Сочинение по литературе 11 класс клише шаблон

5 готовых сочинений к направлениям 2021/22 учебного года.человек путешествующий: дорога в жизни человека дорога реальная, воображаемая, книжная.может ли путешествие изменить

5 готовых сочинений к направлениям 2021/22 учебного года.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Может ли путешествие изменить человека?

Бывают моменты, когда человек хочет сменить обстановку и отправиться в какое-нибудь новое для него место. Люди путешествуют, потому что ищут ярких впечатлений, но иногда вместе с этим изменяется и их мировоззрение. Любой путь так или иначе воздействует на человеческое сознание: появляются интересные идеи, мечты и планы. В большинстве случаев человек понимает, что должен изменить привычный уклад жизни. Именно в дороге мы больше размышляем и глубже погружаемся в свой внутренний мир. На мой взгляд, путешествия и перемены неотделимы друг от друга. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Так, например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.

Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.

Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.

Нельзя не вспомнить мир, созданный известным фантастом Р. Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди практически разучились мыслить самостоятельно. Чтобы ни о чём не думать, они вставляют в уши «радиоприёмники-втулки», смотрят бессмысленные телепередачи, большую часть своего времени проводят перед огромными экранами и стараются быть абсолютно одинаковыми. С теми, кто пытается каким-то образом проявить индивидуальность, расправляется Механический пёс – робот, который помогает искать преступников. В этом обществе нет места для душевного общения и взаимоподдержки: кругозор жителей ограничен, кажется, что они ничего не знают, кроме популярных названий и марок. Эта необразованность в конечном счёте приводит к деградации. Действительно, иногда ускоренное развитие новых технологий становится опасным как для отдельной личности, так и для всего человечества.

Проблема зависимости от новейших технологий волнует и многих современных отечественных писателей. В произведении «Библия в SMS-ках» Ая Эн пишет о подростках, а также взрослых людях, которые не представляет своей жизни без мобильных телефонов. В начале каждой главы мы читаем фрагменты из смс-переписки двух молодых людей на библейские темы. Конечно, герои используют разговорную лексику и стараются как можно сильнее упростить евангельские истории. Казалось бы, между Священным Писанием и короткими сообщениями не может быть ничего общего, однако у девочки Евы, которую грозятся лишить наследства, не остаётся другого выхода. В XXI веке вместе с развитием техники идёт и значительное упрощение человеческого мышления. Люди зачастую перестают читать длинные и сложные тексты и ищут их краткое изложение в интернете. Зависимость от новых технологий делает человека потребителем, привыкающим получать информацию в готовом виде. В книге Аи Эн есть замечательный лозунг – ДСГ, что означает «думай своей головой». К сожалению, технологические новшества могут лишить нас такой способности.

В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Что сильнее: закон или совесть?

Что может быть страшнее для человека угрызений совести? Наверное, нельзя придумать наказания хуже, ведь неслучайно совесть называют «законом законов». Именно она становится для нас главным судьёй, не позволяющим переступать запретную черту. Иногда даже наказание, предусмотренное законом, не может исправить преступника, если он лишён способности испытывать чувство стыда. Напротив, голос совести побуждает человека к раскаянию и внутреннему изменению. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Совесть может мучить человека, даже если он лишь отчасти виноват в произошедшей трагедии. Так, например, главный герой сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст обвиняет себя в смерти крестьянки Лизы. Он действительно полюбил эту девушку, но не мог жениться на ней, потому что это означало бы бросить вызов светскому обществу. К тому же юноша хотел поправить своё материальное положение и ради этого женился на нелюбимой женщине. Эраст даже не подозревал, какими серьёзными могут быть последствия, он не подумал о чувствах Лизы, которая не смогла пережить предательство возлюбленного. До конца своих дней герой считает себя преступником, по вине которого пострадала бедная девушка. Эти угрызения

совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.

Несомненно, совесть всегда оказывается сильнее закона, потому что её голосу невозможно сопротивляться. Так, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, опасаясь потерять свой авторитет, несправедливо обвиняет человека и обрекает его на смерть. Именно поэтому Иешуа Га-Ноцри отмечает, что трусость – это самый главный человеческий порок. Прокуратор боялся, что его заступничество за философа вызовет подозрение у других людей: слишком смелыми были рассуждения Иешуа о власти. Однако в глубине души Понтий Пилат понимал, что перед ним уникальный человек – единственный, кто способен исцелить его душевные раны. Самое тяжёлое наказание для прокуратора – муки совести. Он осознаёт, что предал не только философа Га-Ноцри, но и самого себя, поэтому окончательно потерял надежду на нравственное воскресение.

Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» музыка играет важную роль в судьбе главных героев. Николай Ростов, проигравший товарищу Долохову достаточно крупную сумму, чувствовал себя подавленным и разбитым. Ему пришлось очень грубо и развязно поговорить со своим отцом, и в глубине души молодой человек злился на самого себя. В эту тяжёлую для героя минуту его сестра Наташа Ростова играла на фортепиано и пела, не думая ни о каких мелочах и просто наслаждаясь мгновением. Заворожённый музыкой, Николай Ростов невольно задумывается о том, как низменны его проблемы в сравнении с искусством. Жизнь, в которой есть музыка, прекрасна, а всё остальное значительно уступает духовным ценностям. Стоит ли лишать себя этой замечательной возможности жить и дышать из-за каких-то временных трудностей и неудач? Николаю кажется, что именно в эту минуту он по-настоящему счастлив: музыка заглушает его душевную боль и дарует ему утешение.

Музыка способна кардинальным образом изменить жизнь человека. Заглавный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» изначально даже не собирался вставать с дивана

и снимать домашний халат, потому что не видел смысла в насыщенном событиями существовании. Однако встреча с Ольгой Ильинской оказывает значительное влияние на героя, у которого появляется желание меняться в лучшую сторону. Примечательно, что чувство влюблённости поселяется в душе Обломова после прослушивания любимого музыкального произведения «Casta diva», исполненного новой знакомой. От звуков этой мелодии и голоса Ольги на лице героя сияет «заря пробуждённого», он сказал девушке, что глубоко почувствовал любовь, переданную через музыку. В этот момент лень и апатия отступают, уходят на второй план, жизнь Обломова преображается, его душа устремляется к счастью.

Действительно, без музыки жизнь становится бледной и пустой. М. Лютер, например, называл этот вид искусства «лучшим утешением для опечаленного человека». Безусловно, в тяжёлое для нас время музыка, вызывая определённые эмоции, помогает прислушаться к себе и наделяет особенной энергией, не позволяющей падать духом ни при каких обстоятельствах.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.

Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой отказывается жить по правилам фамусовского общества. Он не может принять царящее вокруг лицемерие, чинопочитание и зависимость от общественного мнения. Чацкий отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Действительно, он не собирается становиться таким же, как представители «века минувшего», их подобострастие вызывает у героя отвращение. Он чувствует себя чужим среди людей, которые обесценивают образование и духовные ценности. Именно поэтому герою не находится места в фамусовской Москве, его называют сумасшедшим. Чацкий считает, что пороки этого общества необходимо искоренить, но в пьесе у него нет ни одного единомышленника, не считая внесценических персонажей. Герою приходится отказаться от прежних планов и надежд на семейное счастье, чтобы сохранить свою индивидуальность.

В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина также пытается протестовать против патриархальных порядков. В городе Калинове нет места науке, образованию и прогрессу, семьи продолжают жить по «Домострою», а младшее поколение должно неукоснительно соблюдать все требования старших. Самые авторитетные люди города – Дикой и Кабаниха – самодуры и тираны, живущие в замкнутом мире своих ограниченных консервативных убеждений. Катерина же – неординарная натура, которая видит смысл жизни в искренней любви и свободе. Девушка отказывается жить по установленным правилам, но так же, как и Чацкий, не находит смелых единомышленников. Бросая вызов обществу, героиня совершает самоубийство, однако протест одиночки заставил её мужа Кабанова задуматься о собственном угнетённом положении. Это значит, что в дальнейшем в Калинове произойдут важные изменения, и толчком к этому стал поступок Катерины.

В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…


еще…

КОММЕНТАРИИ

еще…

Спасибо, Ольга Михайловна, за многофункциональный образовательный ресурс! Интере…

Спасибо, Ольга Михайловна, за содержательный ресурс в роскошном оформлении! У Ва…

Спасибо, Лидия Петровна, за полезный ресурс в формате тренажёра! Ваша помощь кол…

Признательна Вам за добрый комментарий, Марина Юрьевна! Рада была Вас видеть на …

Спасибо большое за оценку игры, Марина Юрьевна!

Спасибо, Марина Юрьевна! Ценю Ваше внимание!

Спасибо за пожелание, Марина Юрьевна! И Вам всех благ в наступившем году!!!

Категория Технология, Увлечение, Хобби содержит материалов: 51

Страницы: 1 2 3 »

Широкоформатные тематические шаблоны «Технология-40»

s22901471

В архиве находится три тематических широкоформатных шаблона для создания презентаций «Технология — 40». Данные источники преобразованы и видоизменены с помощью программы PowerPoint 2010. Слайды имеют достаточную площадь для размещения текстового и иллюстративного материала.

Широкоформатные тематические шаблоны «Технология-39»

s22223496

В архиве находится три тематических широкоформатных шаблона для создания презентаций «Технология — 39». Слайды имеют достаточную площадь для размещения текстового и иллюстративного материала. Данные источники преобразованы и видоизменены с помощью программы PowerPoint 2010.

Широкоформатные тематические шаблоны «Технология-38»

s65240174

В архиве находится три тематических широкоформатных шаблона для создания презентаций «Технология — 38». Слайды имеют достаточную площадь для размещения текстового и иллюстративного материала. Данные источники преобразованы и видоизменены с помощью программы PowerPoint 2010.

Широкоформатные тематические шаблоны «Технология-37»

s79837898

В архиве находится три тематических широкоформатных шаблона для создания презентаций «Технология — 37». Слайды имеют достаточную площадь для размещения текстового и иллюстративного материала.
Данные источники преобразованы и видоизменены с помощью программы PowerPoint-2010.

Широкоформатные тематические шаблоны «Технология-36»

s63411735

В архиве находится три тематических широкоформатных шаблона для создания презентаций «Технология — 36». Слайды имеют достаточную площадь для размещения текстового и иллюстративного материала. Данные источники преобразованы и видоизменены с помощью программы PowerPoint 2010.

Широкоформатные тематические шаблоны «Технология-35»

s32697609

В архиве находится три тематических широкоформатных шаблона для создания презентаций «Технология — 35». Слайды имеют достаточную площадь для размещения текстового и иллюстративного материала. Шаблоны можно использовать для создания презентаций к урокам, классным часам, факультативам.

Широкоформатные тематические шаблоны «Технология-34»

s39250612

В архиве находится три тематических широкоформатных шаблона для создания презентаций «Технология — 34». Слайды имеют достаточную площадь для размещения текстового и иллюстративного материала. Шаблоны можно использовать для создания презентаций к урокам, классным часам, факультативам.

Широкоформатные тематические шаблоны «Технология — 33»

s10715571

В архиве находится три тематических широкоформатных шаблона для создания презентаций «Технология — 33». Данные источники преобразованы и видоизменены с помощью программы PowerPoint 2010. Слайды имеют достаточную площадь для размещения текстового и иллюстративного материала.

Широкоформатные тематические шаблоны «Школа-5»

s99366860

В архиве находится три тематических широкоформатных шаблона для создания презентаций «Школа -5». Данные источники преобразованы и видоизменены с помощью программы PowerPoint 2010. Слайды имеют достаточную площадь для размещения текстового и иллюстративного материала.

Широкоформатные тематические шаблоны «Технология — 32»

s61249163

В архиве находится три тематических широкоформатных шаблона для создания презентаций «Технология — 32». Данные источники преобразованы и видоизменены с помощью программы PowerPoint 2010. Шаблоны могут использовать как учителя, так и ученики.

Широкоформатные тематические шаблоны «Технология — 31»

s14366987

В архиве находится три тематических широкоформатных шаблона для создания презентаций «Технология — 31». Слайды имеют достаточную площадь для размещения текстового и иллюстративного материала. Данные источники преобразованы и видоизменены с помощью программы PowerPoint 2010.

Широкоформатные тематические шаблоны «Технология — 30»

s03736634

В архиве находится три тематических широкоформатных шаблона для создания презентаций «Технология — 30». Слайды имеют достаточную площадь для размещения текстового и иллюстративного материала. Шаблоны можно использовать для создания презентаций к урокам, классным часам, факультативам.

Широкоформатные тематические шаблоны «Технология — 29»

s29776468

В архиве находится три тематических широкоформатных шаблона для создания презентаций «Технология — 29». Данные источники преобразованы и видоизменены с помощью программы PowerPoint 2010. Слайды имеют достаточную площадь для размещения текстового и иллюстративного материала.

Широкоформатные тематические шаблоны «Технология-28»

s09591254

В архиве находится три широкоформатных тематических шаблона «Технология – 28». Слайды имеют достаточную площадь для размещения текстового и иллюстративного материала. При создании слайдов использовались различные клипарты, творчески переработанные в цветовом, композиционном решении.

Широкоформатные тематические шаблоны «Рукоделие-2»

s77315869

В архиве находится три тематических широкоформатных шаблона для создания презентаций «Рукоделие -2». При создании слайдов использовались различные клипарты, творчески переработанные в цветовом, композиционном решении. Слайды имеют достаточную площадь для размещения текстового и иллюстративного материала.

Широкоформатные тематические шаблоны «Технология — 27»

s35508970

В архиве находится три широкоформатных тематических шаблона. Шаблоны можно использовать для создания презентаций к урокам технологии, классным часам, факультативам. Шаблоны могут использовать как учителя, так и ученики. Ссылки на используемые иллюстрации указаны. Ресурс выполнен в программе Microsoft Office PowerPoint 2010.

Широкоформатные тематические шаблоны «Технология — 26»

s72490575

В архиве находится три тематических широкоформатных шаблона для создания презентаций «Технология — 15». Слайды имеют достаточную площадь для размещения текстового и иллюстративного материала. Шаблоны можно использовать для создания презентаций к урокам, классным часам, факультативам.

Широкоформатные тематические шаблоны «Технология — 25»

s75624780

В архиве находится три широкоформатных тематических шаблона. Шаблоны можно использовать для создания презентаций к урокам технологии, классным часам, факультативам. Шаблоны могут использовать как учителя, так и ученики. Ссылки на используемые иллюстрации указаны.

Широкоформатные тематические шаблоны «Технология — 24»

s99169379

Тематические широкоформатные шаблоны для создания презентаций «Технология — 24», слайды которых имеют достаточную площадь для размещения текстового и иллюстративного материала. В архиве находится три шаблона. Ресурс выполнен в программе Microsoft Office PowerPoint 2010.

Широкоформатные тематические шаблоны «Технология — 23»

s05001656

В архиве находится три широкоформатных тематических шаблона «Технология – 23». При создании слайдов использовались различные клипарты, творчески переработанные в цветовом, композиционном решении. Слайды имеют достаточную площадь для размещения текстового и иллюстративного материала.


Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образо$вания – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Важнейшим принципом построения курса литературы для 11 класса является принцип преемственности. 20 век стал преемником всех без исключения традиций русской культуры, а литература отразила все стороны многогранного русского национального характера

Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья, и то, что еще недавно находилось в глубоком подполье и известно было лишь узкому кругу знатоков (литература андеграунда).

Соответственно программа интегрирует все эти направления в единых обзорах, построенных на принятой ныне большинством ученых «укрупненной» периодизации: веков (1890 – 1917, 1920 –е годы; 30-е$ – середина 50-х; 50-90-е годы. Обзоры включают в себя не столько социально-политические события (хотя без них тоже нельзя обойтись), сколько собственно литературные явления: формирование тех или иных художественно-философских концепций мира и человека; становление и развитие литературных школ и стилевых направлений; художественные открытия эпохи.

Указанный принцип предполагает введение в 11 классе таких теоретических понятий, как неореализм, социалистический реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодерн, а также ряд терминов, углубляющих представление школьников о художественных приемах в прозе и поэзии (мифологизм, реминисценция, стилизация, повествовательная перспектива, дольник, верлибр и т.п.).

Отчетливое понимание перегруженности школьника, его физической неспособности объять необъятное привело к изменению структуры монографических разделов программы. Вместо перечисления всех произведений каждого изучаемого писателя, оборачивающегося не практике схоластическим заучиванием положений учебника о не прочитанных учеником книгах, предлагается текстуальное изучение небольшого числа произведений, позволяющих выявить своеобразие художественного мира писателя в его соотнесенности с литературным процессом, освещенным в обзорах.

Вместе с тем введение в программу писательских имен и текстов, выходящих за рамки «Обязательного минимума содержания образовательных программ по литературе», позволяет учителю более$ глубоко и широко осветить литературный процесс, расширить кругозор учеников в соответствии с современной тенденцией обращения к творчеству писателей русского зарубежья, андеграунда, постмодернизма.

Программа предназначена для учащихся 11 классов. Их возрастные особенности позволяют более глубоко рассмотреть вопросы и проблемы, связанные с литературой 20 века.

Цель программы – создание условий на формирование достаточного знания и понимания литературного процесса 20 века, взаимоотношение литературы и времени, литературы и социального бытия нации, литературы и духовных чаяний человека.

Программа призвана содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса, помочь оформлению духовно-нравственных принципов в сознании учащихся, укрепить их национальное самосознание, патриотические чувства.

Опыт обучения помогает ученикам овладеть рядом знаний и умений литературно-творческого характера: умением оправдать чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения; умением видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа; умением передавать динамику чувств героя и автора в выразительном $чтении; умением оценивать игру актера в отдельной сцене, сравнивать эпизод эпического произведения с его экранизацией или иллюстрацией к нему; умением составить киносценарий или инсценировку по фрагменту литературного текста;

Таким образом, критерии литературного развития контролир$уют реализацию способностей в конкретных умениях и помогают выявить уровни освоения учениками литературы как искусства слова.

Курс литературы для 11 класса рассчитан на 170 часов (5 часа в неделю).

Тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного стандарта образования, сост. Э.Д.Днепров, М., Дрофа, 2004 год,

по примерной программе основного общего образования по литературе, по программе по литературе В.Я. Коровиной, М., Дрофа, 2008 год, учебник- хрестоматия по литературе в двух частях для 11 класса В. Чалмаева, С. Зинина « Русская литература 20 века» , М., Просвещение, 2010 год.

Учебно-тематический план.

По итогам изучения каждого раздела программы проводятся контрольные и тестовые работы

Тр$ебования к уровню подготовки выпускников 11 класса.

— основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века, этапы их творческой эволюции;

— основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений;

— изученные теоретико-литературные понятия.

— анализировать и интерпретировать художественный мир литературного произведения в единстве содержания и формы;

— сопоставлять произведения одного автора, разных авторов, сопоставлять разных героев, эпизоды разных произведений;

— аргументировано отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения (устно и письменно);

$ — выполнять учебно-исследовательскую работу на основе историко-культурного комментария и сопоставления разных редакций произведения;

— творчески осмыслять литературно-критическую статью на основе её изучения, пересказа или конспектирования;

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— аргументировано составлять развёрнутый ответ на литературный вопрос, писать сочинения, изложения с элементами сочинения, сочинения по литературным произведениям;

— самостоятельно готовиться к государственной итоговой аттестации и вступительным экзаменам в ВУЗ.

Перечень учебно-методического обеспечения.

урока

Тема урока

Цель урока

Методы и

приёмы

$

Оборудование

Дата

Общая характеристика истории и литературы

20 века

Показать взаимосвязь литературы и общественной мысли начала 20 века

$

Лекция учителя, составление конспекта

Учебник по литературе 11 класс

« Медленно история листается, всё стареет- Родина не старится»

Показать отражение основных исторических событий в литературе, воспитывать любовь к Отечеству через изучение памятных страниц истории

Интегрированный урок ( история-литература)

Лекция, метод сопоставления

учебник

$Литература рубежа веков

Дать представления о тенденциях русской литературы рубежа веков, формирование ценностных ориентиров

Рассказ учителя с элементами беседы

Репродукции картин художников рубежа веков, выставка книг

$

И. А. Бунин. Творческий путь писателя.

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Бунина

Выступления учащихся, слово учителя

Портрет И. А. Бунина

Размышления о России ( повесть «Деревня»,

« Антоновские яблоки»)

Разобраться в авторской позиции, указать новизну в изображении деревни

Сообщение учителя, обсуждение, конспектирование

Текст произведений

$

Кризис цивилизации в рассказе « Господин из Сан-Франциско»

Раскрыть философское содержание рассказа

Лекция, аналитическое чтение

Текст рассказа

Цикл рассказов « Тёмные аллеи»

Показать своеобразие рассказов, новизну в изображении психологического состояния человека, воспитание интереса к И. А. Бунина

$

Лекция с элементами беседы, чтение рассказов

Учебник, тексты рассказов

И. А. Куприн. Очерк жизни и творчества.

Дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина

Лекция с элементами беседы и сообщениями

Портрет А. И. Куприна

$

Повесть « Гранатовый браслет»

Показать мастерство писателя в изображении человеческих чувств, роль детали в рассказе

Беседа в сочетании с комментированным чтением

Текст рассказа

$

« Да святится имя твое!»

Показать процесс пробуждения души человека, формировать эстетическое восприятие

Семинар, индивидуальная работа

Текст рассказа, запись музыки Л. В. Бетховена

$

« Олеся»- лесная колдунья.

Раскрыть идею и художественные особенности повести

Лекция, составление конспекта по теме, аналитическое чтение

Текст повести

Сочинение по творчеству Бунина, Куприна

Развитие реч$и учащихся, развитие умений определять основную мысль

Самостоятельная работа

Тексты произведений

А. М. Горький Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького.

Познакомить учащихся с биографией и творчеством А. М. Горького, особенностями его романтизма

Беседа, составление конспекта

Портрет А. М. Горького, фотоальбом

$

Композиция романтических рассказов А. М. Горького.

Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя

Комментированное чтение, беседа

Тексты расска$зов

Тема босячества в ранних рассказах Горького.

Показать особенности тематики рассказов

А. М.Горького

Комментированное чтение, беседа

Тексты рассказов

« На дне». Социально- философская драма.

Определить составляющие жанра и конфликта в пьесе

Комментированное чтение , беседа

Тексты пьесы

$

Обитатели ночлежки

Исследовать причины нахождения героев в ночлежке

Комментированное чтение, беседа

Тексты пьесы

« Во что веришь- то и есть». Роль Луки в пьесе.

$Создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки

Комментированное чтение и беседа

Тексты пьесы, иллюстрации

$

Основной вопрос и его решение в пьесе « На дне».

Выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к основному вопросу пьесы

Комментированное чтение и беседа

Тексты пьесы

$

РР Сочинение по творчеству А. М. Горького.

Развитие речи учащихся, развитие умений определять основную мысль

Самостоятельная работа

Тексты произведений

« Серебряный век» русской поэзии

Дать понятие$ «Серебряного века», воспитывать интерес к творчеству поэтов

Лекция учителя

Портреты поэтов

Н. С. Гумилёв. Мир образов в творчестве поэта

Дать представление о личности Н. С. Гумилёва, закрепить понятие об акмеизме

Лекция учителя

Портрет Н. С. Гумилёва, выставка его книг

Поэтика Н.$ С. Гумилёва

Изучить особенности поэтики Гумилёва, учить анализу стихотворений

Собеседование по прочитанному, беседа по теории литературы

Тексты стихотворений

Поэты « серебряного века». Имена и судьбы

Дать представления о личностях поэтов

$« серебряного века»

Аналитическое чтение стихотворений, рефераты

Тексты. стихотворений, портреты

А. Блок. Жизненный и творческий путь.

Показать творческий путь поэта, развитие интереса к поэзии А.А. Блока$

Беседа,

выразительное чтение стихотворений

Портрет поэта

« Трилогия вочеловечивания». Символика А. Блока

Показать особенности поэтики А. А. Блока

Проблемная беседа по теме урока, лекция

Стихотворения поэта

« Стихи о Прекрасной Даме»

Показать особенности поэтики 1 книги стихов А. Блока

Проблемная беседа, комментированное чтение

Тексты стихотворений

$

« Незнакомка» в лирике А. Блока.

Показать изменения настроения и тональности лирики во 2 томе лирики, развитие навыков анализа стихотворений

Комментированное чтение, аналитическая беседа

Тексты стихотворений

Страшный мир в стихах А. Блока.

Показать одиночество лирического героя в страшном мире, развит$ие навыков анализа стихотворений символизма, повторение теории

Самостоятельная работа

Стихотворения поэта

$

Тема России в лирике А. Блока

Показать значение образа России в лирике А. Блока

Лекция, Самостоятельная работа

Учебник , стихи, репродукция картины Васнецова « Гамаюн»

Цикл стихов « На поле Куликовом»

« Это всё- о России»

Показать символический смысл стихов, развивать навыки анализа стихотворений

Лекция с элементами беседы, анализ стихотворений

Портрет писателя

$ $

« Слушайте Революцию!»

Показать полемический характер поэмы

Аналитическое чтение

Текст поэмы

Поэма А. Блока « Двенадцать»

Развитие навыков анализа стихотворных произведений

Беседа по прочитанному

Текст поэмы

С Есенин как национальный поэт

$Познакомить учащихся с особенностями творчества С. Есенина, показать народность творчества

Лекция с элементами беседы

Тексты стихотворений, портрет поэта, фотоальбом

« По заре и звёздам я школу проходил». Стихи Есенина о природе

Показать особенности изображения природы поэтом, развитие навыков анализа стихотворений

Лекция, работа по тексту

Стихотворения поэта

$

Любовная лирика поэта

Показать динамику развития любовной ли$рики

С. Есенина

Анализ стихотворений

Стихотворения поэта

Поэма « Анна Снегина»

Показать поэму как одно из выдающихся произведений С. Есенина, развитие навыков анализа поэтического текста

Беседа о прочитанном, анализ поэмы

Текст поэмы

$

РР Сочинение по лирике А. Блока и С. Есенина

Проверка ЗУН, развитие умений написания сочинений по теме

Слово учителя, работа по группам

Тексты произведений

Русский футуризм. Поэтические открытия

Дать представления о развитии русского футуризма в литературе и живописи, роль футуризма в искусстве

Лекция, доклады учащихся

$

Портреты поэтов- футуристов, репродукции картин Кандинского, Пикассо

Эгофутуризм И. Северянина

Показать особенности творчества поэта, развитие навыков анализа стихов

Лекция, реферат

$

Портрет И. Северянина

Жизнь и творчество В. В. Маяковского. Поэтическое новаторство

Дать представление о новаторском характере лирики В. Маяковского

Лекция , составление конспекта

Портрет поэта, фотоальбом

Раннее творчество Маяковского. Образ города в ранней лирике

Показать особенности изображения окружающего мира в ранней лирике поэта

Сообщения учащихся, чтение и анализ стихов

$

Стихи поэта

« Облако в штанах» как футуристическое произведение

Показать поэму как произведение футуризма, развитие навыков анализа стихотворных произведений

Коллективная работа

Поэма « Облако в штанах»

$

Творчество Маяковского после революции

Показать творчество Маяковского советского периода как отражение революции

Лекция с элементами беседы,

самостоятельная и индивидуальная работа

Стихи поэта, его рисунки

Интеллигенция и революция. Публицистика

А. М. Горького, И. А. Бунина

$

Объективное изображение трагедии интеллигенции в годы революции, отношение писателей к революции, развитие умения работы с публицистическими очерками

Слово учителя, сообщения учащихся

Портреты писателей, тексты произведений

Красный и белый террор. Литература в период Гражданской войны.

Развитие умения сопоставлять исторические факты с литературными произведениями, осмысление событий войны с общечеловеческой точки зрения

Интегриро$ванный урок ( литература- история)

Рассказ учителя, составление конспекта

Выставка книг по теме урока, учебники истории и литературы

$

И. Бабель « Конармия»

Определить особенности повествования И. Бабеля, развитие умения давать нравственную оценку событиям

Анализ текстов рассказов

Тексты рассказов

Изображение партизанского отряда в романе А. Фадеева « Разгром»

Выявить авторское отношение автора к проблеме революции и становления человека

Лекция учителя, беседа о прочитанном

Роман « Разгром»

$

Человек и история в романе Б. Пастернака

« Доктор Живаго»

Рассказать о судьбе романа, показать отношение автора к происходящим событиям, развитие гуманистического отношения к личности

Лекция с элементами беседы, беседа о прочитанном

Портрет Б. Л. Пастернака, его произведения

$

М. Шолохов. « Донские рассказы»

Показать изображение гражданской войны как бесчеловечное отношение к личности

Беседа по рассказам

Тексты произведений

РР Сочинение по произведениям писателей о Гражданской войне

Развитие умения писать сочинение по выбранной теме

Самостоятел$ьная работа

Тексты произведений

$

М. А. Шолохов. История создания романа

« Тихий Дон». Казачество в романе.

Дать представление о личности М. А. Шолохова, его роли в мировой культуре, познакомить учащихся с историей создания романа

Лекция, беседа , сообщения учащихся

Портрет писателя

Семья Мелеховых в 1 томе.

$

Показать закономерности эпохи на примере изображения казачьей семьи

Аналитическое чтение

Текст романа

Григорий Мелехов. Любовь в жизни героя

Показать становление характера главного героя, развитие интереса к чтению романа

Лекция , составление конспекта, беседа

Текст романа

$

Мир, расколотый надвое ( 2 книга)

Показать трагедию народа в гражданской войне

Лекция с элементами беседы

Текст романа

Путь Григория Мелехова в революцию

$Показать неизбежность трагедии судьбы Г. Мелехова

Комментированное чтение, составление ОСК

Текст романа

Отношение казаков к Советской власти

Показать причины неприятия революции казачеством

Комментированное чтение, работа по карточкам

Текст романа

Григорий Мелехов в казачьем восстании

Показать причины участия героя в казачьем восстании, понять причины поражения казаков в восстании ,их отношение к власти

Беседа по прочитанному

$

Текст романа

$

Г. Мелехов в банде Фомина

Показать трагизм судьбы героя, безвыходность создавшейся ситуации

Беседа по прочитанному, составление ОСК

Текст романа

Трагедия личности Г. Мелехова

Показать разрушение вечных ценностей жизни в судьбе главного героя

Комментированное чтение, беседа

Текст романа

$

Мысль семейная в романе «Тихий Дон»

Показать незыблемость ценности семьи в жизни человека, разрушение человеческой жизни историей

$

Комментированное чтение

Текст романа

РР Сочинение по роману М. А. Шолохова

« Тихий Дон»

Развитие умения писать сочинение по выбранной теме

Самостоятельная работа

Текст романа

$

М. М. Зощенко. Сатирические рассказы

Показать сатирическую направленность рассказов Зощенко против обывательского быта

Лекция учителя, чтение рассказов

Портрет М. Зощенко, рассказы

Жизнь и творчество М. А. Булгакова

Знакомство с судьбой М. А. Булгакова, сложной судьбой его произведений

Лекция, составление конспекта

Портрет писателя

Композиция романа «Мастер и Маргарита». Знакомство с героями.

$Понять замысел автора, изучить особенности композиции романа

Групповая работа, сообщения учащихся

Текст романа

$

Линия Иешуа Га- Ноцри и Понтия Пилата в романе

Изучить композиционную линию романа, осознание нравственной проблематики линии

Анализ прочитанных глав

Текст романа

« Что есть истина?»

$

Понять авторский замысел о категории трусости как самом страшном человеческом пороке

Лекция, сообщения учащихся

Учебник, текст романа

Свита Воланда

Начать изучение линии Воланда и его свиты, причины появления Воланда в Москве

Работа с текстом, беседа о прочитанном

Текст романа, иллюстрации

$

« Люди как люди». Воланд в Москве

Показать отношение людей к соблазнам, сравнить сцены с Воландом со сценами линии Понтия Пилата

Работа с текстом, аналитическая беседа

Текст романа

$

Великий бал у сатаны.

Проследить за развитием сюжета романа, появлением главной героини

Работа по тексту с элементами беседы, сообщения

Текст поэмы

Линия Мастера и Маргариты в романе

Уяснить нравственные уроки романа

Работа по тексту с элементами беседы

Текст поэмы

$

« Мы свободны!» Эпилог романа.

Показать роль эпилога в композиции романа, связь композиционных линий

Анализ эпизодов, беседа

Текст романа

$

Урок- игра « Встреча с мастером».

Проверка знания содержания романа

Урок- игра

Портрет писателя, иллюстрации к роману

Рр Сочинение по роману М. А. Булгакова

«Мастер и Маргарита»

$Проверка ЗУН, умения писать сочинение на выбранную тему

Самостоятельная работа

Темы сочинений, текст романа

« Эксперимент , из-за которого Россия потеряла 20 век». Тема коллективизации в советской литературе

$Воссоздание объективной картины коллективизации через исторические документы и художественное изображение

Интегрированный урок ( литература- история) Лекция с сообщениями учащихся

Учебники истории и литературы

А. И. Солженицын. « Архипелаг ГУЛАГ» ( обзор)

Показать изображение коллективизации через правдивый документ эпохи, формирование у учащихся самостоятельные убеждения

Комментированное чтение

$

Текст произведения

Отражение в повести А. Платонова « Котлован» эпохи « великого перелома»

Показать философский смысл категорий пространства и времени в повести

Комментированное чтение

Текст повести

В. Тендряков. «Пара гнедых», « Хлеб для собаки».

$Развитие умений сопоставлять события с их изображением в произведении, делать самостоятельные нравственные выводы

Сообщения учащихся, беседа, индивидуальных заданий

Тексты произведений

Рр Сочинение- рассуждение по прочитанным произведениям о коллективизации

Развитие умений писать сочинение по выбранной теме

$

Самостоятельная работа

Произведения по теме

« Культура в опасности!»

Выявление объективной картины развития отечественной культуры в 20-40 годы 20 века, формирование исторической памяти , патриотических качеств личности

Лекция, составление конспекта

Выставка книг по теме

Человек и общество в тоталитарном государстве

$

Показать сопротивление личности в эпоху тоталитаризма, губительное воздействие системы на человека

Лекция,

Комментированное чтение

учебник

Е. Замятин. Роман « Мы» как роман- антиутопия.

Углубить знания учащихся о жанре антиутопии, познакомиться с биографией писателя, разобраться в проблематике романа

$

Беседа по прочитанному

Портрет писателя

Текст романа

$

Судьба личности в тоталитарном государстве по роману « Мы»

Показать гуманистическую направленность произведения, утверждение писателем человеческих ценностей

Комментированное чтение

Текст романа

А. Ахматова . « Реквием»

Показать отражение истории страны в поэме Ахматовой, гражданский долг поэта

Комментированное чтение

Портрет А. Ахматовой,

Текст поэмы

$

Тема материнского страдания и скорби в поэме

« Реквием»

Показать звучание темы материнского горя в поэме, формирование нравственных качеств учащихся

Беседа по прочитанному, индивидуальная работа

Текст поэмы

В Шаламов. Судьба писателя.

« Колымские $рассказы»

На примере судьбы писателя показать разрушение тоталитарным государством личности человека, знакомство с проблематикой рассказов

Лекция

Комментированное чтение

Портрет писателя

Тексты рассказов

$

А. Жигулин. Судьба писателя.

На примере судьбы писателя показать губительное воздействие тоталитарной системы на личность человека

Лекция

Комментированное чтение стихотворений

Стихотворения, иллюстрации , портрет писателя

Творчество и судьба А. Солженицына.

Показать историю жизни

А. И. Солженицына как отражение истории страны, гражданское мужество писателя

Лекция с элементами беседы

Портрет писателя

$

« Один день Ивана Денисовича».

Показать публицистичность рассказа, вызвать эмоциональный отклик при обсуждении рассказа

$

Беседа о прочитанном, анализ текста

Текст рассказа

Рр Сочинение по произведениям писателей

о личности и государстве

Развитие навыков написания сочинения по теме

Самостоятельная работа

Тексты произведений

Тема Великой Отечественной войны в литературе.

Показать истоки изображения войны в литературе, дать обзор произведений разных жанров

Лекция

Комментированное чтение

$

Учебник

« Лейтенантская проза». К. Воробьёв,

В. Кондратьев. Обсуждение повестей.

Дать обзор особенностей «лейтенантской прозы», пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи

Лекция с элементами беседы, комментир$ованное чтение

Тексты повестей

В. Гроссман. « Жизнь и судьба» ( обзор романа)

Дать представление о тенденциях послевоенной литературы, показать значение романа

Анализ сцены

письма$ из гетто

Текст романа

Поэзия огненных лет

Дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, воспитывать патриотические чувства

Комментированное чтение

Тексты стихотворений

Лирика А. Т. Твардовского

Показать особенности лирического героя поэта, гражданскую направленность лирики, мужество поэта

Лекция, анализ стихотворений

Стихотворения, портрет А. Т. Твардовского

$

Рр Сочинение по произведениям писателей

о Великой Отечественной войне.

Развитие навыков написания сочинения по выбранной теме

Самостоятельная работа

Тексты произведений, темы сочинений

$

«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои

Дать представление о феномене « деревенской прозы», развивать интерес к проблематике произведений

Беседа, составление конспекта

Учебник

$

« Не стоит село без праведника».

Рассказ А. И. Солженицына « Матрёнин двор»

Разобраться в философском смысле рассказа, разобраться, каким видится писателю простой человек

Беседа о прочитанном

Текст рассказа, иллюстрации

Величие русской крестьянки в повести

В. Распутина «Последний срок»

Краткий обзор творчества В. Распутина, проблемы повести

Беседа, анализ текста

$

Текст повести

Герои рассказов В. Шукшина.

Познакомить с творчеством В. Шукшина, особенностью изображения героев рассказов

Аналитическая беседа

Тексты рассказов

« Городская проза» Нравственная проблематика повести Ю. Т$рифонова « Обмен» ( обзор)

Дать понятие « городской прозы», краткий обзор её тем, анализ повести Ю. Трифонова

Лекция с элементами беседы

Текст повести

Экологические проблемы в современной литературе.

Показать экологическую проблему и пути её решения в современной литературе, развивать экологическое мышление

$

Лекция с элементами беседы

Учебник, материалы публицистики

Ч. Айтматов « Плаха», Ю. Щербак « Чернобыль»

( обзор произведений)

Обзорное изучение произведений на экологическую тему

Лекция с элементами беседы

Текст$ы произведений

$

В. Астафьев. « Царь- рыба»

Показать нравственные идеалы писателя, раскрыть философский смысл цикла

Сообщения учащихся с элементами беседы

Портрет писателя, текст повести

В. Распутин. « Прощание с Матёрой»

Показать нравственные идеалы писателя

Беседа

Текст повести, портрет писателя

Рр Сочинение по произведениям писателей

60-70-х годов

$Развитие умения писать сочинение по выбранной теме

Самостоятельная работа, составление плана

Тексты произведений

$

Тема исторической памяти в литературе.

Показать роль нравственной категории исторической памяти, воспитание чувства уважения к прошлому

Лекция с элементами беседы

Учебник

А. И. Солженицын « Захар Калита»

Показать отношение л$юдей и властей к историческому памятнику, значение Куликовской битвы

Анализ эпизодов рассказа, беседа

Текст рассказа

А. Твардовский. « По праву памяти»

Определить жанровое своеобразие и идейное содержание поэмы

Лекция с элементами беседы,комментированное чтение

Текст поэмы

$

А. Вознесенский . Поэма «Ров»

Показать гражданскую направленность поэмы, воспитывать чувство любви к прошлому

Беседа по прочитанному

Текст поэмы

Рр Историческая память. Зачем она нужна?

$Развитие чувства причастности к истории и ответственности за прошлое

Самостоятельная работа

Тексты произведений

Литература на современном этапе.

Показать тенденции развития современной литературы

Лекция, составление конспекта

Учебник

Л. Петрушевская. Тема одиночества в рассказах.

$

Показать тему одиночества как одну из тем современной жизни, причины ухода героев в «футляр»

Комментированное чтение

Тексты рассказов

Б. Екимов. « Ночь исцеления».

Тема сердечного отношения к людям

Раскрыть проблематику рассказа, воспитывать доброе отношение к близким

$

Лекция, выборочное чтение

Текст рассказа

Поэзия И. Бродского.

Дать краткий обзор поэзии И. Бродского, познакомить с основами его поэтики

Лекция с элементами беседы

Учебник, стихотворения

$

Поэзия А. Вознесенского.

Дать краткий обзор творчества А. Вознесенского, особенности поэтики, публицистичность

Лекция с элементами беседы

Стихотворения поэта

Художественно- стилевые поиски в новейшей русской поэзии. Неомодернизм

Познакомить учащихся с неомодернистки$ми направлениями в современной поэзии, развивать интерес к поэзии

Лекция, анализ стихотворений

Стихи современных поэтов

Значение литературы в становлении личности человека

Определить значение литературы как фактор, способствующий становлению нравственности человека

Беседа, письменное размышление о целях уроков литературы

$

Учебник-хрестоматия

$

Для вступления

Готовые примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему. Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения. С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как

  • Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.

  • Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.

  • На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.

  • Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.

  • Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…

  • Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.

  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …

  • Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…

  • Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…

  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …

  • Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.

  • Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…

  • На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…

  • Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.

  • Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.

Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:

  • В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.

  • Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.

  • Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.

  • Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…

  • Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…

  • Эту закономерность можно доказать, обратившись к …

  • Это доказывают многочисленные литературные примеры.

  • Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:

  • Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.

  • За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…

  • Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.

  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

  • Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.

  • Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.

  • Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.

  • Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.

  • Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.

Для основной части

Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы.

Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)

  • В наше время людям уже известно, что…

  • Не подлежит сомнению тот факт, что…

  • Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).

  • Нельзя не признать, что в наши дни…

  • Моя позиция по этому вопросу однозначна:

  • По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…

  • По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,

  • Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как

  • Конечно, сегодня мы понимаем, что…

  • Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны: 

  • Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)

  • Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …

  • Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…

  • К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …

  • Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)

  • Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.

  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).

  • Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…

  • Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…

  • Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.

  • Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…

  • Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).

  • Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.

  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).

  • Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.

  • Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и сего».

  • Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).

  • В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…

  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

  • Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:

  • Авторская позиция ясна:

  • Автор повествует о…

  • Писатель изображает картину, где…

  • В книге изображаются герои, которые…

  • Автор описывает…

  • Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…

  • Автор показывает…

  • Поэт показывает…

  • Размышления автора позволяют понять, что

  • Лирический герой осознал, что

  • Писатель размышляет о…

  • Автор обращает свое внимание на проблему…

  • Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…

  • Писатель обращает наше внимание…

  • Автор хочет этим сказать, что

  • Писатель заостряет наше внимание на …

  • Позиция автора проявляется в…

  • Он акцентирует внимание читателя на…

  • Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:

  • Автор учит нас тому, что…

  • Этот поступок героя говорит о …

  • Поведение героя говорит о том, что

  • Мы видим, что герой поступил так потому…

  • Судьба героя позволяет сделать вывод, что

  • Автор подводит нас к мысли о том, что

  • Автор показывает, к каким последствиям привело…

  • Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.

  • Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …

  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…

  • Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…

  • Писатель осуждает…

  • Автор выражает категорический протест против…

  • Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…

  • Он ставит нам в пример…

  • Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)

  • Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция: 

  • Автор подчеркивает…

  • Писатель дает понять, что герой прав, ведь…

  • Автор утверждает…

Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по литературе:

  • Этот пример позволяет сделать вывод о том, что

  • Писатель считает, что…

  • Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что

  • Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…

  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

  • Автор убеждает нас в том, что

  • Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…

  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.

  • Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что

  • Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

  • Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…

  • Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что

  • Невольно напрашивается вывод…

  • Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,

  • Итак, можно сделать вывод, что…

  • Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что

  • Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…

  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

  • Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):

  • Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…

  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…

  • Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…

  • Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что

  • Хочется верить, что…

  • Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.

  • Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:

  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

  • Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…

  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…

  • Аргументация подтверждает то, что

  • Нельзя не согласиться с тем, что

  • Нельзя проигнорировать тот факт, что

  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…

  • У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.

  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…

  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Сочинение ЕГЭ по русскому языку на первый взгляд кажется невероятно трудным. Однако в действительности данный вид письменной работы подразумевает собой умение написать текст «по образцу». Именно поэтому мы собрали для вас наиболее выигрышные шаблоны и клише для сочинения на ЕГЭ, чтобы на экзамене Вы без труда справились с заданием. И Многомудрый Литрекон желает Вам удачи — без этого тоже никуда в лотерее под названием «Жизнь».

План сочинения ЕГЭ

Для начала разберём композицию сочинения на ЕГЭ по русскому языку:

  1. 1 абзац — Вступление. 4 предложения;
  2. 2 абзац — Комментарий проблемы. 7-10 предложений;
  3. 3 абзац — Позиция автора. 2 предложения;
  4. 4 абзац — Собственное мнение. 2-4 предложения (обычно сюда еще добавляют аргумент из литературы);
  5. 5 абзац — Вывод. 1-2 предложения.

Здесь Вы увидите пример сочинения по демоверсии. Такой объём будет оптимальным, чтобы наиболее полно изложить мысль и не налить воды. Более подробно структура сочинения на ЕГЭ по русскому языку рассмотрена здесь. Теперь перейдём к самому главному и перечислим шаблоны и клише. 

Вступление

В нем же и формулируем проблему. Как это сделать? 

  • Внимательно читаем текст.
  • Формулируем несколько вопросов по содержанию текста (используем разные вопросительные местоимения: что/кто/какой/как и т.п.).
  • Начинаем абзац с 2-3 вопросов по тексту, желательно, чтобы они не имели отношения к главной проблеме.
  • Формулируем основную проблему.

Клише

  1. …? …? …?  Эти и другие вопросы ставит/поднимает в своем тексте (имя автора), однако наиболее детально автор рассматривает проблему…
  2. Автор данного текста поднимает проблему…
  3. В приведённом отрывке центральной я бы назвал проблему…
  4. Текст (имя автора) заставил меня задуматься над такой проблемой, как..
  5. Проблема … сильнее всего привлекает внимание автора…

Пример

Что такое война? Какое влияние оказывает она на людей? Почему подростки нуждаются в помощи с выбором дальнейшего жизненного пути? Эти и многие другие вопросы задает в своём тексте Галина Галлер. Однако наиболее детально она рассматривает проблему стойкости человека в трудных ситуациях.

Комментарий

Комментарий — это мысли и пояснения по указанной проблеме. 

Именно он связывает проблему, которую Вы выделили в качестве основной, и авторскую позицию. Комментарий передает, как именно автор рассуждает о данном вопросе, подводя читателей к определенным выводам и умозаключениям. Комментарий всегда опирается на текст отрывка (нужны цитаты-подтверждения). 

План комментария

  1. Фраза-клише;
  2. Описываем первый пример в 3-4 предложениях (пересказ+анализ). Делаем МИКРОВЫВОД;
  3. Фраза-клише;
  4. Описываем второй пример в 3-4 предложениях ( пересказ+анализ). Делаем МИКРОВЫВОД;
  5. Делаем общий вывод (устанавливаем логическую связь).

Клише

  1. Чтобы привлечь читательское внимание к
  2. данному вопросу, писатель рассказывает историю о…/ повествует/ приводит факты   … (1 пример: 3-4 предложения).
  3. Комментируя эту проблему, также хочется отметить…(3-4 предложения)
  4. Оба примера свидетельствуют о том, что…
  5. Автор раскрывает проблему на примере…
  6. Писатель не случайно даёт понять…
  7. Данный пример/эпизод изображает…
  8. Эти примеры являются доказательством того, что…

Пример

«Привлекая внимание читателей к поставленной проблеме, писатель рассказывает историю одной женщины, которая несмотря на смертельную опасность во время войны, не утратила свою человечность. Она бескорыстно помогала тем, кто нуждается, поднимала дух солдат: «Бабушка вселяла в окружающих уверенность в близкой победе». То есть, она оставалась храброй, несмотря на усталость, боль и лишения. 

Комментируя данную проблему, стоит отметить оптимизм и уверенность женщины. Она была рада просто тому, что все ее близкие и она остались живы, ведь это самое главное: «Кости целы — мясо наживём! Живы будем — не помрём!». Оба примера демонстрируют непоколебимость человека в трудных жизненных ситуациях.»

Позиция автора

Авторская позиция — выводы, к которым приходит писатель в ходе своих рассуждений.

Если проблема текста является неким вопросом, то позиция автора отвечает на него. В ней мы видим авторское отношение к действиям героям, к их характерам. Присутствует анализ. 

Клише

Клише и шаблоны для сочинения на ЕГЭ по русскому языку выглядят так:

  1. Позиция автора выражается ясно и раскрывается на примере следующих предложений:
  2. Позиция автора текста довольно ясна. Писатель абсолютно убеждён, что…
  3. Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно данной проблемы, но при этом заставляет читателей задуматься о…
  4. Позиция автора относительно поднятой проблемы становится ясной лишь после внимательного изучения текста, где можно заметить едва уловимые интонации и оценку писателя. Он старается показать, что…

Пример

Авторская позиция довольна ясна. Галлер считает, что нужно быть сильным и стойким, невзирая на преграды и оставаясь человечным даже в жестокое время войны.

Собственное мнение

Собственное мнение — это согласие или опровержение позиции автора. Внимание! Несогласие зачастую ведет к нарушению этики и потери баллов. Недостаточно заявить формально: «Я согласен/не согласен». Обоснованием служит подтверждение Вашей мысли. Почему вы так считаете? Можно приводить один литературный аргумент (но его все равно не засчитают как отдельный элемент эссе! Зато Ваша позиция точно будет доказана).

Клише

  1. Не могу не согласиться с писателем, поскольку…
  2. Я согласен с автором текста и тоже считаю:
  3. Я также считаю, что…И потому разделяю позицию автора…
  4. Подводя итог, нельзя не согласиться с автором в том, что…
  5. Я солидарен с автором в том, что… , так как…

Пример

Я тоже согласна с этой точкой зрения и также убеждена: в жизни нужно всегда уметь преодолевать трудности достойно и сохранять при этом человеческое достоинство и моральные ценности мирного времени. Так считают многие писатели. К примеру, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» продемонстрировал отзывчивость и силу духа Наташи Ростовой, которая предпочла пожертвовать имуществом семьи, лишь бы спасти раненых солдат и офицеров. Несмотря на опасность и грозящие семье испытания, героиня сделала выбор в пользу человечности на войне и спасла людей.

Вывод

Вывод — итог ваших рассуждений. Он не требует большего объема и представляет собой перефразированное собственное мнение.

Клише 

  1. Подводя итог всему вышесказанному, стоит обязательно отметить, что…
  2. Все вышесказанное даёт возможность сделать следующие выводы:
  3. Хочется верить, что читатели задумаются над данной проблемой…изменят мнение по поводу…
  4. Таким образом, мы делаем вывод о том, что…

Пример

Таким образом, моральная стойкость и человечность в трудных ситуациях — важнейшие человеческие качества, поистине достойные уважения.

Автор: Дарья Яльцева

  • Сочинение по литературе 11 класс старуха изергиль
  • Сочинение по литературе 11 класс когда пишут
  • Сочинение по литературе 11 класс цивилизация и технологии
  • Сочинение по литературе 11 класс человек путешествующий дорога в жизни человека
  • Сочинение по литературе 2022 примеры из литературы