвизин
  • Тема воспитания в комедии Недоросль

Название комедии «Недоросль» указывает на то, что тема воспитания в этом произведении является основной. Петр Первый в 1714 году издал указ, по которому дворяне без образования не могли ни работать, ни заключать брак. Слово «недоросль» стало нарицательным для ленивых и не хотящих получать знания людей. Фонвизин критиковал существующую систему образования и считал, что она требует реформ.

Проблема Митрофана в большей степени не в нём самом, а в его семье и в воспитании. Дети смотрят на родителей, близкое окружение и копируют их поведение. Госпожа Простакова негативно относится к письменности, а её брат Скотинин считает чтение скучным. Господин Простаков слабохарактерный, во всём соглашается с женой из-за чувства страха, даже если она не права. Отсутствие образования в семье Простаковых проявляется не только в отсутствии знаний, но и в невоспитанности. Госпожа Простакова применяет физическое насилие по отношениям к своим слугам. Она издевается над подчинёнными, но я считаю, что этим она позорит в первую очередь саму себя и дворянскую фамилию. Её доминирующие черты характера — грубость, жадность и жестокость. Скотинин же гордится своими плохими манерами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Митрофан не только хочет учиться, но и не уважает родителей.

Госпожа и Господин Простаковы искренне любят Митрофана, желают ему только лучшего, но из-за отсутствия хорошего образования не могут отличить хороших преподавателей и плохих. Ведь Вральман (бывший конюх), а Кутейкин (не окончивший семинарию) не были профессиональными учителями. А Митрофан понимая, как его любят родители, использовал их доброту, чтобы лениться.

Фонвизин в своём произведении размышлял о кризисе воспитания в России. Чтобы ребёнок был воспитан, то у него должны быть хорошая семья. Какую семью можно назвать хорошей? В той, которой супруги уважают друг друга, помогают нуждающимся и добиваются успеха только честным путём. Эти мысли можно найти в диалоге Софьи и Стародума.

Таким образом, подобные «митрофаны» появляются из-за отсутствия образованности, культурности и от чрезмерной родительской опеки.

Вопросы о проблемах воспитания и образования – это главные составляющие элементы комедии. Их до сих пор можно считать актуальными, ведь, сколько существует человечество, столько и глупость. Даже сейчас, когда общество достигло технического прогресса, нас окружают много необразованных людей.

Сочинение 3

Чтобы показать собственное видение проблем воспитания и образования в обществе, каждый писатель по-своему показывает это в произведениях, наделяя героев яркими чертами, необходимыми для того, чтобы читатель мог сделать правильный вывод для себя. Для этого он создает ситуации, познакомившись с которыми, мы может проанализировать положительные и отрицательные стороны происходящего.

Герои комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» в отношении содержания вопросов образования и воспитания разделились на две противоборствующие стороны: это те, кто не видит смысла в обучении, и те, кто любым способом стремится к собственному развитию. Каждый эпизод произведения содержит подтверждение этому.

Появление на страницах комедии сына госпожи Простаковой – Митрофанушки – говорит о многом. Описание ценностей и смысла существования шестнадцатилетнего юноши укладывается в несколько слов: «Не хочу учиться, хочу жениться». Его времяпровождение характеризуется ленью, отсутствием интереса к познанию. Слепая любовь матери приносит вред сыну тем, что поддерживает его в нежелании учиться: «коли ученье так опасно…, так перестань». Посещение им уроков – это лишь вынужденное исполнение указа царя. Однако даже его учителями оказываются бывший кучер и отставной солдат.

Крепостной портной Тришка так же, как и его хозяйка не знает, что такое процесс обучения, поэтому отказывается шить ее сыну кафтан, объясняя это тем, что «не учился портяжному ремеслу».

Д. И. Фонвизин семье Простаковых дает характеристику образа «злонравных невежд». Это малообразованные люди. Отсутствие знаний не пугает их. Так, например, хозяйка считает, что достаточно уметь считать деньги. Не умея навыков чтения, она не может даже прочесть письмо, адресованное Софье. Подобное мнение она внушает и окружающим. Она готова бы дать сыну образование лишь для того, чтобы следовать моде.

Эти герои, у которых отсутствует культура, страдает воспитание, нет грамотности, выглядят жалкими, их действия и решения выглядят нелепыми. А на первое место выходят жадность, зависть, жестокость. Низкий уровень образованности приводит к драматическому финалу.

Понятие воспитанного человека не знакомо семье Простаковых и их близкому окружению. Потому они не понимают Софью, Стародума, Правдина, которые старались дать понять, что неискренность в отношении к гостям или близким будет всегда раскрыта, а слепая любовь хозяйки к сыну и жадность не приведут к добру.

По мнению Стародуба, в них не было благонравия, тех манер, той культуры и ума, без которых сложно занимать в обществе интеллигентных людей достойное место.

Ироничное отношение автора к отрицательным героям произведения помогает раскрыть не один порок общества. Он показывает последствия действий невоспитанного человека и отсутствия стремления к образованности, а симпатия к положительным героям поясняется их верными жизненными принципами. Главная мысль, которую автор передал героям – стремление не к наживе, а духовным ценностям и доброте.

Сочинение на тему: Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»

Все мы знаем, насколько велика роль семьи и родительского воспитания в жизни человека. Будущее ребенка тесно связано с тем, какими способами происходило его воспитание.

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» проблема воспитания занимает центральное место. Простаковы и Скотинин – вот люди, воспитывающие новое поколение. Каковы они?

Грубыми, злыми, жестокими и завистливыми воспитали Простакову и Скотинина. Так же они воспитывают и своих детей. Они не способны нарушать общественные нормы и далеки от этих попыток.

Госпожа Простакова до безумия любит сына Митрофана, готова сделать для него все, даже несмотря на нечестные методы. Воспитываясь в среде «пряников» без «кнутов», Митрофан не ценит того, что для него делает мать. Он не испытывает особой любви к родителям и воспринимает все их поступки как должное.

Простаков же не имеет собственного мнения и во всем потакает своей жене. Эту же черту впитает в себя и Митрофанушка. Он во всем соглашается с матерью, а затем и с Правдиным.

Что может получить юноша от людей, не признающих образование, желающих «содрать» все со своих крестьян? Конечно, невежественность, грубость и жадность. Митрофанушка вобрал в себя качества необразованного неуча. Не зря его имя стало нарицательным.

Другое же воспитание получает Софья. Софья образованна, много читает. Она стремится к добродетели. Уважительно относится к мнению Стародума. Он же в свою очередь относится к ней как к умному, взрослому человеку, что позволяет Софье чувствовать себя с ним на равных.

На примере двух героев произведения мы видим, как воспитание влияет на жизнь человека. Комедия заканчивается фразой Стародума «Вот и злонравия достойные плоды». Этим Фонвизин подчеркнул проблему воспитания подрастающего поколения, пытаясь изменить устои общества. Свои мысли и идеи он вложил в речи Правдина и Стародума: нужно иметь доброе сердце и чистую душу. Именно этому и нужно учить детей.

Проблема воспитания актуальна и на данный момент, а комедия «Недоросль» еще в 18 веке указала на то, что важно уметь воспитывать человека с самого детства и делать это необходимо правильно.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» читают:

Сочинение на тему «Дом, который украшает нашу улицу»

Сочинение «Слово как источник счастья»

Сочинение «Характеристика человека», 8 класс

Популярные страницы

Сочинение по картине «Девочка с ягодами», Рачков (6 класс)

Картина художника Н.Е. Рачкова «Девочка с ягодами» сразу же поразила меня своей открытостью. Этот потрясающий портрет маленькой русской девочки наполнен Читать далее…

Сочинение на тему «Самовоспитание»

В моём понимании самовоспитание – это формирование личности человека при помощи его воли и желания. Для достижения заветной цели нужно Читать далее…

Сочинение на тему «Остап и Андрий – братья и враги», 7 класс

Остап и Андрий – два родных брата, которые впоследствии стали врагами. Виной тому были различия между ними в понятиях любви, Читать далее…

Сочинение про маму, 4 класс

Мама – это самый дорогой для меня человек. Как и все, я считаю, что моя мама самая лучшая на свете, Читать далее…

Сочинение на тему «Милосердие»

Милосердие – это благородное чувство. Милосердный человек всегда готов прийти на помощь нуждающемуся, и не важно в первый раз он Читать далее…

Сочинение на тему «Детство – золотая пора»

Когда мне было около пяти лет, я хотела побыстрее стать большой, чтобы без труда дотягиваться до ручки холодильника. Сейчас я Читать далее…

Образование и воспитание в комедии Недоросль

Фонвизин Денис Иванович – известный в своё время писатель, которого многие люди читают и до сих пор. Его комедия «Недоросль» — то, что невозможно «перерасти». Проблемы, затронутые в ней, были, будут и есть сейчас. Одна из главных тем этого произведения – тема воспитания и образования и того, как они влияют на человека.

Фонвизин считал, что образование – это то, что должно быть у каждого уважающего себя человека. Однако, образование – это не только учителя и родители, дающие ребёнку в руки книжку и заставляющие его читать, но ещё и самообразование, которое идёт с человеком рука об руку на протяжении всей его жизни. Простакова не ратует за воспитание, но она хочет женить своего сына, а сама выйти в свет, и поэтому нанимает ему учителей. Тем не менее, женщина не проявляет никакого интереса к обучению, не помогает Митрофану. Его учителя даже не были проверены на умение обучать, они не образованны сами, но хотят денег, поэтому «занимаются» с мальчиком.

В отличие от Митрофана и его матери, Стародум и Софья относятся к образованию серьёзно, они считают, что образование в первую очередь происходит для себя, человек должен расширять свой кругозор, учиться нравственности, моральным нормам. Стародум учит Софью, даёт ей наставления как более опытный человек, а она его покорно слушает, понимает и усваивает то, что он ей говорит.

Что касается воспитание, так и в этой сфере судьбы и мнения персонажей разделились на два лагеря. Плохо относясь к образованию, Простакова привила такою же модель поведения и своему сыну, она стала единственным учителем, у которого он действительно учился. К сожалению, все эти «уроки» были дурными, ведь госпожа являлась злым тираном. Чему она могла научить сына? Врать, лениться, никого не уважать и далее по списку. Плоды воспитания созревают в конце, когда Митрофан отказывается от своей матери – это результат дурного воспитания.

Софья – девушка, которая была воспитана хорошо, она, в отличие от Митрофана, являлась нравственным человеком и уважала людей. Точка зрения её, Стародума и Правдина одна – воспитание – это важная часть человеческой личности, поэтому воспитывать детей нужно в нравственных идеалах, в соответствии с честью и достоинством.

Образование и воспитания, по мнению Фонвизина, — два важнейших столпа, на которых стоит сформированный человек, личность. Проблемы воспитания и образования писатель вывел на примере двух противоположностей – двух семей, которые имели совершенно разные точки зрения. Денис Иванович показал, что хорошие воспитание и образование приведёт к счастью и хорошей жизни, а дурные – лишь к проблемам и краху всего, как в случае с Простаковой.

Популярные сочинения

  • Сочинение Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова
    Михаил Юрьевич – одинокая и свободолюбивая личность. Этот мир с малых лет воспринимался поэтом, как жестокое и недружелюбное место. Будучи маленьким мальчиком, он потерял мать
  • Характеристика и образ Жеркова в романе Война и мир
    Лев Николаевич Толстой является автором произведения Война и мир. А одним из персонажей, которые сыграли значительную роль в процессе войны является Жерков.
  • Отзыв на рассказ Ася Тургенева 8 класс
    Само произведение мне очень понравилось, но не совсем понравилось поведение главной героини, чьим именем его и назвал автор.

Образы положительных и отрицательных героев

«Недоросль» – классицистическая комедия, в которой соблюдены все единства, в том числе и наличие говорящих имен. Читателю несложно догадаться, что Простакова, Скотинин и Вральман являются отрицательными героями: первая проста как три копейки, второй отличается пристрастием к скоту, третий заврался так, что сам забыл о своем происхождении; на примере другого негативного персонажа, Митрофанушки, автором поднимается актуальная проблема воспитания и образования.

В комедии «Недоросль» Стародум, Правдин и Милон являются носителем добродетели. Они хотят вызволить Софью из деревни Простаковых, и у них это получается. Этим людям было дано лучшее воспитание и они рассуждают о «невеждах без души», таких как Митрофан. Речь положительных героев возвышенна, поэтому читатели цитируют их до сих пор.

Сочинения

Комедия Недоросль и сегодня изучается в школе и до сих пор является актуальной. Ведь автор затрагивает разные проблемы, что волнуют людей и в настоящее время. Одна из таких проблем есть проблема воспитания в комедии Недоросль.

Проблема воспитания в комедии Фонвизина

Тема воспитания всегда не давала покоя Фонвизину, который был за просвещение страны, за то чтобы граждане воспитывались по строгим правилам и были достойными гражданами. Вот Фонвизин и поднимает в своем произведении проблему воспитания, ведь высший свет состоял из дворян, чье воспитание было поставлено дурно. Повсюду было самодурство и вседозволенность. Закрывать глаза на это было попросту невозможно, вот и поднимается автором проблема воспитания в комеди.

Нам же предстоит сегодня написать сочинение по комедии, поднимая проблему воспитания. Достаточно обратить свое внимание на таких героев как Простакова, которая даже читать не умела, и не считала данное умение необходимым. Да и Скотинин тому пример, который с отроду ничего не читывал. Раскрывая проблему воспитания истинного гражданина, автор показал два взгляда на воспитание. Это патриархальный взгляд, которого придерживалась Простакова. И здесь результатом ее деятельности и воспитания мы видим Митрофана, которого решили учить грамоте, чтобы пробиться в высшее общество. Простакова говорит Митрофану, чтобы учился для виду, а он тому и рад, ведь он не хочет учиться, ищет любые поводы, чтобы уйти от учебы.

В итоге, за три года он при упоминании науки истории говорит, что и сам знает несколько историй, а дверь у него может быть как прилагательное, так и существительное. Об арифметике и других науках и вовсе говорить не стоит. Митрофанушка невежда, ничего не знает и не стремится к познаниям. При этом в Недоросли проблема воспитания и образования заключается и в том, что и сами учителя, которые должны были научить молодого человека наукам, не настаивают на учебе. Да и чему они могут научить, когда один из них бывший кучер. Цыфиркин дал все, что знал, а это говорит о том, что нужно полностью менять систему образования.

Благодаря таким героям, как Простакова, Скотинин, Митрофан, мы и можем ответить на вопрос, как раскрывается проблема воспитания в комедии. Именно из-за старых взглядов, из-за лени, из-за отсутствия стремления к познаниям, из-за взрослых, которые являясь примером для подражания, Митрофанушки ведут себя наихудшим образом и будет существовать проблема воспитания. Но, не все так плохо, ведь Фонвизин при этом рисует и других героев, таких как Стародум, Правдин, которые придерживались других взглядов. Они поддерживали просветительство и развитие. При этом и среди молодого поколения есть те, кто хочет развиваться, хочет стремиться к лучшему и здесь появляются образы Софьи и Милона. Эти герои были образованными, честными, добрыми и справедливыми людьми. И пока такие люди есть, страна будет двигаться вперед, ну а Митрофанушки, они были, есть и будут, главное, чтобы мы сами не стали их подобием.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Фонвизин
  • Над чем меня заставила задуматься комедия Недоросль

Сюжет речи поднимает тему воспитания даже в нашем современном мире. Хотя между нами больше двух веков, образы актуальны и сегодня, об этом нам рассказывает Д.И. Фонвизин в своей комедии. Здесь можно увидеть два мира с разными потребностями, возможностями и желаниями.

Сейчас родители чрезмерно опекают своих детей. И выбор чаще остается за ними, нежели за ребенком, считая, что они больше в жизни повидали, и когда чадо подрастет, само все поймет. Но чрезмерная забота не всегда может идти во благо, об этом и говорится в произведении.

Недорослем называют сына главной героини, у него нет ни желания учиться, ни развиваться в каких-либо других направлениях, а его мать не обращает внимания на эту проблему, чем показывает свою безграмотность. Она требует только того, что хочет сама. Главная героиня даже не считает нужным поинтересоваться, сможет ли человек, от которого она требует поставленную задачу, выполнить ее наказы. В этом проявляется ее глупость.

Человеку необходима личная свобода, произведение «Недоросль» поднимает эту проблему. Тема воспитания является главной проблемой в данной комедии. То, что будет изначально заложено в воспитании ребенка, то и будет проявляться в его характере и манере поведения в будущем и поэтому основная задача поставлена перед родителями. От их наставления, поучений и образа жизни зависит будущее ребенка. Очень важно считаться с мнением других и давать право выбора, и прежде чем осуждать, стоит подумать над тем, прав ли сам человек в своих высказываниях и требованиях, Родители должны задуматься, может стоит помочь в тех или иных вопросах.

Замысел самого произведения донести до каждого человека, что нужно понять, чего хочется в жизни и идти к поставленной цели. Произведение заставляет задуматься о том, что нужно жить, а не существовать.

Автор комедии показал, что победа добра над злом существует. Во всех временах, к сожалению, это было и есть, но хочется верить в то, что люди будут друг к другу добрее и чувственней.

Если мы хотим светлого будущего, родители обязаны вносить всю мораль и ценность своим детям. Это касается и педагогов, дающих образование нашему подрастающему поколению.

2 вариант

В комедии под названием «Недоросль», написанной Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1781 году, поднимается целый ряд злободневных для соответствующей эпохи проблем, которые остаются актуальными и сегодня. В первую очередь автор обращает внимание читателей на крайнее невежество, корыстолюбие, грубость и даже жестокость по отношению к крепостным крестьянам многих тогдашних дворян. Воплощением этих негативных качеств в пьесе выступают помещица Простакова, мать главного героя комедии Митрофанушки, и ее брат Скотинин.

Госпожа Простакова нисколько не стесняется признаваться в том, что она постоянно бранит своих слуг и даже поднимает на них руку. Чрезвычайно ограниченной женщине даже не приходит в голову, что с крестьянами возможно обращаться иначе, она не представляет себе никаких других способов управления домом и имением. Более того, Простакова весьма бесцеремонно общается и с другими людьми, делая исключение лишь для горячо любимого сына.

Поведение помещицы вызывает глубокое возмущение, к тому же она сама абсолютно не понимает недопустимости своих поступков. С помощью образа госпожи Простаковой Фонвизин подчеркивает, что русские провинциальные дворяне-крепостники, пользуясь собственной безнаказанностью, все более развращаются и утрачивают всякие моральные принципы. В комедии уделяется значительное внимание вопросам воспитания юных представителей «благородных семейств», автора весьма интересует, каким образом сделать из недоросля Митрофана и его ровесников достойную опору для государства. 

16-летний наследник Простаковых относится к крестьянам с таким же пренебрежением, как и его мать. При этом Митрофанушка нисколько не уважает и родителей, все его интересы ограничиваются только самыми примитивными рассуждениями. Госпожа Простакова неохотно нанимает для сына учителей, поскольку в соответствии с новым распоряжением императрицы дворяне обязаны получить образование, без которого юноши не будут приняты на службу.

Однако Митрофан не испытывает ни малейшего интереса к наукам, парень не усваивает даже тех весьма незначительных знаний, имеющихся у так называемых «педагогов», которых действительно никак нельзя считать настоящими преподавателями. Сам отпрыск Простаковых откровенно объявляет о том, что он не желает учиться, а стремится жениться. Сцены занятий Митрофанушки с учителем Вральманом, семинаристом Кутейкиным и бывшим сержантом Цыфиркиным вызывают искреннюю улыбку. Однако автор, описывая соответствующие эпизоды, явно испытывает глубокую горечь в связи с тем, что именно таким недорослям предстоит создавать будущее страны.

Взгляды драматурга на вопросы просвещения и воспитания молодежи во многом отражаются в образе порядочного и умудренного жизнью Стародума, старающегося передать свое мировоззрение племяннице Софье. Девушка прислушивается к его словам и действительно намеревается всегда существовать достойно, как и ее избранник Милон.

Несмотря на многочисленные забавные моменты, присутствующие в комедии Фонвизина, произведение заставляет сделать определенные выводы. При чтении пьесы становится ясно, что лишь просвещенный и грамотный во всех отношениях человек сможет принести пользу Отечеству. Для невежественных и беспринципных людей, подобных Простаковым и Скотининым, не существует будущего. Нет сомнений и в том, что любого ребенка необходимо правильно воспитывать с самых ранних лет, прививая ему привычку учиться и трудиться.

Также читают:

Картинка к сочинению Над чем меня заставила задуматься комедия Недоросль

Над чем меня заставила задуматься комедия Недоросль

Популярные сегодня темы

  • Особенности композиции комедии Ревизор Гоголя (8 класс)

    При доскональном анализе комедии «Ревизор», как оказалось, она является новаторским произведением Николая Васильевича Гоголя. Присутствующей необыкновенной работой

  • Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову? сочинение

    Во всех пьесах Островского раскрываются образы русских женщин через героинь его пьес. Что же может сближать двух героинь пьесы Н. Островского Бесприданница и Гроза Ларису Огудалову и Катерину Кабанову

  • Роль женщин в судьбе Печорина сочинение

    Григорий Печорин является так называемым лишним человеком. Этот образ в литературе иллюстрирует сложных, но в то же время тонких и душевно ранимых личностей, пресыщенных жизнью и неспособных отыскать своё место в обществе

  • Сочинение по рассказу Палата номер 6 Чехова (10 класс)

    В повести А.П.Чехова «Палата № 6» затронуты актуальные проблемы общества. В своей повести автор старался найти решение вопроса, касающегося насильственного отношения к личности человека и несправедливости

  • Сочинение О каких событиях людям нельзя забывать

    События, которые откладывают отпечаток на всю нашу жизнь, очень важны, о них нельзя забывать. Кроме того, влияют на жизнь человека и впоследствии. Докажем это утверждение на примерах.

  • Сочинение по литературе на тему кто чацкий победитель или побежденный сочинение
  • Сочинение по литературе на тему мильон терзаний чацкого
  • Сочинение по литературе на тему маленький человек в петербургских повестях
  • Сочинение по литературе на тему моя любимая басня крылова
  • Сочинение по литературе на тему маша миронова нравственный идеал пушкина