Сочинение по картине серова въезд александра невского в псков

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страница 95. укм перспективамаленькие и большие секреты страны

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 95. 

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Раздел «О Родине, о подвигах, о славе»

1. Назовите близкие по смыслу слова к слову Родина. Какие произведения о Родине вам запомнились?

Синонимы к слову Родина: Отчизна, Отечество, Родная земля, Отчий край.

Мне запомнились: 

К. Ушинский «Наше Отечество».

С. Романовский «Русь».

Н. Кончаловская «Слово о побоище ледовом».

А. Старостин «Куликовская битва».

А. Приставкин «Портрет отца».

2. О каких событиях в жизни страны рассказывается в произведениях, которые вы прочитали в разделе? Расскажите. Составьте летопись важных исторических событий. Какие другие события могли бы вы включить?

В произведениях этого раздела рассказывается об истории нашей Родины, о трудных для неё временах. О ледовом побоище, Куликовской битве, Бородинской битве, Великой Отечественной войне.

Летопись важных исторических событий для 4 класса

  1. Ледовое побоище. 1242 год.
  2. Куликовская битва. 1380 год.
  3. Бородинское сражение. 1812 год.
  4. Великая Отечественная война. 1941-1945 года.

Я бы добавила в эту летопись Народное ополчение 1612 года, когда была освобождена Москва и Полтавскую битву 1709 года, когда были повержены шведы.

3. Рассмотрите репродукции картин. Как они называются? Кто художник? Что на них изображено?

В этом разделе я видела репродукции:

  1. А. Рылов «Пейзаж с рекой». На ней изображён уголок Родины.
  2. П. Корин «Александр Невский». изображён великий полководец.
  3. В. Серов «Ледовое побоище». Показан момент битвы.
  4. В. Серов «Въезд Александра Невского во Псков». Полководец въезжает в освобождённый город.
  5. И. Глазунов «Дмитрий Донской». Изображён московский князь Дмитрий.
  6. А. Кившенко «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского». Показаны святой и полководец.
  7. А. Бубнов «Утро на Куликовом поле». Изображена русская рать.
  8. М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем». Схватка двух богатырей.
  9. А. Дейнека «Оборона Севастополя», Нарисован трагический момент обороны.
  10. Н. Бут «Защитники Бреста». Показан момент обороны крепости.
  11. В. Костецкий «Возвращение». Изображена встреча солдата дома.
  12. А. Лактионов «Письмо с фронта». Изображено чтение письма.

4. Какая картина вам больше всего понравилась? Составьте по ней рассказ и расскажите другу.

Мне больше всего понравилась картина А. Лактионова «Письмо с фронта»

Сочинение-описание по картине А. Лактионова «Письмо с фронта» для 4 класса

Картина «Письмо с фронта» художника Александра Лактионова является одной из лучших работ художника. На нём живописец изобразил очень простой и трогательный момент нашей недавней истории.

Идёт Великая Отечественная война. Большинство мужчин сражаются на фронтах. В тылу остались женщины, дети и раненые.

На картине изображён яркий солнечный день где-то далеко за линией фронтом. Безоблачное голубое небо говорит об отсутствии угрозы, о мирном течении жизни. Небольшая площадь провинциального городка пуста. Но на крыльце старого дома царит непривычное оживление.

Для семьи, проживающей в доме, день самый радостный. Они только что получили письмо с фронта от мужа, отца, сына. И они с радостью и нетерпением читают письмо.

На крыльце собрались все. Пожилая женщина с очками в руках хотела прочитать письмо сама, но мальчик вырвал его. Это письмо от его отца. Он громко и старательно читает письмо. Рядом стоит молодая женщина, мать, спиной к зрителям стоит девочка с косичками, младшая сестрёнка.

Пришёл разделить радость с соседями и раненый солдат. Он опирается на палочку и много курит. Ему досадно, что приходиться лечиться в тылу, пока его друзья сражаются с врагами за свободу родной земли.

Это очень яркое, красочное, но вместе с тем правдивое полотно. Художник не стремится приукрасить жизнь, он рисует то, что видит. Старые домики, сломанные доски пола, облупленные стены, простая, но чистая одежда героев. В те далёкие годы людям было не до удобств и комфорта. Они всеми силами помогали фронту, работали на заводах и фабриках, создавали оружие нашего возмездия.

Но сколько радости и веры на картине! Люди читают письмо и верят, что скоро мы победим, скоро война закончится и герои вернутся домой. И жизнь наладится.

Мне очень нравится эта картина. Нравится настроение покоя и тихого счастья, которое она создаёт. Автор показал себя настоящим гением, сумевшим выхватить взглядом столь краткий момент и перенести его на полотно.

5. Как вы понимаете пословицы?

Велика святорусская земля, а везде солнышко. Это значит, что везде на родной земле хорошо, вся страна наш общий дом.

Родина краше солнца, дороже золота. Это значит, что нет на свете ничего лучше и дороже Родины.

6. Подготовьте материал к читательской конференции по теме «Моя Родина». Организуйте выставку книг. Составьте библиографию. Составьте аннотацию на понравившиеся книги.

Библиография книг по теме «Моя Родина» для 4 класса

  1. А. Ишимова «История России в картинках».
  2. С. Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне».
  3. С. Алексеев «Рассказы о Кутузове».
  4. В. Митяев «Ветры Куликова поля».
  5. В. Богомолов «Военные рассказы».
  6. Я. Гордин «Полтавская битва».
  7. П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили».
  8. Сборник «С чего начинается Родина».
  9. Библиотека школьника «Стихи и рассказы о Родине».
  10. Н. Гурьева «Моя Родина — Россия»

Аннотация к книге А. Ишимова «История России в картинках

Книга Александры Ишимовой «История России в картинках» вышла в издательстве АСТ в 2019 году. В ней 400 страниц. 

Эту книгу писательница написала в 1836 году и в ней собраны краткие исторические рассказы о нашей стране, её истории, царях и князях, трудных и счастливых временах.

Начинается книга с описания жизни и быта славян до образование централизованного государства. Автор плавно переходит к истории Киевской Руси, потом к Руси Московской. Рассказывает о монголо-татрском иге и нашествии поляков, о народном ополчении и князьях, сумевших отстоять свободу страны.

Говорит она о первом русском императоре, о войне 1812 года, и заканчивает историю правлением Александра 1.

Рассказы писательницы очень увлекательны, познавательны, она часто использует в тексте цитаты из древних литературных источников.

Это очень интересная книга, которую обязан прочитать каждый, чтобы лучше знать историю своей Родины.

AVvXsEhgMM65f2r98M5s0USAAs2uBhBJWRQN3AasF yDaX92yc2AN7PPTvD5jgCdeVxQwD4qsQl 4ZqSDaLVBpCCAZTpDA4yescKWOP6zm6M28twIN4na aGOYgruCqit AymgtGAW6bdSvSi6zsNxs4hymbdHEBU9EBRRklVVegvp bTjU XYU40Ckk jEs1Q=w299 h400

 Открытая детская
региональная епархиальная

научно-практическая конференция

«Духовной радости сиянье»

Некоммерческий фонд «Детский епархиальный образовательный центр»
учебный филиал «Отрадненский»

Тема: «Образ Александра Невского в Искусстве».

Название работы: «Образ Александра Невского на
картинах художников».

Работу выполнила:

Мамаева Дарья, 10 лет.

Педагог: Щанькина

Татьяна Олеговна.

с. Богатое, 2021 год

Введение

Указом Президента РФ В.В.Путина 2021 год объявлен годом
Александра Невского. Так масштабно решено отметить 800-летие выдающегося
военного и политического деятеля Древней Руси

Приложение
1. Как заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на заседании оргкомитета
планируется провести около 800 различных мероприятий. В интервью СМИ Патриарх
выразил надежду, что мероприятия все-таки удастся провести как планировалось,
несмотря на всю сложность обстановки, которая связана с распространением
коронавируса.

«Александр Невский — это удивительное сочетание
государственного мужа, патриота, человека, беззаветно любившего свой народ и
свою страну, и, можно сказать, жизнь свою положивший за родину. Поэтому
организовать празднование на самом высоком уровне — это наш долг, наша
обязанность, чем мы, люди XXI века, можем почтить память великого
государственного деятеля, воина, дипломата и святого подвижника». (Патриарх
Московский и всея Руси Кирилл).

Тема
истории государства российского и его замечательных людей настолько важна в
современном мире, что я не смогла остаться в стороне и решила посвятить ей
время на изучение исторической персоны Александра Невского и его образа на
картинах художника, а также написание стихотворения собственного сочинения по
выбранной теме Приложение 2.

Цель проекта: раскрыть образ
Александра Невского как князя и святого на картинах художников.

Задачи проекта: узнать о
жизни и подвигах Александра Невского; изучить мнение историков о личности
Александра Невского; найти картины художников с изображением Александра
Невского.

Детские и юношеские годы Александра
Невского

Князь Александр Невский был признан символом нации в
2008 году в рамках проекта «Имя Россия». Именно за него отдали голоса
большинство россиян. Мудрый правитель нашей страны жил в 13 веке, но его до сих
пор помнят и любят в России.

Александр Ярославич Невский родился в Переяславле-Залесском
в 1221 году, то есть ровно 800 лет назад. За 42 года жизни он успел многое
сделать для страны, прославившись победами над шведам, немцами и литовцами. Он
сумел сохранить русские территории и православную веру от посягательств со
стороны некоторых стран Запада. Русская православная церковь признала
Александра Невского святым.

Отец Александра, князь Ярослав, с раннего детства
приучал сыновей к самостоятельности. Когда Александру было 7 лет, а Федору 8,
отец оставил их в Новгороде под присмотром опытного воеводы Федора Даниловича,
который обучал мальчиков военному делу. Спустя 2 года князь Ярослав назначил
сыновей княжить в Новгороде, однако еще через 3 года Федор умер. Самостоятельно
руководить Новгородом Александр начал, когда ему было 15 лет

Никто точно не знает, как выглядел Александр Невский, поскольку
его прижизненных изображений не сохранилось. В «Повести о жизни Александра
Невского» (историческом документе 13 века) говорится:

«И красив он был, как никто другой, и голос его – как
труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил
вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог
премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана,
который покорил всю землю Иудейскую».

Однако здесь не описаны индивидуальные черты князя.
Поэтому художники, изображавшие Александра, вынуждены были руководствоваться
только собственной интуицией.

Невская битва и картина Николая Рериха

На картине художника Николая Рериха  «Александр Невский
поражает ярла Биргера» изображена битва русских отрядов со шведами у реки Невы
Приложение 3. За победу в этом сражении князя Александра прозвали Невским. На
тот момент князю было всего 19 лет. Узнав о вторжении шведов, Александр решил
действовать быстро и напасть на врага неожиданно. Он не стал ждать помощи из
Владимира и даже не собирал полностью ополчение. Князь со своей дружиной и
несколькими отрядами новгородцев и ладожан внезапно атаковал и разгромил лагерь
врага. Он действительно ранил копьем в лицо Биргера, который возглавлял
шведское войско.

Ледовое побоище и картина Виктора
Маторина

«Ледовое побоище», представленное на картине Виктора
Маторина, произошло спустя 2 года после Невской битвы Приложение 4. На этот раз
на нашу страну наступали немцы. Решающая битва состоялась на льду Чудского
озера, где русские воины одержали победу.

Это произошло 5 апреля 1242 года. Вначале войско врага
нанесло мощный удар по центру русских отрядов, но затем конница князя ударила с
флангов. Враг был побежден. Многие немецкие рыцари утонули, провалившись под
лед. Остальных наши воины преследовали 7 верст по льду, как указывается в
новгородской летописи.

Александр Невский и картина Павла Корина

Ледовое побоище произошло в 1242 году, а ровно 700 лет
спустя, в 1942 году, советский художник Павел Корин написал картину «Александр
Невский» Приложение 5. В те годы в нашей стране шла Великая Отечественная
война, и образ могущественного защитника Родины Александра Невского вдохновлял
и поддерживал советских людей на борьбу и Победу. Именно Александр Невский,
победивший в свое время немецких рыцарей, как никто другой мог воодушевить
солдат на линии огня и обычных жителей, трудившихся в тылу.

Репродукции картины Павла Корина украшали стены
фронтовых землянок и печатались в газетах. Советские солдаты, штурмовавшие
Великий Новгород, сделали огромную копию картины и установили на входе в город.

Александр Невский и картина Владимира
Серова

«Въезд Александра Невского в Псков после Ледового
побоища» — так называется картина Владимира Серова Приложение 6. Художник
работал над картиной около 2 лет и завершил ее в 1945 году, когда наша страна
праздновала Победу над фашистской Германией. Картина Серова как будто
олицетворяет эту Победу, Александр Невский и его дружина были такими же
бесстрашными и непобедимыми, как Красная Армия.

Святой Александр и картина Михаила Нестерова

Михаил Нестеров своей картиной нам напоминает, что
Александр Невский был не только храбрым воином, но и святым человеком
Приложение 7. Всю жизнь он защищал право русских людей на православную веру.

Уже в юном возрасте Александр Ярославич знал Священное
Писание. Будучи правителем и отражая набеги врагов с Запада, он защищал не
только территории, но и православную веру. Целью западных правителей было
подчинить Россию не только физически, но и духовно.

Папа Римский предлагал Александру принять католическую
веру, отправлял к нему посыльных. Однако князь ответил категорическим отказом. Он
пересказал посыльным историю Руси и завершил свой рассказ словами: «Си вся
съведаем добре, а от вас учения не принимаем».

Князь возведен в лик святых в 1547 году, а его мощи
сегодня находятся в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге. В 2016 году по
решению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Александр Невский определен
покровителем Сухопутных войск России.

Образ Александра Невского в искусстве

Александру Невскому посвящены многие православные храмы,
он считается небесным покровителем Петербурга и Петрозаводска, его имя носят
улицы и площади российских городов. А Вы знали, что в посёлке Зубчаниновка
Кировского района городского округа Самара есть тоже улица александра Невского?

Во время Великой Отечественной войны на экраны вышел
фильм режиссера С. Эйзенштейна «Александр Невский». Фильм вдохновлял советский
народ на борьбу с фашистами Приложение 8.

Александра Невского часто изображали русские и советские
художники. Григорий Угрюмов написал картину «Торжественный въезд Александра
Невского в город Псков» по заказу императрицы Екатерины
II для Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры в Петербурге
Приложение 9.

Современный живописец Филипп Москвитин изобразил сцену,
где Александр Невский и хан Сартак едут рядом верхом и о чем-то беседуют.
Существует версия, что князь во время одной из своих деловых поездок в Орду
подружился и даже побратался с Сартаком, сыном Батыя. Такое предположение не
имеет достаточно подтверждений, однако существует как красивая легенда.
Известно, что ханский сын Сартак придерживался христианской веры.

На картине Генриха Семирадского «Князь Александр Невский
принимает папских легатов» запечатлен момент, когда князь отвечает отказом на
предложение папы принять католическую веру Приложение 10.

Приложение 1.

image001

Приложение 2.

Стихотворение собственного сочинения Александр Невский.

Александр Невский

Слава дух и Сила!

О твоих победах

Помнит вся Россия!

Доблести отваги

Сложены легенды.

Стал святой России

Мужеством примером!

Приложение 3.

Николай Рерих  «Александр Невский поражает ярла Биргера»

https://www.izocenter.ru/assets/images/content/articles/398/img-izocenter-rerih-aleksandr-nevskij.jpg?v=2019-08-31

Приложение 4.

Виктор Маторин «Ледовое побоище»

https://cs8.pikabu.ru/post_img/2017/04/18/5/og_og_1492498555249673661.jpg

Приложение 5.

Павел Корин «Александр Невский»

http://sheg-internat.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/nevskiy.jpg

Приложение 6.

Владимир Серов «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового
побоища».

https://ru-static.z-dn.net/files/d16/2e51e2459eb1766c98636c6eb2c9984f.jpg

Приложение 7.

Михаил
Нестеров «Святой Александр»

https://img-fotki.yandex.ru/get/223280/375901008.34/0_159cc4_d711494e_orig.jpg

Приложение 8.

Кадр из фильма режиссера С. Эйзенштейна «Александр Невский».

hello_html_m20c77b96.jpg

Приложение 9.

Григорий Угрюмов «Торжественный въезд Александра Невского в город
Псков»

https://evivid.ru/wp-content/uploads/2018/04/Torzhestvennyy-vezd-Aleksandra-Nevskogo-v-gorod-Pskov-posle-oderzhannoy-im-pobedy-nad-nemcami-Grigoriy-Ivanovich-Ugryumov-1793-e1524638681566.jpg

Приложение 10.

Генрих Семирадский «Князь Александр Невский принимает папских легатов»

https://pp.userapi.com/c847221/v847221863/18bfd7/gvtro41J-ws.jpg

Александр Невский любил отрезать носы и выкалывать глаза? Или на самом деле он был монахом и переписывался с папой римским? Он действительно не проиграл ни одного сражения? Разбираемся, что из этого правда, а что нет.

Легенда 1. Невский начал править, когда был совсем юным

Вердикт: это отчасти правда.

Сочинение по картине серова въезд александра невского в псков

Александр Ярославич на троне. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век — Российская национальная библиотека

У княжичей и других знатных людей на Руси взрослая жизнь начиналась очень рано. Когда Александру было семь лет, он вместе со старшим братом Федором стал наместником отца, князя Ярослава Всеволодовича, в Новгороде. Правда, делами тогда занимались оставленные с детьми боярин Федор Данилович и тиун Яким. А по-настоящему править Александр начал в 26 лет, после смерти отца.

Легенда 2. Он был жестоким и беспощадным: отрубал носы и выкалывал глаза

Вердикт: это правда.

Сочинение по картине серова въезд александра невского в псков

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами. Картина Григория Угрюмова. 1793–1794 годы — Государственный Русский музей

В Средневековье права человека воспринимались не так, как сейчас: жизнь незнатных людей совсем не ценилась. Освободив в 1241 году захваченную крепость Копорье, князь взял рыцарей Ливонского ордена в плен и привел в Новгород. Подчинившихся им местных жителей Александр повесил, чтобы неповадно было. А во время похода на территории Дерптского епископства в 1242 году он отпустил своих воинов «в зажитья», то есть грабить земле­дельцев и рыболовов, проживавших на вражеской территории.

Так воевали и его противники, и другие князья той эпохи. Но когда в 1257 году его сын Василий, который тогда был новгородским князем, не пожелал давать татарам дань и бежал в Псков, Александр действительно жестоко расправился с его слугами: «Овому носа урезаша, а иному очи выняша». Это было очень суровым наказанием, но и ситуация была опасной: в Новгороде началась смута. Посадник Михалко Степанович был убит, а литовцы совершили удачный набег на город Торжок — крупный торговый пункт на пути в Новгород из южных районов Руси.

Легенда 3. Его начали называть Невским еще при жизни

Вердикт: это неправда.

Сочинение по картине серова въезд александра невского в псков

Александр Невский. Икона. Картина Владимира Боровиковского. 1815–1825 годы — Государственная Третьяковская галерея

Невское сражение между шведскими и новгородскими войсками в 1240 году стало действительно большой победой князя, но впервые прозвище Невский появляется в тексте под названием «А се князи русьстии» начала XV века. А употреблять его стали еще позднее — после канонизации Александра в 1547 году.

Окончательно оно закрепилось при Петре I, который перенес мощи князя из Владимира в Санкт-Петербург. Это был символ давней победы над Швецией, с которой Петр вел войну. Император также велел перенести день празднования памяти Александра Невского с 23 ноября на 30 августа. Именно тогда был подписан победный Ништадтский мир, завершивший тяжелую Северную войну (1700–1721) между Шведским королевством и коалицией государств Северной Европы (в том числе Россией) за обладание прибалтийскими землями и господство на Балтийском море.

Легенда 4. Он был за мир с Ордой

Вердикт: это правда.

Сочинение по картине серова въезд александра невского в псков

Александр Невский в Орде. Картина Генриха Семирадского. 1876 год — Государственный Русский музей

Во время походов хана Батыя на Русь в 1237–1238 и 1239–1240 годах, а также в первое время после них молодой Александр ничего не решал — это делали старшие, князья Михаил Черниговский, Даниил Галицкий и отец Александра, Ярослав Всеволодович. Первый вскоре погиб в Орде, второй безуспешно пытался получить помощь с Запада, а третий в итоге признал власть хана. Брат Александра Андрей попробовал не подчиниться и был вынужден бежать в Швецию от карательной экспедиции — «Неврюевой рати». Александр на конфликт с Ордой не пошел. Вряд ли это его радовало, но политика — вещь жестокая. К тому же сил для противостояния Монгольской империи у него было недостаточно.

Легенда 5. И предал русские княжества

Вердикт: это неправда.

Сочинение по картине серова въезд александра невского в псков

Александр Невский просит хана Батыя пощадить Россию. Конец XIX века — Российская государственная библиотека

Александр бывал жесток, но вряд ли его можно назвать предателем, добро­вольно перешедшим на службу завоевателям. Легенда о том, что хан Батый сделал князя «нареченным сыном» и даже наследником Золотой Орды, — вымысел советского писателя Алексея Югова, автора романа «Ратоборцы». А историк Лев Гумилев бездоказательно утверждал, что Александр даже побратался с сыном хана Сартаком.

Можно встретить мнение, что в 1252 году Александр поехал в Орду с жалобой или доносом на брата Андрея — следствием этого как раз был поход Неврюя. Об этом в XVIII веке писал историк Татищев:

«Жаловася Александр на брата своего великого князя Андрея, яко сольстив хана, взя великое княжение под ним, яко старейшим, и грады отческие ему поимал, и выходы и тамги хану платит не сполна».

Но доверять этому сочинению трудно: нам неизвестно, на основании чего оно было написано. К тому же в других источниках об этом ничего нет.

Как и другие князья, Александр подчинялся ханской воле, ездил в Орду, платил дань и получал ярлык на княжение. Опираясь на новгородскую знать, он за­ставил горожан подчиниться татарской переписи и необходимости платить хану. Но действовать по-другому он не мог, иначе пришлось бы бежать, а пере­пись (вместе с карательной экспедицией) провел бы более сговорчивый князь.

Легенда 6. Это он сказал: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»

Вердикт: это неправда.

В немногих дошедших до нас летописных источниках, которые повествуют о сражениях Александра с немцами, никаких упоминаний подобной речи нет. Эта легенда, скорее всего, возникла после выхода знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», главный герой которого вольно цитирует Евангелие от Матфея: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».

Легенда 7. Невский не проиграл ни одного сражения

Вердикт: это правда.

Сочинение по картине серова въезд александра невского в псков

Лубок «Святый благоверный и великий князь Александр Невский». Первая половина XVIII века — Российская национальная библиотека

Князя с ранних лет воспитывали как будущего воина: еще ребенком он начал сопровождать отца в походах. В 1235 году четырнадцатилетний Александр участвовал в битве на реке Эмайыги (в современной Эстонии), где войска Ярослава Всеволодовича разгромили немцев.

Помимо известных побед в Невской битве и Ледовом побоище, князь успешно отражал набеги литовских вождей, а в 1256 году совершил большой поход в Финляндию: «Приде на землю емьскую, овых избиша, а другых изъимаша; и придоша новгородци с княземь Олександромь вси здорови».

Легенда 8. Он выиграл Ледовое побоище, потому что немцы были в очень тяжелых доспехах

Вердикт: это неправда.

Сочинение по картине серова въезд александра невского в псков

Ледовое побоище. Картина Владимира Серова. 1942 год — © Владимир Серов / Государственный Русский музей

Снаряжение полноценного конного воина той эпохи (рыцаря Ливонского ордена или княжеского дружинника) было примерно одинаковым, в том числе и по весу. С обеих сторон сражались и тяжеловооруженные, и легковоо­ружен­ные воины.

На самом деле победа была достигнута за счет грамотного тактического маневра и распределения сил. В итоге, согласно разным немецким источникам, погибли на поле боя или попали в плен несколько десятков немецких рыца­рей — очень большие потери по тем временам.

Легенда 9. Ледового побоища вообще не было

Вердикт: это неправда.

Сочинение по картине серова въезд александра невского в псков

Ледовое побоище. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век — Российская национальная библиотека

О сражении написано и в русских летописях, и в немецкой «Ливонской рифмованной хронике» XIII века. Конечно, безымянный немецкий автор восхвалял подвиги «божьих рыцарей» Ливонского ордена и преуменьшал их поражение, и все же он не отрицал того факта, что битва была и русские победили. Другое дело, что это не было эпохальным сражением, изменившим судьбы стран и народов, хоть в нем и участвовало больше тысячи и, возможно, даже несколько тысяч человек.

На русско-ливонской границе вооруженные столкновения и большие походы соседей друг на друга были обычным делом. Войска Ливонского ордена не раз осаждали Псков, а русские князья, в свою очередь, водили дружины вглубь немецких владений. Например, Святослав и Михаил Ярославичи вместе с переяславскими ратями под руководством Дмитрия Александровича, сына князя, разбили объединенное войско датчан и Ливонского ордена.

Легенда 10. Александр Невский переписывался с папой римским

Вердикт: это правда.

Сочинение по картине серова въезд александра невского в псков

Александр Невский принимает папских легатов. Картина Генриха Семирадского. До 1902 года — Государственный исторический музей

Князь действительно вел переписку с папой Иннокентием IV. Например, в послании от января 1248 года тот высоко оценил мудрость Александра, его приверженность христианству и нежелание служить «татарским дикарям». Любопытно, что сам Александр в то время собирался ехать в Орду.

В другом послании Иннокентий IV радовался тому, что князь согласился перейти в католичество и построить в Пскове «соборный храм для латинян». Видимо, папа неправильно понял одно из посланий Александра, которое до нас, к сожалению, не дошло. Уже находясь у хана Батыя, князь передал папе твердый отказ: «…от вас учения не приемлем».

Легенда 11. Перед смертью он принял монашеский постриг

Вердикт: это правда.

Сочинение по картине серова въезд александра невского в псков

Александр Невский принимает схиму. Рисунок Василия Верещагина из альбома «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом». 1896 год — Wikimedia Commons

Князь принял постриг под именем Алексий, а в 1547 году его причислили к лику святых как монаха, благоверного князя и прародителя московских государей. Но начиная с XVIII века изображение Александра в монашеском одеянии было запрещено Синодом: Петр I велел почитать его именно как воина-правителя.

Источники

  • Татищев В. Н. История российская. Т. 5. М., Л., 1965.
  • Югов А. К. Ратоборцы. Александр Невский. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. М., 1985.
  • Житие Александра Невского. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. XIII век. СПб., 1997.
  • Полное собрание русских летописей. Т. 3. М.; Л., 1950.
  • Послание папы Иннокентия IV князю Александру Ярославичу.

Игорь Курукин

Формирование образа Александра Невского в отечественной исторической живописи

Александр Ярославич, будущий Невский, родился 30 мая 1220 (по другим данным, 13 мая 1221 или 1219) года в городе Переяславле. Родителями Александра были князь Ярослав Всеволодович, младший сын Всеволода Большое Гнездо, и торопецкая княжна Феодосия Мстиславовна, дочь знаменитого русского князя Мстислава Удалого (Удатного). Многие сюжеты из жизни князя остаются неизученными в полной степени, так как сохранилось достаточно мало источников XIII в. Также остаётся неопределённым образ великого русского воина.

Формирование образа Александра Невского в отечественной исторической живописи изучали многие исследователи: историки, культурологи, искусствоведы, музеологи. Многие работы мастеров требуют особого исторического подхода в изучении, так как слабо представлены источники, методы, которые использовали авторы произведений. Каждый исследователь даёт своё представление об основных этапах развития темы жизни и деятельности Александра Невского в отечественной живописи.

Первое летописное упоминание о князе относится к 1228 г., а «Житие» Александра Невского было составлено в ближайшие десятилетия после его смерти. В изобразительном искусстве образ Александра Невского появился значительно позже. Церковное почитание князя началось сразу после его смерти. Это даёт возможность предполагать, что обращение к образу Александра Невского в иконописи было уже в XIV в. Однако самые ранние изображения Александра Невского, дошедшие до нас, относятся к середине XVI в., а именно ко времени его общерусской канонизации, совершившейся на соборе 1547 г. Одним из первых является изображение Александра Невского на иконе XV в. «Чудо от иконы Знамение Богоматери. (Битва новгородцев с суздальцами)», на которой князь предстаёт во главе своей непобедимой дружины в образе святого воина, как великий полководец и верующий. Изображение князя встречается и на иконе «Церковь воинствующая», датируемой 1550-1560 гг. Александр Невский изображен во главе нижнего ряда вместе со Святым Георгием Победоносцем.

Во второй половине XVII в. был создан уникальный памятник древнерусской литературы «Лицевой летописный свод», который содержал иллюстрированное Житие Александра Невского. В нём художник стремился дословно описать событие, показывая его во временной протяженности, подобно тому, как это делали в иконах. В «Лицевом летописном своде» Александр Невский представлен в образе святого князя, в образе верующего без атрибутов княжеской власти, обращающегося с молитвой к Богу, а также в образе святого воина-защитника своих земель. Александр изображён как в парадных княжеских одеждах, пришедших из Византии, – в длинной тунике с богатым оплечьем, так и в мантии поверх кольчуги или панциря.

Подход к изображению Александра Невского меняется с XVIII в., что было связано с преобразованиями Петра I в стране. 15 июня 1724 г. Святейший Синод постановил не изображать князя Александра Невского в монашеских одеждах, а только в великокняжеских. Александр Невский изображался в схиме только в группах предстоящих святых на иконах северных мастеров и старообрядцев. Александр Невский на иконах Нового времени изображался конным или пешим воином с атрибутами власти, в княжеской одежде или горностаевой мантии, в броне и с мечом в руке на фоне Петропавловской крепости, реки Невы или дворцов столицы. К новому типу иконографии относятся два мозаичных портрета работы М.В. Ломоносова, на которых князь изображён в княжеской шапке и красной мантии с горностаем поверх голубовато-серых лат.

При Петре I светская живопись делала первые шаги, а во второй половине XVIII века в русском искусстве создаётся историческая живопись. Портреты Петра I и Александра Невского напоминали портреты европейских королей – воинов, закованных в рыцарские латы. К этим образам относится живописное полотно работы Григория Угрюмова «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержания им победы над немецкими рыцарями» (1793–1794 гг.). Работа выполнена в стиле классицизма. Александр Невский изображён верхом на коне, торжественно въезжающим в город, на нём княжеские одежды, шапка с красным верхом и мантия. Исследователями также замечено, что на картине Александр, несмотря на сохранившиеся сведения о мужественном и «дородном» виде, представлен в облике миловидного юноши с тонким прямым носом, фарфоровым румянцем на щеках и с чуть заметно пробивающимися усиками вместо привычной бороды, что дало повод предполагать о создании своеобразной параллели образу великого князя Александра Павловича – внука Екатерины II.

Во второй половине XIX в. был распространён ещё один образ Александра Невского, при котором фигура князя изображалась фронтально в полный рост, взгляд был устремлён к небесам, правая рука прижата к груди или сердцу, иногда со сложенными в крестном знамении пальцами, в левой руке часто изображался меч. Александр Невский изображался в красной мантии с горностаем или красном плаще поверх рубахи, кольчуги, а иногда рыцарских лат. Подобный образ был, прежде всего, присущ иконам. Также существовал образ, на котором Александр Невский был изображён опустившимся на колено с прижатой правой рукой к груди и обращённым с молитвой к небу взглядом. Примером этому служит работа художника П. Шамшина «Александр Невский» (1855 г.).

Карлом Павловичем Брюлловым и Петром Васильевичем Басиным была выполнена роспись Исаакиевского собора в Петербурге. Одна из ключевых композиций, помещённая в главном куполе собора называется «Александр Невский и Исаакий Далматский». В 1860–1866 гг. художником Фёдором Антоновичем Моллером была выполнена работа по украшению Александровского зала Большого Кремлёвского дворца. Выбор сюжетов был обусловлен стремлением показать важнейшие события в жизни великого князя: «Обручение Александра Невского с дочерью князя Брячислава Полоцкого», «Видение Пелгуя», «Александр Невский побеждает ярла Биргера на реке Ижоре», «Шествие Александра Невского во Псков», «Александр Невский и папские легаты», «Отказ Александра Невского исполнить татарский обряд поклонения огню и кусту», а также работа, которая не была осуществлена – «Александр Невский на смертном одре». В этих полотнах Александр Невский предстаёт в образе воина, князя, защитника, на нём русские княжеские одежды, кольчуга, мантия, шлем.

С середины XIX в. стал возрастать интерес не к античной истории и мифологии, а к отечественной. Возрастает интерес и к изучению истоков русской народности. В 1860-е гг. в Петербурге создаётся Этнографическое общество и Общество древнерусского искусства. Героические сюжеты поединков богатырей появляются с этого времени в оформлении интерьеров и экстерьеров. Примером обращения к Александру Невскому в образе русского воина, богатыря, изображённого верхом на коне в момент сражения, является работа художника Алексея Даниловича Кившенко «Невская битва. Александр Невский наносит рану в лицо Биргеру».

В конце XIX века в работе Виктора Михайловича Васнецова, которую он выполнил для иконостаса Владимирского собора в Киеве, появляется совершенно иной, «васнецовский» тип образа Александра Невского, отличающийся от традиционной трактовки. Он выглядит очень реалистичным, хотя в нём сохранен такой символ, как нимб. Несмотря на то, что это иконостасный образ, Александр Невский изображён в профиль. Благочестиво склонив голову, он пребывает в молитве и словно погружён в думу. Правой рукой князь прижимает к груди меч, левой держит великокняжеский стяг. Признаком «русского стиля» в данном образе, существовавшим как одно из направлений в искусстве того времени, является орнаментальность, которая отсылает зрителя к узорочью древнерусского искусства. В «васнецовском» образе Александра Невского ощущается смирение перед Богом, святость, и вместе с этим внутренняя сила и богатырская мощь. В подобном ключе решена работа Михаила Васильевича Нестерова в храме Воскресения Христова, построенного по проекту архитектора А.А. Парланда в Петербурге. В ней образ Александра Невского также наполнен тихостью и молитвенным сосредоточением.

После Октябрьской революции иконопись пребывает в забвении. К образу Александра Невского обращаются мастера народных художественных промыслов, в том числе Палеха и Федоскина. В работах палешан Александр Невский приобретает внешность прекрасного сказочного принца, но при этом сохраняет образ русского воина, защитника и победителя.

Новый виток развития иконографии образа Александра Невского связан с Великой Отечественной войной (1941–1945 гг.). В 1941 г. в своём дневнике Николай Константинович Рерих писал: «Живы в памяти герои – Кутузов, Суворов, Минин, Пожарский, Александр Невский, сам Сергий Радонежский, великий наставник народа, – все, положившие жизнь свою во благо Родины». В 1942 г. им была написана картина «Александр Невский» близкая по своей стилистике к его гималайскому циклу.

В годы войны, уже с первых её дней, Александр Невский вдохновлял художников. Созданные ими образы воодушевляли и придавали отваги советским воинам. На плакатах Кукрыниксов, иллюстрирующих текст С.Я. Маршака «Бьёмся мы здорово, колем отчаянно – внуки Суворова, дети Чапаева» (1941 г.), В.А. Серова «Били, бьём и будем бить» (1941 г.), В.С. Иванова и О.К. Буровой «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет!» (1941 г.) Александр Невский изображён как истинный русский воин, богатырь Земли Русской, в кольчуге, шлеме с тяжёлым мечом в руке, призывающим в атаку. К этому времени относятся два живописных полотна художника Владимира Александровича Серова (1910 – 1968) «Ледовое побоище» (1942 г.) и «Въезд Александра Невского в город Псков после Ледового побоища» (1945 г.).

Известным периодом в истории создания образа Александра Невского стало полотно из центральной части триптиха Павла Дмитриевича Корина «Александр Невский» (1942 г.). Оно вобрало в себя разнообразные художественные традиции из области парадного портрета, монументальной живописи, иконы. Фигура Александра Невского изображена в полный рост, благодаря низкой линии горизонта она кажется монументальной. Он словно могучий великан возвышается над новгородской землёй, готовый её защитить. Контраст блестящих металлических лат и чёрного подбоя плаща делают фигуру ещё более выразительной, крепко сжатые на рукоятке меча руки и грозный взгляд князя не сулят врагу ничего хорошего.

С новой силой интерес к личности Александра Невского возрастает в искусстве в последних десятилетиях ХХ в. и продолжается в начале ХХI в. К 1983 г. относится полотно Сергея Николаевича Присекина «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет». В многофигурной, масштабной по замыслу композиции задействовано более 150 персонажей. Общая динамика композиции вступает в противоречие со статикой каждой отдельной фигуры. Александр Невский изображён верхом на коне, но таким образом, что его туловище и плечи обращены прямо на зрителя, а шея коня оказывается за спиной Александра Невского, благодаря чему создаётся ощущение парения фигуры Александра Невского в воздухе. На фоне тёмных фигур рыцарей, она кажется лёгкой, практически невесомой. Александр Невский изображен в латах, в красном плаще, с мечом и щитом в руках.

Таким образом, процесс формирования образа Александр Невского в исторической живописи можно представить через три основных периода, где в каждом князь представлялся, как великий воин, хранитель и защитник русской земли. Этот процесс продолжается и на современном этапе. Художественные полотна, отражающие жизнь и деятельность Александра Невского, создавали известные русские художники: В.А. Серов, П.Д. Корин, В.М. Васнецов и другие. Многие работы мастеров требуют особого исторического подхода в изучении, так как слабо представлены источники, методы, которые использовали авторы произведений.

Виталий ТКАЧЁВ, г. Иркутск

…И кричали враги потрясенные:
«Может, русские заколдованы?!
Их сожжешь огнем, а они живут!
Их пронзишь стрелой, а они живут!
Их убьешь сто раз, а они живут!
А они живут и сражаются!..»
Р. Рождественский

18 апреля, в День воинской славы России, мы чествуем победу доблестных мужей русских во главе с князем Александром Невским над войсками Ливонского ордена в сражении, именуемом в нашей истории «Ледовым побоищем». Об этой великой битве мы знаем из русских летописей, которые являются основными источниками давних событий.

В преддверии этой знаменательной победной даты, продолжая программу «Могучая воля, великая слава, Руси достоянье на все времена», симферопольская библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского подготовила для своих читателей и удаленных пользователей литературно-исторический экскурс «Скажите всем, что Русь жива!».

Сочинение по картине серова въезд александра невского в псков

В утро 1242 года к Чудскому озеру подошли для решающего сражения войска Александра Невского. Молодой талантливый полководец, князь Александр Ярославович блестящей военной тактикой сумел затянуть на свои позиции немецких крестоносцев, зажав их клиньями конных и пеших отрядов. А благодаря слаженным действиям и смекалке, мужественные «богатыри» князя увели неприятеля на места тонкого озёрного льда. Под тяжестью тысяч людей в доспехах и сотен лошадей лёд стал трещать и ломаться, целые подразделения проваливались и тонули. Жестокая сеча завершилась разгромом крестоносцев.

Первым результатом битвы стало то, что Ливонский и Тевтонский ордена подписали с Александром перемирие и отказались от своих претензий на Русь. Как сказано в Новгородской первой летописи, Орден отказался от всех своих завоеваний 1240-1241 годов в Новгородской земле, отпустил псковских заложников и разменялся пленными. Как отмечают историки, «Ледовое побоище» стало первым случаем в истории военного искусства, когда тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом бою дружиной, в большей части своей состоящей из пехоты.

Известный прозаик, поэт, драматург, военный корреспондент Константин Симонов в 1938 году с гордостью написал поэму «Ледовое побоище»:

И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты…

Сочинение по картине серова въезд александра невского в псков

Общеизвестно, что основные свои победы Александр одержал в молодости: во время Невской битвы ему было примерно 19 лет, а русскими войсками в Ледовом побоище он командовал в 21 год. За всю свою жизнь Александр Невский не проиграл ни одного сражения. Спустя века в его честь был назван Александр Суворов, который также стал великим полководцем и выиграл все битвы, проходившие  под его командованием.

Многие столетия Александр Невский высоко почитаем на Руси как святой великий воин-заступник.  В большинстве икон XVIII–XIX вв. образ его можно увидеть в царской мантии и воинских доспехах, часто – верхом на коне. Писались также и житийные иконы св. Александра Невского, в числе которых – сюжеты его сражений. Благоверному князю посвящали романы и поэмы, снимали фильмы, устанавливали памятники во многих городах нашей необъятной родины, его именем называли площади и улицы. В честь него возведено множество храмов, в том числе и в Крыму: в Симферополе, Ялте, в Алуште, в посёлке Утёс, церковь Александра Невского при санатории Святого Луки в Алупке.

В годы Великой Отечественной войны святой Александр Невский был особенно близок русскому народу. Не случайно писатели, поэты, художники, режиссёры обращались к героической теме Ледового побоища, проводя явные параллели. Триптих художника Павла Корина «Александр Невский» был заказан для поддержания боевого духа советских солдат и доблестного примера. Картину «Ледовое побоище», проникнутое  настроением победы «отстоим, защитим, отвоюем Родину», советский художник Владимир Серов написал в суровом 1942 году, находясь в блокадном Ленинграде. А в победном 1945 году Серов пишет второе полотно, посвященное победе Невского  «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища».

Сочинение по картине серова въезд александра невского в псков

В числе известных плакатов 1941 года – плакат В. А. Оболенского «Били, бьём и будем бить!» с изображением воинов Александра Невского и советских бойцов. Современный художник Сергей Присекин создал картину, в название которой вошли слова великого князя «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!».

Вниманию читателей представлена выставка литературы из фонда библиотеки «За Русь Святую с верой и отвагой», центральное место на которой заняли репродукции картин В.А. Серова и П.Д. Корина, специальный выпуск международного журнала «Честь Отечества», «посвященный Св. благоверному князю Александру Невскому», журналы «Родина», «Свой», полная энциклопедия «Полководцы России» Ю.К. Школьника, издания «Святой благословенный князь Александр Невский» А. Воловика, «История России в кратких жизнеописаниях ее правителей и знаменитых граждан» С.А. Маркина, сборники «100 великих битв», «Правители земли Русской», «Сердца из крепкого булата» и др.

Жизнь князя Александра Невского, полководца и выдающегося государственного деятеля Древней Руси веками привлекала внимание потомков, рождая в их сердцах чувство гордости и веры. Он принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы государства и народа, но и во многом изменила их, предопределив ход истории на многие столетия вперёд. В свое время  митрополит Кирилл с гордостью отметил: «…благоверный князь из далёкого прошлого, из XIII века … боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода».

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение по картине сирень в корзине 5 класс
  • Сочинение по картине серов мика морозов короткое сочинение 4 класс
  • Сочинение по картине серова мика морозов 4 класс кратко опишите
  • Сочинение по картине сережка с малой бронной и витька с моховой
  • Сочинение по картине серова девочка с персиками сочинение 3 класс
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии