Сочинение по литературе 11 класс структура написания

Слайд 1итоговое сочинение в 11 классе нарушевич андрей георгиевич кандидат филологических наук, доцент заведующий кафедрой русского и иностранных языков таганрогского

Слайд 1

Итоговое сочинение в 11 классе Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, доцент заведующий кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П. Чехова Ростовского государственного экономического университета («РИНХ»), специалист отдела русского языка издательства «Легион»

Слайд 2

В 2014 – 2015 учебном году итоговое сочинение (изложение) проводится: 3 декабря 2014 года 4 февраля 2015 года 6 мая 2015 года

Слайд 3

Тематические направления «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Вопросы, заданные человечеству войной Человек и природа в отечественной и мировой литературе Спор поколений: вместе и врозь Чем люди живы?

Слайд 4

Привлечение текстов художественных произведений Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Слайд 5

Темы сочинений При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература? Почему люди пишут стихи? Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?

Слайд 6

Формулировка задания Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Слайд 7

Критерии оценивания сочинения Критерий 1. Соответствие теме Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала ______________________________________ Критерий 3. Композиция Критерий 4. Качество речи Критерий 5. Грамотность

Слайд 9

Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Итоговое сочинение в 11 классе. Ростов н / Д: Легион, 2014 Требования к итоговому сочинению Разбор тематических направлений 2014-2015 учебного года Система творческих заданий Примеры готовых работ

Слайд 10

Выбор темы сочинения Определите, какая из тем кажется вам наиболее конкретной и понятной. Подумайте, какие из подходящих художественных произведений вы знаете лучше всего, так как, не зная текста, вы вообще не сможете раскрыть тему. Вспомните, по какой из предложенных тем вы знакомы с критической литературой, с интересными интерпретациями текста, современными литературоведческими подходами.

Слайд 14

План в виде схемы-кластера

Слайд 15

Композиционная и логическая структура сочинения Композиционная структура Логическая структура Вступление Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы Основная часть Тезис 1 Доказательства, примеры Микровывод Тезис 2 Доказательства, примеры Микровывод Тезис 3 Доказательства, примеры Микровывод (…) Заключение Вывод . Обобщение по всей теме

Слайд 18

Тематическое направление 1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Почему «помнит вся Россия» о поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове?

Слайд 19

Примерные темы Почему мы сегодня читаем стихи М.Ю.Лермонтова? Как творчество М.Ю.Лермонтова повлияло на моё миропонимание? Почему в лирике М.Ю.Лермонтова любовь к родине названа «странной»? Какие нравственные ценности утверждаются в произведениях М.Ю.Лермонтова?

Слайд 20

Цель работы: Ответить на вопрос, поставленный в формулировке темы, (с обязательным использованием текста произведения (произведений) М.Ю. Лермонтова)

Слайд 21

Перечитываем классику Стихотворения: «Листок», «Парус», «И скучно, и грустно…», «Дума», «Смерть Поэта», «Как часто, пёстрою толпою окружен…», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на дорогу…», «Благодарность», «Родина», «Ангел». Поэма «Мцыри» Роман «Герой нашего времени»

Слайд 22

Варианты вступления и заключения Исполнилось 200 лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова, а мы по-прежнему обращаемся к его поэтическому слову. Оно волнует и заставляет задуматься о вечных вопросах человеческого бытия, которые когда-то так же, как и нам сегодня, не давали покоя великому поэту. <...> Произведения М.Ю. Лермонтова позволяют нам, людям XXI века, лучше понять окружающий мир и своё место в нём. Каждый читатель, соприкасаясь с творчеством великого поэта, находит отражение своих мыслей и чувств, восхищается красотой художественного слова, над которой не властно время.

Слайд 24

Тематическое направление 2. Вопросы, заданные человечеству войной Какие вопросы (проблемы) ставит перед человеком война?

Слайд 25

Примерные темы Каковы нравственные уроки войны? Можно ли остаться человеком на войне? В чём заключается подвиг? (Кого можно назвать подлинным героем?) В чём заключается нравственный выбор человека на войне? Какие нравственные качества необходимы человеку на войне? Почему мы сегодня читаем произведения о войне?

Слайд 27

Задание. Используя подсказки, напишите сочинение на тему «Какие вопросу задаёт человечеству война?» Война — это особое состояние бытия, которое заставляет человека задуматься над вечными вопросами… Каждому из нас часто приходилось слышать или читать о людях, совершавших подвиги на войне. Что же такое подвиг и кого можно назвать стоящим героем? На эти вопросы позволяет ответить произведение … Таким образом, писатель подводит нас к мысли о том… Тем, кого мы сегодня называем героями, пришлось столкнуться с проблемой нравственного выбора на войне. Почему одни люди, остаются верны чести и долгу, а другие становятся предателями? Над этим вопросом размышляет (…) в произведении… Как видим, автор приводит нас к следующему выводу… В заключение сочинения я хочу сказать, что главный вопрос, который ставит перед человечеством война, можно сформулировать так: как не допустить новых войн, новых человеческих страданий, как уберечь наш хрупкий мир от вселенской катастрофы, способной уничтожить всё живое на земле? И эту проблему предстоит решать нам — людям XXI века.

Слайд 28

Тематическое направление № 3 Человек и природа в отечественной и мировой литературе Как изображаются взаимоотношения человека и природы в литературе?

Слайд 29

Примерные темы Зачем мы читаем стихотворения о природе? Чему учат нас произведения о природе? Какова роль пейзажа в литературе? Человек и природа: единение или противостояние? «Не то, что мните вы, природа…» (Ф.И.Тютчев).

Слайд 33

Тематическое направление 4. Спор поколений: вместе и врозь Какие семейные ценности необходимы людям? В чём заключаются проблемы во взаимоотношениях разных поколений?

Слайд 34

Примерные темы Возможны ли гармоничные отношения между поколениями? Как научиться решать спорные вопросы и конфликтные ситуации? Каковы последствия неразрешенных конфликтов между поколениями?

Слайд 35

Художественные произведения Дмитрий Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль» Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума» Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба » Алексей Николаевич Островский. Драма «Гроза» Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети» Лев Николаевич Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» Константин Георгиевич Паустовский. Рассказ «Телеграмма» Валентин Григорьевич Распутин. Повести «Последний срок», «Прощание с Матёрой»

Слайд 36

Вступление и заключение Жизнь человека сложна и противоречива. Сколько трагических ошибок делаем мы, даже не пытаясь понять своих предшественников! В классической литературе трудно найти писателя, в творчестве которого не отражалась бы эта проблема. Разумеется, идеал всегда далёк от реальной действительности. Но мне кажется, что гармоничными можно назвать такие отношения между поколениями, когда старшие открыты для диалога с детьми, а младшие готовы принимать старших такими, какие они есть. .

Слайд 37

Используя план, напишите сочинение на тему «Возможны ли гармоничные отношения между родителями и детьми?» Возможны ли гармоничные отношения между родителями и детьми? Литература учит нас тому, что гармоничные отношения между родителями и детьми существуют. 1. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 2. Образы Аркадия и Николая Петровича Кирсановых в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». III. Стремление понять и принять друг друга — залог гармоничных отношений между поколениями.

Слайд 39

Источник для формулировки направления – рассказ Л.Н. Толстого «Чем люди живы» … «И живы все люди не тем, что они сами себя обдумывают, а тем, что есть любовь в людях. Знал я прежде, что бог дал жизнь людям и хочет, чтобы они жили; теперь понял я ещё и другое… Понял я теперь, что кажется только людям, что они заботой о себе живы, а что живы они одною любовью. Кто в любви, тот в боге и бог в нём, потому что бог есть любовь»…

Слайд 40

Тематическое направление 5 . Чем люди живы Какие ценностные ориентиры являются главными в жизни людей?

Слайд 41

Чем люди живы? Любовью Совестью Милосердием Состраданием Взаимопониманием Добротой Честью Благородством Порядочностью Верой Бескорыстием Надеждой Культурой Памятью Семьёй Мечтой Милосердием Достоинством Открытостью Честностью Взаимопомощью Правдивостью Патриотизмом Честность Душевной щедростью

Слайд 42

Примерные темы Как раскрывается проблема поиска смысла жизни в русской литературе? Для чего живёт человек? В чём ценность человеческой жизни? Как прожить жизнь, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? Важно ли иметь цель и мечту в жизни? Что такое счастье (совесть, честь, благородство)? В чём состоит активная жизненная позиция? Можно ли научить человека любить? Что такое «красота души»? Почему нельзя достигать своей цели любыми средствами?

Слайд 43

Вступление и заключение Всякий человек, достигнув определённого возраста, задумывается над вечными вопросами, мучившими человечество не одно столетие. Зачем я живу? В чём смысл моего существования? Каким путём надо идти, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? Мыслители всех времён пытались ответить на эти вопросы. Закончено произведение, но творческий поиск писателя на этом не обрывается. Автор неизменно идёт дальше, отыскивая новые пути, открывая новые законы бытия. Так и человек, взрослея, глубже постигает мир и лучше понимает своё место в нём. Не остановиться, не предать себя — не в этом ли сокровенный смысл человеческой жизни?

Слайд 44

Используя подсказки, напишите сочинение на тему «Что такое любовь?» Любовь — одно из самых загадочных чувств в жизни человека. Любовь может сделать человека счастливым или несчастным. Одних она окрыляет, другие из-за неё страдают и мучаются. Многие поэты и писатели обращались к вечной теме любви, и каждый из них описывал это чувство по-своему. Например, … в своём произведении … Таким образом, … Над вечной тайной любви размышляет и … в произведении… Как видим,… Итак, истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, преображая его. Умение жертвовать собой ради любви — это инастоящий дар, данный свыше.

Слайд 45

Контактная информация Нарушевич Андрей Георгиевич – anarushevich@yandex.ru

Стало известно, что Рособрнадзор опубликовал официальные данные по поводу написания итогового сочинения на будущий учебный год. Для выполнения работы предоставляется несколько дней, основным днем является 1 декабря 2021 года. Дополнительно выделяется 2 февраля 2022 и 4 мая 2022 года. Какая тематика будет предоставлена для написания итогового сочинения, и как подготовиться к экзамену, узнаете здесь.

Основные правила

1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно
  • Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022

По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной?

До итогового сочинения осталось меньше 1 месяца! А подготовка к нему включает в себя общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата, особенно в такие сжатые сроки. Вам нужна четкая система: сегодня вы разбираете речевые ошибки, завтра — орфографические, а послезавтра подбираете интересные аргументы.

Итоговое сочинение для 11 классов - 1 декабря 2021: прием заявлений, темы, правила написания, подготовка к изложению

На курсе подготовки к итоговому сочинению в MAXIMUM Education вас ждет именно такая система: за оставшийся месяц вы научитесь писать логичные и интересные тексты без грамматических и орфографических ошибок. А главное — вы поймете формат итогового сочинения и самостоятельно напишете 2 пробника, которые наши преподаватели проанализируют с вами индивидуально. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к итоговому сочинению системно.

Итоговое сочинение 2021-2022: критерии

Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Какие темы предоставлены для написания сочинения в 2021 году

Как правило, тематика для написания итогового сочинения предоставляется ученикам на выбор. Известен список литературы, который поможет подготовиться к сочинению на любую из выбранной темы. Предлагаются на выбор такие тематики:

  • цивилизация и технологии;
  • преступление и наказание;
  • кому на Руси жить хорошо;
  • книга – про меня;
  • дорога в жизни человека.

Каждая из тем рассматривается с точки зрения ученика, раскрывается основная проблематика сочинения, или посвящается любимому произведению. Также это тесно связано с российской литературой, в частности, произведениям писателя Достоевского. Рассматривается положительное или отрицательное влияние технологических достижений на человечество и описание своего мировоззрения, опираясь на персонажей из литературы.

В зависимости от интересов, каждый ученик сможет выбрать для себя подходящую тему, заранее подготовиться, прочитать литературу и отлично сдать экзамен.

Как подготовиться к написанию сочинения

В первую очередь необходимо определиться с темой. Не стоит выбирать несколько, лучше определиться с одной, и узнать рекомендуемый объем написания. Как правило, на выполнение данного задания даётся не более 3 часов, оно не должно превышать более чем 350 слов. Но и сочинение, где будет написано меньше 250 слов, не будет рассматриваться.

Ученикам стоит обратить внимание на свою чёткую позицию в плане литературы, рассмотрения персонажей и своего мировоззрения. Как правило, можно опираться на цитаты из литературы, на мнение персонажей, всё же комиссия будет рассматривать именно точку зрения и раскрытие проблематики со стороны ученика. Не стоит забывать, что все сочинения тщательно проверяются на антиплагиат, поэтому полностью цитировать абзацы из любимого произведения не стоит.

Наверняка каждый понимает, что и орфография, исправления и любые помарки также недопустимы, заранее стоит поработать над почерком, чтобы у комиссии не возникало вопросов. Не нужно откладывать в долгий ящик подготовку: если начать сейчас, то к моменту написания сочинения гарантированно получится справиться с любой выбранной темой.

Завершается прием заявлений на участие в итоговом сочинении

-Подать заявление необходимо до 17 ноября. Это можно сделать в своей школе.

-Итоговое сочинение писать обязательно, оно является допуском к ГИА.

-Темы сочинений будут известны выпускникам за 15 минут до начала.

-Дополнительные даты проведения – 2 февраля и 4 мая 2022 года.

Читать еще…

источник

Инфоурок

Литература
СтатьиСтатья «Структура итогового сочинения по литературе в 11 классе»

Издательство «Просвещение»1Развитие речевой компетенции на уроках русского яз...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Издательство «Просвещение»1Развитие речевой компетенции на уроках русского яз

    Описание слайда:

    Издательство «Просвещение»
    1
    Развитие речевой компетенции на уроках русского языка в целях подготовки к итоговому сочинению средствами УМК издательства «Просвещение»
    Мещанкина Надежда Александровна,
    Методист редакции русского языка и литературы Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение»

  • 2 слайд

    Итоговое сочинениеИтоговое сочинениеНапредметный характерОриентация на литера

    Описание слайда:

    Итоговое сочинение
    Итоговое сочинение
    Напредметный характер
    Ориентация на литературный материал

  • 3 слайд

    3КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: 1.СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ Критерий № 1 является одним из важ

    Описание слайда:

    3
    КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

    1.СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ
    Критерий № 1 является одним из важнейших: выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументированно раскрыть.

    2. АРГУМЕНТАЦИЯ, ПОДБОР ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА

    3. КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ

    4. КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
    Критерий №4 показывает владение учеником письменной речью: богатство лексических и художественных средств, разнообразие синтаксических конструкций, отсутствие речевых ошибок

    5. ГРАМОТНОСТЬ
    Как правило, работы с низким уровнем грамотности имеют плохие показатели и по остальным критериям. Допускается не более 5 ошибок на 100 слов.

  • 4 слайд

    4Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)» Если в сочинении мен

    Описание слайда:

    4
    Требование № 1.
    «Объем итогового сочинения (изложения)»
    Если в сочинении менее 250 слов, а в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет».

    Требование № 2.
    «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
    Итоговое сочинение (изложение) выполняется самостоятельно.
    При цитировании – ссылка в свободной форме.

  • 5 слайд

    Основные проблемы:Выбор темы Неумение начать и завершить сочинение Неверный в

    Описание слайда:

    Основные проблемы:
    Выбор темы
    Неумение начать и завершить сочинение
    Неверный выбор аргументов
    Неубедительность аргументов
    Сложности с формулировкой собственного мнения
    Неумение работать с литературным материалом
    Нехватка литературного материала
    Пересказ, а не анализ
    Речевые ошибки
    Грамматические ошибки

  • 6 слайд

    Основные проблемы:

    Описание слайда:

    Основные проблемы:

  • 7 слайд

    Итоговое сочинениеСлово-магнитразумчувствоинтеллектумпознаниеконтрольизучение

    Описание слайда:

    Итоговое сочинение
    Слово-магнит
    разум
    чувство
    интеллект
    ум
    познание
    контроль
    изучение
    эмоции
    порыв
    дружба
    любовь
    себя
    Окружающий мир
    других
    анализ и контроль

  • 8 слайд

    8ОООКомпетенцииЯзыковаяРечеваяЛингвистическаяАудирование Письмо Говорение Об

    Описание слайда:

    8
    ООО
    Компетенции
    Языковая
    Речевая
    Лингвистическая
    Аудирование
    Письмо
    Говорение

    Общие знания о языке
    Знания по лингвистике и русистике
    Нормы языка
    Орфографическая грамотность
    Пунктуационная грамотность

  • 9 слайд

    9Компетенция – актуализация определенных знаний, умений и навыков в конкретно

    Описание слайда:

    9
    Компетенция – актуализация определенных знаний, умений и навыков в конкретной жизненной ситуации.
    Формирование речевой компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).
    Текстоцентричность – ориентация на работу
    с текстом и текстотворчество.

  • 10 слайд

    ОСНОВНАЯ ШКОЛА. ФПУ 2014 г. РУССКИЙ ЯЗЫК. 5-9 кл. УМК Т. А. Ладыженской, М.

    Описание слайда:

    ОСНОВНАЯ ШКОЛА. ФПУ 2014 г. РУССКИЙ ЯЗЫК. 5-9 кл.
    УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др.
    10
    УЧЕБНИК обеспечивает формирование лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенций обучающихся.
    РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ предназначены для формирования умений и навыков, решения проблемно-поисковых задач на основе принципа дифференциации обучения.
    ТЕСТЫ и ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ способствуют организации контроля и самоконтроля результатов обучения.
    Структура УМК «Русский язык». 5-9 кл.
    Т. А. Ладыженской и др.
    Учебники 5-9
    Рабочие тетради
    Методические пособия
    Рабочие программы
    Тесты, диагностические работы
    ООО

  • 11 слайд

    Сочинение по литературе 11 класс структура написания

  • 12 слайд

    Работа с текстомМоре, пена, Шопен, королева, башня, замок, полюбить. Паж до

    Описание слайда:

    Работа с текстом
    Море, пена, Шопен, королева, башня, замок, полюбить.

    Паж довез королеву до моря на экипаже. Море, пена, красивый замок с башнями, играет музыка Шопена. Она очень полюбила это место.

    Это было у моря, где ажурная пена,
    Где встречается редко городской экипаж…
    Королева играла в башне замка Шопена
    И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
    И. Северянин

  • 13 слайд

    13ОООЯзыковая компетенцияАлгоритмизация действийСхематичностьЕ. А. Ефремова.

    Описание слайда:

    13
    ООО
    Языковая компетенция
    Алгоритмизация действий
    Схематичность
    Е. А. Ефремова. Русский язык. Рабочая тетрадь

  • 14 слайд

    14Особенности УМК по усскому языку Т. А. Ладыженской и др.(5-9) Е. А. Ефремо

    Описание слайда:

    14
    Особенности УМК по усскому языку
    Т. А. Ладыженской и др.(5-9)
    Е. А. Ефремова. Русский язык. Рабочая тетрадь
    Схемы для повторения и развития научной речи
    Занимательные материалы
    Памятки

  • 15 слайд

    Особенности УМК по русскому языку Т. А. Ладыженской и др.(5-9) В. Д. Янченко

    Описание слайда:

    Особенности УМК по русскому языку
    Т. А. Ладыженской и др.(5-9)
    В. Д. Янченко, Л. Г. Латфуллина. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь

  • 16 слайд

    16ОООКоммуникативная компетенцияСоздание практикоориентированного речевого п

    Описание слайда:

    16
    ООО
    Коммуникативная компетенция
    Создание практикоориентированного
    речевого произведения

  • 17 слайд

    17ОООКоммуникативная компетенцияЕ. А. Ефремова. Русский язык. Рабочая тетрадь

    Описание слайда:

    17
    ООО
    Коммуникативная компетенция
    Е. А. Ефремова. Русский язык. Рабочая тетрадь
    Развитие фантазии, выражение собственных мыслей
    Различение стилей речи и использование их на практике
    Ориентация на ОГЭ

  • 18 слайд

    18ИнтерактивРабота со словом«…всякое слово существует для говорящего в трёх а

    Описание слайда:

    18
    Интерактив
    Работа со словом
    «…всякое слово существует для говорящего в трёх аспектах: как нейтральное и никому не принадлежащее слово языка, как чужое слово других людей, полное отзвуков чужих высказываний, и, наконец, как моё слово, ибо, поскольку я имею с ним дело в определённой ситуации, с определённым речевым намерением, оно уже проникается моей экспрессией»
    М. М.Бахтин
    Формирует все виды компетенций
    Пример слова: Разум

    Ассоциации к слову(произвольное определение учеников)

    Слово в словаре (орфография, значение, использование)

    Слово-образ ( представить ощущение, понятие, образ)

    Слово в чужом тексте (как используется это слово другими: подбор текстов)

    Слово в своем тексте (создание собственного текста, ориентация на слово)

  • 19 слайд

    19ОООИнтерактивРазум

    Описание слайда:

    19
    ООО
    Интерактив
    Разум

  • 20 слайд

    Особенности УМК по русскому языку Т. А. Ладыженской и др.(5-9) Н. Н. Соловьё

    Описание слайда:

    Особенности УМК по русскому языку
    Т. А. Ладыженской и др.(5-9)
    Н. Н. Соловьёва. Русский язык. Диагностические работы
    Часть А – тесты на правила
    Часть В – тесты на примере текста

  • 21 слайд

    ОСНОВНАЯ ШКОЛА. ФПУ 2014 г. РУССКИЙ ЯЗЫК. 5-9 кл. УМК Л. М. Рыбченковой и др

    Описание слайда:

    ОСНОВНАЯ ШКОЛА. ФПУ 2014 г. РУССКИЙ ЯЗЫК. 5-9 кл.
    УМК Л. М. Рыбченковой и др.
    21
    Красочно оформленный и чётко структурированный разворот учебника напоминает виртуальное пространство Интернета.
    Теоретический материал для обязательного учебника располагается на основном поле, дополнительная информация – во «всплывающих окнах».
    Текст – системообразующий элемент каждого параграфа.
    Разноуровневые, поисковые, творческие задания активизируют познавательную деятельность школьника.
    «Советы помощника», памятки развивают способность к самоорганизации и самооценке.
    Структура УМК «Русский язык». 5-9 кл.
    Л. М. Рыбченковой и др.
    Учебники 5-9
    Рабочие тетради
    Методические пособия
    Рабочие программы
    Подготовка к ГИА
    ООО

  • 22 слайд

    ОСНОВНАЯ ШКОЛА. ФПУ 2014 г. РУССКИЙ ЯЗЫК. 5-9 кл. УМК Л. М. Рыбченковой и др

    Описание слайда:

    ОСНОВНАЯ ШКОЛА. ФПУ 2014 г. РУССКИЙ ЯЗЫК. 5-9 кл.
    УМК Л. М. Рыбченковой и др.
    22
    ООО

  • 23 слайд

    ОСНОВНАЯ ШКОЛА. ФПУ 2014 г. РУССКИЙ ЯЗЫК. 5-9 кл. УМК Л. М. Рыбченковой и др

    Описание слайда:

    ОСНОВНАЯ ШКОЛА. ФПУ 2014 г. РУССКИЙ ЯЗЫК. 5-9 кл.
    УМК Л. М. Рыбченковой и др.
    23
    ООО

  • 24 слайд

    ОСНОВНАЯ ШКОЛА. ФПУ 2014 г. РУССКИЙ ЯЗЫК. 5-9 кл. УМК Л. М. Рыбченковой и др

    Описание слайда:

    ОСНОВНАЯ ШКОЛА. ФПУ 2014 г. РУССКИЙ ЯЗЫК. 5-9 кл.
    УМК Л. М. Рыбченковой и др.
    24
    ООО

  • 25 слайд

    Универсальные учебные издания для подготовки к итоговому сочинению подходят

    Описание слайда:

    Универсальные учебные издания
    для подготовки к итоговому сочинению
    подходят к любому УМК
    Серия «УЧИМСЯ С «ПРОСВЕЩЕНИЕМ»
    КОМПЛЕКТ для подготовки к итоговому сочинению по литературе:
    для ученика — алгоритмы разработки тематических направлений;
    для учителя – методика подготовки, образцы сочинений, анализ работ
    25
    Серия «УЧИМСЯ С «ПРОСВЕЩЕНИЕМ»
    КОМПЛЕКТ. 5- 9 кл. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи.
    итоговое сочинение

  • 26 слайд

    Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменно

    Описание слайда:

    Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5-9 кл.
    Тетради-практикумы помогут ученикам
    лучше понимать написанное
    писать так, чтобы получилось понятно и интересно

  • 27 слайд

    Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменно

    Описание слайда:

    Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5-9 кл.

  • 28 слайд

    Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменно

    Описание слайда:

    Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5-9 кл.

  • 29 слайд

    Перефразирование,вопрос или комментарийтезистезистезисаргументаргументаргумен

    Описание слайда:

    Перефразирование,вопрос или комментарий
    тезис
    тезис
    тезис
    аргумент
    аргумент
    аргумент
    вывод

  • 30 слайд

    Беляева Н.В. Итоговое сочинение. Подготовка и контрольдан анализ классическог

    Описание слайда:

    Беляева Н.В. Итоговое сочинение. Подготовка и контроль
    дан анализ классического риторического канона создания речевого высказывания,
    описана эффективная методика создания текста любого школьного сочинения,
    сформулированы требования к итоговому сочинению в новом формате,
    предложен список литературы в помощь учителю и перечень интернет-ресурсов по подготовке школьников к итоговому сочинению;
    дан анализ смысловых частей реальных итоговых сочинений 2014/15 уч. года, показаны их существенные недостатки;
    предложены варианты оценки сочинений по критериям ФИПИ
    Для учителя

  • 31 слайд

    Беляева Н.В. Итоговое сочинение. Подготовка и контрольДля учителя

    Описание слайда:

    Беляева Н.В. Итоговое сочинение. Подготовка и контроль
    Для учителя

  • 32 слайд

    Беляева Н.В. Итоговое сочинение. Подготовка и контрольПособие может быть испо

    Описание слайда:

    Беляева Н.В. Итоговое сочинение. Подготовка и контроль
    Пособие может быть использовано в работе с любым УМК
    Пособие включает в себя большое количество алгоритмов, таблиц и схем, что упрощает работу

  • 33 слайд

    Беляева Н.В. Итоговое сочинение. Подготовка и контрольПособие может быть испо

    Описание слайда:

    Беляева Н.В. Итоговое сочинение. Подготовка и контроль
    Пособие может быть использовано в работе с любым УМК
    Переформулировать тему из утверждения в вопрос
    Переформулировать тему из вопроса в тезис

  • 34 слайд

    Беляева Н.В. Итоговое сочинение. Подготовка и контрольПособие может быть испо

    Описание слайда:

    Беляева Н.В. Итоговое сочинение. Подготовка и контроль
    Пособие может быть использовано в работе с любым УМК
    Поиск ошибок и редактирование вариантов вступлений и заключений

  • 35 слайд

    Итоговое сочинениеСправочный материал по каждой темеЖанр сочинения. ЭССЕ Эсс

    Описание слайда:

    Итоговое сочинение
    Справочный материал
    по каждой теме
    Жанр сочинения. ЭССЕ
    Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

    В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П. Крысина эссе определяется как «очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме».

    «Большой энциклопедический словарь» дает такое определение: «Эссе — это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

    «Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».

  • 36 слайд

    Итоговое сочинениеСправочный материал по каждой темеПризнаки ЭССЕ Небольшой

    Описание слайда:

    Итоговое сочинение
    Справочный материал
    по каждой теме
    Признаки ЭССЕ
    Небольшой объем
    Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка.
    Свободная композиция
    Непринужденность повествования
    Склонность к парадоксам
    Внутреннее смысловое единство
    Ориентация на разговорную речь
    Выбор жанра? Эссе!

  • 37 слайд

    Итоговое сочинениеСправочный материал по каждой темеПочитать эссе… Нил Г

    Описание слайда:

    Итоговое сочинение
    Справочный материал
    по каждой теме
    Почитать эссе…

    Нил Гейман. Рэй Брэдбери сделал так, что мне захотелось писать (http://www.netslova.ru/vandich/gaiman.html)
    Иосиф Бродский. Проза и эссе (основное собрание)
    (http://lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_prose.txt)
    Рэй Брэдбери. Радость писать
    (http://www.e-reading.club/book.php?book=147526)
    Эдгар Аллан По. Эссе
    (http://lib.ru/INOFANT/POE/essays.txt)
    М. Цветаева. Мой Пушкин
    (http://www.tsvetayeva.com/prose/pr_moi_pushkin)

  • 38 слайд

    Итоговое сочинениеСправочный материал по каждой темеНаписать эссе… Советы от

    Описание слайда:

    Итоговое сочинение
    Справочный материал
    по каждой теме
    Написать эссе… Советы от мастеров
    Стивен Кинг:
    Напишите свой первый черновик как можно быстрее.
    Ищите новые идеи.
    Будьте последовательны, пишите каждый день.
    Изучайте работу других людей.
    Избавьтесь от ненужных деталей

    Рэй Брэдбери
    Пишите о том, что чувствуете! Только это — правда.
    Научитесь передавать ощущения. Так читатели смогут поверить в реальность ваших историй.
    Пишите много! Качество рождается из количества.
    Вы должны любить свою работу.
    Вы должны научиться двум вещам: не расстраивайтесь из-за того, что кому-то не понравилась ваша книга; и наоборот — избегайте тех, кому ваша книга понравилась слишком сильно.
    Джордж Оруэлл:
    Не используйте штампы.
    Используйте короткие слова вместо длинных.
    Избавьтесь от лишних слов.
    Действительный залог всегда лучше сострадательного.
    Не пользуйтесь жаргоном или заимствованными словами, пишите на родном языке.

  • 39 слайд

    39Удачной подготовки!

    Описание слайда:

    39
    Удачной подготовки!

  • 40 слайд

    Общие вопросы: www.prosv.ru   prosv@prosv.ru

    Описание слайда:

    Общие вопросы: www.prosv.ru
      prosv@prosv.ru
    +7 (495) 789-30-40

    Приобретение продукции:

    КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
    40
    Отдел по работе с госзаказами

    Руководитель: Трофимова Галина Владимировна

    E-mail: GTrofimova@prosv.ru

  • 41 слайд

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!Все вопросы мне вы можете задать: Эл.почта: NMeshchan

    Описание слайда:

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
    Все вопросы мне вы можете задать:

    Эл.почта: NMeshchankina@prosv.ru

    Телефон: +7 (495) 789-30-40 доб. 4497

    41

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

Тема:
Анализ художественного текста (Н. М. Шанский)

Похожие материалы

  • Игра – викторина по литературе для 9-го класса по мотивам одноименной популярной игры по разделу «Русская литература XIX века».

  • Конспект урока «После бала»

  • Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: «Чувства добрые в лирике А.С.Пушкина»

  • Презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению И.С.Тургенева «Бирюк»

  • Урок по литературе для 6 класса на тему: Особенности тургеневского повествования. Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк».

  • Литературный вечер «Строки, опаленные войной»(9-11 классы»

  • Научная статья по литературе на тему: «Образы и идеи Платона в прозе Н.В.Гоголя»

  • Литературный вечер «Строки,опаленные войной»( 9 — 11 классы)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452591 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

В чем особенность сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ и чем оно отличается от итогового сочинения? Какие изменения внесены в формулировки заданий и критерии оценивания письменной работы? Рассказывает кандидат педагогических наук, доцент, эксперт Московского центра качества образования Светлана Меньшенина.

Два вида сочинения на ЕГЭ

При прохождении итоговой аттестации по русскому языку участники пишут сочинение по прочитанному тексту (задание 27). Условием допуска учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку является успешное написание ими итогового сочинения. Что объединяет эти письменные работы?

Оба сочинения — это способ проверки умения создавать связный письменный текст, раскрывать заданную тему, рассуждать по предложенной проблеме, доказательно предъявлять свою позицию по отношению к предмету речи, связно и последовательно оформлять свои мысли в соответствии с речевыми и грамматическими нормами современного русского литературного языка.

Отличия итогового сочинения от сочинения по русскому языку

Особенностью итогового сочинения является литературоцентричность, что предполагает обязательное обращение к литературному произведению, построение аргументации с опорой на материал.

В качестве примеров для аргументации выпускник может использовать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, искусствоведческую), произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, путевые очерки, литературную критику, другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

Кроме того, итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых умений школьника, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.

Специфика итогового сочинения проявляется и в зачетной системе оценивания. Зачет за него выставляется при условии соблюдения требований к объему и самостоятельности сочинения, а также при получении зачетов по критериям:

  • Соответствие теме
  • Аргументация
  • Привлечение литературного материала

    и минимум по одному из трех оставшихся критериев:

  • Композиция и логика рассуждения
  • Качество письменной речи
  • Грамотность

Написание сочинения в рамках сдачи ЕГЭ по русскому языку имеет свои особенности. Участник работает с исходным публицистическим или художественным текстом и строит свои рассуждения с опорой на авторский текст. Это предполагает определение и формулировку проблемы, поставленной автором исходного текста, написание комментария к сформулированной проблеме, выявление авторской позиции, а также выражение своего отношения к ней и обоснование собственной точки зрения.

Важно не допускать смешения понятий «тема» и «проблема». Тема — это то, о чем текст: «Автор раскрывает тему памяти», «Автор пишет о чести», «В этом тексте рассказывается о героизме». Проблема — это вопрос, над которым размышляет автор; он спорный, общественно значимый.

Проблему лучше всего формулировать в виде вопроса: «Можно ли человеку прожить без любви?», «Какую роль играет музыка в жизни человека?», «Что является подлинной красотой человека?» Обращаясь к авторскому тексту, нужно выделять ключевые слова, опорные фразы, которые раскрывают смысл авторских рассуждений. Прежде чем отражать позицию автора, необходимо написать комментарий к сформулированной проблеме.

Роль комментария в сочинении

Комментарий — это толкование текста, его анализ. Комментарий включает в себя два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы, и пояснение к каждому из них, указание и анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями.

Новым в 2021 году является требование не только указать логическую связь между примерами, но и проанализировать ее

Обращение к авторскому тексту может иметь форму его аналитического пересказа, а также прямого или косвенного цитирования. Пояснение примеров — это раскрытие смысла, расшифровка, интерпретация слов автора и сюжетной линии текста. Пояснить — значит рассказать, почему герои поступают так, а не иначе, выразить свое отношение к ним. Пояснение — это текст участника экзамена. В этом и состоит диалог автора и пишущего, что является одним из важных показателей понимания прочитанного текста. При комментировании нужно избегать чрезмерного цитирования исходного текста, не допускать простого пересказа, нарушения логической связи между заявленной проблемой и комментарием, фактических ошибок, связанных с пониманием текста.

Отношения между привлеченными для анализа примерами

Смысловая связь может заключаться в противопоставлении событий (фактов, героев), их сопоставлении, указании на причинно-следственные отношения между ними, переходе от общих рассуждений к конкретным примерам и др. На эту связь можно указывать как в начале комментария, так и в конце, а также в середине — между примерами-иллюстрациями.

Анализ связи (новое требование к структуре комментария) является показателем умения видеть основание для отбора текстового материала, означает раскрытие смысла этих логических отношений, ответ на вопрос, как они помогают глубже понять содержание привлеченных фрагментов авторского текста.

Одной из частых ошибок при выявлении логической связи между примерами-иллюстрациями является ее подмена общими словами: «Также автор приводит еще один пример…», «Развивая свою мысль, автор акцентирует внимание на следующем примере…», «Продолжая повествование, автор текста приводит пример…»

Полный, содержательный, без фактических ошибок комментарий оценивается в 6 баллов — это весомый вклад в итоговую оценку, учитывая, что максимальный балл за сочинение равен 25. Но если участник экзамена не сформулировал или неверно сформулировал проблему исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается в 0 баллов.

Авторская позиция в тексте

Комментарий текста должен логично подводить к авторской позиции, то есть к ответу на проблемный вопрос, положению, которое доказывается или опровергается в тексте; это мнение автора, его точка зрения на поставленную проблему. Проблема и позиция автора логически связаны. Нужно формулировать авторскую позицию ясно и точно, избегая сложных синтаксических конструкций и метафорических выражений.

Кроме того, выпускник должен выразить свое отношение к позиции автора и обосновать его. В обосновании, в отличие от итогового сочинения, не обязательно опираться на художественное произведение.

Это может быть апелляция к историческим или научным фактам, к обобщенным наблюдениям или собственному жизненному опыту

Важно помнить, что работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается в 0 баллов.

Нужно следить за тем, чтобы изложение мыслей было последовательным и логичным, без нарушения абзацного деления текста. Для этого важно продумать план сочинения, логические связки между предложениями и абзацами.

Речевое оформление сочинения

Сочинение должно быть оформлено грамотно с точки зрения орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм. Особое внимание необходимо уделить речевому оформлению своего текста: следить за точностью, ясностью, чистотой словоупотребления, не допускать неоправданного повтора слов, лексической несочетаемости, речевой недостаточности или избыточности, стремиться к выразительности и лексическому разнообразию. После написания текста сочинения уделите внимание самопроверке.

Для развития письменной речи рекомендуем читать хорошую литературу, совершенствовать устную речь, расширять словарный запас, учить наизусть стихи, анализировать образцовые тексты.

Таким образом, написание сочинения по исходному тексту — работа сложная, так как требует аналитических умений, и одновременно интересная, поскольку позволяет выпускнику проявить себя как самостоятельную личность со своими взглядами, убеждениями, собственной точкой зрения на предложенную проблему.

Полезные ссылки для самоподготовки

При самоподготовке к экзаменам рекомендуем пользоваться проверенными учебными материалами и информационными ресурсами — такими, как, например, открытый банк заданий Федерального института педагогических измерений. На сайте МЦКО размещены видеозаписи вебинаров по разбору заданий Единого государственного экзамена, а на «Московском образовательном» телеканале можно посмотреть видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ.

А еще можно подключаться к трансляциям «Суббот московского выпускника». Там ведущие эксперты МЦКО в прямом эфире МосОбр ТВ разбирают решения заданий ЕГЭ и ОГЭ и проводят видеоконсультации по различным темам для подготовки к ГИА. У школьников есть возможность самим выбрать тему ближайшей программы. Каждую субботу на сайте МЦКО проходит голосование. А трансляции всех записей можно найти на портале МосОбр ТВ.

Самодиагностики в МЭШ помогут проверить свой уровень подготовки по каждому школьному предмету. В Библиотеке доступны работы разных уровней сложности: стартового, базового, профильного и олимпиадного.

Источник: МЕЛ

Официальные критерии оценивания итогового сочинения от Рособрнадзора.

Документ: mr-is21.pdf

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Требование №1. «Объём итогового сочинения»

1

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 2 и «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».

Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №5 «Грамотность»2

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных3.

1 При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

2 Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачёт» по одному из критериев № 3 или № 4. Итоговое сочинение в устной форме по критерию № 5 не проверяется.

3 На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках.

  • Сочинение по литературе 5 класс на тему мой любимый герой русской народной сказки карлсон
  • Сочинение по литературе 5 класс кавказский пленник
  • Сочинение по литературе 11 класс клише шаблон
  • Сочинение по литературе 11 класс старуха изергиль
  • Сочинение по литературе 11 класс когда пишут