Сочинение по картине сергия радонежского

Краткая биография сергия радонежскогократкая биография сергия радонежского для детейсергий радонежский прожил долгую и праведную жизнь, его не краткая биография полна

Краткая биография Сергия Радонежского

Краткая биография Сергия Радонежского для детей

Сергий Радонежский прожил долгую и праведную жизнь, его не краткая биография полна ярких событий и тесно связана с историей Руси и русской православной церкви. Родился Сергий Радонежский около 1314 года в семье ростовских бояр Кирилла и Марии, и был назван Варфоломеем. Легенда гласит, что юноша тянулся к знаниям, но учеба в церковно-приходской школе ему никак не давалась. И однажды, разыскивая потерявшихся лошадей, он увидел в поле старца, молившегося под одиноким дубом. Отрок подошел к нему для благословения и рассказал о своей печали. Старец благословил его и сказал: «Отныне Бог даст тебе уразуметь грамоту». И действительно после этого краткого общения с богомольным стариком юноша легко овладел искусством чтения и погрузился в изучение божественных книг. Этот эпизод из биографии Сергия Радонежского хорошо известен по картине художника М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», которая хранится в Третьяковской галерее (видео сюжет об истории создания этой картины смотрите в 7-м выпуске программы «Третьяковская галерея. История одного шедевра»

Примерно в 1328 году семья Варфоломея перебралась в город Радонеж, название которого после пострига отрока в монахи прочно закрепилось в его имени – Сергий из Радонежа, Сергий Радонежский. Монашеская жизнь преподобного Сергия началась в 1337 году, когда вместе с братом Стефаном, иноком Хотьковского Покровского монастыря, они поселились в лесу на холме Маковец и построили небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы. Это событие считается датой основания Троице-Сергиева монастыря, обители, в которую к Сергию Радонежскому стекались сотни людей, искавшие уединения и упокоения в молитве. Сергий Радонежский воспитал множество учеников, которые основали десятки монастырей в разных уголках Руси, строили храмы, собирая вокруг себя сторонников православия, единой веры и страны.

Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный, заступник земли Русской, наставник монашествующих, покровитель русского воинства и особенный покровитель детей, желающих успехов в школьном учении.

Умер преподобный старец 25 сентября (8 октября)1392 года, а 30 лет спустя, 5 (18) июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи. День кончины святого и день обретения его мощей – особо почитаются РПЦ как дни памяти святого.

«Житие Сергия Радонежского» – замечательный памятник древнерусской литературы, написанный учеником святого, Епифанием Премудрым. Оно рассказывает, что родителей Сергия звали Кирилл и Мария. Когда он ещё не родился, но уже пребывал в животе матери, то раз во время богослужения в церкви трижды громко прокричал. Священник истолковал этот знак, сказав, что новорождённый будет верным слугой Святой Троицы. После рождения мальчика его окрестили именем Варфоломея.

Житие Сергия Радонежского. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

В детстве Варфоломей сначала с трудом постигал грамоту, но потом овладел ею очень хорошо после чудесной встречи на поле под дубом с монахом, который обещал молиться за его учёбу.

Отец Варфоломея из-за насилий московских воевод переселился из Ростова, где жил раньше, в селение Радонеж. Старший брат Варфоломея, Стефан, после смерти жены решил постричься в монахи. Вместе с ним в уединение последовал и Варфоломей, давно стремившийся к монашеской жизни. Братья поставили хижину в лесной чаще, а рядом с нею – церковь во имя Святой Троицы. В монашестве Варфоломей принял имя Сергия.

Стефан не выдержал тяжкой жизни в лесу и ушёл в Москву, где сделался игуменом богатого монастыря, а Сергий, которому было чуть больше двадцати лет, стойко выносили тяготы жизни в глухой чащобе, не устрашаясь ни видений бесов, насылаемых дьяволом, ни диких зверей, ни упорного труда.

Сергий прославился святой жизнью, и вместе с ним стали селиться другие иноки. По смирению он долго не принимал ни священства, ни игуменства и, уже став главой крупной обители, смиренно, наравне с прочими, выполнял все работы для неё: рубил дрова, варил еду, и носил воду. Монахи наконец всё же упросили его стать игуменом.

Монастырь Сергия постепенно разросся, дав начало великой Троице-Сергиевой лавре. Сергий устроил его по общежительному уставу. В монастыре совершались чудеса. Раз во время службы монахи видели, как Сергию помогал служить литургию необыкновенный человек, который был одет в сверкающие одежды и сам сиял. Сергий объяснил, что это ангел, посланный с небес Богом. Многие ученики Сергия основали в разных местах собственные монастыри, содействуя просвещению русской земли христианством. Сам он не раз ходил в города, чтобы мирить русских князей и останавливать их усобицы.

Сергий славился предвидением будущего и многими сбывшимися пророчествами. Накануне Куликовской битвы с татарами московский князь Дмитрий приехал к Сергию просить совета, нужно ли ему идти на войну с Мамаем. Сергий благословил его на сражение и предсказал, что с Божьей помощью Дмитрий одержит в нём победу. Так и случилось.

Сергий предвидел за полгода и собственную кончину. Передав перед ней игуменство в монастыре любимому ученику Никону, он погрузился в безмолвие и 25 сентября 1392 года усоп. От его тела после смерти распространилось благоухание. Сергий был причислен к лику святых под прозванием Радонежского.

© Авторское право на эту статью принадлежит владельцу сайта «Русская историческая библиотека». Любые виды её копирования и воспроизведения без разрешения правообладателя запрещены!

Где сейчас мощи Святого?

Спустя 30 лет после смерти Сергея Радонежского, а именно, в 1422 году были обретены его мощи. Это событие происходило под руководством Пахомия Лагофета. По его славам, несмотря на такой продолжительный срок, тело чудотворца сохранилось целым и светлым. В нетронутом состоянии осталась даже его одежда. Его мощи перемещались всего два раза, с целью сохранения их и спасения от пожара.

Впервые это произошло в 1709 году, а после повторилось в 1746 году. Третий, последний раз мощи были перевезены в 1812 году во время войны с Наполеоном.

Повторное вскрытие могилы произошло в 1919 году, по приказу советского правительства. Это совершалось при присутствии государственной комиссии. По словам Павла Флоренского, человека при котором происходило вскрытие, голову Сергея Радонежского отделили от тела и заменили головой, принадлежавшей князю Трубецкому.

Мощи чудотворца стали экспонатом для музея и располагаются в Троице-Сергиевой лавре

.

Сочинения

Сочинение о Сергии Радонежском мы можем написать после того, как познакомимся с очерком Зайцева Преподобный Сергий Радонежский.

Преподобный Сергий Радонежский Зайцев

Жизнь Преподобного Сергия Радонежского была описана Борисом Зайцевым. Случилось это в 1925 году. В произведении Преподобный Сергий Радонежский Зайцев рассказывает об известном святом, которого на Руси все почитали, а чтобы и мы познакомились с Сергием Радонежским в сочинении предлагаю вам небольшое краткое содержание Зайцева Преподобный Сергий Радонежский, которое расскажет о родителях Варфоломея, о том, какие отношения складывались в семье, какие события случились с Варфоломеем в детстве.

Итак, очерк Зайцева переносит нас в семью бояр, которые были честными, скромными и справедливыми. Именно в такой семье и родился Варфоломей. Но еще до его рождения произошло чудо. Когда Мария, что носила под сердцем младенца, была в церкви на службе, все услышали троекратный крик ребенка из утробы матери. Женщина стала переживать, но ребенок родился здоровым, а когда его крестили и женщина рассказала о произошедшем с ней событием, священник сказал, что ребенок в будущем будет слугой Святой Троицы.

Это был ребенок, который очень любил природу, которому родители еще с детства привили чувство ответственности и долга. Будущему Преподобному Сергию очень тяжело давалась грамота и по этому поводу он сильно переживал, пока однажды в детстве, когда Варфоломей отправился на поиски жеребят, он не встретил старца. Этот старец, по просьбе мальчика. благословил его и сказал, что Варфоломей одолеет грамоту, и будет читать священное Писание. При этом старец сказал, что мальчик многих поведет за собой и приведет к пониманию божьих заповедей. Так оно и случилось. Мальчик стал поститься, ходил в церковь и стремился к монашеской жизни. После смерти родителей, Сергий ушел в лес, где была построена церковь имени Святой Троицы, а чуть позже к нему присоединились последователи. Уже в 23 года Варфоломей принимает постриг и теперь его знают, как Сергий.

Далее мы узнаем о том, как Сергий становится игуменом и как он творит чудеса, помогая и исцеляя людей, изгоняя из них бесов. Сергию, который был также озабочен угрозой со стороны орды, пришлось даже благословлять воинов на битвы, благословил он и войско Дмитрия, которое хоть и с потерями, но вышло победителем в сражении с монголо-татарами. После смерти Сергия, от его сердца исходило благоухание, а проводить его пришло очень много людей.

Далее в сочинении о Сергии Радонежском выделю черты характера этого святого. И здесь мы видим его кротость, скромность подвижничества, смирение. Это человек, который своим примером учит нас правде, труду, вере, мужественности. А чтобы более подробно узнать о жизни святого, советую познакомиться с Зайцевым и его Преподобным Сергием Радонежским, и прочитать в полном варианте его произведение.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Волжский класс

Сергий Радонежский (Варфоломей) (3 мая 1314 г. — 25 сентября 1392 г.) — святой, преподобный, величайший подвижник земли Русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Родился в боярской семье в селе Варницы (близ Ростова) у родителей Кирилла и Марии. У Варфоломея был старший брат Стефан и младший Петр. Уже в младенчестве ОН, по преданию, отказывался от молока матери в постные дни среды и пятницы. Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом благодаря терпению и труду он успел ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. В 1328 г. родители Сергия, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (недалеко от Москвы).

После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат Стефан. Стремясь к строжайшему монашеству, к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его. Оставшись один, Варфоломей принял в 1337 г. иночество под именем Сергия.

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 г. оформилась как Троице-Сергиева лавра, и Сергий был ее вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная с крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх Константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, и которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести и монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввел в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.

Глубоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал стать его преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков — Пересвета и Ослябю.

Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться с еще большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 г. скрепить духовное завещание, узаконившее новый порядок престолонаследия — от отца к старшему сыну. 25 сентября 1392 г. Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 г. он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал еще несколько обителей (Благовещенская на Киржаче, Борисоглебская близ Ростова, Георгиевская, Высотская, Голутвинская и др.), а его ученики – до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси.

4.7 / 5 ( 431 голос )

Сочинение-описание №2

Как говорил сам художник Нестеров, он продолжит жить в своей картине Видение отроку Варфоломею. Для него данная работа была символом всего творчества и его вершиной. Нестеров ценил Видение, которое считал своим подлинным достижением.

Помимо этого для художника было близко и содержание картины. Там он запечатлел эпизод из жития Сергия Радонежского (которого Нестеров почитал с детства) который увидел в отрочестве, еще будучи Варфоломеем, молящегося под дубом старца. Как гласит житие, этим старцем был присланный к Варфоломею ангел.

Молодой отрок ожидал, когда инок окончит молитву и только после этого почтенно поклонился ему. Далее посланник божий спросил чего хочет Варфоломей и тот спросил обучиться грамоте. Ангел дал ему просфору как знак небесной благодати и благословил.

Собственно, этот эпизод и изображается на полотне, которое, конечно, имеет не только значение пересказа жития, но и значение символическое. Нестеров писал свою работу практически на рубеже веков. Тогда Россия пребывала в поиске собственной идентичности, опоры и для многих этой идентичностью стала история, обращение к православным корням и былинной традиции.

Помимо этого Сергий Радонежский был для самого Нестерова крайне значимой фигурой. Его почитали в семье Нестеровых, и сам художник нередко искал в этом святом подвижнике свою душевную опору. Из этих фактов легко понять какое глубокое значение и какие пласты смыслов заключены в этой работе.

К примеру, возьмем далекую перспективу, которая выступает фоном, располагающимся за действующими лицами. О чем хотел сказать художник? Он предлагает неизмеримый простор: холмы, поля, леса продолжаются и переходят друг в друга, сливаются с небом, мы ощущаем бесконечность этой территории.

Конечно, на фоне располагается церковь как основа, одна из опор жизни на этой земле. А на переднем фоне стоит ангел в образе инока-старца, который дает отроку из чудесного ларца свой небесный дар. Такое объединение мотива чудесного, божественного провидения с образом бесконечной русской земли является ключевым для этой работы и всей смысловой канвы, которую пытался передать автор.

Другие темы: ← Осенний пейзаж↑ НестеровПустынник →

`

Священные мотивы в творчестве

Нестеров был высоко духовным человеком, придерживающимся христианских традиций. Сергий Радонежский стал одним из самых почитаемых им святых. «Видение отроку Варфоломею» считается его лучшей работой, посвященной игумену Троице-Сергиевской лавры.

В своем творчестве Нестеров часто использовал религиозные темы. Некоторое время он даже расписывал храмы. Существовала легенда, объясняющая любовь живописца к священным образам. В детстве Михаил тяжело заболел. В один момент окружающие подумали, что он умер. Мальчика одели для похорон, а его родственники поехали заказывать место на кладбище. Но вскоре убитая горем мать заметила, что малыш очнулся. Она была убеждена, что это произошло благодаря заступничеству святых угодников, которым она горячо молилась.

Картину «Видение отрока Варфоломея» художник написал, находясь в селе Хомяки, расположенном поблизости от имения Абрамцево, которым владел известный покровитель искусств Савва Мамонтов. Неподалеку находилась Троице-Сергиевская лавра. На полотне автор изобразил местные пейзажи.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине За обедом (За завтраком) Серебряковой 2 класс описание
    На картине Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «За обедом» изображены трое детей, которые сидят за столом. Ребята одеты в школьную форму и, кажется, только пришли домой после школьных занятий.
  • Сочинение Печорин (Образ и характеристика) в романе Герой нашего времени 9 класс
    Главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – Григорий Печорин. Чтобы лучше понять сложный и противоречивый характер своего героя, Лермонтов постепенно раскрывает его образ.
  • Тема любви в рассказах Чехова
    Тема любви в рассказах Антона Чехова раскрывается многогранно.

Описание картины

«Видение отрока Варфоломея» Нестерова написано в жанре исторического полотна. Оно посвящено Сергию Радонежскому, который основал Троице-Сергиевскую лавру и долгое время был ее настоятелем. В миру святой звался Варфоломеем. Он благословил Дмитрия Донского на бой с ханом Мамаем. Храбрые воины-монахи Пересвет и Ослябя, вместе с князем участвовавшие в Куликовской битве, были иноками Троице-Сергиевского монастыря.

На картине Нестерова изображен один из эпизодов жизни Сергия: явление ему в детстве святого старца. Юному Варфоломею, в отличие от братьев, тяжело давалось чтение. Как-то отец отправил его искать убежавшую лошадь. В лесу ему встретился инок, который молился возле дуба. Варфоломей пожаловался, что никак не может одолеть грамоту, а затем попросил помолиться за него. Старец дал ему кусок просфоры и пообещал, что он будет читать лучше своих братьев. Так и случилось.

На картине изображен типичный среднерусский пейзаж. Художник использует яркие цвета:

  • желтый;
  • зеленый;
  • коричневый;
  • охру.

На заднем плане располагается холм, заросший пожелтевшей травой с голубыми цветами. По бокам видны возвышенности:

  • слева растут ели;
  • на правой стороне изображены деревья с красной и желтой листвой.

Сзади виднеется поле, засеянное пшеницей. На его краю можно рассмотреть ветхие покосившиеся избы и старую деревянную церквушку с голубыми куполами. Через дорогу течет синяя речушка.

Сочинение по картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».


Картину «Видение отроку Варфоломею» написал великий русский художник М.В. Нестеров. Она является одним из самых значимых произведений русской живописи конца 19

века, точнее картина была написана в
1880-
х годах. Произведение носит религиозный характер, художник писал ее под влиянием сюжетов и рассказов о преподобном Сергии Радонежском. Этот святой был символом русского оружия, так как с его благословения в битве на Куликовом полке победил Дмитрий Донской. Но сюжет еще связан не только с религиозной тематикой, но и с тем, что, как и преподобный Сергий Радонежский, Михаил в детстве тяжко заболел и лишь благодаря матери, молившейся преподобному, он смог выжить. В юном возрасте Нестеров увлекался церковной живописью, в частности фресками на темы жития святых, недаром в будущем он создаст множество произведений на эту тему. Одним из самых известных произведений художника станет картина «Видение отроку Варфоломею». Художник много общался с промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым и часто бывал в его имении в Абрамцево. Нестеров был членом так называемого абрамцевского кружка, куда входили многие знаменитые художники конца
19
века. Часто ездивший в те края создатель картины, писал пейзажи именно с абрамцевских красот, полей и окрестностей. Во многом в картине воплотился русский пейзаж, спокойный и тихий, соответствовавший настроению сюжета. Нестеров писал картину в деревне недалеко от Сергиева Посада. Во многом влияние на произведение оказало близость к монастырю с мощами Святого Сергия Радонежского. Перед написанием своего шедевра художник написал несколько этюдов с натуры с Абрамцево и множество зарисовок и набросков самой картины. На картины центральной фигурой является мальчик, отрок Варфоломей, стоящий перед иноком в темной закрытой одежде, Сергием Радонежским. Фигура мальчика явно меньше последней, это придает картине некую таинственность и даже святость. Юноша преклоняет колени перед иноком, а преподобный дает ему в руки что-то наподобие ларчика. Ларец олицетворяет собой Священной Писание и мудрость Божию. Именно эти главные ипостаси Святой Сергий вручает отроку. Действительно, произведение художника Нестерова отчасти напоминает икону, здесь чувствуется неуловимый религиозный и мистический подтекст. Например, даже сияние нимба над головой инока говорит о святости изображаемого героя. Костюмы обоих героев очень различны по своей цветовой насыщенности и типу. Юноша одет в традиционную русскую одежду: рубаху с поясом и шаровары, а инок носит длинную до пол темную рясу с капюшоном. Эти элементы подчеркивают различие между героями. Юноша еще совсем молод и его молодость подчеркивает белый оттенок, дополненный синими и красными цветами. А мудрость и старость олицетворяет черный, такой мрачный, но в то же время строгий и спокойные цвет. Одно из главных значений здесь играет пейзаж, насыщенный яркими желтыми тонами, видимо, действие происходит осенью, в то же время солнечно, а небо окрашено в нежно-голубой цвет. Светлое небо играет фоном для выделяющихся на заднем плане ярких элементов, таких как купола церкви, огороды на противоположной стороне и огромное простирающееся поле. В общем картина представляет собой законченное и гармоничное произведение, где в основу лег известный сюжет о Сергии Радонежском и встрече с отроком Варфоломеем. У Нестерова это был целый цикл картин, посвященных святому старцу, но самой лучшей из них была именно эта. Художник сам признавался, что «Видение отроку Варфоломею» вершина его творчества.

Тематика холста

Михаил Нестеров «Видение отроку Варфоломею» посвятил Сергию Радонежскому, жившему в XIV веке. Он был основателем и игуменом Троице-Сергиева монастыря. В миру носил имя Варфоломей. Он до сих пор является одним из самых почитаемых святых в России.

Именно с благословения Сергия, Дмитрий Донской отправился на битву, произошедшую на в 1380 году. Бой против полчищ монголо-татар под руководством хана Мамая закончился победой русского войска. С нее началось освобождение земель от монгольского ига.

Для художника образ юного Сергия стал своего рода символом, который давал надежду на то, что русская духовность все же возродится.

Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» изображает один из эпизодов жития Сергия Радонежского. В отличие от своих братьев, в детстве мальчику очень трудно было изучать грамоту. Однажды, ища пропавшую лошадь, он забрел в лес, где ему встретился монах, молящийся у дуба. Варфоломей пожаловался иноку, что грамота дается ему с большим трудом. Старец с помощью таинства причастия помог отроку обрести знания.

Для девочек

(295 слов) Михаил Васильевич Нестеров написал множество картин, посвященных духовной жизни. Самым знаменитым его циклом является собрание полотен, посвященных жизни преподобного Сергия Радонежского. Сюжеты для своих творений он находит в житие святого. Каждая картина из этого цикла достойна внимания, но больше всего мне понравилось произведение «Видение отроку Варфоломею».

На картине изображены двое: мальчик лет девяти и старец, скрытый от взоров одеянием инока. Художник запечатлел момент встречи юного Варфоломея и посланца Бога. По легенде, мальчик шел выполнять поручение отца и встретил старика, который молился под деревом. Юнец дождался конца молитвы и обратился к старцу. Тот приласкал слушателя и спросил, чего бы он хотел? И тогда Варфоломей ответил, что больше всего хотел бы научиться грамоте. Видимо, вещь в руках святого означает тот дар, который Бог преподнес мальчику.

Отдельно стоит обратить внимание на то, как изображены герои. Мальчик имеет традиционную для крестьянина стрижку, его волосы светло-русые, руки соединены в молитве, а чистый и восхищенный взгляд устремлен на старца. Одежда тоже выдает происхождение паренька: рубаха, штаны и сапожки — это наряд, типичный для земледельца. Старик одет в длинный и темный балахон, скрывающий фигуру. Его возраст позволяют определить торчащая белая борода и сгорбленная поза. В руках он держит таинственный предмет. Я думаю, это символ Божьего дара, адресованного Варфоломею. Голова старца окружена нимбом — это говорит о его святости. Оба героя сосредоточены на молитве. Их окружает осенний пейзаж с приглушенными, неяркими красками. Трава кажется сухой, а деревья — желтыми и пожухлыми. На заднем фоне виднеется скромная церквушка. К ней прижимаются ветхие крестьянские домики, окруженные смешанным лесом. Сбоку течет небольшая река.

Мне очень понравилась картина «Видение отроку Варфоломею», потому что на ней много мелких деталей, которые говорят о высоком мастерстве художника. Реалистичность каждой детали обеспечивает эффект присутствия. Кажется, будто мы сами видим эту сцену, вдыхаем аромат осеннего леса, погружаемся в атмосферу духовного очищения и сосредоточенной молитвы.

Для мальчиков

(381 слово) В Третьяковской галерее можно встретить много картин, притягивающих взор яркими красками, интересным сюжетом или непередаваемым в словах русским духом. Но каждый посетитель находит для себя особенное полотно, которое цепляет его за живое и заставляет задуматься. Для меня это картина «Видение отроку Варфоломею», которая имеет свою захватывающую историю и глубокий духовный смысл.

Ее автор — Михаил Васильевич Нестеров. Он нарисовал данное произведение в трудный час, когда особенно остро переживал личную трагедию. Во время родов у него умерла жена, и он остался один на один с новорождённой дочкой. Поэтому от картины исходит настроение тоски: осенний пейзаж передает ни с чем не сравнимую грусть. Однако источник надежды в этом пасмурном мире мы находим в образе инока, окруженного нимбом. Согласно сюжету, описанному в «Житие Преподобного Сергия Радонежского», на полотне изображается встреча Варфоломея (будущего святого) в посланцем от Бога. Увидев его, мальчик забыл о делах и начал молиться. После этого старец спросил, что он хочет, и ребенок сказал, что желает овладеть грамотой. По легенде, он превзошел других ребят и учился очень успешно. Такова история этого полотна.

На картине изображены двое: крестьянский мальчик с русыми волосами и седовласый старец, скрытый своими церковными одеяниями от зрителя. Ребенок одет в длинную рубашку навыпуск, синие штаны и обут в красные сапоги. Его руки сложены в молитве. Старец окутан черной мантией. Он сгорблен, руки держит перед собой. В них находится таинственный предмет. Возможно, это молитвенник. Он, как я думаю, символизирует Божий дар, предназначенный Варфоломею. Голову старика окружает нимб, который указывает на святость героя. Встреча старца и мальчика произошла в осеннем лесу, недалеко от маленького селения. Трава и деревья переливаются желтыми, коричневыми и багряными оттенками, приглушенными пасмурным светом скрывшегося за облаками солнца. Среди деревьев на заднем фоне затерялась небольшая сельская церковь с живописными луковками голубого цвета. Рядом с ней разбросаны маленькие избушки и возделанные поля. Сбоку течет мелкая речка. Весь пейзаж дышит спокойствием и умиротворением молитвы. Приглушенные оттенки, передающие реалистичный русский пейзаж, гармонируют с этим настроением и погружают наблюдателя в созерцание своей души. Ведь эта картина не об осени или мальчике, она о душе каждого из нас.

Мне очень понравилась Нестерова картина «Видение отроку Варфоломею», потому что она дарит особое, возвышенное и неземное настроение. Она заставляет отбросить суету и подумать о высоком предназначении личности, о ее духовном богатстве. Она просветляет и умиротворяет человека, как и созерцания пленительного осеннего пейзажа, невыразимо печального и глубокого.

«Видение отрока Варфоломея» (будущего св. Сергия Радонежского) — одна из самых таинственно-поэтичных и прелестных картин последнего десятилетия XIX века. Здесь, что редко бывает у Нестерова, удался ему и тип юного святого, его застывшая в священном трепете фигура, его поглощенное сосредоточенным восторгом лицо с широко открытыми, уставившимися глазами. Чарующий ужас сверхъестественного был редко передан в живописи с такой простотой средств и с такой убедительностью. Есть что-то очень тонко угаданное, очень верно найденное в стройной фигуре чернеца, точно в усталости прислонившегося дереву и совершенно закрывшегося своей мрачной схимой Но самое чудное в этой картине — пейзаж, донельзя простой, серый, даже тусклый и все же торжественно-праздничный. Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение…» (А.Н.Бенуа)

Образ преподобного Сергия Радонежского с самого детства был дорог Нестерову. Михаил Васильевич писал в воспоминаниях: Сергий Радонежский «…пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием». В детские годы этот святой «был нам близок, входил… в обиход нашей духовной жизни». И в творческой жизни художника Радонежский игумен занимал особое место. Первой из цикла произведений, посвященных жизни и деяниям преподобного святого Сергия Радонежского, стала картина «Видение отрока Варфоломея», написанная в 1890 году.

Первая зарисовка будущей картины сохранилась в альбоме зарисовок, созданных во время заграничного путешествия. Историю создания «Видения» описывает сам Михаил Васильевич в книге воспоминаний «Давние дни», выпущенной им в 1942 году незадолго до своей смерти:

«Я прямо поехал в Москву. Повидал кое-кого из приятелей и уехал в Хотьков монастырь. Нанял избу в деревне Комякине, близ монастыря, и принялся за этюды к «Варфоломею».
Окрестности Комякина очень живописны: кругом леса, ель, береза, всюду в прекрасном сочетании. Бродил целыми днями. В трех верстах было и Абрамцево, куда я теперь чаще и чаще заглядывал.
Ряд пейзажей и пейзажных деталей были сделаны около Комякина. Нашел подходящий дуб для первого плана, написал самый первый план, и однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота. Слева холмы, под ними вьется речка (аксаковская Воря). Там где-то розоватые осенние дали, поднимается дымок, ближе — капустные малахитовые огороды, справа — золотистая роща. Кое-что изменить, что-то добавить, и фон для моего «Варфоломея» такой, что лучше не выдумать.
И я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот пейзаж, им любуясь и работая свой этюд, проникся каким-то особым чувством «подлинности», историчности его: именно такой, а не иной, стало мне казаться, должен быть ландшафт. Я уверовал так крепко в то, что увидел, что иного и не хотел уже искать.»

88891c164f94

Пейзаж в Абрамцево. Этюд.

В процессе работы над картиной Нестеровым было сделано множество различных этюдов.
До самых точнейших деталей был проработан этюд дуба, около которого стоит схимник. Уже в этюде была прекрасно передана мощь векового дерева, могучий ствол которого не могли сломать никакие бури и грозы. От времени его кора только потемнела и выглядела как надежная броня дерева-великана. И на этом же стволе — нежные зеленые листочки, а у подножия дуба — молодая рябинка с краснеющими листьями, рядом — склоненные травы и былинки.

0712e8a22b04

По первоначальной задумке Варфоломей стоял перед старцем спиной к зрителю. Лица его не было видно, а вся фигура со светловолосой головой и нарядная одежда скорее напоминали образ сказочного пастушка Леля, а не будущего подвижника. Акцент здесь приходится на фигуру схимника.

f502fecba50a

В дальнейшем смысловым центром всей картины стала фигурка мальчика. Вернемся к воспоминаниям Нестерова:

«Оставалось найти голову для отрока, такую же убедительную, как пейзаж. Я всюду приглядывался к детям и пока что писал фигуру мальчика, писал фигуру старца… Время шло, было начало сентября. Я начал тревожиться, — ведь надо было еще написать эскиз. В те дни у меня были лишь альбомные наброски композиции картины, и она готовой жила в моей голове, но этого для меня было мало. А вот головы, такой головы, какая мне мерещилась для будущего преподобного Сергия, у меня еще не было под рукой…
И вот однажды, идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженую, с большими широко открытыми удивленными голубыми глазами, болезненную. Рот у нее был какой-то скорбный, горячечно дышащий.
Я замер, как перед видением. Я действительно нашел то, что грезилось мне: это и был «документ», «подлинник» моих грез. Ни минуты не думая, я остановил девочку, спросил, где она живет, и узнал, что она комякинская, что она дочь Марьи, что изба их вторая с краю, что ее, девочку, зовут так-то, что она долго болела грудью, что вот недавно встала и идет туда-то. На первый раз довольно. Я знал, что надо было делать.
Художники в Комякине были не в диковинку, их не боялись, не дичились, от них иногда подрабатывали комякинские ребята на орехи и прочее. Я отправился прямо к тетке Марье, изложил ей все, договорился и о «гонораре», и назавтра, если не будет дождя, назначил первый сеанс.
На мое счастье, назавтра день был такой, как мне надобно: серенький, ясный, теплый, и я, взяв краски, римскую лимонную дощечку, зашел за моей больнушкой и, устроившись попокойнее, начал работать.
Дело пошло ладно. Мне был необходим не столько красочный этюд, как тонкий, точный рисунок с хрупкой, нервной девочки. Работал я напряженно, стараясь увидать больше того, что, быть может, давала мне моя модель. Ее бледное, осунувшееся с голубыми жилками личико было моментами прекрасно. Я совершенно отождествлял это личико с моим будущим отроком Варфоломеем. У моей девочки не только было хорошо ее личико, но и ручки, такие худенькие, с нервно сжатыми пальчиками. Таким образом, я нашел не одно лицо Варфоломея, но и руки его.»

f8cc1aa5a3e0

Голова девочки. Этюд.

d1d53f46c31b

Варфоломей. Этюд.

В середине сентября 1889 года недалеко от Абрамцево Михаил Васильевич снял дачу и приступил к картине. Вот что писал художник о своей жизни в то время: «Жилось мне в те дни хорошо. Я полон был своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда.

Начались дожди, из дому выходить было неприятно, перед глазами были темные, мокрые кирпичные сараи. Даже в Абрамцево нельзя было попасть, так велика была грязь. И лишь на душе моей тогда было светло и радостно. Питался я скудно. Моя старуха кухарка умела готовить только два блюда — кислые щи да кашу.
Так я прожил до середины октября. Нарисовал углем картину и за это время успел убедиться, что при такой обстановке, один-одинешенек, с плохим питанием, я долго не выдержу, — и решил спасаться к моим уфимцам.» Холст был свернут на скалку и увезен в Уфу в дом родителей, где Михаилу Васильевичу для работы был выделен зал с большими окнами. В начале ноября «Видение» было начато красками. В один из дней во время работы у Нестерова закружилась голова, он оступился (стоял на небольшой скамеечке), упал и повредил холст. «На шум прибежала сестра, а потом и мать. Я поднялся, и все мы увидели, что картина прорвана — большая дыра зияла на небе. Мать и сестра, видя меня таким смущенным, а еще больше — пробитую картину, не знали, как помочь делу, как подступиться ко мне. Однако первые минуты миновали. Ахать было бесполезно, надо было действовать. Я тотчас же написал в Москву в магазин Дациаро, прося мне спешно выслать лучшего заграничного холста известной ширины, столько-то. Написал и стал нетерпеливо ждать посылки. Время тянулось необыкновенно медленно. Я хандрил, со мной, не зная, что делать, не рады были, что и пригласили меня. Однако недели через полторы пришла повестка, и в тот же день я получил прекрасный холст, гораздо лучший, чем прорванный. Я ожил, ожили и все мои вокруг меня.
Скоро я перерисовал картину наново и взялся за краски. Как бы в воздаяние за пережитые волнения, на новом холсте писалось приятней. Он очень мне нравился, и дело быстро двигалось вперед.»

Первый же, незаконченный вариант картины остался в Уфе и через 50 лет стал собственностью Башкирского художественного музея. В нём написана только верхняя, пейзажная, часть, всё остальное — рисунок углем, но именно это остальное и является для нас особенно ценным, поскольку позволяет понять, прочувствовать творческую «кухню» художника: мы видим, что Нестеров работает без подмалёвка, сразу по рисунку, с предельным вниманием к деталям и заботой о единстве целого.

07a14ce53e37

И вот работа окончена. На фоне лесов и полей на переднем плане картины стоят две фигуры — мальчика и явившегося ему под деревом святого в одежде схимника. Юный отрок весь застыл в трепетном восторге, широко открытые глаза его не отрываясь смотрят на видение. Золото и багрянец ранней осени явственно проступают на полотне. Но лето еще не сдает своих позиций, еще радует зеленью, еще расшивает золотое убранство луга мелкими голубыми и желтыми цветами. Широким охристым прямоугольником лежит на заднем плане поле. Вдоль неугомонной змейки серебристой реки, повторяя ее затейливые изгибы, тянется дорога. Природа замерла в ожидании чуда… и это чудо происходит на глазах у зрителя.

Нестеров готовил свою картину к XVIII Передвижной выставке. Работы художников, не входивших в Товарищество, на передвижные выставки отбирались и принимались членами Товарищества на общем собрании тайным голосованием. «Пришел Левитан. Смотрел долго, отходил, подходил, вставал, садился, опять вставал. Объявил, что картина хороша, очень нравится ему и что она будет иметь успех. Тон похвал был искренний, живой, ободряющий… Каждый день бывал кто-нибудь из художников, и молва о картине среди нашей братии росла и росла, пока однажды утром не пожаловал сам Павел Михайлович… Собираемся и едем большой компанией в Петербург. Мы, тогдашняя молодежь, еще экспоненты, подлежим суду, и строгому, членов Товарищества. Многие из нас будут через несколько дней, быть может, забракованы, и кто здесь, в этой зале, останется — одному богу известно.
День этот настал. Вечером суд. Мы, экспоненты, томимся ожиданием где-нибудь в квартире молодого петербургского приятеля, на этот раз у Далькевича, на его мансарде. Я нервничаю, хотя общее мнение таково, что я обязательно буду принят. Однако есть признаки и плохие: отдельные влиятельные члены — господа Мясоедов, Лемох, Маковский, Волков и еще кто-то — моей картиной недовольны, находят ее нереальной, вздорной, еще хуже того — «мистической».
Наконец часу в первом ночи влетают двое: Аполлинарий Васнецов и Дубовский, молодые члены Товарищества, и провозглашают имена тех, кто принят. Все присутствующие попали в число их, и я тоже. Радость общая.»

Картина была выставлена и вызвала много споров. Критик того времени Дедлов писал тогда: «Картина была иконою, на ней было изображено видение, да еще с сиянием вокруг головы, — общее мнение забраковало картину за ее «ненатуральность». Конечно, видения не ходят по улицам, но из этого не следует, что никто никогда их не видел. Весь вопрос в том, может ли его видеть нарисованный на картине мальчик».

Г.Г. Мясоедов на открывшейся выставке отвел М.В. Нестерова в сторону и всячески пытался убедить, чтобы тот закрасил золотой венчик: «Поймите, ведь это же абсурд, бессмыслица, даже с точки зрения простой перспективы. Допустим на минуту, что вокруг головы святого сияет золотой круг. Но ведь вы видите его вокруг лица, повернутого к вам en face? Как же можете вы видеть таким же кругом, когда это лицо повернется к вам в профиль? Венчик тогда тоже будет виден в профиль, то есть в виде вертикальной золотой линии, пересекающей лицо. А вы рисуете его вокруг профиля таким же кругом, как вокруг лица».

С другой стороны, М.П.Соловьев в своей статье «Русское искусство в 1889 году» писал: «Манера Нестерова вполне оригинальна. В ней нет подражания ни прерафаэлитам, ни романтикам, ни г. Васнецову. Он не подновляет и наших старых иконописцев. Тем не менее картина его проникнута национальным, русским духом… Молодой московский художник вдохновляется иными идеями, коренящимися в глубине народного религиозного чувства».

Хотя хвалебных отзывов было немного, Павел Михайлович Третьяков приобрел полотно для своей коллекции и теперь она находится в собрании Третьяковской галереи в Москве.

«Видение отрока Варфоломея» — это высший взлет творчества Нестерова. Далее будут замечательные произведения, но такой чистой, такой искренней, проникнутой поэзией работы уже не будет.

Нестеров М. В. «Давние дни»

Громова Е.В. «Великие мастера живописи. Михаил Нестеров».

Федоров-Давыдов «Природа и человек в творчестве Нестерова.»

Большинство картин, созданных М. В. Нестеровым в 1890–е годы, посвящены жизни Сергия Радонежского.

Для Нестерова образ Сергия был воплощением идеала правильной, чистой и подвижнической жизни, но имел в его глазах и общественное значение.

Первым произведением этого цикла была картина «Видение отроку Варфоломею», появившаяся на восемнадцатой Передвижной выставке. Работать над нею М. В. Нестеров начал в 1889 году.

В основе сюжета лежало религиозное предание. Однажды отец послал Варфоломея искать лошадь. В поле под дубом отрок увидел прилежно молившегося старца. Варфоломей приблизился к нему, а тот, окончив молитву, благословил его и спросил, чего он ищет, чего хочет. Варфоломей отвечал, что более всего желал бы получить разум к учению. Старец помолился за него, а затем, вынув часть просфоры, дал её отроку, повелел вкусить, сообщив, что вместе с этим дастся ему разум к учению.

В своей картине Нестеров далёк от подробной описательности действия. Недаром трудно понять, какой именно момент легенды изображён. Художника, скорее, интересовало не столько само чудесное событие, сколько определение его внутреннего характера, отражение его в душе мальчика.

Нестеров изображает момент, когда отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания молитвы. Тонкая фигура мальчика, которую художник поместил почти в центре картины, сливается с пейзажем, она кажется органической частью полей, лугов, тонких, трепетных деревьев, зелёных перелесков, этого чистого русского пейзажа с его деревянной церковкой, деревенскими крышами, ёлочками и извилистой речкой.

Природа изображена Нестеровым с глубоким пониманием – это не просто фон для действия, а воплощение поэтического представления о русской природе, о её нежной красоте и удивительной гармонии. И вместе с тем художник изображает природу просто и безыскусственно: и дома деревни, и сараи, и чуть красноватую крышу деревенской часовенки с серебристо-голубыми главками, перекликающимися с голубой полоской светлого облачного неба. Всё пронизано живым, реальным ощущением человеческой жизни, очищенной от повседневной суеты, умиротворённой, прекрасной в своей чистоте.

Но мальчик печален – столько в нём недетской печальной внимательности, какого-то тихого душевного ожидания. Грустный мотив звучит в этом пейзаже, в нём нет ярких красок. Нежные тона ранней осени точно окрашивают бледным золотым цветом всю картину. Но природа трепетна, она прекрасна в своей тихой, чуть грустной тишине. Нестеров добился в этом произведении – и отныне это становится одной из главных особенностей его творчества – удивительной эмоциональности пейзажа, слитности с настроением человека. Несмотря на неправдоподобность сюжета, нет ощущения его ложности и надуманности.

Новизна картины во многом заключена не только в изображении природы. Перед Нестеровым стояла этическая проблема – показать душевную частоту мальчика, показать идеал чистой, возвышенной, гармонической жизни, связанной с представлениями о духовных идеалах русского народа.

Мальчик не удивлён появлением старца, он точно ждал его и теперь погружён в созерцание. Нестеров утверждает реальность чуда, возможность и естественность этого чуда в духовной жизни отрока Варфоломея.

Пейзаж картины реалистичен, но в фигурах присутствует мотив сказочности. Кажется, на картине всё замерло, тишина. У меня, когда я смотрю на картину, появляется чувство спокойствия и грусти. На этой картине изображена чистота и красота русской природы.

Сюжет

Сюжетным прототипом для картины стало жизнеописание Сергия Радонежского, который, будучи ребенком (звали его тогда Варфоломей), встретил святого старца. Последний спросил отрока о его заветном желании и услышал: «Ныне прискорбна душа моя, так как учуся грамоте и не умею, ты же, отче святой, помолись за меня богу, чтобы я выучил грамоту». Услышав это, старец дал Варфоломею кусочек просфоры со словами: «О грамоте, чадо, не скорби, от сего дня дарует тебе господь грамоте умение зело добре».

Пейзаж в Абрамцеве. Этот этюд стал основой для пейзажного фона в «Видении отроку Варфоломею»

Варфоломей — кроткий мальчик, покорно сложивший руки на груди, принимающий то, что дано свыше. Святой старец кажется неотделимым от природы: его фигура в темных одеждах словно сливается с деревом. Нимб его, едва заметный, вот-вот рассеется в воздухе.

Образ Сергия Радонежского был для Нестерова воплощением нравственного идеала чистой и подвижнической жизни. С ним связана тема одиночества, ухода от мирской суеты. Идеальным, по Нестерову, было состояния единения человека и природы, только в этом, по мнению художника, человек мог найти успокоение, очистить душу, обрести стойкость и смысл жизни.

41ad515ce6aa8ae0e25885f4cfacb9fe
Видение отроку Варфоломею, эскиз

Контекст

Первые наброски Нестеров сделал во время поездки в Италию. Позднее в окрестностях Троице-Сергиевой лавры он писал пейзажные зарисовки. Изначально художник продумывал вертикальную композицию — убрав часть пейзажа, живописец акцентировал внимание на фигурах. То, что в итоге картина написана горизонтальной, говорит о том, что Нестеров, по-видимому, понял, что не венчик над головой святого, а именно пейзаж должен воплощать чудесное. Одухотворённая природа сливается с лирическим настроением героев и раскрывает их образы.

Закончив пейзажные зарисовки, Нестеров уехал в Уфу, где, несмотря на грипп, продолжил работать. «Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда», — вспоминал Михаил Нестеров.

b756fe7fa8d7a0a5a0b25cbb5f2e99bc
Незаконченный вариант картины

Состояние его было опасным. В один из дней у Нестерова закружилась голова, он оступился, упал и повредил холст. Понадобился новый. Именно на нем было создано лучшее, по мнению самого Нестерова, полотно. Незаконченный вариант картины остался в Уфе.

Судьба художника

Михаил Нестеров родился в Уфе. Семья его было глубоко религиозной. С детства Мишу влекла природа, он был чуток к ее красоте и восприимчив к ее языку. Отец поддержал тягу сына к искусству и отправил в Москву учиться.

Первой значительной картиной был «Пустынник». После экспонирования ее на выставке передвижников о Нестерове заговорили как об одном из выдающихся живописцев того времени. Современники отмечали, как поразительно глубока внутренняя гармония, связывающая человека и природу в его картинах.

47649132289ec3fd25e1759cca66c9df
«Пустынник», 1888 —
1889

После «Видения отроку Варфоломею» (1889−1890) Нестерову впервые предложили расписывать храмы. Неуверенность, принять ли это предложение, в итоге была преодолена, и 22 года своей жизни художник отдал церковным росписям и иконам. Религиозная тема, которая так прочно вошла в творчество Нестерова, сподвигла его на путешествие на Соловки. Монастырь, окруженный суровой природой, жизнь монахов, сильных духом, впечатлили художника. Долгое время в его картинах звучала тема блаженного общения верующего человека с природой.

Свои коррективы в творчество Нестерова, что ожидаемо, внесла революция 1917 года. 55-летнему художнику пришлось отказаться от тем, которые интересовали его в течение всей жизни, и переключиться на новый для себя жанр портрета. Как правило, он не писал на заказ, работая только с близкими и хорошо знакомыми людьми. Его интересовали творческие люди в активном действии. За свои портреты он даже получил несколько наград и почестей от советского правительства, в том числе Сталинскую премию.

4aa9091d65183a59dab48128baba7f66
Портрет академика Павлова, 1935. Работа, за которую Нестерову вручили Сталинскую премию

В 1938 году (Нестерову на тот момент было уже 76 лет) его арестовали и две недели продержали в Бутырской тюрьме. Связано это было с тем, что его зять, юрист Виктор Шретер, был арестован по ложному доносу, обвинен в шпионаже и приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к смертной казни. Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась с инвалидностью.

До последнего дня Нестеров работал. Скончался от инсульта на 81-м году жизни с палитрой и кистью в руках.

1889-90 г. 211 x 160 см. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины Нестерова М.В. «Видение отроку Варфоломею»

Важную роль на картине Нестерова М.В. играет пейзаж, который достаточно эмоционален, соответствует настроению героев. На заднем плане мы видим бледное бело-желтое небо. Основным цветом на картине является желтый, так, что можно предположить, что это ранняя осень.

Вдали изображена деревянная церквушка, два голубых купола которой похожи на васильки, растущие на зеленом лугу. За ней виднеется небольшая деревушка, а за деревушкой – бескрайний простор. Недалеко от церкви находятся огороды. Темно-зеленые посевы чем-то напоминают капусту. По бокам изображены густые леса, они словно обрамляют картину, придают ей глубину. Слева изгибами протекает маленькая речка.

На переднем плане автор изобразил отрока Варфоломея и старца. Мальчик с восхищением и огромным вниманием смотрит на игумена. Видна худоба мальчика: истощенное лицо, синяки под глазами. Его светло-русые волосы гармонично сочетаются с цветами деревьев и поля. Ребенок молитвенно сложил худющие и тоненькие ручки. Спина и колени у него чуть согнуты, он как бы намеревается преклониться перед старцем. На мальчике простая крестьянская одежда белого цвета. Автор хотел показать чистоту детской души.

Перед отроком стоит старец. Капюшон скрывает его лицо, а также всю голову, видно лишь часть седой бороды старца. Она говорит о том, что перед мальчиком стоит старый мудрец. Вокруг его головы – нимб, который практически растворился в желтом цвете деревьев. В руках старец держит ларчик с просфорой. На нем надет черный плащ и накидка с красными крестами.

Пейзаж на картине реалистичен, но в изображенных фигурах виден мотив сказочности. Произведение вызывает чувство грусти и спокойствия. Автор показал чистоту и красоту русской природы.

Обучающее сочинение-описание по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею» проводится в 8 классе на двух уроках после изучения темы «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Это материалы
для учителя. Если Вы хотите найти готовое сочинение, то Вы его здесь не найдёте!

Слово учителя:
Мы с вами познакомились с житием Сергия Радонежского, знаем основные события его святой жизни, понимаем, почему он был
причислен к лику святых. Сегодня мы познакомимся с картинами художника Нестерова, на которых он изобразил жизнь Преподобного Сергия. Нестеров учился в московском училище ваяния и зодчества, потом
в Академии художеств. Он увлёкся религиозным направлением в живописи. Все его картины изображали святых, Иисуса Христа, людей религиозных, религиозные обряды. Вместе с Васнецовым он расписывал
Владимирский собор в Киеве, создавал фрески и иконы. В Москве он расписал Покровский храм в Марфо-Мариинской обители.

Нестеров глубоко понимал образ «умиротворённого человека». Глядя на его творения, мы поражаемся, с какой верностью самому себе художник воссоздавал свой мир, который не назовёшь иначе,
как мир души. Ему была интересна духовная жизнь человека, такие его черты как смирение, умиротворение, погружение в себя.

Нестеров создал целый цикл картин, изображающих жизнь Преподобного Сергия Радонежского.

Демонстрационный слайд

Первичное восприятие полотна, которое предстоит описывать.

Сегодня мы с вами напишем сочинение-описание по одной из этих картин «Видение отроку Варфоломею».

Беседа по картине

  • Какое же событие из жизни отрока Варфоломея, будущего Преподобного Сергия, изображено на этом полотне?

Данный слайд нацелен на предупреждение речевых ошибок. Ребята вспоминают приобретённые ранее навыки работы с сочинением по картине.

Но прежде всего мы должны с вами вспомнить, как надо работать над сочинением-описанием по картине.

ПК (ответы на вопросы)

  • Шедевр, произведение искусства, полотно
  • Мастер, Нестеров, автор полотна, живописец
  • Изобразил, создал

На данном этапе урока ребята вспоминают сведения об отличии рисунка от картины. Это необходимо для разграничения понятий и предупреждения лексических ошибок. Ребята не должны использовать в
сочинении по картине слова «рисунок», «нарисовал».

Этот слайд нацелен на повторение знаний по технологии написания сочинения. Также по ходу демонстрации слайда ребята начинают коллективно составлять план.

Знакомя с этим отзывом Паустовского о полотне, учитель демонстрирует идею работы. Именно эту мысль и надо проводить в сочинении всеми средствами: и композиционными, и языковыми. Эти слова можно
использовать как тезис сочинения. Учитель просит ребят написать вступление.

Пример вступления

М. В. Нестеров – прекрасный русский художник конца 19 начала 20 века, которого интересовали религиозные сюжеты. На своих полотнах он изображал странников, божьих людей, святых. Художник
создавал иконы и фрески, расписывал храмы в Киеве, Москве. В своём творчестве он создал образ умиротворённого человека. Глядя на его творения, мы поражаемся, с какой верностью самому себе
художник воссоздавал свой мир, который не назовёшь иначе, как мир души. Ему была интересна духовная жизнь человека, такие его черты, как смирение, умиротворение, погружение в себя. Живописца
привлекали люди неординарные, святые страстотерпцы, поэтому он создал целый цикл полотен, изображающих жизнь Преподобного Сергия Радонежского. Одна из этих картин называется «Видение отроку
Варфоломею». На ней мы видим тот эпизод из жизни святого, когда он встретил в поле святого старца, который выслушал горе мальчика о том, что ему трудно читать, и ответил отроку, что дастся ему
разумение святого писания не от людей, а от Бога. Эта встреча была знаменательна для Варфоломея, потому что она предсказала, что он избранник Божий.

Ребята не только составляют план, но и предупреждают логические ошибки, придумывая переходы-«мостики» от части к части.

  • Паустовский назвал этот шедевр … (дальше цитата)
  • С Варфоломея
  • Смиренный
  • В глазах, в молитвенно сложенных руках

Данный слайд останавливает внимание учащихся на композиционном центре полотна – фигуре мальчика. Подбираем материалы к описанию отрока.

  • С позы, с рук
  • Молитвенно сложенные руки, вопрошающие голубые глаза
  • Овсяная голова, белая косоворотка, пёстрые шаровары, расписные онучи

Данный слайд тренирует умения учащихся излагать мысли в логической последовательности.

Переносим внимание на задний план полотна

  • Что мы видим на заднем плане полотна?
  • Убегающую вдаль дорогу, которая ведёт к храму, сжатые поля, тонкие берёзки и осинки, покрытые лесом склоны холмов.

Рассматриваем его в деталях.

  • Нехитрый русский пейзаж
  • Своей чистотой, тишиной, неяркостью. Такая природа будит не ликование и радость, а смиренную созерцательность, погружение в себя.

В заключение надо сделать какой-то высокий аккорд, ведь картина действительно проникнута духом святости и тишины осенней Руси.

  • О чём мы напишем в заключении?
  • О своём отношении к этой картине, о тех чувствах и мыслях, которые она будит, о значении этого шедевра в культуре России.

Пример заключения

Этот нестеровский шедевр ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. Он будит в нас раздумья о чистоте и голубиной святости Руси, надежду на то, что русский дух не выведется вовеки,
что никакая сила не пересилит нашу силу. Это картина – хрустальный светильник, зажжённый художником во славу своей страны. Не перестанут наши дороги вести к храму, не перестанет над Россией
звенеть малиновый звон, не перестанут русские художники и поэты прославлять красоту национального характера.

Демонстрируется образец описания Варфоломея. Это возможно делать в классах со слабой мотивацией. В более сильных классах данный слайд можно скрыть и предложить задание для самостоятельной работы.

Мостик-переход: Благочестивый, не по-детски смиренный взгляд устремлён на старца-черноризца.

На этом слайде также показан образец описания старца.

Мостик-переход от старца к пейзажу: Чёрная ряса монаха ярко выделяется на фоне золотистых сжатых полей и пастельных тонов всего пейзажа.

Пейзаж ребята описываю самостоятельно.

Пейзаж представляет перед нами Россию во всей простой, незатейливой красоте. Убегающая вдаль дорога ведёт к старинному деревянному храму, пропитанному легендами и сказками. Малиновый звон
колоколов разносится по всей округе: и над белыми тонкими берёзками, и над дрожащими осинками, и над синеглазыми реками. В чистом, как ключевая вода, воздухе, виден каждый листок, каждый скромный
венчик полевого цветка, каждая травинка. Это зрелище открывает в нас самих такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные
слёзы.

Итак, мы закончили собирать материалы к сочинению. Теперь можно собрать «мозаику» воедино. Переходим к следующему слайду.

Раздаточный материал к уроку работы над ошибками

После сочинения обязательно работаем над ошибками сообща, так как, если над орфографическими и пункуационными ошибками ребята худо-бедно ещё могут работать, то речевые, логические и грамматические ошибки они не понимают. Поэтому я или делаю презентацию, или раздаю каждому вот такой лист с ошибками, и мы вместе над ними работаем.

Ошибки в сочинении «Видение отроку Варфоломею»


Логические (отсутствие связи)

  • Нестеров был товарищем Саввы Мамонтова, поэтому часто гостил в Абрамцеве. Подмосковная природа, близость к святым местам Радонежа и вдохновили его на создание (какого?) полотна.
  • Художник посвящал свои полотна людям святым, людям, нуждающимся в помощи. Одним из них был Преподобный Сергий Радонежский. (Получается, Сергий нуждался в помощи?)
  • Над головой черноризца светится нимб, значит
    , отрок разговаривает со Святым.

Надо изменить фрагмент так, чтобы появилась связь.

Речевые

  1. Неоправданные повторы слов
  • Перед ним, под большим деревом, предстал странный старец
    в чёрной длинной ризе. В руках у старца
    просфора.
  • Крупным планом изображён деревенский мальчик
    и старец, одетый в ризу. Мальчик
    молитвенно
    сложил руки…
  • Старец
    человек святой. В руках старец
    держит ковчежец.

Использовать местоимённую замену, синонимы.

  1. Лексические ошибки (штампы)
  • Нестеров – великий
    русский художник;
  • красивый
    осенний пейзаж;
  1. Лексическая ошибка (незнание значения слова)
    простотерпец (старстотерпец)
  2. Лексическая несочетаемость
  • разбегается
    малиновый звон, издававшийся
    от куполов,
  • колокола создают
    малиновый звон;
  • тихая осенняя палитра перекликается с персонажами
    ;
  • косоворотку, переплетённую
    кушаком;
  • благочестный
    взгляд;
  • его фигура выражается
    на фоне сжатых полей;
  • рисовал портреты;
  • Он является частью растения
    (т.е. дуба)
  1. Неверно подобранное слово из ряда синонимов
  • Картина вызывает сильные
    чувства: умиротворение, спокойствие, умиление.
  • Красочные
    картины

Грамматические

  1. 6.
    Текст не разделён на предложения. Один предмет – одно предложение!
  • У него овсяная голова, одет
    он в белую косоворотку, подпоясанную кушаком…
  • Молитвенно сложенные руки на груди, вопрошающие глаза, смотрящие прямо перед собой.
  • Овсяная голова, символизирующая Россию.
  • Белая косоворотка, подпоясанная кушаком.
  • Пёстрые шаровары, заправленные в онучи.
  • У него русые волосы, он одет в белоснежную косоворотку, которая затянута кушаком, пёстрые шаровары надеты на нём, на ногах у него расписные онучи…

Поделить на предложения точками, в каждое предложение добавить сказуемое или заменить причастие глаголом или кратким причастием.

  1. 7.
    Нет согласования

… в пёстрых шароварах, заправленные
в расписные онучи

Написал много картин, который
посвятил духовным лицам;

ковчежец, из который
достаёт просфору…;

в чистой
, как ключевая вода, воздухе…;

косоворотка, подвязанный
кушаком;

взглядом, устремлённом
на старца;

на святого старца, помогшему
мальчику;

Чёрное одеяние, сливающие
ся с деревом

  1. В предложении нет основы
    Даже само событие, как предсказание.
  2. От этой картины нельзя остаться равнодушным (Картина не оставит никого равнодушным)
  3. Нет сказуемого
    Его руки молитвенно сложенные
    (Его руки молитвенно сложены)
  4. Пропуски слова
  • Это зрелище открывает в нас такие глубокие____ любви к своей родной земле…;
  • Над головой у него ____ золотой нимб.
  1. Синтаксические ошибки при построении предложения с деепричастным оборотом.
  • Глядя на это полотно, на душе становится тихо и спокойно. Заменить СПП
  • Глядя на это произведение искусства, в душе воцарилась гармония. Заменить СПП
  1. Нарушение управления
    Его лицо
    не видно
  2. Нестеров, писав
    эту картину…

Орфографические

  • Ве
    дение отроку Варфоломею, овсянн
    ая голова
  • Его пёстрые шаровары заправленн
    ы в расписные онучи.
  • Убегающая в д
    аль дорога
  • Не хитрый русский пейзаж
  • Исс
    кус
    тво
  • О житие
    Преподобного Сергия
  • Варфа
    ла
    мей
  • Буд-
    то
  • Будую
    щем
  • Так___же мы видим высокий холм
  • И___ так, …

Пунктуационные

  1. Деепричастный оборот
    Глядя на такую природу х)

    Спасибо за помощь. Сочинения-описания даются мне пока с трудом: скорее всего, волнуюсь и не могу сосредоточиться. Слова куда-то исчезают, делаю простые орфографич. ошибки в словах(хотя знаю их
    написание). Картины хочется смотреть, когда о них ещё и рассказывали что-нибудь. Самим пока трудно: мешает сленг, на уроках обычно стоит гвалт, о религии ничего не знаем и пр. Ещё раз спасибо.

  2. #2

    Спасибо,очень помогли,прочитал статью,исправил свои ошибки.

  3. #3

    Уважаемая,Инесса Николаевна,благодарю Вас.

  • Сочинение по картине пластова витя подпасок
  • Сочинение по картине сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Сочинение по картине портрет мальчика 6 класс петрова водкина
  • Сочинение по картине перова приезд институтки к слепому отцу
  • Сочинение по картине летний день малевича