ГОВОРЕНИЕ
(1) Диалогическая
речь
Диалог
этикетный
ü Начинать,
поддерживать и заканчивать разговор.
ü Обращаться
к партнёру, учитывая его возраст, профессию, должность.
ü Выражать
благодарность.
ü Выражать
согласие/отказ.
Диалог-расспрос
ü Сообщать
фактическую информацию (кто? что? когда?).
ü Задавать
общий, специальный
ü (他是谁?这是什么?),
альтернативный (你认识不认识他?) вопросы и отвечать на них.
ü Запрашивать
информацию о возрасте, фамилии и имени человека, гражданстве, классе
обучения.
Диалог —
побуждение к действию
ü Соглашаться/не соглашаться
выполнить просьбу.
ü Приглашать к
действию/взаимодействию.
Диалог —
обмен мнениями
ü Выслушивать
сообщения/мнение партнёра.
ü Выражать
согласие/несогласие с мнением партнёра.
Комбинированный
диалог
ü Сообщать
информацию и выражать своё мнение.
(2) Монологическая
речь
В
монологической форме:
ü Делать сообщение
на основе прочитанного.
ü Отвечать
на вопросы по прочитанному тексту.
ü Уметь кратко
описать свою семью, своих друзей, свои увлечения, также уметь расспрашивать
об этом своих одноклассников.
АУДИРОВАНИЕ
При
непосредственном общении:
ü Понимать в целом
речь учителя по ведению урока.
ü Распознавать
на слух и понимать связное высказывание учителя, одноклассника, построенное
на знакомом материале и/или содержащее некоторые незнакомые слова.
ü Использовать
контекстуальную или языковую догадку.
ü Вербально или
невербально реагировать на услышанное.
При
опосредованном общении
(на
основе аудиотекста)
ü Понимать
основное содержание несложных текстов.
ü Понимать
содержание монологических высказываний в аудиотексте.
ü Использовать
аудиоопоры для самостоятельного прочтения фраз, предложений, диалогических
реплик и монологических высказываний.
ЧТЕНИЕ
ü Соотносить
графический образ слова с его звуковым образом.
ü На
начальном этапе уметь читать тексты в фонетической записи пиньинь цзыму,
постепенно переходя к чтению текстов урока и упражнений в иероглифической
записи.
ü Читать с
соблюдением тонов, знать правила изменения и нейтрализации тона. Читать с
нормативным произношением инициалей и финалей, с соблюдением фразовой
интонации.
ü Бегло читать
вслух небольшие тексты, содержащие только изученный материал.
Ознакомительное
чтение
ü Зрительно
воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления и
понимать основное содержание аутентичных текстов разных жанров и стилей.
Изучающее
чтение
ü Читать несложные
аутентичные тексты разных типов, полно и точно понимая текст на основе его
информационной переработки: анализировать смысл отдельных частей текста;
переводить отдельные фрагменты текста.
Просмотровое/поисковое
чтение
ü Догадываться о
смысле пропущенных реплик в диалогической речи.
ü Уметь
правильно делать речевые вставки в текст (из числа предложенных).
ü Находить
значение отдельных незнакомых слов в двуязычном словаре учебника.
ПИСЬМО
(1)
Иероглифические навыки
ü Владеть
основными правилами каллиграфии.
ü Знать
основные черты, пройденные базовые иероглифы и графемы (ключи).
ü Уметь
расписывать изученные иероглифы по чертам в правильном порядке.
ü Анализировать,
из каких черт и базовых элементов состоят иероглифы.
ü Уметь
подсчитывать количество черт как в уже изученных, так и в незнакомых
иероглифах.
ü Уметь
записывать, идентифицировать и читать изученные иероглифы.
(2)
Письменная речь
ü Письменно
отвечать на вопросы в рамках изучаемых тем, используя на начальном этапе
азбуку пиньинь и корректные знаки тонов.
ü Письменно
отвечать на вопросы в рамках изученных тем, написать письмо бабушке, другу,
сочинение, используя изученную иероглифику.
ü Вести
словарь.
ü Описать свою
семью, своих друзей, одноклассников.
Графика
и орфография
ü Соотносить
графический образ слова с его звуковым образом.
ü Владеть
азбукой пиньинь.
ü Сравнивать
и анализировать буквосочетания в пиньине.
ü Восстанавливать
пропущенные инициали и финали, тоны.
ü Применять основные
правила чтения и орфографии.
Фонетическая
сторона речи
ü Максимально
верно произносить и различать на слух все звуки путунхуа.
ü Правильно
читать и произносить слово, записанное азбукой пиньинь и иероглифами.
ü Говорить
и читать вслух на китайском языке, соблюдая правильное произношение
инициалей, финалей и тона.
ü Соблюдать
правильное ударение в предложениях, фразах.
ü Корректно
произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей
(побудительное предложение; общий, специальный вопросы).
Лексическая
сторона речи
ü Узнавать в
письменном и устном тексте, воспроизводить и употреблять в речи лексические
единицы, соответствующие ситуации общения в пределах тематики 5 класса
основной школы, в соответствии с коммуникативной задачей.
ü Использовать
в речи простейшие устойчивые словосочетания, оценочную лексику и речевые
клише в соответствии с коммуникативной задачей.
ü Употреблять
слова и словосочетания адекватно ситуации общения.
ü Понимать
значение звучащего и написанного китайского слова, словосочетания,
предложения и простого текста.
Грамматическая
сторона речи
ü Воспроизводить
основные коммуникативные типы предложений на основе моделей/речевых образцов.
ü Соблюдать
порядок слов в предложении.
ü Использовать
в речи простые предложения с простым глагольным (我看书), составным
именным (我是学生) и
качественным сказуемым (我们都很好) .
ü Узнавать
на слух/при чтении и употреблять в устных высказываниях и письменных
произведениях личные местоимения множественного и единственного числа.
ü Различать
личные, вопросительные и указательные местоимения.
ü Уметь
выражать отношение притяжательности местоимений и существительных.
ü Различать
типы вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный и краткий
вопросы).
ü Понимать
при чтении и на слух вопросительные конструкции с утвердительно-отрицательной
формой сказуемого (认识不认识,是不是) и употреблять их в устных
высказываниях и письменных произведениях.
ü Иметь
представление об использовании слов китайского языка в функции той или иной
речи.
ü Узнавать
при чтении и на слух наиболее употребительные фразы, обслуживающие ситуации
общения, отобранные для основной школы.
ü Различать
при чтении и на слух числительные до 100 и употреблять их в устных и
письменных высказываниях.
ü Уметь использовать
числительные для обозначения возраста
В 2021 году ЕГЭ пройдет в юбилейный, двадцатый раз. За девятнадцать лет экзамен очень сильно изменился и сейчас значительно отличается от того, каким был раньше.
Рассказываем о том, как ЕГЭ превратился из эксперимента в обязательный этап для каждого школьника.
Как все начиналось
Провести ЕГЭ предложил Владимир Филиппов, который возглавлял Министерство образования в 1998–2004 годах. Он проводил масштабную реформу по присоединению России к Болонскому процессу (сближению систем высшего образования стран Европы). Необходимое условие для этого — введение новой системы оценивания знаний выпускников. Кроме того, ЕГЭ должен был уничтожить коррупцию в школах и обеспечить равные условия для всех абитуриентов. Если раньше результат экзамена во многом зависел от преподавателя, то теперь знания выпускников оценивает машина и независимые эксперты, которых трудно подкупить.
2001–2003: экспериментальный ЕГЭ
Впервые ЕГЭ прошел в 2001 году в пяти регионах: в республике Марий Эл, в Чувашии, в Якутии, в Ростовской и Самарской областях. Экзамен по восьми предметам сдали 30000 человек. Во всей стране было 50 вузов, в которые выпускники могли поступить по результатам ЕГЭ. С каждым годом экзамен становился все масштабнее, и в 2003 году прошел в 47 субъектах из 85.
Марина, 36 лет, сдавала ЕГЭ в 2001 году: «По желанию нам предложили сдать русский язык или математику. Двоек априори не ставили, даже если человек проваливал ЕГЭ. Хоть мы и были участниками эксперимента, не переживали: готовились к обычному экзамену. Писали в своей школе на тетрадных листах, даже бланков не было. Я сдавала математику, получила пятерку без натяжки. Экзамен помог мне поступить в вуз: работу зачли при поступлении».
2004–2008: первые изменения
Эксперимент прошел успешно, и в Министерстве образования задумались над тем, чтобы сделать ЕГЭ повсеместным и обязательным. Однако экзамен критиковали школьники, родители и учителя. Они утверждали, что тестирование не дает объективной оценки знаний и представляет колоссальную сложность для выпускников. Они подвергались двойной нагрузке: необходимо было сдавать и выпускные, и вступительные испытания. Тогда предложили совместить два экзамена и увеличить количество вузов, в которые абитуриент мог поступить с результатами ЕГЭ. В 2006 году продолжала действовать система «+1», благодаря которой ни один выпускник не оставался без аттестата, даже если сдавал экзамен неудачно.
Алина, 31 год, сдавала ЕГЭ в 2006 году: «Четыре минуты длился мой экзамен по математике. Я просто натыкала ответы наугад, так как знала, что ничего не решу, а тройка была обеспечена, и меня это устраивало».
В ходе дальнейших изменений обладатели медалей лишились льгот при поступлении и должны были сдавать ЕГЭ на равных условиях с остальными выпускниками. Кроме того, увеличили число олимпиад, по итогам которых абитуриента с минимальными баллами могли принять в вуз. В 2008 году участниками ЕГЭ стали свыше миллиона человек в 70 регионах страны, а прием на основании результатов экзамена вели 1650 вузов.
2009: обязательный ЕГЭ для всех
1 января 2009 года внесли поправки в закон «Об образовании» и ЕГЭ стал обязательным для всех выпускников, вне зависимости от того, собираются ли они поступать в вуз или нет. Теперь экзамен официально засчитывали как вступительный, но вузам было предоставлено право введения дополнительных испытаний в случае большого конкурса. Кроме того, отменили перевод баллов ЕГЭ в оценки. Приемная кампания 2009 года насчитывает множество скандалов, связанных с тем, что подростки писали заявления в неограниченное число вузов. Одна девушка подала документы в один университет Москвы на 33 специальности, была зачислена на 22 из них, но не предоставила оригиналы документов. Недовольство вызывало и то, что многие абитуриенты проходили по олимпиадам вне конкурса.
Екатерина, 29 лет, сдавала ЕГЭ в 2009 году: «Не было ничего плохого в том, что нам пришлось сдавать эти экзамены. Введение обязательного ЕГЭ облегчило поступление: не надо было писать вступительные отдельно в каждом вузе. Неизвестность не пугала, я сразу пошла к репетитору, когда поняла, что буду сдавать физику. Сайта РешуЕГЭ еще не было, я разбирала то, что давал преподаватель. При подаче документов нужно было каждый раз стоять в очереди и писать заявления от руки. Эту процедуру не хотелось повторять, поэтому я подала документы только в три вуза».
2010–2013: изменение форматов КИМов
Прошлогодние ошибки учли и, начиная с 2010 года, абитуриент мог подать документы максимум в пять вузов на три направления подготовки в каждом. Поступление теперь проводилось не в три, а в две волны. Также изменили экзамен по математике: исключили блок с тестовыми заданиями.
Яна, 27 лет, сдавала экзамен в 2010 году: «У нас были сборники с частями A, B и C, а потом структуру экзамена изменили. Убрали блок с выбором ответа: считалось, что ЕГЭ — угадайка и его может сдать просто удачливый человек».
В 2012 году в ЕГЭ по истории ввели задание «Исторический портрет», подразумевающее написание мини-сочинения об одном историческом деятеле. В экзамен по математике включили блок заданий по разделу «Вероятность и статистика». 2013 год стал рекордным по количеству скандалов, связанных с утечкой КИМов. 27 мая в интернете появились фотографии тестовых заданий. Результаты экзаменов учеников, выложивших материалы в сеть, аннулировали.
2014: введение итогового сочинения
В 2014 году ввели допуск к ЕГЭ — итоговое сочинение. 3 декабря оно прошло впервые. Считалось, что появление сочинения как формы допуска к ЕГЭ подтолкнет школьников к изучению русского языка и литературы.
Александр, 23 года, писал итоговое сочинение в 2014 году: «Учителя нас запугивали и говорили, что будет сложно написать сочинение. Я был уверен в своих силах, потому что читал много книг и знал, что смогу раскрыть тему. В школе мы детально разбирали направления и потратили много времени на подготовку. Работа была несложная: за два часа я написал сочинение, которое оценили на высший балл».
2015–2017: многочисленные изменения структуры экзамена
В 2015 году добавили устную часть в задания по иностранному языку и убрали блок с вариантами ответов. Экзамен по математике разделили на базовый и профильный уровни. Появилась возможность пересдачи ЕГЭ в текущем году. В 2016 из экзамена по истории убрали все задания с вариантами ответов (1–21), а с 2017 тестовую часть исключили практически из всех экзаменов.
Евгений, 23 года, сдавал экзамен по английскому языку в 2015 году: «Я начал готовиться еще в 10 классе, повторил с репетитором всю грамматику и лексику, а про «говорение» даже не думал. Когда в начале 11 класса сказали, что мы будем сдавать устную часть, я был в шоке. Весь учебный год готовился к говорению: работал над произношением, учил клише, смотрел фильмы и читал книги на английском. Результат меня порадовал: я получил высокие баллы».
2019: введение экзамена по китайскому языку
В 2019 году впервые провели экзамен по китайскому языку. Его ввели потому, что ученики, изучавшие китайский, были вынуждены сдавать ЕГЭ по английскому, если иностранный язык был нужен для поступления в вуз. В первый год экзамен сдали 289 выпускников из 43 регионов РФ.
Олег, 19 лет, сдавал ЕГЭ по китайскому языку в 2019 году: «Я билингв, владею в совершенстве русским и китайским языками, потому что вырос в семье, где говорят на двух языках. ЕГЭ по китайскому сдавал ради интереса. К экзамену не готовился, за день до него просто повторил грамматику. ЕГЭ для меня был несложным, я допустил пару ошибок в аудировании из-за невнимательности».
2020–2021: изменения в связи с эпидемиологической обстановкой
Из-за нестабильной эпидемиологической обстановки отменили досрочный период ЕГЭ. Выпускники, которые не планируют идти в вузы, будут сдавать государственный выпускной экзамен (ГВЭ) по русскому языку и математике. Он пройдет в конце мая, а после него стартует ЕГЭ — ориентировочно с 31 мая по 2 июля. Экзамен по базовой математике отменили.
За двадцать лет ЕГЭ прошел путь от эксперимента, проведенного в пяти регионах, до обязательного экзамена, который сдают во всех 85 субъектах страны. Главная цель введения ЕГЭ достигнута: теперь выпускники не могут «купить» баллы у преподавателя.
Добавлено: 17 марта 2021 в 12:00
Несмотря на перипетии пандемии, ОГЭ по русскому языку в 2020 году не отменили, поэтому девятиклассникам предстоит хорошо подготовиться, чтобы получить итоговую пятерку в аттестат. В отличие от привычных контрольных работ, основной государственный экзамен имеет особую специфику, о которой не рассказывают на школьных уроках. Из-за этого даже отличники нередко сталкиваются с трудностями, недобирая баллы на очевидных заданиях. Чтобы такого не произошло, рекомендуем изучить актуальный обзор 2021 года и тогда цель «Решу ОГЭ русский на максимум» станет вполне достижимой.
Структура и основные изменения ОГЭ
В 2021 году структура основного государственного экзамена по русскому языку не претерпела изменений. ОГЭ состоит из трех блоков:
- часть 1 включает лишь одно задание с развернутым ответом: сжатое изложение, которое оценивается в 7 баллов;
- часть 2 представляет собой комплект из 7 вопросов с кратким ответом в виде последовательности цифр, одного или нескольких слов. Каждое из заданий оценивается в 1 балл, то есть за этот блок также можно получить 7 баллов;
- часть 3 из одного задания с развернутым ответом: сочинение-высказывание на базе прочитанного текста, которое оценивается в 9 баллов.
На ОГЭ 2021 по русскому языку можно набрать до 33 первичных баллов, в число которых также входят 10 пунктов за точность речи и грамотность, начисляемые за два задания с развернутым ответом, то есть за сочинение и изложение. В число определяющих критериев входят:
- орфография;
- пунктуация;
- грамматика;
- речевые нормы;
- фактическая точность речи.
По каждому из указанных критериев начисляется от 0 до 2 баллов. При этом оценивание по критериям ГК1-ГК4 не производится, если в сочинении и изложении суммарно насчитывается менее 70 слов. Если в обоих заданиях от 70 до 139 слов, то по каждому из указанных критериев выставляется не более 1 балла. При суммарном количестве слов более 140 каждый критерий может принести 2 балла.
Следует учесть, что от блока за «грамотность» зависит отметка за ОГЭ. Это момент требует небольших пояснений. Перевод первичных баллов в итоговою оценку осуществляется по шкале, которую разрабатывает и утверждает Рособрнадзор. В частности, согласно рекомендациям ведомства за 2020 год, на которые можно ориентироваться и в нынешнем году, оценка «4» выставляется, если девятиклассник набрал от 23 до 28 баллов. Однако не все так просто: если по критериям ГК1-ГК4 в активе ученика 3 и меньше баллов, то четверку он не получит. Аналогично для получения оценки «5» необходимо не только преодолеть порог в 29 первичных баллов, но и набрать не менее 6 баллов за «грамотность».
В целом, у мотивированных девятиклассников экзамен не должен вызвать значительных проблем, поскольку все задания имеют базовый уровень сложности. Вместе с тем на ОГЭ есть «ловушки», которые необходимо подробно изучить и учитывать в реальных условиях.
Решу ОГЭ русский: изложение
Участники ОГЭ пишут изложение по итогам двукратного прослушивания аудиозаписи с текстом. Во время первого прослушивания, которое длится 3-4 минуты, участники делают пометки в черновиках. После завершения аудиозаписи ученикам дают 5-6 минут на работу с записями, после чего организаторы повторно включают аудиозапись. При написании изложения разрешается пользоваться словарем, о чем должны уведомить учителя.
Объем работы не должен насчитывать менее 70 слов с учетом союзов, предлогов и пр. В изложении необходимо раскрыть каждую микротему, показать владение приемами сжатия текста и умение последовательно излагать услышанный материал.
Решу ОГЭ русский: 2 часть
В этом блоке присутствует 7 заданий базовой сложности, которые по виду деятельности делятся на две категории:
- ответ в виде последовательности цифр, соответствующих правильным вариантам из предложенного списка;
- ответ в виде слова или словосочетания, самостоятельно сформулированный участником.
Примером первого типа вопросов может служить задание №2 из демоверсии 2021 года на определение грамматической основы предложения. От участников ОГЭ требуется прочитать текст из пяти предложений, а затем изучить список из предложенных вариантов грамматической основы для каждого из предложений. В ответе необходимо указать номера вариантов, в которых грамматическая основа определена верно.
Чтобы справиться с этим заданием, необходимо вспомнить, что грамматическая основа предложения — это подлежащее и сказуемое, на которые «нанизываются» все остальные слова. Таким образом, участнику необходимо выделить подлежащее и сказуемое в каждом предложении и сравнить с предложенным вариантом ответа. В нашем случае грамматическая основа правильно определена в вариантах 4 и 5.
Пример вопроса с самостоятельно сформулированным ответом — задание №8, которое относится к тексту, общему для заданий №6-9. Участникам необходимо найти в исходном отрывке синонимы к слову «ялик» и вписать в бланк ответа ОДНО из них. Чтобы справиться с этой задачей необходимо вспомнить, что «ялик» — это тип судна (или «вычислить» на основании текста, если вы не знаете этого слова). Далее читаем отрывок и находим синонимы. Первым нам попадается слово «лодка», чего вполне достаточно. Впрочем, в тексте также встречаются слова «судно» и «шлюпка» — любое из них также будет правильным ответом.
Решу ОГЭ русский: сочинение
В 2021 году сочинение можно написать по одному из трех предложенных заданий. В работе также должно быть не менее 70 слов. Следует учесть, что сочинение должно базироваться на исходном тексте и содержать аргументацию с примерами. Внимательно прочитайте задание — в нем нередко имеются подсказки, о чем и как нужно писать в работе.
Для каждого варианта разработаны собственные критерии оценивания, но в общем эксперты проверяют следующие моменты:
- обоснованность ответа и отсутствие фактических ошибок;
- использование примеров для аргументации ответа (не менее двух примеров);
- связность речи, последовательность изложения и смысловая цельность сочинения;
- композиционная стройность.
Занимайтесь на курсах подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в паре TwoStu и получите максимум баллов на ЕГЭ и ОГЭ!