Сочинение по литературе на тему печорин младший брат онегина

Произведение александра сергеевича пушкина евгений онегин вошло в историю мировой и отечественной литературы не только благодаря новому для своего времени

Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» вошло в историю мировой и отечественной литературы не только благодаря новому для своего времени сюжету и героям, но и из-за своей формы и художественной ценности содержания. Поэт мастерски выписал не только характеры своих героев, но и оставил для предшественников ярчайшую и достоверную картину того мира, в котором жил сам. К тому же, будучи знатоком человеческих душ, в данном романе он так четко и лаконично подметил некоторые человеческие привычки и жизненные закономерности и облек в свои стихи, что они и по сей день не исчезли из нашей речи.

Афоризм — лаконично изложенная законченная мысль, зафиксированная в текстовой форме и в дальнейшем часто воспроизводимая другими людьми. Иными словами, афоризмами и являются те четкие и хлесткие наблюдения Александра Сергеевича, которых множество в его лирических отступлениях и авторских словах. Острый и ироничный ум поэта сделали первый в российской литературе роман в стихах одним из самых известных и цитируемых по сей день. Но порой мы используем пушкинские фразы даже не зная откуда они и кому принадлежат. В данной статье собраны самые популярные афоризмы и известные строки из романа «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина по главам.

1 глава

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь

(гл. 1, ст. 5, слова автора)

Эти строки – одна из самых популярных фраз, заимствованных у А.С. Пушкина. Данный афоризм можно употребить в качестве указания на то, что полученных знаний недостаточно, они неполны и поверхностны. Про своего главного героя А.С. Пушкин говорит точно так же: его поверхностных знаний на самые популярные в обществе темы было достаточно для того, чтобы прослыть человеком умным и блестяще образованным, но не более того.

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей

(гл. 1, ст. 46, слова автора)

Эти строки в контексте романа были призваны дать характеристику не только Онегину, но и поколению молодых людей в целом. Зачастую недостаточный жизненный опыт и первые юношеские разочарования, неизбежно наступающие после столкновения с реальным миром, они принимают за константу и считают свои необоснованные суждения правдой жизни. Характерные для современников Онегина привычки идеализировать, все отрицать и ко всему относиться скептически в итоге приводят к особому поведению юных людей, к пренебрежительному отношению к окружающим и к уверенности в своей уникальности и особенности. Такое поведение повсеместно встречается и в современном мире, а значит, строки не утратили своей актуальности.

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей

(гл. 1, ст. 25, слова автора)

Чтобы понять суть сказанного, стоит обратиться к тому историческому контексту, в котором создавалось это произведение. Белинский в своей критике «Евгения Онегина» указывал на следующую особенность: русский человек все еще не может принять тот факт, что истинно национальным и народным русским романом может быть произведение не только про грубых мужиков и деревенский быт, но и про людей светских, пусть и одевающихся по европейской моде, но не перестающих быть русскими. Дворянство по-прежнему остается ведущим классом, неким транслятором образования и прогресса внутри своей родной страны, несмотря на внешний «иноземный» лоск. Конечно, есть в данных строках и более приземленный смысл: уделять внимание своей внешности может и должен любой. Независимо от должности, призвания и возраста опрятный человек всегда располагает к себе и проявляет уважение к своему окружению.

2 глава

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень

(гл. 2, ст. 13, слова автора)

Это одна из самых ярких цитат из произведения, строки, призванные показать насколько сильно отличаются друг от друга Онегин и Ленский. Эти юноши – полные противоположности друг друга и судьбами, и характерами, а саму фразу и сегодня используют для того, чтобы красочно указать на различия между кем-либо или чем-либо. В реальном мире, как и в произведении Пушкина, порой даже самые непохоже друг на друга люди находят общий язык, становятся друзьями или создают семьи. Как в природе противоположные по всем признакам вещи сосуществуют рядом, так и человеческий социум держится на контрастах и противопоставлениях так же, как и на сходствах и родстве.

Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья

(гл. 2, ст. 13, слова автора)

Несмотря на все различия Онегин и Ленский находят общий язык и проводят в компании друг друга довольно много времени. Если Ленский и считает Евгения своим другом, то для него Владимир лишь приятель, способный хоть немного развлечь и скрасить его будни, наполненные скукой и разочарованием. Молодым людям нечем заняться в деревне, поблизости нет больше достаточно образованных и интересных людей, способных находиться с ними «на одной волне». Этими строками Пушкин прямо указывает на причину их так называемой дружбы – скуку.

Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя

(гл. 2, ст. 14, слова автора)

А.С. Пушкин – проницательный и привыкший к размышлениям поэт, знаток человеческих душ. Он не только создает и постоянно расширяет портреты своих героев, но и анализирует как самого себя, так и свое окружение, вычленяет главные и самые яркие черты, создает своеобразную энциклопедию людских характеров, привычек и недостатков. Данные строки говорят об одной неизменной человеческой черте, присущей каждому – мы склонны идеализировать себя, ставить в центр мира, такова эгоистичная природа людей, особенность восприятия, которая без должного внимания и проработки может привести к печальным последствиям.

Привычка свыше нам дана,
Замена счастию она

(гл. 2, ст. 31, слова автора)

Данные строки относятся не только к старшей Лариной, чью историю рассказывает читателям Александр Сергеевич, но и к человеческому обществу в целом. Подобно молодой девушке, привыкающей к жизни с нелюбимым мужем, к новому непривычному дому и чужому окружению, многие приспосабливаются к абсолютно новым стрессовым условиям и ситуациям. Такова человеческая психика: она подвижна и изменчива, ведь ради своего выживания люди порой идут на любые ухищрения. Так и Ларина, поначалу страдающая от своей новой жизни, научилась находить в ней моменты радости и удовлетворения.

4 глава

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей

(гл. 4, ст. 7, слова автора)

Эти строки давно стали излюбленной цитатой многих людей, а используется она повсеместно. Размышления Александра Сергеевича о женской любви достаточно точны и интересны, а также до сих пор актуальны, несмотря на то, что современные женщины разительно отличаются от девушек начала 19 века. Взаимоотношения порой бывают непредсказуемы и не поддаются законам логики из-за своей чувственной природы. И по сей день такие легкомысленные и по-своему жестокие к чужим чувствам молодые люди без особых усилий влюбляют в себя наивных дам, какими были многие барышни пушкинского времени.

8 глава

Любви все возрасты покорны

(гл. 8, ст. 29, слова автора)

Сегодня эти слова являются одной из самых популярных цитат о любви, ее можно услышать с экранов и в повседневной речи своего окружения. Многие даже не помнят откуда данные слова, но все прекрасно понимают их значение, которое не требует долгих объяснений. Любовь доступна каждому независимо от возраста, общественного положения и личных предпочтений.

Роман «Евгений Онегин» — одно из самых ярких и интересных произведений А.С. Пушкина, любимое детище автора, рождению которого было отдано почти восемь лет писательской жизни. За это время автор сроднился со своими героями, поэтому называет Евгения Онегина своим добрым приятелем, признается, что хранит письмо Татьяны к возлюбленному.  Главный герой романа – молодой аристократ, денди, повеса и, по мнению критиков, эгоист, не знающий, что такое истинная любовь и дружба. Вся его жизнь, поступки, отношение к людям  – подтверждение того, что ему чужды настоящие чувства и душевные переживания.  

Евгений Онегин родился в Петербурге, получил типичное для дворянского общества воспитание. Сначала за ним «ходила» гувернантка, потом ее сменил гувернер. Иностранные учителя учили его шутя, не слишком докучая своему юному воспитаннику. Когда же наступила пора для Онегина выходить  в свет,  учителей «прогнали со двора». К этому времени герой вполне овладел теми науками, которые необходимы были в свете и соответствовали требованиям моды: он умел писать и изъясняться по-французски, танцевать мазурку, непринужденно кланяться, поддерживать светскую беседу. Благодаря своим умениям Онегин прослыл в обществе умным и милым человеком. Однако лучше всего он постиг «науку страсти нежной», воспетую древнеримским поэтом Назоном. Онегин мог ревновать, заставлял светских барышень верить в искренность своих чувств, изнывал, проявлял все свое красноречие в любовных письмах. Он умел мольбами или требованиями добиться тайного свидания, тревожил сердца кокеток. Главная цель Онегина в отношениях с противоположным полом – обворожить, обольстить, казаться влюбленным, но не быть им на самом деле, поэтому все эти любовные похождения нельзя назвать серьезными. Онегин был типичным сердцеедом, ловеласом. Все его чувства – всего лишь тонкая игра, которую он каждый раз затевал от скуки. Когда  же герою наскучили балы, рестораны, клубы, театр, он поехал в деревню лечить свою хандру и лень. Но, к его сожалению, русская хандра живет и среди полей и дубрав, вдали от городского шума. Здесь он познакомился с Татьяной Лариной, девушкой тихой, скромной, романтичной. Она разглядела в нем героя своего романа и влюбилась в него со всем жаром своего сердца. Татьяна не была похожа на тех светских барышень, которых обольщал Онегин. Она была молчалива, чиста и искренна. Татьяна не умела кокетничать, играть какие-то чужие роли. Все ее чувства и душевные переживания были настоящими. Но Онегин, привыкший в светском обществе к другим отношениям, не сумел или не захотел разглядеть в героине ее прекрасную душу, умеющую преданно и верно любить, поэтому он отверг ее чувства, не захотел связать свою жизнь с ней и потерять свою свободу. Его проповедь в саду стала для Татьяны жестоким и горьким уроком, который она запомнила на всю жизнь. После этого события, убив на дуэли Владимира Ленского, Онегин уезжает в путешествие и возвращается спустя несколько лет. Каково же было его удивление, когда на одном из светских мероприятий он встретил Татьяну, которая к тому времени уже была женой известного генерала. Онегин не сразу узнал в прекрасной молодой даме ту прежнюю Татьяну, которая несколько лет назад молча выслушала его слова в саду. Сейчас она была верной спутницей для мужа, идеалом для подражания для светских барышень, приятной собеседницей для пожилых дам. Все в ней чувствовали безграничную доброту, открытость и какую-то особую притягательность.  И Онегин, словно обезумев, стал преследовать Татьяну. Он неизменно появлялся там, где бывала она, оказывал ей знаки внимания, но она вела себя с ним так же, как и со всеми другими, ничем не выделяя его и не принижая. А Онегин, словно забыв, что Татьяна давно замужем, настойчиво добивался взаимности. Одно за другим герой писал ей пылкие письма с горячими признаниями в любви. Но Татьяна молчала, оставляя его письма без ответа. «Неужели в Онегине проснулась любовь?», — задавался вопросом не один читатель. Но то чувство, которое испытывает герой к Татьяне вряд ли можно назвать настоящей любовью. Любящий человек готов жертвовать ради любимого всем, он не будет надоедать своим вниманием, не станет требовать ответного чувства и даже нарушать нормы приличия. Любящий человек будет радоваться счастью того, кого искренне любит. Скорее всего, Онегина привлекал запретный плод в виде Татьяны, но героиня угадала его намерения и помыслы. Она считает, что Евгений Онегин  преследует ее только потому, что она знатна и богата, вращается в высшем свете, ее муж изувечен в боях и за это их «ласкает» двор, поэтому, если она примет ухаживания Онегина, о ее позоре вскоре узнает все светское общество, а ему эти слухи принесут «соблазнительную честь». Она уверена, что Онегин не может быть рабом такого мелкого, по его меркам,  чувства. И почему-то мне тоже думается, что Татьяна была права: герой снова играет в любовь.   

Таким образом, я прихожу к выводу, что Онегин не способен на глубокие и серьезные чувства. Его сердца не изменили ни поучительные жизненные уроки, ни долгое путешествие по разным местам. Он остался все тем же равнодушным и эгоистичным человеком.

Сочинение по литературе на тему печорин младший брат онегина

20210413 vu tg sbscrb2

Рабочая программа по литературе по программе Чертова В.Ф. 9 класс включает в себя планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, формы организации образовательного процесса, тематическое планирование указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

Сочинение по литературе на тему печорин младший брат онегина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Литература»,

9 класс

на 2021 — 2022 учебный год

кол-во часов в неделю: 3

кол-во часов в год: 102

Учитель: Кумпинь Светлана Николаевна, высшая категория

Учебник: Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч., под ред. В.Ф.Чертова. – М.: Просвещение, 2015

Омск — 2021

Рабочая программа

по литературе

9 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Глава, раздел

Учащиеся научатся

Учащиеся получат возможность научиться

Древнерусская литература.

Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX—XX в.

Зарубежная литература

Понимать нормы русского, родного (нерусского) литературного языка и применять знания о них в речевой практике; ключевые проблем изученных произведений древнерусской литературы, литературы XVIII века, произведений русских писателей XIX-XX веков, произведений литературы народов России и зарубежной литературы; связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непереходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

.

Владеть навыками: анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознавать художественную картину жизни, созданную в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Использовать содержание произведений русской, родной и мировой классической литературы, их возможности историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой.

Получать представление об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;

Учитывать исторический, историко-культурный контекст и творчество писателя в процессе анализа художественного произведения;

Выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

Видеть систему стилей языка художественной литературы.

Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

Определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филолоического анализа);

Приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

Формировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка; собственную интерпретацию (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; отношение к авторской позиции.

Пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;

Писать изложения и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.

Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; русское слова в эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать, корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) а решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

Определять назначение и функции различных институтов;

самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

владеть языковыми средствами – умению ясно, лаконично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения,

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы,

Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Содержание учебного предмета

Перечень тем

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Художественный мир литературной эпохи; направления (Вводный урок)

1

Конспектировать вступительную статью учебника. Размышлять о художественном мире произведения и особенностях его построения.

Античная литература. древнегреческая литература (обзор)

римская литература (обзор)

4

Выразительно читать фрагменты произведения. Повторять сведения по теории литературы (эпос, лирика, драма и виды жанров). Подготовить реферат, презентацию по теме. Определять основные мотивы поэзии. Выявить новый тип лирического героя. Определять особенности любовной лирики.

Литература средних веков.

2

Обмениваться впечатлений о прочитанном. Анализировать фрагменты текста. Комментировать их. Исследовать произведение в группах.

Древнерусская литература. Сочинение-эссе о «Слове о полку Игореве»

4

Комментировать прочитанные фрагменты, подбирая дополнительные материалы. Сопоставлять фрагменты текста летописного и художественного. Определять в тексте композиционные части, выразительно читать «Золотое слово Святослав». Применять известные приёмы характеристики образов русских князей, образа князя Игоря, Ярославны. Определять жанр и композицию, выделять смысловые части Слова. Отвечать на вопросы о роли эпизодов в произведении. Написать сочинения-эссе.

Работа над рефератом на литературную тему (практикум)

1

Работать над планом реферата. Составлять и оформлять списки источников. Обсуждать варианты вступления и заключения.

Литература эпохи возрождения.

3

Анализировать список действующих лиц. Читать и комментировать фрагменты трагедии. Тезисно записывать лекцию учителя. Делать выводы об особенностях конфликта трагедии. Создавать отзыв о театральной или кинематографической версии трагедии.

Зарубежная литература 17—18 веков. (и.-в. Гёте, ф. Шиллер).

3

Работать с литературоведческими словарями. Конспектировать лекцию учителя. Читать и комментировать фрагменты трагедии. Характеризовать проблематику произведения.

Жанр оды в мировой литературе.

2

Выразительно читать фрагменты. Выделять черты жанра оды. Анализировать примеры использования изобразительно-выразительных средств в тексте.

Русская литература 18 века. Своеобразие русской Сатирической литературы 18 века.

2

Прочитать статью учебника« Русская литература 18 века». Конспектировать лекцию учителя.

Г. Р. Державин.

2

Создавать устные сообщения по теме «Жизнь и творчество поэтов 18 века». Выразительно читать фрагменты. Определять характерные признаки классицизма в прочитанных произведениях.

Зарубежная литература первой половины 19 века. Художественный мир романтизма

4

Выразительно читать фрагменты. Определять характерные признаки романтизма в прочитанных произведениях. Составлять презентацию или реферат об одном из поэтов-романтиков.

Русская литература первой половины 19 века. Русская литература и её связь с национальной историей

1

Прочитать статью учебника « Русская литература 19 века». Конспектировать тезисно лекцию учителя с составлением хронологической таблицы. Повторять сведения об отечественной истории.

В. А. Жуковский.

2

Выразительно читать стихотворение наизусть. Подбирать высказывания о поэте. Анализировать лирическое произведение. Выполнять групповое задание. Представлять отчёт о выполнении задания.

Целостный анализ лирического произведения (практикум)

1

Составлять план анализа лирического стихотворения. Определять жанр, основную тему, идею, настроение лирического героя. Наблюдать особенности лексики и поэтического синтаксиса. Объяснять смысл отдельных строк стихотворения.

А. С. Грибоедов

9

Составлять обзор жизни и творчества писателя. Выявлять особенности конфликта пьесы. Выделять этапы развития действия и кульминацию. Определять смысл названия пьесы и особенности финала, в чем заключена проблема: в уме, глупости, безумии. Определять авторскую позицию и способы её выражения. Давать характеристику образу Софии и женским образам в комедии, образу Молчалина, Фамусова. Определять роль второстепенных и внесценических персонажей. Определять характерные признаки классицизма, романтизма и реализма в комедии, её жанровое своеобразие. Понимать проблему человека и среды. Давать характеристику языку комедии. Подготовиться к сочинению на литературную тему. Конспектировать литературно-критические статьи.

А. С. Пушкин.

19

Составлять обзор жизни и творчества писателя. Проследить эволюцию темы свободы в лирике Пушкина.

Выделять основные темы поэзии Пушкина (творчество). Читать стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Поэт», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Мадонна», «Бесы», «Осень», «Поэту», «Эхо», «Поэт и толпа», «Брожу ли я воль улиц шумных…», «…Вновь я посетил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Учить наизусть по выбору. Отмечать своеобразие любовной лирики на разных этапах творческого пути. Составлять презентацию по теме памяти в лирике Пушкина, по поэтическим манифестам Пушкина. Определять жанровое своеобразие пушкинской лирики, её философскую глубину, религиозно-нравственные мотивы в поздней лирике. Анализировать поэтические тексты. Аналитическое чтение трагедии «Моцарт и Сальери». Оценивать своеобразие решения темы творчества.

Выявлять сюжетные линии романа в стихах, своеобразие жанра и композиции «свободного романа». Выделять черты реализма и энциклопедизма романа. Характеризовать русское общество на страницах романа, образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе. Рассказывать историю Онегина, сопоставлять Онегина и Ленского. Анализировать пятую главу романа. Устно характеризовать Татьяну как «милый идеал» автора, сопоставлять Татьяну и Ольгу. Делать выводы о нравственно-философской проблематике произведения. Выявлять характерные для поэта темы любви, дружбы, творчества, природы в романе. Смысл финала. Делать выводы о жанровом своеобразии романа. Характеризовать художественный мир произведения, образ автора и героев романа. Конспектировать литературно-критические статьи.

Писать сочинение по роману в стихах А.С. Пушкина.

ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ В ЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (Практикум)

1

Находить в тексте эпического произведения лирические отступления, определять их основные темы и художественную функцию.

Поэты пушкинской поры (обзор)

Резервный урок. А. А. Дельвиг

3

Составлять устное сообщение или реферат о биографии одного из поэтов, презентацию. Отвечать на вопросы, связанные с характеристикой художественного мира поэта и идейно-эмоционального содержания стихов. Выразительно читать стихи: К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Е. А. Баратынский. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей…», «Мой дар убог, и голос мой негромок…», «Муза» («Не ослеплён я музою моею…»).

Д. В. Давыдов. «Песня старого гусара», «Гусарский пир».

П. А. Вяземский. «Дорожная дума», «Жизнь наша в старости — изношенный халат…». А. А. Дельвиг. «Элегия» («Когда, душа, просилась ты…»), «Не осенний частый дождичек…».

Жанр элегии в мировой литературе (обзор). Т.

2

Определять черты элегии. Записывать лекцию учителя. Выразительно читать стихи. Выполнять комплексный анализ.

М. Ю. Лермонтов.

13

Читать стихотворения поэта и анализировать: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою…»), «Нет, я не Байрон, я другой…», «Смерть Поэта», «Узник», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Прощай, немытая Россия…», «Родина», «Пророк», «Смерть Поэта». Определять основные мотивы и настроения поэзии Лермонтова. Выявить особенности темы природы, темы общества и человека в лирике Лермонтова, темы Родины. Соотносить содержание с особенностями литературы определённого периода. Характеризовать лирического героя Лермонтовкой поэзии, отмечать его своеобразие.

Читать роман «Герой нашего времени». Видеть сюжет и композицию произведения, её роль в раскрытии образа Печорина. Давать характеристику Печорину и второстепенным персонажам. Анализировать повесть «Максим Максимыч». Выявлять авторскую позицию в романе, тему любви и характеризовать женские образы в романе и их роль в раскрытии образа Печорина. Анализировать повесть «Фаталист». Выявить нравственно-философскую проблематику произведения. Выявить приёмы психологической характеристики персонажей. Определять черты романтизма и реализма. Конспектировать литературно-критические статьи.

Написание сочинения по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (Практикум)

1

Использовать собственный читательский опыт при разговоре о произведении с необычной композицией. Давать устную характеристику композиции произведения по предложенному плану.

Н. В. Гоголь.

12

Подбирать и систематизировать материал по биографии писателя и его творчеству.Читать и анализировать отдельные главы, фрагменты, лирические отступления. Определять художественные функции описаний интерьера, портрета, пейзажа. Давать письменный ответ на вопрос о нравственной проблематике произведения, об авторской позиции. Выразительно читать фрагмент лирического отступления. Подбирать цитаты по указанной теме. Давать устную характеристику предметному миру произведения. Составлять рефераты. Писать конспекты литературно-критических статей.

Анализ вставного текста в литературном произведении (практикум)

1

Определять художественную функцию вставного текста в литературном произведении. Подготовить план анализа вставного текста.

Жизнь души в произведениях русской литературы второй половины 19 века

2

Читать и анализировать фрагменты, произведений. Обсуждать. Характеризовать нравственную проблематику произведений. Сопоставлять проблематику двух произведений. Выражать отношение к прочитанному.

Практикум. Характеристика художественного мира литературного произведения

1

Определять характерные черты художественного мира писателей. Устно характеризовать художественный мир литературного произведения.

Русская литература хх века. Гуманистическая традиция. В русской литературе xx века

2

Выявлять вечные темы в литературном произведении. Формулировать вопросы и задания для анализа рассказов. Выполнять исследовательские проекты. Готовить по ним устное выступление.

Традиции смеховой культуры в русской литературе xx века (обзор)

2

Составлять устные отзывы о прочитанных произведениях. Закрепить сведения о приёмах комического изображения. Получить начальное представление о литературной традиции. Знакомиться со списком литературы для внеклассного чтения.

Формы организации образовательного процесса:

а) чтение

• Чтение литературных произведений, включенных в программу.

• Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.

• Чтение по ролям фрагментов драматических произведений.

• Внеклассное чтение произведений одного жанра.

• Чтение справочной литературы.

б) анализ

• Выявление в литературном произведении художественных образов разного вида и установление системных отношений между ними, определение основного принципа построения системы образов.

• Общая характеристика художественного мира произведения (системы образов, предметного мира, природных образов, образа события, образа социальной группы).

• Различение эпических, лирических, драматических, лиро-эпических и лирико-драматических произведений.

• Определение жанра произведения и жанровой разновидности.

• Сопоставление литературных произведений определенного жанра (ода, комедия) с жанровой традицией.

• Анализ жанрового своеобразия литературного произведения.

• Соотнесение произведения с литературным направлением (классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, реализмом).

• Выявление признаков отдельных жанров (оды, трагедии, комедии, повести) в литературном произведении.

• Анализ смысла заглавия и эпиграфа в литературном произведении.

• Характеристика тематики и проблематики произведения в соотнесении с его жанром и литературным направлением.

в) развитие устной и письменной речи

• Устный и письменный ответ на вопрос об особенностях построения системы образов в произведении.

• Составление плана и подбор цитат к устной характеристике художественного мира произведения.

• Сочинение об образе социальной группы в произведении.

• Составление плана сочинения о жанровом своеобразии литературного произведения и его соотношении с жанровой традицией.

• Устное рассуждение о чертах литературного направления в конкретном произведении.

• Сообщение о биографии писателя и об истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

• Обсуждение нравственных проблем, поднятых в произведении.

• Сочинение о смысле заглавия в литературном произведении.

• Устные рекомендации по внеклассному чтению произведений определенного жанра.

• Рецензия на театральную постановку или кинематографическую версию драматического произведения.

• Стилизация в жанре оды, послания, эпиграммы.

Формы организации учебных занятий

Основными формами организации учебных занятий являются:

1) урок ознакомления с новым материалом;

2) урок закрепления изученного;

3) урок применения знаний и умений;

4) урок обобщения и систематизации знаний;

5) урок проверки и коррекции знаний и умений;

6) комбинированный урок;

7) урок-лекция;

8) урок-семинар;

9) урок-зачёт;

10) урок-практикум;

11) урок-экскурсия;

12) урок-дискуссия;

13) урок-консультация;

14) интегрированный урок;

15) театрализованный урок;

16) урок-соревнование;

17) урок с дидактической игрой;

18) урок — деловая игра;

19) урок — ролевая игра;

20) уроки-фантазии.

Тематическое планирование указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

9 класс

№ урока п/п

№ урока в теме

Тема урока

Дата

План

Факт

1

Художественный мир литературной эпохи; направления (Вводный урок)

Античная литература. Древнегреческая литература Римская литература (обзор) – 4 часа

Античная литература. Древнегреческая литература.

Поэзия Анакреонта. Стихотворение «Сединой виски покрылись, голова вся побелела…».

Эсхил. Трагедия «Прометей прикованный» (фрагменты) Древнегреческая литература, её периодизация. Архаический период.

(Обзор)Катулл. Стихотворение «И ненавижу, и люблю…». Гораций. Ода «К Мельпомене». Овидий. «Метаморфозы»

Литература средних веков -2 часа

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты).

Древнерусская литература – 5 часов

Древнерусская литература. Периодизация литературы Древней Руси

«Слово о полку Игореве». Сюжет и композиция.

Образы русских князей.

Сочинение-эссе о «Слове о полку Игореве»

Работа над рефератом на литературную тему (Практикум)

Литература эпохи Возрождения – 3 часа

Литература эпохи Возрождения. Этапы художественной культуры Возрождения.

У. Шекспир. Слово о поэте. Трагедия «Гамлет» (фрагменты).

Образ Гамлета.

Зарубежная литература 17-18 веков — 3 часа

Зарубежная литература 17-18 веков (И.В. Гёте, ф. Шиллер).

И.-в. Гёте. Слово о поэте. Трагедия «Фауст» (фрагменты).

Образ Фауста.

Жанр оды в мировой литературе – 2 часа

Жанр оды в мировой литературе. (Обзор). Пиндар. «Первая истмийская ода» (фрагменты). Малерб. «Ода королеве».

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» (фрагменты)

Русская литература 18 века – 4 часа

Русская литература 18 века. Своеобразие русского классицизма.

Сатирическая литература 18 века.

Г. Р. Державин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Объявление любви», «Фелица» (фрагменты);

Г. Р. Державин «Властителям и судиям», «Памятник». Тема поэта и творчества.

Зарубежная литература первой половины xix век – 4 часа

Зарубежная литература первой половины xix века. Художественный мир романтизма (обзор)

Э. Т. А. Гофман. Новелла «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (фрагменты).

Дж. Г. Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда» (фрагменты).

Э.А. По. «Ворон». Концепция мира и человека в романтическом искусстве.

Русская литература первой половины xix века – 4 часа

Русская литература первой половины xix века. Русская литература и её связь с национальной историей

В. А. Жуковский. Обзор жизни и творчества.

Стихотворение «Невыразимое», элегия «Море».

Целостный анализ лирического произведения (практикум)

А. С. Грибоедов – 9 часов

А. С. Грибоедов. Обзор жизни и творчества. Комедия «Горе от ума».

Особенности конфликта.

Этапы развития действия и кульминация.

Смысл названия пьесы и особенности финала. Проблема ума, глупости, безумия.

Авторская позиция и способы её выражения.

Образ Софии и женские образы в комедии. Образ Молчалина, Фамусова. Роль второстепенных и внесценических персонажей.

Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии. Жанровое своеобразие. Проблема человека и среды.

Язык комедии.

Подготовка к сочинению

А. С. Пушкин – 20 часов

А. С. Пушкин. Биография и творчество

Эволюция темы свободы в лирике Пушкина.

Основные темы поэзии Пушкина (творчество),

Своеобразие любовной лирики на разных этапах его творческого пути.

Тема памяти в лирике Пушкина.

Поэтические манифесты Пушкина. Жанровое своеобразие пушкинской лирики. Анализ поэтического текста.

Резервный урок. Философская глубина, религиозно-нравственные мотивы в поздней лирике.

Трагедия « Моцарт и Сальери». Своеобразное решение темы творчества.

Роман в стихах «Евгений Онегин». Сюжетные линии романа. Своеобразие жанра и композиции «свободного романа».

Реализм и энциклопедизм романа.

Русское общество на страницах романа.

Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе. История Онегина.

Онегин и Ленский.

Анализ пятой главы романа.

Татьяна как «милый идеал» автора. Татьяна и Ольга.

Нравственно-философская проблематика произведения.

Темы любви, дружбы, творчества, природы в романе. Смысл финала.

Жанровое своеобразие. Автор и герои романа.

Творческая мастерская. Сочинение по роману в стихах А.С. Пушкина.

Лирические отступления в эпическом произведении (Практикум)

Поэты пушкинской поры (обзор) – 3 часа

К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Е. А. Баратынский. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей…», «Мой дар убог, и голос мой негромок…», «Муза» («Не ослеплён я музою моею…»).

Д. В. Давыдов. «Песня старого гусара», «Гусарский пир».

П. А. Вяземский. «Дорожная дума», «Жизнь наша в старости — изношенный халат…».

Резервный урок. А.А. Дельвиг. «Элегия» («Когда, душа, просилась ты…»), «Не осенний частый дождичек…».

Жанр элегии в мировой литературе – 2 часа

Жанр элегии в мировой литературе (обзор). История жанра элегии Т. Грей. «Сельское кладбище».

Н. А. Некрасов. «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). Комплексный анализ.

М. Ю. Лермонтов– 14 часов

М. Ю. Лермонтов. Биография и творчество.

«Смерть Поэта» — анализ стихотворения.

Основные мотивы и настроения поэзии Лермонтова. Тема природы.

Темы общества и человека в лирике Лермонтова.

Тема Родины. «Прощай, немытая Россия…», «Родина»,

Своеобразие лирического героя Лермонтовкой поэзии.

Роман «Герой нашего времени». Сюжет и композиция произведения, её роль в раскрытии образа Печорина.

Печорин и второстепенные персонажи.

Повесть «Максим Максимыч». Авторская позиция в романе.

Тема любви и женские образы в романе.

Повесть «Фаталист». Нравственно-философская проблематика произведения

Роман «Герой нашего времени» в критике: В. Г. Белинский. «„Герой нашего времени“, сочинение М. Лермонтова» (фрагменты).

Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Композиция литературного произведения (Практикум)

Н. В. Гоголь –13 часов

Н. В. Гоголь. Биография и творчество.

Повесть «Шинель». Образ Акакия Акакиевича Башмачкина и тема «маленького человека».

Поэма «Мёртвые души» (первый том). История создания поэмы. Своеобразие жанра и композиции.

Образы чиновников, средства их создания. Жизнь уездного города.

Образы помещиков, средства их создания

Чичиков у Плюшкина. Анализ 6-й главы поэмы.

Идейно-композиционная роль «Повести о капитане Копейкине».

Образ Чичикова.

Тема народа в поэме. Образ Руси.

Образ автора в поэме.

Сочинение по поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя

Анализ сочинений по поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя.

Анализ вставного текста в литературном произведении (практикум)

Жизнь души в произведениях русской литературы второй половины 19 века – 3 часа

И.С. Тургенев. «Певцы». Н. С. Лесков. «Тупейный художник». Ф. М.

  • Достоевский. «Бедные люди» (фрагменты).

Практикум. Характеристика художественного мира литературного произведения

Русская литература хх века. 2часа

Русская литература ХХ века. Гуманистическая традиция. В русской литературе ХХ века (обзор)Л.Н. Андреев. «Город».

В. В. Набоков. «Рождество».

Традиции смеховой культуры в русской литературе xx века – 2 часа

А. Т. Аверченко. «Корибу».

Тэффи. «Взамен политики».

Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения.

Резервный урок

Корректировка тематического планирования

учитель:______________________________________

Предмет

Класс

Тема

Пути ликвидации отставаний в программном материале:

По программе

Сокращено, объединено

151118 5ccc2fe632453

-75%

Сохранить у себя:

Сочинение по литературе на тему печорин младший брат онегина Рабочая программа по литературе 9 класс (52.48 KB)

icon visionoff

icon visionon

Сочинение по литературе на тему печорин младший брат онегина


                       4 четверть 

Задание на 28.04.21

Тема: М.И.
Цветаева,  А.А. Ахматова. Основные темы творчества

Рекомендован
просмотр видеоурока об А.А. Ахматовой:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2170/main/

Пояснение:

Акмеизм (от греч.
«акме» высшая степень чего-то) возник на отрицании мистического, полного
туманных намёков искусства символистов. Акмеисты хотели воспеть земной мир во
всём его многообразии, провозгласив высокую ценность земного, реального мира.
Освободившись от символики, акмеисты увлеклись красочными, порой
экзотическими деталями, филигранной отделкой стиха, поиском ярких эпитетов
(Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам)

 Основные темы творчества, общие для
поэтов:

1.     
Тема Родины: М.И. Цветаева «Тоска по Родине», А.А.
Ахматова
«Мне
голос был…»

2.     
Тема любви: М.И. Цветаева «Расстояние: версты,
мили…», А.А. Ахматова «Небывалая осень построила купол…»

3.     
Тема поэта и поэзии: М.И. Цветаева «Моим стихам, написанным так
рано…», А.А. Ахматова цикл стихотворений «Тайны ремесла»

4.     
Тема детства М.И. Цветаева «Мать и музыка»

Прочитать стихи А.А. Ахматовой,
М.И. Цветаевой (одно по
желанию)

Образец

Выполни самостоятельно по
образцу

Например:

М.И. Цветаева «Моим стихам, написанным
так рано…»

Метафоры – «моим стихам … сорвавшимся…,
ворвавшимся», «разбросанным в пыли по магазинам».

Эпитеты – «маленькие черти», «нечитанные
стихи».

Сравнения – «сорвавшимся, как брызги из
фонтана, как искры из ракет», «ворвавшимся, как маленькие черти», «моим
стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед».

ЗАДАНИЕ ПИСЬМЕННОЕ

Проанализировать
на примере одного стихотворения (по желанию) художественные приёмы, которые
использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения.

Задание на 21.04.21

Прочитайте повесть М. Булгакова «Собачье сердце»в любом издании книги.

Сочинение по литературе на тему печорин младший брат онегина

Письменно ответьте на вопросы:

1. В чем смысл названия повести «Собачье сердце»?

2. К чему пришел профессор в результате своего эксперимента? В чем причина «шариковщины»как общественного и нравственного явления в наше время?

Сочинение по литературе на тему печорин младший брат онегина

Задание на 14.04.21

Сочинение по литературе на тему печорин младший брат онегина

1. Прочитать учебник стр. 43-56

2. Письменное задание на стр. 56 ( Самостоятельно проанализируйте стихотворение А. Блока «Как тяжело ходить среди людей…»)

Сочинение по литературе на тему печорин младший брат онегина

Задание по на 7.04.21

   Выполнить контрольную работу (тест) по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

!!! Тест нужно выполнить  до 10.04.21 (после указанной даты будут выставлены соответствующие отметки). Ребята, пожалуйста, пишите свою реальную фамилию, а не то, что вы иногда изображаете. Тест можно проходить только один раз.

Сочинение по литературе на тему печорин младший брат онегина

  3 четверть

Задание на 04.03.21

Пройти тест по роману «Герой нашего времени»до 6.03.21

https://videouroki.net/tests/31241897/

ЗАДАНИЕ НА 25.02.21

Сочинение по литературе на тему печорин младший брат онегина

1. Прочитать главу «Тамань»

2. Письменно ответить  на вопросы:

1. Проанализируйте портрет девушки-ундины и рассуждения Печорина о женской красоте со слов «Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух» до слов «… те же загадочные речи, те же прыжки, странные песни». 
2. Проанализируйте эпизод схватки с девушкой в лодке со слов «Часа через два, когда всё на пристани умолкло…» до слов «… что я ничего не мог расслышать». Дайте оценку Печорину в этой сцене. Какие слова в описании его душевного состояния являются ключевыми?
3. Что удивило Печорина в жителях Тамани? Подтвердите свои мысли цитатами.
4.Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?

Сочинение по литературе на тему печорин младший брат онегина

Задание на 18.02.21

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1. Выполнить тест по ссылке

https://videouroki.net/tests/31241897/

Сочинение по литературе на тему печорин младший брат онегина


Задание на 04.02.21

Прочитайте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Поэт» и «Пророк»(стр. 264-267 учебника) и выполните тест по ссылке

https://videouroki.net/tests/41730563/

Тест выполнить до 7.02.21(потом будут выставлены неудовлетворительные отметки)

Сочинение по литературе на тему печорин младший брат онегина


Задание на 21.01.21

1. Задание выполнить  письменно и сдать на проверку

Дополните предложения:

  • Без службы, без жены, без дел, …
  • ближе; старушки улыбались ей.
  • Муж Татьяны был важный …
  • Онегин после возвращения из путешествия для высшего «света» кажется …
  • Онегин, дожив без цели, без трудов до … годов.
  • Он возвратился и попал, как …, с корабля на бал.
  • Она была …, не …, не …
  • С ней речь хотел он завести и …
  • Тут был, однако, …, и знать, и моды образцы.
  • Евгений в Татьяну как дитя …
  • Княгиня перед ним, одна, сидит, … , …
  • А счастье было так возможно, так близко! Но судьба моя …
  • Меня с слезами заклинаний …
  • Я вас люблю (к чему лукавить?). Но я другому отдана; я буду …»

 2. Анализ ПИСЬМА ОНЕГИНА К ТАТЬЯНЕ (устно, уметь ответить  на уроке)

ВОПРОСЫ:

-В чём себя винит Онегин?

-Как он объясняется в любви к Татьяне?

-Как Татьяна реагирует на письма Онегина?

 Внимание!!! Задания можно выполнять в тетради по литературе

Письмо Онегина к Татьяне» — Жить красиво

 Задание на 14.01.21

1. Выполнить в тетради по родной литературе тест (сдать на уроке литературы)

Тест по 5-й и 6-й
главам романа «Евгений Онегин»

 1.      Из
какой баллады В.А. Жуковского взят эпиграф к пятой главе «Евгения Онегина»?

А) Светлана; Б) Кубок;
В) Русалка; Г) Лесной царь.

2.      Какого
числа выпал снег, согласно пятой главе романа?

А) в ночь на 5 января;
Б) в ночь на 4 января; В) в ночь на 3 января; Г) в ночь на 2 января.

3.      Какое
слово пропущено в строчках: «Зима! Крестьянин, …., На дровнях обновляет путь!»?

А) второпях; Б) торжествуя;
В) с промедленьем; Г) безрассудно.

4.      Татьяна
была суеверна и боялась, когда ей перебегал дорогу?

А) кот; Б) пес; В)
волк; Г) заяц.

5.      Какое
имя во время гадания звучит в ответ на вопрос: «Как ваше имя?»

А) Афанасий; Б) Агафон;
В) Матвей; Г) Евгений.

6.      Какое
чудовище не привиделось Татьяне во сне?

А) полужуравль; Б) с
петушьей головой; В) со змеиной головой; Г) полукот.

7.      Из-за
какого танца произошла ссора Онегина с Ленским?

А) котильон; Б) мазурка;
В) полька; Г) тарантелла.

8.      Кто
передал Онегину записку от Ленского с вызовом?

А) Буянов; Б) Трике; В)
Зарецкий; Г) Гвоздин.

9.      Что
в главе шестой А.С. Пушкин назвал «пружиной чести», «нашим кумиром»?

А) правила чести; Б) общественное
мнение; В) долг перед семьей; Г) честь рода.

10.  Где
должна была состояться дуэль?

А) на мосту; Б) у
мельницы; В) в парке; Г) у пруда.

11.  Какого
немецкого поэта Ленский читал вечером, накануне дуэли?

А) Гёте; Б) Гейне; В)
Гельдерлина; Г) Шиллера.

12.  Какое
слово А.С. Пушкин назвал «модным»?

А) романтизм; Б) идеал;
В) денди; Г) дуэль.

13.  Романтизмом
А.С. Пушкин называет то, что написано…

А) грустно и слабо; Б) весело и задорно; В) темно и вяло;
Г) просто и изящно.

14.  Светская
вражда, согласно Пушкину, боится …

А) пустых слов; Б) громких
фраз; В) незаметной фальши; Г) ложного стыда.

15.  Сколько
шагов отмерил распорядитель дуэли?

А) 30 шагов; Б) 32 шага; В) 34
шага; Г) 36 шагов.

       16. Какие два варианта судьбы поэта
описывает А.С. Пушкин в шестой главе? Напишите кратко.

Сочинение по литературе на тему печорин младший брат онегина


Задание на 17.12.20 

Контрольная тестовая работа  по 2 главе романа «Евгений Онегин»( срок 17-20.12.20, работы, выполненные позже не принимаются и оцениваются «2»). Торопитесь, ребята!

https://videouroki.net/tests/65590153/

Сочинение по литературе на тему печорин младший брат онегина

Задание на 10.12.20

1. Посмотреть видео урока по ссылке

https://youtu.be/eROfSjIrCYc

2. Прочитать по учебнику трагедию А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»( стр. 187-202)

3. Письменно ответить на вопрос:«Какие жизненные уроки даёт нам трагедия А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»? (Сдать на уроке литературы)

Сочинение по литературе на тему печорин младший брат онегина

Задание на 3.12.20

1. Сдать письменную сравнительную характеристику Репетилова и Чацкого

2. Выучить стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» (стр 160 в учебнике ), сдать до 11.12.20

__________________________

Задание на 26.11.20 для 9В 

(Выполнять в тетради, сдать на уроке литературы)

Викторина по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Действие 1

1.     Зачем
Лизе понадобилось переводить часы?

2.     Что
винит Фамусов? Откуда моды к нам, и авторы, и музы?

3.     Закончите
фразу: «У девушки сон утренний…»

4.     «Минуй
нас пуще всех печалей…»

5.     «Нельзя
ли для прогулок…»

6.     «Счастливые
…»

7.     Вот,
например, полковник Скалозуб …

8.     Кто
так чувствителен, и весел, и остёр, …

9.     Смешение
каких языков господствует в московских салонах?

                    10. Откуда родом
Молчалин?

Действие 2

Продолжите фразы:

1.    
«Служить бы рад…»

2.    
«Что говорит!…»

3.    
«Ах! Злые языки…»

4.«Свежо
предание…»

5.«Кричали
женщины Ура!…»

6. У кого
должен был крестить Фамусов? 

7. Имя
усопшего камергера с ключом

 8. Что, по
мнению Чацкого, держит стыд в узде?

 9. Какие
обязанности при дворе были у Максима Петровича?

10. Каких
новых правил набрался брат Скалозуба? 

Сочинение по литературе на тему печорин младший брат онегина

Задание на 19.11.20 (выполнять в тетради по Родной литературе)

Чтение и анализ   монолога  Чацкого «А 
судьи  кто?..» 

Чацкий

А судьи кто? — За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времен Очаковских и покоренья Крыма;

     Всегда готовые к журьбе,

     Поют всё песнь одну и ту же,

     Не замечая об себе:

        Что старее, то хуже.

Где? укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

     Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве,

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Да и кому в Москве не зажимали рты

        Обеды, ужины и танцы?

Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,

     Для замыслов каких-то непонятных,

        Дитёй возили на поклон?

     Тот Нестор негодяев знатных,

     Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!

Или вон тот еще, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,

Заставил всю Москву дивиться их красе!

     Но должников не согласил к отсрочке:

        Амуры и Зефиры все

        Распроданы по одиночке!!

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

        Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется — враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

К искусствам творческим, высоким и прекрасным,

        Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!! —

Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету;

        И нам за ними в путь
счастливый!

И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!

Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!

Теперь уж в это мне ребячество не впасть;

        Но кто б тогда за всеми не
повлекся?

Когда из гвардии, иные от двора

        Сюда на время приезжали, —

        Кричали женщины: ура!
        И в
воздух чепчики бросали!

   Как 
произносит  этот  монолог 
Чацкий?

   Каковы 
политические  взгляды  Чацкого? 
Что  не  приемлет 
он  в  современном 
ему  обществе?

Задание на 22.10.20

1. Выполнить тест 

https://videouroki.net/tests/33743199/

Важно: ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ЭТО ЗАДАНИЕ РЕБЯТАМ, У КОГО СПОРНАЯ ОЦЕНКА ЗА ЧЕТВЕРТЬ. ЖДУ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ДО 16.00 22.10.20

Сочинение по литературе на тему печорин младший брат онегина

 Задания для 9 В класса на период с 8.10.20 по 15.10.20

1. Сочинение (темы даны к уроку литературы в разделе «9 класс»

2. Выполнить тест

https://videouroki.net/tests/83104467/

Онегин и Печорин как герои своего времени

План

$ I. Проблема героя времени в русской литературе.

II. Типы лишних людей в романах Пушкина и Лермонтова

а) О$негин — современник Пушкина и декабристов.

— «страдающий эгоист», «эгоист поневоле»

$ — богатый помещик

— человек, свободный от служебных обязанностей

— распорядок дня

— дуэль

б) Печорин — герой своего времени.

$ — отсутствие высоких идеалов

— поистине трагическая личность

— дворянин

— е$го «душа испорчена светом»

— деятельная личность

$- полнота чувств и глубина мыслей

— «его силы необъятные»

— его индивидуализм

III. «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» — лучшие художествен$ные документы своей эпохи.

…Онегин — это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его встречают на каждом шагу…

«Герой наше$го времени» Лермонтова — его младший брат.

А.И.Герцен

Проблема героя времени всегда волновала, волнует и будет волновать людей. Её ставили писатели-классики, она актуальна и до сих пор эта проблема интересовала и волновала меня с тех самых пор, когда я впервые открыла произведения Пушкина и Лермонтова. Вот почему я решила обратить$ся к этой теме в моем реферате. Роман А.С.Пушкина в стихах «Евгений Онегин» и роман Лермонтова «Герой нашего времени» — вершины русской литературы первой половины 19 века. В центре этих произведений люди, стоящие по своему развитию выше окружающего их общества, но не умеющие найти применение своим богатым силам и способностям. Поэтому таких людей называют «лишними».

Онегин — типичная фигура д$ля дворянской молодежи 20-х годов 19 века. Еще в поэме «Кавказский пленник» А.С.Пушкин ставил своей задачей показать в герое «ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Но поэт, по его же собстве$нным словам, не справился с этой задачей. В романе «Евгений Онегин» эта цель была достигнута. Поэт создал глубоко типический образ.

Онегин — современник Пушкина и декабристов. Онегиных не удовлетворяет светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Белинский указывает на то, что Онег$ин не мог заняться полезной деятельностью «по некоторым неотвратимым и не от нашей воли зависящим обстоятельствам», то есть из-за общественно-политических условий. Онегин, «страдающий эгоист», — все же незаурядная личность. Поэт отмечает такие его черты, как «мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум». По словам Белинского, Онегин «был не из числа обыкновенных людей». Пушкин подчеркивает, что скука Онегина происходит оттого, что у него не было общественно- полезного дела. Русское дворянство того времени б$ыло сословием земле- и душевладельцев. Именно владение поместьями и крепостными крестьянами было мерилом богатства, престижа и высоты общественного положения. Отец Онегина «давал три бала ежегодно и промотался наконец», а сам герой романа после получения наследства от «всех своих родных» сделался богатым помещиком, он теперь

Заводов, вод, лесов, з$емель

Хозяин полный …

Но тема богатства оказывается связанной с разорением, слова «долги», «залог», «заимодавцы» встречаются уже в первых строках романа. Долги, перезакладывание уже заложенных имений было делом не только бедных помещиков, но и многие «сильные мира сего» оставляли потомкам огромные долги. Одной из причин всеобщей задолженности было сл$ожившееся в царствование Екатерины II представление о том, что «истинно дворянское» поведение заключается$ не просто в больших тратах, а в тратах не по средствам.

Именно в то время, благодаря проникновению из-за границы различной просветительской литературы, люди стали понимать пагубность крепостнического ведения хозяйства. Из числа таких людей был и Евгений, он «читал Адама Смита и был глубокий эконом». Но, к сожалению, таких людей было немного, и основная часть их принадлежала к молодежи. И поэт$ому, когда Евгений «ярем … барщины старинной оброком легким заменил»,

… В своем углу надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед.

$ Причиной образования долгов было не только стремление «жить по-дворянски», но и потребность иметь в своем распоряжении свободные деньги. Эти деньги получали путем закладывания имений. Жить на средства, полученные при закладывании имения, и называлось жить долгами. Предп$олагалось, что на полученные деньги дворянин улучшит свое положение , но в большинстве случаев дворяне проживали эти деньги, тратя их на покупку или строительство домов в столице, на балы (» давал три бала ежегодно») . Именно по этому, привычному, но ведущему к разорению пути и пошел отец Евгения. Не удивительно, что когда отец Онегина скончался, выяснилось, что наследство обременено большими долгами.

$ Перед Онегиным собрался

$ Заимодавцев жадный полк.

В этом случае наследник мог принять наследство и вместе с ним взять на себя долги отца или отказаться от него, предоставив кредиторам самим улаживать счета между собой. Первое решение диктовалось чувством чести, желанием не запятнать доброе имя отца или сохранить родовое имение. Легкомысленный же Онегин пошел по второму пути. Получение $наследства было не последним средством поправить расстроенные дела. Молодость, время надежд на наследство, была как бы узаконенным периодом долгов, от которых во второй половине жизни следовало освободиться, став наследником «всех своих родных» или выгодно женивши$сь.

Блажен…

Кто в двадцать лет был франт иль хват,

А в тридцать выгодно женат;

$Кто в пятьдесят освободился

От частных и других долгов.

Для дворян того времени военное поприще представлялось настолько естественным, что отсутствие этой черты в биографии должно было иметь специальное объяснение. То, что Онегин, как ясно из романа, вообще никогда нигде не служил, делало юношу белой вороной в кру$гу современников. Это отражало новую традицию. Если раньше отказ от службы обличали как эгоизм, то теперь он приобрел контуры борьбы за личную независимость, отстаивание права жить независимо от государственных требований. Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязанностей. Такую жизнь в то время могли себе позволить лишь редкие молодые люди, чья служба была чисто фиктивной. Возьмем такую деталь. Заведенный Павлом I п$орядок, при котором все чиновники, включая самого императора, должны были рано ложиться и рано вставать, сохранился и при Александре I. Но право вставать как можно позже явилось своего рода признаком аристократизма, отделявшим неслужащего дворянина не только от простонар$одья, но и от деревенского помещика. Мода вставать как можно позже восходила к французской аристократии «старого дореволюционного режима» и была занесена в Россию эмигрантами.

Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часа$м дня прогулкой. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов были Невский проспект и Английская набережная Невы, именно там Онегин и гулял: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара и предпочитал обедать в ресторане.

$ Послеобеденное время молодой франт стремился «убить», заполнив промежуток между рестораном и балом. Такую возможность давал театр, он был не только местом художественных зрелищ и своеобразным клубом, где происходили светские встречи, но и местом любовных интриг:

Театр$ уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла — все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

….

Все хлопает. Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

$ Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам.

Бал имел двойственное свойство. С одной стороны, был областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где ослаблялись социально-экономические различия. С другой стороны, $бал был местом представительства различных общественных слоев.

Устав от городской жизни, Онегин поселяется в деревне. Важным событием в его жизни стала дружба с Ленским. Хотя Пушкин отмечает, что они сошлись «от делать нечего». Это, в конце концов, привело к дуэли.$

В то время люди по-разному смотрели на дуэль. Одни считали, ч$то дуэль, несмотря ни на что, — это убийство, а значит, варварство, в котором нет ничего рыцарского. Другие — что дуэль- средство защиты человеческого достоинства, поскольку перед лицом поединка оказывался равен и бедный дворянин, и любимец двора.

Такой взгляд не был чужд и Пушкину, как показывает его биография. Дуэль подразумевала строгость соблюдения правил, что достигалось обращением к авторитету знатоков. Такую роль в романе играет Зарецкий. Он, «в дуэлях $классик и педант», вел дело с большими упущениями, вернее, сознательно игнорируя все, что могло устранить кровавый исход. Еще при первом посещении он был обязан обсудить возможность примирения. Это входило в его обязанности секунданта, тем более, что кровной обиды нанесено не было и всем, кроме 18-летнего Л$енского, было ясно, что дело заключается в недоразумении. Онегин и Зарецкий нарушают правила дуэли. Первый — чтобы продемонстрировать свое раздраженное презрение к истории, в которую он попал против своей воли, в серьезность которой все еще не верит, а Зарецкий потому, что видит в дуэли забавную историю, предмет сплетен и розыгрышей. $Поведение Онегина на дуэли неопровержимо свидетельствует, что автор хотел сделать его убийцей поневоле. Онегин стреляет с дальней дистанции, сделав только четыре шага, причем первым, явно не желая попасть в Ленского. Возникает, однако, вопрос: почему все-таки Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? Основным механизмом, при помощи которого общество, призираемое Онегиным, все же властно управляет его поступками, является боязнь быть смешным или сделаться предметом сплетен. В онегенскую пору нерезультативные дуэли вызывали ироническое отношение. Человек, в$ыходивший к барьеру, должен был проявить незаурядную духовную волю, чтобы сохранить свое поведение, а не принять навязанные ему нормы. Поведение Онегина определялось колебаниями между чувствами, которые он испытывал к Ленскому, и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив п$равила поведения на дуэли. Что победило нам, известно:

Поэт, задумчивый мечтатель

Убит приятельской рукой!

Роман «Евгений Онегин» — того неисчерпаемый источник , рассказывающий о нравах и жизни того времени. Сам Онегин является истинным ге$роем своего времени, и для того, чтобы понять самого его и его поступки, мы изучаем время, в которое он жил.

М.Ю.Лермонтов- писатель «совсем иной эпохи», несмотря на то, ч$то с Пушкиным их разделяет десятилетие.

Годы жестокой реакции сделали свое дело. В его эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от безвременья 30-х годов.

Лермонтов видел трагедию своего поколения. Это нашло свое отражение уже в стихотворении «Дума»:

Печально я гля$жу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно…

$Эта тема была продолжена М.Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени».

Печорин — герой переходного времени, представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов. Отсутствие высоких общественных идеалов — яркая черта этого исторического периода. Образ Печорина — одно из главных художест$венных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален. В нем получили свое концентрированное художественное выражение коренные особенности последекабристской э$похи, в которой, по словам Герцена, на поверхности, «видны балы только потери», внутри же «совершалась великая работа…. глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная «. Вот это разительное несоответствие внутреннего — внешнему и в то же время обусловленность интенсивного развития духовной жизни запечатлены в образе- типе Печорина. Однако его образ значительно шире заключенного в нем в общечеловеческое, национальное — во всемирное, социально-психологическое в нравственно-философское. Печорин в своем журнале неоднократно говорит о своей противоречивой двойственности. Обычн$о эта двойственность рассматривается как результат полученного Печориным светского воспитания, губительного воздействия на него дворянско-аристократической сферы, переходного характера его эпохи.

$ Объясняя цель создания «Героя нашего времени», М.Ю. Лермонтов в предисловии к нему достаточно четко дает понять, чем для него является образ главного героя: «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Автор поставил перед собой важную и сложную задачу, желая отобразить на страницах своего романа героя своего времени. И вот перед нами Печорин — поистине трагическая личность, молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: «З$ачем я жил? Для какой цели я родился?» В изображении Лермонтова Печорин — человек вполне определенного времени, положения, социально-культурной среды, со всеми вытекающими отсюда противоречиями, которые исследованы автором в полной $мере художественной объективности. Это дворянин — интеллигент николаевской эпохи, её жертва и герой в одном лице, чья «душа испорчена светом». Но есть в нем и нечто большее, что делает его представителем не только определенной эпохи и социальной среды. Личность Печорина предстает в романе Лермонтова как неповторимо — индивидуальное проявление в ней конкретно-исторического и общечеловеческого, видового и родового. От своего предшественника Онегина Печорин отличается не только темпераментом, глубиной мысли и чувства, силой воли, но и степенью осо$знанности себя, своего отношения к миру. Печорин в большей степени, чем Онегин, мыслитель, идеолог. Он органично философичен. И в этом смысле он — характернейшее явление своего времени, по словам Белинского, » века философствующего духа». Напряженные раздумья Печорина, его постоянный $анализ и самоанализ по своему значению выходят за пределы породившей его эпохи, имеют и общечеловеческое значение как необходимый этап в самопостроении человека, в формировании в нем индивидульно-родового, то есть личностного, начала.

В неукротимой действенности Печорина получила отражение дру$гая важнейшая сторона лермонтовской концепции человека — как существа не только разумного, но и деятельного.

Печорин воплощает такие качества, как развитое сознание и$ самосознание, «полнота чувств и глубина мыслей», восприятие себя представителем не только наличного общества, но и всей истории человечества, духовно-нравственная свобода, деятельное самоутверждение целостного существа и т.п. Но, будучи сыном своего времени и общества, он несет на себя и их неизгладимую печать, сказывающуюся в видовом, ограниченном, а подчас и искаженном проявлении в нем родового. В личности Печорина наблюдается особенно характерное для социально неустроенного общества противоречие между его человеческой сущностью и существованием, «между глубокостию натуры и жалкостию действия одног$о и того же человека». (Белинский) Однако, в жизненной позиции и деятельности Печорина больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Печатью мужественности, даже героизма, отмечено его ни перед чем не останавливающееся отрицание неприемлемой для него действительности; в протесте против которой он полагается только на собственные силы. Он умирает, ни в чем, не поступившись своими принц$ипами и убеждениями, хотя и не совершив того, что мог сделать в иных условиях. Лишенный возможности прямого общественного действия, Печорин стремится, тем не менее, противостоять обстоятельствам, утверждать свою волю, свою «собственную надобность», вопреки господствующей «казенной надобности». Лермонтов впервые в русской литературе вы$вел на страницы своего романа героя, который прямо ставил перед собой самые главные, «последние» вопросы человеческого бытия — о цели и смысле жизни человека, о его назначении. В ночь перед дуэлью с Грушницким он размышляет: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашив$аю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно она существовала, и верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения. Я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горни$ла их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни». Жертвой своеволия Печорина становится Бэла, насильственно вырванная из ее среды, из естественного течения ее жизни. Погублена прекрасная в своей естественности, но хрупкая и недолговечная гармония неискушенности и неведения, обреченная на неизбежную гибель в соприкосновении с реальностью, хотя бы и «естественной» жизнью, а тем более со все более властно вторгающейся в нее «цивилизации».

В эпоху Возрождения индивидуализм был исторически прогрессивным явлением. С р$азвитием буржуазных отношений индивидуализм лишается своей гуманистической основы. В России углублявшийся кризис феодально-крепостнической системы, зарождение в ее недрах новых, буржуазных отношений, победа в Отечественной войне 1812 года вызывали поистине возрожденчески$й подъем чувства личности. Но вместе с тем все это переплетается в первой трети XIX века с кризисом дворянской революционности (события 14 декабря 1825 года), с падением авторитета не только религиозных верований, но и просветительских идей, что в итоге создавало$ питательную почву для развития индивидуалистической идеологии в русском обществе. В 1842 году Белинский констатировал: «Наш век … это век… разъединения, индивидуальности, век личных страстей и интересов (даже умственных) … «. Печорин со своим тотальным индивидуализмом и в этом отношении фигура эпохальная. Принципиальное отрицание Печориным морали современного ему общества, как и других его устоев, было не только его личным достоинством. Оно уже давно вызрело в общественной атмосфере, Печорин явился лишь наиболее ранним и ярким его выразителем.

$ Существенно и другое: индивидуализм Печорина далек от прагматического, приспособляющегося к жизни эгоизма. В этом смысле показательно сопоставление индивидуализма, скажем, пушкинского Германа из «Пиковой дамы» с индивидуализмом Печорина. Индивидуализм Германа основыв$ается на стремлении во что бы то ни стало завоевать себе место под солнцем, то есть подняться на верхние ступени социальной лестницы. Он бунтует не против этого несправедливого общества, а против своего приниженного положения в нем, не соответствующего, как он полагает, его внутренней значимости, его интеллектуально-волевым возможностям. Ради завоевания престижного положения в этом несправедливом обществе он готов пойти на все: перешагнуть, «преступить» не только через судьбы других людей, но и через себя как «внутреннего» человека». Не таков индивидуализм Печорина. Герой полон действительно бунтарского не$приятия всех устоев общества, в котором вынужден жить. Он меньше всего озабочен своим положением в нем. Больше того, по сути, он имеет, и легко мог бы иметь еще больше из того, чего так добивается Герман: он богат, знатен, перед ним открыты все двери высшего света, все дороги на пути к блестящей карьере, почестям. Он же все это о$твергает как чисто внешнюю мишуру, недостойную живущих в нем устремлени$й к подлинной полноте жизни, которую он видит, по его словам, в «полноте и глубине чувств и мыслей», в обретении значительной жизненной цели. Свой сознательный индивидуализм он рассматривает как нечто вынужденное, поскольку пока не находит ему приемлемой для себя альтернативы.

Есть еще одна особенность в характере Печорина , которая заставляет во многом по-новому взглянуть на исповедуемый им индивидуализм. Одной из доминирующих внутренних потребност$ей героя является его ярко выраженное влечение к общению с людьми, что уже само по себе противоречит индивидуалистическим мировоззренческим установкам. В Печорине поражает постоянное любопытство к жизни, к миру, а главное — к людям.

$ Печорин, говорится в предисловии к роману, — тип «современного человека», каким автор «его понимает» и каким слишком часто встречал.

Итак, перед нами два героя, оба представители своего непростого времени. Замечательный критик В.Г. Белинский не ставил между ними знака «равно», но и большой пропасти между ними не видел.

Называя Печорина Онегиным своего времени, Белинский отдавал должное непревзойденной художественности пушкинского образа и в$месте с тем полагал, что «Печорин выше Онегина по идее», хотя, словно приглушая некоторую категоричность этой оценки, добавлял: «Впрочем, это преимущество принадлежит нашему времени, а не Лермонтову». Начиная со 2 половины XIX века за Печориным упрочилось определение «лишнего человека».

Глубинный смысл и характеристика типа «лишнего человека» $для русского общества и русской литературы николаевской эпохи, вероятно, наиболее точно определил А.И.Герцен, хотя это определение и остается пока в «запасниках» литературоведения. Говоря о сущности Онегина и Печорина как «лишних людей» 1820-30-х годов, Герцен сделал замечательно глубокое наблюдение: «Печальный тип лишнего … человека — только потому, что он развилс$я в человеке, являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и городах».

И все же при всей близости к Онегину Печорин, как герой своего времени, знаменует совершенно новый этап в развитии русского общества и русской литературы. Если в Онегине отражен мучительный, но во многом полустихийный процесс превращения аристократа, «денди» в человека, становления в нем личности, то в П$ечорине запечатлена трагедия уже сложившейся высокоразвитой личности, обреченной жить в дворянско-крепостническом обществе при самодержавном режиме.

$

По словам Белинского, «Герой нашего времени» — это «грустная дума о нашем времени», а Печорин- «это герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою».

«Евгений Онегин » и «Герой нашего времени» — яркие художественные документы своей эпохи, $а главные их герои олицетворяют для нас всю тщетность попыток жить в обществе и быть свободным от него.

Литература

1) Н.А.Демин «Изучение творчества А.С.Пушкина в 8 классе», Москва, «Просвещение», 1971г.

2) М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени$», Москва, «Советская Россия», 1981г.

3) М.Ю.Лермонтова «Сочинения», Москва, издательство «Правда», 1988г.

4) В.Г.Маранцман «Художественная литература», «Просвещение», 1991г.

$ 5) А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Москва, «Худож.литература», 1984г.

6) Б.Т. Удодов «Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», Москва, «Просвещение», 1989г.

  • Сочинение по литературе на тему почему неизбежен конфликт между чацким и фамусовским обществом
  • Сочинение по литературе на тему образ обломова в романе гончарова обломов
  • Сочинение по литературе на тему образ пугачева в повести капитанская дочка 8 класс
  • Сочинение по литературе на тему образ базарова в романе отцы и дети
  • Сочинение по литературе на тему образ евгения онегина в романе пушкина евгений онегин