Сочинение по картине шишкина утро в сосновом лесу кратко

Цель: научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в письменной форме. задачи: формировать умения: описывать картину; озаглавливать; сравнивать изображнное

Цель: научить детей свободно и правильно
выражать свои мысли в письменной форме.

Задачи: формировать умения:

  • описывать картину;
  • озаглавливать;
  • сравнивать изображённое на картине с
    художественными произведениями;
  • устанавливать соответствие между
    произведением и картиной;
  • совершенствовать орфографический навык;
  • развивать творческое воображение детей;
  • развивать чувство прекрасного;
  • воспитывать любовь к родному языку, родной
    природе.

ХОД УРОКА

I. Рассматривание репродукции картины

img1– Видел ли кто-нибудь из вас раньше эту
картину? Где видели?
– На стене в столовой, на конфетных обёртках, на
ковре…
– Многочисленные копии картины способствовали
широкой известности художника, но кто он?

II. Беседа о художнике

Иван Иванович Шишкин – замечательный русский
художник-пейзажист, родился он в купеческой
семье, в Елабуге, на реке Каме, в лесной стороне.
Его кисти принадлежали такие картины, как
“Корабельная роща”, уже знакомая нам “Рожь”,
“Утро в сосновом лесу”, медведи в которой,
написаны К.Савицким. Природа для художника –
само совершенство, именно она может облагородить
человека. С именем Ивана Шишкина связано
представление о жизни русского бора, о дебрях
лесной глуши, напоённых запахом смолы и преющего
бурелома. Творчество художника – восторженная
ода, воспевающая красоту и мощь русского леса.
Недаром И.Крамской говорил: “До Шишкина в России
были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и
никогда не существовало.” Главные творческие
достижения И.И. Шишкина подчинены одному –
прославлению силы и богатства родной природы.

III. Работа над заголовком

– Как называется картина?
– Придумайте свои названия для этой картины.
– “Медвежата”, “Семья медведей”, “Старый
сосновый бор”…
– Приходилось ли вам видеть медвежат? Опишите их.

IV. Чтение отрывка из рассказа Г.
Скребицкого “Неожиданное знакомство”

“Ну и потеха! Перед медвежонком на
земле сидит большая лягушка. Она, видно, только
недавно очнулась от зимней спячки. Медвежонок
тянет к ней лапу. Лягушка делает в сторону
небольшой скачок. Мишка принимает это за игру. Он
тоже неуклюже подскакивает вслед за лягушкой.
Так они добираются до ближайшей лужи. Лягушка
прыгает в воду, медвежонок суёт туда лапу,
одёргивает, и с удивлением смотрит, куда же
девался его новый приятель. Я не могу оторвать
глаз – до чего же хорош. Такой с виду мягонький,
толстый, неповоротливый. Хочется взять его и
потискать, побороться с ним, как с котёнком. Не
верится, что это дикий зверь”.

– Какой медвежонок в рассказе Г. Скребицкого
“Неожиданное знакомство”?

V. Чтение отрывка из рассказа В. Бианки
“Медвежонок”

– Опишите медвежат из этого отрывка.
“Медвежата весёлые: борются, по клетке лазят,
барахтаются, кричат. Они пыхтят – мохнатые,
пузатые, большеголовые, косолапые”.

VI. Сравнение животных, описанных
писателями с картиной

– Каким их изображает художник? Где они играют?
Что делают?
– Ранним летним утром медвежата вылезли из-под
поваленного дерева. Двое играют на дереве. Третий
медвежонок встал на задние лапы и смотрит куда-то
вдаль.
– Что вы можете сказать, про третьего медвежонка,
не играющего с братьями? Какой он?
– Косолапый, толстый, неуклюжий,
наблюдательный…
– Можно ли сказать однозначно, что эти медвежата
неуклюжие, неповоротливые?
– Нет. Они только с виду такие, на самом деле не
так-то легко взобраться па поваленное дерево. Они
ещё и любознательные, им всё интересно: и веточки,
и букашки. – Можно ли сказать, что медвежата из
рассказов Скребицкого и Бианки похожи на
медвежат на картине Шишкина?
– Да, характеры и повадки зверей переданы
художником и писателями, похожи.
– Как вы думаете, что за медведь смотрит на них,
как будто наблюдает, охраняет?
– Это, наверное, их мать, медведица. У неё
буро-коричневая шкура, она оскаливает зубы,
рычит, медвежата не слушаются, она за них
беспокоится.

VII. Работа по карточке № 1 (на столах у
детей)

– Выберите определения, характеризующие
мать-медведицу.

Карточка № 1

Косолапые, мохнатые, неугомонные,
игривые, шаловливые,
заботливые, строгие, рычащие, любознательные,
недовольные,
внимательные, беззаботные, весёлые, пузатые,
большеголовые,
неуклюжие, неповоротливые

VIII. Установление соответствия между
картиной и рассказом

– Каким художник показывает нам лес? Где играют
медвежата?
– Медвежата играют на старой сосне, сломанной
бурей, ствол расщеплён, корни вывернуты. Кругом
непроходимая чаща. Это сосновый бор.
– Чтение отрывка из рассказа Соколова-Микитова.
– Найдите, с чем сравнивает писатель сосны.
– Что общего и чем отличается изображение
соснового бора у писателя Соколова-Микитова и у
художника И.Шишкина?

“Очень хорош и красив чистый сосновый бор.
Идёшь или едешь по старому сосновому бору –
точно чистые огромные свечи, возвышаются над
головой стволы старых деревьев. Через высокие
зелёные вершины пробиваются лучи солнца. Светлые
золотые зайчики играют на стволах деревьев,
покрытых потрескавшейся толстой корою. Пахнет
смолою и землёю”.

– Что общего в рассказе и картине?
– Сосновый бор, великолепные вековые сосны,
запах смолы, земли. (Отличительные черты
учитель записывает на доске.)

Рассказ

Картина

1. Идёшь или едешь в лесу.
2. Светлый солнечный лес, золотые зайчики играют
на стволах деревьев.
3. Деревья, точно чистые огромные свечи.
4. Тихо в старом сосновом лесу.
1. Непроходимый дремучий лес.
2. Тёмный, сумрачный лес, первые лучи солнца
освещают только верхушки сосен; вековые сосны не
пропускают свет в чащу.
3. Вековые уставшие сосны; на переднем плане
картины поваленное дерево, вывороченное бурей.
4. Звуки зверей.

– Почему художник изобразил такую глушь?
– Сюда не ступает нога человека, дикие звери
живут в безлюдных местах.
– Какие признаки наступившего утра вы увидели на
картине?
– Розовеет заря. Солнце освещает только верхушки
сосен. Беловатый туман поднимается из оврага.
Воздух чист и свеж. Бодрит утренняя прохлада.

IX. Работа по карточке № 2

Карточка № 2

  • Утро (какое?) раннее, летнее, свежее, сумрачное
  • Лес (какой?) дремучий, густой, непроходимый,
    таинственный, сказочный
  • Сосны (какие?) вековые, старые, высокие,
    исполинские, величавые, могучие, прямые,
    уставшие, золотистые

– Какие признаки наступившего утра вы увидели
на картине?
– Первые лучи солнца освещают вершины сосен,
золотят их. Розовеет заря. Беловатый туман
поднимается из оврага.
– Какие чувства вызывает у вас раннее летнее
утро в лесу? В правой части картины преобладают
теплые краски.
– Чувство радости, бодрости, спокойствия.

Х. Настроение картины

– Какие чувства и мысли вызывает у вас эта
картина?
– Чувство бодрости и радости.
– И.И.Шишкин говорил, что “главное дело
пейзажиста есть прилежное изучение натуры,
вследствие чего его картина с натуры не должна
быть фантазией”. Мне же, глядя на картину “Утро в
сосновом лесу”, так и всплывают в памяти стихи
А.С.Пушкина, его сказочные мотивы…

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей
… Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет,
Там русский дух…
Там Русью пахнет.

– Мне кажется картина И.И.Шишкина
“Утро в сосновом лесу” является как бы домом для
сказочных героев Пушкина. Почему такие мысли
приходят в голову? Превосходно изображены дебри
лесной глуши, овраги, туман, вековые деревья,
корни, вывороченные бурей, преющий бурелом.
Именно в таких непроходимых лесах и должен
бродить леший, русалка на ветвях сидеть. И всё это
наша любимая Родина, Россия, Русь.

XI. Орфографическая подготовка (по
карточке № 1)

– Найдите слова с безударной гласной.
– Найдите сложные слова, выделите корень.
– Разберите по составу слова: неугомонные,
заботливые, беззаботные, неповоротливые.
– Объясните лексическое значение непонятных
слов (по карточке № 2)
– Найдите слова с безударной гласной.
– Слова раннее, сказочный, исполинские,
поваленное разобрать по составу.
– Выяснить лексическое значение непонятных
слов.

XII. Коллективное составление плана

– Как начать сочинение?
– О чём будем писать в основной части?
– Какие мысли и чувства пробудила в вас эта
картина?

План.

  1. Наступление утра в сосновом лесу.
  2. Мохнатая семейка.
  3. Моё отношение к картине.

XIII. Написание на черновиках.
Индивидуальная помощь учителя

XIV. Редактирование текста

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию  картины._Подведение итогов 1-ого этапа. Постановка цели 2-ого этапа.

  1. Сегодня мы будем писать сочинение по картине И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Это – второй этап нашей работы. Слайд 1,2

— А какие цели стояли перед нами на первом этапе работы?

— Какие цели стоят перед нами сегодня?

                   / Суметь «прочитать» картину; грамотно оформить свои суждения; подвести

                         итог нашего путешествия/

  1. Какие интересные моменты, факты из биографии художника вас удивили,

поразили?

Например: — Однажды, заплутав в незнакомом лесу, встретил ещё одного заплутавшего – старого крестьянина, собиравшего грибы. Художник взвалил обессилевшего старика себе на плечи и ещё несколько часов носил его на себе, пока не вышел на окраину леса. Затем с той же поклажей прошёл ещё несколько километров – доставил крестьянина до самого его дома.

                   — Смог приручить волчицу, возле логова которой он целое лето работал: научил её брать еду с руки.

                   — Чтобы подкормить птиц, художник  крошил на свою широкополую шляпу с загнутыми краями крошки хлеба, зёрна и т.д, и так работал. И когда птицы слетались на его шляпу, он замирал и стоял неподвижно, как статуя.

                   — Он не боялся ни медведей, ни волков, ни рысей. «Лесной царь» — так называли его друзья.

                   — Работал без устали. Иногда простаивал у мольберта  от рассвета до поздней ночи, забывал даже о еде.

                   И т.д.

3.– Русский лес изображён во многих картинах Шишкина. Город Елабуга, где

        родился и вырос художник, был окружён непроходимыми дремучими ле-

        сами, и впечатления детских лет привели его в конце концов к  пейзажной

        живописи. Особенно любил Шишкин сосны.  Они изображены во многих

        его картинах. Приведите примеры.   

4. — Вы самостоятельно познакомились и с творчеством художника. Какие                произведения полюбили вы? Почему?

      — Назови произведения в подборке.  

5.  И.И.Шишкин говорил: «Россия – страна пейзажей».

    — Что мы называем пейзажем?  

6. – Мы отправляемся в путешествие на поезде в сосновый лес.

П. Беседа по картине.     / На доску вывешена репродукция картины, портреты

                                                     И.И.Шишкина, К.П.Савицкого, плакат с надписью

                                                     «Какая связь здесь существует?

                                                      Как можно назвать художников? (соавторы)/

1. Ответы на вопросы.

Звучит музыка Э.Грига «Утро»

2.Рассматривание картины. Какое впечатление произвела на вас картина?

3.Что вы видите на ней?

4. Какое время года изображено?

          /Да, художник выбрал именно лето, когда лес бывает сочно-зелёным, пышным,

              густым/

5. Какое время суток? Как это определили?

 6. Что изображено на центральном плане картины?

     Что делают медведи?

     Вы можете предположить, как чувствуют себя медвежата?

     А их мать- медведица так же беззаботна, как её детки?

7. Медведи изображены в центре полотна, а что мы видим вокруг?

    Почему сломано дерево? (может от бури, может от старости)

8.Опишите деревья, траву.

   Какой приём использует художник, чтобы показать, как велики сосны?     (верхушки деревьев за пределами рамки)

                        Часто в сосновом лесу растут и другие деревья, например, ель,    берёза, осина. Но в данном произведении изображены только дремучие сосны./

9..Вы правильно сказали об основных составляющих картины, т.е. о её

    композиции. Что такое композиция?  

              Композиция – это построение, соотношение и взаимное

              расположение частей, фигур на картине художника.

10.Картина названа «Утро в сосновом лесу», а почему, например, не

     «Мишки в сосновом лесу»? Как вы думаете?

              / Идеально изображено художником состояние природы, т.е.

                          сосновый бор утром, а медведи лишь удачно дополняют

                картину раннего летнего утра в сосновом лесу.

                Картина передаёт чувство красоты, торжества родной природы,

                торжественной тишины и спокойствия, чувство радости./

11. Можно ли, рассматривая картину, почувствовать тишину и покой?

                         / Безветренная погода, кроны деревьев не качаются, не видно птиц или других

                                зверей. От картины веет спокойствием и торжественной тишиной/

12. Что-то в этом произведении напоминает о присутствии людей? Докажите.

13. Какие цвета использовались в картине? (неяркие, блёклые, тёмные, больше зелёного

        Почему?                                                           и коричневого)

                               / чтобы показать настоящий таинственный лес, дикую природу, тишину,

                                 показать кусочек жизни таинственного соснового бора во всей его красоте.

                                 Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным

                                 и полный тайн./

14. Какое настроение придает пейзаж этой картины?

                           / Гордость, радость за нашу Русь, с её богатейшими лесами, красотами при-

                                  роды; восхищение работой художника и т.д./

                          Известный художник В.М. Васнецов говорил:

                          «Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси, если мы

                           хотим найти свои истинно народные пути к изображению её ясного, тихого

                           и задушевного облика, то пути эти лежат и через ваши смолистые, полные

                           тихой поэзии леса»

15. Какова же главная мысль произведения ?

                            Показать красоту родной природы, торжества жизни, любовь к

                            Родине.

Ш. Составление плана.     /работа в группах на листочках/  Предложить выбрать нужные пункты плана для сочинения. 

                         План.

     — Утро.

— Утро в сосновом бору.

— Начало нового дня.

— Лесная глушь.

— Глухомань.

— Глушь.

               — Мохнатая семейка.

               — Медведи.

               — Забавные  медвежата.

               — Моё отношение к картине.

   — Почему в плане утро в сосновом бору (лесу) написано без кавычек?

1V. Самостоятельная работа над текстом сочинения. ( памятки)

       Редактирование.

       Самопроверка. (памятка)   

1. Прослушать сочинения учеников.

2.Послушайте сочинения ваших сверстников по данной картине.

У. Подведение итогов урока.

Просмотр содержимого документа

«Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». »

Родителям школьников нередко приходится сталкиваться с тем, что их дети не умеют связно излагать свои мысли в письменном виде. Написание сочинения на заданную тему вызывает у них большие затруднения. Можно самостоятельно научить школьника писать сочинение по картине «Утро в сосновом лесу», по классам выбрав формат такой самостоятельной письменной работы.

Почему ребенок должен уметь самостоятельно писать сочинения

В школе дети в разных классах на протяжении всех этапов обучения пишут сочинения, обучаются логично излагать свои мысли, развивают мышление и красноречие. Итоговой работой должно стать выпускное сочинение, в котором старшеклассник должен будет не только продемонстрировать знание русского языка, но и умение логично и аргументированно излагать свои мысли.

Многим детям написание сочинения на заданную тему кажется невыполнимым. Родители не должны выручать своего ребенка, выполняя за него такое задание. Можно научить школьника необходимым навыкам, используя в качестве тренировочного материала сочинение по картине «Утро в сосновом лесу», подбирая по классам варианты написания такой письменной работы. Учитывая возраст ребенка, с помощью простой и понятной для каждого темы можно научиться правильно выполнять подобные задания.

6269a91c02e66579a8531c5a8b834829

Методические рекомендации по обучению детей написанию сочинения

Ребенок должен понять, что сочинение лучше писать по плану:

  • введение;
  • основная часть;
  • заключение.

При этом следует объяснить школьнику, что вступление и заключение пишутся коротко, а основная часть сочинения должна иметь четкую структуру. После этого нужно вместе с ребенком продумать, что должно входить в каждый пункт такого плана при написании творческой работы. Начать обучение можно даже в 7 классе, если школьник испытывает сложности при написании сочинения.

Умение правильно излагать свои мысли в письменной форме поможет детям развить логику и ораторские способности.

Сочинение в повествовательной форме позволяет детям научиться делать описания. Картина предоставляет для этого отличные возможности. Изображенный на ней лес и медвежья семья вызывают у детей позитивные впечатления. Описание занятий животных и леса, изображенных художником на картине, будет по плечу детям из начальной школы, которые с большой охотой сначала расскажут родителям, что они видят, а потом постараются записать все это с планом сочинения.

Необходимо задавать детям наводящие вопросы:

  • что изображено на картине;
  • какое время суток в лесу;
  • чем занимаются лесные обитатели;
  • какие мысли приходят в голову при взгляде на картину.

9f9e6d5d936101e8965f88fc2eb56733

Примеры сочинения для учеников начальной школы

Вариант повествования наиболее простой, его лучше использовать для детей начальной школы. В таком сочинении ребенок сможет излагать своим мысли и чувства, возникающие при рассматривании картины «Утро в сосновом лесу». При этом следует все время напоминать ему о том, что нужно описывать, что именно он видит на картине.

Пример 1

Вступление

На картине художник Иван Иванович Шишкин изобразил рассвет в сосновом лесу, который встречает семья лесных жителей – медведей. Деревья и лес нарисованы настолько реалистично, что кажется, что их не рисовали, а фотографировали. Глядя на это лесное утро, кажется, будто находишься там, в лесу, и тихо наблюдаешь из укромного места за медвежьей семьей. Вот что пришло мне в голову, когда я рассматривал эту картину.

Какие мысли и чувства возникают при просмотре картины

Мне показалось, что мама-медведица очень похожа на мою маму, которая всегда внимательно смотрит по сторонам, когда мы вместе с ней и с братом переходим дорогу, или когда катаемся во дворе на велосипеде. Наверное, все мамы одинаковые, как и дети. Медвежата весело лазают по дереву, словно мы с братом.

Сначала кажется, что в лесу никого нет, кроме медведицы и медвежат, но наблюдая за поведением медвежьей мамы, начинаешь понимать, что она кого то учуяла или увидела и говорит своим детям, что нужно вести себя тише. Третий медвежонок тоже кого-то учуял или слушает свою маму. Он, наверное, самый послушный из всех ее медвежат. Те двое заигрались на поваленном дереве и не слышат свою маму, продолжая рычать радостно друг на друга.

Заключение

Картина художника И.И. Шишкина не только красивая, но и познавательная. Она показывает жизнь медведей в дикой природе. Не знаю, писал ли художник медведей с натуры. Ведь это очень сложно – так близко подобраться к диким зверям. Скорее всего, он нарисовал их по памяти, но получилось у него это очень реалистично, как будто он сфотографировал утренний сосновый лес с огромными деревьями и милую медвежью семью на прогулке в лесной прохладе в лучах восходящего солнца.

7cbf507d98b1673481f4848a7d11647a

Интересно! Сочинение по картине «Утро» Яблонской, 6-й класс

Пример 2

Школьники 3-4 классов смогут выполнить более сложное задание, описав полотно с искусствоведческой точки зрения, используя более сложный и структурированный план. Вот короткий пример такой работы:

Введение

Известное полотно русского художника пейзажиста Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» было написано в 1889 году в лесу острова Городомля. В работе будет дан короткий анализ полотна с описанием сюжета, композиции и используемых в работе цветов.

Сюжет и стилистика изображения

Картина написана в реалистическом жанре. Художник, который специализировался на пейзажах, изобразил на полотне, кроме огромных сосен, животных, выбрав для этого хозяина русского леса – медведя.

На картине изображена медвежья семья: мама-медведица и трое ее медвежат. Выбрав такой сюжет, художник как бы подчеркивает вековечный покой могучего соснового леса, охраняющего мирную жизнь его диких обитателей.

Передний план

В центре картины на переднем плане изображены медведи, находящиеся у поваленной ветром старой сосны. Хотя медведь – крупный зверь, на фоне изображенных вековых сосен медведица выглядит не такой внушительной и опасной. Она, в отличие от играющих медвежат, находится в напряженной позе с открытой пастью, чутко прислушиваясь к тишине утреннего леса.

Задний план

На заднем плане картины в верхней части изображены лучи восходящего солнца. О том, что в лесу только начинается утро, говорит стелющийся понизу туман, цепляющийся за могучие корни вековых деревьев. Художник настолько реалистично его изобразил, что кажется, что ощущаешь утреннюю свежесть соснового леса.

Цветовая гамма

Используя характерный подбор цветов и оттенков, И.И. Шишкин создает светлое, как утро, настроение жизни русского леса, скрывающего под сенью ветвей повседневную жизнь своих обитателей.

Верхушки темно-зеленых сосен Шишкин позолотил желтым цветом, реалистично изобразив первые солнечные лучи, которые вскоре нагреют сосновую чащу, которая наполнится к полудню жаркого летнего дня стойким ароматом хвои. А пока в лесу довольно свежо и прохладно, что только на руку медвежьей семье, решившей прогуляться по лесной чащобе.

Хотя мишки располагаются в нижней части картины, написанной темными тонами, их поведение вкупе с золотыми солнечными лучами и желтым разломом поваленной сосны создает умиротворяющее и доброе настроение. Поэтому контраст темного низа и светлого верха картины очень реалистично передает неуловимый момент смены утренних сумерек наступлением раннего утра, когда воздух свеж и прохладен, а деревья вокруг кажутся теплыми и уютными, не успев сильно остыть летней ночью.

Заключение

В картине, написанной в реалистичной манере, присутствует много темных тонов, контрастирующих с золотистыми красками солнечных лучей. Но вместе с тем создается светлое, как летнее утро, игривое настроение благодаря изображению играющих в утренних сумерках медвежат и их любящей лохматой мамы, стоящей на страже своих резвящихся детенышей.

eb2ee48832d8e8486a7128d62dae3255

Пример 3

Ученики старших классов могут написать сочинение-исследование по картине, описав малоизвестные факты истории ее написания. Школьникам средних классов лучше предлагать более сложные задания, в которые входит предварительный сбор информации о картине и история ее создания. Перед написанием сочинения нужно подобрать школьнику литературу об И.И. Шишкине и об этой картине. После этого школьник должен будет составить план и в соответствии с ним написать сочинение, в котором раскрывается история создания художественного полотна.

Нельзя просто переписывать чужие работы. Следует научить школьника мыслить самостоятельно и правильно излагать свои мысли в письменном виде по определенному плану.

Введение

Всем хорошо известна картина известного русского пейзажиста И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Сюжет полотна давно стал хрестоматийным и разошелся в огромном количестве копий. Но мало кто задумывался над тем, что это самое нетипичное полотно художника, все свои картины посвящавшего изображению русских лесных пейзажей. Шишкин был мастером пейзажной композиции и никогда не писал картин в анималистическом жанре, за исключением этой. Почему же только на этом своем полотне он изобразил медведей?

История создания картины

Когда И.И. Шишкин в 1889 году работал над своим полотном на острове Городомля, его коллега по цеху, художник Константин Савицкий предложил нарисовать на картине медведей. Когда создатель коллекции Третьяковской галереи купец Третьяков купил эту картину у Шишкина, он оставил на ней только подпись Шишкина, так как посчитал, что полотно написано в его характерной манере.

Заключение

Хорошо известная всем картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу», как истинный художественный шедевр, таит в себе пласты новой информации, знакомство с которой расширяет кругозор и помогает лучше понимать язык художественных полотен.

Для развития творческого мышления ребенка, расширения лексикона ему необходимо больше читать. Родители должны перед написанием тренировочной письменной работы обсудить со школьником выбранную тему, чтобы выявить интересные для него моменты и направить его рассуждения в нужное русло.

4f6dc651c4487fee20ce6ad84ccac0ec

Интересно! Сочинение по картине Остроухова Золотая осень для 2-го класса

Преимущества темы «Картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Написать сочинение по картине «Утро в сосновом лесу», подобрав по классам подходящий вариант, совсем несложно. Тема этой картины будет понятна любому ребенку, он сможет легче высказать свое мнение и научиться писать по плану. Необходимо объяснить школьнику, что введение должно содержать вопрос, на который будет дан развернутый ответ в основной части сочинения. Для обучения этому картина И.И. Шишкина подходит лучше всего. Школьники из начальных классов смогут всегда найти что-то свое в этом полотне, чтобы полностью раскрыть интересную для них тему в центральной части письменной работы.

Младшим школьникам не стоит давать слишком длинные сочинения. Достаточно будет коротко изложить свои мысли, которые возникают у них, когда они смотрят на картину.

Картина хорошо подходит для того, чтобы дети могли научиться структурировать свои мысли, излагая их в определенной последовательности. Они могут сравнить медвежат с маленькими детьми, играющими под присмотром своей матери в безопасной для них обстановке.

Стоит попросить их описать лесную чащу, время суток, изображенные деревья, свои ассоциации, возникающие при разглядывании картины. Сам процесс обучения написанию сочинения следует приблизить к игровой форме. Ребенок должен получать удовольствие от того, что он справился со сложной задачей и смог научиться чему-то сложному. При выполнении такой работы родители должны хвалить ребенка за явные достижения и корректно указывать на ошибки, исподволь подводя его к правильному варианту.

Используя разные форматы написания сочинения по картине «Утро в сосновом лесу», выбранные по классам в соответствии с возрастом ребенка и со сложностью поставленной перед ним задачи, можно довольно быстро научить школьника писать такие письменные работы, ориентируясь на требования школьной программы.

Источник

Обновлено: 11 месяцев

Идем в ногу со школьной программой, даже чуть на опережение. Сижу, пишу сочинение по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» для 2 класса. Если вы уже заходили на мой сайт, то уже в курсе, что для всех сочинений я стараюсь составить план и его придерживаться. План нужен хотя бы для того, что многие не любят копировать чужие тексты, но понятия не имеют о чем вообще писать в сочинении.  А тут как раз основные мысли и тезисы.

Составляем план сочинения

Все подобные тексты-описания пишутся по одному сценарию, а именно:

  1. описываем, что мы видим на картине;
  2. размышляем, почему художник использовал именно такие цвета и какое настроени они создают.
  3. Вывод. Что понравилось, что не понравилось и почему.

Как видите, план довольно простой. Приступим?

Сочинение-описание №1

На картине Федора Петровича Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» нарисован красивый букет стоящий в прозрачной вазе. На ней сидит милая яркая желтая бабочка, которая прилетела, учуяв вкусный запах свежих цветов. Еще на ней изображены веселая маленькая птичка, сидящая на карандаше, и гусеница, которая бодро ползет по упавшим листикам. Картина нарисована на оранжево-коричневом фоне. Это делает ее более яркой, летней и радостной. Ваза с букетом стоит около окна, отражение которого хорошо видно на стекле.

Когда я смотрю на эту картину, я думаю о том, какая богатая, яркая и красивая у нас природа. Даже если посмотреть только на букет, то все цветы такие разнообразные, каждый цветок красив по своему: большие и маленькие, розовые, красные и синие, каждый из них имеет свой приятный запах. Птичка, бабочка и гусеница такие же яркие и красивые, словно и они и букет цветов одно целое. Часть великой и прекрасной природы!

Больше всего в картине Федора Петровича Толстого меня удивляет то, что изображенная на ней птица, не ест бабочку. Хотя птицы бабочек едят. На гусеницу,  сидящую на упавших листочках, она тоже не обращает внимания. Но это можно объяснить — судя по яркой раскраске гусеницы, она ядовита.

Мне кажется, что бабочка и гусеница так сильно очарованы красотой и запахом цветов, что совсем позабыли об опасности, а птица просто не захотела обращать на них внимание, потому что как и они была поглощена ароматным букетом.

Картина Федора Петровича Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» — одна из моих самых любимых картин, потому что, когда я смотрю на нее, я представляю будущее лето: каникулы, вкусные фрукты, яркое теплое солнце и игры с друзьями во дворе.

Краткое сочинение №2

Что я вижу, рассматривая картину Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» — в первую очередь, это пузатая стеклянная ваза, похожая на химическую колбу. В нее налили воду и поставили цветы – красный, синий, оранжевый, розовый. Букет скромный, но очень красивый и свежий. Кажется, что цветы только срезали. Ведь на розовом лепестке еще дрожит капелька росы.

Желтая бабочка будто решила дополнить цветочную композицию. Она утомилась, летая по комнате в этот летний день. И неудивительно, что выбрала такое удачное место для отдыха. В вазе наверняка холодная вода.

Вместе с букетом в дом попала гусеница. Видимо, она сидела на листочке одного из цветов. А теперь листочек лежит на столе рядом с вазой. Гусеница оказалась в незнакомом месте.

Яркая птичка, скорее всего это щегол, конечно, могла бы пообедать гусеницей. Только она не голодна. Вид у нее такой, что долго она тут не задержится. Осталась на чуть-чуть, чтобы украсить собой картину. И ей это удалось! Ее оперение сочетается с цветами в букете.

Мне нравится все, что изобразил художник. Даже темный фон не портит хорошее впечатление. Наоборот этот цвет выгодно подчеркивает остальные детали картины. Все они выглядят по-настоящему живыми.

Описание картины №3

Картина Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» поражает тем, что все изображенное на ней кажется застывшим лишь на мгновение. Достаточно моргнуть, и милая яркая птичка легко упорхнет в открытое неподалеку окно, отражение которого видно в вазе. Карандаш, на котором она сидела, только покачнется. Но если птичка с силой оттолкнется, то он может удариться о стеклянную вазу. Послышится легкий звон, который потревожит бабочку. Она взмахнет крыльями и улетит. А гусеница на листочке так и продолжит свой путь, перебирая лапками. Всего одно мгновение, и вся композиция разобьется на отдельные элементы, которые по отдельности ничем не примечательны.

Только стеклянная ваза с букетом цветов останется неподвижной. Эта центральная часть картины уравновешивает сюжет. Чтобы не случилось с птичкой, бабочкой или гусеницей, цветы так и будут стоять в вазе с водой. Можно представить, как их аромат наполняет комнату свежестью.

Темный фон подчеркивает природные краски. Благодаря ему, все представители мира природы выглядят на этой картине настоящими, живыми. Скромный букет прекрасен своей простотой. Ваза для них выбрана такая же простая, без украшений. Но в то же время яркие краски цветов, бабочки и оперения птички создают праздничное настроение.

Сочинение №4

Картина «Букет цветов, бабочка и птичка» точно передает настоящую природную красоту. Смотришь на нее и без сомнения веришь – все это живое. Но картина мне не очень нравится, потому что все участники этой изображенной художником сцены не по собственной воле собраны в комнате с мрачными стенами.

Рано утром цветы раскрыли свои лепестки, чтобы порадоваться солнцу. Но были сорваны в букет и поставлены в вазу. У цветов короткий век. Однако в природе они живут дольше, чем в вазе с водой.

Бабочка украшает стеклянную вазу лучше, чем любая роспись. Но жива ли она? Или снята с булавки? Поймана или случайно залетела в открытое окно? Сможет ли она покинуть эту комнату? Такие вопросы меня волнуют больше, чем чудесный окрас ее крыльев.

Птичка скорее всего живет в клетке. Ее иногда выпускают полетать. Но она мечтает о свободе. Она хорошо питается. Поэтому ее не привлекают насекомые, которые в природе могли бы стать ее едой. Весь вид этой птички говорит о ее желании упорхнуть из комнаты.

А гусенице просто не повезло. Оказалась она на листочке цветка, который приглянулся художнику. Так и попала с букетом в комнату. Листочек упал на стол. Теперь гусеница пытается найти дорогу домой. Печальна ее участь.

Но все-таки я думаю о том, что возможно хорошее продолжение. И тогда картина мне нравится больше. Я представляю, что художник срезал цветы лишь у тех растений, которые в этом нуждались. Бабочка залетела сама. Долго летала ко комнате и присела отдохнуть. Птичку нашли с раненым крылом и вылечили.

Когда художник завершил работу, он выпустил на волю и птичку, и бабочку и даже гусеницу. А изобразив их на своей картине, он позволил нам полюбоваться их красотой. И так наоборот продлил их жизнь.

Сочинение №5

На картине Толстого изображена красивая ваза с прозрачной водой, в которой стоит букет.  Наверное, художник очень любит цветы. Их много, и они разные. Такой букет мы иногда собираем с мамой летом. Среди цветов нет одинаковых. Они не повторяются. Как будто художник специально хотел нарисовать разные цветы.

На вазе не сразу можно разглядеть красивую бабочку, потому что она сама похожа на цветок. У неё жёлтые крылья с чёрным узором. Это бабочка махаон. Таких редко встретишь на улице. Зато на картине можно хорошо рассмотреть.

Рядом сидит маленькая птичка. Она держится коготками за карандаш.  Названия птички я не знаю. Но мне нравится, что цвета её крылышек похожи на цвет крыльев бабочки. Это очень красивое сочетание.

Я люблю бабочек, поэтому мне очень понравилась эта картина. Но больше всего мне нравится розовый цветок в середине. Он самый большой во всей вазе. У него белая серединка и длинные лепестки. На этот цветок я сразу обратила внимание, когда увидела картину.

Глядя на этот букет, я чувствую радость, потому что он напоминает о лете и каникулах.

Рассказ о картине №6 лиричный и немного грустный

На картине художник изобразил букет, рядом с которым сидит маленькая птичка. На вазе ещё расположилась большая бабочка.

Я смотрю на этот натюрморт, и мне становится грустно. Кажется, что прошёл дождь. И скоро будет осень. Как будто это последние цветы, которые удалось собрать на улице. А других уже нет – завяли. Птичка тоже прилетела в дом прятаться от скорого дождя и даже принесла капли на крыльях. Надеюсь, её не выгнали назад на улицу.

Таких больших бабочек я могу увидеть только в книгах и на картинах. На улице попадались только маленькие белые. А эта большая с жёлтыми крыльями, на которых чёрный и синий рисунок. Она очень красивая!

Но картина мне не очень нравится из-за фона. Он коричневый, тёмный. Лучше бы был жёлтый или голубой. Тогда бы не казалось, что скоро начнётся дождь. Об этом я думаю, когда смотрю на картину «Букет цветов, бабочка и птичка».

Краткое описание №7

Я долго рассматривала картину Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Это натюрморт с вазой на фоне стены.

На картине много разных полевых цветов. Я узнаю василек и душистый горошек. Несколько листьев опали и на них сидит гусеница. Рядом с вазой стоит птичка с белой грудкой. А на вазе прямо под цветами находится большая бабочка.

Картина написана очень талантливо. Я будто бы смотрю на хорошую фотографию. В вазе даже отражается окно. А вокруг на столе есть капли воды. На цветах можно разглядеть росу. Я бы никогда не подумала, что такие детали человек способен так чётко нарисовать.

Глядя на картину, я представляю, как художник рано утром собрал цветы на лугу. Он поставил их в вазу. И получилось чудесно! Тогда художник решил это нарисовать. А потом уже прилетели бабочка и птичка, приползла гусеница.

Я думаю, что это происходило летом. А луг находится совсем рядом с домом художника. Мне нравится и картина, и то, что она выражает. Летнее утро, красоту природы и радость жизни.

Заключение

Красота бывает разная. Это не только сложные формы и витиеватые узоры. Определенная красота есть в самых простых предметах, которые мы видим каждый день, пользуемся ими. Мы настолько к ним привыкли, что не замечаем, как красива может быть обычная ваза. Присмотритесь, на ней же нет никаких украшений. Она вообще простейшая, прозрачная. Была бы она пустая, вы бы ее даже не заметили. Однако в сочетании с цветами, это уже натюрморт. Бабочка и птичка придают ему живости. Всего пару штрихов и у нас уже не мертвая природа (в переводе на русский — натюрморт означает «Мертвая природа»), а вполне живая. Да еще какая красивая…

Умение видеть скрытую красоту в самых простых вещах — это определенно талант. Но мало ее просто видеть, ее надо еще и остальным показать, причем так, чтобы они тоже увидели эту красоту простых форм. И это тоже талант. Работая над этим произведением, художник учел даже преломление света и увеличивающий оптический эффект от воды в вазе. Прорисованы тени от капелек вода на строе и на цветке — все очень реалистично. Такое внимание к мелочам и умение их нарисовать — тоже талант.

Как должны были сойтись звезды, что бы столько интересных качеств собралось в одном человеке, который взял и нарисовал эту картину… В прошлом году, ей исполнилось 200 лет. Вы представьте себе, прошло 2 сотни лет, сменилось 3 поколения, а люди смотрят на картину и восхищаются ее красотой и простотой. А ведь это всего лишь букет цветов в вазе, бабочки и птичка.

Что-то я разбежалась. Хотела написать 5 сочинений, а получилось 7. Думаю, хуже от этого не станет. Все они достаточно краткие, как раз для 2 класса. Но если вы учитесь в классе постарше, есть смысл поискать дополнительные сведения. Например рассказать об истории создания или вкратце пересказать биографию художника. Правда, это уже больше на реферат похоже будет, а не на сочинение.

В любом случае, если вы ищите какое-то сочинение по картине, которого здесь нет (а таких тем еще много), оставляйте комментарий с просьбой. Чем смогу — помогу.

Иван Шишкин: жизнь и творческий путь

Вехи биографии

Зарождение Мастерства

Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуга в купеческой семье. Уже с детских лет юный Иван проявлял себя как творческий любознательный человек. Увлекался историей, археологией и естественными науками.

Отец, заметив интересы сына, после обучения мальчика в казанской гимназии отдаёт его учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852 — 1856). Наставником молодого человека становится А.Мокрицкий, российский художник, портретист, академик Императорской Академии художеств.

Окончив обучение в училище, Шишкин поступает в петербургскую Императорскую Академию художеств к М.Н. Воробьёву — значительному русскому живописцу и наставнику целого поколения отечественных пейзажистов. Кроме учёбы в Академии Шишкин начинает посещать и другие живописные места Петербурга.

В 1860 году художник получает престижную академическую награду — золотую медаль.

Заграница и новый вид искусства

Решив не останавливаться на достигнутом, Шишкин уезжает перенимать мастерство у зарубежных художников в Мюнхен, затем в Цюрих. Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» приносит ему звание академика (1865).

За рубежом Иван Шишкин активно увлекается рисованием пером. Для иностранцев такие работы были удивительны и некоторые из рисунков даже оказались в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками известных художников Европы. К слову, Академия была в восторге от творчества Шишкина, по его словам, работы «произвели страшный фурор, и Совет Академии торжественно объявил, что таких рисунков Академия еще не видела».

Рисунок. 1 год обучения. Учебное пособие для дополнительного предпрофессионального образования

Выставки, кружки и новое звание

Вернувшись в Петербург в 1866 году, Шишкин начинает выставлять свои картины на различных экспозициях и вернисажах. В конце XIX века (и до 1923 года) образовалось объединение российских художников, называющих себя Передвижниками, или Товариществом передвижных художественных выставок. Передвижники ставили во главу угла идеи народничества и противопоставляли себя художникам-академистам. После учреждения Товарищества Шишкин начинает выставлять свои работы, в частности рисунки пером.

В 1870 году Иван Шишкин интересуется петербургским кружком аквафортистов, становится членом кружка. Пробуя выполнять гравирование «царской водкой» (смесь концентрированных азотной и соляной кислот, способная растворять золото), Шишкин вошёл во вкус и уже не бросал этот вид творчества, уделяя равное внимание гравированию и живописи.

Неустанное совершенствование, мастерство и разносторонность усиливали за Иваном Шишкиным славу одного из лучших русских живописцев и талантливого аквафортиста.

В 1873 году Шишкин получает от Академии Художеств профессорское звание за картину «Лесная глушь». Через 19 лет художника приглашают руководить пейзажной мастерской (обособленные творческие группы в высших учебных заведениях, руководителями которых становились ведущие художники и педагоги).

Умер Шишкин 8 (20) марта 1898 за делом всей своей жизни — за работой над новой картиной.

cover1 w600

Раннее творчество

Среди мастеров русского пейзажа Иван Иванович Шишкин занимает, пожалуй, признанное лидирующее место. Ему удавалось воплощать растительные формы с удивительной точностью, чувством — передавать не только внешнее сходство, но будто чувствовать «душу» любого деревца, кустика и травинки. Каждая ель в сосновом лесу, каждый дубок в чаще — всё передавало истинный вид природы. Если на картине была изображена непролазная чащоба, то любой зритель будто бы переносился прямо туда, в лес, настолько реалистичны были полотна художника. Переплетённые корни, спутавшиеся ветки, валежники, камни, песок, сухие листья и влажные после дождя стволы деревьев, молодая поросль и усохший бурьян — всё это принимало вид совершенной действительности.

Ранним работам Шишкина («Пейзаж с охотником. Остров Валаам», 1867 г.; «Летний пейзаж», 1867 г., «Рубка леса», 1867; «Лес вечером», 1866-1869 гг.) присуще романтическое «кулисное» построение картины. Несмотря на чётко оформленные планы, нет ещё полного, общего образа. Но уже в 1869 году, например, в картине «Полдень. В окрестностях Москвы», единство образа уже воплощается в действительности, в частности благодаря тонкой чувственности неба, облаков и удивительно натурально изображённой почве.

Творческая зрелость

Картины «Перелесок», «Скамейка в аллее» (1872); «Рожь» (1878); «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880 г.); «Пасека», «На окраине дубового леса» (1882 г.) ярко свидетельствуют о зрелости в творчестве художника, о становлении Мастера. Это не только образы природы, но образы в конкретный промежуток времени — будь то полуденные лучи солнца или озаряющий лес розоватый закатный свет («Лес вечером», 1869 г.). Потрясающее внимание к деталям проявляется не только в описании предметов, но и в подаче освещения их солнечными лучами, прописывании контуров тени.

Чаще всего художники любят изображать яркие контрастные природные явления — рассветы, закаты, бури. А писать «пограничные состояния» может не каждый. Шишкина называют художником полудня, в честь его мастерских работ по изображению полуденного света: солнце в зените, природа как бы сливается, нет ярких очертаний и теней. Создавать такие чудесные образы, писать натурально и свежо — вот одно из призваний Шишкина, сравниться с мастерством которого оказалось практически невозможно.

Реализм всё сильнее проступает на полотнах художника. Каждый кусочек природы прописан с удивительной точностью и кропотливостью. Считается, что одним из людей, оказавшим сильное влияние на творчество Шишкина,был елабужанин Капитон Иванович Невостроев — священник, занимающийся описанием рукописей в московской синодальной библиотеке. Он говорил: «Красота, нас окружающая, — это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника — как можно точнее передать эту мысль на своем полотне». И действительно, Иван Шишкин скрупулезно передавал все детали природы, поэтому и все пейзажи, написанные рукой мастера, пронизаны духовностью и связью с Родиной.

Шишкин признан настоящим «певцом» земли и дерева. Для мастера не может быть просто «почва» или просто «лес», это всегда конкретный подробный предмет картины. Знание природы у Шишкина было потрясающее. Рассказывают, что однажды, во время визита в мастерскую Репина, Иван Иванович заметил на полотне художника изображённый сплав плотов по реке. Шишкин спросил у своего коллеги, из какого дерева изготовлены эти плоты, на что Репин недоумённо ответил, что разницы нет, ведь это рисунок, а не настоящий плот. На такое замечание Шишкин подробно отвечал, что разница в изображениях плотов из различных пород дерева велика. Ведь только из некоторых пород деревьев может получиться настоящий плот, тогда как из прочих выйдут либо набухшие брёвна, либо и вовсе плота не получится — вся конструкция пойдёт на дно.

Природа у Шишкина не сама по себе и не только лишь часть земной жизни. Русская природа — это часть России, образ Родины: «Рожь», «Среди долины ровныя. » (1883 г.); «Лес зимой» (1884 г.). Лесные «герои» прописаны с потрясающей точностью как с близкого расстояния — «Дубы. Вечер» (1887 г.), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888 г.), «Кора на сухом стволе» (1889 — 1890 гг.), так и на «общем» плане — «Сестрорецкий бор» (1886 г.); «Поляна в лесу», «Скалистый пейзаж» (1889 г.); «Дорога» (1890 г.).

Отдельную ценность представляют рисунки и офорты (гравюра на меди или цинке с рисунком, протравленным кислотой). Шишкин был неутомимым рисовальщиком, художник оставил после себя десятки тысяч рисунков. Природа, изображённая не так красочно, как в живописи, ничуть не потеряла своё очарование и детальность — «Вырубленный лес», «Сестрорецк», «Сосны», «Часть ствола сосны».

Неизвестный «известный Шишкин»

Утро и медведи

Главным и, пожалуй, любопытнейшим в истории написания известного полотна И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» является тот факт, что создание картины принадлежит не только Ивану Ивановичу. За «флору» на картине отвечал Шишкин, а вот за «фауну» — известный анималист Константин Савицкий.

Шишкин прекрасно изобразил на картине сосновый лес, написание же мишек «досталось» талантливому Савицкому. Когда картина была закончена, было решено поставить подписи обоих художников на полотне. Так, картина с двумя подписями и отправилась к известному российскому коллекционеру и меценату Павлу Третьякову, который выкупил её ещё на стадии написания.

Заметив две подписи на полотне, предприниматель воспротивился — ведь он купил картину одного Шишкина, а не нескольких художников. Таким образом, Ивану Ивановичу пришлось согласиться с Третьяковым и удалить подпись Савицкого. И по сей день «Утро в сосновом лесу» выставляется под именем одного художника — И.И. Шишкина.

Не такой, как все

И.И. Шишкин выходил за принятые рамки не только своим творчеством, но и стилем жизни. Многие художники умирали так и не став известными при жизни, а Шишкин прославился ещё в молодости. Он был известен не только на Родине, но и в других странах.

Большинство собратьев по творчеству Шишкина испытывали стеснение в средствах или имели неудачи на семейном поприще. Шишкин же был дважды женат и не испытывал материальных затруднений.

Современники, знавшие художника близко, описывали Шишкина как человека душевного, шутливого, хотя незнакомым людям он казался весьма замкнутым, за что и получил прозвища «монах» и «семинарист».

Живописная география

Рассматривая картины И.И. Шишкина, невольно вспоминаешь родные поля, лес, в котором гулял в детстве, дорожки. Кажется, что художник описал именно родные зрителю места. Непременно хочется узнать, где же именно был художник, когда писал ту или иную картину.

А «география» пейзажей Шишкина поистине обширна. Учась в Москве, Иван Иванович изображал московскую природу — для этого он отправлялся в Троице-Сергиеву Лавру, Лосиноостровский лес, Сокольники. Находясь в Петербурге, Шишкин писал пейзажи Валаама, Сестрорецка. Изображал белорусскую природу Беловежской пущи и, конечно же, писал родные мотивы Елабуги. Известная картина «Рожь» писалась как раз неподалёку от родного дома художника.

Иван Иванович Шишкин — потрясающий художник русской природы. В январе 2019 года будет знаменательная дата — 186 лет с даты рождения любимого народного пейзажиста.

Источник

Иван
Иванович Шишкин

Биография и информация

Шишкин Иван Иванович (13 (25) января 1832 год, Елабуга, Вятская губерния – 8 (20) марта 1898 год, Санкт-Петербург) – знаменитый русский пейзажист, мастер реалистического изображения леса. Учился у Аполлона Мокрицкого в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, у Сократа Воробьева – в Императорской Академии художеств. Был одним из учредителей и активным участником Товарищества передвижных выставок, картины Шишкина Ивана Ивановича присутствовали на всех выставках передвижников до самой смерти художника.

Особенности творчества художника Ивана Шишкина: точность рисунка даже в мельчайших деталях, верность и правдивость изображенного (по картинам художника Шишкина можно изучать строение растений), эпический размах. Шишкин очень скрупулезно подходил к достоверности изображения, что ему иногда ставили в вину. Считается, что мастерство Шишкина-колориста уступает его таланту рисовальщика. Пейзажи Шишкина реалистичны, его отношение к природе – не романтический восторг увлеченного красотой, а спокойное вдумчивое исследование.

Когда Иван Шишкин будет терять любимых людей, забывать вдохновение и проваливаться в глубокую тоску, смысл жизни ему неоднократно вернёт Елабуга – родной город, расположенный в Вятской губернии. Отец его на протяжении многих лет был там городским головой, написал «Историю горда Елабуги» и, конечно, надеялся, что сын продолжит купеческое семейное дело и прославит родной город. Со вторым всё получилось: картины Шишкина Ивана Ивановича воспели и красу малой родины, и нескончаемые леса родины большой.

Не получившийся чиновник и нашедший свой путь живописец

Петербург и Академия художеств в жизни Ивана Шишкина

Летом Иван Шишкин часто бывал на Валааме, где самозабвенно писал его суровую природу. На пленэрах Валаама созданы известные картины Шишкина, благодаря которым о нем во всеуслышание заговорили как о крупном самобытном русском таланте.
За картину Шишкина Ивана Ивановича «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» Академия наградила его Большой золотой медалью и правом пенсионерской поездки в Европу. За границей он прожил с 1862 по 1865 год, в основном в Германии и Швейцарии, посещал также Бельгию, Чехию, Францию, Голландию. В Дюссельдорфе, прежде чем стали известными картины Шишкина, он прославился своими виртуозными рисунками, их выставка была организована в Дюссельдорфском музее. А работа «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла ему звание академика. Истосковавшись по родине, Шишкин вернулся в Россию раньше, чем закончился срок его пенсионерства.

Шишкин и передвижники

Вернулся, с жадностью взялся писать родные просторы и окунулся в страсти, бурлившие в художественной среде. Нешуточные, кстати, страсти: знаменитый Бунт 14-ти под началом Ивана Крамского (подробнее – в его биографии), отказ молодых талантливых художников следовать омертвевшим законам академизма, требование наполнить живопись жизнью, Артель художников, с которой Шишкин сблизился, а после стал одним из учредителей Товарищества передвижных выставок. Идеям передвижников он был верен до конца жизни.

Личная жизнь и невосполнимые потери художника Шишкина

Ольга Ладога была одной из первых тридцати женщин, принятых в Академию художеств в качестве вольнослушательниц. Позже она занималась в мастерской Шишкина. Художник полюбил свою ученицу, и в 1880 году она стала его женой. Счастье и в этот раз оказалось недолгим. Через год Ольга родила дочь Ксению, а еще через год умерла от воспаления брюшины. Девочку забрала к себе и воспитала сестра Ольги.

Картины Шишкина Ивана Ивановича – самая долгая любовь в его жизни

В защиту художника

Нередко можно встретить как бы авангардистское и как будто современное отношение к Шишкину как к устаревшему пейзажисту, застрявшему в своих лесах и не соответствующему духу времени, и прочая, прочая. Мы с таким подходом не согласны, имеющие очи увидят, что, к примеру, для картин Шишкина Ивана Ивановича 1890-х годов характерен повышенный интерес к световоздушной среде и не просто интерес, а великолепная его реализация. Посмотрим хотя бы на известную картину Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Изобразить не просто туман, не состояние перед дождем или после него, а написать сам дождь – при этом настолько убедительно. Затихающий ливень, прозрачное марево в воздухе, проблески солнечного отражения на ряби большой лужи. Нет, не заигрывания с импрессионистическим течением, достоверность и реалистичность по-прежнему превыше всего. Перед нами гораздо больше чем гениальное фото – это картина художника Шишкина. Вам всё еще кажется, что он недостаточно современен? Шишкин отлично умел меняться, при этом не изменяя своим принципам.

Источник

Шишкин И – Биография художника и его картины

Шишкин Иван Иванович – знаменитый русский художник XIX века, крупнейший пейзажист. Глубокая любовь к Родине стала направляющей силой его творчества – всю жизнь мастер воспевал величество и красоту отечественной природы. Талант Шишкина открыл новую эпоху русского пейзажа, его полотна по праву в одном ряду с шедеврами мирового искусства.

Происхождение и детство

Иван Шишкин родом из Елабуги Вятской губернии (сегодня Татарстан). Родился 25 января 1832 года в многодетной купеческой семье потомственных хлеботорговцев (некоторые документы указывают годом рождения 1831-й, другие 1835-й).

Отца будущего художника в городе почитали: он благоустраивал Елабугу (финансировал городской деревянный водопровод), неоднократно избирался главой города и организовал выпуск первой книги о его истории. Увлекался археологией, краеведением, много читал. Трепетное отношение к родине и природе прививал детям с ранних лет. Подобной судьбы, человека разностороннего и находящегося в обществе на гребне уважения, он желал и для своих детей.

В первую очередь следовало дать хорошее образование, и 12-летнего Ивана отправили на учёбу в Казань. Гимназические будни и точные науки подростку были неинтересны – уже тогда его живо интересовало искусство. Чувствуя в себе стремление к уединению с природой, размышлениям и развитию способностей, гимназист Шишкин очень тосковал. Учебный процесс никак не способствовал развитию индивидуальности учеников. Дотянув до пятого класса, Иван Шишкин бросил учёбу и приехал домой, объявив ошеломлённым родителям, что чиновничество не его путь.

Отец с самого начала с опаской, но всё же с пониманием относился к увлечённости сына рисованием, при этом допускал лишь второстепенную роль искусства в жизни, в качестве невинного хобби. Мать, расстраиваясь от несерьёзности сына и неспособности его к учёбе, сетовала, что во всём виновата эта «пачкотня бумаги». Ивану приходилось рисовать по ночам, при свечах, чтобы родные не видели и не ужаснулись растущей одержимости сына.

Мысль, что рисование может быть его профессией, пришла Шишкину в период приезда в Елабугу живописцев из Москвы (они занимались росписью иконостаса местного храма). Биография Ивана Шишкина с этого момента изменила вектор – он узнал о существовании учебного заведения, где готовят художников, и обрёл твёрдость в своём стремлении. Сумел убедить отца, и тот отправил сына в Москву, уже в надежде, что из него выйдет толк.

Учёба

в Москве

С 1852 года Московское училище живописи и ваяния на четыре года стало вторым домом Ивана Шишкина. Обучался под руководством Аполлона Мокрицкого, первого своего преподавателя рисунка, научившего строить формы. Академик предъявлял высочайшие требования к точности изображения предмета. Этот принцип стал основным в творчестве Шишкина, который был нацелен на максимально возможное сближение с природой.

Со временем сокурсники и преподаватели начали отмечать удивительную красоту простых, казалось бы, видов, изображённых Шишкиным. Его этюд студенческих лет «Сосна на скале», выполненный маслом на картоне, сегодня экспонат Государственного Русского музея.

В Санкт-Петербурге

За этюды красками и рисунки пером с Валаама в 1858 году молодой живописец получил большую серебряную медаль. Работы произвели в Академии «страшный фурор», Совет торжественно объявил, что подобного ещё не видели. Склонялись, кстати, сразу дать малую золотую медаль, но отложили до марта 1859-го. В 1860-м – максимально возможная награда: медаль, большая золотая, и пенсионерская поездка за границу. Сам художник отзывался о медали восторженно, говоря, что «это просто прелесть, но главное, на ней надпись великолепная: Достойному».

Заграничные путешествия. 1861 – 1866

Мюнхен встретил русского мастера новыми встречами, мастерскими местных живописцев, музеями. Затем Цюрих, Женева, где Шишкин пробовал новые для себя способы творчества (гравировка «царской водкой», рисование с натуры животных). Удавалось удивить и европейских мастеров – рисование пером приводило их в восторг. Картиной «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», города, куда потом переехал Шишкин, художник заработал звание академика.

Исколесил всю Европу. Шесть лет за границей пролетели в трудах и свершениях. Условия пенсионерства позволяли ещё здесь находиться, но художник стремился на Родину.

Возвращение в Россию

В 1866 году – возвращение в Санкт-Петербург. Здесь Шишкин, художник уже знаменитый, тесно общается со старыми товарищами по учёбе. Они в те годы как раз сколотили свою профессиональную артель, которая позже переросла в Товарищество передвижных художественных выставок. Членом артели Шишкин не был, но творческие пятницы пропускал редко и экспонировал на товарищеских выставках свои работы.

В 1868 году Иван Иванович Шишкин уже орденоносец – получил Станислава 3-й степени.

В 1870-м возобновил свои занятия по гравировке «царской водкой» и вступил в кружок аквафортистов – художественная работа кислотами, как и живопись, будет интересна мастеру до конца жизни.

В 1873 году Шишкин, картины которого уже украшали императорские дворцы, являлись гордостью Академии или богатых заказчиков, был удостоен звания профессора. Его коллеги безоговорочно признавали, что он «неизмеримо выше всех, вместе взятых» и называли его «верстовым столбом в развитии русского пейзажа».

Личная жизнь – источник счастья, грусти и мастерства

В 1880-м венчался со своей ученицей, Ольгой Лагодой. Летом 1881 года она родила дочь Ксению, но насладиться счастьем материнства ей было не суждено, в этом же году молодая супруга Шишкина (1850 г.р.) умерла.

Дочерей (от первого и второго брака) взяли на воспитание родственники.

Работа и только работа спасли художника. Наблюдения за природой, вдумчивые и длительные, позволяли притуплять боль потерь и переносить свои чувств и мысли на холсты, вновь и вновь оттачивая мастерство. Применение в одной работе разных кистей, непохожих мазков, неожиданные формы и решения делали пейзажи Шишкина совсем недосягаемыми для понимания способов передачи потрясающей реалистичности.

Произведения конца 1880-х, «Дубы. Вечер», «У берегов Финского залива» и другие, служат подтверждением достижения мастером удивительной лёгкости и свободы. Картины Шишкина словно наполнены воздухом, ветром, влагой, они шуршат, трещат и шелестят, как те исполины-деревья, что изображены на них.

Последние годы

В 1891 году Академия художеств устроила персональную выставку, на которой было представлено более шестисот работ: этюдов, гравюр, рисунков.

В 1894 году популярный художник стал не менее признанным преподавателем в Высшем художественном училище при столичной Академии художеств. Авторитет Шишкина был непререкаем. Он, со своей стороны, к ученикам был чуток, умел выделить, оценить и развить таланты.

Иван Иванович Шишкин считал, что в искусстве овладения профессией художника нельзя останавливаться. Решение, что всё выучено основательно и до конца, губительно. Да, на какое-то время знаний будет хватать, но затем «впечатления бледнеют, и художник сам не заметит, как уйдёт от правды».

Таким вечным учеником, учителем которого была сама Природа, Иван Шишкин и ушёл из жизни. Это случилось 20 марта 1898 года прямо перед мольбертом, на котором стояла новая работа, неоконченная картина «Лесное царство».

Самые известные картины Шишкина

У великого пейзажиста Шишкина сотни произведений (рисунки пером, картины маслом, этюды, офорты). И в основном это виды лесов, полей, оврагов, рощ, а также озёр и рек в их окружении. Жанровых работ, портретов Шишкин писать не любил – в его галерее лишь несколько портретов первой жены (например, «Дама с собачкой, 1868). Редкие по своему появлению на полотнах люди изображались, как гости среди лесных и полевых просторов, маленькие и беззащитные на фоне богатырей-деревьев и природы-матери.

Наиболее знамениты картины Шишкина под названиями:

«Картина с натуры должна быть без фантазии» – говорил мастер, влюблённый в русские просторы, особенно при их полуденном освещении. Художник находился в бесконечных поисках той самой картинки, трогающей самые тонкие струны души.

На счастье, Россия всегда изобиловала такими видами, а мысли художника так крепко сплелись с глубиной и высью родного неба, и корни настолько прочно вросли в землю русскую, что он стал поистине величайшим её воспевателем. Недаром в опросе «Петербургской газеты» в 1893 году (№9 от 10 января) Иван Иванович Шишкин свой девиз сформулировал так: «Быть русским. Да здравствует Россия».

rozj

Шишкин И «Рожь» описание картины и её история

Surikov by Repin

Краткая биография художника Сурикова Василия Ивановича

Utro v sosnovom lesu

Шишкин «Утро в сосновом лесу» описание и увлекательная история шедевра

Источник

Иван Иванович Шишкин

Фото Все

42323

4234324

64223

32112

Видео Все

mqdefault

Иван Шишкин / Передвижники @Телеканал Культура

mqdefault

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу, Рожь / История одного шедевра

mqdefault

Люди РФ. Художник полудня Иван Шишкин

Иван Шишкин — биография

Иван Шишкин – выдающийся художник-пейзажист, рисовальщик, живописец, гравер-аквафортист. Представлял дюссельдорфскую художественную школу, автор многочисленных пейзажей.

На полотнах величайшего художника-пейзажиста Ивана Шишкина оживает первозданный лес, с его величественной красотой, расплескались бескрайние просторы полей, веет холодом сурового края. Всматриваясь в его полотна, понимаешь, настолько они реалистичны, так и хочется подставить лицо дуновению легкого ветерка или посмотреть, под лапами какого животного трещат сучья. Живопись была для Шишкина всем, самой жизнью, и даже свой смертный час художник встретил за мольбертом, с неизменной кистью, зажатой в руке. Шишкин оставил после себя наследие, которому суждено обрести бессмертие на века. Славу и известность он получил еще при жизни, о нем говорили – «певец русского леса», преклоняясь перед его мастерством и любви к родной природе.

Детство и юность

Родина величайшего из российских живописцев – небольшой городок Елабуга, входивший до революции в Вятскую губернию. В настоящее время это территория Республики Татарстан. Иван родился 13(25) января 1832 года. Его отец – купец-хлеботорговец Иван Шишкин, был очень известным и уважаемым человеком этого провинциального городка. На протяжении нескольких лет мужчина выполнял обязанности городского главы. Именно он инициировал и выделил собственные средства на обустройство в Елабуге деревянного водопровода, кстати, частично сохранившего свою функциональность до наших дней. Кроме этого Иван Шишкин выпустил первую книгу, которая знакомила современников с историей их края.

Отец будущего художника славился своей прагматичностью и разносторонними интересами, поэтому постепенно прививал сынишке знания об естественных науках, механике, археологии. Семилетний Ваня пошел в первый класс Первой казанской гимназии, где, по мнению отца, была возможность получить прекрасное образование. Впрочем, Иван не оценил стараний отца, потому что больше тяготел к миру искусства, чем к точным наукам. Ему быстро надоело учиться, и спустя четыре года Шишкин бросил гимназию, вернулся в родной город. Родителям заявил, что не желает становиться чиновником.

24234234

Портрет Ивана Шишкина в юности

Родители очень огорчились его поступком, тем более, что Иван буквально набросился на рисование. Мама – Дарья Шишкина, была расстроена, что сын неспособен к учебе и абсолютно не интересуется домашними делами. Ее раздражало стремление сына рисовать, женщина не видела в этом занятии совершенно ничего полезного, исключительно «пачкотню бумаги». Отец вслух поддерживал мнение матери, но на самом деле радовался, что у сына проснулась тяга к миру прекрасного. Чтобы избежать родительского гнева, подросток рисовал только ночью при свечах. Так начиналась творческая биография одного из величайших художников мира.

Живопись

Вначале занятия Шишкина рисованием носили чисто любительский характер. Так продолжалось до тех пор, пока в Елабуге не появились профессиональные художники, приглашенные из столицы, чтобы расписать церковный иконостас. Именно тогда Иван всерьез решил приобрести творческую профессию. Москвичи сказали юному дарованию, что в столице есть специальное училище, где учат живописи и ваянию, и у Шишкина появилась мечта, поступить в это прекрасное учебное заведение.

Ивану удалось уговорить отца, тот нехотя, но все же отпустил отпрыска на учебу. Только поставил одно условие, не бросать обучение, и со временем достичь популярности, как Карл Брюллов. Из биографии художника видно, что он выполнил свое обещание, и даже приобрел гораздо большую популярность, чем человек, на которого равнял его отец.

Мечта Ивана Шишкина сбылась, в 1852-м он стал студентом Московского училища живописи и ваяния. Его наставником стал художник-портретист Аполлон Мокрицкий. Только начинающий живописец больше стремился к написанию пейзажей, и все свое внимание он уделял именно своему увлечению. Прошло не так много времени, и в училище «прознали» об уникальном даре студента настолько реалистично изображать на бумаге самые обычные пейзажи, что казалось, они сейчас оживут.

После окончания училища Шишкин понял, что хочет совершенствовать свое мастерство, приобретать необходимые знания и навыки, и в 1856-м снова пошел учиться. На этот раз он стал студентом Санкт-Петербургской Императорской академии искусств. Не прошло и несколько месяцев, как Шишкину удалось покорить сердца всех, с кем учился, и кто его учил. Занимался Шишкин очень прилежно, проявлял выдающиеся способности к искусству живописи.

После первого года обучения Иван побывал на острове Валааме, куда его отправили на летнюю практику. Он написал несколько пейзажей этого живописного острова и был награжден за них большой золотой медалью от академии. За годы учебы талант живописца принес ему еще две малые серебряные и одну малую золотую медаль. На картинах Шишкина красовались питерские пейзажи.

Закончив обучение в академии, Иван Шишкин отправился за границу с целью совершенствования своего мастерства. Денег на эту поездку ему хватало, как один из самых талантливых выпускников, Шишкин получил специальную пенсию от академии. Теперь ему не нужно было заботиться о хлебе насущном, пришло время полностью посвятить себя искусству. Вначале живописец поехал в Мюнхен, потом оказался в Цюрихе, затем в Женеве и Дюссельдорфе.

224234

Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»

Там художник впервые попробовал делать гравюру с помощью «царской водки», писал пером, в том числе и свое судьбоносное полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Шишкин отправил это светлое, и какое-то воздушное полотно, домой, и за него ему присвоили звание «академик».

На протяжении шести лет Шишкин находился за границей, любовался непривычными пейзажами в чужой стране, и все это время не переставал тосковать по родным краям. Когда стало совсем невмоготу, пейзажист вернулся домой, в Россию. Сразу после возвращения Шишкин отправился колесить по стране, искал необычные места, первозданную природу, необычную натуру. Редко, но бывал в Санкт-Петербурге, устраивал экспозиции, где демонстрировал свои картины, принимал непосредственное участие в жизни артели художников. Среди его друзей были Архип Куинджи, Константин Савицкий, Иван Крамской.

В 70-е годы пейзажист нашел себе дополнительное занятие. Шишкин и его коллеги стали основателями Товарищества передвижных художественных выставок, объединившись с товариществом аквафортистов. В 1873 году художник написал полотно «Лесная глушь», и получил от Академии звание профессора.

24234

322323

2234234

Буквально перед самой смертью живописца пригласили на должность преподавателя Высшего художественного училища при Академии художеств. В конце 19-го века старая школа художников начала приходить в упадок, у молодого поколения живописцев появились другие эстетические принципы. Несмотря на это, Шишкин часто проводил время в компании молодых авторов, старался писать свои полотна в соответствии с новыми мотивами. В те годы кумиром Шишкина стал художник Валентин Серов.

Давая оценку таланту художника, поклонники его творчества сравнивали Ивана с биологом. Романтизированная красота природы его не прельщала, Шишкин стремился к реалистичным изображениям. С этой целью перед написанием очередного полотна, Иван старался очень внимательно изучить все растения. Перед началом работы Шишкин рассматривал меленькие листочки, интересовался травой и мхами.

С годами выработался «фирменный» стиль Шишкина, он экспериментировал с использованием разных кистей, накладывал необычные мазки, стремился передать мельчайшие, едва уловимые оттенки. Современники художника видели в нем настоящего поэта природы, который в каждом ее уголке находил характер и своеобразие.

Шишкин никогда не сидел на одном месте. Он искал вдохновение в пейзажах Троице-Сергиевой Лавры, бродил по просторам Сестрорецка и Сокольников, любил выезжать в лес на Лосиный остров. Иван достаточно часто посещал Беловежскую пущу, где ему особенно хорошо работалось, и город своего детства – Елабугу, где часто гостил.

32112

«Утро в сосновом лесу»

Точности ради стоит отметить, что свои шедевры Шишкин иногда создавал не сам. Всем известное полотно «Утро в сосновом лесу» родилось при помощи анималиста и друга Ивана – Константина Савицкого. Благодаря ему, на картине появились медвежата, резвые, живые, очень реалистичные. По этой причине полотно вначале было подписано двумя авторскими подписями.

Эту картину купил П.М.Третьяков, который и стер на ней подпись Савицкого. В конце 80-х Фердинанд Теодор фон Эйнем, владелец конфетной фабрики, решил украсить свою продукцию. Договорившись с Третьяковым, он снял копию с картины «Утро в сосновом лесу» и поместил изображение на первую партию конфет под названием «Мишка Косолапый, попавшей на прилавки в 90-е годы 19-го века. В 1896 году продукция удостоилась высшего знака отличия на Всероссийской промышленно-художественной выставке, которая состоялась в Нижнем Новгороде. В 1900-м конфеты отправили на Всемирную выставку в Париж, и там они завоевали Гран-при. Автором дизайна этих конфет стал художник Мануил Андреев, которому принадлежала идея разместить на обертке не только фрагмент известной картины, но и обрамить ее зелеными еловыми ветками и шестиконечными Вифлеемскими звездами. В те годы конфеты были очень дорогими, и считались отменным подарком к Рождеству.

Личная жизнь

К великому сожалению, в личной жизни Ивана Шишкина не все было так ровно и гладко, как в профессии. Художник женился достаточно поздно, ему исполнилось на тот момент 36 лет. Зато это была большая любовь, светлая и чистая. Его избранницей стала Евгения Васильева, родная сестра живописца Федора Васильева. Этот брак сделал его счастливым, Иван не любил надолго уезжать из дома, не мог надолго расставаться с любимой. Если появлялась необходимость в командировке по стране, он старался вернуться домой как можно быстрее.

234234

Иван Шишкин и Евгения Васильева

Евгения подарила художнику трех детей – двух сыновей и дочку. Иван души не чаял в своих детях, он просто наслаждался отцовством. Двери их дома были всегда открыты для друзей, Шишкин был очень радушным хозяином, принимал гостей часто и хлебосольно. Но все изменилось в 1874 году, когда не стало его горячо любимой жены. Вскоре скончался и один из сыновей.

Иван долго не мог смириться с этой потерей, но время способно залечить любую рану. Теперь избранницей живописца стала его собственная ученица, художница Ольга Ладога. Однако и этот брак Ивана Ивановича закончился трагедией, спустя всего год после венчания, Ольга скончалась, и вдовец остался с малолетней дочерью на руках.

Историки и биографы Шишкина подметили одну особенность в характере художника. В то время, когда он учился в училище, его прозвали Монахом, уж слишком Иван был замкнутым и угрюмым. Но те, кто сумел с ним по-настоящему подружиться, отмечали, что в кругу близких ему людей Монах преображается, он много говорил и шутил на любые темы.

Смерть

Шишкин настолько любил свое дело, что не расставался с кистью и мольбертом до самой смерти. Он и умер, сидя перед холстом, 8 (20) марта 1898 года, в прекрасный весенний день. С самого утра Шишкин засел за работу вместе со своим помощником. Именно благодаря ему, стали известны подробности смерти величайшего пейзажиста.

242424

Памятник Ивану Шишкину

Вначале местом упокоения Ивана Шишкина стало Смоленское кладбище Санкт-Петербурга. И только в середине XX века прах живописца перезахоронен в Александро-Невской лавре.

Ссылки

Источник

  • Сочинение по картине шмаринова дубровский
  • Сочинение по картине шишкина рожь 4 класс презентация
  • Сочинение по картине щербакова русь подмосковная 8 класс кратко
  • Сочинение по картине юный живописец 4 класс готовое
  • Сочинение по картине шмаринов дубровский