Сочинение по литературе фонвизин проблема воспитания в комедии недоросль

Урок в 9классе тема. д.и.фонвизин. комедия недоросль. проблема воспитания истинного гражданина. особенности построения пьесы. смешное и трагическое в ней. цель

Урок в 9классе

Тема. Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»$. Проблема воспитания истинного гражданина. Особенности построения пьесы. Смешное и трагическое в ней.

Цель урока:

  1. Раскрыть гражданственный пафос комедии, формировать у учащихся ценностно-смысловую компетенцию.

  2. Определить, в чем заключается конфликт комедии, основная идея автора, актуальность произведения.

  3. Указать на особенности построения пьесы.

  4. Развивать навыки анализа текста.

  5. Формировать коммуникативную компетенцию на основе групповой работы, закреплять навыки публичного выступления.

    $

  6. Развивать исследовательские навыки ( работа с дополнительной литературой, подготовка устного сообщения).

  7. Формировать общекультурную компетенцию на основе применения межпредметных связей (история, литература, театральные постановки, кинематограф)

Тип урока: урок обучения навыкам и умениям .

Вид урока: урок -практикум.

Оборудование : м$ультимедийный проектор, текст комедии, таблицы «Эволюция положительного героя», «Столкновение взглядов», презентация к уроку (18 слайдов, отрывок из фильма «Недоросль» Владимира Семакова, Виталия Иванова (1987г.)

Дворянскому сословию

предстояло приготовиться

к ответственной патриотической

роли:

$ дворянство должно было стать

проводником образования,

знания.

$ (В. О. Ключевский).

Ход урока

  1. Объявление темы и цели урока.

  1. Слово учителя.

Известно, что человек формируется в соответствии с окружающей его действительностью, в гармонии с ней или в конфликте. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать комедию Фонвизина «Недоросль».

  1. Запишем тему и эпиграф урока. К эпиграфу мы вернемся в конце урока, тогда мы сможем ответить на вопрос, почему именно эти слова были выбраны. Слайд 1,2

    $

  2. Цель нашего урока- слайд 3.

  3. Мы попытаемся проследить, как автор раскрывает свое понимание проблемы воспитания дворянина, какую роль играет гражданское воспитание, каким представляли истинного гражданина просветители –реалисты, посмотрим, чем пьеса Фонвизина отличается от других, определим смешное и трагическое в ней.

4. Словарная работа. Слайд 4.

— Что такое пафос?

$- Что такое оппонент?

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Слово учителя.

  2. $

-Кто является главными оппонентами госпожи Простаковой ?

-Правдин

-Стародум

— Милон

Это положительные герои. Но в русской литературе образ положительного героя менялся. В 18 веке можно выделить три этапа в познании соотношения человека с окружающей действительностью.

  1. Выступление ученика. «Эволюция положительного героя в литературе 18 века». (Обобщение ранее изученных сведений, представление их в виде опорной таблицы, опережающее задание-сентиментализм, просветители -реалисты)$

Слайды 5,6,7,8.

-Обратите внимание на таблицу, которая на парте у каждого из вас. Ее нужно вклеить в тетрадь, она понадобится нам для дальнейшей работы, при изучении других$ произведений.

Эволюция положительного героя

$

I этап. Классицизм

II этап. Сентиментализм

III этап. Просветители-реалисты

  • Человек- общественный субъект.

  • Поведение его обусловлено требованием служения обществу.

  • $Характер–образное воплощение основных идей, формируется под их влиянием.

  • Положительный герой- рупор идей автора-классициста, человек-гражданин, идеал.

  • Человек живет личной жизнью.

  • Долг перед государством и обществом заменяется долгом пред собой.

  • $

  • Человек не обязан жертвовать собой, не обязан подавлять чувства, несовместимые с идеей гражданственности

  • Смысл бытия -стать вместилищем тонких чувств.

  • Человек совершенный-это человек, умеющий страдать, сочувствовать, сопереживать.

  • Общество – «не герои» и «толпа».

  • Характеры не рождаются, их формирует среда.

  • $ Задача художника- воссоздать формирование социально типических характеров.

  • Положительный герой-умен, образован, честно выполняет свой долг перед государством, благонравен.

  1. Работа над темой урока.

1.Слово учителя.

В своем произведении Фонвизин ставит две основные проблемы:

1) б$едственность для России крепостного права, оно убивает лучшие качества человека, подневольные унижены, растоптаны, сами теряют чувство собственного достоинства.

2) рабство развращает самих помещиков. Русские дворяне превратились$ в Скотининых и Простаковых.

Поэтому остро встает проблема воспитания настоящего гражданина. Важная роль отводилась общественной мысли. Именно на нее, а не на усилия отдельных личностей возлагались главные надежды по преобразованию жизни на разумных основаниях, но ее следовало воспитать, вывести из тьмы невежества и устаревших взглядов.

2. Выступление ученика- историка: «Действия правительства в отношении дворян» Слайды 9,10,11,12.

Историческая справка. Слайд 9

«Русские люди XVII в. встали перед необходимостью реформ в государстве. Им нужны были технические знания, военная промышленность. Для этого необходимо было пе$ределать свое мировоззрение. Дворянскому сословию предстояло приготовиться к ответственной патриотической роли: дворянство должно было стать проводником образования, знания» (В. О. Ключевский).

Действия правительства в отношении дворян:

1722 г.— Петр I издал указ об обязательной службе дворян и
обязательном обучении; Слайд10

$1736 г.-императрица Анна выпустила указ, которым бессрочная служба заменялась 25-летним сроком, чтобы дворянство занялось мирным преобразованием общественной жизни; Слайд11

1731 г.-открыт Шляхетный кадетский корпус многопредметной программой

(риторика, география, и$стория, геральдика, юриспруденция)-как проявление заботы о подготовке к гражданской службе. По окончании корпуса дворянский недоросль должен был выходить, знающим и военное дело, и гражданское. Правительство не допускало ни малейшего послабления в учебной повинности дворянства: устанавливало экзамены,побуждало

родителей заботиться о домашней подготовке детей, предоставляло значительное преимущество по службе. Слайд 12.

$ 3. Определение конфликта комедии. Групповая исследовательская работа.

— Кто из главных героев выражает основную идею автора?

(Просветительская цель в комедии достигается$ не только за счет высмеивания пороков, но путем утверждения «положительной программы», которую обстоятельно излагают добродетельные герои).

А) Задания для групповой исследовательской работы по тексту:

$

1 группа. 1) расскажите биографию Стародума.

2) -что о нем рассказывает Простакова?

-что рассказывает Стародум о себе в письме к Софье?

-что говорит Стародум в разговоре с Правдиным о чинах, о себе? Выпишите цитаты. ( 1 д., явл.5,7,3 д.,явл.1,2)

2 группа. 1) Какие поступки совершает Стародум на сцене? Чего больше в его сценической роли –поступков или речей?

2) Расскажите о взглядах Стародума

-на государственную службу. (4д.явл.2)

$

-на образование (4д.явл.2,5д.,явл.1) Выпишите цитаты.

3 группа. Расскажите о взглядах Стародума

-на воспитание (5д., явл.1)

-на роль денег в жизни человека (3д.,явл.2). Выпишите цитаты.

4 группа. Расскажите о взглядах Простаковой

-на государственную службу. (4д.явл.8)

-на образование (4д.явл.8) Выпишите цитаты.

5 группа. Расскажите о взглядах Простаковой

— на воспитание (1д.,явл.5)

$-на роль денег в жизни человека (1д.,явл.7). Выпишите цитаты.

Б)Выступление представителей группы.

В) Подведение итогов работы групп. Заполнение совмест$ной таблицы. Слайд 13

Столкновение взглядов

Взгляды

Простакова

$ Стародум

На государственную службу

«У нас всякий того и смотрит, что на покой» (IV, 8)

«Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего. Степень знатности рассчиты­ваю я по чину дел, ко­торые господин сделал для отечества» (IV, 2)

На образ$ование

«Без наук люди живут и жили… Да что за радость — выучиться» (IV, 8)

«Наука в развращен­ном человеке есть лютое оружие делать зло. Цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чу­довище» (V, 1; IV,$ 2)

На воспитание

«Из… фамилии Простаковых… на боку лежа летят… в чины. Чем же плоше их Мит­рофанушка?» (I, 5)

«Воспитание должно быть залогом благо­состояния государс­тва… что для отечес­тва может выйти из Митрофанушки… нравственное во$спита­ние сынка поручают рабу крепостному… (V, 1)

На роль денег

«Десять тысяч. То-то дядюшка, то-то отец родной!» ($I, 7)

«Наличные деньги — не наличные достоин-

с­тва» (III, 2)

Г) Общие выводы. Слайд 14

В комедии четко прослеживается столкновение взглядов разных представителей дворянства: Стародума и Простаковой. Важна позиция человека по отношению к государственной службе, образованию, воспитанию, его отношение к деньгам. Обратите внимание на взгляды просветителей-реалистов. $

Происходит столкновение двух мировоззрений, старого и нового, которые конфликтуют между собой. В этом и заключается основной конфликт комедии. (Запись в тетрадях). Слайд 15

Стародум – положительный герой, выражающий позицию автора.

— В чем заключается основная идея автора?

Необходимо формировать в обществе новое мировоззрение, надо научиться мыслить и поступать по-новому (запись в тетрадях) Слайд 16

4.Определение особенностей пьесы. Новаторства автора.

$А)Беседа с учащимися.

— Можно ли сказать, ч$то пьеса выдержана в духе классицизма? Соблюдены ли в ней требование трех единств? (времени, места, действия -любовная интрига)

— Но образы Тришки, Еремеевны, учителей ? Они не играют роли в любовной интриге.

— Можно ли однозначно сказать о четком разделении положительных и отрицательных персонажей?( Еремеевна, Простакова, Простаков)

Б) Просмотр отрывка фильма Владимира Семакова, Виталия Иванова (1987г.) по комедии «Недоросль» (см.рис.№ 11). Слайд 17

Рис. № 11.Финал комедии.

Выявление впечатлени$я от просмотренного фрагмента:

-какими вы представляли себе героев пьесы?

-как удалось актерам сыграть финал пьесы?

— в чем актуальность произведения? Почему пьеса до сих пор ставится в театрах?

В) Вывод. Теоретик русского классицизма писал : «Нельзя раздражать Талию слезами». Но в комедии Фонвизина смешное смешивается с трагическим.

-Что показалось вам самым смешным?

-Когда комическое приобретает оттенок трагического? (Митрофан, Скотинин, учителя, Простакова: «Нет у меня сына»)

$Конфликт пьесы решается в духе требований классицизма: порок наказан, добродетель торжествует.

IV.Подведение итогов урока

— Почему именно эти слова историка Ключевского являются эпиграфом нашего урока?

(новая роль дворянс$тва в обществе, возможность преобразований в обществе только посредством просвещения)

— В чем заключается гражданственный пафос комедии?

(дворянскому сословию необходимо приготовиться к новой ответственной патриотической роли, необходимо переделать свое мировоззрение, т.к. общество встало перед необходимостью реформ)

$ В результате всех отступлений от классицистических предписаний у Фонвизина получилась комедия, в которой, как в зеркале, предстала русская действительность XVIII в. с ее простой и невеселой правдой, с ее омутом невежества и дикости, с ее потребностью в воспитании и преображе­нии нового поколения дворян. Вместе с тем поднятые писателем проблемы имели настолько обобщенное, не зависящее от конкретной эпохи значе­ние, что сохранили свою остроту для многих поколений последующих эпох. Давным-давно уже нет самодержавно-крепостнического строя, по мнению Фонвизина, калечившего души крестьян и дворян, но сегодняшние читатели смеются над персонажами его комедии так же, как и два столетия тому назад, узнавая в$ них современных «недорослей»; а лучшие афоризмы из фонвизинской пьесы по сей день звучат в повседневной русской речи.

V. Домашнее задание. Слайд 18.Выбрать один из вариантов домашнего задания.

1.Написать эссе на одну из тем:

А) «Вот злонравия достойные плоды»

Б) Один день в доме Простаковых

В) Кто они- современные Митроф$анушки.

2. Письменный ответ на вопрос №4 на стр.107.

3. Сообщение «Сентиментализм»-индивидуальное задание.

В произведении «Недоросль» тема воспитания занимает центральное место и связана с основным конфликтом пьесы, который представляет собой противостояние между новыми идеями просвещения и устаревшими крепостническими устоями. Простакова и Скотинин являются непосредственными носителями последних, так как переняли их с воспитанием от своих родителей.

Жестокость по отношению к крепостным, жадность, чрезмерная ценность вещей и денег, отрицание учености, плохое отношение даже к родным – все это «впитывает» в себя и Митрофан, становясь «достойным» сыном своей матери.

Сочинение «Проблема воспитания в комедии Недоросль»

Вариант 1

Комедия “Недоросль” была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения — “говорящие” фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что означает “являющий свою мать”.

Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого “… ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!..”

Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: “… имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена…” Они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал, что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. “…Золотой болван — все болван…”

Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители — всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его:

     — Поди ж дай позавтракать ребенку. 

     — Он уж и так пять булочек скушал. 

     — Так тебе жаль шестой, бестия? 

    Вот какое усердие! извольте смотреть. 

“… Митрофанушка, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань…”

Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана — он растет невеждой.

Учителя так же не могли дать достойного образования Митрофану, ведь они были такими же недоучками. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться, а ему и не интересен этот процесс. Если что-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. “… Не хочу учиться, хочу жениться…”

Этим учителям госпожа Простакова предпочитает бывшего немецкого кучера Вральмана, который не утомляет ее сыночка, и если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка.

В итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством.

“… Вот злонравия достойные плоды!” Эта реплика Стародума говорит о том, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимому результату. В финале Митрофан является образцом бессердечия.

Я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. Именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия “Недоросль”. Она раскроет последствия недостойного воспитания, данного главному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и их родителей.

Вариант 2

В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», безусловно, на первый план выходит критика невежественного дворянства, жестоких крепостников, развращенных указом Екатерины II «О вольности дворянства» (1765). В связи с этой темой в комедии поднимается и другая – проблема воспитания. Как сделать так, чтобы исправить ситуацию, чтобы молодое поколение в лице Митрофанушки и других недорослей превратилось в истинную опору государству? Фонвизин видел один лишь выход – в воспитании юношества в духе просветительских идеалов, во взращивании идей добра, чести, долга в молодых умах.

Таким образом, тема воспитания становится одной из ведущих в комедии. Она, во многих своих аспектах, развивается на протяжении всего произведения. Так, сначала мы видим сцены «воспитания» Митрофанушки. Это и то, что внушается и демонстрируется недорослю его родителями, прежде всего матерью — госпожой Простаковой. Она, привыкшая руководствоваться лишь одним законом – своего желания, бесчеловечно обращается с крепостными, будто это не люди, а бездушные предметы. Простакова считает совершенно нормальным опускаться до ругательств и побоев, причем для нее это норма общения не только со слугами, но и с членами семьи, с мужем. Лишь для сына, которого она обожает, героиня делает исключение.

Простакова не понимает, что, общаясь с окружающими таким образом, она унижает в первую очередь себя, лишается человеческого достоинства и уважения. Фонвизин показывает, что тот образ жизни, который вело русское провинциальное дворянство благодаря, в том числе, и государственной политике, разрушительно, в корне неверно.

Драматург указывает, что Митрофанушка перенял у матери манеру обращения с людьми, недаром его имя переводится как «являющий свою мать». Мы видим, как этот герой издевается со своей нянькой Еремеевной, другими крепостными, пренебрегает своими родителями:

«Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.

Г‑жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка».

Митрофан растет избалованным, невежественным, ленивым и эгоистичным увальнем, думающим лишь о собственных развлечениях. Он не привык трудиться ни умственно, ни, конечно, физически.

По необходимости мать нанимает Митрофану учителей – согласно новому указу государыни дворяне должны иметь образование, иначе они не смогут служить. И вот, скрепя сердце, юный герой занимается «науками». Важно, что у него даже не возникает мысли о пользе собственного просвещения. Одну лишь выгоду ищет он в образовании, которое дается этому герою с превеликим трудом.

Да и учителя у недоросля под стать ему. Семинарист Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин, учитель Вральман — все они не имеют в настоящим знаниям никакого отношения. Эти псевдопреподаватели дают Митрофану убогие обрывочные знания, но и те он запомнить не в состоянии. Фонвизин рисует комичные картины обучения молодого Простакова, но за этим смехом стоит горькое негодование драматурга — такие недоросли будут определять будущее России!

В противовес такому воспитанию Фонвизин представляет свой идеал воспитания. Его основные постулаты мы находим в речах Стародума, который во многом является резонером самого автора. Стародум делится своим опытом, взглядами на жизнь с племянницей Софьей – и это преподносится в пьесе как еще один способ воспитания: передачи жизненно мудрости от старшего поколения к младшему.

Из беседы этих героев мы узнаем, что Софья хочет заслужить «доброго о себе мнения от людей достойных». Она хочет жить так, чтобы, по возможности, никого никогда не обидеть. Стародум, зная это, наставляет девушку на «путь истинный». Его жизненные «законы» касаются государственной, общественной деятельности дворянина: «степени знатности «рассчитываются по числу дел, которые большой господин сделал для отечества»; «не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного»; «честный человек должен быть совершенно честный человек».

Кроме того, Стародум дает советы и относительно «дел сердечных», семейной жизни благонравного человека: иметь к мужу «дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее», «надобно, мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу». И, наконец, как завершающий аккорд, – самое главное наставление: «…есть счастье всего этого больше. Это то, чтоб чувствовать себя достойною всех благ, которыми ты можешь наслаждаться».

Я думаю, что наставления Стародума легли на благодарную почву. Они, несомненно, дадут положительные результаты – Софья и Милон будут руководствоваться ими и воспитывать по ним своих детей.

Таким образом, проблема воспитания является центральной в комедии Фонвизина «Недоросль». Здесь драматург ставит вопрос о будущем России, в связи с ним возникает и проблема воспитания. Реальное положение дел в этой области не устраивает писателя, он считает, что дворянство деградирует, превращается в невежественную толпу Скотининых и Простаковых. Это происходит во многом из-за попустительства Екатерины II.

Фонвизин считает, что только воспитание в духе просветительских идей может спасти положение. Носителями этих идей в комедии являются Стародум, Софья, Милон, Правдин.

Можно сказать, что на страницах своего произведения Фонвизин излагает собственную воспитательную программу, высмеивая при этом те пороки и недостатки русского дворянства, которые вызывают его презрение.

Вариант 3

Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т.к. ему 16 лет, и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями).

Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.

Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».

В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» — идти служить («По мне, куды велят»). Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.

Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании.

Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.

Читайте также: Комедия Фонвизина «Бригадир» написана в 1869 году. Традиционная для 18 века интермедия-фарс. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Бригадир» для читательского дневника или подготовки к уроку литературы. По легенде, князь Потёмкин именно о ней сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь».

«Воспитание и образование в комедии недоросль» — сочинение

Русский историк В.О. Ключевский справедливо писал о том, что комедия «Недоросль» — «бесподобное зеркало. В ней Фонвизину как-то удалось стать прямо перед русской действительностью, взглянуть на нее просто, непосредственно, в упор, глазами, не вооруженными никаким стеклом, взглядом, не преломленным никакими точками зрения, и воспроизвести ее с безотчетностью художественного понимания… ».

Фонвизин значительную часть своей жизни провел при русском дворе, став свидетелем очень многих событий, увидев людей, носящих самые высокие титулы, но при этом никак им не соответствующих. Уже в то время Фонвизина интересовал человек: каким он может быть, каким чаще всего, к сожалению, становится и по каким причинам.

Главной проблемой русского общества Фонвизин считал отсутствие надлежащего просвещения и воспитания, что в итоге и приводило к тем грустным последствиям, которые писатель постоянно наблюдал вокруг себя. Все размышления Фонвизина получали выражение в письменной форме — его обширной публицистике, сатирических произведениях, письмах. Многое из этого на первый, непосвященный взгляд может показаться просто проявлением мизантропии человека, который сам занимает очень высокое положение и мало отличается от тех, кто становится объектом его критики. Однако это не соответствует действительности: Фонвизин с присущей ему проницательностью увидел русское общество в том его состоянии, которое через двенадцать лет разрешится почти революцией. Все эти размышления были обобщены в его итоговом произведении — комедии «Недоросль», где писатель исследует истоки подобного состояния русского общества.

В этой комедии две группы персонажей открыто друг другу противостоят и осознают себя как противники. Собственно, о каждом из героев можно судить уже по именам. С одной стороны — благовоспитанная девица Софья, ее дядя Стародум, ее жених Милон, честный чиновник Правдин. А с другой стороны оказываются помещица Простакова (урожденная Скотинина — что подчеркивает животное, а не человеческое, духовное начало в ней), муж ее, полностью ей подчиненный, брат Тарас Скотинин, сын Митрофан (здесь важен перевод этого имени с греческого: «похожий на мать» — таким образом писателем подчеркивается преемственность животного начала). Это все те, о ком Стародум говорит, выражая мысли автора: «Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю». Главным объектом анализа писателя становится Митрофан, поскольку он принадлежит к молодому поколению, от которого зависит будущее России.

Во всем поведении Простаковой и ее сына прослеживается строжайшая логика: они уверены, что весь мир создан только ради них, их удобства и интересов, которым и должен служить. Так, например, узнав о возвращении Стародума, которого считали умершим, Простакова взвивается: «Не умирал! А разве ему и умереть нельзя?» То есть он должен был умереть, поскольку героине это в данном случае выгодно. А если он не умер, то, значит, кто-то подстроил это из корыстных целей. И подобных реплик, отражающих особенности ее сознания, множество. Вполне понятно, что при настолько расходящихся картинах мира герои, принадлежащие к разным лагерям, понять друг друга совершенно не в состоянии. Каждое слово герои понимают по-разному. Так, например, когда Митрофана спрашивают про историю, то он говорит о том, что знает много историй, которые ему рассказала скотница. Правильному пониманию значений слов Митрофана не научили и, очевидно, уже не научат. Таким образом, тема воспитания оказывается стержнем всей комедии. Старшее поколение (Простакова, Скотинин) являются в большей степени животными, чем людьми, из-за отсутствия этого воспитания. И то же справедливо в отношении Митрофана, которого, по-видимому, постигнет та же судьба.

О воспитании в пьесе «Недоросль» говорят постоянно. Так, например, Софья в начале четвертого действия появляется с книгой французского епископа Фенелона «О воспитании девиц». Разумная героиня не только ее читает, но и комментирует, после чего уже обсуждает с дядюшкой. Скотинины же, в противоположность, гордятся прежде всего тем, что никогда и ничему не учились. Однако сама Простакова признает, что «нынче век другой», и поэтому она пытается учить чему-то сына в соответствии с новыми требованиями, хотя и совершенно безуспешно. Учителя Митрофана знают немного, но пытаются добросовестно делать свое дело, которое в итоге полностью проваливается. Митрофана пытаются учить лишь каким-то внешним знаниям, но при этом истинного воспитания он совершенно не получает и получить его ему неоткуда. Воспитание, формирующее его как личность, он приобретает от Простаковой, которая без памяти любит своего сына. Однако эта любовь с самого начала оказывается уродующей, потому что по сути приближается к животным инстинктам — это не осознанная и внимательная любовь. В результате Митрофан становится не только полным невеждой, но и, что очень важно, абсолютно бессердечным человеком. Любви и состраданию ему было так же негде выучиться, как и немецкому языку или математике. Когда в финале пьесы Простаковых берут под опеку за жестокость хозяйки по отношению к своим крепостным и мать кидается к сыну как к последней опоре, то он откровенно выражает свое к ней отношение: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» И в итоге Простакова также переживает свою личную трагедию, хотя и воспринимаемую ею с учетом ее личностных особенностей: сын, которого она безумно любила, отталкивает ее в самый тяжелый для нее момент.

Таким образом, оба поколения второго лагеря героев, представленных в комедии, не получив когда-то должного воспитания, на момент разворачивающихся событий на эволюционной лестнице стоят ближе к животным, а не людям. Вся духовная жизнь, поиски человеком истины для них совершенно отсутствуют, поскольку в принципе внутренней жизни в них нет. Есть лишь какие-то биологические инстинкты. Это оказывается злом для них самих: самое важное в себе они давно и бесповоротно загубили. Но последствия усугубляются тем, что по своему происхождению они принадлежат к верху русского общества — дворянству, которое управляет Россией, у которого в подчинении оказывается весь русский народ; в комедии этот аспект проблемы раскрывается в отношениях Простаковых со своими крепостными. Трагедия заключается в том, что Митрофан ничем не отличается от своих родителей: но за такими, как он, остается русское будущее, что очень хорошо чувствовал и глубоко переживал Фонвизин.

Это интересно: Родители наставляют своих деток лишь на добрые дела. Им хочется гордиться сыновьями и дочерьми, они переживают за них и хотят им только лучшего. Родительское наставление содержит не только советы, но и запреты, и требования. Когда отец или мама по душам разговаривают со своими детьми, они должны понимать, что их слова будут звучать в душе каждого их ребёнка и тогда, когда они станут взрослыми, помогая им в трудной ситуации, ориентируя в сложных жизненных обстоятельствах.

Характеристика Митрофанушки из комедии недоросль

Описание характера

Митрофан Простаков не отличается выдающимися качествами характера. Фактически – это яркий пример необразованности (в любом ее понимании) и невоспитанности.

Чрезмерная опека со стороны родителей и вседозволенность стали причиной формирования сложного характера.

В свои 15 лет он все еще считается ребенком – родители многое прощают ему, мотивируя тем, что он ребенок и перерастет это.

Родители балуют сына – они считают, что взрослая жизнь полна сложностей, а потому необходимо обустроить период детства таким образом, чтобы он был наименее беззаботным.

В результате Митрофан растет изнеженным и избалованным. Однако сам же он не способен на добрые поступки или гуманность – юноша постоянно ругается с крестьянами и учителями, груб и жесток не только по отношению к ним, но и к своим родителям.

Не получая ни наказания за свои поступки, ни отпора он только больше убеждается в правильности своих действий и продолжает все больше ожесточаться.

Митрофан не интересуется ничем, кроме женитьбы.

Он не умеет находить красоту и эстетику в окружающем его мире – природе, искусстве. В некоторой мере он напоминает животное, которое руководствуется исключительно основными инстинктами.

Митрофан очень ленивый человек, ему нравится размеренная жизнь тунеядца и ябеды. Он не старается достичь чего-либо в жизни. Хотя при желании может развить себя. Стоит отметить, что в целом он сообразительный человек – Митрофан осознает, что он невероятно глупый, но не видит в этом проблемы – в мире полно глупых людей, поэтому он сможет себе найти достойную компанию.

Отношение к окружающим

История Митрофана Простакова – типичный рассказ о том, что бывает, когда человеком руководит мотив вседозволенности и безнаказанности с самого детства. Родители юноши охвачены чрезмерной любовью к своему сыну, что крайне губительно для него и как для личности, и как для единицы межличностных отношений, социальной коммуникации.

Дорогие читатели! Предлагаем вам проанализировать комедию “Недоросль”, которую написал Денис Фонвизин.

Родители Митрофана не придавали значение особенностям взаимодействия сына с социумом, не вносили коррективы и не исправляли ошибок сына, возникшие в общении с другими людьми, что в результате вылилось в крайне неблагоприятную картину.

В сознании Митрофана общение с человеком начинается с определения его положения в социуме – если это значимый, важный человек (аристократ), то юноша пытается соответствовать минимальным этикетным нормам, что правда и это ему дается с трудом. С простым же человеком Митрофан и вовсе не церемонится.

Пренебрежительное, грубое отношение Митрофана к учителям – обычное дело. Родители, вновь-таки, не препятствуют сыну, и поэтому ситуация перерастает уже в плоскость межличностных отношений в целом. Митрофану позволяют грубить другим людям (в основном это люди, находящиеся ниже по социальному статусу, либо те, кто не в силе дать отпор), в то время как преподаватели и воспитатели вынуждены следовать правилам этикета и учтиво обращаться со своим воспитанником.

Так, например, обычным делом для молодого человека представляется восклицание к учителю в подобном роде: «Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать». Как, впрочем, и оскорбительные обращения в сторону своей няни: «стара хрычовка».

В результате безумно любящая свое чадо мать тоже становится предметом грубостей. Время от времени Митрофан упрекает мать в том, что она ему надоела, шантажирует ее – грозится покончить с собой, и в целом удачно подытоживает старания матери: «Ты ж меня взманила, пеняй на себя».

Отношение к обучению

В то время как основная масса аристократии пыталась дать наилучшее образование своим детям, в надежде на то, что это позволит их чадам стать успешными в жизни, родители Митрофана учат своего ребенка, потому, что не учить нельзя – выданный указ Петром І обязывает всех аристократов обучать своих детей арифметике, грамматике и Божьему слову.

Образ Митрофана Простакова для современного читателя кажется не вполне типичным – в большинстве случаев история и литература предоставляет образы образованных, хотя и не всегда целеустремленных аристократов. Образ Простакова кажется из ряда вон выходящим, однако, если поразмыслить, то можно прийти к итогу, что это не так. Этот факт подтверждается историческими документами (указ Петра І об обязательном образовании дворян) – если бы ситуация с необразованностью была бы не распространенной, то вряд ли она нашла свое отображение в официальных документах.

Родители Митрофана не являются образованными людьми – их знания базируются на жизненном опыте, в целом они не видят смысла в образовании и считают науку вынужденной мерой, данью моде. Такой настрой родителей, в частности матери, спровоцировал ощущение ненужности образования в глазах Митрофана.

Родители Простакова не смогли донести ему мысль о необходимости образования и перспективах, открывающихся перед образованным человеком, да фактически они и не могли это сделать – мать Митрофана считала обучение злом, необходимостью, которую нужно пережить. Она время от времени подливает масла в огонь, озвучивая свое истинное отношение к учебе: «друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!».

Другими словами, мать никоим образом не осуждает сына за его халатное поведение в сфере образования и обучения, чем еще больше убеждает Митрофана в том, что весь этот процесс бесполезный и ненужный, и выполняется исключительно «для галочки».

Подобный настрой повлек за собой еще одну проблему – бурное негативное отношение и к самому процессу обучения, и к преподавателям.

За несколько лет обучения Митрофан не смог продвинуться ни на йоту и поэтому он до сих пор ходит в «недорослях» – из-за недостаточных знаний, юноша не может получить документы, свидетельствующие о его образовании, однако его родителей это мало волнует.

За четыре года обучения грамоте Митрофан все также читает по слогам, прочтение новых текстов для него все еще представляется не решаемой задачей, да и с уже знакомыми дело предстоит не намного лучше – Митрофан постоянно делает ошибки.

С арифметикой дела тоже не выглядят оптимистично – за несколько лет обучения Митрофан освоил только счет до трех.

Единственное где преуспел Митрофан – французский. Его учитель, немец Вральман, довольно лестно отзывается о своем ученике, но в этом случае дело обстоит не в исключительной предрасположенности Митрофана к изучению языков, а в умении Вральмана обманывать – Адам Адамович не только удачно скрывает истинное положение уровня знаний своего ученика, но еще и обманывает Простаковых, выдавая себя за учителя – Вральман сам не знает французского, но, пользуясь глупостью Простаковых, удачно создает видимость.

В результате Митрофан оказывается заложником ситуации – с одной стороны, родители его не видят смысла в образовании, и постепенно прививают эту позицию своему сыну. С другой стороны, глупые, малообразованные учителя в силу своих знаний не могут обучить чему-либо юношу. В то время, когда ситуация с учителями арифметики и грамматики выглядит на уровне «сложно, но можно» – ни Кутейкин, ни Цыфиркин не обладают исключительными знаниями, но основной массив знаний у них все же присутствует, то ситуация с Вральманом выглядит совсем катастрофичной – человек, не знающий французского, преподает французский.

Таким образом, Митрофан Простаков представляет собой человека с ничтожной душой, мелочными желаниями, ограничивающимися плотским, животным удовлетворением своих потребностей, который достиг предела в своем моральном и духовном развитии. Парадоксально, но имея возможности, Митрофан не стремится реализовать свой потенциал, а, наоборот, прожигает свою жизнь впустую. Он находит определенную прелесть в лентяйничестве и тунеядстве и не считает это изъяном.

Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» — сочинение

Вариант 1

В любое время всегда остается очень важной тема – проблема воспитания в семьях. Именно эту тему, как одну из самых важных, развил в своем произведении Фонвизин. Комедия «Недоросль» показывает насколько важно уметь воспитывать человека с самого детства правильно.

Так как комедия написана в восемнадцатом веке, то эта комедия отлично показывает идеал русского помещика. Тогда людей воспитывали грубо и жестоко. И именно родители Скотинина и Простаковой, которые являются главными героями комедии «Недоросль», воспитали детей именно такими – жестокими, злыми, завистливыми, а также – просто жадными.

Также, кроме этих качеств, в жизни этих людей еще существует ненависть к простому люду – они, помещики, относятся к ним как к рабам. А потому их отношение – просто жестокость по отношению к несчастным людям, которым ни в чем не виноваты. Именно это часто подчеркивает автор в произведении. Так как такое злое и жестокое обращение к простому люду помещиков, показывает, что и дети их будут такими, и даже внуки, если время не измениться.

Фонвизин затрагивает не зря тему воспитания в своей комедии. Так как именно эта семья, где их имена свидетельствуют о них лучше, чем их положение – Скотинин и Простакова, учит своего сына неправильно, если вообще учат чему-либо. Отец и мать – сами слишком недалекие и глупые, а также невежественные, что не могут сделать из своего сына настоящим дворянином. Мать пытается найти благородного и умного учителя, но вместо этого находит мошенников, а отец пытается слыть богачом через силу. Хоть у него и есть средства, все равно – они слишком просты, чтобы быть настоящими дворянами. Фонвизин часто в произведении насмехается над этими глупцами, которые сами не знают, чего хотят.

Вариант 2

«Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма.  Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей. Он не зря придавал этому такое большое значение, справедливо отмечая, что лишь образование и воспитание способны вырастить поколение достойных государственных деятелей.

В 1714 году царь-реформатор издал указ об обязательном образовании дворян. Для не успевших или не пожелавших получить свидетельство об образовании было введено понятие «недоросль», то есть не доросший до взрослой жизни, службы, женитьбы и ответственности.    И тут встал вопрос о «фальшивом» и истинном воспитании.  Родители Митрофана, главного героя комедии, наняли учителей вовсе не для получения сыном новых знаний и его просвещения. Просто так было положено. Матушка ведь прямо сыну и наказывала учиться для вида, считая, что им, как потомственным дворянам, грамота ни к чему и нечего «вредить головушке». А кучер, обучавший Митрофана тонкостям светской жизни, советовал не окружать себя шибко умными людьми, а держаться своего круга. Конечно, Митрофан считал науку и культуру излишним, ненужным и нудным предметом, на которое не следует тратить ни времени, ни усилий.

Помимо невежества и мракобесия, впитавшегося с детства, героя отличают крайняя грубость и скверный характер.  Все это он считает нормой в отношениях с окружающими, ведь именно такой пример всегда подавала ему его же мать – жестокая и злобная Простакова. Следует ли удивляться тому, как резко и хладнокровно сынок оттолкнёт мать, нуждавшуюся в его поддержке? «Злонравия достойные плоды»: излишняя избалованность, потакание лени, стремление оградить ребенка от всех тягот всегда приводят к подобному финалу. Нельзя воспитать чуткого и честного человека, уважающего своих родителей и окружающих его людей, не став для него образцом чести и доброты. Моральное и нравственное становление личности начинается именно с семьи.

Через речи Правдина и Стародума Фонвизин озвучил свои собственные идеи и размышления: главное – иметь доброе сердце и чистую душу, и гораздо более ценным подарком, который можно оставить своему ребенку, является достойное воспитание, хорошее образование и тяга к знаниям, а не большое наследство. Комедия Фонвизина актуальна и по сей день, так как в ней раскрыты все последствия небрежного отношения к воспитанию молодого поколения.

Вариант 3

План

  • «Недоросль» — лучшее произведение Фонвизина.
  • Образ Простаковой.
  • Образ Митрофанушки.
  • Передовые люди в комедии (образ Стародума).

Денис Иванович Фонвизин — один из крупнейших русских писателей XVIII века. Его лучшая комедия «Недоросль» до сих пор входит в репертуар многих театров. Одной из главных проблем, поставленных в этой комедии, является проблема воспитания молодого поколения и «дикое невежество старого поколения» (В. Г. Белинский).

Конечно, в связи с вопросом воспитания в комедии «Недоросль» следует рассматривать образ Митрофанушки, но, думаю, более важным моментом здесь является анализ окружения, в котором растет и воспитывается недоросль.

Безусловно, огромное влияние на героя оказывает мать — госпожа Простакова. Она целиком и полностью растворилась в своем сыне и воспитывает его так, как может — лепит по своему образу и подобию.

Уже в самом начале комедии обозначена позиция госпожи Простаковой в вопросе образования. Она считает «скотским рассуждением» замечание Тришки, который говорит о том, что кафтан должен шить специально обученный человек — портной. Возмущает ее и тот факт, что Софья умеет читать: «Вот до чего дожили! К деушкам письма пишут! деушки грамоте умеют!» Сама же Простакова читать не умеет и это считает признаком хорошего воспитания. Однако для своего Митрофанушки она не жалеет ничего, старается его «воспитывать», «троим учителям» платит. Простакова уверена, что ее Митрофанушка не хуже остальных родственников, которые «на боку лежа, летят себе в чины».

«Педагоги» же Митрофанушки, подобранные его матушкой, вызывают смех. Арифметику преподает Цыфиркин, отставной солдат, грамоте обучает Кутейкин — семинарист-недоучка, который «убоялся бездны премудрости» и не стал продолжать учебу. Вральман, бывший кучер, должен обучить иностранному языку, хорошим манерам и дать представление о жизни «света». Ясно, какие глубокие познания могут дать такие учителя. Но и та малость познаний, какую они пытаются вложить в голову недоросля, остается невостребованной. За всеми занятиями строго следит Простакова. Она жалеет сына, боится, что от учения у того разболится голова, а потому и объявляет конец едва ли успевшим начаться занятиям.

Простакова не только неграмотна, ее человеческие качества также оставляют желать лучшего. Она не считает за людей слуг: называет их «скотами» и «уродами», Палашка не может болеть, так как «не благородная», а Еремеевна за свою верную службу получает пять рублей в год и пять «пощечин на день». Она лицемерна. Поняв, что приезжий человек — тот самый Стародум, пытается изображать из себя того, кем не является на самом деле. Она резко меняет отношение к Софье, после того, как узнает, что та — богатая наследница. Недаром о Простаковой и таких как она Стародум говорит: «Невежда без души — зверь!»

Интересно, что Простакова при всей ее любви к сыну все же осознает то, что ОН окажется в другом обществе, его будут окружать умные люди, которые о Митрофанушке «скажут, дурак». Вральман на опасения Простаковой возражает, что таких, как Митрофанушка, на свете «миллионы, миллионы». Думаю, что это самый

Митрофанушка твердо усвоил уроки своей матушки. Он так же груб с окружающими, в том числе и с самой Простаковой. Он не желает учиться. Так же, как и мать, он пресмыкается перед теми людьми, от которых можно получить какую-либо выгоду. Простакова нежит и холит своего сына, но, когда происходит крушение ее замыслов, Митрофанушка отворачивается от нее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…»

Образы Стародума, Милона, Софьи и Правдина противопоставлены невежественному семейству Простаковых. Эти герои олицетворяют будущее общества, страны.

В образе Стародума воплощен авторский идеал просвещенного передового человека. Автор комедии понятие «передовой человек» отождествляет с понятием «образованный и высоконравственный». Стародум говорит, что он был воспитан своим отцом, который считал основным правилом воспитания следующее: «… Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Стародум считает, что не только ум делает честь человеку. Ум без благонравия, по Стародуму, пустой звук. «…Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло», — говорит он.

Он и Правдин, рассуждая о «достойных людях», приходят к заключению, что благосостояние государства зависит от воспитания молодого поколения.

Фонвизин в своей комедии «Недоросль» поднимает серьезную проблему — проблему воспитания. Этот вопрос занимал, да и, наверное, будет занимать людей во все времена. Думаю, благодаря постановке в комедии именно этого вопроса «Недоросль» не утратил актуальности и в наше время, а имя Митрофанушки стало нарицательным.

Сочинения

По литературе

Фонвизин

Образ и характеристика Митрофанушки в комедии Недоросль

Персонаж комедии «Недоросль» Митрофан Простаков является ярким примером необразованности и невежественности. Из – за чрезмерной опеки и вседозволенности со стороны родителей у него сформировался своеобразный сложный характер. Несмотря на свой 15-ти летний возраст для родителей он все еще ребенок, которому они прощают многие провинности. Они считают, что когда он вырастет его характер и поведение изменятся сами собой. Они балуют его считая, что во взрослой жизни слишком много трудностей и именно по этой причине детство должно быть самым беззаботным временем, когда исполняются все капризы. Но у такой заботы есть и обратная сторона — Митрофан слишком изнежен, груб, избалован и жесток как по отношению к учителям и крестьянам, так и по отношению к родителям. Чрезмерная родительская любовь негативно сказалась на воспитании.

Митрофан был уверен, что все его действия являются правильными, ведь его никогда не наказывали и это делало его еще более ожесточенным. Единственное, что его интересовало это женитьба.

Митрофанушка не умел видеть прекрасное вокруг себя – любоваться природой и искусством. Порой он даже напоминал животное, которым движут лишь основные инстинкты. Ему нравилось жить размеренной жизнью, ябедничать и ничего не делать. Митрофан – яркий пример ленивого человека, который не к чему в жизни не стремился. От него не стоило ждать гуманности или добрых поступков.

Несмотря на его характер и образ жизни в целом Митрофанушка был сообразительным и при наличии желания мог бы развиваться. Он осознает свою глупость, но не считает это проблемой, оправдывая это тем, что на свете много глупцов, и он найдет себе единомышленников. К учителям он относился с пренебрежением, а родители никак на это не реагировали. А наставники и учителя будучи людьми, воспитанными несмотря на его поведение обращались с ним крайне любезно. Со временем грубость Митрофана стала распространяться и на саму госпожу Простакову. Время от времени сын говорил ей, что она ему надоела и шантажировал самоубийством.

Сами родители Митрофанушки тоже не были людьми образованными и черпали все полученные знания из жизненного опыта. Они не видели надобности в получении образования и считали, что наука — это не более чем вынужденная мера и дань моде. Подобное отношение к образованию сформировалось и у Митрофанушки.

Образ Митрофана Простакова показывает читателю малодушного человека мир, которого ограничивается низменными плотскими потребностями.

2 вариант

По приезду из Франции Фонвизин написал комедию «Недоросль», в которой раскрыл главный порок того времени дворянских семей – детей, которые не стремились ни к чему, кроме как заниматься «ничем».

Главный герой комедии – Митрофанушка, молодой человек шестнадцати лет, которому давно пора служить, но он всё ещё находится в своём богатом дворянском доме. Из семьи у него отец, который не смеет и слова плохого сказать про сына, потому что боится матери, сама мать, которая души не чает в своём недоразвитом сыне и дядя, которого сам Митрофан и за человека не считает, собственно, как и почти всех, кто его окружает.

Митрофан означает «похожий на мать», вполне возможно, что автор этим хотел подчеркнуть, что мать и сын – два сапога пара. И Митрофан – это результат того воспитания, которое дала ему мать, потому что никто более не мог влиять на юношу.

Если говорить о воспитании, которое ему даёт мама, то для нормального человека это какой-то абсурд, потому что она говорит ему, чтобы тот учился лишь для вида, дабы в городе прознали, что он чем-то занимается, ведь в то время был указ Петра о том, что дворянские дети должны знать божье слово, арифметику и грамматику. Она говорила также, чтобы он ничего их тех наук в голову не брал, что если найдёт деньги, то себе в карман положить надо, ни с кем не поделиться и забыть. Мать поддерживала в нём лень, одобряла занятия по пинанию голубей. Она искренне любила его и позволяла всё, что ему хотелось, находила хорошим даже самые плохие вещи. На эту любовь Митрофан отвечал лишь использованием матери в своих целях, грубым отношением и наглостью, которая не знала границ.

Учителям, которые у него были, он только грубил и ничего не делал, ничего не учил, ничего не запоминал. Он не мог отличить даже существительное от прилагательного, да и не нужно ему это было. Единственным, кто его хвалил, был учитель Вральман, но по говорящей фамилии автор даёт понять, что и эта похвала была приторной, сделанной лишь для того, чтобы порадовать госпожу Простакову, мать Митрофана.

Для нас это действительно кажется абсурдным, но для 18 века это, увы, была реальность. Таких вот Митрофанушек было полным-полно, что и пытался показать Фонвизин.

Характеристика 3

Одной из основных тем комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина является тема воспитания. Раскрывается она на примере образа Митрофана, сына помещицы Простаковой.

Митрофан, пятнадцатилетний юноша, живет беззаботной жизнью. Это маменькин сынок. Да и имя Митрофан в переводе с греческого языка означает «являющий свою мать». Митрофан получает образование в домашних условиях. Простакова враждебно относится к просвещению, считая, что люди могут жить без наук. Но, чтобы вывести Митрофанушку в люди, приглашает к нему учителей. Правда, учителя эти – невежды. Учитель математики – сержант в отставке Цыфиркин, учитель русского и церковнославянского языков – недоучившийся семинарист, а французскому языку обучает бывший кучер Вральман. Простакова скупится на дорогое образование. Да к тому же постоянно мешает процессу обучения, жалея Митрофана, как бы он не переутомился. А у него изучение наук не вызывает никакого интереса. Они даются ему с трудом

У Митрофана нет никакой цели в жизни. Умственное развитие низкое, круг его интересов ограниченный. Митрофан любит погонять голубей, вкусно поесть и поспать. Простакова ничем сына не утруждала, оберегала от всех забот, защищала, когда его обижали. Даже не хотела отпускать на службу. Чтобы обеспечить ему беззаботное будущее, решила женить на Софье – богатой невесте. Митрофана привлекает мысль о женитьбе, и он помогает матери воплотить ее замыслы. Он не любит никого, в том числе и мать. Митрофан видит, что она в доме полновластная хозяйка, и прикидывается любящим сыном. А в трудный для матери момент, когда у нее отбирают право на управление имуществом за ее жадность и невежество, он ее отталкивает. Тон речи Митрофана – грубоватый, капризный. Речь у него несвязная, убогая, она отражает его характер. В ней много просторечий, заимствованных у дворовых. Со слугами и учителями он разговаривает грубо. В конце пьесы Митрофана разоблачают и отправляют на службу.

Воспитание и среда сделали из Митрофанушки тупое животное, которое только ест и развлекается. Имя Митрофанушки стало нарицательным, а слово «недоросль» — синонимом невежды. В своей комедии Фонвизин показывает, что получается от неправильного воспитания и к чему оно приводит.

Сочинение про Митрофанушку

Имя одного из героев комедии Фонвизина вызывает у нас усмешку. И это верно, ведь автор в своем произведении смог показать нам яркий и живой образ молодого человека, которого по праву можно назвать болваном, входящего в новую жизнь. Именно Митрофанушка становится ключевой фигурой, вокруг которого начинается конфликтная ситуация в доме Простаковых.

Открывая первые сцены комедии, у нас сразу же происходит знакомство с Митрофанушкой, который был сыном семейства Простаковых. И сразу же он у нас вызывает смех. Как же можно не смеяться над человеком, который объелся вечером, а наутро страдает от излишеств пищи. Но и за завтраком он опять съедает несколько хлебобулочных изделий. Митрофанушка смешно выглядит в таком возрасте, имея при себе няньку, которая ему во всем помогает. Кроме того у него неразвитая речь, да глуп он совсем. Однако, когда ближе узнаешь юношу, то уже понимаешь, не так уж прост и бестолков он. И если мы улыбаемся, когда видим его на уроке или экзамене перед Стародубом, то потом просто становится страшно за наше будущее. Вот такой Митрофанушка вырастет и станет управлять государством, решать глобальные проблемы. И что же будет с нашей страной, если он и подобные ему, встанет у власти?

И конечно же, отчетливо видно, как этот невежа, плохо относится по отношению к окружающим его людям. Мать, грубая женщина, не смогла дать ему достойного воспитания, и позже поплатилась с муже за это. Ее сын не считает их за людей. Свою няньку, которая взрастила его, как своего родного ребенка, и готова пожертвовать своей жизнью, он постоянно наносит ей оскорбление. Отсутствие благодарности к родным людям, дерзость вызывают омерзение. Можно уверенно сказать, что Митрофанушка приносит опасность для общества. Возможно, и оправдание таким его действиям по причине ненадлежащих воспитательных мер родителей. Однако, Митрофанушка был достаточно взрослым человеком, отвечающим сам за свои ошибки. Невозможно простить его за то, что он в самую трудную минуту предает мать и не может ее поддержать. А ведь она его родила, и отдавала всю себя для того, чтобы ее сын жил в хороших условиях.

В конце произведения решающую точку в его судьбе ставит Правдин. Он решает отправить недоросля на службу. Каждый из нас может представить, сколько горя доставит людям Митрофанушка. Это юноша навсегда потерян для общества, так как он страшен своим равнодушием и глупостью. И он никогда не станет лучше, так как ему так и не дали ума и душу отобрали.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Митрофанушки в комедии Недоросль

Популярные сегодня темы

Сочинение Кутузов и Наполеон в романе Война и мир Толстого

Роман Льва Николаевича Толстого считается величайшим романом в мире. В четырех томах данного произведения описаны две войны. В романе так же присутствуют образы великого полководца Кутузова и агрессора Наполеона.

Анализ рассказа Шолохова Бахчевник

К ранним произведениям М. Шолохова относится и «Бахчевник», увидевшее свет в 1925 году. Основная тема рассказа — отношение жителей отдельной деревни к событиям гражданской войны

Пластов

Творческая деятельность Аркадия Пластова выражена в ярком воссоздании картин, отображающих красоты русских деревень и сел. Его работы отражают величие природы и труд крестьян.

План рассказа Три охотника Носова

Отправились как-то охотники в лес. Одного звали дядя Ваня, другого – дядя Федя, а третьего — дядя Кузьма. Долго блуждали они по лесу, но дичи не было. Сделали охотники привал. Расположились на лужайке и начали рассказывать невероятные истории.

Сочинение Время и пространство в романе Мастер и Маргарита Булгакова

В книге совмещены два романа, они разные по времени, но пересеклись в одном произведении. Один роман описывает жизнь в Москве, современной Булгакову. Другой жизнь в Иерусалиме времён Христа.

Среди ключевых персонажей произведения Недоросль стоит выделить госпожу Простакову. Характеристика этой личности поможет разобраться в смысле данной комедии и узнать, что именно Фонвизин с ее помощью хотел донести до читателя. Естественно, что после этого написать сочинение об образе Простаковой окажется гораздо проще.

Госпожа Простакова: характеристика героини

Характеристика героини Простаковой достаточно проста и понятна. Данная особа лишена загадочности. Она является достаточно жестокой дамой, которая ради достижения собственной цели готова пойти на все. Правда, при этом она с огромной любовью и трепетом относится к своему сыну. Она настолько слепо восхищается им, что даже не видит явных недостатков своего отпрыска. Именно за счет этого противоречия в Недоросле Простакова не может быть названа строго негативным персонажем.

Она довольно вспыльчива и злонравна, но весьма несчастлива. Именно поэтому она проявляет недовольство ко всему, что происходит вокруг. Ее не устраивают далеко не только лишь отношения с собственным супругом. Женщина возмущена экономикой, политикой, общественным положением. Правда глубоко вникнуть в эти проблемы ей не под силу.

В характеристике Простаковой из Недоросля Фонвизина стоит отметить, что данная особа проявляет явное отвращение к наукам. Она считает, что благополучие и стабильность достигается только при отсутствии развития. Это весьма прямолинейная дама, воспринимающая все буквально.

Краткая характеристика госпожи Простаковой может быть выглядеть следующим образом. Это достаточно властная помещица, которая попросту лишена всего человеческого. Она жаждет исключительно денег. Поэтому даже светлые чувства в ней проявляются в негативном свете. Она любит своего супруга, но руководит им. Она дорожит своим сыном, но чрезмерно опекает его.

Образ Простаковой

Образ Простаковой в комедии Недоросль является центральным. Именно вокруг этой персоны разворачиваются сюжетные линии. Кроме того, эта женщина является воплощением старого помещичества. Именно его автор высмеивает в собственном произведении.

Главную роль образ госпожи Простаковой играет даже в финале комедии. С его помощью выражается основная мысль. Таким образом он показывает, что мещанству наступает конец. Ведь именно через призму этого персонажа Фонвизин показывает особенности мещанства во всей его красе. Через эту женщину автору удается показать те черты, которые он ненавидит в обществе его времени.

Женщина не воспринимает собственных крепостных людьми. Она считает их далеко не самыми умными, бездушными машинами, призванными беспрекословно выполнять все ее поручения. Они вынуждены терпеть все наказания своей госпожи. Причем, нередко они оказываются беспочвенными. Простакова убеждена, что у этих людей не может быть добрых целей. Поэтому их следует держать в максимальной строгости.

Женщина не думает о чувствах и интересах других, они ей неважны. Для того же, чтобы обеспечить свое будущее, она идет на всевозможные хитрости и обман. Естественно, что при этом она сама загоняет себя в тупик. Именно поэтому финал оказывается столь трагичным. Помещица лишается своей деревни. Таким образом автор говорит о том, что вскоре исчезнет все мещанство. Ему нужно ответить за все совершенные преступления, остаться без всех благ. Как же при этом утверждает писатель, будущее будет строиться такими людьми, как Милан и Софья.

Внешность госпожи Простаковой

Даже если рассматривать характеристику Простаковой с цитатами, в точности описать ее внешность крайне сложно. Писатель данному моменту внимания практически не уделяет. Особый акцент делается на характере данной особы и ее поведении.

Фонвизин указывает, что некая доля вкуса у данной особы есть. Также говоря о ней, он указывает на некое сходство со Скотининым. Ведь эти персонажи являются братом и сестрой. Можно предположить, что это достаточно грузная, высокая дама, обладающая достаточно строгими чертами лица.

Характер и образ жизни

Характер у героини весьма сложный. Она весьма требовательна к тем, кто ее окружает. Правда ее требовательность весьма избирательна. Она по каждой мелочи придирается к своим крестьянам, но при этом не замечает серьезных проблем, которые имеются у ее сына. Кроме того, у дамы явно отсутствует чувство меры.

Найти какие-то положительные черты в ее характере попросту не удается. Она безжалостна и невероятно жестока. Женщина даже не стремится к тому, чтобы увидеть в окружающих и жизни как таковой хоть что-то положительное. Все ей видится исключительно в темных красках.

Разобраться в особенностях данной персоны поможет характеристика речи Простаковой. Здесь явно просматривается необразованность и отсутствие воспитания. Дама нередко произносит слова неправильно. Правда проскакивают при этом и литературные, книжные обороты. Например, когда она обращается к Стародубу, то пытается быть любезной, называет его бесценным гостем, высказывается весьма неординарно.

Несмотря на явную напористость, героиня труслива. Когда она понимает, что Стародуб не станет просто наблюдать за совершаемыми действиями, собирается противостоять, женщина кидается к нему в ноги и просит о прощении.

Во всех своих поступках дама руководствуется исключительно личной наживой. С целью обогащения она может решиться даже на преступление. Например, чтобы получить денежные средства Софии, она силой хочет выдать ее замуж за своего сына.

Простакова не умеет налаживать отношения с окружающими. Она настолько негативной видит реальность, что попросту не может с кем-то нормально общаться.

Отношения, которые у нее сложились с крестьянами, довольно сложные. Женщина считала их хуже животных. Естественно, что и относилась к ним соответственно. Дама отобрала у них абсолютно все, что только могла, держала их в постоянном страхе. Не желая потакать крестьянам, Простакова наказывала их даже без малейшей на то причины.

Хуже всего приходилось Еремеевне, которая являлась няней Митрофана. Понять, насколько плохим было отношение к этой женщине, поможет речевая характеристика Простаковой. Помещица называет ее старой ведьмой и даже собачьей дочерью. Она ругает няню за все без исключения. Простакова даже умудряется высказать свое недовольство по поводу того, что Еремеевна начала плакать в результате постоянных упреков. При этом няня хорошо выполняет свою работу. Правда госпожа этого упрямо не замечает.

В отношениях со слугами властная женщина является настоящим тираном. Она постоянно думает о том, что ее подчиненные ведут себя неподобающе. Чтобы совладать с ними, госпожа Простакова постоянно ругается и пререкается. Женщина с гордостью говорит своему супругу о том, как ругалась целый день. Мол, только благодаря этому в их доме все хорошо.

Не особо тепло госпожа относится и к Соне. До того момента, пока женщина считает ее беднячкой, то ведет себя с девушкой весьма грубо. Нередко она даже забывает об элементарных правилах приличия. Когда же Соня становится богатой наследницей, отношение Простаковой к ней кардинально меняется. Госпожа всячески проявляет любезность. Ведь теперь она видит перед собой не бедную родственницу, которой нужно предоставить жилье, а весьма хорошую партию для своего сыночка. Естественно, что при этом госпожа даже начинает проявлять нежность, ведет себя более воспитанно.

Отношения Простаковой с супругом также далеки от идеала. Она не считает, что ее муж достоин нежности и внимания с ее стороны. Он подвергается постоянным оскорблениям. Причем, грубые высказывания в его адрес дама произносит даже в присутствии посторонних. Госпожа не считается с мнением собственного супруга и руководствуется лишь своим. Единственным, кто может почувствовать ее любовь, является Митрофанушка. Правда ему это явно не приносит пользы. Так как опека матери становится чрезмерной.

План характеристики Простаковой

Составить характеристику Простаковой поможет план:

✔️ Место героини в комедии.
✔️ Положение в обществе и семье.
✔️ Особенности воспитания и стремление к обучению.
✔️ Цели в жизни и интересы.
✔️ Внешность женщины.
✔️ Речевые особенности.
✔️ Совершаемые поступки и особенности характера.
✔️ Отношения с другими героями.

В завершение остается сделать лишь выводы об образе Простаковой. На этом характеристика героини будет полностью завершена.

Сочинение.
Проблемы образования и воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Комедия «Недоросль» Фонвизина была поставлена в театре в 1782 г. Историческим прототипом «Недоросля» было звание дворянского подростка, не закончившего обучение. Во времена Фонвизина тягости обязательной службы увеличились в одно время с ослаблением материальных побуждений к ней. «Линяние» от школы и службы стало хроническим недугом дворянства. Митрофану Фонвизина скоро 16 лет; но он еще состоит в недорослях: по закону 1736 г. срок учения недоросля продолжено до 20 лет. Тот же закон дозволял воспитываться дома недорослям со средствами. Требования общества и службы навязывали этим людям ненавистную им науку. Эти люди не понимали своего дворянского положения, а в положении сословия происходил перелом, требовавший полного к себе внимания. Образованные русские люди того времени настойчиво твердили, что всему русскому дворянству необходимо знание гражданских законов и состояния собственного отечества, русской географии и истории. В ту же осень, когда впервые был сыгран «Недоросль», в Петербурге была создана комисс ия об учреждении народных школ в России. И понятно, что Фонвизин, как активный деятель Просвещения, не мог не участвовать в обсуждении проблем образования и воспитания в стране. По этому так много места занимают эти проблемы в его комедии « Недоросль». Итак, Митрофан, которому скоро 16 лет, учится в доме своих родителей. Главный воспитатель Митрофанушки — его собственная мать. В «Недоросле» показана зажиточная дворянская семья екатерининского времени в абсолютно хаотическом состоянии. Все понятия здесь перевернуты вверх дном; все чувства вывернуты наизнанку; во всем гнет и произвол, ложь и обман, и круговое поголовное непонимание. Кто посильнее, гнетет; кто послабее, лжет и обманывает. Хозяйка дома Простакова — смесь наглости и низости, трусости и злобы, бесчеловечности ко всем и нежности к сыну. При всем этом она абсолютно невежественна и необразованна, поэтому учителя, выбранные для сына, на самом деле, недоучившийся семинарист, отставной солдат и просто кучер. Чему могут научить они Митрофана? Однако для Простаковой это не имеет никакого значения. Даже портной у нее на самом деле нигде не учился портняжному делу. Самоуверенность Простаковой настолько велика, что она считает: достаточно только приказать, и ее портной сам научится мастерству. Самодурс тво Простаковой заставляет ее близких лгать и изворачиваться, поэтому результат воспитания в этой семье является закономерным. Невежество, в котором рос Митрофанушка, и домашние примеры вырастили в нем изверга и домашнего учителя такого же, как собственная мать. В конце комедии Митрофан с большой легкостью отказывается от родной матери. Воспитание изуродовало его беззлобный, в сущности, характер. По мнению П. А. Вяземского в лице Простаковой Фонвизин высмеивает «гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребление домашней властью» Противником Простаковой в комедии является Стародум, в лице которого Фонвизин попытался представить просвещенную власть дворянского общества. Стародум был героем и идеалом Фонвизина. Конечно, положительные герои пьесы не столько действующие лица драмы, сколько ее моральная обстановка. Стародум не столько живое лицо, сколько моральный манекен, идеальный просветитель екатерининской поры. Недаром он утверждает, что «не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь у кого нет нужного… Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить», «великий государь, есть государь премудрый», «совесть всегда, как друг остерегает, прежде, нежели судья наказывает». Слова Стародума являются призывом Фонвизина к нравственной чистоте моральных устоев современного ему общества. Одно время он даже издавал журнал с символическим названием – «Друг честных людей или Стародум» В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражают позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей.
Проблемы просвещения и образования очень остро стояли во времена Фонвизина. Ну а в наши дни, в век всеобщей грамотности существуют ли подобные проблемы? Насколько позволительно в наши дни покупать себе диплом вуза, имея неограниченный достаток в семье? Насколько снизился образовательный уровень детей абсолютно потерявших интерес к чтению, и может ли наше ущербное телевидение со своими сериалами и «боевиками» заменить полноценное образование? Разве нет проблемы в том, что основные знания дети получают из телевизионных игр: «Кто хочет стать миллионером» и «Слабое звено». И это в то время, когда нас окружает сложнейшее оборудование и техника, требующие глубоких систематизированных знаний. Учебники становятся все проще, обучение все легче. Это и есть проблема современного образования.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

  • Сочинение по литературе уроки французского 6 класс
  • Сочинение по литературе трагичен ли образ обломова
  • Сочинение по литературе судьба человека 11 класс
  • Сочинение по литературе церковь покрова на нерли
  • Сочинение по литературе татьяна милый идеал пушкина