Сочинение по картине васнецова три царевны подземного царства

Все сочинения по картинам из учебников 5 9 классов умк русский язык под редакцией с. и. львовой - федорова

Все сочинения по картинам из учебников 5 — 9 классов УМК «Русский язык» под редакцией С. И. Львовой — Федорова Т. Л. 2015

«Пришёл Иван-царевич в золотое

царство, потом в серебряное, а потом и в медное,

взял с собою трёх прекрасных царевен…»

Русская народная сказка

Виктор Михайлович Васнецов — выдающийся русский художник. Он был основоположником особого русского стиля. Васнецов обратился в своём творчестве к историческому жанру. Основой многих его произведений стали сказки или легенды. Произведения этого великого художника восхищают зрителей, переносят их в фантастический мир, помогают проникнуться духом легенд и сказок.

«Три царевны подземного царства» — знаменитая картина великого русского художника В. М. Васнецова, написанная им по мотивам русской народной сказки «Подземные царства». Поводом для создания этого полотна послужил заказ мецената С. Мамонтова, который хотел украсить новой картиной кабинет Правления железной дороги города Донецка. Знаменитый живописец обратил своё внимание на образы царевен из русских сказок, немного изменив их названия. Царевна Медного царства стала царевной Каменного угля, царевна Серебряного царства — царевной Драгоценных камней и только царевна Золотого царства осталась неизменной. В картине заложен глубокий смысл — каждая из царевен символизирует несметные богатства Донбасского края и России в целом, прославляет её уникальность, самобытность и величие.

В центре картины изображена царевна Драгоценных камней. Она величественно стоит на земле, её гордая осанка и высоко поднятая голова свидетельствуют о её благородном происхождении. Царевна одета в необыкновенно красивый наряд: платье расшито замысловатым цветочным орнаментом из драгоценных камней с изумрудно-зелёным, бирюзовым, розово-красным и жёлтым оттенками. Золотые рукава и ярко-красные отвороты платья добавляют яркости её образу. Шею Царевны украшают тяжёлые бусы. На гордо поднятой голове — прекрасный венец-корона из переливающихся драгоценных камней. Красивое лицо украшает яркий румянец. Алые губы не улыбаются, а соболиные брови слегка приподняты. Взгляд царевны устремлён в сторону. Она стоит с серьёзным выражением лица, скрестив перед собой руки, в которых держит небольшой белый платочек.

Слева от царевны Драгоценных камней расположилась её не менее величественная сестра — царевна Золотого царства. Её наряд оправдывает название — весь золотой и блестящий. Красивые узоры на золочёной ткани платья гармонируют с драгоценностями, украшающими его подол, рукава и обрамляющие круглые пуговицы. Несколько рядов бус украшают шею царевны. На её голове — величественная корона-кокошник, вся в драгоценных камнях, сияющих в лучах заката. Бледное лицо царевны грустно и печально, глаза опущены вниз. Она, как и её сестра, смиренно скрестила руки перед собой и держит белый маленький платок.

Слева от своих старших сестёр стоит младшая из них — царевна Каменного угля. Её образ существенно отличается от образов сестёр: нет блеска, яркости и великолепия, большого количества драгоценных камней и золотой короны. Однако её образ не становится от этого менее привлекательным и значимым. Наоборот, царевна кажется самой очаровательной, близкой, милой и в то же время остаётся величественной. Её скромный, но царственный вид привлекает внимание зрителя. Она одета в изысканное платье из чёрной парчи, украшенное поясом и отделкой коротких рукавов. Её чёрные красивые волосы распущены и спускаются по плечам вниз. На белоснежном лице — грусть и печаль, взгляд устремлён в сторону. Руки царевны опущены вниз и вытянуты вдоль тела, что символизирует величественное спокойствие царевны.

Все девушки не случайно грустны и печальны, также не случайно взгляды двух из них устремлены в сторону. В правом углу картины изображены два брата Ивана-царевича — главного героя русской народной сказки, по мотивам которой и было написано полотно. По сюжету сказки они оказались подлыми и злыми людьми: подняв на землю трёх царевен Подземного царства и свою матушку, они предали брата, обрезали верёвку и бросили его погибать в подземелье. Братья изображены в тот момент, когда величественный и прекрасный вид трёх царевен привёл их в трепет и оцепенение. Оба упали на колени перед прекрасными девушками и склонились в поклоне. В руках одного из братьев верёвка, с помощью которой они доставали пленников Подземного царства, в руках другого. — большой нож. Именно он обрезал верёвку, обрекая своего брата на смерть. Этим объясняется грусть и печаль трёх прекрасных сестёр, одна из которых стала возлюбленной Ивана- царевича и горевала больше остальных.

Величественность и яркость картине придают и огромные чёрные скалы, расположенные за фигурами царевен, и живописный небосвод, окрашенный лучами заходящего солнца в жёлтые, оранжевые, розовые тона, и бледно-лиловые облака.

Картина «Три царевны подземного царства» настолько волновала художника, что он неоднократно к ней возвращался. В первоначальном варианте на полотне, написанном в 1881 году, отсутствовали братья Ивана-царевича, а руки прекрасной младшей Царевны были скрещены перед собой, как у её старших сестёр. Впоследствии, в 1884 году, В. М. Васнецов дополнил картину, сделав её более яркой и колоритной, немного изменив сюжет. Обе картины стали народным достоянием и находятся в известных музеях: государственной Третьяковской галерее и Музее Русского искусства в городе Киеве.

«Три царевны подземного царства» В. М. Васнецова, являясь олицетворением богатства русской земли, восхищают нас своей красотой и величественностью, воспитывают любовь к родной земле, её богатствам и истории.

Сочинение по картине васнецова три царевны подземного царства

  • Категория: Сочинения по картинам 5-9 класс

    «Пришёл Иван-царевич в золотое царство, потом в серебряное, а по­том и в медное, взял с собою трёх прекрасных царевен… »

    Русская народная сказка

    Виктор Михайлович Васнецов — выдающийся рус­ский художник. Он был основоположником особого русского стиля. Васнецов обратился в своём твор­честве к историческому жанру. Основой многих его произведений стали сказки или легенды. Произведе­ния этого великого художника восхищают зрителей, переносят их в фантастический мир, помогают про­никнуться духом легенд и сказок.

    «Три царевны подземного царства» — знаменитая картина великого русского художника В. М. Васне­цова, написанная им по мотивам русской народной сказки «Подземные царства». Поводом для создания этого полотна послужил заказ мецената С. Мамонто­ва, который хотел украсить новой картиной кабинет Правления железной дороги города Донецка. Знаме­нитый живописец обратил своё внимание на образы царевен из русских сказок, немного изменив их на­звания. Царевна Медного царства стала царевной Каменного угля, царевна Серебряного царства — ца­ревной Драгоценных камней и только царевна Золото­го царства осталась неизменной. В картине заложен глубокий смысл — каждая из царевен символизиру­ет несметные богатства Донбасского края и России в целом, прославляет её уникальность, самобытность и величие.

    В центре картины изображена царевна Драго­ценных камней. Она величественно стоит на земле, её гордая осанка и высоко поднятая голова свиде­тельствуют о её благородном происхождении. Царев­на одета в необыкновенно красивый наряд: платье расшито замысловатым цветочным орнаментом из драгоценных камней с изумрудно-зелёным, бирюзо­вым, розово-красным и жёлтым оттенками. Золотые рукава и ярко-красные отвороты платья добавляют яркости её образу. Шею Царевны украшают тяжё­лые бусы. На гордо поднятой голове — прекрасный венец-корона из переливающихся драгоценных кам­ней. Красивое лицо украшает яркий румянец. Алые губы не улыбаются, а соболиные брови слегка при­подняты. Взгляд царевны устремлён в сторону. Она стоит с серьёзным выражением лица, скрестив пе­ред собой руки, в которых держит небольшой белый платочек.

    Слева от царевны Драгоценных камней располо­жилась её не менее величественная сестра — царевна Золотого царства. Её наряд оправдывает название — весь золотой и блестящий. Красивые узоры на золо­чёной ткани платья гармонируют с драгоценностями, украшающими его подол, рукава и обрамляющие круглые пуговицы. Несколько рядов бус украшают шею царевны. На её голове — величественная коро­на-кокошник, вся в драгоценных камнях, сияющих в лучах заката. Бледное лицо царевны грустно и пе­чально, глаза опущены вниз. Она, как и её сестра, смиренно,скрестила руки перед собой и держит бе­лый маленький платок.

    Слева от своих старших сестёр стоит младшая из них — царевна Каменного угля. Её образ существен­но отличается от образов сестёр: нет блеска, яркости и великолепия, большого количества драгоценных камней и золотой короны. Однако её образ не стано­вится от этого менее привлекательным и значимым. Наоборот, царевна кажется самой очаровательной, близкой, милой и в то же время остаётся величествен­ной. Её скромный, но царственный вид привлекает внимание зрителя. Она одета в изысканное платье из чёрной парчи, украшенное поясом и отделкой корот­ких рукавов. Её чёрные красивые волосы распущены и спускаются по плечам вниз. На белоснежном ли­це — грусть и печаль, взгляд устремлён в сторону. Руки царевны опущены вниз и вытянуты вдоль те­ла, что символизирует величественное спокойствие царевны.

    Все девушки не случайно грустны и печальны, также не случайно взгляды двух из них устремле­ны в сторону. В правом углу картины изображены два брата Ивана-царевича — главного героя русской народной сказки, по мотивам которой и было на­писано полотно. По сюжету сказки они оказались подлыми и злыми людьми: подняв на землю трёх царевен Подземного царства и свою матушку, они предали брата, обрезали верёвку и бросили его поги­бать в подземелье. Братья изображены в тот момент, когда величественный и прекрасный вид трёх царе­вен привёл их в трепет и оцепенение. Оба упали на колени перед прекрасными девушками и склонились в поклоне. В руках одного из братьев верёвка, с по­мощью которой они доставали пленников Подземного царства, в руках другого. — большой нож. Именно он обрезал верёвку, обрекая своего брата на смерть. Этим объясняется грусть и печаль трёх прекрасных сестёр, одна из которых стала возлюбленной Ивана- царевича и горевала больше остальных.

    Величественность и яркость картине придают и огромные чёрные скалы, расположенные за фигу­рами царевен, и живописный небосвод, окрашенный лучами заходящего солнца в жёлтые, оранжевые, розовые тона, и бледно-лиловые облака.

    Картина «Три царевны подземного царства» на­столько волновала художника, что он неоднократно к ней возвращался. В первоначальном варианте на по­лотне, написанном в 1881 году, отсутствовали братья Ивана-царевича, а руки прекрасной младшей Царев­ны были скрещены перед собой, как у её старших сестёр. Впоследствии, в 1884 году, В. М. Васнецов дополнил картину, сделав её более яркой и колорит­ной, немного изменив сюжет. Обе картины стали народным достоянием и находятся в известных музе­ях: государственной Третьяковской галерее и Музее Русского искусства в городе Киеве.

    «Три царевны подземного царства» В. М. Васнецо­ва, являясь олицетворением богатства русской земли, восхищают нас своей красотой и величественностью, воспитывают любовь к родной земле, её богатствам и истории.

     

    • Сочинения по картинам 5-9 класс

      • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
        (528)

        Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…

        Подробнее…

      • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
        (442)

        Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…

        Подробнее…

      • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
        (533)

        Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…

        Подробнее…

      • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
        (484)

        Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…

        Подробнее…

      • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
        (907)

        Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…

        Подробнее…

      • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
        (492)

        И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…

        Подробнее…

      • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
        (437)

        Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…

        Подробнее…

      • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
        (560)

        Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…

        Подробнее…

      • Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
        (753)

        Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века.

        Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
        Военная тема занимает…

        Подробнее…

      • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
        (494)

        Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность,…

        Подробнее…

    Виктор Михайлович Серов хорошо известен среди любителей картин по мотивам народного творчества: сказок, рассказов, стихов. Все, кто хоть немного посвящен в его творчество, точно знают такие картины как «Алёнушка», «Витязь на распутье», «Богатыри» и другие картины схожей тематики. Тематика подобных картин охватывает очень большой круг ценителей искусства. Ведь с народным творчеством люди знакомятся ещё в школе, и вне зависимости от интересов могут понять картины, используя свои знания.

    Картина была создана по мотивам русской народной сказки. На ней изображены три девушки в дорогих нарядах. Они стоят на скалах на фоне красивого заката. Девушки одеты в дорогую, красивую одежду с множеством украшений. На картине хорошо видны их лица. На них нет каких-то ярко выраженных эмоций. Создаётся ощущение полного спокойствия героинь картины. Они просто стоят и смотрят кто куда. Такое ощущение, что они так отдыхают на свежем воздухе, смотря на красивый пейзаж и закат солнца.

    В двух девушек головы украшены коронами, а вот третья из них не имеет никаких украшений на голове. Однако её распущенные волосы создают ещё более привлекательный образ, и нет даже намёка на какую-то обделённость девушки. Она. Также прекрасна, как и её сёстры, но при этом в её образе есть какая-то дополнительная загадочность. Кроме того в одежде девушки нет никакой надменности, как у двоих других.

    Что касается пейзажа, он тоже достаточно детализирован. Художник рисовал картину очень аккуратно, продумывал каждый мазок, поэтому картина получилась очень реалистичной. На картине нет никаких растений, только скалы. Кроме того, внимательный зритель может заметить какого-то странного мужчину с мешками в нижнем правом углу картины. Этот мужчина с чёрной бородой одет так, что создаётся впечатление, будто это поклонник девушек, пришедший просить о какой-то услуге. Другой же мужчина, справа от первого приветствует девушек низким поклоном. Это свидетельствует о большой значимости красавиц в обществе. Другие люди не только уважают, но даже боготворят девушек.

    В целом о картине складывается только положительное впечатление. Автор не просто создал красивые картины, но и смог сделать их максимально реалистичными и позволил ценителям народного творчества увидеть максимально реалистичные изображения героев их любимых сказок вживую. Хорошие иллюстрации всегда помогают лучше воспринимать текст, и благодаря В.М. Васнецову читатели могут наслаждаться чтением книг и прекрасными иллюстрациями.

    Описание №2

    Давайте полюбуемся прекрасной картиной известного русского художника Виктора Васнецова, которая имеет название «Три царевны подземного царства». Первая версия полотна увидела свет в 1881 году, но мы рассмотрим вторую версию 1884 года. На ней изображены три девушки. Девушка стоящая слева одета в богатые, золотые одежды и такой же головной убор. В руках она держит белый платок, как и царевна в центре. Посередине стоит другая девушка. На ней тоже богатые одежды, но не такие как на первой – они имеют другие, чёрно-красные и золотистые тона. Головной убор также отличается от головного убора первой красавицы.  Руки первых двух девушек скрещены.

    Разительно отличается от остальных третья царевна. На ней куда более скромный, хоть и не лишённый изысков наряд. Головного убора вовсе нет. Руки оголены, не сомкнуты, а опущены вниз. Всех девушек можно с уверенностью назвать красивыми, даже не смотря на их наряды. Они стоят среди нагромождения больших каменных валунов чёрного цвета. Лица цариц отнюдь не веселы, но одновременно горды, суровы, печальны. На заднем плане оранжевое небо с тёмными облаками, вероятно, закатное. Окружающий пейзаж выглядит недружелюбно. Можно заметить летучую мышь. В правом нижнем углу изображено двое коленопреклонных мужчин. Их поза выражает покорность, преклонение перед царицами. Возле руки одного из них большой кинжал, брошенный на камни.

    Невозможно полностью понять смысл картины, если не знать кто на них изображён, и для кого художник создал полотно. Полотно было создано, чтобы быть вывешенным на стене одного из кабинетов дирекции Донецкой железной дороги. Изображённые царевны олицетворяют золото, медь и уголь. Донецкий край славился своей добывающей промышленностью. Порядок, в котором стоят женщины выбран не случайно – именно в такой последовательности человечество освоило применение золота, меди и угля.

    Но, к сожалению, люди, работавшие в дирекции, сочли картину со сказочным сюжетом неприемлемой для нахождения в деловом учреждении. Примечательно, что у этой картины две версии. На более ранней версии руки «угольной царевны» сомкнуты, и мужчин в нижнем правом углу нет. На написание полотна Васнецова вдохновила сказка «Подземные царства», но сюжет картины и сказки несколько различается.

    `

    Три царевны подземного царства

    Популярные сочинения

    • Сочинение Варвара в пьесе Гроза (Образ и характеристика)

      Варвара Кабанова одна из главных героинь пьесы «Гроза». У нее есть брат – Тихон, ее мать — Марфа Игнатьевна.

    • Сочинение Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба

      Если между двумя людьми есть вражда, виноваты оба – это проницательное заявление принадлежит мудрому русскому писателю Л.Н.Толстову. Эти слова без сомнения правдивы, хотя и не во всех случаях

    • Сочинение на тему Зимушка-зима

      Мне нравится зима и снежная погода, когда хлопья снега падает, а ты наблюдаешь за этим из окна. Люблю гулять по хрустящему снегу. Только не люблю сильных морозов, ведь они проносят людям много хлопот

    Виктора Михайловича Васнецова называют первооткрывателем. Он был первым художником, который изобразил сцены из сказок, русских былин, стихов и стихов.

    Родина художника — небольшой поселок Лопьяль Вятской губернии. Виктор с детства контактировал с «обычными людьми». Однако сам он не отличался высоким происхождением. Его отец был священником.

    Жили они не очень хорошо, но родители пытались дать своим детям то, что стоило гораздо больше денег: образование. Васнецов учился в духовной семинарии, по дороге брал уроки рисования у одного из учителей, Чернышова. Затем он посоветовал молодому человеку серьезно задуматься о профессии художника. Васнецов уехал в Петербург, начал учиться и заниматься любимым делом.

    Работа Виктора Михайловича весьма противоречива. Ему потребовалось время, чтобы найти себя. Сначала он писал картины на бытовые темы, затем предметом его интереса стали исторические факты и рассказы сказок и былин.

    В 1890 году художник заинтересовался религиозной темой, он начал расписывать храмы. Однако настоящую известность ему принесли картины. Ниже приводится оценка самых известных картин Васнецова с фотографиями и названиями.

    10. Три царевны подземного царства

    Самые известные картины Васнецова: фото с именами

    Произведение «Три царевны загробного мира» написано по сюжету русской народной сказки о трех царевнах 1881 года. Правда, Васнецов позволил себе вольность и несколько видоизменил ее.

    Понимали, что картина украсит кабинет совета директоров Донецкой железной дороги, поэтому художник добавил нового персонажа — угольную царевну. К сожалению, работу не приняли, так как посчитали непригодной для офисных помещений.

    Каждая принцесса представляет какую-то промышленность: медную, золотую и угольную. В образе много символов и знаков, русская народная сказка приобретает иной смысл.

    9. Сирин и Алконост

    Самые известные картины Васнецова: фото с именами

    Существует славянское поверье о двух птицах. Черный Сирин приносит плохие новости, желание и боль. Легкий Алконост приносит радость и удовольствие. На праздники приезжают в яблоневый сад — Яблочный спаситель.

    В знаменитой картине «Сирин и Алконост» художнику удалось создать необычные красочные и яркие изображения птиц. Сирин символизирует прошлое, Алконост — будущее. Одни и те же птицы сопровождают каждого человека, уравновешивая его боль и радость, привнося в его жизнь гармонию.

    8. После побоища Игоря Святославича с половцами

    Самые известные картины Васнецова: фото с именами

    Сюжет знаменитой картины «После битвы Игоря Святославича с половцами» был битвой, а точнее ее исходом.

    Тела убитых солдат лежат на поле. Очень молодые и опытные, половцы и русичи — до смерти все одинаковые. Он их примирил, успокоил. Оружие больше не нужно, но война продолжается. Теперь в бой вступают стервятники, они сражаются за свою добычу.

    Здесь художник изобразил не только смерть, но и природу, которая продолжает жить, что бы ни случилось. Этот образ стал символом мужества русского народа, Васнецов гордится их подвигом. Даже если они не смогли выиграть в этой битве, всегда нужно надеяться на лучшее.

    7. Царевна Несмеяна

    Самые известные картины Васнецова: фото с именами

    Васнецов работал над картиной «Княгиня Несмеяна» 10 лет, с 1916 по 1926 год. Сюжетом стала сцена из одноименной сказки.

    Девушка сидит с поднятой головой. Ему грустно, он ничего не хочет. Вокруг нее огромная толпа: скоморохи, доктор, бабушка-ведьма, заграничные послы. Никто не может ее подбодрить.

    Некоторые искусствоведы считают, что этим полотном Васнецов попытался показать истинное положение России.

    Каждый человек по-своему воспринимает «Царевну Несмеяну», можно просто наслаждаться творчеством этого художника и не искать в нем глубокого смысла.

    Однако стоит обратить внимание на детали. С их помощью Васнецову удалось отразить пропасть между принцессой и остальными персонажами фото.

    6. Встреча Олега с кудесником

    Самые известные картины Васнецова: фото с именами

    Васнецов написал картину «Встреча Олега с чародеем» в 1899 году. В то время он занимался оформлением известного стихотворения Пушкина «Песнь пророка Олега», создавал иллюстрации.

    Князь Олег и его войско стоят на опушке леса лицом к старцу-колдуну. Он говорит им нечто важное, видно, что старик совсем не боится князя и его солдат.

    Олег задумчив и собран, внимательно слушает колдуна. Ему совершенно не нравится это предсказание.

    Интересный факт: в 2010 году акварель Васнецова была замешана в скандале. Алексей Добровольский, у которого необычный взгляд на жизнь, использовал это изображение для обложки своей книги. Книгу объявили экстремистской, как и обложку. В 2011 году судьи дали опровержение. Выяснилось, что представители суда не подавали ходатайство об оценке картины психологами. К счастью, художник никогда не узнает, что его картина была причастна к экстремизму.

    5. Аленушка

    Самые известные картины Васнецова: фото с именами

    Картина «Аленушка» написана в 1871 году. Художника вдохновила природа у реки Воря в Сергиево-Посадской области и у пруда села Ахтырка.

    Васнецов утверждал, что образ «жил в его голове» давно, но четкой идеи не было. Оно появилось, когда Виктор Михайлович встретил в деревне обычную девушку. Это поразило его воображение. Художнику понадобился год, чтобы воплотить свою идею в жизнь.

    Спустя время у большинства образ стал ассоциироваться со сказкой сестры Аленушки и брата Иванушки.

    Васнецову мастерски удалось передать чувства героини. Это печаль и грусть, окружающая природа тоже спокойна и неподвижна. Однако есть место для надежды, символизируемой группой ласточек, кружащих над головой Аленушки.

    4. Царь Иван Грозный

    Самые известные картины Васнецова: фото с именами

    Картина «Царь Иван Грозный» была создана в 1897 году. Васнецов изобразил царя, идущего по дворцу. Вокруг него дорогие украшения, богатство и роскошь.

    Под ногами красная ковровая дорожка, символизирующая кровь. Маршрут отмечен гербом государства. Еще мгновение и Иван Грозный его растопчет. Таким образом художник показывает, что царь сумел раздавить всю страну и многое в ней изменить.

    Иван Грозный изображает Васнецова мудрым царем. По его словам, он был строгим правителем, но в нем не было гнева, необоснованной жестокости.

    3. Иван-Царевич на сером волке

    Самые известные картины Васнецова: фото с именами

    Год создания — 1989. Картина «Иван-царевич на сером волке» считается самой сказочной среди всех произведений русского искусства.

    Иван похищает Елену Красавицу и прячется от похитителей на огромном сером волке.

    Художник сумел сделать невозможное, наполнил картину чудом, сказкой. Все это благодаря различным деталям: невероятному цвету волчьей шерсти, яблони в лесу, яркой одежде героев.

    2. Богатыри

    Самые известные картины Васнецова: фото с именами

    «Богатыри» — одна из самых известных картин Васнецова, символ русского искусства. Он был написан в 1898 году.

    Здесь изображены три богатыря, каждый из которых символизирует особенности русского народа. Илья Муромец умен и нетороплив, это традиции народа, его опыт и сила.

    Добрыня Никитич олицетворяет гордый дух и желание защитить свою Родину от обидчиков. Алеша Попович — молодость и красота, любовь к прекрасному, веселый нрав.

    Васнецов работал над своей картиной около двух десятилетий, но на этот раз не зря, он создал настоящий шедевр.

    1. Витязь на распутье

    Самые известные картины Васнецова: фото с именами

    Год создания «Витязя на распутье» — 1882, первые эскизы появились в 1872 году.

    На картине изображен рыцарь, который не может решить, какой путь выбрать. Он был опечален пророчеством, он склонил голову.

    Васнецова часто сравнивают с этим рыцарем. Художник словно избежал проблем и погрузился в сказку. Его не волновали острые социальные вопросы и другие проблемы того времени.

    Сюжет картины воспроизведен на надгробии Виктора Михайловича.

    Урок развития и культуры речи. «Русская национальная одежда».Описание русской национальной одежды по картине

    Цель:

     развитие навыков чтения, культуры речи, умения обьяснять лексическое значения слов, умения пользоваться словарями толковыми, этимологическими, орфографическими; умения планировать групповую работу, проводить сравнительную работу, составлять и разыгрывать по ролям диалоги. Совершенствование и обогащение устной и письменной речи учащихся. Работа над устным сочинением – описанием по картине, расширение кругозора, пополнение словарного запаса. Воспитание патриотизма, уважения к традициям и культуре братских народов (в частности русского), толерантности, чувства взаимопомощи, развитие эстетического вкуса.

    Повторение изученного материала по темам «Лексика»,  «Морфология и орфография», «Словообразование».

    Создание проекта «Виртуальный русский этнографический музей».

    Оборудование:

     учебники, тетради, репродукции картин Васнецова, словари, национальные костюмы Украины и России, Снегурочки, записи песен «Кострома», «Калинка-малинка», матрешки, ложки, балалайка, самовар, вышитые рушники, компьютер, видеоролики презентации, раздаточный материал.

    Физ.минутка – элементы русского народного танца.

    Характеристика учебного проекта (по типологическим признакам)

    1.По доминирующей деятельности: практико-ориентированный.

    2.По предметно – содержательной деятельности: межпредметный проект (зарубежная литература, история, изобразительное искусство, этика, музыка, украинский язык ).

    3.По характеру контактов: внутренний.

    4.По количеству участников: групповой.

    5.По продолжительности выполнения: долгосрочный (2 полугодие).

    6.Режим работы: внеурочный.

    Cтруктура урока

    I. Организационный момент.

       1. Приветствие.

       2. Проверка посещаемости.

    II.  Сообщение темы и целей урока.

    III. Постановка проблемы.

    IV. Организация проектной мастерской.

          1.Деление учащихся на группы по 5 человек.

          2.Определение поэтапных задач.

    V. Самостоятельная деятельность обучающихся в творческих группах.

          1. Презентация творческой группы «историков».

          2. Словарная работа.

          3.Презентация творческой группы «этнографов».

          4. Презентация творческой группы «модельеров».

          5. Презентация творческой группы «языковедов и литературоведов».

          6. Презентация творческой группы «искусствоведов».

          7. Работа над устным сочинением-описанием русского национального костюма по картине.

    VI.  Подведение итогов.

            Рефлексия.

            Оценивание.

    VII. Постановка домашнего задания.

    Ход урока

    1.Оргмомент.

    II. Объявление темы и цели урока.

    III. Озвучивание проблемного вопроса

    Братья учащихся нашего класса Фирсова И. и Матюнина В., Никита и Глеб, очень любят читать русские народные сказки и смотреть мультфильмы. Особенно им понравились

    «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей».

    Но ребята не просто зрители, а допытливые и любознательные ученики нашей школы, которые пришли со своими вопросами к старшим братьям.

    (Диалог между братьями) Демонстрация отрывков из мультфильмов

    — Илья, как так получилось, что князь Киевский, а земля Русская. Ведь Киев — столица Украины, а не России. Мне не понятно, помоги!

    — Слава, мультфильм – увлекательная сказка, герои смелые, находчивые, сильные, красивые. Но выглядят как- то странно, непривычно. У них иная, чем у нас одежда, обувь,    головные уборы. Мне интересно, как называется эта одежда и удобно ли им в ней было. Помоги!

    — В чем сила этих героев,  старшие братья?

    — Сила — в знаниях!

    — Знания да наука на вороту не виснут. Придется помочь, мы же старшие братья.

    -Да, задача непростая. А вот кто нам поможет, может друзья – одноклассники? Как говорится в пословице: «Одна пчела много меда не натаскает».

    -Ребята, конечно же, поможем, ведь в одиночку не одолеешь и кочку.

    — С миру по нитке – голому  на рубаху.

    — Кстати, а рубаха – это национальная одежда?

    IV. Организация проектной мастерской.                                                                                                                            

    1.Деление учащихся на 4 команды по5 человек(от каждой творческой группы по представителю). Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой урока

    « Русский национальный костюм».Выбор названия для команды, в котором был бы элемент одежды:

    1команда «Сапоги-скороходы»

    2команда «Валенки»

    3команда «Шапка Мономаха»

    4команда «Кокошник»

     2. Слово учителя

    — Ребята, вы знаете, что такое музей?

    (учереждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения чего-нибудь)

    — В каких музеях вы побывали? Какие еще знаете?

    ( Исторические, Художественные; а во Франции есть музеи колоколов, лошадей, птиц, мельниц, музыкальных инструментов, роз и даже настоящий музей шоколада)

    — Любите ли вы ходить в музеи? Почему?

    -…………………………………………………………..

    — Я предлагаю вам принять активное участие в создании «Этнографического русского музея», где вы сможете ответить на все вопросы «почемучек» и приобщиться к истории русской народной культуры.

    Этот проект рассчитан на 2 семестр. Наша задача — создать 3 виртуальных зала.

                1.Русская национальная одежда.(Сегодня мы этим и займемся )

                2. Народные умельцы России.

                3. Любимые уголки России.

    V.  Самостоятельная деятельность учащихся в творческих группах. Работа над созданием проекта.

          1.Презентация творческой группы «историков»: «Братская любовь пуще каменных стрел».

    Вывод: Когда мы русские и украинцы жили в одном государстве Киевской Руси, у нас много общего в традициях, обычаях, культуре. Родитель у нас один, а затем братья выросли и        решили жить самостоятельно, независимо.

    Выдать по матрешке №1 каждой команде

        2.Словарная работа

           1.) «Всякому мила своя сторона» — задания творческой группы «историков»:

                А) подобрать к существительным «Украина» и «Россия» прилагательные (на русском и украинском языке соответственно);

                В) сравнить правописание и словообразование прилагательных в двух языках.

                Повторение изученных орфограмм.

    Украiна (яка?)

    Рiдна

    Незалежна

    Квiтюча

    Люба

    Спiвуча

    Калинова

    Волелюбна

    Працелюбна

    Хлiбосольна

    Кобзарева

    Гiрська

    Морська

    Молода

    Слов янська

    Россия (какая?)

    Богатая

    Славная

    Добрососедская

    Православная

    Многонациональная

    Красивая

    Демократическая

    Петровская

    Казацкая

    Независимая

    Необъятная

    Пушкинская

    Милая

    Сказочная

    (В русском языке в отличие от украинского, суффикс – ск- пишется без мягкого знака. Перед – ск – мягкий знак пишется только после буквы л: сельский, а так же в прилагательных, образованных от существительных – названий месяцев: февральский, июньский; исключение январский.

    Окончания у прилагательных в русском языке ед.ч., ж.р., И.п., — ая, а в украинском  — а.

    Общее: а.)соединительные гласные – о, е – в сложных словах  в русском и украинском языках, но различное произношение;

    б.) суффикс –н-, при помощи которых образуются прилагательные от существительных, а также бессуффиксный способ образования прилагательных;

     в.) лексическое значение.)

    Вывод: Близкородственные языки одной группы, схожие между собой и в  грамматике, происходят от одного языка «родителя», одна родина  —  Киевская Русь.

          2.) Задание творческой группы «модельеров» — «Горе в чужой земле безьязыкому»:подобрать к прилагательному «национальный»(-ое, -ая, -ые) существительные;  подобрать к существительному «костюм» прилагательные.

    Костюм (какой?)

    Национальный

    Модный

    Вечерний

    Свадебный

    Строгий

    Лыжный

    Праздничный

    Спортивный

    Рабочий

    Купальный

    Дорожный

    Маскарадный

    театральный

    Национальный (-ое,-ая,ые)

    Костюм

    Флаг

    Интерес

    Символ

    Вопрос

    Язык

    Блюдо

    Кухня

    Святыни

    Поэт

    Движение

    Политика

    искусство

             3.) Словарный диктант «Цвета одежды» для других групп.

                  Слово учителя.

                  Для пошива одежды применялись ткани ярких цветов: красные, синие, зеленые, малиновые, лиловые, розовые, белые и пестрые.

      Другие цвета, встречающиеся в описях Оружейной палаты:

    алый, белый, белый виноградный, багровый, брусничный, васильковый, вишневый, дымчатый, жаркий, желтый, крапивный, травный, красно-вишневый, кирпичный, лимонный, маковый, осинный, огненный, песочный, рудо-желтый, сахарный, соломенный, светло-зеленый, серо-горячий, шафранный.

    Учащиеся выполняют взаимопроверку, называют орфограммы.

    Выдать по матрешке №2 каждой команде

    3. Работа творческой группы «этнографов».

     1.)Слово учителя:

     — Где, ребята, вы уже встречали русские костюмы? (на картинках, в мультфильмах и кинофильмах, в народных песнях и танцах, в выступлениях фигуристов).

     — А какие героини Ваших любимых сказок одеты в старинные русские костюмы? (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Царевна-Лебедь, Снегурочка, Марья-искусница).

     2.) Учащиеся.

         Есть такая профессия – этнограф. Этнографы – удивительные люди. Они ездят в самые глухие дальние деревни, находят там бабушек, которым скоро сто лет, может быть, исполнится. Эти бабушки поют старинные песни, открывают свои сундуки, достают старинные вышивки, украшения, костюмы, а также прялки, веретена и другие инструменты, которые в свою очередь доставались им от их бабушек и прабабушек. Таким образом можно проникнуть на 150-200 лет назад в прошлое. Потом по зарисовкам создаются народные костюмы.

    Этнография – отрасль исторической науки, изучающая состав, происхождение, расселение, и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта.

    Поэтому наш музей будет этнографическим. В конце урока вам надо будет предложить свое название музея.

    Презентация творческой группы «этнографов»: «Русский национальный костюм».

    (выдать учащимся словарь « Русская национальная одежда).

    Вопрос к учащимся:

    — Какие слова использовала группа «этнографов»  в своей презентации по времени появления и  употреблению ? ( устаревшие, т.е.вышедшие из активного употребления)

    Диалектные, т.е. употребляемые жителями одной местности )

    Выдать по матрешке №3 каждой команде

    4.Работа творческой группы «модельеров».

    1.)Презентация.

     2.) Приветствие.

          – Мир вам, гости долгожданные, что явились в добрый час. Встречу теплую, желанную мы готовили для Вас.

    — Хлебосольством и радушием знаменит наш русский край,

    — Для гостей и песни русские, и медовый каравай.

    — И места для них приметные за праздничным столом.

    — Пусть с гостями радость светлая входит в наш модельный дом.

    2.) Разрешите представиться, мы художники – модельеры.

           Модельер – это специалист по изготовлению моделей, образцовых экземпляров изделия, например одежды.

      3.) Показ моделей одежды русского и украинского костюмов.

      4.)Задание: записать слова – профессионализмы, которые использовали модельеры во время показа.

    Выдать по матрешке №4 каждой команде

    5.Презентация творческой группы «литературоведы и языковеды».

    Первый слайд.

    Нас окружает огромный и разнообразный мир. Он описан писателями в книгах, изображен художниками на картинах, звучит в произведениях композиторов. О нем  мы рассказываем, его описываем, о нем рассуждаем, составляя высказывания, разные по стилю речи.

    Второй слайд.

    Наиболее распространенный тип речи – повествование. Чаще всего он встречается в научном и художественном стилях. В повествовании не только сообщается о последовательных событиях и действиях, но и меняющихся состояниях предмета, явлениях. В повествовательных текстах встречаются и описания, и рассуждения.

    Его структура: начало действия – развитие действия – завершение действия.

    Третий слайд.

    Описание – это характеристика признаков предмета речи.

    Описывать можно не только предметы, животных, но и внешность человека, его действия, внутреннее и внешнее состояние помещения, природу.

    Описания бывают разные: научные и художественные. Художественное описание – яркое, образное, эмоциональное. Научное – точное, строгое, логически последовательное. Описание природы – это пейзаж.

    Его структура:

    -общее впечатление от предмета речи;

    -признаки предмета речи;

    — оценка предмета речи.

    Четвертый слайд.

    В жизни человеку приходится не только наблюдать, но и размышлять над увиденным, услышанным, прочитанным. Общаясь, мы не только слушаем и задаем вопросы, но и стараемся убедить собеседника в правильности наших суждений, подбираем убедительные доказательства.

    Его структура:

    -тезис (мысль, которую нужно доказать);

    -аргументы (доказательства);

    -вывод.

     1.)Определить тип текста.

           I.команда

            А Марьюшка с подружками приданое дошивала. Холсты белые, чтоб мужу и детям рубахи шить, она уже давно наткала, полотенца вышитые для украшения избы и  на каждый     день тоже стопочкой лежали. Несколько больших скатертей цветами и петухами вышила. Их на свадебный стол друг на дружку постелят и после каждой перемены блюд по одной       снимать будут, так что гости невестино уменье оценить смогут.

    (повествование) Р.Юрин «Птица Сирин и всадник на белом коне».

          II команда.

         Как стали к венцу собираться, девушки опять жалобные песни запели. Надели на Марьюшку длинную, белую, венчальную рубаху, вышитую на груди и рукавах, а сверху широкий           красный сарафан весь в ярких цветах.

    Под сарафан, в тайный кармашек, кусочек пирога и кудели незаметно положили, для счастливой богатой жизни.

    (повествование + описание) Р.Юрин «Птица Сирин и всадник на белом коне».

    III.команда

     Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли, сапоги проносил, кафтан истер, шапчонку дождик иссек.

    Сказка «Мудрая жена».

    «Вскинул на девицу глаза царский сын, да так и обомлел: до чего хороша девица! Весь белый свет обойти, эдакой не сыскать. Коса русая ниже пояса, голубые глаза ярче звезд горят, щеки – маковый цвет, а сама вся будто утренняя заря».

    IV команда

    На ней был голубой аксамытный летник с яхонтовыми пуговицами. Широкие кисейные рукава, собранные в мелкие складки, перехватывались повыше локтя запястьями или зарукавниками. Такие же серьги висели по самые плечи; голову покрывал кокошник с жемчужными наклонами, а сафьяновые сапожки блестели золотой нашивкой.( А.К.Толстой « Князь Серебряный»)

    — Какой тип речи не представлен?( рассуждение).

    2.) Конкурс на знание пословиц и поговорок, в которых упоминаются элементы русской национальной одежды. Значение одной пословицы растолковать. Каждая команда демонстрирует своим соперникам иллюстрации к пословицам(2шт)

          3.)Ответьте на  вопрос:

              — Для чего писатели описывают одежду героев? (  раскрыть характер героя, показать его достаток, как следствие трудолюбия или лени, исторические временные            рамки,использовать элементы одежды как поучительный образ, отразить традиции и обычаи народа)

    Выдать по матрешке №5 каждой команде

    6.Презентация творческой группы «искусствоведов».

    Слайды:

    1.)Неповторимую красоту старинного русского национального костюма, поиски национального образа и его эстетическое осмысление мы находим в произведениях изобразительного искусства. (Рябушкин, Суриков, Репин, Васнецов).

    2.) Виктор Михайлович Васнецов – русский живописец, создавший произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, и почти полностью посвятивший им свое творчество.

    Все Васнецовские проекты «отражают неизменную заботу художника о сохранении национальных ценностей прошлого», — заметил искусствовед В.М.Лобанов.

    3.) Благодаря Репину, Васнецов познакомился с известным русским меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым, о богатстве, широте натуры, уме которого ходили по Москве легенды. Вся его семья жила искусством, сценой, пением. В доме веяло художественной атмосферой. На сцене домашнего театра С.И. Мамонтова была поставлена пьеса А.Н. Островского «Снегурочка». С удовольствием писал Васнецов декорации и костюмы к этой пьесе. Репин в последствии назовет их шедеврами. Берендеи и берендейки были одеты в костюмы с пестрым и радостным узорочьем, которое Васнецов выискал в «Истории русской одежды» Прохорова и в Московском историческом музее, но главным образом видал и изучал в родных вятских и подмосковных деревнях.

    4.)Ученик в роли Васнецова:

    « Многие удивлялись, откуда я взял такие краски для Снегурочки. Ответ у меня очень простой, от народных гуляний в Вятке, в Москве на Девичьем поле, от переливчатой игры жемчугов, бисера, цветных каменьев на кокошниках, телогрейках, шубках и прочем женском одеянии, которые видел у себя на родине и которыми еще была переполнена Москва 80-х годов 19 века».

    5.) Позднее я написал картину «Снегурочка — дитя Мороза и Весны». В белой княжеской шубке идет Снегурочка в стране берендеев.

    — Значит, Вас тоже можно назвать художником-модельером?

    — Конечно, прошу любить и жаловать! Снегурочка!

    Выступление Снегурочки: чтение стихотворения собственного сочинения.

    Стихотворение Снегурочки

    (автор — ученица 6-А класса Тонкошкур Александра)

    И зимою, и весною

    Молода и хороша!

    Обхожу свои владенья

    Ежедневно, не спеша!

    Загляну в озерный глянец –

    Вам приметен мой румянец?

    Все друзья мне,

    Всем я рада!

    Помогу я, если надо,

    У родителей спрошу,

    Может, чудо сотворю!

    И на встречу всем  друзьям

    Выйти грустной, стыд и срам!

    К своему я настроенью

    Добавляю украшенья!

    И зимою хороша,

    И весною неплоха.

    Я зимой одену шубку,

    Белые сапожки, шапку,

    Хотя, что я говорю?

    Вы же все меня видали

    На своем Новом году!

    А весною так прекрасно!

    Хорошо же утром встать,

    Гладко косы причесать!

    Я в них ленты заплетаю

    И кокошником венчаю!

    А потом иду гулять,

    Веселиться и плясать!

    Кто ж обул меня, одел?

    Мой художник – модельер.

    Васнецов – наш добрый гений,

    Чародей он без сомнений!

    6.) Для зала заседаний Донецкой железной дороги Мамонтов С.И заказал Васнецову написать картины: «Битву русских со скифами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства».

    Картины мыслились сказочными иллюстрациями к пробуждению новой железной дороги богатого Донецкого края.

    Первая картина должна была изображать далекое прошлое этого края. «Битва славян с кочевниками» — одно из самых острых батальных произведений в мировом искусстве. Многие века терзали кочевники славянские земли, убивали, мучили, уводили в плен славян. Но настал час – и грянула битва! Художник изображает и кочевников такими же храбрыми, ловкими, увертливыми, как и славянские витязи. Однако, все симпатии Васнецова на стороне славян. В их облике не только мужественность, но и красота, благородство.

          7.)   Вторая – « Ковер-самолет» изображает сказочный способ передвижения. Ковер, плавно выгибаясь, летит по воздуху, как гигантская птица, а на нем стоит Иванушка и держит клетку с добычей, с пойманной  Жар-птицей. Ему нехотя уступают дорогу зловещие совы, внизу расстилаются просторы степей.

         8.)   Третья картина « Три царевны подземного царства»  изображает царевен золота, драгоценных камней и каменного угля, символ богатства недр пробужденного края.

    В выборе сюжета картины  Васнецов обратился к образам одноименной русской сказки. Крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел  царство золотое, драгоценных камней и железное и вывел на землю царевен этих царств. Художник изображает трех царевен в роскошных убранствах

    . Наша задача описать их костюмы.

    9) Описание национального костюма по картине « Три царевны подземного царства» по опорным словосочетаниям, с использованием прилагательных всех разрядов и степеней сравнения, а также прилагательные из словарного диктанта(цвета).

        Трем командам — по одной царевне, а 4- Снегурочка.

    Задание

    Описание русской национальной одежды по картине «Царевны подземного царства».

    Ответьте на вопросы:

    1. Кто изображен(а)?
    2. Что делает?
    3. Во что одет(а)?
    4. Какой головной убор?
    5. Во что обут(а)?
    6. Что выражает лицо?
    7. Какие краски использовал художник?
    8. Какое чувство вызывает персонаж картины?

    3 группа

    2 группа

    4 группа

    Царевна золота,

     тяжелая неподвижность?

    платок шелковый в тонких пальцах;

    переливы блестящей парчи, расшитой жемчугом;

    крупные золотые серьги;

    безразлична и равнодушна,

    холодная красивость, Закатное небо.

    Центральная фигура,

    скрещенные руки, аккуратно сложенный платок,

    многоярусное одеяние (опашень, ферезея, ожерелье);

    кокошник,

    полупрезрительная усмешка,

    оранжевая складка длинных рукавов, блеск металла, цветные орнаменты, созвучие с цветом туч.

    гордячка.

    Изящная фигура,

    покорно опущенные руки лежат вдоль тела; атласное платье,

    скромно потупила глаза, умиротворенность и величавость, спокойное выражение лица,

    серебристые украшения; алмаз, излучающий зеленое пламя,

    глубокий провал,печальная царевна.

    1 группа – описание Снегурочки с натуры

    Выдать по матрешке №6 каждой команде

    10.) Ученик в роли Васнецова: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не любит и не ценит своей истории»

    11.) Вопросы к Васнецову.

    ( Где сейчас находятся  упомянутые3 картины Васнецова?)

    — Для вокзала картина оказалась мала, и управление железной дороги не утвердило заказ  С.И.Мамонтова, тогда он купил работу Васнецова для себя.

    Выдать по матрешке №7 каждой команде

    VI. Подведение итогов.

    1.Рефлексия. Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали? Что вызвало больший интерес? В чем испытывали трудности? Как вы оцениваете свою работу?

    2.Каждая команда составляет пословицу, афоризм, поговорку  из слов, которые были в матрешках.

    3.Каждая команда дает название музею. (1-«Поезд  «Киев-Москва»»,2-«Самовар»,3-«Березка»,4-«Русский дом»)

    4.Оценивание учителем результатов работы команд

    VII. Объяснение домашнего задания.

    Готовить материал для второго зала виртуального музея, формировать группы по ремеслам. Индивидуальное задание Матюнину и Фирсову: подготовить описание русского костюма для братьев.

    Каждому ученику выдается словарь и критерии оценивания

    Словарь

    Епанча (япанча) – старинный длинный широкий плащ, безрукавный, надевавшийся в ненастье.

    Жупан – старинный полукафтан.

    Зипун – старинная верхняя одежда из грубого самодельного сукна.

    Опорки – изношенные, стоптанные сапоги.

    Позумент – тесьма, обычно шитая золотом или серебром.

    Сафьян – выделанная козловая кожа высокого качества.

    Яхонт – старинные названия драгоценных камней, рубина и сапфира.

    Онуча – обмотка для ноги под сапог или лапоть, портянка.

    Ферязь – старинная русская одежда, мужская и женская, с длинными рукавами, без воротника и перехвата. Парадная одежда, надевалась поверх кафтана. Женская ферязь называлась               «ферезея» и  носилась поверх рубашек. По указу от 19 декабря 1680 года  ферезеи были разделены на три разряда: золотые, бархатные и объяринные.

    Ферязь была широкой в подоле, до 3 метров, с длинными, свисающими до земли рукавами. Ферязь надевали следующим образом: в рукав продевали лишь одну руку, собирая его во множество сборок; другой рукав спускали вдоль фигуры до земли. Благодаря ферязи появилось выражение «работать спустя рукава». По краю ферези пришивалась «круживо» — кайма с украшениями.

    Ферязь шили на подкладке (холодная ферязь), иногда и на меху, из дорогих тканей, бархата, с применением золота.

    Опашень — старинная верхняя русская одежда, мужская и женская. Слово «опашень» происходит от «распахнуть».Также как охабень, опашень имел откидные длинные широкие рукава. Рукава сужались к запястью. Руки продевались в особые разрезы, а рукава висели вдоль фигуры. Воротника не было. Опашень никогда не подпоясывали.

    Женский опашень — с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем. Пуговицы золотые или серебряные; могли быть величиной с грецкий орех. Сзади пришивался подбитый мехом капюшон, висевший до середины спины. Женщины с опашнём носили круглое накладное ожерелье из собольего или бобрового меха.

    Панева (поня, понява, понька) – женская шерстяная юбка. Представляет собой, поясную одежду из трех и более частично сшитых кусков ткани из шерсти. Эта одежда преимущественно замужних женщин.

    Сарафан – народная русская одежда. Платье, чаще всего без рукавов.

    Ожерелье – нарядный воротник в одежде, из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи. Пристегивался к кафтану, шубе. Воротник стоячий или отложной.

    Рубаха – косоворотка – основная мужская одежда. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати, нижней.

    Штаны (гачи, порты) – заправлялись в сапоги или онучи при лаптях.

    Коко́шник  — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

    Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или же начельника и волосника, со спуском позади ленты. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом, золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотыми нитками часто покрывалась и затылочная часть.

     Cзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль.

    Критерии оценивания презентаций ( 12 баллов )

    Четкость и доступность ………………………………………………0-2 балла

    Глубина знаний проблемы …………………………………………..0-2 балла

    Качество ответов на вопросы………………………………………..0-2 балла

    Артистизм, умение заинтересовать аудиторию…………………….0-2 балла

    Использование наглядности, технических приспособлений………0-2 балла

    Оригинальность и грамотность………………………………………0-2 балла

    Критерии оценивания работы в команде (12 баллов )

    Участие в исследовательском этапе…………………………………3 балла

    Участие в «мозговом штурме»………………………………………..2 балла

    Обсуждение распределения обязанностей…………………………..1 балл

    Соответствие  роли (модельера и т.д.)………………………………..2 балла

    Презентация  сочинения-описания по картине………………………3 балла

    Рефлексия ( самооценка)……………………………………………….1 балл

    Критерии оценивания устного сочинения-описания  русского национального костюма по картине

    1.Полнота раскрытия темы.

    2. Грамотность ( соблюдение норм орфоэпии, словообразования)

    3.Стиль.

    4. Правильное употребление в речи устаревших слов, с которыми познакомились на уроке.

    5. Использование прилагательных всех разрядов и степеней сравнения.

    6. Культура речи.

    Результаты работы

    по описанию русского национального костюма по картине Васнецова «Три царевны подземного царства» и описание костюма Снегурочки.

    1команда

    Описание костюма Снегурочки

    У нас в гостях Снегурочка. Пришла она из сказочного леса, на ее лице — свежий румянец. Снегурочка поведала свою историю, что она Дитя Мороза и Весны, что Васнецов В.М. является ее художником-модельером. С особым интересом все стали разглядывать ее убранство. Одета Снегурочка в ярко-васильковую легкую шубку,  подол и  края рукавов которой обшиты белым мехом. К шубке пристегнут круглый меховой воротник. По борту шубы располагались 12 стеклянных пуговиц. На голове у Снегурочки – высокий кружевной кокошник из полупрозрачного материала, что придает ее фигуре легкость и воздушность. Гребень кокошника сверху украшен серебристым позументом, бисером, стеклом. Сам он обшит понизью, сеткой из жемчуга. Среди украшений заметны  длинные до плеч серьги в форме снежинок. На изящных ножках Снегурочки – сафьяновые сапожки сахарно-белого цвета на небольшом каблучке. Она принесла с собой ощущение праздника, чувство радости и вдохновение.

    2 команда

    Описание царевны драгоценных камней

    Центральная и самая высокая фигура царевны драгоценных камней. Она отличается тяжелой неподвижностью. На царевне многоярусное одеяние. На ферезее парчовой длинные широкие рукава с особыми разрезами, поэтому видны складки на их оранжевой подкладке. Цветные орнаменты одежды перекликаются с красками неба, особенно красив зелено- голубой орнамент на опашне, созвучный с таким же цветом туч. Из-под сарафана виден красный носок сапог. В ее скрещенных руках – аккуратно сложенный платок сахарно-белого цвета. А вся царевна подобна шкатулке, в которой хранятся драгоценности. И кокошник усеян камнями разноцветными, по краям его пущены рясны, спадающие на плечи яхонтовые нити, и ожерелье, нарядный воротник, расшито камнями, и серьги сапфировые. Вторая сестра относится к происходящему безразлично и равнодушно,  хотя на лице ее виден румянец.

    3 команда

    Описание царевны золота

    Царевна золота отличается тяжелой неподвижностью, этим художник олицетворяет металл. Она словно срослась с землей, стоит ниже всех, на первом плане. Скрестив руки, держит в тонких пальцах шелковый кружевной платок.Верхняя одежда-  длинная до земли ферезея, подол и края рукавов которой украшены орнаментом. В переливах блестящей парчи одеяния царевны золота отражается пламенеющее закатное небо и его угасающие желтые тона. Чувствуется холодный блеск металла, в котором играют желто-красные лучи. Пуговицы на ферезее крупные золотые, похожи на орех. Венчает голову кокошник, он украшен речным жемчугом, спадают на плечи жемчужные нити. Серьги тоже золотые крупные в виде бантов. Царевна в золотой одежде полупрезрительно улыбается, она единственная  среди сестер закрыла глаза. Ее красивость холодная.

    4 команда

    Описание царевны каменного угля

    Печальная царевна стоит около глубокого провала, откуда не может выйти их спаситель, крестьянский сын Иван. Она моложе, ниже ростом, беднее сестер. В отличие от них

    Царевна каменного угля не закрывается руками, руки ее не скрещены, а лежат покорно вдоль тела. Нет и белоснежного платка в руках. Все это придает ей умиротворенность величавость. На третьей царевне – атласное иссиня-черное платье с короткими рукавами, украшенное драгоценными камнями серебристо-стального цвета. Только на ее одеянии мы видим изящный тонкий пояс дымчатого цвета, завязанный на талии в маленький узелок. На темном фоне платья он хорошо виден. На голове у царевны нет традиционного русского украшения- кокошника. Блестит и переливается алмаз, излучающий зеленое пламя. Как не вспомнить образ современного шахтера с фонариком на каске. Черные  прямые волосы распущены.Глаза девушки как два черных уголька. Выражение лица царевны спокойно, она вызывает симпатию. Цвет ее платья и украшений мягко сочетаются с сумраком скал, в тени которых она стоит. 

  • Сочинение по картине васнецова три богатыря 4 класс презентация
  • Сочинение по картине венецианова на жатве лето
  • Сочинение по картине васнецова после побоища игоря святославича с половцами
  • Сочинение по картине васнецова спящая царевна 5 класс
  • Сочинение по картине венецианова вот те и батькин обед 5 класс