Инфоурок
›
Литература
›Презентации›«Изображение казаков в повести Н.Гоголя и картине И.Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
«Повесть Н. Гоголя «Тарас Бульба».
Картина И. Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану». Изображение казаков в произведении Н. Гоголя и И. Репина.
(урок литературы в 7 классе)
«Наше Запорожье… восхищает свободой, …подъёмом рыцарского духа»
И. Репин
Н.В. Гоголь
Художник И.Репин
И.Е. Репин
Идея урока: способствовать общемировоззренческой интерпретации литературного произведения и произведения живописи; интеграция теоретических и практических знаний -
2 слайд
Описание слайда:
План интегрированного урока открытия нового знания:
1) Этап мотивации к учебной деятельности.
Работа с эпиграфом: «Как Вы думаете, почему художник Илья Репин назвал Запорожье «нашим» и считал, что оно восхищает «рыцарским подъёмом»?
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
работа с текстом двух высказываний Н. Гоголя и И. Репина.
3) Этап выявления места и причины затруднения. Кто и как изображен в произведении Н. Гоголя и И. Репина?
Работа с картиной И. Репина и повестью Н. Гоголя. Работа с понятиями портрет, повесть, картина, авторский замысел, авторская позиция, композиция.
4) Этап преодоления выхода из затруднения. Сопоставление литературного (словесного) и изобразительного портрета.
Работа с текстом повести Н. Гоголя и полотном И. Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану». Заполнение сравнительной таблицы (группа1 работает на характеристикой образа Тараса; группа2 работает над характеристикой образа Остапа).
Этап реализации полученного опыта по преодолению затруднения. Выполнение полученного задания.
Работа с текстом и картиной при заполнении таблицы. Работа с терминами: портрет, средства художественной выразительности, композиция.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Выступление представителей от каждой группы. Корректировка ответов.
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Работа с терминами: портрет, повесть, картина, авторский замысел, средства художественной выразительности, композиция. Характеристика образа Андрия.
Этап включения в систему знаний и повторения.
Сравнение значений известных терминов в литературе и изобразительном искусстве: портрет, повесть, авторский замысел,картина, средства художественной выразительности, композиция, авторская позиция и интерпретация ( на перспективу!)
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Охарактеризуйте слово КАЗАК по первым буквам.
10) Домашнее задание: найти сходства и отличие между изображением фрагмента из фильма и картиной И. Репина « Казаки пишут письмо турецкому султану»; посмотреть художественный фильм «Тарас Бульба» (2009г).
Выявить соответствие и отличие данной интерпретации повести с оригиналом.
***Насколько оправдано изменение композиции и использование художественного вымысла в х/ф? Для чего автор изменил композицию? -
3 слайд
Описание слайда:
Начнём с восторженных высказываний Гоголя и Репина о Запорожской Сечи: «…козачество – широкая, разгульная замашка русской природы. Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от неукротимых набегов, грозивших её опрокинуть. Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал; но в случае войны и общего движенья в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всём своём вооружении, получая только один червонец платы от короля, — и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы. Кончился поход – воин уходил в луга и пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал, варил пиво и был вольный козак. Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнечную, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, пить и бражничать, как только может один русский, — всё это было ему по плечу. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность.
(глава 1, Н. Гоголь).
Н.В. Гоголь
Художник И.Репин
«Казак в степи» И.Репин
Набросок к картине «Запорожцы пишут письмо султану» И.Репин
Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы:
Какой теме посвящены данные произведения?Как можно охарактеризовать картины И. Репина, опираясь на текст Н. Гоголя?
Какие чувства и эмоции вызывает текст Н. Гоголя и картины И. Репина?
«Казак» И. Репин
1. Этап мотивации к учебной деятельности. -
4 слайд
Описание слайда:
И художник Репин в письме к критику Стасову писал о Запорожской Сечи:
« До учреждения этого рыцарского народного ордена наших братий десятками тысяч угоняли в рабство и продавали, как скот, на рынках Трапезонта, Стамбула и других турецких городов. Так дело тянулось долго… И вот выделились из этой забитой, серой, рутинной, покорной, тёмной среды христиан – выделились смелые головы, герои, полные мужества, героизма и нравственной силы. «довольно, — сказали они туркам, — мы поселяемся на порогах Днепра и отныне – разве через наши трупы вы доберётесь до наших братьев и сестёр.» а в письме к Лескову он говорил: « Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъёмом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов».
Этап актуализация.
1. «Как Вы думаете, почему художник Илья Репин назвал Запорожье «нашим» и считал, что оно восхищает «рыцарским подъёмом»?
2. В чём созвучны два высказывания? Что восхищает художника слова и художника-живописца?
И Гоголь, и Репин выходцы из Украины, оба корнями связаны с ней и пронесли через всю жизнь любовь не только к России, но и к своей «малой» родине – Малороссии (так называли тогда Украину).
3. Какие произведения писателя и портретиста, связанные с Украиной, вам известны?
Н. Гоголь: «Вечера на хуторе близ Диканьки», сборник «Миргород», в который вошла поесть «Тарас Бульба».
— И. Репин: «Казаки пишут письмо турецкому султану». -
5 слайд
Описание слайда:
Работа с картиной И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо Турецкому султану».
Чтобы воссоздать эмоциональный облик той эпохи, обратимся к картине Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы пишут письмо Турецкому султану».
Ни одну из своих картин Репин не любил так, как «Запорожцев». Художник восхищался образами запорожских казаков. Репин говорил: «Недаром про них Гоголь писал! Всё это правда!» Художник работал над картиной с 1880-1891, 11 лет. В основе сюжета картины лежит подлинное историческое событие. В 1676 году турецкий султан Махмуд Четвертый прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал им добровольно без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. По их весёлым лицам мы можем предположить, что они написали султану. Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись за столом, сочиняют своё знаменитое письмо. Один за другим отпускают запорожцы острые и язвительные замечания в адрес султана. В центре картины – атаман Иван Серко – легендарный герой, о котором сохранилось много народных преданий. В выражении его лица, в его позе ощущается достоинство, уверенность в себе, сила и человечность. Возле него сидит писарь, он явно доволен тем, что записывает. На его лице язвительная усмешка. Могучий казак в красном жупане раскатисто хохочет, отвечая на шутки товарищей.
В каждом герое просматривается твёрдый характер, индивидуальность.
Репину так же, как и Гоголю, Запорожская Сечь рисовалась вольной казачьей республикой, порождавшей людей даровитых и мощных духом.
Какова тема произведений? Кто изображен в произведениях? Какова историческая основа произведений? Какова композиция картины и повести?
Почему сложно представить описываемое время и характеры героев в повести? Что может помочь в восприятии художественного произведения, портретов героев?
Можно ли проследить авторский замысел и позицию в повести? На картине?
Репин побывал на днепровских порогах, там, где была Сечь, привёз оттуда альбомы с зарисовками оружия, костюмов, посуды, пейзажей. Гоголь трудился над произведением 9 лет, Репин 11 лет. Отбирали материал очень бережно. «Так вот она Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»
И вторит ему Репин: «Никто на всём свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства!»
3. Этап выявления места и причины затруднения. Кто и как изображен в произведении Н. Гоголя и И. Репина?
Работа с картиной И. Репина и повестью Н. Гоголя. Работа с понятиями портрет, повесть, картина, авторский замысел, авторская позиция, композиция. -
6 слайд
Описание слайда:
Какими видит запорожцев художник? Каким настроением пронизана картина? Как передан боевой дух казаков? Кто из персонажей вам кажется наиболее выразительным? (Ружья, перебинтованные головы- были в бою, в центре – атаман Серко в белой папахе, старичок с люлькой.) Слова: люлька, жупан, , свитка, чуб? (работа со словарём)
Среди казаков есть те, которых сам художник называл Тарасом, Андрием и Остапом. Найдите их.
Когда в 1891 году картина экспонировалась на юбилейной выставке Репина, газеты писали: «Всмотритесь пристально, вы начинаете понимать, что перед вами не эпизод комедии, а исторический момент. Это право насмешки над грозным и могущественным султаном куплено кровью, бесчисленным количеством героических смертей и деяний. Нужна великая отвага в душе, великое, смелое сердце, чтобы так искренне смеяться в такую минуту»
«Казаки пишут письмо турецкому султану». И. Репин, 1891г.
4. В чём же созвучны повесть Гоголя и картина Репина? Они созвучны жизнеутверждающим звучанием, восхищением авторов духом вольности казаков, их товариществом, несломленностью и стойкостью перед самыми тяжёлыми испытаниями.
Вывод: В основе повести Н. Гоголя и полотна И. Репина лежат исторические факты. Каждый из авторов воссоздал героический период с помощью доступных инструментов: Гоголь использовал литературные приёмы и слово, а Репин- приёмы живописи, кисть и краски.
Работа с картиной И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо Турецкому султану». -
7 слайд
Описание слайда:
Как же появилась Сечь? (историческая справка)
В 1569 году Польша и Литва объединяются в государство Речь Посполитую, и в неё вошли земли нынешней Украины. Новая власть притесняет украинцев и пытается обратить их в католичество. На днепровских порогах существовало государственное образование – Запорожская Сечь, сюда бежали поляки и украинцы, становясь вольными людьми, жили за счёт военной добычи в войнах с Крымским ханством и Турцией. С 1569 года борьба украинского народа против польской шляхты становится более острой и центр её- Сечь. Крупные восстания. Их предводители: Наливайко, Остраница и другие. Их черты мы легко угадываем в Тарасе – это собирательный образ. Гоголь точной хронологии не придерживается. По накалу событий – это 17 век, время Богдана Хмельницкого, который возглавил борьбу, закончилась она в 1654 году воссоединением Украины и России. Борьба длилась более двух столетий. Жизнь в Запорожской Сечи была организована по строгим правилам, перед которыми были равны и куренной атаман, и казаки. В 1775 году императрица подписала манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении её к Новороссийской губернии».
Музей истории запорожского казачества. Остров Хортица. Современные фото. -
8 слайд
Описание слайда:
Верно ли?
Картина И. Репина визуально помогает представить образ казаков, их характер, настроение.
Живопись способствует визуализации образов, эмоциональному воздействию на зрителя, развитию воображения.
1. Используя исследовательскую статью, проверьте нашу гипотезу о предполагаемых героях, изображенных на картине И. Репина.
«Кто есть кто на картине И. Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану»: https://maxpark.com/community/6782/content/1612296 .
2. Образы определены, приступим к их характеристике по предложенной таблице (следующий слайд).
3. После выполнения задания сделайте вывод.
4. Этап преодоления выхода из затруднения. Сопоставление литературного (словесного) и изобразительного портрета. -
9 слайд
Описание слайда:
Используйте ресурсы при необходимости.
Виртуальный «Русский музей»: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_4005/
Культура РФ «Малоизвестные факты о картине И. Репина: https://kulturologia.ru/blogs/160619/43411/
Публичная электронная библиотека. Текст повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»: http://public-library.ru/Gogol.Nikolai/taras35.html
Литературоведческий словарь: http://litena.ru/literaturovedenie/
Словарь терминов изобразительного искусства: https://www.liveinternet.ru/users/2328921/post77173600/
Действительно, картина И. Репина визуально помогает представить образ казаков, их характер. Повесть Н. Гоголя близка теме картины И. Репина. Произведения (повесть и картина) помогают читателю и зрителю глубже и ярче воспринимать смысл произведений.
5. Этап реализации полученного опыта по преодолению затруднения. Выполнение полученного задания.
Работа с текстом и картиной при заполнении таблицы. Работа с терминами: портрет, средства художественной выразительности, композиция. -
10 слайд
Описание слайда:
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Выступление представителей от каждой группы. Корректировка ответов.
Проверим ответы. Предполагаемый ответ
Картина И. Репина визуально помогает представить образ казаков, их характер. Повесть Н. Гоголя близка теме картины И. Репина. Произведения (повесть и картина) помогают читателю и зрителю глубже и ярче воспринимать смысл произведений. -
11 слайд
Описание слайда:
Используйте ресурсы при необходимости.
Виртуальный «Русский музей»: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_4005/
Культура РФ «Малоизвестные факты о картине И. Репина: https://kulturologia.ru/blogs/160619/43411/
Публичная электронная библиотека. Текст повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»: http://public-library.ru/Gogol.Nikolai/taras35.html
Литературоведческий словарь: http://litena.ru/literaturovedenie/
Словарь терминов изобразительного искусства: https://www.liveinternet.ru/users/2328921/post77173600/
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Работа с терминами: портрет, повесть, картина, авторский замысел, средства художественной выразительности, композиция. Характеристика образа Андрия. -
12 слайд
Описание слайда:
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой.
Характеристика образа Андрия
Самопроверка. Предполагаемый ответ. -
13 слайд
Описание слайда:
8. Этап включения в систему знаний и повторения. Сравнение значений известных терминов в литературе и изобразительном искусстве: портрет, повесть, авторский замысел, картина, средства художественной выразительности, композиция, авторская позиция и интерпретация ( на перспективу!)
-
14 слайд
Описание слайда:
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Охарактеризуйте слово КАЗАК по первым буквам:
10. Домашнее задание: найти сходства и отличие между изображением фрагмента из фильма и картиной И. Репина « Казаки пишут письмо турецкому султану»; посмотреть художественный фильм «Тарас Бульба» (2009г).
Выявить соответствие и отличие данной интерпретации повести с оригиналом.
***Насколько оправдано изменение композиции и использование художественного вымысла в х/ф? Для чего автор изменил композицию?
Изображая казаков, и Н. Гоголь, и И. Репин сумели передать их героизм, свободолюбие, «рыцарский дух» и несгибаемость. Конечно, Запорожская вольница- явление неоднозначное, и авторы далеки от идеализации своих героев, они ценят в них дух товарищества, мужества, любовь к родной земле, преданность вере. Можно ли себе представить, что казаки могут добровольно покориться кому-то? Произведения отражают авторское отношение к изображаемой действительности, это их восприятие и видение.
К- казак, казацкая вольница;
А- активный, авторский замысел;
З — защитник родной земли, Запорожская Сечь;
А- авторская позиция;
К – композиция произведения.
Фрагмент из фильма «Тарас Бульба», 2009 год
Тема Запорожья вдохновляла многих художников. Например, существует несколько экранизаций повести Н. Гоголя «Тарас Бульба». Режиссер В. Бортко в 2009 году воссоздал в постановке фильма сцену написания письма, немного изменил композицию оригинального произведения и внёс несколько деталей художественного вымысла в фильм.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
Тема:
Как работал Гоголь
Похожие материалы
-
Разработка урока по литературе «Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»
-
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению (1 класс)1
-
Доклад на тему «Развитие речи на уроках русского языка и литературы как основа развития речи»
-
Урок внеклассного чтения по разделу » Природа и мы»
-
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ К. ПАУСТОВСКОГО «КОТ-ВОРЮГА»
-
Доклад на тему «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому и литературе»
-
«Творя добро, не взвешивай его…»
-
Исследовательская работа «Певцы родного края»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5452591 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»
- Сочинения
- По картинам
- Репин
- Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану
В основу картины положено реальное историческое событие. Турецкий султан прислал казакам в Запорожскую Сечь письмо, в котором предлагал им сдаться и перейти к нему на службу. Казаки прочитали письмо, и вдоволь посмеялись над султаном, решили написать ему достойный ответ. Этот момент изображен на картине.
Где-то в степи был разбит казацкий городок. Видны дымы от костров, стоят шатры, в небо устремлены казацкие пики, воткнутые в землю. Посреди картины изображен большой деревянный стол. Вокруг него собралась ватага казаков, примерно двадцать человек.
Мужчина в черном одеянии с белым воротником наклонил голову влево. Его темная голова с волосами выдает в нем писаря или дьяка. У остальных казаков головы побриты налысо, лишь оставлен длинный чуб. В руке он держит перо и что-то пишет на белом листе бумаги. В отличие от других казаков, его лицо серьезно. Ему доверили такое важное дело. Остальные казаки, видимо, не умеют писать. Они лишь вставляют свои едкие замечания и откровенно хохочут во всё горло.
Громче всех смеется толстый казак в красном одеянии. Он держится руками за живот. У него пышные усы и борода. С левой стороны к поясу прицеплена изогнутая казацкая сабля. Прямо за спиной писаря стоят три казака. Они через его голову пытаются посмотреть, что он пишет. Эта троица не улыбается. Видимо, у них с турками свои счеты.
С левой стороны стола на деревянной лавке сидит раздетый казак. Его голый торс резко контрастирует с остальными одетыми казаками. У него на правом боку тоже сабля. Даже во время отдыха казаки не расстаются с оружием. На коленях лежит лютня. По всей видимости, идея написать ответное письмо родилась стихийно. Быстро на столе расчистили место, отодвинули чарки с вином и игральные кости. Разыскали писаря и усадили за стол.
Рядом с полуголым казаком сидит казак в красной шапке. При каждом взрыве хохота он бьет соседа справа по спине кулаком. За спинами сидящих собралась пестрая толпа казаков. У одного видна кровь на перебинтованной голове. Другой поднял к небу руки. В одной руке зажата шапка. Слева возле раненого казака изображены еще двое. Они реагируют спокойно, лишь улыбаются.
К нам спиной стоит чубатый казак в накинутом на плече тулупе и красных сапогах. Он повернул голову вправо. Возможно, объясняет подошедшему казаку, чем они тут занимаются. Прямо в центре картины казак от смеха завалился на бочку с вином. У него на поясе тоже прицеплена сабля. Всё-таки интересно, что же казаки написали в своем письме?
2 вариант
Картина «Запорожцы, пишущие письмо…» можно смело называть самой известной работой художника. Русский художники часто брали за основу своих картин героические мотивы. На написание данной картины у знаменитого художника Репина ушло много труда и времени. Картина выражает любовь людей к свободе, силу духа казаков. Работа была готова в 1878-1891 году.
Казаки боролись с турецкими войсками, которые убивали их женщин и детей или пленили их с дальнейшей продажей в рабство, палили села и города. Этим воспользовался художник для того, чтоб максимально правдиво перенести на полотно отважных запорожцев и показать их волю к независимости и свободе.
Существует версия, но это скорей легенда, что художник якобы слышал или ему кто-то пересказал содержание письма казаков, которые писали ответ султану на его письмо. После этого у Репина сразу появилось желание написать данную картину, он прям загорелся. Немногие художники так серьезно относятся к своим работам как Репин. Он едет в Украину и посещает Сечь, которая является кузницей сильных духом и телом казаков. Только после этого он основательно взялся за написание картины.
Немалая группа запорожцев окружила старый и грубый стол, а за ним сидит писарь, который пишет то, что ему диктуют казаки. Атмосфера в картине наполнена весельем и позитивом. Если приглядеться на каждого запорожца, то нет ни одного грустного и мрачного человека, почти каждый не может сдержать свой смех. Репин смело наделяет картину яркими красками, которые преобладают над остальными оттенками. Смотря на казаков и обстановку складывается впечатление, что Репин пытался изобразить всего лишь смех, но все гораздо глубже и сложнее, чем кажется при первых секундах просмотра данной картины.
Атмосфера оживленности картины передана мастерски. Каждый из запорожцев находится в каком-то движении, один казак согнулся, другой смеется, при этом зазывает других товарищей подойти поближе. Картина наполнена множеством деталей, которые видно не сразу, но если приглядеться, то можно окунуться в произведение. Художник четко рассчитал пространство и глядя на картину не нужно ничего додумывать, вся суть и идея сразу поглощают.
Очень символично автор изобразил на заднем плане казацкую лодку «чайку», которая качается на Днепре. Репин максимально душевно показал волю и дух Сечи, войны которой готовы на все ради своей свободы.
Описание настроения картины Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Яблонской Хлеб 5 класс
Татьяна Николаевна Яблонская, знаменитая художница Советского Союза. Но ее превосходные работы были известны, и за границей от чего художница имела колоссальную популярность в то время. Зрителю очень нравилось лицезреть работы Яблонской
- Сочинение по картине Кудревича Утро весны 5 класс
Владимир Кудревич написал картину «Утро весны» в стиле импрессионистов. Эти художники использовали много цветовых пятен и яркие цвета.
- Сочинение по картине Свежий ветер. Волга Левитана описание
Вода, ветер, огонь и земля – являются одними из основных элементов, которые имели особое значение для древних жителей планеты Земля. Спустя многие века их значимость не потеряла своего веса и магическим образом
- Сочинение по картине Перед грозой Шишкина 5 класс
На переднем плане полотна изображена поляна с густой зеленью и белыми полевыми цветами. Протоптанная узкая тропинка ведёт к ручейку, который занимает центральное место на картине.
- Сочинение по картине Герасимова Полдень. Теплый дождь
Александр Михайлович Герасимов — русский, советский живописец, рисовал он в основном в стиле социалистический реализм. Поэтому все его картины получались действительно, будто ожившие холсты.
Талантливое дитё русской земли, Илья Ефимович Репин, который блистательно зарекомендовал себя в русской живописи 19-го века, имел живой интерес к истории родного края. Благодаря этому интересу его потрясающий гений и чувство тонкости произвели величайшую картину «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану».
На холсте изображена целая орава веселящихся казаков, которые удовлетворяются собственной комической изобретательностью, в грубой форме написывая ответ турецкому султану на предложение перейти на его сторону. В центре восседает писец, сверяя текст с умонастроениями собравшихся возле него казаков и дополняя его сторонними инициативами.
Атмосфера в толпе царит дружеская, сплочённая, что обуславливается общими порывами и идеями. Свободолюбивое нутро казаков не потерпит издевательств мусульманского тирана. Всё своё недовольство и пренебрежение они изливают в это письмо — оно буквально пропитано хулой и памфлетностью к уничижителям и притеснителям вольных птиц.
У каждого из казаков первого плана на лице улыбка до ушей. Кто-то заливается беспрестанным хохотом, что трубка чуть на пол не падает. Чувствуется непоколебимая уверенность в праведных делах.
Во втором круге казаков, стоящих поодаль, царит умеренная атмосфера — они не поддаются столь заразительному пафосу — лишь вдумчивым взглядом пытаются как-бы забежать наперёд, вырисовав у себя в голове картину предстоящих кровавых сражений, их последствия. Перед их глазами толпы матерей, потерявших своих сыновей в отважной битве против диктаторов, разрушенные и сожжённые деревни и города, кучи пленных и убитых. Они отмежевали себя от участия в этом «шествии патриотизма», но по прежнему готовы сражаться за независимость собственной земли. Все здесь присутствующие готовы пролить свою кровь за правое дело, так как выбор у них не велик.
Сочинение 2
У художника ушло много времени на написание этой картины. Надо было тщательно прорисовать каждого человека. Вышли такие колоритные фигуры. Точно отражена боевая амуниция казаков – сабли, пистолеты. Глядя на эту картину, самому хочется смеяться, даже не зная, от чего смеются казаки. Она заражает позитивным настроением.
Что же так насмешило казаков? Турецкий султан предложил им перейти к нему на службу. Им, свободолюбивым казакам идти в рабство к какому-то султану? Да никогда не бывать этому! Они решили дать ему достойный ответ. Судя по выражению их лиц, они не скупились на крепкие словечки. Видимо, каждый предлагал свой вариант, который бурно обсуждался казаками. Интересно, какими словечками они называют султана?
Потом писарь, как единственный грамотный человек, гусиным пером записывал это всё на бумагу. Судя по выражению его лица, ему очень нравится это занятие. На улице стоит крепкий дубовый стол, сколоченный из досок. Вокруг стола собралась шумная компания. Несколько человек сидят на сколоченных лавках, остальные стоят за их спинами.
Почти вся компания бурно реагирует на высказывания своих товарищей. Только у нескольких человек, находящихся рядом с писарем, лица не весёлые. Возле стола стоит деревянная бочка. На столе видно кувшинчик для вина и чарка. На левом краю стола лежит колода карт. Казаки отдыхают, осушили не одну чарку вина.
У них приподнятое настроение. Можно только представлять, что они напишут султану. Казак, сидящий к нам спиной, от смеха повалился на бочку с вином. Некоторые сопровождают свои мысли руками, жестикулируют.
Слева сидящий казак в красной шапке вытянул вперед правую руку с трубкой. У казаков она называлась люлька. Зажав её в кулак, он тоже смеётся и, видимо, в запале стукнул рядом сидящего товарища. Но тот даже не отреагировал на это. Под правой рукой у него колода карт, на коленях домра.
Видно, что он человек весёлый, бесшабашный. Он один полуголый, остальные все одетые. Наверное, казаки собирались играть в карты. Поэтому, мужик и разделся. Остальные не успели. Это было такое правило играть в карты без верхней одежды, чтобы не куда было прятать карты и обыгрывать остальных.
Бросается в глаза колоритная фигура казака крупного телосложения в красной одежде и белой мохнатой шапке. От смеха он похлопывает себя руками по большому животу. У него длинные седые усы, которые свисают вниз. На поясе казацкая сабля. На распахнутой груди видно христианский крест.
Запорожская сечь – это место, куда стекались люди отовсюду в поисках свободы. И они готовы за неё сражаться. У одного из героев картины, стоящего слева, голова обмотана белой тряпкой. На ней видны следы крови. Как-бы не были пьяны и веселы казаки, но оружие каждый держит при себе. Не расстаются с ним даже на отдыхе. Все побриты наголо, оставлены только лихие казацкие чубы. Волосы на голове есть только у писаря.
Когда нужно достойно ответить врагу, всегда вспоминается эта картина.
`
Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану
Популярные сочинения
- Творчество Чехова
Главной темой многих произведений А.П. Чехова была пошлость обыденной жизни, которая, подчиняя себе человека, парализует его ум, совесть, заставляет отгораживаться он настоящих проблем.
- Сочинение Нет худа без добра
Во все времена люди, так или иначе, стремились к чему-то, стремились что-то делать, что-то создавать, и данное стремление выливалось либо в достижение своей цели, либо в полный провал.
- Сочинение на тему Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова
Дуэль эта вышла очень интересной, так как один соперник злится на другого, но старается из приличия сдержать свой гнев, а другому досадно. Он, то есть Базаров, больше иронизирует.
И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Адольф Зиганиди
Прелюбопытная картина,
сюжет из жизни — не библейский,
в кругу казацкие старшИны,
язык общения — плебейский.
На Хортице казацкий кош,
без роду, племени и клана
тут старики и молодёжь
письмо слагают для Султана.
Цензуры нет здесь отродясь,
и писарь со стараньем,чинно
выводит литерами вязь
славянской азбуки старинной.
Вот с оселедцем, полугол,
с мошной и люлькой запорожской,
сидит (спиной к нам) не хохол —
писатель русский — Гиляровский.
На всю Россию знаменит
как журналист номенклатурный,
и Репин вывел колорит
его недюжинной натуры…
Друг перед другом гомонясь,
писцу подбрасывают фразы,
а в них султан и «хрыч», и «мразь»,
и «вавилонская зараза»…
Они сильны, смелы в боях,
когда теснят врага всем станом,
они хранят чумацкий шлях,
и пО-боку им гнев Султана.
И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Альберт Кудаев
Султан Мехмет был самодержцем жестким,
Считал, что он брат Солнца и Луны.
Послал письмо казакам запорожским
Велел им сдаться, миром, без войны.
В письме он о себе сказал красиво:
«Я — царь царей, надежда мусульман.
Моею милостию древо жизни живо,
И Гроб Христа мне на храненье дан.
А вы себя ведете неприлично.
Покоя нет от вас моей родне.
Придется мне заняться вами лично.
Одумайтесь, иль снова быть войне.
Едва печать поставив на бумагу,
Мехмет свой ультиматум отослал
Ну разве мог вообразить, бедняга,
В какую он историю попал.
Письмо его, хоть поплутав немного,
Дошло до получателя с гонцом.
Казаки писаря позвали на подмогу,
Свое писать решили письмецо.
Ответ султану вышел не коротким,
Ведь каждый что-то захотел сказать.
Письмо они скрепили смехом громким
И дали атаману подписать.
Их языки страшнее пистолета,
Острее сабли острое словцо,
И так досталось бедному Мехмету,
Что он не смог сберечь свое лицо.
И покатились беды и напасти.
Под Веной бит и под Мохачем бит.
В конце концов, пришлось расстаться с властью,
Не выдержав наветов и обид.
А казаки с Днепра отборным матом
Владеют в совершенстве и сейчас.
И переписку местных дипломатов
Никто в печать открытую не даст.
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Братислава
Девятый вал бушует в периметре багета,
Боярыня вороной расселась на санях,
Стрелецкой казни утро не красит нежным светом,
Улыбка у Джоконды устала на устах,
Из чёрного квадрата маршрут ведёт в нирвану,
А запорожцы пишут турецкому султану…
Картины пишут маслом, на стенах пишут матом,
Полковнику в Макондо приходит только спам,
Не писаны законы, расписаны плакаты,
Лука Матфею пишет, а Марку — Иоанн
В письме слагает вирши Онегину Татьяна,
А запорожцы пишут турецкому султану…
А запорожцы пишут:
письмо, стихи, куплеты,
конспект, гражданский кодекс, расписку и протест,
киносценарий, слоган, статью для стенгазеты…
А запорожцы пишут друг другу и окрест:
заморскому владыке,
соседнему тирану,
царю Всея Великой,
турецкому султану.
Письмо султану
Валерий Штормовой
Этюд на картину Репина
Повсюду хохот раздается,
Слышна украинская речь,
Козак раскатисто смеется —
Письмо султану пишет Сечь.
Письмо ехидное и злое,
Насмешек, брани в нем не счесть.
Задеть султана за живое
Считает каждый здесь за честь.
И всяк стремится словом метким,
Всем войском стряпая письмо,
Турецкому султану дерзко
Презренье выразить свое.
Пускай пред ним трепещут турки,
Пусть мечет молнии из глаз,
Для нас султан не больше чурки —
Таков наш запорожский сказ.
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Иван Есаулков
Я пересказывать не стану
Письмо турецкому султану
(И так частенько я грешу!),
А лишь картину опишу.
Мы видим: на переднем плане
В степи иль, может, на поляне
Расположились казаки
И смачно «чешут языки».
А в центре видим кошевого,
И умного, и делового.
Сидит он с трубкою в руке,
И мысли где-то вдалеке.
Казак, что справа бесподобен:
Он очень толст, слоноподобен,
Руками охватил живот —
От смеха разорвёт вот-вот!
А слева видим банкомёта:
Ввернул удачное он что-то,
Что привело других в азарт;
И перед ним — колода карт.
Он — без рубахи, полуголый,
А рядом друг его весёлый
В восторге: «Так его растак!» —
На спину опустил кулак.
Всё на картине в смехе тонет:
Казак какой-то даже стонет;
А писарь шуткам очень рад
И в них ещё вливает яд,
Нанизывает строчки в пешке
С лукавой, хитрою усмешкой
И исправляет явный вздор…
Мы видим удаль и задор
На лицах. Эти острословы
Хоть с чёртом воевать готовы!
Зашёлся в хохоте весь стан:
«На! Получи от нас, султан!»
И. Е. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1891
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Иван Есаулков
2-й вариант
Походный курень перед нами.
Украйны любимой сыны
Избиты степными ветрами
И солнцем все обожжены.
Казачья лихая застава,
На время поставленный стан…
И их-то свободы и славы
Лишить вознамерен султан!
Пусть будут невзгоды и беды,
Готовы с султаном на бой!
Придёт к запорожцам победа —
В том твёрдо уверен любой!
Вот писарь едва поспевает
Вписать на бумагу словцо,
Хотя вроде бы не зевает,
Вспотел, утирает лицо.
От смеха дошёл уж до точки
Хохочущий гулко казак,
Что даже свалился на бочку, —
И замер навеки он так.
Здесь кто-то словцо молвить хочет,
И крепкое очень притом,
А кто-то давненько хохочет,
Слезу утерев рукавом.
Мы встретимся с батькой Тарасом,
Что Обнял руками живот,
Таким оглушительным басом
Смеётся, что лопнет вот-вот!
В картине любая фигура
О чём-то своём говорит…
Оружие, фляги, бандура
И… смех, что так гулко гремит!
Запорожцы. По картине И. Репина
Людмила Ревенко
— Ну, держись, — шайтан лихой,
Мы тебя уважим!
И сейчас тебе с лихвой
Удаль всю покажем!
…Писарь головой приник
К ёмкой той цидуле,
А вокруг его чубы,
Казаки в загуле.
Дышит удалью пленэр,
Хохот пал на лица,
Мухаммед — держи ответ —
Принимай в столице.
И. Репин Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Нина Шуднева
Развеселая компания
Собралась писать послание
(Содержания не детского)
Для султана, для турецкого.
Картина И. Е. Репина Запорожцы
Софрон Бурков
— Ты пиши-пиши, писака,
Всё, что люди говорят.
Так ли будет, иль без така,
Ты пиши про всё подряд…
Значит, я слыхал недавно,
Будто славный наш султан…
— Знамо, наш — побитый славно!
— Да погодь ты, суета!
Хочет с нами мир затеять
И на Русь войной идти.
Нам его мечты развеять
Надо бы слова найти…
— Ну, сказал ты! Разве может
Слово лучше дела быть?
Сабли вынули из ножен —
Что ещё тут говорить?
— Нет! Дурак лишь бьётся сразу!
Дайте я скажу опять:
Чтоб кураж был — нужно фразой
Бой с врагами начинать!
— Правильно! В чьём слове сила —
Тот с победой обручён.
Ты-то что молчишь красиво?
Вроде — думаешь о чём?..
— Да какая будет дума
В этом крике без конца?
Всё же мысль одна сверкнула
Про того вон молодца,
Что ноздрями дым пускает,
С виду — вроде как блоха…
— Тю! И стрекоза кусает!
— Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!!!
— …Впрочем, можно про любого
То же самое сказать,
Передуманное слово
Даром не хочу бросать:
Вот султан — он в чём-то правый —
Посмотри-ка наш наряд,
Приоделись в шаровары,
Прямо янычары в ряд!
А раз так, султан мозгует,
Без него — ни встать, ни сесть,
Кто не с ним — всерьёз рискует:
Сила в шароварах есть!
— Врёшь ты всё, красноречивый!
Сила — в правде, отродясь!
Твой язык — как конь ретивый,
Только здесь другая связь.
Что получше — забираем
У заклятого врага,
Этим зад и прикрываем!
— Га-га-га-га-га-га-га!!!
— Нет, писать так не годится,
Подожди пером водить.
Кто султаном уродится,
Трудно, чай, толковым быть.
Да хоть трижды ты неслабый,
Но с гаремом жить нельзя:
Ночь ходить от бабы к бабе —
Где же ум наутро взять?
— Слушай, слушай! Там вон, дальше,
Тоже взялись сочинять!
— Ну и что? Мы сели раньше!
— Всё! Пора смешки кончать!
Кто ещё никак не понял —
Приходи, сосед, не трусь,
В знаниях пробел заполним,
Что мы с Русью вместе — Русь!
— Ох, у нас таких соседей —
Как порогов на Днепре,
Каждый, будто в день последний,
Позабыл любой запрет.
Тьма у них мешков, карманов,
А как любят нас бранить!
Главное — от басурманов
Веру нужно охранить!..
— Вот и слово, что просили,
Ясное, как белый свет:
Правда в Боге, а не в силе —
Самый правильный ответ!
— Ты пиши-пиши, писака,
Да не всё в единый ряд.
Если слов не чуешь смака —
Разумей, что говорят!
2 просмотров
У подавляющего большинства людей, впервые видящих картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» не остаётся и тени сомнения в содержании этого письма. Конечно же, вызов. Конечно же, издёвка. И конечно же, абсолютная отвага этой вольницы, отрицающей всякую возможность хоть как-то взять их под контроль!
И у живописца Ильи Ефимовича Репина все картины такие. ХарАктерные, с узнаваемыми и яркими типажами, с отчётливо читаемыми человеческими страстями. Давайте проверим свою память, попробуем вспомнить самые известные его живописные произведения. Вы обязательно хоть раз в жизни любовались ими, восхищались и наверняка не раз возвращались взглядом к тем или иным деталям на них. И даже если не знали, кто автор, то этот материал вам об авторе расскажет.
Итак,
Запорожцы…
Турецкий султан Магомед IV, раздасованный постоянными нападениями вольного казацкого Запорожского войска на прибрежные турецкие города и поселения, в гневе отправил ультиматум, в котором призывал казаков сложить оружие и подчинится ему, повелителю блистательной Порты. Наверное, для таких ультиматумов у него были некоторые основания – ведь его янычарское войско наводило трепет на страны Европы.
Но ответ бесстрашных казаков был ожидаемым. И эпитеты «пёс», «собака», «проклятого чорта брат», «Великаго и Малого Египта свинарь», «самого аспида внук и нашего х…я крюк» были вполне в русле запорожского фольклора. А колоритные персонажи на картине вызывают в памяти гоголевских героев: Тараса Бульбу, Хому Брута, кузнеца Вакулу и других ярких личностей.
Бурлаки на Волге
В советских школьных учебниках эту картину выставляли как пример тяжкой жизни простых людей при царизме. Да, труд бурлаков действительно был тяжёлым – ведь тащить на бечеве тяжело груженную баржу против течения – для этого нужно было обладать несокрушимым здоровьем. Но, с другой стороны, кого попало в бурлацкие ватаги не брали, работа эта была престижной и высоко оплачиваемой.
Кроме того, хотя Репин отнёсся к такой тяжёлой работе сочувственно, он не мог не отдать должное колоритности типажей в этих бурлацких ватагах. Он долго вынашивал замысел полотна, и лишь в 1873 году, через четыре года после первого знакомства с бытом и работой бурлаков, написал эту картину.
Не ждали…
На картине запечатлён драматический момент возвращения их ссылки народовольца, которого не было дома лет 5-6. Притом освобождённого досрочно, видимо, по амнистии – потому и не ждали. За это время уже подросли дети: сын, который помнит черты отца, смотрит на вошедшего с явной радостью, а вот дочка вспоминает его с трудом или не помнит вовсе, и потому вид у неё недоверчивый и испуганный. Неприкрытая, не сдерживаемая радость на лице молодой женщины (видимо, жены). А вот мать героя очень пострела, и, видимо, уже не чаяла дождаться сына из заточения.
На нём бедная, потрёпанная крестьянская одежда, и на лице стоящей в дверях горничной написано откровенное недовольство и недоумение оттого, что «какого-то оборванца было велено впустить».
Картина написана на волне гражданского подъёма русского общества после процессов над народовольцами, когда Империя жёстко и не всегда справедливо обошлась даже с теми, кто был почти не причастен к движению.
Проводы новобранца
Картина из экспозиции санкт-петербургского Русского музея была задумана и написана после того, как Репин гостил в имении у своего друга Мамонтова. И там, в расположенной рядом деревне, стал свидетелем сцены прощания с новобранцем, призванном на военную службу.
Напомним, что картина была написана в 1897 году, когда русское общество уже было в значительной степени реформировано. В частности, была отменена рекрутчина, на которую забирали служить сроком в 25 лет. Теперь солдата ждала восьмилетняя служба, но прощались с ним так, будто он уходил навсегда. Видимо, по привычке, въевшейся за предыдущие 200 лет набора солдат-рекрутов.
Крёстный ход в Курской губернии
Между замыслом картины (1870 год) и её воплощением в красках у Репина прошло десять лет, только в 1880 году полотно было выставлено на всеобщее обозрение. Сюжет прост: огромный людской поток, идущий в Крёстном ходе по Коренной пустоши под Курском – местом паломничества богомольцев.
На первом плане движущиеся по диагонали картины певчие, несущие на носилках будку с огромным фонарём и иконой внутри. А следом валом валит толпа, жаждущая приобщения к Благодати. Особенно запоминается мальчик-калека с костылём. У него одухотворённое, полное искренней веры в Бога и в чудеса лицо. И тут же сбоку – старик-начётчик, палкой перегородивший ему дорогу к процессии. Добровольный помощник полиции, которая гордо возвышается над толпой простого люда в своей функции «хватать и не пущать».
Иван Грозный убивает сына
Сюжет картины возник у Репина после появления в Западной Европе направления «натурализм», где страдания и кровь стали частыми деталями живописных полотен. У Ильи Ефимовича на картине тоже окровавленные руки царя. А кроме того – ужас и раскаяние в его глазах после содеянного – удара железным посохом сына в висок. А ещё одним побудительным мотивом создания картины стала музыка Римского-Корсакова из произведения композитора «Месть».
На самом деле событие, изображённое на картине, спорное: есть версия, что царь Иоанн IV сына вовсе не убивал. Гневался на то, что тот осмеливался ему перечить — да, было. Но, несмотря на приписываемую ему лютость, до такого деяния не дошёл.Скорее, это было придумано уже позже, уцелевшей после репрессий боярской верхушкой.