Сочинение по картине васнецова иван царевич на сером волке 4 класс по плану коротко

Всем известная картина в.м.васнецова иван царевич на сером волке была написана в 1889 году. он также очень известен многими другими

Всем известная картина В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке» была написана в 1889 году. Он также очень известен  многими другими своими произведениями. Например, это картинка «Богатыри».

На картине Васнецова изображены герои рассказа «Иван Царевич и серый волк»: сам Иван Царевич, Елена прекрасная и волк. Это основные герои картины. Так же на заднем плане (второстепенные части) картины расположен тёмный и густой лес. По рассказу, Иван Царевич спасает от злого короля Елену прекрасную и в этом ему помогает его верный волк.

Даже долго не всматриваясь в картину, можно понять чувства Ивана. То, как он крепко держит Елену, как будто сокровище, оберегая ее, он огладывается по сторонам, смотря, нет ли опасности вокруг. Елена же прижалась к Ивану, доверяя ему. Если обратить внимание на лицо Елены, то можно понять, что она устала от долгой дороги. Но так же на ее выражение лица повлиял страх, который она пережила. Она даже не в силах обнять Ивана руками, из-за ее состояния.

Так же на картине можно заметить и уставшее состояние волка. Он мчится изо всех сил, пытаясь увезти Ивана и Елену как можно дальше. Он настолько предан Ивану, что готов на такие испытания ради него. Однако, не смотря на всю свою усталость, он преодолевает нелёгкие препятствия. Все эти уставшие герои картины, создают чувство беспокойства за них у людей.

Но так же на картине можно заметить цветущую яблоню. Она, можно сказать, даёт некое чувство успокоения, что всё будет хорошо.

На картине, Иван одет в красивый кафтан с зелёным поясом. Так же позади Ивана виден меч, который означает то, что он готов преодолеть любую опасность, которая престанет пред ним. На руках у него чёрные перчатки, а на ногах – красные сапоги. На голове есть красивая красная шапочка.

Елена же одета в прекрасное платье небесно-голубого цвета, с  золотыми отделками в некоторых частях платья. Волосы ее, светло русого цвета, развиваются на ветру. На ногах – сафьяновые сапожки, а на шее – жемчужные бусы. На голову Елены надета прекрасная шапка, которая украшена многочисленными драгоценными камнями.

Волк же, несётся очень быстро, чтобы увезти Ивана и Елену подальше от злого короля. Его уши прижимаются к голове, а язык выпирает изо рта.

По цветам, которыми выполнена картина, можно понять, что герои, изображенные на ней – добрые силы, а всё, что их окружает – тьма. И как известно из всех русских сказок, добро побеждает зло. И зло всегда остаётся побежденным.

Сочинение 2

Иван-царевич на Сером Волке, полотно было написано великим русским художником Виктором Васнецовым.

Васнецов был не только художником-живописцем, но и архитектором. Он проектировал собор Святого Александра Невского в Москве (позднее снесён большевиками). А так же одним из его проектов был крест на месте гибели великого князя Сергея Александровича. Погиб тот в результате покушения террористов в феврале 1905 года, на территории Кремля. В него была брошена бомба (террористом Каляевым). И этот архитектурный памятник в 1918 году был снесён большевиками, в этом мероприятии принимал участие лично Ульянов-Ленин.

Эпоха Серебряного века (с 1890-х по 1920-е годы) породила не только целую плеяду выдающихся писателей и поэтов (Брюсов, Андреев, Белый, Сологуб, Куприн, Горький и др.), но и талантливых художников, таких как Репин, Врубель, Серов и конечно же Васнецов.

Сама картина Царевич на сером волке, написана художником, когда тот был в Киеве (1889 год).

Работал он над картиной чуть больше года. Сцена на картине изображает царевича Ивана с Еленой Прекрасной верхом на волке, они бегут от преследования, продираясь сквозь густой лес. Царевич встревожен, он с тревогой и даже ужасом всматривается в окружающий их лес, который таит множество тайн и неприятных сюрпризов. Его мучает вопрос «выберутся ли они отсюда?». Печальной и утомлённой выглядит и сама Елена, она устала, её чувства притуплены, но она, тем не менее, чувствует себя в безопасности. Если «те» кто их преследуют, настигнут, то их разлучат.

Не смотря, на сложную ситуацию, царевич крепко прижимает к себе любимую.

За основу написания полотна Виктор Васнецов взял старую русскую сказку «Иван Царевич и серый волк». Эта народная былина была отображена в сказке поэта Жуковского.

Кроме Ивана и Елены, на картине есть и третий герой, — серый волк. Многие критики подметили что у зверя «человеческие глаза». Его взгляд обращён с картины прямо на зрителя. Возможно, Васнецов хотел изобразить волка-оборотня, исходя из древнеславянского предания.

Но, зверь не кровожаден, наоборот он помогает людям, он храбр, и окончание истории (хорошее или плохое) зависит всецело от него, от его скорости и ловкости.

Раскрытая пасть и высунутый язык показывают, что волку трудно, нести свою ношу, но он преодолевает усталость и препятствия на своём пути.

Иван Царевич на Сером Волке — описание

Иван Царевич – герой самых знаменитых русских народных сказок.  Во всех сказках он предстает перед нами в образе героя, некоего защитника слабых. Хотя на картине Перова он не выглядит, как богатырь былин.

Образ Ивана – это, прежде всего, образ обычного русского юноши. Он молод, худощав, кажется, что на его щеках до сих пор играет детский румянец. Он красиво одет. Можно подумать, словно одеждой золотого оттенка художник хотел подчеркнуть значение этого персонажа не только на картине, но и в истории русских народных сказок.  

Персонаж изображен в центре картины вместе со своей спутницей, которую он нежно прижимает к себе. Он явно спасает ее от каких-то страшных, темных сил. Видно, что выбираются они из леса.

Должно быть, спутницей Ивана является Елена Прекрасная. Взгляд ее уставший и встревоженный. Волосы развиваются по ветру, а она всё сильней прижимается к Ивану Царевичу: то ли от холода, то ли от испуга. Её наряд также говорит о роскоши и богатствах. Голубой цвет одеяния говорит о благородстве. Под шикарным нарядом виднеются сапожки, расшитые золотом. Они еще не успели запачкаться в болотах темного леса. Элементы расшитого золотом убранства можно видеть и на головном уборе царевны. Но, наверное, многим хотелось бы видеть на кудрявых волосах Елены диадему.

Конечно же, нельзя обойти стороной и изображенного серого волка. Ведь именно благодаря нему, герои выберутся из темного леса. И это неспроста. Ведь во многих сказках серый волк является лучшим другом царевича: таким же храбрым и самоотверженным. Кстати, на картине он вовсе и не серый. Его густая шерсть, скорее темно-коричневая. Она переливается под бледными лучами солнца, которое еле-еле пробивается сквозь заросли леса.  Можно предположить, что волк пробежал уже большое расстояние. Он устал и запыхался. Об этом говорит его открытая пасть с красным языком.

Должно быть каждый, кто смотрит на эту картину, ощущает тревогу. А вдруг за Иваном Царевичем погоня еще продолжается и скоро героев настигнет страшная участь? Именно поэтому не последнее место на картине отводится пейзажу за спинами героев. Темные, вековые деревья со страшными могучими ветвями, ужасающие мрачные краски придают картине особый колорит.

Однако чему-то светлому автор всё же уделил время. Это необычно красивое дерево с цветами, похожими на кувшинки. Быть может это знак героям, что впереди их ждет что-то хорошее и светлое.

`

Иван Царевич на Сером Волке

Популярные сочинения

  • Сочинение Нужна ли сатира сегодня? (7 класс)

    С начала существования жизни на земле между людьми по-разному складывались отношения. И в древности, и в современном мире они обладали разными характерами, наделены своеобразными чертами.

  • Сочинение-описание картины Казахский вальс Исмаиловой

    Такая красивая картина! Столько тут энергии, движения, красоты… Мне очень-очень она нравится. Здесь и позитивно так всё, будто слышна веселая музыка. Такие цвета потрясающие! Особенно розовое «облако»

  • Сочинение по картине Не взяли на рыбалку от первого лица Попович 5 класс

    Я ждал этого дня несколько месяцев. Но оказалось, что я еще не дорос для таких важных дел, как рыбалка. Нас в семье четверо детей, и я, конечно же, самый маленький. Будучи младшим в семье

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику Канакиной 4 класс

Какой эпизод из сказки вы вспомнили? Каким художник изобразил момент побега Ивана Царевича и Елены Прекрасной на верном Сером волке? Какими вы увидели главных персонажей картины, природу?

Примерный план сочинения:
1. Фантастика в сказочном мире
2. Картина и сюжет народной сказки
3. Описание Ивана Царевича и Елены Прекрасной
4. Контраст: дремучий лес и цветы яблони
5. Волк как воплощение дружеской помощи
6. Чем мне понравилась картина

Сказочный мир Васнецова

Сказка отличается от реальной жизни наличием фантастических элементов. Например, на картине Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» изображен огромный хищный зверь, который помогает людям спастись. Когда я увидел полотно, сразу вспомнил соответствующий эпизод из русской народной сказки.

Это момент побега Ивана Царевича от воинов царя Касыма. Главный герой похитил его дочь, Елену Прекрасную. И сначала хотел обменять ее на златогривого коня. Молодые люди одеты роскошно, как истинные представители царского рода.

Красная шапка Царевича оторочена мехом. На нем мы видим золотистый кафтан, варежки, сапоги ручной работы. За спиной главного персонажа – меч, как символ готовности защитить девушку. Иван крепко обнял Елену, которая покорно прижалась к нему. Он опасается погони, озирается назад.

Нежно-голубой наряд красавицы гармонирует с одеждой юноши. Он дополнен золотистыми вставками. Роскошные рыжие волосы развеваются на ветру. Они украшены шапочкой, расшитой драгоценностями. Драгоценные камни обвивают руку девушки в виде браслета. Изящные золотые сапожки дополняют образ.

Пара выделяется ярким пятном на фоне дремучего леса. В нем ощущается страх и тревога беглецов. Огромные темно-коричневые, почти черные стволы старых деревьев неравномерно покрыты мхом. Их ветви без зелени похожи на сухие руки Кощея или другого сказочного злодея. Слева опустилась вниз сломанная ветвь ели.

Вверху, между кронами, еле-еле просматривается серый, неприглядный кусочек неба. Солнечные лучи не пробиваются сквозь туманный небосвод. Волк мчится по болотистой местности. Он практически не касается лапами земли. Огромный зверь изображен не в серых, а в светло и темно-коричневых тонах. Его уши прижаты, язык вывалился наружу. Видно, что волк преодолел долгий путь и устал. Он поразил меня искренним, человеческим взглядом верного и преданного друга.

На правой части полотна изображены ярко-розовые цветы дикой яблони. Они выделятся на сухом стволе рухнувшего дерева. Контрастная красота цветущего растения напоминает о начале сказочного сюжета. Ведь приключения Царевича начались с яблони с золотыми яблочками, которая росла в саду его отца. Возможно, она символизирует скорую победу добра над злом.

Эта сюжетная картина понравилась мне тем, что можно вживую «увидеть» и героев сказки, и один из главных моментов повествования. Художник передает атмосферу настоящей погони. Быстрый и стремительный Волк вызывает восхищение и уважения. На мгновение у меня создалось впечатление, что я попал в сказку.

Вариант 2. Пример сочинения к учебнику Разумовской 6 класс

О чём эта сказка? Какой эпизод запечатлел художник на картине? Как В. М. Васнецову удалось передать стремительный бег Серого Волка?

Примерный план сочинения:
1. Картина Васнецова как эпизод народной сказки
2. Стремительный бег Серого Волка на полотне
3. Описание убранства Ивана Царевича
4. Роскошной наряд Елены Прекрасной
5. Передача чувств героев сюжета
6. Значение устаревших слов в описании

Народная сказка глазами художника

Сюжетная картина В. Васнецова воссоздает один из кульминационных эпизодов русской народной сказки «Иван Царевич и Серый Волк». А именно, когда царский сын и Елена Прекрасная убегают от погони. Юноша похитил красавицу в надежде обменять ее на златогривого коня. А за скакуна царь Далмат пообещал отдать Жар-птицу.

В начале скитаний Иван встречает Волка, который согласился помочь ему в приключениях. На полотне Серый Волк изображен светло и темно-коричневыми, черными красками. Художник мастерски передал стремительное движение хищника. Он практически летит сквозь лесную чащу. Его напряженные лапы не касаются земли. Тело вытянулось в прыжке.

Уши зверя прижаты к голове, язык вывалился из пасти. Ему тяжело, но он не собирается сдаваться. Автор детально прорисовал шерстинки. Под напором встречного ветра они все расположились в одном направлении. А в «человеческих» глазах видна собачья преданность. Меня поразили размеры зверя. Он больше людей, которые сидят на его спине.

В. Васнецов с любовью проработал каждую художественную деталь в убранстве беглецов. Например, Царевич одет в голевой кафтан из парчи. Это старинная верхняя одежда для мужчин. Она расшита золотыми нитями. Плотный шелк расписан узорами. Главный герой подпоясан зеленым кушаком. Это пояс из ткани. За спиной юноши виднеется червленый меч с ножнами. Оружие красного цвета указывает на опасность. На голове у Ивана – шапка с меховой оторочкой, на руках – рукавицы.

В наряде Елены чувствуется царское происхождение. Голову украшает яхонтовая корона. На ней сияют драгоценные камни: рубины и сапфиры. Девушка одета в роскошное нежно-голубое платье с золотистыми вставками. Ее шею обвивает ожерелье из скатного жемчуга. Это дорогие жемчужины идеальной сферической формы. При малейшем движении они скатываются с ровной поверхности. Ноги главной героини обуты в сафьяновые сапожки. Они изготовлены из кожи высокого качества.

Герои сюжета чувствуют страх и растерянность. Иван опасливо озирается назад, он готов вступить в бой. В фигуре Елены чувствуется покорность и грусть. Она смиренно смотрит вниз, лицо приобрело бледный оттенок. Ощущение тревоги усиливают сумерки, темный лес, сухие ветви деревьев и болотистая местность.

Можно сделать выводы, что художнику удалось мастерски передать атмосферу русской сказки. Он внимательно изучил и изобразил характерные детали той эпохи. Они проявляются в одежде и украшениях, во внешнем виде главных героев. Подобным образом мы можем передать особенности прошлых эпох с помощью устаревших слов.

Вариант 3. Своими словами для 4-5 класса

Примерный план сочинения:
1. Информация о картине и ее авторе
2. Сюжет
3. Главные герои
4. Цветовая палитра
5. Описание деталей переднего и заднего планов
6. Мое впечатление

В 1889 году великий живописец В.М. Васнецов нарисовал иллюстрацию «Иван-царевич на Сером Волке» к русской народной сказке. Автор любил эту тему и часто писал картины к разным сказочным историям.

На полотне изображена сцена погони. В центре картины — огромный Волк, спасающий от невидимых преследователей Елену Прекрасную и Ивана-царевича. Сразу понятно, это сюжет известной нам с детства сказки. Серый Волк здесь вовсе не страшный дикий зверь, а скорее добрый и надежный друг царевича.

Юноша серьезен и напряжен. Видно, что он чувствует опасность. Его переполняют нежность и ответственность за прекрасную девушку, сидящую на спине волка рядом с ним. В ее же взгляде скользит обреченность. Ей страшно поднять глаза и увидеть жуткие деревья, растущие на болоте, через которое держит путь троица. Она боится и волка, который стремительно уносит их от погони.

Несмотря на мрачный черно-коричневый лес с корявыми ветвями деревьев на заднем плане, и темно-зеленое болото, у зрителя не создается впечатление трагичности происходящего. Если приглядеться внимательнее, мы увидим белоснежные кувшинки на воде под лапами волка. Цветущая яблоня на переднем плане, указывает на начало сказочной истории, когда с нее украли волшебные золотые плоды. От выбранных живописцем красок веет надеждой и светом.

Невероятно красивы одеяние главных героев и шерсть животного. Золотой, расшитый жемчугом и драгоценными камнями, кафтан Ивана, гармонично сочетается с нежно-голубым платьем его невесты. Ее пшеничного цвета волосы и волчий мех тоже отливают золотом. Художник очень хорошо прописал каждую деталь одежды. Ею можно любоваться долго, постоянно обнаруживая новые замысловатые узоры.

Я с удовольствием читаю сказки и смотрю мультфильмы по ним. А сейчас поняла, что в картинах великих художников можно найти много интересного и необычного. И за это открытие я благодарна Виктору Васнецову — автору иллюстрации «Иван-царевич на Сером Волке».

Вариант 4. Краткое описание картины Васнецова Иван царевич на сером волке

Примерный план сочинения:
1. История создания картины
2. Образы Ивана Царевича и Елены Прекрасной
3. Образ Волка как Воплощение преданности
4. Элементы русской народной сказки на полотне
5. Цветущая яблоня как символ надежды
6. Мои впечатления от картины

Фольклорное полотно-иллюстрацию «Иван-царевич на сером волке» Виктор Васнецов создавал импульсивно. В 1889 году он остановил работу над оформлением Владимирского собора. И написал картину, посвященную волшебной сказке. И сказанию о том, как Волк помогал Ивану похитить Елену Прекрасную. За эту красавицу другой правитель обещал златогривого коня.

Иван одет по-царски: красная шапка с мехом и такого же цвета сапоги, серьга в ухе и расшитый золотом кафтан. Он с опаской озирается назад. А за спиной у него – меч в ножнах. Юноша крепко прижимает к себе красавицу. Ее наряд «говорит» о том, что перед нами – царская дочь. Ее головной убор расшит жемчугом. Из него сделано ожерелье и браслет. Волосы девушки развеваются на ветру, воссоздавая эффект движения. Сложенные руки символизируют покорность судьбе. Моделью для создания образа стала племянница художника, Наталья Мамонтова.

Заметно, что Волк мчится, не жалея себя. На это указывают высунутый язык, настороженно поднятые уши. Его напряженные когтистые лапы и большие клыки выдают готовность защищать. А в глазах светиться собачья преданность. Он выглядит, как настоящий друг, который отчаянно пытается помочь влюбленным. Ведь от него зависит их жизнь. В будущем он примет облик Елены Прекрасной, чтобы обмануть царя.

Художник изображает Волка не в сером цвете, как говорится в сказке. А в коричневых оттенках, соответственно наряду хозяина. Поражают размеры зверя. Он крупнее людей. И сильнее. Одним прыжком он перелетает через болото с двумя всадниками на спине. И не касается земли. Мы видим, что под беглецами – трясина, заросшая острыми шипами травы и водяными лилиями.

Изображение природы на полотне передает настроение беглецов. Художник использует темные и яркие краски, как воплощение борьбы добра и зла. Зловещие деревья с сухими ветвями, поросшие мхом стволы вызывают страх и тревогу. Мрачные тона картины производят тяжелое впечатление. Так выглядит пугающая неизвестность. Одновременно светлым олицетворением спасения выступают небесно-голубой наряд принцессы и белые цветки лилий.

Также ярким пятном справа выделяется цветущая яблоня, усеянная ярко-зелеными листочками. Этот образ может трактоваться двояко. Во-первых, он напоминает о «золотых яблочках». Они стали причиной многочисленных приключений главного героя. Во-вторых, это символ светлых перемен в жизни. Ведь все сказки заканчиваются хорошо.

Когда я вижу эту картину, в памяти оживают воспоминания. Этот сюжет известен каждому. Я думаю, в нем говорится о настоящей преданности и любви. Васнецову удалось передать с помощью красок атмосферу чуда и национальный колорит русской народной сказки.



Вариант 5. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

1. Русский художник Виктор Васнецов писал многие свои картин по сюжетам былин и народных сказок. Он был иллюстратором нескольких популярных книг со сказочными сюжетами. Васнецов создавал эскизы необычных сказочных дворцов, декораций к постановкам на сцене. Его называли художником-сказочником. Даже дом живописца был построен по его удивительному проекту и походил на волшебный терем. Творчество Васнецова выделяется среди других мастеров русской живописи именно национальными сказочными сюжетами.

2. Картина «Иван — Царевич на Сером Волке» создавалась мастером несколько месяцев, в 1889 году. Герои картины – персонажи фольклора. Картина переносит в волшебный мир, будто ты наблюдаешь за скачущим по лесу волком. Волк спасает своих друзей от погони и гибели, унося дальше и дальше.

3. Иван — Царевич изображен очень серьёзным. Он вглядывается в глубь леса, вслушивается в звуки. Иван — Царевич готов к сражению, к защите своей красавицы. Через плечо у него висит меч. На рукояти меча драгоценные камни. Они подчёркивают знатность своего владельца. Красивая одежда из дорогой блестящей ткани тоже говорит о царском происхождении сказочного героя.

4. Роскошное платье и на Елена Прекрасной. Жемчужины на рукавах, пояс с драгоценными камнями и украшения на голове говорят о знатном происхождении красавицы. Её одежда сверкает, она из парчи и шёлка. Девушку художник показал испуганной, кроткой и печальной. Она доверчиво склонилась на грудь Ивана и вверила ему свою судьбу. Девушка сложила руки в знак смирения перед судьбой.

5. Волка, убегающего от погони, художник изобразил мудрым и сильным. Он смотрит на зрителя умными глазами. Волк запечатлён в момент прыжка через болотце с кувшинками. Он утомился от погони, но упорно продолжает путь. Волк не бросит своих друзей в беде. Художник относится к этому персонажу с уважением. Не случайно в названии картины он написал с заглавной буквы его имя.

6.Природу на картине автор изобразил таинственной и чарующей. Героев окружает страшный, дремучий, тёмный лес. Он как опасность навис над беглецами. Ветки тянутся словно живые лапы чудовищ и стараются удержать героев сказки. Сплетённые ветви на заднем плане говорят о трудном пути. Даже страшно представить, как герои пробирались через такую глухую чащу. Но нежные бело-розовые цветы на корявом стволе художник расположил на переднем плане. Они говорят, что впереди беглецов ждёт счастье. Герои спасутся и будут вместе.

7. В картине отчётливо видно противопоставление тёмных и светлых оттенков. Такой контраст символизирует борьбу зла и добра. Светлые добрые силы – это в картине её главные герои. На них одежда светлых оттенков. Шерсть серого Волка тоже кажется светлой на фоне чернеющего леса и топкого болота. Страшные ветви и стволы олицетворяют тёмные силы.

8. Мне понравилось, как показано быстрое движение персонажей. Чувствуется, что Волк летит, как втер. Большое впечатление произвел на меня жуткий таинственный лес. Видно, что над героями нависла опасность. Я переживаю за них и хочу, чтобы они успешно ушли от погони. Художник вселил в меня веру в счастливый конец.

Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.

Картина В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» написана на сказочный сюжет. Художник выбрал один из самых драматических эпизодов повествования: Иван-царевич и Елена Прекрасная мчатся на Сером Волке через лесные дебри. Опасность грозит героям отовсюду: погоня осталась позади (но не догоняют ли?), впереди – неизвестность (что она таит?), под ногами – болото, над головой нависают ветви старых деревьев. Формат, композиция, цветовое и световое решение картины соответствуют теме и основной мысли  картины.

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Вариант 1

Знаменитый русский художник Виктор Михайло­вич Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко из­вестны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие другие.

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из кото­рой невольно вспоминаются при просмотре картины: «Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »

Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя. Сидя на своём верном друге, Иван-царевич креп­ко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, крас­ная шапочка на голове и красивые красные сапоги. У Ивана-царевича серьёзное выражение лица.

Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту. Рядом с ним сидит Василиса Прекрасная — рус­ская красавица с длинными вьющимися русыми во­лосами, которые развеваются на ветру.

Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею кра­савицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными кам­нями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, у неё задумчивый взгляд.

Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сложила руки перед собой. Образ Василисы Прекрасной был написан художником со своей племянницы — Натальи Анатольевны Мамонтовой. Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото.

Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Видно, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, их кора полопалась и местами оторвалась. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на спасение и счастливый конец.

Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса являются символом злых сил, тревоги и опасности. Главные герои живописного произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непременно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.

В. М. Васнецов в картине «Иван-царевич на Сером Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Перечитывая Ивана-царевича и серого волка, непременно вспоминается это произведение живописи, которое остаётся в памяти неразрывно связанное с русской народной сказкой.

Вариант 2

Картина «Иван-Царевич на Сером волке» написана художником В. М. Васнецовым в 1889 году. Её сюжет был навеян русской народной сказкой о смелом и бесстрашном герое и его верном и преданном помощнике. Сквозь мрачный и густой лес, спасаясь от погони, скачет верхом на Сером волке Иван-Царевич вместе с Еленой Прекрасной. Величественные деревья, поросшие мхом, встают у них на пути непроходимой стеной. Их зловещие ветви переплелись и не пропускают солнечных лучей.

Обнимая свою прекрасную спутницу как сокровище, Иван-Царевич тревожно и настороженно оглядывается вокруг. Измученная долгой скачкой, Елена Прекрасная испуганно и доверчиво прижалась к груди своего спасителя. Её обессиленно упавшие руки и печальные глаза говорят об огромной усталости и пережитом страхе.

Верный спутник царевича Серый волк, преодолевая усталость, стремительно мчится вперёд, унося седоков всё дальше. Его зоркие глаза готовы заметить малейшую опасность, а могучие лапы легко преодолевают топкое болото с кувшинками. Однако, несмотря на свою силу и ловкость, волк тоже очень устал и держится с трудом. Гнетущая и печальная атмосфера картины вызывает ощущение тревоги и опасности. И только цветущая яблоня своими нежными цветами вызывает светлые чувства и укрепляет веру в счастливый финал истории.

Вариант 3

В. М. Васнецов — художник, чьё творчество стало одной из вершин русского искусства. Его лучшие работы находятся в Третьяковской галерее.

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» создана в 1889 году и написана на сюжет одной из самых известных сказок. Перед нами точно широко распахивается окно в волшебный мир.

Художник много внимания уделил главным героям картины. Иван-царевич обнимает Елену Прекрасную, оберегая её, как своё сокровище. Она и вправду похожа на драгоценность: шапочка-тюбетейка, усыпанная каменьями, роскошный парчовый наряд. Когда мы смотрим на полотно, чувствуем тяжесть парчи, золотого шитья, бархата и сафьяна.

Пейзаж в картине очень важен. Ивана-царевича и Елену Прекрасную, которые спасаются верхом на волке, окружают недобрые силы. Непроходимой преградой к счастью встаёт перед ними тёмный дремучий бор. Зловеще сплелись причудливые ветви, они напоминают костлявые руки Бабы Яги. Вековые деревья-великаны, кажется, надвигаются на беглецов, а их цепкие лапы того и гляди вырвут у царевича его драгоценную ношу. Даже нежные цветы в этой хмурой, мрачной чаще кажутся коварными и пугают своей неожиданной красотой. Художнику удалось создать волшебный пейзаж, тревожный и таинственный.

Эта картина о Елене Прекрасной и её спасителе, о любви, верности и бесстрашии погружает нас в прекрасный мир русской сказки, помогает поверить в победу добра над злом.

Как написать сочинение по картине: рекомендации

Сочинение по картине “Иван царевич на Сером волке” следует начать с указания автора. Ее написал русский художник Виктор Васнецов в 1889 году и ныне она хранится в Третьяковской галерее в Москве. Картина представляет собой сценку из русской одноименной сказки, в которой иван Царевич уже спасает Елену Прекрасную и мчится с ней сквозь темный лес, уходя от погони.

Центральную часть картины как раз занимают фигуры Ивана, Елены и Волка. Приглядимся к ним повнимательнее. Иван Царевич нежно и бережно обнимает Елену, и своей позой словно сообщает ей уверенность — я тебя не отдам и не дам в обиду. Он смотрит немного назад, словно в ожидании погони, но лицо его не испугано, оно спокойно и полно раздумий.

Возможно Иван Царевич уже мыслями в будущем, а от прошлого его уносит быстрый серый волк. Похожее выражение лица мы видим и у Елены Прекрасной. Она также спокойна положила голову на плечо Ивана и опустив глаза кажется размышляет о прошлом и будущем, полностью доверив свою судьбу царевичу. Герои одеты очень богато и чисто, что подчеркивает их высокое положение и чистоту помыслов.

Один серый волк не склонен к раздумьям, он стремительно несется сквозь чащу, и, высунув язык, лукаво смотрит на зрителя одним глазом. Выражение морды хитрого зверя вызывающее, она словно вопрошает: Ну что, взяли?”

Троица мчится сквозь густую темную чащу, которая символизирует мрачное прошлое и темницу, из которой спасают Елену. А цветки яблони на переднем плане символизируют прекрасное будущее, свободу, и возможно любовь.

Как составить план сочинения

Находим важные аспекты в картине. План ведь служит нам помощью для последующего описания картины и сюжета в ней.

  • Перво-наперво это то, что художник нам намеревается показать, какой несёт смысл данная картина, эстетическое воспитание и восприятие. Биография самой картины: как она создавалась, какие условия были, что с подвигло художника, воспроизвести сказочный сюжет.
  • Далее, мы рассматриваем образы, изображённые художником, их поэтическое описание, как мы можем их связать с литературой. Какими художественными средствами, мы можем их охарактеризовать.
  • Следующий этап плана — это фон. Фон картины нам многое может показать. В данном случае нас интересует описание сказочного леса.
  • Ну и последнее — это ваши чувства, эмоции, вызванные данным произведением.

Мини-сочинения по картине «Иван-царевич на Сером Волке» 3–4 класс

Вариант 1

Глядя на картину, мы словно погружается в волшебный мир, вместе с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя. Волк несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Иван-царевич тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье: Елену Прекрасную, которая доверилась любимому.

За спиной у главного героя меч — царевич всегда готов встать на защиту Елены-Прекрасной. Вид­но, что их путь проходит через старый лес. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Главные герои произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непре­менно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.

Вариант 2

Перед нами картина Иван- царевич и серый волк. На ней изображены: Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый волк. Они убегают от погони. Художник изобразил лес в темных тонах, чтобы отобразить напряжение погони, их переживание и страх, что их могут догнать. Иван- царевич оглядывается, чтобы увидеть, что там сзади. Серый волк бежит во всю прыть, поджав уши. Он знает, что от него зависит жизнь всех. Елена Прекрасная верит своим друзьям. Лес изображен не совсем темным, сквозь него проглядывает светлое небо. Это значит, что все закончится благополучно. Мне эта картина понравилась.

Вариант 3

Когда я увидел картину, то сразу узнал героев моей любимой сказки. Эта сказка об Иване- царевиче, Жар- птице, Сером волке. На картине изображен самый интересный момент сказки. По темному дремучему лесу, прижав свои острые уши, мчится волк. Все бегут от погони злого царя. На спине у Серого волка сидят Иван- царевич и Елена прекрасная. Волк бежит очень быстро. Это заметно по волосам Елены Прекрасной.

Они развиваются на ветру, цепляются за толстые сучья деревьев. Иван крепко прижимает к себе царевну и внимательно смотрит по сторонам темного, дремучего леса. Елена Прекрасная очень грустная, потому что ей не хочется выходить замуж за злого царя. И только спокойный и уверенный взгляд Серого волка говорит о том, что конец у этой сказки будет счастливым.

Вариант 4

В вековом дремучем лесу стоят огромные сосны. Тёмный лес хранит свои вековые тайны. В лесу много зверей и птиц. На диком волшебном волке едет Иван – царевич с Василисой Прекрасной. Она прекрасна, как первые весенние цветы. Ее волосы как солнечный свет. Среди сосен невидно солнца. И трава, кажется, черно – зеленая. Среди этого черного мрака видна красота царевны.

Мне картина понравилась.

Вариант 5

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникли ели

Зелень мрачную хранят.

Зверь, отважный по неволе

Скрыться где- нибудь спешит.

Темный дремучий лес. Иван- царевич с Василисой Прекрасной едут в лесу на спине волка. Василиса от холода прижалась к груди Ивана- царевича. Свет рвется сквозь темные заросли кустов и ветви деревьев. От ветра у Василисы развиваются волосы. На земле лежат пожелтевшие листья В лесу холодно.  Седоков пронизывает страх. Поэтому они хотят поскорее выбраться.

Эта картина немного грустная.

Описание картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Иван-царевич на Сером Волке — Виктор Михайлович Васнецов. 1889. Холст, масло. 249х187

Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» несомненно самое сказочное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета — захватывающая народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. Тревожно всматривается царевич в дремучий лес, уверенно и крепко держит он Елену. Похищенная же полностью покорилась своей судьбе. Прижавшись к своему похитителю, она старается не смотреть вокруг, напуганная самим похищением, лесом, волком.

Серый Волк вызывает особый интерес у зрителя. У Волка особенные глаза — человеческие. Перед нами оборотень, или волколак, как его называли славяне издревле. Однако, нет в его облике ничего кровожадного или дикого. Его образ полон преданности, отваги, самопожертвования.

Быстро летит Серый Волк по лесу. Если внимательно приглядеться, то видно, что вся группа героев словно парит над лесным болотом, окруженном дремучим и зловещим лесом. Оживляют окружающий пейзаж болотные лилии и цветущая яблоня. Откуда взялась яблоня возле лесного болота? Эта деталь отсылает зрителя к сюжету сказки, в которой именно с яблони, приносящей золотые яблоки, все и началось.

Сказочность сюжета подчеркивает одежда главных героев. Расшитый золотом кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием Елены. Золотой и голубой цвета в славянской мифологии были крепко связаны с горним миром, магией, чудесами. Серый Волк отнюдь не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.

«Иван царевич на сером волке» — сочинения, 6 класс

Вариант 1

Эта картина посвящена народной сказке об Иване-царевиче и Сером волке. В.М. Васнецов не раз прибегал к сюжетам сказок, изображая главных героев тех или иных произведений “Снегурочка”, “Баян”. На этот раз художник хотел показать спасение Ивана и Елены Прекрасной от злого царя.

Герои мчатся верхом на Сером волке сквозь темный лес. Даже лес изображен так, как будто он хочет им помешать, и подчиняется он только царю. Мощные дубы с темными стволами делают атмосферу и без того мрачной и тоскливой. Волк бежит с огромной скоростью и ему уже тяжело дышать.

Иван-царевич одет в дорогую одежду. Он задумчиво смотрит в сторону, как будто опасается гнева злого преследователя. Иван с нежностью обнимает Елену Прекрасную, которая склонила голову ему на плечо и сложила руки на колени, она уже совсем обессилела. Ее лицо печальное и грустное, девушка все еще не верит в свое спасение.

В глаза сразу же бросается цветущая яблоня. На фоне темного леса ее белые цветы выглядят как символ надежды и светлого будущего. Ивану и Елене удалось сбежать от злого царя и теперь у них впереди только самое хорошее. Серый волк бежит из последних сил, зная, что именно от него зависит их спасение. Если бы не он, Ивану-царевичу вряд ли удалось спасти свою возлюбленную. Художник своей картиной показал, что вера в лучшее должна присутствовать в жизни человека.

Вариант 2

Картина Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» не что иное, как иллюстрация на древнюю повесть «Иван-царевич и Серый Волк». Сама задумка берет начало в период работы автора во Владимирском соборе.

Сам сюжет картины говорит о преодолении трудного пути, который обрушился на Ивана-царевича через нарушение запретов. Глядя на картину, видно, что Иван несется через темный густой лес. На переднем плане автор расположил болото с кувшинками лилиями, старую покосившуюся яблоню еще с цветущими ветками. Возможно, этим самым он хотел показать надежду на лучшее. Среди всех тусклых и темных красок взгляд сразу находит светлое пятно Елены Прекрасной в объятиях Царевича. Они, сидя на Сером Волке, убегают сквозь темный лес от злого царя.

Иван-царевич изображен в красивой царской одежде. Гордо и уверенно он сидит на волке, его взгляд устремлен вдаль, а в глазах можно увидеть веру в спасение. Нежно, но в то же время сильно он, прижимая к себе Елену чувствуя ответственность за ее спасение и судьбу. На лице Елены Прекрасной изображены одновременно и испуг за их будущее и покорность судьбе и своему спасителю. Руки ее как бы бессильно упали на колени, а голова лежит на надежном плече Ивана-Царевича.

На заднем плане изображены стволы мощные вековых дубов. Цвет его более темный и отражает страх и опасность. Фигура волка показывает, насколько быстро они убегают от возможного преследования. Также невозможно не заметить, что на фоне темного леса волк имеет более светлые и теплые тона. Я думаю, автор этим самым хотел донести к нам идею того, что все, что не делается во спасение и справедливость есть правильным. И всегда должна быть вера и надежда в лучшее.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» 4 класс

Вариант 1

Наверное, все знают сказку «Иван-царевич и Серый Волк». Русский художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал картину, которая является иллюстрацией к этой сказке. Полотно называется «Иван-царевич на Сером Волке». Когда автор принял решение о написании этой картины, он работал во Владимирском соборе.

Из сказки мы знаем, что на Ивана-царевича свалилось много трудностей. Ему приходилось преодолевать их, нарушая запреты. На картине мы видим темный лес, через который несется на Сером Волке наш герой. В объятиях царевича находится Елена Прекрасная.

На переднем плане картины нарисовано болото, на поверхности которого плавают белые кувшинки. Здесь же располагается покосившаяся яблонька, на ветвях которой сохранились цветы. Среди дремучего страшного леса и кувшинки, и цветочки на яблоне дают надежду на то, что все будет у наших героев хорошо.

Художник при написании своей картины использовал больше тусклых и темных красок. Светлое пятно на полотне – это образ Елены Прекрасной. Из сказки мы знаем, что Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной убегают через беспросветный лес от злобного царя.

Внимания на картине заслуживает одеяние героев. На царевиче мы видим царскую одежду. Красиво одета и Елена. Иван-царевич сидит на Волке уверено и гордо. Герой твердо смотрит вдаль, в его взгляде можно заметить надежду на спасение. Елену Прекрасную он прижимает к себе одновременно сильно и нежно, ведь он несет за Елену ответственность. В его руках ее судьба и спасение. Во взгляде героини чувствуется испуг. Голову девушка склонила на надежное плечо Ивана, а руки ее бессильно лежат на коленях.

Задний план картины заполнен мощными вековыми дубами. Темные краски, которыми они нарисованы, символизируют опасность и страх.

Внимание уделено на картине и Серому Волку. Его художник изобразил светлыми и теплыми тонами. Для наших героев Волк — единственное спасение. Автор картины Васнецов хотел донести до нас идею добра, которое всегда побеждает зло, несмотря на трудности.

Вариант 2

План сочинения:

  1. Основной сюжет картины.
  2. Образы героев и цвета картины.
  3. Мое отношение к картине.

Мое знакомство с картиной «Иван – Царевич на сером волке» случилось недавно. Ее автором является М. В. Васнецов, который за основу сюжета взял удивительную, интересную, а главное, мою любимую народную сказку. На картине изображен Иван – Царевич и Елена Прекрасная, которые едут верхом на волке. Их окружает густой и темный лес, который вызывает страх и ужас, своей мрачностью и серостью.

Также картина мне напомнила смену времен года. Это скорей всего вызвано цветами одежды персонажей, которые отдаленно напоминают зиму и осень. В картине больше темных цветов, но именно они подчеркивают глубину сюжета, давая возможность понять переживания и страхи героев, которые покидают этот дремучий и злой лес.

Мне понравилось, как автор изобразил героев. Царевич мне представился сильным, мужественным и смелым. Елена – нежной, уставшей и испуганной.

Мне картина очень понравилась. Она не только напомнила мне о сказке, но и дала возможность лучше понять чувства героев. Полотно вызвало у меня восхищение и восторг.

Картина заинтересовала меня интересной подборкой цветов и удивительной точностью нарисованных персонажей. Также картина вызвала радость за то, что в очередной раз добро победило зло.

Урок русского языка в 4-м классе «Сочинение-повествование по картине В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке», учитель начальных классов Лаврусь Марина Николаевна, МБУСОШ №70, г. Тольятти. Разделы: Преподавание в начальной школе Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Сообщенин темы и цели урока. Сегодня на уроке у нас необычная работа. Мы научимся писать сочинение по картине. 3 Осн. материал. Для этого мы должны провести подготовительную работу. Мир живописи богат и сложен. Для того чтобы вступать в него не как в темный лес, давайте познакомимся с основными жанрами живописи. Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов), портрет (изображение человека). Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры, — цвет. Только в живописи цвет играет основную роль, донося до нас все красочное богатство мира. Перед вами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова “ Иван – царевич на Сером волке” В. Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец, священник, страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Все это не могло не оказать влияние на развитие таланта. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами, одна из них сейчас перед нами. Посмотрите внимательно на эту картину. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником чувствах и настроении изображенных на ней героях. Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей картины. Обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо). Для написания сочинения нам помогут подготовительные упражнения: Рассмотрите картину, определите ее тему. Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Составьте предложения. Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа. Опишите ситуацию, изображенную на картине. Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние. Выразите свое отношение к героям, к картине. Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина. При написании сочинения по картине вам помогут вопросы: Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа? Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку? Какие изобразительно – выразительные средства использует художник? Как интерьер характеризует героев? Какое значение имеет фон картины? Как художник относится к своим героям? Почему? Много ли на картине света, воздуха? К какому жанру вы отнесете эту картину? Как художнику удалось изобразить природу? Какова основная мысль картины? Все вопросы у вас на столе вам в помощь. Для написания сочинения нам потребуется план, мы вместе его составим. План: 1. Художник-сказочник. 2. Главные герои картины, их облик, мысли, чувства. 3. Тайны волшебного леса. 4. Вера в счастливый конец. Какие образы мы видим на картине? (Елена Прекрасная, царевна, суженая, невеста, Иван-царевич, юноша, спаситель, защитник, спутник, Серый волк, лес, чащоба, чаща) Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная. Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской. Скачка: быстрая, стремительная. Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота. Серый волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится. После подробного разбора приступаем к работе. Примерное сочинение В 1889 году Васнецов написал картину “Иван – царевич на Сером волке”. В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса. Вертикальная композиция картины рождает ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника. Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя. Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни. Письмо сочинения. Подведение итогов. Там чудеса: там леший бродит… А. С. Пушкин Картину В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» я помню с раннего детства. Она висела в комнате бабушки и волновала мое детское воображение. Я часто приходила слушать сказки бабушки, а иллюстрацией к ним служила эта прекрасная картина талантливого русского художника. От картины невозможно оторвать взора, она притягивает и завораживает. Этот дремучий лес полон чудовищ и злых духов, деревья-великаны скрывают страшные тайны. Может быть, это заколдованные богатыри или лешие, стремящиеся удержать беглецов. Серый волк в мощном прыжке устремился вперед. Веришь, что он преодолеет любые трудности, выполнит тот договор, который заключил с царевичем. Иван-царевич уверенно сидит на могучей спине волка, крепко обнимает спасенную царевну. Она испугана, боится смотреть по сторонам, но надеется на своего спасителя и защитника. Мы вместе с героями картины верим в их счастливое возвращение — ведь там, впереди, перед ними забрезжил свет — конец опасного путешествия. Я верю, что художник уготовил своим персонажам благополучный исход. Ведь все сказки имеют счастливый конец. Герои страдают и мучаются, преодолевают огромные трудности, но никогда не теряют веры в свои силы и поэтому побеждают. Такую же жизнеутверждающую силу добра и любви, красоты и преданности изобразил В. Васнецов на своей картине «Иван-царевич на сером волке».

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» — Сочинение

Сочинение по картине В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»Знаменитый русский художник Виктор Михайло­вич Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко из­вестны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие дру­гие. Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из кото­рой невольно вспоминаются при просмотре картины:«Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя. Сидя на своём верном друге, Иван-царевич креп­ко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, крас­ная шапочка на голове и красивые красные сапоги. У Ивана-царевича серьёзное выражение лица. Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту. Рядом с ним сидит Василиса Прекрасная — рус­ская красавица с длинными вьющимися русыми во­лосами, которые развеваются на ветру. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею кра­савицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными кам­нями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сло­жила руки перед собой. Образ Василисы Прекрасной был написан художником со своей племянницы — Натальи Анатольевны Мамонтовой. Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото. Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Вид­но, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, их кора полопалась и местами оторвалась. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных ге­роев. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на спасение и счастливый конец. Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса являются символом злых сил, тревоги и опасности. Главные герои живописного произве­дения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непре­менно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки. В. Васнецов в картине «Иван-царевич на Се­ром Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Перечитывая Ивана-царевича и серого волка, непременно вспоминается это произведение живопи­си, которое остаётся в памяти неразрывно связанное с русской народной сказкой.

2 четверть — Мир наших вещей. Натюрморт

Урок 9. Тема: Реальность и фантазия в творчестве художника

Цели деятельности учителя

Формирование представлений о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ. Формирование самостоятельности в эстетических суждениях.

задачи

1. Познакомить учащихся с понятиями «реальность» и «фантазия» в творчестве художников; рассказать об условности и правдоподобии в изобразительном искусстве; .Дать представление о нераз­рывности восприятия реальности и творческой фантазии в произведениях искусства на любые темы, в том числе при изображении предметного мира. Научить понимать роль различных жанров в истории искусства; познакомить с особенностями творчества великих русских художников

2. Развивать творче­ские способности учащихся

3. Показать учащимся ценность каждой вещи, формировать умение видеть заложенную в вещи частичку души человека

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся понимать условности и правдоподобие в изобразительном искусстве, реальность и фантазии в творчестве художника, составлять речевое высказывание по алгоритму; использовать знания о выразительных возможностях живописи, колорите, композиции, цветовых отношениях; понимать особенности творчества великих русских художников.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение; выдвигать контраргументы в дискуссии; делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; работать по плану, сверяясь с целью; адекватно выражать и контролировать свои эмоции; аргументированно оценивать свою работу; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции, многообразие взглядов

Методы и формы

обучения

Беседа, практический, творческий поиск, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

 http://ru.wikipedia.org/wiki

 http://www.artsait.ru

Оборудование

Бумага, гуашь, кисти,

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация. Репродукции картин: Марк Шагал «Прогулка», Леонардо да Винчи. «Проекты»; В.М. Васне­цов «Иван-царевич на Сером Волке», М.Врубель «Царевна Лебедь»; Хруцкий «Цветы и плоды»;

УНП « Сказочно- былинный жанр».

Основные понятия

Условность, реальность в изображении, фантазия в творчестве

реальность и фантазия, правда искусства

Ход урока.

1. Организационный момент. (Приветствие, подготовка готовности учеников к уроку.)

У Николая Носова есть рассказ «Фантазеры». В нем говорится о том, как два товарища рассказывали друг другу небылицы:

– Я раньше летать умел, – говорил один.

– А я был в Африке, и меня там крокодил съел, – соврал другой.

– Почему же ты теперь живой? – спросил его друг.

– А он меня потом выплюнул! – засмеялся мальчик.

Так ребята выдумывали небылицы, пока к ним не подошел еще один мальчик. Послушал он разговор мальчишек и сказал:

– Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза. Я съел варенье, а спящей сестре губы вареньем испачкал. Ей досталось от мамы, а мне ничего.

Мальчики назвали его вруном и не захотели с ним дружить.

– Как вы думаете ребята, что такое фантазия? Допустим ли вымысел в науке? Возможен ли вымысел в искусстве? Чем фантазия отличается ото лжи? Что общего между фантазией и воображением?

2. Беседа. Введение в тему « Реальность и фантазия в творчестве художника».

— Как вы думаете, зачем человеку нужны фантазия, воображение? (Чтобы уметь мечтать. Чтобы строить будущее, сочинять новое, де­лать открытия.)

ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ не­обходимо для того, чтобы сочинять, но не менее — для того, чтобы видеть и понимать окружающий мир и самого себя. Занятия искусством развивают эти качества.

  • Изображение как познание окружа­ющего мира и отношение к нему чело­века. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве.

  • Реальность и фантазия в творческой деятельности художника.

Во все времена человек создавал изображения окружающего мира. Когда мы смотрим на картины художников, нам трудно определить, реальность или фантазия то, что изобразил мастер.

Реальность и фантазия — два крыла художественного творчества. Художник, умеющий видеть жизнь, умеет и фанта­зировать. Он может сочинять, изобра­жать то, чего нет, — небывалые страны, иные миры, неведомое прошлое и дале­кое будущее. Он может рассказать нам о придуманных событиях, о жизни лю­дей, которых никогда не было, может изображать небывалых чудовищ и не­мыслимые механизмы (Леонардо да Винчи. «Проекты). А мы, понимая это, не считаем его обманщиком — мы радуемся и огорчаемся вместе с ним.

Такое право на вымысел решительно отличает искусство, например, от науки, даже от обыденного общения. Там всякое несовпадение с реаль­ностью есть обман, ложь или ошибка, заблуждение. А в искусст­ве, даже тогда, когда оно убедительно показывает нам то, что ре­ально существует, художник ведет отбор существенных для него сторон реальности. В созданном произведении раскрывается явле­ние жизни, пропущенное через фантазию автора, его отношение. Реальность в произведении повернута к зрителю теми ее сторона­ми, которые выбрал художник, которые взволновали его.

  • Правда искусства как ре­альность, пережитая человеком.

Правда искусства — это реальность, пережитая человеком. И художнику требуется мастерство владения художественным языком, средствами выразительности, чтобы передать свои пережи­вания зрителю. Чувства и мысли, которые выражены в произведе­нии искусства, должны быть подлинными. Цель искусства не в том, чтобы обмануть зрителя, заставить его принять изображение за са­му реальность. Все подлинные художественные образы создаются именно как воплощение правды. Зрительские же умения состоят в том, чтобы понимать образ реальности, созданный художником.

Все, о чем мы здесь говорили, относится не только к картинам со сложным сюжетом, но и к портрету, пейзажу, натюрморту.

Ответьте на вопросы:

— Как вы думаете, был ли Суриков оче­видцем казни стрельцов и покорения Сибири Ермаком, ви­дел ли, как везли опальную боярыню Морозову по улицам заснеженной древней Москвы?

— Встречал ли Васнецов Ива­на-царевича на Сером Волке?

— Опускался ли Репин в подвод­ное царство?»

В истории изобразительного искусства есть множество примеров, когда не только на исторические и сказочные, но и на современные сюжеты пишутся картины по воображению, т. е. искусство — это образное, а не зеркально точное отражение действительности. Сущность художественного воображения заключается в том, чтобы создать не копию реальности, а творческие образцы, но, что очень важно путем не нарушения, а сохранения и даже обострения основных впечатлений от жизненной реальности. При этом явно ошибочным является утверждение, что чем причудливее диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует.

Воображение И. И. Левитан не слабее, чем воображение С. Дали. Это лишь иное воображение. Для того чтобы создать новые образы и написать новую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая зоркость, творческая самостоятельность воображения.

Ещё одна важная мысль: ценность произведения искусства не в том чтобы обмануть зрителя, заставить его принять изображение за реальность, а в подлинности чувств и переживаний, передаваемых художником зрителю. Чем реалистичнее художественное произведение, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно-образное содержание которым оперирует художник, пластическим выражением художественного замысла. Соблюдение жизненной реальности отнюдь не означает фотографического воспроизведения; или копирования непосредственно воспринятого. И.И. Левитан часто повторял: «Из непосредственного снимка природы выйдет жалкая, бессмысленная копия. Она позволяет приблизиться к себе только путём творческой фантазии. Иначе было бы слишком просто быть художником».

То, что мы воспринимаем в жизни, в повседневном опыте, по большей части случайно, мы далеко не всегда выделяем характерное, существенное содержание, определяющее индивидуальное лицо человека, события, явления. Художник видит по-иному: его зрение, сознание ведут отбор значимого, характерного. Задача художественного произведения — передать зрителям то, что видит художник, с такой убедительностью, чтобы и они это увидели и почувствовали.

3. Рассмтривание и анализ репродукций Задание: участие в диалоге об осо­бенностях реальности и фантазии в творчестве художников.

1) Рассмотрим работу М. Шагала «Прогулка».

Представлена картина Марка Шагала «Прогулка» (название картины не сообщать).

Вопросы классу

1. Как бы вы назвали эту картину?

2. Какие чувства вызывает у вас эта картина?

3. Что, по вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова ее главная мысль, «зачем» он ее написал?

4. Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг:

а) жанр картины;

б) сюжет и композиция;

в) рисунок, ритм, колорит… .

Вывод: «При создании произведения художник пропускает реальность через свою фантазию. Правда искусства – это реальность, пережитая человеком»

Разве может быть так, чтобы люди летали? Люди не могут, а художник в юности ускользнул в небо из своего родного города Витебска, устроился на облаке и начал писать. Взлетая, лирические герои Марка Шагала вырываются из объятий предметного мира. Так и в «Прогулке» он изобрази сцену фантастического полёта невесты, вознесённой в широкое, словно раскрытое для полёта небо, но связанной с землёй рукой и фигурой художника. Герои картины замечтались, засмотрелись на небо, вылезли через окно на крышу и… взлетели над Витебском, устремились на небеса. Полёт в «Прогулке» радостен, безмятежен и возможен только благодаря прекрасному чувству любви жениха и невесты. В другой руке художник-жених держит птицу, таким образом, ему (вопреки поговорке) удаётся удержать и небесного журавля и земную синицу. В этом произведении выражена именно реальность, правда чувств художника.

Фантазия — это не просто нереально сочетание реальных элементов, а обострённое видение сути реальности.

Мощное творческое воображение узнаётся: не столько по тому, что человек может придумывать, а скорее потому, как он умеет преобразовывать реальную действительность, обременённую случайными, лишёнными выразительности штрихами, в ещё более подлинный мир, в художественный мир. Некоторые тонкие и хрупкие переживания- значимые факты внутренней жизни —часто как бы заслоняются и затемняются в условиях; обыденной жизни. Творческое воображение прибегает в художественном произведении к отклонению от некоторых сторон действительности или к их обострению, с тем чтобы придать образную наглядность той стороне реальной действительности, которая для художника наиболее важна.

Творческое воображение необходимо мастеру для создания произведения. Порой художник изображает не действительность, а именно фантастический мир вещей для того, чтобы передать нам — зрителям — свое настроение.

2) . Анализ картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» см. папку Жанры живописи, текст на репродукции

Сегодня на уроке мы будем говорить о картине В.М. Вас­нецова «Иван-царевич на Сером Волке» (рис. 11), На приме­ре данной работы мы познакомимся с фантастическим миром в живописи.

Картина была написана в 1889 г., в период работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. После завершения работа была выставлена на передвижной художественной выставке. Эта карти­на представляет собой иллюстрацию к известной русской сказке «Иван-царевич и серый волк». Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной мчатся на волке сквозь темный лес, спасаясь от по­гони. Для образа царевны Васнецов использовал написанный в 1883 г. этюд с племянницы СИ. Мамонтова Натальи — «Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой». Посмотрите на картину внимательно. Иван-царевич гордо восседает на волке, взгляд его устремлен вдаль, он верит в спасение.

Главный герой бережно обнимает Елену, чувствуя свою ответственность за ее судьбу.

Обратите внимание на одежду Ивана-царевича. Он одет в пар­човый кафтан и подпоясан зеленым кушаком. На его голове — царская шапка, отороченная мехом, а на руках — узорчатые рука­вицы. Червленый меч будто догоняет хозяина на лету.

Образ Елены олицетворяет чистоту и покорность. Ее голова лежит на плече Ивана-царевича, а руки сложены на коленях. Гу­стые шелковые волосы героини развеваются на ветру. Елена одета в шелковое платье салатного цвета. На голове — яхонтовая корона, на шее — бусы из скатного жемчуга, на ногах — сафьяновые сапожки.

Хотя картина выдержана в темных тонах, она производит ра­достное впечатление. Возможно, между героями возникает чув­ство любви, а белые цветы символизируют их счастливую буду­щую жизнь.

Ответы на вопросы

  • Какой эпизод запечатлел художник на картине? {На кар­тине запечатлен эпизод бегства Ивана-царевича с Еленой
    Прекрасной от царя Далмата к царю Кусману.)

  • Что мы видим на переднем плане картины? {На переднем плане картины мы видим болото с кувшинками, старую кривую яблоню с цветущей веткой.)

  • Что изображено в центре картины? {В центр художник по­местил всадников на волке.) ,

  • Что изображено на дальнем плане? {Могучие стволы вековых дубов.)

  • Какую цветовую гамму использовал Васнецов? Почему? {Примерный ответ. Васнецов использовал в основном темные тона, так как всадники мчатся по темному ночному лесу, их преследуют. Темная гамма передает состояние страха, чувство опасности. Светлыми тонами написаны всадники, так как они совершают доброе дело. А белые кув­шинки в болоте и белая цветущая ветвь справа — символ надежды на успех, веры в счастливый финал.)

3). Анализ картины М.Врубель «Царевна Лебедь»;

4). Анализ картины Хруцкий «Цветы и плоды»;

5) Условность и правдоподобность в искусстве. Каждый художник обладает одновременно как физическим, так и художественным зрением. Как и всякий не художник он смотрит на окружающий мир — на природу, на людей, предметы — при помощи своего физического зрения, но , когда он вглядывается во все это как художник, притом не просто для того, чтобы полюбоваться, а с целью запечатлеть виденное на бумаге или холсте, на помощь его физическому зрению приходит зрение художественное. В этот момент он не только смотрит но и создает образ.

Как бы ни был совершенен этот образ, он ни когда не будет совпадать с природой, а всегда будет являться некоторым вольным или не вольным видоизменением ее, иногда даже преображением.

4) Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

5) Ценность произведений искусства. Почему люди хранят произведения искусства и высоко ценят их, передавая из поколения в поколение. Для некоторых людей рисование превращается в главное дело жизни. И если чувства и мысли художника будут интересны многим людям — получится произведение искусства, Только нужно много знать и уметь. Картина похожа на окно в мир, созданный художником. Но самые лучшие картины собирают в музеях искусства для того, что бы люди свободно могли приходить к ним в гости и беседовать с ними. Они несут радость, заставляют думать о смысле и правде жизни, о добре и зле.

Предметы изображенные на картинах помогают нам лучше понять обстановку, условия жизни людей. Художник передовая в картинах предметы, рассказывал о людях, изображал ту среду в которой они жили, и конечно передавал свое отношение к изображаемому. Порой человек незримо присутствует на картине, и кажется, что он только, что вышел и может вернутся в любой момент. Содержание натюрморта всегда отражает характер человека, время в котором он живет, его интересы и т.д.. В натюрморте художник выражает не только свое отношение5 к окружающему миру, но и свое чувство и понимание прекрасного. Через натюрморт мы можем понять духовный мир его автора.

4. Объяснение порядка работы.

Каждый день мы окружены множеством различных вещей, кото­рые помогают нам жить, мы называем их — предметы быта, т.к. они не­обходимы для нашего удобства и комфорта. Но случайно ли именно эти вещи попали к вам в дом? Каждую из них выбирали вы или ваши роди­тели, а может быть, и более старшие представители вашей семьи. Выби­рали их по принципу удобства, красоты, общего стиля вашего дома. У каждой вещи, как и у человека, есть своя судьба с момента рождения и до «смерти».

Творческие задания

Вариант – 1. Написать маленькую новеллу о ценной для вас вещи. Нарисовать ее на этом же листе. Материалы: альбомный лист, цветные карандаши, пастель, аква­рель или гуашь.

Вариант –23 На этом занятии вам предлагается изобразить фантастический мир. Используйте краски разных цветов. Замысел своей работы вы можете позаимствовать из русских народных сказок.

5. Рассматривание и анализ работ нарисованных учащимися в прошлые годы .

6. Практическая работа.

Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы: 1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка; 3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднении;

7. Итог.

ВОПРОСЫ

  1. Как ты понимаешь роль фантазии в жизни человека?

  2. Помогает ли искусство развитию фантазии?

  3. Как ты думаешь, что такое творческое воображение художника и что такое творческое воображение зрителя?

На примере данных картин мы увидели, как художники запечатлели фантастический образ, выразив свою мысль при помощи различных художественных средств; искусство в це­лом представляет собой игру образов, а не реальных объектов, сотворение вымышленного мира, в котором живут выдуманные

Рассматривание и анализ нарисованных работ. – Придумай сюжет своей будущей картины. Расскажите так, чтобы ребята смогли составить о ней представление! Предлагает придумать поэтичное название для изложенного сюжета.

– Ваши сюжеты очень интересны, и хочется вам сказать:

Рисование – дело такое,
Что фантазии не удержать…
Нарисуй мне зарю над рекою,

Поспеши кисть к листочку прижать.

Рисовать – это так интересно,
Подперев подбородок рукой!
И поверь, будет всем интересен
Мир, что создан твоею душой.

Болдышев Сергей

Рефлексия

8. Домашнее задание:

Подобрать репродукции н-тов с различными состояниями, освещением колоритом. Принести бумагу, краски и начатый на этом уроке натюрморт. Найти дома памятные вещи для вашей семьи, узнать их историю,

поговорив с родителями.

  • Сочинение по картине васнецова иван царевич на сером волке 4 класс канакина готовое
  • Сочинение по картине васнецова иван царевич на сером волке для 4 класса своими словами
  • Сочинение по картине васнецова иван царевич на сером волке для 4 класса кратко написать
  • Сочинение по картине васнецова иван царевич на сером волке 4 класс небольшое
  • Сочинение по картине васнецова ковер самолет 5 класс