Сочинение по картине васнецова баян урок в 9 классе

Сочинение описание по картине васнецова баян 9 класс оригинальное фото картинына данной уникальной странице предлагаем вам прочитать и бесплатно
Сочинение – описание по картине Васнецова Баян 9 класс
Оригинальное фото картины

На данной уникальной странице предлагаем вам прочитать и бесплатно скачать несколько примеров и образцов готовых сочинений по картине художника Васнецова Баян 9 класс Данное сочинение-рассуждение и изложение по картине покажет школьнику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на уроке. Здесь идет полный разбор картины по плану, а также можно прочитать краткое и полное описание и репортаж по картине знаменитого художника. Большое или краткое сочинение на уроке вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы и готовые изложения по данной картине. Вступление, описание, вывод и заключение в вашем сочинении можно списать из этих примеров, но лучше все таки придумать самостоятельно.

Открытый банк заданий. Русский язык. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям.

Скачать бесплатно несколько вариантов уникальных сочинений – рассуждений по картине

Скачать бесплатно без регистрации проект – презентацию по картине Васнецова Баян 9 класс

Образец и пример краткого сочинения № 1 по картине Васнецова Баян 9 класс . Описание картины с планом

В основе картины Васнецова «Баян» – один из былинных одноименных героев. Он знаменит тем, что был умелым сказителем. Кроме того, этот герой упоминается в «Слове о полку Игореве». Васнецов никак не мог обойти стороной столь яркую личность, чтобы не написать картину. Ведь, как известно, этот художник славится работами, посвященными русским сказкам, былинам.

В центре картины – холм, на котором и расположились с дороги уставшие воины. Они внимательно слушают слепого старика, который им повествует сказание. При этом он играет на гуслях. Воины очень внимательно и сосредоточенно его слушают. Рассказ Баяна их буквально захватил своим интересным сюжетом. К тому же, старец умеет рассказывать интересно, что просто заслушаешься. Некоторые дружинники смотрят куда-то вдаль, представляя героев своей Родины, ее прошлое. Воины буквально видят их наяву, так сосредоточенно они смотрят и представляют героические поступки таких же воинов, как они сами.

В самом центре этой группы сидит князь. Лицо его выглядит суровым. Он, как и все остальные, внимательно слушает слова старика. Рядом с князем сидит его сын, который еще слишком молод для сражений, но слушает он не менее внимательно. Его взгляд также устремлен вдаль. Наверное, он представляет себя храбрым воином. Будто он сам участвует в боях за родную землю, за ее свободу и независимость. За его спиной стоит старый казак. Он слушает старца, подперев голову руками. Видно, он вспоминает времена своей молодости, когда принимал непосредственное участие во многих боях за Русь.

Вокруг этих действующих лиц изображена русская земля. Просторы ее бесконечны. Видны молодые деревья, которые делают картину буквально «живой». Они будто говорят о том, что жизнь все время идет вперед, появляются новые поколения. Художник изобразил над головами слушателей и сказителя серое небо. Кажется, что даже оно слушает Баяна. Его длинные волосы треплет ветер. От этого картина получилась необычайно реалистичной.

Картина «Баян» пропитана любовью к русской земле, благодарностью воинам за их славные победы во время защиты своей отчизны от непрошенных гостей.

Работа над картиной:

  1. Описать, что находится на переднем плане.
  2. Выделить основных героев полотна и кратко рассказать о них.
  3. Охарактеризовать Баяна — его внешность, одежду, выражение лица.
  4. Изучить фон картины, выделить преобладающие цвета и ее настроения.
  5. Поделиться впечатлениями и эмоциями, которое вызывает художественное произведение.

Тема картины — запечатлеть великого русского песнотворца, передать быт Киевской Руси и настроения ее защитников.

Сочинение по картине

На полотне изображены уставшие с дороги воины, расположившиеся посреди холма. Они сидят кругом и внимательно вникают историям слепого старика. Под такт своих сказаний он играет на гуслях. Слушатели ему попались благодарные и внимательные. Их захватили речи старика. Помимо того, что у истории интересный сюжет, рассказчик говорит так, что можно заслушаться. Некоторые из воинов глядят не на старца, а вдаль. Вероятно, они представляют ставных дружинников своей родины, ее богатое прошлое. Воины смотрят так сосредоточенно, словно пытаются разглядеть их там вдалеке.

6 стр., 2907 слов

Описание картины В. Г. Перова «Старики-родители на могиле сына»

… подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров … – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко … хоронить своих детей. Возможно, старики жалеют о том, что не были со … и пытается донести Перов при помощи своих картин. В данный момент картина «Старики-родители на могиле …

В самом центре группы сидит князь Игорь, а рядом с ним его сын Олег. Лицо у правителя суровое, но он сидит и внимательно вникает словам Баяна. Сын его еще мал и ему рано участвовать в сражениях, но он также сидит и сосредоточенно слушает, при этом глядя вдаль. Вероятно, мальчик представляет себя смелым воином. Словно это он участвовал в боях за родную землю и отвоевывал ее у противника.

Позади Олега стоит старый казак, подперев голову руками. Кажется, он окунулся в воспоминания о своей молодости и те годах, когда сам участвовал в сражениях за родную Русь.

Образ Баяна

Баян дает напутствие и поднимает тем самым общий дух. Одежда на нем простая — платье и лапти. Баян сидит не в середине круга, а с краю. То, что главный герой картины находится не в центре композиции, не выглядит странным. Ведь его образ полностью продуман Васнецовым. И главным является не то, где на картине разместился старец, и какой он имеет облик, а его слова. Больше половины дружинников, слушая сказателя, смотрят не прямо на него, а куда-то вдаль. Воинам нужно обдумать слова Баяна.

Сочинение по картине Баян Васнецова 9 класс

На картине В.М. Васнецова «Баян» изображен былинный одноименный герой, которого в свое время считали неким символов умелого рассказчика народных сказок и былин. Этого героя даже упомянули в «Слове о полку Игореве». Такую яркую личность было сложно обойти мимо даже Васнецову, поэтому он и решил его написать.

В центре картины изображен князь Игорь вместе со своей свитой. Мальчик, сидящий возле князя – это его сын, которому в будущем перейдет правление.

Баян дает напутствие и все его внимательно слушают, потому что именно такой человек способен поднять дух. Он одет как простой человек, который особо не выделяется из толпы – туника и лапти.

Сидит мужчина с краю, правая его рука поднята вверх, а левая спокойно лежит на гуслях.

Может показаться странным, что главного героя – Баяна, художник поместил не в центре, но ни один из его мазков не выполнен случайным образом, все тщательно и тонко продумано. В данном случае главное не то, где находится сказатель и как именно он выглядит, а смысл в том, что он говорит.

Большая часть собравшихся воинов послушать его, смотрят не прямо на него, а каждый погружен в какие-то свои мысли и их взоры направлены вдаль. Кажется, что они представляют таких же дружинников, как сами и представляют множество совершенных героических поступков.

На витязях надеты доспехи того времени и все они нарисованы с оружием.

На картине в большей степени присутствуют темные тона и выбраны они также неслучайно, Васнецов старался изобразить момент затмения солнца, серое небо, сильный ветер, развивающий волосы Баяна. Все это не сулит воинам ничего хорошего, но зато полотну придает больше динамизма и реалистичности.

Люди удачно расположились на холме, а вокруг них простирается русская земля с бесконечными просторами. «Живости» картине придают изображенные молодые деревья, которые создают ощущение того, что жизнь никогда не стоит на месте и все время идет вперед.

Полотно очень хорошо передает жизнь и дух Древней Руси, а также состояние героев, которые даже в минуты опасности не дрогнут. Васнецов изобразил огромную любовь и ее силу к родной земле, а также гордость за все великие победы, которые были совершены и еще будут.

Рассматривая творение Васнецова, чувствуешь не только восхищение, но и печаль

Второй вариант

Виктора Михайловича Васнецова современники запомнили как трудолюбивого жизнерадостного человека. В творчестве он отдавал предпочтение полотнам, созданным по сюжетам древнерусских летописей и сказаний.

На переднем плане картины «Баян» изображен холм. Он яркого зеленого цвета, как трава на русской земле. Именно она придает воинам сил отстаивать свою родину и бороться за нее с врагом. На заднем плане виднеется широкая река. Она сразу наталкивает воспоминания о русских сказках, по которым богатыри останавливаются напиться воды у ручья в дороге или после тяжелого боя.

Понять, утро сейчас, день или вечер по изображению нельзя. Небо хмурое, а солнце спряталось за облаками и, кажется, скоро пойдет дождь. Но тем не менее и на этой бескрайнем сером полотне есть красивые белые облака. Живопись Васнецова так и вселяет ее созерцателям надежду на лучшее будущее.

2 стр., 814 слов

По картине В.М. Васнецова «Баян»

… Руси. Думаю, что и Васнецов воспринимает Баяна точно так же. На картине он располагается не в центре, поскольку на вершине холма, где происходит основное действие, сидит князь и его ближайшие … воинов песни слепого гусляра вдохновляют на новые победы, на новые подвиги. Об этом свидетельствуют лица и фигуры дружинников на переднем плане картины. На всем полотне выделяются два светлых пятна, которые …

Сочинение по картине “Баян” Васнецова: описание картины и ее анализ

Картина “Баян” принадлежит к числу самых известных работ выдающегося русского художника В. Васнецова. В этой статье представлено сочинение по картине “Баян” Васнецова: описание картины и ее анализ.

Смотрите: Материалы по другим картинам

Эскиз к картине “Баян” был исполнен Васнецовым в 1880 г., а сама картина была завершена 30 лет спустя – в 1910 г. Картина “Баян” выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 303 x 408 см (то есть около 3 х 4 метра!).

В настоящее время картрина “Баян” находится в “Русском музее” в Санкт-Петербурге.

Описание картины “Баян” из книги “Русские художники. Монографии”:

“Картина «Баян» является последним заметным вкладом Васнецова в русское искусство. «Баян» был закончен с большим запозданием, что и отразилось на качестве исполнения картины. «Баян» — красивая по типам, композиции и живописной тональности картина. Еще в 1899 году Васнецов встретился с темой тризны на холме, когда иллюстрировал «Песнь о вещем Олеге». Теперь он по-иному и более удачно разрешил композиционную задачу, расположив фигуры воинов по холму. Над всей группой сидящих на вершине холма как бы звучит древняя легенда. Она живет в пейзаже картины, в могучих светлосерых клубящихся облаках, несущихся над синими далями реки и дремлющими дальними грядами холмов. Все это выразительно говорит о творческом прозрении художника в глубь веков, в «преданья старины глубокой». Правда, в картине заметны некоторые повторения, если так можно сказать, «самозаимствования». Одежды княжича-отрока, Баяна и украшения на них напоминают костюмы к «Снегурочке». Доспехи дружины перешли с картины «После побоища» и «Богатырей». Некоторые фигуры и головы имеют общее со стенописью Владимирского собора. Несколько искусственны жесты и неубедительна поза Баяна и выражение его лица. В картине ему приданы черты вещателя, выражение исступленности. Реалистическое чутье изменило художнику. Не удался художнику и княжич. Исчезла былая васнецовская убедительность образов. Неудачны две фигуры воинов на переднем плане, неприятны детали, получившие натуралистический характер (подошвы сапог воинов в центре на первом плане). Мешают цельности впечатления излюбленные Васнецовым, но ненужные здесь несколько стилизованные ромашки. Перерыв между эскизом и картиной в тридцать лет не пошел ей на пользу. Сказывались возраст художника и непреодоленное влияние модерна. В картине есть что- то нарочито искусственное, местами вычурное. Когда такие перемены произошли в картине, сказать нельзя; видели ли Горький и Стасов то же самое, что мы, — остается пока неизвестным. И все же много еще было сил у художника, еще полон он был бодрости, если мог закончить такую сложную большую картину.” (Моргунов Н. , Моргунова-Рудницкая Н. – Васнецов Виктор Михайлович ( Русские художники. Монографии) – 1962 г.)

Описание картины “Баян” на сайте Русского музея:

“«Баян» — одно из последних значительных произведений художника, завершающее былинную тему в его творчестве. Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что художник в это время писал “Богатырей”.

Баян — имя певца из “Слова о полку Игореве”, однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Обобщенность образов соответствует монументальности и строгой лапидарности композиции.

Решение пейзажа носит эпический характер. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.”

(источник: страница о картине “Баян” на сайте Русского музея)

Писатель М. Горький о картине “Баян”:

“Для меня театр, Васнецов и сумасшедшая семья Книппер — дали ужасно много радости… Васнецов — кланяется Вам. Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта. Его Баян — грандиозная вещь. А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия!”

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/09/sochinenie-bajan-vasnecov-opisanie.html

Герои творения

На холме расположились князь с дружиной и сыном, слепой старец. Это и есть Баян — главный герой картины. Одну руку он направил в небо, а вторую держит на гуслях — древнем музыкальном инструменте Руси. Кажется, сейчас он дает благословение храбрым воякам на бой или рассказывает им древние былины и легенды о воинах прошлого, что были такими же смелыми как и они сейчас. Выглядит Баян совсем просто, одежда на нем крестьянская. Это наталкивает на мысль, что сказатель походит из простого люда и не владеет богатствами. Его длинные седые волосы трепещет ветер.

В картине автор сумел отразить прекрасные, бескрайние просторы своей великой родины

Описание полотна

Знаменитый художник, Виктор Михайлович Васнецов восхищался жизнью древней Руси и русского народа. Большинство его полотен отражают быт и настроения того времени. Словно они стали отпечатком доблести и мудрости наших предков как в труде, так и в бою. Картина «Баян» была написана художником на закате лет и стала одной из самых известных его работ.

В глаза бросается суровость картины, ее тяжесть. Абсолютно все детали наполнены мыслями печальных воинов. Боевое снаряжение надето на каждого из них, что говорит о предстоящей битве. Работа показывает не только храбрость воинов перед сражением, но и их тревогу. Герои картины Васнецова, застыли с беспокойством и печалью в глазах. Ведь они не знают, вернуться ли живые домой или погибнут, а на родной земле пройдут тризны в их честь.

Лишь один князь смело и гордо смотрит вперед, он будет вести свое войско, а значит должен быть примером мужества и отваги. Виктор Васнецов расположил людей на высоком холме, словно давая им в последний раз насладиться живописными красотами своей могучей родины.

Ключевая фигура на картине — Баян, сидит с краю, отдельно от всех

«Баян» Виктора Михайловича Васнецова — по-настоящему реалистичное полотно, что уводит в самые глубины русского народа. Живописец сумел передать не только атмосферу, но и проблемы тех времен. Картина оставляет о себе исключительно хорошее впечатление.

6 стр., 2946 слов

По картине Васнецова план-конспект по русскому языку (4 класс)

… , Вариант 1 «Баян» — картина великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, написанная в 1910 году. На ней изображены русские воины на привале, которые слушают сказителя по имени Баян (также Боян). … волосы этого героя развеваются на ветру, его глаза, направлены куда-то вдаль, «в» те события, о которых поет знаменитый гусляр. Большие гусли почти полностью закрывают тело Баяна, одной …

Примеры похожих учебных работ

По картине Васнецова «Баян» в 9 классе

… поход князей из древнерусских летописей. Вторая часть сочинения должна рассказывать как про основного персонажа полотна, … красный; серый. Художественные детали Васнецов в картине «Баян» старался детали прорисовывать нарочито грубо, чтобы зритель смог …

По картине Васнецова план-конспект по русскому языку (4 класс)

… герой картины – сказитель Баян – находится не по центру. Но ни один мазок кисти художника не может быть случайным. Так и здесь Васнецов … в свои думы и воспоминания. А вот песни слепого гусляра вдохновляют воинов на новые победы, на новые подвиги. Об …

Урок развития речи в 9 классе. Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова «Баян» …

… закатом творчества Васнецова, другие напротив, восхищались ей. Суть картины — в любви к Родине, уважении к далёким предкам, их ратным делам, к исторической памяти. Школьное сочинение для 9 класса Сочинение по картине Васнецова Искусство и …

По картине В.М. Васнецова «Баян»

… что и Васнецов воспринимает Баяна точно так же. На картине он располагается не в центре, поскольку на вершине холма, … – именно так мне видится сюжет данной картины. В целом, полотно В.М. Васнецова «Баян» — глубоко «русское» произведение, наполненное …

Сочинение по картине В.М. Васнецова Баян 2

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Баян».

Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 г. в чувашском селе Уржумской волости Вятской губернии (ныне — в Кировской области), в семье православного священника. Себя он считал скифом. Учился живописи в Петербурге – сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения, затем в Академии художеств.

Художник любил гулять по Ахтырским полям, и казалось ему, что полям этим конца-краю нет. Налетит ветерок, на мгновение потемнеют светлые краски поля — и вновь заблещут, как ни в чем не бывало.

Жарко заволнуется нежно-желтое море ржи, и оживут тысячи васильков, откуда-то послышится песня, ее слов не разберешь. Это сквозь века доносится песнь легендарного баяна – древнерусского певеца-сказителя.

Может именно эту песнь слышал Васнецов, когда в его душе рождался народный сюжет, впоследствии ставший полотном картины «Баян».

Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что художник писал в это время «Богатырей». Баян – имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца.

В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Обобщенность образов соответствует монументальности и строгой лапидарности композиции. Решение пейзажа носит эпический характер.

Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.

На первый взгляд картина производит несколько мрачное впечатление. Практически половину холста занимает пасмурное небо, выполненное в основном в серых тонах.

Хотя серый цвет палитры не помешал художнику гармонично смешать его с красными оттенками, что с легкостью позволяет определить , что действие происходит на закате. Это хорошо соотносится с русской пословицей : «Делу – время, а потехе – час».

УРОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 9 КЛАССЕ ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ В. М.

УРОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 9 КЛАССЕ ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «БАЯН»

Приступая к изучению нашей словесности, мы хотели бы обратиться назад и взглянуть с любопытством

Приступая к изучению нашей словесности, мы хотели бы обратиться назад и взглянуть с любопытством и благоговением на ее старинные памятники. А. С. ПУШКИН

Цели урока: 1. Обучение анализу образной системы данного произведения искусства. 2. Формирование умений составлять

Цели урока: 1. Обучение анализу образной системы данного произведения искусства. 2. Формирование умений составлять рассказ по плану. 3. Формирование навыков самостоятельной работы над сочинением по картине через разноуровневые задания. 4. Воспитание чувства гордости за свой край.

В. Васнецов. Автопортрет, 1913

В. Васнецов. Автопортрет, 1913

Один в поле воин

Один в поле воин

Витязь на распутье. 1882

Витязь на распутье. 1882

 • Витязь на коне. Богатырь. 1878.

• Витязь на коне. Богатырь. 1878.

 • Три богатыря. 1881 -1898

• Три богатыря. 1881 -1898

 • После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880

• После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880

 • Гусляры. 1899.

• Гусляры. 1899.

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ. Посмотрите на картину. Какие мысли и чувства у вас возникают при рассматривании

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ. Посмотрите на картину. Какие мысли и чувства у вас возникают при рассматривании картины? Баян. 1910

Боя н (Баян) — древнерусский певец и сказитель, «песнотворец» , персонаж Слова о полку

Боя н (Баян) — древнерусский певец и сказитель, «песнотворец» , персонаж Слова о полку Игореве. • Памятник Бояну — ключевая фигура композиции в честь 1000 летия города Трубчевска Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI века. Судя по перечню князей, которых он воспевал, территориально он был связан с Черниговским и зависимым от него Тмутараканским княжествами. По характеру творчества он, скорее всего, напоминал скандинавских скальдов, сочиняя в честь конкретных князей ритмизованные песни-хвалы или песни-хулы (автор «Слова» цитирует хулительную припевку Бояна о Всеславе Полоцком: Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути). Боян был и автором, и исполнителем своих песен, аккомпанируя себе на струнном инструменте вроде гусель.

 • Боян, вероятно, исконно славянское имя, от боятися: «наводящий страх» ; по другой

• Боян, вероятно, исконно славянское имя, от боятися: «наводящий страх» ; по другой версии, имя тюркскоболгарского происхождения, ср. чуваш. пуян «богатый» , общетюрк. баян «богатый» , от глагола baj — «становиться богатым» .

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств, лишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро. Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское – всего 15 княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ, и совершали опасные набеги на Русь. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли – половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья – Святослав и Игорь – княжили в это время один – в Киеве, другой – в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли. Весной 1185 г. Святослав Киевский удачно выступил против половцев, нанес им поражение, захватил много добычи и пленников. Позднее, когда половцы были сокрушены киевским князем, Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 23 апреля 1185 г. ). Но закончился он для Игоря бесславно: рать почти полностью уничтожена, князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал. В 1198 г. стал князем Черниговским, умер в 1202 г.

 • Для автора «Слова» Боян — его великий предшественник, вещун, способный (как и

• Для автора «Слова» Боян — его великий предшественник, вещун, способный (как и Всеслав) к оборотничеству (он растекается мыслию — возможно, «мысию» , белкой — по древу, волком по земли и орлом под облаками), его пальцы сравниваются с 10 соколами, а струны — с 10 лебедями, самого Бояна Автор несколько раз сравнивает с соловьём. Автор называет Бояна внуком Велеса, из чего некоторые исследователи делают выводы о поэтических функциях этого божества. Вместе с тем Автор «отмежёвывается» от него: в начале «Слова» он объявляет: Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню; возможно, как противопоставление Бояну можно трактовать два альтернативных варианта песни дружине Игоря. В конце произведения Боян упоминается, возможно, рядом с Ходыной (есть и альтернативные интерпретации этого места); некоторые видят в Ходыне другого певца — современника Бояна, с которым тот пел песни, по обычаю скальдов, вместе. Здесь Автор вновь цитирует Бояна: «Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы» (символическое изображение «сиротства» земли без князя).

 • В русской литературе XIX века имя «Боян» стало нарицательным именем древнерусского певца,

• В русской литературе XIX века имя «Боян» стало нарицательным именем древнерусского певца, гусляра, причём часто неверно записывалось как «Баян» (от слова баять). В таком варианте оно стало в конце XIX в. торговой маркой фирмы, производившей аккордеоны, и в конце концов нарицательным именем музыкального инструмента баяна. • В последние годы словом «баян» нередко называют несвежую, уже упоминавшуюся шутку. Происхождение этого значения обычно связывается с анекдотом «Хоронили тещу, порвали два баяна» .

Слово о полку Игореве • Не начать ли нам, братья, по-стародавнему скорбную повесть о

Слово о полку Игореве • Не начать ли нам, братья, по-стародавнему скорбную повесть о походе Игоревом, Игоря Святославича! Или да начнется песнь ему по былям нашего времени — не по замышлению Боянову! Ведь Боян вещий когда песнь кому сложить хотел, то белкою скакал по дереву, серым волком по земле, сизым орлом кружил под облаками. Поминал он давних времен рати — тогда пускал десять соколов на стаю лебедей; какую догонял сокол, та первая песнь пела старому Ярославу, храброму Мстиславу, что зарезал Редедю пред полками касожскими, красному Роману Святославичу. Боян же, братья, не десять соколов на стаю лебедей пускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал; они же сами князьям славу рокотали.

Анализ содержания картины Словарная работа См. вопросы учебника. Отвечая на них, выбираем опорные слова

Анализ содержания картины Словарная работа См. вопросы учебника. Отвечая на них, выбираем опорные слова и словосочетания, которые можно использовать в сочинении. • • • Собирательный образ былинного певца; образ родной природы; эпический характер; веет родной стариной; отдалённая мифическая древность; народная поэзия

- Какие слова, синонимичные другу, мы можем использовать в сочинении, говоря о центральном персонаже

— Какие слова, синонимичные другу, мы можем использовать в сочинении, говоря о центральном персонаже полотна? (Древнерусский поэт, сказитель, автор, Баян, гусляр). (Изобразил, показал, написал…)

Составление плана. - Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения. В этом поможет

Составление плана. — Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения. В этом поможет памятка «Как составить рассказ по картине? » — Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина, о природе в картине). — О чем скажем в основной части? (опишем героев). — Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина) ПЛАН. 1. Художник и картина. 2. Исторические предпосылки создания картины. 3. Природа в картине. 4. Баян. 5. Основные группы героев картины: — князь; — мальчик; — дружинники. 6. Мое отношение к картине. ВЫВОД: В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Составьте рассказ по плану, используя опорные слова

Сочинение по картине васнецова баян урок в 9 классе

Знаменитая картина Васнецова «Баян» была создана предположительно по мотивам «Слова о полку Игореве» и стала завершающей в цикле работ, посвященных фольклорно — исторической тематике. Художественное произведение повествует о неудачном походе русских князей против половцев в 1185 году.

Сочинение по картине Васнецова «Баян»

Вариант 1

Картина «Баян» освещает широко известный сюжет о древнерусском певце Баяне. Об этом слепом гусляре, хранящем в своей памяти многие важнейшие события истории Руси, мы знаем, прежде всего, из «Слова о полку Игореве». Васнецов прославляет старого Баяна.

На картине Баян располагается не в центре, поскольку на вершине холма, где происходит основное действие, сидит князь и его ближайшие дружинники. Взоры практически всех воинов обращены на этого старца, он завладел вниманием всех присутствующих, которые собрались не только на холме, но и за ним. Мы смутно различаем лица воинов, стоящих на заднем плане полотна. И мы понимаем, что этих воинов очень много. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников.

Баян запечатлен художником во время исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, его глаза, направлены куда-то вдаль, «в» те события, о которых поет знаменитый гусляр.

Большие гусли почти полностью закрывают тело Баяна, одной рукой он водит по струнам, а другой свободно и широко размахивает, помогая себе в своем рассказе. И эти движения героя помогают понять величие и масштаб его рассказов.

Мы понимаем, что Баян – безусловный авторитет. Его уважают и все воины, сидящие вокруг, и сам князь. Глаза предводителя воинов устремлены на поющего старца. Князь задумчив. Мне кажется, он испытывает гордость за свою державу, чувствует ответственность за то, чем он владеет и правит.

Интересно, что почти все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания.

А вот песни слепого гусляра вдохновляют воинов на новые победы, на новые подвиги. Об этом свидетельствуют лица дружинников.

Старик полностью погружен в себя, мы понимаем, что рассказы Баяна всколыхнули в нем море воспоминаний. Вполне возможно, что тот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников.

Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое.

И делает он это не в самые простые для России времена. Мне кажется, что воинам, собравшимся вокруг Баяна, предстоит серьезная битва. По-видимому, отчизне снова, как это не раз уже бывало, угрожает какая-то опасность. Об этом свидетельствует, как мне кажется, суровое, предгрозовое небо, занимающее практически половину картины.

На заднем плане полотна мы видим небольшое озеро, реку, лес. Русским воинам предстоит важная битва, они как бы просят благословления, и защиты у Баяна.

В целом, картина В.М. Васнецова «Баян» — «русское» произведение, наполненное любовью к родной стране.

Вариант 2

Виктор Михайлович Васнецов воспевает Русь. Именно Русь в ее величественном прошлом. Глядя на его картины, ощущаешь великую гордость за свою страну. Это чувство возникает и при знакомстве с картинами «Богатыри», «Витязь на распутье», «Баян». И пусть полотно безмолвно, оно многое может рассказать.

На первый взгляд кажется странным, что главный герой картины – сказитель Баян – находится не по центру. Но ни один мазок кисти художника не может быть случайным. Так и здесь Васнецов будто показывает нам, что главное не то, как выглядит Баян, а что он рассказывает. По этой же причине большинство собравшихся не смотрит на старца с гуслями, а погружено в свои мысли.

Грозовое небо и сильный ветер, развевающий седину старца, будто вторят его рассказу о великих сражениях и героизме русского народа. Лица слушателей, серьезные и напряженные, наводят на мысль, что повествуемое слепым Баяном вызывает у них чувство решимости. Возможно, скоро предстоит сражение, и старец, рассказывая о подвигах защитников Руси, настраивает всех на победу.

Большинство собравшихся – воины. Мальчик, сидящий возле князя, скорее всего, является его сыном, которому в будущем предстоит взять на себя правление. Он должен быть готов защищать и вести за собой свой народ. На лице князя сквозь решительность видна тревога. Судя по тому, что позади холма видны воины, расположившиеся ровными рядами, князю предстоит повести их в сражение. И он понимает, что в случае его гибели именно этому юному мальчику придется взять на себя правление.

Что хотел показать художник? Думаю, каждый увидит в картине что-то свое. Лично для меня картина «Баян» стала символом решимости людей защищать и хранить свой образ жизни, свою землю. Наверное, не случайно Васнецов изобразил холм, позади которого видны родные русские просторы: обширные луга, леса, река. Это то, что нужно защитить, чтобы грядущие поколения могли жить в мире, радоваться всему этому. И тогда такой же сказитель поведает людям о подвигах изображенных на картине людей. Это благодаря им сейчас мы можем жить в мире.

Вариант 3

Великий русский художник В.М. Васнецов, всегда вдохновлялся былинными и сказочными сюжетами, которыми изобилует славянская мифология, и полотно «Баян» одно из таких творений.

В центре картины зеленый холм, возвышающийся над просторами необъятных русских земель. На многие мили раскинулись густые леса, вдали тонкой лентой вьется река. Время суток точно невозможно назвать, но судя по сгущающимся облакам, кажется будто солнце, спрятанное за тучами, медленно, но верно клонится к горизонту. Тонкие веточки деревьев, покрытых молодой зеленью покачиваются на ветру, такие нежные и хрупкие, они символизируют юность, жажду жизни и надежду на лучшее.

Темно-серое небо мрачно, белые облака, ведомые порывами ветра, неспешно идут хороводом.

В центре холма полукругом, устроились князь со своей семьей и дружиной. Но несомненно, главный герой живописного творения, это слепой старец, вещун, поющий и ведущий летопись под звонкий напев гуслей. Фигура седовласого волхва отличается величественностью и грациозностью. Одет он в простые крестьянские одежды – рубаха с красной вышивкой, лапти, простые штаны, весь его облик, черты лица и внешний вид, говорит о том, что он близок к народу, и постоянно помогает и шествует своим дельным советом среди люда.

Ведая таинственными тайнами, приоткрывая завесу прошедшего и будущего, поет он, взывая к богам, вознося свою молитву. Не столько многочисленных божеств, просит он воплотить свою мощь и ловкость, мудрость и бесстрашие, сколько людей, сидящих рядом с ним, людей, что пойдут против врага, защищая свои родные земли, свои семьи. Он советует всем разорившимся князям и братьям сплотиться перед опасностью вторжения грозного врага, незнающего пощады. И велит помнить о величии русских земель и сил истинного славянина, защищающего свой кров и семью ценой своей жизни.

Вариант 4

Грозен взгляд баяна, удало бьет он по струнам и летит его клик надо полями, и уносится по ветру вдаль.

Хмурен взгляд светлого князя, озарено его чело глубокой мыслью и сомнениями, озабочен он предстоящим походом и надеется на победу. Юный отрок, сын князя Игоря, нахмурил брови, он сидит рядом с князем, в парчовых одеждах и золотых сапогах. Видно, что он страшится предстоящего боя, впервые он пойдет бок о бок, с отцом в поход, но с тем ни менее, он горд и серьезен.

Могучие бородатые витязи-богатыри сидят подле, приосанившись в красивых одеждах и доспехах, чутко вслушиваются и внимают они словам пророка. Воины, понуро опустив головы, думают каждый о своем – о доме, семье, Отчизне и многом другом. Некоторые подперли рукой подбородок, спрятав взгляд вниз, чтобы никто не мог разгадать их мысли.

Сказ будоражит воздух, кажется, будто сама природа и мать сыра-земля затаили дыхание.

Как гениально художник передал красочный колорит и насыщенность, как четко, скрупулезно изобразил каждую деталь, каждую металлическую пряжку на ремнях и поясах славных воинов.

Но, несмотря на это темно-серая и голубая цветовая гамма полотна наполняет сердце и душу наблюдателя тревогой и предчувствием опасности, грядущей беды. Чувствуется, что персонажи картины ожидают пришествие войны, темной времен. Именно поэтому, все свита и князь одеты в парадные военные одежды, топоры и мечи наточены, шлемы начищены.

Смотря на картину, поражаешься ее духом, народным единством и воодушевлением. С большой трепетной любовью Васнецов передал свои глубокие чувства к родине, истории, природе. Его картины – это стремление приблизить современного ценителя художественных искусств к сказочным и древнерусским мотивам, зародить в душе крепкие поросли преемства и патриотизма.

Описание картины «Баян» — 9 класс

Вариант 1

«Баян» — картина великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, написанная в 1910 году. На ней изображены русские воины на привале, которые слушают сказителя по имени Баян (также Боян). Вокруг них простирается русская земля.

Картина написана по мотивам древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве». В эпосе повествуется о неудачном походе русских князей на половцев в 1185 году.  Изображены русские воины в доспехах, со щитами и топорами, князь, его сын, воеводы, старый казак. Они находятся на привале, и расселись полукругом. Князь одет богато, в красные сапоги, кафтан, мантию, воеводы также одеты в мантии. За сыном Игоря сидит старый седой казак, задумчиво подпёрший голову руками. Лица воинов задумчивы, суровы, печальны. В центре полукруга людей стоят чаши с черпаками, рядом в землю воткнуто длинное копьё остриём вверх. За пригорком виднеются головы других воинов.

Баян — слепой сказитель, ведущий свой рассказ и наигрывающий на гуслях. То, что он слеп, видно по его белым глазам. Он одет в длинный белый кафтан с орнаментом. Его поза и выражение лица драматичны, правую руку он воздымает вверх, другой рукой играет на гуслях. Присутствующие внимательно слушают его. Сын Игоря задумчиво смотрит вдаль. Он ещё не был в битвах. Наверняка повествование захватывает его, и он представляет себя в бою.

Сюжет разворачивается в летнее время. Люди находятся на пригорке. За ними простирается лес, вдалеке виднеется река. Небо затянуто облаками, у горизонта оно имеет слегка красный тон.  Совсем рядом с сидящими есть совсем молодые ростки деревьев и ромашки. Цветовая палитра картины состоит из несколько тёмных, тревожных тонов. Возможно, действие разворачивается накануне битвы, об этом говорят парадные одежды князя и его воевод, суровые выражения лиц воинов, а также то, что сын присутствует вместе с князем, а не с матерью — на Руси сын отлучался от матери и передавался отцу в исключительных случаях. Красноватое небо у горизонта также может говорить о надвигающейся угрозе.

Картина была написана в довольно тревожное для страны время накануне балканских войн и незадолго до начала Первой мировой войны. Работа была встречена в среде художников и критиков неоднозначно, одни сочли её закатом творчества Васнецова, другие напротив, восхищались ей. Суть картины — в любви к Родине, уважении к далёким предкам, их ратным делам, к исторической памяти.

Вариант 2

Единственный в своем роде родоначальник живописного описания старины глубокой Виктор Васнецов написал немало картин в этой тематике и картина Баян ясное тому подтверждение выбранного художником стиля, возможно относящаяся к эпизодам русской былины “Слово о полку Игореве”.

Картина Васнецова Баян относится с завершающему этапу творчества художника, она написана в 1910 году, хотя замысел этого произведения был задуман художником еще 30 лет назад, тогда был исполнен эскиз картины, и по каким-то причинам был отложен к осуществлению.

Мы видим на картине группу русских богатырей в доспехах отдыхающих вместе с князем Игорем после очередного побоища, расположившихся на высоком зеленом холме, на фоне порываемых ветром тучных облаков.

Удобно расположившись в круге, воины задумчиво слушают песнь слепого и вещего старца Баяна мастерски играющего на гуслях. Седые волосы старца развеваются на ветру, Баян играя левой рукой на гуслях, магически жестикулирует правой рукой, поднятой вверх, тем самым гипнотически устремляя взгляд двух впереди сидящих воинов, испытывающих благоговейное наслаждение от увиденного, несмотря на это другие персонажи, слушая песнь находятся в раздумье и не обращают особого внимания на старца.

Баян поет песнь взывая к древнерусским богам о защите Руси от несправедливости, междоусобных распрей князей, восславляя сидящего рядом князя и его дружину. Баян любим и почитаем русскими людьми он олицетворяет образ древнерусского сказителя сказок и былин.

В кругу воинов мы видим в богатой одежде князя Игоря, гордо смотрящего в даль. Рядом с князем сидит в белом одеянии задумчиво упёршись на руку благородный старец, перед которым восседает княжеский сын, возможно юный отрок впервые влился в тесный круг боевого сообщества и постигает жизненные передряги русского бытия.

Предъявленная в 1910 году тогдашней публике картина была встречена современниками двояко, кто-то восторгался этим произведением, кто-то не очень. И только сегодня мы понимаем, что это одна из уникальных работ, картина Васнецова Баян можно сказать не имеющая аналогов, истинно отражает нашу русскую историю. Хранится картина в Государственном Русском музее в Санкт Петербурге.

Вариант 3

Сочинение по картине Васнецова «Баян» Знаменитый русский художник Васнецов Виктор Михайлович написал много прекрасных картин, посвящённых жизни Древней Руси и её героям. Но моим самым любимым произведением этого художника, несомненно, является картина «Баян». Это полотно очень напоминает мне «Слово о полку Игореве», так же как и картина, они глубоко связаны с культурой Древней Руси, фольклором.

В то время страна была раздроблена на различные княжества, шли постоянные войны. На картине Васнецова «Баян» изображен великий князь Игорь и его многочисленная свита. Они слушают Баяна, который напутствует воинов перед походом, благословляет их, поднимая своими речами боевой дух перед грядущими сражениями.

Старец Баян предстаёт перед нами в скромном одеянии – он стоит перед другими персонажами полотна в тунике и в лаптях. Перед ним сели воины во главе с князем Игорем. Все слушают его внимательно, напряжённо. У каждого доспехи и оружие. Великий князь облачён в бардовый плащ, его взгляд устремлён за горизонт. В «Слове о полку Игореве…» рассказывается о том, как плохо, когда нет единства.

Именно в этом причина поражения князя – он пошёл в поход один. На картине Васнецова «Баян» можно увидеть преимущественно тёмные тона. Автор пытался показать, как заходит солнце, которое не пророчит полку князя Игоря ничего хорошего. И не только природа выглядит тёмной, даже одежда дружинников специально затемнена художником. Картина Васнецова «Баян» очень точно передаёт быт и дух Древней Руси. И в этом её прелесть!

Картина Васнецова «Баян» — сочинение-описание

Описание и анализ

Работа над картиной велась в тревожной исторической обстановке – во время балканских войн, когда всем становилось ясно, что и России не удастся избежать большой войны. Этими зловещими ожиданиями переполнены сюжет и цветовая палитра полотна — в закатных сумерках русские воины выдвигаются из леса на поле, где, очевидно, утром следующего дня их ожидает решающая схватка. Выполненная в красно-серых тонах, картина буквально кричит о приближающейся опасности. О значимости предстоящей битвы говорит и тот факт, что князь Игорь взял с собой малолетнего сына – на Руси только в исключительных случаях ребенок передавался из-под опеки матери отцу.

Все на картине говорит о надвигающейся решительной битве — чистые парадные одежды Князя и его воевод, суровые выражения их лиц, боевое вооружение воинов. Усиливают тревожное впечатление, умело переданный художником ветер и мастерски положенные на пейзаж отсветы уходящего дня.

Вместе с тем спокойные и статичные позы изображенных на полотне воинов свидетельствуют о решительности, с которой русские люди ждут завтрашней битвы.

Автор не ставит перед собой задачи изобразить предстоящее событие в исключительно мрачном свете – на защищенном от ветра склоне холма художник написал несколько зеленых веточек, символизирующих жизнь и надежду…

В работе над композицией Васнецов использовал смелый для того времени новаторский прием, поместив фигуру главного персонажа — Баяна, вдохновляющего русских воинов – несколько в стороне, справа. Это позволило зрителю лучше разглядеть решительные лица воинов, фигуры которых заняли центральное место на полотне.

Расположившись на отдых посреди высокого холма, бойцы внимательно слушают сказание в исполнении слепого старца, сопровождающего свой рассказ игрой на гуслях. Их взгляды направлены куда-то вдаль, из-за чего возникает ощущение, что они действительно воочию наблюдают озвучиваемые Баяном героические события. Интересная деталь — одно из изображенных лиц на картине было написано с сына художника – Владимира.

В центре группы воинов сидит облаченный в богатые одежды князь Игорь, а рядом с ним расположился его сын. Мальчику еще не приходилось участвовать в сражениях, однако вдохновленный эмоциональными сказаниями Баяна, он тоже готов ринуться в смертельный бой за родную землю. Старый казак за спиной юного наследника князя Игоря подпирает голову руками. Возможно, слушая Баяна, он вспоминает прошлые битвы, в которых участвовал.

А вокруг русских воинов и слепого гусляра простирается русская земля, которую Васнецов решил изобразить панорамно, – небольшое озеро, река, лес… Порываемые ветром тучные облака на фоне серого неба привносят в картину дополнительное напряжение.

Герой древнерусских былин Баян считался олицетворением умелого сказителя. Он часто упоминался в древнерусских писаниях. Этот колоритный любимый народом образ не оставил равнодушным и Васнецова. В одноименной картине автор показал, как выкладывается из последних сил мудрый сказитель и вдохновитель воинов, настраивая их на предстоящую битву. Согласно народным сказаниям Баян прослыл прекрасным рассказчиком и с особой выразительностью повествовал о боевых сражениях. В «Слове о полку Игореве» он является главным персонажем.

Васнецов поставил перед собой цель сделать собирательный образ народного сказителя. Художник умышленно изобразил Баяна в лаптях и тунике, подчеркнув тем самым его тесную связь с народом. Рассказчик одет в белоснежные одежды с языческими узорами. В руках он держит большие гусли. Вся его поза подчеркивает динамику происходящего – рот открыт, рука поднята вверх, седые волосы развиваются на ветру. Жестикулируя рукой, главный персонаж картины как бы подчеркивает масштабность своего выступления. Баян в своей песне взывает к древнерусским богам с просьбой защитить родную землю от несправедливости, прекратить распри и междоусобицы. В то же время окружающие его бойцы изображены в подчеркнуто статичных позах. Возникает ощущение, что они буквально застыли, завороженные голосом оратора.

Несмотря на то, что задача Баяна должна сводиться к обычному приободрению дружины перед боем, он выкладывается из последних сил. По-видимому, на следующий день воинов ожидает действительно судьбоносное событие, и Баян считает своим долгом напомнить слушателям о великой стойкости земли Русской, о способности побеждать даже после разгромных поражений.

Образ князя Игоря наполнен грустью и сомнениями. События, изображенные на картине, происходят в период феодализма на Руси, из-за которого государство имело раздробленную и ослабленную структуру. Именно по этой причине войско Игоря не смогло дать достойный отпор половцам… Пройдет ещё немало времени, пока русские князья наконец поймут, что их сила в единстве. А пока на лицах воинов зритель видит горечь поражения и печальные думы, навеянные песнями и речами Баяна.

Картина «Баян» является завершающим живописным произведением Васнецова, выполненным в его традиционном стиле. Полотно было закончено и представлено на обозрение другим художникам в 1910 году. Работа вызвала неоднозначную реакцию в среде творческой интеллигенции. Некоторые известные художники, к примеру Нестеров, подвергли её серьезной критике и сочли закатом творчества Васнецова. Другие, такие как Брюсов, напротив, искренне восторгались полотном.

В картине «Баян» Васнецов пытался передать духовное единство дружины и древнерусского сказителя, а также преемственность поколений на Руси. Это уникальное в своем роде живописное полотно с каждым годом приобретает для современного зрителя все большую ценность. Картина пропитана чувством глубокой любви к родной земле и уважением к её историческому прошлому.

Вариант 2

Один из последних шедевров художника, работа над которым шла в тревожной обстановке – в это время, время «балканских войн», где потомки васнецовских богатырей-славян сражались друг против друга, становилось очевидным, что и России скоро предстоит большая война.

Отсюда и сюжет и многокрасочная, тревожащая сочетаниями цветов палитра картины. Закатный сумрак, русские воины выдвигаются из лесов на поле, на котором, очевидно, на утро им предстоит решительный бой. Решительный – потому что иначе князь не взял бы с собой малолетнего наследника: судя по детской рубахе (без застежек!), виднеющейся из-под «взрослого» кафтанчика, сыну предводителя русских воинов приблизительно семь лет, возраст, в котором на Руси ребенок лишь в исключительных случаях передавался из-под опеки матери на воспитание отцу.

Да, все на картине говорит о предстоящей решительной битве – чистые одежды Князя и двух его, видимо, воевод, тревога на их лицах, боевое, а не парадное вооружение воинов, которые все прибывают. Добавляет тревоги и умело «пойманный» художником ветер (развивается борода сказителя, одежды замерших слушателей), и мастерски положенный Васнецовым на пейзаж отсвет уходящего дня.

Исполненная в красно-серых тонах картина – несмотря на то, что почти все персонажи её, кроме размещенного отнюдь не в центре полотна Баяна, статичны, – благодаря этим краскам прямо-таки вопиет о близкой опасности, тревоге и решительности с которой ждут завтрашней битвы русские люди. Но не все так мрачно, символ жизни – несколько зеленых веточек на защищенной от ветра стороне холма, – призваны подарить зрителю надежду. А смелое композиционное решение (новаторское для тех лет), размещение героя картины, самого Баяна, вдохновляющего воинов, почти что в правом углу, позволяет нам увидеть решительность, сменяющую тревогу, на лицах воинов на переднем плане.

Сам же сказитель, хранитель народной памяти, мудрый советчик и поэт (все эти качества приписывает баянам русская былинная традиция) выкладывается из последних сил. Казалось бы – зачем?! Ведь его функция перед боем, обычно, лишь приободрить дружину, подать совет князю. Но, видимо, утром ждет действительно судьбоносная битва – и Баян явно напоминает слушателям о стойкости Земли Русской, возможно, так же и о трагичных поражениях, после которых эти вот русские воины, что сейчас его слушают, все равно продолжали безнадёжную, казалось бы, битву и превращали разгромы в окончательную Победу.

Многомудрый Литрекон хорошо знает творчество Виктора Васнецова и советует всем обратить на него пристальное внимание. В отличие от многих других картин, его сюжетные полотна всегда запоминаются и производят неизгладимое впечатление. Одну из самых известных он подробно описал, сделав сочинение-описание по картине Васнецова «Баян»  по плану. Приятного просвещения!

Вариант 1

(408 слов) Знаменитая картина Виктора Васнецова «Баян» написана по мотивам произведения «Слово о полку Игореве» и посвящена походу князя Игоря против половцев в 1185 году. Только художник представил свое видение этого события, изобразив эпизод, которого не было в поэме. Грозовые тучи над Русью были и во времена, когда Васнецов работал над созданием картины. В 1910 году Россия была вовлечена в балканские войны, мужество солдат вновь проверял бой. Поэтому полотно получилось таким эмоциональным и убедительным.

картина Васнецова БаянНа картине изображено важное собрание перед предстоящим сражением. Летописец Баян повествует о том, что ждет храбрецов. Все они крепко задумались над песней старца. Новаторство художника проявилось уже в расстановке героев: центр смещен в правую сторону, именно там сидит Баян, в честь которого назвали картину. Благодаря этому решению мы лучше видим лица слушателей и можем понять, какие чувства вызывает песня. Седовласый и длинноволосый старец в длинной белой рубашке с узорами играет на огромных гуслях и направляет руку к небу — мы явно застали патетическую ноту. Слева от него сидит седой воевода в шлеме, кольчуге и красном плаще, он глубоко задумался. За ним дружинник закрывает лицо рукой, словно не может справиться с чувствами. Рядом с ним сидит более спокойный воин в доспехах, он опирается на черный щит. Судя по цвету бороды, он молод, а потому уверен в себе. Еще левее расположился князь Игорь. У него богатые одежды, которые указывают на его положение. Расшитый узорами плащ, красивый головной убор, темно-зеленый сюртук, красные сапоги — все указывает на то, что князь в хорошем настроении, у него праздничный вид. Ведь он и затеял поход, как же иначе? Однако на челе его лежит печать суровости. Серьезные темы затронул Баян. Рядом с отцом сидит русый отрок в светло-голубых и белых одеждах. Его лицо печально и бледно. Близ него нарисован седой мужчина в белых одеждах и с черным ремнем. Он держится за голову, на него песня производит наиболее сильное впечатление. Другие дружинники в знак уважения преклонили головы и молча слушают выступление. У них красивые кольчуги, богато оформленное оружие. Это знатные воины, ведь допущены на такое важное собрание. За их спинами открывается панорамный вид на русские поля и леса — то, ради чего им предстоит пролить кровь. Небо серое, беспокойное, ветер взъерошил волосы Баяну — все эти явления природы указывают на приближение беды.

Мне очень понравилась картина Виктора Васнецова «Баян», потому что на ней изображена целая история, которую интересно додумать самому. Это не просто лес или сад, а часть нашего героического прошлого. Благодаря работе Васнецова мы можем представить себе, как выглядели наши славные предки накануне серьезного боя.

План сочинения по картине Васнецова «Баян»:

  1. Вступление: история полотна;
  2. Основная часть: описание репродукции картины «Баян»;
  3. Заключение: мое мнение о картине Васнецова.

Вариант 2

(404 слова) Известное многим полотно Виктора Васнецова «Баян» стало для России живописным пророчеством. Оно было написано в 1910 году — накануне Первой мировой Войны и Октябрьской революции. На нем изображено собрание русских воинов перед боем, и тучи над Русью сгущаются в этот миг. Точно так же сгущались они над Россией, вовлеченной в балканские войны, когда Васнецов взялся за работу. Но тогда никто даже не подозревал о том, что предостережения Баяна и знаки природы говорят о поражении. Как не знал этого князь Игорь, который снарядил дружину в поход на половцев.

картина Васнецова БаянНа картине изображены первые лица древнерусского государства и сказитель Баян. Все взоры устремлены на седовласого и длинноволосого певца в белой рубахе, который возносит руку к небу и играет на больших гуслях. Он поет и, видимо, призывает сидящих задуматься о важном и сокровенном. Все лица суровы, кому-то даже не удается скрыть замешательства и горя. Слева от певца застыл в немой скорби богато одетый седой воевода в красном плаще, шлеме и железной кольчуге. Возле него сидит более уверенный в себе воин с коричневой бородой, он молодой и отважный, ведь всей своей позой герой демонстрирует гордость и силу. Он опирается на черный щит, всегда готовый отразить удар врага. За ними нашел место человек, прикрывший лицо рукой, он растроган. Песня взяла его за живое. На почтительном расстоянии изображен сам князь Игорь в расшитом узорами плаще, темно-зеленом сюртуке, красных сапогах. На нем богатый головной убор. Судя по состоянию бороды, он еще молод, а потому его лицо строго, но без следов замешательства. Он готов к бою. Ближе всех к нему в этот момент сын — мальчик лет десяти, одетый в светло-голубое одеяние с золотым воротничком и желтые сапожки. За ним расположился чувствительный старец в белой одежде. Он оперся на свою руку и глядит на певца с тоской. Внимают ему и другие воины, лиц которых мы почти не видим. Они тоже одеты подобающе, ведь пришли на такое статусное мероприятие. У них очень красивое оружие и добротные кольчуги. В центре картины торчит копье — символ воинственности и мужества. Панорамный вид на Русь сразу же показывает воинам, за что они идут биться. Серые тучи, гонимые быстрым ветром, несут за собой мрачное предзнаменование: не все вернутся из боя.

Мне очень понравилась картина Виктора Васнецова «Баян», потому что она написана мастерски: очень много мелких и точных деталей, скрупулёзная проработка костюмов и оружия, виртуозная передача эмоций героев. Полотно передает атмосферу старины. Оно ярче и убедительнее летописи расскажет о том, какие эмоции переживали наши предки перед битвой за будущее Руси.

План сочинения-описания по картине Васнецова «Баян»:

  1. Вступление: история полотна;
  2. Основная часть: описание репродукции картины «Баян»;
  3. Заключение: мое впечатление о картине Васнецова.


УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 9 КЛАССЕ ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ В.М.ВАСНЕЦОВА «БОЯН»

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 9 КЛАССЕ

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ В.М.ВАСНЕЦОВА «БОЯН»


Приступая к изучению нашей словесности, мы хотели бы обратиться назад и взглянуть с любопытством и благоговением на ее старинные памятники. А.С.ПУШКИН

Приступая к изучению нашей словесности, мы хотели бы обратиться назад и взглянуть с любопытством и благоговением на ее старинные памятники.

А.С.ПУШКИН


Цели урока: 1. Обучение анализу образной системы данного произведения искусства. 2. Формирование умений составлять рассказ по плану. 3. Формирование навыков самостоятельной работы над сочинением по картине через разноуровневые задания. 4. Воспитание чувства гордости за свой край.

Цели урока:

1. Обучение анализу образной системы данного произведения искусства.

2. Формирование умений составлять рассказ по плану.

3. Формирование навыков самостоятельной работы над сочинением по картине через разноуровневые задания.

4. Воспитание чувства гордости за свой край.


В. Васнецов. Автопортрет, 1913

В. Васнецов. Автопортрет, 1913


Один в поле воин

Один в поле воин


Витязь на распутье. 1882

Витязь на распутье. 1882


Витязь на коне. Богатырь. 1878.

Витязь на коне. Богатырь. 1878.


Три богатыря. 1881-1898

Три богатыря. 1881-1898


После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880

После побоища Игоря Святославича

с половцами. 1880


Гусляры. 1899.

Гусляры. 1899.


Боян. 1910 РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ. Посмотрите на картину. Какие мысли и чувства у вас возникают при рассматривании картины?

Боян. 1910

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ. Посмотрите на картину. Какие мысли и чувства у вас возникают при рассматривании картины?


Боя́н ( Баян) — древнерусский певец и сказитель, «песнотворец», персонаж Слова о полку Игореве . Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI века . Судя по перечню князей, которых он воспевал, территориально он был связан с Черниговским и зависимым от него Тмутараканским княжествами. По характеру творчества он, скорее всего, напоминал скандинавских скальдов , сочиняя в честь конкретных князей ритмизованные песни-хвалы или песни-хулы (автор «Слова» цитирует хулительную припевку Бояна о Всеславе Полоцком : Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути). Боян был и автором, и исполнителем своих песен, аккомпанируя себе на струнном инструменте вроде гусель. Памятник Бояну — ключевая фигура композиции в честь 1000-летия города Трубчевска

Боя́н ( Баян) — древнерусский певец и сказитель, «песнотворец», персонаж Слова о полку Игореве . Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI века . Судя по перечню князей, которых он воспевал, территориально он был связан с Черниговским и зависимым от него Тмутараканским княжествами. По характеру творчества он, скорее всего, напоминал скандинавских скальдов , сочиняя в честь конкретных князей ритмизованные песни-хвалы или песни-хулы (автор «Слова» цитирует хулительную припевку Бояна о Всеславе Полоцком : Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути). Боян был и автором, и исполнителем своих песен, аккомпанируя себе на струнном инструменте вроде гусель.

Памятник Бояну — ключевая фигура композиции в честь 1000-летия города Трубчевска


Боян, вероятно, исконно славянское имя, от боятися : «наводящий страх»; по другой версии, имя тюркско - болгарского происхождения, ср. чуваш. пуян «богатый», общетюрк. баян «богатый», от глагола baj  — «становиться богатым».

Боян, вероятно, исконно славянское имя, от боятися : «наводящий страх»; по другой версии, имя тюркскоболгарского происхождения, ср. чуваш. пуян «богатый», общетюрк. баян «богатый», от глагола baj  — «становиться богатым».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств, лишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское – всего 15 княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ, и совершали опасные набеги на Русь. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли – половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья – Святослав и Игорь – княжили в это время один – в Киеве, другой – в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли. Весной 1185 г. Святослав Киевский удачно выступил против половцев, нанес им поражение, захватил много добычи и пленников. Позднее, когда половцы были сокрушены киевским князем, Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 23 апреля 1185 г.). Но закончился он для Игоря бесславно: рать почти полностью уничтожена, князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал. В 1198 г. стал князем Черниговским, умер в 1202 г.

Для автора «Слова» Боян — его великий предшественник, вещун, способный (как и Всеслав) к оборотничеству (он растекается мыслию — возможно, «мысию», белкой — по древу, волком по земли и орлом под облаками), его пальцы сравниваются с 10 соколами, а струны — с 10 лебедями, самого Бояна Автор несколько раз сравнивает с соловьём . Автор называет Бояна внуком Велеса , из чего некоторые исследователи делают выводы о поэтических функциях этого божества. Вместе с тем Автор «отмежёвывается» от него: в начале «Слова» он объявляет: Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню; возможно, как противопоставление Бояну можно трактовать два альтернативных варианта песни дружине Игоря. В конце произведения Боян упоминается, возможно, рядом с Ходыной (есть и альтернативные интерпретации этого места); некоторые видят в Ходыне другого певца — современника Бояна, с которым тот пел песни, по обычаю скальдов, вместе. Здесь Автор вновь цитирует Бояна: «Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы» (символическое изображение «сиротства» земли без князя).


В русской литературе XIX века имя «Боян» стало нарицательным именем древнерусского певца, гусляра, причём часто неверно записывалось как «Баян» (от слова баять ). В таком варианте оно стало в конце XIX в. торговой маркой фирмы, производившей аккордеоны , и в конце концов нарицательным именем музыкального инструмента баяна . В последние годы словом « баян » нередко называют несвежую, уже упоминавшуюся шутку. Происхождение этого значения обычно связывается с анекдотом «Хоронили тещу, порвали два баяна».

В русской литературе XIX века имя «Боян» стало нарицательным именем древнерусского певца, гусляра, причём часто неверно записывалось как «Баян» (от слова баять ). В таком варианте оно стало в конце XIX в. торговой маркой фирмы, производившей аккордеоны , и в конце концов нарицательным именем музыкального инструмента баяна .

В последние годы словом « баян » нередко называют несвежую, уже упоминавшуюся шутку. Происхождение этого значения обычно связывается с анекдотом «Хоронили тещу, порвали два баяна».


Не начать ли нам, братья, по-стародавнему скорбную повесть о походе Игоревом, Игоря Святославича! Или да начнется песнь ему по былям нашего времени - не по замышлению Боянову! Ведь Боян вещий когда песнь кому сложить хотел, то белкою скакал по дереву, серым волком по земле, сизым орлом кружил под облаками. Поминал он давних времен рати - тогда пускал десять соколов на стаю лебедей; какую догонял сокол, та первая песнь пела старому Ярославу, храброму Мстиславу, что зарезал Редедю пред полками касожскими, красному Роману Святославичу. Боян же, братья, не десять соколов на стаю лебедей пускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал; они же сами князьям славу рокотали. Слово о полку Игореве

Не начать ли нам, братья, по-стародавнему скорбную повесть о походе Игоревом, Игоря Святославича! Или да начнется песнь ему по былям нашего времени — не по замышлению Боянову! Ведь Боян вещий когда песнь кому сложить хотел, то белкою скакал по дереву, серым волком по земле, сизым орлом кружил под облаками. Поминал он давних времен рати — тогда пускал десять соколов на стаю лебедей; какую догонял сокол, та первая песнь пела старому Ярославу, храброму Мстиславу, что зарезал Редедю пред полками касожскими, красному Роману Святославичу. Боян же, братья, не десять соколов на стаю лебедей пускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал; они же сами князьям славу рокотали.

Слово о полку Игореве


Анализ содержания картины Словарная работа См. вопросы учебника. Отвечая на них, выбираем опорные слова и словосочетания, которые можно использовать в сочинении. Собирательный образ былинного певца; образ родной природы; эпический характер; веет родной стариной; отдалённая мифическая древность; народная поэзия

Анализ содержания картины Словарная работа См. вопросы учебника. Отвечая на них, выбираем опорные слова и словосочетания, которые можно использовать в сочинении.

  • Собирательный образ былинного певца;
  • образ родной природы;
  • эпический характер;
  • веет родной стариной;
  • отдалённая мифическая древность;
  • народная поэзия


- Какие слова, синонимичные друг другу, мы можем использовать в сочинении, говоря о центральном персонаже полотна? (Древнерусский поэт, сказитель, автор, Боян, гусляр). (Изобразил, показал, написал…)

— Какие слова, синонимичные друг другу, мы можем использовать в сочинении, говоря о центральном персонаже полотна?

(Древнерусский поэт, сказитель, автор, Боян, гусляр).

(Изобразил, показал, написал…)


 Составление плана . - Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения. В этом поможет памятка «Как составить рассказ по картине?» - Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина, о природе в картине). - О чем скажем в основной части? (опишем героев). Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина) ПЛАН. 1. Художник и картина. 2.Исторические предпосылки создания картины. 3. Природа в картине. 4. Баян. 5. Основные группы героев картины: - князь; - мальчик; - дружинники. 6. Мое отношение к картине. ВЫВОД: В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи.

Составление плана .

— Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения.

В этом поможет памятка «Как составить рассказ по картине?»

— Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина, о природе в картине).

— О чем скажем в основной части? (опишем героев).

  • Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина)

ПЛАН.

1. Художник и картина.

2.Исторические предпосылки создания картины.

3. Природа в картине.

4. Баян.

5. Основные группы героев картины:

— князь;

— мальчик;

— дружинники.

6. Мое отношение к картине.

ВЫВОД:

В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи.

  • Сочинение по картине васнецова богатыри 4 класс по литературе планета знаний
  • Сочинение по картине васнецова баян 9 класс по плану из учебника краткое
  • Сочинение по картине васнецова витязь на распутье 5 класс русский язык
  • Сочинение по картине васнецова богатыри 4 класс по плану учебника
  • Сочинение по картине васнецова богатырский скок для 4 класса