Сочинение по литературе кому на руси жить хорошо как понимают счастье герои и автор

Сочинения по литературе некрасов проблема счастья в поэме кому на руси жить хорошо произведение кому на руси жить хорошо написал
  • Сочинения
  • По литературе
  • Некрасов
  • Проблема счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо

Произведение «Кому на Руси жить хорошо» написал русский поэт Некрасов. Он раскрывает в нем последствия освобождения крестьян от власти помещиков. Сюжет поэмы заключается в распознании истинного счастья для русского народа в те времена. 

Искателями счастливого человека на Руси становятся семеро мужиков, живущих в разных местах, но объединившиеся ради одной цели. В их деревнях после принятия закона об отмене крепостного права народ не видит счастья, и они отправляются в путешествие по стране, чтобы узнать, кому хорошо стало жить на Руси.

С самого начала они выяснили формулу счастливой жизни. Если человек живет в покое, достатке и чести, то он вполне может быть доволен. Они составили список тех, кто может считаться счастливым, и чтобы это выяснить, всех надо было опросить. Но пообщавшись лишь с двумя из своего списка, они разочаровались в своем первоначальном плане.

Пообщавшись с попом и помещиком, они услышали две почти одинаковые истории. Они оба вспоминали то время, когда богатство само шло к ним в руки. При крепостном праве помещикам не приходилось работать лично. Они ходили в церковь, где попы получали от них прибыль. Теперь же у помещиков отобрали все, заставляя всю работу выполнять самостоятельно, а посетителями церкви стали бедные крестьяне, с которых взять было нечего. И счастливые времена для них прошли.

Подумав над этими историями, мужики пришли к выводу, что их первоначальное понимание счастья оказалось не верным, и искать его надо как-то иначе. Попав на обычную деревенскую ярмарку, они начинают искать счастливых людей среди крестьян. Им попадаются многие люди, предлагающие свои рецепты счастья, но все это не кажется убедительным.

Посмотреть на понятие счастья с иной стороны мужикам предлагает обычная женщина, Матрена Тимофеевна. Она рассказывает им историю всей своей жизни, полной бед и лишений. После она называет свободу истинным счастьем, которое было у нее лишь в детстве и закончилось после свадьбы.

Теперь равноправным понятием счастью становится свобода, которая есть у всех крестьян. Но жить самостоятельно и распоряжаться своим временем им еще нужно научиться.

В заключение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» так и не дано однозначного понятия на главный вопрос. Счастливого человека отказывается найти сложно, потому что русский народ еще не осознал цену своей свободы. Суть счастья стала доступна лишь мужикам, прошедшим долгий путь к истине. 

2 вариант

Кто же такой счастливый человек? Чтобы ответить на эти вопросы, можно прочитать поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В данной поэме автор уделяет особое внимание проблеме и счастливого человека. Этим вопросом странники задаются с самого начала произведения.

Странникам хочется отыскать счастливого человека из простых людей. На сельской ярморке они предлагают еды и водки тем, кто считает себя счастливым. к сожалению, таких людей они найти не смогли. Ни один человек не подходит под критерии, которые придумали мужики. По их мнению, в каждой ситуации могло быть и хуже. Для попа счастье — это покой и достаток. Помещик был согласен с попом. Солдат рассказывает историю о том, что он был бит перебит, но все таки выжил. Для него это счастья. Странники выслушали много историй, даже слышали, что счастья — это хороший урожай репы. Охотник рассказывает странникам историю, как его друзей загрызли медведи, а ему все лишь повредили скулу. Для каждого человека счастье — это что-то свое, для кого-то счастье — это мелочность или всякая удача. Все это является подтверждением плохой жизни народа.

Я считаю, что надо начинать с вопроса что такое счастье? Немногие над этим задумываются. Я считаю, что счастье — это внутреннее состояние человека, в тот момент, когда он испытывает радость за себя или своих близких. Теперь можно ответить на вопрос: Кто же все таки счастлив в поэме Некрасова? Я считаю, что по-настоящему счастливы Матрена Тимофеевна и Григорий Добросклонов.

Рассмотрим образ Матрены Тимофеевны. Это женщина лет 38, но сама она считает себя старой женщиной. Волосы с сединой, красивые и длинные ресницы, большие глаза — это все про Матрену.

У нее есть пятеро детей, она готова на все ради них, как любая мать. Так, когда ее сын отдал овцу волку, она взяла его вину на себя, лишь бы спасти сына от наказания. В семье мужа ее любил и жалел только богатырь Савелий. Но свое счастье Матрена Тимофеевна нашла в детях и работе. Матрёна учит своих детей быть честными, не воровать. Она верующая женщина: “чем больше я молилася – тем легче становилося…”. Именно вера помогла Матрёне пережить самые тяжёлые моменты в жизни.

Перейдем на образ Гришы Добролюбова и убедимся, что он также счастлив. Он является одним из главных образов поэмы Некрасова, но появляется только в конце в произведения. Гриша — юноша лет 15, он обладает особым талантом, умеет вести за собой людей. Парень много читает, учится в духовной семинарии и собирается поступать в Москву. Живет он очень бедно, но он не унывает.

Он пытается сделать жизнь крестьян ярче и счастливее, сочиняя веселые песни. Он считает, что если вокруг будут счастливые люди, тогда он сам будет жить в счастье. Жизнь готовит для Гриши чахотку и Сибирь. Но он не сдается. Это дает ему силы и уверенности в себе, этим он мотивируется. Он всегда верит в лучшее

Сочинение 3

После реформации системы в тысяча восемьсот шестьдесят первом году стал вопрос того, как изменилась жизнь простого народа, и прибавилось ли счастья в его жизнь. Проработав над данной работой в течении четырнадцати лет, автор так и не дописал ее по причине смерти. Главной проблемой произведения можно считать поиск счастья для крестьян. Решением проблемы автор считал непрекращающуюся борьбу простого человека, который сможет повести за собой других, устроить революцию, как в собственном мышлении, так и в умах других людей.

После того, как крепостное право было отменено, последователей идеи автора нашлось большое количество, все они задавались тем же вопросом по поиску смысла и счастливой жизни для простого народа. Говорящие названия деревень, из которых выходят персонажи произведения – крестьяне, повествуют об отношении автора к происходящему. Например, главные герои представляли деревни Неелова, Горелова и многие другие. Каждый из них уверен, что счастья для простого человека не существует.

Другими образами, показанными в произведении является другой – более зажиточный слой персонажей , такие как поп, помещик или князь. Они не заботятся о благополучии других. Первое, что их волнует, является собственное счастье, которые они оберегают и достигают различными способами, порой идущими в разрез с интересами главных персонажей. Помещик, к примеру, считал, что самой большой единицей счастья считается «власть над мужиком», а так как в современных реалиях данной власти стало меньше, то, соответственно, и счастья тоже, по его мнению, поубавилось.

А для простого народа поиск счастья граничит с возможностью просуществовать и не умереть, счастьем они называют минимальные возможности, которых хватает для жизни, о богатстве они даже не размышляют. Так, для солдата является безграничным счастьем тот факт, что он остался в живых, перенеся несколько десятков сражений с врагом. Для старухи это небольшой урожай, который у нее растет на грядках, и который, безусловно, сможет прокормить ее какое-то время.

Есть среди них и такие герои, как Гирин Ермил, которые думают о ближнем и стараются о нем заботиться. Он ни разу в жизни не обманул простого мужика. За это его чтут и любят. Персонаж считает, что счастьем можно назвать тот момент, когда ты делаешь добро для других, не ожидая ничего взамен. Этим примером автор хотел показать, что проблема может быть решена за счет смены сознания у людей в сторону осознания того, что добро является высшим благом, и мочь его совершать ради других – уже большое счастье.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо

Проблема счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

  • Тема «маленького человека» в повести Станционный смотритель Пушкина

    «Золотой век» русской литературы открыл новый образ. Его особенность была в том, что писатели впервые обратили внимание на простого человека. Звучит странно, ведь обычный человек – основа общества.

  • Сочинение Образ автора в Слове о полку Игореве

    Одним из самых известных произведений древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». В нем содержится множество загадок и предположений. Покрыты мраком место и время создания, также эксперты затрудняются определить жанр и автора произведения.

  • Сочинение День космонавтики 12 апреля праздник

    В нашей стране и во всем мире, даже школьник знает о великом подвиге русского космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Ведь именно он первым побывал в космосе и вернулся обратно. Полет Гагарина состоялся 12 апреля 1961 года

  • Образ и характеристика Гурова в рассказе Дама с собачкой Чехова сочинение

    Одним из центральных персонажей рассказа Чехова «Дама с собачкой» является Дмитрий Дмитрич Гуров. Это импозантный и обаятельный мужчина средних лет, приехавший отдохнуть в Ялту.

  • Образ Роланда в Песне о Роланде сочинение

    Роланд является главным действующим лицом песни (эпического сказания), которая названа его именем. Он является племянником императора Карла и подчиняется ему. Император приказывает Роланду

Справедливость требует вступаться за людей страдающих. 

Н. Чернышевский

Поэме «Кому на Руси жить хорошо» (1863–1877) Некрасов отдал долгие годы неустанного труда. В ней поэт отразил привычки, взгляды, характер, надежды русского народа. Это настоящая энциклопедия дореформенной и пореформенной жизни страны.

Сюжет поэмы близок к фольклорным мотивам, связанным с поисками лучшей доли человеческой, с поисками правды и счастья. Описание того, что видели во время странствий по Руси семь правдоискателей, рассказы о себе воображаемых счастливых и составляют содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Замысел поэмы несколько раз менялся. Сначала Некрасов хотел показать, что в России после отмены крепостного права все простые люди несчастливы. «Счастливым» должен был считать себя пьяный бедняк, нашедший временное забвение, одурманив себя водкой.

Но Некрасов завершал работу над поэмой в 70-е годы, когда распространенным явлением было «хождение в народ», и многие молодые люди в служении народу находили высшее счастье. В последней части поэмы Некрасов и рисует образ по-настоящему счастливого человека: это Гриша Добросклонов, «народный заступник», «воплощение счастия народного».

Крестьянство предстает в начале поэмы как неорганизованная масса, которая и сама не знает, о чем кричит:

И в правду: сами спорщики
Едва ли знали, помнили — 
О чем они шумят…

И все же Некрасов видит изменения в сознании народа уже в том, что народ может рассуждать о правде и о счастье. Нищие мужики из забытых Богом деревень задумались о том, «кому живется весело, вольготно на Руси». И вот решают они, подобно героям русских народных сказок, пойти по свету и выяснить, где оно, это счастье. Семь мужиков становятся странниками-правдоискателями, они дают обет не возвращаться домой и не видеть своих жен и детей, пока не узнают правды.

В начале пути странники считали счастливыми только господ и спорили лишь о том, кому из них больше счастья досталось. Кто счастливее — поп, помещик, чиновник, купец или царь? Они были уверены, что мужицкого счастья на свете нет и нечего его искать.

Таким образом, сначала счастье в сознании правдоискателей связывалось с богатством. Мужики встречают попа, идеал которого «покой, богатство, честь», Но постепенно выясняется, что многие власть имущие счастливыми себя не считают. Получается, что счастливых нет на Руси? Уже встреча с попом заставляет некрасовских мужиков призадуматься:

Ну вот тебе хваленое
Поповское житье.

Постепенно к странникам начинают подходить разные люди: дворовые, солдаты, каменотесы, которые рассказывают о своем счастье. Поначалу мужики не принимают всерьез эти разговоры. Какое счастье может быть без богатства?

Эх, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!

Но затем они слышат рассказ о счастливом человеке Ермиле Гирине. Он всегда был честным и порядочным. Он жил по законам народной правды:

Семь лет мирской копеечки 
Под ноготь не зажал, 
Семь лет не тронул правого, 
Не попустил виновному, 
Душой не покривил…

История жизни Ермила входит в противоречие с представлениями о счастье мужиков-странников. У Ермила было все для счастья. У него и деньги водились, и народ его уважал. И что же, бережет свое счастье Ермил? Нет, он жертвует им во имя других людей. Выступая как народный заступник, он бьется за добро и правду и во время бунта в «вотчине помещика Обрубкова» встает на сторону крестьян. Правдоискатели не могут встретиться с ним, так как он теперь сидит в остроге.

Судьба Ермила заставляет крестьян почувствовать неразрешимость понятий «счастье» и «воля». У них таке начинает в сознании рождаться идеал народного заступника — того, кто отстаивает интересы народа.

Постепенно представление о счастье у мужиков растворяется до представления об общенародном счастье. Так, на вопрос Власа: «О чем же вы хлопочете?» — они отвечают:

…Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошенной волости,
Избыткова села!

Народ считает счастливыми Ермила Гирина, Савелия, Матрену Тимофеевну. Рассказы о них убеждают в том, что в народном представлении о счастье богатство не является главным. Идеал счастья предполагает сострадание и любовь к людям, добро, правду, свободу.

Некрасов видел и отрицательные стороны крестьянской жизни. Поэта не могло не возмущать долготерпение народа. С негодованием Некрасов пишет о «людях холопского звания». В главе «Счастливые» он рисует слугу князя Переметьева, а в главе «Последыш» — Ипата, холопа князя Утятина. Первый «счастлив» тем, что он был «любимый раб», а образ Ипата прекрасно раскрывается его собственными словами: «Я князей Утятиных холоп — и весь тут сказ!»

Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» нарисовал светлый и благородный образ «народного заступника» Гриши Добросклонова. Он сын «батрачки безответной» и сельского дьячка. Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом и определили его жизненный путь:

…лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убого и темного
Родного уголка.

В своих стихах он воспевает народное счастье и видит в этом смысл своей жизни. Гриша Добросклонов — человек счастливый и в своем сознании, и в понимании автора. В образе Гриши отразились представления о счастье Некрасова и других революционеров-демокраов: «Наше счастье невозможно без счастья других люей». По мысли Некрасова, счастливый человек лишь тот, кто твердо знает, что нужно жить для людей, для наода. В характере Гриши Некрасов воплотил типичные черты представителей передовой демократической молодежи. Рисуя его облик, автор сознательно придал ему черты сходства с Добролюбовым. Их объединяет желание посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье.

Именно Гриша явился в поэме тем счастливым человеком, которого искали мужики, хотя впереди его ожидали большие испытания. Так, автор намекает на «чахотку и Сибирь». И все же Гриша счастлив, потому что

Слышал он в груди своей силы необъятные.
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного — 
Пел он воплощение счастия народного!..

Правдоискатели увидели, что простые люди не хотят мириться со своим тяжелым положением. Таким образом, тема счастья взаимосвязана и с темой путей достижения его. Мужики сами пока не понимают, что такое счастье. Но поэт хорошо знает это и формулирует свою мысль словами Гриши Добросклонова:

Воля народа, Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», которую он писал около 20 лет, — итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Для того чтобы ответить на вопрос, сформулированный в стихотворении Некрасова «Элегия»:

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — поэту потребовалось создать эпопею, которая отразила все важнейшие события и явления в жизни народа в переломный момент истории страны. Автор смотрит на происходящее глазами народа, выражая, прямо или косвенно, его чувства и устремления. Мысли народа, его представления о счастье, о путях к этому счастью выражают не только отдельные герои (семь мужиков, Яким Нагой, Матрена Тимофеевна, Савелий, помещики, купцы, солдаты, чиновники, священники, странники и богомольцы), но и участники массовых сцен, в которых народ предстает как нечто единое: на празднике-ярмарке в селе Кузьминское, на сельском сходе, избирающем бурмистра, на городской базарной площади, на приволжском лугу, в сцене пира на весь мир.

Использование фольклора и сказочных элементов позволяет автору не только построить сюжет с большим охватом пространства, времени и действующих лиц, но и связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью. Уже зачин поэмы «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай», не дающий точных географических координат изображаемых событий, подчеркивает, что речь пойдет обо всей русской земле. Названия деревень, в которых живут мужики, встретившиеся на столбовой дороге, глубоко символичны:

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень —

Заплатова, Дырявина,

Разугова, Знобишина,

Горелова, Неелова —

Неурожайка тож.

В своем странствии они проходят через Испуганную и Неграмотную губернии, встречаются с жителями деревень Босово, Адовщина, Столбняка, узнают о том, что от неурожая «целые селения на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут…».

Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы разорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой обрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука — кора древесная,

А волосы — песок.

Беспросветная жизнь должна бы рождать недовольство, протест:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная —

Гневна, грозна — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается…

Центральный вопрос поэмы: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» не имеет однозначного ответа:

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! —

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву

А Пров сказал: царю…

В первой части поэмы священник формулирует общенародный идеал счастливой жизни, с которым не только по простодушию и наивности соглашаются правдоискатели:

В чем счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь,

Не так ли, друга милые?

Они сказали: «Так».

Но дело в том, какое содержание вкладывают представители разных сословий в понятие «счастье». Для попа счастье — в крепостническом прошлом, когда церковь была на содержании у богатых помещиков. Разорение помещиков и обнищание крестьянства привели к упадку духовное сословие. Содержание священника и причта ложится на плечи крестьянина, который «сам нуждается и рад бы дать, да нечего». Два помещика, Оболт-Оболдуев и Утятин-князь, тоскуют о навсегда утраченном рае крепостной Руси. Их дворянское счастье — в праздности, роскоши и чревоугодии:

Французу не привидится

Во сне — какие праздники,

Не день, не два — по месяцу

Мы задавали тут.

Свои индейки жирные,

Свои наливки сочные,

Свои актеры, музыка,

Прислуги — целый полк!

Пять поваров, два пекаря…

в потехах псовой охоты, в своеволии, которое разрешало крепостное право:

Кого хочу — помилую,

Кого хочу — казню.

Закон — мое желание!

Кулак — моя полиция!

Богатство «прогрессивного» помещика Оболта-Оболдуева основано на поборах с оброчных крестьян, которые гостинцы добровольные несли из «Киева — с вареньями, из Астрахани — с рыбою». Покой помещика — вера в идиллию единой семьи помещика и крестьянина, где помещик — отец, а крестьяне — дети, которых помещик по-отечески наказывает и великодушно милует.

Счастье помещик понимает как удовлетворенное властолюбие, выражающееся в самодурстве. Честь помещика — это спесь, тщеславная гордость своим происхождением. А народ понимает счастье по-своему. Солдат счастлив тем, что в двадцати сражениях «был, а не убит», «нещадно бит я палками» — а остался жив; старуха радуется, что не умрет с голоду, так как «родилось реп до тысячи на небольшой гряде»; каменщик, надорвавшийся на работе, рад, что добрался до родной деревни. Их счастье — в отсутствии несчастья. Для народа богатство — достаток, который дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим.

Покой — внутренняя гармония и чистая совесть. Честь — уважение, любовь, сострадание, возможные между людьми.

Для народа слова: богатство, честь, покой — наполнены высоким нравственным содержанием. И в соответствии с этими нравственными запросами народ выбирает свой эталон счастья, указывая странникам на счастливых. Это Ермил Гирин, человек чести, правды и совести:

Да, был мужик единственный!

Имел он все, что надобно

Для счастья: и спокойствие,

И деньги, и почет,лл

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой.

Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением: «Не дело между бабами счастливую искать». Счастливой она была только в молодости:

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья

И добрая работница

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Хороший муж, лад в семье — это и есть счастье. А потом пошли беды и несчастья: погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, дважды горели, «Бог сибирской язвою» трижды наградил. Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.

Матрена называет деда Савелия — «богатыря святорусского», который двадцать лет провел на каторге. Эти простые люди — золотой фонд русской нации. Одним из условий счастья народного в их понимании является свобода. Поэтому так ненавистны им холопы: предатель Егор Шутов, староста Глеб, Яков:

Люди холопского звания —

Сущие псы иногда!

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Некрасов глубоко убежден, что счастье возможно только в обществе свободных людей. Поэтому так дороги ему люди, не смирившиеся со своим рабским положением. Всем своим повествованием он приводит читателя к мысли:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона.

Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе «Доброе время — добрые песни», и связан он с образом Гриши Добросклонова, в котором воплотился нравственный идеал писателя. Сын дьячка, вскормленный всем крестьянским миром, впитавший с молоком матери горькую крестьянскую слезу, Гриша не просто испытывает глубокую и преданную любовь к народу, но и становится народным заступником, сознательным борцом за народное счастье. О его дальнейшей судьбе Некрасов говорит:

Судьба ему готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Такая судьба типична для русских революционеров-демократов. Фамилия героя похожа на фамилию Добролюбова, которого Некрасов очень любил и ценил. Именно Гриша формулирует авторскую мысль о счастье народа:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!

Песня «Русь»     гимн крестьянской Руси, которая, преодолев бессилие, холопское терпение, проснется и поднимется на борьбу за свое освобождение:

Рать подымается

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

Но мысли о революционном преобразовании мира, по мнению Некрасова, еще не вошли в народное сознание.

Справедливость требует вступаться за людей страдающих.
Н.Г. Чернышевский

Поэме «Кому на Руси жить хорошо» (1863–1877) Н.А. Некрасов отдал долгие годы неустанного труда. В ней поэт отразил привычки, взгляды, характер, надежды русского народа. Это настоящая энциклопедия дореформенной и пореформенной жизни страны.

Сюжет поэмы близок к фольклорным мотивам, связанным с поисками лучшей доли человеческой, с поисками правды и счастья. Описание того, что видели во время странствий по Руси семь правдоискателей, рассказы о себе воображаемых счастливых и составляют содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Замысел поэмы несколько раз менялся. Сначала Некрасов хотел показать, что в России после отмены крепостного права все простые люди несчастливы. «Счастливым» должен был считать себя пьяный бедняк, нашедший временное забвение, одурманив себя водкой.

Но Некрасов завершал работу над поэмой в 70-е годы, когда распространенным явлением было «хождение в народ», и многие молодые люди в служении народу находили высшее счастье. В последней части поэмы Некрасов и рисует образ по-настоящему счастливого человека: это Гриша Добросклонов, «народный заступник», «воплощение счастия народного».

Крестьянство предстает в начале поэмы как неорганизованная масса, которая и сама не знает, о чем кричит:

И в правду: сами спорщики
Едва ли знали, помнили —
О чем они шумят…

И все же Некрасов видит изменения в сознании народа уже в том, что народ может рассуждать о правде и о счастье. Нищие мужики из забытых Богом деревень задумались о том, «кому живется весело, вольготно на Руси». И вот решают они, подобно героям русских народных сказок, пойти по свету и выяснить, где оно, это счастье. Семь мужиков становятся странниками-правдоискателями, они дают обет не возвращаться домой и не видеть своих жен и детей, пока не узнают правды.

В начале пути странники считали счастливыми только господ и спорили лишь о том, кому из них больше счастья досталось. Кто счастливее — поп, помещик, чиновник, купец или царь? Они были уверены, что мужицкого счастья на свете нет и нечего его искать.

Таким образом, сначала счастье в сознании правдоискателей связывалось с богатством. Мужики встречают попа, идеал которого «покой, богатство, честь», Но постепенно выясняется, что многие власть имущие счастливыми себя не считают. Получается, что счастливых нет на Руси? Уже встреча с попом заставляет некрасовских мужиков призадуматься:

Ну вот тебе хваленое
Поповское житье.

Постепенно к странникам начинают подходить разные люди: дворовые, солдаты, каменотесы, которые рассказывают о своем счастье. Поначалу мужики не принимают всерьез эти разговоры. Какое счастье может быть без богатства?

Эх, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!

Но затем они слышат рассказ о счастливом человеке Ермиле Гирине. Он всегда был честным и порядочным. Он жил по законам народной правды:

Семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
Семь лет не тронул правого,
Не попустил виновному,
Душой не покривил…

История жизни Ермила входит в противоречие с представлениями о счастье мужиков-странников. У Ермила было все для счастья. У него и деньги водились, и народ его уважал. И что же, бережет свое счастье Ермил? Нет, он жертвует им во имя других людей. Выступая как народный заступник, он бьется за добро и правду и во время бунта в «вотчине помещика Обрубкова» встает на сторону крестьян. Правдоискатели не могут встретиться с ним, так как он теперь сидит в остроге.

Судьба Ермила заставляет крестьян почувствовать неразрешимость понятий «счастье» и «воля». У них таки начинает в сознании рождаться идеал народного заступника — того, кто отстаивает интересы народа. Постепенно представление о счастье у мужиков растворяется до представления об общенародном счастье. Так, на вопрос Власа: «О чем же вы хлопочете?» — они отвечают:

…Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошенной волости,
Избыткова села!

Народ считает счастливыми Ермила Гирина, Савелия, Матрену Тимофеевну. Рассказы о них убеждают в том, что в народном представлении о счастье богатство не является главным. Идеал счастья предполагает сострадание и любовь к людям, добро, правду, свободу.

Некрасов видел и отрицательные стороны крестьянской жизни. Поэта не могло не возмущать долготерпение народа. С негодованием Некрасов пишет о «людях холопского звания». В главе «Счастливые» он рисует слугу князя Переметьева, а в главе «Последыш» — Ипата, холопа князя Утятина. Первый «счастлив» тем, что он был «любимый раб», а образ Ипата прекрасно раскрывается его собственными словами: «Я князей Утятиных холоп — и весь тут сказ!»

Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» нарисовал светлый и благородный образ «народного заступника» Гриши Добросклонова. Он сын «батрачки безответной» и сельского дьячка. Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом и определили его жизненный путь:

…лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убого и темного
Родного уголка.

В своих стихах он воспевает народное счастье и видит в этом смысл своей жизни. Гриша Добросклонов — человек счастливый и в своем сознании, и в понимании автора. В образе Гриши отразились представления о счастье Некрасова и других революционеров-демокраов: «Наше счастье невозможно без счастья других люей». По мысли Некрасова, счастливый человек лишь тот, кто твердо знает, что нужно жить для людей, для наода. В характере Гриши Некрасов воплотил типичные черты представителей передовой демократической молодежи. Рисуя его облик, автор сознательно придал ему черты сходства с Добролюбовым. Их объединяет желание посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье.

Именно Гриша явился в поэме тем счастливым человеком, которого искали мужики, хотя впереди его ожидали большие испытания. Так, автор намекает на «чахотку и Сибирь». И все же Гриша счастлив, потому что

Слышал он в груди своей силы необъятные.
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного!..

Правдоискатели увидели, что простые люди не хотят мириться со своим тяжелым положением. Таким образом, тема счастья взаимосвязана и с темой путей достижения его. Мужики сами пока не понимают, что такое счастье. Но поэт хорошо знает это и формулирует свою мысль словами Гриши Добросклонова:

Воля народа, Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!

Введение

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Этим вопросом, сформулированным в стихотворении «Элегия», Некрасов задавался неоднократно. В его итоговом произведении «Кому на Руси жить хорошо» проблема счастья становится основополагающей проблемой, на которой и стоится сюжет поэмы.

Семеро мужиков из разных деревень (название этих деревень – Горелово, Неелово и т.д. ясно дают понять читателю, что счастья в них никогда не видели) отправляются в путь на поиски счастья. Сам по себе сюжет поисков чего-либо является очень распространенным и часто встречается в сказках, а также в житийной литературе, где зачастую описывался долгий и опасный путь в Святую Землю. В результате такого поиска герой обретает очень ценную вещь (вспомним сказочное то-не-знаю-что), либо же, в случае с паломниками, благодать. А что же найдут странники из поэмы Некрасова? Как известно, их поиски счастливого не увенчаются успехом – то ли потому, что автор не успел дописать свою поэму до конца, то ли потому, что они в силу своей духовной незрелости все еще не готовы увидеть по-настоящему счастливого человека. Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на то, как трансформируется проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Николай Алексеевич долго думал над этим произведением, надеясь создать в нем «народную книгу», то есть книгу полезную, понятную народу и правдивую. В эту книгу должен был войти весь опыт, данный Николаю Алексеевичу изучением народа, все сведения о нем, накопленные, по словам Николая Алексеевича, «по словечку в течение 20 лет». Глеб Успенский

«Я думал», — говорил Некрасов, — изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Хотя поэма «Кому на Руси жить хорошо» так и осталась незаконченной, но Некрасов выполнил обещание. Он действительно изложил в поэме все, что знал о народе, что привелось ему слышать из уст его.

Семь временнообязанных ушли искать правду о счастливом человеке. Поэт провел крестьян за собой по родной земле и показал, что счастливый человек тот, для которого

Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего.

Свободу Некрасов считает первоочередной необходимостью.

В 1861 году власти дали крестьянам волю, но никто от этого счастливее не стал. Вообще, по-настоящему счастливого человека нет.

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — пишет в своей поэме Н.А. Некрасов.

Крестьяне освобождены, но теперь они сами себя закрепощают, так как не могут жить иначе. Они уже привыкли к этому порабощению. Они живут, как и перед отменой крепостного права: бедно, голодно, холодно. Крестьяне — люди, «досыта неедавшие, солоно не хлебавшие». В их жизни изменилась только в том, что теперь их «вместо барина будет драть волостной». Их тяжелая жизнь подчеркивается всем: описанием жизни народа в песнях, названием деревень, губерний и пейзажей:

Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень: Заплатова, Дыряева, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова — Неурожайка тож.

В поэме отчетливо видна вся правда народной жизни: показана безрадостная, бесправная, голодная ее сторона. «Мужицкое счастье, — с горечью восклицает поэт, — дырявое с заплатками, горбатое с мозолями».

У каждого крестьянин есть свое понимание счастья, у одних оно связано с борьбой, у других с бездействием. Ища ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?», странники приходят на ярмарку в село Кузьминское. Они, раздобыв водки с помощью самобранки, бросают в праздничной толпе клич: если есть кто счастливый, то ему нальют даром водки. Но оказалось, что все безумно счастливы.

Счастлив солдат, выживший в двадцати сражениях, старуха, у которой уродилось «реп до тысячи» на огороде и много таких «счастливчиков». Из всего этого вопрошающие поняли, что никто из них не понимает, что вообще означает слово «счастье».

Для попа — это «покой, богатство, честь», но покоя у него нет, он стал беден, так как стал совершенно нищ народ, а чести, как не было у попа, так и не будет.

Но в поэме есть крестьяне, которые не утратили способность к самопожертвованию, душевное благородство. К ним можно отнести Матрену Тимофеевну, Савелия, Якима Нагого, Ермилу Перина, Агапа Петрова и, конечно, правдоискателей. У них своя личная цель, поставленная в жизни, которая направляет их на поиски правды. Правдоискатели представляют счастье народное в вольготности и веселости их жизни:

Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось, вольготно, весело На всей святой Руси.

В понимании Матрены Тимофеевны Корчагиной счастье немыслимо, если нет семьи и детей. Для нее счастье — терпенье, труд. Эта позиция близка и некоторым другим крестьянам.

Яким Нагой — это яркий образ правдолюбца, праведника, который пренебрег возможным финансовым благополучием, сделав выбор в пользу духовного преображения. Яким живет в условиях аналогичных другим, но раньше было скоплено у него с женой 35 целковых, но при пожаре он первым делом бросился спасать картинки, а его спутница — иконы. Значит, тяжелая жизнь не смогла убить его любовь к прекрасному. «Хлеб» душевный ему дороже хлеба насущного. Он, понимал всю ширину, необъяснимость души человека, его способность к борьбе, загубленную в вине, произносит пламенную речь:

У каждого крестьянина Душа, что туча черная. Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова Кровавым лить дождем, А все вином кончается.

Также ярко выделяется образ Ермила Перина: чистого, неподкупного «заступника» народного. Но Н.А. Некрасов не показывает его идеальным героем, нет, он показывает, что Ермила — прежде всего человек, у которого есть родные, любимые люди. Ведь он хотел послать вместо Митрия сына крестьянки, но сам же и признался в своем проступке. Потом его посадили в острог, но мы точно не знаем за что именно: или за предательство крестьян, или за отказ их принять. Образ Перина свидетельствует о потаенных в народе духовных силах, богатых моральных качествах простого народа. Под счастьем они понимает правду, преданность, честность.

В поэме неотступно следует за странниками сказочный мир, где встречаются богатыри. Этим богатырем является Савелий. Он могуч, как Святогор — самый сильный, большой, но и самый неподвижный богатырь из всех. Он хочет избавиться от уз рабства, но для этого ничего существенного не делает. Конечно, Савелий вместе с корежскими мужиками освободились от Фогеля, но за это он отбыл двадцать лет в ссылке. К сожалению, на смену этому тирану придет другой. Савелий — стихийный бунтарь, обладающий своей народной философией: «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть».

Даже крестьянское терпение для Савелия — олицетворение их силы:

Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Спина… леса дремучие Прошли по ней — сломалися. А грудь? Илья-пророк По ней гремит-катается На колеснице огненной… Всё терпит богатырь!

Но он не спешит делать преждевременные выводу касательно будущей судьбы крестьян:

Не знаю, не придумаю, Что будет? Богу ведомо.

Он все пускает на самотек, что будет — знает только Бог. Но его понимание счастья — свобода, а это самое главное. Савелий не изменил своим мнениям, даже пройдя тернистый, трудный путь. Слово «счастье» для каждого человека означает разное, а значит и дороги к его достижению разные

Одна просторная Дорога — торная, Страстей раба, По ней громадная, К соблазну жадная Идет толпа Другая — тесная Дорога, честная, По ней идут Лишь души сильные, Любвеобильные, На бой, на труд.

Первая дорога — дорога зла, дорога греха, по которой идут все богачи, которые не скупятся ничем. Другая дорога — дорога добра, честности и благодушия, но в тоже время это дорога бедноты, голода. Но люди, идущие по ней сильны, и если восстанут, то перед ними ничто не устоит. Им надо только «проснуться» от долгого сна, и они победят. Эту тему мы видим в легенде о «двух великих грешниках», которая призывает к пробуждению, зовет восстать против угнетателей.

Отражение революционно-демократических идей связано в поэме с образом автора и народного заступника — Гриши Добросклонова. Основной мотив его песен — любовь к родине и народу. Он готовит себя к подвигам во имя народа, страны и их свободы. Гриша думал, что добиться отмены крепостного права можно только путем революции. Такого же мнения придерживался и сам Н.А. Некрасов.

Николай Алексеевич искренне верил в то, что народ в коне концов насытиться своей крестьянской участью и перестанет ее терпеть. Поэт смог заметить «искру скрытую» могучих внутренних сил, заключенных в народе, смотря вперед исключительно с надеждой и верой:

Рать поднимается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая.

Эволюция понятие «счастье» в сознании главных героев

«Покой, богатство, честь» – эта формула счастья, выведенная в начале поэмы попом, исчерпывающе описывает понимание счастья не только для священника. Она передает изначальный, поверхностный взгляд на счастье странников. Крестьяне, много лет прожившие в нищете, не мыслят счастья, которое не подкреплялось бы материальным достатком и всеобщим уважением. Список возможных счастливцев они формируют согласно своим представлениям: поп, боярин, помещик, чиновник, министр и царь. И, хотя Некрасов не успел реализовать в поэме все свои замыслы – глава, где странники дошли бы до царя, осталась не написанной, но уже и двоих из этого списка – попа и помещика, оказалось достаточно для того, чтобы мужики разочаровались в своем первоначальном взгляде на счастье.

Рассказы попа и помещика, встреченных странниками на дороге, довольно похожи друг на друга. В обоих звучит печаль об ушедших счастливых сытных временах, когда власть и достаток сами шли им в руки. Теперь же, как показано в поэме, помещиков отобрали все, что составляло их привычный уклад жизни: землю, покорных холопов, а взамен дали неясный и даже пугающий завет трудиться. И вот казавшееся незыблемым счастье развеялось как дым, оставив вместо себя одни сожаления: «… помещик зарыдал».

Выслушав эти истории, мужики оставляют свой первоначальный план – они начинают понимать, что настоящее счастье заключается в чем-то ином. На их пути попадается крестьянская ярмарка – место, в котором собирается множество крестьян. Мужики принимают решение поискать счастливого среди них. Проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» изменяется – странникам становится важно найти не просто абстрактного счастливого, а счастливого среди простого народа.

Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила? Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…

Честь, богатство и покой

Один из правдоискателей, Лука, считает, что лучше всех на Руси живется духовенству. Он с завистью вспоминает сытую и безоблачную жизнь в поповском доме, где он 3 года провел в работниках.

Терпение и смирение

В главе «Поп» странники встречают священника и успевают расспросить, так ли хороша его жизнь. «В чем счастие по-вашему? Покой, богатство, честь, — Не так ли, други милые?» — задает тот встречный вопрос. И крестьяне вполне согласны с ним.

На прямой вопрос, счастлив ли он, священник философски отвечает, что несет свой крест с терпением, и повествует о своей жизни: век богатых богомольных помещиков и помещиц прошел, за свой нелегкий труд от бедной паствы он получает пару скудных медяков, а о почете не может быть и речи.

Всё в прошлом

Счастливая жизнь помещика, какой ее представляет другой правдоискатель, Роман, тоже осталась в прошлом вместе с барщиной, щедрыми крестьянскими подношениями, целым полком прислуги, праздниками, охотой и музыкантами. Гаврила Оболт-Оболдуев, наследник старинного рода, встретившийся на пути героев поэмы, с ностальгией вспоминает прежнее время и сравнивает его с новым: помещичьи усадьбы разорены, сады порублены, «имя древнее, дворянское достоинство» — пустой звук.

Спектакль для самодура

Есть в поэме и другой помещик — князь Утятин, в прошлом — важный вельможа. Он так успел привыкнуть к вседозволенности, что само освобождение крестьян кажется ему невозможным, он в него просто не верит. Его сыновья уговаривают бывших крепостных разыгрывать перед Утятиным спектакль, притворяться, что жизнь течет по-старому, обещая за это помещичьи луга.

Казалось бы, князь-самодур по-своему счастлив, но счастье лишь вопрос времени, которого, по словам докторов, у старика осталось совсем немного, пара месяцев. К тому же, за спиной над помещиком то и дело насмехаются его бывшие крепостные, обсуждая странные приказы выжившего из ума князя.

Читателю еще предстоит узнать, каков, по мнению Некрасова, путь к счастью. Но с фальшью и нежеланием смотреть правде в глаза он точно не связан.

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

«Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны…»

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

«Хорошо, легко, Ясно на сердце»

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

«Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села»

Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:

«Мужик сырой, особенный, Головка непоклончива»…

Вывод

Итак, как видим, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» проблематика является достаточно сложной и развернутой и не может свестись в финале к простому нахождению счастливого человека. Основная проблема поэмы как раз-таки и заключается в том, что, как показывает странствие мужиков, народ еще не готов стать счастливым, он не видит правильного пути. Сознание странников понемногу изменяется, и они становятся способны различить суть счастья за его земными составляющими, но такой путь предстоит пройти каждому человеку. Поэтому вместо счастливца в конце поэмы появляется фигура народного заступника, Гриши Добросклонова. Сам он не из крестьянского, а из духовного сословия, оттого так отчетливо видит нематериальную составляющую счастья: свободную, образованную, воспрянувшую от многовекового рабства Русь. Гриша вряд ли будет счастлив сам по себе: судьба готовит ему «чахотку и Сибирь». Но он воплощает в поэме «Кому на Руси жить хорошо» народное счастье, которое еще только должно наступить. Вместе с голосом Гриши, поющего радостные песни о свободной Руси, слышится убежденный голос самого Некрасова: когда крестьяне освободятся не только на словах, но и внутренне, тогда будет счастлив и каждый человек отдельно.

Приведенные мысли о счастье в поэме Некрасова пригодятся учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо»».

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 17

Дорога к счастью

Странники — 7 мужиков из соседних деревень — дали зарок не возвращаться в родные места до тех пор, пока не найдется счастливый человек. Они собираются искать таких среди сильных мира сего: помещик, купец, боярин, министр, вельможа, — вот кому живется весело и вольготно, считают крестьяне.

С самого начала читатель понимает, что тяжелая жизнь крестьян мало изменилась после крестьянской реформы: правдоискатели — все родом из «Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости». Их деревни также носят говорящие названия:

  • Горелово;
  • Неелово;
  • Неурожайка;
  • Разутово;
  • Знобишино;
  • Дырявино;
  • Заплатово.

Когда читатель знакомится со странниками, понятие счастья у них — совсем утилитарное: мужики мечтают лишь о «полпуде хлебушка», «ведре водочки», «жбанчике холодного кваску». К концу поэмы это представление станет совсем другим, но для этого крестьянам предстоит пройти долгий путь.

  • Сочинение по литературе вступление актуальность литературы 18 века
  • Сочинение по литературе в чем смысл названия пьесы гроза
  • Сочинение по литературе достойна ли софья любви чацкого
  • Сочинение по литературе воспитание митрофана
  • Сочинение по литературе возможен ли жизненный путь без ошибок отцы и дети