Сочинение по картине васнецова аленушка 5 класс по литературе

Цели образования: обучение учащихся составлению текста-описания по картиневоспитания: знакомство учащихся с жизнью и творчеством русского живописца в.м.васнецоваразвития: развитие творческой активности

Цели
образования: обучение учащихся составлению текста-описания по картине
Воспитания: знакомство учащихся с жизнью и творчеством русского живописца В.М.Васнецова
Развития: развитие творческой активности и эстетического восприятия учащимися произведений живописи
Задачи:
развитие наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни (осмысление содержания картины);
развитие фантазии, способности на основе развитой наблюдательности создавать художественный образ, выражая своё отношение к реальности, строить текст в определенной композиционной форме, красиво, правильно, последовательно, излагать свои мысли (задания, способствующие вербализации зрительских впечатлений, использование в сочинении языковых выразительных средств (эпитеты, сравнение, метафора, олицетворение);
развитие способности выразить словом не только сюжет, но и мирское содержание, которое скрыто во всей художественной структуре.
Оборудование:
компьютер
проектор
экран
презентация
выставка литературы о В.М. Васнецове
выставка репродукций художника

Ход урока

1. Организационный момент (1 минута)

2. Вступление (1 минута)

Являясь поклонником творчества какого-либо художника, как в первый раз, вглядываешься в давно знакомые полотна, которые по-прежнему восхищают величественной глубиной, яркой палитрой красок, но, как и прежде, окутаны таинственной дымкой. Давайте сегодня окунёмся в волшебный мир сказочного художника Виктора Михайловича Васнецова и насладимся ролью искусствоведов, ценителей прекрасного, «маленьких» писателей при работе с сюжетом картины «Алёнушка».
Рассказ о жизни и творчестве русского живописца В.М. Васнецова (выступление учащегося, 3 минуты)
«Хорошо всё-таки быть сыном художника!» – думал Володя Васнецов, лёжа на травке в саду. Ни у кого нет такого дома, как у них. Папенька сам его придумал. Какой дом удивительный! Сказочный терем-теремок. Из толстых брёвен сложенный, с высокой башней. А над башней крыша, шатром изогнутая, совсем как в сказочных дворцах. Комнаты большие. Мебель в доме вся деревянная, прочная, украшенная резьбой, лампы старинные, на печах – полоски из разноцветных плиток, на стенах – картины и фотографии. И так удивительно пахнет скипидаром и красками!
Папенька – знаменитый художник – Виктор Михайлович Васнецов. Он очень строгий, его слово в доме – закон. Даже за столом разговаривать можно только ему и гостям, а дети должны слушать да помалкивать. Самое интересное в доме, конечно, на втором этаже. Наверх ведёт витая деревянная лестница. Там – мастерская. Заходить туда никому не разрешается, особенно, когда папенька работает. А если и зайдёт кто, то не должен мешать и рассказывать всем, что там видел. Недаром на стене у двери ангел нарисован с прижатым к губам пальцем – «ангел молчания».
Мастерская огромная, потолок и окна высоченные – чтобы много света было. И картины у папеньки тоже большущие – он даже на стремянку залезает, чтобы верхнюю часть написать. А на полотнах-то кого только нет! Иван-царевич на Сером Волке скачет. В ступе Баба-Яга летит. Стра-ашная! Изо рта клык торчит, а под мышкой ребёночка держит! А вот и Кощей Бессмертный на троне сидит, меч кровавый в руке держит! Вон царевна Несмеяна тоскует, Ковёр-самолёт летит над горами, над долами…Царевна-лягушка на пиру пляшет: махнула рукавом, а из него лебеди полетели. И, конечно, три богатыря русских, гордые и бесстрашные.
Папенька говорит мало. Но иногда вечером придёшь к нему, и начинает он рассказывать о себе:
– Я в деревне вырос, недалеко от Вятки, там домов десять-то и было. Нас, братьев, шестеро, и на всех одни валенки и полушубок. Летом-то хорошо, весь день на улице да в лесу босиком бегаем, в одних портках. Ну а зимой всё больше на печи сидели да сказки слушали. День короткий, ночи долгие да тёмные, и зиме, кажется, конца не будет. Зажжём лучину – палочка такая деревянная, она горит, потрескивает, огонь маленький, колеблется из стороны в сторону, а по станам тени так и ходят. Кажется, вот-вот из тёмного угла кто-то выскочит, не то леший, не то Баба-Яга.
Вот потому-то и встают они как живые на папенькиных картинах! А дедушка мой Михаил Васильевич, был батюшкой в церкви. Сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Прабабушка Ольга Александровна в молодости увлекалась живописью. У папеньки дух захватывало от счастья, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где находились краски.
Папенька тоже сначала хотел священником стать, учился в семинарии, но потом поехал в Петербург, в Академию Художеств поступать. Был он так не уверен, что примут его, что, сдав экзамены, даже не явился узнать о результатах. Год учился в Рисовальной школе, когда решил попытать счастье снова в Академии, был удивлён, что зачислен в неё был ещё в прошлом году.
Сначала папенька писал картины о бедных людях, а потом захотелось создать сказку…Он говорит, что у каждого народа свои сказки, и в них характер хорошо виден. Помню его слова: «Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».
Один из современников папеньки писал: «Велик должен быть талант художника, светла и чиста его личность, чтобы завладеть зрителем, залить его волною неподдельного чувства! Подобные явления не часто встречаются – гордиться должна Русь таким художником, как Виктор Михайлович» [5].
Рассказ о картине В.М. Васнецова «Алёнушка» (выступление учащегося, 2 минуты)
Вы бывали в Московской Государственной Третьяковской галерее? Нет?! Тогда я приглашаю вас пройти в великолепный сказочный зал. Вглядитесь в одну из картин…Виктор Михайлович Васнецов «Алёнушка».
Ходила Алёнушка по лесу. Ходила по ельнику. Ходила по березняку. И вышла к тёмному пруду-озерцу. Озерцу тёмному и глубокому. Притомилась. Села на камушек у самой воды. А вода в озерце тёмная и тяжёлая. Словно и неживая та вода. Ни всплеснёт. Ни шелохнётся. Сидит Алёнушка на камушке. Думу думает. Не весёлую. Грустную и печальную.
Такие же чувства были в душе у Виктора Васнецова после того, как он прочитал в сборнике сказок Афанасьева сказку об Аленушке. Художник не раз слышал эту сказку и в детстве, она тронула его глубже и сильнее других, запал ему в душу и тоскливый напев, доносившийся со дна реки, и вся поэтическая ситуация сказки с ее торжеством правды. Васнецов думал об Аленушке, и замысел его новой композиции все больше прояснялся.
“Аленушка”, – рассказывал впоследствии художник, – как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее. Критики и, наконец, я сам, поскольку имеется у меня этюд с одной девушки-сиротинушки из Ахтырки, установили, что моя “Алёнушка” натурно-жанровая вещь! Не знаю! Может быть. Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку”. Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее!”
Игорь Грабарь со свойственной ему четкостью определяет качества картины:
“В. М. Васнецов в 1881 году создает свой шедевр – „Алёнушку”, не то жанр, не то сказку, – обаятельную лирическую поэму о чудесной русской девушке, одну из лучших картин русской школы”. (Весь рассказ сопровождается музыкой П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь»)

3. Осмысление картины

Вот и стал Виктор Михайлович Васнецов, чей «яркий облик… неразрывно связан с добрыми серо-голубыми глазами, длинной, сходящейся «долотом» светло-русой бородой, с огромной полукруглой палитрой, широкими кистями, муштабелем и длинным — когда-то синим, а теперь полинялым халатом, живописно замазанным неотмывающейся масляной краской» [11], чуть ближе к нам. «Истинный богатырь русской живописи», – как называли его современники. А теперь нам представляется удивительная возможность: глубоко проникнуть в мир одного из великолепных творений живописца.
Беседа с учащимися по картине (5 минут)
(Беседа – привычный для учащихся вид работы, но от этого не менее эффективный. Роль учителя – направлять беседу в нужное русло, не забывая, что тема разговора – творчество В.М. Васнецова, его тематическая и духовная связь с русским народом. В ходе беседы учащимся предлагается описать, что они видят, обращая внимание на художественные приёмы, язык живописи, его экспрессивность и выразительность. Учитель обращает особое внимание на речь учащихся, её точность и образность, отмечает эмоциональность высказываний.)
– Внимательно вглядитесь в репродукцию картины. Кого мы видим в центре? (Аленушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю).
– Почему на картине нет, кроме неё, других персонажей? (Чтобы подчеркнуть ее одиночество, художник не поместил на картине других персонажей).
– Почему В. М. Васнецов назвал свою работу «Аленушка»? (Вероятно, живописец хотел, чтобы его композиция ассоциировалась с известной русской народной сказкой).
– Определите, с помощью какой морфемы образовано слово «Алёнушка»? (Суффикс –ушк).
– Какую роль играет этот суффикс? (Суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение, что показывает, насколько дорог этот образ художнику).
– Внимательно рассмотрите центральный образ картины. Что делает Алёнушка? (Она сидит, поджав под себя ноги, обняв руками колени и склонив голову, крепко сжаты пальцы рук, обхвативших колени).
– Где она сидит? (Алёнушка сидит на камне у лесного пруда)
– Во что она одета? (На ней темно-серый обветшалый сарафан с цветами, старая вылинявшая голубая рубашка. Ноги её босые).
– Каково выражение её лица? (У неё грустный, задумчивый, неподвижный взгляд. Она опечалена, призадумалась, пригорюнилась. Глубокие карие глаза застилают слезы, каштановые волосы спутанными прядями рассыпаются по плечам. Рот слегка приоткрыт, словно героиня о чём-то говорит, обращаясь к кому-то неведомому).
Задания, способствующие вербализации зрительских впечатлений
– «По народным преданиям природа обретает способность чувствовать в лад с человеком, особенно на исходе дня. Подобные ощущения, как пишет И. Долгополов в статье «В. Васнецов», присущи и самому художнику. Потому-то так органично согласованы в «Аленушке» состояние природы с чувствами героини» [8]. Давайте посмотрим внимательно на состояние природы с разных ракурсов композиции. (Учащимся предлагаются фрагменты картины)
– Почему художник выбрал именно осенний пейзаж? (Увядание природы, грусть, но в тоже время необыкновенная красота и обилие красок).
– Какие объекты (явления) природы необходимо рассмотреть, чтобы определить роль природы в данной картине? (Пруд, вода, лес, деревья, листва, небо, камень, птицы, трава, время суток, состояние природы)
Задание 1 (5 минут)
Целевая установка: подберите к перечисленным объектам (явлениям) опорные слова, словосочетания, которые помогут передать настроение и состояние природы
– Пруд – омут, глубокий, спокойный, задумчивый, незамутнённый, бездонный, таинственный, тихая заводь
– Вода – чёрная, тёмная, прозрачная, чистая, зеркальная
– Лес – густой ельник, настороженный, угрюмый, живой, сочувствующий, чудесный уголок русской природы, ели, как стражи
– Деревья – молодые стройные печальные берёзки, тонкие нежные осинки
– Листва, листья – золотые, опавшие, продрогшие, жёлтые, как лебеди
– Трава – острые зелёные, как стрелы, стебли осоки
– Небо – пасмурное, серое, тоскливое
– Ветер – лёгкий, игривый, ласковый
– Камень – серый, бел горюч
– Птицы – щебечущие ласточки, малые пташечки-подружки
– Время суток – сумерки, тихий вечер, заходящее солнце
– Состояние природы – тихо, печально вокруг, осенняя грусть и глубокая тишина
– Обратимся к цветовым тонам картины. Какие краски преобладают в картине? (Неяркие, глубокие холодные тона тёмно-масляных красно-коричневых, тёмно-зелёных красок. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивают общий коричнево-зеленый тон картины. Помимо неярких тонов, мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление).
– Обратите внимание на композицию картины. Виктор Михайлович Васнецов использует неторопливое, подробное письмо, чётко изображая каждый элемент картины, композиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий фигурки героини со склонённой головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину, показывая тесную взаимосвязь человека и природы, которая охраняет покой девушки.
– Как расположены деревья по отношению к героине? (Они полукругом сомкнулись за спиной героини, укрыв её от враждебного мира. Симметрично, справа и слева, как бы обнимая и успокаивая, остановились на одинаковом расстоянии юные стройные осинки, на одной из которых щебечут ласточки – милые пташки-подружки. Все предметы изображены на уровне глаз, таким образом, природа и Алёнушка образуют круг друзей, готовых протянуть другому руку помощи).
Задание 2 (2 минуты)
Вот и состоялось наше близкое знакомство с картиной В.М. Васнецова «Алёнушка». Теперь нам предстоит погрузиться в чарующий мир творчества. Нам важно не просто рассказать о том, что изображено на картине, в форме сочинения, но попытаться проникнуть в душу героини, передать ее чувства, высказать свое впечатление. Прежде чем начинать свою творческую работу, необходимо тщательно продумать составные части работы, составить план.
Целевая установка: вам предложено три варианта плана, определите тот, который кажется вам подходящим к вашему возможному представлению будущего сочинения, постарайтесь определить, чем выбранный вариант вам интересен. Возможно, что ни один из вариантов не окажется приемлемым, и вы попробуете составить свой. (Варианты сочинений предлагаются каждому обучающемуся на карточках)
Вариант 1
Художник В.М. Васнецов и его картина «Алёнушка».
Девушка у омута.
Природа сочувствует Алёнушке.
Краски картины.
Какие мысли и чувства вызывает картина?
Вариант 2
Название картины и её автор.
Сведения о художнике.
Общее впечатление, которое производит картина:
– описание Алёнушки (место, где она сидит, поза, одежда, волосы, руки, мысли героини, настроение и т.п.);
– описание природы (пруд, лес, небо, деревья, птицы, трава, ветер, время суток, состояние природы и т.п.);
– цветовая гамма красок картины;
– композиция картины (расположение деревьев, Алёнушки, их взаимосвязь)
Заключение.
Вариант 3
Какую картину буду описывать?
Кто изображен на картине?
а) внешний вид (одежда, выражение лица);
б) поза;
в) эмоциональное состояние.
Гармония чувств человека и природы.
а) описание осеннего пейзажа (что изображено);
б) как природа передает чувства человека (как художнику удалось передать тоску и печаль Алёнушки с помощью красок?)
Особенность картины (чем эта картина привлекает внимание, что делает ее особенной, что мне особенно понравилось)
Опишите свои чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на картину. Какое у вас создается настроение?
Выводы (какова идея художника, какую мысль хотел автор донести до зрителя).
Задание 3 (5 минут)
Каждому пишущему человеку знакома ситуация, когда не знаешь, с чего начать. От какой мысли оттолкнуться, чтобы сочинение начало приобретать стройность и логичность.
Целевая установка: у каждого из вас есть цветные карточки, на которых указано задание, связанное с подготовкой вступления к сочинению.
(Учащимся предлагаются разноуровневые задания. Подобная форма работы даёт возможность подойти к учащимся индивидуально, с учётом их способностей, уровня развития и подготовки).
Красная карточка
Задание. Из предложенных слов составьте предложения, чтобы получился текст вступления вашего сочинения.
– В.М. Васнецов, русский, художник, известный
– картины, «Царевна-лягушка», его, всем, «Спящая красавица», знакомы, «Богатыри», хорошо
– стала, «Алёнушка», одной из, картина, написанная, ярких, в 1881 году, живописцем
(В.М. Васнецов – известный русский художник. Всем хорошо знакомы его картины «Царевна-лягушка», «Спящая красавица», «Богатыри». Одной из ярких картин стала «Алёнушка», написанная живописцем в 1881 году).
Жёлтая карточка
Задание. Продолжите начатый текст, написав 2-3 предложения, которые станут вступлением вашего сочинения.
Осень. Берег лесного озера…
(На белгорюч камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Сколько грусти и тоски в её глазах! Капают слёзки, и летят вниз золотые листочки-лебеди).)
Зелёная карточка
Задание. Продолжите начатый текст, написав 2-3 предложения, которые станут вступлением вашего сочинения.
Дорогой друг! Ты, наверное, видел полотна В.М. Васнецова «Ковёр-самолёт», «Иван-царевич на Сером волке». Но…
(Но сегодня я хочу рассказать тебе о замечательной картине «Алёнушка», которую ты сможешь посмотреть в Государственной Третьяковской галерее. Она глубоко взволновала меня.).
– Глубокому восприятию произведений искусства, осознанию и переживанию их тематики способствуют музыка и поэзия. Внимательно следите за тем, что сейчас будет происходить на экране, вслушивайтесь в чарующие звуки музыки.
(Видеоклип на песню «Алёнушка», слова А. Усачёва, музыка А. Пинегина, в исполнении Е. Романовой с использованием фрагментов из мультипликационного фильма «Алёнушка и братец Иванушка», киностудия «Союзмультфильм, Москва, 1953 год
Закатилось в чаще солнышко, хмурый лес вокруг стеной,
Пригорюнилась Алёнушка, как теперь ей жить одной.
Нету с ней ни милой матушки, ни родимого отца,
Слёзы капают на камушки у лесного озерца.
Кто развеет думы горькие, кто поможет ей в беде?
Лишь камыш один с осокою отражаются в воде.
И родимая сторонушка всё печальней и грустней,
Жаль не ведает Алёнушка, что случится дальше с ней.
Повстречает счастье девица и любовь свою найдёт,
Ах, как весело надеяться, зная сказку наперёд).
– Какое отражение нашла картина В.М. Васнецова «Алёнушка» в этом видеоклипе и музыке? (Грустная песня, исполненная очень нежным, звенящим голосом, сюжет мультипликационного фильма к известной сказке, которая дала идею написания картины, и само полотно живописца слились воедино, даря зрителям новые ощущения и впечатления от уже известного шедевра).
(Все задания урока выполняют одну из главных задач педагога – дать понять детям, что в искусстве никогда и ничто не изображается просто так, ради изображения – иначе это не искусство. Изображение – лишь практическая цель, продукт труда, но через него художник всегда выражает своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.
Творческий характер имеет практическая деятельность учащихся, деятельность по восприятию искусства, когда они выступают в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Очень важный методический принцип – единства восприятия и созидания. Обучение предусматривает гармоническое равновесие теории и практики. Даже самого интересного рассказа учителя недостаточно, необходимо участие самих учащихся. Понимание подлинной ценности искусства должно от урока к уроку, посвящённых работе с полотнами художников, укрепляться в сознании детей.)

4. Итог урока

Завершая наш урок, хотелось бы узнать, насколько хорошо вы запомнили и прониклись всем, о чём говорилось сегодня. Вам предлагается разрешить несколько ситуаций.
Ситуация 1
Ваш друг написал письмо и рассказал о жизни и творчестве художника Исаака Ильича Левитана. О каком художнике после сегодняшнего урока сможете рассказать вы? (О Викторе Михайловиче Васнецове).
Ситуация 2
Вы с увлечением смотрели игру «Кто хочет стать миллионером», услышали вопрос, какая картина принадлежит кисти художника В.М. Васнецова, и ответы:
А «Март» В «Утро в сосновом лесу»
С «Девятый вал» Д «Иван Царевич на Сером волке»)
Назовите правильный ответ. (Д «Иван Царевич на Сером волке»)
Ситуация 3
Вы с мамой собираетесь поехать на летних каникулах в Москву. Обсуждая программу поездки, она спросила, интересно, в каком музее можно будет посмотреть картину В.М. Васнецова «Алёнушка». Дайте маме ответ. (Картина В.М. Васнецова «Алёнушка» хранится в Государственной Третьяковской галерее).

5. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке:
– если урок вам понравился, вы работали хорошо и уверены, что успешно справитесь с написанием сочинения дома, поднимите зелёную фишку
– если урок вам понравился, вы работали хорошо, но чувствуете, что с написанием сочинения могут возникнуть трудности, поднимите жёлтую фишку
– если урок вам не понравился, вы ничего интересного не узнали, чувствуете, что с написанием сочинения без посторонней помощи не справитесь, поднимите розовую фишку.

6. Домашнее задание.

Написать сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»
Замечательный композитор С.В.Рахманинов сказал: «Самое высокое качество всякого искусства – это его искренность». Сегодня мы в полной мере смогли в этом убедиться.
Из сочинений обучающихся
«Сидит Алёнушка на большом камне грустна и печальна. Щёчки румяные, рот приоткрыт, а в глазах глубокая тоска. На ней сарафан и голубая кофточка, босые ножки поджаты под себя. Перед ней спокойный мрачный пруд, вода в нём холодная. Стебли осоки, как стрелы, взметнулись вверх. Опавшие листья, как лебеди, плывут по ровной глади тихой заводи. Густой, дремучий лес засыпает в наступающих сумерках. Пожелтевшие берёзы, как стража, оберегают сироту. Маленькие певчие пташечки, как подружки, сочувствуют бедной девушке.
Я восхищаюсь этой картиной, испытывая восторг, потому что В.М. Васнецов сумел показать глубокое понимание души русского народа».
(Слинкина Екатерина)
«Ходила Алёнушка по дремучему лесу. Присела на большой камушек и пригорюнилась. Стройные осинки жалеют девушку. Ласточки-подружки поют грустную песню. В тёмной зеркальной воде пруда плавают листья, как бабочки. Печальные глазки, склонённая к коленям голова. Алёнушка печальную думу думает…»
(Николаева Светлана)
«Печальная Алёнушка сидит на камушке, сложив руки на колени и наклонив голову. Грустит о чём-то о своём. В стареньком сарафане с красненькими цветочками. Вокруг девушки сказочный лес – защитник сироты. Тонкие осинки рядом утешают её. Задумчивый пруд, зеркальная вода глубока…»
(Шипицына Софья)
«Имя Виктора Михайловича Васнецова хорошо известно всем любителям искусства. Он создал прекрасную сказочную галерею. «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря», «Баба Яга» и многие другие картины радуют многие поколения. Есть среди них трогательное произведение «Алёнушка», написанное в 1881 году.
Осень. Берег лесного пруда. Сидит Алёнушка на камне великую думу думает. Ноги босые поджаты, на крепко сжатые руки голову печальную положила. Старенький сарафан и голубенькая кофточка на героини. Выражение лица печальное, глаза полны слёз, рот слегка приоткрыт, вздыхает с горя.
У большого серого камня – омут, вода в нём, как чёрное зеркало, отражает весь облик Алёнушки. Молодые осинки, как подружки, рядом склоняют свой стан, и их листья перешёптываются между собой, а вторят им ласточки. Эти певчие пташки едва видны на фоне дремучего леса, который, как стража, смирно и строго защищает героиню от враждебного мира.
Сумерки. Небо пасмурное. Ветерок едва шевелит листву пожелтевших берёзок. Состояние природы грустное, тихое, печальное, всё переживает вместе с сиротой её горе.
В.М. Васнецов использовал холодные, мрачные, тёмные краски, передающие грусть и одиночество. Но в контрасте есть и яркие оттенки красок, которые служат выражение надежды, веры и любви.
Художнику удалось передать состояние русской души в трудные минуты жизни и полную гармонию природы в сочувствии ей».
(Рыбин Михаил)
Не судите слишком строго. Они ещё только учатся. Главное, что у них есть большое желание учиться. Значит, всё получится!!! Я верю в них, моих учеников!!!
Ефименко Наталья Викторовна
Библиография
Бахревский В. Виктор Васнецов. Серия «ЖЗЛ». – М., 1979.
Ветрова Г. Великие полотна //Кто в тереме живёт? В. Васнецов «Богатыри». Белый город, 2005. С. 40.
Ветрова Г. Сказка о сказочнике. Васнецов. Белый город, 2005.
Кудрявцева Л. Васнецов. – М., 1999.
Постон. Виктор Васнецов. – М., 2007.
Шилова Е. Виктор Васнецов. Альбом. – М., 2004.
http://bibliotekar.ru
http://nikki.ucoz.ru/publ/kartinnaja_galereja/vasnecov_v_m/quot_alenushka_quot/67-1-0-387
http://tanais.info
http://vasnecov.ru
http://vasnecov.info/html/data/museum.html
http://www.vasnecov.ru/personality/
http://video.yandex.ru/

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 59-61. 

УКМ «Перспектива»

Сказка «Иван-царевич и серый волк»

1. Перечитайте начало сказки. Можно ли назвать сад Берендея волшебным? Почему? Какие невероятные события происходили в нём?

В саду росли золотые яблоки, а значит его можно назвать волшебным. 

В сад прилетала жар-птица и клевала яблоки.

2. Какой вы представляете себе жар-птицу? Опишите её.

Жар-птица мне представляется огненной, очень горячей, обжигающей. Она небольшая, но с огромным хвостом.

3. Кто помогал Иван-царевичу? По каким признакам можно сказать, что это волшебное существо?

Ему помогал серый волк. Это волшебное существо потому, что умеет говорить и превращаться в животных или человека.

4. Сколько царей повстречал Иван-царевич? Какие запреты серого волка он нарушил?

Иван-царевич встретил двух царей: Кусмана и Афрона. Третьего царя Далмата он не видел.

Он тронул клетку, тронул уздечку, нарушив наказ серого волка.

5. Найдите в тексте описание тех событий, которые повторяются три раза. Является ли это признаком волшебной сказки?

Троекратные повторы являются важным признаком волшебной сказки.

6. Обратите внимание на построение сказки. Выпишите начало сказки, концовку, троекратные повторы.

Начало: Жил-был царь Берендей и было у него три сына.

Троекратные повторы: три ночи сыновья караулили сад; в три стороны разъехались братья; у трёх царей побывал Иван, три предмета похитил.

Концовка: стали они жить-поживать и горя не знать.

7. Расскажите, как сыновья выполняли распоряжения отца.

Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели.

Иван сторожил ответственно и сумел вырвать перо у жар-птицы.

8. Охарактеризуйте сыновей по их словам, подумайте над их поступками. Каким был Иван-царевич? Какими были его братья? У кого слова не расходятся с делом?

Старшие сыновья были ленивыми и жадными. Они спали, вместо того, чтобы сторожить. Они были завистливыми и коварными. Они убили Ивана.

Иван был добрым и честным. Он сторожил сад, он отправился на поиски жар-птицы. Но он был непослушным и хотел украсть уздечку и клетку.

У Ивана слова не расходятся с делом: сказал, что будет сторожить, и сторожил. Сказал, что добудет жар-птицу — и добыл.

9. Почему Ивану-царевичу, а не его братьям достались конь, жар-птица, Елена? Выберите ответ.

Выбираем ответ: Иван-царевич был заботливый, добрый и любящий сын.

10. Найдите в сказке устойчивые выражения. Как вы понимаете их?

Глаз не смыкал. Не спал всю ночь

Сон и прочь с глаз. Расхотелось спать.

Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает. Очень быстро бежит.

Путь-дорога. Направление пути.

Откуда не возьмись. Вдруг, неожиданно.

Служить верой-правдой. Служить честно.

Долго ли, коротко ли. Неопределённое время.

Пустить нехорошую славу. Опорочить доброе имя.

11. Вспомните, какие фантастические события происходили в сказке. Выстроите их в правильном порядке.

  1. Половина ночи прошла…
  2. Сел Иван-царевич на него верхом…
  3. Только дотронулся до клетки…
  4. Серый волк перевернулся через голову…
  5. Серый волк перекинулся через спину…
  6. Серый волк спрыснул мёртвой водой…

12. Разделите текст по смыслу на части. Озаглавьте каждую часть. Выделите в них опорные слова и выражения. Составьте план. Перескажите сказку близко к тексту.

План пересказа сказки «Иван-царевич и серый волк»

  1. Три брата в саду.
  2. Встреча с серым волком.
  3. Три царя.
  4. Возвращение.
  5. Смерть и воскрешение.

Пересказ сказки «Иван-царевич и серый волк» для 3 класса

Жил-был царь Берендей и было у него три сына. Имелся у царя сад, в котором росли золотые яблоки. Но стал кто-то яблоки воровать и отправил царь сыновей стеречь яблоки. Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели, а младший Иван увидел жар-птицу и вырвал у ней перо.

Берендей попросил сыновей достать ему жар-птицу и сыновья разъехались в разные стороны. Однажды Иван спал в лесу, а проснувшись нашёл от коня только косточки. Он долго шёл пешком, а потом встретил серого волка. Серый волк обещал помочь Ивану в поисках, потому что это он съел коня и оказался должен Ивану.

Он отвёз Ивана к царю Кусману, у которого жила жар-птица. Но Иван не послушал наказ волка и попытался схватить клетку. Она оказалась на сигнализации и Ивана схватили. Кусман потребовал, чтобы Иван привёл ему коня златогривого.

Волк отвёз Ивана к царю Афрону, но и тут Иван подкачал. Он позарился на уздечку и его опять поймали. Пришлось Ивану отправляться за Еленой Прекрасной.

Волку это надоело и он сам выкрал Елену. Потом волк превратился в Елену и Иван отдал его Афрону. Ночью волк убежал. Так же они обманули царя Кусмана и Иван стал обладателем коня, Елены и жар-птицы.

Он попрощался с волком, но братья убили Ивана и забрали его добычу. С помощью ворона и живой воды волк оживил Ивана и растерзал братьев.

Иван вернулся домой и царь Берендей недолго горевал по коварным сыновьям. А Иван женился на Елене и жили они долго и счастливо.

13-15. Рассмотрите картину Васнецова «Иван-царевич на сером волке». Составьте небольшой рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке».

Рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке» для 3 класса

Эту картину художник назвал именно так, потому что центральное место на полотне занимает Иван-царевич, мчащийся на сером волке.

Её можно было бы назвать «Похищение Елены» или «В тёмном лесу», но мне название автора кажется наиболее удачным.

На картине мы видим тёмный, почти чёрный лес, сквозь который несутся герои. Волк, как ему и полагается, серого цвета. А вот Иван-царевич одет в богатый золотой костюм, нарядную красную шапку. Елена трогательно прижимается к царевичу, она в красивом белом платье.

Серый волк скачет мимо деревьев и загадочных, прекрасных цветов. Но царевич с Еленой не смотрят по сторонам. Елена повесила голову, она вся в раздумьях о будущем. Иван тоже задумчив, его тревожит встреча с отцом.

Если бы я была Еленой Прекрасной, я бы тоже переживала. Она была похищена из дома родного отца, а Иван-царевич хоть и красив, но пока совершенно ей незнаком. Да и серый волк кажется пугающим. Мне было бы страшно в лесу и я волновалась бы о том, что случится дальше.

Мне нравится эта картина, потому что она очень сказочная и яркая. Несмотря на тёмные цвета, это полотно наполнено светом. Это настоящее волшебство, которое сумел воплотить художник.

1

Сочинение
по картине В.Васнецова «Богатыри»

Олифирова Татьяна Ивановна,
учитель СОШ № 14 г.Северодонецка
О художнике
План
Экран
Материалы
О картине
Виктор Михайлович Васнецов родился и провёл детство в Вятском крае, где много дремучих лесов. Слышал много песен, преданий, сказок о разных чудесах, богатырях и их подвигах. Художник с детства полюбил народное творчество и написал много картин на его темы. Его произведения основываются на русских былинах, сказках, песнях.
Виктор Михайлович Васнецов родился и провёл детство в Вятском крае, где много дремучих лесов. Слышал много песен, преданий, сказок о разных чудесах, богатырях и их подвигах. Художник с детства полюбил народное творчество и написал много картин на его темы. Его произведения основываются на русских былинах, сказках, песнях.
К началу
Картины
Автопортрет. 1873


Вершина творчества Васнецова – картина «Богатыри», которую он создавал на протяжении 20 лет с небольшими перерывами. Лишь в 1898 году она появилась для широкого обозрения в галерее Третьякова. Работая так долго и упорно, художник создал не иллюстрацию к былинам, а собирательный образ богатырей. В картине продумано всё до мелочей и подчинено главной мысли – показать благородство, огромную силу, неустрашимость и красоту русского народа.

К началу
Экран
И.Е. Репин. Портрет П.М. Третьякова. 1901
1. Великий русский художник Васнецов и его картина «Богатыри».
2. Эпоха, отражённая в ней (время и место действия).
3. Герои васнецовского полотна (выражение лиц, поза, одежда, вооружение, характер):
а) славный богатырь Илья Муромец;
б) благородный витязь Добрыня Никитич;
в) балагур и весельчак Алёша Попович.
4. Пейзаж в картине.
5. Главная мысль картины.

К началу
План сочинения
Материалы
План
К началу
План
К началу
План
К началу
План
К началу
План
К началу
План
К началу
План
К началу
План
К началу
План
К началу
Булатная палица, тугой лук разрывчатый, колчан со стрелами, червлёный щит, тяжёлое копьё, прямой и открытый взгляд, приторочены гусли, суровость и твёрдость, пластинчатая кольчуга, нарядная сбруя с золочёными бляшками и полумесяцами, изящество снаряжения, дорогие доспехи, тревожность времени, усиливают впечатление мощи и силы, благородно строги сочетания красок.
Опорные слова
К началу
План
К началу
«Богатыри»
Художник считал, что в фольклоре запечатлены лучшие черты народа, весь его облик, внутренний и внешний, «с прошлым, настоящим, а может быть, и будущим».
Кузнецов Н. Д. Портрет В. М. Васнецова. 1891
К началу
«Иван-царевич на Сером волке»
«Богатыри»
К началу
«Ковёр-самолёт»
«Богатыри»
К началу
«Снегурочка»
«Богатыри»
К началу
«Царевна-Несмеяна»
«Богатыри»
К началу
«Алёнушка»
«Богатыри»
К началу
«Сивка-бурка»
«Богатыри»
В центре на вороном коне сидит Илья Муромец, крестьянский сын из села Карачарова. Мощь, сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его виде. Богатырь могуч, удивительно широкие плечи выглядят величаво. Окладистая с проседью борода лежит на груди. У него спокойное выражение лица, прямой, открытый, твёрдый взгляд говорит о прямоте и честности. Илья Муромец крепко сидит в седле, слился со своим богатырским конём, который тоже спокоен и только зло косится в сторону врага. Богатырь хорошо вооружён: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и громадное копьё. Одет Илья в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается из-под рукавицы в степную даль, в сторону врагов-кочевников. Он готов к бою, но не торопится. Вступить в бой он всегда успеет, когда будет нужно, а пока даже ногу высвободил из стремени. Художник сумел передать характер Ильи Муромца: он свободолюбив, справедлив, бесстрашен, прямодушен, неспособен на хитрости и уловки.
Илья Муромец
Материалы
По правую руку от Муромца – побратим Ильи, Добрыня Никитич. Он сильный и смелый богатырь, сын богатого купца. В былинах описан как рассудительный, честный, умный витязь. Чертами лица напоминает самого Васнецова: светлые волосы и борода, удлинённый нос, полные губы – истинно русское лицо. Одет богато и нарядно: поверх кольчуги дорогие княжеские доспехи, червлёный щит, узорчатый высокий шлем, нарядные сапоги. Сидит на белом коне, готовом ринуться вперёд по приказу хозяина. Суров и строг взгляд Добрыни, геройски победившего Змея Горыныча и хана Батыя. Справедливость и благородство отличают витязя, но он уступает всё же крестьянскому сыну Илье Муромцу в мощи и величественной простоте духа. Добрыня не так рассудителен и спокоен, как Илья. Его рука нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен. Ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в степную даль, он готов в любую минуту броситься в бой. Но Илья старший в заставе, и Добрыня вступит в бой по его приказу. Копьё Ильи как бы преграждает путь белому коню. Уберёт копьё Илья – ринется Добрыня на врага.
Добрыня Никитич
Материалы
Третий богатырь – Алёша Попович, сын ростовского попа. Он тоже храбрый и смелый, хотя и не так силён, как Илья и Добрыня. Но где не взять силой, он берёт сметливостью, ловкостью, ухваткой. Рыжий конь под стать ему: низко опустил голову и щиплет траву, но уши навострил и тоже готов броситься вперёд. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза скосил, рукой спокойно придерживает коня, щит за спиной, меч и колчан приторочены к седлу, но тугой лук со стрелой у него наготове. Он самый молодой из побратимов. Безбородое лицо по-юношески миловидно. На богатыре шлем с наушниками, украшенный красной лентой, пластинчатая кольчуга, опоясанная золотым поясом, на руке – перстни. Сбоку виднеются гусли – видно, балагур и весельчак Алёша Попович, мастер попеть и поиграть, приворожить сердца молодушек.
Алёша Попович
Материалы
http://www.house-art.com.ua/blog/wp-content/uploads/2012/12/Bogatyiri-.-1898-holst-maslo-295h446-sm.jpg
http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=7285 – портрет П.Третьякова
http://static.my-shop.ru/product/f2/200/1995900.jpg
http://www.tanais.info/vasnetsov/kuznetsov1.jpg – портрет В.Васнецова
Использованная литература
http://img.webme.com/pic/h/herbstpage/ecken30.png – осенняя композиция
http://ramki-vsem.ru/images/ramki-34_small.png – рамка из цветов
http://pedsovet.su/load/418-1-0-44177 – рамки (автор Е.А.Ранько)
http://i014.radikal.ru/0801/bf/a1af9eaa1ac8.png – фон
Интернет-ресурсы
Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4 – 5 классах. – К.: Радянська школа, 1975.
Репродукции картин В.М.Васнецова
http://i046.radikal.ru/0712/3c/9abaf8d953bd.png – виньетка
http://antalyafal.com/images/vector_03.png – завитки
Краснов Н. В. Беседы по искусству в начальной школе. – М.-Л.: Учпедгиз, 1968.
http://900igr.net/datai/izo/Serebrjannyj-vek/0006-009-SOJUZ-RUSSKIKH-KHUDOZHNIKOV-1903-g.jpg
http://i047.radikal.ru/1209/76/cc7d79a7f3e7.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/35/784/35784940_Viktor_Vasnecov_Koversamolet_191926_dommuz_Vasnecova_ss.JPG
http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/russian/vasnetsov_v_m/images/vasnetsov_12.jpg
http://opisanie-kartin.com/uploads11/image081.jpg
http://сезоны-года.рф/sites/default/files/Vasnecov_Snegurochka.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/33/Vasnetsov_Alenushka.jpg/300px-Vasnetsov_Alenushka.jpg

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Волочаевка

Рассмотрен на заседании педагогического совета

Протокол №___от

___________________

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

_________/_________________

Утверждаю:

Директор МБОУ ООШ

с. Волочаевка

_________/_______________

Приказ № ___ от

_______________________

Фонд оценочных средств по учебному предмету «Русский язык»

3 класс

Составитель:

Сульдина Н.А.,

учитель начальных классов

Волочаевка, 2020

Паспорт фонда оценочных средств по русскому языку

3 класс

п/п

Контролируемые разделы (темы) предмета

Наименование оценочных средств

1

Текст. Предложение. Словосочетание

Контрольный диктант № 1

(входной, диагностический)

2

Слово в языке и речи

Проект «Рассказ о слове»

Контрольный диктант № 2 по теме: «Слово в языке и речи»

Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе»

Проект «Семья слов»

4

Правописание частей слова

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»

Контрольный диктант № 4 по теме: «Правописание корней слов»

Контрольный диктант № 5 по теме: «Правописание частей слова»

Проект «Составляем орфографический словарь»

5

Части речи

Контрольный диктант № 6 по теме: «Имя существительное»

Проект «Тайна имени»

Сочинение по картине И. Билибина «Иван-Царевич и лягушка –квакушка»

Проект «Зимняя страничка»

Сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень»

Контрольный диктант № 7 по теме: «Имя существительное»

Отзыв по картине М.Врубеля «Царевна-Лебедь»

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Отзыв по картине А.Серова «Девочка с персиками»

Контрольный диктант № 8 по теме: «Имя прилагательное»

Контрольный диктант № 9 теме: «Глагол»

Итоговый контрольный диктант № 10

Всего оценочных средств — 21

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Контрольный диктант № 1 (входной, диагностический)

Первое сентября.

Денис встал ночью. Он долго лежал с открытыми глазами. Тут проснулась мама. Она стала гладить школьную форму. Денис быстро оделся. Вот мальчик идёт в школу. Около школы стоят ребята. В руках детей пышные букеты цветов. Вышла учительница. Она повела учеников в класс.

Грамматическое задание

  1. Выписать два слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

  2. Из данных слов составь предложение. Подчеркни в нём главные члены.

На, ягоды, полянах, земляники, лесных, краснеют.

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- не более 2 ошибок

«3»- не более 4 ошибок

«2»- 5 и более ошибок

Грамматическое задание

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи»

Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует сильный ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркнуть грамматическую основу, над каждым словом указать части речи.

  2. К словам снег, мороз, лист подобрать по 2 однокоренных слова, выделить корень.

  3. Сделать звуко-буквенный разбор слова льют.

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- не более 2 ошибок

«3»- не более 4 ошибок

«2»- 5 и более ошибок

Грамматическое задание

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова»

В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пишу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

По В. Бианки

Слово для справки: постоянно.

Грамматическое задание

1. Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.

2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.

3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- не более 2 ошибок

«3»- не более 4 ошибок

«2»- 5 и более ошибок

Грамматическое задание

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов»

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматическое задание

1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.

2. Разберите слова по составу: вариант 1 — зимний, шубки; вариант 2 — белые, морковки.

3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- не более 2 ошибок

«3»- не более 4 ошибок

«2»- 5 и более ошибок

Грамматическое задание

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова»

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.

(Также необходимо чётко проговорить окончания в словах весёлая, пушистые.)

Грамматическое задание

1. Разберите предложения по членам: вариант 1 — третье, вариант 2 — десятое.

2. Разберите по составу слова осинка, переход.

3. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- не более 2 ошибок

«3»- не более 4 ошибок

«2»- 5 и более ошибок

Грамматическое задание

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное»

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка — ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание

1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.

2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком нa конце.

3. Разберите по составу слова рыбка, тишина, лесною.

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- не более 2 ошибок

«3»- не более 4 ошибок

«2»- 5 и более ошибок

Грамматическое задание

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное»

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

По В. Бианки

Грамматическое задание

1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.

2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.

3. Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- не более 2 ошибок

«3»- не более 4 ошибок

«2»- 5 и более ошибок

Грамматическое задание

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Контрольный диктант № 8 по теме: «Имя прилагательное»

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание

1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 — четвёртое предложение, вариант 2 — пятое.

2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 — трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 — старательный ученик, высокий куст.

3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- не более 2 ошибок

«3»- не более 4 ошибок

«2»- 5 и более ошибок

Грамматическое задание

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Контрольный диктант №9 по теме «Глагол»

Весеннее утро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

По Г. Скребицкому

Грамматическое задание

1. Разберите предложение по членам: вариант 1 — седьмое, вариант 2 — девятое.

2. Разберите слова по составу: вариант 1 — засветило, утренний, берёзки; вариант 2—развесили, весёлый, местечко.

3. Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- не более 2 ошибок

«3»- не более 4 ошибок

«2»- 5 и более ошибок

Грамматическое задание

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Итоговый контрольный диктант № 10

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

По А. Куприну

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.

3. Разберите предложения по членам: вариант 1 — второе, вариант 2 — третье.

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- не более 2 ошибок

«3»- не более 4 ошибок

«2»- 5 и более ошибок

Грамматическое задание

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

Грустно одному оказаться в лесу, не зная, что делать дальше. Сразу же нападает какая-то паника, которая быстро сменяется чувством безнадежной тоски и растерянности. Человек неизменно надеется на чудо, но оно не всегда происходит.

На картине Васнецова «Алёнушка» мы видим девочку, которая с надеждой и тоской смотрит в лесное озерцо. Она пытается там что-то увидеть, старается отыскать там что-то крайне важное, но недоступное пониманию других людей.

Девочку окружает лесная непроходимая чаща, которая пугает своей мрачностью. Чтобы подчеркнуть тяжелое положение Аленушки, автор нарисовал лес темными красками. Вода в лесном озерце тоже отпугивает своей темнотой, мрачностью и глубиной. Только аир и камни становятся верными друзьями Аленушки, только им она может полностью излить душу. Кажется, что девочка отправляет немой клич о помощи, на который могут отозваться высшие силы природы, ибо человеческому уху он будет недоступен.

Аленушка — это простая и трогательная девочка, которая оказалась в трудной ситуации. Она из простой семьи, что видно по ее скромному наряду и отсутствию обуви. Девочка сидит возле озера, слегка наклоняясь над водой, словно ищет в его пучине правду.

Полотно вызывает чувство сожаления и грусти. Просто так хочется помочь Аленушке, но, к сожалению, это невозможно.

Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка» -

Сочинение по картине «Алёнушка» Васнецова

Создание картины «Аленушка» было окончено в 1881 году. Она является одной из многих известных работ автора. Известная картина написанная по сюжету сказки о «Сестрице Аленушке и братце Иванушке». Работа исполнена маслом. Героиней картины была простая деревенская девушка из Ахтырки.

По центру картины мы видим на большом камне молодую, красивую девушку, что сидит, подогнув под себя ноги. Опустив голову на колени, одинокая девушка смотрит в глубокое озеро печальными глазами сиротской доли. В глазах девушки отображается боль и грусть. Все ее мысли о братце Иванушке, что потерялся. Хотя девушка совсем юная, но взгляд достаточно взрослый. Художник создал точный психологический портрет героини и сумел сделать ее образ понятным.

Одежда девушки простая и скромная, что было типично для простых христианских семей. Старая черная юбка с цветами, кофточка и босые ноги что говорит о бедности девушки. Темные тона в которых выполнена работа, контрастируют с румянцем простой девушки.

Начало осени это время года, что изображено на картине.Об этом свидетельствует опавшая листва на воде темного и глубокого озера. Поверхность воды гладкая из которой прорастает осока. Создатель картины настолько реалистично передал ту грусть и боль девушки. Что это чуствует даже природа. Густой и неприветливый лес на заднем фоне, хмурится осеннее небо. Картина создает такое ощущение, будто все замерло вокруг, не шелохнется ни одна веточка.

Только стайка ласточек, которые несут позитив и приятные ощущения.

С помощью красок создатель добивается нужного впечатления. Общий тон картины неяркий, преобладают зеленые, серые цвета. Художник пытался понять, выразить русский дух и ему это удалось. Эта картина у каждого человека вызывает чувство жалости и печали.

Сочинение по картине «Алёнушка» Васнецова

В.М. Васнецов не перестает удивлять своим талантом. Каждая его работа – целая история, в которой есть начало и конец. А нам зрителям, хоть и предстоит увидеть лишь миг этой истории, но на память приходят давно известные сказки, и это дает возможность, словно окунуться в их мир, почувствовать радости и печали героев.

Изображенная на полотне девушка так несчастна и одинока, что ее хочется пожалеть. И есть за что. Оказывается, она потеряла своего любимого младшего братика. Весь день она пыталась найти его. А судя по зареву на небе, уже вечер. Босая она бродила по лесу, зовя его из последних сил. Но вот, силы ее покинули, и она присела у воды. Ее ноги, не знавшие весь день покоя, избиты и изранены, платье разорвано, а волосы выбились из косы. Но самое примечательное в образе Аленушки, это ее выражения лица. В нем читается безмерная грусть и печаль. Такое невозможно показать, не испытав боли. Даже в отображении в воде видна только черная юбка девушки. Художник не захотел показать ее светлое лицо, руки и шею. Он остановился на красках, в которых читается боль.

Какие мысли одолевают юную девушку? Возможно, она уже не надеется найти своего брата? Может, увидев водоем, девушка начинает догадываться, какая страшная судьба у ее родимого человека? Но что тогда делать ей самой? Уж не задумала ли она что-то нехорошее? Почему не идет домой сообщать страшные известия родным и соседям? А может и нет никаких родных? Может быть, брат – это все, кто был ей дорог и любим, и теперь ей не к кому идти, да и незачем, вот потому и такая отрешенность в выражении ее лица.

Каждому, кто взглянет на полотно, становится жаль Аленушку. И в такой правдивости, с которой автор изобразил одинокую девушку на фоне великолепной природы, что, как специально, выступает ярким контрастом, и видится талант автора картины, его умение задействовать воображение зрителя.

Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка»

Когда читаешь сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», невольно представляешь себе лесной пруд, девушку, сидящую на его берегу, склонившую в тоске голову на колени. Знаменитая «Аленушка» Виктора Михайловича Васнецова. Как часто художник в своей работе обращался к произведениям устного народного творчества. И тогда уже былинные и сказочные герои в воображении рисовались именно такими, какими изобразил их великий художник.

Так произошло и с «Аленушкой». Жили в глухой лесной стороне одинокие сироты Аленушка и ее братец Иванушка. И пришла беда: пропал братец, единственный родной человек на этой земле. Долго бродила Аленушка в поисках братца. Изорвала платье, пробираясь сквозь лесную чащу. Набрела в темной лесной глуши на пруд. И в неизбывной тоске опустилась на камень на его берегу.

Вглядитесь в ее лицо. Сколько тоски в глазах юной девушки. Ее волосы растрепались от долгого блуждания по лесу. Но не замечает она беспорядка ни в своей прическе, ни в своей одежде. Одна мысль одолевает ее: «Где же братец Иванушка?» Маленький козленочек — легкая добыча лесных зверей. Плачет от горя Аленушка. Падают слезы в темную глубь пруда. А он манит своей черной водой, зовет забыться в его водах.

Темный лес обступил Аленушку стеной. Черна его чаща. Не хочет страшный лес выпустить свою добычу. Кажется, что вот-вот мелькнет в его черноте лицо злой колдуньи, решившей погубить Аленушку. И лишь тонкие деревца рядом с девушкой тоскуют вместе с ней, роняя на черную гладь пруда желтые листья.

Созданная по мотивам сказки картина Васнецова живет самостоятельной жизнью, повествуя о трудной доле сироты, о безысходной тоске. А вот сказочный образ красавицы Аленушки ассоциируется с тем, как изобразил ее художник на своем полотне.

На этой странице искали :

  1. сочинение по картине в м васнецова алёнушка
  2. сочинение по картине аленушка
  3. Васнецов Аленушка сочинение
  4. сочинение васнецов аленушка

  • Сочинение по картине в хабаров портрет милы 7 класс по русскому языку кратко
  • Сочинение по картине ваза с цветами
  • Сочинение по картине варька
  • Сочинение по картине васнецова баян 9 класс короткое
  • Сочинение по картине в фельдман родина 9 класс