Сочинение по крепкому мужику

Аргументы к сочинению по капитанской дочке пушкина роман капитанская дочка написанный а.с. пушкиным после его поездки в оренбург произведение

Аргументы к сочинению по «Капитанской дочке» Пушкина

Роман «Капитанская дочка» написанный А.С. Пушкиным после его поездки в Оренбург – произведение многоплановое и многогранное. Во-первых, это произведение историческое, поскольку охватывает непростой для России период Пугачевского бунта. Во-вторых, это произведение психологическое, затрагивающее душевные переживания героев. И в-третьих, этот роман социальный, так как в нем рассматриваются взаимоотношения различных слоев российского общества.

Kapitanskaya dochkaРассматривая нравственные аргументы, затронутые автором в этом произведении, мы коснемся здесь вопросов истории и социальных отношений.

Нравственный выбор

На протяжении всей жизни людям приходится делать нравственный выбор. И каждый решает этот вопрос так, как ему подсказывает воспитание, совесть, привитые моральные устои. Герои романа «Капитанская дочка» – не исключение. Здесь свой нравственный выбор делает Мария Миронова, выбирая между нелюбимым супругом и несвободой. Ее женская интуиция и чуткое сердце разглядели в Швабрине низкую и подленькую душонку. Она с первых дней его невзлюбила и боялась. Боялась, несмотря на то, что еще были живы мать и отец, способные защитить ее. И пока она находилась под родительской защитой, Швабрин не смел приближаться к ней, но исподтишка, подленько ее оговаривал.

Даже когда она осталась без защиты и опеки, она отказалась принять любовь Швабрина. К моменту захвата крепости она успела горячо полюбить Гринева. Ради этой любви готова была пережить все невзгоды. Она верила, что Петруша приедет и защитит ее.

Наконец, Петр Гринев сделал свой нравственный выбор, предпочитая гибель предательству. Он присягнул царице, а в лице ее – Отечеству. Для него другого царя быть не могло.

Внутренний мир

Каждый человек, проживая жизнь, приобретает знания, жизненный опыт, нравственные ценности. Так же за время службы Петр Гринев из маменькиного сынка, повесы и шалопая превращается в достойного офицера. Потому что в его душе жили привитые родителями нравственные устои. Они дремали до поры до времени, пока молодой человек гонял по крышам голубей. Но, столкнувшись с реалиями жизни, его душа закалилась.

Чего нельзя сказать о Швабрине. Он всякий раз, сталкиваясь с трудностями, пасовал, вел себя не достойно. В результате, сначала был разжалован из офицеров и сослан в дальнюю крепость, но и здесь повел себя как подлец и трус, покорившись Пугачеву.

Свой внутренний мир был и у разбойника Пугачева. У него было свое понятие о чести и достоинстве, которому он следовал всю его жизнь. Пусть, даже не совсем правильное. Но он не отступал от них.

Способность к подвигу

Способность к подвигу, подвижничеству произрастает от силы духа. Люди не всегда сознают, на что способны. Сталкиваясь с трудностями, слабые духом ломаются, опускаются до низких поступков, а сильные духом совершают подвиги во имя любви, Родины, близких. Машеньку Миронову все считали трусихой, а она не побоялась почти одна отправиться к императрице, чтобы защитить своего любимого от каторги, а может быть и от смертной казни. Потому что гибнущий Швабрин и тут не удержался от соблазна свершить подлость.

Из чувства чести Петр Гринев честно признался, Пугачеву, что будет воевать против его головорезов, если его пошлют. Это его долг офицера и дворянина. Из чувства долга он призывал Пугачева отказаться от своих замыслов и сдаться на милость императрицы, хотя понимал, что Пугачев может в любой момент отправить его на виселицу, казнить его. Находясь у Пугачева, Гринев всякий раз оказывался во власти этого страшного человека. Но когда возникла необходимость защитить Машу, он пришел к Пугачеву снова.

Чувство собственного достоинства

Чувство собственного достоинства способно толкнуть человека как на благородные, так и неблаговидные поступки. Отвергнутый Марией Мироновой Швабрин, делает ей гадости. А когда она оказывается в крепости в его власти, пытается подавить ее волю, и принудить к замужеству. Но Маша тоже не лишена этого чувства. Она даже ценой голода и неволи отказывается принять предложение Швабрина.

Чувство собственного достоинства не позволяет Марии принять предложение Гринева, когда она узнала, что отец Петра отказался благословить их брак. Она любит Петра, но тем не менее, не позволяет себе идти на поводу собственных чувств. Она станет женой Гринева, но только после того, как родители Петруши примут ее в семью и благословят их союз.

Чувство справедливости

Способность к справедливости всегда ожидают от сильных мира сего. В этом произведении мы видим, что разбойник Пугачев, и Императрица Екатерина Великая не лишены этого чувства. Пугачев, тронутый преданностью слуги, и узнавший своих ночных спутников, отпускает Петра Гринева и его дядьку Савельича с миром, памятуя о подаренной заячьей шубе. Видно, в тот момент, она действительно сослужила добрую службу Пугачеву, защитила от лютого холода. Хоть и была немного маловата в плечах.

Екатерина Великая, выслушав Машу, наверняка заставила проверить все показания. Убедившись в том, что все обвинения против Гринева выстроены исключительно на клеветнических показаниях Швабрина, приказала освободить его. а дочери преданного Ее Величеству, и верного Ее слуги капитана Миронова, Императрица пожаловала приданое, ставшее залогом новой, счастливой жизни девушки.

Честь и совесть

Честь и совесть всегда идут рядом. Человек, не имеющий совести легко идет на бесчестные поступки. Он способен солгать, ударить в спину, оклеветать, предать родину, отказаться от присяги. Таков Швабрин.

Гриневу отец завещал беречь честь смолоду. Сам Петруша на протяжении романа не позволял себе бесчестных и низких поступков. Он вступился за честь семьи Мироновых, вызвав Швабрина на дуэль. И когда Гринев был ранен, именно Швабрин отправил родителям Гринева анонимное письмо, сообщив о дуэли в искаженном виде. Только искаженной информацией можно объяснить гнев Гринева старшего, направленный против сына и отказ от брака с Машей.

Свое понятие о чести и совести было и у Пугачева, который если дал слово, предпочитал его не нарушать. Он не был дворянином. Простой мужик, мечтавший о свободе для себя и других мужиков.

Преданность и верность

Верность – это многоплановая черта. Верность Родине и данной присяге заставляет Петра служить отечеству и даже под страхом смерти он не отказывается от присяги. Он признается Пугачеву, что, если от него потребуют, он будет воевать против него, Пугачева.

Верность любимому помогает Маше Мироновой выдержать все испытания, на которые обрек ее Швабрин. Маша до последнего хранила верность Гриневу и была готова умереть, лишь бы не выходить за Швабрина замуж.

Девушка Палаша все время оставалась рядом с Машей, проявив к своей хозяйке чувство преданности и верности. Хотя она много раз могла покинуть ее в сложившейся суматохе, она оставалась со своей несчастной барышней до конца.

Милосердие и доброта

Доброта и милосердие всегда идут рядом. Маша проявила милосердие в отношении к Петру, выхаживая его, когда тот был ранен. Батюшка с женой тоже выказали христианское милосердие и доброту в отношении к Маше, когда прятали ее у себя дома, выдавая за больную племянницу. А Маша действительно была больна, не пережив гибели обоих родителей. Нервное потрясение переживания свалили ее. Поистине царскую доброту проявила к Марии императрица, одарив ее приданым.

Родители Петра как родную приняли Машу в своем доме, когда узнали о несчастье, постигнувшем эту робкую девушку.

Любовь

Редкое литературное произведение обходится без такого понятия как любовь. В романе «Капитанская дочка» линия любви проходит через весь роман. Это любовь Маши и Гринева. Правда тут проскальзывает любовь Швабрина, но трудно назвать чувство этого отставного офицера к Маше любовью. Любовь возвышает душу, толкает человека на благородные поступки. Швабрин любит не Машу. Он любит себя и свое желание обладать этой девушкой.

В романе просматривается и родительская любовь:

  • Супругов Мироновых к единственной дочери, которой желают счастья. Конечно и капитан, и его мать всей душой переживают, что в такой глуши девушке трудно найти достойного супруга.
  • Старика Гринева к сыну. Он суров и строг, но он хочет только одного, чтобы его сын стал достойным гражданином своей страны. Именно поэтому он отправляет сыне не в Петербург, где молодые офицеры развращаются душой от безделья, а в далекую оренбургскую крепость.

Здесь через весь роман проходит еще одна любовь. Это любовь старика Савельича к воспитаннику Петруше. У него своих детей никогда не было, вот Савельич и перенес нерастраченные отцовские чувства на молодого барина.

Надеемся, что описанные аргументы помогут вам написать хорошее сочинение по «Капитанской дочке» Пушкина.

Аргументы к сочинению задание 9.3 ОГЭ из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1. Вспомним героя литературного произведения — повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Офицер Алексей Иванович Швабрин на протяжении всего повествования совершает бесчестные поступки: на дуэли наносит подлый удар шпагой в спину противника, во время захвата крепости, не задумываясь, переходит на сторону бунтовщиков, силой пытается склонить к союзу Машу. Слова Швабрина тоже не вызывают восхищения: он незаслуженно оговаривает честное семейство коменданта Миронова, едко отзывается о любовных стихах своего соперника и даёт ему весьма сомнительный совет о том, как добиться расположения девушки и, наконец, клевещет на Петра Гринёва, называя его изменником. Всё это наводит на мысль о душевном бесчестии Швабрина. Перед нами человек с мелкой и эгоистичной душонкой.

2. Богатым внутренним миром обладает и Маша Миронова, героиня повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Когда девушка узнала, что Петру Гринёву грозит смертная казнь, она бесстрашно отправляется к самой царице, для того чтобы спасти своего возлюбленного. Маша смогла побороть в себе трусость и нерешительность ради спасения другого человека. А это свидетельствует о душевном богатстве девушки.

Таким образом, слова и поступки человека всегда помог заглянуть в его внутренний мир.

Блок 2 «Выбор»

Главный герой произведения А.С. Пушкина “Капитанская дочка ‘’­ Петр Гринёв. Герой стоит перед выбором: остаться верным присяге или стать в ряды Пугачева. Молодой офицер остается верным присяге, несмотря на то, что его могут убить. Рискуя собственной жизнью, он спасает Машу Миронову, не выдав ее на суде, несмотря на то, что это спасло бы его самого от обвинений в измене. Гринев выбрал путь, сохранивший ему честь и достоинство. Не зря эпиграфом к повести стоит пословица: «Береги честь смолоду».

Следовательно, выбор зависит от личностных качеств самого человека, его мировоззрения, моральных установок, а не формируется под давлением обстоятельств.

Блок 3 «Нравственный выбор»

Свой нравственный выбор сделал и Пётр Гринёв, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Когда Петруша проиграл в бильярд офицеру Зурину сто рублей, Савельич стал убеждать своего воспитанника не отдавать долг этому аферисту. Гринёв и сам понимал, что Зурин обвёл его вокруг пальца, но всё же принял решение отдать деньги. Он поступил так, как учил его отец — по законам чести.

Блок 4 «Доброта»

Хочется обратиться к произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» В данном романе, также можно найти примеры доброты.

Первым примером может послужить эпизод, когда благодарный за своё спасение Гринев не задумываясь, отдает свой заячьий тулупчик вожатому — пьянице и прайдохе. Следовательно, главный герой смог проявить великодушие и щедрость, по отношению к простому мужику, не обращая внимания на его внешний вид.

Второй пример, можно привести, вспомнив, что Пугачев в последствии материально помог Гриневу, а также оставил его в живых, даже, когда тот отказался целовать его руку, прекрасно понимая, что это самозванец. Этот поступок, для мятежника и разбойника Пугачева, на мой взгляд, был странен, но он показывает, что доброта есть даже у разбойников.

Блок 5 «Драгоценные книги»

Книги имеют огромное воспитательное значение, помогают нам быть лучше, добрее, внимательнее друг к другу, не терять своего достоинства. Помню, какое огромное впечатление на меня оказала повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Я восхищалась Петром Гринёвым, его смелостью, верностью любимой девушке, а главное — его честью, которую он не уронил даже пред лицом возможной смерти. А как мне понравилась Маша Миронова! Эта хрупкая, боязливая в начале произведения девушка показала такую силу характера, защищая любимого, что понимаешь, как же много есть в каждом из нас такого , чего мы и сами-то порой не знаем. А Швабрин вызвал во мне столько негодования и даже отвращения, что я поняла: самое страшное на свете — предательство, потеря человеческого достоинства. Да, «береги честь смолоду». Именно к этому выводу я пришла, читая замечательное произведение А.С.Пушкина.

Блок 6 «Дружба»

Вспомним также взаимоотношения героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Гринёва и Швабрина. Когда ещё совсем не опытный Петруша приехал в крепость, Швабрин умело притворился его другом. А сделал он это из корыстных побуждений: ему хотелось быть ближе к своему сопернику и держать под контролем привязанность Гринёва к дочери коменданта Маше, для того чтобы впоследствии устранить его. Но Гринёв вовремя распознал коварство Швабрина. Эта история учит нас внимательнее относиться к тем, кто называет себя нашими друзьями.

Блок 7 «Жизненные ценности»

1. Произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка» содержит в себе множество жизненных ценностей, одной из которых является честь . В начале повести от отца Гринева мы слышим фразу , которая станет жизненным ориентиром Петра Гринева, «Береги честь смолоду».

2. Жизненные ценности семьи Гринёвых из повести А. Пушкина «Капитанская дочка» — доброта, честность, любовь и милосердие. Андрей Петрович Гринёв является примером для сына. Он не терпит праздности, гордится тем, что никто в его роду не поступился своей совестью, и наставляет сына, отправляя его на службу: «…Береги платье снову, а честь смолоду». Петруша Гринёв хорошо усвоил урок отца, нигде не отступает от чести по малодушию или по страху.

Блок 8 «Любовь»

Смелость показывает и Маша Миронова — героиня повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Кажется, что Петр всю повесть спасает её, но его невеста также делает отважный шаг. Она, простая девушка, воспитывавшаяся в крепости, не побоялась одна поехать с просьбой в столицу к самой императрице. Своим поступком Марья спасает Гринёва от ссылки, ведь у нее получается уговорить Екатерину простить и помиловать верного долгу офицера. При этом героиню язык не поворачивается назвать отважной, ее всегда отличали робость и застенчивость. Таким образом, любовь творит чудеса, вдохновляя людей на смелость.

Петр Гринёв, как настоящий влюблённый, борется за дорогую ему девушку. Когда он получает письмо от Маши, где она сообщает, что Швабрин принуждает её к замужеству, Гринёв тут же едет к генералу и просит роту солдат, чтобы освободить Белгородскую крепость. Ему отказывают. И тут герой не выжидает, не думает о собственном будущем (ведь за «дружбу» с Пугачёвым ему грозила ссылка), но едет один выручать Марью Миронову. Гринёв проявляет храбрость и в разговоре с бунтовщиком, не лицемерит перед ним, не унижается, поэтому и увозит невесту с собой, ведь Емельяну нравятся доблесть и отвага его врага. Только смелые люди способны на сильные чувства и могут их отстоять.

В «Капитанской дочке» есть и персонаж — трус. Это Швабрин. Он не ожидал услышать отказ от Маши, которую так же любил. Не готовый смириться, он воспользовался ситуацией, когда крепость взял Пугачёв. Алексей держал любимую девушку взаперти, мстил ей и Гринёву, добиваясь ее руки подлостью и хитростью. Такое поведение трудно назвать «борьбой за любовь», ведь он не жертвует собой, а пытается сделать хорошо себе лично. Такое неприятие отказа можно назвать трусостью, ведь Швабрин боится посмотреть правде в глаза. Кроме того, в нем ощущается страх честного поединка за сердце красавицы, он предпочитает нечестные пути, а не прямое столкновение. Все это обеспечивает герою поражение в любви.

Блок 9 «Материнская любовь»

Василиса Егоровна Миронова, героиня повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», выражает собой доброту и материнское участие. Она трогательно заботится о муже, дочери и всех обитателях Белогородской крепости. Главного героя, Петра Гринева, она принимает как сына, просто и сердечно обращается с ним, в семье Мироновых он находит второй дом.

Блок 11 «Неуверенность в себе»

Преодолевает свою неуверенность и героиня повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Маша Миронова. В начале произведения перед нами очень робкая, пугливая девушка. Она краснеет во время разговора и падает в обморок при пушечном выстреле. Но перенесённые испытания закаляют характер Маши. В конце повести героиню не узнать: она смело и решительно борется за спасение своего возлюбленного.

Блок 12 «Сила духа»

Сильным духом человеком можно назвать Петра Гринёва – главного героя произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринёв оказался перед сложным выбором: с одной стороны – служба под предводительством Пугачёва, предательство; с другой – смерть и верность себе, долгу. Чтобы сберечь честь, юноша напряг все свои силы и предпочел казнь измене. Даже сохранив жизнь, он все равно не раз рисковал ею, чтобы поступать по совести.

Блок 13 «Взаимовыручка»

1. Взаимовыручка должна быть основой и в любви. В «Капитанской дочке» Пушкина герой не побоялся вступиться за честь девушки, а позже и выручить ее из плена. Так он доказал ей, что является надежным юношей. Потом и она выручила его, упросив императрицу об его освобождении.

В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» автор иллюстрирует нам взаимоотношения Петра Гринева и Марии Мироновой. В основе этих взаимоотношений лежит любовь и искреннее желание помочь друг другу. Однажды Петр Гринев спас Машу из плена Швабрина в Белогорской крепости. В ответ на этот благородный поступок Маша спасает Гринева от казни, рассказав Императрице, что Гринев оказался замешан в связи с Пугачевым из-за неё. Любящие люди, рискуя многим, выручают друг друга из тяжелых жизненных ситуаций.

2. А.С.Пушкин. Капитанская дочка. История с заячьим тулупчиком. Гринев отдал его Пугачеву, а тот помог ему выручить из плена Швабрина Машу Миронову

Блок 14 «Счастье»

По-настоящему счастливы герои повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв и Маша Миронова в конце произведения. Они вместе, любят друг друга. Но путь к этому счастью был сложен, многое пришлось преодолеть и пережить героям: смерть родителей Маши, страшный бунт Пугачёва, недоверие окружающих. Но взаимоподдержка, сильные чувства по отношению друг к другу, нравственная чистота героев позволили им всё преодолеть и быть вместе, стать счастливыми.

143638 59a7f4c60fcb1-75%

Аргументы: «Смелость и трусость» в повести «Капитанская дочка»

Александр Пушкин сам не понаслышке знал многочисленные примеры смелости и трусости, ведь жил в эпоху, когда скрыть проявления характера было практически невозможно. Дуэли, военная служба, охота, карты – все развлечения знати требовали демонстрации отваги и защиты чести. Может, именно поэтому писатель вложил свои силы в создание исторического зеркала ушедшей эпохи, где нравственные достоинства и несовершенства человека были еще более очевидны. На страницах произведения он попытался дать урок своему поколению и тем, кто придет ему на смену, научить людей истинной добродетели души. В частности, в «Капитанской дочке» можно найти убедительные аргументы на тему «Смелость и трусость», которые помогут выпускникам в написании итогового сочинения по данному направлению.

  1. Примером отважного человека является главный герой повести Пушкина «Капитанская дочка». Он проявляет свою смелость в обороне крепости, когда на нее нападают мятежники. Петр рвался в бой и не посрамил честь дворянина. Но гораздо больше потрясает его отказ от присяги Пугачеву, который сулит мученическую смерть. Однако Гринев не из робких, и он не мыслит себя предателем. Эту черту уважает в нем даже враг. Поэтому следующий героический поступок выпадает на его долю после освобождения из крепости. Юноша выручает Машу, и при этом ослушивается командования. В итоге за формальную «измену родине» его хотят осудить. Но и в данной ситуации Гринев не оправдывается и не жалеет о своем поступке, ведь смелость в человеке нередко соседствует с совестливостью, честью и достоинством.
  2. Феноменальную трусость изображает Пушкин в повести «Капитанская дочка». Швабрин становится предателем до мозга костей по вине своего всепоглощающего страха. Алексей готов на все, лишь бы избежать опасности. Например, он роняет свое достоинство, пользуясь нечестным приемом в дуэли с Петром. Чтобы избежать конкуренции с его стороны, он также поступает подло: очерняет Машу в глазах кавалера. Но самым низким его поступком стала присяга бунтовщику Пугачеву, к которой он заранее подготовился, предвидя поражение. Так, трусость стала причиной морального разложения личности.
  3. Смелость демонстрируют не только мужчины. Героиня повести Пушкина «Капитанская дочка» стала отважной благодаря трагическим обстоятельствам: ее семью убили мятежники в ходе захвата крепости. Она осталась одна во вражеском стане, да еще и наедине с подлым предателем, насильно вынуждающим ее выйти за него замуж. В такой ситуации отнюдь не каждая девушка могла совладать с чувствами. Но Марья терпеливо сносила испытания, пока от нее не потребовались решительные действия. Когда Петра арестовали за то, что он пошел к ней на выручку, она поехала к императрице и рискнула просить за «изменника». Юная героиня без связей и помощи при дворе поехала добиваться спасения любимого. Царица была тронута ее историей и помиловала Гринева. Вот так смелость «города берет».
  4. Савельич, второстепенный герой повести «Капитанская дочка», тоже является примером смелости в произведении. Хоть он и холоп, но не боится своего господина, а уважает его. Когда Гринев проигрывается в карты, его слуга по-отечески журит его и сердится. Молодой господин дерзит и отвечает запальчиво, но крестьянин славится своей хваткой: он все же убеждает юношу в своей правоте, не боясь наказания, которое мог применить любой дворянин. Но самый мужественный поступок героя – это спасение Петра от гнева Пугачева. Именно Савельич добивается помилования Гринева, напомнив Пугачеву об услуге, оказанной ему барином. Холоп не боится смерти и выступает против сурового мятежника, заслонив собой хозяина. А ведь он мог бы предать его, переметнувшись к тем, кто как раз таки отстаивал его интересы на политической арене. Так он приобрел бы свободу. Но смелость возвышает человека, делая его еще и честным по отношению к другим.
  5. Трусость в любви демонстрирует Швабрин, пытаясь хитростью и бесчестным поведением заполучить сердце Марьи. Он боится предстать перед ней, как есть, без фальши и бесконечных подлостей. Не способен герой и на откровенное признание. Он лишь всячески задевает девушку, вместо того чтобы проявить внимание и заботу. Его чувства также пропитаны страхом, как он сам, и героиня это ощущает, поэтому отдает предпочтение другому человеку. Неудивительно, ведь людям совершенно справедливо не нравится боязливость и неуверенность человека в поступках, словах и чувствах. Поэтому отсутствие смелости может повредить не только на бранном поле, но и в личной жизни.
  6. Трусость в какой-то мере проявляется в поведении отца Гринева, который отказывает сыну в благословении. Его страх можно понять: сын мог быть обманут из корыстных побуждений. Все-таки состояние Марьи было несравнимо с богатством Петра. Девушка едва ли имела основания претендовать на такой неравный брак. Герой боялся, что она – всего лишь корыстная и лицемерная особа, которая хочет вылезти «из грязи в князи». Но он страшился за судьбу наследника – это чувство можно понять и оправдать, поэтому нельзя сказать, что тот или иной трусливый поступок всегда продиктован низостью человека. Иногда такое поведение вполне простительно, ведь речь идет о самых дорогих сердцу людях.

Читайте также:

Анализ стихотворения «Чем они живут» («Их образ жизни»)

Автор: Guru · Published 07.11.2016 · Last modified 08.10.2017

 Князь Мышкин  о католицизме и о загадочной Русской душе (часть 4 глава VII)

Князь был вне себя.

— Павлищев… Павлищев перешел в католицизм? Быть этого
не может! — вскричал он в ужасе.

— Ну, «быть не может»! — солидно прошамкал Иван Петрович,
— это уж много сказать, и согласитесь, мой милый князь, сами… Впрочем, вы так
цените покойного… действительно, человек был добрейший, чему я и приписываю,
в главных чертах, успех этого пройдохи Гуро. Но вы меня спросите, меня, сколько
хлопот и возни у меня потом было по этому делу… и именно с этим самым Гуро!
Представьте, — обратился он вдруг к старичку, — они даже претензии по завещанию
хотели выставить, и мне даже приходилось тогда прибегать к самым то есть
энергическим мерам… чтобы вразумить… потому что мастера дела!
У-ди-вительные! Но, слава богу, это происходило в Москве, я тотчас к графу, и
мы их… вразумили…

— Вы не поверите, как вы меня огорчили и поразили! —
вскричал опять князь.

— Жалею; но, в сущности, всё это, собственно говоря,
пустяки и пустяками бы кончилось, как и всегда; я уверен. Прошлым летом, —
обратился он опять к старичку, — графиня К. тоже, говорят, пошла в какой-то
католический монастырь за границей; наши как-то не выдерживают, если раз
поддадутся этим… пронырам… особенно за границей.

— Это всё от нашей, я думаю… усталости, — авторитетно
промямлил старичок, — ну, и манера у них проповедовать… изящная, своя… и
напугать умеют. Меня тоже в тридцать втором году, в Вене, напугали, уверяю вас;
только я не поддался и убежал от них, ха-ха!

— Я слышала, что ты тогда, батюшка, с красавицей графиней
Левицкой из Вены в Париж убежал, свой пост бросил, а не от иезуита, — вставила
вдруг Белоконская.

— Ну, да ведь от иезуита же, все-таки выходит, что от
иезуита! — подхватил старичок, рассмеявшись при приятном воспоминании. — Вы,
кажется, очень религиозны, что так редко встретишь теперь в молодом человеке, —
ласково обратился он к князю Льву Николаевичу, слушавшему раскрыв рот и всё еще
пораженному; старичку видимо хотелось разузнать князя ближе; по некоторым
причинам он стал очень интересовать его.

— Павлищев был светлый ум и христианин, истинный
христианин, — произнес вдруг князь, — как же мог он подчиниться вере…
нехристианской?.. Католичество — всё равно что вера нехристианская! — прибавил
он вдруг, засверкав глазами и смотря пред собой, как-то вообще обводя глазами
всех вместе.

— Ну, это слишком, — пробормотал старичок и с удивлением
поглядел на Ивана Федоровича.

— Как так это, католичество вера нехристианская? —
повернулся на стуле Иван Петрович. — А какая же?

— Нехристианская вера, во-первых! — в чрезвычайном
волнении и не в меру резко заговорил опять князь, — это во-первых, а во-вторых,
католичество римское даже хуже самого атеизма, таково мое мнение! Да! таково
мое мнение! Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идет дальше: он
искаженного Христа проповедует, им же оболганного и поруганного, Христа
противоположного! Он антихриста проповедует, клянусь вам, уверяю вас! Это мое
личное и давнишнее убеждение, и оно меня самого измучило… Римский католицизм
верует, что без всемирной государственной власти церковь не устоит на земле, и
кричит: «Non possumus!». 1 По-моему, римский католицизм даже и не вера, а
решительно продолжение Западной Римской империи, и в нем всё подчинено этой
мысли, начиная с веры. Папа захватил землю, земной престол и взял меч; с тех
пор всё так и идет, только к мечу прибавили ложь, пронырство, обман, фанатизм,
суеверие, злодейство, играли самыми святыми, правдивыми, простодушными,
пламенными чувствами народа, всё, всё променяли за деньги, за низкую земную
власть. И это не учение антихристово?! Как же было не выйти от них атеизму?
Атеизм от них вышел, из самого римского католичества! Атеизм прежде всего с них
самих начался: могли ли они веровать себе сами? Он укрепился из отвращения к
ним; он порождение их лжи и бессилия духовного! Атеизм! У нас не веруют еще
только сословия исключительные, как великолепно выразился намедни Евгений
Павлович, корень потерявшие; а там, в Европе, уже страшные массы самого народа
начинают не веровать, — прежде от тьмы и от лжи, а теперь уже из фанатизма, из
ненависти к церкви и ко христианству!

Князь остановился перевести дух. Он ужасно скоро говорил.
Он был бледен и задыхался. Все переглядывались; но наконец старичок откровенно
рассмеялся. Князь N. вынул лорнет и, не отрываясь, рассматривал князя.
Немчик-поэт выполз из угла и подвинулся поближе к столу, улыбаясь зловещею
улыбкой.

— Вы очень пре-у-вели-чиваете, — протянул Иван Петрович с
некоторою скукой и даже как будто чего-то совестясь, — в тамошней церкви тоже
есть представители, достойные всякого уважения и до-бро-детельные…

— Я никогда и не говорил об отдельных представителях
церкви. Я о римском католичестве в его сущности говорил, я о Риме говорю. Разве
может церковь совершенно исчезнуть? Я никогда этого не говорил!

— Согласен, но всё это известно и даже — не нужно и…
принадлежит богословию…

— О нет, о нет! Не одному богословию, уверяю вас, что
нет! Это гораздо ближе касается нас, чем вы думаете. В этом-то вся и ошибка
наша, что мы не можем еще видеть, что это дело не исключительно одно только
богословское! Ведь и социализм — порождение католичества и католической
сущности! Он тоже, как и брат его атеизм, вышел из отчаяния, в
противоположность католичеству в смысле нравственном, чтобы заменить собой
потерянную нравственную власть религии, чтоб утолить жажду духовную
возжаждавшего человечества и спасти его не Христом, а тоже насилием! Это тоже
свобода чрез насилие, это тоже объединение чрез меч и кровь! «Не смей веровать
в бога, не смей иметь собственности, не смей иметь личности, fraternité ou la
mort, 2 два миллиона голов!». По делам их вы узнаете их — это сказано! И не
думайте, чтоб это было всё так невинно и бесстрашно для нас; о, нам нужен
отпор, и скорей, скорей! Надо, чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос,
которого мы сохранили и которого они и не знали! Не рабски попадаясь на крючок
иезуитам, а нашу русскую цивилизацию им неся, мы должны теперь стать пред ними,
и пусть не говорят у нас, что проповедь их изящна, как сейчас сказал кто-то…

— Но позвольте же, позвольте же, — забеспокоился ужасно
Иван Петрович, озираясь кругом и даже начиная трусить, — все ваши мысли,
конечно, похвальны и полны патриотизма, но всё это в высшей степени
преувеличено и… даже лучше об этом оставить…

— Нет, не преувеличено, а скорей уменьшено; именно
уменьшено, потому что я не в силах выразиться, но…

— По-зволь-те же!

Князь замолчал. Он сидел, выпрямившись на стуле, и
неподвижно, огненным взглядом глядел на Ивана Петровича.

— Мне кажется, что вас слишком уже поразил случай с вашим
благодетелем, — ласково и не теряя спокойствия заметил старичок, — вы
воспламенены… может быть, уединением. Если бы вы пожили больше с людьми, а в
свете, я надеюсь, вам будут рады, как замечательному молодому человеку, то, конечно,
успокоите ваше одушевление и увидите, что всё это гораздо проще… и к тому же
такие редкие случаи… происходят, по моему взгляду, отчасти от нашего
пресыщения, а отчасти от… скуки…

— Именно, именно так, — вскричал князь, — великолепнейшая
мысль! Именно «от скуки, от нашей скуки», не от пресыщения, а, напротив, от
жажды… не от пресыщения, вы в этом ошиблись! Не только от жажды, но даже от
воспаления, от жажды горячешной! И… и не думайте, что это в таком маленьком
виде, что можно только смеяться; извините меня, надо уметь предчувствовать!
Наши как доберутся до берега, как уверуют, что это берег, то уж так обрадуются
ему, что немедленно доходят до последних столпов; отчего это? Вы вот дивитесь
на Павлищева, вы всё приписываете его сумасшествию или доброте, но это не так!
И не нас одних, а всю Европу дивит в таких случаях русская страстность наша: у
нас коль в католичество перейдет, то уж непременно иезуитом станет, да еще из
самых подземных; коль атеистом станет, то непременно начнет требовать
искоренения веры в бога насилием, то есть, стало быть, и мечом! Отчего это,
отчего разом такое исступление? Неужто не знаете? Оттого, что он отечество
нашел, которое здесь просмотрел, и обрадовался; берег, землю нашел и бросился
ее целовать! Не из одного ведь тщеславия, не всё ведь от одних скверных
тщеславных чувств происходят русские атеисты и русские иезуиты, а и из боли
духовной, из жажды духовной, из тоски по высшему делу, по крепкому берегу, по
родине, в которую веровать перестали, потому что никогда ее и не знали!
Атеистом же так легко сделаться русскому человеку, легче чем всем остальным во
всем мире! И наши не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в
атеизм, как бы в новую веру, никак и не замечая, что уверовали в нуль. Такова
наша жажда! «Кто почвы под собой не имеет, тот и бога не имеет». Это не мое
выражение. Это выражение одного купца из старообрядцев, с которым я встретился,
когда ездил. Он, правда, не так выразился, он сказал: «Кто от родной земли
отказался, тот и от бога своего отказался». Ведь подумать только, что у нас
образованнейшие люди в хлыстовщину даже пускались… Да и чем, впрочем, в таком
случае хлыстовщина хуже, чем нигилизм, иезуитизм, атеизм? Даже, может, и
поглубже еще! Но вот до чего доходила тоска!.. Откройте жаждущим и воспаленным
Колумбовым спутникам берег Нового Света, откройте русскому человеку русский
Свет, дайте отыскать ему это золото, это сокровище, сокрытое от него в земле!
Покажите ему в будущем обновление всего человечества и воскресение его, может
быть, одною только русскою мыслью, русским богом и Христом, и увидите, какой
исполин могучий и правдивый, мудрый и кроткий вырастет пред изумленным миром,
изумленным и испуганным, потому что они ждут от нас одного лишь меча, меча и
насилия, потому что они представить себе нас не могут, судя по себе, без
варварства. И это до сих пор, и это чем дальше, тем больше! И…

Согласен с тем, что рассказ назвали скорее фельетоном.
Сам рассказ, на мой взгляд, не подходит к заявленной теме. Автора вообще не интересует тема неравных браков как таковая, хотя девочка ему безусловно симпатична. Рассказ, безусловно, посвящён именно главному герою — Юлиану Мастаковичу. Это им постоянно поражается автор, Все его мысли(угадываемые автором) и действия (наблюдаемые автором) вызывают реакцию автора. Это он поражает автора тем, что сделал свой брачный выбор так заблаговременно и исключительно из своих меркантильных интересов.
Как-то так.

26.12.2021 14:14:43, Тайный Сигнал Барабанщика


Была ты влюблена тогда?»

XVIII

— И полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.—
«Да как же ты венчалась, няня?»
— Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели,
Да с пеньем в церковь повели.

XIX

И вот ввели в семью чужую…
Да ты не слушаешь меня…—
«Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:

Ну, допустим, это низший слой. Посмотрим на ситуацию с дворянством из того же произведения:

Была ты влюблена тогда?»

XVIII

— И полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.—
«Да как же ты венчалась, няня?»
— Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели,
Да с пеньем в церковь повели.

XIX

И вот ввели в семью чужую…
Да ты не слушаешь меня…—
«Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:

Отсюда вытекает вывод, что явление использовать брак дочерей по своему усмотрению имел широкую практику, хотя и не был единственным возможным вариантом.


26.12.2021 13:31:01, Тайный Сигнал Барабанщика

Острая пика

Сначала я о самом рассказе. Молодой Достоевский малость разочаровал. От фразы : » Лицо приглашавшее было одно известное деловое лицо, со связями…» глаз задёргался. Ещё так подробно расписать «ружьё» (человек с бакенбардами) и так и не дать ему «выстрелить» (автор хоть бы меткую фразу ему дал).
Теперь по теме. Как, однако, изменилось представление о браке по расчёту! В современном мире представляется молодая девушка, ищущая состоятельного папика, или молодой человек, обрабатывающий дамочку бальзаковского возраста. Но не так, как в рассказе, чтобы тот, кто сейчас воспринимается объектом расчёта оказался выгодоприобретателем. Родители в самом деле кажутся недалёкими. Уж человека со связями и титулами можно было найти не одного для красивой и богатой дочки.

26.12.2021 10:10:51, Острая пика

фраза про лицо как раз замечательный образец иронического подражания бюрократическому штилю. Диккенс тоже такие стилистические приемы использовал

26.12.2021 13:51:48, ALora

Cat-S

Запомнила случай из жизни. Середина 80-х, школа дворовая-предворовая, со всеми социальными нюансами дворовой школы

Учитель рисования вешает репродукции картин на доску и просит написать сочинение.

Ну, я там выбираю нейтральное — картину «царевна Софья» и катаю положенный, на мой взгляд, объем на 1,5-2 страницы, привычно обходя острые углы и выпендриваясь, показывая знание фактологии.

Моя соседка по парте мучается, грызет ручку. Выбирает картину «Неравный брак»
Пишет одну фразу — «Художник Пукирев показал в этой картине, что ДЕНЬГИ МОГУТ ВСЕ» и сдает.

На следующем уроке препод зачитывает ее сочинение, ставит ей «5». В офигении полном посматривая на ребенка, уже так хорошо в 12 лет понимающего жизнь

[ссылка-1]


26.12.2021 10:42:08, Cat-S

Cat-S

Да просто половой любви в координатах ценностей не было!
Тем более со стороны женщины. Это, ну, неприлично, что ли.

Сейчас это кажется дико, чтобы склонности в расчет не принимали, но писатели 19-го века сильно потрудились в свое время, чтобы нам старые обычаи стали дикими

Анна Каренина взорвала общественное мнение. А ведь она про то же,фактически.

Юную девушку выдали за папика с положением еще до того момента, как она себя осознала как женщина. Среди равных по положению выдали, Ну а дальше получилось то, что получилось.


26.12.2021 10:26:54, Cat-S

Я тоже про Каренину вспомнила
26.12.2021 16:12:44, Верная жена

Острая пика

Да, пожалуй. Сексуальная революция круто изменило общество.
26.12.2021 13:05:43, Острая пика

Непонятно, что Вы называете сексуальной революцией. Желание взаимности любви для замужества? Оно всегда было, это можно отследить по литературе. Просто не являлось единственной и исключительной причиной для брака. Всё зависело по сути от родителей, которые тоже были разными людьми и действовали как считали нужным и целесообразным со своей колокольни.

26.12.2021 13:58:12, Тайный Сигнал Барабанщика

Острая пика

Шутите? Чувственная сторона любви, можно сказать, запретна, удел женщин лёгкого поведения. Тем более когда речь о девушках на выданье. Потом уже, втихаря, полунамёками идёт речь о любовниках (вспомнить ту же Анну Каренину и что скандал был вызван её открытостью в вопросах любовных). На стыке веков 19-20 начали говорить о праве женщины на чувственную любовь. Хотя тут вспоминается выдержка из пособия для женщин советского союза, там где писалось, что если захочется после секса поплакать, запритесь в уборной и поплачьте. Правда за достоверность я не могу ручаться, в бумаге не читала.
26.12.2021 21:35:50, Острая пика

Вот уж не знаю. Ромео и Джульетта — конец 16 века. Если это считать началом революции, то сколько же веков она длилась? Всё-таки многовековую революцию обычно называют эволюцией. Вот, то ли дело, революция 60-х. Одно-два десятилетия и понятия нравственности почти изменились на противоположные. До этого секс до брака считался безнравственным, после стало считаться безнравственным его отсутствие.

27.12.2021 18:21:13, Тайный Сигнал Барабанщика

Острая пика

За раскрепощением следует откат в пуританизм. Ну а у России и вовсе свой путь. А до 60-х был конец 19 века, начало 20: «Любовник леди Чаттерлей», «Что делать?» с кучей снов Веры Павловны и своеобразным пониманием семьи…
27.12.2021 21:41:20, Острая пика

И возможность женщин работать и обеспечивать себя тоже.
26.12.2021 13:43:58, читаю иногда с осени 2012

Это его обычные фразы, вот так построенные.
Как же Вы остальные его книги читали, если читали , конечно?)

26.12.2021 10:22:43, Etagerka

Острая пика

Само собой читала. Лет с 14 он долго был любимым автором. Но как-то не помню, чтобы «лицо, было лицом» или подобное масло масляное встречалось.
26.12.2021 13:04:38, Острая пика

Сплошь и рядом.
26.12.2021 16:17:20, Etagerka

Острая пика

Ну значит я была меньше граманаци. Хотя ПиН недавно перечитывала и ничего в тексте меня не раздражало.
26.12.2021 21:12:42, Острая пика

Местами заметно подражание Гоголю
Мастак — вероятно , говорящее имя, как и Просиакова, Собакевич, то есть в традициях русской литературы
Педофилии никакой там нет, а лишь абсолютное неумение холостяка говоритьс детьми, что женского, что мужеского пола
Никакого антисемитства не заметила. . Как и глубоких или далеко идущих мыслей не заметила в рассказе. Бытовая зарисовка.
Прочитала на коленке. План , погрузиться более подробно, увы, был нарушен, разными проблемами.

25.12.2021 22:54:15, Etagerka

в целом, фельетон, конечно, антисемитский, но подан грамотно для публикации

25.12.2021 22:17:02, ALora

Вполне в духе того времени. И делец все верно рассчитал, и деньги, и внешность, и можно повлиять на воспитание — «вырастить жену под себя».
И родители заботятся, чтобы девочка оказалась в надежных руках, а не абы какому проходимцу досталась.
Этот — человек основательный, не бедный, влиятельный… Все это значит, что девочка действительно будет за МУЖЕМ, а не за каким-нибудь прощелыгой.
Да, не молод, не красив, но ведь вполне себе крепок! Не уродлив, не старикан, слывет добрым человеком. С таким и за дочь не страшно.
А коли игрок достанется? И проиграет то, что собирали по крупице? И будет наивная девица сводить концы с концами?
Я так понимаю, что приданным все же муж распоряжался, а не жена?
Родители там за девочку спокойны! В конце концов, супружеский долг можно исполнять редко, мужчина вполне найдет себе утеху на стороне, а ей можно и на воды, (лечить мигрени), и на дачу, (пасти деточек), предсказуемая жизнь состоятельной женщины. А там, глядишь, и овдовеет! Тогда вообще «жизнь удалась».
Главное несчастье у девушки. В ее годы трудно принять даже самого жирного индюка, не мечтая о журавле в небе.
Тут вообще не про педофилию. Этот «герой» мог бы себе целую плеяду нимф собрать, сироток всяких «облагодетельствовать», никто бы не осудил даже.

25.12.2021 21:54:54, av10

игрок — это автор, который крепких ростовщиков терпеть не мог сильной личной неприязнью, и педофилов тоже.

25.12.2021 22:14:58, ALora

Дык! Уж он-то мог предложить «бедной девочке» настоящую любовь.
25.12.2021 22:19:55, av10

зачем ему 11-летняя девочка?

25.12.2021 22:25:00, ALora

Это он не мог на несколько ходов вперед рассчитать, а «герой» смог.
25.12.2021 22:46:18, av10

Да кто бы ему ее отдал даже в 16 :)
25.12.2021 23:18:10, читаю иногда с осени 2012

Классик, в финансовом плане был не надежен, это верно.
25.12.2021 23:24:29, av10

Wintersoldier

Ну, при прочтении литературных произведений стоит помнить один немаловажный факт: все это вымысел автора, даже если он и очень похож на реальность и что там автор держал в своей голове никто не знает и не узнает
25.12.2021 18:43:14, Wintersoldier

Мы ж не замысел автора изучаем. Этого никто не знает. Интерес услышать разные мнения разных людей об описанной
ситуации.

25.12.2021 19:12:08, как-то так

Gilly

Бывают трагедии, где заранее все обречено, а бывают — рукотворные (кто-то своими ручками устроил дерьмо там, где все было норм). В данном случае я вижу это дерьмо в родителях девочки. Мерзкие охотники до девочек и/или приданного есть всегда, это как природное явление. А вот родители вроде как должны заботиться о благе ребенка.

Вот, смотрите: (1) семья богатая, т.е. нет нужды торгануть ребенком за еду (как было с Соней Мармеладовой), (2) девочка не страшненькая (хотя, вспомнить стремную Жюли Карагину из Войны и Мира — ни к каким юлианам максаковичам ее пристраивать не пытались), (3) 16 лет — это не уходящий поезд, это самый первый год — вот ЗАЧЕМ?!!

Взять литературных невест примерно той эпохи:

1. «Унесенные ветром», Скарлетт. Папа говорит — да бери ты хоть того, хоть этого (из молодых и очень привлекательных парней-соседей). Никто не пытается ее сбыть какому-то старичку.

2. «Любовница французского лейтенанта». Эрнестина Фримен имеет огромный выбор, родители молчат в тряпочку, выбор — красивый и умный Чарлз Смитсон.

3. «Война и Мир», богатые невесты Жюли и Марья. Жюли выбирает между Борисом и Анатолем, вокруг вьется еще рой женихов. Ей 27 лет! Марью Болконскую пытаются выдать за Анатоля (он чмо, но внутри, а снаружи он молодой, красивый, светский). Марья и Жюли вообще могут замуж не выходить! Обе вышли в возрасте типа «под тридцать».

4. «Анна Каренина». Кити выбирает между Вронским и Левиным (оба хорошие и привлекательные мужчины). Папа и мама по-разному оценивают женихов, но одинаково переживают о благе Кити.

Короче, я подозреваю какую-то гадость. Ужасная трагедия — это когда папа и мама тебя сливают for no reason.

ПС: тред пока не читала, возможно и повторяюсь.


25.12.2021 17:46:36, Gilly

Согласна. Считаю именно родителей ужасными. Даже этот расчетливый жених не так страшен
25.12.2021 22:27:25, Верная жена

Так родители всегда страшны! Страшны своими убеждениями, которые не могут изменить.
У них «опыт», а у детей жизнь.
Вот, представьте, сейчас появляется какой-то непонятный тип, и самая дорогая, самая любимая доченька «сходит с ума». И учеба ей становится не важной, и благополучие, и многое из того, чему мы уже знаем цену.
Или предсказуемое «благополучие», гарантированная защита от страшного внешнего мира.
Много ли найдется тех, кто будет готов рискнуть?
Тогда было ПРИНЯТО принимать решения за девочек, вот родители и принимали… В меру своего разумения, конечно.

26.12.2021 03:54:30, av10

Потому я и назвала их глупыми. За то решение что приняли. Если б моя дочь обладала таким приданным и я б могла решать за кого ее выдать в жизни такому расчетливому мерзавцу не отдала. На сквозь бы его видела. А не улыбалась — ах мы так рады заходите еще
26.12.2021 16:14:54, Верная жена

Cat-S

Родители, видимо, от этой сделки немало приобрели.

Думаю, тут дела бизнеса.
Всякие злоупотребления откупщиков (разведение вина и т.д.) возможны, когда контролирующие органы закрывают глаза на эти злоупотребления.

Если капитал семьи вырастет X 3 или X 10, плевали они на дочуру.

При том, что там перетерпеть некоторые интимные моменты с пузаном, а дальше, в общем-то, такая же беспечная, сытая и хорошая жизнь обеспечена.

Как там по Марксу, «нет такого преступления, на которое не пойдет капитал, ради 300% прибыли…»


26.12.2021 16:32:56, Cat-S

Разводы в те времена разрешались только в исключительном случае. То есть исправить ошибку выбора было практически невозможно. Поэтому и считалось правильным, что выбор делают родители. У них есть опыт, они лучше разбираются в людях, чем юная девушка. Конечно, некоторые родители учитывали мнение детей. Но далеко не все.
26.12.2021 13:42:51, читаю иногда с осени 2012

Я уже ниже писала. Дочка получала в браке титул. Ее дети становились аристократами, вхожими в высший свет. У родителей тоже своя выгода. Они, конечно, негодяи, но нельзя сказать, что не заботились о ее будущем.
25.12.2021 19:19:08, как-то так

я в рассказе не увидела ни намека на титул важного лица с явно экзотическими, но не аристократическими то ли ио, то ли иф.

25.12.2021 19:44:15, ALora

Ну а кем он, по-Вашему, мог быть?
25.12.2021 19:47:25, как-то так

делец без титула. поляк, например, но скорее, еврей

25.12.2021 20:19:02, ALora

Он беседовал с отцом девочки о преимуществе какой-то службы.
К нему обращался хозяин с просьбой посодействовать в устройстве рыжего мальчика.
Ну и венчание в церкви)
Все это наводит на мысль о высоком чине и православии.

Хотя, конечно, Достоевский очень много описаний черноглазых, чернобровых, кучерявых дает, как-будто акцентирует и подчеркивает)) стоит ли на это обратить внимание?
Так то можно и имя-отчество разложить))


25.12.2021 20:55:21, как-то так

и это все вписывается прекрасно в картину ростовщика, у которого занимающие в долгу. в т.е. те, которые рулят местами на разных службах. Достоевский ненавидел ростовщиков и в связи с этим представителей определенного этноса и кмк склонен был им приписывать всякие гримасы эээ неправедности.

а православие.. так евреи-выкресты были. как раз в больших городах они и были в основном, а не ортодоксальные


25.12.2021 21:19:43, ALora

А почему тогда перед ним так все заискивали?
25.12.2021 20:33:44, читаю иногда с осени 2012

такие люди вполне себе могли обладать нужными связями без высокого соцстатуса, а в силу ростовщических способностей. ростовщиков (кои были представлены в большинстве своем людьми определенного этноса) Достоевский ненавидел всей душой (поскольку сам попадал к ним из-за своей же неразумности). перед евреями-ростовщик в разных государствах ами и царские особы вообще-то заискивали

25.12.2021 21:03:00, ALora

Отец девочки тоже богатый делец.
Какой смысл ему отдавать дочь просто за богатого?

25.12.2021 20:32:01, как-то так

за своего он отдает. я думаю, речь о еврее-ростовщике, ссужающем деньги влиятельным людям. поэтому они с папашей-откупщиком одного уровня

25.12.2021 21:04:01, ALora

Реклама

Если они одного уровня, а папаша может с помощью дочки перескочить на высший уровень, то зачем ему такая ровня?
25.12.2021 21:21:17, как-то так

ццц… своя кровь, гешефт между своими. рука руку моет. вместе они сила. Вы про «еврейский вопрос» в связи с Достоевским вообще что-нибудь слышали?

вот не в передаче, а в его личном изложении: [ссылка-1]


25.12.2021 21:29:13, ALora

только девочку из рассказа на в 16, а в 11 уже пристраивали

25.12.2021 18:13:07, ALora

Мама Наташи Королевой пристроила 16-летнюю дочу к взрослому мужику и никто не жужжал по этому поводу) каждый поимел, что хотел.
25.12.2021 19:16:02, как-то так

Почему не жужжал? Тоже ничего хорошего
25.12.2021 22:28:01, Верная жена

а зачем жужжать, если все по взаимному согласию? Королева сама кмк вообще была крайне довольна

25.12.2021 22:44:49, ALora

Если бы доча не захотела,фиг бы пристроила.Доча вполне развитая не по годам была и телом и умом и сама все понимала.
25.12.2021 21:16:29, ахаха

так там все было ясно и понятно, не о чем жужжать-то:)

25.12.2021 19:23:29, ALora

Cat-S

Про Юлиана Мастаковича из других произведений Достоевского:

[ссылка-1]

Ну тут еще разбор
[ссылка-2]


25.12.2021 16:50:18, Cat-S

О, в тексте по второй ссылке сказано, что Мастакович — отчество. Я восприняла как фамилию, а ведь действительно, «звали его Юлиан Мастакович», явно имя и отчество.
25.12.2021 17:57:11, Гордая птица

в общем, явно нерусь в любом случае. как и родители девочки

25.12.2021 18:19:50, ALora

Cat-S

Может, все же, немец? много немцев было на гос службе в России. А Юлиан как латинское имя тянет и на немецкое.
25.12.2021 21:34:37, Cat-S

А у меня фамилии на -ович ассоциируются с сербами или белорусами. Имя Юлиан (Иулиан) есть в святцах, то есть православное.
25.12.2021 21:51:03, читаю иногда с осени 2012

Cat-S

Это отчество.

В произведениях Достоевского либо по имени-отчеству всех величают, либо по имени (Алеша), либо одна фамилия (Фердыщенко)

Имя+фамилия это уже на современный западный манер общения в офисах.
Мы к этому успели привыкнуть за 20 лет. с ИО только начальство осталось


25.12.2021 22:13:50, Cat-S

имя Мастак это откуда вообще?

25.12.2021 22:33:33, ALora

Cat-S

отсылка к Парижским Тайнам.

Даже у Белинского на эту тему статья есть.
[ссылка-1]

Обсуждались они, имя Мастак на слуху было.


25.12.2021 22:43:14, Cat-S

ну разве что. да, спасибо за ссылку

25.12.2021 23:31:59, ALora

Спасибо за ссылку. Я искала гуглом «имя мастак», но ничего не нашлось.
25.12.2021 23:17:16, читаю иногда с осени 2012

и это в рассказе явно не белорус и не серб:)

25.12.2021 21:56:27, ALora

нет, немец бы на такое не пошел, тем более жениться не еврейской девочке. тут, похоже, вся злоба фельетона направлена на вполне определенную этническо-социальную категорию. И Юлиан не первая цель, родители девочки прежде всего в прицеле. А вот загадочный дядечка с бакенбардами.. кто знает, может тоже из той среды, а может покрывает кого-то из той среды

25.12.2021 21:46:37, ALora

Cat-S

Это ранний Достоевский. У раннего эта тема могла быть? Он в это время с петрашевцами чаи гонял. В революционной среде антисемитизм был не возможен, кмк. Дневник писателя это уже самый поздний период.

25.12.2021 22:18:58, Cat-S

могла быть тема ростовщичества. он в Дневнике и подчеркивает, что мол надо понимать, против чего он — не против этноса вовсе, а против некоторых проявлений, кагбэ случайно совпадающих с ним

25.12.2021 22:35:28, ALora

Коза Агата

По моему особо интересен рыдегький мальчик. Готовый увы поступиться и честью и чувствами из страха и желания попасть в нужный круг
25.12.2021 15:53:09, Коза Агата

Поведение мальчика в рассказе абсолютно адекватное и непосредственное, как и девочки. Где Вы увидели вот это «поступиться и честью и чувствами из страха и желания попасть в нужный круг» ?

Напротив, нашёл нормальную компанию для игр и досуга. Ну, то что девочки предпочитают играть в куклы, это увы приходится воспринимать как данность. Не самый большой недостаток, хотя в солдатиков играть интереснее.


26.12.2021 13:37:55, Тайный Сигнал Барабанщика

Коза Агата

В тексте и нашла. Повторю, мы не об абстрактном мальчике говорим, а лишь о том, что написал автор

26.12.2021 14:39:40, Коза Агата

Реклама

Ну так и я тоже. Для многих детей интереснее играть с кем-то, чем в одиночку. Если в большой компании детей, тем более при участии взрослых, участь мальчика быть мальчиком для битья, то он нашёл наиболее интересное и безобидное для себя занятие из имеющихся. За которое и держался до самого конца, хотя бы и с риском нарваться на неприятности.
Вы же не хотите сказать, что девочка для него была тоже интересна исключительно с точки зрения приданного. Вот я и спрашиваю, где же он подличает и унижается?

26.12.2021 14:48:47, Тайный Сигнал Барабанщика

Коза Агата

Так в тексте. Отдает яблоко, позволяет себя унизить. Да и не держался он за девочку, осмелился заступиться, и все, убегает.

26.12.2021 14:53:24, Коза Агата

Я думаю, что слово «поподличать» автор использует именно для контраста. Что, если в случае ребёнка отдать кому-то яблоко чтобы взяли в игру называется «поподличать», то как же тогда можно назвать поведение Юлиана Мастакова, которое описывается далее.

26.12.2021 18:57:04, Тайный Сигнал Барабанщика

Коза Агата

Вполне. В сравнении еще и раболепством взрослых

26.12.2021 19:14:09, Коза Агата

Будет мальчик выпендриваться — маменьке вообще расчет дадут. Наверняка понимает, что нужно уметь угождать.
25.12.2021 21:26:08, av10

Коза Агата

о том и речь. автор показывает, что все вот эти устои общества ребятишек с детства учат вести себя таким образом, и даже редкие добрые порывы (защитить девочку) постепенно задавливаются.

26.12.2021 06:14:09, Коза Агата

Шиповник (экс-Василиса)

Думаю, он не осознает нужность круга. Ему просто тоже хочется играть с детьми. Это мать его в этот круг пихает, где его шпыняют. Мать тоже понять можно. Но более счастлив он был бы рядом с ровней
25.12.2021 16:18:56, Шиповник (экс-Василиса)

А Вы Подростка читали? Герой очень рано начал все это осознавать.
25.12.2021 16:58:31, как-то так

ничем мальчик не поступился, напротив, сколько мог, удерживал честь и достоинство: «рыженький мальчик, видя, что она совсем хочет заплакать, схватил ее за руки и захныкал от полнейшего сочувствия к ней.» эмпатичный мальчик. не в драку же ему лезть было с пузаном

25.12.2021 16:17:50, ALora

Мало мальчику от Мастаковича прилетело, коза боданула. Бедный рыжик держался до последнего, но куда ж ему супротив взрослого.
25.12.2021 16:00:23, Гордая птица

Реклама

Коза Агата

Мы текст вроде обсуждаем, то, что сказано автором. Понятно по челрвечески мальчика жаль

25.12.2021 16:04:30, Коза Агата

Маменька наверняка велела мальчику быть паинькой, ведь хозяин дома собирался просить протекции для рыженького у влиятельного гостя.
25.12.2021 18:01:08, Гордая птица

не в круг попасть, а поиграть. нормальное желание для ребенка
25.12.2021 15:57:14, Шерлок

Squidward Tentacles

Он пытается всеми возможными способами попасть в общество, которое его отвергает. Высший слой. Кому-то он там яблоко отдал — подкупил, кому-то дал на себе поездить — прогнулся, заигрывает с другими детьми. И только девочка воприняла его как равного по играм
25.12.2021 16:14:38, Squidward Tentacles

Ящер

Ну раз его все-таки привели в это общество — это нормальное желание к нему примкнуть. В любое общество, в котором ты оказался. Бывают, конечно, герои, которым море по колено с младенчества, и он гордо уйдет в угол и будет оттуда снисходительно взирать на не принимающую его толпу. Но в массе-то, обычные люди, особенно дети — не такие.
25.12.2021 17:54:47, Ящер

Squidward Tentacles

Его привели в это общество для благотворительности
Ты не читала Кондуит и Швамбранию? Когда там Аркаша, кухаркин сын, дружил немножко романтически с дочкой хозяйки его мамы. И когда это вскрылось, Аркаше тут же указали на его «благотворительное», бесплатное место. Вот так и тут. Сейчас дети,.конечно,.иные, сейчас и классовое расслоение не такое, и выбора у них больше, и он не всегда определяется происхождением. А в середине 19вв определялся

25.12.2021 18:53:53, Squidward Tentacles

Ящер

Неважно для чего его привели. Ребенку свойственно пытаться прижиться в обществе, в котором он оказывается. Да, и Аркаше указали на место, и ему. Но я о нем же говорю, о его причинах так себя вести, а не о том, для чего это взрослые делают. И поэтому я не характеризовала бы это как подличать и т.

25.12.2021 19:03:05, Ящер

Squidward Tentacles

Он уже знает свое место. Написано же автором. Я говорю,.аллегория: взрослый повёл же себя так же, если б он хотел всеми силами к высшим мира сего

25.12.2021 19:30:28, Squidward Tentacles

но почему-то автор использует это слово, как бы намекая, что все начинается с малого

25.12.2021 19:25:38, ALora

Реклама

УникаЛьнаЯ

Да в любой группы детского сада то же самое, и в началке. Детям нужно общество не «высшее». а себе подобных. Им нужно играть, они хотят игрушек — это нормально.
25.12.2021 17:26:16, УникаЛьнаЯ

Коза Агата

мы же не сферического мальчика обсуждаем. естественно, детям хочется игрушек и игр, но тут данный мальчик с данными ему автором характеристиками. характеристики вполне определенные: уже в 10 лет в этом обществе этот ребенок знает, что ему, чтобы добиться каких-то благ, нужно угождать, чем-то поступаться, и автор это наглядно нам показывает, уродство этого общество. вкупе с историей девочки-богатой невесты
26.12.2021 06:21:57, Коза Агата

Они просто оба были обижены и изгнаны другими детьми. Вот и сдружились на это почве(
25.12.2021 16:25:09, как-то так

чтобы поиграть. а не просто так — в общество
25.12.2021 16:21:06, Шерлок

аллегория для чего тут?
25.12.2021 16:34:51, Шерлок

Squidward Tentacles

Высшее общество — низшее общество, взрослые — дети, влияние среды
25.12.2021 16:47:47, Squidward Tentacles

тут все и без аллегорий совершенно очевидно. тем более, читателю того времени
25.12.2021 16:49:17, Шерлок

Шиповник (экс-Василиса)

Так рядом у него разве были дети его слоя? Которые считали бы его равным?
Либо играй с этими, либо ни с кем не играй.

25.12.2021 16:19:42, Шиповник (экс-Василиса)

Squidward Tentacles

ему ужасно хотелось поиграть с другим детьми, но он не смел; видно было, что он уже чувствовал и понимал свое положение.
25.12.2021 16:24:03, Squidward Tentacles

да не дети сами по себе его привлекали: «Я заметил, что рыженький мальчик до того соблазнился богатыми игрушкам других детей, особенно театром»

25.12.2021 17:17:35, ALora

Squidward Tentacles

Так символ же «высшего » детского общества для него. У высших и игрушки высшие

25.12.2021 17:25:23, Squidward Tentacles

Шиповник (экс-Василиса)

Они просто красивее. Если бы ими играли дети бедняков, мальчик бы с удовольствием играл и с ними. Может, он и без игрушек бы с ними с удовольствием играл, кто знает. Но вариантов не было.
25.12.2021 17:44:05, Шиповник (экс-Василиса)

Шиповник (экс-Василиса)

Так других детей, равных ему, рядом с ним не было
Либо высокопоставленные дети, либо никаких.

25.12.2021 16:31:37, Шиповник (экс-Василиса)

игрушки богатые его привлекали, а не дети

25.12.2021 17:18:19, ALora

«…ему ужасно хотелось поиграть с другим детьми, но он не смел…»
«…Я заметил, что рыженький мальчик до того соблазнился богатыми игрушкам других детей, особенно театром, в котором ему непременно хотелось взять на себя какую-то роль…»

Мне почему-то кажется что взять роль в театре это не столько «дорогая игрушка», сколько именно «поиграть с детьми». Так, на пример, карты не представляют ценности без партнёров.


27.12.2021 18:40:13, Тайный Сигнал Барабанщика

Squidward Tentacles

По сути да, второй выбор — не играй, не берут — имей гордость не унижаться. Но автор сам пишет и том, что мальчик забитый, и том, что ему очень хочется , но он понимает уже свое низкое положение, и о том, что он ради достижения цели готов поподличать. Это снова же о том, что у людей без прав выбора особо нет

25.12.2021 16:38:21, Squidward Tentacles

Шиповник (экс-Василиса)

Этому не унижаться нужно научиться, подавляющее большинство детей не додумается до этого, они просто хотят играть с ровесниками в красивые игрушки.
25.12.2021 17:45:11, Шиповник (экс-Василиса)

он не подличает. он угождает
25.12.2021 16:41:01, Шерлок

и? в словаре даля — один из смысоов — вести себя подобострастно
25.12.2021 16:51:16, Шерлок

Коза Агата

Я это и имела в виду. А не то что он какое то зло делает
25.12.2021 19:47:07, Коза Агата

Squidward Tentacles

Подобострастие = раболепие по отношению к вышестоящим особам. Во времена Достоевского изначальное значение подобострастия уже было архаичным и вряд ли использовалось даже в высоких стилях

25.12.2021 16:59:49, Squidward Tentacles

думаю, вполне использовалось. никакой иной смысл тут не подходит
25.12.2021 17:03:27, Шерлок

понятию подлеца Достоевский удалял слишком много внимания в своем творчестве, чтобы обольщаться насчет архаичности значения употребленного им глагола. с другой стороны, Достоевский любил играть значениями, и в его «человек — подлец, ко всему привыкает», как раз это архаичное значение просматривается, но не только оно. 50 оттенков серого — это как раз о прозе Достоевского

25.12.2021 17:21:55, ALora

мы уже с вами вроде как-то говорили на эту тему. я склонна считать, что все исследователи-литературоведы в большей степени, чем авторы, склонны вкладывать в текст глубины и тайные смыслы. чем бы и еще заниматься
25.12.2021 17:28:48, Шерлок

Cat-S

Не совсем так. Значительная часть массовой литературы написана в лоб, без второго и третьего дна.

Но классикам 19-го века, а 20-го тем более, невозможно было писать просто и в лоб из-за цензуры. В результате выработался стиль. Действительно, многое зашифровано.


25.12.2021 17:45:33, Cat-S

что не совсем? между тупой прямолинейностью и многозначностью чуть ли не каждого слова — бездна вариантов
25.12.2021 17:53:11, Шерлок

Cat-S

Критики и литераторы — близнецы-братья. Друг на друга влияют и одни без других не могут. Это один и тот же круг.

Критики — это не паразиты на писателях. Это тоже писатели, только особого толка.


25.12.2021 18:20:58, Cat-S

современных авторов вполне себе без критики читают. достаточно восторженных и ловко закрученных анонсов и рекламы. впрочем, этого было достаточно и раньше + редакторские и агентские хитрости
25.12.2021 18:56:26, Шерлок

Squidward Tentacles

Можно у Виноградова, который академик, справиться в этом случае. У него есть работа большая по старославянизмам, коий подобострастие и есть

25.12.2021 17:05:36, Squidward Tentacles

если Виноградов не именно о Достоевском, то не интересно. А вот Достоевский, по моему глубокому убеждению, любил играть словами и смыслами

25.12.2021 17:23:45, ALora

Squidward Tentacles

Он хоть и лингвист-русист, но про Достоевского у него тоже есть:) Я проверила между делом: оригинальное значение слова заместилось другим значением задолго до рождения Достоевского.
P.S. Мне нравится с вами дискутировать :) Но у меня птица на взлёте уж, так что я покидаю конференцию. И вообще мне понравилось в целом традиция этого форума :)

25.12.2021 17:44:22, Squidward Tentacles

удачного взлета и посадке вашей индоутке:) а через неделю должно состояться очередное обсуждение, если Cat-S заниматься организацией

25.12.2021 18:23:25, ALora

Коза Агата

Автр употребляет слово поподличать

25.12.2021 16:01:47, Коза Агата

а что это меняет?
25.12.2021 16:05:06, Шерлок

Коза Агата

Про честь, что я там выше написала

25.12.2021 16:06:19, Коза Агата

так что про честь? подлизывается к детям чтобы поиграть. сложно в таком возрасте быть выше таких желаний
25.12.2021 16:15:20, Шерлок

Показано 127 комментариев из 400

  • Сочинение по комедии недоросль утро в доме простаковых
  • Сочинение по комедии ревизор 8 класс
  • Сочинение по конецкому шаталов растопил печку
  • Сочинение по комедии фонвизина недоросль на тему опасен или смешон митрофан
  • Сочинение по кумыкскому языку айгазини йыры