Зинаида Серебрякова. Автопортрет с дочерьми. Описание одной картины.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) занимает в истории русской живописи совершенно особое место, как, впрочем, все выдающиеся русские художники, Айвазовский или Шишкин, Левитан или Коровин, Серов или Врубель. Каждый из них ни на кого не похож. Она выбрала свою дорогу, не подпадая под влияние ни мирискусников, ни других групп и направлений начала XX века, и – самое удивительное – не подпадая под общее умонастроение эпохи с мотивами декаданса.
Она родилась в имении своего отца Евгения Александровича Лансере, известного скульптора, а ее мать Екатерина Николаевна была из семьи Николая Леонтьевича Бенуа, известного архитектора, в доме которого она вновь поселилась с детьми после ранней смерти мужа. С 1898 года семья Лансере каждое лето, а иногда и зиму жила в имении Нескучном. Дети подросли, и им привольно жилось в деревне.
На другой стороне речки Муромки хутор, который принадлежал сестре Евгения Александровича, по мужу Серебряковой. В семнадцать лет, уже закончив гимназию в Петербурге, Зина Лансере писала из Нескучного домой: «Дорогая мамуля, как здесь чудно, как хорошо. Вчера мы сорвали первую зацветшую ветку вишни и черемухи, а скоро весь сад будет белый и душистый; за эту ночь (шел теплый дождичек) весь сад оделся в зелень, все луга усеяны цветами, а поля ярко-зеленые, всходы чудесные. По вечерам мы ходим слушать соловьев, которые заливаются в обоих садах».
Второй сад находился, видимо, у хутора, где рос ее кузен Борис Серебряков, за которого она вышла замуж в 1905 году. Теперь она взрослая и уезжает в Париж с намерением получить более систематические навыки к рисованию, хотя с детства и постоянно только рисовала все, что привлекает ее внимание, – поля, крестьянок и т. п. Муж – еще студент, но занятий нет из-за революционных событий, и он приезжает в Париж. Через полгода Зинаида Серебрякова возвращается в Россию – у нее вскоре родится сын, через год второй сын, в 1912 году дочь Татьяна, в 1913 году – дочь Екатерина.
Первое появление в VII выставке картин «Союза русских художников» автопортрета «За туалетом» в 1910 году производит фурор. Александр Бенуа находит нужным не просто похвалить племянницу, которая росла вне его исканий, а выступить в печати: «Зинаида Серебрякова выставляется в первый раз… Ныне она одарила публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить ее… Здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное…»
Следовало сказать, и было бы это точно: «что-то абсолютно классическое», то есть верность природе и женской природе во всей ее трепетной жизнерадостности, без изломов новейших приемов и исканий.
События революции обернулись утратой имения, а вскоре умер муж, и это случилось в Харькове, откуда Зинаида Евгеньевна с детьми возвращается в Петроград в 1920 году, и ей удается поселиться с детьми в доме деда Н. Л. Бенуа, в квартире, в которой росла, с семьей Александра Бенуа, а поскольку нужно потесниться, первое время с хорошими знакомыми. Это возвращение было устроено не без помощи новой власти, с которой сотрудничал Александр Бенуа; Серебряковой вообще было предложено место профессора в Академии художеств, но она, по характеру скромная и робкая, всецело занятая детьми и творчеством, так и не решилась.
В эти-то трудные годы она пишет постоянно детей своих, подрастающих мальчиков и еще совсем юных Тату и Катю, и «Автопортрет с дочерьми» (1921), и снова натюрморт «На кухне» с Катей, перебирающей яйца в корзине, на столе свекла с ботвой и рыба, и «Тата с овощами» (1923). И самое насущное превращается в предмет искусства. Но и праздники не исчезли. «Катя в голубом у елки» (1922), или «Тата в танцевальном костюме» (1924). И серия картин, связанная с миром театра.
«Автопортрет с дочерьми». Выписаны с легкостью, как по волшебству, только головы матери и двух девочек, прильнувших к ней, улучив момент, когда она в рабочей блузе с кистями в руках сделала паузу в работе, и они предстали на миг в зеркале. Выписаны волосы, лица, глаза, руки – нельзя сказать тщательно, но гладко, с полным впечатлением живых лиц, как у старых мастеров, а одежда обозначена мазками и даже небрежно, как и фон, мол, пусть здесь будет, как ныне пишут, здесь неважно.
Девочкам 9 и 8 лет; они в «тельняшках», – вчера с платформы видел, как мимо старинного здания вокзала во Мге на велосипеде проехали две девочки, старшая вела, младшая сидела сзади на багажнике, она была в тельняшке, что делало ее, как ни странно, модно-нарядной. Матери 37 лет, но лицо ее молодо, даже юно – под стать юным лицам, прильнувшим к ней, – вопреки всем невзгодам времени. Жизнь такова, если моральная рефлексия не нарушает зрения художника, его миросозерцание, что станет отличительной чертой искусства в XX веке, всех модернистских и постмодернистских течений.
Зинаида Серебрякова не подпала под общие поветрия и изыски, поскольку с юности припала к первоисточникам – к природе, к деревне и к классике эпохи Возрождения. После первых лет экспериментов в русле русского авангарда советское искусство повернулось к классике – к опыту великой русской литературы, мировой литературы и искусства. Как ни удивительно, это был путь, на который вступила Зинаида Серебрякова изначально, еще до революции, путь, по которому пойдут новые поколения художников советской эпохи.
Достоинство и простота, веселость и скромность, что наглядно демонстрирует живопись Зинаиды Серебряковой, мы узнаем и в фильмах 30-50-х годов, и в советской песне. Хотя Серебрякова уехала из России в 1924 году, думала ненадолго, путь обратно ей никогда не был закрыт, но она прожила еще целую жизнь в Париже, с постоянными поездками по странам Европы и в Африку, искусство ее не изменилось – в верности поэтической правде жизни.
В 1965 году персональные выставки Зинаиды Серебряковой прошли в Москве, Ленинграде и в Киеве. Она писала из Парижа: «Не представляю себе, что из моих вещей может привлечь внимание публики в СССР? Так как, конечно, – сужу по здешней прессе и вкусам, – в моем искусстве нет ведь никакой оригинальности ни в сюжетах, ни в манере рисования и прочем…» Кроме естественной скромности, здесь сомнения связаны и с изменениями в советской живописи, особенно с новым поворотом к авангарду группы художников, активно поддержанных в «здешней прессе».
Ныне, в исторической перспективе, видно, живопись Зинаиды Серебряковой, явившись в начале XX века, вопреки общему умонастроению эпохи, классически ясной и жизнеутверждающей, обладала всеми основными чертами советского искусства в его развитии, что говорит об уникальной гениальности художника.
Эстетика Зинаиды Серебряковой – та же эстетика отрадного, черты которой мы видели в искусстве Серова, Левитана, Врубеля, сколь они ни различны, и у мирискусников, но у нее баснословно непосредственная, наивная, веселая и чистая. При этом близость к природе, к натуре и буквально к обнаженному женскому телу, что воплощает красоту, или что и есть любовь к красоте, прообраз рождения в красоте, когда женщина в ее наготе божественна, как сама Афродита.
Читайте также
17.5. Летописное описание Святослава и гомеровское описание Ахиллеса
17.5. Летописное описание Святослава и гомеровское описание Ахиллеса
Русская летопись говорит о личности Святослава следующее. «Бе во самъ храбръ и легко ходя, аки пардусъ, и войны многие творяше. Ходяа возовъ по себе не вожаше, ни котла, ни мяса варяше, но потонку мяса
17.5. Летописное описание Святослава и гомеровское описание Ахиллеса
17.5. Летописное описание Святослава и гомеровское описание Ахиллеса
Русская летопись говорит о личности Святослава следующее. «Бе бо самъ храбръ и легко ходя, аки пардусъ, и войны многие творяше. Ходяа возовъ по себе не вожаше, ни котла, ни мяса варяше, но потонку мяса
Приложение № 3 Описание Палестины. Описание островов Кипра, Родоса, Мальты
Приложение № 3
Описание Палестины. Описание островов Кипра, Родоса, Мальты
В исходной электронной версии отсутствовало. (Прим. выполнившего
Потерянность и самоапология. Литературный автопортрет ши
Потерянность и самоапология. Литературный автопортрет ши
Обзор истории формирования ши уместно дополнить кратким разбором личного опыта ее создателей, о котором они рассказывают в своих литературных произведениях. Для наших целей мы можем, отвлекаясь от жанра и даже
3. Л. Серебрякова БЫЛ ЛИ СТАЛИН АГЕНТОМ ОХРАНКИ[139]
3. Л. Серебрякова БЫЛ ЛИ СТАЛИН АГЕНТОМ ОХРАНКИ[139]
В пятом номере журнала «Родина» опубликована статья Б. И. Каптелова и 3. И. Перегудовой «Был ли Сталин агентом Охранки?». Авторы утверждают, что «сотрудничество Сталина с царской Охранкой не подтверждается». Разрешите не
3. Л. Серебрякова ЕЩЕ РАЗ О ПРОВОКАТОРСТВЕ СТАЛИНА
3. Л. Серебрякова ЕЩЕ РАЗ О ПРОВОКАТОРСТВЕ СТАЛИНА
В газете «Московская правда» в марте 1989 г. была опубликована статья Г. Арутюнова и Ф. Волкова с комментарием академика Самсонова, который предлагал создать «компетентную комиссию», чтобы «дать однозначный ответ» на вопрос:
3. Л. Серебрякова СТАЛИН И ЦАРСКАЯ ОХРАНКА[149]
3. Л. Серебрякова СТАЛИН И ЦАРСКАЯ ОХРАНКА[149]
[… ] На Шестой Пражской конференции РСДРП(б) Джугашвили не присутствовал, в ее работе не участвовал, в ЦК не баллотировался. И все же он становится членом ЦК. По данным Александра Орлова, генерала НКВД, который в 1938 году остался на
3. Л. Серебрякова СТАЛИН И ОХРАНКА[202]
3. Л. Серебрякова СТАЛИН И ОХРАНКА[202]
Мой собеседник — Зоря Леонидовна Серебрякова, историк. Дочь известного большевика Серебрякова. Начиная с 1937 года прошла через детприемник, тюрьму, ссылку. Только после 1985 года смогла защитить докторскую диссертацию. Недавно в архиве
3. Серебрякова. ИОСИФ И РОМАН[205]
3. Серебрякова. ИОСИФ И РОМАН[205]
Соратники по Охранке С середины пятидесятых годов на Западе широко дискутировались и были изданы материалы о Сталине и его связях с тайной полицией. «Выходит, что страной более 30 лет руководил агент царской Охранки», — однажды с горечью
Загадка тайника в проезде Серебрякова
Загадка тайника в проезде Серебрякова
С утра 14 сентября 1985 года в кабинете руководителя советского отдела Оперативного директората Бэрно-та Гербера на шестом этаже здания ЦРУ в Лэнгли воцарилась гнетущая атмосфера. Все началось с сообщения начальника секции
Рембрандт. «Даная». Описание одной картины.
Рембрандт. «Даная». Описание одной картины.
С Рембрандтом я встретился в раннем детстве, еще в ту пору, когда рос в родном селе, значит, когда учился в начальной школе. Помню, как ночью, весь под впечатлением от фильма о художнике, я возвращался домой из клуба, словно
Карл Брюллов. Портрет графини Ю. П. Самойловой с А. Паччини. Описание одной картины.
Карл Брюллов. Портрет графини Ю. П. Самойловой с А. Паччини. Описание одной картины.
Легко заметить, женские лица на картинах Карла Брюллова похожи, составляя определенный женский тип, излюбленный овал, к чему он словно проявляет пристрастие, может быть, не отдавая
В. Серов Портрет княгини З. Н. Юсуповой Описание одной картины.
В. Серов Портрет княгини З. Н. Юсуповой Описание одной картины.
Это уникальная картина. Один из мировых шедевров русского искусства. Это понимаешь сразу, когда, проходя по залам Русского Музея мимо, вдруг останавливаешься. Здесь все соединилось: необыкновенная модель и
К. Сомов. Портрет Е. П. Носовой. Описание одной картины.
К. Сомов. Портрет Е. П. Носовой. Описание одной картины.
В 1910 году, в дни, когда Сомов приехал в Москву и приступил к работе над портретом Евфимии Павловны Носовой, он писал в письмах: «Блондинка, худощавая, с бледным лицом, гордым взглядом и очень нарядная, хорошего вкуса
Автопортрет Сенчиковского: праведный католик, православный в душе
Автопортрет Сенчиковского: праведный католик, православный в душе
В Сенчиковском, несомненно, присутствовало много от циничного авантюриста. Его самоутверждение в русской национальной идентичности принимало подчас характер навязчивой демонстрации, ради которой он
Зинаида Серебрякова – удивительная художница, которая умела изобразить обыденность в ярких красках и передать через свое творчество искру жизни. Чудесные произведения художницы покоряют глубиной, невинностью и непосредственностью.
Эта статья будет посвящена описанию картины Серебряковой «За туалетом». Мы расскажем, как художница писала это произведение.
Зинаида Серебрякова, «За туалетом»: краткое описание картины
Композиция представляет собой автопортрет художницы: в зеркале отражается молодая женщина. Эффект присутствия подчеркнут тем, что на изображении виднеется рама зеркала и отзеркаленная свеча. Художница словно бы позволяет зрителю взглянуть на нее ее же глазами.
Девушка на изображении расчесывает свои прекрасные густые волосы. На ней легкое платьице, поза естественная и непринужденная, она смотрит на себя. Взгляд главной героини полотна завораживает и влюбляет в себя, он наполнен теплотой и жизнелюбием, кажется, что еще вот-вот и девушка запоет или искренне засмеется.
На переднем плане мы видим флаконы с духами, синюю подушечку со шпильками, коробку с бусами, ленты и кружевные салфетки. Нехитрый девичий набор говорит о игривости девушки, она молода и хочет подчеркнуть свою красоту приятными мелочами.
Из описания картины Серебряковой «За туалетом» видно, что гармония теплых оттенков подчеркивает свежесть и молодость Зинаиды Евгеньевны. Во всем видна любовь к повседневным мелочам, которые ее окружают. На заднем плане картины цветовая гамма более приглушенная, прохладная. Позади девушки, в противоположной части комнаты, стоит таз для умывания и кувшин.
Подводя итог описанию картины Серебряковой «За туалетом», можно сделать вывод, что данная работа – это отражение внутреннего мира художницы, ее лучезарности и неподдельной женской красоты.
«Автопортрет. За туалетом» Зинаиды Серебряковой
В весенне-летнем сезоне Третьяковская галерея посвятила большой проект Зинаиде Серебряковой. Ретроспективная выставка одной из первых профессиональных художниц России занимает два этажа Инженерного корпуса галереи. Такое исключение, когда все выставочное пространство здания отдано одному мастеру, до настоящего времени было сделано только для ретроспективы Марка Шагала. Выставку работ Зинаиды Серебряковой можно посмотреть до 30 июля. А в нашей рубрике рассказываем о картине художницы «Автопортрет. За туалетом». Благодаря этой работе о Серебряковой заговорили как о состоявшемся мастере, а картину приобрела Третьяковская галерея.
Автопортрет «За туалетом»Зинаида Серебрякова написала в 1909 году в родном селе Нескучное (сейчас в составе Харьковской области). К этому времени 25-летняя художница была замужем за своим двоюродным братом Борисом Серебряковым, у них родились двое сыновей. Зинаида писала об истории создания картины, что зима выдалась снежная, муж был по работе в Северной Сибири, должен был вернуться на Рождество: «Осенью я решила остаться с детьми еще несколько месяцев в Нескучном, но на хуторе, где дом был маленький, и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты в Нескучном. Зима в этом году наступила ранняя – все было занесено снегом: наш сад, поля вокруг; всюду сугробы; выйти нельзя, но в доме на хуторе тепло и уютно. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на «туалете»».
Картину «За туалетом» высоко оценили критики и именитые мастера
Автопортрет простотой и в то же время некоторой таинственностью трактовки образа. Художница изобразила не реального человека, а его отражение в зеркале. Чтобы у зрителей не оставалось сомнений на этот счет, на переднем плане слева изображен единственный в картине «существующий» в нашем мире предмет – подсвечник со свечой, написанный пастозными мазками, подчеркивающими его материальность. Многие художники при работе над автопортретами используют зеркало как подсобное средство, Серебрякову же, очевидно, заинтересовал сам мотив отражения.
Работа выполнена в светлых, теплых тонах, передающих солнечное морозное утро. Темная рама зеркала обозначает границы композиции и подчеркивает световую насыщенность изображения. Как драгоценности играют и переливаются в лучах солнца стеклянные флаконы с духами, бусины на шпильках, подсвечник, в живописном порядке расположенные на туалетном столике. Теплые тона фигуры и предметов на первом плане контрастируют с холодным голубовато-зеленым фоном, создавая ощущение пространственной глубины. Серебрякова подобно старым мастерам тщательно моделирует форму, пишет многослойно, используя разнообразные градации цвета и тонкие светотеневые переходы. Светлый, мажорный колорит делает «отраженный» мир ярким и воздушным. Добиваясь осязаемой материальности в изображении таинственного мира, «существующего» по ту сторону зеркала, художница как бы стремится проникнуть в глубоко спрятанную тайну человеческой природы и самой жизни. Серебрякова создает идеальный образ гармонически совершенного человека, но это только мечта, мимолетная «реальность» отражения.
Зинаида Серебрякова с детьми
Картина «Автопортрет. За туалетом» в середине февраля 1910 года был представлен в Петербурге на VII выставке Союза русских художников. Работа была хорошо встречена и критиками, и более старшими коллегами Серебряковой. Художник Валентин Серов говорил об автопортрете, что это «очень милая и свежая вещь». Прямо с выставки картину приобрела Третьяковская галерея, где «Автопортрет. За туалетом» (холст, масло 75х65 см) хранится до сих пор. Кстати, дядя Серебряковой художник Александр Бенуа рекомендовал назначить цену за эту работу в 500 рублей. Искусствоведы автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Зинаиды Серебряковой: «Баня», «Жатва» и «Беление холста».
7 важных фактов о Зинаиде Серебряковой
1. Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года в селе Нескучное Курской губернии (сейчас Харьковская область). В ее семье говорили: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». Художница с ранних лет росла в атмосфере искусства. Ее дед Николай Бенуа был известным архитектором, отец Евгений Лансере – скульптором, мать Екатерина Бенуа – художником-графиком, дядя Александр Бенуа – знаменитым художником. Братья Серебряковой Николай и Евгений Лансере тоже связали себя изобразительным искусством. Старший сын Зинаиды Серебряковой стал архитектором, еще один сын и две дочери – художниками.
Зинаида Серебрякова «Портрет Е. Н. Лансере, матери художницы», 1912
2. Сцены простой деревенской жизни – еще одна излюбленная тема Зинаиды Серебряковой помимо портретов. Нескучное, окруженное лугами, лесами, сцены крестьянской жизни и близость к обычным людям вдохновляли художницу. Часто крестьяне, как, например, в картине «Беление холста», напоминают монументальные фигуры.
«Беление холста», 1917
3. После революции жизнь Зинаиды Серебряковой резко переменилась. Ей пришлось уехать из Нескучного, семейное имение было разграблено и сожжено. В 1919 году на руках художницы умер от тифа муж Борис. Зинаида больше не вышла замуж.
«Портрет Б. А. Серебрякова», 1900-е
Серебрякова осталась одна с четырьмя детьми и пожилой матерью. Начинается голод, Зинаиде приходится зарабатывать деньги и одной содержать семью, с которой они переехали в Петроград. Тем не менее, она не оставила живопись. Заказчиков было немного, они предпочитали за работу отдавать не деньги, а продукты. Серебрякова писала: «Котлеты из картофельной шелухи были деликатесом на обед».
«Карточный домик» Серебрякова написала после смерти мужа в 1919 году
4. Одна из значимых серий в творчестве Серебряковой посвящена балету. В Петрограде ее старшая дочь Татьяна поступила в балетное училище. С 1920 по 1924 Серебрякова часто бывала за кулисами Мариинского театра. В ее жизни снова появляется искусство и атмосфера праздника. Художница создает произведения, на которых ее балерины похожи на невесомые снежинки.
«Балетная уборная. Снежинки», 1923
5. В 1924 году в 40 лет Зинаида Серебрякова уезжает в Париж на заработки, ей заказали декоративное панно. Художница предполагала, что уедет на несколько месяцев, но на родину она больше не вернулась. После этого заказа Зинаиде было сложно найти работу. Французское общество восторгалось ар-деко, а работы Серебряковой не оценивались высоко. Все, что ей удавалось заработать, она отправляла детям. Отношения между СССР и странами Запада становились все более закрытыми. При содействии Красного креста Серебряковой удалось добиться того, чтобы к ней приехали сын Саша и дочь Катя. Александр стал брать заказы и писать интерьеры богатых домов, Катя взяла на себя быт. Дочь стала в то время главной моделью художницы. Екатерина посвятила себя таланту матери и именно благодаря ее труду многие работы Серебряковой вернулись в Россию.
«Порт Коллиур», 1930
6. В период жизни во Франции Зинаида Серебрякова путешествовала в соседние страны, выполняла заказы. Наиболее вдохновение художница получила от поездки в Марокко, где она была дважды в 1928 и 1932 годах. Художница несмотря на все трудности и удары судьбы оставалась верна себе, в своих произведениях она создавала мир красоты и праздника. Серебрякова писала: «Как ужасно, что современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть «модным» или «немодным», и требуют от художников постоянного «обновления», а, по-моему, художник должен оставаться сам собой!».
«Освещенная солнцем», 1928
7. Разлука с двумя другими детьми угнетала Серебрякову. Во время Второй Мировой войны переписка с ними и вовсе оборвалась. Встреча с Татьяной состоялась только через 36 лет в 1960 году в период хрущевской оттепели. Она смогла приехать во Францию и, наконец, увидеть мать. А незадолго до смерти художницы и Евгений смог встретиться с матерью. Через пять лет в России состоялась первая выставка работ Серебряковой. Но художница не смогла на нее приехать по состоянию здоровья. Зинаида Серебрякова умерла в 1967 году в возрасте 82 лет. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
«Автопортрет», 1956
В материале использованы данные из книги «Зинаида Серебрякова» Е. В. Ефремовой.
История написания полотна
В описании картины «За туалетом» Серебряковой Зинаиды Евгеньевны уже было сказано, что на этом произведении нарисована сама художница. Автопортрет девушка нарисовала в 1909 году, когда ей было 25 лет.
Полотно было написано в тот период, когда Зинаида проживала в Курской губернии, в селе Нескучное. Как писала в письмах сама художница, зима в тот год пришла рано, снегом замело все вокруг. В доме было уютно и очень тепло, вдохновившись душевной домашней атмосферой, она принялась за рисование. Сегодня эта картина хранится в Третьяковской галерее.
Популярные сочинения
- Сочинение Лебедев в романе Идиот (образ и характеристика)
Лукьян Лебедев — это второстепенный герой романа Федора Достоевского «Идиот». Он постоянно находится во взаимодействии с главными героями произведения. - Наполеон в романе Толстого Война и мир (образ и характеристика) — сочинение
Л.Н. Толстой написал произведение «Война и мир». События в романе происходят в девятнадцатом веке. В самом начале автор описывает довоенный период, затем началась первая мировая война. - Сочинение на тему Большая маленькая радость 2, 3, 4, 5, 8 класс
Что такое радость и неужели она имеет размер? Вопрос это очень философский! Точного определения просто не существует. Ответов конечно много, но сейчас я вам расскажу, что думаю по этому поводу.
Отзывы
Ранее в описании картины Серебряковой «За туалетом», было сказано, что художница изобразила себя очень легкой и по-детски игривой. Как отмечал известный искусствовед А. Савинов, в этом автопортрете отсутствует всякая манерность и надуманность, что было характерно для живописи начала ХХ века. Эта неподдельная искренность завораживает и заставляет радоваться жизни так же, как радуется эта талантливая девушка.
Искусствовед Д. Сарабьянов сказал, что в этом произведении самым привлекательным является удивительная женственность художницы. Так же как и Савинов, Сарабьянов подчеркивает простоту окружающей обстановки и общую ясность произведения.
Зинаида Серебрякова. Жизнь и судьба в автопортретах..
Девушка со свечой, Автопортрет, 1911 год (фрагмент)
Автопортрет, 1900 год. Государственный Русский музейВ ожидании первенца. Автопортрет, 1906 годАвтопортрет, 1907 годНижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусствАвтопортрет с яблокомДавайте взглянем на автопортреты Серебряковой, в которых, как в зеркале, отразилась счастливая, грустная и трагическая судьба художницы.
Автопортрет на всю жизнь остался любимым жанром Зинаиды Евгеньевны, возможно потому, что в нём, являясь самой доступной для себя моделью, легче всего было экспериментировать. Она написала их множество. Самых разных: карандашных, пастельных, акварельных, темперных, масляных.
С ранних из них, женственно-романтичных и шаловливо забавных, на нас смотрит очаровательная, кокетливая и лукавая женщина, с других – обворожительная Зинок с вечным бантом и чёлочкой – счастливая дочь, жена и мать четверых детей; с более поздних, печальных, меланхолично-задумчивых – хрупкая, болезненная, уставшая от постоянной работы и забот вдова, ставшая единственной кормилицей семьи из шести человек и вынужденная употребить свой дар на зарабатывание денег на её пропитание и существование.
Автопортрет в черном платье с белым воротником, 1907 годАвтопортрет в сиреневой блузе, 1907 годЗа туалетом. Автопортет, 1909 год ГТГЭта работа имела ошеломляющий успех на VII выставке Союза русских художников в Петербурге в 1910 году. Такие свежесть, искренность и радость молодости исходили от картины, изображавшей большеглазую и большеротую девушку в зеркале, освещенную чистым и ровным утренним зимним светом, что ни у кого не осталось сомнений: в России появился новый мастер. Полотно на выставке купила Третьяковская галерея. За туалетом
был и остаётся одним из лучших русских автопортретов.
Автопортрет с зеркалом, 1910 год. Государственный музей-заповедник ПетергофАвтопортреты, 1910-е годы. Собрание А. Богомолова и частное собраниеАвтопортрет, 1911 год. Тульский художественный музейПьеро (Автопортрет в костюме Пьеро), 1911 год. Одесский художественный музейАвтопортрет, 1911 годАвтопортрет в шарфе, 1911 годМузей личных коллекций Государственного Музея изобразительных искусств имени А.С. ПушкинаДевушка со свечой. Автопортрет, 1911 год. Государственный Русский музейТройной портрет, 1914 годАвтопортрет, 1914 год. ГТГТройной портрет, эскиз, 1914 год. Частное собраниеАвтопортрет, 1916 годАвтопортрет, 1910-е годыАвтопортрет, 1910-е годы. Вологодская областная картинная галереяИспуганная, 1917 год. Вологодская областная картинная галерея
Автопортрет, вторая половина 1910-х годов. Частное собраниеАвтопортрет, 1920 годАвтопортрет, 1920 годАвтопортрет за работой, 1921 год. Собрание семьи ЛойцанскихАвтопортрет, 1920-е годыЧувашский художественный музей и Екатеринбургский музей изобразительных искусствАвтопортрет, 1920-1921 годыАвтопортрет в красном, 1921 год. Частное собраниеАвтопортрет, 1921 год. Национальная галерея АрменииАвтопортрет с дочерьми, 1921 год Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская областьАвтопортрет, 1921 год. Частное собраниеАвтопортрет в белой кофточке, 1922 год. ГРМАвтопортрет, 1922 год. Государственный музей-заповедник ПетергофАвтопортрет с кистью, 1924 год. Киевский музей русского искусстваЗинаида Серебрякова, 1925 годАвтопортрет в интерьере, конец 1920-х – 1930-й годыАвтопортрет, 1930 годАвтопортрет, 1930 год. Fondation Serebriakoff, ПарижАвтопортрет, 1938 годАвтопортрет, 1942 годАвтопортрет, 1946 год. Fondation Serebriakoff, ПарижАвтопортрет, 1946 год. Государственный Русский музейАвтопортрет, 1946 годАвтопортрет, 1956 год. Тульский музей изобразительных искусствНа выставке было ещё несколько интересных автопортретов художницы, но фотографировать там нельзя, а в других источниках я их не смогла найти. И ещё парочка портретов Зинаиды Евгеньевны других авторов:Портрет Зинаиды Серебряковой, 1922 год Георгий ВЕРЕЙСКИЙ
- Сочинения
- По картинам
- Серебрякова З.Е.
- За обедом (За завтраком)
За обедом (За завтраком)
На картине «За обедом» изображена простая, но очень уютная сцена: трое ребятишек сидят за столом и готовы начать свою трапезу. Они совершенно спокойны, сидят за большим столом и ждут, когда теплые женские руки нальют ароматного бульона.
Дети выглядят опрятно, на маленькой девочке можно увидеть темно-синее платье и накрахмаленный белый фартучек, а мальчики постарше изображены в синих рубашках. У девчушки аккуратная челка и волосы до плеч. Прически мальчишек немного взъерошены. А на щеках у всех троих задорный румянец. Возможно, дети недавно вернулись с занятий. Но не сразу зашли домой, а немного поиграли на свежем воздухе.
Девочка и мальчик слева смотрят прямо на зрителя, как будто их кто-то позвал. У детей очень красивые карие глаза и русые волосы. Глаза второго мальчика разглядеть трудно, он опустил их, явно задумавшись о чем-то. Но сразу узнается тот же оттенок волос, форма носа и губ. Зритель сразу понимает, что эти трое ребят являются родными друг другу. И действительно, на картине «За обедом» изображены дети художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой.
В верхнем правом углу можно увидеть заботливые руки матери. Мама приготовила своим детям вкусный суп, ароматные булочки, печенье. Пусть мы не видим женщину полностью, а только руки. Возможно, художница сделала это не случайно. Ведь именно руки матери создали все то, что изображено на картине. Они приготовили вкусный обед, они умыли и причесали ребятишек, они всегда дарят ласку и любовь.
Можно сказать, что это обеспеченная семья. Об этом говорит белая скатерть, салфетки с кольцами, красивый фарфоровый набор посуды, одежда детей и убранство комнаты.
Сама картина очень светлая и уютная. Нет ярких цветов, которые могли бы привлечь внимание. Но и пропустить эту картину трудно. Хочется остановиться, рассмотреть все детали поближе и погрузиться в теплую атмосферу этой семьи.
Вариант 2
Зинаида Серебрякова — очень талантливая художница и одной из ее самых известных картин, является картина «За обедом». С ней дети обычно знакомятся во 2 или 6 классе. На этом полотне художница изобразила троих ребятишек, которые сидят за столом в ожидании завтрака. Это двое мальчишек и одна девочка.
Все они одеты в школьную форму, значит, ребята только что пришли со школы и еще не успели переодеться. Проголодавшись, они сразу прибежали к столу.
На переднем плане изображен мальчик, он сидит на стуле и уже кушает вкусный суп, который приготовила мама. На вид ему около десяти лет, он старший ребенок в этой семье. Мальчик изображен повернутым к художнику и такое ощущение, что его позвали, а он этого совсем не ожидал, ведь даже не успел выпустить ложку из рук.
Следующей художник изобразил девочку. Это очень милая малышка примерно шести лет. Наверное, девочка первоклассница и только привыкает к школе. Она сидит на самом краешке стула, в ожидании своей порции горячего и ароматного супа. Услышав, что кто-то позвал ее брата, она также обернулась на голос.
Третий мальчик сидит с другой стороны стола. Он держит стакан воды и о чем-то задумался. Наверное, у него небольшие проблемы в школе или он получил двойку и боится об этом сказать.
Также художник изобразил руки заботливой матери, которая наливает горячий суп для своего ребенка.
Изображенный стол накрыт красивой белой скатертью, он невероятно большой и сразу видно, что здесь живет большая и дружная семья. Посуда, которая стоит на столе, очень красива, она расписана, необычным синим узором. Из еды, на столе не только горячий и вкусный суп, но и свежеиспеченные булочки, и шоколадное печенье. Рядом с супом стоит свежая сметана, а в кувшин налито парное молочко.
Да, мама с лихвой подготовилась к приходу своих детей со школы, наготовила столько всего вкусненького! Атмосфера, исходящая с этой картины очень домашняя и теплая. Ведь что может быть лучше большой и дружной семьи? Удивительно, но Зинаиде Серебряковой удалось передать не только атмосферу, происходящую за столом, но глядя на полотно, мы можем услышать и почувствовать нечто большее.
Вы только посмотрите на эту кастрюлю с супом, чувствуете, какой аромат от него исходит? А озорные и милые ребятишки, вы только посмотрите на них! Наверное, буквально несколько минут назад, эта комната была наполнена их веселыми и звонкими голосами.
Эта картина действительно шедевр, ведь крайне сложно изобразить большое действие в мелочах, а художнице это удалось.
Характер и внешний вид детей
Не только талантливым художником, но и тонким психологом была Зинаида Евгеньевна Серебрякова. «За обедом» — это не просто сюжетная картина, в ней автор передала внутренний мир каждого своего ребёнка. Её старший сын Евгений рос спокойным и мечтательным мальчиком, Шурик отличался непоседливостью, а доченька Танюша была очень активной и любопытной девочкой. Эти черты характера каждого из детей отчётливо видны на полотне.
Продолжая описание картины Серебряковой «За обедом», стоит уделить немного внимания внешнему виду братьев и сестрички. Мальчишки одеты в синие рубашки, девочку нарядили в белоснежный сарафан, под которым виднеется тёмная кофточка. По одежде видно, что после обеда они собрались на прогулку. У всех детишек очень похожие лица. Танюша аккуратно причёсана, а вот волосы у Шурика и Жени торчат в разные стороны.
Описание 3
Русская художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова написала свою картину «За обедом» в 1914 году. В настоящее время она хранится в фондах Государственной Третьяковской галереи.
Как рассказывают искусствоведы, на полотне изображены дети Зинаиды Серебряковой. У картины есть ещё два названия: «За завтраком», «Завтрак детей». Глядя на картину, сразу можно заметить поразительное сходство детей. Восьмилетний Женя уже успел съесть полтарелки супа, а трёхлетняя Танюша к еде ещё даже не притрагивалась: за заднем плане заботливая кухарка наливает ей в тарелку горячий суп. Непохоже, что Таня голодна, потому что предпочитает смотреть на маму, а свежеприготовленный суп её мало привлекает. Зато у семилетнего Шуры пустую тарелку уже унесли, он первым прибежал на обед и уже успел всё съесть. Он явно наелся, потому что даже любимый компот допивает еле-еле. Кроме того, осталась нетронутой тарелка с печеньем. Может быть, у Тани с Жени хватит места в желудке, чтобы попробовать вкусную выпечку?
Несколько слов об одежде персонажей картины. Мальчики одеты в одинаковые синие рубашки, а у Танюши поверх строгого синего в полоску платьица надет белый сарафанчик. Видно, что в семье Серебряковых принято было приходить на обед опрятно одетыми.
Кухонный стол накрыт белоснежной скатертью, на ней стоит фамильный столовый набор с необычным орнаментом. Особенно восхищает вместительная супница, в которой ещё супа предостаточно, а значит, не все члены семьи собрались за обеденным столом. Это подтверждает и скучающая поодаль тарелка – в ожидании не успевшего проголодаться четвёртого члена семьи.
Графин с любимым компотом выделяется на столе ярким пятном и никак не гармонирует со столовым сервизом. Может быть, потому, что его не планировали подавать на стол, он был принесён кухаркой специально по просьбе детей?
На столе можно заметить графинчик поменьше, видимо, с водкой, который ждёт, когда утолившие голод дети уйдут, а их место займут проголодавшиеся взрослые. Рюмка водки за обедом – это классический атрибут обеденного меню в начале 20 века. Но взрослых пока за столом нет, но о их существовании можно догадаться не только по рукам невидимой кухарки, пустой тарелке и непочатого графина с водкой, но и по незримо присутствующей на картине матери – по эту сторону картины, к которой прикованы взгляды малышей. Конечно же, мама пишет их портрет, хотя в тот самый миг, который мы видим на картине, она говорит им что-то важное.
Картина вызывает у меня тёплые ощущения, потому что пропитала материнской любовью художницы.
Главные герои
Всю жизнь для Зинаиды Евгеньевны смыслом жизни оставалась картина. Серебрякова за обедом изобразила своих детей Женю, Шурика и Таню. Младшая дочка художницы Катюша в то время ещё была слишком маленькой и не могла позировать. На полотне запечатлён момент, когда дети обедали (или завтракали) в столовой комнате. Красиво сервированный стол свидетельствует о том, что в семье Серебряковых придерживались европейских традиций.
Описание картины Серебряковой «За обедом» стоит начать с характеристики трёх её главных героев. Мальчики, изображённые на полотне, погодки, сестрёнка младше их на несколько лет. Женя задумчиво пьёт воду. Видно, что его не столько мучает жажда, сколько просто интересует содержимое стакана. В это время бабушка (на картине изображёны только её руки) наливает в его тарелку половником суп. Остальные ребятишки внимательно смотрят в сторону зрителя. Перед Шуриком стоит тарелка, наполненная супом. Он уже успел его немного съесть, однако что-то заставило его оторваться от еды и обернуться назад. Тарелка малышки Танечки пустая, и она терпеливо ждёт, пока бабушка нальёт ей суп. Девочка внимательно устремила взгляд в ту же точку, что и её брат. В больших и выразительных глазах детей читается любопытство.
Сочинение-оптисание За обедом (За завтраком)
Серебрякова Зинаида Евгеньевна – русская художница, прекрасный пример любви к людям. Это человек, который на протяжении всего своего творчества ни разу не отходил от темы портретов. Именно благодаря им и своему умению точно их изображать, Серебрякова стала такой известной и уважаемой художницей.
На одной из её картин, «За обедом», изображена бытовая сцена – дети сидят за столом и трапезничают. Это не просто герои картины, это настоящие маленькие люди – дети самой художницы, которые очень любили ей позировать. На переднем плане изображено два ребёнка – Таня и Саша. Саша понимает, что мама в данный момент занята своей работой, она рисует, и её не нужно отвлекать, поэтому все свои вопросы, которых, судя по его взгляду, в его детской голове так много, мальчик оставляет при себе до того времени, когда мама освободится. Таня же ещё слишком маленькая, чтобы понять, что маму отвлекать не следует. Она тоже развернулась к ней, положила руку на тарелку и, кажется, вот-вот слезет со своего стула, чтобы подойти к маме.
На заднем плане картины изображён мечтательный ребёнок Женя. Он сидит молча и не поддаётся такому же интересу, какому поддаются его брат с сестрой. Мальчик пьёт воду из прозрачного стакана и думает о своём. Кто знает, о чём он задумался? Наверное, о чём-то по-детски философском.
Внимание к себе приковывает скатерть, покрывающая стол. Она белоснежная и очень красивая. Понятно, что в это семье люди следят за аккуратностью и уютом. На скатерти стоят тарелки, кружки и кастрюля, из которой бабушка этих детей наливает им суп. Благодаря мастерству Серебряковой, зритель может понять, что бабушка очень любит своих внуков – это видно по её рукам и позе.
Цвета картины контрастный, в ней есть как тёмно-серые и синие цвета, так и белоснежные. Они взаимно дополняют друг друга: белый цвет не перетягивает всё внимание на себя и не рябит в глазах, а тёмный оттенки не пропадают на картине, будучи выделенными светом.
Эта работа, как и большинство полотен Серебряковой, полна любви. Художница очень точно передаёт выражения лиц, позы и немые вопросы своих детей. Хочется бесконечно смотреть на это произведение и даже повесить его себе в комнату. Зинаида Евгеньевна поистине гениальный художник!
2 класс, 6 класс, 5 класс.
Другие интересные картины ← Карточный домик↑ Серебрякова З.Е.За туалетом. Автопортрет →
Камни-талисманы
Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана. Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана. Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии. прочитать полностью >>
Написать нам Поиск на сайте Реклама на сайте О проекте Наша аудитория Библиотека Сайт семейного юриста Видеоконсультации Дзен-канал «Юридические тонкости» Главная страница При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна. © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное. 16 +
Спящая натурщица. 1941 г.
Зинаида Серебрякова. Спящая натурщица. 1941 г. Киевский музей русского искусства. Gallerix.ru
В Париже Зинаида создала много ню. Они написаны в неоклассическом стиле. Как у старых мастеров. Ее обнаженные похожи на богинь Тициана или Джорджоне. Красивые. Нежные. Розовокожие.
В Серебряковой не было ни капли русской крови. По происхождению она была француженка (в девичестве Лансере). Но во Франции она себя ощущала русской. Ни с кем не дружила. Круглосуточно работала.
К тому же она была вновь не в моде. Балом правил стиль Ар-деко.
Слева: Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом Багетти. 1929 г. Частная коллекция. Wikiart.org. Справа: Жан Дюпа. Женщина в меховой накидке. 1929 г. Частная коллекция. Otvet.mail.ru.
Как вспоминает ее дочь Катя, вокруг было много художников, следующих моде. Проведут кистью вверх-вниз. Назовут это по-особенному. И продают.
Серебрякова на это не могла пойти. А как же детали? Как же цвет? И упорно писала своих классических обнаженных. Редко, что удавалось продать.
Одна радость. После войны ее детям разрешили навестить мать. Дочери Татьяне было уже 48 лет. Она вспоминает, что мать она легко узнала. Она почти не изменилась. Все та же челка, та же улыбка…
Карточный домик. 1919 г.
Серебрякова Зинаида. Карточный домик. 1919 г. Русский музей, г. Санкт-Петербург. Artchive.ru
Это одна из самых печальных картин Серебряковой. На ней нет феерии светлых красок. Только грустные дети. Хрупкий карточный домик. И даже лежащая кукла приобретает зловещий смысл. В жизни Серебряковой произошла трагедия…
На дворе 1919 год. Крестьяне толпой подошли к дому хозяев. Они решили предупредить Зинаиду, что дело совсем плохо. Вокруг разграблены почти все усадьбы. И в случае чего, они будут не в силах защитить хозяйку с детьми.
Серебрякова посадила детей и мать на телегу. Они уехали навсегда. Через несколько дней усадьбу подожгут.
О муже не было известий целый год. Он был в тюремном заключении. По пути домой он подхватит брюшной тиф. И быстро угаснет на руках жены.
Серебрякова была однолюбом. Уже тогда она поняла, что ее счастливая жизнь навсегда закончилась. Замуж она уже никогда не выйдет.
Задание на дом:
25.03.2012
Примеры похожих учебных работ
Описание картины константина коровина «портрет шаляпина»
… которую можно рассматривать подолгу, замечая все новые детали. Этот портрет Коровина достоин наивысших похвал. Сочинение по картине Коровина Портрет Шаляпина Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) родился в образованной и состоятельной семье купца …
По картине друзья от имени мальчика (широков 7 класс)
… картины есть друг у друга и могут позаботиться один об одном. Сочинение рассказ по картине Широкова Друзья от имени мальчика 7 класс. вариант 1 Дружба собаки и человека …
По картине не взяли на рыбалку от первого лица попович 5 класс
… сценка, нарисованная твердой рукой художника, готова. Картина «Не взяли на рыбалку» знакома всем ученикам средней школы, ведь в пятом классе им предлагают написать по ней сочинение. Нарисовавший её русский художник Олег Попович …
По картине Кипренского Портрет мальчика Челищева
… хорошо передают эмоциональность картины. 8 класс Сочинение по картине Портрет мальчика Челищева Кипренского На портрете известного художника Ореста Адамовича Кипренского изображен двенадцатилетний мальчик – Александр Челищев, будущий кадет Пажеского …
Описание картины бартоломе эстебана мурильо «мальчик с собакой»
… не совсем отошли от предыдущей игры. Вероятно, они также вскоре отправятся спать. Сочинение по картине Мальчик с собакой Бартоломе Мурильо 3 класс Хочу рассказать про знаменитого и талантливого
Снежинки. 1923 г.
Зинаида Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки (балет “Щелкунчик”). 1923 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. Artchive.ru
На руках Серебряковой было четверо детей и стареющая мать. Нужно было кормить семью. И она решила переехать в Петербург. Надеясь там на заработки.
Часто рисовала балерин в Мариинке. В театре, который когда-то спроектировал ее прадед.
Балерины изображены не на сцене. А за кулисами. Поправляющими волосы или пуанты. Опять эффект фотоснимка. Мгновение жизни красивых, элегантных девушек.
Но в Петербурге работа ей приносила сущие копейки. Ее картины никак не вписывались в новую эпоху.
От художников требовали переквалифицироваться в плакатчиков и дизайнеров советского быта. Передовые Степанова и Родченко охотно подчинились призыву “Художник – на производство”.
Слева: Варвара Степанова. Проект спорт-одежды. 1923 г. Avangardism.ru. Справа: Александр Родченко. Плакат “Лучших сосок не было и нет”. 1923 г. Gallerix.ru.
Нищета преследовала семью. Серебрякова решила поехать на заработки в Париж. Думала, на пару месяцев. Но оказалось, навсегда.
Урок-развитие речи. Работа с картинами В.Боровиковского и З. Серебряковой
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования № 49 г. Тулы»
Урок развития речи в 3 классе
«Работа с картинами В.Боровиковского «Портрет Безбородко с дочерьми», З.Серебряковой «Автопортрет с дочерьми»
Учитель: Устинова Е.Ю.,
1 квалификационная категория
2018 год
Цель урока:
показать, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остаётся неизменным
Задачи:
освоение жанра изобразительного искусства «портрет»;
знакомство с понятием «автопортрет»;
формировать умение наблюдать, сравнивать, классифицировать при
работе над картинами;
определять тему и настроение произведения.
Оборудование:
иллюстрации картин, лупы, словари.
Формируемые УУД:
— личностные : художественно-эстетическое, духовно-нравственное развитие на основе знакомства с живописью В.Боровиковского и З.Серебряковой;
— регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу;
— познавательные : ориентироваться в жанре картины, определять настроение автора, которым он хотел поделиться; рассматривать репродукцию и находить детали , осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
— коммуникативные : строить понятные высказывания, учитывать точку зрения выступающих, задавать вопросы, последовательно и полно передавать информацию.
Предлагаю вам сегодня сходить в « Музейный дом», познакомиться с новыми картинами. И на основе живописных произведений сравнить прошлое и настоящее. Что изменилось со временем, а что осталось неизменным.
Подготовка к восприятию. Постановка цели урока.
— Вспомните, как называется глава, в которой мы работаем? ( Сравниваем прошлое и настоящее)
— На основе каких литературных произведений мы сравнивали? («Чук и Гек», «Стальное колечко», «Растрёпанный воробей» и др.)
_ Найдите в «Музейном доме» два семейных портрета. Один написал русский художник Вл.Боровиковский, а другой – известная художница З.Серебрякова. Рассмотрите их.
— Вы поняли, какая семья жила в 18 веке, а какая в 20в.? Что помогло догадаться?
_ Как изменился внешний облик людей за два столетия? (Причёски,одежда)
— На портрете В.Боровиковского изображена графиня Безбородко с дочерьми: Любой(сл.) и Клеопатрой(спр.)
— Вы можете догадаться, кто изображён на картине З.Серебряковой? Прочитайте название картины. Оно вам поможет.
— Как понимаете слово «автопортрет»? (Художник изобразил сам себя )
— На портрете изображена сама художница с дочерьми: Катей(сл.) и Татьяной(спр.)
— Похожи ли сестры на свою мать на каждом портрете? Чем похожи? (Причёсками, фасонами платьев)
— А передал ли художник чувство, которое связывает людей на портретах?(Сидят прижавшись, обхватывают друг друга руками)
— Обратите внимание на медальон у графини. Что вы можете сказать о нем? (Он висит на длинной нитке жемчуга. Сам медальон держит младшая дочка, а нить держит мать, а также пропускает между пальцев и старшая дочь. Таким образом, все связаны одной нитью. А на медальоне портрет брата девочек и сын графини Андрей, который в это время находится далеко)
— Рассмотрим портрет З.Серебряковой. Что мы можем сказать о нем? Что бросается в глаза? (Три человека близки друг другу: благодаря переплетению рук они составляют единое целое)
— Какое выражение лица у матери? (излучает добро, любовь, нежность)
— Доверительные ли у них отношения? (Да, мать близкий им человек)
Итак. Подытожим.
— Что меняется с течением времени? (Одежда, прически)
— Что остаётся неизменным, несмотря какой век за окном- 18 или 20? (Чувства людей, их любовь и привязанность к близким, желание заботиться о своих детях, тревога за них – это то, что остаётся неизменным независимо от исторического времени)
Александр Андреевич Безбородко
И.-Б. Лампи-старший. Портрет князя А.А. Безбородко. 1794. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Александр Андреевич Безбородко (14 марта 1747-6 апреля 1799) — светлейший князь (1797), действительный тайный советник, дипломат, государственный канцлер (1797), обер-гофмейстер (1793). Из украинского рода Безбородко. С 1775 года — секретарь Екатерины II, составитель манифестов и многих других документов (до 1792). С 1780 года — член коллегии иностранных дел, с 1784 года фактически возглавлял ее. С конца 80-х годов до 1792 года был ежедневным докладчиком Екатерины II по всем важнейшим вопросам. Принимал участие в подготовке и заключении главнейших международных актов России последней четверти 18 века: добился признания Турцией присоединения Крыма к России (1783), подписал выгодный для России Ясский мирный договор 1791 года с Турцией, конвенцию о третьем разделе Польши (1795) и др. После смерти Екатерины II сохранил главенствующее положение в иностранных делах, в 1797 году получил чин канцлера и титул светлейшего князя. Был крупнейшим помещиком Юга.
Сын Андрея Яковлевича Безбородко от брака с Евдокией Михайловной Забелло. Безбородко получил воспитание в семье, под руководством отца, Андрея Яковлевича, который сам учил его грамоте по часослову и псалтири. Существует предание, что он довершил свое образование в киевской духовной академии, где выделялся среди товарищей замечательной «памятью и острым умом». В 1765 поступил на службу в звании бунчукового товарища, причислен к Канцелярии президента Малороссийской коллегии и генерал-губернатора Малороссии П.А. Румянцева. В 1767 Безбородко определен членом Малороссийского генерального суда, а через два года, когда началась война с Турцией, поступил в военную службу и выступил в поход к Бугу с Нежинским полком, вскоре командовал полками: Лубенским, Миргородским и Кампанейским. По переводе Румянцева в 1-ю армию Безбородко последовал за ним и участвовал в сражениях при Ларге, Кагуле и в штурме силистрийских укреплений; управляющий экспедицией походной канцелярии Румянцева, вел его секретную переписку.
А.Н. Бенуа. Выход императрицы Екатерины II
По рекомендации Румянцева в 1775 назначен секретарем императрицы Екатерины II (был им до 1796). Самостоятельно изучил иностранные языки; написал исторические сочинения: «Картина, или Краткое известие о Российских с татарами войнах…», «Краткая летопись Малыя России», «Хронологическая таблица замечательнейших событий царствования Екатерины II». Был личным докладчиком императрицы (до 1792) по большинству внутриполитических дел. В 1780 сопровождал ее в поездке по Белоруссии, присутствовал при ее свидании с австрийским императором Иосифом II, вел «дневную запись» путешествия. В 1780 Безбородко было поручено дело о высылке в Данию членов брауншвейгской фамилии. В 1780 представил императрице Екатерине II «меморандум по делам политическим», а также записку «Сокращенные исторические известия о Молдавии».
В 1780 произведен в генерал-майоры и причислен к Коллегии иностранных дел в звании «полномочного для всех негоциации», с 1781 присутствовал в секретной экспедиции. С отделением от коллегии Почтового департамента (1782) главный директор почт. С 1783 второй член Коллегии иностранных дел, одновременно стал единственным докладчиком императрицы Екатерины II по внешнеполитическим делам, передавал коллегии ее повеления и указания. При участии Безбородко заключен договор о признании Турцией присоединения к России Таврии и Крыма (1783) и др. Постоянно сопровождал императрицу в ее поездках. В 1785 возведен в графское Римской империи достоинство. С апреля 1786 член Совета при Высочайшем дворе, занял в нем исключительное положение: объявлял Совету волю императрицы Екатерины II, докладывал ей о заседаниях, был докладчиком Совета по всем важнейшим делам. Сопровождал императрицу Екатерину II в путешествие на Юг России (1787), во время которого всем российским послам предписано отправлять доклады на его имя; в Каневе вел переговоры с польским королем Станиславом Августом Понятовским.
Художник Ильяс Файзуллин. Визит Екатерины II в Казань
Во время русско-турецкой 1787-1791 и русско-шведской 1788-1790 войн составлял для Совета записки о ведении военных действий. Заключил Верельский мир 1790-и Ясский мир 1791. Екатерина II пожаловала Безбородко, уже произведенному в действительные тайные советники, звезду Св. Андрея Первозванного и богатые поместья. Однако положение Безбородко пошатнулось, поскольку фаворит императрицы П.А. Зубов сам пожелал руководить внешними сношениями и старался подорвать расположение императрицы к Безбородко. Вернувшись в Санкт-Петербург (1792), был заменен на посту личного докладчика Зубовым, однако вскоре, сблизившись с ним, вернул себе заведование дипломатическими делами; в 1795 заключил конвенцию о 3-м разделе Речи Посполитой. Во время бракосочетания великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) назначен шафером невесты (1793). Безбородко участвовал в работе различных комитетов: для приведения в порядок финансов, для разработки вопросов учреждения заемного и ассигнационного банков и др. За 1775-1796 подписал свыше 9,6 тыс. актов с объявлением воли императрицы (сама императрица Екатерина II подписала свыше 14,5 тыс.), из которых около 900 вошли затем в Полное собрание законов Российской империи. Все манифесты императрицы Екатерины II в 1776-1792 составлены Безбородко, он же автор около 400 именных указов Сенату. Из канцелярии Безбородко исходили указы и рескрипты различным правительственным местам и лицам и др. Через Безбородко поступали на рассмотрение императрицы все важнейшие уголовные и тяжебные дела.
6-го ноября 1796 г. скончалась Екатерина. Император Павел возложил на Безбородко, вместе с генерал-прокурором графом А.Н. Самойловым, и в присутствии великих князей Александра и Константина, разборку и запечатание государственною печатью всех бумаг, находившихся в кабинете покойной Императрицы. Граф Александр Андреевич исполнил это поручение к полному удовольствию Государя, выразившего ему свое благоволение производством его в первый класс. При этом Павел сказал своему любимцу Ф. В. Ростопчину: «этот человек для меня дар Божий». Милости и внимание нового Монарха не могли однако уменьшить скорби Безбородко об утрате его благодетельницы, скорби неутешной и единогласно засвидетельствованной современниками.
Екатерина II (путешествие по России в 1787 году) Мейс Фердинанд
При императоре Павле I сохранил первенствующее положение в Коллегии иностранных дел, в 1797 совместно с князем А.Б. Куракиным был уполномоченным при заключении договора с орденом Иоанна Иерусалимского (Мальтийский орден). В день коронации Павел I пожаловал Безбородко княжеское достоинство с титулом светлейшего, звание бальи Св. Иоанна Иерусалимского, назначил его гофмейстером и членом своего Совета. Павел I подарил Безбородко 16 тыс. душ крестьян, 30 тыс. десятин земли. С 1797 одновременно сенатор. Единственный из всех приближенных императрицы Екатерины II до конца жизни сохранил расположение императора Павла I. В конце 1798 из-за болезни просил об отставке, но император Павел I оставил его на службе, разрешив уехать в отпуск для лечения за границу, чем Безбородко не успел воспользоваться в связи с обострением болезни. Благодаря многочисленным пожалованиям и приобретению земельных владений Безбородко к концу жизни стал одним из крупнейших помещиков (основная земельная собственность на Юге России и Украине). Безбородко собрал коллекцию картин и других художественных ценнос-тей (приобретены им преимущественно во время революции во Франции), считавшуюся среди современников богатейшей в России. Завещал свыше 210 тыс. руб. на Воспитательный дом, на которые его наследником был создан Нежинский лицей. Женат не был, но от актрисы О.Д. Каратыгиной, с 1790 жившей в его доме (впоследствии вышла замуж за правителя канцелярии Безбородко Н.Е. Ефремова), имел дочь Наталию Александровну Верецкую (1790-1826; замужем за гвардии полковником Я.И. Савельевым). Верецкая получила прекрасное воспитание и большое приданое.
«Портрет Александра Андреевича Безбородко» Левицкий Дмитрий Григорьевич. 1790-е
И. Б. Лампи. Портрет Александра Безбородко
Светлейший князь Безбородко Александр Андреевич. Худ. Лампи старший
Безбородко // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. III. — С. 269—270. Безбородко, Александр Андреевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1900. — Т. 2: Алексинский — Бестужев-Рюмин. — С. 634—640. Григорович Н. Канцлер князь Александр Андреевич Безбородко. Т. 1-2. СПб., 1879—1881. Безбородко, Александр Андреевич // Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997. Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005.
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
- Сочинения
- По картинам
- Серебрякова
- За туалетом. Автопортрет
На картине изображена очень красивая, молодая девушка. Она расчесывает свои темные, длинные густые волосы гребешком. Она это делает так нежно и не принужденно. Правой рукой Зинаида поддерживает волосы. На ее руке очень красивый широкий браслет. У героини превосходные тонкие и темные брови, которые подчеркивают ее красивое лицо. Щечки слегка румяные. Такое бывает, когда спросонья умываешься прохладной водой.
Девушка слегла, повернута к зрителю, тем самым мы можем рассмотреть ее фигуру. У нее достаточно тонкая талия.
На ее молодом лице легкая и непринужденная улыбка. Нос слегла закругленный. Шея элегантно повернута в сторону. Кажется, что на ней не хватает украшения. На Серебряковой одета ночная сорочка, которая нежно упала с одного плеча, тем самым оголив его. Сорочка белоснежного цвета. От самой героини веет добром и счастьем. Кажется, что если бы можно было попасть в 1909 год и встретить ее на улице, то без страха можно было подойти и обнять героиню, и она бы с удовольствием ответила взаимностью.
На туалетном столике расположено много женских вещей. Это и красивые шпильки для волос с большими бусинами, бусы из жемчуга, несколько видов духов, пудра. А на самом краю стоят два подсвечника со свечами. Зинаида Евгеньевна зажигает их вечером.
За спиной у девушки мы видим место для умывания. Там изображен кувшин и таз. На стене висит зеркало и полотенце. В правом углу виднеется белоснежная деревянная дверь и уголок кровать. Самое интересное то, что глядя на всю картину, сразу не замечаешь таких мелких деталей. Свой взгляд невозможно оторвать от девушки. Ее красота притягивает внимание и ею хочется любоваться бесконечно долго.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова, поразила меня своими работами. Я очень много знаю талантливых художников — мужчин, но женщину встречаю впервые. Особенно мне понравилась ее работа под названием «За туалетом. Автопортрет».
С одного взгляда на картину, я была поражена красотой изображения. Даже не скажешь, что данное полотно написано в 1909 году. Данная картина была написана великолепной художницей в двадцать пять лет. После того как картина попала на выставку, она принесла Зинаиде Евгеньевне башенную славу и популярность. На данный момент картина находится в Третьяковской галерее.
Сочинение-отзыв по картине За туалетом. Автопортрет Серебряковой
Этот автопортрет, конечно, хорош. Вот только название подкачало. Но, с другой стороны, есть ведь туалетная вода. Раньше, видимо, это всё нормально уж звучало.
Так, это не портрет автомобиля, а изображение самой художницы. Мы видим её как бы в зеркале. Ещё утро, она в ночной рубашке, кажется… рубашка похожа на длинную майку. Белая. Одно плечико кокетливо спущено. Сейчас в такой рубашке вполне можно было б по улице ходить, если добавить яркие аксессуары.
Героиня расчесывается. У неё длинные черные волосы. Вроде бы они не выпадают. (То есть на столике или на расческе их нет!) Это говорит о здоровье художнице. И ещё о нём же говорит её румянец. А так она не очень-то загорелая. Явно без солярия…
Лицо её в полупрофиль. Она, в принципе, приятная. Немного носик длинный, но ничего… Ещё не успела, конечно, накраситься: ни теней, ни туши… Но это специально так показано – естественная красота. Нарочно!
Девушка перед своим столиком, на котором всякие женские штучки. Например, вот булавки. Значит, волосы она собирает в пучок. Шпильки то есть!
В зеркале отражается свеча. Перебои с электричеством были, наверное. Она в подсвечнике. Красиво! Ещё тут какие-то полотенца, духи зеленоватые. Странно, что не «Красная Москва».
На заднем плане умывальник деревенский (с тазиком). На подставке белая скатерть. Там тоже висит на стене небольшое зеркало. Белая дверь, крашенная. Много утреннего яркого света. Вообще, всё белое практически. Контраст получается с волосами и черными глазами героини.
Справа от героини я вижу какой-то светлый халат на вешалке. Она его не надела, так как тепло. Наверное, лето. Или зима, но топят знатно. И виднеется кровать. Конечно, тоже всё белое: простыни, пододеяльники. Прямо комната невесты!
А ещё у неё какой-то красивый браслет на руке. Широкий, серебряный, наверное. Интересно, что это она его уже с утра надела? Красуется! По крайней мере видно, что она радостная, спокойная.
Не хватает только чашки кофе, как на утренних фотках сейчас. А так красивая картина, ничего себе так.
Описание настроения картины За туалетом. Автопортрет
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Тутунова Зима пришла. Детство 2 класс
Почти всю картину занимает большое окно, которое разделяет ее на две половины, на два мира. По одну сторону окна, внутри дома — тепло и уютно. Все в доме изображено в мягких, пастельных тонах.
- Юон
Юон Константин Федорович один из поздних художников того времени. Родился 12 октября 1875 года, в Москве. Семья не отличалась высоким статусом на то время, поэтому жизнь протекала на среднем уровне.
- Сочинение по картине Первый фрак Маковского 8 класс
Весьма милая картина, мне она нравится. Здесь несколько персонажей (характеров), все хорошо читаются. В середине, конечно, обладатель того самого первого фрака – счастливец. Это высокий молодой человек
- Сочинение по картине Айвазовского Буря на море ночью
Картину «Буря на море ночью» маринист Айвазовский написал в 1849-м году. Это одна из многих картин о море, ставшая очень известной.
- Сочинение по картине В голубом просторе Рылова 3 класс
На это раз художник создал превосходную картину, которая одним взглядом ошеломляет своего зрителя