Сочинение по литературе 10 класс гроза был ли у катерины иной путь

Муниципальное общеобразовательноеучреждение лицей 5, г.о. подольсктема: роль пейзажа в произведениях русской художественной литературы выполнила: ученица 10 б

Муниципальное общеобразовательное

учреждение « Лицей №5», г.о. Подольск

Тема: « Роль пейзажа  в произведениях русской  художественной литературы »

                                                                                               Выполнила:

                                                                            Ученица  10 «Б» класса

                                                                                    Григорович Дарья,

                                                                              Руководитель проекта

                                                      Учитель русского языка и литературы

                                                                                         Архипова М.В.

                            2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

Вступление…………………………………………….…………………………..3

1.Глава( Роль пейзажа в творчестве русских писателей)………..………….….4

 1.1 Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»……………..……….………….….….4

 1.2 Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»……………………………………….…4

             1.3 И.А. Гончаров «Обломов»……………………………….……….….5

             1.4 А.Н. Островский «Гроза»……………………………………..……..5

             1.5 М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»…………………….……6

2.Глава(Роль пейзажа в творчестве русских поэтов)……………………………7

                2.1  «Слово о полку Игореве»…………………………………….…….7

2.2  А.С.Пушкин…………………………………………….……..…….7

                2.3 С.А.Есенин…………………………………………………………..9

                2.5 М.Ю.Лермонтов………………………………………….………….9

Практическая  часть……………………………………………………………..10

Вывод…………………………………………………….…………….…………10

Используемая литература и  интернет ресурсы ……………………………….11

Приложение ………………………………………………………….…………..12

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: в художественной литературе тема природы тесно переплетается с самобытностью человека,  образу которого характерны народные особенности, традиции и культура тех родных мест, присущих ему.

Цель работы: расширить представления о явлениях природы, раскрыть значение образа природы в творчестве русских поэтов.

Задачи проекта:

  • Познакомиться с произведениями художественной литературы , в которых нашли свое отражение различные явления природы.
  • Выяснить, какое значение имеет образ природы в произведениях художественной литературы.

Объект исследования: произведения русской художественной литературы

Гипотеза: образы различных явлений природы нашли свое художественное отражение в творчестве  поэтов.

Методы исследования: поиск, сравнение, анализ, обобщение.

Вступление

Роль пейзажа  в произведениях  самая различная. Пейзаж является ярким фоном, на котором развиваются события, помогает понять и почувствовать переживания героев и их душевное состояние. При помощи пейзажа писатель выражает свои взгляды на происходящие вокруг события, а также подчеркивает свое отношение к природе, героям текста. Природа в творчестве русских писателей и поэтов занимает одно из главных мест .

1.ГЛАВА (Роль пейзажа в творчестве русских писателей )

1.1 Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

В повести Карамзина «Бедная Лиза» очень важную роль имеет описание природы. Именно по состоянию природы  можно понять, какие эмоции одолевают девушку и самого автора.

С первых страниц писатель показывает нам две местности: городскую и сельскую. К первой у него негативное отношение. Зато с любовью и обожанием он описывает долины около Москвы-реки. Там живет главная героиня повести  Лиза. Автор считает, что только в незатейливой обстановке может родиться такая добросердечная девушка. Описывая рассвет в лесной глуши, он намекает на то, что героиня – одна из тех цветов, которые раскрываются навстречу солнцу.

Когда отношения между главными героями были прекрасны и честны, то и природа соответствовала их отношениям. Но после грехопадения и разлуки Лиза видит гром и молнию. Восход уже не прекрасен, а окрашен в цвет крови. Таким образом, оттенки природы меняются вместе с эмоциями, которые испытывают читатели от прочитанного отрывка. Пейзаж в повести «Бедная Лиза» отображает человеческие чувства и настраивает публику на нужный лад.

1.2 Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

         Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы.  В своей повести Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает о бесстрашных воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. Николай Васильевич Гоголь великолепно описал  природу. «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее».
        Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество. Природа в повести Николая Васильевича  помогает читателю лучше понять внутренний мир героев. Когда сыновья Тараса покидают родной дом, Гоголь, вместо того чтобы показать угнетенное настроение путников, ограничивается фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад»
[1] . Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии.  

1.3 И.А. Гончаров «Обломов»

Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью.

Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний. В детстве Илья Ильич стремился познавать мир, но из-за лишней опеки родителей, которые подавляли его стремление, он стал таким ленивым.

1.4 А.Н. Островский «Гроза»

В драме «Гроза» Александра Николаевича Островского пейзаж   имеет ряд функций, необходимых для создания атмосферы действия и раскрытия характеров персонажей.  Первой  ролью является художественная.  На протяжении всей пьесы писатель показывает удивительно красивый пейзаж, который открывается с высокого берега Волги. Но этот образ Великой и прекрасной реки противопоставляется мрачной  атмосфере города Калинова, которая дает общее представление о его жителях. Второй функцией пейзажа является обрисовка действующих лиц. Так, мы узнаем, что  Катерина, тонкая, мечтательная, но одновременно сильная и страстная натура.   Природа живет и страдает вместе с героями, она меняется в зависимости от внутреннего состояния человека, порой, помогая ему разобраться в себе. Природа являлась для Катерины неотъемлемой частью ее жизни, именно в ней девушка находила спасение в тяжелые минуты

1.5 М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Пейзаж в «Герое нашего времени» часто предваряет события, о которых мы еще не знаем. Например, как только читатель видит, что солнце скрылось и вдруг повеяло холодом, то сразу появляется ощущение равнодушия.  И ощущение это не обманет читателя. От Печорина, встретившегося с Максимом Максимычем, который так мечтал увидеть старого приятеля, повеет тем самым холодом.

Пейзаж в «Герое нашего времени» наиболее важен для раскрытия внутреннего мира главного героя. Прочитав только рассказ Максима Максимыча, читатель вряд ли сумел бы найти в Печорине приятные черты, однако именно образы природы показывают для  читателей сложную, противоречивую натуру. Взглянув из окна на Пятигорск, глазами Печорина,   обнаружим восторженного человека. «Моя комната наполнилась запахом цветов…  На север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона… Весело жить в такой земле!»[2] Оказывается, внутренний мир Печорина значительно богаче, чем могут предположить окружающие. Читая, как Григорий Печорин вспоминает о Вере: «с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее»[3].

2 Глава(Роль  пейзажа  в творчестве русских поэтов)

  1. «Слово о полку Игореве»

Образ природы в «Слове о полку Игореве» подаёт свой голос уже в самом начале повествования. Когда князь уже готов выдвинуться со своей дружиной в поход на половцев, происходит солнечное затмение-вестник ужасных событий. Пока игорево войско двигается на встречу со своими союзниками, вокруг него бушует ветер, шумят деревья . Сам воздух пронизан тревогой. Природа пытается  спасти жизни людей и вернуть их домой, но, к сожалению, главный герой не придает этому большое значение. В последней битве княжеской дружины  небосвод заволакивают тучи, и русские войны остаются в кромешной тьме. Так автор показывает обречённость солдат. После разгрома войска Игоря природа впадает в уныние, горюя о погибших и взятых в плен. Она скорбит вместе с княжной Ярославной, и от их горя чернеют цветы и чахнет трава. Природа предстаёт, как безутешная мать, потерявшая своих сыновей в бессмысленной битве.  Но когда Игорь бежит из плена, природа помогает ему вернуться домой. С возвращением Игоря в родные края выглядывает солнце, природа-мать с радостью наблюдает за возвращением сына в отчий дом.

2.2 А.С.Пушкин

 Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт рисует замечательные картины родной природы. Пушкин воспринимал ее не только зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою Родину сердцем горячего патриота.

Еще с детства любовь к природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась. Она нашла свое художественное выражение в его стихотворениях и романе  в стихах « Евгений Онегин». В лирике  Пушкина находит отражение настоящая красота русской природы. Пушкинский пейзаж всегда очень близко связан с внутренним миром лирического героя. Природа, которая описывается  поэтом, делает каждого добрее и учит понимать прекрасное.

Роман «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» пейзажи показаны ярко и красочно. Природа в «Евгении Онегина» описывается Пушкиным с особой нежностью и любовью. Он тонко и разнообразно описывает родные просторы. Все описания красочны и реалистичны, насыщены ощущением реальности и красоты. Пейзажи в произведении   играют  очень важную роль в создании образов

Описание природы выполняет в романе разные роли: создание особенного фона для повествования, создание настроения. Особую связь можно увидеть между природой и главными персонажами романа. Из-за того что Евгений вырос в городе, природа   быстро надоедает, как и все остальное.  Попав в деревню, герой удивляется новыми ощущениями только несколько дней. Потом ему становится скучно, он начинает хандрить. Евгению сложно познавать красоту русских пейзажей. Неспособность оценить красоту природы говорит о том, что натура Онегина далека от поэтических чувств и тонкости ценителя прекрасного. Развращенный праздностью городской жизни, Онегин не может находиться в естественной среде.

Описывать родную природу Пушкин начинает с особенной любовью именно тогда, когда в произведении  появляется главная героиня. Татьяна очень тонко воспринимает и горячо любит красоту русской природы.   Через отношение к природе Пушкин показывает в Лариной тонкое восприятие мира и красоту русской души. Описание природы глазами Татьяны раскрывает образ героини. Оно передает ожидание первой любви и истинную романтичность девушки. Пушкин глазами Татьяны как будто выражает собственное отношение к природе. Именно через ее образ он с особой любовью описывает любую русскую погоду, красоту пейзажей и широту природы.

2.3 С.А.Есенин

Выросший в деревне Сергей Есенин любил и понимал русскую природу лучше любого городского жителя. Он писал о ней много, красиво и душевно, часто соединяя с любовной лирикой. Сергей Александрович учит читателя любить Родину искренней и чистой любовью, невзирая на ее несовершенства — покосившуюся избу, старый клен, небогатые хлеба.  Русская природа в стихотворениях поэта настолько ярко описана, что живо предстает перед мысленным взором читателя во всем своем великолепии.

2.5 М.Ю.Лермонтов

Безусловно, одно из главных мест в творчестве Лермонтова занимает пейзажная лирика. С самого раннего детства он восторгался природой, поэтому стал создавать образы окружающей среды. Стихотворения Лермонтова о природе пропитаны волшебством и таинственностью. Природа в его стихотворениях прекрасна, величественна и гармонична, а человек – ничтожно мал по сравнению с ней в огромной Вселенной.

Поэма «Мцыри»

Действие поэмы разворачивается неподалеку от Кавказского горного хребта, причем Лермонтов даже точно указывает место событий: монастырь Мцыри находится близ слияния двух рек, Арагвы и Куры. Интересно, что поэт описывал реально существующий монастырь.

 Романтический герой чувствует родство с природой, живет по ее законам. Мцыри сравнивает себя с цветком, поднявшим голову навстречу дню, он сам- часть природы

Но природа в поэме показана неоднозначно. Она является и помощником главного героя ,и его врагом. Гроза помогает Мцыри сбежать. В начале своего путешествия главный герой наслаждается красотой природы, он даже хотел бы умереть среди неё. Но, с другой стороны, пейзаж сталкивает юношу с неприятностями. Так, например, лес, в котором Мцыри надеялся найти путь домой, сталкивает его с барсом и выводит к монастырю, закольцовывая путь.

3. Практическая часть.

Я подготовила анкету « Я и природа» для своих одноклассников, учеников десятого класса. На каждый вопрос ребята отвечали либо да, либо нет.  В анкете было три вопроса:

  1. Рисовали ли вы когда-нибудь  на уроках ИЗО или в свободное время пейзаж?
  2. Нравится ли вам фотографии пейзажа музыкальных композиций о природе?
  3. Писали ли вы когда-нибудь стихотворения о природе собственного сочинения?

С результатами опроса можно ознакомиться в приложении.

На основе полученных  результатов я сделала вывод, что отношение одноклассников к природе малоактивно. Необходимо больше внимания уделять  окружающей природе, интересоваться произведениями искусства о природе, читать художественные произведения, в которых пейзаж занимает особое место в раскрытии характеров героев. Таким образом , моя исследовательская работа может помочь обучающимся ближе познакомится с ролью пейзажа в произведениях художественной литературы.

Вывод:

Исходя из вышеизложенного ,можно сделать вывод о том, что писатели часто обращаются к пейзажу не только как к средству выразить внутреннее состояние героев, но также и для того, чтобы показать их дальнейшую судьбу или отделить их прежнюю жизнь от будущей, обозначить границу, после которой «все пошло не так». Природа становится зеркалом души персонажей. Это неудивительно, ведь сам человек и есть природа. Это неделимые сущности, связанные незримыми нитями, находящие отражение одно в другом. Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора. 

Используемая литература и интернет ресурсы:

https://poetpushkin.ru/stihi

https://www.pravmir.ru

https://obrazovaka.ru

https://www.syl.ru

https://rustih.ru

https://www.kritika24.ru

https://literaguru.ru/

https://unotices.com

Л.А. Скубачевская  Супер мобильный справочник Литература

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

И.А. Гончаров «Обломов»

А.Н. Островский «Гроза»

«Слово о полку Игореве»

Лирика А.А. Фета, С.А.Есенина, М.Ю.Лермонтова, С.А. Пушкина

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

Приложение

Сочинение по литературе 10 класс гроза был ли у катерины иной путьСочинение по литературе 10 класс гроза был ли у катерины иной путь

Сочинение по литературе 10 класс гроза был ли у катерины иной путь


[1]  Цитата из  Н.В.Гоголя «Тараса Бульба»

[2] Цитата из произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

[3] Цитата из произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Учреждение: 

МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов», Московская область. г.о. Подольск

В готовой исследовательской работе по психологии «Причины возникновения стрессов и их влияние на жизнь учащихся» автор дает научное определение понятия «стресс» и объясняет, что это за состояние, почему люди подвержены стрессу и какое негативное влияние оказывает стресс на наше физическое и психологическое здоровье.

Подробнее о работе:

В процессе исследовательского проекта по психологии «Причины возникновения стрессов и их влияние на жизнь учащихся» было изучено понятие «стресс», рассмотрены самые распространенные причины возникновения стресса у учащихся и признаки его проявления, также автор рассматривает воздействие стресса на организм школьника.

В исследовательском проекте по психологии о явлении стресса у обучающихся школы рассматриваются средства борьбы со стрессом и даются рекомендации о том, как можно избежать стресса. Практической частью исследования стало проведение опроса среди учеников Гимназии по выявлению стрессоустойчивости. На основании полученных результатов учащийся дал рекомендации по проведению мероприятия по профилактике стресса у школьников.

Оглавление

Введение
1. Понятие стресса.
2. Причины стресса у учащихся.
3. Признаки проявления стресса у учащихся.
4. Влияние стресса на здоровье.
5. Средства борьбы со стрессом.
6. Экспериментальное исследование стресса и его причин в школьном возрасте.
7. Как можно избежать стрессов?
Заключение
Литература

Введение

В современной жизни у каждого человека очень часто возникают стрессовые ситуации. Многие явления школьной жизни: контрольные работы и экзамены, большое количество домашних заданий, сложный учебный материал, конфликтные ситуации со сверстниками, переход учащихся из начальной школы в среднее звено —  являются причинами возникновения стресса, другими словами называются стрессорами. Этот год обучения для меня был наиболее стрессовый.

11 выпускной класс, в апреле – итоговое сочинение по русскому языку, сейчас защита моего проекта, впереди ЕГЭ и поступление в ВУЗ. Это тяжелый стрессовый год для меня и моих одноклассников, а так как свою дальнейшую жизнь я собираюсь связать с психологией, эта тема мне наиболее интересна.

Тема моего проекта: «Причины возникновения стрессов и их влияние на жизнь учащихся».

Цель проекта: Выявление причин появления стрессов у учащихся и влияние стресса на организм школьника

Для этого мне я должен был решить следующие задачи:

  • понять, что такое «стресс»;
  • научиться выявлять симптомы стресса;
  • узнать какие проблемы со здоровьем могут возникнуть из-за стресса у школьников.
  • провести опрос среди учеников Гимназии по выявлению стрессоустойчивости;
  • рекомендовать мероприятия по профилактике стресса у учащихся.

Понятие стресса

Стресс (от английского слова stress- напряжение)— эмоциональное и физическое напряжение организма как защитная реакция на неблагоприятные окружающие факторы (холод, голод, травмы, болезнь и т.п.) или какие-то ситуации, которые характеризуются как трудноразрешимые и неконтролируемые.

Сам термин «стресс» был введен в 1936 году канадским физиологом Гансом Селье. Если быть точнее, термин был позаимствован из науки о сопротивлении материалов.  Это технический термин, который обозначает напряжение, нажатие и давление. Ганс Селье решил, что с точки зрения психологии и физиологии, это понятие можно применить и к человеку. Тогда под стрессом понимали явление приспособления организма в экстремальных условиях. Сейчас понятие стресса намного  шире, в список стрессовых факторов входят социальные и  психологические явления, например, конфликты, ссоры, неожиданные жизненные ситуации.

Стресс – это  форма переживания чувств и эмоций. Если рассматривать стресс как психологическое явление, то он близок к состоянию аффекта, неконтролируемая реакция организма. Это состояние — ответ человеческого организма на определенные окружающие условия.

В психологии стресс рассматривают как период адаптации человека.

Стресс не всегда вызван внешним повреждением человека. Любое необычное для организма психологическое состояние – страх, испуг, радость, любовь, болезнь, гнев, ненависть – все это может вызвать стресс. Выступление на публике, игра в спортивные игры может вызывать стресс, не причиняя внешнего вреда. Одно и то же событие для одного человека является сильнейшим стрессом, а для другого обычное дело. Например, у отличника полученная на уроке тройка может вызвать депрессию, у двоечника эта же оценка вызовет вздох облегчения, а у троечника не вызовет вообще никаких эмоций.

Стресс делят на два вида: конструктивный и деструктивный.

Конструктивный стресс в большинстве случаев положительно влияет на человека. Он так же делится на два вида – стресс от положительных эмоций (свадьба, рождение ребенка, празднование важного события жизни, получение подарка) и стресс от преодоления каких-то трудностей (победа в спортивной игре, полученная положительная оценка на экзамене, защита проекта или диплома). Конструктивный стресс не влечёт за собой негативных последствий для психического или физического здоровья человека.

Деструктивный стресс, наоборот, наносит вред. Если быть точнее, вред наносит ни сама стрессовая ситуация, а эмоциональная реакция человека на внешние раздражители (сильное сердцебиение, повышение или понижение давления и температуры тела, приступы астмы).

Чаще всего, говоря слово «стресс», мы имеем в виду именно деструктивный стресс, плохо, деструктивно влияющие явления жизни.

Причины стресса у учащихся

Всего двадцать лет назад понятия «детский стресс» не было, стресс являлся проблемой только взрослых. Сейчас каждый третий ребенок испытывает стресс.

Причинами стресса у ребенка являются самые разные события в жизни: ссора или развод родителей, болезнь близкого родственника и даже домашнего питомца, сложности с обучением или усвоением школьного материала, конфликты с одноклассниками, переезд, новый класс или новая школа, потеря каких-то личных важных вещей.

Школьный стресс в этом списке занимает далеко не последнее, а скорее одно из первых мест, так как наиболее распространен у детей. Все дети ходят в школу. И большинство испытывает тот или иной стресс, связанный со школьной жизнью.

У подростков в связи с гормональным перестроением организма обостряются все чувства, нервы находятся на пределе, от малейшего стресса ребенок готов сорваться, потому что в этом возрасте еще мало кто научился управлять своими эмоциями и сдерживаться. Любые ссоры, конфликты и недопонимания становятся  практически трагедией.

Признаки проявления стресса у учащихся

Обучение в старшем звене школы — один из самых сложных периодов в жизни человека. Ребенок находится в подростковом возрасте, в котором наиболее тяжело бороться со стрессом, а вызывают его, как я описал ранее, все, что угодно.

Гормональная перестройка организма влияет в том числе и на психику. Подросток становится очень чувствительным, вспыльчивым, обидчивым и смена настроения от плохого к хорошему и наоборот происходит практически мгновенно.

Физические и эмоциональные явления, которые происходят с подростком, являются признаками стресса.

Признаками стресса являются:

  • повышенная утомляемость,
  • апатичность;
  • резкое изменение аппетита,
  • недовольство собственной внешностью
  • злость, агрессивность,
  • резкое снижение успеваемости в учебе и спорте;

Влияние стресса на здоровье

Всем известна поговорка: «Все болезни от нервов!». В какой-то степени ученые соглашаются с данным высказыванием. Длительный стресс может запустить механизм возникновения и развития заболеваний: бронхиальная астма, сахарный диабет, артрит, рассеянный склероз, гипертония, онкология и т.п.

Стресс опасен не сам по себе, мы уже выяснили, что стресс бывает и конструктивным, вызывающим положительные эмоции. Стресс опасен тем, что может спровоцировать органические нарушения в организме человека в виде заболеваний. Ко этому стоит добавить, что у человека падает работоспособность, у школьника способность усвоения нового школьного материала, активность в жизни и творчестве. Если учеба постоянно вызывает стресс, ребенок начинает часто болеть.

Чаще всего это заболевания желудочно-кишечного тракта (язвы, спазмы живота, колит), простудные и инфекционные заболевания, объясняемые ослабленным иммунитетом, кожные заболевания (зуд и сыпь).

Средства борьбы со стрессом

Для здоровья ребенка, да в целом человека любого возраста, очень важен здоровый сон А чем младше ребёнок, тем потребность во сне больше. Для борьбы со стрессом и преодоления его без негативных последствий норма сна и бодрствования очень важна.

Психологи разработали новый метод борьбы со стрессами и депрессией – спортивные игры. Метод не нов, но его воздействие на преодоление стресса доказан в наши дни. Влившись в команду, ребёнок развивает не только силу мышц, но учится взаимодействовать с командой, что повышает стрессоустойчивость и психологический иммунитет.

Наличие хобби, увлечение каким-то учебным предметом или направлением дает возможность эмоциональной разрядки для ребенка. Поэтому очень важны дополнительные занятия, но по тому направлению, которое интересно, без давления со стороны родителей.

Правильное питание, поддержание водного баланса организма помогает бороться со стрессом. Об этом так же не стоит забывать.

Экспериментальное исследование стресса и его причин в школьном возрасте

В целях выявления причин возникновения стрессов и их проявления я провел исследовательскую работу:

  • Мониторинг психологического здоровья учащихся 11 класса
  • Анкетирование учащихся 11 класса по вопросу возникновения стрессовых ситуаций и их воздействия на ребят;
  • Анкетирование взрослых (родителей учащихся) по причинам стресса и путях выхода из него;
  • Анализ результатов опросов, сравнение результатов у учащихся и у родителей.

Свои исследования по изучению стрессов и депрессий у детей и подростков я проводил среди своих одноклассников. Опрошено 27 человек, возраст 17-18 лет. Дети в классах, в общении с окружающими в основном раскованы, в большинстве общительны.

Из опроса учащихся, 10 человек испытывают систематическое утомление, 3 тревогу, 12 частую потерю аппетита, 15 резкую смену настроения, 2 испытывают систематические головные боли, 5 заболевания желудочно-кишечного тракта.

Хотя многие дети из классов считают, что в семье у них всё благополучно, их любят и уважают, при этом 5% человек не находят общего языка с родителями, не видят в них своих единомышленников.

В школах учатся сотни ребят, которым противопоказаны какие бы то ни было волнения или переживания, экзаменационные в том числе. Это сердечники, диабетики, те, кто страдает расстройством нервной системы.

Я задал своим одноклассникам следующие вопросы:

  • Как часто ты испытываешь стресс?
  • Как ты себя чувствовал во время стресса?
  • Что было после стресса?
  • Как ты справился со стрессом?

По результатам опроса я пришел к следующим выводам: Практически в любом возрасте мы сталкиваемся со стрессовыми ситуациями. Учащиеся указали, что при стрессах большинство из них имеет плохое самочувствие и, как следствие – испытывают огорчение, испуг и страх.

Причинами стрессовых ситуаций зачастую становятся школьные нагрузки и межличностные отношения, в 11 классе – ЕГЭ, поступление в ВУЗ.

Чаще всего к разрешению сложных проблем и стрессов ребята обращаются к близким людям и родственникам, а успокоение получают на отдыхе, прогулке или слушая любимую музыку.

Большинство участников опроса понимают, что стресс наносит огромный вред здоровью и в первую очередь нервной системе человека.

После этого было проведено анкетирование родителей учащихся. В опросе приняли участие 20 родителей учащихся.

Взрослым были предложены следующие вопросы:

  • Сталкивались ли вы со стрессом?
  • Как часто вы попадали в стрессовую ситуацию?
  • Как влияла на вас стрессовая ситуация?
  • Где вы чаще всего получаете стресс?
  • Ваши пути выхода из стрессовой ситуации?

Как можно избежать стрессов?

Выводы после опроса родителей получились также глобальными.  Все участники опроса сталкивались со стрессом, подвергались воздействию стрессовой ситуации и испытывали отклонения в состоянии здоровья.

В результате данных, видно, что стрессовая ситуация влияет на настроение, самочувствие, неспособность сосредоточиться, при этом респонденты испытывают гнев, обиду и возмущение. Большинство родителей, по их мнению, снимают стресс сменой деятельности, прослушиванием любимой музыки, общением с близкими людьми, активным отдыхом и принятием успокоительных средств.

Заключение

В своём исследовании я пришел к выводу, что учащиеся моего класса имеют предрасположенность к стрессу. При этом не все до конца понимают всей опасности стресса, его отрицательного влияния на организм и здоровье.

Главная задача взрослых помочь детям выйти из состояния стресса. Педагоги должны строить свои отношения с детьми таким образом, чтобы приобретение знаний не стало для школьника препятствием полноценного формирования личности.

Родителям так же необходимо интересоваться жизнью подростков их победами и неудачами и в случае необходимости оказать поддержку, сказать ласковое слово.

Я считаю, что внимательное отношение к детям со стороны взрослых может предотвратить стрессовые ситуации. И сохранит здоровье детей!

В результате изучения вопроса о возникновении стрессов и их влияния на здоровье, я сделал выводы и дал некоторые рекомендации по профилактике и выходу из стрессовых ситуаций, учитывая реальные возможности учащихся, их родителей и учебных заведений, где обучаются школьники, для сохранения своего здоровья и здоровья будущих учеников.

Список литературы

  1. Г. Селье. Стресс без болезней. — Спб,: ТОО «Лейла», 1994г.
  2. Елезанова Е.В.// Я познаю мир. Психология: энцикл. // М.: АСТ: Астрель, 2005г.
  3. Попова Л.М. И.В. Соколов, О. Грегори. Как противостоять стрессу. — Спб.: ТОО «Лейла», 1996г.
  4. Щербатых Ю.В. Психология стресса. — М.: Эксмо, 2006г.
  5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стрессов — Питер, 2009г.
  6. Дубровина И.В. и др. «Рабочая книга школьного психолога» — М., «Просвещение», 1991.
  7. Жуков Д. А. «Стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с. 12-17.
  8. Крушельницкая О.И. и Третьякова А.П. «Человек, обстоятельства и стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с.21-26.
  9. Рогов Е.И. «Настольная книга школьного психолога». М., «Владас», 1999 г.
  10. Мухина В.С. Психология. Питер-2005г.
  11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Бахрам -2007г.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Duvakin

СОЧИНЕНИЕ 1

Этот
текст для анализа и сочинения представляет собой панегирик профессору
Московского университета Виктору Дмитриевичу Дувакину. Благодарный ученик,
автор данного текста, вспоминает своего учителя.

Думаю, что ключевой вопрос, который, безусловно,
ставит автор, можно сформулировать так: проблема соответствия, или когда не
стыдно за прожитую жизнь.

Фигура
Дувакина складывается для читателя из нескольких ярких, запоминающихся черт.
Во-первых, Дувакин — настоящий профессор: массивный, медлительный, рассеянный; удачи
записных остроумцев «он принимал без видимого огорчения — снисходительно и
добродушно — а то и с откровенным удовольствием»
, — радуется автор текста.

Больше
всего, отмечает автор, профессор Дувакин любил предвоенное присловье Литмузея,
сочиненное про него: «Дувакин вспомнил то, что забыл, и тут же забыл, что
вспомнил».

И
это не случайно.

Виктор
Дмитриевич Дувакин мог перепутать место рождения студента, но любимого
Маяковского и Своих учеников он помнил и никогда не забывал
: «память — это
страсть»
, — подчеркивает автор. Поэтому полтора десятка неизвестных статей
Маяковского Дувакин изучал так ревностно и, только убедившись в их подлинности,
принял.

Профессор
Дувакин бесконечно предан любимому Маяковскому и бесконечно предан своим
ученикам: «память — это страсть». Эта его «бесконечность» (иначе говоря –
способность оставаться человеком) стала очевидна в феврале 1966, когда
вызванный на суд по делу Синявского — Даниэля в качестве свидетеля профессор
Дувакин рассказывал про любимого Андрюшу (Синявский) так, как сказал бы у себя
дома или на кафедре. «Для этого мрачного места больше подходили другие слова»,
— замечает автор.
Профессору хватило духа быть верным себе, он смог не
испугаться, не предать.

Жизнь
и поступки профессора Дувакина открывают перед читателем удивительного
человека: милого, доброго и в то же время твердого в убеждениях и бесконечно,
со всей страстью преданного высшим человеческим ценностям.

Кульминацией
рассказа о профессоре Дувакине становится эпизод о заседании кафедры, когда Дувакина
осудили и потребовали уволить за несоответствие занимаемой должности. Наиболее
полно
авторское отношение к нему выражено в словах Зины Новлянской (всё
заседание кафедры студенты томились под дверью): «Для нас вы
соответствуете»
.

На
окончание университета профессор Дувакин каждому Своему студенту подарил по
книге Маяковского с указанием страницы и строчки; автору текста досталось
«Смотрите на жизнь без оков и шор».

«И
я стараюсь. Правда, когда снимаю очки, почти ничего не вижу»
, — так
самоиронично заканчивает свой рассказ о человеке, давшем образец
профессиональной страсти и образец человечности, Владимир Владимирович
Радзишевский, литературовед, литературный критик, журналист.

Мне,
к счастью, тоже повезло встречать в жизни таких людей, как профессор Дувакин. И
хотя у меня нет напутственной строчки от них, я часто спрашиваю себя, как бы
поступил в той или иной ситуации человек, ставший для меня ориентиром
.

 403 слова

Duvakin%2BVD%2B1

СОЧИНЕНИЕ 2

Текст Владимира Радзишевского – панегирик
профессору Московского университета Виктору Дмитриевичу Дувакину. Благодарный
ученик, автор данного текста, вспоминает своего учителя. Можно сказать, что в
тексте Радзишевского поднимается 
проблема верности себе, своим принципам, автор ставит вопрос о
том, когда не стыдно за прожитую жизнь.

Комментируя текст, следует привести первый
пример-иллюстрацию
, важную для понимания проблемы. Автор восхищается преданностью
любимого профессора своему делу. 

Виктор Дмитриевич Дувакин мог перепутать
место рождения студента, но любимого Маяковского он помнил и никогда не
забывал: «память — это страсть», — подчеркивает автор. Поэтому полтора
десятка неизвестных статей Маяковского Дувакин изучал так ревностно и, только
убедившись в их подлинности, принял. Виктор Дмитриевич всю жизнь занимался
Маяковским – «разбирал строчку за строчкой, отыскивал источники и реалии,
толковал, комментировал.
..»

Продолжая комментировать текст, нельзя не
привести в качестве 
второго примера-иллюстрации, важной для понимания
проблемы, эпизод, когда  Профессор Дувакин не предал своего ученика. 
Эта его способность оставаться человеком  стала очевидна в феврале
1966, когда вызванный на суд
по делу Синявского — Даниэля в качестве
свидетеля профессор Дувакин рассказывал про любимого Андрюшу (Синявский) так,
как сказал бы у себя дома или на кафедре. «Для этого мрачного места больше
подходили другие слова», — замечает автор. Профессору хватило духа быть верным
себе, он смог не испугаться, не предать.

Эти примеры преданности делу и
верности ученикам 
с разных сторон показывают мужество и человечность
профессора. Жизнь и поступки профессора Дувакина открывают перед читателем
удивительного человека: милого, доброго и в то же время твердого в убеждениях и
со всей страстью преданного высшим человеческим ценностям.

Наиболее полно авторское отношение к
проблеме верности своим убеждениям и принципам выражено в словах
 Зины Новлянской.
Когда Дувакина осудили и потребовали уволить за несоответствие занимаемой
должности, всё заседание кафедры студенты томились под дверью. И вот когда
Виктор Дмитриевич вышел, она упрямо замотался головой«Для
нас вы соответствуете».

На окончание университета профессор
Дувакин каждому своему студенту подарил по книге Маяковского с указанием
страницы и строчки; автору текста досталось «Смотрите на жизнь без оков
и шор».

«И я стараюсь. 

Правда, когда снимаю очки, почти ничего не
вижу»
, — так самоиронично заканчивает свой рассказ о человеке, давшем образец
профессиональной страсти и образец человечности
, Владимир Владимирович
Радзишевский, литературовед, литературный критик, журналист.

Многим людям в жизни нужен нравственный
камертон
. На рубеже 19-20 веков таким нравственным ориентиром был Лев Толстой
В 80-90 годы 20 века – академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, два
десятилетия ранее – академик Сахаров. Мне, к счастью, тоже повезло
встречать в жизни таких людей, как профессор Дувакин. Я был на лекциях Бибихина,
слушал и продолжаю читать Ольгу Седакову, был знаком со многими
другими прекрасными людьми
. Это такая порода людей – с ними воздух чище
и дышится легко и свободно
. И хотя у меня нет напутственной строчки от них,
я часто спрашиваю себя,
как бы поступил в той или иной ситуации человек,
ставший для меня ориентиром
.

 450 слов

ИСХОДНЫЙ
ТЕКСТ

(1)Полжизни Виктор Дмитриевич Дувакин проработал на
филологическом факультете Московского университета. (2)Нам, его последним
дипломникам, он казался в нашу студенческую пору старым
престарым.(3)Ещё бы: он был на похоронах Есенина, дважды
видел Маяковского…

(4)Массивный, медлительный, попрофессорски
рассеянный, Виктор 
Дмитриевич
никак не мог избежать внимания записных остроумцев. (5)Их 
удачи
он принимал без видимого огорчения
снисходительно
и добродушно, а то и с откровенным удовольствием. (6)«Уж полночь близится
Дувакина всё нет!..» пели,
изображая отчаяние, заждавшиеся студенты в университетском капустнике.

(7)«Виктор Ду, Виктор
Дувакин, где я вас найду?»
импровизировали в
самодеятельной бригаде, объединившей энтузиастов поэзии Маяковского.

(8)Но из обширного фольклора о себе Виктор Дмитриевич больше
всего любил присловье, сочинённое ещё в недрах предвоенного Литмузея: 
«Дувакин
вспомнил то, что он забыл, и тут же забыл то, что вспомнил».

(9)Первое время его собеседования со мной начинались одним и
тем же загадочным вопросом:

Вы,
кажется, родом из Козлова?

(10)Нет,
отвечаю для краткости, я изпод Винницы.

(11)Всем было видно, что каждый раз это было ему как
подарок. (12)Его лицо тотчас озарялось счастливой улыбкой, и он с видом
заговорщика смаковал пикантную фразу из арсенала Маяковского: «Как плюются в
Виннице». (13)Память

это страсть, и Дувакин мог забыть что угодно, только не
строку своего поэта.

(14)При случае Виктор Дмитриевич готов был прорычать чтонибудь из Державина,
выхватить клок у Алексея Константиновича Толстого, спародировать Игоря
Северянина, погудеть Пастернаком… (15)Но Маяковского читал постоянно, с
аппетитом

как в яблоко вгрызался. (16)Его Дувакин любил безоговорочно
и потому помнил вдоль и поперёк. (17)И только потому, что любил и помнил, им
занимался

разбирал строчку за строчкой, отыскивал источники и реалии,
толковал, комментировал…

(18)На пятом курсе я принёс Виктору Дмитриевичу полтора
десятка 
неизвестных
статей Маяковского, подписанных разными псевдонимами.
(19)На
полках уже стояли три полных собрания сочинений поэта, и поздняя 
студенческая
находка выглядела слишком неправдоподобно. (20)Виктор 
Дмитриевич
вызвал Варвару Аветовну Арутчеву, долгие годы работавшую 
с
рукописями Маяковского, и они вдвоём, проверяя на прочность, стали 
терзать
меня так, как потом уже не терзал никто. (21)Когда я позже 
рассказывал
об этом Рудольфу Дуганову, он хмыкнул: «Ну как же!
(22)Дувакин
знает всего Маяковского наизусть. (23)И если соглашается на
новые
тексты, то для порядка должен будет их выучить». (24)А тут не стихи, 
а
проза, и не строчками, а погонными метрами. (25)Через два года нашу 
общую
публикацию Рудик надписал: «Бесконечному Виктору Дмитриевичу…»

(26)«Бесконечность» Виктора Дмитриевича стала очевидной для
многих в феврале 1966 года, когда судили Андрея Синявского, его бывшего
студента из семинара по Маяковскому. (27)Дувакина вызвали в суд свидетелем. (28)И
он сказал там то, что сказал бы у себя дома, на кафедре или в студенческой
аудитории. (29)Он помнил Андрюшу с первых занятий, когда тот выглядел ещё
классическим гадким утенком. (30)Но время шло, и гадкий утёнок на глазах
превратился в прекрасного белого лебедя… (31)Судья вынужден был остановить
свидетеля. (32)Для этого мрачного места больше подходили другие слова,
которыми, кстати, вовсю осыпали Синявского и Даниэля в газетах:
подонки, оборотни, пасквилянты, нравственные уроды, наследники
Смердякова
… (33)Если бы Дувакин ими
воспользовался, если бы подтолкнул своего воспитанника за решётку, он выполнил
бы долг советского преподавателя и коллеги по филфаку гордились бы им. (34)А
так на учёном совете они скопом осудили его и потребовали уволить за несоответствие
занимаемой должности. (35)Всё это заседание мы протомились за дверью. (36)Когда
вышел Виктор Дмитриевич, Зина Новлянская упрямо замотала головой: «Для нас вы
соответствуете».

(37)…На окончание университета Виктор Дмитриевич всем нам
подарил по книге Маяковского со своими комментариями, а на титуле каждому указал
его страницу и строчки. (38)Вале Мартыновой досталось:

«Послушайте!
(39)Ведь, если звёзды зажигают
значит это комунибудь нужно?»
(40)Марине: «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по
своему лошадь». ( 41)А мне: « Ищите свой корень и свой глагол,
во тьму 
филологии
влазьте. (42)Смотрите на жизнь без очков и шор».

(43)И я стараюсь. (44)Правда, когда снимаю очки, почти
ничего не вижу.

(По
В.В. Радзишевскому
*)

* Владимир Владимирович Радзишевский (род. в 1942 г.) литературовед, литературный критик,
журналист.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 258-259

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Размышляем о прочитанном

1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.

Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.

Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.

2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.

3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.

К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.

Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.

Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.

В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.

4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.

Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.

Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.

Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.

Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.

Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.

Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.

5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.

Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.

Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.

Сюжет — это цепь событий, описанных в произведении.

Рассказ — это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.

6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.

Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.

Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.

7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?

Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.

Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.

Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.

AVvXsEi8DEIr9duXUkx8TzATG 2 ujN hB7hCg1OE5nujp7XevqpjJgXAI4lSnmru C0uiRvQf8xggluS9bdkfvKnzyevllKVA5E3st qJpp87K9ec9Ej6mLJYOYuTAQYOVcAk02rTOus tVlNmFQxAA0IZrT5yYtSvBthM7gnp9TisqT3VWS8i3Y7qxR0onpg=w400 h355

Добавлено: 28 февраля 2021 в 11:56

Решу ЕГЭ литература: что нужно знать в 2021 году?

Литература — предмет, который выбирают при поступлении на филологические и другие творческие специальности. В 2020 году в ЕГЭ по этой учебной дисциплине принимало участие 46,7 тыс. человек, 3,1% которых не смогли преодолеть минимальный порог в 32 тестовых балла. Достаточно высока доля ребят, набравших менее 60 тестовых баллов (34,9%) и только 19,6% участников попали в категорию высокобалльников, то есть получили более 81 тестового балла. Как правило, это мотивированные выпускники, которые поставили перед собой цель «Решу ЕГЭ литература на максимум» и для этого посещали курсы или самостоятельно готовились по материалам ФИПИ. Тем, кто хочет добиться аналогичного результата в 2021 году, будет полезна информация, собранная в этой статье.

Структура ЕГЭ по литературе в 2020 году

Госэкзамен по литературе уже традиционно состоит из двух частей:

  • первый блок включает 16 заданий с кратким или развернутым ответом, которые в сумме дают 44 первичных баллов или 76% от максимально возможного результата за весь ЕГЭ;
  • второй блок представляет собой 1 задание-сочинение по одной из 4 предложенных тем, которое оценивается в 14 первичных баллов или 24% от максимально возможного результата за весь ЕГЭ.

Решу ЕГЭ литература: что нужно знать в 2021 году?

В сравнении с 2020 годом в структуре контрольных измерительных материалов произошли незначительные изменения. В частности, организаторы изменили формулировку задания №7. Теперь в бланк ответа потребуется внести два слова, пропущенных в кратком описании текста. Обращаем внимание наших читателей: слова должны быть записаны подряд без пробелов или разделительных знаков. Проиллюстрируем это условие примером:

Решу ЕГЭ литература: что нужно знать в 2021 году?

В приведенном примере из демоверсии первый пропуск можно заполнить словами «полилог» либо «диалог», а второй — словом «конфликт». В итоге правильный ответ будет следующим: «полилогконфликт» (также принимается вариант «диалогконфликт»).

Также следует отметить, что первая часть работы разбита на два блока:

  • 12 вопросов по 1 баллу, на которые требуется дать краткий ответ;
  • 4 вопроса с развернутым ответом, оцениваемые в 32 балла.

Кроме того, эта часть содержательно разделена на два комплекса вопросов в зависимости от текстового фрагмента, к которому они относятся. Подробная характеристика этих заданий будет дана ниже.

Решу ЕГЭ литература: часть 1

Первый блок заданий части 1 касается отрывка из драматического, лирического либо лироэпического произведения. В демоверсии в качестве образца приведен диалог из пьесы «Гроза». Внимательно прочитав этот текст, участники должны ответить на 7 вопросов, касающихся указанного произведения или отрывка. В качестве ответов может выступать слово, словосочетание, последовательность цифр.

Решу ЕГЭ литература: что нужно знать в 2021 году?

К примеру, в демоверсии предлагается ответить на вопрос, какое литературное направление свойственно творчеству Островского и конкретной пьесе. Для ответа на этот вопрос необходимо либо знать, что автор был замечательным драматургом-реалистом, либо проанализировать отрывок, сделав аналогичный вывод.

Решу ЕГЭ литература: что нужно знать в 2021 году?

Также в этом блоке встречаются два задания с развернутым ответом. При оценке задания №8 эксперты учитывают следующие факторы:

  • понимает ли автор смысл прочитанного отрывка;
  • является ли ответ развернутым (5-10 предложений);
  • дан ли ответ по сути;
  • наличие/отсутствие фактических ошибок;
  • насколько хорошо участник ЕГЭ анализирует произведение, аргументируя собственную точку зрения.

При оценке задания №9 учитываются следующие моменты:

  • сколько произведений автор работы сопоставил с «образцом» из КИМ ЕГЭ (рекомендуется выполнить анализ 2 произведений);
  • является ли ответ развернутым (5-10 предложений);
  • названы ли авторы каждого из произведений-примеров, их названия и убедительно ли сопоставление;
  • присутствует ли в работе анализ обоих сопоставляемых произведений;
  • присутствуют ли в ответе речевые или логические ошибки.

Второй блок части 1 касается лирического произведения и также разделен на 5 вопросов с кратким и 2 задания с развернутым ответом. В качестве примера в демоверсии приведено стихотворение Рубцова «Сентябрь». При оценке задания №15 используются те же критерии, которые мы привели для задания №8, а параметры оценивания задания №16 соответствуют заданию №9. Более подробную информацию вы можете почерпнуть в комплексе документации от ФИПИ.

Решу ЕГЭ литература: часть 2

Сочинение — одно из наиболее сложных и ответственных заданий в КИМ ЕГЭ. Согласно рекомендациям разработчиков, работа должна содержать 200 и более слов. При количестве слов менее 150 сочинение оценивается в 0 баллов. Подсчет выполняется с учетом служебных и самостоятельных частей речи. При этом «какой-либо» считается одним словом, а «какой же» — двумя. Также одним словом считаются фамилия с инициалами и числительное в форме «2 года».

Кроме того участникам следует учесть, что работу, содержащую более 200 слов, не оценивают, если тема не раскрыта, то есть по критерию 1 выставлено 0 баллов. Содержательный разбор критериев можно изучить в актуальной демоверсии на сайте ФИПИ. Мы же упомянем главные моменты, на которые следует обратить внимание:

  • раскрытие темы;
  • количество произведений-примеров в сочинениях по поэзии (рекомендовано опираться на 3 примера);
  • использование текста целевого произведения для аргументации позиции участника ЕГЭ (при этом следует анализировать, а не просто переписывать отрывки);
  • использование в работе теоретико-литературных понятий;
  • соблюдение речевых норм;
  • логичность и композиционная стройность сочинения.

При подготовке к сочинению рекомендуем больше времени посвящать практике. После написания той или иной работы обязательно открывайте критерии из демоверсии и оцените работу по правилам ФИПИ. Именно так мы готовим учеников на курсах ЕГЭ по литературе, поэтому наши выпускники всегда демонстрируют высокие результаты!

Занимайтесь на курсах подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в паре TwoStu и получите максимум баллов на ЕГЭ и ОГЭ!

  • Сочинение по летним впечатлениям 6 класс по русскому языку
  • Сочинение по литературе 11 класс допуск пример
  • Сочинение по литературе 11 класс гранатовый браслет
  • Сочинение по литературе 10 класс обломовы или штольцы нужны сегодня обществу
  • Сочинение по литературе 11 класс бунин