«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» – эти слова мы знаем с детства. Сказка – неизменный спутник детства. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром.
Развивать фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. С этой целью мы с детьми решили сочинять сказки. Придумывая собственные экологические сказки, дети упражняли свою способность к экологическому мышлению, уясняли для себя природные взаимосвязи связи человека с окружающей средой. Эти сказки знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, с некоторыми проблемами влияния человека на природу и многими другими.
Создание сказок – увлекательное занятие. Это мы увидели, проделав лишь небольшую часть работы. А проходило всё очень непосредственно.
Часто по вечерам, усевшись на ковёр, и предложив для сочинения сказок несколько персонажей на выбор, придумывали сюжет, раскрывали линию произведения. Участие принимала вся группа: кто-то помогал в выборе героев, кто-то – в сочинении сюжета. И вот так шаг за шагом появлялись сказки. Сказки небольшие, но каждая со своим смыслом, каждая описывает какой-то случай из жизни животных, помогает видеть взаимосвязь живого и неживого.
В конце каждого занятия мы с детьми прочитывали сказку, придумывали названия, прослушав несколько вариантов и выбирали название. Какова же была радость, гордость у детей, что они сами смогли сочинить сказку. А ведь до этого они лишь слушали известные всем произведения, а тут сочинили сами. И все, вся группа принимала в этом участие. Представьте, что вскоре они увидят и услышат сочинённые ими сказки от родителей, от других взрослых. Это не ли радость, счастье для детей-писателей.
В это увлекательное занятие вовлекли и родителей. Мы попросили детей сочинить небольшие сказки на новогоднюю тематику. Все хорошо постарались. Получились интересные сюжеты. Думаем, что и для родителей был интересный опыт сочинения.
Путешествие друзей
Жили – были петушок, кошка и собака. Они были хорошими друзьями. Каждое утро девочка Даша кормила их. Петушку давала зёрна, кошке – молоко, собаке – косточку. Друзья всегда её благодарили, но каждый по – своему: петушок – «ку-ка-ре-ку», кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав». Покормив всех, Даша уходила домой. Однажды друзья решили погреться на солнышке. Вдруг петушок сказал: «А давайте пойдём в гости». Кошка и собака согласились. Сначала они пошли к свинье и поросятам, они купались в луже. Затем увидели лошадь с жеребёнком, они жевали траву. По пути встретили корову с телёнком, которые пили воду из реки. К концу дня друзья устали и побрели все к своему жилищу.
Яша Кудрявцев, 6 лет, Ваня Зенцов, 7 лет
Петушок
Жил – был на свете Петушок – золотой гребешок. Каждое утро он пел песни и будил всех в округе. Однажды утром к нему пришли кошка Мурлыка и собака Щенок. Они хотели поиграть с Петушком. Но он, высоко задрав голову, прокукарекал: «Я не хочу с вами ни играть, ни дружить. Ведь вы поёте не как я, красиво и звонко». Щенок и Мурлыка обиделись и ответили, что не важно кто как поёт, а важно какие мы хорошие. И ушли.
Однажды утром, когда Петушок проснулся, шёл сильный дождь, но «певец» всё равно решил исполнить свою песенку. И вот беда: у него заболело горлышко. После этого Петушок не мог каждое утро будить всех в округе.
А Щенок и Мурлыка напевали свои песенки, Петушку было обидно и ему казалось, что они смеются над ним. Но это было не так. Собака и Кошка решили помочь Петушку. Они намазали ему горлышко маслом и он поправился.
Понял тогда Петушок свою ошибку и ему стало стыдно.
Полина Захарова, 6 лет, Соня Рыбакова, 6 лет
Самый быстрый в лесу
В одном сказочном лесу жил медвежонок. Звали его Топтыжка. Каждое утро он ходил к зайцу, учиться бегать. После нескольких занятий, заяц предложил Топтыжке побежать наперегонки.
Вот началось соревнование. Зайчик, конечно, быстро побежал, а Топтыжка догонял его. По дороге он встретил волка, который поинтересовался, куда это ты, Топтыжка, торопишься. Медвежонок всё и рассказал, что они с зайцем бегут наперегонки. Волк спросил: «А где же заяц?» «Так он уже убежал, я его догоняю»,- ответил Топтыжка. Волк, услышав это, решил догнать зайца и съесть его. «Ну, беги, беги, а я пошёл дальше»,- сказал волк и побежал. А медвежонок ни о чём не догадывался. Топтыжка бежал, но никак не мог догнать зайца. Вдруг прилетел воробей и рассказал ему, что волк догоняет зайца и хочет его съесть. Медвежонок со всей силы побежал и догнал зайца и всё рассказал ему. Так он помог своему другу. Заяц поблагодарил Топтыжку и сказал, что он теперь самый быстрый в лесу.
Василина Волкова, 6 лет, Азалия Мингазова, 7 лет
Письмо
Жил – был почтальон Печкин. С ним жил кот Матроскин. Недалеко от их дома был лес, в котором жил Зайчишка – трусишка. Однажды он попросил Печкина отнести письмо в другой лес для своего брата Зайчика – Побегайчика. Почтальон согласился. Пошёл Печкин в лес и долго искал Зайца. Вдруг увидел на снегу чьи-то следы и он пошёл по следу. Так он нашёл Зайчика-Побегайчика и отдал ему письмо, рассказал все новости о его брате.Обратно Печкин шёл с другим письмом для Зайчика – Побегайчика.
Саша Казанцев – Емелин, 7 лет, Данил Глушков, 6 лет
Вини-Пух, Шарфик, Ёжик
В Африке жил Жираф, которого звали Шарфик. Однажды к нему в гости пришёл Вини-Пух. Решили они поиграть: Вини-Пух залез на шею Жирафа и спустился с него как с горки. Было весело. Но что-то хотелось есть. Тогда Шарфик достал бананы. В это время пришёл ёжик и они все вместе пошли загорать на пляж и купаться в море. Усталые, но весёлые и довольные они пришли домой и сразу же уснули. А во сне они снова купались, загорали, ели бананы…
Андрей Харченко, 6 лет
Как они спасли зайца
Жил-был в лесу заяц. Однажды к нему в гости пришла девочка Настя и пригласила его поиграть. Кошка Мурка потеряла Настю и пришла за ней следом. Так их стало трое, и они стали играть. Услышав шум, прибежала на поляну лиса, посмотреть, кто там так громко кричит. Увидев зайца, она схватила его и побежала в свою нору. Настя с Муркой побежали за лисой. Но лиса так торопилась, что упала в норку крота, который спас зайца. А лиса убежала. Тут добежали Настя и Мурка и вытащили зайца.
Настя Якимова, 7 лет, Яна Беленкова, 6 лет
Новый друг
В одном лесу жил-был волк. Он был злым, всех кусал и пугал. Все от него убегали и никто не хотел с ним дружить. В этом же лесу жили два друга лиса и заяц. Они были хорошими и все хотели с ними дружить.
Однажды с волком случилась беда. В лес пришли охотники и хотели убить злого волка. Лиса и заяц узнали об этом и решили помочь ему, рассказав всё. Вместе решили, что нужно обмануть охотников.
Когда в лес пришли охотники, волк вышел к ним навстречу, а потом и лиса, и заяц выбежали из-за деревьев. Пока охотники смотрели на них, звери уже спрятались в лесу. С тех пор волк стал добрее, и все дружили с ним в лесу.
Вика Орехова, 6 лет, Аня Братчикова, 6 лет
Как Дружок заблудился в лесу
Это пёс. Зовут его Дружок. Однажды решил он побегать и заблудился. Дружок плакал и скулил, ему было очень страшно в лесу.
Вдруг прибежала лиса и сказала: «Давай я тебя отведу домой?». Дружок согласился и пошёл за ней по дремучему лесу.
Пролетела какая-то птица, пёс испугался, но лиса успокоила его: «Это сова. Она ночью не спит, а только днём. Ты её не бойся, она охраняет.
Кто-то завыл в лесу. Дружку стало страшно. «Это волк, он съест нас»,- сказал пёс, но лиса ответила, что они пойдут по другой дороге. Так они дошли до деревни. Собаки, учуяв лису, громко залаяли, теперь испугалась лиса. Но Дружок сказал:
«Не бойся. Пойдём ко мне в будку, поспишь, а утром уйдёшь в лес. Ведь должен же я тебя поблагодарить».
Наступило утро. Лиса попрощалась с Дружком и убежала в лес.
Даша Новосёлова, 7 лет
Лесное происшествие
В одной деревне, рядом с лесом, жила девочка Катя. Много было у неё друзей и в деревне, и в лесу. Однажды утром она отправилась в гости в лес к зайке. Решили они погулять по лесу. Вдруг на земле увидели два бугорка: большой и маленький. Они стояли и думали, что же это может быть? И тут случилось неожиданное. Бугорки зашевелились и из маленького вылез крот Федя, а из большого медведь Топтыжка. Посмотрели все друг на друга и засмеялись. Ведь Катя и зайка Даша совсем забыли, что их друзья: медведь Топтыжка живёт в берлоге (большой бугорок), а крот Федя под землёй (маленький бугорок). И ты это запомни, дорогой друг.
Катя Рокина, 7 лет, Галя Царегородцева, 7 лет
Как Лиса повадилась в курятник
В одной деревне, в одном доме жили два друга: кошка Мурка и собачка Дружок. Каждое утро после завтрака, они гуляли по двору. И вот однажды, проходя мимо курятника, они услышали голос петуха Пети. Он предупреждал всех жителей курятника о том, что в деревню поводилась ходить лиса Юля и поэтому все должны быть очень осторожными. Услышав это, друзья решили, что весь день они проведут у курятника и проучат лису.
Прошёл день, наступила ночь. И вот пришла лиса Юля. Она шла тихо, но всё-таки друзья услышали её шаги. Когда лиса приблизилась к курятнику, они залаяли и замяукали. Так они разбудили весь двор. Услышав шум, лиса испугалась и убежала в лес. А друзья довольные своим поступком пошли в дом спать.
Аня Жукова, 6 лет
Сказки, сочинённые с родителями.
Снежная печка
Сделала я однажды снежную печку. Вставила трубу и заслонку. Дощечек, веток подбросила в неё…Раз, два, три – снежная печка гори! Ветер разметнул над трубою дымок и замерцал в очаге огонёк. Смогут теперь обогреться у печки снежные маленькие человечки.
А утром я своей печки не нашла. Ночью буран её снегом замёл. Хворост погас, а печёные ледышки съели, наверное, снежные мыши.
Ксюша Лобанова, 7 лет.
Зимний рассказ
Снегурочка послала зайчика отнести письмо Деду Морозу. По дороге ему встретилась лиса и волк. Они спросили зайчика, что ты несёшь. Он ответил, что несёт письмо деду Морозу. Когда он прочитает его, он даст подарки. Позавидовали волк и лиса да отобрали письмо у зайчика и побежали к Деду Морозу, чтобы самим получить подарки. Дед Мороз прочитал письмо и понял, что его хотят обмануть, так как письмо должен был принести зайчик. Дед Мороз разозлился на волка и лису. Отругал их, что им стало очень стыдно и они убежали. Потом пришёл зайчик весь в слезах. Дед Мороз его успокоил и отдал ему подарки, зайчик был очень рад.
Настя Алметева, 6 лет.
Чудо
Однажды в студёную, зимнюю пору
Я из дому вышла, был сильный мороз!
Смотрю весь народ, направлялся на площадь.
И мы побежали на площадь бегом.
А там, я глазам своим не поверила,
На площади ёлка стоит: «Красота!»
Там зайчики, лисы, волчата, тигрята.
Они с Дед Морозом ведут хоровод.
Меня поздравляют, подарки мне дарят.
О чудо!Ведь это пришёл Новый год!
Софья Рыбакова, 6 лет
Революция 1917 года отразилась на мировоззрении, на творчестве литературных деятелей того времени. Кто-то с энтузиазмом принимал новый строй, кто-то всем сердцем отвергал изменения, а кто-то, очаровавшись вначале, разочаровывался в революции впоследствии. У Сергея Есенина было своё виденье. «В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном» — говорил он. Постепенно поэт стал видеть и обратную сторону революции. Она создала раскол в стране, внесла разлад в ряды русского народа. Эмоциональным откликом на события того времени стало произведение «Разбуди меня…». Анализ по плану от Многомудрого Литрекона поможет лучше его понять.
История создания
Произведение «Разбуди меня…» написано поэтом в 1917 году. По словам самого Есенина, стихотворение «Разбуди меня» являлось первым его откликом на Февральскую революцию.
23 февраля 1917 года санитар Есенин должен был выехать из Царского Села в Могилев, чтобы попасть в распоряжение командира 2-го батальона свободного пехотного полка, но Сергей Александрович так и не отбыл в место назначения. В этот день в Петрограде началась забастовка рабочих… Она продолжалась несколько дней, она росла! Началась революция! 17 марта Сергея Есенина отослали в распоряжение Воинской комиссии, но у поэта не было никакого желания служить Временному правительству.
«В революцию покинул самовольно армию Керенского…» (С. А. Есенин)
С этих пор Есенин не задерживался долго на одном месте, переезжал из города в город, деревню. Поэт боялся принудительного возвращения на военную службу, боялся террора со стороны новых властей.
В эти годы в произведениях Сергея Александровича ещё сильнее просматривается любовь к Родине, к России, которая нуждалась в этом как никогда.
Есенин себя считал дезертиром, так как хотел скрыться от Февральской революции. В произведениях более поздних лет просматриваются оттенки грусти и тоски, но это не значит, что поэт отчаялся! Есенин очень старался принять, понять новый строй, но он скучал по Патриархальной России…
Стихотворение «Разбуди меня» является одним из «революционных» произведений Сергея Александровича. Разбираемое стихотворение впервые было напечатано в составе цикла «Вечер с метёлкой».
Жанр, направление, размер
Жанр стихотворения «Разбуди меня» — послание. Послание, как жанр, – это обращение лирического героя к какому-либо лицу, реальному или вымышленному. Это обращение подразумевает ответ в виде понимания адресата, в виде какой-либо реакции. Но бывают и адресаты «некоммуникабельные», как в данном случае.
Да, Сергей Есенин пишет:
«Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!»
К матери ли обращается поэт? Сергея Александровича воспитывали дедушка с бабушкой, поэтому отношения с мамой у него не были настолько близки, чтобы беседовать с ней об откровенном. Но тема матери в творчестве Сергея Есенина тесно связана с темой Родины. «О моя терпеливая мать!» — это обращение к Матушке–земле, которой предстоят тяжелые времена.
Для послания характерна резкая смена картин, микро-тем, смешение стилей, ведь послание подобно дружеской беседе, где нет определенных рамок, правил. В стихотворении «Разбуди меня» прослеживается данная тенденция. Лирический герой сначала говорит о месте встречи с «дорогим гостем», затем говорит о пуще, об увиденных следах колес, потом возвращается к своей горнице, описывает хозяйство, кров, петухов.
Данный жанр подразумевает близость адресанта и адресата, доверие, так как в послании отображено личное отношение к чему-либо, оценка чего-то, мнение о чем-то, что, порой не нуждается в суждении. «Разбуди меня завтра рано» — это отклик поэта на события Февральской революции, описание его надежд, связанных с ней.
Сергей Александрович является поэтом-модернистом. В 1919 году он примкнет к такому течению, как имажинизм. Данное течение возникнет сразу после революционных переворотов. Основной чертой данного течения является главенство образа, образ превыше всего, превыше идеи, слово – это метафора. У Сергея Есенина будут свои правила и устои, свой взгляд на имажинизм, более глубокий.
Хоть разбираемое стихотворение и написано в 1917 году, но в нём явно присутствуют черты имажинизма. Главенство образов, метафоры… Но тема не соответствует данному направлению, имажинисты не писали произведения на политические, социальные темы. В любом случае имажинизм, как отдельное течение, ещё не появился, поэтому данное стихотворение можно считать предпосылкой данного направления.
Размер произведения «Разбуди меня» — трехстопный анапест, хотя встречаются строки, где ударение падает на 2-й слог (например, «Разбуди меня завтра рано…», «Дорогого гостя встречать…»). Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.
Композиция
Стихотворение «Разбуди меня» состоит из 5-ти четверостиший. Сюжетных частей тоже 5, они соответствуют строфам. Композиция закольцована.
- В 1-й части лирический герой обращается с просьбой к матери, объясняя ей данную просьбу.
- Во 2-й части повествуется об увиденном. Это увиденное и повлияло на решение лирического героя, именно поэтому он решительно хочет подняться рано, дабы быть уверенным в том, что ожидаемый гость, чьи следы он увидел, придет точно.
- В 3-й части повествуется о самом госте, точнее о том, каким лирический герой представляет гостя.
- 4-я часть закольцовывает сюжет. Поэт возвращает читателя из грёз героя к реальности. Но вновь лирический герой погружается в приятные мысли: «Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт…».
- В 5-й части герой уже полностью погружен в мечты, он находится в полусне, в приятных мыслях о будущем.
Образы и символы
«Мои стихи – моя биография.» (С.А. Есенин)
Лирическим героем стихотворения «Разбуди меня» является сам поэт. В произведении автор пишет о своём ощущении революции, о своём отношении к ней, о своих мыслях по поводу неё.
Произведение построено на метафорах, на образах. Главными образами стихотворения являются Матушка-земля и революция.
«О моя терпеливая мать!» — так поэт обращается к Родине. Мать – это самый родной человек для каждого из нас. Но так вышло, что Есенин близко с ней не общался, она уехала на заработки в Рязань, а сына оставила своим родителям. Бабушка и дедушка воспитали внука, они внесли значительный вклад на становление Сергея Есенина как поэта.
Но в произведениях Сергея Александровича можно встретить образ матери. Особенно часто он встречается в поздних стихах автора. Мать для поэта – это Родина, родная земля. Он относится к ней также трепетно и нежно, как дитя к матери. Мать – это жизнь, это та, кто подарила жизнь. У поэта она «терпеливая». Данный эпитет очень точно описывает отношение матери к своим детям. Она их любит, заботится о них, учит, терпит все их шалости. Так и наша Родина поступает! К ней поэт относится очень трепетно, с большим уважением, благодарностью, сыновьей любовью.
Далее в произведении появляется второй главный образ – гость.
Гость – представитель чего-то иного, чужого. Гостя, обычно, приглашают, но существуют ситуации, когда они приходят сами по себе. Как в случае «есенинского героя».
«Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.»
Гостя не приглашали, но его ждут, называют его дорогим, то есть отношение к нему положительное. Не случайно поэт упоминает дорогу – символ жизненного пути. То есть ожидаемый гость может поменять судьбу тех, кто ожидает его, повлиять на их участь.
«Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.»
Далее Сергей Есенин продолжает писать про изменения в жизни.
Колесо является символом перерождения и обновления, изменчивости материального мира. В стихотворении лирический герой видит след широких колес, то есть изменения грядут большие.
Дальше автор пишет о ветре — символе дыхания, духа. Он под «облачной кущей», а облака, хоть они в стихотворении и являются метафорой, символизируют неясность, изменчивость. Что это может значить? Возможно то, что лирический герой мужественно смотрит в будущее, не боится изменений, не боится неопределенности сложившейся ситуации.
«На рассвете он завтра промчится…»
Рассвет – символ надежды. То есть от спешащего гостя ожидают многого, надеются, что он исправит все не удовлетворяющие устои.
«…взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом…»
Кобылица — символ самообладания, а хвост символизирует активность, то есть то, что надвигается, очень резкое, сильное, активное и «красное». Символика красного цвета достаточно разнообразна, но в данном случае красный – это власть, сила.
Далее поэт вновь обращается к первому образу, но не называет имени. Он просит «засветить свет» утром в своей комнате, используя устаревшее слово «горница», что придаёт стихотворению «родное», уютное звучание.
«…Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…»
Есенин пишет, обещает, что как только он станет «знаменитым русским поэтом», расскажет миру о Родине, о революции, о её влиянии на страну.
«И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.»
Данные строки метафоричны.
Молоко – эликсир жизни, символ плодородия. Корова – это мать и кормилица, рыжая корова представляет собой жертву за общину, то есть за народ. Что это может значить? Возможно, то, что произведения, написанные поэтом на данную тему в дальнейшем будут восприниматься как частица, оставшаяся от нынешних времён, будут являться единственно верным отражением революционного периода.
Тема, проблемы, настроение
Темой стихотворения «Разбуди меня» является революция. Она далеко не основная в творчестве Сергея Есенина, но раскрыта достаточно широко, поэт откровенно делится в таких произведениях своим виденьем, своим мнением. Поэтому «революционные» стихотворения Есенина так разнохарактерны. Сначала поэт радуется и гордится своим званием («Мать моя родина, я — большевик.»), но потом радость сменяется разочарованием, пониманием всеобщей ошибки («Нас мало уцелело. На перекличке дружбы многих нет…»).
Стихотворение «Разбуди меня» является одним из первых на данную тему, поэтому оно достаточно воодушевляющее, полное надежд. Его настроение не восторженное и страстное, какое обычно встречается у поэтов-революционеров, но оно спокойно-радостное, мудрое.
Проблематикой произведения «Разбуди меня» можно считать метания и сомнения очень многих, чья жизнь сплелась с революцией. Чего ожидать от нового строя? Осуществятся ли надежды? Сможет ли революция решить насущные проблемы? Как повлияет она на Россию, на общественность?… Вопросов бесчисленное множество! И все они уместились в анализируемом стихотворении, все они волнуют лирического героя, беспокоят его разум.
Основная идея
Данное произведение является отражением чувств поэта, отражением гаммы эмоций, возникших по вине приближающихся изменений. Главная мысль стихотворения «Разбуди меня» заключается в приветствии перемен, в надежде на то, что гость изменит удручающее положение деревни к лучшему.
Трепет, тепло томящихся надежд, радостное предвкушение, другие вдохновляющие эмоции одолевали многих в то время. Сергей Есенин не был исключением.
«Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.»
Смысл стихотворения «Разбуди меня» — это мысль о том, что революция – это шанс для очень многих, то есть она могла открыть дверь там, где её не было. С этой вдохновляющей мыслью очень многие открывали сердца революции.
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Разбуди меня» перечислены в списке и являются заключительной частью анализа по плану:
- Эпитеты: «терпеливая мать», «дорожный курган», «дорогой гость», «широкие колеса», «золотая дуга», «игриво взмахнет», «красный хвост», «знаменитый русский поэт», «рыжие коровы».
- Сравнение: «шапка-месяц».
- Метафоры: «облачная куща», «на песни мои прольется».
- Устаревшее: «горница», «кров».
- Строфическая анафора: «Разбуди меня завтра рано…» (повторение одной и той же строки в 1-м и 4-м четверостишии)
- В произведении встречается неправильный порядок слов в предложении, то есть инверсия (например, «на рассвете он завтра промчится…»).
- Риторическое восклицание: «О моя терпеливая мать!».
Автор: Кристина Асаулова