Сочинение по литературе на тему чем современна литература 18 века

Реферат по предмету: культурологиятема: культура и цивилизация план 1. введение. 2. причины зарождения цивилизации. 3. этапы развития взаимоотношений между цивилизацией

Реферат по предмету: «Культурология»
Тема: «Культура и цивилизация»

ПЛАН

1. Введение.
2. Причины зарождения цивилизации.
3. Этапы развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой.
3.1. Понятия «цивилизация» и «культура».
3.2. Различие цивилизаций по типу хозяйственной деятельности.
4. Концепция В.С. Степина
5. Техногенная цивилизация.
6. Список используемой литературы.
1. Введение

Проблема соотношения цивилизации и культуры многообразна и имеет ряд аспектов рассмотрения. Во-первых, под «культурой» первоначально понимали «возделывание» почвы, а уже затем человеческого разума, души и пр.; а термин «цивилизация» означает «гражданский, общественный», т. е. характеризует какой-то уже сложившийся тип культурно-исторического целого.
Во-вторых, необходимо понять, каков генезис (т. е. происхождение) самого феномена «цивилизация», а не только научного термина. Что возникло раньше культура или цивилизация? И здесь большинство авторов отдают предпочтение культуре, считая цивилизацию лишь определенным этапом в ее развитии, приносящим гибель культуре.
Сложность анализа проблемы заключается и в том, что оба понятия – как «цивилизация», так и «культура» – имеют множество значений. Термин «цивилизация» широко применяется как в науке, так и в обыденной жизни. Вот втором случае чаще всего он используется в качестве прилагательного («цивилизованный народ», «цивилизованное поведение») и по сути является синонимом слову «культурный».
Отдельные авторы обращают внимание на ту или иную сторону цивилизационного процесса: взаимозависимость психологии и хозяйственного уклада (М. Вебер), накопление социальных изменений (П. Сорокин), смену культурной парадигмы, проявляющейся через форму и стиль (О. Шпенглер) или «культурно-исторического типа» (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби).
2. Причины зарождения цивилизации

Русский ученый Лев Мечников считал важной причиной зарождения цивилизаций географическую среду и прежде всего реки. Река во всякой стране является как бы выражением живого синтеза, всей совокупности физико-географических условий: и климата, и почвы, и рельефа земной поверхности. Понятие цивилизации, по его мнению, является одним из самых сложных, поскольку охватывает собой совокупность всех открытий и изобретений, сделанных человеком. Оно определяет сумму идей, технических приемов, которыми пользуется человек; выражает также степень совершенства науки, искусства и промышленной техники; показывает данное состояние семейного и социального строя и вообще всех существующих социальных учреждений. Наконец, оно заключает в себе состояние частной и общественной жизни, взятых в их совокупности.
Целостное понимание смысла цивилизации, как и культуры возможно на стыке наук. Именно по этому пути пошли французские ученые. Так, французский историк Жак Ле Гофф в книге «Цивилизация средневекового Запада» писал, то в каждой цивилизации есть разные слои культуры, различающейся в зависимости от своего социального или исторического происхождения, и что их комбинации, взаимовлияния ведут к синтезу новых структур.
3. Этапы развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой

История и логика развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой позволяет выделить ряд этапов. Понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду пришедшему на смену первобытному обществу. Древние цивилизации, противостоят тому, что цивилизацией еще не является, доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, а также дописьменному состоянию общества и культуры, по мнению Г. М. Бонгард-Левина.
В то же время культура и цивилизация – понятия, которые выступают в единстве своего бытия и не противоречат друг другу в культурах древних цивилизаций – в Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Индии, Вавилоне, Ассирии, культурах майя, инков и ацтеков. Но уже в античной культуре мы наблюдаем нарушение этой целостности. Так, мы больше говорим о культуре античной Греции и о цивилизации Древнего Рима. Приоритет духовного в культуре Греции и материально-технического в цивилизации Древнего Рима наилучшим образом характеризуют культуру обеих стран. Сила культа искусства, науки и религии, полноты знания, заключенного в гнозисе и других формах духовой культуры античной Греции была заменена культом силы, который главенствовал в Древнем Риме. Несмотря на сохранившиеся и видоизмененные традиции классического античного мира и созданной им культуры. В античной Греции составные духовной культуры (миф, искусство, религия, философия, наука) рассматривались как естественные составные части космической упорядоченности мира, которую они познают и приумножают.
В средневековье, где господствовала теоцентрическая картина мира, и человеческое бытие рассматривалось как творение Божие, культура и цивилизация были единым органическим целым. Но уже в эпоху Возрождения культура стала больше соотноситься с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества. Хотя понимание этого процесса возникло не сразу. В эпоху Просвещения культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни, и тем самым, культура и процесс цивилизованного развития протекали одновременно.
3.1 Понятия «цивилизация» и «культура»

Собственно, термин «цивилизация» был введен французскими просветителями прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй. Однако в науке понятия «культура» и «цивилизация» нередко отождествляются. Лишь в Новое и Новейшее время (т. е. в XVIII – XIX вв.) постепенно формируется представление о культуре как духовном содержании цивилизации и все больше обнаруживается их несовпадение. По сути, культурное измерение составляет качество цивилизации, фундамент всей человеческой истории.
Впервые слово «цивилизация», пожалуй, встречается в «Друге людей» Мирабо (1756 г.). Религия, по его мнению, является главной «пружиной цивилизации», ибо она наставляет нас и беспрестанно напоминает о братстве, смягчает сердце и, в конечном счете совершенствует человека. А цивилизация лишь улучшает нравы, воспитывает учтивость, вежливость, распространяет знания, чтобы человек соблюдал правила приличия и следит за тем, чтобы они играли роль законов общения. Но все это лишь маски добродетели. Цивилизация, считал Мирабо, ничего не дает обществу, если она «не дает ему основы и формы добродетели».
Именно это несовпадение культуры и цивилизации отмечали в своей концепции О. Шпенглер, Н. Бердяев и другие мыслители, считавшие, что цивилизация – это «смерть духа культуры». В рамках их концепций культура символична, но не реалистична. Между тем, динамичное движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, к самой жизни, практике. На этих путях совершается переход культуры к уровню цивилизации, которая стремится осуществлять жизнь, реализуя «культ жизни вне ее смысла», подменяя цель жизни «средствами жизни, орудиями жизни». Н. Бердяев обращает внимание на то, что в цивилизации направленность на достижение материального блага более очевидна, чем в культуре, где доминирует духовное начало. Более осторожен в своих прогнозах А. Тойнби, полагая, что культура может продолжать существовать, не приближаясь к гибели, ибо на нее не распространяется необходимость биологического старения и смерти.
Трактовка культуры прежде всего как «духовной наполненности» цивилизации ярко представлена в концепции П. Сорокина. Цивилизация, понимаемая как историческая стадия общественного развития или как тип общественного устройства, включает в себя не только красочную палитру культурных достижений, обеспечивающих расцвет какому-либо народу, но и все минусы общественного бытия на данном историческом этапе.
3.2 Различие цивилизаций по типу хозяйственной деятельности

Цивилизации различаются по господствующему типу хозяйственной деятельности – земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные. Если в основе лежит принцип естественно-географической среды, то цивилизации делятся в зависимости от того, вступают они во взаимодействие с другими цивилизациями или нет – на «открытые» и «закрытые». Или интровертные (чья творческая энергия обращена «вовнутрь») и экстравертные, стремящиеся к расширению своих пределов. В рамках этого подхода строит свою концепцию «Третьей волны» Э. Тоффлер.
Специфика культурного развития остается как бы «за рамками» такой типологизации, в лучшем случае играя роль внешнего фактора. Все культурное многообразие загоняется в жесткие ступени поступательного развития человечества. И если на Земле еще существуют народы, жизнь и духовная культура которых подчинены законам гармонии и единства с природой, а главный запрет – это запрет на изменения, то такая культура оценивается как примитивная (африканская или малых народов Севера – ненцы, чукчи, эвенки и др.). Эти народы могут вызывать лишь высокомерный или «экзотический» интерес у развитых цивилизаций. Такой взгляд приводит к катастрофическим последствиям как для данных народов, зачастую насильственно вовлекаемых в цивилизационные процессы, так и для мировой культуры в целом, так как источники обогащения культуры – во взаимодействии и синтезе культур, индивидуально неповторимых и своеобразных.
Современный этап междисциплинарных исследований наиболее адекватно выражен в концепции многолинейной эволюции, автором которой является американский ученый Дж. Стюарт, обобщивший существующие параллели в развитии культур в сходных географических условиях и выдвинувший идею культурной экологии.
4. Концепция В.С.Степина

Концепция В. С. Степина о двух типах цивилизационного развития в истории человечества – традиционном и техногенном, исходит из признания того, что тип цивилизации, их стратегии определяются прежде всего культурой. Различия в западноевропейской цивилизации (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и прочее. Без понимания специфики этих факторов, повлиявших на ту или иную цивилизацию, картина современного мира не будет целостной.
Таким образом, культура играет фундаментальную роль в развитии общества и цивилизации, является генератором глубоких социально-экономических и духовных трансформаций. Культура как степень совершенства способа деятельности, то есть как технология. Во много определяет возможности человечества в освоении мира на данном этапе развития цивилизации и возможности адаптации к прогрессирующим изменениям. В отличие от цивилизации, культура, с одной стороны, сохраняет, выражает и передает именно специфическое, своеобразное, что присуще определенному социуму, а с другой стороны, обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией историческую целостность каждого народа и этноса.
Интеграционные процессы и универсализация образа жизни разных народов и государств наблюдаются в периоды постепенного эволюционного развития локальных цивилизаций. На пути диалога культур, результатом которых является нахождения точек пересечения и взаимообогащения, а также общих координат, ценностных ориентиров при толерантном отношении к уникальности и самобытности другой культуры.
Этнокультурная ценность той или иной цивилизации, по мнению М. Вебера, вырастает из системы ценностей, которая является ядром культуры. По существу, ядро культуры можно определить как социогенетический код, обеспечивающий устойчивость социального организма, защищающий его от воздействий импульсов других культур, особенно если они несут угрозу существованию. Именно шкала ценностей (ядро культуры) обеспечивает и адаптацию к окружающей культурной и цивилизационной среде.
Таким образом, культура как органическое целое, существующее в гармонии с человеком на протяжении многих веков и тысячелетий, содержит в себе такую уникальную информацию о человеческом обществе и о человеке, без которой человек не может существовать. Эта информация и служит внутренним источником развития общества и самого человека, несмотря на то, что современная техногенная цивилизация направлена совсем на другие цели и сверхзадачи.
Однако культура может оказаться не в состоянии ответить на внешний вызов, брошенный ей цивилизацией, имеющей другую траекторию развития, нежели культура – обустройство горизонтальной оси обитания человека, а не устремленность его к высотам духовного развития личности, созданной по Образу и подобию. Низведение оси человеческого развития только к горизонтали неизбежно приводит к гибели как самой культуры, так и человека.
Иногда цивилизацию рассматривают в качестве «универсального кода» культуры, как основу стиля и жизнедеятельности человека – носителя данной цивилизации. Несовпадение культуры и цивилизации наиболее резко проявляется в переломные моменты истории общественного развития. Эти процессы можно наблюдать, например, в позднеантичное врем, в эпоху Возрождения, Новое время, а также и в современную эпоху. Переходные периоды характеризуются не только разрушением целостности образа жизни с ее ценностно-ориентационным духовным ядром, без которого человек не может существовать, и который все еще сохраняется уходящей культурой. Эта «ломка» осуществляется столь болезненно в каждый исторический период.
Общее и особенное в культуре и цивилизации проявляется также и тогда, когда мы пытаемся определить существование традиционных и нетрадиционных (а, порой, и мнимых) духовных ценностей, которые выдаются за «абсолютно новые». Этот вопрос достаточно острый и дискуссионный, поскольку в нем фокусируются многие современные и будущие проблемы человеческого бытия. Именно духовная культура благодаря традиционным механизмам закрепления и передачи особо важной для человека информации содержит в себе истинные духовные ценности, воплощенные в лучших классических творениях мирового искусства.
Осмысление всех этих вопросов являлось преимущественным вектором культурного бытия человека в древних цивилизациях и культурах прошлых веков. Однако современная техногенная цивилизация, по сравнению с традиционными культурами, не только не решает, но нередко даже не ставит эти «вечные» вопросы человеческого бытия в центр внимания. Вынося их на периферию научного знания и мировоззрения и превращая в маргинальные. На каких духовных основаниях должен строиться в современной цивилизации «новый тип» отношений между народами в условиях глобализации? Человечество, лишенное своего многообразия, которое позволяют сохранить ей локальные национальные культуры, лишается своего подлинного выбора, а сам мир в будущем может лишиться смысла своей истории в ее единстве и многообразии.
Намерение создать в теории некую метакультуру уже не в перспективе, а в реальности оборачивается стремление политиков создать глобальную мировую цивилизацию. И хотя метакультуру рассматривают как некое единое пространство по накоплению общечеловеческих ценностей, которые будут способствовать выживанию и развитию человечества как единого целого, но наша культурно-историческая память хранит многие мифы, среди которых известный миф о Вавилонской башне. Хорошо известно, чем обернулась для ее строителей эта история.
5. Техногенная цивилизация

Процессы, происходящие в современной техногенной цивилизации, сопровождаются быстрой сменой системы ценностей, господствовавших в культуре столетия и даже тысячелетия. Европейская цивилизация достигла не только высот технического совершенства в различных сферах человеческого бытия, создав комфортные условия существования современному человеку. Но в то же время техногенный характер цивилизации привел к непредвиденным результатам и прежде всего к утрате человеком власти над техническим прогрессом и его последствиями. Как преодолеть этот кризис? Возможна ли такая интеграция ценностей западной цивилизации, основанной на активном участии человека в формировании условий его среды обитания, и восточной культуры, основанной преимущественно на созерцательном к ней отношении, которая позволила бы преодолеть отрицательные последствия всевластия техники над человеком? Предвидя происходящие сегодня в мире процессы, Бертран Рассел предостерегал: «Наука и техника движутся сейчас вперед, словно танковая армада, лишившаяся водителей, – слепо, безрассудно, без определенной цели».
Абсолютизация человеческой активности в западноевропейской культуре привела к агрессивности технического вмешательства человека в природу и породила одну из важнейших проблем современной цивилизации – экологическую. В отличие от Запада, на Востоке человек не противопоставлял себя природе, а жил в согласии с ней. Первые две исторически обусловленные культурные парадигмы позволили сформировать и особое понимание человеческой деятельности. С позиции западноевропейской культуры деятельность человека рассматривается направленной преимущественно вовне, на преобразование природы и всего окружающего мира, а не на самого человека. В восточных культурах традиционно доминировало стремление к духовному совершенствованию человека.
В современной техногенной цивилизации важнейшей характеристикой является технико-экономическая результативность преобразования внешнего мира, порожденная подобной западной традицией. Доминирование протестантской этики, рационализма и прагматизма, ориентация на автономию личности, ее юридических прав и свобод в гражданском обществе, унификация образа и стиля жизни в рамках общей глобализации, которую обслуживают средства массовой информации и массовой культуры.
Однако по мере глобализации многих сторон жизни современного человека все более заметны знаки и противоположной тенденции. Это выражено в стремлении сохранить уникальность национальных культур и, прежде всего, национального языка. С осознанием происходящих процессов в современном обществе может произойти изменение приоритетов в шкале культурных ценностей. Созидание иного отношения к природе, формирование экологической и, в целом, духовной культуры, основанной на традиционных нравственных ценностях.
Целостное осознание проблем, происходящих в современной культуре и цивилизации, возможно на стыке междисциплинарных подходов в науке, в выработке новой методологии исследования, обогащенной разработками в области смежных дисциплин, но также во взаимном движении науки и религии навстречу друг другу. Сознательность и ответственность в выборе решений дает возможность предотвратить слепые действия людей благодаря информированию о последствиях, пагубно отражающихся на жизни людей отдельных регионов и всей планеты.
Актуальность рассматриваемых проблем, касающихся культуры и цивилизации, очевидна и затрагивает не только интересы ученых, но и поставлена самой жизнью. Современное человечество, обремененное духовным кризисом, в конце второго и начале третьего тысячелетия оказалось перед лицом труднейшего выбора между традиционными ценностями и «новой духовностью», которые должны составить ядро новой цивилизации.
Оба понятия – культура и цивилизация характеризуют определенный тип общественно-исторического устройства и присущие ему характеристики, но каждое понятие делает это преимущественно со своей стороны. Культура – со стороны духовного опыта отношений человека к богу, природе, социуму, самому себе, а цивилизация преимущественно – с материально-технической стороны. Различие их кроется также в том, что в культуре главным, регулирующим все общественные отношения началом, является мораль, оформленная в рамках традиционных религий, которые возникают на более поздних этапах исторического развития человечества, чем ранние формы религиозно-мифологических верований. В то время как в цивилизации регулирующим началом отношений в обществе выступает право, возникающее значительно позже моральных норм, заключающих в себе некое абсолютное знание о назначении человека и его месте в мире. Право менее всего содержит в себе элементы абсолютного первоначала и всегда относительно может регулировать и защитить интересы большинства, как и отдельной личности, поскольку слишком очевидна его связь и зависимость от власти имущих. Не случайно античная богиня правосудия изображалась с закрытыми очами.
Очень важно иметь истинное, а не искаженное представление о том, что заключено и отражено в научных понятиях, которыми мы так часто пользуемся. Наш язык не вправе искажать суть того, что несет в себе слово, ибо в противном случае нам вряд ли удастся постичь объективные жизненные реалии и вступить с ними в истинные взаимоотношения.
6. Список используемой литературы

1. Актуальные проблемы культуры ХХ в. – М., 1993 г.
2. Бонгард-Левин Г. М. Древние цивилизации. – М, 1989 г.
3. Ле Гофф Ж. Средневековая цивилизация. – М., 1992 г.
4. Лотман Ю. М. Актуальные проблемы семиотики культуры. – Тарту, 1987 г.

Чтение на каникулах – это эффективный способ держать в тонусе память, развивать мышление и фантазию детей и подростков. В школе зачастую дают список, какие книги стоит прочитать за лето, чтобы потом было легче идти в ногу с программой, не отставать и учиться с удовольствием. Нередко список литературы, рекомендованный к прочтению, вызывает у учеников не так много энтузиазма и вдохновения, но есть проверенный способ, как приучить ребенка к чтению летом. Можно купить новые, красивые книги в современном оформлении, которые привлекут внимание юных читателей. Запах новых книжек, интересные обложки, красивый читабельный шрифт – все это привлекает внимание детей.

7 клас.jpgСписок книг на лето для 7-го класса

В поиске интересных книжек для детей, стоит обратить внимание на рекомендации от учителей, которые в конце учебного года дают список литературы на каникулы. Существует общая программа с обязательными произведениями, а также некоторые дополнительные книги на усмотрение учителя. Список книг на лето для 7 класса содержит в себе произведения из украинской и зарубежной литературы, которые стоит прочитать в полном объеме. Книжки подобраны согласно государственной программе, по которой идет 7 класс. Книги на лето помогут в дальнейшем ученикам во время занятий, так как прочитанный материал нужно будет только освежить в памяти.

Какие задали книги для 7 класса на лето 2021?

Общая программа по литературе в большинстве случаев остается такой же, с возможными некоторыми изменениями. В этом году рекомендовано к прочтению следующие книги из украинской литературы:

  • Іван Франко «Захар Беркут»;
  • Михайло Стельмах «Гуси-Лебеді»;
  • Г. Тютюнник «Климко».


Также к обязательным произведениям по новой программе относится современный рассказ для детей и подростков «Русалонька із 7-В, або Прокляття роду Кулаківських» Марины Павленко. Это интересная история об ученице 7 класса Софии, которая прочитала классическую сказку о Русалочке, примеряет на себя её образ и находит в своем однокласснике «того самого» принца. Девочка, также как Русалочка, хочет спасти мальчика, и причина для спасения действительно серьезная – к ней доходят слухи, что семья возлюбленного страдает од родового проклятия. Эта книга будет интересная для детей в 7 классе, потому что она современная, забавная и увлекательная.


Зарубежные книги на 7 класс (лето) включают в себя классические произведения:

  • Александр Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»; (поэма)
  • Вальтер Скотт «Айвенго»; (роман)
  • Эдгар По «Золотой Жук»; (детективная повесть);
  • Фридрих Шиллер «Перчатка»;
  • Адам Мицкевич «Витязь»;
  • О. Генри «Останній листок».


Многие из программных книг можно купить в интернет-магазине Book24.ua. Например, произведение из списка книг на лето для 7 класса – Александр Грин «Пурпурні вітрила» представлено в новом издании и на украинском языке. «Пурпурні вітрила» в нашем в магазине – это милая книжка в твердом переплете и с красивой романтичной обложкой. Она сразу привлечет внимание и вдохновит на прочтение этой необычайно красивой и нежной истории настоящей юношеской любви.


Помимо обязательной художественной литературы, рекомендуем добавить к списку познавательные книги, которые помогут детям почерпнуть новые знания в интересной и непринужденной форме. Яркий пример источника полезной информации для учеников 7 класса – «Дитяча енциклопедія космосу». Красочная и увлекательная книга расскажет о базовых законах астрономии и физики, которые пригодятся детям во время учебы.

8 клас.jpgСписок книг на лето для 8-го класса

Восьмиклассники получают список рекомендованных произведений для прочтения во время каникул, которые состоит из двух частей — обязательные и дополнительные книги. Согласно новой программе, книги на лето 8 класс (Украина) должны включать в себя произведения отечественной и зарубежной литературы разных жанров (проза и поэзия).

Список книг для 8 класса на лето (украинская литература):

  • «Маруся Богуславка» — народная дума;
  • «Дорогою ціною» — Михаил Коцюбинский;
  • «Давня Казка» — Леся Украинка;
  • «Місце для дракона» — Юрий Винничук;
  • «Ніч перед боєм» — Александр Довженко;
  • «Сто тисяч» — Карпенко-Карый.

Книги для внеклассного чтения по украинской литературе включают в себя произведения современных авторов, такие как «Школярка з передмістя» Оксаны Думанской, «Легенди старокиївські» Наталены Королевой, «Стонадцять халеп Остапа Квіточки» Александра Дерманского.

Список книг на лето, 8 класс (зарубежная литература):

  • «Мифы Троянского мира»;
  • «Ромео и Джульетта» — Уильям Шекспир;
  • «Энеида» — Вергилий;
  • «Красавица» — Иван Бунин;
  • «Когда ангелы отдыхают» — Марина Аромштан;
  • «Дон Кихот» — Сервантес;
  • «Маленький принц» — Антуан де Сент Экзюпери;
  • «Песнь о Ролланде»; — эпос;
  • «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» — Ричард Бах;
  • «Вафельное сердце» — Мария Парр.


Многие книги из рекомендованной литературы для учеников 8 класса можно купить в книжном интернет-магазине Book24.ua. В подборке «Школьная серия» вы найдете, например, украинский перевод книги «Міщанин-шляхтич» Жана-Батиста Мольера. Это смешная история о человеке, который хотел быть тем, кем не являлся. Интересная комедия, которая показывает, насколько важно быть собой, не примеряя чужих масок. Идеальная для прочтения в подростковом возрасте, когда так хочется быть похожим на кого-то. У нас можно заказать эту книгу в твердом переплете, на украинском языке и по доступной цене.

Еще одна идеальная книга на лето для восьмиклассника – «Коли янголи відпочивають» от издательства BookChef. Это история девочки, в жизни которой уже произошло много разных событий, но она помнит слова учительницы, сказавшей, что ангелы тоже должны отдыхать. Интересную книгу, которая рекомендована для прочтения в 8 классе, можно купить в нашем магазине в разделе книги из школьной серии.


Стоящая книга из мира познавательной литературы, которая точно подойдет для чтения на каникулах, — это «Кофейня. Мой первый бизнес». Это интерактивная книжка, в которой можно делать свои записи, рисовать, придумывать свою бизнес-идею. С такой книгой ребенок может использовать летнее время с пользой – читать и развивать свои предпринимательские качества.

9 клас.jpgСписок книг на лето для 9-го класса

Рекомендованная литература для прочтения во время каникул летом содержит в себе книги, которые входят в программу на целый учебный год. Обработав эти произведения, ученикам будет намного проще на занятиях, поэтому стоит обратить внимание на список и начать готовить книги на самом начале каникул. Книги на лето 9 класс (Украина) по большей части остаются без изменений, но за учителями остается право добавить к обязательным произведениям дополнительные книги для внеклассного чтения. Прочтение рекомендованных книг поможет школьникам лучше подготовиться к предстоящим экзаменам после окончания 9 класса.

Книги на 9 класс (лето) по украинской литературе:

    • «Енеїда» — Иван Котляревский;
    • «Наталка Полтавка» — Иван Котляревский;
    • «Інститутка» —Марко Вовчок;
    • «Слово о Полку Ігоревім»;
    • Легенди з Біблії: «Про Вавилонську вежу», «Про блудного сина», «Про Мойсея», «Притча про сіяча»;
    • «Маруся» — Григорий Квитка-Основьяненко;
    • «Чорна рада» — Пантелеймон Кулиш;
    • «Тарас Бульба» — Николай Гоголь.


    Большинство из программных книг можно взять в школе, но сейчас все больше людей уверенны, что классика литературы отлично вписывается в домашнюю библиотеку. Стоит купить некоторые из этих произведений, чтобы начать формировать личную библиотеку подростка. В нашем магазине в разделе «Школьная серия» вы найдете, к примеру, книгу «Енеїда». Это произведение считается классикой и началом становления современного украинского языка. Пьеса полна яркого живого юмора, пропитана сарказмом и иронией, что делает книгу интересной для юных читателей.

    Список книг по мировой литературе на лето для 9 класса

    Во время летних каникул можно окунуться в мир художественной и познавательной литературы от признанных авторов с разных уголков мира. Новая программа для учеников 9 класса включает в себя действительно интересные произведения, на которые стоит уделить время летом. Список книг, рекомендованных к прочтению, включает в себя:

    • «Евгений Онегин» — Александр Пушкин;
    • «Герой нашего времени» — Михаил Лермонтов;
    • «Гобсек» — Оноре де Бальзак;
    • «Шинель» — Николай Гоголь;
    • Пигмалион» — Бернард Шоу;
    • «Кукольный дом» — Генрик Ибсен;
    • «История одной любви» — Эрик Сигал;
    • «Собачье сердце» — Михаил Булгаков;
    • «451 градус по Фаренгейту» — Рэй Брэдбери;
    • «Тевье-молочник» — Шолом-Алейхем.

    В онлайн-магазине Book24.ua можно купить современное издание многих из перечисленных выше книг. Например, всемирно известное произведение «Пигмалион» Бернарда Шоу представлено в твердой переплете и со стильной обложкой. Вся школьная серия выполнена в схожем минималистическом стиле, который придется по вкусу юным читателям. Можно собрать целую коллекцию из программных книг, в которые включить такие классические произведения, как «Гобсек», «Собачье сердце», «Шинель».

    10 клас.jpgСписок книг на лето для 10-го класса

    Программа для 10 класса включает в себя достаточно объемные произведения, поэтому учителя рекомендуют прочитать программные обязательные книги во время летних каникул. Тогда подготовка к занятиям будет занимать меньше времени и приносить больше удовольствия. Более того, книги на лето для 10 класса в большинстве действительно интересные и увлекательные, затрагивают актуальные для юных читателей темы. Конечно, в списке есть и классика, без которой сложно представить себе школьную программу, но если подойти к домашнему заданию творчески и с оптимизмом, то все книги можно прочитать на одном дыхании. Что же в этом году рекомендуют прочитать ученикам 10 класса?

    Книги на лето 10 класс (украинская литература)

    Проза:

    • «Кайдашева сім’я» — Иван Нечуй-Левицкий;
    • «Тіні забутих предків» — Михаил Коцюбинский;
    • «Хіба ревуть воли, як ясла повні» — Панас Мырный;
    • «Intermezzo» — Михаил Коцюбинский;
    • «Мартин Боруля» — Иван Карпенко-Карый;
    • «Камінний Хрест» — Василий Стефаник;
    • «Valse melancolique» — Ольга Кобылянская;
    • «Момент» — Владимир Винниченко.

    Поэзия:

    • «Гімн», «Чого являєшся мені у сні» — Иван Франко;
    • «Лісова пісня», «Contra spem spero…» — Леся Украинка;
    • «Блакитна Панна» — Николай Вороный;
    • «По дорозі в казку» — Александр Олесь.

    Список книг на лето 10 класс (мировая литература)

    Проза:

    • 2 отрывка из «Одиссеи» Гомера (на выбор);
    • «Божественная комедия» — Данте Алигьери;
    • «Крошка Цахес» — Гофман;
    • «Черное и красное» — Стендаль;
    • «Госпожа Бовари» — Густав Флобер;
    • «Преступление и наказание» — Федор Достоевский;
    • «Синяя птица» — Морис Метерлинк;
    • «Алхимик» — Паоло Коельо;
    • «Кофе с кардамоном» — Йоанна Ягелло.

    Поэзия:

    • «Листья Травы» — Уолт Уитмен;
    • «Осення песня» — Поль Верлен;
    • «Гласные» — Артюр Рембо.

    Что касается познавательной литературы, для учеников 10 класса рекомендованы книги из категории научно-популярной литературы, которые просто и современно объясняют фундаментальные явления физики, химии, биологии и тд. Такие книги делают науку ближе, интереснее, понятнее. Стоит обратить внимание на такие книги, как «Физика. Молекулярное строение вещества и тепловые явления. Том 2», «Sapiens. Краткая история человечества», «Краткая история времени», «Физика невозможного».

    11 клас.jpgСписок книг на лето для 11-го класса

    Литература для выпускников школы затрагивает самые разнообразные темы, а список книг, рекомендованных к прочтению летом, содержит в себе все больше произведений современных авторов. Читатели в этом возрасте готовы открывать для себя сочинения необычных авторов, личности которых были незаурядными и порой противоречивыми. В списке книжек для учеников 11 класса вы найдете не только классические произведения, но и популярные современные книги (например, триллеры Стивена Кинга), а также книги по естественным наукам.

    Книги на лето (11 класс) по украинской литературе:

    • «Тигролови» — Иван Багряный;
    • «Зачарована Десна» — Александр Довженко;
    • «Україна в огні» — Александр Довженко;
    • «Місто» — Валериан Пидмогыльный;
    • «Маруся Чурай» — Лина Костенко;
    • «Три зозулі з поклоном» — Григор Тютюнник;
    • «Перехресні стежки» — Иван Франко;
    • «Мина Мазайло» — Николай Кулиш;
    • «Поза межами болю» — Осип Турянский.

    Книги на лето для 11 класса по мировой литературе

    Проза:

    • «Мастер и Маргарита» — Михаил Булгаков;
    • «Чума» — Альбер Камю;
    • «Старик и море» — Эрнест Хемингуэй;
    • «Парфюмер» — Патрик Зюскинд;
    • «Перевоплощение» — Франц Кафка.

    Поэзия:

    • Александр Блок;
    • Сергей Есенин;
    • Аполлинер;
    • Анна Ахматова («Рэквием»);
    • Гарсия Лорка;
    • Марина Цветаева.


    Список книг на лето (11 класс) включает также книги для дополнительного внеклассного чтения. Эти произведения помогут старшеклассникам расширить кругозор и почерпнуть новые знания в таких сферах, как психология, социология, политика. Многие из этих книг внесены в рейтинги ТОП-100 произведений, которые должен прочитать каждый. Например, «Цветы для Элджернона» в последнее время стала хитом в мире литературы, а «Сто лет одиночества» Гарсиа Маркеса не выходит из списков лучших произведений за последние 100 лет.

    Подборка книг на лето для тех, кто любит научно-популярную литературу

    Познавательные книги для учеников 11 класса могут быть из различных категорий науки, которые вызывают интерес у молодежи. Самыми популярными темами для современных юных читателей являются космос, психология, нейробиология. Рекомендуем купить на лето следующие книги:

    • Стивен Хокинг «Краткие ответы на больше вопросы»;
    • Юваль Ной Харари «21 урок для 21 века»;
    • Ася Казанцева «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости»
    • Роберт Сапольски «Игры тестостерона и другие вопросы биологии поведения».


    В интернет-магазине Book24.ua можно купить многие книги, указанные в списках обязательных произведений на лето для учеников 7-11 классов. Также здесь можно найти интересные книжки из внеклассного чтения или научно-популярные познавательные книги, которые можно прочитать на одном дыхании.

  • Сочинение по литературе на тему что значит быть совестливым человеком
  • Сочинение по литературе на тему устарела ли проблема отцов и детей сегодня
  • Сочинение по литературе образ софьи фамусовой в комедии горе от ума
  • Сочинение по литературе на тему что такое обломовщина 10 класс
  • Сочинение по литературе недоросль 8 класс по плану митрофан