Сочинение по комедии грибоедова горе от ума а любовь ли это

Софья в комедии грибоедова горе от ума. поведение софьи с молчалиным было неблагопристойно! и более того: оно было скандально и

Софья в комедии Грибоедова «Горе от ума».

Поведение Софьи с Молчалиным было неблагопристойно! И более того: оно было скандально и таило в себе вызов! Факт, который следовало осмыслить с точки зрения его места в сюжете пьесы. Ибо Грибоедов не хуже своих критиков знал, как должна себя вести барышня “из общества”. “…Все это, — писал, едва ли не самый благожелательный к Софье, Гончаров, — не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга”. Поступки Софьи оттеснялись, таким образом, в область обыденного аморализма фамусовского круга.
Это была грубая ошибка! Не было подобного аморализма. Если на что другое здесь и закрывали глаза, то уж поведение барышни судили весьма строго. Чем, собственно, и занимается всю пьесу Фамусов — отец Софьи? Как не тем, чтоб оградить дочь от каких-нибудь шагов на скользком пути? /…/
Барышню, нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом. Или удаление от общества. /…/
И когда мы слышим первые слова Софьи в пьесе — еще из-за двери ее комнаты, где она просидела всю ночь, запершись с Молчалиным: “Который час?” И потом опять то же ленивое “Который час?” — “Неправда” (когда Лиза всячески торопит ее). Мы должны представлять себе, что эта девица ходит по лезвию ножа!
Что на самом деле в доме Фамусова бунт. Против привычной морали.
“Ты находишь главную погрешность в плане: мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению: девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому чтобы ум у нас грешных был обыкновенен — нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек разумеется в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…” Известный ответ Грибоедова на критику Катенина.
Отрешимся от привычностей и просто спросим себя: о чем здесь идет речь в первую голову? Вернее, о ком? о нем или о ней? Ну конечно, о ней! На всякий непредумышленный взгляд! Ну, а потом уже — о нем. Об этом самом — “умном человеке”, который “разумеется в противуречии с обществом”. Кстати, отметим про себя эту несколько заниженную по нашим меркам оценку главного героя: “немножко повыше прочих…”
Если бы Грибоедов мыслил свой план иначе — по Кюхельбекеру, он и высказался бы по-другому: “Молодой человек… (таких-то достоинств) приезжает в дом… (такой-то и такой-то), и тут с ним происходит… (то-то и то-то)”. Короче, дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе…”
Но какое действие, происшествие выдвигает автор как зачин всех прочих событий пьесы? Как главную пружину ее?
Это она — Софья — держит банк в этой игре. И все козыри (до времени) у нее на руках. А все остальные персонажи — в том числе и Чацкий (“главное лицо”), и Молчалин, и Скалозуб, и батюшка Фамусов , не говоря уже про гостей бала, — зависят от этой ее игры. И стало быть, располагаются на картине по сторонам от нее — как от некой оси. (Гости бала ведь тоже не сами по себе, так, за здорово живешь, объявляют Чацкого сумасшедшим. Но по манию ее — Софьи, “с подачи” Софьи!..)
Кстати, лишь такое объяснение выдерживает нагрузку первых вступительных сцен пьесы, занятых лишь одним: историей любви Софьи к Молчалину. Перипетиями этой любви. И разрешает сомнения — от странного списка действующих лиц: в нем просто поименованы сперва все персонажи подлинной завязки пьесы.
Это вовсе не значит — “о Софье” или преимущественно о Софье. Почему? Пьеса и о Чацком — и, может, больше, чем о ней. И о Молчалине, и о Фамусове, и о Скалозубе, и о гостях, что составляют вместе пресловутый “круг” — общество.
Но Софья “прокладывает курс” в пьесе. Именно ею движим, как любят выражаться шекспироведы, “магистральный сюжет” комедии.
Невероятная дерзость грибоедовского плана и состояла в том, что Чацкий — “главное лицо” — приезжает в дом, где все главное уже произошло. Без него. Еще Гончаров отметил это “страдательное” положение Чацкого. Герой поставлен в пьесе в “страдательном залоге”. То есть, он “не действует сам, но подвергается действию со стороны объекта” (по определению).
А объект этот — Софья. Это единственный из ведущих персонажей пьесы, действия которого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. /…/
Сколь ни страшен Чацкий для фамусовского круга как “подрыватель основ и краеугольных камней”, ему ведь не дано по пьесе ничего взорвать. Все взорвано уже. И прежде его появления. А на его долю остается задача (неблагодарная, прямо скажем, особенно в глазах Софьи!) — по мере сил служить катализатором. Помочь нечаянно выявлению или обнаружению этого взрыва.
А в самом деле, что она станет говорить?.. если все откроется? Что Чацкий воротился в Москву? был на бале у Фамусова, надерзил всем, его даже сочли немного не в себе?.. Ну, и это, разумеется, — так, вскользь, отчасти! Но главное, что скажет она (и чего боится Фамусов)… И здесь, как ни парадоксально, присоединяется к ней, кроме всей толпы фамусовского бала, еще и Чацкий … и Катенин, и Пушкин:
— Софья преступила границы поведения, поставленные барышне ее круга. Она нарушила приличия!..
Среди “универсалий” пьесы, в силу сложных причин с самого появления пьесы на свет и долго еще остававшихся в тени, может, на первом месте следует назвать саму конкретную (и довольно простую) историю, рассказанную в пьесе драматическими средствами. Единство противоречий равноправных мотивов. Драматургию комедии.
“баррикада, перегородившая дворец”…
Вступительный мотив пьесы — беспокойство.
Беспокоится Лизанька — “служанка… на часах”. Притом “на часах” — в буквальном смысле… Переводит часы, устраивает трезвон: барышня слишком засиделась с Молчалиным. Вбегает Фамусов — его поднял с постели этот трезвон. Ему снилось ночью, что где-то — музыка. /…/
Подземная музыка глубинного беспокойства будоражит дом.
Фамусов чуть было не застукал дочь в ее комнате с Молчалиным. Но отступился… Лизе удается спровадить его. Он не поверил ей — сделал вид, что поверил. Его тревога явно не сегодня родилась.
Спокоен только один человек. Сама Софья! Хоть все это ходит кругами возле нее и подступается к ней. /…/
В промежутке между первым появлением Фамусова и вторым она успевает проститься с Молчалиным словами: “Идите; целый день еще потерпим скуку”. /…/
Этот день ожидания — и есть время пьесы.
Этой девушке не повезло в общественном мнении. После — в истории русской литературы… Софья была заведомо виновна. Она полюбила “не того”. Ее осудили, не выслушав.
Нет, не автор! При всем, мягко скажем, неоднозначном отношении к ней он-то выслушал ее до конца. Ей единственной, пожалуй, даны по пьесе все или почти все мотивировки поступков. Из всех персонажей комедии, включая Чацкого, этот, несомненно, результат самой филигранной отделки и психологической разработки. Может, это вообще — самое тонкое, что написано автором «Горя от ума». И вместе с тем ( в какой-то мере потому) Софью как раз и трудно понять. Куда трудней, чем других. “Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой”, — скажет ей Чацкий.
София Грибоедова — главная загадка комедии. /…/
Но эта любовь к Молчалину! — скажете вы. Ну что ж!.. Тем трагичней и только — что к Молчалину! Трагическая любовь!.. Когда собственно качество чувства, сила чувства определялись предметом, на который оно обращено? /…/
К Молчалину и впрямь толкнула ее “доброта души”. Или то, что она приняла за доброту. Уступчивость, мягкость, терпимость. Что не часто встречалось на ее пути. Чего, может быть, недоставало ей самой… /…/
Только не “выдумала” Софья! Вот беда! Не выдумала! — сотворила! Любви дано творить собственную действительность — “по образу и подобию своему”… Пусть даже после творение окажется недолговечно.
Это — творческое чувство в основе своей. И та “энергия характера”, какую Белинский находил в Софье, была энергия творческая.
То, что назвал Толстой — “энергией заблуждения”…
Счастлива ли она — Софья — в этом заблужденьи своем?..
Несмотря на резкую очерченность основных конфликтов и почти откровенный “фельетонизм” многих сцен, образы Грибоедова написаны в манере “сфумато”. Они грешат или, напротив, они удивляют своей неопределенностью. И первые критики Грибоедова были правы, когда винили его в отсутствии “плана”. То есть той самой “определенности”. Бесконечно чуткий Пушкин уловил это сразу, возможно, только сразу не осознав как систему: “Софья начертано неясно… Молчалин не довольно резко подл… Что такое Репетилов? в нем 2, 3, 10 характеров”.
Иначе, наверное, и не могло быть в пьесе, в основу которой положено необъяснимое: безумный парадокс между масштабом чувства и предметом чувства. /…/
Сейчас “пьеса Софьи” (драма), которая развивалась до приезда Чацкого и успела подойти уже к опасному рубежу, упрется в другую — в “пьесу Чацкого”. Тоже драму. Которая только должна начаться. И возникнет сшибка, конфликт, обвал…
Параллельное голосоведение этих двух драм и составит собой контрапункт комедии. /…/
Чацкий с самого приезда своего добивается любви Софьи — или правды о Софье… Продолжает добиваться — с упорством влюбленного и слепотой влюбленного, — и даже тогда, когда все давно ясно.
А Софья столь же упорно защищает свою любовь. И это право ее!..
Поединок их двоих и есть главный конфликт пьесы. Тем еще усложненный, что это конфликт двух близких людей. Которые не только выросли вместе и знают друг друга. Но равновелики — по способности к борьбе и по силе переживания. По бунтарской природе своей. А тот, другой конфликт — Чацкого “со всем обществом”, с фамусовским кругом — возникнет лишь на почве личного. Вырастет из него… И уже нельзя будет понять, где конец одного и где начало другого. Потому что при этом конфликт общественный сделается личным, а личный, сугубо интимный — общественным.
Это и есть драматургия Грибоедова. /…/
Софья — главная ценность для Чацкого в фамусовской Москве. За ней, в сущности, или ради нее он и вернулся сюда. Но она и — главная цена, которую он должен заплатить за свой непримиримый конфликт “со всем обществом”. /…/
Софья — прямая родня Чацкого по духу. Но главный бой Чацкого выйдет против нее. И единственное, что по-настоящему останется в развалинах, когда он потребует карету и уедет, — это тоже она!
Грибоедов создавал новую традицию. Особого типа комедии. Российской. Грустной комедии. Печальной. Как после комедии Островского и Чехова.

Название: Софья в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 06:52:27 31 мая 2004 Похожие работы
Просмотров: 1190
Комментариев: 16
Оценило: 10 человек
Средний балл: 3.8
Оценка: 4   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Софья в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Реферат по теме Языковая ситуация в Китае
Литература Сочинение Про Митрофанушку
Реферат: Особливості вирощування саджанців актинідії чудової (ківі) із зелених стеблових живців в умовах правобережного лісостепу України
Реферат по теме Жанровое своеобразие шекспировских пьес
Эмоциональное Развитие Диссертация
Реферат На Тему Принципы Расчета И Анализа Длительности Производственного Цикла Сложного Процесса
Реферат по теме Апокрифические источники: евангелия иудео-христианские и гностические
Реферат: Автоматизированные системы управления технологическими процессами
Реферат: Выполнение плана выпуска продукции. Скачать бесплатно и без регистрации
Контрольная работа: Мета інфологічного проектування
Речевые Клише Сочинение Рассуждение Огэ 9.3 2022
Реферат: Экология космоса
Курсовая работа: Учётная политика. Скачать бесплатно и без регистрации
Курсовая работа по теме Организация кормовой базы на сельскохозяйственных предприятиях и основные формы кормообеспечения
Презентация Сочинения Егэ 2022
Реферат по теме Феномен контркультуры
Что Такое Взаимовыручка Сочинение Рассуждение 15.3
Дипломная работа по теме Потери электроэнергии в распределительных электрических сетях
Реферат по теме Коротка характеристика і комплекс фізичних вправ гімнастики до занять в режимі учбового дня учнів 5-9 класів
Титульный Лист Курсовой Работы
Реферат: Экологические аспекты в бизнес-системе
Реферат: Web-тестирование в дистанционном обучении
Реферат: Записки о русском фольклоре

$

$

Характеристика Софьи из комедии Грибоедова «Горе от ума».

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век м$инувший

Свежо предание, а верится с трудом .

А. С. Грибоедов

» Горе от ума » одно из самых з$лободневных произведений русской драматургии. Проблемы , поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет .

» Горе от ума » — плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России , о путях обновления , переустройства ее жизни . С этой точ$ки зрения и освещены в комедии важнейшие политические , моральные и культурные проблемы эпохи .

Содержание комедии раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни — века » нынешнего » и века » минувшего «. Границей между ними , на мой взгляд , является война 1812 года — пожар Москвы , разгром На$полеона , возвращение армии из заграничных походов. После Отечественной войны в русском обществе сложились два общественных лагеря . Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова , Скалозуба и других , и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого. В комедии ясно показано , что столкновен$ие веков было выражением борьбы этих двух лагерей.

Император панически боялся проникновения в Россию революционных идей — «французской заразы». Он мог давать обещания на Европейском сейме, но на родине до реальных шагов дело не доходило. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные формы. И недовольство передовой русской общественности зрело исподволь, ибо твердая рука Аракчеева навела в стране внешний порядок. И этот порядок, это довоенное благоденствие, разумеется, радостно приветствовали люди$ типа Фамусова, Скалозуба, Горичей и Тугоуховских.

В самом название своей комедии «Горе от ума» Грибоедов закладывает ос$новную идею произведения, мы уже можем понять, что всё в нём будет относиться к понятию «ум».

Грибоедов сам говорил что в его произведениях на 1 умного приходятся 15 глупцов. Мы понимаем, что здесь будет один единственный герой наделенный умом, а все люди его окружающие его будут теми 15-ю глупцами,$ о которых говорил Грибоедов.

И.А. Гончаров писал о комедии «Горе от ума», что это и «картина нравов, и галерея живых типов, и вечно жгучая, острая сатира, » в которой представлена дворянская Москва 10-20 годов 19 века. По словам Гончарова, каждый из г$лавных героев комедии переживает «свой мильон терзаний». Переживает его и Софья.

Единственный персонаж, задуманный и исполненный, как близкий Чацкому,

— это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…» В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго «не везло» в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: » Софья начертана неясно». И то$лько Гончаров в «мильоне терзаний» в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

Воспитанная Фамусовым и мадам Розье в соответствии с правилами воспитания московских барышень, Софья была об$учена «и танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам». Ее вкусы и представления об окружающем мире формировались под влиянием французских сентиментальных романов. Она воображает себя героиней романа, поэтому плохо разбирается в людях . Софья. отвергает любовь чересчур язвительного Чацкого. Не хочет стать женой тупоумного, грубого, но богатого Скалозуба и избирает Молчалина. Молчалин разыгрывает перед ней роль платонического влюбленного и может до рассвета возвышенно молчать наедине с любимой. Соф$ья отдает предпочтение Молчалину, потому что находит в нем множество достоинств, необходимых $для «мужа-мальчика, мужа-слуги, из жениных пажей». Ей нравится, что Молчалин застенчив, уступчив, почтителен.

А между тем девушка умна и находчива. Она дает верные характеристики окружающим. В Скалозубе она видит тупого, ограниченного солдафона, который «слова умного не выговорит сроду», который может рассуждать тол$ько о «фрунтах и рядах», «о петличках и выпушках». Она даже не может представить себя женой такого человека: «Мне се равно, что за него, что в воду». В отце Софья видит сварливого старика, который не церемонится с подчиненными и со слугами. Да и качества Молчалина Софья оценивает правильно, но, ослепленная любовью к нему, не хочет замечать его притворства..

$ Софья по-женски находчива. Она умело отвлекает внимание отца от присутствия Молчалина в гостиной, в ранний час утра. Чтобы замаскировать свой обморок и испуг после падения Молчалина с лошади, она находит правдивые объяснения, заявляя, что очень чувствительна к несчастьям других. Желая наказать Чацкого за его язвительное отношение к Молчалину, именно Софья распускает слух о сумасшествии Чацкого. Романтическая, сентиментальная маска сорвана теперь с Софьи и открывается лицо раздраженной, мстительной московской барышни.

Софья — лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы,$ а не социальной комедии. Она — так же как и ее антагонист Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает героиня, но знают зрители) — это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют $любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника — все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле — вся душа ее устремлена к Молчалину. В Софье воплотилась сила первого чувства. Но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она пр$екрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет $душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку — Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: «Да что мне до кого? до них? до всей вселенной?» Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках). С$офья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: «Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастл$ивит?» Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично, ко всему прочему. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей «ухаживания» Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена — это один из самых драматичных моментов всей пьесы.

Это наносит удар по самолюбию Софьи, и вновь обнаруживается ее мстительная натура. «Расскажу всю правду батюшке», — с досады решает она. Это еще раз доказывает, что любовь ее к Молчалину была не настоящей, а книж$ной, придуманной, но эта любовь заставляет ее пережить свой «мильон терзаний».

Мне, признаюсь, жаль Софью, потому что она не плохая девушка не безнравственная, но, к сожалению, оказалась жертвой той лжи, которая характерна для фамусовского общества, погубившего её.$

Каждый человек, который прочитает эту «комедию» должен почерпнуть что то своё. Один может просто смеяться над шутками и остротами в сторону нашего дворянства, а другой более умный может и задуматься над смыслом этого произведения и может понять в чём истинное горе Чацкого.

Каждый человек должен сделать выбор Молчалин или Чацкий. Можно быть Молчалиным и $молча подниматься по лестнице наверх. Или стать Чацким и всю жизнь спорить, бороться, добиваться своего, сражаться с беспросветной глупостью окружающих

Комедия «Горе $от ума» вошла в сокровищницу нашей национальной культуры. Она и сейчас не утратила своей нравственной и художественной силы. Нам, людям нового поколения, понятно и близко гневное, непримиримое отношение Грибоедова к несправедливости, подлости, лицемерию, которые так часто встречаются и в нашей жизни.

Павел Афанасьевич Фамусов — образ и характеристика героя комедии в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Столичное общество, изображённое в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», не зря называют «Фамусовской Москвой». Влиятельный вельможа стал своеобразной эмблемой московского дворянства, выразителем его взглядов. В характеристике образа Фамусова отражено мировоззрение, свойственное дворянской элите начала XIX века.

Фамусов и Чацкий

В «Горе от ума» разворачивается конфликт двух разных исторических эпох. Границу между ними проложила война 1812 года. Взгляды, сформировавшиеся под влиянием патриотического подъёма Отечественной войны, выражает Александр Андреевич Чацкий. Ему противостоит Павел Афанасьевич Фамусов — представитель крепостнического, феодального мировоззрения.

Идеологическое противостояние персонажей начинается почти сразу после того, как вернувшийся из путешествия Чацкий оказывается в особняке Павла Афанасьевича. Однако не стоит забывать, что этот дом не чужой главному герою комедии. Сирота Чацкий с детства воспитывался в семье друга своего отца. И воспитывался, надо сказать, неплохо. Мальчик жил не в строгости, был окружён заботой и вниманием. Под присмотром воспитателей и учителей юноша вырос «остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив», получил полезные навыки: «славно пишет, переводит». Фамусов обеспечил маленькому Саше Чацкому благополучное детство и всестороннее развитие. Молодой человек воспринимает его дом как родной, для него эти комнаты наполнены тёплыми, приятными воспоминаниями.

Софья и её отец

Дочь Софья тоже не страдает от строгой родительской опеки. Отец, хоть и ворчит про «Кузнецкий мост и вечных французов», но ни в чём девушку не ограничивает. По большому счёту, он требует лишь соблюдения внешних приличий. Павла Афанасьевича нельзя назвать домашним тираном. Дочь не боится лгать отцу, скрывая недозволенный роман.

Фамусов представляет будущий брак Софьи по своим критериям семейного счастья: «Желал бы зятя он с звездами, да с чинами». Но, не настаивая жёстко на браке со Скалозубом, он одобрил бы и Чацкого в качестве мужа дочери. Лишь бы тот занимался делом: разумно управлял имением, поступил на службу. С таким требованием согласятся, наверное, все родители молодых девиц. Даже богатство для героя не так важно, как может показаться, когда он горячо реагирует на вымышленный сон Софьи: «Кто беден, тот тебе не пара!» Ведь не слишком богатого и знатного Чацкого он готов принять.

Общество

Фамусов сам себя воспринимает как необходимую и важную деталь общественного устройства. Имея достаточно высокий чин, он видит свой долг не в улучшении общественного порядка, а в том, чтобы пристроить на хорошие места как можно больше связанных с ним людей. Деловые качества при этом большого значения не имеют. Такой порядок существовал всегда. И Павел Афанасьевич свято ему следует, считая его единственно правильным. Его кумирами являются вельможи, сумевшие занять высокое положение и обеспечить чином детей. Умение понравиться вышестоящему лицу, даже если это связано с унижением, он считает высшей добродетелью чиновника. Мысль, что можно служить «делу, а не лицам», не укладывается в его сознании.

Взгляды

Фамусов искренне считает, что богатство, власть, влияние — это то, чего может желать здравомыслящий человек. Он не понимает, как успешной карьере можно предпочесть деревенское уединение, чтение книг, путешествия, занятие наукой. «Завиральные идеи» Чацкого, по его мнению, — верный признак сумасшествия.

Просвещение государственный чиновник считает главным общественным злом, подлежащим полному искоренению. Герой далеко не глуп: умеет анализировать обстоятельства, строить логические цепочки, делать выводы, подбирать аргументы. Дискуссию с Чацким Фамусов проигрывает потому, что её предмет лежит вне сферы его кругозора. Вещи, о которых говорит молодой оппонент, настолько далеки от его представлений, что вызывают ужас, выбивают из колеи. Сформировавшийся в жёстких социальных рамках, Фамусов боится всякого выхода за эти незримые рубежи. Слова, противоречащие устоям общества, кажутся покушением на его идеально устроенный мир.

Быт вельможи

Фамусов искренне считает себя примером достойного поведения, но монологи и поступки персонажа свидетельствуют об обратном. Пожилой человек заигрывает с молоденькой горничной, список дел на неделю сплошь состоит из обедов и визитов. Вызывает вопросы и странная осведомлённость о сроке рождения ребёнка у вдовы-докторши. В целом, это сибарит, ценящий комфорт, вкусный обед, лёгкий флирт, не видящий ничего плохого в горячительных напитках. Богатый барин привык, что окружён многочисленной прислугой, но назвать героя жестоким крепостником нельзя. Он, конечно, ворчит на Петрушку из-за дыры на локте и пристаёт к Лизе, но по реакции крепостных слуг понятно, что суровое наказание здесь не в обычае.

Вывод

Павел Афанасьевич вовсе не плохой человек. Заботливый отец, добродушный, гостеприимный хозяин дома, хороший друг и родственник. Но он непоправимо искалечен привычкой барствовать, жить без мысли и живого чувства. В образе Фамусова А. С. Грибоедов показывает, как уродует не наполненное трудом и смыслом, лишённое общественной цели существование даже людей хороших, наделённых от природы ценными душевными качествами.

Характеристика образа Фамусова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Характеристика Фамусова, образ, описание | «Горе от ума»

illjustracija Gore ot uma Famusov
Фамусов. Кадр из фильма.
Киностудия Мосфильм. 1953

Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума», образ, описание в цитатах

«. Павел Афанасьевич Фамусов. » (цитата из списка действующих лиц)

В мадам Розье вторую мать. » (Фамусов о себе, действие I явление 4)

«Дай бог терпение,ведь сам я был женат. « (Фамусов о себе, действие II явление 5)

«Свободен, вдов, себе я господин. « (Фамусов о себе, действие I явление 4)

«Опомнитесь, вы старики. « (Лиза — Фамусову, действие I явление 2)

Не можно же пускаться мне вприсядку. « (Фамусов о себе, действие II явление 2)

«Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем,

Однако бодр и свеж, и дожил до седин. « (Фамусов о себе, действие I явление 4)

«. управляющий в казенном месте. » (цитата из списка действующих лиц)

По словам Фамусова, он работает без отдыха, как угорелый:

«Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.

По должности, по службе хлопотня. » (Фамусов о себе, действие I явление 2)

«Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку. « (слова Фамусова, действие II явление 5)

«Нет! я перед родней, где встретится, ползком;

При мне служа́щие чужие очень редки;

Всё больше сестрины, свояченицы детки. « (действие II явление 5)

«Кто беден, тот тебе не пара. « (слова Фамусова, действие I явление 4)

«Желал бы зятя он с звездами, да с чинами. « (служанка Лиза о Фамусове, действие I явление 5)

«Ну что ваш батюшка? всё А́нглийского клоба

Старинный, верный член до гроба. « (Чацкий — Софье о ее отце, действие I явление 7)

Андрея Ильича покойного сынок. « (Фамусов о Чацком, действие II явление 5)

«Вы баловник, к лицу ль вам эти лица. » (Лиза — Фамусову, действие I явление 2)

Опомнитесь, вы старики. » (Лиза — Фамусову, действие I явление 2)

«Жмется к ней и заигрывает. » (автор о Фамусове, действие I явление 2)

«Как суетится! что за прыть. » (Чацкий о Фамусове, который суетится в связи с визитом Скалозуба, действие II явление 4)

«. неугомонен, скор. » (Софья об отце, действие I явление 5)

Таков всегда. « (Софья об отце, действие I явление 5)

то без толку всегда журю. « (Фамусов о себе, действие I явление 4)

«Тот часто без толку сердит. « (Софья об отце, действие III явление 1)

«Ослы! сто раз вам повторять. « (Фамусов — слугам, действие II явление 3)

В швейцары произвел ленивую тетерю. « (Фамусов — швейцару Фильке, действие IV явление 14)

«Ведь полоумный твой отец. « (Хлёстова — Софье о ее отце, действие III явление 12)

Я всякому, ты знаешь, рад. « (Фамусов о себе, действие II явление 3)

«Неужто для друзей не делать мне ни шагу,

Вот вам софа, раскиньтесь на покой.» (Фамусов принимает у себя Скалозуба, действие II явление 5)

«А вы, судáрь отец, вы, страстные к чинам. » (Чацкий — Фамусову, действие IV явление 14)

Он будущему тестю равный. « (Чацкий описывает идеального жениха для Софьи, который будет обладать теми же качествами, что и Фамусов, действие IV явление 14)

«Низкопоклонник! тесть. » (Фамусов перечисляет слова, которыми его обозвал Чацкий, действие IV явление 15)

«Ах! боже мой! что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна. « (слова Фамусова, действие IV явление 15)

«Ученье — вот чума, ученость – вот причина. « (Фамусов об образовании, действие III явление 31)

Забрать все книги бы да сжечь. « (Фамусов о книгах, действие III явление 21)

«И в чтеньи прок-от не велик. « (Фамусов о чтении, действие I явление 2)

Критика о Фамусове из комедии «Горе от ума»

«Не всем же людям быть гениями и блестящего ума. В больших обществах большинство, где бы то ни было, состоит из фамусовых в том или другом роде, с теми или другими закалами и оттенками.

Да если пошло на то, чем так глуп и безобразен Фамусов? По видимому, он человек дюжинный, старого покроя, но добряк и не лишен некоторого благоразумия и человеческих сочувствий.

Посмотрите, например, как после долгой разлуки встречает он Чацкого. Тут есть и дружеский привет и очень естественное любопытство. Вольно же Чацкому отвечать на все это колкостями, дразнить старика, оскорблять привычки и предания его. Фамусов, как и все пожилые и отживающие люди, любит, может быть, и с пристрастием, свое минувшее, в виду настоящего, которое не могут они назвать вполне своим. Это естественно и неминуемо.

Фамусов, одним словом, приверженец и поклонник царствования Екатерины Великой, так что же. « (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)

«. Что такое Фамусов у Грибоедова? Олицетворенный тип столбового барина, додремливающего спокойно праздную свою жизнь, под шляпой с плюмажем, в ожидании камергерского ключа за форелями и вистом. Москва, подобно кунсткамере, богата сими любопытными отрывками блаженной старины.

Их отличительное свойство состоит в флегматической недвижимости, считающейся доселе как бы одной из наследственных привилегий столбового дворянства. Всякое малейшее напряжение, всякая тень работы кажется уничижением для их гордой лености. Это оканчивается тем, что сии почтенные представители нашей аристократии, вступая в пятый класс, разучаются совершенно думать и даже чувствовать.

Единственным признаком жизненности остается в них суетливая привязанность к паркетным преданиям и брюзгливое ожесточение против всех нововведений. Таков именно Фамусов Грибоедова. « (Н. И. Надеждин, «Литературная критика», 1972 г.)

«Почему же Фамусов так увивается за малограмотным полковником малоизвестного полка [Скалозубом]? так явно прочит ему Софью? Скалозуб богат, но и Чацкий не беден. . Фамусову не следовало бы ему [Чацкому] так резко отказывать, пока судьба Софьи не решится. Ведь Фамусов не богат: он служит «управляющим в казённом месте»; такую должность мог занимать только чиновник 5-го класса «Табели о рангах», то есть статский советник. Этот чин был вполне приличен для ухода на покой; при отставке Фамусов получил бы, как принято, следующий ранг и стал бы именоваться действительным статским советником. . Он не выходит в отставку, значит, держится за жалованье, а ещё более за всякие выгоды, связанные с должностью. Он не просто не богат, он в огромных долгах — потому-то четыреста душ Чацкого его не спасут, ему необходимы две тысячи душ и наличные деньги.

Разорение Фамусова пока незаметно. Но один человек знает положение дел, может быть, лучше самого Фамусова — Молчалин, который живёт в доме несколько лет, воочию наблюдает давку кредиторов в передней. Неудивительно, что Молчалин не хочет жениться на Софье и не хочет её и себя компрометировать. Ни по службе, ни деньгами брак с нею не может принести ему никаких выгод. Софья мечтает о несбыточном: ей никогда не выйти замуж за Молчалина не только потому, что этого не захочет её отец, но и потому, что этого не захочет её избранник.» (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл «Горя от ума»?» (Cемь не школьных сочинений), журнал «Наука и жизнь», №4, 2013)

Такова цитатная характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова, описание характера и личности героя, его взглядов и положения в обществе, а также отзывы критиков о персонаже.

Образ и характеристика Фамусова в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение

В начале 19 века была написана одна из выдающихся комедий А. С. Грибоедова «Горе от ума». В этом сатирическом произведении показано столкновение старого и нового, века нынешнего и века минувшего. Новым поколением, в этой комедии, выступает Чацкий, а приверженцем старого – Фамусов.

Фамусов в комедии играет важную роль, ведь он олицетворяет всех дворянин начала 19 столетия. Он хорошо известен в знатных кругах общества и занимает высокую должность – управляющий в казенном доме. Фамилия у Фамусова говорит сама за себя. Она произошла от слова famus – известный, знаменитый. Это не удивительно, ведь Фамусов очень известен в высшем свете.

Грибоедов очень ярко и детально описывает Фамусова в своем произведении. Павел Афанасьевич приверженец старого строя, он защищает старые традиции и обычаи, считает что нужно уважать старину. Если рассматривать, как Фамусов относиться к образованию, то в комедии хорошо видно, что он категорически против образования. Для него учение сопоставимо чуме. Однако наперекор своим убеждением Фамусов нанимает для своей дочери, Софьи, иностранных учителей, потому что так делают все. Для него ценно общественное мнение и он всегда переживает, что о нем будут плохо говорить в обществе.

Павел Афанасьевич придает большое значение материальному положению и занимаемому место в обществе. Он уважает людей, который смогли подслужиться и согнуться в перегиб, чтобы получить высшие чины. Фамусов считает «гордецом» тех, кто не хочет следовать этим традициям, ведь так «делали отцы». Разговор он ведет с каждым персонажем по-разному. Все зависит от того, какого звание у собеседника. Если перед ним кто-то из высших чиновников, то он будет льстить, а если ниже рангом, то он будет груб, а на слуг вовсе может заорать.

Главной задачей Фамусова, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», была показать все устаревшие взгляды дворянин и как глубоко эти привычки засели в их разумах. Грибоедов реалистично показал нам всю суть помещиков-крепостников начала 19 века. Фамусов и ему подобные чиновники не должны стоять у власти. Они безнравственные, а безнравственная власть способна служить только самой себе.

2 вариант

Фамусов — вдовец, который воспитывает дочь Софью. Он богатый управляющий в Москве. Ему не нравятся просвещенные и умные люди. Свою дочь обвиняет в распущенности и считает, что она слишком увлечена чтением книг, которые только засоряют мозг и заставляют человека вольно мыслить. Образование, по его мнению, также бесполезное дело. Фамусов убежден в бесполезности учености для семейной жизни. Для него важнее всего мнение общества, а не то, каким он является на самом деле.

Дворянское общество в те времена жило по законам молвы и слухов. Для них мнение людей было важнее совершенного греха. Фамусов строго следует своим принципам. Для него важно иметь знакомства только с нужными людьми. Они помогут ему извлечь свою выгоду. Он свободный человек и больше не хочет жениться, так как прежняя жена была ветрена. Свободный и богатый человек, но очень прыткий и неугомонный. Может заигрывать с женским полом.

Разговор Фамусова – это чистая русская речь. Это подтверждает его принадлежность к дворянству. В его речи часто встречаются просторечия и деревенские выражения, которые он любит употреблять. Однако его язык нельзя назвать скудным. Он любит традиции своего народа, говорит грамотно и понятно на своем языке. Иностранные слова редко, но появляются в его речи. Некоторые черты его личности заслуживают внимания: добрый нрав и гостеприимность. После смерти отца Чацкого, Фамусов взял его к себе и воспитывал как родного сына. К знатным особам высказывает свое почтение и встречает как родных. Прошлые воспоминания ценит и бережет как зеницу ока.

Фамусов полагает, что ученость вовсе не нужна, однако для своей дочери учителей находит, потому что образование ценится в обществе.

Отрицательных черт в образе Фамусова куда больше, чем положительных. Любит брюзжать и напрасно злиться. Грубо обращается с прислугой. Может обозвать непристойными словам. Знатных и богатых почитает, льстит им, как может. Сумасбродная и властная личность, зацикленная на своей исключительности. Считает, что способность человека выслуживаться —хорошее качество, которое в дальнейшем может помочь завоевать авторитет и должность. К людям относится уважительно, только если они ему выгодны или имеют вес в обществе. Остальных не хочет удостоить своим вниманием, так как они бесполезны для него.

Фамусов боится и избегает любых изменений. Его жизненная позиция — постоянство и стабильность. На первый взгляд, Фамусов — бесчувственный человек. В этом есть доля правды.

Сочинение Фамусов в комедии Горе от ума

Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» показал проблемы, которые сформировались в начале 19 века. В комедии отражено противостояние двух политических точек зрения. Приверженность старым порядкам и традиционным ценностям автор отразил в образе Фамусова.

Фамусов – конкретный образ, который чётко сформулирован автором. Грибоедов отметил Фамусова в трёх видах: чиновник, помещик, отец. В образе этого человека сконцентрированы черты ярого защитника крепостного дворянства. В высшем свете таких людей было много. Поэтому с уверенностью отмечают, что сформированная характеристика Фамусова в произведении считают основной для представителей богатого сословия тех лет.

Какие черты отмечены у Фамусова?

В кратком сочинении отражается образ Фамусова, который предстаёт перед читателем в качестве представителя старой веры. В своём произведении Грибоедов сильно выделяет его. Его знают в высшем свете, но его считают родовитым дворянином, у которого дядя считался знаменитой личностью при дворе.

Описывая конкретного героя, обратитесь к содержанию образа, поэтому отмечаем, что он защитник старины и преданный хранитель законов. Он является защитником крепостного права, поэтому его должны окружать родные люди, которые обязаны его радовать. Разговаривает с богатыми людьми, а с остальными предпочитает не разговаривать. Служба для него – награды, медали, уважение, деньги. Он пытается угодить людям, которые занимают высокое положение в обществе.

Общается Фамусов с другими членами общества по-разному, учитывая его положение в обществе. Если перед ним человек равный ему по положению в обществе, то он будет разговаривать льстиво. Если он разговаривает с мелким чиновником, то он перейдёт на ты, а с прислугой он разговаривает грубыми фразами.

С дочерью он показывает разные стороны характера. Он может наказывать, ругать, упрекать, заботится и понимающе разговаривать. В молодых людях он видит будущее страны, поэтому не считает необходимым обучать дочь грамоте. Он уверен, что лучшим примером является он сам.

Если рассказывать о моральных критериях, то он убеждён, что жених для её дочери обязан иметь деньги. Если деньги есть, значит, жених хороший. В образе Фамусова, автор показал людей, которых ненавидели декабристы.

Искренне рекомендую использовать эти данные для написания сочинения на вышеуказанную тему.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Всем нам знаком великий русский поэт Серебряного века Сергей Александрович Есенин. Расцвет его творчества пришёлся на первую четверть прошлого века. Стихи Сергея Есенина найдут отклик в душе каждого русского человека.

Иван Алексеевич Бунин – ярчайшая фигура в литературной среде, выдающийся писатель реалистического направления, талантливый поэт, настоящий художник русского слова.

Моя коллекция состоит из любимых предметов, она занимает часть свободного времени. Туда входят предметы, которые я собирала в течение некоторого времени.

Рассказ «Волки» относится к ранним произведениям Шукшина, ибо он написал его в 1966 году. Рассказ был мало замечен критиками и мало напечатан, но интерес читателей к нему не пропадает и поныне.

Мой любимый писатель — Николай Васильевич Гоголь. Большинство читателей отмечают слишком сложные его произведения. Они говорят о «Ревизоре», «Мёртвых душах», «Тарасе Бульбе»

Павел Афанасьевич Фамусов («Горе от ума»)

Бессмертная комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», написанная в 1824 году, была основательно подправлена цензурой. Полный вариант пьесы вышел уже после смерти писателя в 1828 году.

В комедии «Горе от ума», как во многих произведениях 19-начала 20 веков, показано противостояние старого и нового мира, прошлого и будущего России в целом, и Москвы в частности. Характеристика образа Фамусова дана как яркий пример устоявшегося мирка аристократично-патриархального общества.

Сюжет

Действие пьесы происходит в Москве, в доме Фамусова. Здесь собралось всё высшее общество патриархальной Москвы, связанное родственно-дружескими связями. Это закостенелое, консервативное собрание людей, связанных круговой порукой. Главный и общий их враг — просвещение, способное растормошить и разогнать это болото. Ярким представителем нового поколения является Александр Андреевич Чацкий, который противостоит невежеству собравшихся аристократов. Его оппонентом выведен образ Фамусова, ярого противника нововведений и образования.

Портрет Фамусова

Фамусов Павел Афанасьевич — вдовец, воспитывающий 17-летнюю дочь Софью. Он уже в годах «дожил до седин», служит в государственном учреждении. Служба для него является только источником почёта и благосостояния. Павел Афанасьевич ленив, работой своей занимается неохотно, без внимания подписывает бумаги. С делами он разбирается просто: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой». Место, где служит Фамусов, видимо, довольно престижное, поэтому он может использовать служебное положение в личных целях.

По характеру он не злобив, может быть даже добр. Он любит свою дочь, дружелюбно привечает Чацкого, сына своего старого друга.

Основные черты характера Фамусова — подобострастие к вышестоящим, лень, болтливость, негативное отношение к образованию. Последнее он считает высшим человеческим злом, способным разрушить весь налаженный быт ( «ученье — вот чума, учёность — вот причина..») Хотя сам далеко не глуп, а скорее хитёр. Его речь грамотная, но разбавлена говором простолюдина. Он знает иностранные языки, но принципиально их не употребляет в своей речи. Сказанные им в пьесе выражения давно стали крылатыми: «Ба! Знакомые всё лица!», «С чувством, с толком, с расстановкой».

Фамусов вообще ярый приверженец старины, её обычаев, традиций. Поэтому в его речи так много простонародных слов.

Главная цель Павла Афанасьевича найти дочери выгодного мужа, богатого и при чине («Кто беден, тот тебе не пара…»).

Отношения с людьми

По своей натуре Фамусов общителен и гостеприимен. Однако такое отношение к людям продиктовано в основном его любовью к сплетням, желанием найти и сохранить нужные связи, скрыть своё незавидное финансовое положение.

Фамусов охотно общается с людьми, от которых можно что-то получить или которые значимы в обществе, заискивает перед теми, кто выше его по званию или положению. Он зависим от чужого мнения «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Для него не является постыдным подхалимство, высшим достижением человека для него является умение «подслужиться».

Свою дочь Софью он учит таким же правилам. Для него чужды понятия любовь, честь, совесть, гордость. Несмотря на отрицательное отношение к обучению и книгам, ко всему иностранному, Фамусов нанимает Софье французов-учителей для обучения дочери музыке, танцам, языку потому, что так принято в обществе. При этом сам он не советует ей сильно увлекаться образованием, а жить как он.

Фамусову непонятно зачем иметь образование и читать книги, если нет должного положения в обществе. Он искренне восхищается недалёким Скалозубом, лишь от того, что тот «и золотой мешок, и метит в генералы».

Неоднозначно отношение Фамусова к Чацкому. Он его воспитывал, помнит маленьким мальчиком. Но Александр Андреевич не соответствует идеалу Павла Афанасьевича: у него нет денег, он не занимает положение в обществе, слишком умён.

Вообще, по отношению Фамусова к человеку, сразу видно, какое тот занимает положение в обществе и насколько богат и влиятелен. Медовый говорок в разговоре с высокопоставленными особами, легко меняется на панибратское отношение при общении с людьми ниже его по рангу, и становятся совсем грубыми при обращении к слугам.

Заключение

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» — это отображение высшего дворянского общества Москвы. А. С. Грибоедов ясно даёт понять, что «фамусовы» ещё не изжили себя. На смену Павлу Афанасьевичу идут такие же льстецы и подхалимы, но более жестокие, хитрые и недалёкие, такие, как Молчалин, Репетилов, Скалозуб. А умные, гордые и благородные люди, как Александр Андреевич Чацкий, ещё не готовы им противостоять, поэтому они могут только бежать от Фамусова и общества в целом.

Сочинение Фамусов в комедии Горе от ума (Образ и характеристика)

Благодаря этому персонажу появилось даже выражение «фамусовское общество». Там все такие, как он, живут по законам, которые он соблюдает, выражает и считает правильными: лесть, шутовство, трусость, приземленность… Если бы Павел Фамусов был совсем стар, хил, то можно было б оправдать его взгляды, но этот мужчина ещё бодр и весел. Да, у него седина, лишний вес, взрослая дочь!

С этой Софьей ему не так уж просто приходится, он даже восклицает в сердцах, что это «комиссия». Но всё-таки он её любит, воспитал её без супруги. И он желает Софье добра, но по-своему, конечно. Кто беден, тот ей не пара, по его мнению. Считает себя примером для неё, о чем с гордостью заявляет.

Павел Афанасьевич не строг к таким грехам, как глупость и даже пьянство, но терпеть не может учения. Он считает, что не обязательно и даже вредно учиться, ездить в другие страны, а достаточно примера старших. Под старшими он, кстати, имеет в виду себя. А для себя образцом считает предка, который при дворе заставил смеяться царицу своей глупостью. «Ученость» называет причиной всех бед, особенно мнений. От философии сходят с ума – в этом он уверен. Известно, что именно он хотел бы сжечь все книги. В общем, он самодоволен и глуп.

Фамусов многим завидует. Зовет гостей, но никого из них не любит, просто так надо. И еще от людей может быть какая-нибудь польза. Много надежд он возлагает на связи. Мечтает о наградах и должностях, а за них может «порадеть» знакомый человек. В работе он не слишком усерден, ведь документ подписал – и с плеч долой. Важнейшим умением считает поклоны. Достоинством – сам возраст преклонный, а то, что годы не равны мудрости он никогда бы не признал. Ко всем молодым он относится не просто с высока, а с презрением. Так же относится к женщинам, вообще. Почти в шутку просит избавить мир от женских шпилек, булавок… ведь они губят сердца и карманы.

К главному герою он относится даже с некоторой жалостью, пытается его образумить… Фамусов признает ум Чацкого, но тот слишком горд, чтобы принять его симпатию, слишком честен, чтобы воспользоваться такими советами. Павлу Афанасьевичу не нравится, когда Чацкий не соблюдает принятое в обществе. Например, он упрекает молодого человека, что тот несколько лет им ни строчки, а вдруг приехал. Чацкому следовало присылать им пустые письма в знак уважения, предупредить о приезде.

Фамусов и символизирует то общество, против которого Чацкий.

Сочинение 2

Написание А. С. Грибоедовым своей известной комедии «Горе от ума» пришлось на начало 19 века. Это сатирическое произведение описывает последствия столкновения людей прошлого и нынешнего поколения. В роли нового поколения мы видим Чацкого, а сторонником прошлого выступает Фамусов.

Фамусову принадлежит важная роль олицетворения всех дворян того периода. У него была должность управляющего казенного дома в Москве, поэтому он был знаком со знатными людьми в обществе. Автор умышленно дал ему говорящую фамилию. Слово famus означает известность или знаменитость.

В произведении присутствует яркое подробное описание Фамусова Грибоедовым. Он был властным человеком, уверенным в своей неповторимости. У Павла Афанасьевича устоявшееся мировоззрение. Он уважает и придерживается былых традиций и обычаев. Что касается образования, то наш герой испытывает неприязнь к умным и образованным личностям. Он сравнивает учение с чумой. Но, несмотря на свои взгляды, он находит иностранных учителей, которые должны будут обучать его дочь Софью. И только потому, что этого требует общество. Он ругал дочь за то, что она любит читать. Фамусов считал, что это отравляет мозг. Превыше всего он ценит мнение окружающих, поэтому каждый свой поступок сопоставляет с общественным мнением.

Главной жизненной целью Фамусова является материальное благополучие и занимаемое место в обществе. Люди, которые прогибаются под давлением общества, чтобы достигнуть каких-либо высот, вызывают у него уважение. Гордецы, которые пытаются проявлять чувство собственного достоинства, могут рассчитывать только на его презрение. Общение с персонажами произведения различается в зависимости от звания собеседника. С высшими чиновниками он будет лебезить и изгибаться. Фамусов не считал нужным водить дружбу с бедными. Люди без чинов и званий будут удостоены только грубости и криков.

Создавая образ Фамусова, Грибоедов преследовал только одну цель – показать насколько устарели взгляды дворян и как сильно они укоренились в их головах. В произведении во всей красе были показаны жизненные принципы и стиль жизни помещиков того периода. Автор акцентировал внимание на том, что такие, как Фамусов не должны иметь возможность прийти к власти. Они не обладают нравственными качествами и могут служить только самим себе.

Характеристика Фамусова

В своем великом произведении «Горе от ума» известный писатель девятнадцатого века А.С.Грибоедов сталкивает между собой двух представителей старых и новых взглядов на общественную жизнь. В те времена некоторые образованные молодые дворяне выступали за смену принципов воспитания, образования и культурного просвещения, в свою очередь уже зрелые представители все того же дворянства были против новшеств и придерживались старых норм и правил. Представителем старых нравов в комедии стал Павел Афанасьевич Фамусов, а люди, поддерживающие его, и вошедшие в круг его общения, назывались «фамусовским обществом».

Фамусов – не молодой мужчина, но, несмотря на это, он был свеж, бодр и полон сил. В обществе его очень уважали. Он имел почетную должность. Мужчина жил в Москве и, после смерти жены, воспитывал дочь Софью. Хоть Павел Афанасьевич был против образования, для дочери он нанимал учителей и гувернанток, потому что в его положении так было заведено. Он не был особо близок с Софьей, но любил ее, и искренне переживал за ее будущее. Для него было неприемлемо, чтобы девушка общалась с небогатыми людьми, поэтому сам подбирал ей жениха. Его выбор переходил то к полковнику Скалозубу, то к услужливому Молчалину.

Для Фамусова важнее всего в жизни было уважение в обществе, почетные должности, богатство и услужливость. Его идеалом был дядя, служивший у царей и получивший высокое положение в обществе с помощью лести и услужения высокопоставленным людям.

Сам Павел Афанасьевич в свое окружение принимал только тех людей, которые могут принести ему пользу. Чтобы о его семье не говорили плохо, он пристроил всех своих родственников на почетные должности. Внимания Фамусова можно было добиться лестью и умением распускать и передавать разные слухи. На этом и держалось все общество того времени. К образованию и нововведениям Фамусов и его круг общения относились с презрением.

Речь Павла Афанасьевича была грамотной и понятной. Он уважал русский язык и в своем общении часто использовал деревенский лексикон и просторечия. При общении с высокопоставленными людьми, такими как Скалозуб, использовал много лестных выражений, был почтителен и вежлив. Со слугами и простыми людьми предпочитал не разговаривать, а если и приходилось, то был груб и часто обзывал их.

Конфликт Фамусова и Чацкого, представленный в комедии, выражает мнение автора на противостояние старых и новых традиций и нравов. По мнению Грибоедова, фамусовское общество должно уступить дорогу молодому и более просвещенному поколению.

Фамусов в произведении Горе от ума

Популярные сочинения

Вот и середина зимы наступила. Русская зима прекрасна, она будто сошла с открытки талантливого живописца. Видны следы прохожих и детских санок. Улицы занесены пушистым снегом. Он красиво сверкает и хрустит под ногами.

Александр Куприн является автором произведения Поединок. Основная сюжетная линия произведения, посвящена военным офицерам, которые по случайности судьбы, были вынуждены превратить

Среди наиболее известных картин с изображением пейзажа работа А. А. Рылова «Полевая рябинка» пользуется большой популярностью.

(671 слово) Пьеса Александра Грибоедова «Горе от ума» — выдающееся творение в литературе начала XIX века. Свое произведение автор относит к комедии, в нем имеются все признаки этого жанра.  В пьесе писатель затрагивает серьезные проблемы и поднимает философские вопросы, которые волновали общество той эпохи. Но эти проблемы существуют и в современном обществе, поэтому ставшее знаменитым грибоедовское творение не теряет актуальности и интереса и в наши дни. Грибоедов показал противостояние между представителями «века нынешнего» и «века минувшего», неприятие уходящим обществом новых, прогрессивных людей. Таковым в пьесе является центральный герой – Александр Чацкий. В произведении также писатель раскрывает и тему несчастной главного героя к дочери Фамусова Софье. И большинство читателей не понимают, почему девушка отдает предпочтение в выборе именно Молчалину, а не Чацкому.  В этом вопросе мы и попытаемся разобраться поподробнее.

В образе Софьи автор воплотил множество различных качеств – как положительных, так и отрицательных, которые находятся в противоречии меж собой. С одной стороны, Софья имеет острый ум и независимый характер, а с другой – она дочь своего отца и, воспитанная в фамусовском доме и обществе, научилась притворяться, лгать. Хоть она еще могла бы любить искренне, по-настоящему, но из-за чтения французских романов она стремилась к ложным ценностям и их она старалась отыскать в будущем спутнике жизни. Она считала, что он должен обладать такими качествами как  скромность, почтительность, чувственность, томность, ранимость, и что между влюбленными должно быть препятствие, чтобы можно было проявлять возвышенные чувства. Чацкие же никоим образом не подходит под эту характеристику.

Из текста становится известно, что Чацкий и Софья вместе росли и были не просто друзьями, а их связывало нечто большее – взаимное чувство первой влюбленности. Но они расстаются, так как Александр неожиданно уезжает. А когда возвращается, то замечает, что чувства девушки к нему охладели, и теперь она увлечена Алексеем Молчалиным, секретарем отца, человеком тихим и даже робким.  Конечно, многим кажется странным выбор Софьи.  Постараемся охарактеризовать главного героя. Он остроумен, прекрасно образован и воспитан, да и внешне Чацкий  — довольно обаятельный молодой человек, не лишенный харизмы.  С ним интересно, кроме того Александр чувственный, искренний, эмоциональный мужчина. Но в литературные воздыхатели он не годится, и комедию из высокого чувства он не будет разыгрывать. Мы видим в нем проявление неуемной энергии, наличие пытливого ума и достаточного самоуважения.  Когда-то он плакал,  покидая возлюбленную. Но, оказавшись в разлуке, Софья довольно быстро охладела к главному герою, переключилась на Молчалина, и сейчас девушка не разглядела в Чацком свой идеал.

Молчалин же – полная противоположность Чацкому. Главный герой считает его «жалчайшим созданьем».  Достоинство Алексея Молчалина заключается в его умении вовремя обескуражить безмолвием своего начальника, а также в его услужливости в нужный момент. Стремясь быстрее подняться по карьерной лестнице, он ведет себя подобно героям французских романов, стараясь понравиться дочери начальника. А та не хочет видеть правду, слишком идеализируя возлюбленного. Софья ведет себя, как подобает чувствительной светской даме, которой нравятся произведения о чистых, высоких чувствах. А Молчалин тоже ведет себя как герой французского любовного романа. Он так и говорит, что в угоду дочери своего начальника он принимает вид любовника. Поэтому уже неудивительно, что  Софье Молчалин ближе и больше подходит, чем Александр Чацкий.  Они имеют много общего и придерживаются правил, установленных Фамусовым. Чацкий же никогда не станет их соблюдать и жить по ним. Софья не понимает, чего же не хватало Чацкому  у них дома.  Саму героиню вполне устраивает такая жизнь и светское общество, в котором она вращается.

Есть еще одна причина, по которой Софья остается с Молчалиным. Девушка была обижена на главного героя за то, что тот покинул ее, отправившись «ума искать».  Когда он начинал высмеивать пороки представителей фамусовского общества, Софья злилась на него, испытывая унижение от его слов. Особенно она возмущалась, когда Чацкий смеялся над Алексеем Молчалиным. Героиня не замечает, насколько порочны ее бой-френд и все ее окружение. Кроме того, она сама ведет себя под стать им, специально распуская слухи о сумасшествии главного героя, чем окончательно его разочаровывает в себе

То, что Софья выбрала Молчалина  — это неизбежная закономерность. В жизни зачастую так и бывает, что отношения, возникшие в детстве, в юности разрушаются.  Если один из влюбленных поднимается на более высокий уровень развития в результате получения  образования, а другой  остается  на прежнем, то пути этих людей рано или поздно разойдутся.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии? На уроках литературы я познакомился с произведением Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от шутки» и хотел бы поговорить о морали. Мораль — это правила поведения личности, которые различают добро и зло.

Если вскрыть каждый персонаж комедии, то можно увидеть каждый моральный урок, который дает Грибоедов. «Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии Горе.» Сочинение на тему нравственные уроки комедии недоросль. Литература: Сочинение на тему : «Каковы нравственные уроки.» Текст сочинения: В комедии «Горе от шутки» Грибоедов показывает положительные и отрицательные качества каждого героя. Хацкий полковник был шутником, общительным, любил говорить все прямо и уверенно и требовал от всех, был очень любопытным и всегда старался повсюду исполнять свое слово — ходили слухи, что он сумасшедший. В принципе, он правильно говорит: «Людям дают звание, а людей можно обмануть.».

Но, к сожалению, у него нет чувства спикера, он не может общаться и представлять свою идею, так что это посеяло смятение. Сочинение на тему каковы нравственные уроки. Среди самых важных нравственных уроков я бы выделила следующие Сочинение на тему: Каковы нравственные уроки. В человеке должны быть уровновешенными чувства и ум. Главный герой обладает обширным умом, но он совершенно слеп в любви, он не видит, что Софья не только не любит его, а ненавидит, потому что он плохо отзывается о ее возлюбленном Молчалине. Нельзя сдедовать какому-либо авторитету, как например, Фамусов в конце комедии беспокоится о том, что скажет Марья Алексеевна. Нельзя прислуживать чинам и богатству, как это делает Фамусов и его общество. Между людьми должны преобладать истиные человеческие ортношения, а не поиск. Литература: Сложный план для сочинения. Каковы.

Посмотри, подойдет или нет: На уроках литературы я познакомился с комедией Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Автор этого произведения известный российский дипломат того времени, погиб во время визита в Персию. Но несмотря на то, что он был министром инстранных дел, его сильно волновало внутреннее положение России, положение дворян, их нравственность, честность, духовное состояние. Об этом и повествует нам его произведение «Горе от ума». Помогите написать сочинение на тему «Каковы нравственные.».уроки грибоедовской комедии — на странице представлены несколько вариантов сочинения на выбор. Сочинение на тему “Нравственные уроки грибоедовской.” Суть этого произведения написано в самом названии «Горе от ума». Это доказал сам Чатский. Ну, во первых что делает ум с человеком: человек становится высокомерным, самолюбивым, себяверным(то есть считает, что прав только он). Сложный план для сочинения. Каковы нравственные уроки. Помогите написать сочинение по литературе на тему каковы нравственные уроки грибоедовской комедии Горе от ума. Литература: написать сочинение: Все, о чём говорилось выше, — основные нравственные уроки грибоедовской комедии. Конечно, в данном произведении их на порядок больше, но, по-моему, именно благодаря им “Горе от ума” актуально сегодня также, как и в 19 веке, ведь проблемы непонимания массами интеллектуалов, лжи, стремления к чинам, не. Ответы : Сочинение, на тему «Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии «Горе от ума». В комедии «Горе от ума» Грибоедов показывает положительные и отрицательные качества каждого героя. Чацкий-полковник был шутником, общительным, любил говорить всё прямо и уверенно, и требовал от этого каждого, был очень любознательным и всегда пытался везде вставить своё слово — от этого пошел слух. Помогите написать сочинение на тему «Каковы нравственные.» Сочинение на тему какие нравственные уроки грибоедовской комедии — на странице представлены несколько вариантов сочинения на выбор. Сочинение: Роль монологов в пьесе «Горе от ума». Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества? Анализируя монологи и диалоги героев во втором действии, мы уже касались идеалов фамусовского общества. Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии «Горе. Но я не могу считать, что Чатский был умен, ибо использовал он свой ум попусту, не использовал во благие цели, а лишь для того, чтобы показать себя. Умным людям не понять глупых людей и наоборот. Это есть две противоположности, у которых своё течение, своё направление, своя роль. Сочинение на тему Ответы : (каковы нравственные уроки грибоедовской комедии?). Где скачать сочинение на эту тему Несмотря на то, что гениальное произведение Грибоедова «Горе от ума» было написано более 200 лет тому назад. Нравственные уроки по комедии Горе от Ума (Грибоедов) Что писать в сочинении «Каковы нравственные уроки комедии «Горе от ума»? Сочинение на тему : «Каковы нравственные уроки.» Только то что я написала это не полное сочинение,поэтому ты должна раскрыть эту тему. Помогите написать сочинение на тему «каковы нравственные.» Комедия “Горе от ума” — известное произведение русского писателя Грибоедова, само название которого стало афоризмом. Написанное в тысяча восемьсот двадцать четвертом году, оно актуально и поныне, но почему же? написать сочинение: High School Если разобрать каждое действующее лицо,то можно посмотреть каждый нравственный урок Грибоедова.Сначало разберёмся что такое нравственное лицо?Возьмём например Маяковского и его произведение»Что такое хорошо?Что такое плохо».Тоесть Грибоедов показывает положительные и отрицательные качества каждого героя.Чацкий-полковник.Он был шутником,общительным любит говорить всё прямо и уверенно. нравственные уроки грибоедовской комедии горе от ума воспринял пьесу “Горе от ума”, о чем большинство учителей литературы на уроках помалкивает, возможно самиЭссе. Существующий строй он считал не только несправедливым, но и глубоко безнравственным, разрушающим человеческую личность. Отсюда то огромное внимание, которое он уделил нравственным проблемам в комедии «Горе от ума». Эти уроки мы постигаем, анализируя поведение, взаимоотношения героев комедии и приходя к выводу, что нравственность человека во многом определяется обществом,. Помогите написать сочинение на тему «Каковы нравственные. Пьеса «Горе от ума» Грибоедова актуальна и на сегодняшний день. Автор обозначает не только проблемы современности, но и все остальные человеческие темы в целом. Такие как семья, отношения, манеры и образование. Написать сочинение: каковы нравственные уроки. Нравственные уроки грибоедовской комедии — сочинение. Вариант 1 На уроках литературы я познакомилась с произведением Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” и хочу поговорить о нравственности. Нравственность-это правила поведения личности, различающая добро и зло. Если разобрать каждое действующее лицо комедии, можно увидеть каждый нравственный урок Грибоедова. Он показывает положительные и отрицательные качества каждого героя. Например, Чацкий-полковник. «Нравственные уроки грибоедовской комедии» сочинение Нужно иметь смысл жизни. Нужно к чему-то стремиться. В комедии рассматривается 2 разные стороны человека.

Ответы : Помогите написать сочинение по литературе на тему каковы нравственные уроки грибоедовской комедии.

своё слово-от этого пошол слух что он сумасшедший.Тут Грибоедов доносит до нас,что не нужно быть любознательным.София-дочь Фамусова.Девушка очень ранимая,готова на всё ради любви,но при этом не падает в омут с головой.Любит окружение мужчин.Распутность-эту черту высмеивает Грибоедов в Горе от ума.Фамусов-управляющий в казённом доме.всегда отстаивает свою точку зрения,зол,всех. во всём винит кроме себя,эгоистичен.лизонька-служанка.Довольно простая девушка,не как не может найти свою. Проблема ума в комедии «Горе от ума» — сочинения для. Все герои, кроме Чацкого, зависят от мнения других. Они любят сплетни.

Я думаю, что мораль — это не врожденное качество. Нравственность зависит от воспитания человека и его общества. Сочинение по литературе на тему каковы нравстренные уроки. Сочинение на тему каковы нравственные уроки грибоедовской комедии — на странице представлены несколько вариантов сочинения на выбор. написать сочинение: ответ дан • проверенный экспертом. Написать сочинение: Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии «Горе от ума».

Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии? Этот представитель нового общества активно спорит с представителями старого поколения и на этом основывается практически все повествование. Сочинение на тему каковы нравственные уроки грибоедовской комедии. Посмотри, подойдет или нет: На уроках литературы я познакомился с комедией Александра. Сочинение на тему : «Уроки, которые Грибоедов дает в своей комедии – вне времени.

Они были актуальны два столетия назад, и актуальны сейчас. Сочинение на тему Нравственные уроки комедии «Горе от ума» Суть этого произведения написано в самом названии «Горе от ума». Этим Чатский выделялся из «глупого» общества. Каковы Нравственные уроки грибоедовской комедии? Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии «Горе от ума». Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!

Нравственные уроки грибоедовской комедии — сочинение На уроках литературы я познакомилась с произведением Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» и хочу поговорить о нравственности. Нравственность — это правила поведения личности, различающая добро и зло. Например, Чацкий — полковник. Очень любит шутить, говорить все прямо и уверенно, общительный и всегда старается вставить свое слово. Сочинение на тему какие нравственные уроки грибоедовской.

Неверным было бы считать, что все герои пьесы, кроме Чацкого, глупы. Скорее проблематика комедии «Горе от ума» такова, что на первый план в ней выходит не противопоставление ума и глупости, а сравнение разных типов ума. Вчитываясь в монологи Фамусова, наблюдая за интригами, которые аккуратно плетет Молчалин, вовсе нельзя сказать, что эти герои глупы. Сочинение на тему : «— Посмотри, подойдет или нет: На уроках литературы я познакомился с комедией Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума”. Сочинение на тему : «каковы нравственные уроки.» Чацкий-полковник был шутником, общительным, любил говорить всё прямо и уверенно, и требовал от этого каждого, был очень любознательным и всегда пытался везде вставить своё слово — от этого пошел слух, что он сумасшедший. Ответы : (каковы нравственные уроки грибоедовской комедии? «Горе от ума»). Где скачать сочинение на эту тему Комедия Грибоедова бессмертна. Говоря о комедии, современник Грибоедова Бестужев писал: «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в числе первых творений народных». И он был прав.

  • Сочинение по комедии грибоедова горе от ума кто чацкий победитель или побежденный
  • Сочинение по комедии горе от ума на тему а судьи кто
  • Сочинение по комедии горе от ума на тему как можно понимать смысл названия комедии
  • Сочинение по комедии горе от ума почему неизбежен конфликт между чацким и фамусовским обществом
  • Сочинение по комедии горе от ума 9 класс чацкий победитель или побежденный