Сочинение по картине виктора васнецова богатыри 4 класс составить сочинение

Посредине, сидя на свом верном коне, изображн илья муромец. он очень сосредоточен, его взгляд устремлн вдаль. богатырь явно хочет что-то

Посредине, сидя на своём верном коне, изображён Илья Муромец. Он очень сосредоточен, его взгляд устремлён вдаль. Богатырь явно хочет что-то разглядеть. На правой руке нашего героя можно увидеть тяжёлое холодное оружие. Левой же рукой Илья придерживает копьё, которое опирается на коня. Под Ильёй можно увидеть чёрного коня. Насколько он красив. Он прошёл вместе с Ильей множество боев и сражений, но никогда его не подвёл.
Слева от Ильи изображён Добрыня Никитич. Взгляд его белого коня устремлён вперёд, он готов к новым походам и сражениям, но в его виде можно увидеть усталость. Добрыня Никитич тоже пытается что-то разглядеть вдали. Он уже начал вынимать меч из ножен. Похоже, надвигается опасность. На левой руке виднеется красный щит.
Справа изображён Алёша Попович, самый молодой богатырь. В его руках пока только лук и стрелы. Взгляд Алёши очень отличается от взгляда более старших товарищей. Они более уверены. Алёша же ещё совсем молод. Он ещё больше остальных жаждет новых сражений. Конь молодого богатыря меньше, чем остальные, равно, как и Лёша меньше своих старших товарищей.
Эти богатыри жили и существовали не в самое спокойное для Руси время. Их защита, военные навыки, храбрость и смелость были буквально необходимы для нашего народа. Именно во время существования наших богатырей на Русь часто нападали татары, у них было одно желание – завоевать и подчинить как можно больше земель. Но им придётся встретиться с нашими героями, которые будут сражаться до последнего. Они не дадут в обиду свой народ.
Автор непросто так подобрал именно такие цвета и пейзаж. Богатыри расположились на равнине с холмами. Вокруг наших героев расположены ели. Позади можно увидеть тёмно-зелёные цвета. Над головой плывут тёмные тучи. Такая атмосфера вызывает напряжение и тревогу. Вероятно, наши герои очень скоро вступят в очередной бой. Но их это не страшит. Богатыри многое видели в своей жизни: и злых недругов, и плохую погоду во время боя. Им ничего не внушает страх, даже сама смерть, с которой они много раз встречались в бою.

Описание 2

Васнецов Виктор Михайлович является знаменитым художником из России, он преимущественно создавал произведения соответствующие тематике русской истории, народных сказок и былин. Его произведения производят впечатление на людей на протяжении уже многих лет. Самой известной картиной автора является картина «Богатыри».
На картине изображены герои русских былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Эти герои являются олицетворением защитников земли русской, сильных могучих мужчин. На картине они изображены в процессе совершения конного дозора границ государства Русского. Лица богатырей спокойные, однако, глядя на картину понятно, что спокойствие это только видимость, герои без промедления готовы жизнь отдать за державу.
В центральной части полотна изображен Илья Муромец. Автор изобразил богатыря могучим, мужественным человеком, одетым в кольчугу и шлем, вооруженным щитом и копьем. Не всем известно, что Илья Муромец, не выдуманный персонаж, а реальный человек, который жил в далекие древние времена. Богатырь изображен с поднятой к глазам рукой, зорко высматривая недруга вдалеке степей.
По правую руку от Ильи автор расположил Добрыню Никитича. Этого богатыря художник изобразил нарядно одетым в шлем украшенный узором, сверкающие доспехи. На картине он изображен выхватывающим из ножен меч, как бы показываю свою готовность к бою в любую секунду.
По левую руку от Ильи Муромца младший богатырь из троицы Алеша Попович. У него в руках лук со стрелой, а на плече гусли, которые показывают, что герой любил радовать окружающих веселой музыкой и песнями.
Три богатыря на картине Васнецова стали воплощением богатырей из русских былин, читая которые каждый придумывал себе образ. Художник дополнил образы богатырей изображением природы на заднем плане, добавил движения богатырям и их коням с помощью изображения ветра.  Герои, изображенные на картине имеют, особенности присущие характеру и образу жизни их прототипов, воплотить и оживить героев на полотне художник смог благодаря своему таланту.

Вариант 3

Русский фольклор наполнен былинами о могучих русских богатырях. С Давних пор детям рассказывают истории о подвигах трёх богатырей – Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Они являются символом русского духа, свободы, силы и любви к своей родине. Спустя много лет былины вышли за рамки литературы, и нашли отражение даже в изобразительном искусстве. Виктор Михайлович Васнецов – русский художник – живописец, который создал шедевр изобразительного искусства под названием «Богатыри».
В средине холста изображены три величественные мужские фигуры, сидящих на конях. В центре композиции изображен мужчина среднего возраста  с серьезным выражением лица. Его голову защищает шлем, а одет он в железную кольчугу. Рука Ильи Муромца приложена ко лбу, а на кисти руки висит булава. Илья смотрит вдаль, возможно смотрит в сторону врага . Под его ногами стоит могучий  конь черного цвета, который склоняет свою голову  под тяжестью своей черной гривы. По правую руку Ильи Ивановича стоит белый конь, смотрящий вперед. На белоснежном красавце сидит Добрыня Никитич. Всем своим внешним видом он готов к битве. Права его рука держит меч, а в левой руке щит. По левую руку Ильи Муромца сидит на буром коне самый молодой мужчина из троицы – Алеша Попович. Его взгляд игрив и умён. Он одет подобно Илье и Добрыне, но в левой руке держит лук, готовый к стрельбе. Голова его чуть под наклоном, что позволяет ему смотреть в  сторону врага из-за плеча. По внешнему виду могучих мужчин мы можем сказать, что они – богатыри.
На втором плане изображена русская природа. Трава под копытами лошадей согнулась, рядом растут маленькие ёлочки, а вдали можно увидеть их родителей – крупные ели, которые вошли в целый темный лес. Настроение погоды хмурое. Тучи заполонили небо, но дождя нет. Окружающее пространство передает состояние богатырей, их настрой на долгую битву.
Виктор Михайлович Васнецов смог передать в своей картине образ настоящих русских богатырей, которые стали достоянием русского народа. Картина передает атмосферу, в которой существовали Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Их могучие и в тоже время светлые душой образы дают нам понять, как важно любить свою родину, стоять за нее горой и никогда не падать духом. Ведь в каждом из нас может жить такой же великий богатырь, подобный тем, что жили на Руси сотни лет назад.

Сочинение Три богатыря Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов влюбился в дух русской культуры, став её искусным выразителем и проповедником. Вероятно, каждый из нас знает этого художника-живописца по его картине «Три богатыря», которая громко заявила о его таланте и подарила ему мировую известность. Без трепетного содрогания вспоминать о Викторе Михайловиче невозможно, так как именно его непосильным трудом, его достойным примером была дополнена повесть о русской культуре, переживающая то периоды угнетённого спада, то периоды созидательного преподнесения.
Произведение «Три богатыря» вместило троих богатырей из фольклора, на стыке которого и образовалось всё современное искусство. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Лёша Попович доблестно восседают на мощных лошадях, устремляя свой взор на дальние рубежи государства, с минуты на минуту ожидая боя с полчищем вражеских недоброжелателей, покусившихся на русскую землю. В их глазах играет какая-то бунтарская воля, патриотическая непоколебимость, в определённых моментах превозмогающая здравый рассудок.
Тяжелые доспехи закрывают их крепкие тела, защищая от стрел, мечей, копьев. Бой поистине предстоит сложный, и Родина в них нуждается, как никогда ранее. Младший богатырь, Алёша Попович вопросительно ухмыляется, приоткрывая свои чёрные глаза и навевая дикую тоску по дому, матери, любимой женщине. Ведь никогда не знаешь, какой бой станет последним и каковыми будут его итоги. Либо же лучи славы и публичной любви облучат героев, либо же неволя и каторга пленят их души навсегда. Примечателен факт, что хмурящаяся погода как бы предвещает начало грандиозной битвы, скапливая противоборствующие стороны на определённой местности. Ратные подвиги ждут не дождутся узнать имена своих носителей. Боями и достижениями перед отечеством закаляют они свой дух, видя в этом цель своего существования.

На знаменитой картине художника В. М. Васнецова изображены три богатыря, зорко смотрящих вдаль. Богатыри стерегут границы Руси. Эти могучие люди всегда готовы вступить в битву с врагами Руси. Для них это богатырский долг и они уверены в правоте своего дела. Богатыри на картине Васнецова серьёзные и в каком-то смысле даже хладнокровные, у них отважный грозный взгляд. Одного из богатырей зовут Добрыня Никитич, двух других – Илья Муромец и Алёша Попович. Богатыри готовы вступить в бой в любую минуту не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и способны даже умереть за Русь.
Героя былин – Илью Муромца – на картине мы видим в самом центре. Крестьянский сын из села Карачарово из города Муромля является самым старшим и могучим богатырём. Одет он довольно просто – в простую кольчугу, грубую серую рукавицу и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также у Илии Муромца мы видим большое копьё, расположившееся в центре картины, этот богатырь легко справляется и с таким большим громоздким оружием. Илья Муромец зорко смотрит в сторону. Его взгляд очень серьёзен, а брови сильно нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, и невероятно красив. Я думаю, что этот конь очень хорошо подходит своему хозяину.
Слева от Ильи Муромца на картине Васнецова «Три богатыря» изображён Добрыня Никитич – сын рязанского князя. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами – очевидно, что этот человек богат. Выражение лица у него довольно суровое. Нельзя не заметить бороду Добрыни Никитича – она длинна и выглядит ухоженно. Его конь невероятно красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, при этом она очень богата. Грива коня, словно женские волосы, развевается на ветру и отличается особой красотой. Если верить некоторым былинам, то коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг уже совсем близко.
Алёша Попович, самый молодой богатырь, родился в семье священника. Его кольчуга и шлем блестят. Алёша отличается от других богатырей своей худобой. Его взгляд лукав, глаза немного косят в сторону. Любимое оружие Алёши Поповича – лук. С собой у этого богатыря всегда есть гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Грива коня светла, красива и ухожена.
Я думаю, что Васнецов смог передать тревожность того исторического времени, когда на Руси существовали богатырские заставы через тяжёлые облака и грозовые тучи над Русью. Художник показывает нам мощь богатырей и создаёт монументальность их образов, так как они занимают большую площадь в картине. Также Васнецов поднимает линию горизонта, и фигуры лошадей уходят в небо. Ёлочки на картине изображены маленькими, а богатыри большими, это создаёт некий контраст ёлочек и больших фигур и подчёркивает мощность богатырей.

Сочинение- описание по картине В. М.  Васнецова «Три Богатыря».
Урок подготовила и провела :  Гололобова Ю.Г, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №33 г.Сызрани
Цель урока:  учимся воспринимать содержание картины , её композицию, детали, выражать своё отношение  к изображённому на картине ; точно употреблять слова и словосочетания в тексте; развивать умение писать сочинение по картине , воспитывать любовь к своему Отечеству , гордость и уважение к её защитникам.
Ход урока:
Организационный момент. Сообщение темы урока.
“Вступительное слово ” учителя.
Творчество  художника  В. М. Васнецова стало вершиной русского искусства 19 века. В Третьяковской галерее  в Васнецовском  зале висит картина «Богатыри». Она стала воплощением  всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он этой картине. Изучил былины, историю Древней Руси, В музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков.
« Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить  свои обязанности  перед ними так, как их понимал и чувствовал.»
«Возьму гусли звонкие, яровчатые, да настрою гусли на старинный лад, заведу  старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря».
_  Какие произведения устного творчества начинаются подобным образом?
– Назовите героев былин.
(  Русские богатыри Садко, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.)
Своим поэтическим языком, поэтичностью русские былины вдохновили замечательного художника В. М. Васнецова  на создание прекрасной картины « Богатыри». Чтобы работа получилась интересной, важно внимательно рассмотреть репродукцию, увидеть все детали, которые художник изобразил на картине.
Рассматривание репродукции:
-Ваше впечатление от картины.
-Какие чувства она у вас вызывает?
-Кто из богатырей привлекает ваше внимание?
-Кто из троих Илья Муромец? Почему так решили?
-Внешний вид: доспехи, возраст, осанка, взгляд и т. д.
( Спокойное, мужественное лицо, на  вороном  коне, крестьянский сын, самый старший и самый крепкий, могучий, воплощение силы народной, зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)
ОПИСАНИЕ ЕГО В БЫЛИНЕ- ПРОЧИТАТЬ.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец , сын Иванович
Из – под славного города из- под Мурома,
Из того ли села Карачарова,
И конь под Ильёй словно лютый зверь,
Он сам на коне как ясен сокол….
-Добрыня Никитич. Описание.
( Средний богатырь на белоснежном коне, порывистый и благородный, нетерпелив и конь ему подстать, смотрит вдаль, вот- вот сорвётся с места. Одет Добрыня побогаче, видно он из знатного рода.
ОПИСАНИЕ ЕГО В БЫЛИНЕ. ПРОЧИТАТЬ.)
И был на заставе Добрыня Никитич – млад,
Что Добрынюшка  Никитич – млад
Сын богатого гостя рязанского
И жены его Амелфы Тимофеевны
Что можно рассказать об Алёше Поповиче?
( Молод, красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнью, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он смышлён, с  усмешкою смотрит  в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)
И был там Алёша Попович- млад,
Он Добрыне Никитичу крестовый  брат,
Что из присна города, из Ростова,
Сын богатого попа ростовского.
– Как изображены богатыри?
( Крупным планом, все вместе, плечом к плечу, в полной боевой готовности, едины в своих помыслах.)
– Что почувствовали в их взглядах и позах?
( Большая сила, готовность  в любую минуту сразиться с врагом. Картина выражает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)
– Они как бы возвышаются над землёй. Почему?
( Чтобы показать, как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайни. Степь так широка, что конца и края ей нет.)
_ Что же хотел показать художник, изображая этих богатырей, разных, непохожих друг на друга?
( Защитнику Отечества нужны не только сила, отвага, храбрость, но и хитрость, умение обмануть врага.)
– Как автор относится к своим героям? Из чего это видно?
( Гордится ими , любуется силой, красотой. Изобразил их с любовью, восхищением.)
– Как объясните смысл названия картины «Богатыри?
(  Это защита русской земли от врагов, её сила, опора.)
– Какие краски использовал художник показать степь, холмы?
( Фиолетовые, синие, тёмнозелёные, тёмнокоричневые. Чувство тревоги, беспокойство, настороженности: не затаился ли где -то поблизости враг)
ВЫВОД: яркими и нарядными представлены богатыри, темно и страшно за ними. Контраст усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю не пробраться, не проскользнуть.
Замысел художника.
Стихотворение  Никитина:
Широка ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулась!
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов!
–  Какие слова Никитина можно отнести к картине?
( У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершали её богатыри. Они приносили ей славу во все времена. Васнецов своей картиной утверждает, что богатыри земли русской всегда готовы
«  Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.»
(На картине- былинные герои, но мы воспринимаем их, как живых людей, все эти герои былины имели в жизни свои прототипы.
– Какие чаяния, думы хотел выразить художник в картине?
( Прославляет защитников,  хочет, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.
– Такую картину мог создать какой человек?
( Который любил свой  народ, свою историю. Картина  заставляет волноваться. Переживать самое хорошее чувство- гордости за Родину.)
« Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни бывают богатыри, но, увидев вашу картину, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли.»           ( Л. Толстой.)
Составление плана.
1.Вступление: ( об авторе, название картины, что видим на картине.)
2. Основная часть:
А) Описание богатырей, выражение лица, одежда, позы.
Б) Природа на картине.
В ) Мысли и чувства, которые вызывает картина.
Г ) Что хотел сказать художник своей картиной.
3. Заключение. Отношение художника к своим героям.
5. Лексико- орфографическая подготовка:
А) Значение слов:  палица, кольчуга, щит, копьё, сбруя, шлем, колчан.
Б ) Опорные слова:
Среди бескрайних просторов, богатырская фигура, тяжёлую палицу,на вороном коне, щит горит и переливается драгоценными камнями, нарядная сбруя,сражается находчивостью и смекалкой.
6.Письмо сочинения.
Работа ученика.
Одна из самых известных картин В. М. Васнецова –
« Богатыри».Два десятилетия посвятил он ей. Она стала любимым полотном чудожника. На картине изображены три богатыря – воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алёша Попович.
В центре на чёрном коне сидит Илья Муромец. Сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике.С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, а в левой руке  _ щит и громадное копьё. Он одет в железную кольчугу, на голове _ шлем. Богатырь зорко всматривается вдаль из – под поднесённой ко лбу руки: нет ли где врагов- кочевников.
Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Одет он богато и нарядно.Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи. Правая рука богатыря уже вынимает меч из ножен, и конь его вот- вот понесёт в бой.
Справа от Ильи Муромца –Алёша Попович, самый младший богатырь. Он не так силён, как два других героя. Но уверенно снимает лук богатырская рука, и стрела у него всегда наготове.
За спинами богатырей – Русская земля. Степь, поросшая желтеющей травой, дремучие леса, низкое небо- это величавый образ Руси.
Герои полны решимости не пропустить врага. Глядя на картину, мы чувствуем сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением.
Картина «Богатыри» – это памятник воинской славы русского народа. Смотришь на неё и веришь, что нет такой силы, которая могла бы одолеть удаль русскую, силушку богатырскую.
Использовала  литературу:  Л. Л. Стахова. Сочинение по картине для младших школьников. Издательство Дом  «Литера».

Мастер фольклорной и исторической живописи Васнецов любил затрагивать тему народных сказаний, былин, изображая разные сюжетные линии на своих полотнах. Взять хотя бы картину Васнецова Богатыри, с которой мы познакомились в 4 классе. Достаточно один раз увидеть, и вы уже никогда не забудете образы величественных богатырей, что изображены на картине Васнецова. Сегодня мы пишем сочинение по картине, предоставив ее описание и историю создания.

Картина В М Васнецова Богатыри

Картина В. М. Васнецова Богатыри — одна из самых узнаваемых и известных полотен художника. Богатыри — мощная эпическая песнь нашей стране, ее прошлого, истории, призванная выразить дух русской нации.

История картины

В далеком 1871 году художник Васнецов сделал первый карандашный набросок на холсте, дав начало рождению величественного полотна. Целых тридцать лет длилась работа над полотном, явив миру самую значимую работу художника, чью репродукцию мы изучаем на уроках. В апреле 1898 года картину увидел меценат Третьяков, который и выкупил ее, разместив в своей галерее. С того времени Три богатыри Васнецова занимают свое почетное место на одной из стен Третьяковской галереи.

Описание картины Богатыри

Только взглянув на полотно художника, мы видим трех могучих богатырей на боевых конях, облаченных в боевые доспехи. Они внимательно осматриваются вокруг, всматриваясь вдаль. В каждом из них зрители тут же угадывают героев русских былин. И действительно, глядя на эти образы, невозможно не угадать русских богатырей — Добрыню, Илью и Алешу. Причем образы былинных персонажей художник использует не спроста. В них воплощена сила, мудрость, и удаль русского народа.

Да, полотно, конечно, эпохальное, монументальное, помнится, когда я его впервые увидел, то все глядел, глядел… Сущее “завороженье”! Сочинение написать… что ж, попробуем.
Итак, на картине изображены три самых легендарных русских богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович (это ясно с первого же взгляда, без пояснений). Вкупе они являют силу и мощь несокрушимую, стоят втроем многотысячного воинства, да и порознь они – настоящие исполины. Самый могучий – это, конечно, Илья (у него уже почтенный возраст, но вся удаль – при нем). Смотрит через руку вдаль, а на руке – многопудовая палица, веса которой Илья, однако, будто не замечает (ни дать, ни взять – ветхая былинка); а как пустит ее в ход в бою, так “направо махнет – улица, налево – переулочек”. Добрынюшка тоже “не подарок” – плечом мог высаживать двери дубовые, рвать цепи кандальные, так что силушка действительно медвежья и супостату мало не покажется (махнет витязь мечом, так целого отряда, как не бывало). Алеша же Попович не столь атлетичен, но необычайно проворен и хитер и за счет этого также являет собой нешуточную “боевую единицу” (“он не так силен, да напуском смел”). Кони – под стать своим хозяевам. Бурушка-косматушка (“бурушка”, однако масти вороной) Ильи коренаст и кряжист, что твой першерон, может поначалу показаться, что он не очень-то приспособлен к быстрой и длительной скачке, однако это впечатление обманчиво – остальным двум Бурушка даст здесь фору, даже рыжему стройняге Алеши Поповича, который статен, сухопар и в беге стремителен, как крылатый Пегас (а вот как звали “Пегаса” – что-то в былинах не значится; по некоторым сведениям – Цезарем). Белеюшка Добрыни по своей “конёвой” стати занимает “промежуточное положение”.
Богатырская троица, видимо, совершает дозорный объезд границ, вот, они взошли на возвышение, откуда далеко видать, и очень вовремя взошли: там, вдалеке показался враг, сильный и многочисленный (“черной силушки черным черно, а й черным черно, как черна ворона”). Опасность нависла действительно нешуточная, даже тучи позади нахмурились почти до черноты, явственно указывая на то, что схватка предстоит прежаркая; слева-сзади Алеши – камень, похожий на тот, на который набредает витязь на другой картине Васнецова, набредает и видит одну только надпись “пряму ехати — живу не бывати” (другие надписи заросли мхом)… Едва ли на этом камне что-то написано, однако он, быть может, символизирует то, что выбора другого нет, как “пряму ехати”. “Широка Русь, да отступать некуда”. Холмы позади выглядят хмуро (перед лицом нависшей угрозы), но и величественно (“кто на Русь с мечом придет…”) и врагу и в это раз не светит…
А физиолог Павлов особо отметил точность изображения Васнецовым трех темпераментов, их иллюстрирует то, как богатыри реагируют на опасность. Илья успел в дороге расслабиться, быть может, даже чуть задремать, вон и ногу вынул из стремени… всматривается вдаль, не теряя спокойствия и не торопясь (враг еще далеко), просчитывает направление удара. (Флегматик). Добрыня же весь напружился в стременах, стремительно выхватывает клинок и готов без лишних раздумий ринуться в пекло (однако он сможет это сделать только по приказу главного (Ильи), который держит копье, как шлагбаум, упреждая Добрыню от преждевременного рывка). (Холерик). Взгляд Алеши – задорно-озорной, даже чуть насмешливый, он оценил ситуацию и уже прикинул, как обведет супостата вокруг пальца. Правой рукой касается висящей на боку домры и, быть может, предвкушает, как после побоища на привале “сбацает” друзьям победную или беззаботно-озорную песню. (Сангвиник).
Хочется “оживить” картину и поглядеть, как видео, предстоящие побоище и возвращение с победой в Киев-град, но… это уже не будет произведение живописи великого Васнецова.


Цель:
формирование умения описывать содержание картины.

Задачи:

познакомить с творчеством В.М.Васнецова;
воспитывать чувство патриотизма, интерес к героическому прошлому
русского народа;
формировать умение составлять художественное описание текста;
развивать творческие способности и речь учащихся.

Оборудование:
репродукция с картин В.М.Васнецова: «Автопортрет»,
«Богатыри», фрагмент «Богатыри» (Илья Муромец), карточки: «Парадные доспехи»,
«Шлем с бармицей», «Мячи и сабли», «Метательное оружие»

Предварительная подготовка к восприятию картины

В 4 классе на уроках чтения дети знакомятся с народными сказаниями о
русских богатырях. В учебнике « Родная речь» (книга 3 часть 1, авторы
М.И.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова) учащиеся читают былины об Илье
Муромце («Ильины три поездочки», «Илья Муромец выходит на свободу»).
Урок – вернисаж (изобразительное искусство). Беседа: « Творчество
В.М.Васнецова».
Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню защитников отечества
«Богатыри».

Ход урока
1. Организационный момент
2. Введение в речевую ситуацию (сообщение темы и задач урока)

Сильна и могуча Русь. Крепко любит по всей Руси простой народ богатырей –
любит, славит, чествует. Ржаным хлебом с ним делится, на лучшее место сажает и
поёт песни про их славные подвиги, про то, как берегут и защищают богатыри
родную Русь. Вот об этих силачах, заступниках и справедливых воинах мы будем
писать сочинение.

3. Подготовка учащихся к восприятию картины. Беседа о В.М. Васнецове
сопровождается показом портрета художника

Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе
Лопьял в большой патриархальной семье сельского священника. Витя рос
впечатлительным мальчиком, с детства любил слушать народные сказки и песни.
Зимой в их дом часто заходили странники, рассказывали много историй, сказок,
преданий. Они – то да отец и зародили в мальчике любовь к русскому народному
творчеству.
Когда сын подрос, отец отправил его в Вятку, в духовную семинарию. Но
семинарию Виктор не закончил, приехал просить благословения на учёбу в
Петербургскую Академию художеств. Отец выслушал сына и дал своё родительское
согласие.
Учась в Академии, молодой художник много работал. С большим интересом
создавал иллюстрации для азбуки. Но больше всего художника захватывали мысли о
богатырской силе русских воинов, о красоте, о свободе.
В 1876 году Васнецов приехал по приглашению Репина в Париж. На выставке
внимание художника привлекла большая картина о сказочных рыцарях. И вновь он
вспомнил свой замысел о создании картины, посвящённой русским богатырям. Вскоре
в парижской мастерской Паленова появилась русская богатырская застава. Три
богатыря сидели на конях и смотрели вдаль. Но путь к картине был очень долгим.
Летом 1881 гола Васнецов писал этюды в Абрамцеве. В это утро погода выдалась
ветреная. Ветер сердито шумел в листве дубов. Художник замер. «Да это же мои
богатыри!» – подумал он, глядя на могучие деревья. Дубы величаво покачали
тяжёлыми ветвями. Художник решительно начинает работать над картиной «Богатыри»
Наверное, и предположить не мог Виктор Михайлович, что его работа растянется
на долгие годы. Лишь в 1898 году, Васнецов закончил эту картину.
В 1899 году Васнецов открывает в Москве свою первую выставку, центральным
произведением на ней становится картина «Богатыри». Понятно, то волнение, с
каким выносил на суд публики художник свою картину, над которой трудился свыше
18 лет. Встреча оказалась доброжелательной. Виктор Михайлович сказал о своей
картине «Богатыри»: «Они были моим творческим долгом, обязательством перед
родным народом. Я обязан был выполнить свои обязанности перед ним так, как их
понимал и чувствовал».

4. Рассматривание картины «Богатыри»
5. Беседа по содержанию картины

– Каково ваше впечатление от картины?
– Какие чувства она у вас вызывает?
– Назовите, что за богатыри на ней изображены?
– Я хочу обратить ваше внимание на то, как необычно зовут этих богатырей. У
Ильи Муромца имя указывает на место, где он родился, – во городе Муроме, селе да
Карачарове. Добрыня Никитич – в Рязани , Алёша Попович – в Ростове. Мы знаем
богатырей по именам, а вот отчество названо только у одного из них – Добрыни
Никитича. Как зовут других по отчеству? (Илья Иванович, Алексей Леонтьевич)
– Из какой семьи родом каждый богатырь? (Илья Муромец – из крестьянской,
Добрыня Никитич – из «честной зажиточной», Алёша Попович – из
священнослужителей.)
– Какому князю служили эти богатыри?
– На высоких холмах стоит Киев-град. В старину опоясывал его земляной вал,
окружали глубокие рвы. Под Киевом пахали землю пахари, на берегах реки строили
корабельщики ладьи и челны, в лугах пасли пастухи стада. За киевскими
пригородами и сёлами тянулись луга дремучие, по которым бродили охотники,
добывая зверей видимо-невидимо. А за лесами тянулись степи без конца и без края.
И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские сёла
кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в плен. И вот чтобы сберечь от
врагов землю русскую, стали ставить в степи крепости – заставы богатырские,
чтобы оберегали они путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степям
стали разъезжать богатыри на могучих конях. Зорко они всматривались вдаль – не
видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Дни и месяцы,
годы и десятилетия оберегал родную землю Илья Муромец, ни дома себе не построил,
ни семьи не завёл. И Добрыня, и Алёша – всё они в степи да в чистом поле несли
воинскую службу. Изредка собирались к князю Владимиру во двор отдохнуть –
попировать, гусляров послушать, друг с другом потолковать.

Задание:
описать внешний вид богатырей.
Наблюдения детей обобщаются – таблица.

Добрыня Никитич Илья Муромец Алеша Попович

– Что можно сказать про Илью Муромца? (Это старший из богатырей и находится в
центре картины. У него спокойное, мужественное лицо. Он зорко всматривается
вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)
Учащиеся читают отрывок, дающий описание Ильи Муромца.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович
Из-под славного города из-под Мурома,
И того ли села Карачарова,
И конь под Ильёй словно лютый зверь,
Он сам на коне как ясен сокол…
– Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка.)

На доске запись:

Илья Муромец
могучий
отважный
сильный
мудрый
спокойный
мужественное лицо
вороной конь
– Послушайте описание богатыря из былины « Добрыня Никитич».
«Растёт Добрыня в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные в разлет, да
румян, глаза зоркие, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да
румян, словно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый,
обходительный».
– Что можете сказать про Добрыню Никитича? (Он порывист, быстр, скор,
благороден. Он нетерпелив, готов нестись в бой в любую минуту. И конь ему под
стать, смотрит вдаль, вот-вот сорвётся с места. Добрыня одет побогаче, чем
другие богатыри, видно, что он из богатого рода.)
– Что общего в былинном описании богатыря и образе Добрыни на картине? (Кудри
русые вьются кольцами, рассыпаются, глаза зоркие, соколиные, силён, ловок,
ухваткой равных нет.)

На доске запись:

Добрыня Никитич
решительный
порывистый
нетерпеливый
благородный
белоснежный конь
– Что можно сказать о третьем богатыре, Алёше Поповиче? (Он молод и красив,
смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнею, но может и стрелы
свои ловко и быстро пустить. Он с усмешкой, без боязни всматривается в ту
сторону, где могут быть враги земли Русской.)

Дети читают отрывок из былины, дающий описание Алёши Поповича.

А и был там Алёша Попович – млад,
Он Добрыне Никитичу крёстный брат,
Что из присна города, из Ростова,
Сын соборного попа ростовского.

На доске запись:

Алёша Попович
молодой
красивый
лукавый
смелый
отважный
находчивый
храбрый
рыжий конь, с лисьей повадкой
– Давайте рассмотрим снаряжение богатырей.
– Как назывался головной убор богатыря? (Шлем)

Как назывался панцирь сплетённый из металлических колец? (Кольчуга)
– Колющее оружие на длинном древке. Обычно поединок воинов начинался «один на
один» с использования именно этого оружия. (Копьё, на картине – у Ильи Муромца.)
– Как называется рубящее оружие? (Меч, на картине у Добрыни Никитича.)
Чтобы ловко орудовать им, надо иметь немалую силу. Состоит из клинка и
рукоятки. Клинки изготавливались из стали или железа. Меч вкладывался в ножны,
обитые кожей и бархатом. Ножны делались из железа и украшались золотыми и
серебряными насечками.
– Орудие для удара по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжёлой круглой,
ударной части. (Булава, у Ильи Муромца.)
– Оружие оборонительного назначения, при сражении воин прикрывал им своё
тело. (Щит, доспехи.)
– У Алёши Поповича мы видим метательное оружие – лук и стрелы.
– Если внимательно рассмотреть картину В.Васнецова «Богатыри», то можно
помимо воинского снаряжения увидеть ещё одну вещь совершенно мирного назначения,
притороченную к богатырскому седлу. Что это за вещь? Кому художник «подарил»
этот предмет? (Гусли привязаны к седлу Алёши Поповича.)
– Как изображены богатыри на картине? (Крупным планом, все вместе, одной
группой, плечом к плечу, в полной боевой готовности.)
– Что вы почувствовали в их взглядах и позах? (Большую силу, готовность
сразиться с врагом. Картина вызывает чувство уверенности, что богатыри
непобедимы.)
– Художник так изобразил богатырей, что зрителю кажется, будто они
возвышаются над землёй. Почему Васнецов использовал такой приём в этой картине?
(Приём показывает как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы
родной земли бескрайны. Степь широка.)
– Какие краски использовал художник, чтобы показать природу?
– Какое небо изображено на картине?

На доске запись:

небо
грозовое
тёмное
холодное
пасмурное
просторы
бескрайные
густой лес
непроходимый лес
– На картине яркими и нарядными перед нами предстают богатыри. Темно и
страшно за ними. Этот приём контраста как бы усиливает мощь героев картины. Под
их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю не пробраться.

6. Работа над раскрытием замысла художника

Дети читают строчки из стихотворения И.С.Никитина.

– Какие слова Никитина можно отнести к картине?
– Как вы считаете, что хотел выразить художник в этой картине? (Васнецов
хотел, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили
землю, где родились.)
– Такую картину мог создать человек, который любил историю, свой народ. Всё
это создаёт впечатление великодушной, никого не боящейся силы, способной надёжно
оберегать родную землю от врагов.

7. Составление плана

Художник – В.М.Васнецов.
Описание природы.
Богатыри.
Чувства и мысли, какие вызывает это произведение искусства.

8. Устное описание картины
9. Физкультминутка «Богатыри»
10. Самостоятельная работа учащихся
11. Итог урока
Литература

Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А
. Уроки развития речи в начальной
школе. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
Великие художники «Виктор Михайлович Васнецов» т.30, ООО «Издательство «Директ-Медиа»
по заказу ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2010.

Воробьёва В.И., Тивикова С.К
. Сочинения по картинам в начальных
классах. – Тула «Родничок», М.: «Астрель» Изд-во АТС, 2002.

Давыдова М., Агапова.
Праздник в школе: сценарии, конкурсы,
викторины. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2000.
«Классный журнал» № 6 (409). – М.: Изд-во «Открытые системы», 2008.

Кудрявцева Л
. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы. – М.:
Детская литература, 1991.

На чтение 6 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Величие картины

Увидев впервые картину, размер которой 295,3 х 446 см, Третьяков был поражён и молча рассматривал полотно несколько минут. Не раздумывая, он купил впечатляющий шедевр и торопливо перевёз к себе.

Васнецов считал, что кое-что ещё надо подправить и несколько раз приезжал в галерею с кистями, в рабочем халате и прямо в зале, взбираясь на стремянку, делал на полотне мазки, необходимые по его мнению. Это он дорабатывал Добрыню Никитича, изредка поглядывая в зеркальце на себя.

Сжившись с картиной за годы труда, он любил её и с уверенностью мог сказать, что ему действительно удалось выразить свою мечту и веру в красоту и непобедимую мощь земли русской.

Воссоздав грандиозные по духовной мощи образы защитников Древней Руси, Васнецов выразил своё возвышенное и одновременно гражданское понимание идеала русского народа.

Васнецов – выходец из народа

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) родился и вырос в многодетной семье в суровом и живописном Вятском крае. Здесь, среди «мужиков и баб», он любил слушать старинные песни, былины и сказки, которые и сформировали ранние и самые сильные жизненные впечатления будущего художника. Детское восприятие прочных основ жизни народа с их вековыми традициями сыграло решающую роль в становлении Васнецова как певца русского эпоса. «Три богатыря» — картина, ставшая центральным его полотном.

Илья Муромец — старик и мальчик

Если брать за основу центральный образ картины — былинного русского богатыря Илью Муромца — и то, каким он изображён на картине Васнецова, то Алёша Попович должен был бы быть совсем юнцом, а Добрыня Никитич — глубоким старцем. Разницу в возрасте богатырей, безусловно, на картине можно определить благодаря мастерству художника, но она не такая значительная, как если придерживаться исторической достоверности.

Согласно былинным сказаниям, Илья Муромец — это простой крестьянский сын или же старый казак. Прототипами для этого персонажа Васнецову послужили два человека — обычный крестьянин и знакомый извозчик.

Умники и умницы

? с. 65 Виктор Васнецов. Богатыри

vasnecov-bogatyri.jpg

Найди в «Музейном Доме» репродукцию картины Виктора Васнецова «Богатыри». Выдели с помощью рамки Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. Кто из богатырей воплощает спокойную уверенность и силу? Кто — воинственность и решительность? А кто — предусмотрительность и осторожность? Соответствуют ли кони богатырей характерам своих хозяев? Пейзаж, который окружает богатырей, подчёркивает их сказочную природу или человеческую?

Художник Васнецов изобразил самых известных персонажей богатырского эпоса: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Все трое были воинами киевского князя Владимира Красное Солнышко. В центре — Илья Муромец, самый молодой — Алёша Попович. Богатыри спокойны, расслаблены, смотрят в разные стороны или ведут беседу друг с другом, шутят, смеются? (Нет. Илья Муромец, вглядываясь вдаль, держит копьё наперевес. В другой руке у него тяжелая булава. Добрыня Никитич вытаскивает из ножен меч и держит наготове щит, а Алёша Попович держит лук и стрелу. За спинами у Ильи и Алёши — щиты. Все трое, а также их кони смотрят в одном направлении: очевидно, они увидели врага и готовятся к бою.)

Кто из воинов выглядит самым настороженным, суровым? (Добрыня Никитич.) Прежде чем ответить на вопрос, кто из богатырей воплощает спокойную уверенность и силу, кто — воинственность и решительность, а кто — предусмотрительность и осторожность, внимательно рассмотрите лица воинов на овальных фрагментах справа от репродукции. Лицо Ильи открытое, уверенное. Он ждёт врага со спокойным достоинством. Кстати, он единственный, кто не держит ноги в стременах, а это значит, что Илья собирается дождаться врага на месте, не бросаться вперёд, но и не повернуть назад. Именно Илья Муромец воплощает спокойную уверенность и силу. Добрыня Никитич насторожен, его взгляд суров. Он с нетерпением ожидает начала сражения. Про Добрыню можно сказать, что он воинственный и решительный. Алёша же Попович смотрит вдаль с некоторым сомнением, он словно отодвинулся от Ильи и Добрыни; похоже, он считает, что сейчас необходим не открытый бой, а какая-нибудь военная хитрость. Пожалуй, именно он самый предусмотрительный и осторожный.

Характер каждого из богатырей находит своё продолжение в характере коня, на котором богатырь сидит. Конь Добрыни замер, вскинув голову; кажется, что он готов в любой момент броситься вперёд. Его развевающаяся грива, вздёрнутая морда и звериный оскал говорят о том, что конь быстрый, сильный и непокорный. Под Ильёй спокойный и надежный «Бурушка косматенький». Сравните его с другими конями: он самый сильный, ноги его значительно толще, шея — мощнее, чем у других коней. В то же время конь Ильи косит глазом, это значит, что его что-то насторожило. Алёша Попович сидит на обыкновенном рыжем коне, который тише воды, ниже травы: он опустил голову вниз и готов подчиниться хозяину.

Теперь внимательно рассмотрите окружающий богатырей пейзаж. Он такой же сказочный, как и лес в картине Михаила Врубеля «Богатырь»? (Нет, это обычный степной пейзаж: полевые цветы и травы, низенькие степные ёлочки, невысокие холмы. Этот пейзаж подчёркивает, что перед нами не сказочные герои, а воины, существующие в обычном земном измерении. Их экипировка, позы, пейзаж за спиной свидетельствуют о том, что они — пограничный дозор, застава, что они призваны защищать родную землю.)

? с. 65 – 66Сергей Александрович рассказывает о двух предполагаемых циклах былин — киевском и новгородском. К его высказываниям можно добавить, что если Киев был оплотом военной силы, княжеской власти, то и былины киевского цикла воспевают мужественных воинов, рассказывают о событиях (исторических или не очень) при княжеском дворе Владимира Красное Солнышко. Былины киевского цикла создавались не простым народом, а княжескими дружинниками (в народной памяти они лишь хранились), поэтому в них много подробных и достоверных описаний воинского снаряжения, ратных подвигов, упоминается множество исторических мест.

Древний Новгород славился торговыми людьми, купцами, которые в храбрости и отваге не уступали прославленным воинам-богатырям. Главным «князем» Древнего Новгорода было народное собрание — вече, которое и принимало все решения о судьбе княжества; князя новгородцы приглашали лишь для ведения военных действий. Поэтому новгородские былины рассказывают большей частью о приключениях купцов, крестьян, гусляров и т. п.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.

Читайте также:  Краткое содержание Сказка о потерянном времени Шварц

3.2 / 5 ( 4 голоса )

Дата:

Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»

Цели: обогатить знания детей о былинах; учить делить  на части, понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями, составлять рассказ о  былинном герое по картине.

Ход урока

  1. Организационный момент

Построение. Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

— Прочитайте медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте скороговоркой.

— Прочитайте выразительно.

— Какие чувства возникли у вас при чтении?

— Определите задачи урока, прочитав название темы.

  1.  Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

— Вы должны были поделить текст на части. Сколько частей у вас получилось? (Ответы детей.)

— Ну что ж, при проверке узнаем, кто из вас был прав, с кем мы согласимся.

— Обсудите с другом значение трех поездок Ильи Муромца для Русского государства.

— Прочитайте последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?

— Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?

— Как относился Илья Муромец к предсказаниям?

—  Приведите примеры троекратного повтора.

— Расскажите об Илье Муромце. Выберите опорные слова. (смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, бескорыстный, жадный, способный к состраданию).

  1. Физкультминутка
  1.  Работа по теме урока

Работа по репродукции картины В. Васнецова «Богатырский скок»

— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богатырский скок». Расскажите, что вы на ней видите.

— Послушайте о том, как она создавалась.

(Рассказ учителя или заранее подготовивших сообщение учащихся)

Свое отношение к народу и его творчеству Виктор Михайлович Васнецов передавал через свои картины. Всю мощь русского духа он раскрывал посредством обращения к былинным образам богатырей. Одной из картин такого направления стало полотно «Богатырский скок», написанное в 1914 г.

В центре картины расположена фигура богатыря, сидящего верхом на вороном могучем коне. Автор изобразил тот момент, когда конь только оторвал копыта от земли, а уже темный лес, широкие поля и пологие холмы оказались далеко под его ногами, а облака — возле самой головы.

Васнецов с помощью композиции передает ощущение движения. Фигуры расположены по диагонали, у животного ноги поджаты  для прыжка, мышцы рельефно напряжены, голова наклонена. Поза богатыря выражает мужественность и решительность. Нахмуренные

брови, пронзительный взгляд показывают, что он приготовился  сражать врагов Руси наповал. Его оружие и доспехи блестят под лучами  восходящего солнца. Всадник так доверяет своему коню, что даже не смотрит в направлении движения. Напряженность момента подчеркивает задний план картины. Автор использовал темные, глубокие тона для его написания. Запечатлен момент времени перед восходом солнца, очертания леса и полей еле прослеживаются.

 Чтобы фигуры персонажей не сливались с землей, Васнецов написал их на фоне светлеющего неба, играющего нежными  оттенками красного, голубого и фиолетового цветов.

 Картина была написана в год начала Первой мировой войны, через нее автор пытался напомнить людям о былой славе, мощи и единстве русского народа.

— Составьте свой рассказ по данной картине, выразив в нем свое отношение к ее герою. (Примерный ответ: Я очень люблю читать былины, представляя себя могучим богатырем. Увидев картину В.М. Васнецова «Богатырский скок», я сразу понял, что этот художник тоже бесконечно любит  и ценит неисчерпаемую сокровищницу русской народной литературы.

Огромный черный богатырский конь только оттолкнулся копытами от земли, а уже дремучий лес кажется низкой травой, а облака все ближе и ближе. Такой конь в считанные секунды сумеет преодолеть любые расстояния, чтобы доставить грозного седока к желанной цели.

Красив и суров богатырь, крепко сжимающий сильными ногами бока ретивого скакуна. Это настоящий русский воин, такому не страшны даже полчища врагов — пусть они сами дрожат и трепещут! Серебристый шлем, надежная кольчуга щит  сумеют защитить богатыря от мечей и стрел неприятеля, а длинное крепкое копье вселит ужас в захватчиков русской земли. Гордо  и внимательно оглядывает воин бесконечные просторы родины при первой же опасности он готов постоять за свой народ.

 Вот что почувствовал я, рассматривая картину В. Васнецова  «Богатырский скок». А еще я понял, что тоже не дрогну в решающую минуту, сумею защитить слабого и постоять за правду, когда это будет необходимо.)

  1. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…
  1. Подведение итогов урока

— Поччему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?

— Чем закончилась поездка богатыря?

— Чем понравилась вам картина В. Васнецова?

  1. Домашнее задание

Найти и прочитать славянские мифы.

  Тема:   Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова «Богатыри»  

  Цель: 1) обучение анализу образной системы данного живописного произведения

             2) формирование умений составлять рассказ по плану

             3) формирование навыков самостоятельной работы на сочинение по картине через разноуровневые задания

             4) закрепление навыков работы с памятками

             5) воспитание чувства гордости за свой край

Оборудование: 1) музыка  Бородина «Симфония №2. Богатырская»

                           2) картина В.М.Васнецова «Богатыри»

                           3) орфографические, толковые словари

                           4) памятка «Как составить рассказ по картине» (для детей, которые имеют трудности при написании сочинения)

                          5) дополнительный материал: «Краски, которые используют художники» и «Отношение к рисунку» (для детей, которые имеют трудности при написании сочинения)

I.. Организационный момент.

II. Тренировка орфографической зоркости (см. книгу Тоцкова «Орфография без правил»)

      Остановились                                         богатырская

     Палица                                                     серебро

    Кольчуга                                                  драгоценные

   Находчивость                                        колчан

III. Списывание.

      Под славным городом под Киевом

      На тех на степях на днепровских

      Стояла застава богатырская.

IV. Тема урока «Обучение связной речи по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». На первом уроке проведем подготовительную работу по написанию сочинения по этой картине.

— Какие задачи будут стоять перед нами?

Мы должны описать содеожание картины и передать то, что хотел сказать художник своей работой, то есть замысел картины.

— Назовите синоним к слову «картина» (полотно).

— Найдите значение этого слова в толковом словаре.

— Сегодня мы работаем с вами над полотном художника В.М.Васнецова «Богатыри». Это произведение, как и произведение «Аленушка» относится к портретной живописи.

V. Беседа о художнике.

    В.М.Васнецов – великий русский художник.

-Какие еще его полотна вы знаете?

   Еще будучи юношей, он увлекся былинами, протяжными и неторопливыми, как дорога в степи.

-Чем былина отличается от песни?

  Слова былины ласковые, издалека идущие, похожи на задушевные песни его детства.  Только склад у былины другой, и герои её не добры молодцы, а богатыри-победители.

    На уроках истории, изучая древнегреческую мифологию, мы узнали, что героя Антея питала земля.

-А что общего у него с Ильей Муромцем?

    Обещают вещие странники, что станет Илья богатырем, когда выпьет росу, и напутствуют его такими словами: «Защищай вдов, сирот, малых деточек».

    Набравшись силы и мудрости отправляется Илья защищать Родину. Вместе с другими воинами стоит он на богатырской заставе,

    У каждого богатыря свое имя, свое прозвище, своя повадка.

    Этот былинный рассказ так понравился Васнецову, что он выписал его к себе в тетрадь.

             Под славным городом под Киевом

             На тех на степях на днепровских

             Стояла застава богатырская

             На заставе был богатырь Илья,

             Илья Муромец, сын Иванович…

             А и был на заставе Добрыня Никитич млад…

             А и был там Алеша Попович млад,

             Что из красна города  Ростова.

   Долго создавал художник свою картину. И лишь в 1898 году, накануне своего пятидесятилетия, Васнецов закончил свою главную картину.

VI. Рассматривание картины.

 — Посмотрите на картину В.М.Васнецова. Какие мысли. Чувства возникли у вас при рассматривании картины?

—  Послушайте отрывок из музыкального произведения Бородина «Симфония №2».

—  Во время слушания подумайте. Почему композитор назвал симфонию «Богатырской»?

—  А если что – нибудь общего между симфонией и картиной, которую мы разбираем?

—  Сравните образ героев в музыкальном произведении с образами богатырей художника В.М.Васнецова.

(учитель дополняет: И художнику, и композитору удалось создать яркий былинный образ народной богатырской силы, которая способна защитить русскую землю от любого врага).  

VII. Анализ содержания картины.

— Чтобы понять образную систему данного живописного произведения, вам помогут вопросы и задания, записанные на доске.

— Внимательно прочитайте их про себя, затем опираясь на вопросы. Самостоятельно рассмотрите картину. (звучит музыка)

— Будем разбирать вопросы и сразу же выбирать опорные слова, словосочетания, которые можно использовать в сочинении.

— Из чего состоит богатырская сила? Художник не скупится на подробности. И каждая деталь в картине имеет свой смысл.

1. Как называется картина? Почему? («Богатыри», показывает силу, мощь русского народа).

2. Кого вы видите в центре картины?

3. Каким изобразил художник Илью Муромца? (сильным, смелым, храбрым богатырем; сила чувствуется в его богатырской фигуре; он полон огромной спокойной мощи).

4. Как автор передал мощь и силу Ильи Муромца? (спокойно, уверенно сидит на своем вороном коне, неторопливо всматривается в даль из-под руки; в глазах – твердость и уверенность; доброе лицо сурово; простой круглый шлем, крепкая стальная кольчуга и металлический шлем защищают его тело).

— Что такое кольчуга? Найдите толкование этого слова в словаре.

    Острое копье на красном древке  лежит поперек спины коня, видны стрелы в колчане.

— Встретилось старое или старинное слово колчан? Что означает? Обратимся к словарю.

Легко поднял он свою руку, на которой висит громадная тяжесть – тяжелая палица.

     По Ожегову палица – старинное оружие – тяжелая дубинка с утолщенным концом.

5.  Каким показан конь Ильи Муромца? (конь под стать богатырю, такой же могучий, сильный и спокойный: вороной конь Ильи тяжел и могуч; конь стоит, точно в землю врос)

6. Как автор описывает Добрыню Никитича? (Добрыня – стройнее, моложе Ильи, его фигура более гибка и подвижна; правая рука добрыни уже вынимает меч, плечо его поднялось кверху, отчего его силуэт на фоне неба приобретает особую решительность. Добрыня Никитич приготовился к бою, во всей его фигуре – напряженная энергия)

7.  Как художник подчеркнул богатое происхождение Добрыни Никитича? (поверх тонокй серебряной кольчуги пластинчатая броня; на груди золотая цепь; шлем фигурный, щит красного цвета, на нем драгоценные камни, конь у него в нарядной сбруе).

— Дайте толкование слова сбруя.

8. Чем отличается Алеша Попович от других богатырей? (сидит на коне расслабившись, задумчив; одной рукой он держит лук со стрелами, а другой плетку. Алеша Попович не богатырского сложения, как Илья и Добрыня, видимо он сражается с врагами не богатырской силой, а смекалкой и находчивостью).

9. Какое выражение лица у богатырей? Как вы думаете о чес они размышляют? (суровое, полное решимости отстоять свою землю, они уже готовы дать отпор врагу)

10. Что можно сказать о природе, которая их окружает? (бескрайний простор полей, желтый ковыль, зеленые холмы; в небе клубятся белые тяжелые облака; пейзаж суровый, строгий; пасмурное осеннее небо; засыхающая трава;пейзаж природы создает впечатление стойкости воинов)

— На границе степи и леса стоят богатыри. Прекрасны, суровы необъятные просторы Родины. Величественна, тревожна природа в минутуы опасности. Колорит картины, гармония красок усиливает настроение торжественности и боевой тревоги. В соседстве с темно-зелеными, приглушенными серыми тонами особенно выразителен неяркий красный цвет щита Добрыни Никитича, копья Ильи Муромца, одежды Алеши Поповича, флажка на его шлеме. Цветовая гамма создает праздничное настроение, оно радует глаз, вселяет веру в человека)

11. Какие чувства хотел пробудить художник у зрителей?

VIII. Словарная работа.

— Прочитайте, какие опорные слова мы выбрали, которые можно использовать в своей работе.

               Среди бескрайних просторов

              Богатырская фигура

             Палица тяжелая

            Конь под стать богатырю

           Щит горит и переливается

          Драгоценные камни

         Нарядная сбруя

        Находчивость, смекалка

-Замените близкими по смыслу словами изобразил   (написал, показал)

— Прочитайте орфоэпически. Как пишутся слова (карточки):

                 остановились               богатырская              палица

                кольчуга                       драгоценные                колчан

               находчивость              смекалка

IX. Составление плана.

— Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения.

    В этом поможет памятка «Как составить рассказ по картине?»

— Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина, о природе в картине).

—  О чем скажем в основной части? (опишем героев).

— Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина)

                                           ПЛАН.

1. Художник и  картина.

2. Природа в картине.

3. Богатырь Илья муромец.

4. Нарядный Добрыня Никитич.

5. Находчивый Алеша Попович.

6. Мое отношение к картине.

— Составьте рассказ по плану, используя опорные слова (ответы 1-2-х учеников)

— При написании сочинения не обязательно использовать все опорные слова. вы можете описать героев по-своему.

— При работе пользуемся словарем.

X. Запись сочинения.

     Проверка работы.

XI. Итог урока.

— О том, как справились с работой, мы поговорим на следующем уроке.

(Приведу как пример работы двух учеников 4Р класса.

   Картину «Богатыри» написал знаменитый художник 19 века В.М.Васнецов. Эта картина рассказывает об истории, когда было необходимо защищать родину.

     В центре картины на вороном коне сидит Илья Муромец. Грозно смотрит он вдаль. Он сильный и могучий человек, с легкостью держит тяжелую палицу одной рукой, а другой – копье. Чувствуется, что это добрый и спокойный человек.

    От Ильи справа расположился на белом коне Добрыня Никитич, сын богатого князя. На нем серебряная кольчуга, а щит переливается драгоценными камнями. Конь его в нарядной сбруе. Полумесяцы на груди – символ победы, ведь Добрыня храбрый и отважный воин.

    А с другой стороны от Ильи Муромца сидит на огненном коне его побратим – Алеша Попович, сын попа ростовского. На картине он небольшого роста, мечтательный и хитрый. Одежда у него нарядная, в руках лук и колчан со стрелами, а к седлу прикреплены гусли яровчатые.

    За их спиной темные леса и курганы, над головой предгрозовое небо в тучах. Но наши богатыри победят своих врагов.

    Мне очень понравилась картина, потому что она учит любить и защищать свою Родину.    (Копырина Христина).

     Художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал картину «Богатыри». В ней он подчеркнул необъятные просторы земли русской и силу русского народа.

     Там, где лес граничит со степь., остановились три богатыря. В центре, на вороном коне. сидит Илья Муромец. В руках он держит палицу тяжелую. И конь под стать богатырю. Такой же сильный и спокойный.

     Справа от него Добрыня Никитич. По его кольчуге можно сказать, что он княжеского происхождения. И конь его в нарядной сбруе. И шлем отличный от других. А на щите переливаются драгоценные камни.

     Слева от Ильи – Алеша Попович. Гусли висят у него да колчан со стрелами – вот и все его оружие. Не силой он берет своих врагов, а находчивостью, смекалкой, хитростью, сообразительностью.

    Мне понравилась эта картина. Глядя на нее возникает чувство гордости за русский народ. Пока три богатыря стоят на страже, ни один враг не страшен.   (Щербинин Сергей).  

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииОбучающее сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»(развитие речи)2 классПодго...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»(развитие речи)2 классПодго

    Описание слайда:

    Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

    (развитие речи)
    2 класс
    Подготовила:
    учитель начальных классов
    МБОУ БГО СОШ №3
    Мозгалина О. А.

  • 2 слайд

    Виктор Михайлович Васнецов – известный русский художник. Основными темам

    Описание слайда:

    Виктор Михайлович Васнецов – известный русский художник.
    Основными темами его картин являются русские народные сказки.
    Героями его картин стали такие известные персонажи русских сказок, как Аленушка , Иван-царевич и серый волк, Кощей бессмертный и другие.

  • 3 слайд

    Картина «Богатыри» Виктора Васнецова – одна из самых известных работ художника.

    Описание слайда:

    Картина «Богатыри» Виктора Васнецова – одна из самых известных работ художника.

  • 4 слайд

    Сочинение по картине виктора васнецова богатыри 4 класс составить сочинение

  • 5 слайд

    Сочинение по картине виктора васнецова богатыри 4 класс составить сочинение

  • 6 слайд

    Сочинение по картине виктора васнецова богатыри 4 класс составить сочинение

  • 7 слайд

    Сочинение по картине виктора васнецова богатыри 4 класс составить сочинение

  • 8 слайд

    Сочинение по картине виктора васнецова богатыри 4 класс составить сочинение

  • 9 слайд

    Сочинение по картине виктора васнецова богатыри 4 класс составить сочинение

  • 10 слайд

    Сочинение по картине виктора васнецова богатыри 4 класс составить сочинение

  • 11 слайд

    Сочинение по картине виктора васнецова богатыри 4 класс составить сочинение

  • 12 слайд

    Сочинение по картине виктора васнецова богатыри 4 класс составить сочинение

  • 13 слайд

    Структура сочинения:Вступление (начало)Автор картины, ее названиеОсновная час

    Описание слайда:

    Структура сочинения:
    Вступление (начало)
    Автор картины, ее название
    Основная часть
    Описание богатырей
    Описание природы
    Концовка
    Мое впечатление от картины

  • 14 слайд

    Помни:Каждую часть сочинения пиши с красной строки и с большой буквы. Не забы

    Описание слайда:

    Помни:
    Каждую часть сочинения пиши с красной строки и с большой буквы.
    Не забывай в конце предложения ставить точку. Следующее предложение начинай с большой буквы.
    Старайся избегать повторение одинаковых слов. Заменяй их словами-синонимами (словами близкими или похожими по значению).

  • 15 слайд

    Вступление (начало)Что за картина перед нами? Кто ее автор?В. М. Васнецов «Бо

    Описание слайда:

    Вступление (начало)
    Что за картина перед нами? Кто ее автор?
    В. М. Васнецов
    «Богатыри»

  • 16 слайд

    Основная частьКто изображен на картине?три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Н

    Описание слайда:

    Основная часть
    Кто изображен на картине?
    три богатыря — Илья Муромец,
    Добрыня Никитич,
    Алеша Попович.

  • 17 слайд

    Основная частьКто изображен в центре картины?Илья МуромецЧто он делает ? Что

    Описание слайда:

    Основная часть
    Кто изображен в центре картины?
    Илья Муромец
    Что он делает ?
    Что он держит в руках?
    смотрит вдаль
    булаву и копье.
    Во что одет Илья Муромец?
    в богатырские доспехи.
    Какой под ним конь?
    чёрный богатырский конь спокойно стоит, ждёт приказа

  • 18 слайд

    Основная частьКто стоит справа от него? Алеша Попович Что он держит в руках?

    Описание слайда:

    Основная часть
    Кто стоит справа от него?
    Алеша Попович
    Что он держит в руках?
    лук со стрелами
    На каком он коне?
    Что защищает его грудь?
    сверкающие латы
    Что у него на голове?
    серебристый шлем

  • 19 слайд

    Основная частьКто стоит слева от Ильи Муромца? Добрыня НикитичЧто он держит в

    Описание слайда:

    Основная часть
    Кто стоит слева от Ильи Муромца?
    Добрыня Никитич
    Что он держит в руках?
    меч
    На каком коне Добрыня Никитич?
    на резвом белом коне
    Во что одет богатырь?

    блестящая кольчуга, на голове остроконечный шлем.

  • 20 слайд

    Основная частьГде стоят богатыри? Какая трава? Какое небо?Что оно предвещает?

    Описание слайда:

    Основная часть
    Где стоят богатыри? Какая трава?
    Какое небо?
    Что оно предвещает?

    Что готовы сделать богатыри в любой момент?
    посреди поля пожелтевшей травы.
    пасмурное
    опасность.
    броситься на защиту родной земли.

  • 21 слайд

    Концовка Мне понравилась (не понравилась) эта картина. Понравилась ли вам кар

    Описание слайда:

    Концовка
    Мне понравилась (не понравилась) эта картина.
    Понравилась ли вам картина?
    Почему? (свободный ответ)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сочинение по картине виктора васнецова богатыри 4 класс составить сочинение

  • Сейчас обучается 938 человек из 79 регионов

Сочинение по картине виктора васнецова богатыри 4 класс составить сочинение

  • Сейчас обучается 318 человек из 65 регионов

Сочинение по картине виктора васнецова богатыри 4 класс составить сочинение

  • Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Похожие материалы

  • Презентация к уроку «Синтаксический разбор ПП»

  • Разработка урока «Синтаксический разбор ПП»

  • Изложение с творческим заданием по теме «Закрепление правописаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА. ЧУ-ЩУ, ЧК,ЧН, безударные гласные в корне»

  • Урок освоения «Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них»

  • План урока «Обособленные приложения»

  • Урок-конспект «Разряды количественных числительных»

  • Олимпиада по русскому языку 2 класс

  • Рабочий лист по теме «Обособление согласованных определений»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452591 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Сочинение по картине витязь на распутье 6 класс русский язык кратко
  • Сочинение по картине вратарь 7 класс григорьев с деепричастиями
  • Сочинение по картине вратарь 7 класс ладыженская
  • Сочинение по картине витязь на распутье 6 класс урок
  • Сочинение по картине виктора михайловича васнецова иван царевич на сером волке 6 класс