Сочинение по картине врубеля демон

14 октября 2021 знакомимся с работами великого художника перед выставкой в третьяковке михаил врубель это русский ван гог и


14 октября 2021

Знакомимся с работами великого художника перед выставкой в Третьяковке

Михаил Врубель — это «русский Ван Гог» и создатель целого десятка демонов. Его работы не изучить по искусствоведческим описаниям: они требуют личного контакта, вызывают эмоции, ненависть или обожание, но всегда оставляют след в восприятии зрителя.

Перед ноябрьской выставкой в Третьяковской галерее вспомним шедевры Михаила Врубеля из разных периодов его творчества, чтобы понять, как и когда создавались работы этого самобытного мастера.

01_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. Автопортрет, 1905 год © Public Domain

Врубель в Киеве: «Богоматерь с младенцем»

«Богоматерь с младенцем» — одна из ранних работ Врубеля, которую он создал в Киеве. Туда его пригласил историк искусства Адриан Прахов. Главной задачей Врубеля в Киеве стала реставрация и стилизация росписей в Кирилловской церкви. «Богоматерь с младенцем» — один из четырех образов, написанных им для иконостаса.

02_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. «Богоматерь с младенцем», 1885 год, Кирилловская церковь, Киев © Public Domain

«Богоматерь с младенцем» связана с важным эпизодом жизни Врубеля — пылкой и страстной любовью к жене Прахова — Эмилии. Именно она стала прообразом Богоматери: в ее лице легко улавливаются черты прекрасной, но эксцентричной Эмилии. Безответно влюбленный Михаил Врубель даже сделал ей предложение, но услышал от уже замужней женщины отказ. После этих событий Прахов отправил юного конкурента в Италию для знакомства со средневековым искусством и работами раннего Возрождения.

03_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель, эскиз «Голова женщины», 1884 год © Public Domain

Врубель долго и болезненно переживал эту любовь. На память художнику остались шрамы, про которые он рассказывал своему другу и художнику Константину Коровину:
«Я любил женщину, она меня — нет. Вернее, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались».

Демон: главный образ художника

Демон — главная загадка и притяжение творчества Врубеля. Александр Блок на похоронах художника сказал о нем так:
«Нить жизни Врубеля мы потеряли вовсе не тогда, когда он „сошел с ума“, но гораздо раньше: когда он создавал мечту своей жизни — Демона».

Интерес к демонам пришел в жизнь Врубеля задолго до появления Демониады. Своего первого демона художник создал и почти сразу уничтожил еще в юности, в киевский период биографии. Но демонический сюжет никогда не исчезал из жизни Врубеля надолго, так произошло и тогда.

04_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». Демон летящий. 1890-е годы © Public Domain

Вскоре после переезда в Москву художнику предложили создать иллюстрации к юбилейному изданию Лермонтова. Не удивительно, что особенно увлекла художника работа по поэме «Демон». Эти созданные Врубелем иллюстрации не приглянулись публике и привели к граничащим с оскорблениями, негативным комментариям о грубом и карикатурном рисунке иллюстратора. Этот опыт подтолкнул Врубеля создать своего демона.

Первая картина этого цикла Врубеля — «Демон сидящий» — изображает не дьявола и не воплощение зла, не женщину и не мужчину. Это дух, который находится между землей и небом. Он печален, потому что не знает своего места. Его мрачность подчеркивается глубокими цветами, мастерски подобранными художником. Сильное человеческое тело демона по-земному могуче, а в глазах, поднятых к небу, еще теплится надежда отыскать свое место на небе.

05_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. «Демон сидящий», 1890 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

В демонический цикл входят также недописанный «Демон летящий» и «Демон поверженный». Последнюю картину цикла художник писал в период быстро прогрессирующего сумасшествия. Даже после выставления картины на публику Врубель приходил и ежедневно дописывал и изменял лицо демона.

На картине мы видим разбитое после неудавшегося полета тело демона, которое контрастирует с его пронзительным, готовым к борьбе взглядом. Физическая оболочка разбита, но дух не сломлен. То же можно сказать и об авторе. Несмотря на поставленный диагноз, потерю сына и слепоту, которая настигла его на закате жизни, он продолжал создавать картины.

06_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. «Демон поверженный», 1892 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

Сказочный цикл: «Царевна-Лебедь» и «Пан»

В начале 1896 года Михаил Врубель встретился с оперной певицей Надеждой Забелой и сделал ей предложение чуть ли не в первый день знакомства, лишь впервые услышав голос певицы. Добившись согласия на брак, а позже воодушевленный женитьбой и знакомством с операми Римского-Корсакова, в конце 19 века Михаил Врубель создал ряд работ на мифологическую тему, который условно объединяют в «сказочный цикл».

На создание картины «Царевна-лебедь» художника вдохновила не только сказка Пушкина «О царе Салтане», но и партия любимой жены в одноименной опере Римского-Корсакова. Сам Врубель создавал к ней декорации.

07_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. «Царевна-лебедь», 1900 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

На картине изображена сама Надежда Забела в образе нежной и чувственной женщины-птицы. Царевну будто запечатлели в момент превращения: на одну половину она еще человек, на другую — птица. Царевна прекрасна и спокойна, но в ее образе сквозит предчувствие печали и даже некоторое прощание: возможно, с уходящим временем (картина написана на рубеже 19 и 20 веков), а, может быть, с устоявшейся и здоровой жизнью самого художника.

История другой картины из «сказочного цикла» началась с портрета жены, который Врубель начал создавать, гостив с Надеждой в имении знакомой княгини. Художник писал портрет жены на фоне лесного пейзажа, но, недовольный итогом, затер наброски портрета, а пейзаж оставил. Позже он вписал в пейзаж другого героя — Пана.

08_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. «Пан», 1899 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

В античной традиции Пан — лесное божество, покровитель скотоводства и пастушества, олицетворение дикой природы. Михаил Врубель изобразил Пана вполне канонично: на голове — рога, в руках — свирель, а на ногах — слегка уловимая шерсть. Однако мифологический античный персонаж, вписанный в русскую природу, скорее похож на привычного для этих мест лешего. Врубель объединил европейскую традицию с национальным фольклором, которым в тот период очень увлекался. В итоге получился живой и необычный образ, одна из вершин творчества художника.

Шедевр декоративно-прикладного искусства: изразцовый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович»

Этот шедевр напоминает, что Михаил Врубель был не только художником, но и декоратором, который любил использовать в своих работах русские народные сюжеты. За эту работу Врубель всего за несколько лет до смерти получил звание академика.

В 1896 году, перед Всероссийской промышленной выставкой в Нижнем Новгороде, меценат Савва Мамонтов, тогда уже покровительствующий творчеству Врубеля, заказал художнику два панно. Появление их на выставке должно было впервые продемонстрировать работы Врубеля широкой публике: тогда уже автор своего главного демона был еще мало кому знаком. Для выставки художник создает одно панно по европейскому сюжету — о любви трубадура к принцессе, которой никогда не видел, а второе — на основе новгородской народной былины о могучем пахаре-богатыре Микуле Селяниновиче.

09_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. Камин «Вольга и Микула» по эскизу 1899 года. Русский музей, Санкт-Петербург © Wikimedia Commons

Савва Мамонтов не согласовал заказ с Академией художеств, и ее комиссия решила, что Врубель выставляться не будет. Из павильона работу Врубеля вынесли, но Савва Мамонтов выкупил землю у выставочного павильона и построил отдельный зал для панно Врубеля. Академия художеств не смогла препятствовать этому ходу, который привлек к работам Врубеля на выставке интерес многочисленной публики.

Позднее по мотивам этих панно были созданы работы в технике майолики — керамики с расписной глазурью. Сюжет о Микуле Селяниновиче украсил камин, созданный в нескольких экземплярах. Один из них получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже и сразу же был продан, другие выставляются сегодня по одному в Русском музее и Третьяковской галерее.

Для справки

Банк ВТБ и Государственную Третьяковскую галерею связывают многолетние партнерские отношения. Масштабная выставка работ Михаила Врубеля, генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ, откроется в ноябре 2021 года в Новой Третьяковке на Крымском валу. Здесь будет представлено более 300 произведений художника из 14 российских и зарубежных музеев. Более 100 работ поступит в экспозицию из Государственного Русского музея (Санкт-Петербург).

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация по русскому языку на тему » Подготовка к написанию сочинения по картине А.Врубеля «Царевна-Лебедь».» (3 класс)

Десятое сентября.Классная работа.Подготовка к написанию сочинения по картине...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Десятое сентября.Классная работа.Подготовка к написанию сочинения по картине

    Описание слайда:

    Десятое сентября.
    Классная работа.
    Подготовка к написанию сочинения
    по картине А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

    1

  • 2 слайд

    Михаил Александрович Врубель (1856-1910)2

    Описание слайда:

    Михаил Александрович Врубель
    (1856-1910)
    2

  • 3 слайд

    Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит, Глядь: поверх плакучих в

    Описание слайда:

    Князь у синя моря ходит,
    С синя моря глаз не сводит,
    Глядь: поверх плакучих вод
    Лебедь белая плывет…
    Тут она, взмахнув крылами,
    Полетела над волнами
    И на берег с высоты
    Опустилася в кусты,
    Встрепенулась, отряхнулась
    И царевной обернулась;
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит;
    А сама-то величава,
    Выступает словно пава;
    А как речь-то говорит;
    Словно реченька журчит.
    А.С.Пушкин
    3

  • 4 слайд

    «Царевна-Лебедь» — картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на осно

    Описание слайда:

    «Царевна-Лебедь» — картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина.
    Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель.

    4

  • 5 слайд

    За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает

    Описание слайда:

    За морем царевна есть,
    Что не можно глаз отвесть:
    Днем свет божий затмевает,
    Ночью землю освещает,
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит,
    А сама-то величава,
    Выступает, будто пава;
    А как речь-то говорит,
    Словно реченька журчит.

    5

  • 6 слайд

    План сочинения:1. Картина «Царевна-Лебедь». 2. Героиня картины: а) Лицо Царев

    Описание слайда:

    План сочинения:
    1. Картина «Царевна-Лебедь».
    2. Героиня картины:
    а) Лицо Царевны
    б) Поза Царевны
    в) Одежда Царевны
    3. Фон картины.
    4. Настроение картины.
    5. Мое отношение к картине.

    6

  • 7 слайд

    Слова-помощники:О впечатлении от картины: пленять, восхищать, привлекать, вдо

    Описание слайда:

    Слова-помощники:
    О впечатлении от картины: пленять, восхищать, привлекать, вдохновлять, волшебное очарование, дарить пленительное видение, восхитительное видение.
    О царевне: волшебное превращение, сказочные превращение, сказочное одеяние, белоснежные воздушные крылья, полувоздушное оперение, жемчужное ожерелье, узорчатый кокошник, серебряное кружево фаты, большие печальные глаза.
    О пейзаже: морской пейзаж, сине-лиловые сумерки, розовый свет вечерней зари, огни волшебного чудо-острова, чудесные отсветы.
    Кокошник — нарядный женский головной убор
    Поднизь — нить или сетка с бисером, жемчугом на головном уборе.

    7

  • 8 слайд

    Слова-помощники:О Врубеле: художник, живописец, творец, создатель картины. О

    Описание слайда:

    Слова-помощники:
    О Врубеле: художник, живописец, творец, создатель картины.
    О картине: полотно, холст, произведение живописи, произведение искусства, художественное произведение, художественное творение.
    О процессе создания картины: написать, создать, изобразить (на), выразить (в), отразить (в).
    О Царевне-Лебеди: сказочная героиня, красавица-царевна, сказочный образ, пленительный образ, царственно-прекрасный образ.

    8

  • 9 слайд

    9

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сочинение по картине врубеля демон

  • Сейчас обучается 938 человек из 79 регионов

Сочинение по картине врубеля демон

  • Сейчас обучается 318 человек из 65 регионов

Сочинение по картине врубеля демон

  • Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Подготовка к написанию сочинения по картине А.Врубеля «Царевна-Лебедь»МихаилАлександрович Врубель (1856-1910)Князь у синя моря ходит,С синя моря глаз не сводит,Глядь: поверх плакучих водЛебедь белая плывет…Тут она, взмахнув крылами,Полетела над волнамиИ на берег с высотыОпустилася в кусты,Встрепенулась, отряхнуласьИ царевной обернулась;Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит;А сама-то величава,Выступает словно пава;А как речь-то говорит;Словно реченька журчит. А.С.Пушкин

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.

Тема:
Работа с картиной. Устное сочинение

Похожие материалы

  • Конспект урока «Грамматический дом — деепричастие»

  • Реферат на тему «Речевой этикет»

  • Презентация по русскому языку на тему» Отзыв по картине М.А. Врубеля Царевна – Лебедь.» (3 класс)

  • Презентация по русскому языку на тему «Что такое текст Виды текста .» (3 класс)

  • Презентация по русскому языку на тему» Закрепление понятия текст-описание. Упражнение в определении окончаний имён прилагательных по вопросу.» (3 класс)

  • Игра «Печатные и прописные. Найди пару»

  • Презентация по русскому языку на тему» Виды текстов.» (3 класс)

  • Презентация по русскому языку на тему «2 урок Текст .» (3 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452591 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

 К 165-летию художника

1%2B%25D0%2592%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25B1%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C

«Будущие поколения… будут оглядываться на последние десятки XIX века, как на «эпоху Врубеля»… Именно в нем наше
время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно было только способно».

А. Бенуа

Есть композиторы, чьи
имена мы называем, едва прозвучат первые аккорды их произведений. И есть художники,
чьи картины мы узнаем, даже не прочитав еще фамилии. Михаил Александрович
Врубель – один из самых узнаваемых художников, может быть, самый узнаваемый и
по манере письма, и по образному строю, и по мистическому звучанию его картин,
родился 17 марта 165 лет назад в Омске.

Уникальный, самобытный и
неоднозначный, ни на кого не похожий, с трагической личной и блистательной
творческой судьбой человек. От восторженного – «гений» – до испуганного – «безумец»
– его творчество так и осталось для его современников мистической загадкой, которую
и профессиональные искусствоведы, и просто любители живописи пытаются разгадать
до сих пор.

Искусствоведы считают, что
творчество М. Врубеля открывает эпоху модерна и символизма в русском искусстве
конца XIX – начала XX века, и что именно он был провозвестником кубизма. Пабло
Пикассо был в свое время просто околдован картинами Врубеля и испытывал его
огромное влияние. Это влияние в разной мере испытали и практически все крупные
русские художники XX века. Считается, что Врубель стал тем звеном, которое
соединяет русскую традиционную живопись с новаторскими направлениями XX века.

Но все попытки уложить
творчество Врубеля хоть в какие-нибудь рамки – временные, пространственные или
жанровые – оказываются бесполезными. Врубель вне любых рамок. Бунтовщик и в
жизни, и в творчестве, отвергающий все общепринятые каноны, по своей
универсальности он близок к мастерам Возрождения. Рафаэль был его кумиром. По-видимому,
он и сам иногда чувствовал себя художником Ренессанса, и во время своей
душевной болезни он говорил, что все свои картины он написал именно тогда, во
времена Возрождения. Даже его внешность венецианца с картин Тинторетто или
Тициана указывала на это. Он знал восемь языков и был любителем философии,
музыки и литературы. «В моей жизни
великое счастье – встреча и жизнь с этим замечательным человеком возвышенной
души и чистого сердцем, с человеком просвещенным, светлого ума. Это был один из
самых просвещенных людей, которых я знал. Врубель ни разу не сказал о том, что
не так, что не интересно. Он видел то, что только значительно и высоко
», –
писал о нем его друг, художник Константин Коровин.

2%2B%25D0%259C%25D0%25B8%25D1%2585%25D0%25B0%25D0%25B8%25D0%25BB%2B%25D0%2592%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25B1%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C.%25D0%2590%25D0%25B2%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2582.%2B1882
Михаил Врубель.Автопортрет. 1882

Михаил Врубель работал во
всех видах и жанрах изобразительного и монументального искусства: мозаика и
фрески, живопись и графика, майолика, декоративная скульптура, витражи,
сценография, книжная иллюстрация, архитектура – за что многие недоброжелатели
называли его дилетантом. Но в каждом их этих искусств Врубель создавал шедевры.
Универсализм его мастерства, оригинальность мышления, удивительное многообразие
его творчества сделали Врубеля художником всех времен. И, конечно, эпохи рубежа
веков, в которую он творил. «
Я свято верю
в то, что мне достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха, заговорило
человечество
», – высказывание писателя Т. Манна М. Врубель мог с полным
правом отнести к себе.

Современники говорили о
том, что Врубель «влюблен в странное». Может быть, только А. Блок приблизился к
истине, сказав, что Врубель слышал «глухой ветер из тех миров», потому что и
сам принадлежал к таким же избранным, к тем загадочным личностям, которые умеют
входить в потаенный мир, или, как сказали бы эзотерики, в информационное поле
Вселенной, и получают оттуда власть видеть, слышать и знать недоступное простым
смертным.

Говоря о Врубеле, нельзя
обойти вниманием тесную связь его творчества с музыкой. Это замечали многие его
современники. Александр Бенуа, может быть, лучший историк искусства Серебряного
века, с музыкой сравнивал жизнь Врубеля: «Симфония,
ликующая и блестящая вначале, мрачная и грозная в середине, мучительная и
чудовищная в финале теперь завершена на благословенном вечно утешительном
аккорде. Бывают жизни художников сонаты, бывают сюиты, песенки, пьесы, всего
только упражнения. Жизнь Врубеля – дивная патетическая симфония, то есть
полнейшая форма художественного бытия
».

Детство Врубеля проходило
в постоянной смене мест из-за служебных обязанностей отца, военного юриста:
Омск, Астрахань, Саратов, Санкт-Петербург, Одесса. Он рано, в три года, лишился
матери. Может быть, поэтому был ребенком тихим и склонным к уединению и
раздумьям. Его художественный дар проявился довольно рано. В семье его всячески
поддерживали и помогали развивать, приглашая преподавателей или устраивая
мальчика в художественную школу. Особенно, когда обнаружилась его уникальная
особенность – эйдетизм – поразительная фотографическая память. Благодаря этой
особенности, став художником, Врубель работал очень быстро и создавал многие
свои образы без натурщиков, по памяти. Еще одной уникальной особенностью
Врубеля было умение работать без предварительных набросков.

Благодаря сестре мачехи,
музыкантше с консерваторским образованием, Врубель не просто полюбил музыку,
она стала его насущной потребностью, а позже важной составляющей его
творчества. Но в те времена никто не думал, что живопись станет главным в жизни
Михаила Александровича, уж очень широким был круг его интересов. Кроме живописи
и музыки он был увлечен театром, литературой, естествознанием, антиковедением и
медиевистикой – наукой изучающей историю средневековой Европы. При этом, он
блестяще учился, Одесскую Ришельевскую гимназию окончил с золотой медалью.

3%2B%25D0%2592%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25B1%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C %25D1%2581 %25D1%2581%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B9
М.Врубель с сестрой

Поступив в Петербургский
университет на юридический факультет, М. Врубель к юриспруденции отнесся без
должного усердия. Он серьезно и глубоко занялся философией, особенно
заинтересовался теорией эстетики Канта. Сблизившись с театральными кругами и
подружившись с художниками, он вел богемный образ жизни. Изящный франт, знаток
моды, всегда изысканно одетый, эстет, прекрасно разбирающийся в литературе и
музыке, завзятый театрал, он прекрасно вписывался в эту среду. Благодаря
тесному общению с художниками, Врубель определился с выбором своего жизненного
пути, и после года военной повинности и службы юристом в Главном военно-судном
управлении, в 24 года поступает в Академию художеств. В Академии он занимался
по двенадцать часов в день, посещал мастерскую выдающегося педагога П.П.
Чистякова, у которого был любимым учеником, брал уроки акварели у Репина. Именно
П.П. Чистяков научил Врубеля применять в живописи «структурный анализ формы»,
который предполагает построение формы и объема путем детальной разработки
планов и резкого очерчивания граней предметов и фигур. Колкие, острые грани как
будто превращают предметы в кристаллы. Этот метод становится основой
неповторимо-индивидуального врубелевского стиля.

Становление Врубеля-художника
начинается с Кирилловской церкви в Киеве, куда его по рекомендации П.П.
Чистякова приглашает для реставрации росписей историк искусств, археолог,
профессор А.В. Прахов. После реставрации «Благовествующего архангела Гавриила»
и сложнейших «Успения» и «Въезда Господня в Иерусалим», Врубель пишет для
Кирилловской церкви четыре монументальных композиции: «Ангелы с лабарами»,
«Надгробный плач», «Страшный Суд. Сцена «Скрежет зубов»» и огромную фреску «Сошествие
Святого Духа», (лики некоторых апостолов писал с душевнобольных из клиники, на
территории которой находилась Кирилловская церковь, а всех остальных со своих
знакомых), всего за три месяца и без детальных эскизов. Художник представил ее
себе всю целиком, с мельчайшими подробностями, еще до того, как приступил к ее
написанию. Он сознательно не соблюдал церковные каноны, а просто создавал
образы, полные скорби и сострадания. Удивительно, как быстро молодой художник
освоил сложнейшее искусство фрески и мозаики. В его работах древнерусские
традиции, классические византийские принципы и модерновые мотивы, слившись
воедино, предложили зрителю новый взгляд на сложившиеся веками правила
церковной росписи.

Четыре иконы для
иконостаса храма: «Христос», «Богоматерь с Младенцем», «Св. Кирилл» и «Св.
Афанасий» в сложной технике письма по металлу он писал уже в Венеции, куда был
отправлен А.Праховым для изучения искусства старых мастеров. Особенно удачным
оказался лик Богородицы, в котором явно проглядывали черты Эмилии Праховой,
жены профессора. Розовые розы у ног Богоматери имеют особое значение. Розовая
роза означает на языке цветов первую любовь. Это – объяснение Врубеля в любви
красавице Эмилии Львовне.

4

Она, очень высоко оценивая
Врубеля как художника, на чувства его не ответила, чем повергла его в глубокую
тоску. В Венеции, используя вернейшее, еще от Чистякова полученное средство от
расстройства нервов – «рисовать внимательно и строго», Врубель дописывал образы
для иконостаса, бродил по музеям и рисовал венецианские достопримечательности. В
Киев он возвращается по-прежнему влюбленный, даже просит руки Эмилии, матери
троих детей, у ее мужа А.Прахова. Эмилия Львовна дала ему понять, что такое
поведение скандально и неуместно, и Врубель, не зная, как справиться со своим
непреодолимым чувством, режет себя бритвой, чтобы физическая боль заглушила
боль душевную. К любовным переживаниям добавляются и творческие. Врубель
предполагал, что ему доверят роспись еще одной церкви – Владимирской. Строительный
комитет заказал ему росписи на тему «Воскресение Христово». К сожалению, смелые
идеи Врубеля, особенно нежелание следовать строгим церковным канонам, комиссию
напугали, и она предпочла Врубелю более традиционных Васнецова и Нестерова,
оставив за ним только орнаментальные росписи. Остались эскизы, сделанные Врубелем.
Один из них, «Ангел с кадилом и свечой» позже стал картиной. Восхищенный ими А.
Бенуа писал: «Его фантастические разводы
по стенам киевского Владимирского собора — плавные и музыкальные, как
сновидения, сплетающиеся дивными линиями, переливающиеся чарующими красочными сочетаниями,—
пожалуй, наиболее свободное и художественное явление во всем этом памятнике
современного русского искусства и, без сомнения, оставляют позади себя
прекрасные, но все же не чуждые археологии и компиляции узоры Васнецова
».

5

Врубель не был религиозным
человеком. В церковном искусстве он продолжал свои поиски формы. Работа над
церковными росписями, приобщение к византийскому и древнерусскому искусству
способствовали дальнейшему формированию его стиля, добавив ему «мозаичности». Мозаичность
и граненые формы, стирающие границы фигур и предметов, плоскостные глубина и
пространство картин – это наследие церковное, византийское, как и огромные глаза
персонажей его картин. А венецианское наследие – удивительная колористика,
переливающийся цвет его полотен.

Гонорар за Кирилловскую
церковь был небольшим. Да и отношение Врубеля к деньгам было своеобразным.
Продав однажды один из своих чудесных эскизов за три рубля, тут же покупает на
эти деньги белые лайковые перчатки, но надев их на руки, говорит: «Как это
вульгарно», и отдает прислуге. Для заработка он давал частные уроки рисования,
преподавал в Киевской художественной школе, раскрашивал фотографии.

Несмотря ни на что, пять
киевских лет Врубель считал лучшими годами своей жизни.

6%2B%25D0%25B0%25D0%25B2%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2582%2B1885%2B%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B4
Михаил Врубель.Автопортрет. 1885

В Киеве он пишет одну из
своих лучших картин «Девочка на фоне персидского ковра». Девочка с огромными
грустными глазами, держащая в руках кинжал и розу – дочь ростовщика Дахновича,
к которому часто в дни безденежья обращался за ссудой Врубель, оставляя в
заклад свои эскизы и наброски. Старинные шелка и жемчуга, ковры, драгоценные
кольца, которыми украшены руки девочки – это вещи, принятые ростовщиками в
заклад и не выкупленные своими хозяевами.

7

В Киеве он впервые испытал
то, что позже А. Блок называл «наплывом лиловых миров». Он обращается к тому
сумрачному образу, который стал вскоре главной темой его творчества. Врубель –
«Демон» – классическая ассоциативная пара. В жизни Врубеля музыка всегда была
одной из главных его страстей, и часто вдохновляла его на творческие
эксперименты. Первый «Демон» был рожден потрясением от оперы А. Рубинштейна
«Демон». У этого «Демона» были глаза и лицо Эмилии. Никаких следов киевского
«Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все известные «Демоны»
писались значительно позже.

Неожиданно он получает
приглашение приехать в Москву от Саввы Мамонтова, крупного российского
промышленника, знатока искусства, мецената, создателя частной русской оперы, и
мастерских, где возрождали практически утраченные народные промыслы. Начался
новый этап его творчества.

После Киева Врубель
попадает в самую гущу художественной жизни. Жить его пригласил к себе его друг,
художник К. Коровин. Бедность царила в их каморке ужасающая. Но при этом «Врубель, лежа на диване, самозабвенно читал
сочинения Гомера в оригинале и увлеченно рассуждал об античности…
» К быту
он был абсолютно равнодушен, мог жить, питаясь только водой и хлебом, а получив
хорошие деньги, тут же мог истратить их на обед в ресторане для малознакомых
людей.

Московский период
начинается «Демоном». Для него Врубель вылепил голову из глины как идеальную
натуру. И она действительно помогала ему при написании живописных Демонов. В
1928 году выставленную в Русском музее голову Демона разбил душевнобольной
посетитель. Реставраторы собрали все фрагменты, вплоть до самых мельчайших, и
восстановили скульптуру.

8%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BD%2B%25D1%2581%25D0%25BA%25D1%2583%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BF%25D1%2582%25D1%2583%25D1%2580%25D0%25B0

«Демон сидящий» «меж небом
и землей под кровом радуги огнистой», тоскующий юноша с огненным взором – самый
известный из многочисленных «Демонов» Врубеля. Над картиной Врубель работал с
настоящей одержимостью. Демон все увеличивался в размерах, заполнял собою
холст, как будто стремился вырваться на волю из тесных рамок. Врубель подшивал
все новые куски холста, чтобы уместить эту мощь, и все равно голова Демона
словно упирается в край картины. Никто и никогда до Врубеля не сочетал так
холодные и тёплые оттенки красок, как это было сделано в «Демоне сидящем». Мерцающие
сине-лиловые кристаллы, теплые оранжевые блики, «фирменная» врубелевская лепка
– ощущение первозданности мира, сложенного из драгоценных глыб.

9%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BD%2B%25D1%2581%25D0%25B8%25D0%25B4%25D1%258F%25D1%2589%25D0%25B8%25D0%25B91

В 1891 году к 50-летию со
дня смерти М.Ю. Лермонтова было издано юбилейное собрание его сочинений. Иллюстрировали
его многие известные художники. Кто-то пригласил и совершенно не принимаемого
всерьез на тот момент М.А.Врубеля. И неизвестный художник с самым крошечным
гонораром сделал то, что не удалось ни одному маститому иллюстратору: воплотил
тоску, ожесточение, мятущуюся безысходность этого создания, которому нет места
ни на земле, ни на небе.

10%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2B%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25B0

Так глубоко и так точно
проникнуть в суть созданного Лермонтовым образа не удавалось больше никому – ни
до, ни после Врубеля. Демон Врубеля абсолютно соответствовал Демону Лермонтова,
мятежному и страшному в стремлении разрушать и покорять. В тот момент публика
не поняла этого или просто оказалась не готова к такому трактованию «Демона», и
Врубеля ругали за «грубость, уродливость, нелепость» его иллюстраций, за
«непонимание Лермонтова», за «неумение рисовать». Спустя время, поняли, что кто
бы больше не пытался иллюстрировать лермонтовского «Демона», врубелевской
вершины ему не достичь. И сейчас Лермонтов – Врубель такая же ассоциативная
пара, как Врубель – Демон.

11%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BD%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B2%2B%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BD

Близкие и друзья были
удивлены таким выбором образа. Предостерегали, что опасно так приближать к себе
темную силу. Врубель успокаивал их тем, что его демон – это не дух зла, а душа.

В фондах Центральной
библиотеки им.А.С.Пушкина есть великолепно изданная книга «М. Ю. Лермонтов в
иллюстрациях Михаила Врубеля». Создав эти иллюстрации к «Демону», Врубель на
целых десять лет освобождается от мучившего его образа. Его называли одержимым,
говорили, что он продал душу дьяволу, но именно это сделало Врубеля модным
художником. Пошли заказы на оформление интерьеров богатых домов, панно,
мозаики, оформление спектаклей, эскизы костюмов.

Начинается самый
плодотворный период творчества М. Врубеля. И хотя уже тогда заметны странности
в поведении художника, которые окружающие относят на счет чудачеств
талантливого человека, и продолжаются мучительные киевские мигрени, никто не
может и подумать, что это первые признаки страшной болезни.

Широта творческих
интересов Врубеля и Мамонтова удивительно совпадали. Врубель мог неплохо петь,
с удовольствием рисовал декорации, в гончарной мастерской освоил майолику и
построил флигель в романском стиле с майоликовыми вставками во дворе дома
Мамонтова. Он не делил искусство на высокое и низкое. Увлекшись керамикой,
Врубель вместе с инженером-технологом П. Ваулиным возродил древний мавританско-испанский
способ восстановительного обжига, придающий изделиям переливающийся блеск. Сегодня
майолика Врубеля есть во многих русских художественных музеях, а на московских
домах эпохи модерна можно увидеть керамические панно, выполненные по эскизам
Врубеля в мастерских Мамонтова.

12%2B%25D0%25B0%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BC%25D1%2586%25D0%25B5%25D0%25B2%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%258F%2B%25D0%25BC%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B0

В 1895 г. Мамонтов
отправляет Врубеля вместо заболевшего К. Коровина создавать декорации для своей
частной оперы. Для художника это было судьбоносным решением. В Санкт-Петербурге
он встречает Надежду Ивановну Забелу, русскую оперную певицу с редким
лирическим сопрано и необычным тембром голоса. Через четыре месяца Надежда
Ивановна стала женой и музой художника. С нее он писал большинство женских
образов. Он придумывал для нее туалеты и театральные костюмы, сам одевал ее к
спектаклям и всегда присутствовал на них. Врубель боготворил жену, не отпускал
ни на минуту, сопровождал на все спектакли и знал все ее партии наизусть. А она
стала оберегающим его ангелом-хранителем и даже пыталась сделать невозможное –
спасти художника от безумия.

13

Он работает как скульптор,
монументалист, театральный декоратор. Но главное, это все-таки картины. В
частной опере С. Мамонтова Врубель впервые услышал «Кармен» Ж. Бизе и она
потрясла его неотвратимостью рока, фатальностью случайностей, мистикой – это
все ему так близко и так понятно! Две картины «Испания» и «Гадалка» навеяны
этой оперой.

«Гадалку» Врубель,
прибежав из театра, написал поверх почти готового портрета Мамонтова, над
которым он до этого работал, всего за несколько часов. Картина – предчувствие,
ожидание непоправимого. Испанка с картами, чей расклад с пиковым тузом
предвещает беду. Она заглянула в будущее, открыла чью-то тайну, и теперь ей
тревожно. Может быть, она прочитала свою судьбу. На фоне мерцания шелковых
тканей, мягкого свечения ковра загадочный взгляд гадалки. Одним из секретов
живописи Врубеля был бронзовый порошок, который он добавлял в лаки и краски,
чтобы придать картинам глубину и сделать цвет более красивым. Картины,
написанные таким способом, сначала просто сверкали, но со временем сильно
темнели. Так была написана и «Гадалка».

«Испания» – одна из
наиболее совершенных картин Врубеля, в отличие от многих других не
подвергавшаяся переделке. Это сама Испания, с ее музыкой, ее танцами, ее
корридой в этих застывших фигурах двух мужчин и женщины. Затаенная испанская
страсть в любой момент готова вырваться наружу и взорвать обманчивый покой.
Картину заливают потоки солнца, и это очень нехарактерно для Врубеля, любившего
переходные состояния – закат, рассвет, сумерки.

14%25D0%25B7%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25B0%2B %2B%25D0%25B2%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25B1%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C

Большой и интересной для
Врубеля работой стали заказанные С. Мамонтовым для Всероссийской
художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде два
декоративных панно: «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Они должны были
украсить торцы павильона художественного отдела. Скандал начался еще до того,
как панно были закончены. Огромные панно оригинальностью образов и яркостью
красок просто «убивали» остальные картины выставки. Комиссия отказалась
экспонировать эти панно, и тогда С. Мамонтов построил для них особый павильон,
в котором все время выставки был полон публики. Позже «Принцесса Греза» в виде
мозаики украсила фасад гостиницы «Метрополь». На сегодняшний день «Принцесса
Греза» считается самым известным керамическим панно Москвы.

15%2B%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%2586%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25B0%2B%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B7%25D0%25B0%2B2

Судьба панно «Микула
Селянинович» неизвестна, а «Принцесса Греза» долго считалась утраченной, пока в
1957 году во время Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве на
задворках Большого театра был обнаружен огромный рулон холста, 8 метров высотой
и весом в 300 килограмм. Чтобы его развернуть, пришлось перекрывать движение на
Охотном ряду и разворачивать холст на асфальте. Так обнаружили считавшееся
потерянным панно. После этого оно еще тридцать лет простояло в запасниках,
потом долго реставрировалось, и только в 1994 году его разместили в
Третьяковской галерее в новом Врубелевском зале.

Врубель продолжает много
работать. Он пишет театральные декорации к операм Римского-Корсакова, в которых
Забела поет главные партии. В это время он очень увлечен сказочным эпосом,
вновь и вновь обращается к мифологическим образам, духам гор, рек, лесов. Все
они на картинах Врубеля выглядят не совсем такими, какими мы привыкли читать о
них в сказках. Художник видит их по-своему. Его склонность к мистическому и
страсть к тайне видны и в цветовой палитре художника: тающие жемчужные тона,
сумрачные переливы лилового цвета – картины звучат, как свирель его «Пана».

16%2B%25D0%25BF%25D0%25B0%25D0%25BD

А его волшебная Царевна-Лебедь!
И опять полотно «звучит»: мерцают и переливаются прозрачные краски, волшебное
сияние драгоценностей всегда удавалось Врубелю. Может быть, потому что он
всегда любил драгоценные камни, жемчуг, ювелирный металл, бисер, блестки,
цветные стекляшки, осколки хрусталя, морозные льдинки – все, что сияет,
светится, мерцает в бесконечно переменчивой игре лучей. Образ Царевны-Лебеди
навеян, конечно, пением Надежды Забелы-Врубель. Но вот изобразил он на картине
дочь своей первой и такой мучительной любви Эмилии Праховой – Елену.

17%25D1%2586%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25BD%25D0%25B0%2B%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B1%25D0%25B5%25D0%25B4%25D1%258C

Картину «К ночи» многие
критики относят к самому мистическому периоду творчества художника. Под луной
на цветущем лугу пасутся лошади. Все тут необычно – и цветы, и алые лошади, и
пастух – то ли цыган, то ли сатир. Ночь укрывает всех, и цветы на лугу
закрывают до пояса пастуха. Видишь все это наяву, или привиделось? Врубелевский
мозаичный мазок, резкие линии, декоративность изображения, ржаво-красные цвета
– от картины так и веет жаром ушедшего дня, которым напоена ночь.

18%25D0%25BA%2B%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2587%25D0%25B8

Любимым цветком художников
модерна была сирень, завораживающая их многообразием своих оттенков. «Сирень»
Врубеля живая, она дышит, и вот из ее соцветий появляется ее дух – сиреневая
фея, нимфа, или просто романтическая девочка на пороге детства и юности, такая
же нежная и благоухающая, как сирень. «В лиловом
цвете нет улыбки
», – писал Гете. «Сирень» Врубеля улыбается. Загадочно и
таинственно.

19%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%258C

В истории русской живописи
выдающееся место занимают портреты Врубеля. Его многочисленные автопортреты
словно своеобразный дневник. И пишутся они для того же, для чего ведутся
дневники – чтобы самому понять суть своей натуры и запечатлеть жизнь своей
души. Тревожный и грустный взгляд как предчувствие испытаний, которые уже
совсем близко.

20%25D0%25B0%25D0%25B2%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2582
Автопортрет

Спустя десять лет, счастливых
и наполненных творчеством, в жизнь Врубеля снова возвращается Демон. Он рисовал
Демонов везде: на обрывках писем, на полях газет, на клочках бумаги…
Карандашные рисунки, эскизы картин, картины. Никто не знал, сколько их было,
потому что «смять и выкинуть» Врубелю ничего не стоило.

21%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BD

В 1899 году он пишет
картину «Демон летящий». Демон летит над заснеженными вершинами Кавказа, летит
прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности. Картина выполнена
в мрачных коричневых тонах, многие детали отсутствуют или плохо прорисованы.
Картина осталась незаконченной, как и многие другие работы художника, но
главная идея картины понятна. Главное для Демона – свобода, и ради этого он
готов противостоять всему миру, зная, что обречен погибнуть. «Что мгновенные бессилья! Время – легкий дым!
Мы опять расплещем крылья! Снова отлетим!..
»

22%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BD%2B%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2582%25D1%258F%25D1%2589%25D0%25B8%25D0%25B9

Еще не закончив «Демона
летящего», Врубель начинает писать «Демона поверженного». Жена Врубеля
понимает, что он начинает терять рассудок, но надеется, что рождение ребенка
вернет ему психическое здоровье. В 1901 году у них родился долгожданный ребенок
– сын Саввушка, золотоволосый и синеглазый, чье милое личико было изуродовано
заячьей губой. На портрете Врубеля Саввушка смотрит с каким-то недетским
печальным выражением лица, как будто знает, какой короткой окажется его жизнь.

23%25D0%25A1%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25B2%25D0%25BE%25D1%2587%25D0%25BA%25D0%25B0

Врубель это событие
воспринял очень тяжело, посчитав карой за свои грехи. Он впал в тяжелейшую
депрессию, ничего, кроме Демона, его не интересовало. Он работал страшно
напряженно, по 14 часов в сутки. С маниакальным упорством накладывал мазки, не
дождавшись, чтобы краска подсохла, залеплял не понравившиеся ему части картины
газетами и рисовал прямо по ним. Неровная, как будто изрытая поверхность
создавала совершенно невероятные эффекты. Разум его постепенно угасал. Однажды
он сказал, что Демон приходил к нему во сне и потребовал, чтобы картину назвали
«икона». Он переписывал Демона множество раз. В 1902 году картина была дописана
и отправлена на выставку. Но даже когда она уже висела на стене, Врубель на
глазах у публики все продолжал вносить в нее изменения.

24%25D0%2592%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25B1%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%2B%25D0%259C %25D0%2590 %2B%25D0%2594%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BD%2B%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B9 %2B1902

На выставке «Мир
искусства» полотно вызвало настоящую сенсацию. «
По своей фантастичности, по своей зловещей и волшебной гамме красок эта
картина – несомненно одно из самых поэтичных, истинно поэтичных произведений в
русской живописи
», – заметил А. Бенуа.

Разбитое тело Демона с
изломанными крыльями распростерто в ущелье, руки заломлены за голову, а глаза
сверкают, грозят. Он низвергнут, но не сломлен. «И писал же он своих Демонов! Крепко, страшно, жутко и неотразимо… От
Врубеля мой Демон
», – увидев картину, сказал Ф. Шаляпин.

С этого момента жизнь
Врубеля превратилась в долгий кошмар. Психиатрические клиники, временные
просветления, иногда значительные улучшения. И снова психиатрические клиники. Смерть
маленького Саввушки от воспаления легких стала для отца страшным горем,
погрузившим его снова в тьму безумия. Его успокаивало только пение жены.
Несчастья продолжали их преследовать. Разорился С. Мамонтов, а Надежда потеряла
свой волшебный голос.

За восемь лет Врубель
сменил с десяток больниц. Лучше всего он чувствовал себя в московской клинике у
профессора Федора Арсеньевича Усольцева. В своих воспоминаниях Ф.А. Усольцев
пишет: «Часто приходилось слышать, что
творчество Врубеля – больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля,
и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и
прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в
основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до конца, болезнь
разрушила его самого… Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и
глубоко здоров
».

Врубель продолжал рисовать.
Он рисовал портреты врачей, санитаров, больных, навещавших его знакомых, делал
пейзажные наброски из окна, зарисовывал уголки комнаты, простые предметы:
кресло, брошенное на стул платье, подсвечник, графин, стакан. Это было
удивительно, но одну из самых своих лучших картин «Жемчужина» Врубель написал
уже на излете своей жизни и сознания. Раковина – спираль как будто затягивает
зрителя переливами розового, голубого, зеленого, лилового, жемчужно-белого
вглубь, туда, где скрыта жемчужина. И эту картину Врубель перерисовывал
многократно, добиваясь того, чтобы перламутр выглядел предельно натурально.

25%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BC%25D1%2587%25D1%2583%25D0%25B6%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B0

После Врубеля осталось 200
картин, хотя их могло быть и больше. Но художник был человеком экспансивным,
разбросанным и непрактичным. Он мог месяцами трудиться над одной картиной,
начинал и не оканчивал работы, дарил их, уничтожал или продавал за копейки,
иногда их соглашались принимать кредиторы в счет долга. Случалось, новые работы
он писал на том же холсте, на котором была написана старая.

Потеря зрения стала для
художника последним и страшным ударом. Он больше не мог рисовать и жить ему
стало незачем. Он умер от воспаления легких, перешедшего в скоротечную чахотку,
в апреле 1910 года, в возрасте 54 лет. Перед смертью, в бреду, он собирался в
Академию. Там и стоял гроб с телом художника для прощания.

Парадоксально, но только
сумасшествие Врубеля изменило отношение к его творчеству в обществе. Его работы
стали постоянно выставлять на экспозициях «Мира искусства» и дягилевских
ретроспективах, его живопись стала органической частью русского модерна. В 1905
году за «известность на художественном поприще» Врубеля избирают академиком
Академии художеств. К этому моменту он был уже полностью недееспособен и вряд
ли мог оценить это событие: он о нем не знал. Как не знал и о том, что цены на его
картины стали расти еще при его жизни, а появление картин Врубеля на аукционах
– всегда сенсация. Они там появляются редко, владельцы неохотно расстаются с
ними. А подделок картин Врубеля практически нет. Слишком сложно имитировать его
неповторимый стиль.

«Возвращаясь в своих созданиях постоянно к «Демону», он лишь выдавал
тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир
был бесконечной радостью и бесконечным мучением… Он оставил нам своих Демонов, как
заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему
подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех
миров, которые видели они, мы не видим
». А. Блок.

Список использованной
литературы:

Бенуа, А. Н. История русской живописи в XIX веке / А. Бенуа ;
[составление, вступительная статья и комментарии В. М. Володарского]. – 3-е
издание. – Москва : Республика, 1999. – 446, [2] с. : ил., цв. ил., портр. – Библиография
в подстрочных примечаниях. – Именной указатель: с. 430-444.

Михаил Врубель : альбом /
автор текста М. Алленов. – Москва : Белый город, 2001. – 64 с. – (Мастера
живописи).

Врубель : [книга-альбом /
автор текста и составитель Л. А. Ефремова]. – Москва : Олма-Пресс Образование,
2005. – 127 с. : ил. – (Галерея гениев).

Михаил Александрович
Врубель, 1856-1910 : [альбом] / авт. предисл. А. А. Федоров-Давыдов. – Москва :
Искусство, 1968. – 43 с., [80] л. ил.

Герман, М.Ю. Михаил Врубель, 1856-1910 / Михаил Герман. – Санкт-Петербург
: Аврора, 2001. – 160 с. : цв.ил. – (Великие мастера живописи).

Герман, М. Ю. Модернизм :
Искусство первой половины XX в. / Михаил Герман. – Санкт-Петербург :
Азбука-классика, 2003. – 476 с. : ил. – (Новая история искусства).

Дмитриева, Н. А. Михаил Александрович Врубель : [альбом] / Н.
А. Дмитриева. – 2-е издание. – Ленинград : Художник РСФСР, 1990. – 181, [2] с.
: ил., цв. ил. – (Русские живописцы XIX века).

Дружинин, С. Н. Михаил
Александрович Врубель / С. Н. Дружинин. – Москва : Изобразительное искусство,
1975. – 52 с. – (Русские художники).

Коган, Д.З. Михаил Врубель / Д. Коган. – Москва :
Терра-Книжный клуб, 1999. – 544 с., [8] л. ил.. – (Мастера : жизнеописания
великих мастеров кисти, ваяния, зодчества, театра и музыки).

Коровин, К. А. Воспоминания / К. А. Коровин ; [предисловие Ф.
И. Шаляпина]. – Минск : Современный литератор, 1999. – 486, [1] с., [16] л. цв.
ил.. – (Мастера культуры).

Лермонтов, М. Ю. М. Ю. Лермонтов в иллюстрациях Михаила
Врубеля / М. Ю. Лермонтов ; художник М. А. Врубель. – Москва : Фортуна Лимитед,
2003. – 127 с. : цв.ил. – (Книжная коллекция).

Ракитин, В. И. Михаил Врубель / В. И. Ракитин. – Москва :
Искусство, 1971. – 102 с. : ил.

Суздалев, П. К. Врубель и Лермонтов / П. К. Суздалев. – 2-е
издание, исправленное. – Москва : Изобразительное искусство, 1991. – 237, [2]
с. : ил. ; 17 см. – Библиография в примечаниях: с. 223-230. – Список
иллюстраций: с. 231-238.

Суздалев, П. К. Врубель :
Личность. Мировоззрение. Метод / П. К. Суздалев. – Москва : Изобразительное
искусство, 1984. – 479 с. : ил.

Суздалев, П. К. Врубель. Музыка. Театр / П. К. Суздалев. – Москва
: Изобразительное искусство, 1983. – 366, [1] с. : ил., цв. ил. ; 17 см. – Библиография
в примечании: с. 335-354. – Список иллюстраций: с. 355-365.

Шумский, Н. Г. Врубель: жизнь и болезнь / Н. Г. Шумский. – Москва
: Академический проект, 2001. – 160 с. : ил.

Юлия Брюханова, Центральная библиотека им. А.С.Пушкина

Сочинение по картине врубеля демон

Крупнейшую выставку Врубеля открыли в Третьяковке: лучшие работы художника

10:40, 10 ноября 2021

Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

В Новой Третьяковке открылась крупнейшая за последние 65 лет выставка Михаила Врубеля (1865-1910). Это одно из крупнейших событий в области искусства в 2021 году.


На нынешней выставке собрано более 300 картин из 14 российских и зарубежных музеев, более 100 работ предоставил Государственный Русский музей (Санкт-Петербург). Экспозиция разместилась на трёх этажах, её условно разделили на два уровня — до и после 1902 года, ставшего водоразделом в жизни и творчестве мастера. Именно в этом году художник написал свою знаменитую картину «Демон поверженный».

Кураторы выставки Врубеля особо выделяют показ коллекции его рисунков, созданных во время пребывания художника в психлечебницах, и отмечают, что эти эмоционально острые работы живописца предвосхитили последующие открытия, которые произошли в искусстве уже в XX веке.

Выставка Врубеля, открытая в здании на Крымском валу, будет работать до 8 марта 2022 года. Самые интересные работы художника можно увидеть уже сейчас в галерее NEWS.ru.

7ddc6852 41f7 11ec 8342 96000091f725 1024

В Новой Третьяковке открылась крупнейшая за последние 65 лет выставка Михаила Врубеля

Сергей Булкин/NEWS.ru

6bc0166e 41f7 11ec 8a9d 96000091f725 1024

Посетители возле картины «Демон (сидящий)»

Сергей Булкин/NEWS.ru

7dc0b21a 41f7 11ec ad62 96000091f725 1024

В Новой Третьяковке открылась крупнейшая за последние 65 лет выставка Михаила Врубеля

Сергей Булкин/NEWS.ru

7de03b80 41f7 11ec 8277 96000091f725 1024

Посетители у картины «Демон поверженный»

Сергей Булкин/NEWS.ru

7e56a2ac 41f7 11ec add9 96000091f725 1024

В Новой Третьяковке открылась крупнейшая за последние 65 лет выставка Михаила Врубеля

Сергей Булкин/NEWS.ru

7dbce9dc 41f7 11ec bc0c 96000091f725 1024

В Новой Третьяковке открылась крупнейшая за последние 65 лет выставка Михаила Врубеля

Сергей Булкин/NEWS.ru

7da19434 41f7 11ec 9688 96000091f725 1024

В Новой Третьяковке открылась крупнейшая за последние 65 лет выставка Михаила Врубеля

Сергей Булкин/NEWS.ru

7d8b7974 41f7 11ec a772 96000091f725 1024

В Новой Третьяковке открылась крупнейшая за последние 65 лет выставка Михаила Врубеля

Сергей Булкин/NEWS.ru

7ce33052 41f7 11ec 8179 96000091f725 1024

В Новой Третьяковке открылась крупнейшая за последние 65 лет выставка Михаила Врубеля

Сергей Булкин/NEWS.ru

7af2d086 41f7 11ec b391 96000091f725 1024

В Новой Третьяковке открылась крупнейшая за последние 65 лет выставка Михаила Врубеля

Сергей Булкин/NEWS.ru

7a0ce1e8 41f7 11ec a24f 96000091f725 1024

В Новой Третьяковке открылась крупнейшая за последние 65 лет выставка Михаила Врубеля

Сергей Булкин/NEWS.ru

78ed230e 41f7 11ec bdc9 96000091f725 1024

Посетители возле картины «После концерта. Портрет Н.И.Забелы-Врубель у камина » (1905 год)

Сергей Булкин/NEWS.ru

78b1df9c 41f7 11ec a58a 96000091f725 1024

Картина «Тридцать три богатыря» (1901 год)

Сергей Булкин/NEWS.ru

78555fd8 41f7 11ec b5a9 96000091f725 1024

Посетители возле триптиха «Цветы» (1894 год)

Сергей Булкин/NEWS.ru

739cb98c 41f7 11ec b6ae 96000091f725 1024

В Новой Третьяковке открылась крупнейшая за последние 65 лет выставка Михаила Врубеля

Сергей Булкин/NEWS.ru

72d525ca 41f7 11ec 9b36 96000091f725 1024

«Портрет сына художника» (1902 год)

Сергей Булкин/NEWS.ru

c352204c 41fd 11ec bd78 96000091f725 1024

Картина Михаила Врубеля «Летящий Демон»

Сергей Булкин/NEWS.ru

Yandex news

Добавить наши новости в избранные источники

Открылась выставка «Константин Коровин и его ученики»: шедевры художников

В Новом Манеже Москвы открылась выставка «Константин Коровин и его ученики», приуроченная к 160-летию со дня рождения художника. Вниманию любителей живописи — более 40 работ авторства Константина Коровина, Алексея Исупова, Валентина Серова, Сергея Герасимова, Георгия Лапшина, Фёдора Фёдоровского, Александра Шевченко. Картины предоставлены галереей «Веллум» и лично куратором выставки, искусствоведом Любовью Агафоновой, а также несколькими частными собраниями.

В Новом Манеже Москвы открылась выставка «Константин Коровин и его ученики», приуроченная к 160-летию со дня рождения художника. Вниманию любителей живописи — более 40 работ авторства Константина Коровина, Алексея Исупова,…

«Демоны» встретились, «Шестикрылый Серафим» вознесся, а «Жемчужина» вернулась к раковине. Третьяковка открыла крупнейшую ретроспективу Михаила Врубеля, призванную стать главным музейным блокбастером года. Ключевые вещи художника хорошо известны по постоянным экспозициям двух основных сокровищниц отечественного искусства, но впервые за много лет они демонстрируются в одном пространстве. А такого количества графики гения мы и вовсе никогда не видели.

Демоны против пандемии

Если исходить из прагматических соображений, старт долгожданного музейного проекта пришелся на неудачное время: четвертая волна пандемии в разгаре, в стране квазилокдаун, а впереди — неизвестно сколько месяцев жизни с QR-кодами. Очевидно, что на Крымский Вал смогут прийти меньше людей, чем было на аналогичных по масштабу и амбициозности экспозициях прошлых лет, — Репина, Поленова, Верещагина, Айвазовского, Серова. Но такие выставки готовятся несколько лет, и при всем желании срок их проведения не всегда удается скорректировать. Остается надеяться, что вакцинированных ценителей искусства окажется достаточно (кстати, хороший стимул привиться!), и решение все-таки провести выставку вопреки всем обстоятельствам будет признано целесообразным. Поскольку в творческом и научном смысле ретроспектива Врубеля — безусловное достижение, задающее новые стандарты для всей отрасли.

Прежде всего, здесь впервые за многие годы, если не за всю историю существования, соединились три «Демона» — сидящий, летящий и поверженный. Два из них принадлежат Третьяковке, еще один — Русскому музею. Это важнейшие вещи из постоянных экспозиций, и перемещение их, пусть даже временное, — событие исключительное. На выставке они экспонируются в отдельном зале, окружая зрителей с трех сторон. И благодаря этому мы можем увидеть со всей ясностью, что «Демон поверженный» — это, фактически, перевернутый «Демон летящий».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

В сознании Врубеля они действительно были очень близки, доказательство тому — выставленные в соседнем зале эскизы: когда вы смотрите на полотна с Демонами, подготовительные рисунки видны через проемы в фальш-стенах (оригинальное решение архитектора Сергея Чобана). Разумеется, потом графику можно и нужно рассмотреть вблизи. Но идея такой переклички представляется оптимальным способом связать в сознании зрителя наброски с холстами. Ведь если бы небольшие листы разместили непосредственно около гигантских картин, это бы выглядело нелепо и отвлекало от главного.

Свет и «Пророк»

Впрочем, это не единственная кураторская находка (спасибо Ирине Шумановой из Москвы и Аркадию Ипполитову из Петербурга). Впервые удалось осветить «Демона поверженного» направленным лучом, как в мастерской художника. У Врубеля напротив центра картины стояла лампа. И это давало особое мерцание множества золотых оттенков, созданных с использованием бронзового порошка. Но первая же демонстрация на выставке — с нормальным ровным светом — повергла гения в отчаяние: ему показалось, что магия ушла. Он стал прямо в зале корректировать работу, посвятил труду несколько месяцев и всё равно не смог добиться желаемого (подробности этой истории изложены в роскошном каталоге, изданном к выставке). Получилось ли сейчас воссоздать первоначальный эффект — вопрос спорный. Но, как минимум, зрители могут почти вплотную рассмотреть перья крыльев и в целом увидеть произведение иначе, чем раньше.

Выставка вообще дает возможность взглянуть на многие знакомые вещи по-новому — в прямом и переносном смысле. Например, трехметровое вертикальное полотно «Пророк» годы спустя автор разрезал на две части, и на нижней прямо поверх изображения крыльев божественного вестника написал портрет Надежды Забелы-Врубель. Вещь, известная как «Дама в лиловом», теперь в коллекции Русского музея, «Пророк» — третьяковский. На выставке их повесили вплотную один над другим — так, что стала понятна исходная композиция. И получилась чисто врубелевская мистическая фантасмагория: жена и муза художника оказалась у ног посланника высших сил.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Этот образ встречает зрителя напротив лестницы, при переходе с верхнего этажа выставки на нижний. Две части картины становятся красивой аналогией двух частей экспозиции. Но и сам маршрут оказывается в определенной мере символическим: мы будто спускаемся в подсознание художника, на тот момент уже душевнобольного, но ничуть не потерявшего творческую силу. Напротив: уйдя от мира, закрывшись, отчасти вынужденно, в собственной раковине, Врубель предвидит будущее искусства. Он создает цикл изображений жемчужины и вырывается за рамки предметности. Фактически, это уже абстракционизм.

Полеты во сне и наяву

Цветные и графические «Жемчужины» размещены в специально выстроенной полукруглой конструкции, формой напоминающей раковину. В одной из витрин, кстати, выставлена настоящая раковина — та самая, которая вдохновила Врубеля. Что еще важнее, полые «окна» комнаты позволяют увидеть обе поверхности двусторонних рисунков. Никогда эта серия столь весомо не демонстрировалась. И вещи эти, вне зависимости от размера и техники — карандаш, краски, пастель, а зачастую все вместе, — гипнотизируют. От макромира — огромных панно (их на выставке немало) — гений пришел к микромиру, но и в нем он видит Вселенную.

Впрочем, даже здесь не уйти от «крылатых» ассоциаций. На одном из рисунков карандашные штрихи, из которых складывается форма жемчужины, вдруг превращаются в крылья, перья — прямо как у Демона. Ну а на самой известной, главной работе цикла внимательные зрители и вовсе могут рассмотреть настоящую муху, застрявшую в краске. Художник не стал ее убирать, но бережно покрыл бронзовым цветом.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Завершается вся экспозиция «Шестикрылым Серафимом» — последней масляной работой Врубеля. И получается удивительная рифма с самым началом выставки: «Царевной-Лебедью». Но если знаменитый портрет Забелы-Врубель размещен на уровне глаз, он встречает и завлекает зрителя в сказочный мир, недоступный «Серафим» поднят — так, что приходится смотреть на него снизу вверх. Ангел вознесся. Снизошел — и улетел.

Выставка проходит в Новой Третьяковке на Крымском Валу с 3 ноября 2021 года по 8 марта 2022 года

  • Сочинение по картине герасимова мать партизана 9 класс
  • Сочинение по картине герасимов церковь покрова на нерли и баулин храм покрова на нерли
  • Сочинение по картине въезд александра невского в псков после ледового побоища описание
  • Сочинение по картине герасимова дары осени 6 класс описание по плану
  • Сочинение по картине географ 5 класс