Сочинение по литературе на тему что такое обломовщина 10 класс

Урок 34. и. а. гончаров. жизнь и творчество. место романа обломов в трилогии обыкновенная история, обломов, обрывурок 35. и. а.

Урок 34. И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов»,
«Обрыв»

Урок 35. И. А. Гончаров. «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти

Урок 36. И. А. Гончаров. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе

Урок 37. И. А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?»

УРОК 36
И. А. ГОНЧАРОВ. «ОБЛОМОВ»
КАК РОМАН О ЛЮБВИ.
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СПОСОБЫ ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ

Цель:


рассмотреть женские образы романа; провести анализ взаимоотношений главного героя с женскими персонажами
произведения; раскрыть авторскую позицию и способы её выражения в романе; развивать интеллектуально-образное
и эмоциональное восприятие художественного произведения учащимися; эстетически и нравственно воспитывать, формировать активную жизненную позицию учащихся.

Оборудование:
раздаточный материал, таблицы, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся анализируют взаимоотношений главного героя с женскими персонажами произведения; раскрывают
авторскую позицию и способы её выражения в романе; выполняют сопоставительную работу в парах; принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. «Портретная галерея»

Комментарий.

Учитель зачитывает фрагменты текста, где даны портретные характеристики героев романа «Обломов». Учащиеся должны определить,
каким героям романа принадлежат эти характеристики.

1. «…пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехой под мышкой, откуда торчал клок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно
широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами» (Слуга Захар).

2. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у ней почти вовсе не
было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми полосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё
выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами…» (Агафья Матвеевна).

3. «…обрюзг не по летам… тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких, пухлых рук, мягких плеч казалась слишком изнеженным
для мужчины» (Илья Обломов).

4. «(Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего
огня… губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремлённой на что-нибудь мысли» (Ольга Ильинская).

5. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул,
но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза немного зеленоватые, но выразительные» (Андрей Штольц).

2. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— После долгих ожиданий, вызванных публикацией одного из основных эпизодов романа главы «Сон Обломова», читатели и критики смогли, наконец, прочесть
и оценить произведение целиком. Сколь однозначно было всеобщее восхищение произведением в целом, столь же разносторонними были взгляды на смысл,
вложенный И. А. Гончаровым в «Обломова». И неудивительно: кто, кроме автора, может знать это наверняка? Похоже, что и сам Гончаров за долгое время писания романа
успел поменять к нему своё отношение. Ведь не случайно многие его современники говорят о том, что он негативно относился к первой части «Обломова» и, напротив,
советовал прочесть вторую и третью, написанные гораздо позднее. Попробуем разобраться, как отразились взгляды Гончарова в этом произведении, и какова была
его позиция по отношению к основным персонажам. (Обращение учителя к эпиграфу урока.) В романе «Обломов» жизнь всё время как будто испытывает главного героя,
искушает его различными соблазнами — светскими забавами, успешной карьерой, писательской славой. Но главное испытание Обломова — это любовь.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Изначально сюжет «Обломова» задумывался автором, по-видимому, как обобщённое жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего
класса на отдельном примере. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе о жизни
Ильи Ильича Обломова, бездумно проводящего день за днём в своей загородной усадьбе. В соответствии с этой задумкой и писался первый том «Обломова»,
повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. При написании же последующих трёх частей произведения отношение Гончарова к герою меняется.

Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и через него показывает своё отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия.
Приём испытания главного персонажа любовью встречается не только у Гончарова. Показывая, как ведёт себя тот или иной герой влюбившись,
автор открывает в душе своего персонажа много новых граней, которые не проявились бы при других обстоятельствах. По развязке любовного сюжета можно
также судить о позиции автора относительно персонажа.

Штольц, наделённый лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, автору, как и читателю, несомненно, нравится, но в то же время,
как и большинство из нас, Гончаров испытывает симпатию к Илье Ильичу. Эта позиция автора по отношению к своим героям отразилась не только на их судьбах, но
даже и в портретах. Отношение автора к персонажам выразилось и через их взаимные характеристики.

Прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней. Гончаров, несомненно, доброжелателен
к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Несомненно, восхищает автора чувство долга, которым,
прежде всего, руководствуется героиня, возвышенность её души, отражающаяся в прекрасном голосе. Всё это проявляется и во внешнем облике Ольги: «Нос
образовывал чуть заметную грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые; признак непрерывно устремлённой на что-нибудь мысли. То же присутствие
мысли и в зорком, всегда бодром… взгляде серо-голубых глаз…» Она призвана быть как бы ангелом-хранителем Обломова, разбудить его уснувшую душу…

2. Комментированное выразительное чтение

письма Обломова к Ольге
(часть вторая, глава X),
прощальный разговор Обломова и Ольги (часть вторая, гл. XI)

Беседа

• Можно ли сказать, что эта сцена демонстрирует поражение не только героя, но и героини? Страдает ли Ольга?

• Почему эта сцена напоминает «диалог глухих»? Почему Ольга не отзывается на призыв Обломова: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего».

• Каким предстаёт Обломов перед Ольгой?

• С какой меркой она подходит к Обломову в этой сцене? Что ищет Ольга теперь в Обломове?

• Кто вызывает сочувствие в этой сцене: Ольга или Илья?

• Что прельщает в Ольге и Обломова, и Штольца?

• Какими средствами пользуется автор при описании Ольги, её взаимоотношений с Обломовым?

• Почему расстались Ольга и Обломов? Только ли Обломов виноват в этом?

• Почему «идеальные» героини Гончарова отступают в критический момент, в итоге симпатии читателей достаются их отнюдь не идеальным избранникам?

3. Составление устного рассказа «Обломов и Агафья Матвеевна»

по предложенному плану (в парах), слушание нескольких творческих работ

Образец плана рассказа «Обломов и Агафья Матвеевна»

1. Любовь Обломова и Агафьи Матвеевны.

а) Первое впечатление о героине;

б) почему Обломов полюбил её;

в) как изображено чувство хозяйки;

г) объяснение в любви Обломова и Пшеницыной;

д) как протекала их жизнь.

2. Обломов в судьбе Агафьи Матвеевны.

4. Составление сравнительных таблиц

«Женские образы в романе», «Сравнительная характеристика взаимоотношений: Обломов и Штольц,
Обломов и Ольга, Штольц и Ольга»

(коллективная работа, запись на доске и в тетрадях)

Женские образы в романе

Таблица
Женские образы в романе

Ольга Ильинская

Агафья Матвеевна Пшеницына

По словам Добролюбова, гармонично
совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель,
пытливость ума, глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской
литературе XIX в.

Добрая, скромная женщина, прекрасная
хозяйка, благоговеет перед своим «квартирантом», для неё он — существо высшего
порядка, идеал барина; для Обломова — идеал «ненарушимого покоя жизни». Любовь Обломова к Агафье Пшеницыной выросла на почве барских привычек. У неё Илья
Ильич находит свою жизненную мечту

В сравнении этих женских типов в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархально-тихая
Пшеницына каждая по-своему помогают раскрыть идею романа, обнажая сущность Обломова

Сравнительная характеристика взаимоотношений

Таблица
Сравнительная характеристика взаимоотношений

Критерий

Обломов и Штольц

Обломов и Ольга

Штольц и Ольга

Сходство

Различия

5. Обобщение учителя

— Можно ли считать произведение И. А. Гончарова «Обломов» романом о любви? Сделать вывод можно, лишь посмотрев и взвесив все действия главного героя по
отношению к окружающим его героиням. Обломов знакомится с Ольгой Ильинской, и в душе его зарождается сильное, искреннее чувство. Однако
счастью героев не суждено сбыться. Основную причину этого обычно видят в душевном складе Обломова, в его инертности, равнодушии к жизни. Однако подлинные
причины трагического финала этой любви лежат гораздо глубже. Ольга Ильинская — девушка умная, гордая, самолюбивая. У неё страстная и деятельная натура. Она
пыталась пробудить Обломова к жизни, полезной деятельности, много сделала для спасения его от лени и апатии.

Вот как Гончаров пишет об Ольге: «Внести в сонную жизнь Обломова присутствие молодой, симпатичной, умной и отчасти насмешливой женщины — это всё равно, что
внести в мрачную комнату лампу, от которой по всем тёмным углам разольётся розовый свет, несколько градусов тепла, и комната повеселеет».

Миссия Ольги с самого начала была обречена. Однако через неё автор открыл в герое множество положительных черт. На некоторое время Гончаров просто
преображает Обломова: «Встаёт он в семь часов, читает, носит куда-то книги.

На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нём появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности». Ну при
каких ещё обстоятельствах «чистое, верное сердце» Ильи Ильича смогло бы себя так проявить? С первых дней знакомства с Обломовым Ольга активно вторгается
в его жизнь. Всё это вносит определённый диссонанс в отношения героев, и чуткая душа Обломова улавливает этот диссонанс. Любовь становится для него
«претрудной школой жизни».

В отношениях же Ольги со Штольцем всё происходит совсем наоборот. Их союз закономерен и гармоничен. Они похожи и потому хорошо понимают друг друга.

Агафья Пшеницына — хозяйка дома, в котором поселился Обломов,— полная противоположность Ильинской. Простые отношения, простодушные речи
Агафьи Матвеевны, её хлопоты по хозяйству, безграничная преданность, уют
и комфорт, созданные в её доме,— всё это напоминало Илье Ильичу милую сердцу Обломовку. С подобной обстановкой, образом жизни ассоциировалась у него
семья и любовь. Поэтому финал любовных сюжетов героя в какой-то степени закономерен — Обломов остаётся с Агафьей Матвеевной. Такая мирная, уютная
семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не возлагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына,
семейный быт, олицетворявший для него главное — физический и душевный покой.

Слово найдено — покой! Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной
неподвижности и определило, в конечном счёте, выбор героя.

Таким образом, идеальная любовь в романе Гончарова — это несбыточный сон. Он не мог сбыться в жизни героя, так как «для него достижение идеала вовсе не
цель жизни, для него это любимая мечта; борьба, усилия, суета в погоне за идеалом разрушают мечту»,— считал И. Ф. Анненский. Обломов же всегда и во
всём остаётся верен себе. В этом целостность и гармоничность личности героя.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Постановка и решение проблемного вопроса

• Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины?

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-миниатюру «Столкновение мечты и действительности в жизни Обломова».

2. Ознакомиться со статьями Н. А. Добролюбова, А. В. Дружинина, Д. И. Писарева о романе И. А. Гончарова «Обломов».

Следующий урок: Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?» >>>

Сентиментализм в литературе – это определенное литературное направление, основной чертой которого является акцент на чувстве, именно ему в сентиментальных произведениях уделяется основное внимание.

Само понятие сентиментализма значительно шире и охватывает не только литературу, но и всю культуру в целом, но наибольшее свое распространение это направление приобрело в литературе и живописи.

Основные литературные направления представлены в таблице:

Зарождение сентиментализма

Сентиментализм как литературное направление зародилось на Западе, родиной его считается Англия. Именно в английской литературе уже в 10-20-х годах XVIII века возникает сентиментальная традиция.

Ее появление связано не с прозой, как произошло в нашей литературе, а с поэзией. В начале века английские поэты-сентименталисты уже сформировали свою школу, но в основном национальном литературном процессе не играли практически никакой роли.

Произошло это по той причине, что в первую половину XVIII века в Англии процветал просветительский роман и классическая поэзия. Эти процессы отодвинули триумф сентиментализма на более поздние годы.

На расцвет сентиментализма повлияли исторические процессы.

В 1850-60-е годы происходит кризис английской просветительской идеологии, как следствие аграрно-промышленного переворота.

В этих условиях просветительская литература отходит на задний план, теряет своего читателя, в то время как сентиментализм выходит на ведущее место среди литературных направлений.

Сентиментализм

Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из «среднего» класса. Трагедию заменили «слезная мещанская драма» и комическая опера.

Возвышенный язык трагедийных героев перестает волновать слушателей, с восторгом встречающих «смешение в действиях забавы с горестью» и обливающихся слезами над чувствительными повестями. Создатель жанра сентиментальной повести и сентиментального

путешествия в русской литературе, Н. М. Карамзин стремился передать тонкие и глубокие переживания простых людей. Однако в своих произведениях он в консервативном духе рисовал идиллические отношения между помещиками и крестьянами. Н. М. Карамзин боялся выступлении крестьян, призрака французской буржуазной революции XVIII в. и потому примирялся с крепостнической действительностью. Влияние сентиментализма отразилось и в архитектуре, особенно парковой, — с различными «гротами уединения» , таинственными, скрытыми в полумраке беседками, в стилизации «дикой» природы.

Одна из работ агронома и дворянского

мемуариста А. Т. Болотова так и называется: «Некоторые общие примечания о садах нежно-меланхолических» . Большинство усадеб XVIII в. было создано при участии или по проектам крепостных архитекторов и садоводов. В живописи сентиментализм сказался в «чувствительных» сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке природы. В картине М. М. Иванова «Доение коровы» все внимание художника сосредоточено не на крестьянах , а на кротких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Глядя на это полотно, нельзя подумать, что оно написано в 1772 г. — в преддверии Крестьянской войны. Сильны сентиментальные темы и в творчестве пейзажиста С. Ф. Щедрина, писавшего традиционные «ландшафты со скотиною» , крестьянскими избами фантастической архитектуры и идиллическими «сельскими увеселениями» пастухов и пастушек.

Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В. Л. Боровиковский. Созданные им женские образы полны нежных элегических чувств и идиллических настроений. Основоположником сентиментализма в русском театре является актер В. II. Померанцев.

Театр 70-80-х годов XVIII в. часто обращался к пасторальным операм и комедиям. Таков «Деревенский праздник» Майкова, на котором умиленные крестьяне хором поют: «Много мы имеем в поле и живем по нашей воле, ты нам барин и отец!» Таковы же и «слезные драмы» Хераскова с душераздирающими сценами и идиллическим концом, с вознаграждением добродетели и обличением порока. Сентиментально-идиллическая «чувствительность» проникла и в музыку. Романс «Стонет сизый голубочек» надолго пережил своих создателей, продолжая и в XIX в. тревожить сердца купчих и мещаночек.

Сентиментализм в русской культуре возник в период формирования новых, буржуазных отношений в недрах феодально-крепостнического строя, и его борьба с классицизмом была отражением глубоких социально-экономических процессов. Поэтому при всей политической ограниченности сентиментализма он был течением прогрессивным для своего времени.

Черты сентиментализма

Первыми чертами сентиментализма, чуждыми предшествовавшему ему классицизму, становятся следующие особенности ранних сентиментальных текстов:

  • появление новой тематики: обращение к описанию природы родных мест, жизни низких социальных слоев;
  • негативная реакция на «правила» классической поэзии;
  • отбрасывание в сторону рассудительности, в замен этому обращение к «голосу сердца»;
  • изображение внутренней борьбы человеческих чувств;
  • правдивое повествование о жизни людей, соединенное с описанием природы;
  • исключение из лирики античных персонажей, богов и богинь, замена мифологии на христианскую религию;
  • допущение использования белого стиха (что было немыслимо в эпоху классицизма).

Особой чертой сентиментализма является идеализация жизни бедняков, крестьян, земледельцев и других незнатных сословий.

Эту черту использовали практически все сентименталисты без исключения: как в ранний период развития литературного направления, так и во все последующие годы его существования.

Отдельную черту имела английская сентиментальная традиция. К ней относится введение в текст большой доли религиозного христианского учения, на что повлияла идеалистическая философия Беркли. Эта черта стала характерной исключительно для Англии, не получив распространения ни во Франции, ни позже в России.

Первый и основной жанр английской сентиментальной поэзии – это элегия.

Особенностью этого жанра является изображение чувств горя и радости, как уже пережитых когда-то давно, благодаря этому буйство страстей было чуждо сентиментальной поэзии.

Другие виды жанров сентиментализма: ода, баллады, послания, эпиграммы, сентиментальный рассказ, сентиментальная повесть и др.

Сентиментализм во французской литературе

Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер.

Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителей этого направления аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») и Мариво («Жизнь Марианны») приучили французскую публику восторгаться всем трогательным, чувствительным, несколько меланхолическим.

Под тем же влиянием создалась и «Юлия»или «Новая Элоиза» Руссо (1761), который всегда с уважением и сочувствием отзывался о Ричардсоне. Юлия многим напоминает Клариссу Гарло, Клара — её подругу, miss Howe. Морализирующий характер обоих произведений также сближает их между собою; но в романе Руссо играет видную роль природа, с замечательным искусством описываются берега Женевского озера — Вевэ, Кларан, роща Юлии. Пример Руссо не остался без подражания; его последователь, Бернарден де Сен-Пье, в своём знаменитом произведении «Поль и Виржини» (1787) переносит место действия в Южную Африку, точно предвещая лучшие сочинения Шатобриана, делает своими героями прелестную чету влюбленных, живущих вдали от городской культуры, в тесном общении с природою, искренних, чувствительных и чистых душою.

Сентиментализм в Европе

Зародившийся и расцветший в Англии сентиментализм был принят и другими странами, в частности Францией, тогда как другие европейские государства с меньшей степенью восприняли это литературное направление.

В 80-х годах, когда сентиментализм процветает в Англии и во Франции, в Германии Шиллер пишет труд «О наивной и сентиментальной поэзии»

, в котором утверждает, что сентиментализм оторван от реального мира, а распространился он за счет разрыва между жизнью и идеалом.

В Англии же сентиментализм был во главе около полувека и дошел до наивысшей точки популярности в обществе. Одним из первых крупных английских сентименталистов был Джеймс Томсон, шотландец по национальности, которому способности к литературе и фантазиям помешали стать священником, зато сделали его известным поэтом.

Он написал цикл поэм, которому дал общее название «Времена года». Другое его известное произведение это пьеса «Агамемнон», также он написал ряд других пьес, од и посланий.

Последователем Томсона является Эдуард Юнг. Нелегкая судьба драматурга, поэта и священника стала поводом к написанию его главного произведения «Жалобы, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии».

Самым известным английским сентименталистом, безусловно, является Роберт Бернс.

Если кратко описать его жизнь, следует сказать, что он был выходцем из шотландских крестьян и земледельцев, который приобрел неожиданную славу в Эдинбурге и Лондоне благодаря своему сборнику стихов «Стихотворения на шотландском диалекте».

Но эта слава была кратковременной. После прогремевшей французской революции взаимоотношения между ним и высшим обществом испортились, в народном поэте стали видеть силу и опасность для государства, поэтому дальнейшая жизнь Бернса была очень сложной и непростой.

Его главные произведения: «Веселые нищие», «Две собаки», «Макферсон перед казнью», «Честная бедность» и др.

Известным французским сентименталистом, оказавшим особое влияние на наш отечественный сентиментализм, является Жан-Жак Руссо.

Его творчество в целом и в особенности произведение «Юлия или Новая Элоиза» приобрели огромную популярность в России.

Сентиментализм в русской литературе

Сентиментализм — это художественное направление в литературе, пришедшее на смену классицизму. Сентиментализм – это направление в литературе и искусстве второй половины восемнадцатого века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и эмоциональным отношением к окружающему миру. Само слово «сентиментализм» происходит от латинского слова «чувство» или «чувствовать».
Замечание 1

Сентиментализм наиболее ярко из всех литературных направлений отражает в себе культ чувствительности. В сентиментальных произведениях на первое место ставятся чувства и переживания героев, а великие идеи или даже сюжет зачастую стоят на втором месте.

Сентиментализм как явление возник в двадцатых годах восемнадцатого века за рубежом. Наиболее известные и яркие представители зарубежного сентиментализма: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ф. Шиллер, И. В. Гёте, Ж. Ж. Руссо. Зарубежный символизм имел схожие черты с русским символизмом – так как, и там, и там на первое место ставились чувства и переживания главных героев. Сентиментализм играет важную роль в мировой истории, культуре и в мировом искусстве. Долгое время сентиментализм оставался одним из самых популярных направлений, поскольку мог наиболее точно выразить и передать общую идею и картину произведения. Именно поэтому данное направление пользовалось популярностью у зарубежных писателей восемнадцатого века.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Сентиментализм в руской литературе 460 руб.
  • Реферат Сентиментализм в руской литературе 280 руб.
  • Контрольная работа Сентиментализм в руской литературе 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Сентиментализм как явление появился в России чуть позже — в семидесятых годах восемнадцатого века, а свое должное развитие и популярность приобрёл за первую половину девятнадцатого века. В русском сентиментализме наиболее ярко отражены быт и традиции как обычных русских людей – крестьян, так и представителей высшего сословия – дворян.

Сентиментализм в русской литературе имеет следующие характерные особенности:

  1. Главные герои в таких произведениях — обычные люди, неизвестные, не имеющие денег или власти;
  2. В русском сентиментализме чувствительность представлена как одно из главных личностных качеств главного героя;
  3. Внимание писателя направлено на богатый внутренний мир героя, его переживания — основа главной идеи произведения;
  4. Прославляются такие качества, как врожденная невинность, чистота и непорочность, как в помыслах, так и в действиях героя;
  5. Прославление консервативности во взглядах на мир и на современную Россию;
  6. Ярко выражены типичные русские традиции, русский быт, нравы и мораль;
  7. Имеет не только возвышенность языка, свойственную данному направлению, но и содержит простую разговорную речь, характерную для обывателя.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Представителями сентиментализма в России являлись: М.Н. Карамзин, М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, А. Радищев. Именно они стали основоположниками этого направления в России. В России существовало два направления сентиментализма:

  • Дворянский — представители этого направления не выступали за отмену крепостного права;
  • Революционный — представители этого направления считали своим долгом рассказать в произведениях о такой глобальной и актуальной в то время в русской проблеме — о крепостном праве.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

  • Сочинения
  • Свободная тема
  • Бессмертный полк

Бессмертный полк – это уникальный российский проект, который зародился в Томске в 2012 году. Инициировали всенародное движение двое журналистов: Сергей Лапенков и Игорь Дмитриев. Это неполитическая бескорыстная инициатива, по которой ежегодно 9 мая люди выходят на улицы городов с фотографиями своих родственников – участниками Великой Отечественной Войны.

Все они хранят память о погибших в войне, и своим движением по центральным магистралям городов призывают наших соотечественников помнить подвиг героев. Великая отечественная война губительно отразилась в сердцах советского народа. До сих пор живы те, кто оплакивает потерю близких. Подвиг солдата – самый тяжелый труд. Это самое великое дело, ради которого солдатам не жаль своих жизней. В акции «Бессметный полк» участвуют все, кого затронула война. Многие люди идут с портретами своих друзей, которые не в силах сделать это по состоянию здоровья. Миллионы людей съезжаются в города из сел, деревень и других регионов России, чтобы позволить своим погибшим родственникам встретить День Победы. Акция «Бессмертный полк» известна и в странах бывшего Советского Союза. В Латвии, Эстонии, Польше и Украине люди также помнят подвиг наших солдат. Несмотря на все попытки властей осквернить память победы, поляки 9 мая стоят у Вечного огня русских солдат. Большинство жителей стран СНГ – дети, погибших воинов.

Движение «Бессмертный полк» было создано для того, чтобы напомнить всем, кто идет по Тверской улице Москвы с портретами участников войны о том, что этой самой улицы могло бы не быть. Могло не быть нас и самой Москвы. Могло бы не быть России. Но мы есть. И в благодарность этому: ежегодно почитаем память тех, кто подарил жизнь русскому народу. По плану фашистов: русскую нацию должно было истребить полностью. Но мы выжили и позволили своим родственникам быть в памяти наших соотечественников. Акция стала народной. Многие россияне планируют свои отпуска, чтобы приехать в Москву и пройти с портретом. Большинство копят деньги на билеты в крупные города, где их близких увидит большинство. Те, кто не имеет возможности, проводят акцию в небольших селах и деревнях. Если бы Победа не значила так много, никто не заботился бы о том, чтобы найти время и возможность пройти с фотографиями своих дедов и прадедов.

В период пандемии акция «Бессмертный полк» проходила в домах россиян. Люди вывешивали портреты своих близких на балконах и лоджиях. Это действие нашло отзыв в сердцах многих. В акции участвуют даже маленькие дети, которые еще ничего не знают о войне. Они гордо шагают за родителями, которые являются внуками тем, кто спас Россию. Хочется верить, что «Бессмертный полк» будет идти торжественным маршем еще долгие десятилетия. Никто не забыт, ничто не забыто.

2 вариант

Память … Это не просто часть истории. Память ‒ это наша совесть, боль, наша гордость. А благодаря бессмертному полку мы можем узнать о неизвестных героях, внести сведения о тех, кто остался без внимания. По тому, что память наших дедов, память вечно молодых солдат и офицеров, мужественно сражавшихся с врагом и одержавших победу, память тех, кто полег смертью храбрых, будет вечной.

Беды войны окончились, но глубока рана на сердце щемит до сих пор. Идут годы, улетают в вечность… 75 лет пролетело с того счастливого мгновения, когда навсегда затихли пулеметные очереди. Настало спокойствие. Над миром зазвенела тишина, за вкус которой заплатили слишком великую плату.

Война прокатилась по территории 67 государств, 80% населения земного шара встряли в боях. Вторая Мировая окутала огромную площадь планеты, почти уничтожив Европу, изрядно помучив Азию и Африку, похоронив навеки во всех водах океанов непокоренных. Эта чудовищная война забрала жизни около 60 млн. людей, не говоря уже об искалеченных и раненых бойцах, о без вести пропавших воинах. Горе и боль, которые накрыли люди, невозможно описать словами.

Уже живет поколение, не знавшие всех этих бед войны. Но не гаснет память о тех, кто принес на алтарь победы свою жизнь, кто пал в боях ради счастья детей нашего времени.

Сколько горя, мук, крови, жизней человеческих за этими цифрами. Каждый день, как год, каждый год, как века. Это все было … Были немые курганы, война шла не на жизнь, а на смерть. Сбегают года, журавлиными ключами улетают в дальний юг дни, а вокруг кипит вечная жизнь …

Война перекликается с теперешним старыми обелисками в лесах и множеством братских могил. Они ‒ святыня нашей памяти. Сегодня у нас есть прекрасная возможность, благодаря Бессмертному полку (международному общественному гражданско-патриотическому движению), вспомнить всех, кто погиб на фронтах войны, кто пришел с победой, добавив фото и историю ветеранов.

Миллионы людей унесла война. Погибшим уже ничего не болит. А в живых продолжают кровоточить раны: у ветеранов, которые потеряли своих друзей-однополчан, родных и близких, в рано поседевших детей войны, не увидевших своих родителей и переживших ад оккупации. Но радость от того, что о них помнят, окрыляет фронтовиков. Ведь о них мы должны помнить всегда, а не на праздник раз в году. Эти люди заслужили внимания такой высокой ценой. Сейчас в живых их остались уже единицы. А через дожди и снега, сквозь годы и дни со старых, пожелтевших фото на нас смотрят улыбающиеся солдаты, кто уже больше не улыбнется сегодня, и не встретит новую весну, так и не успев полюбить.

Также читают:

Картинка к сочинению Бессмертный полк

Бессмертный полк

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Моя любимая музыка

    Музыка очень плотно вошла в жизнь современного человека. Она окружает нас повсюду: в магазине, в метро, да и просто на улице можно услышать ее мотивы. Мы настолько привыкли к ней, что подчас она не только совпадает с нашим настроением, но и делает его.

  • Сочинение В здоровом теле — здоровый дух

    Свое мнение, так сказать соображение, о правильном и здоровом образе жизни, хочу начать с воспоминаний о моем дедушке. Это был уникальный человек. Несмотря на то, что жизнь его никогда не баловала, он оставался жизнерадостным

  • Интересные факты о Ломоносове

    Михаил Ломоносов родился в крестьянской семье. В детском возрасте очень любил рыбалку и часто помогал отцу в это промысле. Мать его умерла рано, и воспитанием занимался отец.

  • Сочинение Лука Лукич в комедии Ревизор Гоголь

    Одним из героев произведения «Ревизор», который написал Гоголь, является Лука Лукич. Он работает чиновником в одном маленьком городке. Кроме этого он постоянно ездит в разные училища и проверяет их

  • Сочинение Что такое обломовщина 10 класс

    Что же такое обломовщина? Откуда появилось данное слово, и каково его значение? Данное понятие появилось в тот момент, когда Гончаров выпустил свой роман, который назывался Обломов. Выпустил он данное произведение

Тема:
Роман  И.А. Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни
и смерти.

Цель:
 
Показать
учащимся диалектику характера Обломова, смысл его жизни и смерти; сложность
авторского мировосприятия, образно-смысловую насыщенность главы «Сон Обломова;  актуализировать
навыки выявления авторской позиции в романе; Выявить связь проблематики романа
с важнейшими вопросами российской действительности середины Х
IХ в.;  формировать
интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного
произведения; эстетически и нравственно воспитывать, формировать активную
жизненную позицию учащихся.

Оборудование:
Раздаточный
материал, таблицы, иллюстративный материал по теме урока

Тип
урока:
Урок
усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Технологии:
Технологии
проблемного изложения, критического мышления.

Прогнозируемые
результаты:
Учащиеся
дают читательскую оценку герою на основе соотношения личных и авторских
представлений о мире и человеке; Выполняют исследовательскую работу в группах;
принимают участие в аналитической работе в группах, в беседе.

Ход урока:

I.Организационный
этап

II.
Актуализация опорных знаний

Беседа

-Как
гоголевская традиция отразилась в романе «Обломов»?

-Наше
первое представление о герое романа уже сложилось. Каково же это впечатление?

III. Мотивация
учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово
учителя

-Правдивость,
глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов —
характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова-особенно ярко
раскрылась в романе «Обломов»

Придерживаясь
идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам,
собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно
отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и
богатством.

«Наше
имя-легион!»- так Обломов говорит о своей похожести на окружающих его людей. Но
в то же время он разительно похож на других.

Как
случилось, что человек, которого волнуют вопросы чести и справедливости, чуткий
и умный, становится таким? Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос.

IV.Работа
над темой урока

1.Объяснение
учителя

-Главная
тема романа — судьба поколения, ищущего свое место в обществе, но не сумевшего
найти правильный путь. Идейную направленность в романа определил сам писатель:
«Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде
времени в… кисель».

В
конце 1-й части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове- жизненные,
деятельные начала или сонная обломовщина?

Композиция
романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень
и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую
душу. Все действия развертываются вокруг главного героя — Илья Ильича Обломова.
Он объединяет вокруг себя всех персонажей. Действия  в романе мало(особенно в
1-й части).Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей характеристике
характеров.

2.Аналитическая
работа в группах: диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти (с
последующей презентацией результатов аналитической работы представителями
групп)

Задание
для групп и предполагаемые ответы

1-я
группа. «Один день из жизни Обломова»

·        
Проанализируйте
начало романа «Обломов». Какие детали портрета и интерьера помогают сразу
оценить характер  Обломова? Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями.
Как оценивает Обломов каждого из посетителей?

Предполагаемый
ответ

Лицо
Обломова вызывает у нас симпатию, добродушное, большие глаза, мягкий овал лица.
Герой полулежит на диване в расслабленной позе. Он облачен в халат, сквозь
который проглядывает ночная сорочка, на голове ночной колпак с кисточкой. В Х
IХ в.  эта
деталь одежды не являлась женской, напротив мужчины аристократического общества
спали в покрытой головой. Вместо пижам, которые появились в начале ХХ в.,
мужчины, как и женщины, надевали ночные сорочки. Причем имелось их у
обеспеченных людей до двух дюжин, шились они из батиста, с длинными рукавами,
украшенными ручным шитьем.

Обстановка
комнаты героя. Гончаров со свойственным ему искусством живописует кабинет:
«Комната, где лежал Обломов, с первого взгляда казалась прекрасно убранной…».
Книга, обстановка, наконец, целая поэма о халате Обломова: «На нем был халат…»Халат.
Эту деталь Гончаров затем последовательно использует. В гардеробе мужчины
имелось несколько халатов, они служили домашним одеянием на утро и вечернее
время. Обычно имелись в наличии стеганые атласные халаты, которые одевали
поверх одежды, и шелковые халаты, одеваемые поверх ночной сорочки. Автор намеренно
остановился на подробном описании халата Обломова, потому что через милые
хозяину вещи мы узнаем о его пристрастиях. В данном случае халат является
любимой вещью Обломова, потому что большую часть времени он проводит дома, а
поскольку халат шелковый, следовательно, он предпочитает  и вовсе не
переодеваться в течение дня за ненадобностью.

Парад
гостей во 2-й главе чуть искусствен: гости сменяют друг друга – они заменят
собой необходимое описание среды, в которой живет Обломов. По-гоголевски
характеристики гостей одноплановы. Каждый из них – напоминание о трех этапах
жизни Обломова: светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность.
Гости совокупно олицетворяют в романе столичное общество. Высказывания Обломова
о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного,
функционального существования. «Человека, человека дайте мне! – говорил
Обломов, — любите его…» Он осуждает петербургских чиновников за отсутствие
серьезных интересов, за страстное стремление к стяжательству к карьеризму, за
взаимное недоброжелательство, прикрытое взаимной любезностью и т.п.

2-я
группа. «Сон Обломова: его место и значение в романе»

·        
Проанализируйте
«Сон Обломова» ( часть
I, гл. IХ). Какое
слово более точно называет состояние Обломова – лень или покой? Подтвердите
свои суждения текстом. Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия.
Вольно людям искажать ее!»

Предполагаемый ответ

«Сон Обломова»- глава, помогающая понять
сущность личности Обломова. Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за
автором обратиться к источникам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего
я… такой?..», перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным
видением в сне Ильи Ильича.

Там человеку уютно жить, у него не
возникает ощущения неустроенности быта незащищенности перед огромным миром.
Природа и человек едины, и, кажется, небо,  которое способно защитить
обломовцев от всех внешних проявлений, «там ближе к земле», и это небо
распростерлось над землей, как домашняя кровля. Нет там ни моря, которое
будоражит человеческое сознание, ни гор и пропастей, которые похожи на зубы и
когти дикого зверя ,а вся территория вокруг представляет собой «ряд живописных
этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Такая атмосфера мира Обломовки передает
полное согласие, гармонию в этом мире, а «сердце так и просится спрятаться в
этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем». «Ни страшных бурь,
ни разрушений не слыхать в том краю». В газетах не прочесть чего-нибудь
страшного об этом «благословенном Богом уголке». Не было там никаких «странных
небесных знамений» ;не водится там ядовитых гадов; «саранча не залетает туда;
нет ни львов, ни тигров, ни даже волков и медведей, потому что нет лесов. Все в
Обломовке спокойно, ничто не отвлекает и не угнетает. Нет в ней ничего
необычного, даже «поэт или мечтатель не остались бы довольны общим видом этой
скромной и незатейливой местности». Жизнь в Обломовке протекает как будто по
ранее запланированной схеме, спокойно и размерено. Ничто не тревожит ее
жителей. Даже «правильно и невозмутимо совершается там годовой круг». Строго
ограниченное пространство живет по своим вековечным традициям, ритуалам.
Любовь, рождение, брак, труд, смерть- вся жизнь Обломовки сводится к этому
кругу и так же неизменна, как смена времен года.

3-я группа. Обломов и Штольц

·        
Вспомните,
как воспитывались Обломов и Штольц. Кто из них, по-вашему, более  убедителен в
утверждении своего жизненного идеала? Почему столь разные люди, как обломов и
Штольц, дружат всю жизнь?

Предполагаемый ответ

Обломов и Штольц – главные герои романа
И.А. Гончарова «Обломов».

Они- люд одного класса, общества, времени.
Казалось бы, что, живя в одной среде, их характеры, мировоззрение должны быть
похожи. Но, читая романа, мы с удивлением находим в Обломове и Штольце
различные компоненты, составляющие их личность.

Что же делает их разными? Чтобы ответить
на этот вопрос, проследим их физическое и духовное развитие с самого детства,
так как в детстве закладываются основы их характеров.

Штольц воспитывался в небогатой семье.
Отец его по происхождению — немец. Мать- русская дворянка. Все дни семьи
проходили на работе. Когда мальчик подрос, отец стал брать его в поле, на
базар, заставлял работать. В то же время и обучал наукам, немецкому языку.
Позже Штольц-отец стал отправлять сына в город с поручениями, «и никогда не
случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах». Мать
учила его литературе и сумела дать прекрасное воспитание сыну. Итак, Штольц
сформировался сильным, умным юношей.

Родители Обломова дворяне. Жизнь их в селе
Обломовке проходила по своим особым законам. Главным в их жизни была еда. Ей
посвящали много времени. Они всей семьей решали, «какие блюда будут в обед или
ужин». После обеда следовал продолжительный сон. Весь дом засыпал. Так
проходили дни: сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали в гимназию. Родителей
не интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую, что «
Илья прошел все науки и искусства». Что касается физического воспитания, то его
даже не выпускали на улицу: боялись, как бы он не ушибся, не заболел. Итак,
Обломов вырос необразованным, но добрым.

Взгляды на жизнь. Труд для
Штольца был частью его жизни, удовольствие. Для Обломова — бременем. Он был
барин, а значит, трудиться не должен. Он ленится встать с дивана, выйти из
комнаты, чтобы там убрались. О характере героев говорит их образ жизни. Обломов
проводит свою жизнь на диване, ничего не делает, ничем не интересуется  (он не
может заставить себя дочитать книгу «Путешествие в Африке», даже страницы этой
книги пожелтели). Штольц же ведет деятельную жизнь. С того момента, как он ушел
из дома, он живет своим трудом. Благодаря труду, силе воли, терпению он стал
богатым и известным широкому кругу людей.

Идеал счастья Обломова-полный покой и
хорошая еда. Идеал счастья Штольца -жизнь в труде.

3. Составление таблиц (коллективная
работа, запись на доске и в тетрадях)

Сон
Обломова: его место и значение в романе

Характер атмосферы в Обломовке

Любовь и умиротворение

Влияние на формирование сознания героя

Легенды и сказки, былины и притчи

Качества, сформированные у героя

Поэтическая мечтательность, чувство внутренней
свободы

Отторжение чуждого нравственным идеалам Ильи Ильича

Служба, лишенная человеческого взаимопонимания;
Друзья, мечтающие только о карьере;

Женщины, не способные любить

«Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены
света и общества!»- так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в
этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человека».

                       
Сравнительная характеристика Обломов и Штольца( групповая работа, составление
кластера).

Критерии

Обломов

Штольц

Социальное положение

Отличительные черты

Чем живет

Жизненные идеалы

Жизненная позиция

                                                     
Предполагаемый ответ

Критерии

Обломов

Штольц

Социальное положение

Барин

Представитель нового класса буржуазии

Отличительные черты

Паралич боли и беспробудная лень

Непреклонная воля и огромный запас деятельности и
энергии

Чем живет

Воображением

Практическим делом, опытом, фактами

Жизненные идеалы

Безмятежный покой

Культ труда и предприимчивости

Жизненная позиция

Апатичен к происходящему, всякую деятельность
воспринимает не иначе как суету

Всегда что-то делает, к чему-то стремится, чего-то
добивается

Выводы: Штольц-друг
Обломова с детства. Штольц делает все, чтобы пробудить Обломова к жизни и
деятельности. Попытки эти ни к чему не привели, и жизненные пути двух героев
расходятся. Штольца является как бы фоном, на котором лучше видны те
положительные качества характера Обломова, которые Штольц и Ольга называют
«хрустальной» , чистой душой.

V.
Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

·        
Какие художественные средства использует
И. А. Гончаров при обрисовке характера своего героя?

·        
Каковы отличительные особенности Обломова?
Как сформировался характер героя?

·        
Как Гончаров относится к своему герою? Что
преобладает в изображении героя – сочувствие или ирония?

·        
Каким эпизодом завершается «Сон Обломова»?
В чём смысл финальной истории из обломовского детства и авторского комментария
к ней?

·        
Что связывает Обломова и Штольца, каковы
их взаимоотношения? Какие факты биографии доказывают, что образ Штольца задуман
как воплощение идеала гармоничной личности?

VI. Домашнее
задание
:

1.      Написать
сочинение-рассуждение (миниатюру) «Кто необходим будущей России_ деятельный
Штольц или созерцательный добряк-ленивец Обломов?» (по желанию учащихся).

2.      Подобрать
текстовый материал для характеристики Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

  • Сочинение по литературе на тему что такое темное царство
  • Сочинение по литературе на тему русское дворянство в изображении тургенева
  • Сочинение по литературе на тему пугачев волк или человек 8 класс
  • Сочинение по литературе на тему роман дубровский 6 класс по литературе
  • Сочинение по литературе на тему смысл заглавия романа тургенева отцы и дети