Сочинение по литературе мильон терзаний чацкого горе от ума

Referat5vip.ruс образом чацкого я познакомился, когда мы в школе начали изучать горе от ума. незаметно для меня чацкий становился все

referat5vip.ru

С образом Чацкого я познакомился, когда мы в школе начали изучать “Горе от ума”. Незаметно для меня Чацкий становился все ближе и понятнее. Я ловил себя на том, что иногда примерял на себя его мысли, слова и поступки. Хотя, чему удивляться? Образом этим увлекаются уже более полутора веков. Если сравнивать Чацкого хотя бы с Печориным, можно увидеть огромную разницу. Печорин разочарован жизнью, высшим светом, однако от мимолетных удовольствий не отказывается. Окажись на месте Чацкого, он с первого же взгляда разгадал бы все отношения между Софьей и Молчалиным и стал бы с холодной насмешливостью наблюдать за ними или приложил бы некоторые усилия к тому, чтобы влюбить в себя Софью. Однако, видя жизнь свою насквозь, он не находит в ней ничего светлого, ничего, за что бы стоило ее любить. “Я давно уже живу не сердцем, а головою”,- говорит он. И поэтому с такой легкостью уезжает в Персию. Чацкий не таков. Несмотря на свой критический ум, он верит в жизнь, в высокие идеалы. Он удивительно похож на молодого Пушкина. Так же “остер, умен, красноречив”, так же общителен, и так же легко у него слетают с губ эпиграммы, меткие слова, хлесткие сравнения: ”А Гильоме, француз, подбитый ветерком”, “Созвездие маневров и мазурки”. Он немного наивен и неискушен в делах житейских, не видит и не понимает холодности и отчужденности Софьи. Он добродушно посмеивается над московскими нравами, не замечая, что эти шутки вызывают у Софьи почти озлобление. “Не человек – змея”, — говорит она о Чацком. А он верит в ее любовь. А потом он разбит, потрясен, но не может примириться с мыслью, что горячо и страстно любимая им девушка могла променять его на какое-то ничтожество, на человека, не имеющего собственных мыслей и суждений. Да, постигло разочарование… Сколько горечи и боли, оскорбленного самолюбия и гневного упрека звучит в его последнем монологе! Но лишь в этот час он по-настоящему увидел мир, по-новому взглянул на него. Но Чацкий был не только пламенный влюбленный, разочаровавшийся при первом столкновении с действительностью, это еще и человек передовых взглядов. Он не побежден, он лишь уедет куда-нибудь, где его поймут, где ему достанется настоящее большое дело. Он полон светлых идей преобразования общества, он с гневом обличает пороки общества старого. Его оружием являлось слово, и он более чем отлично владеет этим оружием. И, конечно, его резкость, пламенность не могла пройти незамеченной. “Чацкий шел прямой дорогой на каторгу, если он уцелел 14 декабря, то, наверное, не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицом, не оставил бы ни в коем случае своей пропаганды”. Это слова Герцена, великого мыслителя и революционера. Я люблю Чацкого за его убеждения и идеалы. Он рвет с министром только потому, что желает служить “делу, а не лицам”. Он возмущен крепостным правом и, не скрывая, говорит об этом. Он любит свою Родину и с теплотой говорит о ней: “Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен! А еще я люблю Чацкого просто как умного человека, у которого под маской иронии скрыто чуткое, отзывчивое сердце, который может смеяться и грустить, который может быть зол и резок на язык, но другом будет верным, надежным…

Похожие материалы:

  • «Кто разгадает вас!» (загадка Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».) — .
  • «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой (по комедии Грибоедова «Горе от ума») — .
  • «Мильон терзаний» Чацкого — .
  • Взгляды Чацкого и Фамусова — .
  • Спор Чацкого и Фамусова о Москве (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») — .
  • Диалог Фамусова с Чацким в комедии «Горе от ума» Грибоедова — .
  • Диалог Фамусова с Чацким — .
  • Диалог Фамусова с Чацким (анализ 2 явления второго действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума») — .

Более новые статьи:

  • Сочинение на тему: Чацкий и фамусовское общество — .
  • Чацкий и фамусовское общество — .
  • Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») — .
  • Чацкий как герой своего времени (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») — .
  • Чацкий как представитель «века нынешнего» (по комедии А.С Грибоедова «Горе от ума») — .
  • Чацкий против фамусовского общества (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума») — .
  • Чацкий, Онегин и Печорин — .
  • Чем объяснить долговечность произведения Грибоедова «Горя от ума»? — .

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

Грибоедов А. С.

Сочинение по произведению на тему: Чем привлекает меня образ Чацкого.

В произведениях русской литературы XIX века я особенно люблю и ценю три образа. Это Дмитрий Рудин, Владимир Ленский, Александр Чацкий. Три очень разных человека. И в то же время между ними есть много общего. Всех их роднит глубокий, незаурядный ум, чистота и поэтичность души При чтении комедии «Горе от ума» сначала воспринимаешь Чацкого как умного и передового человека своей эпохи и не более того. Однако, размышляя в дальнейшем над характером этого героя, я стал ловить себя на том, что примеряю его мысли, слова и поступки на себя. И постепенно Чацкий стал для меня одним из самых близких и понятых людей. Да разве только для меня? Образом Чацкого увлекаются уже почти полтора века. Если сравнить Чацкого хотя бы с Печориным, то можно увидеть, какая между ними огромная разница. Печорин — светский лев. Он разочарован жизнью, высшим обществом, однако от мимолетных увлечений — например, княжной Мери — он не отказывается. Окажись он на месте Чацкого, он с первого же взгляда разобрался бы или с холодной, насмешливой улыбкой наблюдать за ними, или приложил бы некоторые усилия, — а для него это не составляло особого труда, — к тому, чтобы привлечь внимание Софьи. Однако Печорин не видел в жизни ничего светлого такого, за что бы стоило ее любить. Чацкий не таков. Несмотря на свой глубокий критический ум, он верит в жизнь, в высокие идеалы. Горячий, пылкий юноша, он в это время удивительно похож на молодого Пушкина. Так же «остер, умен, красноречив», так же общителен и так же легко слетают у него с губ эпиграммы, меткие слова, хлесткие сравнения: «А Гильоме, француз, подбитый ветерком?» ;»Созвездие маневров и мазурки». Он не много наивен и неискушен в делах житейских, не видит и не понимает холодности и отчужденности Софьи. Он добродушно подсмеивается над москвичами и над московскими нравами, не замечая, что эти шутки вызывают у Софьи почти озлобление. «Не человек — змея» — говорит она о Чацком чуть ли не с ненавистью. А Чацкий верит в ее любовь. А потом он разбит, потрясен, он не может примирится с мыслью, что горячо и страстно любимая им девушка могла променять его на какое — то ничтожество, на человека, не имеющего ни собственных суждений, ни мыслей. Да, разочароваться во всем: не только в ней, но и в целом свете — это нелегкий удар. Сколько боли и горечи, оскорбленного самолюбия и гневного упрека звучит в его последнем монологе! И однако лишь в этот час он по-настоящему увидел мир, по-новому взглянул на него. Если бы Чацкий был только юношей, разочаровавшимся при первом столкновении с действительностью, то как литературный герой, наверное, давно бы кончил свой век где-нибудь в архивной пыли. Но Чацкий не только пламенный влюбленный. Это еще и человек передовых взглядов. Он не побежден. Он лишь уедет куда-нибудь, где его поймут, где ему достанется настоящее большое дело. По-видимому, он уйдет в декабристы. Он полон светлых идей преобразования общества, он с гневом обличает пороки старого общества. Как всегда, он высказывает свои убеждения резко и прямо. Его оружием являлось слово, и он великолепно владеет им. Его речь — это речь прирожденного оратора. Ни одного лишнего слова, каждая фраза словно вырвана из сердца. Например: «Как тот и славится, чья чаще гнулась шея» ; «Прямой был век покорности и страха»; «Господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским»; «А судья кто?» И, конечно, эта резкость, пламенность не могла пройти незамеченной. «Чацкий шел прямой дорогой на каторгу, если он уцелел бы 14 декабря, то, наверное, не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицо», — писал А. И. Герцен. Я ценю Чацкого за его убеждения, идеалы. Он возмущен крепостным правом и, не скрывая, говорит об этом: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты?» Он рвет с министром только потому, что желает служить «делу, а не лицам». Он любит свою Родину и с сердечной теплотой говорит о ней: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен». И, кроме того, я люблю Чацкого просто как человека умного, чуточку горячего, у которого под маской иронии и насмешки скрыто чуткое, отзывчивое сердце, который может смеяться и грустить, который может быть зол и резок на язык, но другом может быть верным и надежным.

https://vsekratko.ru/griboedov/goreotuma137

Чем привлекает меня образ Чацкого?

С образом Чацкого я познакомился, когда мы в школе начали изучать “Горе от ума”. Незаметно для меня Чацкий становился все ближе и понятнее. Я ловил себя на том, что иногда примерял на себя его мысли, слова и поступки. Хотя, чему удивляться? Образом этим увлекаются уже более полутора веков. Если сравнивать Чацкого хотя бы с Печориным, можно увидеть огромную разницу. Печорин разочарован жизнью, высшим светом, однако от мимолетных удовольствий не отказывается. Окажись на месте Чацкого, он с первого же взгляда разгадал бы все отношения между Софьей и Молчалиным и стал бы с холодной насмешливостью наблюдать за ними или приложил бы некоторые усилия к тому, чтобы влюбить в себя Софью. Однако, видя жизнь свою насквозь, он не находит в ней ничего светлого, ничего, за что бы стоило ее любить. “Я давно уже живу не сердцем, а головою”,- говорит он. И поэтому с такой легкостью уезжает в Персию. Чацкий не таков. Несмотря на свой критический ум, он верит в жизнь, в высокие идеалы. Он удивительно похож на молодого Пушкина. Так же “остер, умен, красноречив”, так же общителен, и так же легко у него слетают с губ эпиграммы, меткие слова, хлесткие сравнения: ”А Гильоме, француз, подбитый ветерком”, “Созвездие маневров и мазурки”. Он немного наивен и неискушен в делах житейских, не видит и не понимает холодности и отчужденности Софьи. Он добродушно посмеивается над московскими нравами, не замечая, что эти шутки вызывают у Софьи почти озлобление. “Не человек – змея”, — говорит она о Чацком. А он верит в ее любовь. А потом он разбит, потрясен, но не может примириться с мыслью, что горячо и страстно любимая им девушка могла променять его на какое-то ничтожество, на человека, не имеющего собственных мыслей и суждений. Да, постигло разочарование… Сколько горечи и боли, оскорбленного самолюбия и гневного упрека звучит в его последнем монологе! Но лишь в этот час он по-настоящему увидел мир, по-новому взглянул на него. Но Чацкий был не только пламенный влюбленный, разочаровавшийся при первом столкновении с действительностью, это еще и человек передовых взглядов. Он не побежден, он лишь уедет куда-нибудь, где его поймут, где ему достанется настоящее большое дело. Он полон светлых идей преобразования общества, он с гневом обличает пороки общества старого. Его оружием являлось слово, и он более чем отлично владеет этим оружием. И, конечно, его резкость, пламенность не могла пройти незамеченной. “Чацкий шел прямой дорогой на каторгу, если он уцелел 14 декабря, то, наверное, не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицом, не оставил бы ни в коем случае своей пропаганды”. Это слова Герцена, великого мыслителя и революционера. Я люблю Чацкого за его убеждения и идеалы. Он рвет с министром только потому, что желает служить “делу, а не лицам”. Он возмущен крепостным правом и, не скрывая, говорит об этом. Он любит свою Родину и с теплотой говорит о ней: “Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен! А еще я люблю Чацкого просто как умного человека, у которого под маской иронии скрыто чуткое, отзывчивое сердце, который может смеяться и грустить, который может быть зол и резок на язык, но другом будет верным, надежным…

Похожие статьи:

Грибоедов А.С. → Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Грибоедов А.С. → Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Грибоедов А.С. → Образ Чацкого

Грибоедов А.С. → Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Грибоедов А.С. → Чацкий — образ «нового человека» (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

  • Автор: А. С. Грибоедов
  • Произведение: Горе от ума
  • Это сочинение списано 79 628 раз

Прочитав комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: «Какой же он, Чацкий»?

Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о Чацком, стало понятно, что не всё так однозначно. По поводу некоторых поступков Чацкого возникает много вопросов. Нет, конечно, он не стал для меня отрицательным героем, но на некоторые его черты характера я смотрю по-другому. Давайте прочитаем слова Бестужева о Чацком: «Пылкий, благородный и добрый малый». Обращает на себя внимание слово пылкий. Хорошо это или нет? Если говорить о пылкой любви, то, наверное, да. А если эта пылкость проявляется в чём-то другом?

По словам Сомова, Грибоедов знал о том, что герои совершенные могут нам нравиться как образец, как мечта. Но вряд ли оставляют в наших сердцах след надолго. Как понять эти слова? Наверное, критик хотел сказать, что такие вымышленные идеалы могут оставить только сожаление от невозможности достичь совершенства. Поэтому Грибоедов и не идёт по такому пути. Он не показывает нам идеального Чацкого, а изображает героя со слабостями и недостатками. Да, наш герой — умный, пылкий, добрый человек. Но есть у него и отрицательные качества: нетерпимость к недостаткам других и заносчивость. Грибоедов в комедии покажет, к чему могут привести, на первый взгляд, невинные человеческие недостатки.

Событий в пьесе происходит много, но в конце комедии все просто ополчились против Чацкого, объявляют его сумасшедшим, и он вынужден покинуть Москву. В чём же причина конфликта? Это — взгляды Чацкого, которые кардинально отличаются от взглядов «фамусовской Москвы». Он не ищет чинов, считает, что служить нужно «делу, а не лицам». Герой безукоризненно честен, любит родину, считает, что человек волен сам выбирать себе занятие: путешествовать или жить в деревне, заниматься наукой или искусством. А для Фамусова такие взгляды героя опасны. Ведь дворяне фамусовского круга ценят в людях чины и богатство. А Чацкий над ними посмеивается, остро критикует московских дворян, их нравы, жизнь, взгляды.

Николай Андреевич в Москву-то приехал только из-за Софьи, из-за любви к ней. Но Софья уже другая. Когда-то ей нравился юмор Чацкого, а теперь только раздражает. Прожив в обществе людей, для которых главное карьера и деньги, Софья меняется. Она презирает всё, что говорит Чацкий, ей неприятны воспоминания о нежных детских чувствах к нему. Но когда Николай Андреевич посмел высказаться нелицеприятно о новом увлечении Софьи — Молчалине, тогда героиня поступает просто жестоко. Она распускает слух о сумасшествии Чацкого. Язвительность и нетерпимость героя сыграли злую шутку: сплетни о нём становятся всё нелепее и опаснее. На протяжении всей комедии Чацкий пытается вернуть былую любовь Софьи. Но становится только хуже. Когда же герой стал свидетелем неприятной сцены между Молчалиным, Лизой и Софьей, то не выдерживает и колко высказывается против каждого, кто оказался рядом. А теперь только остаётся сказать: «Карету мне, карету»! Герой покидает Москву.

Комедия Грибоедова — до сих пор живое произведение, зовущее людей вперёд, в настоящее и будущее, и отметающее со своего пути всё старое и отжившее. Чацкий — борец за дело, за идею, за правду. Поэтому он и близок людям разных эпох.

Посмотрите эти сочинения

  • «Горе от ума» в современном мире Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
  • Характеристика героев «Горе от ума» (таблица) Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» — знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
  • Тема ума в комедии «Горе от ума» Само название комедии «Горе от ума» знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум — синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия — это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы «Горе уму», которое писатель потом заменит на «Горе от ума». Ещё […]
  • Смысл названия комедии «Горе от ума» Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
  • Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» (сочинение) Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», — писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
  • Почему Чацкий обречен на одиночество (сочинение) «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
  • Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в таблице А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
  • Сцена бала в доме Фамусова Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
  • Женские образы в комедии «Горе от ума» (сочинение) В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
  • Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума» ЧАЦКИЙ — герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии — Чадский). Вероятные прототипы образа — ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. — один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
  • Фамусовская Москва (сочинение) Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
  • Смысл названия комедии Грибоедова «Горе от ума» (сочинение) Само название комедии парадоксально: «Горе от ума». Первоначально комедия носила название «Горе уму», от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы — «перевертыш» русской пословицы: «дуракам счастье». Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб… …А? как по-вашему? по-нашему — смышлен. И сам […]
  • «Горе от ума» (сочинение) Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» — «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
  • Жанровое своеобразие пьесы «Горе от ума» Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
  • Софья начертана неясно (сочинение) В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
  • Новаторство и традиции в комедии «Горе от ума» Знаменитая комедия АС.Грибоедова «Горе от ума» создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к «высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии «Горе от ума», удачно сочетающей […]
  • Век нынешний и век минувший (таблица) Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
  • «Молчалины блаженствуют на свете» (сочинение) Молчалин — характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно «-с». К Фамусову — почтительно, к Хлёстовой — льстиво, вкрадчиво, с Софьей — с особой скромностью, с Лизой — не стесняется в выражениях. Особенно […]
  • Молчалин в комедии «Горе от ума» (сочинение) Галерея человеческих характеров, удачно подмеченных в комедии «горе от ума» актуальна и сегодня. В начале пьесы автор знакомит читателя с двумя молодыми людьми, во всем противоположными друг другу: Чацким и Молчалиным. Оба персонажа представлены нам таким образом, что о них складывается обманчивое первое впечатление. О Молчалине, секретаре Фамусова, мы судим из слов Сони, как о «враге дерзости» и человеке, который «за других себя забыть готов». Молчалин впервые предстает перед читателем и влюбленной в него Соней […]
  • Фамусов и его окружение (сочинение) При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что — чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом— презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]

Многомудрый Литрекон предлагает два сочинения-рассуждения по литературе на темы «Почему Чацкий — умный человек?» и «Почему Чацкий — совсем не умный человек?». Вы можете выбрать то, что соответствует Вашим взглядам на поднятую тему. Приятного просвещения! 

Почему Чацкий — умный человек?

(566 слов) Александр Чацкий — это главный герой пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».  Именно о его уме идет речь в названии произведения. Чацкий приставляет собой образцового человека будущего, по мнению писателя. Ведь герой честен, принципиален, образован и не боится вступать в спор с большинством. Однако в реалиях, описанных Грибоедовым, Чацкий оказался лишним, так как его добродетелям не нашлось применения в обществе, погрязшем в пороке. И все же далеко не все критики соглашались с тем, что горе Александру принес именно ум. Например, А.С. Пушкин утверждал, что в пьесе есть только один по-настоящему умный человек, и это автор. Чацкого он считал всего лишь молодым подражателем Грибоедова, тем, кто наслушался прогрессивных речей и стал повторять их. Эту точку зрения поддержали многие критики. Однако если мы проанализируем  аргументацию Пушкина, то поймем, что с ним можно совершенно обоснованно не согласиться.

Пушкин объяснил свое мнение о Чацком следующим образом: «Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми». Если Александр не разбирается в людях, как его можно назвать умным? Начнем с того, что фамилия главного героя является говорящей. Как известно, сначала персонаж носил фамилию «Чадский», то есть от слова «чад». Это указывает на то, что персонаж постоянно находится в чаду своих чувств, надежд и иллюзий. Так, в комедии Грибоедов описывает личную драму своего героя. Чацкий ехал к Софье с определёнными мечтами, однако им не суждено было сбыться. Возлюбленная Чацкого выбрала Молчалина, который, несомненно, уступает главному герою по уму. Также персонаж чувствует себя неловко в том окружении, в котором оказался. Герою до глубины души обидно то, что судьба оказывается благосклонной к циничным и эгоистичным людям, однако к людям с высоконравственной душой она безжалостна. Таким образом, в начале повествования персонаж находится в чаду собственных иллюзий. А к концу пьесы Чацкий прозревает и начинает понимать суровую реальность. Это означает, что автор был готов к тому, что его героя сочтут недальновидным из-за его стремления открыть глаза толпе. И он заложил в его фамилию объяснение заблуждения: находясь в чаду чувств и иллюзий, Александр не мог критически оценить свое окружение. Увы, даже самый интеллектуально развитый человек под влиянием любви делает глупые поступки, и кому, как не дуэлянту Пушкину, это знать? Стремясь произвести впечатление на Софью и вернуть ее любовь, Чацкий попробовал разрушить магию неведения и лицемерия своим злословием. Это нам очевидна бесполезность его попыток, а он молод и влюблен, а потому не видит преград.

Вот и знаменитый писатель И.А. Гончаров полагал, что речь Чацкого отличается невероятным остроумием. Он защитил героя от нападок критиков и обосновал его интеллектуальное превосходство над людьми в статье «Мильон терзаний». По его мнению, Чацкий — предвестник перемен в обществе и их первый творец, а потому не признанный и гонимый.

Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.

В заключение хотелось бы отметить, что за каждым героем стоит автор, и если мы будем приписывать персонажам личные свойства писателя, то вместо книги перед нами окажется любительская биография литератора. Если уж реплика принадлежит Чацкому, то и оценивать ее нужно в контексте образа самого героя. Автор тут не при чем, ведь он же пишет реплики Софьи и Скалозуба. Поэтому нельзя согласиться с мнением А.С. Пушкина по данному вопросу. Чацкий умен, и в этом лишь его заслуга. А автору мы можем быть благодарны за то, что он разглядел и смог описать луч света в темном фамусовском царстве.

Почему Чацкий — совсем не умный человек?

(463 слова) Чацкий — один из самых известных героев русской литературы. Он стал популярным и обсуждаемым не только благодаря гению Грибоедова, но и из-за того, что вызвал полемику в рядах критиков того времени. Максимально приближаясь к реалистическому направлению, автор наделил своего героя, как достойными, так и негативными качествами, ставшими предметом обсуждения его коллег. Некоторые из них даже считали, что у Чацкого нет того большого ума, который вынесет в название пьесы. Чтобы понять замысел известного произведения Грибоедова, рассмотрим поподробнее характеристику его главного героя.

С первых страниц произведения можно заметить, что характер главного героя вовсе не однозначный. Так, как только персонаж приехал в дом Фамусова, он завёл странный разговор с Софьей. Расспрашивая героиню о ее родственниках, герой использует неприятный язвительный тон: 

«Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»

Нередко на протяжении повествования главный герой предстаёт перед читателем в образе бестактного и вспыльчивого молодого человека. Чацкий любит высмеивать пороки людей, и в этом его упрекает Софья на протяжении всего произведения:

«Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».

Оправданием неприятных манер персонажа является безнравственность и пустота общества, где он очутился. Герой даёт понять, что он вовсе не желает задеть собеседника: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?». Но ведь очевидно, что колки! Получается, он сам не понимает, что делает. Разве это умно? 

Основная проблема Чацкого, по мнению автора, кроется в том, что он не умеет управлять своими эмоциями. Ведь у героя «ум с сердцем не в ладу». Это объясняет непривычную для многих манеру общения главного героя. Весьма интересен тот факт, что Александр Сергеевич Пушкин, прочитав комедию Грибоедова, высказался о персонаже так:

«Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…». 

Пушкин в своем письме Бестужеву откровенно признается, что считает умным лишь одного автора комедии. По его мнению, Чацкий провел много времени в его обществе и впитал в себя все его новые мысли. «Все, что говорит он, очень умно» — признает Пушкин, но он сомневается в том, что эти слова принадлежат самому Александру Чацкому, раз у него не хватает ума разобраться в людях. Действительно, если герой так умудрен опытом, так прогрессивен, зачем он тратит время на такую жалкую публику? Создается впечатление, что Чацкий просто самоутверждается за счет окружения, которое не может толком возразить ему.

Наконец, если Чацкий так умен, то почему его называют «лишним» и ставят в один ряд с Евгением Онегиным и Григорием Печориным? Это соседство означает, что Александр, как и другие персонажи, не способен воплотить то, что пропагандирует. Что толку от его красивых речей, если они не подкрепляются хоть какими-то результатами? Его ум проявляется только на словах, а слова легко подделать, легко повторить и не осмыслить. Но в чем уж точно не приходится сомневаться, так это в том, что автором пьесы был настоящий интеллектуал, способный вдохновить многих молодых людей на созидание.

Сочинение.
Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от Ума»

Главное дело жизни А. С. Грибоедова, комедию “Горе от ума”, А. А. Блок назвал “гениальнейшей русской драмой”. Пьеса “Горе от ума” сюжетно построена на конфликте одновременно личном и общественном. При этом одно с другим оказывается тесно связанным, общественная проблематика комедии прямо вытекает из личной. В “Горе от ума” существенно важным для развития действия оказывается и неразделенная любовь героя, и еще более — неразрешимое противоречие умного и честного героя с безумным обществом, в котором он живет. Грибоедов так говорил об этом в письме к Катенину: “…девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку {не потому, что ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного умного человека)”, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…” Чацкий и Молчалин примерно одного возраста, одного времени, живущие в одной стране, городе. Но насколько они различны! Чацкий — само красноречие, правдивость, ум… “Он обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь. Он требует места своему веку”, — пишет Гончаров в статье “Мильон терзаний”. Молчалин же — лицемер, подхалим-хамелеон с головы до пят. Во всем, всегда и везде мнения^ действия Чацкого и Молчалина различны, почти противоположны. Это понимает и Софья. Любя Молчалина, она в его пороках видит идеал, а в достоинствах Чацкого — недостатки: “Веселость ваша не скромна, у вас тотчас уж острота готова… Грозный взгляд, и резкий тон, и этих в вас особенностей бездна; а над собой гроза куда не бесполезна”. Молчалин же: “При батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он безмолвием его обезоружит… Веселостей искать бы мог; ничуть; от старичков не ступит за порог; мы резвимся, хохочем, он с ними целый день засядет, рад не рад, играет… Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума, который скор, блестящ и скоро опротивит, который свет ругает наповал, чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал; да эдакий ли ум семейство осчастливит?” Кажется, Софья чувствует, что Молчалин глуп и потому молчалив, тих, у него отсутствует свое мнение и достоинство. Но “чудеснейшего свойства он наконец: уступчив, скромен, тих. В лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких; чужих и вкривь и вкось не рубит, — вот я за что его люблю”. И Софья предпочитает его Чацкому. Может, ее пугает “особенностей бездна”, может быть, это обида. Ведь, уехав, Чацкий оставил девушку одну в этом безликом, сером и ничтожном мире. О том, что Чацкий — “век новый”, а Молчалин — питомец фамусовской Москвы, свидетельствуют их идеалы. Чацкий требует “службы делу, а не лицам”, не смешивать “веселье или дурачество с делом”, он тяготится среди толпы “мучителей, зловещих старух, вздорных стариков”, отказываясь преклоняться перед их авторитетом дряхлости, чинопочитания, лизоблюдства. Он “служить бы рад, прислуживаться тошно”. Заповеди Молчалина: “Во-первых, угождать всем людям без изъятья”. “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь”. Его талант — умеренность и аккуратность. И все это: страсть к чинам, низкопоклонство, пустота — нераздельно связывает Молчалина с “веком минувшим”. Чацкий — воитель. Он борется против идеалов, целей, стремлений старой Москвы, клеймит позором шутовство, бездумную роскошь и отвратительные нравы “разливанья в пирах и мотовстве”. Образ Чацкого — идея, мораль пьесы, а Молчалин — одно из воплощений силы старого мира. В них не может быть ни малейшего сходства. Даже в чувство любви Чацкий “бросается”, как в живую, непосредственную и глубокую стихию жизни. В любви Молчалина к Софье нет фактически ничего, кроме корысти. Так сравнивать можно очень долго, анализируя каждый жест или реплику героев. Но даже из нескольких примеров видно, что сама комедия — это борьба противоположностей: Чацкого с “веком минувшим” — Фамусовыми, скалозубами, молчалиными. Он жертва, но победитель. Фамусовское общество в борьбе с Чацким применяет сплетни, слухи, ложные обвинения — а это не оружие сильных. И поэтому Чацкий одерживает нравственную победу над ними, он оказался выше всей окружающей его серости и бездарности.
И самое важное: пьеса остается актуальной во все времена. Пока существует подхалимство, взяточничество, чинопоклонство, будут существовать такие же — разве что в слегка усовершенствованной форме — тугоуховские, загорецкие, хлестовы… А противостоять им, борясь всеми силами с отжившим миром, будут вечные чацкие.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

«Мильон терзаний Чацкого» — название критического этюда, написанного И. А. Гончаровым в XIX веке. В статье писатель сравнивал героя пьесы с Пушкинским Евгением Онегиным, Печориным — персонажем романа «Герой нашего времени» и Митрофанушкой из комедии «Недоросль». По его мнению, каждое из произведений литературы отжило свой век и, хоть некогда все они ярко отражало типажи, присущие современникам их авторов, уже в годы жизни Гончарова остались лишь историческими упоминаниями о быте прошлых лет.

«Горе от ума», напротив, будет жить ещё столетиями, как и персонажи его, пропитанные извечными грехами русского человека. Потому спустя века современные школьники пишут сочинения на тему «мильон терзаний Чацкого» в 9 классе, рассуждая о пороках прошлого и разглядывая в современниках отражения героев пьесы ради искоренения обличённых Грибоедовым грехов.

Краткий план сочинения

Фраза-заглавие этюда происходит из строк самой пьесы. На рассуждение Фамусова о нахождении Чацкого не на своём месте тот соглашается и утверждает, что Москва принесла ему лишь «мильон терзаний». Александр ощущает себя отстранённым чужаком среди «дружеских тисков», «шарканья», «восклицаний» и «всяких пустяков». Но не одни «пустяки» терзают душу юноши, причин для горя его намного больше. Мильон терзаний Чацкого в сочинении 9 класса можно кратко разбить на пункты.

Темы конфликтов в комедии

Пьеса в первую очередь показывает столкновение духа старой аристократии Москвы и молодых дворян, противоположных по мировоззрению и неизбежно конфликтующих, ибо мирно сосуществовать рядом два настолько отдалённых идеологически мира не могут. Несмотря на то, что конфликты возникают в основном у представителей разных поколений, мир старины способен поглотить и разрушить пытливый ум у молодёжи, как-то произошло с возлюбленной Чацкого. Таким образом, в произведении встают сразу три неразрешённых конфликта:
• Любовный;
• Идеологический;
• Социальный.

Терзание любовью

Александр Андреевич Чацкий, главный герой произведения, возвращается из «дальнего странствия» в некогда бывший ему родным дом семейства Фамусовых, втайне стремясь к милой его сердцу Софье Павловне, подруге детства и возлюбленной.
Однако по приезде мир словно перевернулся: Софья Павловна решительно отвергает Чацкого, и в душе её он видит перемены в сторону далеко не лучшую. Великосветские дамы, средь которых брала «уроки жизни» Софья, воспитанная без матери, научили её холодности и высокомерию, заглушили светлые порывы чувствительного молодого сердца — и некогда умная, чуткая девушка стала лишь пустым отражением миллиона одинаковых светских дам.

Угасшая Софьина любовь приносит первое из мильона терзаний; о Софье цитатами Грибоедова говоря, та предпочитает «мужа-мальчика, мужа-слугу» — Молчалина, лицемерного, услужливого человека, тихого и «аккуратного» лишь для собственной выгоды. Молчанием его и безропотным послушанием и восторгается Софья. Чацкий отвергнут ради слуги, глупого и лживого: сердце его испытано горем. Александр пытается образумить Софью, раскрыть ей глаза на истинное нутро Молчалина, но та не хочет слушать. Скрывая глубоко внутри свои положительные душевные качества, та полностью отдана Фамусовскому обществу.

Общественные и идеологические разногласия в обществе

Над темой неразделённой любви неуклонно властвуют конфликты иного рода. Образованный, светлого ума молодой человек видит трагичность крепостного права и не понимает, почему другие люди не видят ужаса в законе, согласно которому «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет» лишь ради испытанного барином удовлетворения и человека продают за «борзые три собаки». Он протестует против власти консерваторов, незнакомых со страданиями народа, переживающих лишь за своё финансовое благосостояние и покровительственное родство.

Правда Александра состоит из новых идей либерализма, во главе которых стоит честь и достоинство вопреки погоне за чинами и богатством, присущей обществу Москвы. Основными идеологическими противниками Чацкого становятся такие персонажи, как:
• Сам Фамусов;
• Полковник Скалозуб;
• Секретарь Фамусова Молчалин.

В Фамусовском поместье юноша проводит всего один краткий день, но его сердце успевает испытывать возмущение людьми, душой застывшими в прошлых веках, не жаждущих прогресса, не стремящихся к расцвету ума и таланта и живущих лишь «пирами и мотовством». Два мира: устаревший Фамусовский и будущий Чацкого так и не смогли ужиться, вследствие чего произошло трагическое столкновение. На человека новой эпохи, заглушённого чинопочитанием, ложью и — цитата — конфликта комедии, мильон терзаний душевных обрушиваются.

Последней каплей становится любовное несчастье, и на балу из уст измученного Чацкого исторгается монолог, обличающий весь свет: но сперва его лишь почитают «чудаком», а после вовсе признают сумасшедшим. Конфликт остаётся неразрешённым, и оскорблённый юноша покидает Москву навсегда; но в глазах читателя навеки остаётся героем, неотступным от собственных идей и идеалов, готовый пожертвовать репутацией в глазах высшего света и любимой девушки.

Автор Татьяна Попова.

"Горе от ума" – трагикомедия?

Является ли герой комедии «Горе от
ума» А.С.Грибоедова Чацкий положительным героем? Почему он «трагический
персонаж, попавший в комические обстоятельства», одновременно и
«передовой воин» и «всегда жертва»? И надо ли воспринимать как
поражение бегство Чацкого из Москвы? В этой статье представлено
сочинение-рассуждение на тему «Горе от ума» как обличительная комедия»,
которое поможет ответить на эти  и многие другие вопросы.

«Горе
от ума» как обличительная комедия

«И точно, начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший…»
(А. С. Грибоедов)

План

I. Вступление. Комедия А.С.
Грибоедова «Горе от ума» — «вечно острая, жгучая сатира».
II. Основная часть. «Горе от ума» как обличительная комедия, трагизм
главного героя.

1) Представители
реакционного фамусовского общества – выразители взглядов крепостников.
2) Пустое времяпрепровождение, чинопочитание, страх перед общественным
мнением.
3) Преклонение перед всем иностранным, «рассудка нищета».
4) Стремление угодить, лицемерие, подобострастие, карьеризм, месть.
5) «Трагический персонаж, попавший в комические обстоятельства.»

III. Заключение.
Общественно-политическое и литературное значение комедии.

«Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и
вечно острая, жгучая сатира». Огромная заслуга А.С. Грибоедова
заключается в том, что ему удалось создать широкую сатирическую картину
жизни и деятельности реакционного дворянского общества. В своей комедии
автор коснулся множества серьезных вопросов морали, быта и культуры
общества, имевших в декабристскую эпоху самое злободневное значение.
Недаром критики того времени утверждали, что «Горе от ума» – первая в
русской литературе «комедия политическая». Грибоедов затронул вопрос о
положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о
свободе и независимости человеческого общества, вопрос, полностью
отвечающий исторической действительности. Все это находит свое
отражение в пьесе, содержание которой – столкновение умного, передового
человека с обществом дворян-крепостников. В своей комедии драматург
рассказал о том, что произошло в фамусовском доме в течение одного дня,
наложившего отпечаток на каждого героя пьесы.

Грибоедов в «Горе от ума» разоблачил широкий круг конкретных явлений
общественного быта крепостнической России, противопоставил два лагеря,
два мировоззрения. Все представители фамусовского общества – рьяные
защитники самодержавно-крепостнических порядков, восхищающиеся этими
порядками, верностью москвичей дворянским традициям, старым устоям
жизни. Они борются с передовыми людьми, которые посягают на этот
крепостнический строй, ибо этот строй является основой их благополучия,
обезвреживают их любыми методами, не скупясь даже на гнусную клевету.
Что Фамусов, что Хлестова, «властная барыня», – все они не признают в
крепостных людях человеческого достоинства, очень грубо и фамильярно
разговаривают с ними, не считаясь с возрастом человека, распоряжаются
своими слугами, как им заблагорассудится. Против таких крепостников и
направляет Чацкий свой удар в обличительном монологе «А судьи кто?…»,
гневно обрушиваясь на помещика, променявшего преданных ему слуг на
борзых собак, хотя эти слуги спасали его жизнь и честь.

В комедии непрестанно звучит осуждение безделья и пустого
времяпрепровождения московских дворян-реакционеров, ведущих праздный
образ жизни, чинопочитания. Больше всего эти помещики боятся
общественного мнения. Так, например, смешон Фамусов в паническом страхе
перед тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна», когда вдруг
ей станет известно о событиях, происшедших в доме Фамусова. Из
разговора Софьи с Лизой выясняется, что Фамусов ценит в людях лишь чины
и богатство, да и сам он говорит, что хочет быть «тузом», «есть на
серебре и золоте», «ездить цугом», «весь в орденах», «быть богатым и
видеть детей богатыми», –  и все это только потому, что он
подписывает бумаги, не читая и боясь одного, «чтоб множество не
накоплялось их». Скалозуб стремится к чинам. Он говорит: «Мне только бы
досталось в генералы». А к этому, по его словам, ведут «многие каналы».
Даже если путь его будет усеян трупами его же товарищей, все равно он
пойдет к строго намеченной цели.

В своей комедии Грибоедов устами Чацкого резко критикует воспитание
молодежи в духе презрения к национальной культуре русского народа, к
русскому языку, обличает «пустое, рабское, слепое подражанье». Чацкий
восклицает: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, добрый
наш народ. Хотя по языку нас не считал за немцев.». Поклонникам всего
иностранного чуждо просвещение, они – ярые враги защитников науки.
Скалозуб, «олицетворение тупой аракчеевской военщины», с удовольствием
говорит: «Ученостью меня не обморочишь». Хлестова так отзывается об
образовании: «И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних. От пансионов,
школ, лицеев…». Фамусов причину сумасшествия Чацкого видит в науке и
просвещении:

«Ученье — вот
чума,
 Ученость — вот причина…»

В пьесе постоянно чувствуется стремление Грибоедова высмеять таких, как
Молчалин, которые льстят при каждом удобном случае, льстят всем, кто
сможет когда-нибудь быть полезным, и лестью, лицемерием, угодничеством
они многого достигают. Молчалин непременно достигнет «степеней
известных». Он определил для себя тактику, которая принесла ему свои
плоды. Вот в чем она выражается: «Во-первых, угождать всем людям без
изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я
служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для
избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была». При разговоре со
скалозубом у Фамусова в его речи появляются вкрадчивость,
подобострастие. Открывается неприглядно нравственное лицо Молчалина,
когда обнаруживается его лицемерие по отношении к Софье. Он униженно
ползает перед ней на коленях потому, что может пострадать его карьера,
а «любовника он принял вид в угодность дочери такого человека». В этом
обществе ничего не стоит человека втоптать в грязь, возвести на него
гнусную клевету. Софья случайно, а потом и намеренно, пускает слух о
сумасшествии Чацкого, с молниеносной быстротой распространившийся в
обществе. Когда к Чацкому приходит окончательное прозрение и
разочарование, он произносит обличительный монолог, свои последние
слова, не щадя ни Фамусова, ни ему подобных, ни себя, ни Софью. В этот
монолог он собрал воедино все изъяны, все пороки этого ненавистного ему
общества реакционеров-крепостников. Чацкий с болью и горестью
произносит последние слова:

«Безумным вы меня
прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.»

Первоначально «Горе от ума» было названо автором «сценической поэмой»,
затем «драматической картиной», и окончательно – комедией. В
произведениях этого жанра было принято изображать и осмеивать
отрицательные черты и поступки людей, общественные пороки. Однако в
пьесе «Горе от ума» сильны драматические мотивы, а главный герой – лицо
не комическое, а трагическое. Чацкий переживает общественную трагедию и
личную драму. Поэтому в произведении происходит органическое слияние
комических, драматических и трагических направлений. И именно поэтому
исследователи творчества А.С.Грибоедова называют пьесу «Горе от ума»
трагикомедией. В финале поведение главного героя комично, но сам он при
этом испытывает подлинные душевные страдания,  «мильон терзаний».
Чацкий – «трагический персонаж, попавший в комические обстоятельства». Он
не является безусловно «положительным» персонажем, хотя смело и яростно
обличает общественные пороки. Он выражает авторскую позицию, авторский
взгляд на русское общество. Однако Чацкий стал обличителем в силу
обстоятельств. Он приехал в Москву, в дом старого друга отца не для
того, чтобы произносить пламенные речи и бороться со злом. Причиной его
чрезвычайной взволнованности стала любовь к Софье. Он с нетерпением
спешил встретиться с ней, о чем свидетельствует следующая реплика
героя: «И день и ночь по снеговой пустыне, Спешу к вам, голову сломя».

«Необыкновенный успех комедии определили острый политический ее
характер, злободневность в сочетании с блестящей художественной
формой». А.С. Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но
роль его комедии столь значительна, что уже одно это произведение
обессмертило имя его автора. Высокое драматургическое мастерство
Грибоедова проявилось в умелом слиянии истории любви главного героя
пьесы и истории его конфликта с московским дворянством, которые, тесно
переплетаясь, соединяются в линию сюжета пьесы. В противоречиях жизни
Грибоедов находит скрытую трагическую сущность. Комическое в
произведении соединяется с трагическим. В финале пьесы все основные
персонажи напоминают героев трагедии. Софья и Чацкий испытывают
сильнейшие потрясения. Их страдания дополнены «маленькими» трагедиями
Молчалина и Фамусова. Молчалин ждет наказания от хозяина, а Фамусов –
возмездия от злонравной княгини Марьи Алексеевны. Грибоедов не только
высмеивает фамусовский мир, но и показывает, что эти жалкие и убогие
люди – несчастные жертвы, у них нет ума, нет Человеческого. В какой-то
степени это трагические фигуры, потому что ущербны. Таким образом,
драматургическое новаторство Грибоедова проявилось в создании нового
жанра – трагикомедии.

  • Сочинение по литературе на тему барышня крестьянка
  • Сочинение по литературе мои любимые страницы пушкина
  • Сочинение по литературе на тему биография стародума
  • Сочинение по литературе на тему базаров и павел петрович
  • Сочинение по литературе на тему был ли иной путь у катерины в пьесе гроза