Сочинение по литературе 10 класс отцы и дети проблема отцов и детей

Сочинения по литературе тургенев проблема отцов и детей одной из главнейших проблем, которая происходит между людьми разных возрастов, является проблема
  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Проблема отцов и детей

Одной из главнейших проблем, которая происходит между людьми разных возрастов, является проблема «отцов и детей». Основой человеческой жизни считались принципы «отцов», но эти принципы начинают устаревать, а на их смену приходят новые жизненные принципы, которые присущи молодому поколению.

Старшее поколение старается оставить все те принципы, которыми они жили всю свою жизнь, неизменными, и зачастую «отцы» не принимают убеждения молодого поколения, потому что хотят оставить всё на своих местах. «Дети» — более молодое поколение, которому присущи движение, устремленность и прогрессивностью, и три всеми силами пытаются переубедить и побороть пассивность «отцов». Практически во всех сферах жизни человечества, будь то в семье или в обществе в целом, люди сталкиваются с проблемой «отцов и детей». Разрешение конфликта между поколениями — задача не из легких, а порой она вовсе невыполнима. Каждый персонаж ведёт себя по-своему: кто-то нарочно вступает в прямые конфликты со страшим поколением, обвиняя их в бездеятельности и пустословии; кто-то же просто уходит в сторону, давая себе и другим право на реализацию своих планов и идей, чтобы не происходило столкновений поколений.

Проблема «отцов» и «детей» — это глобальная проблема, поэтому она не могла обойти стороной русских писателей, не отразившись в их произведениях.

Одним из основоположником этой темы является И.С Тургенев, который стал автором произведения «Отцы и дети».

Основными соперниками всего романа «Отцы и дети» становятся Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. конфликт между двумя этими персонажами можно называть проблемой «отцов и детей».

Необходимо отметить, что Евгений и Павел отличаются друг от друга происхождению, что сыграло немалую роль в во взглядах на жизнь у них.

Предки Базарова являлись крепостными крестьянами, поэтому всё, чего достиг Евгений было получено при помощи тяжкой умственной деятельности. Главным его увлечением была медицина. Он часто проводил опыты, изучал насекомых мир, а так же изучал естественные науки.

В отличии от Базарова, Павел Петрович провёл всё своё детство в полном достатке, без каких либо проблем.

Павел был очень чистоплотным и опрятным человеком, он постоянно был идеально побрит и даже крахмалилил воротнички, с чего ,собственно, Базаров не терял шанса поглумиться. Евгений был полной противоположностью Павла Петровича, он совершенно не следил за собой, ему было плевать на свою внешность и на то, что подумают о нём окружающие. Нигилист — человек, который отвергает все духовные ценности и не может понять, что люди наслаждаются не только материальными вещами, но и духовными, например музыкой, картинами или чтением книг. Ярким представителем нилигилиста был Базаров. Он говорил о великом художнике Рафаэле, что не он не стоит ни копейки.

Кирсанов же был совсем другого мнения и не принимал нигилистическую теорию.

В конце концов все конфликты и противоречия заканчиваются дуэлью. К сожалению ни одна из сторон не пришла к выводу, что любой конфликт можно разрешить мирным путём, не прибегая к насилию. Если каждая из сторон хотя-бы попробуют понять друг друга, например, если «отцы» станут более лояльно относиться к поступкам «детей», а в то же время молодое поколение начнёт уважать старших, то все конфликты можно будет решить мирно.

Мы должны помнить, что нужно оставаться людьми в любой ситуации и любой конфликт можно избежать, лишь имея куплю терпения и уважения друг к другу

2 вариант

Проблема недопонимания, которая возникает постоянно между детьми и отцами является бесконечной и неразрешимой. Однако на стыке веков или в моменты коренных изменений общества, на плечи молодёжи ложится груз бремени того, что нужно через имеющийся опыт создавать собственное видение жизни. В «Отцах и детях» конфликт между поколениями разрастается далеко вне рамок простой семейной неурядицы. Это больше конфликт в обществе, где на сторону одних встают дворяне и аристократы, а на другую – интеллигенция, представляющая революционные направления, которая жаждет демократии.

Основным конфликтом становится молодой человек Базаров, который является нигилистом. Споры у него возникают с представителями дворянства, в частности с Павлом Кирсановым. Также в произведении показывают, что в семье юноша также не находит понимания, постоянно конфликтуя со своими родными. Базарова автор описывает как постоянно мрачного и сурового человека с острым умом и невероятно интересными идеями. Он отдален от внешнего мира и не хочет становиться его частью. Павла Петровича же писатель характеризует как личность, которая следует старым привычкам и традициям – как в одежде, так и в образе жизни, манерах и поведении. Всегда интеллигентный и изысканный образ Кирсанова говорит о том, что герой больше поверхностно относится к проблемам, смотря лишь на их оболочку, не заботясь о корне всех бед и в основном ничего не делает и никому не хочет помогать.

Базаров же, напротив, при всей своей мрачности, постоянно думает о том, как можно решить очередную проблему, как принести пользу обществу и помочь конкретным людям. И здесь уникальность сюжетного хода заключается в том, что конфликт между этими двумя людьми, которые хотя и не являются родственниками по крови, ведут сильные дискуссии, и почти никогда не находят точек соприкосновения. Все это говорит о конфликте поколений на стыке эпох. С родителями у молодого человека также все непросто. С одной стороны, он испытывает сильную любовь к ним, а с другой презирает привычный образ своих потомков, которые не стремятся к изменениям к лучшему. В его идеях его поддерживает и Аркадий, который тоже презирает сложившийся в обществе уклад, однако не так глубоко, как Евгений, ощущает эти настроения. Но любовь родителей, невзирая на недопонимание, сильнее всего. Даже когда главный герой умирает, эти чувства остаются в вечности, несмотря на всю конфликтность между поколениями.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема отцов и детей

Проблема отцов и детей

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Сострадание активный помощник

    «Сострадание — это не чувство; скорее, это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства», — произнес однажды знаменитый итальянский поэт Данте Алигьери.

  • Желтый цвет в романе Преступление и наказание сочинение

    Роман «Преступление и наказание» написан великим и известным русским писателем девятнадцатого века Федором Михайловичем Достоевским. В своем произведении автор придал большое значение цветам, в который окрашена действительность в романе

  • Сочинение Как я однажды чуть не заблудился 5 класс

    Я и моя семья живем в городе. Семья наша состоит из пяти человек: папа, мама, две сестры и я. Сестренки – двойняшки, они младше меня, им по четыре года. Каждое лето, мы проводим в деревне у бабушки с дедушкой.

  • Сочинение по картине Пластова Ужин трактористов (Описание 6 класс)

    Картина «Ужин трактористов» написана в послевоенное время выдающимся советским художником Аркадием Александровичем Пластовым. Как и большинство произведений художника

  • Светское общество в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

    В творении Евгений Онегин одну из главных ролей представляет российская аристократия и московская вежливая общественность.

Классическое искусство потому так и называется, что ценность каждого произведения, входящего в его фонд, проверена временем. Трагедии Шекспира, картины да Винчи, музыка Шнитке, скульптуры Родена – перечислять можно долго, ибо список достижений человечества, созданных за время его существования и развития, действительно длинен и насыщен. И представители русской культуры могут гордиться тем, что их великий соотечественник, Иван Сергеевич Тургенев, занимает одно из первых почетных мест среди признанных авторов мировой и русской классической литературы.

Создатель русского романа

Да, именно так. Конечно, и до Тургенева в отечественной литературе было немало талантливых романистов. «Энциклопедия русской жизни» в стихах, написанная Пушкиным, психологический портрет целого поколения, созданный Лермонтовым в его «Герое…», и многие другие замечательные произведения давали пищу уму и сердцу русского человека, воспитывали, развивали, объясняли, способствовали формированию духовно зрелых личностей, патриотов своей родины. Но именно Тургенев вынес русский роман на просторы мировой литературы, познакомил зарубежных читателей со своеобразием нашей культуры, быта, истории. Краткость, необыкновенная выразительность языка, напряженность сюжета, отображение важнейших социально-политических моментов в жизни общества, идейная борьба, характерная для русской действительности, глубочайший психологизм и поразительное мастерство истинного художника – таковы отличительные черты Тургенева-романиста и лучших его творений. Благодаря Ивану Сергеевичу зарубежная публика и критика узнала об этом удивительном феномене – «русская литература», «русский роман». Самым важным и любимым своим детищем у автора были «Отцы и дети». Смысл произведения отразил не только многосложность семейных, общественных, гражданских и вообще общечеловеческих отношений, но и точки зрения Тургенева по указанным вопросам.

Почему отцы и дети

Позиция автора в романе не указана напрямую. Но ее довольно легко определить, если внимательно всмотреться в композицию произведения, проанализировать язык героев, систему образов, выявить роль отдельных элементов, например пейзажа, в романе. Этим, кстати, очень интересны именно «Отцы и дети». Смысл произведения заложен уже в заглавии, а основной художественный прием противопоставления, или антитезы, прослеживается на протяжении всего романа.
Итак, почему отцы и почему дети? Потому, что семья – это маленький срез со всего общества, и в ней, как в зеркале, отражаются те сложнейшие, подчас драматические коллизии, которые сотрясают и лихорадят общественное сознание. К моменту рождения замысла и написания самого романа жизнь, по словам критика Белинского, «разбежалась в глубину и ширину» в огромном множестве ее элементов. Это многообразие форм и позволяют нам увидеть и понять «Отцы и дети». Смысл произведения раскрывается в конфликте между поколениями, во взглядах на политику, религию, науки, искусство, общественное мироустройство и миропорядок. Не менее ярок и классовый конфликт, обострившийся на фоне жесткого противостояния социальных сил и проблем. Внимательный читатель, переходя от главы к главе, все отчетливее понимает метафоричность заглавия «Отцы и дети». Смысл произведения состоит не только в том, чтобы показать преемственность и размежевания поколений (общечеловеческий аспект), но и раскрыть противостояние устоявшихся взглядов и мнений и новых, приходящих на смену старым.

Наука и искусство

В чем заключается проблема отцов и детей? В восприятия окружающего мира и его истории. Новое поколение пытается отрицать значимость искусства. Стихи, романы – это одно из проявлений чувственности, от которой прячутся Базаровы. Нигилизм – своего рода стена, через которую не может пробиться красивая поэзия, восхваляющая природу, человека, культуру. Нигилисты доказывают, что обществу нужны ученые. Химик полезнее поэта в 20 раз. Важно для Базарова, что дважды два четыре, все остальное «пустяки». Природа для людей – это не место отдыха и вдохновения. Природа – мастерская, в которой нужно трудиться.

Конфликт поколений привел к идеологическому спору двух культур. Аристократическая культура имеет богатый опыт, огромное наследие. В культуре много положительного: дисциплинированность, безупречность внешнего вида, медлительность, точность формы и содержания. Демократическая культура, по философии Базарова, противоположна по основным позициям. Нет смысла соблюдать правила за столом, искусство становится чепухой, стихи романтическим бредом.

Особый спор вызывает отношение к Богу. Атеизм нигилистов категоричен, никакой веры в душе они не признают, лишают человека даже возможности верить в возможность Высших сил. Базаровы все объясняют законами естественных наук.

Мысль семейная

Давайте проанализируем вначале «мысль семейную» в романе. Стоит отметить, что тема семьи вообще характерна для Тургенева. Всю свою самостоятельную жизнь писатель прожил «на краю чужого гнезда», а с матерью были у него достаточно сложные отношения. Потому, наверное, так дорожил Иван Сергеевич теплом домашнего очага, гармонией взаимоотношений между старшими и младшими поколениями. Произведение «Отцы и дети» утверждает те вечные ценности, без которых, по сути, не может двигаться вперед прогресс. Показано это на примере семьи Кирсановых. Аркадий, представитель молодого и передового поколения, хоть и находится под влиянием Базарова, все равно теснейшим образом связан со своими родными. Даже по приезде в отчие края он восклицает, что здесь и воздух слаще и все дороже и ближе, чем в столице. Делая экскурс в прошлое своих героев, Тургенев рассказывает, что и Кирсанов-отец постоянно старался сблизиться с сыном, разделять его интересы, жить тем, чем живет Аркадий, знакомился с его приятелями, пытался понять новое поколение, приходящее на смену его ровесникам. Произведение «Отцы и дети», как уже говорилось, роман-антитеза. Но, хотя Базаров и является ярым противником всего прошлого, «отцов» в том числе, хотя он внешне грубоват со своими отцом и матерью и открыто высмеивает и презирает «старичков Кирсановых», ощущение родства не чуждо и ему. Таким образом, семейные традиции и узы священны для Тургенева. Приветствуя новое время, писатель считает, что нельзя полностью перечеркивать достижения минувших эпох, в том числе и преемственность поколений.

Вариант 2

Вопрос отношений младших и старших поколений тревожил, тревожит и будет тревожить людей. Во многих произведениях раскрывалась данная проблема. Писатели и поэты всех времён пытались объяснить причины столкновений между субъектами разных поколений. Несомненно, «Отцы и дети» Тургенева – роман, освещающий вопрос разногласий поколений. Поколение “отцов” довольно консервативно, оно не хочет менять то, что нажито годами. “Дети”, напротив, прогрессивнее, стремятся к переустройствам. Они не понимают и не принимают бездействия старших. Представители старшего поколения в романе – это дворяне Кирсановы, младшего – Аркадий и Евгений. Даже здесь проявляется отличия – Кирсанов-младший и Базаров, следуя за модой, являются нигилистами.

В романе “Отцы и дети” ярыми противниками становятся Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Базаров – выходец из народа. То есть все его достижения, это достижения тяжёлого интеллектуального труда. Кирсанов же – потомственный дворянин, который всю жизнь провёл, не зная слова бедность и неблагополучие. Их социальное происхождение является одной из причин несовместимости взглядов.

Большое значение в раскрытии главных противоречий века имеют споры Базарова с П. П. Кирсановым. Именно по ним можно изучить тенденции, по которым появляются споры у молодого и старшего поколения.

Базаров, как истинный представитель нигилизма, отвергает авторитеты и принципы, Павел Петрович говорит, что только развращённые люди могут жить так, как живёт Базаров. Евгений обличает устройство государства и обвиняет представителей аристократизма, или, как он их называет, «аристократишек», в бездействии и брошенных на ветер словах. Павел Петрович игнорирует недостатки в общественном устройстве и, кажется, боится его уничтожения. Ещё одним из столкновений между героями является их взгляды на русский народ. Несмотря на то, что Базаров как бы пренебрежительно относится к «низшему» сословию за его «темноту», всё же практически легко находит общий язык с его представителями. Кирсанов, утверждая, что Евгений не знает русского народа, всё же не может с ним общаться. Простые люди его не принимают, как Базарова, за «своего».

Разногласия между героями довольно значительные. И, как Базарову не понять Павла Петровича, так и Кирсанову никогда не понять Евгения в его отрицании всего. В будущем, это приводит к дуэли между ними.

Таким образом, Тургенев в романе «Отцы и дети» хотел выделить то, насколько важно взаимопонимание и толерантность по отношению к другим. А проблема «отцов» и «детей» имеет место быть и в наши дни, и состоит в нежелания соглашаться с чем-то новым «отцами» и отрицание сведений и знаний, которые были получены старшими поколениями, «детей». Её урегулированием будет являться внимание к мнениям, интересам и ценностям других, их принятие и уважение.

Другие сочинения: ← Что делает Базарова героем своего времени?↑ ТургеневЧто такое тургеневская девушка? →

Новое и старое

Смысл романа «Отцы и дети» шире и глубже обозначенного выше вопроса. Да, действительно, молодое поколение, с присущим ему максимализмом, часто считает себя умнее, прогрессивнее, талантливее, более способным на значительные поступки и полезным для страны, чем те, чей век близится к закату. Увы, но по большому счету это так. И Николай Петрович, и Петр Петрович Кирсановы, люди образованные и мыслящие современно, все же во многом отстали от неудержимо летящего вперед века. Новые научные мысли, технические достижения, политические идеи им трудно понять и трудно принять в свою повседневность. Но значит ли это, что прошлое следует без остатка уничтожить, забыть, отказаться от него, «расчистить», как выражается Базаров? А что же тогда построить на новом месте, на пустом? Нигилист Евгений не может нарисовать подробную картину – видимо, и сам не знает, не представляет ее себе. И смысл романа «Отцы и дети» сам автор справедливо видел не только в том, чтобы подвергнуть критике уродства русской действительности, прогнившую систему социальных, а часто и человеческих отношений, но и доказать, что нельзя совершенно от прошлого отказываться. Человеческие цивилизации сменяли одна другую, и каждая базировалась на достижениях предыдущей.

Сочинение: Проблема отцов и детей (по роману Тургенева)

(362 слова)

Время рождает противоречия. И неважно, какой это век, девятнадцатый или двадцать первый. Проблема «отцов» и «детей» вечна. Конфликт поколений сохраняется и в 19 веке, но имеет свою отличительную особенность. Какие события дали виток «новому» конфликту?

20 мая 1859 года. Тургенев выбрал эту дату неслучайно: страна готовилась принять реформу по отмене крепостного права. Вопрос, каким «путём» пойдёт развитие страны после реформы, волновал многие неспокойные умы. Мнения в обществе разделились: отцы хотели оставить все по-старому, дети хотели радикальных преобразований.

Яркий представитель революционно – демократического лагеря («детей») в романе – Евгений Базаров. Он отрицает сами основы существующего миропорядка, при этом ничего не предлагая взамен. Его не интересует, что будет дальше. «Сперва надо место расчистить», — уверенно заявляет герой. Базаров — прагматик. «Романтизм» во всех его проявлениях он именует не иначе как «чепухой и гнилью». Евгений Васильевич проходит испытания любовью, а затем и смертью, из которого «выходит победителем», признав свою ошибку – крайний радикализм взглядов.

Его точку зрения отцы никак не могли принять, так как Евгений был слишком категоричен и отрицал все то, что составляет основу мировоззрения старшего поколения. Однако это старческое упрямство и нежелание понимать новые веяния можно истолковать, как стремление затормозить прогресс. Отцы на своем веку ничего не сделали, никак не помогли народу, зато хотят помешать другим что-то изменить.

Братья Кирсановы представляют в романе либеральное дворянство («отцов»). Николай Петрович боится потерять духовную связь с сыном. Он пытается «идти в ногу со временем», чтобы предостеречь Аркадия от ошибок. Однако Павел Петрович резко отвергает перемены. Закоренелый крепостник ценит народ за покорность и не хочет его освобождать. Если отец Аркадия сам готов признать равенство с крестьянами, влюбившись в крепостную девушку и женившись на ней, то его брат негодует и отрицает возможность мезальянса.

Отцы хоть и не понимают надобности изменений, все равно несут в себе много полезного опыта. От их наследия отказываться нельзя, поэтому Базаровым надо научиться такту, это будущему тоже не повредит. Новые люди пока тоже не понимают народа и его нужд, также ничего не сделали, но у них есть шанс исправить ошибки старшего поколения. А как это сделать, если не прислушиваться к нему и не знать его? Ничего. Автор доказывает нам это, показывая, что прогрессивный Евгений является двойником консервативного Павла Петровича, который повторяет его неудачную судьбу, только делает ее еще трагичнее.

Автор: Вероника Пакшина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Идеологический и эстетический замысел романа

О чем еще роман «Отцы и дети»? Произведение Тургенева писалось в 3 этапа. Первый датируется 1860-1861 годами, когда создавался основной текст, формировался сюжет и образная система. Второй относится к осени 1861 — началу зимы 1862 годов. В это время писатель активно перерабатывает текст, вносит сюжетные и композиционные поправки, расширяет круг освещаемых проблем в соответствии с политическими изменениями в стране. И, наконец, в период с февраля по сентябрь 1862 года окончательные правки и первое издание в «Русском вестнике» произведения «Отцы и дети». Проблематика романа – это яркая картина подъема движения разночинцев, революционеров-демократов; показ нового, только-только рождающегося типа общественного деятеля-нигилиста, подвергающего сомнению все устои российского государства. На 238 листах убористого тургеневского почерка уместилась история жизни бунтаря Базарова, критика аморальности нигилизма, конфликт между консерваторами-либералами и революционно настроенными прогрессистами, раскрытие философских, духовных, религиозных, этических и эстетических, морально-нравственных конфликтов.

Сюжет произведения

«Отцы и дети» — известный роман русского писателя И.С. Тургеневы, датируемый 1862 годом.
Действия романа происходят накануне крестьянской реформы 1861 года. Главный герой — Евгений Базаров, который вместе со своим другим Аркадием Кирсановым приезжает к отцу Аркадия в Марьино. Вместе с отцом Аркадия Николаем Кирсановым в поместье живет его брат Павел Кирсанов. С ними у Базарова не складываются отношения. Вскоре Евгений и Аркадий решают уехать из Марьино в небольшой уездный город. Там они знакомятся с Анной Одинцовой.

Затем Базаров и Аркадий, увлёкшись Анной, уезжают к ней в имение. Базаров предпринимает неудачную попытку объясниться Анне в любви, после чего уезжает.

Далее Аркадий и Базаров приезжают к родителям Базарова, но потом снова возвращаются в имение Кирсановых. В доме Николая Кирсанова Базаров, поддавшись страсти, целует дочь экономки и любовницу Николая Кирсанова Фенечку. Свидетелем этого поступка становится Павел Кирсанов, который вызывает Базарова на дуэль, так как сам был неравнодушен к Фенечке.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Анализ романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева 480 руб.
  • Реферат Анализ романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева 220 руб.
  • Контрольная работа Анализ романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Аркадий же возвращается в имениеАнны Одинцовой, где воспылает чувствами к ее сестре Кате. Базаров тоже ненадолго появляется там, но после возвращается к своим родителям. Там он помогает своему отцу лечить больных, но сам по неосторожности заражается тифом и умирает. Аркадий женится на Кате, а Николай Кирсанов на Фенечке.

Что хотел сказать автор и что у него сказалось?

Понять, в чем смысл романа «Отцы и дети» нельзя, не раскрыв образа главного героя – нигилиста Евгения Базарова. Сам автор отмечал, что виделась ему фигура сильная, злобная, дикая и неукротимая, честная, вышедшая из народа, но обреченная на гибель, ибо время базаровых еще не пришло. Он признавался, что не знает, любит или ненавидит созданный им же образ. Ведь раскритиковать писатель стремился в первую очередь дворянство как некогда передовой, а теперь уже отживающий, консервативный класс, тормозящий экономическое и политическое развитие страны. Но Базаров выдвинулся на первый план, и именно по поводу этого героя развернулась в отечественной критике полемика. Одни считали главный персонаж злобной карикатурой, памфлетом на молодое поколение. Другие, подхватив тургеневское слово «нигилист», стали называть им всяческие бесчинства, политические беспорядки, производимые студенчеством. И имя Базарова стало синонимом одного из имен дьявола – Асмодей. Третьи, подхватив революционные идеи, возвели Евгения Васильевича в ранг своего духовного вождя. Тургенев не разделял идеи ни одних, ни вторых, ни третьих. В этом была одна из причин идейного раскола между писателем и сотрудниками «Современника».

Победа жизни над идеологией

Да, Иван Сергеевич, при всей искренней симпатии к дворянству и сострадании к Базарову, осудил и одних, и других. В романе он доказал, что жизнь сложнее и многообразнее всех идеологий, политических споров, и ее нельзя уложить ни в одно прокрустово ложе. Природа, любовь, искренние привязанности, возрождающая и облагораживающая сила искусства, патриотизм одержат победу над любым «страстным, грешным, бунтующим сердцем». И по сию пору судьбы героев произведения интересуют и волнуют нас, рождают споры, побуждают стараться понять как можно глубже и учат каждого быть Человеком. А это и есть главный признак великих классических произведений.

Проблема поколений – это одна из наиболее частых проблем, которые имели и имеют место быть во все времена существования человеческого общества. Эта проблема стала наиболее актуальной в последнее время, так как разница между поколениями начинает набирать серьёзные обороты, то и эти самые поколения начинают недолюбливать друг друга всё больше и больше, и в этом нет ничего странного, так как это настоящее противостояние отцов и детей.  В этом противостоянии отцы, то есть поколение старшее, будет всегда пытаться наставлять детей, поколение младшее, на тот путь, который им кажется верным, однако это совсем неправильно, так как они наставляют их на основе своего субъективного мнения, которое в корне не может быть правильным.

Каждый человек по своему уникален, а потому можно сделать вывод, что все люди разные, и что подошло для поколения прошлого, которое выросло на устоях прошлого, вряд ли подойдут для поколения нового, которое в свою очередь уже росло на совершенно других понятиях и социальных нормах. Однако ни то, ни другое поколение не желает понимать этой простой истины, и потому постоянно идёт постоянная вражда между этими двумя поколениями, и скорее всего она не закончится никогда, ведь это практически извечный спор. Однако есть некоторые способы, которые позволят ослабить силу этого конфликта.

В первую очередь, каждой стороне необходимо попытаться понять друг друга, дать друг другу возможность высказаться, ведь в большинстве случаев поколение старшее не даёт ничего сказать поколению младшему.

Также следует помнить о взаимном уважении, ведь без взаимного уважения вряд ли получится какой либо нормальный диалог двух поколений. Наладив две данные точки взаимоотношений, можно уже пробовать каким либо образом выстраивать отношения, которые станут отличным фундаментом для будущей долгой дружбы. Это именно тот благоприятный вариант развития событий, который вижу я. Однако вариантов того, как оба поколения смогут сотрудничать огромное множество, и все они очень сильно различаются, где-то преимущество отходит на одну сторону, а где-то на другую. Важно помнить, что два этих поколения вряд ли смогут сами решить, что им необходимо прекратить все конфликты, по крайней мере, сейчас это как раз так. Может быть, в будущем этот конфликт совсем сойдёт на нет, ну а сейчас данная проблема довольно актуальна.

Рассуждение 2

Как я понимаю, проблема часто в том, что родители создают для детей целый мир – прекрасный (со своей точки зрения), а детям он может и не нравиться… Например, как в кино, отец создает фирму, чтобы сын стал её главой, а сын и не собирается на должность, так как считает фирму не экологичной. Или родители долго и с трудом строят дом для детей, а дети там не хотят жить, просто предпочитают квартиру в другом городе или даже стране.

Но ведь родители сами придумали, что детям нужно что-то… Они обычно у них и не спрашивают. А после ещё удивляются и обижаются, что дети не ценят. Ещё, конечно, разные взгляды у отцов и детей. Я понимаю, что родителям кажется, будто эти неразумные дети разрушают их мир, не слушают советы. Но родители уже слишком многого боятся, слишком хотят жить в привычном, часто обманывают сами себя. У молодых людей свежий взгляд, они видят ясней, хотя могут, конечно, ошибаться иногда.

Лучше искать   сотрудничества: свежесть и опыт! Но просто у каждого свой характер, привычки, принципы – не всегда легко сотрудничать. В особенности, если старше поколение считает, что оно всегда и во всем право. Особенно разные взгляды у нас на экологию, работу, отношения… Даже по поводу питания мы обычно не можем найти общий язык.

Легко сказать, конечно, о сотрудничестве, но оно с трудом получается у многих поколений отцов и детей! Надеюсь, у нас с нашими детьми будет больше понимания, чем с нашими родителями. Нужно просто слушать друг друга, ведь проблема не только в разных взглядах, но и в том, что каждый слышит только себя и считает себя правым. А у каждого свой взгляд, каждый прав для себя.  Другой человек просто начинает раздражать, если он не меняет свою точку зрения.

Иногда взрослые ещё могут завидовать молодым, что у них нет проблем со здоровьем, есть силы, ничего не болит… По крайней мере, взрослым кажется, что молодые не на то тратят своё время и энергию. Вот бы нам опять молодость, так мы бы!.. Конечно, зависть абсолютно бесполезна. Так и молодые могли бы позавидовать тому, чего успели добиться взрослые…

Проблему отцов и детей ещё усложняют стереотипы. Например, нельзя сказать взрослому, что он не прав. Из уважения! При чем тут уважение? Я могу вполне уважительно относиться к взрослому человеку, но при этом он ведь может быть не прав. А вот считать, что я во всём не прав из-за того, что я младше – точно неправильно. Но из-за такого отношения приходится страдать.

Сочинение Проблема поколений

Эта проблема существовала всегда, но содержание проблемы и острота противоречий особенно сильны в 20 и начале 21 века. Это связано, прежде всего, со сверхбыстрым развитием общества, ситуацией, когда мы видим не просто «прогресс» во всех сферах общественной жизни, но и «революцию». И, конечно, это быстрое развитие ведет к увеличению разрыва между поколениями.

Сейчас разные поколения не понимают друг друга, трудно преодолеть различия и пропасть в столь быстро меняющемся образе жизни, взглядах. Это не просто проблема недопонимания, и она имеет гораздо больше негативных последствий. Научиться понимать друг друга, особенно старшее поколение, — это важная социальная проблема современного общества. Отношение молодежи к пожилым людям можно рассматривать как один из показателей культурного уровня общества. Стереотипные высказывания и мнения, касающиеся пожилых людей, являются показателями, отражающими основной культурный круг понятий в данной эпохе. В наше время существует культ молодежи. Достоинство человека определяется способностью быстро и эффективно, легко адаптироваться к новым технологиям и инновациям. Непонимание между поколениями влияет на смешивание идей, культуры, технологий и даже самого образа жизни. За последнее десятилетие жизнь изменилась настолько быстро, что сегодняшняя молодежь начала 21-го века и их родители, как поколение 70-80-х годов, не имеют почти ничего общего. В этом случае молодое поколение обвиняет пожилых людей в «отставании». Новая мода, информационное пространство на основе интернет-технологий, социальных сетей, мобильных телефонов, непонятна многим пожилым людям.

Но самой большой проблемой, связанной с этим, можно назвать негативное отношение к самой старости. Пожилые люди не идут в ногу с современной жизнью, не имеют сил выполнять различные виды обязанностей и ролей, которые приносят новую жизнь, они тонут в информационном хаосе. В наше время общество сталкивается с растущей проблемой старости из-за роста продолжительности жизни. С точки зрения отношений поколений, мир переживает уникальный исторический период, суть которого заключается в том, что общество сначала сформировалось из структуры нескольких поколений, и это вызвало ряд необычных, с точки зрения традиционных процессов социализация, эффекты. В начале этого века социальная культура общества резко изменилась. Резкий культурный разрыв, привел к определенной социальной изоляции пожилых людей, потере их статуса и уважения.

Проблема поколений является старой, но она становится особенно острой в 20-м и начале 21-го века, когда быстрый прогресс и развитие всех сфер жизни общества привели к разрыву между различными поколениями. Разница во взглядах, вкусах, ценностях и жизненных ориентациях является причиной недопонимания, равнодушия и даже негативных отношений и споров между поколениями.

Рассуждение

Проблема отцов и детей была и, как мне кажется, будет злободневной всегда. Старшее поколение зачастую с неодобрением относится к новшествам.  И каждого из участников конфликта можно понять. Взрослые люди опираются на свой жизненный опыт, а молодое поколение хочет внести свой вклад в будущее и менять привычные устои.

Мне кажется, если отвечать кратко, то нужно хотя бы чуть-чуть, но смотреть на опыт старшего поколения, потому что так будет меньше оплошностей. Гораздо лучше учится на чужих ошибках, чем на своих. Ведь сейчас все ориентированы на молодежь, и иногда мы забываем о взрослых людях и о том, насколько они важны для нашего общества. Во многих странах люди сосредоточены на том, чтобы оставаться молодыми, и стараются избегать старения, хотя это и естественный процесс. СМИ рекламируют эту идею через рекламу и изображения, наклеенные на рекламные щиты и экраны телевизоров. Все люди хотят оставаться молодыми и красивыми, но я думаю, что старение также имеет некоторые преимущества. Пожилые люди, родители, бабушки и дедушки, прожив много лет, имеют опыт, и опыт часто является лучшим учителем. Они из первых рук знают, каково это переживать трагедии и триумфы, времена войны и мира, как лично, так и в качестве члена общества. Они являются живым свидетельством того, что люди переживают добро и зло. Многие взрослые люди также проявляют чувство спокойствия. Поскольку они пережили так много событий, как исторических, так и личных, пожилые люди понимают, что жизнь продолжается, несмотря на трудности. Для многих страх перед тем, что может произойти, сменился чувством принятия, а с принятием приходит мир.

Молодые люди часто не могут признать мудрость своих старших. Когда мы становимся взрослыми, а потом и родителями, мы иногда верим, что узнали важные вещи, которые помогут нам пройти жизнь, и наши родители, бабушки и дедушки больше не могут нас учить. Не правда. Рассмотрим этот пример: мать с новорождённым ребёнком, который внезапно заболевает, зовёт на помощь свою маму (или бабушку), потому что она знает, что пожилая женщина заботилась о больных детях. Пожилая женщина знает, когда пришло время обратиться к врачу, потому что она знакома с болезнями детства из-за опыта, который она приобрела, воспитывая собственную семью. Кроме того, она более склонна сохранять спокойствие; она пережила этот опыт. Взрослая женщина, будь то мать или бабушка, может спокойно давать советы и, в свою очередь, успокаивает страхи молодой матери. Взрослая женщина мудра и знает, что делать и ребенку, и матери.

Когда люди стареют в нашем обществе, мы склонны игнорировать их и закрывать от них. Возможно, мы должны признать и прославить их мудрость и позволить им поделиться своими дарами с нами и нашими детьми.

`

Проблема отцов и детей

Популярные сочинения

  • Без прошлого нет будущего — сочинение

    У человека в жизни бывают взлёты и падения, успехи и ошибки. Так и у человечества бывали разные времена. Историю нельзя изменить, как невозможно вернуть назад прожитую жизнь. Но оглянувшись, можно не совершать прошлых ошибок.

  • Сочинение-описание картины Иван Царевич на Сером Волке Васнецова (4 класс)

    Всем известная картина В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке» была написана в 1889 году. Он также очень известен многими другими своими произведениями. Например, это картинка «Богатыри».

  • Сочинение Великодушный человек

    Великодушие часто ассоциируют с отзывчивостью, готовностью бескорыстно помочь другому. Однако это понятие гораздо шире и включает многие другие положительные качества.

На чтение 7 мин. Опубликовано

Во время написания книги Ивана Тургенева интересовали социальные реформы, которые происходили в стране, и это можно наблюдать по темам, которые он решает обсудить и в своем романе: как изменилось российское общество в вопросах, касающихся брака между двумя людьми из разных социальных слоев, новых идей и философских движений, внедряемых в общество, о недавно обретенной свободе слуг и их отношения со своими хозяевами. Проблему отцов и детей в произведении «Отцы и дети» стоит начать рассматривать с общего анализа произведения.

Краткий анализ произведения

Заинтересовавшись политической ситуацией в свое время, Иван Сергеевич вводит в свой роман многочисленные аллюзии, которые указывают на социальные реформы. Наиболее заметное упоминание сделано в отношении статуса слуг, которые больше не рассматривались как рабы, а, скорее, имели права и могли выбирать, как проявить свое уважение к своим хозяевам. Кроме того, землевладельцы больше не обладали властью, которой они обладали век назад. Эти изменения создали напряженность между помещиками и крестьянами и конфликты, представленные в романе.

Литературные элементы романа:

  • жанр — социальный роман;
  • точка зрения — анонимный рассказчик от третьего лица предоставляет информацию о прошлом персонажа, а также личное мнение о некоторых событиях;
  • настроение — трагическое, ироничное;
  • главный герой и антагонист — поскольку роман представляет конфликт между двумя поколениями, антагонистом является старое поколение, а главным героем — молодое;
  • основной конфликт в романе — философский конфликт между двумя идеологиями, существующими одновременно.

Если кратко, то происходящее — это не битва между двумя персонажами, а битва между старым и новым.

Прочтение романа «Отцы и дети»

Отдельного рассмотрения заслуживает параллелизм книги. Можно провести параллель между Аркадием и Базаровым, которые оба являются «сыновьями» в романе. Аркадий и Евгений оба приняли нигилистическую философию и новые идеи, поэтому до одного момента они разделяют многое на идеологическом уровне.

В какой-то момент между ними возникает разделение, и они все дальше и дальше отдаляются. Различия между ними становятся очевидными, когда рассказчик описывает, как двое мужчин ведут себя в семье и как они относятся к своим родителям. Аркадий остается привязанным к своему отцу, несмотря на новые идеи, Базаров же не может принять тот факт, что его родители останутся застрявшими в своих старых идеях и убеждениях. Аркадий готов поделиться своими идеями для своей семьи, но Базаров не может этого сделать и поэтому не находит счастья.

Анализ книги можно использовать для написания сочинений по теме произведения.

Основные темы романа

В романе поднимается много нравственных тем, актуальных и в настоящее время, например:

  • взаимоотношения поколений;
  • вопросы нигилизма и реализма;
  • самовоспитание;
  • любовь и привязанность.

Роман, написанный через год после отмены крепостного права, переносит читателей во времена кризиса феодальной системы в России и обострения борьбы между «отцами» (либералами) и «детьми» (демократами-революционерами). Неслучайно Тургенев использует точные даты: события в романе начинаются 20 мая 1859 года, а зимой 1860 года заканчиваются. В этот период появляется новый тип общественного деятеля — демократ, который стремится бороться за изменение политической системы России не на словах, а на деле.

О конфликте поколений

Одна из главных тем в романе Тургенева — конфликт отцов и детей — промежуток между поколениями из-за смены времени с замещением идей, убеждений и подходов к жизни. В то время как старшее поколение, включая Николая Кирсанова и его брата Павла Петровича, действует на основе ряда принципов, касающихся брака, социального класса и науки, молодые умы Базарова и Аркадия отрицают и неуважительно относятся к таким принципам.

Базаров и Аркадий

Павел Петрович всегда проявляет какое-то отвращение к поведению Базарова и его внешности. Это отвращение можно рассматривать как синекдоху отвращения ко всему, что выходит за рамки принятой нормой аристократов.

Существует четкое различие между тем, как изображают Павла и Базарова. В то время как Павел описывается как аристократ, Базаров изображается как не боящийся испачкаться человек, который готов пойти на жертвы ради науки. В глазах старомодного аристократа современный человек — зверь, отвратительное существо, которое ни во что не верит.

Однако, Павел и Евгений похожи в главном. Аркадий рассказывает Базарову о неудавшейся любви Павла Петровича. Базаров высмеивает Павла за то, что он влюбился в женщину, а затем позволил себе погибнуть из-за того, что она его отвергла. Он резко критикует Павла и даже делает его менее похожим на мужчину из-за чувств, которые он испытывал в определенный момент.

Ситуация становится ироничной к концу романа, когда читатель видит Базарова, идущего по стопам Павла после того, как он влюбляется в Анну. Чувство Евгения к Анне губительно для него, и подобно Павлу Петровичу он становится неспособным работать и делать то, что делал до встречи с женщиной. Базаров постепенно становится младшей версией Павла, человеком, которого он высмеивал в прошлом.

Николай и Павел Кирсановы

Николай и Павел используются как метафоры в связи со старомодным мышлением. И Павел, и Николай принадлежат к старому классу аристократов с четкими представлениями о том, как должно работать общество, и как они должны взаимодействовать с людьми из других социальных классов. В то время как Николай, кажется, более открыт для новых идей, он все еще поддерживает некоторые старые аристократические верования.

Это становится понятным, когда, несмотря на совместного ребенка, Николай все еще не женится на Фенечке, ведь он все еще придерживался убеждения, что кто-то не должен жениться на ком-то с более низким социальным статусом, из-за чего девушка остается в качестве слуги в доме. Аркадий, однако, призывает своего отца жениться на Фенечке, показывая, что социальный статус на самом деле не имеет значения.

Называя себя «нигилистом», Аркадий с триумфом определяет «нигилиста» как «личность, которая не принимает никаких принципов как должное, как бы ни уважали этот принцип в обществе». В первой главе романа Тургенев подчеркивает изменение дискурса к жизни из-за смены системы убеждений. Николай позже размышляет, что его отец не мог понять его, и теперь точно так же он не понимает своего сына.

Непонимание между Кирсановым-старшим и Евгением

Проблема отцов и детей в изображении Тургенева заключается не только в непонимании между Кирсановым-старшим и Евгением, но и в отношениях Базарова со своими родителями. Так автор подчеркивает, что никакие два поколения не могли по-настоящему понять друг друга.

Как следует из названия, проблематика романа «Отцы и дети» — это отношения между отцом и сыном. В то время как Николай пытался придерживаться непредвзятого подхода, он в итоге называет «мусором» книгу сына. Точно так же старший Базаров пытался не отставать от меняющегося времени, но также не смог понять и принять новые убеждения молодого поколения. Возникает серьезный контраст между молодыми, свежими идеями городских студентов, противоречащими традиционным идеям деревенских мыслителей.

Статьи по теме:

  • Анализ и характеристика образа Базарова в романе «Отцы и дети»

  • Характеристика Анны Одинцовой из произведения «Отцы и дети»

  • Описание внешности Базарова в романе «Отцы и дети»

  • Нигилист Базаров в романе «Отцы и дети»: характеристика героя

  • Содержание романа Тургенева «Отцы и дети» для читательского дневника

  • Цитатная характеристика Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети»

  • Краткое содержание романа Тургенева «Отцы и дети»

  • Характеристика Фенечки из романа «Отцы и дети» Тургенева

  • Сочинение по роману «Отцы и дети» для 10 класса

Сочинение: Проблема отцов и детей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Почти всю свою жизнь И.С. Тургенев провел за границей, в Европе, лишь наездами бывая в России. Он был знаком со многими европейскими писателями, и не случайно, что именно с Тургенева началось всемирное признание русской литературы. Но вместе с тем до самого конца своей жизни Тургенев сохранял в себе «барские» повадки коренного рус­ского дворянства, острое сознание которого было доминан­той в личности Тургенева.

В лучших страницах его прозы очень много от тишины усадебного быта помещичьей России. Едва ли у кого из писателей-современников Тургенева на­столько чист и правилен русский язык, который, как гово­рил сам Тургенев, способен «совершать чудеса в умелых ру­ках». Тургенев не был чужд идее «чистого искусства», но очень часто его романы были посвящены самым острым и ак-
туальным проблемам русской действительности. Он часто писал «на злобу дня», но, в отличие от своих современников, Толстого и Достоевского, никогда не стремился быть настав­ником и учителем. Одной из тем в творчестве Тургенева и стала острая тема взаимоотношений отцов и детей, получив­шая подробное раскрытие в романе «Отцы и дети».

Проблема взаимоотношений разных поколений у Турге­нева имеет двойной смысл. С одной стороны, речь идет непо­средственно об отношениях отцов и детей внутри семьи, их редком взаимопонимании. С другой стороны, это спор либе­ралов (дворянство, старшее поколение; к ним относились и сам Тургенев, и его ближайшие друзья) и революционных де­мократов (младшее поколение, разночинная интеллигенция; исторически это Чернышевский и Добролюбов, который по­служил прототипом Базарова). Тургенев в своем романе обра­щается к истокам того конфликта, который потом навсегда разведет устремленную к переменам в русской жизни разно­чинную интеллигенцию и дворянство с его традициями, де­мократически настроенных детей и консервативных отцов.
[sms]

В одном из своих писем Тургенев заметил, что «настоя­щие столкновения — те, в которых до известной степени обе стороны правы». Именно в этом коренится трагедия фаталь­ного непонимания отцов и детей. Конфликт идейных против­ников, Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, представляющих соответственно отцов и детей, либералов и революционных демократов, именно таков. Позиция образо­ванного либерала Павла Петровича во многом близка самому автору романа. Его «принсипы» и «авторитеты» — знак ува­жения и доверия к опыту прошлых поколений. Но Кирсанов-старший оказывается не в состоянии с «отцовским» понимани­ем отнестись к умственным запросам и беспокойству «детей». Но в то же время отношения Кирсанова как представителя «от­цов» с историей куда более гармоничны и естественны, чем эти же отношения с историей у «детей».

Все старшее поколе­ние хорошо осознает свое место в истории, ощущая себя ее наследниками и продолжателями. Это становится возмож­ным прежде всего потому, что «отцы» не отрицают своего прошлого. Как следствие этого, для старшего поколения су­ществует твердая система ценностей. Все это возможно толь­ко благодаря тому, что оно укоренено в истории, а именно ис­торией проверяются системы ценностей.

Позиция отцов оказывается совершенно незнакома База­рову и для него неприемлема. Его трагедия заключается в том, что в тех предпосылках, которые он когда-то принял как основания собственной жизни, не оказывается целост-‘ ной почвы для развития позитивной мировоззренческой сис­темы. Твердые основы есть в сложившихся традициях, а зна­чит, прежде всего в истории, которую отвергает Базаров и которой он просто не знает. Так, для него остается только один путь, по которому он может продолжать двигаться впе­ред. Он объясняет свое направление и мировоззрение в спорах с Кирсановым в физиологических и биологических терми­нах — исторические явления объясняются в обход истории как таковой. Евгений не в состоянии оказывается предло­жить некую жизнеутверждающую систему, потому что та­кой у него просто нет. Поэтому все свои силы Базаров тратит на отрицание существующих старых систем и убеждений.

И здесь начинается самое трагическое для героя: с самого начала романа Базаров заявляет о себе как о деятеле, его уп­реки в адрес старшего поколения, и прежде всего Павла Кир­санова, связаны с бездеятельностью последних. Однако, как оказывается, и у самого Базарова вся деятельность сводится к «деятельному» нигилизму. Так, в романе в связи с Базаро­вым появляется зрелище странной, не соответствующей ге­рою деятельности, деятельности, которая ниже его как лич­ности, безусловно, одаренной и талантливой.

Базаров беспощадно отрицает любовь, поэзию, нравствен­ность — таким образом, он выступает как крайний индиви­дуалист и нигилист. Однако в его отрицании есть и своя сила: это проявление тех зреющих в русском обществе изменений и процессов, которые в 1917 году взорвут Россию изнутри. Это справедливо и в отношении Павла Петровича: его пози­ция зиждется на проверенных историей ценностях. Однако его системы принадлежат прошлому, не соответствуют тем изменениям, которые влечет за собой движение истории впе­ред. В спорах с Павлом Петровичем Базаров одерживает мо­ральное превосходство и едва ли не выходит победителем. Однако сам роман доказывает поражение Базарова и его ни­гилизма. Несостоятельность его отрицающей все и вся пози­ции доказывается не Павлом Петровичем, а художествен­ным строем романа.

Как писал критик Н.Н. Страхов, Базаров «оказывается побежден не лицами и не случайностями жизни, но самой жизнью». Отвергаемая им любовь неодолимо влечет его к хо­лодной аристократке Одинцовой и в итоге надламывает его душевные силы. Гибнет Базаров, казалось бы, по совершенно глупой случайности. Пореза пальца оказалось достаточно, чтобы убить «гиганта» (как он сам о себе думал). Как и в дру­гих произведениях Тургенева, над человеком торжествуют неизъяснимые высшие силы, распоряжающиеся его жизнью и смертью. Но эта смерть Базарова не доказывает полной правоты Кирсанова: он остается жить, но эта жизнь уже дав­но никуда не ведет, больше принадлежа прошлому, чем на­стоящему.

Спор «отцов» и «детей» в тургеневском романе оказыва­ется неразрешенным и, что очень важно, неразрешимым. Он является симптомом меняющегося исторического времени, тех изменений, которые приближались в России.[/sms]

  • Сочинение по литературе 10 класс обломов и обломовщина
  • Сочинение по литературе 10 класс мертвые души
  • Сочинение по комедии фонвизина недоросль так ли проста госпожа простакова
  • Сочинение по крепкому мужику
  • Сочинение по крылатому выражению