Сочинение по картине весна большая вода 4 класс сочинение по картине

Сочинения по картинам левитан весна большая вода с первого взгляда на холст мы видим, что художник показал раннюю весну. снег
  • Сочинения
  • По картинам
  • Левитан
  • Весна большая вода

Весна большая вода

С первого взгляда на холст мы видим, что художник показал раннюю весну. Снег давным-давно растаял и превратился в воду, лед уже не сковывает реку как раньше, она вышла из своих берегов. Большинство деревьев подтоплены речкой, они тянутся к солнцу.

Далее за деревьями художник показывает маленькую деревню. Дома стоят одиноко в самой реке, их наполовину затопили талые снега.

Чуть выше на холме стоят еще пару домов, их река не достала.

У реки стоит чья-то лодка. Скорее всего, эта лодка принадлежит кому-то из жителей затопленной деревни. Ведь только на ней можно добраться до своего дома.

Художник очень удачно подобрал контраст цветов. Мы видим как вот-вот на улице наступит весна. Зеленее холм, на котором стоят домики. И вот кажется, распустятся деревья. В воде стоят не только березы. Мы видим одинокую сосну и молодой дуб. Все деревья очень красиво отражаются в воде, как будто любуются своим отражениям. Им сейчас очень тяжело, потому что их корни находятся в холодной мерзлой земле, да еще и подтоплены водой. Небо небесно-голубого цвета с маленькими белоснежными облаками. Солнце художник не изобразил на холсте, но по передачи красок можно сказать, что день довольно солнечный и яркий.

Очень хорошо художник подобрал цвета. Золотистый цвет в правом углу картины хорошо сочетается с темно-синей рекой. Они друг друга оттеняют тем, самым показывая насколько чиста речка.

Видно, как художник любит свою природу. Он передал все мельчайшие подробности данной картины, до каждой веточке. Очень тонко прочувствована цветовая гамма, которая дает нам ощутить ту раннюю весну. Можно вообразить, что когда сойдут талые воды, под ними, скорее всего, окажется проселочная дорога в деревню. Данная картина наполнена чувством оживления и прихода теплой весны.

Описание картины Весна. Большая вода

Немало грусти находит, когда видь в вдалеке небольшую деревню, которая притуплена весенней водой и людям там нелегко. 

Главным героем данной картины является вода. Она перешла, свои границы и затопила много земли, а потом словно назло замерзла, словно в ожидании чего-то.  Вокруг тишина и растительность также находится в состоянии покоя, еще пока без листвы, но в ожидании теплых весенних дней. Несмотря на многие мрачные черты картины, она все-таки имеет много светлых тонов.

Не многие художники могут похвастаться мастерством передачи красоты весенней поры года, тем более в самом её начале, когда зима ещё не передала свои права. Автор старается применять много светлых и ярких красок, которые поднимают настроение и дают понять, что скоро вода уйдет, и люди заживут привычной жизнью. В изображении неба и воды преобладают голубые цвета с разными оттенками. Стоит отметить огромный клен, который выделяется на данной картине. Он словно сильнее чем остальные деревья и с гордостью уже не впервые переносит холод.

Глядя на данное произведение, заставляешь себя, гордится, красотой нашей природы, которая терпеливо ждет окончание зимы с надеждой, что скоро наступит весна и согреет её. 

Картина создает чувство свободы и легкости при её просмотре. Главная цель Левитана в данной работе это показать свою искреннюю любовь к Русской природе.

Зима для природы всегда не легкая пора. Когда она заканчивается, то все живое начинает понемногу оживать и приходить в себя после суровых холодов. Солнце с каждым днем все больше греет, а воздух становится чистейшим, и здесь приходят только хорошие и светлые мысли. 

Все реки и воды начинают таять. Для всей растительности это, несомненно, замечательно и полезно. Растают реки, очистятся ручьи и родники, и рыба снова будет жизнь нормальной жизнью.  Но вот для людей большая вода может принести и вред. Ведь из-за неё много сел может просто затопить и люди будут изолированы от нормальной жизни. Когда кругом вода, то только небольшая лодка, изображенная на картине, может помочь в этой проблеме затопления. Автор дает понять, что в некоторых ситуациях и такая лодка может быть очень значимой в жизни человека.

Вариант 3

Нам показано наводнение. И не от цунами или какого-то стихийного бедствия, а просто разлив реки. Конечно, это может быть очень серьезно. У нас уже не так часто разливы такие, река мелеет. Раньше, говорят, река так разливалась, что оставляла после себя «озера». То есть она возвращалась в берега, а в оврагах всяких вода оставалась. И даже я слышал, что там рыба водилась!

Вот такой мощный разлив и здесь показан. Ранняя (средняя) весна, уже не так холодно. Лёд, понятно, уже растаял. Больше всего здесь всё-таки серого цвета: вода, небо… Но есть и зелень. Например, ель темно-зелёная. Деревья на заднем фоне сохранили бурую листву. Много берёз, хотя на них нет листвы, конечно.

На переднем плане лодочка. Такая бедноватая. Она «припаркована» на песчаном берегу. Тут ещё тени от деревьев, то есть солнце с нашей стороны. Вдали какие-то хаты, их, видно, тоже залило слегка. Так и представляю, как там народ ходит в резиновых сапогах, как вещи плавают…   Но это были какие-то не самые удачные домики, так как построены они, конечно, шикарно. В смысле, надо было додуматься в низине строить дом?! Вот там ещё пара домов на холме прямо. До них даже никакое цунами не доберётся. Всё по уму… 

Всё же небо светло-серое, облака лёгкие. Красиво, чувствуется весна. Я только один раз видел весенний паводок. Тогда затопило мост в деревне. Мы ездили смотреть! Но это был невысокий мостик. Даже не удивительно, что его затопило…

На этой лодке, думаю, ездили к тем затопленным домам. Спасать кошку, попугая. Хотя тот сам улетел – к другим домам. Вот после проблема будет всё сушить в этом доме! А вообще, надо бы им всем перебраться на холм… А там ураган! И снесёт те дома, что на холме, а в низине ничего страшного не случится. Вот и не угадать…   

Нужно делать такие дома, чтоб им не страшны были никакие погодные условия. В них должно быть безопасно. Вот поэтому я хочу стать проектировщиком умного дома. И чтобы он, если что, перемещался с места на место сам, как будто ракета… Это круто!

Знаменитый художник Исаак Ильич Левитан родом из Литвы. Совсем в юношеском возрасте он лишился матери. И, к большому сожалению,спустя время, болезнь одолевает и отца Левитана. Семья жила очень бедно. В 1877 году умер отец, и семья, состоящая из 4 детей, жили лишь на одни крошки. В то время художник учился в четвертом классе у известного на то время живописца Василия Перова.

Левитан выигрывал множество творческих конкурсов, за которые получал финансовые вознаграждения, благодаря которым он жил и питался.

Также в 1885 году он окончился художественное училище после, которого у Левинтана начался творческий путь.
Художник много путешествовал по России, и именно она вдохновила на многие его картины. В одном из своих путешествий он побывал в Российской глубинке, которая и была музой для написания картины «Весна. Большая вода».

Сочинение описание картины Весна. Большая вода

Левитан писал картины о нашей прекрасной родине  — России. Все они написаны так правдоподобно. Хочется смотреть на них ещё и ещё. Если немного пофантазировать, то можно услышать и журчание талых вод, и пение прилетевших птиц, и шум ветра в кронах деревьев.

Весна — это конец зиме, весна — это пробуждение природы. Весной хочется поскорее снять вдруг сразу ставшие тяжёлыми зимние одежды. Подставить лицо солнцу, которого так не хватало всю зиму. Вдохнуть полной грудью свежий воздух.

Под теплыми лучами солнца снег тает, вода не успевает впитываться в мёрзлую землю и разливается огромными лужами. Это называется половодьем. В воде, как в зеркале отражаются голубое небо, деревья и кустарники. Вода чистая, прозрачная. Кажется, что всё такое чистое и прозрачное, не только воздух. Как будто, отмытое от зимней грязи.

Зима осталась в прошлом до следующей зимы, когда нам надоест осенняя слякоть, и мы опять захотим белого пушистого снега. День становится длиннее, а ночь короче. Солнце уже не только светит, но и греет. Оно высоко поднимается над горизонтом. Поэтому, тени от деревьев на воде отчётливо-черные.

Весной реки всегда выходят из берегов, разливаются, а потом снова возвращаются в прежние границы. Вода может затопить поля, леса, сёла и деревни, если они находятся в низинах. Ломает хрупкие мосты, отрезает людей от остального мира. На картине изображена небольшая лодка. На такой далеко не уплывёшь. Много людей в неё не поместится. Разве что, дед Мазай со своими зайцами.

На заднем плане картины видны деревенские домики. Они оказались в зоне затопления. Над водой видны только их крыши. Люди странные очень по своей природе. Они всё-равно не покинут обжитые места. Дождутся, когда спадёт большая вода, и начнут приводить дома в порядок. Заранее зная, что на следующую весну всё снова повторится.

Не затопленной осталась только узкая песчаная полоска с растущими на ней берёзками. Возле неё и стоит, старая лодка.

По-моему, в России эта картина наблюдается каждую весну. Уровень Мирового океана поднимается из-за таянья ледников, поднимается уровень рек, озёр и морей. Местности, которые раньше никогда не затопляло, могут оказаться в воде.

Не смотря ни на что, картина создаёт позитивное настроение. Так и хочется надеть резиновые сапоги, и как маленький ребёнок, побегать вдоль песчаной кромки. Или пустить на воду бумажный кораблик и побежать за ним, представляя себя капитаном большого корабля.

Описание для 4, 7, 9 класса

Описание настроения картины Весна большая вода

Чувства картины Весна большая вода

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Тихого Аисты 9 класс

    Великий русский художник И. А. Тихий написал картину “Аисты” в 1960 году. На переднем плане изображён зелёно-жёлтый луг с высокой и густой травой. С правой стороны полотна видно заросли камышей

  • Сочинение по картине Первая зелень Никонова 7 класс

    Первая зелень – очень красивая картина известного во всём мире художника Никонова Владимира Глебовича. Эта картина как – будто веет свежестью, весной

  • Сочинение по картине Волкова В конце зимы 3 класс

    На своей картине «В конце зимы» Ефим Волков представляет взору зрителя лесной массив. Немного болотистое пространство, которое обрамляется густым лесом.

  • Другие
  • Сочинение по картине Пименова Новая Москва 3, 8 класс

    На общем фоне, этой работы, художник показал те здания, которые занимали первое место в городе, Дом союзов и «Москва» гостиница. На первое место, в этой работе, можно чётко рассмотреть, кабину импортного автомобиля, управляемого девушкой

Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение-описание по картине О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку». По плану легче написать свой вариант и внести в мир немного творчества. Приятного просвещения!

Вариант 1: Кратко

(275 слов) Картина советского художника О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку» была создана в 1961 году. Место действия – обычная деревенька, где живут простые и небогатые люди. Вся сценка, изображенная на холсте, пропитана искренностью, теплотой и любовью к русской земле. 

Летний, жаркий день. На переднем плане располагается маленький мальчик, ему не больше четырех лет. Лицо его выражает расстройство и обиду, он хочет заплакать, но сдерживает подкатившие слезы. На малыше надета рубаха и черные штаны, а ноги босые. Ребенок встал рано утром, чтобы подготовиться к рыбалке и накопать червей, которых он сложил в банку. Ее он и держит в одной руке, а второй с досадой чешет ушко. Рядом с мальчиком стоит курица, которая незаметно для него таскает червячков из банки. Светловолосая девочка, которая выглядывает из-за двери, наблюдает за всей этой картиной и смеется. Она одета в розовое платьице. Скорее всего, это сестра главного героя. 

А вот главные виновники разыгравшейся трагедии – отец и брат  — удаляются от дома. Мужчина среднего роста, сутулясь, несет тяжелый рюкзак, а в руке держит весло. Он не обращает внимания на своего младшего сына. Одет отец в рубаху с длинным рукавом и штаны, на ногах черные сапоги. А мальчик девяти лет, который идет рядом с главой семейства, оглянулся, чтобы посмотреть на обиженного брата и смешную курицу. Его забавляет вся ситуация, теперь он уже взрослый, и его берут на рыбалку, в отличие от малыша. 

Вся обстановка: дом, со стен которого сыпется штукатурка, одежда главных персонажей, постройки рядом с домом говорят о бедности жителей деревеньки. В их жизни немного радостей, они вынуждены много работать и рано вставать, пока солнце еще не взошло. Но при этом они не унывают, а встречают новый день с радостью и самоотверженно трудятся. 

План сочинения по картине О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»:

  1. Вступление: история создания полотна;
  2. Основная часть: описание репродукции картины «Не взяли на рыбалку»;
  3. Заключение: мои впечатления о картине О. В. Поповича.

Вариант 2: Подробнее

(397 слов) Картина О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку» удивительно трогательная и ироничная, но в то же время мы видим ее социальный подтекст: на ней представлены бедные люди и их ветхое жилье. Их участь вызывает сострадание. 

Главным героем картины является мальчик 3-4 лет. Озорной и светловолосый ребенок одет в простую одежду: белую помятую рубаху и короткие черные штанишки на лямочках. Лицо его выражает обиду, досаду и гнев. Малыш встал рано утром, чтобы пойти с отцом и старшим братом на рыбалку, накопал червей и положил их вместе с землей в маленькую баночку. Он ее держит в одной руке, а другой рукой чешет свое ушко. Кроха вот-вот расплачется, но сдерживает слезы. Наверное, отец научил его скрывать эмоции, потому что настоящие мужчины не плачут. На ногах малыша нет обуви, он стоит босиком на голой земле. 

Недалеко от расстроенного мальчика находится дом, очень старый, штукатурка уже местами осыпалась со стен, деревянные двери со скрипом открываются. На пороге его стоит девочка семи лет в розовом платьице со светло-русыми запутанными волосами, скорее всего, это сестра главного героя. Но внимание малышки приковано к серой курице, которая нагло поедает червячков из банки раздосадованного ребенка. Сестренку забавляет вся эта ситуация, она улыбается и ждет, чем все закончится. 

На заднем плане картины «Не взяли на рыбалку» виднеются фигуры отца и брата малыша. Лица мужчины не видно, он наклонил голову и устало бредет по направлению к реке. Одет он просто: в рубаху с длинным рукавом, черные штаны и резиновые сапоги, на спине располагается тяжелый рюкзак. В руке можно увидеть весло. Отец не обращает внимания на младшего сына, он даже не смотрит в его сторону, видимо, думает о рыбалке. А вот старший брат с улыбкой на лице обернулся, он смотрит на курицу, которая крадет червячка из баночки. Он рад тому, что стал достаточно взрослым, чтобы ходить с отцом за уловом. Мальчик носит светлую рубашку с коротким рукавом и черные короткие штаны, на ногах черные тапки. 

День обещает быть жарким, солнце с самого утра уже пригревает, оно освещает дом, фигуры людей. Небо голубое и ясное. 

Сценка, изображенная на холсте, скорее всего, имела место быть в реальной жизни. Для простых людей тех времен и в сельской местности не было развлечений и забав, как у современных жителей мегаполисов. Даже рыбалка имела значение, была как особый ритуал, приносящий улов, но в то же время требовала от рыбаков сноровки и терпения. Малыш еще мал для подобных мероприятий, поэтому его предпочли оставить дома. 

План сочинения по картине О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»:

  1. Вступление: особенности картины;
  2. Основная часть: описание репродукции картины «Не взяли на рыбалку»;
  3. Заключение: мои впечатления о картине О. В. Поповича.

Автор: Елена Баранова

Искусство всегда интересовало Многомудрого Литрекона, ведь в нем он черпает вдохновение для новых работ. Вот и сейчас он написал сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Первый снег» в двух вариантах. Приятного просвещения!

Вариант 1

(297 слов) Картина «Первый снег» является одной из самых известных работ советского художника А.А. Пластова. Живописец написал это полотно в 1946 году, через год после окончания Великой Отечественной войны. Видимо, именно поэтому мы видим такой умиротворяющий и лиричный сюжет: двое детей любуются на первый снег, не омраченный печальными вестями с фронта. Пластов сам был родом из деревни и часто показывал ее быт, приукрашенный мастерством его кисти.

картина А.А. Пластова «Первый снег»На первом плане картины изображены дети, стоящие на крыльце возле дома. Впереди стоит девочка постарше и повыше. На ней светлое пальтишко до колен, длинный желтый платок, черные валенки. Из-под платка выбиваются коричневые пряди волос. На лице ее застыло восторженное выражение лица. Она улыбается и завороженно смотрит на снег. Позади нее стоит мальчик, видимо, младший брат. На нем темная шапка-ушанка, черный полушубок, серые штаны, черные ботинки. Его взгляд направлен вверх, ему тоже очень нравится снег. Позади них стоит крепкий на вид бревенчатый дом. Возле него расположен невысокий забор из тонких древесных прутьев. Рядом с избушкой растет большая и толстая береза. Всей своей могучей кроной она возвышается над домом. Близ нее жмутся кустарники и небольшая ель. По направлению к ним шагает большая птица. Вероятно, сорока или ворона. На заднем плане картины изображены другие бревенчатые дома — аккуратные и прямые. Вдоль по улице на санях едет человек. Он правит лошадью стоя. Вся деревня запорошена снегом — главным героем полотна. Он заполонил все пространство холста. Он нарисован так реалистично, как будто прямо сейчас выйдет за рамки изображения и заполонит письменный стол. Несмотря на то, что художник запечатлел пасмурную погоду, снег будто освещает все вокруг белым сиянием наступившей зимы.

Мне очень понравилась картина А.А. Пластова «Первый снег», потому что на ней запечатлены первые дни зимы — сказочное время, которое погружает людей в атмосферу чуда и волшебства. Эти снежные просторы передают размах русской природы и ее уникальную красоту.

План сочинения-описания по картине А.А. Пластова «Первый снег»:

  1. Вступление: история создания полотна;
  2. Основная часть: описание картины Пластова;
  3. Заключение: мое мнение о произведении.

Вариант 2

(329 слов) Известный советский художник А.А. Пластов родился в селе Прислонихе Симбирской губернии, где начал заниматься живописью с самых ранних лет жизни. Именно поэтому он выступал с жанровыми картинами, на которых изображал быт советской деревни, хорошо известный ему. Героями его полотен часто становились знакомые и друзья из родных мест. Одним из самых известных произведений, отражающих характер творчества живописца, является картина «Первый снег». Там изображены соседские ребятишки, жившие рядом с домом живописца.

картина А.А. Пластова «Первый снег»На переднем плане картины А.А. Пластова «Первый снег» изображены дети, вышедшие на крыльцо, чтобы полюбоваться первым снегом. Впереди стоит девочка лет одиннадцати-двенадцати, которая улыбается, глядя на хмурое и пасмурное небо. На ней ярким акцентом выделяется желтый платок. Из-под него выбиваются темные пряди волос. На ней надеты светло-серое пальто и черные валенки. Руки она спрятала от холода. За ней стоит мальчик, по росту ниже нее. Видимо, он чуть младше, ему лет девять. На нем черная шапка-ушанка, чёрный тулуп, серые брюки, черные ботинки. Мы видим лишь профиль мальчика, загороженный ушками от шапки. Дети стоят возле бревенчатого дома, отливающего коричневыми и серыми оттенками. Над героями нависает целый слой снега на крыше. Видимо, он идет уже долго и успел запорошить все вокруг. К дому жмется низкий забор из тоненьких деревянных палочек. За оградой раскинулась большая береза, опоясанная крапинками. Рядом с ней растет мелкий кустарник. По направлению к забору движется еще одна героиня полотна — большая ворона. На заднем плане виднеется человек, который держит в упряжи лошадь и едет на санях стоя. Видимо, крестьянин отправляется за дровами, ведь на дворе холод. Синевато-серое небо не предвещает оттепели. Снег занес дома и улицу. Избы на заднем плане занесены так, что почти слились с пейзажем. Зима воцарилась в этой деревне и теперь уже не скоро покинет ее. Пасмурный день оттеняет белоснежный ковер.

Мне очень понравилась картина А.А. Пластова «Первый снег», потому что она дарит хорошее настроение. Дети улыбаются, снег украшает деревенский пейзаж, и каждый человек, глядя на это полотно, думает о праздниках и каникулах. Оно очень красивое и излучает позитивный настрой.

План сочинения-описания по картине А.А. Пластова «Первый снег»:

  1. Вступление: история создания полотна;
  2. Основная часть: описание картины Пластова;
  3. Заключение: мое впечатление о произведении.

Сочинение по картине «Утро» Яблонской довольно часто задают ученикам 6 класса. Естественно, что у детей с такими работами могут возникать проблемы. Тогда можно взять в качестве примеров готовые варианты.

Сочинение с планом

Очень удобно писать сочинение по плану. Тогда получится четко оформить каждую мысль. Кроме того, ребенку будет удобнее потому, что он знает, о чем именно писать.

План:

  • Вступление о художнике.
  • Когда и где происходят события.
  • Героиня картины.
  • Предметы на переднем и заднем плане.
  • Использованные художником цвета.
  • Заключение – эмоции, вызванные картиной.
  • Картину «Утро» написала великолепная художница Татьяна Яблонская. Она получила за свое творчество очень много разных наград. Она известна тем, что изображала обычных людей во время работы и отдыха, писала пейзажи. На картине «Утро» Яблонская хочет выделить такие вещи, на которые мы обычно не обращаем внимания.

    Я считаю, что события, показанные на картине, происходят в городской квартире весенним утром. Помещение большое, хорошо освещенное солнцем, никакой лишней мебели в нем нет. На стуле разложена приготовленная с вечера одежда.

    Центральная фигура картины – девочка, занимающаяся зарядкой. Видимо, она встала совсем недавно, еще не успела убрать постель. На столе оставлен завтрак. На стуле можно увидеть школьную форму и красный пионерский галстук. Видимо, скоро у девочки начнутся уроки, и ей надо будет бежать в школу.

    На заднем плане Яблонская изобразила дверь, выходящую на балкон. С улицы ярко светит солнце, заряжая бодростью. Вдалеке можно увидеть другие дома.

    Цвета для картины художница выбрала очень яркие. Практически на все предметы падает свет солнца. В целом, картина пропитана позитивными эмоциями и радостью. Наступил очередной весенний день.

    Картина «Утро» очень интересная и яркая. Она дает ощущение свободы и простора. Хочется выйти на открытый балкон, вдохнуть полной грудью и послушать, как поют птицы. Художнице хорошо удалось передать утреннюю атмосферу.

    a2f768f4ab23960e19d34585a136c186

    Интересно! Сочинение по картине Тропинина Кружевница для 4 класса

    Короткий вариант сочинения

    Иногда учителя просят учеников 6 класса написать не подробное сочинение по картине «Утро» Яблонской с планом, а короткое. Очень важно уметь передавать свои мысли лаконично и без лишних деталей. На самом деле написать сочинение коротко совсем несложно.

    Картина Яблонской «Утро» очень простая, но этим она и интересна. Автор изобразила только что проснувшуюся девочку, которая решила сделать зарядку. Главная героиня вызывает симпатию.

    На столе находится простой завтрак, на стуле разложена одежда, чтобы можно было быстрее собраться. Кровать пока не заправлена – девочка слишком спешила встретить новый день. И вся природа радуется так же, как и она. Солнце ярко освещает комнату, эффект от этого невероятный.

    Комната обставлена только нужными предметами, нет никакого хлама или чего-то лишнего. Никаких украшений в помещении нет или они находятся «за кадром». Лишь растения показывают, что девочке нравится природа.

    Я считаю, что картина «Утро» – гимн, воспевающий новый день. Хочется порадоваться вместе с героиней картины. Очень приятно вставать рано утром и улыбаться солнцу, которое ответит тебе теплом и ярким светом. Когда проводишь утро так, день точно пройдет великолепно.

    77e2dd3e1396212d3b19427aed9656a6

    Сочинение-описание картины

    Чтобы написать хорошее сочинение по картине «Утро» Яблонской, ученикам 6 класса рекомендуют просто описать то, что они видят на картине. А в конце работы указать, какие эмоции она у них вызвала.

    Картина «Утро» была написана великолепной художницей Татьяной Яблонской, которая специализировалась на живописи. Название сразу говорит о тематике – мы видим раннее утро. Солнце светит сквозь туман, освещая просторную комнату и согревая ее. Балкон открыт настежь, чтобы в помещении был свежий воздух. Кажется, что в комнате царит приятная прохлада и свежесть. Можно буквально почувствовать эту удивительную утреннюю атмосферу.

    В центре картины – девочка, которая проснулась совсем недавно. Чтобы проснуться и взбодриться, она решила сделать зарядку. Мне кажется, ей около десяти лет. Она подтянутая и спортивная, сразу вызывает симпатию. Постель девочка пока не заправила – видимо, еще не было времени. На стуле находится ее школьная форма. Очевидно, после завтрака героиня побежит на учебу.

    В интерьере комнаты можно увидеть не только цветы, но и красивую настенную тарелку. На ней нарисованы птицы. Возникает такое ощущение, словно они вместе с девочкой радуются очередному весеннему дню.

    На первом плане картины расположен большой стол, накрытый скатертью. Мама девочки оставила для нее завтрак: тарелку с хлебом и кувшин с водой или молоком.

    Когда смотришь на эту картину, возникают теплые и позитивные эмоции. Зритель словно заряжается бодростью от главной героини. Мы вместе с ней улыбаемся и радуемся теплым лучам солнца. Хочется идти и совершать разные дела. Удивительно, как Яблонская передала уникальную утреннюю атмосферу.

    8b600e91b0d9eff6d66ebff8f777822f

    Интересно! Как пишется правильно прийти или придти

    Еще один вариант сочинения-описания

    Этот вариант сочинения по картине «Утро» Яблонской тоже представляет собой описание. Ученики 6 класса могут использовать его в качестве основы или совместить с другими предложенными текстами.

    Картина «Утро» была написана Яблонской в середине прошлого века. Когда смотришь на нее, возникает чувство, словно на тебя дует прохладный утренний ветерок. Очень приятно проснуться в свежей и чистой, светлой комнате.

    В помещении стоит скромная мебель, никаких лишних украшений или других деталей интерьера. Окна не закрыты шторами. На стенах – желтая побелка. На стене находится декоративная тарелка.

    В центре картины – девочка, которая занимается гимнастикой. Она явно очень аккуратная и спортивная. На стуле висят ее вещи, которые красиво сложены.

    Утро – это уникальное время, зарождение дня вызывает невероятные эмоции. На картине изображена весна, поскольку двери балкона широко распахнуты, впуская свежий воздух. Благодаря этому девочка зарядилась бодростью и силами на новый день. Героиня картины явно проснулась совсем недавно, потому что еще не успела убрать кровать. Она первым делом решила сделать зарядку. Уже совсем скоро ей предстоит идти в школу.

    На переднем плане мы видим большой круглый стол, покрытый красивой скатертью. Там же стоит тарелка с хлебом и крынка молока. Солнце ярко освещает комнату. В целом комната девочки выглядит очень уютно. Сама она изящная и спортивная.

    Когда я смотрю на эту картину, у меня появляются только позитивные эмоции. Сразу возникает бодрость и хочется приступить к делам. Поразительно, как художница смогла так точно передать нужное настроение.

    Написать сочинение по картине «Утро» не так уж и сложно. Самое главное – взять за основу любой приведенный текст и с его помощью уже выполнить работу.

    Источник

    Приложение №2

    к рабочей программе по русскому языку

    основного общего образования,

    Утверждено приказом № 93 МБОУ СШ № 1

    От 28.08.2020г.

    КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    по предмету: Русский язык (5 класс).

    Учитель: Бароненко Е.Ю,

    Содержание

    1. Пояснительная записка

    2. Нормы оценки письменных работ.

    3. Контрольные работы и работы по развитию речи.

    4. Список используемой литературы.

    1.Пояснительная записка

    Данный сборник КИМов для 5 класса разработан на основе Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов авторов Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, М.Т.Баранова, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к учебнику Т.А.Ладыженской «Русский язык, 5 класс». Он включает тексты диктантов и изложений, тестовые задания, с выбором ответа по теоретическому материалу курса, ответы к заданиям, критерии оценивания.

    2.Нормы оценки письменных работ.

    I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

    Отметка

    Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

    «5»

    0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

    «4»

    2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

    «3»

    4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

    «2»

    7/7, 6/8, 5/9, 8/6

    В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание). Для оценивания уровня знаний выводится средняя оценка по итогам двух работ: диктанта и грамматических заданий.

    Примечание.

    При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор­фографические и пунктуационные ошибки:

    1) в переносе слов;

    2) на правила, которые не включены в школьную программу;

    3) на еще не изученные правила;

    4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

    5) в передаче авторской пунктуации.

    Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

    При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

    К негрубым относятся ошибки:

    1) в исключениях из правил;

    2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

    3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

    4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

    5) в собственных именах нерусского происхождения;

    6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

    7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

    Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

    Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

    Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).

    Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

    Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

    При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии пяти и более исправлений.

    При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

    Балл

    Степень выполнения задания

    «5»

    ученик выполнил все задания верно

    «4»

    ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

    «3»

    выполнено не менее половины заданий

    II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

    Основные критерии оценки за изложение и сочинение

    Оценка

    Содержание и речь

    Грамотность

    «5»

    1.Содержание работы полностью соответствует теме.

    2.Фактические ошибки отсутствуют.

    3.Содержание излагается последовательно.

    4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

    5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

    В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

    Допускаются:

    1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

    «4»

    1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

    2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

    3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

    4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

    5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

    В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

    Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

    «3»

    1.В работе допущены существенные отклонения

    2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

    3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

    4.Беден словарь и однообразны употребляемые

    синтаксические конструкции, встречается

    неправильное словоупотребление.

    5.Стиль работы не отличается единством, речь

    недостаточно выразительна.

    В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

    Допускаются:

    7 орфографических и

    4 пунктуационные ошибки,

    или 6 орф. и 5 пунк., или

    7 пунк. при отсутствии

    орфографических (в 5 кл.- также

    4 грамматических ошибки

    «2»

    Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

    Допускаются:

    7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

    6 орф. и 8 пунк., или

    5 орф. и 9 пунк., или

    9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

    а также 7 грамматических

    ошибок

    3.Контрольные работы и работы по развитию речи.

    Контрольные работы

    1.К.Р. №1. «Повторение пройденного в 1-4 классах».

    2. К.Р.№2. «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

    3. К.Р.№3. «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи».

    4. К.Р. №4. «Морфемика. Орфография. Культура речи».

    5. К.Р.№5. «Имя существительное».

    6. К.Р. №6. «Глагол».

    7. К.Р.№7. Итоговая контрольная работа.

    Работы по развитию речи

    1. Обучающее изложение «Хитрый заяц».

    2. Обучающее сочинение по картине А.А.Пластова «Летом».

    3. Сжатое изложение (упр.144).

    4. Сочинение. «Памятный день».

    5. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

    6. Изложение – повествование (упр.283).

    7. Сочинение – описание (упр.301).

    8. Подробное изложение (упр. 375).

    9. Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

    10. Изложение текста с изменением лица (упр.420).

    11. Сочинение-описание по картине П. Кончаловского «Сирень».

    12. Обучающее сочинение-рассуждение.

    13. Сжатое изложение (упр.513)

    14. Изложение текста с изменением лица (упр.547).

    15. Сочинение по картине И.И.Нисского «Февраль. Подмосковье».

    16. Описание животного. Изложение (упр.585).

    17. Сочинение по картинкам.

    18. Сочинение-повествование «Невыдуманный рассказ».

    19. Сжатое изложение с изменением лица (упр.688).

    Урок № 15.

    Обучающее изложение «Хитрый заяц».

    Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

    «Просвещение», Москва, 2017 г., упражнение 70.

    Урок № 26.

    Устное сочинение по картине А.Пластова «Летом»

    Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс».

    Издательство ВАКО, — Москва, 2017 г, стр.66

    Упражнение 109, стр.50

    Урок № 28.

    Контрольная работа №1 Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах»

    Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2014г.

    Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом. Ночные бабочки бились о стеклянные колпаки свечей. Звездчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады.

    Задание.

    1.Озаглавить текст.

    2. Выписать из текста грамматические основы предложений.

    Урок № 35.

    Сжатое изложение: «Гордость – это хорошо или плохо?»

    Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

    «Просвещение», Москва, 2017 г., стр.69, упражнение 144.

    В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню м побрёл дальше.

    Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

    Возгордился старый пень и говорит деревьям:

    -Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

    Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

    Рассердился старый пень и ну кричать:

    -Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

    Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

    — Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

    (В.Катаев)

    Задания:

    1. Озаглавьте изложение.

    2. Напишите сжатое изложение 7-8 предложениями.

    Урок № 37.

    Сочинение на свободную тему: «Памятный день», «Весёлое происшествие», «Интересная история»

    Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

    «Просвещение», Москва, 2017 г., стр.74, упражнение 157.

    Урок № 50.

    Контрольная работа №2 по теме «Синтаксис простого предложения».

    Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2014г.

    Осенью.

    Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Кругом всё видно насквозь.

    Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядающие листья.

    Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей ели и сосны.

    Земля устлана сухими разноцветными листьями. В сырую погоду они мягкие и пухлые. И не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника. В морозы листья жёсткие и хрупкие, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов. (По С.Т.Аксакову)

    (82 слова)

    Грамматическое задание.

    Выполнить синтаксический разбор следующего предложения: Земля устлана сухими разноцветными листьями.

    Урок № 57.

    Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка».

    Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятерки, а двойки приносит в портфеле этот ученик. Сейчас картина «Опять двойка» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей перед ней всегда много, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает. А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: «Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвертого «двоечника» и с трудом узнал его: он вырос, окреп, закончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе»

    – Что объясняет нам название картины?

    – Чем вам понравилась картина?

    – В каком жанре она написана? (Картина написана в бытовом жанре.)

    – Как художник показал, что главный герой картины – ученик? (Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него.)

    – Определите возраст ученика(Мальчику примерно 10–11 лет.)

    – Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (Мальчик одет в школьную форму, на нем пальто на вырост с меховым воротником, на ногах новые блестящие галоши. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаз на своих родных.)

    – Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины подтверждает, что это его не первая двойка.

    – О чем говорит его «бывалый» портфель? (В руках мальчик держит потертый, рваный портфель. Зимой он служит ему санками, а летом – футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, поэтому портфель перевязан длинной бечевкой. Из него вместо учебников торчат коньки.)

    – Какова обстановка квартиры, изображенной на картине? Как живут ее герои? (Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о них, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, у героя картины новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед.)

    – Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упреком смотрит на сына. Сколько проблем у матери, да еще сын ее подводит. Вот как он отплатил ей за ее заботу о нем и любовь!)

    – Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде и посмеивается над двоечником.)

    – Что выражают взгляд и поза сестры? Как она учится? (Сестра смотрит на своего брата с осуждением, укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится на «отлично». Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, непотрепанный, как у мальчика.)

    – Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к мальчику, положив лапы ему на грудь. Для нее возвращение хозяина домой – всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака любит своего друга.)

    – Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть.

    В комнате мы видим обеденный стол, левее – письменный стол с настольной лампой; на стене в другой комнате висит географическая карта. Прилежность сестры и трудолюбие мамы должны быть примером для мальчика.)

    – Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки.)

    – Какими художественными средствами автор ее выразил? (Средствами живописи. Он расположил героев так, чтобы каждый, находясь на своем месте, был хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.)

    – Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины/сочетание различных цветов? (Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушенные, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а об обычном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто болотного цвета на мальчике и т. д. Представим эту картину без красок. Мы бы, конечно, поняли, что происходит в комнате, но характеристики действующих лиц побледнели бы, исчезло бы настроение напряженности – картина потеряла бы свою выразительность.)

    План.

    1) История создания картины.

    2) Главный герой картины (внешность, поза, портфель).

    3) Осуждающий взгляд матери.

    4) Взгляд и поза сестры.

    5) Собака – верный друг мальчика.

    6) Основная мысль картины.

    7) Мое отношение к картине

    Урок № 59.

    Контрольная работа №3 по теме «Синтаксис и пунктуация». Диктант с грамматическим заданием.

    Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2014г.

    Мальчики

    Вся семья Королевых бросилась к окнам. У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шел густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем. Мать и тетка бросились обнимать и целовать его. Наталья начала стаскивать с него валенки, сестры подняли визг, а отец Володи закричал: «А мы тебя еще вчера ждали!»

    Огромный черный пес Милорд стучал хвостом по стенам и по мебели. Всё смешалось в один сплошной радостный звук. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили чужого мальчика. Мать шёпотом спросила Володю: «А это кто?». Володя ответил, что он привёз погостить своего товарища.

    Грамматическое задание

    Выполнить синтаксический разбор следующего предложения: Огромный черный пес Милорд стучал хвостом по стенам и по мебели.

    Урок № 63,64.

    Изложение – повествование «Шкатулка»

    Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

    «Просвещение», Москва, 2017 г., стр.138, упражнение 283.

    Урок № 67.

    Сочинение – описание предмета.

    Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

    «Просвещение», Москва, 2017 г., стр.138, упражнение 302.

    Урок № 74.

    Контрольная работа №4 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

    Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс».

    Издательство ВАКО, — Москва, 2017 г, стр.161.

    Предзимье.

    Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. Солнце редко выглядывает из-за туч и не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на земле. Сквозь голые ветки далеко видны окрестности.

    Деревья в лесу потемнели от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются вкусными орехами, грибами, съедобными семенами. Медведь отъелся за лето, набрал толстый слой подкожного жира. Впереди у него зимняя спячка. Опасно будить косолапого зимой.

    Зайцы ждут первого снега. С появлением снега они поменяют летние серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши. Косой хорошо чувствует опасность и не подпускает близко к себе лисицу и волка.

    Скоро леса и поля побелеют, и зима вытеснит осень. (Н. Сладков «Лесные тайнички» («Рассказы и сказки»);125 слов)

    Грамматическое задание:

    1.Фонетический разбор слова

    1 вариант: отъелся,

    2 вариант: предзимье.

    2. Выписать из первого абзаца слова, в которых звуков меньше, чем букв.

    Урок № 88.

    Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»

    Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2014г. Стр.47.

    Живые обелиски.

    Школьный парк в городе Керчи называют садом непрерывного цветения. Здесь свыше двухсот видов растений. Они подобраны так, чтобы с весны до осени не скудела их живая палитра. До самых заморозков пышно цветёт роза Глория Дей. Много забот отдали юннаты этой красавице, которую высадили в честь погибших за освобождение Крыма воинов.

    Дендропарку присвоили имя Победы. Жители города прислали в дар тис ягодный, кипарис аризонский, каменную розу. Живым обелиском поднялась голубая ель, которую посадила тётя пионера-героя Вити Коробкова.

    Словно капли крови, рдеют ягоды рябины. В память о пионере-герое Володе Дубинине рябину посадила его сестра.

    Потом ребята создали ещё и аллею в честь городов-героев.

    Урок № 91.

    Подробное изложение «Первый снег».

    Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

    «Просвещение», Москва, 2017 г., упражнение 375.

    Урок № 96.

    Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

    Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс».

    Издательство ВАКО, — Москва, 2017 г. Стр.181.

    План-образец:

    1. И. Грабарь – мастер пейзажа.

    2. Главная героиня картины – берёза.

    а) Цвет.

    б) Ветки.

    в) Ствол.

    г) Берёзовый лес вдали.

    3. Отношение автора к изображённому

    Урок № 99.

    Выборочное изложение «Последний лист».

    Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

    «Просвещение», Москва, 2017 г., упражнение 419-420.

    Урок №112.

    Контрольная работа №6 по теме «Морфемика».

    Словарный диктант.

    Велосипедный фонарь, вести под уздцы, старинное пианино, мягкий диванчик, выйти из огня, цыганский наряд, телефонный справочник, сделать изо льда, растет под окном, расположиться в кабинете, встречаем рассвет, царицыно поведение, одеваться безвкусно, точно рассчитать, лиловый цветочек, подняться на цыпочки, качается подо мной, обширная площадь, костюм работницы, расцвет искусства, редакция газеты, точный маршрут, пролетает над озером, чехол для гитары, конфетная коробка, безграмотная речь, отцовский ремень, корзиночка с пирожками, расписание на завтра, вихри надо лбом, цикл телевизионных передач, надомная работа, искусное изделие, испугаться ошибки, подробный отчет, цирковой артист, расчетливые дельцы.

    Задание:

    Выполнить морфемный разбор слов: расположиться, пролетает, безграмотная, надомная, работницы.

    Урок № 114.

    Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».

    Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

    «Просвещение», Москва, 2017 г., стр.43, упражнение 470.

    План:

    1. П. П. Кончаловский – признанный мастер натюрморта, знаток сирени.

    2. Прекрасный букет сирени: цвет, гроздья, листья.

    3. Корзина. Фон натюрморта.

    4. Впечатление от натюрморта.

    Урок № 116. .

    Сочинение-рассуждение.

    Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

    «Просвещение», Москва, 2017 г., стр.16, упражнение 402.

    — Какую телевизионную программу вы постоянно смотрите и почему?

    — Какой школьный предмет вам больше всего нравиться и почему?

    — Чем вы занимаетесь в свободное время и почему?

    Урок № 121. .

    Сжатое изложение «Перо и чернильница».

    Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

    «Просвещение», Москва, 2017 г., упражнение 513.

    Урок № 128.

    Изложение с изменением лица.

    Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

    «Просвещение», Москва, 2017 г., стр.72, упражнение 547.

    Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаза. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

    Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…

    Я глядел на эти берёзы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа…

    (В.Астафьев)

    Задание:

    Озаглавить текст. Написать изложение от 3-го лица.

    Урок № 135.

    Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

    Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

    «Просвещение», Москва, 2017 г., стр.80, упражнение 563.

    План.

    1) Художник и его картина.

    2) Дорога уходит вдаль.

    3) Справа от дороги бегут поезда.

    4) Слева от дороги можно погулять.

    5) Краски на полотне.

    6) Особенности картины.

    7) Настроение от картины.

    Урок № 133.

    Контрольная работа №7 по теме «Имя существительное». Диктант с грамматическим заданием.

    Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».

    Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г. Часть 2.

    Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве. Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.

    Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра.

    За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье.

    У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга. Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

    (На основе книги Д. Зуева «Времена года».)

    (119 слов.)

    Дополнительные задания.

    1) Озаглавьте текст.

    2) Произведите морфологический анализ слов:

    1-й вариант – на улей, подсолнух;

    2-й вариант – сборщики, (к) попрыгунье.

    3) Произведите морфемный анализ слов:

    1-й вариант – лучик;

    2-й вариант – пчелка.

    4) Произведите синтаксический разбор

    1-го (1-й вариант) и 2-го (2-й вариант) предложений.

    Урок № 140.

    Описание животного «Кошка Ю-ю»

    Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

    «Просвещение», Москва, 2017 г., стр.91, упражнение 587.

    План

    1) Описание кошки (котенок, красавица).

    2) Характер, привычки.

    3) Судьба.

    Написание изложения по второй и третьей частям текста.

    Урок № 145.

    Контрольная работа №8. Диктант по теме «Имя прилагательное»

    Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».

    Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г. Часть 2.

    В лесу.

    Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера4. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро4. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

    Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

    В этой местности живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

    Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути.

    Дополнительные задания.

    1. Произведите разбор предложений, обозначенных соответствующими значками.

    2. Произведите морфологический разбор одного прилагательного.

    Урок № 149.

    Сочинение-рассуждение по рисунку О.Попович «Не взяли на рыбалку».

    Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

    «Просвещение», Москва, 2017 г., стр.172.

    Урок № 165. Контрольная работа №9 по теме «Глагол». Диктант с грамматическим заданием

    Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».

    Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.228. Часть 2.

    «Белка»

    Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки. Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей. Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму*.

    (По И. Соколову-Микитову.)

    (108 слов.)

    Дополнительные задания.

    1) Озаглавьте текст.

    2) Графически объясните написания -ТСЯ (-ТЬСЯ) в глаголах, которые встречаются в данном тексте.

    3) Произведите морфологический анализ слов:

    1-й вариант – услышите;

    2-й вариант – доносились.

    4) Составьте схему 1-го предложения последнего абзаца.

    Урок № 169.

    Итоговая диагностическая работа. (Тест)

    Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».

    Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.299

    Текст. Часть 1.

    1. В каком ряду даны только звонкие согласные звуки?

    1) [ц], [ф]; 2) [ж], [г];

    3) [щ’], [б]; 4) [к], [з].

    2. Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются…

    1) синонимами; 2) антонимами;

    3) омонимами; 4) омографами.

    3. Найдите неологизм.

    1) Брокер; 2) кафтан;

    3) небо; 4) губернатор.

    4. В каком предложении выделенное слово является существительным?

    1) На бескрайних просторах Руси стоят белокаменные церкви.

    2) Они похожи на воинов-богатырей в боевых шлемах.

    3) Часто их стены действительно защищали людей от врагов.

    4) Поэтому и назывались они монастыри-крепости.

    5. Укажите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.

    1) Приморский; 2) присмотреться;

    3) зверолов; 4) ледниковый.

    6. Укажите слово, образованное бессуфиксальным способом.

    1) Каменный; 2) вода;

    3) синь; 4) бить.

    7. В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква ь?

    1) Обез_яна, в_юнок; 2) руч_и, в_ехать;

    3) об_явление, под_ём; 4) сер_ёзный, с_есть.

    8. Укажите слово, где в корне пишется о.

    1) Предл_гать; 2) з_ря;

    3) к_саться; 4) р_сток.

    9. Укажите несклоняемое существительное.

    1) Жюри; 2) сани;

    3) облако; 4) дорога.

    10. В каком сочетании слов есть прилагательное в форме единственного числа женского рода?

    1) Каменный дом; 2) редкая птица;

    3) новое платье; 4) интересные передачи.

    11. Укажите глагол второго спряжения.

    1) Вылет_ть; 2) выздоров_ть;

    3) дыш_шь; 4) света_т.

    Часть 2. Прочитай текст и выполни задания 12–19.

    1) Ребята собирали лекарственные травы и забрели в вековой ельник. 2) Всюду цвели ландыши. 3)Крохотные белые колокольчики испускали удивительно нежный аромат. 4) Ребята сели на пенёк и затихли. 5) Вдруг из-за кустов выскочила лисица и выбежала на луговину. 6) Плутовка понюхала одну кисточку ландышей, другую и повалилась на бок. 7) Она каталась, подминала под себя ландыши, натиралась ими, потом перевернулась на спину, подняла лапы и замерла. 8) Полежала лиса, села столбиком, опять понюхала ландыши и побежала своей дорогой. 9) Ребята удивлялись, неужели лисица захотела, чтобы её шубка пахла ландышами!? (Из журнала «Юный натуралист».)

    12. Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?

    1) Лекарственные травы. 2) Лиса.

    3) Ребята в лесу. 4) Лиса-модница.

    13. В каком предложении содержится слово со значением «душистый, приятный запах»?

    1) В предложении 1; 2) в предложении 3;

    3) в предложении 4; 4) в предложении 5.

    14. Зачем лиса каталась по ландышам?

    1) Хотела их уничтожить из-за запаха;

    2) чистила свою шкурку;

    3) понравился запах ландышей;

    4) отдыхала на траве.

    15. Укажите номер предложения с прямой речью.

    16. Укажите слово с чередованием в корне в предложениях 1–4.

    17. Укажите предложение с шестью однородными членами.

    18. Укажите грамматическую основу в первом предложении.

    1) Ребята собирали; 3) ребята собирали и забрели;

    2) собирали травы; 4) ребята забрели.

    19. Выполните морфологический разбор слова «захотела».

    Ответы к тесту:

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    2

    2

    2

    3

    1

    3

    1

    4

    1,2

    2

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    4

    2

    2

    2

    8

    1

    7

    3

    Захотела – глагол, н.ф. – хотеть, несов.в., 2 спр., в ед.ч., прош.вр., 3 л., сказуемое.

    1. Список используемой литературы.

    Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

    «Просвещение», Москва, 2017 г.

    Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», Москва, 2014 г.

    Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс». Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г.

    Интернет-портал «Инфоурок. Портал для учителя» https://infourok.ru/

    22

  • Сочинение по картине васнецова три царевны подземного царства
  • Сочинение по картине васнецова три богатыря 4 класс кратко
  • Сочинение по картине васнецова три богатыря 4 класс презентация
  • Сочинение по картине венецианова на жатве лето
  • Сочинение по картине васнецова после побоища игоря святославича с половцами