Сочинение по картине васнецова спящая царевна 5 класс

Сочиненияпо картинамваснецовсказка о спящей царевнекартина виктора михайловича васнецова спящая царевна была создана в 1926 году. сейчас она хранится в москве.
  • Сочинения
  • По картинам
  • Васнецов
  • Сказка о спящей царевне

Картина Виктора Михайловича Васнецова «Спящая царевна» была создана в 1926 году. Сейчас она хранится в Москве. В дом -музее имени В.М.Васнецова. Ее могут посмотреть все желающие.

Картина представлена в виде иллюстрации к русской народной сказке о спящей царевне. При просмотре создается впечатление волшебства. Художник с точностью смог передать настроение того момента. На ней представлен сюжет, когда прекрасная царевна укололась об заколдованное веретено и замерла. Спасти ее и снять колдовские чары мог только ее возлюбленный. А пока, вместе с ней заснул весь дворец. Создается ощущение, что никто не сможет потревожить их беспробудный сон.

Общий образ картины дополняет наполненность яркими персонажами. Представлен богатый королевский дворец. Медведи и павлины на ветвях. Стены расписаны искусным узором и орнаментом. Сквозь яркие красные колонны на картине предстает вид на здания и прекрасную природу. Создается впечатление, что в этой картине все замерло в ожидание пробуждения.

На произведение представлены множество героев, которые окружают царевну. Сама она находится по центру. У нее и у всех персонажей по лицу читается спокойствие. И умиротворение. Одежда у них у всех праздничная и нарядная. Как будто ожидали праздника. Вероятнее всего готовились к свадьбе царицы. Так как на картине присутствует музыкант и шут. А их часто приглашали на веселье.

Сама царевна замерла в центре картины. И по ее силуэту можно сказать что все произошло неожиданно для нее. Тело ее и сопутствующих персонажей абсолютно расслаблены. Они замерли в движение.

Создание ощущения реальности способствует написание картины холодными красками с акцентами теплых тонов. Каждый персонаж несет индивидуальность и свой характер. Это связано с точностью прорисовки костюмов, изысканностью платьев, положению фигур и другого.

Наверно каждый, кто видел картину, остается под впечатлением мастерства художника. В.М.Васнецов с профессионализмом передал русский дух сказок. Смог показать их волшебный мир. И наверно, каждый кто посмотрит на эту картину, для себя увидит что то особенное и уникальное. Которое напомнит о сказке, где добро всегда побеждает зло. И обязательно для этой царицы наступит светлая полоса в жизни. Встретится добрый принц и спасет ее.

Описание картины Виктора Васнецова «Спящая царевна»


Виктор Васнецов, 1926 год, картина «Спящая царевна», Фото: evg-crystal.ru

Название Спящая царевна
Страна, художник Россия, Виктор Васнецов
Год 1926
Жанр мифологический
Находится Дом-музей имени Васнецова, Москва
Материалы холст, масло

Картина Васнецова «Спящая красавица» — одна из иллюстраций к циклу «Поэма семи сказок». Для произведения художник выбрал тот эпизод, когда молодая царевна укололась веретеном и впала в долгий столетний сон, а вместе с ней заснуло все ее королевство.

На полотне представлен открытый терем. В центре на помосте возле прялки спит царевна. Ее волосы разметались, руки безвольно повисли, одна туфелька упала на пол – все говорит о том, что девушка заснула совершенно внезапно. Богатое, расшитое парчой платье и золотая корона отличают ее от простых людей, спящих вокруг.

На ступеньках возле помоста прикорнула маленькая девочка, читавшая Голубиную книгу.

В левой части холста дремлют девушки. Они склонились друг на друга во всевозможных позах, оставив свои занятия.

Справа спят, склонив головы, шут, гусляр и седой старец. Животные и птицы тоже погрузились в сон – маленький бурый медвежонок, лисица, кот, горлицы на перилах, лебеди в пруду, попугаи на ветвях. Даже окружающие деревья – дубы и темные ели, кажется, навевают дремоту.

Глаза открыты только у козлиного черепа, насаженного на посох, обмотанный черной тканью. Это воплощение темной силы, дьявол, следящий за исполнением проклятья.

Картину можно рассматривать просто как талантливую иллюстрацию, но как любой живописный шедевр, она скрывает в себе глубокие смыслы. Если выйти за рамки сказочного сюжета и рассмотреть социально-исторические аспекты, то окажется, что «Спящая царевна» — это аллегорическое изображение Руси.

Васнецов не одобрял революцию, от иммиграции отказался из-за любви к родине. Но той России, которую он знал и любил, уже не осталось, поэтому после 1917 года художник с головой ушел в сказочную и былинную живопись. В его картине Русь-царевна и все ее подданные заснули глубоким сном и не видят того ужаса, что творится вокруг. Спят даже воины – некому защитить девицу. Остается надеяться только на дальние терема-страны, в которых жизнь, кажется, не остановилась. Придет ли оттуда принц, который разбудит девушку-Россию от страшного сна?

В своих мифических полотнах художник скрывал свою боль и тоску, ужас от происходящего. Он словно сам мечтал забыться столетним беспробудным сном, чтобы проснуться в новом лучшем мире.

Сочинение 2

Произведение относится к циклу работ художника под названием «Поэма семи сказок», изображенных в смешанном стиле романтизма и символизма, и является полотном, написанным в поздние творческий период автора.

Картина выполнена на холсте в масляной технике и имеет своим композиционным сюжетом иллюстрацию сказочных народных мотивов, посвященных спящей царевне.

Структура живописного полотна представляет зрителю действие, происходящее в богатом царском дворце, где центральное место занимает изображение молодой девушки-царевны, лежащей на возвышенности, заменяющей постельное ложе.

Образ главной героини произведения представляется художником в качестве крепко спящей женщины, одетой в богатый красно-коричневый сарафан, увенчанной золотой короной на темных волосах. Одна из рук царевны свисает беспомощной плетью вниз, что подчеркивает ее крепкий и беспробудный сон.

Фон картины представляется в виде богатого убранства помещения, стены которого имеют искусную, узорную роспись, резьбу по дереву и сочный орнамент, а также яркие колонны, раскрашенные в алые тона. Кроме того, в качестве второстепенных персонажей, подчеркивающих образ царевны, изображаются многочисленные герои, окружающие спящую девушку, со спокойными и умиротворенными лицами, одетыми в праздничную и нарядную одежду, также находящиеся в сонном покое.

Отдельных слов заслуживает изображение природы, представленной на заднем плане картины в виде густого дремучего леса, демонстрирующего состояние ожидания предстоящего пробуждения, находясь в беспредельной дреме. Этот акцент передается и посредством птиц и животных, иллюстрирующих всеобщее состояние сна, которое заколдованная по преданию царевна отражает и на окружающих ее людей и природу.

Отличительной особенностью полотна является использование художником холодных красок с акцентирующим добавлением теплых тонов, предающих прохладу летнего вечера и закат летнего солнца.

Картина передает ощущение присутствия колдовства, загадочности, волшебства, демонстрирующих элементы русского народного эпоса и фольклора, характеризующегося победой добра над злом. Именно поэтому смысловая нагрузка полотна отражает положительную энергетику в виде нежности, доброты, любви и искренности.

В настоящий момент картина хранится в Доме-музее, носящим имя художника и расположенном в Москве.

Другие темы: ← Богатырский скок↑ ВаснецовБаян →

`

Описание спящей царевны в сказке Пушкина

Молодая Царевна — один из главных персонажей «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

В девушке прекрасно все, в ней сочетается как внешняя, так и внутренняя красота.

Внешность героини стала причиной испытаний, выпавших на ее долю. Вот как она описывается в произведении:

Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого.

Но царевна всех милее, Всех румяней и белее

А.С. Пушкин сравнивает царевну с царицей-мачехой, при этом противопоставляя их друг другу.

Царица красива, как и царевна. Она «высока», «стройна», «бела».

Но характер мачехи отличается от душевных качеств девушки. Царица показывает свою гордость, «ломливость», своенравность. Она не может смириться с тем, что молодая царевна прекраснее нее.

Злость и зависть толкнули царицу на ужасный поступок — она решила избавиться от падчерицы, которую зеркало считало красивее и милее всех.

Сначала мачеха приказала служанке убить девушку. Но та не смогла причинить доброй царевне вреда и просто оставила ее одну в лесу.

Царевна не испугалась темного леса, диких зверей. Она нашла дом, в котором, по ее мнению, жили добрые люди. Дожидаясь хозяев, она убралась и приготовила еду:

Дом царевна обошла Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку

Этот эпизод показывает, что царевна трудолюбива и не боится выполнять черную работу.

Богатыри тепло приняли гостью, по ее манерам они сразу поняли, что перед ними царевна:

И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была.

От зеленого вина Отрекалася она; Пирожок лишь разломила, Да кусочек прикусила,

Молодая девушка стала богатырям милою сестрицей.

А хозяюшкой она В терему меж тем одна Приберет и приготовит, Им она не прекословит

Братья предложили ей выбрать одного из них в мужья, но царевна осталась верна своему жениху — царевичу Елисею. Это говорит о высоких моральных принципах девушки.

Эпизод с нищей показывает, насколько царевна доверчива и добра. Она даже не могла предположить, что нищенка окажется злой мачехой.

Царевна является воплощением добра, царица олицетворяет зло. Основной конфликт сказки — противостояние этих двух сил.

И, конечно же, победу одерживает добро. Елисей находит царевну, и чары рассеиваются. Она возвращается домой, венчается с женихом, а царица умирает.

Сочинение по сказке

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях — это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.

История начинается с того, как царица всё время смотрит на снег, ожидая своего мужа царя. Царь где-то воюет. Пока царица ждала мужа, у неё родилась дочь. Скоро после рождения девочки царь возвращается. Царица испытывает огромную радость. И в результате сильного волнения умирает. «Восхищенья не снесла. В тот же вечер умерла»- описывает автор сцену ухода царицы.

Проходит время. Царь забывает о своём горе. Женится на другой. Новая царица была красивой и самолюбивой. Всё время крутилась перед волшебным зеркальцем. Зеркало подтверждало или опровергало её красоту.

Пока дочь царя была маленькой, царица не испытывала не зависти не злости на неё. Она была всех милее, румянее и белее. Но как только царевна выросла, она тут же затмила царицу своей красотой. Ведь она была моложе. А красота и молодость две неразлучные сестры.

Кроме красоты царевна обладала добротой и скромностью.

Царица, услышав от зеркальца, что первенство по красоте ей больше не принадлежит, очень сильно разозлилась. Она решила, во что бы то ни стало избавиться от падчерицы-соперницы. Она приказала чернавке,- служанке,- связать и отвести в тёмный лес царевну. Связанная она не смогла бы никуда убежать. Её съели бы дикие звери.

Однако чернавка не смогла до конца выполнить приказ. Она оставила царевну в лесу. Но не связала её. В доказательство гибели царевны, чернавка принесла мачехе сердце дикого зверя.

Тем временем, царевна набредает на терем. Прибирает его и укладывается спать. Вернувшись, хозяева удивились чистоте. Стали ласково просить гостя, чтобы он показался. Предлагали. старому человеку — быть отцом. старой женщине- быть матерью. Молодому человеку — быть братом. А девушке — сестрой. Царевна вышла. С тех пор семь богатырей, а именно они были хозяевами терема, и царевна стали жить вместе.

Этим сказка не заканчивается. Злая мачеха ещё не знала, что падчерица осталась жива. Она долго не подходила к зеркалу. Была на него обижена. Но злость улеглась. И царица решила узнать она ли первая красавица на свете. Зеркало рассказало о том, что царица красива, но в лесу у богатырей живёт та, что всё же милее и красивее.

Ещё пуще царица рассердилась. Узнала у чернавки об обмане. И решила сама извести ненавистную царевну. Для этого она появилась перед теремом в обличие бедной старушки. Царевна угостила псевдо бедняжку хлебом. А та в ответ угостила её отравленным яблоком. Царевна и старушка вели разговор на расстоянии друг от друга. А гостинцами перебрасывались. Поскольку приблизиться друг к другу они не могли. Им мешал пёсик богатырей. Он почувствовал в бедной старушке опасность. Хотел уберечь царевну. Лаял. Когда старушка ушла, продолжал лаять и прыгать, пытаясь помешать царевне съесть яблоко.

Но царевна всё же откусила кусочек. И упала без памяти.

Позже вернулись с охоты богатыри. И пёсик на их глазах проглотил яблоко. И тут же умер. Поняли богатыри, что кто-то погубил их сестрицу.

Богатыри хотели похоронить царевну, но она была так свежа и прекрасна, будто не умерла, а просто уснула. Поэтому для неё соорудили хрустальный гробик и повесили на цепях в горе.

У царевны был жених. Когда царевна пропала, он стал её искать. Прошёл много путей и дорог. Совсем отчаялся. Решил обратиться к силам природы. Он спрашивал у солнышка, у месяца, у ветра. Только ветер смог ответить где невеста.

Елисей, так звали жениха, рыдая, помчался к этой горе. Разбил хрустальный гроб. И от этого царевна проснулась.

Они вернулись в царство. А царица от досады, злости и горя умерла.

На мой взгляд, царица могла бы вести себя по-другому. Ведь она была и так красива. Конечно, после того как царевна выросла она оказалась на втором месте. Ну и что. Ведь её красота совсем не ушла. Внешняя красота важно. Но ещё важнее качества души. Поэтому царевна, когда достигнет возраста мачехи, всё равно будет красивой. Ведь она обладает прекрасными качествами характера. Чего люди не смогут не заметить.

В сказке, как уже отмечалось, кроме добра и зла, зависти и тщеславия, были затронуты любовь и верность. Любовь Елисея и царевны смогла всё преодолеть. Верность возлюбленных сохранила их друг для друга. Ведь богатыри предлагали ей стать кому-нибудь из них женой. Но царевна объяснила, что она уже невеста.

А Елисей верно и преданно искал свою любимую. Такая любовь и преданность жениха стоит уважения.

5 класс

Сочинение Спящая царевна Жуковский

В. А. Жуковский в своей сказке «Спящая царевна» соединил сюжет двух других сказок известных зарубежных писателей: Ш. Перро «Спящая красавица» и братьев Гримм «Шиповничек».

Сказка написана в стихах, поэтому легка для чтения. Автор соблюдает все каноны структуры сказки: в ней есть завязка, развитие сюжета и развязка.

Повествование в сказке ведется от третьего лица, поэтому можно увидеть образ повествователя и его отношение к персонажам с помощью таких выражений, как: «добрый царь», «дочь прекрасна», «детина удалой».

Сюжет имеет характерные для сказки чудеса: рак предсказывает появление на свет девочки; царевна, благодаря фее, не умирает, а засыпает; царевич спасает её с помощью своего волшебного поцелуя.

Заканчивается сказка счастливой развязкой – царевна спасена, проклятье снято, царство Матвея пробуждается от сна, влюбленные женятся. Сказка словно показывает нам, что доброе всегда победит всё плохое!

Произведение имеет много художественных особенностей русского фольклорного произведения. Например: «Жил-был добрый царь Матвей…»; «Дочь прекрасна так была, что ни в сказке рассказать, ни пером не описать»; «и я там был, И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот же капли не попало». Можно увидеть классические для сказок эпитеты «темный бор», «дремучий лес». Повторы в речи повествователя тоже характерны для устного народного творчества: «Что средь бора дом стоит, Что царевна в доме спит, Что проспать ей триста лет, Что теперь к ней следу нет».

Сюжет произведения линейный – все события следуют друг за другом в правильной временной последовательности. Словно автор описывает настоящую, бывшую когда-то историю.

Оригинально авторское описание пейзажей. Он показывает, как засыпает и пробуждается дворец царя Матвея и как оживает в нем природа – кустарники, цветы, травы. Это описание читается легко, не вызывает скуки.

Описание внешности царевны тоже построено по всем фольклорным канонам: черные косы, тонкая талия, алые губы и белые руки – классическая русская красавица.

Главной героиней является всё же царевна. Именно вокруг событий её жизни закручивается сюжет сказки. Иногда второстепенные персонажи выходят на первый план, но всё это – лишь для того, чтобы помочь разрешить проблему царевны.

«Спящая царевна» – это не украденное, просто и неумело переписанное у зарубежных авторов произведение. В. А. Жуковский внес в него много того, что относится к нашей, традиционной, русской культуре. Поэтому её так полюбил русский народ.

Популярные сочинения

  • Анализ басни Волк на псарне с моралью Крылова
    Ключ к пониманию сути басни Крылова «Волк на псарне» лежит в дате её первой публикации. Впервые это произведение появилось в издании «Сын Отечества» в 1812 году.
  • Сочинение по творчеству Фета
    Сочинение по произведениям Фета
  • Сочинение Что такое Скромность
    Скромность. Это когда человек не выставляет себя, рад малому, не хочет привлекать к себе внимание… То есть иногда скромность украшает, но иногда и мешает.
  • Сочинения
  • По картинам
  • Васнецов
  • Сказка о спящей царевне

Картина Виктора Михайловича Васнецова «Спящая царевна» была создана в 1926 году. Сейчас она хранится в Москве. В дом -музее имени В.М.Васнецова. Ее могут посмотреть все желающие.

Картина представлена в виде иллюстрации к русской народной сказке о спящей царевне. При просмотре создается впечатление волшебства. Художник с точностью смог передать настроение того момента. На ней представлен сюжет, когда прекрасная царевна укололась об заколдованное веретено и замерла. Спасти ее и снять колдовские чары мог только ее возлюбленный. А пока, вместе с ней заснул весь дворец. Создается ощущение, что никто не сможет потревожить их беспробудный сон.

Общий образ картины дополняет наполненность яркими персонажами. Представлен богатый королевский дворец. Медведи и павлины на ветвях. Стены расписаны искусным узором и орнаментом. Сквозь яркие красные колонны на картине предстает вид на здания и прекрасную природу. Создается впечатление, что в этой картине все замерло в ожидание пробуждения.

На произведение представлены множество героев, которые окружают царевну. Сама она находится по центру. У нее и у всех персонажей по лицу читается спокойствие. И умиротворение. Одежда у них у всех праздничная и нарядная. Как будто ожидали праздника. Вероятнее всего готовились к свадьбе царицы. Так как на картине присутствует музыкант и шут. А их часто приглашали на веселье.

Сама царевна замерла в центре картины. И по ее силуэту можно сказать что все произошло неожиданно для нее. Тело ее и сопутствующих персонажей абсолютно расслаблены. Они замерли в движение.

Создание ощущения реальности способствует написание картины холодными красками с акцентами теплых тонов. Каждый персонаж несет индивидуальность и свой характер. Это связано с точностью прорисовки костюмов, изысканностью платьев, положению фигур и другого.

Наверно каждый, кто видел картину, остается под впечатлением мастерства художника. В.М.Васнецов с профессионализмом передал русский дух сказок. Смог показать их волшебный мир. И наверно, каждый кто посмотрит на эту картину, для себя увидит что то особенное и уникальное. Которое напомнит о сказке, где добро всегда побеждает зло. И обязательно для этой царицы наступит светлая полоса в жизни. Встретится добрый принц и спасет ее.

Василий Андреевич Жуковский — «Спящая царевна»

Жуковский создал замечательную сказку, которая по сюжету похожа на своих собратьев, написанных писателями братьями Грим, однако сказка Жуковского «Спящая царевна» наполнена русскими мотивами.

Это интересно: «Сказка о Царе Берендее, о сыне его Иване Царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи Царевны, Кощеевой дочери»; Автор: В.А. Жуковский; Читают. Читайте детские сказки и повести в хорошем качестве онлайн, бесплатно и без регистрации на нашем сайте.

Василий Андреевич Жуковский — Спящая царевна

Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей все нет как нет. Раз царица на лугу, На зеленом берегу Ручейка была одна; Горько плакала она. Вдруг, глядит, ползет к ней рак; Он сказал царице так: “Мне тебя, царица, жаль; Но забудь свою печаль; Понесешь ты в эту ночь: У тебя родится дочь». «Благодарствуй, добрый рак; Не ждала тебя никак…» Но уж рак уполз в ручей, Не слыхав ее речей. Он, конечно, был пророк; Что сказал – сбылося в срок: Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать. Вот царем Матвеем пир Знатный дан на целый мир; И на пир веселый тот Царь одиннадцать зовет Чародеек молодых; Было ж всех двенадцать их; Но двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал. Отчего ж так оплошал Наш разумный царь Матвей? Было то обидно ей. Так, но есть причина тут: У царя двенадцать блюд Драгоценных, золотых Было в царских кладовых; Приготовили обед; А двенадцатого нет (Кем украдено оно, Знать об этом не дано). «Что ж тут делать? – царь сказал. — Так и быть!» И не послал Он на пир старухи звать. Собралися пировать Гости, званные царем; Пили, ели, а потом, Хлебосольного царя За прием благодаря, Стали дочь его дарить: «Будешь в золоте ходить; Будешь чудо красоты; Будешь всем на радость ты Благонравна и тиха; Дам красавца жениха Я тебе, мое дитя; Жизнь твоя пройдет шутя Меж знакомых и родных…» Словом, десять молодых Чародеек, одарив Так дитя наперерыв, Удалились; в свой черед И последняя идет; Но еще она сказать Не успела слова – глядь! А незваная стоит Над царевной и ворчит: «На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своем Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет!» Проворчавши так, тотчас Ведьма скрылася из глаз; Но оставшаяся там Речь домолвила: «Не дам Без пути ругаться ей Над царевною моей; Будет то не смерть, а сон; Триста лет продлится он; Срок назначенный пройдет, И царевна оживет; Будет долго в свете жить; Будут внуки веселить Вместе с нею мать, отца До земного их конца». Скрылась гостья. Царь грустит; Он не ест, не пьет, не спит: Как от смерти дочь спасти? И, беду чтоб отвести, Он дает такой указ: «Запрещается от нас В нашем царстве сеять лен, Прясть, сучить, чтоб веретен Духу не было в домах; Чтоб скорей как можно прях Всех из царства выслать вон». Царь, издав такой закон, Начал пить, и есть, и спать, Начал жить да поживать, Как дотоле, без забот. Дни проходят; дочь растет; Расцвела, как майский цвет; Вот уж ей пятнадцать лет… Что-то, что-то будет с ней! Раз с царицею своей Царь отправился гулять; Но с собой царевну взять Не случилось им; она Вдруг соскучилась одна В душной горнице сидеть И на свет в окно глядеть. «Дай, – сказала наконец, — Осмотрю я наш дворец». По дворцу она пошла: Пышных комнат нет числа; Всем любуется она; Вот, глядит, отворена Дверь в покой; в покое том Вьется лестница винтом Вкруг столба; по ступеням Всходит вверх и видит – там Старушоночка сидит; Гребень под носом торчит; Старушоночка прядет И за пряжею поет: «Веретенце, не ленись; Пряжа тонкая, не рвись; Скоро будет в добрый час Гостья жданная у нас». Гостья жданная вошла; Пряха молча подала В руки ей веретено; Та взяла, и вмиг оно Укололо руку ей… Все исчезло из очей; На нее находит сон; Вместе с ней объемлет он Весь огромный царский дом; Все утихнуло кругом; Возвращаясь во дворец, На крыльце ее отец Пошатнулся, и зевнул, И с царицею заснул; Свита вся за ними спит; Стража царская стоит Под ружьем в глубоком сне, И на спящем спит коне Перед ней хорунжий сам; Неподвижно по стенам Мухи сонные сидят; У ворот собаки спят; В стойлах, головы склонив, Пышны гривы опустив, Кони корму не едят, Кони сном глубоким спят; Повар спит перед огнем; И огонь, объятый сном, Не пылает, не горит, Сонным пламенем стоит; И не тронется над ним, Свившись клубом, сонный дым; И окрестность со дворцом Вся объята мертвым сном; И покрыл окрестность бор; Из терновника забор Дикий бор тот окружил; Он навек загородил К дому царскому пути: Долго, долго не найти Никому туда следа — И приблизиться беда! Птица там не пролетит, Близко зверь не пробежит, Даже облака небес На дремучий, темный лес Не навеет ветерок. Вот уж полный век протек; Словно не жил царь Матвей — Так из памяти людей Он изгладился давно; Знали только то одно, Что средь бора дом стоит, Что царевна в доме спит, Что проспать ей триста лет, Что теперь к ней следу нет. Много было смельчаков (По сказанью стариков), В лес брались они сходить, Чтоб царевну разбудить; Даже бились об заклад И ходили – но назад Не пришел никто. С тех пор В неприступный, страшный бор Ни старик, ни молодой За царевной ни ногой. Время ж все текло, текло; Вот и триста лет прошло. Что ж случилося? В один День весенний царский сын, Забавляясь ловлей, там По долинам, по полям С свитой ловчих разъезжал. Вот от свиты он отстал; И у бора вдруг один Очутился царский сын. Бор, он видит, темен, дик. С ним встречается старик. С стариком он в разговор: «Расскажи про этот бор Мне, старинушка честной!» Покачавши головой, Все старик тут рассказал, Что от дедов он слыхал О чудесном боре том: Как богатый царский дом В нем давным-давно стоит, Как царевна в доме спит, Как ее чудесен сон, Как три века длится он, Как во сне царевна ждет, Что спаситель к ней придет; Как опасны в лес пути, Как пыталася дойти До царевны молодежь, Как со всяким то ж да то ж Приключалось: попадал В лес, да там и погибал. Был детина удалой Царский сын; от сказки той Вспыхнул он, как от огня; Шпоры втиснул он в коня; Прянул конь от острых шпор И стрелой помчался в бор, И в одно мгновенье там. Что ж явилося очам Сына царского? Забор, Ограждавший темный бор, Не терновник уж густой, Но кустарник молодой; Блещут розы по кустам; Перед витязем он сам Расступился, как живой; В лес въезжает витязь мой: Всё свежо, красно пред ним; По цветочкам молодым Пляшут, блещут мотыльки; Светлой змейкой ручейки Вьются, пенятся, журчат; Птицы прыгают, шумят В густоте ветвей живых; Лес душист, прохладен, тих, И ничто не страшно в нем. Едет гладким он путем Час, другой; вот наконец Перед ним стоит дворец, Зданье – чудо старины; Ворота отворены; В ворота въезжает он; На дворе встречает он Тьму людей, и каждый спит: Тот как вкопанный сидит; Тот не двигаясь идет; Тот стоит, раскрывши рот, Сном пресекся разговор, И в устах молчит с тех пор Недоконченная речь; Тот, вздремав, когда-то лечь Собрался, но не успел: Сон волшебный овладел Прежде сна простого им; И, три века недвижим, Не стоит он, не лежит И, упасть готовый, спит. Изумлен и поражен Царский сын. Проходит он Между сонными к дворцу; Приближается к крыльцу: По широким ступеням Хочет вверх идти; но там На ступенях царь лежит И с царицей вместе спит. Путь наверх загорожен. «Как же быть? – подумал он. — Где пробраться во дворец?» Но решился наконец, И, молитву сотворя, Он шагнул через царя. Весь дворец обходит он; Пышно все, но всюду сон, Гробовая тишина. Вдруг глядит: отворена Дверь в покой; в покое том Вьется лестница винтом Вкруг столба; по ступеням Он взошел. И что же там? Вся душа его кипит, Перед ним царевна спит. Как дитя, лежит она, Распылалася от сна; Молод цвет ее ланит, Меж ресницами блестит Пламя сонное очей; Ночи темныя темней, Заплетенные косой Кудри черной полосой Обвились кругом чела; Грудь как свежий снег бела; На воздушный, тонкий стан Брошен легкий сарафан; Губки алые горят; Руки белые лежат На трепещущих грудях; Сжаты в легких сапожках Ножки – чудо красотой. Видом прелести такой Отуманен, распален, Неподвижно смотрит он; Неподвижно спит она. Что ж разрушит силу сна? Вот, чтоб душу насладить, Чтоб хоть мало утолить Жадность пламенных очей, На колени ставши, к ней Он приблизился лицом: Распалительным огнем Жарко рдеющих ланит И дыханьем уст облит, Он души не удержал И ее поцеловал. Вмиг проснулася она; И за нею вмиг от сна Поднялося все кругом: Царь, царица, царский дом; Снова говор, крик, возня; Все как было; словно дня Не прошло с тех пор, как в сон Весь тот край был погружен. Царь на лестницу идет; Нагулявшися, ведет Он царицу в их покой; Сзади свита вся толпой; Стражи ружьями стучат; Мухи стаями летят; Приворотный лает пес; На конюшне свой овес Доедает добрый конь; Повар дует на огонь, И, треща, огонь горит, И струею дым бежит; Всё бывалое – один Небывалый царский сын. Он с царевной наконец Сходит сверху; мать, отец Принялись их обнимать. Что ж осталось досказать? Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот же капли не попало.

Сказка написана в ходе «состязания» с А. С. Пушкиным 26 августа – 12 сентября 1831 г.

Сказочная поэма Жуковского «Спящая царевна» впервые опубликована в 1831 году. Эта история известна всем, благодаря сказкам братьев Гримм, а также мультфильму от знаменитой американской студии, однако краткое содержание «Спящая царевна» для читательского дневника — версия Жуковского несколько отличается.

Популярные сочинения

  • Примеры настоящего искусства из жизни сочинение
    Каждый день человек соприкасается с искусством, хочет он этого или нет. Выходя из дома, мы видим засаженную цветами клумбу и красиво постриженное дерево. А вот — графити на стене.
  • Любовь к природе — сочинение-рассуждение
    Природа вдохновляет писателей создавать свои лучшие стихи и рассказы. Она двигает кистью художника и рукой скульптора, которая с любовью и поклонением запечатывает часть ее в своих работах
  • Сочинене на тему Мой папа – шофер
    Мой папа – шофер. В наш век скоростей профессия шофера очень важна, ведь грузовой транспорт перевозит десятки тонн грузов.Рабочий день моего папы начинается ранним утром и заканчивается поздним вечером. Осмотрев машину, убедившись в ее исправности

Сочинение по картине Виктора Васнецова «Сказка о спящей царевне»

Знатоки искусства четко говорят о том, что легендарный русский художник Виктор Васнецов известен прежде всего тем, что в своих картинах ему удавалось с неимоверной красотой и реальностью происходящего изображать русский фольклор, передавать дух русских сказок и энергетику древнерусского мира.

В этом отношении типичным примером подобной работы выступает картина «Сказка о спящей царевне», написанная Васнецовым по всем канонам сказочного жанра, о чем свидетельствуют, в том числе и подбор ярких красок, главной характеристикой которых

является то, что в большинстве своем это теплые тона. Такой эффект как раз и придает картине сказочную наполненность.

В центре картина – Спящая Царевна, которая, согласно преданию, уколола свой пальчик веретеном и уснула глубоким сном, а с ней уснуло и все царство. Тело ее повернуто к зрителю, руки Царевны раскинуты и всем своим видом она как раз и показывает, насколько глубок ее сон и что он вызван отнюдь не нормальными факторами, а колдовской силой.

Недалеко от Царевны спят также и ее многочисленные служанки, птицы, звери и все живое вокруг. Благодаря невероятной статичности картины, складывается такое

ощущение, что на полотне замерли в глубоком сне не только живые существа, но и все вокруг, даже ветер не шелохнется.

Не менее удачно также выписаны и лица всех спящих, которые действительно очень разные и отличаются друг от друга настолько сильно, что это, вместе с мастерски прорисованным теремом, стоящим на границе леса, действительно достаточно сильно завораживает зрителя.

Также на картине можно увидеть и языческие символы солнца, которые встречаются на предметах мебели. Весьма характерными в этом отношении являются колонны с изображением голов двух девушек, символизирующих собой живую и мертвую воду. Таким образом авто как бы подчеркивает то, что, пока красота жива, то над всем человечеством не будут властны ни время, ни даже смерть. Красоту в картине олицетворяет собой спящая Царевна, чей лик вызывает у зрителя восторг и только самые лучшие впечатления.

Васнецову удалось с неимоверной точностью передать цикличность природы в своей картине, потому как, по сути своей, все уснувши находятся где-то посередине сна и яви, где-то посередине мира реальности и мира грез. Но скоро сон сменится пробуждением, а потом снова все пойдет по кругу. Надо сказать, что связь самой Царицы с природой четко видная и в мотивах ее одежды, в том числе и в цветочных мотивах ее платья, которые хорошо видны зрителю, а также благодаря монументальным изображениям животных, которыми украшено ложе девушки.

1.Мотива-ция к учебной деятельности

2.Целепо-лагание

3Актуали-ация и пробное учебное действие

4.Выявление места и причины затруднения

5.Построение проекта выхода из затруднения

6.Творческая практическая деятельность

7.Включение в систему знаний и повторение

8.Рефлексия

9.Домашнее задание

  Посмотрите на картины  известного русского художника . (показ картин В.М. Васнецова на сказочные  и былинные темы.)

— Как вы думаете, что объединяет эти картины? ( Они написаны на сказочные темы)

 — Какой человек может написать эти картины? ( Человек, знающий и безгранично любящий худ творчество своего народа.)

— А вы знаете имя этого художника? ( В.М. Васнецов)

 И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Как ему невесту
Серый волк достал.

А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.( Иван Суриков «Детство»)

Наверное, так же  как и Иван Суриков  будущий художник так глубоко  впитал в себе эти образы, что став художником, по мотивам русских народных сказок и былин создает свои сказочные картины

-Как вы думаете, почему я показала вам картины известного художника? (Речь будет идти о Васнецове, его картинах )

В 1900 году Васнецов задумал одну картину. А закончил ее в 1926 году. (показ картины)

— Как же художник назвал  свою картину, как вы думаете?

(«Спящая царевна» Центром этого доброго мира художник сделал царевну, поместив ее на возвышении и расположив все фигуры вокруг нее)

— Какой мир создал художник?

(Сказка всегда заканчивается  хорошо, добро всегда побеждает. Мир сказки- мир добра)

— И как вы уже догадались, тема нашего урока — « Мир добра на картине Васнецова «Спящая царевна»

-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, каковы цели нашего урока?

(Познакомиться с особенностями описания картины, подготовиться к написанию сочинения-миниатюры)

Полотно- картина

Кафтан –мужская верхняя одежда

Палаты-дворец

Гусли- музыкальный инструмент

Спит – почивает, дремлет

Скоморох- шут

— В какую сказку переносит нас эта картина?

(«Спящая царевна», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

— Какой фрагмент сказки запечатлен художником?

(Как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось грозное предсказание — заснула не только девушка, но и все большое царство.)

— А как об этом говорится в сказке Жуковского? (Читают)

Итак, перед нами картина В.М. Васнецова «Спящая царевна».И наша задача – научиться описывать картину.

— Какой тип речи мы называем описанием?

(Описание – это рассказ, содержащий более полную информацию о предмете.

-А как описывать, с чего начать?

 — Что такое композиция? (Построение)

— Из каких пунктов будет состоять наше сочинение-описание?

(Вступление

  Описание

  Вывод )

Итак, чтобы описать картину, необходимо составить план.

(Учитель в ходе беседы вместе с учениками составляет план)

1.Слово о Васнецове

2.Картина «Спящая царевна»

-место действия

-центральное место

-окружение героини

-природа

-краски , тона

3. Вывод

Учимся описывать. И в этом нам помогут имена прилагательные.

1) Где происходит действие?

Перед нами ______      палата, окруженная_____   лесом

2) Посмотрим передний план картины. Кто занимает центральное место на полотне? Опишите.

  Центральное место на картине занимает фигура  _____  царевны .На ней надет ____ -____ сарафан, а ее ____волосы украшает  _____ корона. 

3) Кто окружает главную героиню, как они изображены?

 Внизу  на ступеньках, возле царевны спит _____   девочка прямо на _____   книге, которую она, очевидно, читала царевне. У ног девочки лежит  _____ медвежонок .  А рядом видна _____  мордочка лисицы

.По обе стороны от _____    царевны на лавочках спят подданные.

4)С левой стороны почивает _____  шут в своем _____ кафтане и с ______ колпаком на голове. Рядом с ним, поддерживая одной рукой голову,

слегка касаясь инструмента , спит ____ гусляр.  Возле него почивает _____ старец

 С другой стороны на ______  _______    лавочке спят  девушки-прислужницы царевны.  

5)Что видно по лицам спящих?

У царевны выражение лица — _____ ,  у девочки и гусляра — ______. Можно судить, что все они были дружны между собой, любили ______  госпожу.

6) Какие краски использовал автор? Какие краски преобладают? Почему?

Художник использовал ____ тона – ____, _____,  _____. Они подчеркивают добро, царящее в этом ______ мире. Много на картине  ______ цвета: ______ колонны, _______ жилет и шутовской колпак скомороха,______ деревянные лавочки,

перышки попугаев, _____головки маков, пробившихся сквозь щели в полу. Они создают _____ тон картины.

7) К чему нас призывает автор?

(Знать и любить сказки, замечать прекрасное, ценить красоту, быть добрыми)

-Автор удивительно точно передал   спокойный сон в ожидании новой жизни. 
И в сказке всегда торжествует добро.  Рисуя картины, Васнецов сам оказывался в сказке. И мы тоже сейчас оказались в сказке.

Взаимопроверка групповой работы, обсуждение.

Образец устного выступления

В.М. Васнецов – художник-сказочник 19 века. По мотивам русских сказок он создал такие картины, как  «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Витязь на распутье», «Ковер-самолет» и др.

 Перед нами картина «Спящая царевна», которая нас сразу переносит в мир сказки Пушкина и Жуковского. Художник показал  как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось грозное предсказание — заснула не только девушка, но и все большое царство. Люди, птицы, звери — все спят. Кажется, ни один ветерок не смеет потревожить  заколдованный дворец, ни один звук сюда не донесется.  Перед нами бревенчатая русская палата, окруженная дремучим лесом

   Центральное место на картине занимает фигура  спящей царевны .На ней надет красно-коричневый сарафан, а ее темные волосы украшает золотая корона.

   Внизу на ступеньках, возле царевны спит маленькая девочка прямо на раскрытой книге, которую она,

очевидно,читала царевне. У ног девочки лежит маленький медвежонок . А рядом видна хитрая мордочка лисицы.

По обе стороны от спящей царевны на лавочках спят подданные. С левой стороны почивает придворный шут в своем расписном кафтане и с забавным колпаком на голове. Рядом с ним, поддерживая одной рукой голову, слегка касаясь инструмента , спит молодой гусляр. Возле него почивает седой старец старец.

  С другой стороны на противоположной широкой лавочке спят  девушки-прислужницы царевны. В углу в кресле спит старушка, у которой на коленях сидит белый кот.

   У царевны выражение лица — кроткое, у девочки и гусляра — ласковые. Можно судить, что все они были дружны между собой, любили свою госпожу.

   Художник использовал яркие тона – зеленые, синие, золотистые. Они подчеркивают добро, царящее в этом сказочном мире. Много на картине  красного цвета : красные колонны, красный жилет и шутовской колпак скомороха, красные деревянные лавочки, перышки попугаев, алые головки маков, пробившихся сквозь щели в полу. Они создают бодрый тон картины

  Великий художник учит нас знать и любить сказки, замечать прекрасное, ценить красоту, быть добрыми.

— Понравилось ли вам на уроке?

— Добились ли той цели, которую поставили перед собой в начале урока?

-Были ли трудности?

-Дайте оценку нашей работе:

Поднимите обе руки те, которым урок очень понравился, одну руку – просто понравился, киваем головой – средне.

Написать сочинение

Смотрят презентацию, участвуют в диалоге с учителем.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем

По картине зрительно усваивают и записывают значения или синонимы слов

Отвечают на вопросы, строят понятные высказывания, выразительно читают фрагмент текста

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли.

Слушают и обсуждают ответы друзей. . В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы,

В ходе беседы составляют план сочинения-описания

Работают в группах по раздаточному материалу,

отвечают на вопросы, подбирают подходящие прилагательные, учатся строить понятные высказывания, учатся последовательному описанию картины

Составляют и произносят монологи, слушают одноклассников, оценивают их.

Участвуют в заключительной беседе, определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Картина «Спящая царевна» Васнецова полностью идентична сказке «Спящая красавица». Создана она была в 1926 году, и сейчас все желающие могут застать момент, как царевна укололась об веретено и упала в глубоком забытье, в дом-музее Васнецова. Все жители замка тоже поддались тяжкому сну, ожидая, когда же возлюбленный снимет с них чары.

Обстановка в замке спокойная и умиротворённая. Дорого расписаны и украшены стены. С окон видны соседние здания терема, стоит хвойный лес, сквозь половицы начали прорастать цветы и трава, рисунками животных расписаны колонны — природа является неотделимой частью работы.

Посреди комнаты — большая царская кровать, на которой бездыханно дремлет царица, её руки раскинуты, веки прикрыты. Видимо, это произошло из-за непонимания того, что с ней произошло. Огромное количество персонажей, облачённых в яркую праздничную одежду, заснули вместе со своей прекрасной хозяйкой, спят даже птицы, звери, деревья и цветы. Произведение статично настолько, что создаётся впечатление, что даже легкий ветерок никогда не потревожит их крепкий сон. Весь дворец готовился к её бракосочетанию, поэтому на картине мы может увидеть и шута, и гусляра, лежащих на полу в случайных положениях тел.

Чтобы придать творению реальности, автор обращает внимание на все мелкие детали: узоры на одеждах и стенах, природа за окном, черты лица персонажей, даже изображает то самое веретено, о которое укололась царица. Васнецов для написания использует преимущественную холодные оттенки, чтобы передать ожидание всего царского терема новой жизни во время спокойного сна. Люди, не знающие сказки, могут подумать, что жители царских палат просто устали от тяжёлого трудового дня и отдыхают, а совсем скоро, как ни в чём не бывало, начнут пробуждаться. Наверно каждый, кто видел картину, остается под впечатлением мастерства и умения художника создавать в своих работах особый волшебный мир русских сказок, песен, былин, для себя увидел что-то особенное и уникальное. Лица на ней настолько разные, что можно прочувствовать индивидуальность каждого персонажа, его характер и мысли.

Сочинение 2

Произведение относится к циклу работ художника под названием «Поэма семи сказок», изображенных в смешанном стиле романтизма и символизма, и является полотном, написанным в поздние творческий период автора.

Картина выполнена на холсте в масляной технике и имеет своим композиционным сюжетом иллюстрацию сказочных народных мотивов, посвященных спящей царевне.

Структура живописного полотна представляет зрителю действие, происходящее в богатом царском дворце, где центральное место занимает изображение молодой девушки-царевны, лежащей на возвышенности, заменяющей постельное ложе.

Образ главной героини произведения представляется художником в качестве крепко спящей женщины, одетой в богатый красно-коричневый сарафан, увенчанной золотой короной на темных волосах. Одна из рук царевны свисает беспомощной плетью вниз, что подчеркивает ее крепкий и беспробудный сон.     

Фон картины представляется в виде богатого убранства помещения, стены которого имеют искусную, узорную роспись, резьбу по дереву и сочный орнамент, а также яркие колонны, раскрашенные в алые тона. Кроме того, в качестве второстепенных персонажей, подчеркивающих образ царевны, изображаются многочисленные герои, окружающие спящую девушку, со спокойными и умиротворенными лицами, одетыми в праздничную и нарядную одежду, также находящиеся в сонном покое.

Отдельных слов заслуживает изображение природы, представленной на заднем плане картины в виде густого дремучего леса, демонстрирующего состояние ожидания предстоящего пробуждения, находясь в беспредельной дреме. Этот акцент передается и посредством птиц и животных, иллюстрирующих всеобщее состояние сна, которое заколдованная по преданию царевна отражает и на окружающих ее людей и природу.

Отличительной особенностью полотна является использование художником холодных красок с акцентирующим добавлением теплых тонов, предающих прохладу летнего вечера и закат летнего солнца.

Картина передает ощущение присутствия колдовства, загадочности, волшебства, демонстрирующих элементы русского народного эпоса и фольклора, характеризующегося победой добра над злом. Именно поэтому смысловая нагрузка полотна отражает положительную энергетику в виде нежности, доброты, любви и искренности.

В настоящий момент картина хранится в Доме-музее, носящим имя художника и расположенном в Москве.

`

Спящая царевна

Популярные сочинения

  • Сочинения по картинам Иванова

    Александр Андреевич Иванов был сторонником академизма, признан был при жизни. Он слыл трудолюбивым, жил скромно. Его главной темой для творчества была библия, истории их неё.

  • Сочинение на тему Человечность 9 класс 15.3 ОГЭ

    Я считаю, что человечность это крайне важное качество, которое должно воспитываться и прививаться с самых пеленок. Родители должны на своем примере показывать ребенку

  • Сочинение Борис в пьесе Гроза (Образ и характеристика)

    Герои пьесы Островского живут той жизнью, которая им уготована. Многие из них не могут сопротивляться окружающей их действительности, являясь слабовольными по натуре

  • Сочинения
  • /

  • По картинам
  • /

  • Васнецов

Картина «Спящая царевна» Васнецова полностью идентична сказке «Спящая красавица». Создана она была в 1926 году, и сейчас все желающие могут застать момент, как царевна укололась об веретено и упала в глубоком забытье, в дом-музее Васнецова. Все жители замка тоже поддались тяжкому сну, ожидая, когда же возлюбленный снимет с них чары.

Обстановка в замке спокойная и умиротворённая. Дорого расписаны и украшены стены. С окон видны соседние здания терема, стоит хвойный лес, сквозь половицы начали прорастать цветы и трава, рисунками животных расписаны колонны — природа является неотделимой частью работы.

Посреди комнаты — большая царская кровать, на которой бездыханно дремлет царица, её руки раскинуты, веки прикрыты. Видимо, это произошло из-за непонимания того, что с ней произошло. Огромное количество персонажей, облачённых в яркую праздничную одежду, заснули вместе со своей прекрасной хозяйкой, спят даже птицы, звери, деревья и цветы. Произведение статично настолько, что создаётся впечатление, что даже легкий ветерок никогда не потревожит их крепкий сон. Весь дворец готовился к её бракосочетанию, поэтому на картине мы может увидеть и шута, и гусляра, лежащих на полу в случайных положениях тел.

Чтобы придать творению реальности, автор обращает внимание на все мелкие детали: узоры на одеждах и стенах, природа за окном, черты лица персонажей, даже изображает то самое веретено, о которое укололась царица. Васнецов для написания использует преимущественную холодные оттенки, чтобы передать ожидание всего царского терема новой жизни во время спокойного сна. Люди, не знающие сказки, могут подумать, что жители царских палат просто устали от тяжёлого трудового дня и отдыхают, а совсем скоро, как ни в чём не бывало, начнут пробуждаться. Наверно каждый, кто видел картину, остается под впечатлением мастерства и умения художника создавать в своих работах особый волшебный мир русских сказок, песен, былин, для себя увидел что-то особенное и уникальное. Лица на ней настолько разные, что можно прочувствовать индивидуальность каждого персонажа, его характер и мысли.

Сочинение 2

Произведение относится к циклу работ художника под названием «Поэма семи сказок», изображенных в смешанном стиле романтизма и символизма, и является полотном, написанным в поздние творческий период автора.

Картина выполнена на холсте в масляной технике и имеет своим композиционным сюжетом иллюстрацию сказочных народных мотивов, посвященных спящей царевне.

Структура живописного полотна представляет зрителю действие, происходящее в богатом царском дворце, где центральное место занимает изображение молодой девушки-царевны, лежащей на возвышенности, заменяющей постельное ложе.

Образ главной героини произведения представляется художником в качестве крепко спящей женщины, одетой в богатый красно-коричневый сарафан, увенчанной золотой короной на темных волосах. Одна из рук царевны свисает беспомощной плетью вниз, что подчеркивает ее крепкий и беспробудный сон.

Фон картины представляется в виде богатого убранства помещения, стены которого имеют искусную, узорную роспись, резьбу по дереву и сочный орнамент, а также яркие колонны, раскрашенные в алые тона. Кроме того, в качестве второстепенных персонажей, подчеркивающих образ царевны, изображаются многочисленные герои, окружающие спящую девушку, со спокойными и умиротворенными лицами, одетыми в праздничную и нарядную одежду, также находящиеся в сонном покое.

Отдельных слов заслуживает изображение природы, представленной на заднем плане картины в виде густого дремучего леса, демонстрирующего состояние ожидания предстоящего пробуждения, находясь в беспредельной дреме. Этот акцент передается и посредством птиц и животных, иллюстрирующих всеобщее состояние сна, которое заколдованная по преданию царевна отражает и на окружающих ее людей и природу.

Отличительной особенностью полотна является использование художником холодных красок с акцентирующим добавлением теплых тонов, предающих прохладу летнего вечера и закат летнего солнца.

Картина передает ощущение присутствия колдовства, загадочности, волшебства, демонстрирующих элементы русского народного эпоса и фольклора, характеризующегося победой добра над злом. Именно поэтому смысловая нагрузка полотна отражает положительную энергетику в виде нежности, доброты, любви и искренности.

В настоящий момент картина хранится в Доме-музее, носящим имя художника и расположенном в Москве.

Другие темы: ← Богатырский скок↑ ВаснецовБаян →

`

Сочинение на тему спящая царевна 5 класс пушкин

Между двумя произведениями русских писателей действительно немало сходств, как в сюжете, так и в подаче читателю. Обе сказки написаны в стихотворной форме. И в «Спящей красавице», и в «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» героини впадают в «летаргический» сон, который длится довольно большое количество времени. Обе девушки при этом являются дочерями «главы государства». И спящая красавица, и мертвая царевна, очень молоды. Каждая из них ждет своего спасителя, и дожидается. Вот только пробуждение у героинь происходит по-разному. Королевич Елисей ударил по хрустальному гробу так, что тот раскололся. Тем самым царевна проснулась. А вот в «Спящей красавице» принцу пришлось поцеловать спящую девушку, тем самым разрушить злые чары, наложенные много веков назад. Так же разница была и в том, как девушки попали в «состояние сна». Пушкин вообще называет это «смертью», так как в его сказке царевну отравила злая мачеха. В произведении Жуковского, девушка уколола палец веретеном, на котором было наложено проклятье. В сказке Пушкина умирает только царевна, а у Жуковского, вместе с принцессой засыпает каждый, кто находился в замке. В начале произведений так же подаются разные истории. В «Спящей красавице» королевской семейной пары не было детей очень долгое время. Девочка, которая появилась на свет, стала для них настоящим подарком судьбы. Поэтому, она воспитывалась в полной семье, где ее любили и отец, и мать. В сказке Пушкина, царица сразу после рождения дочери умирает, а вдовый царь женится на другой. Его новая жена с ненавистью относится к падчерице и в конце концов, решает от нее избавиться. И только благодаря своему труду, доброте и коммуникабельности – девушка остается в живых и поселяется в доме у семи богатырей. Авторы как бы соревнуются между собой своими произведениями. Однако только Пушкину удается полностью раскрыть тему трагедии, любви и настоящей крепкой дружбы. Ведь и образ Елисея, и образ семи братьев показывают всю мощь и силу народного единства. Жуковскому не удается дотянуться до этого уровня. Образ «принца спасителя» до конца не раскрыт и практически обезличен. Да, в нем тоже есть положительные качества, но как человек, он не понятен читателю. Елисей же представляет собой верного и любящего мужчину, готового ради своей девушки «обойти весь белый свет». Он, как и богатыри плачет, когда понимает, что царевна умерла. Эта трагедия очень чувствуется в произведении. В «Спящей красавице» не так сильно выражены эмоции. Многие герои «обезличены» или их образы до конца не раскрыты. Так же, в конце сказки, чары хоть и были «развеяны» и справедливость восторжествовала, но зло, так и не было наказано. У Пушкина же наоборот, злая царица умирает после того как царевна чудесным образом «воскресла». Несомненно, обе сказки очень интересные и каждая хороша по-своему. Оба автора пытаются научить через свои произведения юного читателя хорошим качествам. Сказки говорят о добре сострадании, и вере в чудо, а это самое главное, что их может объединять.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Не взяли на рыбалку от первого лица Попович 5 класс
    Я ждал этого дня несколько месяцев. Но оказалось, что я еще не дорос для таких важных дел, как рыбалка. Нас в семье четверо детей, и я, конечно же, самый маленький. Будучи младшим в семье
  • Сочинения по картинам Саврасова
    Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) ‒ один из наиболее известных российских художников, создатель жанра русского лирического пейзажа. Его картина «Грачи прилетели», олицетворяющая
  • Сочинение-описание по картине Зима в лесу. Иней Шишкина (3 класс)
    Творчество Ивана Ивановича Шишкина отличается тем, что он в своих работах старался отразить широту и все многообразие русской души и природы родного края. В частности, хорошо ему удавалась природа лесов

Васнецов Виктор Михайлович (Viktor Mikhailovich Vasnetsov),великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте.

Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской) и в петербургской Академии художеств (1868–1875).

Васнецов — основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины Витязь на распутье (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), После побоища Игоря Святославича с половцами (по мотивам сказания Слово о полку Игореве, 1880), Аленушка (1881),Три богатыря (1898), Царь Иван Васильевич Грозный (1897; все картины – в Третьяковской галерее). Некоторые из этих произведений (Три царевны подземного царства, 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез.

Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки А.Н.Островского Снегурочка на домашней сцене С.И.Мамонтова в Абрамцево (1881–1882) и одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова в Московской частной русской опере С.И.Мамонтова (1885).

Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по эскизам Васнецова, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и Избушка на курьих ножках (1883), а в Москве – памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1906).

Самым же значительным монументально-декоративным свершением художника явились росписи киевского Владимирского собора (1885–1896); в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало. После 1905 года Васнецов примыкает к монархическому «Союзу русского народа», оформляя в славянских мотивах издания этой организации. Октябрьскую революцию Виктор Михайлович Васнецов, как убежденный монархист и славянофил, не принял.

Умер Виктор Михайлович Васнецов в Москве 23 июля 1926 года.

Начало творчества в Академии художеств

В 1867 году Виктор Васнецов принимает решение бросить семинарию, и, с благословения отца, отправляется в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Выдержав вступительные экзамены, Васнецов, из-за скромности своей, даже не решился проверить себя в списке зачисленных студентов. Поэтому, по приезду в Петербург, начинает обучение живописи у Ивана Крамского.

И только спустя год он узнал, что был зачислен еще в первый год, и снова поступил в Петербургскую академию художеств. В академии Васнецов познакомился с Репиным, Максимовым и Антокольским, что заметно повлияло на его творчество. В это время Васнецов получает две серебряные медали за учебные работы, после чего за картину “Христос и Пилат перед народом” его награждают Большой серебряной медалью.

В 1870 году умирает отец художника, из-за чего ему приходится еще больше работать, дабы помочь своей семье. В этот период художник особенно активно занимается иллюстрированием сказок Николая Столпянского – “Народная азбука” и “Солдатская азбука”, для которых он создает более двухсот иллюстраций. Помимо этого, Васнецов работает над самостоятельными темами, создавая полотна с небольшими бытовыми сценками.

Проживая в Петербурге, Васнецов создал несколько полотен на тему бытового жанра – “Нищие певцы”, “С квартиры на квартиру” и “Рабочие с тачками”. В 1874 году художника награждают бронзовой медалью на Всемирной выставке в Лондоне за полотна “Книжная лавка” и “Мальчик с бутылкой вина”.

Творчество

Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.


Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.

В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.


Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»

К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.

«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.


Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»

Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.

Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.


Картина Виктора Васнецова «Аленушка»

Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.


Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».

Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.


Дом музей Виктора Васнецова

После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.

Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.


Картина Виктора Васнецова «Варяги»

Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.

Интересные факты

  • Виктору Михайловичу Васнецову в 1912 было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».
  • Самолет «Airbus A320» носит имя Васнецова.
  • В 1998 году Банк России посвятил 150-летию со дня рождения Васнецова две серебряные двухрублевые монеты.


Виктор Васнецов на юбилейных монетах России

  • Картины Васнецова и сам живописец появлялись на почтовых марках России и Советского Союза. В России в 1998 году вышли две марки и купон с картинами «Битва славян с кочевниками» (1881), «Автопортрет» (1873) и «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889).
  • По воспоминаниям коллеги по цеху Михаила Нестерова, он однажды спросил у Васнецова, не прячется ли тот от жизни за сказочными сюжетами. Художник ответил так:

«Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка…».

Храмовая роспись и архитектура

В период с 1875 по 1883 годы в Москве возводилось помпезное здание Исторического музея, благодаря чему вскоре Васнецов получил заказ на изображение картины “Каменный век”. Заказчик предложил художнику несколько отдельных сцен из жизни и быта первобытных людей, которые Васнецов должен был объединить в своем полотне.

Прежде художник не работал с настолько большими полотнами. Благодаря своей творческой фантазии, он все же сумел максимально приближенно воссоздать сцены из жизни древних людей, и даже передать их душевные состояния. Неопытному в сфере росписи больших полотен Васнецову доверил заказ родной брат историка Прахова – Адриан.

Роспись Владимирского собора в Киеве

Следующий заказ на панно поступил от самого историка Михаила Прахова. Теперь перед художником предстала цель выполнить роспись для Владимирского собора в Киеве. Жизненные трудности заставили его согласиться на столь объемный заказ, на выполнение которого он потратил долгие 10 лет. За это время он со своими помощниками расписал 2880 квадратных метров внутри собора, и кроме этого, создал 15 отдельных композиций и написал 30 фигур.

Главная идея программы для внутренней отделки собора, разработанной Адрианом Праховым, была посвящена 900-летию крещения Руси. Все внимание в росписях было сосредоточено на изображении исторических тем, связанных с крещением князя Владимира и киевлян.

Изображение Богоматери с младенцем

Одной из самых знаменитых фигур росписи Владимирского собора – Богоматерь с младенцем. На панно она будто парит над землей, бережно прижимая к себе младенца. В ее прекрасном, типично русском лице, проглядывается любовь и скорбь. Глаза ее говорят о предчувствии предстоящих мук и страданий, через которые ее сыну придется пройти.

Все эскизы Васнецов согласовывал с церковным Советом, поскольку не всегда был уверен в том, соответствуют ли его работы духу Церкви. Несмотря на то, что сам художник отбросил многие свои эскизы, заседания Совета всегда проходили гладко, и никаких претензий к самому Васнецову и его работам не было.

  • Сочинение по картине васнецова снегурочка для 3 класса с опорными словами плану
  • Сочинение по картине васнецова снегурочка 3 класс школа россии пример
  • Сочинение по картине васнецова иван царевич на сером волке 4 класс презентация и конспект
  • Сочинение по картине васнецова иван царевич на сером волке 4 класс готовое списать кратко
  • Сочинение по картине васнецова иван царевич на сером волке 4 класс кратко своими словами