Описание катины русского художника Сергея Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», сочинение для школьников.
Автором картины «Церковь Покрова на Нерли» стал Сергей Васильевич Герасимов (1885-1964). Русский художник-живописец прославился многими произведениями, за которые получил звание Народного художника СССР, стал Лауреатом Ленинской премии. Одной из его замечательных работ является и та, которую мы рассматриваем здесь.
Биография художника
Герасимов Сергей Васильевич родился в 1885 году, 14 сентября, в Можайске. Хоть он был из крестьянской семьи, но одаренный мальчик смог поступить в художественное училище имени Строганова, в котором изучал изобразительное искусство с 1901 по 1907 год. Затем он поступил в училище живописи, ваяния и зодчества, где проучился с 1907 по 1912 год. Его преподавателями были К. А. Коровин, С. В. Иванов.
В 1915 году художник построил себе дом-мастерскую, где плодотворно работал. В юности Сергей Герасимов рисовал в основном акварелью. В этой технике он смог создать изысканную колористическую гамму посредством легких, свободных мазков. Этот стиль стал свойственен его произведениям. Художник любил рисовать пейзажи, портреты, обращаться к мотивам народного быта.
Герасимова называют изысканным пейзажистом и лириком по натуре. Любовь к природе просматривается во многих его картинах. Она отражена на полотнах «Весеннее утро», «Лед прошел», «Зима», «Можайские пейзажи» и многих других. Картина Герасимова «Церковь покрова на Нерли» написана с любовью к природе и уважением к народной святыне.
После революции 1917 года были разрушены многие храмы и монастыри. Художник отразил в своем творчестве впечатления от этого. Он смог отдать дань уважения закрытым и разоренным святыням, написав «Церковь Покрова на Нерли».
История постройки этого храма уходит в глубокое прошлое…
Описание картины Храм Покрова на Нерли Баулина
На картине выдающегося художника С.А. Баулина изображена маленькая и уютная церковь, построенная в глубокой древности в честь умершего сына князя Андрея Боголюбского. Она является композиционным центром картины, ее белоснежные, чистые, словно снег, стены трудно не заметить на общем фоне пейзажа, они ярко контрастируют с насыщенными красками зелени и пасмурного неба. Возвышающийся купол храма, оттенки которого поражают своим многообразием, всем своим величественным видом указывает на то, куда надо стремиться страждущим душам.
Ее расположение, судя по густой зелени, окутывающей почти всю территорию местности, и виднеющимся крышам деревянных домов, говорит о прочной, неотчуждаемой связи с деревенской жизнью и бытом.
Атмосфера напряженности и в тоже время умиротворения на картине поддерживается за счет мастерски подобранного колорита, который мы можем проследить во всех частях картины! Вот оно, небо, окутанное облачной пеленой, то нежно голубое, то отдающее сиреневыми оттенками. Вот они, солнечные одуванчики, светят нам, что есть сил, с небольшого пригорка внизу картины, ожидающие грозу. Синяя стройная речка, наверняка полная рыбы, весело плещется из стороны в сторону под дуновениями неуёмного ветра. Она отражает в себе все, что ее окружает, и в это же время имеет свой неповторимый характер.
Этот великий мастер живописи очень тонко передал архитектурную детализацию храма. Даже невооруженным глазом можно увидеть лепнину над сводчатыми окнами. Каждый мазок гениально помещен на свое место. В целом все полотно прорисовано на высоком уровне.
От изображения веет русским духом и пахнет русским полем. Оно порождает в зрителе лишь светлые, благие чувства, присущие православному человеку. Художник словно вдохнул в свое творение жизнь- оно будто в движении и хочет нам рассказать свою историю. Если прислушаться к картине, то можно услышать отдаленные звуки голосов людей, бегущих с работы домой, опасаясь попасть под дождь, трепетное жужжание, никогда не забывающих своего долга перед семьей, пчел, звонкое журчание Нерли и гулкую поступь приближающегося урагана. Эта атмосфера манит своим величием й культурной простотой. Эту картину можно изучать бесконечно. Она изменяет свой характер в зависимости от настроения самого зрителя, поэтому однозначно описать ее невозможно. Эта картина вдохновляет своей благодатью.
Для 8 класса
Немного о народной святыне
Можно начать описание храма Покрова на Нерли с истории его создания. Точная дата постройки неизвестна, ориентировочно – это 1158 или 1165 год. Считается, что собор был возведен в память о сыне великого князя Изяслава Андреевича. Позже, когда на Руси начал отмечаться праздник Покрова Богородицы, церковь стали именовать храмом Покрова.
Святыня располагается в уникальном месте. Храм построен на рукотворном холме, вокруг него расположен заливной луг. Раньше на этом месте река Нерль впадала в Клязьму, здесь был водный торговый путь.
Рассказывая о церкви Покрова на Нерли, описание храма можно начать с его фундамента. В древние времена воды реки могли подниматься на 5 метров, поэтому здание построено на фундаменте, уходящем далеко вглубь. Оно облицовано белым камнем, стены строго вертикальные, почти квадратные, украшены резными рельефами. Здание – крестово-купольного типа, одноглавое. Внутри него — столпы, сужающиеся кверху. Это позволяет помещению выглядеть визуально выше, чем оно есть на самом деле.
Картина «Церковь Покрова на Нерли» передает облик храма, но без мельчайших деталей, особый акцент сделан на природу. Настала пора подробно рассказать о знаменитом полотне Герасимова.
Картина художника
История создания шедевра такова. Мастер написал полотно в 1937 году. В это время в стране буйствовали репрессии, было довольно неспокойное время. Быть может, ему захотелось обрести умиротворение, работая в таком благословенном месте. В те времена, о чем было сказано выше, церкви, монастыри закрывали, превращали в склады или вовсе взрывали. Опасаясь за эту святыню, художник запечатлел ее навечно при помощи красок и холста.
Белокаменная церковь расположена в центральной части экспозиции, но она занимает довольно скромное место. Красота рукотворного создания не затмевает природную. Все объекты на полотне гармонично соседствуют.
На переднем плане мы видим береговую линию. На фоне зеленой травы яркими, но не вычурными полосами выделяются желтые цветы. Здесь гуляет женщина с ребенком, малыш нагнулся, чтобы сорвать весенний цветок.
Описание 2
Какая же это красивая картина! В ней столько света, столько нежных цветов…
Я очень люблю такое время года, когда весна переходит в лето. Мне кажется, что на картине как раз оно. Зелень ещё совсем свежая. Очень ярко выделяется белая церковь. У неё один купол, она смотрится так строго и торжественно.
Очень красиво изображена излучина реки. В воде отражаются облака, зелень – очень красиво.
На картине есть и герои. На переднем фоне женщина в бело-розовом. Она с маленьким ребенком. Может быть, это его первый выход на прогулку. То есть осознанный, не когда он спит в коляске и видит мир через занавеску. Вот малыш и играет с цветами и травами. Для него это целый новый огромный мир.
Справа ещё группка людей. Мне кажется, что это монахини. Возможно, они тут по делам храма – обмен опытом. Или они просто местные монахини, вот и идут с утренней службы на прогулку.
Слева на реке даже лодка. В ней никого нет. Наверное, турист зашел в церковь.
Рядом с церковью домики, деревья. Домики яркие и симпатичные. Понятно, что это не монастырь, а церковь – рядом с ней живут люди. Возможно, они связаны с церковью. Они могут продавать сувениры у входа, предлагать экскурсии по реке. Или просто это те люди, которым нравится прекрасный вид.
Вдали видна ещё одна часовня белая с характерным куполом. В общем, это такое намыленное место, где много памятников церковных. В смысле, просто древних церквей, которые действуют. Вот сюда и едут паломники со всего света. Даже странно, что тут пока не видно стоянки для автобусов. Хотя это могут быть старые времена.
Нравится мне картина. В первую очередь цветами: особенно приятен тут розовый (в облаках и в реке). Нравится ощущение спокойствия и радости, а ещё свежести. Красивая и светлая картина. Надеюсь, что на том месте в реальности так же красиво. И нет туристических автобусов!
Что еще изображено на полотне
Береговую линию повторяет водная. Река изображена синей, розовой, местами зеленой акварелью. В водной глади отражается главный объект картины – церковь. Она тоже окружена зеленой травой. Около берега привязана лодка. Может, на ней приплыл человек, чтобы помолиться. Справа от храма видны люди, они отдаляются от него, идут по своим делам.
Картина «Церковь Покрова на Нерли» позволит школьникам, которым зададут писать о ней сочинение, пополнить свой словарный запас, раскрыть творческие способности, расширить кругозор. Кому-то захочется узнать об этом месте подробнее. Другие смогут сочинить свой сюжет на заданную тему и рассказать, как будут развиваться события на полотне далее. Третьи поверят в свои силы и тоже захотят стать художниками. Все это прекрасно и похвально. Юные дарования смогут начать с изображения неба и тем оттачивать и совершенствовать свою технику.
Деревья и небо
Художник изобразил небо в спокойных, но в то же время радужных тонах. Картина «Церковь Покрова на Нерли» помогает увидеть не только красоту природы, святыни, но и посмотреть ввысь. Небесный свод на заднем плане смыкается с линией горизонта. Юные художники могут начать свой пейзаж именно с нее. Тогда вверх от данной линии вам нужно будет набросать мазки голубой, розовой, синей акварелью.
Не делайте их слишком яркими, они должны смотреться так, как на полотне С. В. Герасимова. Тогда эта часть пейзажа будет вписана тоже гармонично.
Рассматривая картину Герасимова «Церковь покрова на Нерли», приходишь к выводу – художник не побоялся разместить рядом с храмом дерево. Ведь оно не отвлекает внимание на себя, а лишний раз подчеркивает белизну и чистоту стен.
Небольшие деревья, расположенные поодаль, выделяют изгиб реки, отчего картина также только выигрывает.
Описание рассуждение по картине
Этот пейзаж уже захватывает мысли и взор, стоит только взглянуть на картину. Церковь, как олицетворение спокойствия и тишины вносит в душу непреодолимое желание посетить ее и побывать на службе. Ощутить то умиротворение, которое дает не только внешний ее фасад, но и то окружение природы, которое окутывает святую обитель своей необычайной красотой.
Автор картины удивительным образом использовал оттенки тонов, очаровывающих внутренний мир того, кто умеет любоваться истинной красотой. Ручей чистой прозрачной воды – подтверждение той ясности, какую несет церковь. Художник сумел изобразить цветовую гамму зелени как фон будущего, несущего зарождение жизни.
Основной мотив картины — церковь. Как красавица невеста в белом одеянии, сидящая на троне и охраняемая самой природой, она достойно украшает пейзаж и несет глубокий смысл в осмыслении мироздания и бытия. Заветный пригорок, на котором основана церковь, изображен мастером как специальный подмосток, способный сохранить этот памятник от любой опасности.
Это всенародное достояние способно притянуть любое существо, способное проникнуть в ее тайны. Ее внешний вид – это только начало того, что способно вызвать определенные порывы. Каждый купол церкви несет свою информацию. Это настоящий шедевр искусства древности, где верхний купол тянется к небу и завершается сводом плавного купола, дающего надежду на покровительство.
Не только окружение церкви, но и пространство над ней говорит о любви создателя картины к своему творению, куда он вложил свои переживания и эмоциональный подъем. Красивые переливы небосвода объемно раскрывают свою глубину и полноту.
Эта картина поддерживает вечность в понимании современного поколения, отражая прошлое и сохраняя его в памяти. Такое щедрое наследие русского художника способно раскрыть самые лучшие качества ценителей искусства, которые будут любоваться живостью его творения. В нем очень ярко отражено совместное существование вечной природы и творения человека – святейшего места, где он может оставаться самим собой, раскрывая все свои тайны, мечты и желания.
Эта картина может воплотить мечты каждого, кто не может воочию увидеть изумительное строение предков. Стоит только увидеть это произведение на холсте – и мечты сбылись. Словно человек сам оказался на лужайке, близ церкви и стал свидетелем редчайшего подарка, оставленного ему для великого наслаждения созерцать чудо.
8 класс
- Сочинения
- По картинам
- Герасимов Александр
/
/
Русский живописец С.В. Герасимов написал удивительное художественное произведение! Картина «Церковь Покрова на Нерли» – великолепный шедевр его творчества, заслуживает особенного внимания. В ней собран весь духовный потенциал религиозного и памятного величия. Святое место передаёт людям умиротворённость, спокойствие, безмятежность, положительные эмоциональные впечатления. На берегу реки Нерли возвышается архитектурное сооружение древнерусского зодчества – церковь Покрова Богородицы. Она построена князем Андреем Боголюбовым памяти его сына Изяслава, погибшего в боевом сражении. Для постройки храма князь выбрал красивое, уединённое место в окрестностях реки Нерли при впадении в Клязьму. Он часто любил бывать в тех местах и восхищался ими.
Церковь создана из белого камня, который был вывезен из Булгарского царства. В первоначальном варианте она была собором древнего монастыря. Освещена в честь дня празднования Покрова пресвятой Богородицы. Сергей Герасимов непревзойдённо сумел передать в своей картине величественную неповторимость знаменитого памятника Владимиро – Суздальского зодчества. Этой картиной художник внёс неоценимый вклад в художественное искусство.
Храм окружён чудесным пейзажем, возвышается на холме, на котором раньше были сооружены монастырские постройки. Место набожное и божественное, от него веет мистической таинственностью. Вдали виден посёлок. Недалеко располагалась бывшая резиденция князя Боголюбова. Всё вокруг овеяно древними легендами. Художника С.В. Герасимова вдохновила эта божественная обитель и красота природы. Тишь, покой, благодать…
Вблизи от церкви люди, идущие после дневной службы. Картина излучает святость, божественность, тепло, любовь, доброту. Атмосфера вокруг храма сияет благостью. Здесь всё смешалось во вселенской гармонии молитвенного места: небо, река Нерль и окружающее пространство. Небо чистое, в розовых кучевых облаках, будто его создала сама Богоматерь. По легендам она однажды явилась князю Андрею. Вся картина в нежно – сиреневых тонах. Тихое безмолвие. Природа с храмом и облаками отражается в реке. У берега на воде качается лодка. Местные жители приплывают на ней полюбоваться этой завораживающей неземной красотой и просто помолиться.
На переднем плане картины изображены девушка и играющий в траве ребёнок. Они гуляют по берегу реки и наслаждаются сказкой чарующих окрестностей. Картина необыкновенна! Она пронизывает светом вечности, дарит прекрасное настроение, одухотворяет любовью к Богу. Самые лучшие моменты истории подарил нам художник – живописец Сергей Герасимов.
Местоположение и общее описание
Храм Покрова на Нерли находится на берегу одноимённой реки в полутора километрах от городка Боголюбово. Ближайший крупный населённый пункт — административный центр Владимирской области, до которого ехать около 10 км. Место, где расположена церковь, входит в состав охраняемой природной территории и считается историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Он занесён в список всемирного наследия Юнеско вместе с другими Белокаменными памятниками Владимира и Суздаля того же класса.
Само строение представляет собой христианский храм крестово-купольного типа. Оно стало знаменитым благодаря множеству архитектурных и исторических особенностей, позволяющих по праву считать его одним из самых красивых памятников архитектуры того времени.
Глубокая связь с религией и русской историей также сделало церковь одним из мест паломничества — её ежегодно посещают более тысячи людей, желающих сблизиться с божественным и изучить культуру.
История создания
Храм был построен князем Андреем Юрьивечем Боголюбовским. Согласно летописи 1701 года, его возведение завершилось в 1165 году.
Некоторые источники утверждают, что работа над церковью была закончена всего за одного лето, другие относят начало строительства к 1158.
Архитектурный памятник был возведён в честь победы в войне против Волжской Булгарии, а также был данью погибшему от ран после возвращения с поля боя сыну князя Изяславу.
Церковь на Нерли также стала первым на Руси религиозным сооружением, посвящённым празднику Покрова Богородицы. Считается, что сам Андрей ввёл его в середине XII века, поскольку этого торжества не было в первоначальных византийских традициях. По легенде, на это его вдохновило явление Богородицы молящимся во время осады Константинополя. Город окружили саранцы. Жителям не оставалось ничего, кроме как молить о спасении. Среди них был и князь Андрей.
По его рассказу, Божья Матерь молилась о спасении вместе с остальными людьми. Затем она подошла к престолу, сняла с головы покров и простелила его над молящимися — отсюда и пошло название. Князь считал, что благодаря божественному заступничеству города устоял, потому решил посвятить ему праздник.
События перед постройкой
Перед возведением храма князь Андрей приказал построить свою главную резиденцию рядом с рекой Нерли. Это произошло в 1158 году. Согласно легенде, правитель вёз икону Божьей Матери из Киева, но в середине дороги его лошадь неожиданно остановилось.
После этого перед князем возник образ Пресвятой Богородицы и указал ему на место, где нужно будет построить город. Он был настолько поражён видением, что немедленно приказал начать работы.
Вскоре после строительства резиденции началась постройка церкви. Её расположили рядом с местом впадения реки Нерли в Клязьму. Рядом с храмом располагался монастырь, а сам он стал важной точкой для двух крупных торговых путей, проходящих по воде. Здесь корабли разворачивались, чтобы дойти до княжеского города.
По задумке, церковь должна была стать предвратным монументом резиденции, центром её ансамбля.
Строительство церкви
Постройка храма стала непростой задачей. Низина, которую князь выбрал местом для строительства, затапливалась во время полноводья, потому нужно было обезопасить архитектурный памятник от воды. Для этого мастера возвели над фундаментом четырёхметровые каменные стены, а затем засыпали их землёй, образовав искусственный холм. Затем его обложили белыми плитами, а к набережной провели лестницу. На этот искусственном возвышении церковь стояла как на пьедестале, возвышаясь над окружающим миром. Интересно, что до раскопок 1957 года возвышенности считали природными.
Согласно некоторым источникам, белый камень для строительства чудного сооружения князь привёз из завоёванного Булгарского царства. Но исторические документы и факты опровергают эту идею, оставляя её частью красивых легенд. Светлый известняк добывали где-то в окрестностях Москвы, после чего перевозили по воде и суши. Мастеров, если верить «Истории Российской» В. Татищева, князю Андрею позаимствовал его друг Фридрих I Барбаросса.
По имеющейся информации, строительство началось с создания фундаментных рвов. Их засыпали булыжниками и обломками стройматериалов, после чего заливали раствором. Затем строили стены и своды — сначала с козел, потом с подмостий и лесов. Для покрытия куполов использовали тонкие тёсанные доски (в некоторых источниках указан также свинец). Затем их заливали красной медью и покрывали позолотой.
Дальнейшая судьба
Письменных свидетельств о дальнейшей судьбе собора осталось мало. Известно, что в конце XVI века укрепления при нём входили в число патриарших домовых монастырей. Во второй половине XVII века церковь пережила короткий расцвет, но ближе к концу (в 1764 году) была упразднена. В 1877 её подвергли непрофессиональной реставрации, из-за чего бо́льшая часть элементов внутреннего убранства была утрачена.
В 1784 игумен монастыря, к которому был приставлен храм, хотел разобрать её из-за низкой прибыльности. По его словам, стройматериалы должны были пойти на строительство колокольни, но из-за недостатка средств работы никогда не были начаты. О судьбе архитектурного памятника в XVII веке практически ничего не известно.
В середине и конце XIX века он подвергался археологическим раскопкам и исследованиям.
Положение храма сейчас
В 1992 году собор был внесён в список всемирного наследия Юнеско. Он входит в состав архитектурно-ландшафтного заказника под названием «Боголюбовский луг», основанного 2 ноября 2011 года согласно указу губернатора Владимирской области.
Совладельцы храма — русское православное духовенство и Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Он считается частью Богородице-Рождественского мужского монастыря Владимирской митрополии.
Церковь до сих пор действует. По двунадесятым праздникам, включая Рождество и Крещение, в ней проводятся службы. В остальные дни любой желающий может зайти храм, поставить свечу, произнести молитвы или просто осмотреть внутреннее убранство.
Храм (Церковь) Покрова на Нерли
«Молчаливая лебедушка» 8 столетий отражается в водной глади небольшого озера Нерли – старицы реки Клязьмы. В зимние дни Храм сливается с окрестностями, и кажется, что именно природа, а не человек, ваяла небесное сооружение. Место для постройки было выбрано не случайно.
Там, где Нерли впадала в Клязьму, завершалась водная магистраль Владимиро-Суздальской земли. Обогнув церковь, корабли поворачивали к княжеской пристани, но чувство восхищения русской землей долго не проходило. Храм был воздвигнут правителем князем Андреем в честь сына Изяслава, отдавшего жизнь в сражениях с волжским булгарами.
Князь скорбел о сыне и пожелал, чтобы церковь было видно из окон Боголюбского терема, но весь облик церкви не оплакивает потерю, а наоборот, утверждает жизнь.
Архитектура строения
Многие историки и исследователи считают Церковь Покрова самым красивым из русских храмов. Он отличается необычайно гармоничными пропорциями, изяществом элементов и некоторой аскетичностью, не допускающей помпезных и вызывающих украшений. Эти характеристики создают иллюзию лёгкости, воздушности постройки — храм словно устремляется к небу, возвышаясь над окружающим пейзажем.
Кратко об архитектурных особенностях Храма Покрова на Нерли:
- Средняя апсида и окно на ней слегка приподняты по сравнению с боковыми. Это создаёт иллюзию возвышенности и зрительно увеличивает высоту храма.
- Фасад декорирован аркатурой, а входы представляют собой перспективные порталы-арки, украшенные резьбой. Стены также украшены пилястрами и полуколоннами, которые соответствуют внутреннему убранству по расположению. Их суммарная толщина в 1,5 раз больше стандартной стены, что делает конструктивный рисунок собора очень ярко выраженным.
- Северные и южные стены храма асимметричны, а прясла очень узки. Но благодаря строению апсид и особенностям архитектурной композиции строение выглядит гармонично и уравновешенно при взгляде с любого угла.
- Стены здания строго вертикальные и прямые, но благодаря асимметричным пропорциям они кажутся наклонёнными внутрь, что усиливает иллюзию большой высоты сооружения. Изнутри это эффект поддерживается сужением столпов в верхней части.
- Основа здания представляет собой почти квадратный четверик. Он отличается небольшими размерами — всего 10 на 10 м без учёта апсид и пространства под куполом. Маленькое пространство внутри в сочетании с другими архитектурными элементами усиливают «воздушность» строения.
- Глубина фундамента собора — 5,3 м, что практически равно его высоте. Здание стоит на искусственном холме. В древние времена при выходах реки из берегов до него приходилось добираться на лодке.
Задачей древних мастеров было создать не просто храм, а произведение искусства.
При взгляде на него у человека возникает чувство превосходства духовного над материальным, ощущение божественной силы и величия.
Такое настроение достигается за счёт чисто архитектурных решений, почти без художественных элементов. Общее впечатление о Храме Покрова на Нерли будет неполным без окружающего пейзажа, ведь план здания составлялся с тщательным учётом всех его деталей.
Несмотря на смещение русла рек, собор смотрится крайне гармонично, почти сливаясь с окружающей природой.
Археологические раскопки
Чтобы восстановить первоначальный вид Церкви, вокруг нее были проведены раскопки, первая которых прошла 150 лет назад.
В результате раскопок у юго-западного угла было найдено:
- Фундамент с закруглениями – очевидно, здесь была лестница, по которой можно было спуститься к реке.
- Вызвал интерес и способ создания фундамента – укладка булыжника посредине выкопанной траншеи.
- Были обнаружены церковные украшения – капители и каменные плиты с изображениями грифона и крылатых собак. Пазы по бокам плит говорят о том, что они вставлялись в парапет. Это навело ученых на мысль, что возле церкви стояло еще одно здание изящной архитектуры.
Второй период раскопок, прошедший около 50 лет назад, принес также немало интересного. До этого рубежа считалось, что Церковь стоит на природной возвышенности. Раскопки показали, что от цоколя вниз (на глубину около 4 м) идет стена из блоков, еще ниже – фундамент, основу которого составляют булыжники, положенные на известковый раствор.
Общая глубина фундамента составляет 5,5 м. Именно поэтому Церковь пережила весенние паводки 8 столетий.
Декор и убранство
Среди декоративных элементов храма примечательна изысканная каменная резьба. Считается, что она повествует о библейском сюжете восхождения царя Давида-псалмопевца. Символика до конца не расшифрована. Предположительное значение элементов:
- фигура на троне символизирует самого царя Давида;
- окружающие его львы, орлы и фантастические звери — знаки власти и величия;
- строгие женские лица, окружающие композицию, символизируют Деву Марию или Софию (древний символ мудрости и самоотверженности).
Создание подобных каменных украшений — сложная и кропотливая работа. С учётом технологического прогресса того времени, на создание резьбы ушло бы 300 суток непрерывного труда от 10 человек.
Элементы оригинального внутреннего убранства церкви не сохранились: их последние остатки были уничтожены во время непрофессиональной реставрации 1877 года. Считается, что полы собора были выложены майоликовой керамикой, а стены украшены фресками и росписями с картинками из мифических сюжетов.
Закрытие обители Церковь покрова на Нерли и музеефикация
В начале XX века Боголюбовский монастырь переживал сложные времена. После революции и Гражданской войны, в связи с политикой нового государства, Покровский храм стал охраняться обществами Владимирской губернии. Постановлением губернатора в начале XX века обитель была закрыта, а храм стал относиться к ближайшему заповеднику.
В это время возрос интерес деятелей науки к этому историческому месту. На монастырской территории неоднократно проводились раскопки.
В 80-е годы XX века государство выделило средства на реставрацию:
- рабочие очистили белые стены монастыря, заделали выбоины и трещины, стены покрыли специальным составом;
- была сделана крыша из меди;
- внутреннее помещение отмыто от слоя пыли.
Впоследствии был восстановлен постамент барабана на крыше, на котором осталась одна узкая башня. Остальные полуразрушенные башни были разобрали. Купол ее напоминал луковицу, что соответствовала правилам русского зодчества, но нарушало исторический факт.
Мастера же не задумались, что разрушают непревзойденное строение, поэтому связали стены Храма железными стяжками, хотя в этом не было необходимости, сбили рельефные фигуры и заменили их гипсовыми. Богослужения под куполом церкви шли несколько раз в год, по церковным праздникам, но в любой день в храме разрешалось ставить свечку.
В начале XXI столетия года в Церкви продолжены реставрационные работы:
- проведено повторное археологическое исследование пойменного луга;
- повторно обновлены стены здания;
- была сделана пешеходная тропа.
Пойменный луг объявлен заповедным, теперь транспорт останавливался у дороги.
Картина С. В. Герасимова
Красоту Церкви Покрова на Нерли лучше всего передаёт одноимённая картина С. В. Герасимова. Автор был человеком с глубокой верой, приучался к духовности с раннего детства и умел находить прекрасное во всём. Потому именно в его творчестве лучше всего передан этот храм. В отличие от произведений других художников, Герасимов акцентирует внимание именно на белых стенах постройки, а не на окружающем пейзаже, что многое говорит о его отношении к собору. Художественные особенности его работы:
- Яркие, живые цвета. Зелёные растения, ярко-голубое с белыми облаками, золотой купол вызывают ощущение лёгкости и спокойствия.
- Церковь в центре композиции создаёт ощущение величественности. Она похожа на крепость, возвышающуюся над окружающим миром и охраняющую его покой. Это подчёркивает тему возвышения духовного над мирским.
- В картине показана чёткая граница между землёй и небом — земным и божественным. Согласно замыслу художника «Церкви покрова на Нерли», храм может связать их, служа своеобразным мостом.
- Золотой купол, ярко переливающийся на солнце, символизирует ценность собора. Он является не только важным религиозным сооружением, но единственным в своём роде важным архитектурным памятником, потому его надо беречь.
Автору настолько хорошо удалось описать храм в своей картине, что мало кто останется не проникнут его красотой и величием. Немалую роль в этом сыграл не только его талант и профессионализм, но и искренняя вера в православные ценности.
Сегодня Церковь Покрова на Нерли по праву считается одним из самых выдающихся памятников своей эпохи. В этом сыграло роль не только её значение для православной церкви, но и крайне удачные архитектурные решения, придавшие зданию неописуемую красоту.
Популярные сочинения
- Сочинение по стихотворению Фета Еще майская ночь
Афанасий Фет все свои произведения писал с натуры, он с легкостью передавал, как пейзажные зарисовки, так и легкие, и мимолетные движения души - Сочинение по картине Дождь в дубовом лесу Шишкина (3 класс)
Картина «Дождь в дубовом лесу» была написана в 1891 –м году, когда Шишкин был на пике своего творческого потенциала. Она продумана автором до мельчайшей детали, до малейшего штриха, что видно даже невооруженным глазом. - Сочинение-описание по картине В лесу графини Мордвиновой. Петергоф Шишкина
Перед нами один из прекрасных и величественных пейзажей Ивана Ивановича Шишкина. Картина была создана в окрестностях Петергофа и Ораниенбаума в 1891 году. Шишкин снимал дачу в этих местах и создал здесь несколько полотен.
Класс: 8
Урок № 18,19
Тема. Р/р Сочинение по картине С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».
Цели урока:
• Расширение представлений о гармонии мира, природного и рукотворного, через знакомство с историей образа «Покрова Пресвятой Богородицы» и приобщение учащихся к православным святыням русского народа;
• Знакомство с историей возникновения храма Покрова на Нерли;
• Обучение сочинению по картинам.
задачи: обучающие познакомить с историей возникновения храма, анализировать текст;
Развивающая: развивать мышление, кругозор, память
Воспитывать любовь к истории, литературе, к Отечеству
Ход урока:
Эмоциональный настрой
Вопрос:
Что есть душа?
Как вы это понимаете? (ответы учащихся)
Учитель:
Вы уже знакомы с трудами святителя Тихона Задонского. По его учениям,
««Низшая Бога, но высшая всех тварей –душа человеческая».
«Душа имеет образ Божий».
«Душа человеческая, по описанию Макария святаго Египетскаго, есть некое создание Божие, разумное, красное, великое, чудное, и преизрядное подобие и образ Божий».
«…научись познавать и почитать души благородие, красоту и великолепие, и сию, яко бессмертную, добрыми делами, верою, любовию, терпением, целомудрием украшать, нежели тело, прах и пепел».
Учитель:
Таким образом, душа –это создание Божие, великое, чудное. Нужно учиться познавать и признавать благородство человеческой души, её красоту. Прислушайтесь к призыву мудрого святителя: украшайте не тело, прах и пепел, а душу свою верой и любовью.
Сегодня мы с вами прикоснёмся к великому творению древних зодчих, к чудному храму Покрова на Нерли. Древние мастера вложили в этот храм свою душу, именно потому он и по сей день не перестаёт удивлять нас.
Работа с текстом
У вас на столах –текст из книги Е.И. Осетрова «Живая Древняя Русь». Прослушайте его.
(учитель выразительно читает текст)
Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.
Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж — луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.
Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.
На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами…
Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат — покров, защитив город от врагов.
Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.
Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга, с травами и цветами, которые, как ковер, ведут к храму. А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказочное видение. Храм плавает в подводной глубине.
Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.
Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадется осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей. Столетиями перед храмом умирали цветы и травы, а звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижимо возвышаются над окрестностью.
Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча останавливается, словно для того, чтобы полюбоваться храмом. Окрестные воды делаются мутно-зелеными, а строение приобретает задумчивость, словно ожидает кого-то. И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.
Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни. Холодные своды храма по-прежнему полны жизни и чувства.
Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма».
Как бы вы озаглавили текст? (обсуждение, аргументация)
Знакомство с картинами
С.В. Герасимов «Церковь Покрова на Нерли»
С. А. Баулин «Храм Покрова на Нерли»
(репродукции –на доске)
Вопросы:
*Какое впечатление вызывают у вас эти картины?
*Какие чувства вы испытываете, глядя на эти картины?
Уже много веков люди едут в эти места, потому что находят здесь успокоение душе и сердцу. Нельзя не откликнуться на призыв Е. И. Осетрова: «Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. Там, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли».
Ученица читает стихотворение «Храм Покрова на Нерли»
«
Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Белый, легкий, устремленный ввысь —
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье.
Церковь ту построил князь Андрей,
Праздник чтя, не думая о славе;
Храм, пройдя века до наших дней,
Все грустит о юном Изяславе.
Матерь Богородица родная!
Русь возьми под свой святой Покров —
Пусть она живет, беды не зная,
И минует вражеских оков.
Уже более 800 лет стоит в Суздальской земле на берегу Нерли церковь Покрова Богородицы. Построил эту церковь храбрый и набожный князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого. Молодые годы Князь Андрей провёл в Киеве. Он отличался особой находчивостью и сноровкой. «Мужество и ум в нём жили, правда и истина в нём ходили, вторым мудрым Соломоном был он,» -писал летописец.
С глубокой болью и скорбью воспринимал он междоусобные распри князей, бесчинства их дружин, беззащитность населения и стремился в суздальские земли с решительной мыслью –основать единую, сильную княжескую державу на севере Руси с единой православной верой. Со слезами и любовью раскрывал он своё сердце в горячей молитве перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, и Матерь Божия услышала глас своего избранника и благословила его благое начинание. Пресвятая Богородица, «от иконы своей милости нам источающая», видимым
знамением указала волю свою. В Вышгороде икона иногда возвышалась. Поднималась. Стояла в воздухе, иногда в храме «ношащеся сюду и сюду», обнаруживая стремление Божией Матери покинуть это место. Тогда князь Андрей, взяв святую икону, как великое сокровище и благословение Божией Матери, выехал из Киева с намерением поставить её в Ростове. Но, по действию силы Божией, обоз остановился. Лошади не шли, их переменили, но и те не могли сдвинуться с места. Отслужили молебен перед чудотворной иконой. А когда наступила ночь, было чудное видение: Пресвятая Дева сказала князю, чтобы он нёс её образ во Владимир и на том месте воздвигнул церковь каменную во имя Рождества её и устроил обитель иконам. Во Владимирской стороне князь заложил храм, велел написать иконописцам икону Богородицы в том молитвенном виде. В котором она явилась ему. Она стала называться Боголюбимой, город –Боголюбово, а сам князь –Боголюбским.
Беседа
Вопросы:
* Почему князь Андрей стремился в суздальские земли ,какая мысль его одолевала? (основать единую, сильную княжескую державу на севере Руси с единой православной верой).
* А что же такое ВЕРА? (ответы учащихся)
Учитель:
Давайте снова обратимся к учениям святителя Тихона Задонского ( карточки с текстами из «Симфонии» -на партах учащихся).
Зачитайте слова Тихона Задонского о том, что есть вера.
(зачитывают)
Итак, что же такое ВЕРА?
«
«Вера –это посредствие ко спасению», «Истинная, живая вера отводит христианина от всего того, и движет его к желанию и исканию небесных и вечных благ; ибо истинная, живая ВЕРА есть дар Божий, духовный, и потому внутрь человека учит духовных благ искать». «Вера -как дар небесный, стремится к небу. Вера есть дар Божий, как семя, всеваемое при крещении…»
*Почему Андрей обратился с мольбой именно к Богородице? (ответы учащихся)
Рассказ учителя
Оказывается, князь хорошо знал предание о том, как однажды Богородица спасла христиан. Которые молились о её заступничестве и спасении от врагов. Послушайте это предание. В Х веке во время осады Константинополя, по преданию, произошло чудесное событие. Во время всенощного бдения в храме находился блаженный юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. Во время службы он увидел, как от царских врат идёт Царица Мира –Богородица. Андрей и Епифаний видели, как она, встав на колени, начала молиться, и молилась долго, обливая слезами своё пречистое светоносное лицо. По окончании молитвы она сняла с себя блистающее, как молния, покрывало (омофор), которое носила на голове, и
распростёрла его над всем стоящим народом. Андрей и Епифаний видели покрывало до тех пор, пока там была Пресвятая Богородица. Когда же она отошла, невидимо стало и покрывало. Наутро осада города была снята. С тех пор живёт среди православных вера в спасительную силу Покрова Пресвятой Богородицы.
Тебя воспеть певца бессильно слово.
Твоей любви сравненья в мире нет.
О Матерь Божья! Под твоим Покровом
Имеем мы прибежище от бед.
Незримый взору, он простёрт над нами,
Тепло мы всюду чувствуем его.
На ложе сна, в пути и в Божьем храме
Хранит нас ткань Покрова твоего!
Празднование Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) стало на Руси одним из торжественных и любимых православными людьми праздников. Покров есть защита и покровительство, русским людям надежда и милость, от врагов укрытие и оберег.
Тихон Задонский писал, что «в деле спасения прежде всего необходима надежда», «надежда есть добродетель, подвизающаяся против врага и упования на себя»,
«
«Единственная надежда для христианина –Бог».
*Вы согласны с Тихоном Задонским? А для вас что есть НАДЕЖДА? (ответы учащихся)
В 1164 году Андрей Боголюбский собрался в опасный поход на волжских булгар. Накануне ему приснился сон. Богородица простирала над ним свой Покров. Андрей понял, что одержит победу. Во время похода от образов Спаса, Богоматери и Креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. И , победив булгар, Андрей Боголюбский задумал построить храм и освятить его во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Возвели в рекордные сроки. Житие повествует: «На реке на Клязьме, в лугу, на устье реки Нерли и помощию Пресвятые Богоматери оную церковь единым летом совершил».
Стихотворение Наума Коржавина (наизусть –подготовленный ученик)
«
По какой ты скроена мерке?
Чей твой облик манит вдали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на Нерли?
Невысокая, небольшая,
Так подобрана складно ты, что во всех навек зароняешь
Ощущение высоты –
Так в округе твой очерк точен,
Так ты здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землей рождена.
Среди зелени – белый камень,
Луг, деревья, река, кусты.
Красноватый закатный пламень
Набежал – и зарделась ты.
И глядишь доступно и строго,
И слегка синеешь вдали…
Видно, предки верили в Бога,
Как в простую правду земли.
Слово учителя
Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.
Художники создавали и продолжают создавать картины, тем самым воспевая красоту белокаменного храма земли Владимирской. Перед вами- картины Ю.Рябчинского, Д. Шолохова, И. Тарасовой.
Эти картины также поражают нас красотой. Храм Покрова на Нерли так лёгок и светел, словно сложен не из тяжёлых каменных квадратов. Все конструктивные и декоративные средства выражения подчинены здесь одной цели –передаче изящной стройности здания, его устремлённости вверх. Ритм архитектурных линий Покровской церкви можно уподобить ритму уносящихся под своды песнопений молящихся в честь Девы Марии.
Подбор языковых средств
Учитель:
Стены храма белы, как снег. И в солнечный день кажется, что они сами излучают свет. Давайте подберём слова и выражения. При помощи которых можно выразить красоту этого храма. (предложения учащихся. Обсуждение)
Написание сочинения
Задание:
Рассмотрите на цветной вкладке учебника картины С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С.А.Баулина «Храм Покрова на Нерли».
Напишите сочинение на тему «Чудный собор».
МЕТОДИЧЕСКАЯ МОЗАИКА УРОКА
1. Мотивирующий аспект урока
Сегодня
я расскажу, как сделать уроки развития речи по картине незабываемыми для детей.
Для этого я применяю приемы технологии развития критического мышления. Приемы и
методы технологии развития критического мышления включают в себя ранее
известные и применяемые в педагогике приемы и новые, современные приемы
активизации школьников на уроке.
Многие
педагоги и лингвисты, психологи и методисты подчёркивают значение картины для
развития связной речи учащихся. Методических работ, посвящённых сочинению по
картине, очень мало, известна монография профессора Л.А. Ходяковой
«Живопись на уроках русского языка».
Я определила
для себя 5 основных тем для работы по картине. Предлагаю вам список тем и
названия картин.
Класс | Человек и |
5 | И.И. Левитан |
6 | И.И. Шишкин |
7 | И.И.Шишкин |
8 | И.И. Левитан |
9 | Описание картины |
Класс | Человек. |
5 | А.А. Пластов |
6 | В.А. Серов |
7 | В.А. Серов |
8 | А.М. Шилов |
9 | П.Д. Корин |
Класс | Человек. Труд. |
5 | В.Д. Поленов |
6 | А.С. Григорьев |
7 | М.И.Авилов |
8 | В.А. Тропинин |
9 | И.К. Айвазовский |
Класс | Сказка. Мифы и легенды. |
5 | В.М.Васнецов |
6 | В.М. Васнецов |
7 | В.М. Васнецов |
8 | В.М. Васнецов |
9 | В.М.Васнецов |
Класс | Великая |
5 | А.А.Пластов |
6 | А.И. Лактионов «Письмо |
7 | Г.М. Непринцев |
8 | К.А. Васильев |
9 | Б.С.Уваров |
Урок развития речи по картине – это всегда
урок-праздник, урок-путешествие, урок-исследование, урок-экскурсия. Может быть,
поэтому они особенно любимы учениками. Задача учителя – организовать этот
праздник, не разочаровать ученика, чтобы встреча с картиной стала «новым
открытием» школьника.
Что понимается под
мотивацией? Что значит «мотивировать» учащихся на уроке? Мотивация – это
процесс побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности,
активному освоению учебного материала. Французский писатель Анатоль Франц
отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом»,
поэтому учитель, как высококлассный повар, должен постоянно «разжигать» аппетит
школьников. Мотивировать – значит использовать активные формы работы, чтобы
каждому ученику было интересно на уроке. Если использовать опыт современных
педагогических технологии, то уроки станут любимыми для большинства школьников.
Технология развития критического мышления помогает ученику овладеть способами работы
с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, помогает овладеть
методами групповой работы.
1. Прием «Удивляй», или «Яркое
пятно», оба приема обозначают нестандартное
начало урока. Цель использования: заинтриговать учащихся.
Урок развития речи в 5
классе «Описание картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» я начинаю с
прослушивания «Увертюры» Михаила Чертищева, написанной к мультфильму «Иван
Царевич и Серый Волк 2».
— Сегодня мы попадём в сказку. Послушайте музыку и определите:
какая это будет сказка? …
— Что вы почувствовали? Поделитесь своими
ощущениями. …
— Посмотрите на экран. Вы узнали героев сказки? Кто
это? …
2. Прием «Проблемный вопрос».
Цель использования: создание проблемной ситуации на
уроке для стимулирования познавательной активности учащихся.
Урок развития речи в 9 классе «Подготовка к сочинению
по картине П.Д.Корина «Александр Невский» рекомендую начать с проблемного
вопроса.
— Картина Павла Дмитриевича
Корина «Александр Невский» была написана в 1942 году, т.е. в самый
разгар Великой Отечественной войны. Немцы проиграли битву за Москву, наметился
перелом в войне, но Красная Армия несет огромные потери, продолжается блокада
Ленинграда, эвакуируются заводы и фабрики, организовывается партизанское
движение. Зачем П.Д.Корин пишет картину «Александр Невский»? До картин ли было русским
людям в это время? Как вы считаете? (Ответы учащихся: В годы тяжёлых
испытаний люди обращаются к далёким историческим событиям за духовной
поддержкой. И картина так же, как и песни, фильмы, стихи, должна была
вдохновить солдат на ратные подвиги. Словно великий полководец вернулся из
прошлого, встал в ряд с сегодняшними защитниками Отечества, чтобы помочь одолеть
врага).
3. Прием «Высказывания великих».
Цель использования: приглашение школьников к беседе,
разговору по душам, диспуту.
Урок развития
речи в 9 классе «Храм Покрова на Нерли на картинах Сергея Васильевича
Герасимова и Сергея Алексеевича Баулина» начинаю с анализа высказывания академика
Д.С.Лихачева.
—
Крупнейший российский учёный и искусствовед Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал:
«Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не
можете не беречь памятников прошлого». Сегодня на уроке мы познакомимся с
двумя картинами, на которых изображён удивительный памятник древнерусской
архитектуры, внесённый в список всемирного наследия
ЮНЕСКО.
4. Прием «Поэтическое
начало».
На уроке по картине Б.С.Уварова «Ленинградка»
читаю стихотворение Надежды Юрьевны Радченко «Блокада».
Блокада
Чёрное дуло блокадной ночи…
Холодно,
холодно,
холодно очень…
Вставлена вместо стекла
картонка…
Вместо соседнего дома –
воронка…
Поздно.
А мамы всё нет отчего-то…
Еле живая ушла на работу…
Есть очень хочется…
Страшно…
Темно…
Умер братишка мой…
Утром…
Давно…
Вышла вода…
Не дойти до реки…
Очень устал…
Сил уже никаких…
Ниточка жизни натянута тонко…
А на столе –
на отца похоронка…
5. Прием «Синквейн»,
это мысль, переведенная в образ.
Цель использования: дать возможность учащимся
выразить собственное мнение по проблеме урока, проанализировать учебный
материал и кратко изложить.
Урок по картине В.М.Васнецова
«Аленушка» начинаю с синквейна, который написали заранее к данному уроку
ученики. Анализируем созданные синквейны, так как они отражают понимание
учащимися замысла картины. Почему Аленушка одинокая? Можно ли картину назвать
«плачем о тяжелой судьбе крестьянки»?
Аленушка.
Печальная, одинокая.
Горюет, переживает, тревожится.
Плач о тяжелой судьбе девушки.
Сирота.
6. Прием «Ассоциативный
ряд».
Цель использования: создание ситуации успеха,
раскрепощение личности каждого ребенка, развитие логического мышления.
На уроке по картине В.М.Васнецова «Три
богатыря» в 5 классе понять замысел художника помогает прием «Ассоциации».
— Перед вами картина В.М.Васнецова
«Богатыри». Рассмотрите её внимательно.
— Выразите свое впечатление от картины
через ассоциации.
— Богатыри, защитники, сильные, могучие,
бесстрашные, храбрые, Родина, страна, бескрайние просторы.
— Сформулируйте замысел художника. Зачем
написал эту картину. Какую мысль хотел донести до зрителей?
— Богатыри – это народные герои земли Русской. Не
страшен враг той стране, у которой есть такие богатыри, такие защитники.
7. Прием «Карусель».
Цель использования: развитие связной речи,
логического и творческого мышления учащихся.
На уроке по картине И.И.Левитана
«Золотая осень» в 7 классе использую прием «Карусель».
— Обсудите в парах и запишите ответ на
вопрос: зачем мы знакомимся на уроках с картиной И.И.Левитана «Золотая осень»?
Тратим учебное время не на грамматику, а на работу с картиной? Разве мы не
знакомы с осенним пейзажем?
Примерные ответы детей.
1. Осень – это самое красивое время года.
2. Красота родной природы вызывает восхищение
художника.
3. Осень вдохновляет поэтов, музыкантов на
создание новых шедевров искусства.
4. Природа – это главное богатство России.
5. Яркий, солнечный день осени. Хочется, чтобы
таким был каждый день осени.
6. «Золотая осень» – самая известная картина
И.И.Левитана.
7. Привлекает внимание цветовое великолепие
картины, не свойственное художнику.
8. И.И.Левитан «заставил» нас увидеть красоту
родной природы. Он словно говорит: «Цените красоту природы, наслаждайтесь ею,
берегите её».
8. Прием «До – после».
Цель использования: развивать умение
прогнозировать, сопоставлять новую и известную информацию, выражать свои мысли,
анализировать и делать выводы.
Прием «До – после» позволяет
проанализировать информацию о картине М.И.Авилова «Поединок Пересвета с
Челубеем» и событии, изображенном на ней, до урока и после.
До обсуждения картины | После обсуждения картины |
1. Куликовская 2. Пересвет 3. Он будет 4. Челубей 5. Оба 6. Победит | 1. Пересвет 2. В бою 3. Русская 4. Яркие 5. На щите 6. Пересвет 7. Пересвет 8. Копье |
9. Прием «Корзина идей»
Цель
использования: привлечение к работе всех учащихся класса, формирование умения
обобщать накопленные знания и прогнозировать дальнейшую работу, а также корректировать
свои знания, умения, навыки.
Урок по картине С.А.Григорьева
«Вратарь» в 7 классе начинаю с приема «Корзина идей».
— Сегодня мы будем описывать картину
С.А.Григорьева «Вратарь». Назовите главного героя картины, основной тип речи в
сочинении и основную часть речи.
Главный герой картины –
это вратарь. Основной тип речи – повествование. Основная часть речи – глагол и
деепричастие. (Почему художник не изобразил других игроков? Какую роль в
картине играют болельщики? Почему болельщики такие разные?)
Таким образом,
приемы технологии развития критического мышления многофункциональны, они
развивают интеллектуальные и личностные умения, творческие и рефлексивные
способности учащихся.
2. Деятельность учащихся на уроке
На
уроках развития речи по картине я чаще всего использую технологию групповой
работы, технологию сотрудничества. Технология групповой работы позволяет
успешно усваивать учебный материал, способствует формированию информационной,
коммуникативной, языковой компетенциям, развивает креативность и рефлексию.
Предлагаю вашему вниманию
технологическую карту групповой работы по картине В.М.Васнецова «Иван-царевич
на Сером Волке» в 6 классе. Работаем все вместе, каждый ученик заполняет свою
технологическую карту, чтобы написать сочинение по картине. Карта – помощник ученика.
Учащиеся 9 класса уже обладают
навыками групповой работы, поэтому увеличивается объем усваиваемого материала,
возрастает творческая и познавательная самостоятельность, да и сами ребята
получают удовольствие от совместной работы. При описании картины П.Д.Корина
«Александр Невский» 1 группа описывает фигуру князя, 2 группа – задний план, 3
группа – цветовую гамму картины и пытаются понять замысел художника. Предлагаю
вам технологические карты для групповой работы в 9 классе по картине П.Д.Корина
«Александр Невский».
6 класс. Технологическая карта работы по
картине
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
План сочинения
1. В.М. Васнецов — известный
художник-сказочник.
2. Описание картины «Иван-царевич на Сером
Волке».
А) Серый Волк — верный друг
влюблённых.
Б) Иван-царевич и Василиса Прекрасная — главные герои
картины. В) Образ
дремучего
леса.
3. Цветущая яблонька — символ победы Добра над Злом.
План наблюдения | Рабочие материалы |
1. В.М. Васнецов — известный | Перечислите самые известные картины художника. По сюжету какой сказки написана картина «Иван-царевич на |
2. Описание картины «Иван-царевич на Сером Волке». А. Серый Волк | Волк — какой? … Он быстро бежит, почти … над болотом. … вглядывается …, выбирает дорогу. … смотрит …, нет ли погони. |
Б. Иван-царевич | Иван-царевич — какой? … Он … (как выглядит?) Герой … (как одет?) Кафтан …(какой?) Шапочка …(какая?) Меч …(какой?) |
Б. Василиса Прекрасная | Василиса Прекрасная – какая? … Она … (как выглядит?) Царевна … (как одета?) Костюм …(какой? из чего?) Шапочка и сапожки …(какие? чем украшены?) |
В. Дремучий лес | Дремучий — тёмный, непроходимый, зловещий. Деревья, старые, вековые, корявые, переплелись своими сухими, Лес — символ Зла, тьмы. |
3. Цветущая яблонька – символ победы Добра над Злом. | Нежные, бело-розовые цветки яблоньки и болотной лилии — символ Что Вы чувствуете, когда смотрите на картину? |
9 класс.
Задания для первой группы
Опишите
центральную часть картины П.Д.Корина «Александр Невский»
План | Рабочие |
Фигура | Какая? Художник |
Лицо Выражение | Какое? Губы |
Детали | Кольчуга, Руки и Шлем … Плащ … Меч … Почему |
Поза | Стоит О чём говорит |
Стяг | С 1) Этот 2) Мы |
9
класс. Задания для второй группы
Опишите
задний план картины, фон картины
План | Рабочие |
Дружина | Какая? |
Софийский | С Зачем собор |
Река Леса Город | Что вы Это символ |
Небо | Небо неспокойное, |
Одинок | 1) Всё 2) Они |
9
класс. Задания для третьей группы
Опишите
цветовую гамму картины, замысел художника
План | Рабочие |
Цветовая | Цветовая |
Образ | Преобладает Потому Плащ |
Храм | Белый Жёлтый Белый храм |
Небо | Голубой, … |
Замысел | 1) Какие 2) Чем 3) Зачем П.Д.Корин «Кто |
Таким образом, групповая работа
позволяет вовлечь каждого ученика в процесс творческого усвоения учебного
материала. Ребенок, имеющий группу поддержки и доверия, способен на полное
самораскрытие и самовыражение, необходимое как для сотрудничества ученика с
учителем, так и для общения ребенка с одноклассниками.
3. Работа по картине как один
из способов развития познавательных и творческих способностей школьников.
Использование
картины на уроках развития речи способствует формированию коммуникативной,
языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций, а также развивает
креативность учащихся.
При отборе картин для
уроков развития речи учителю следует учитывать
некоторые особенности:
1. Произведение
живописи, используемое на уроках развития речи, должно
соответствовать нескольким основным критериям:
* соотноситься с
рабочей программой, отвечать учебным целям и задачам урока;
* служить
источником материала для проведения лексических, стилистических, грамматических
упражнений;
* являться
шедевром отечественной живописи, национально-культурного самосознания народа;
* нести
необходимую познавательную ценность;
* соотноситься с
возрастом учащихся, уровнем их языковой компетенции.
2. Учитель должен подобрать искусствоведческий
текст к уроку. Искусствоведческий текст, являясь образцом высказывания,
способствует формированию культуроведческой компетенции школьников, так как
расширяет словарный запас учеников, помогает осознать особенности содержания,
композиции и речевого оформления.
3. Повысить восприятие учащимися картины
поможет поэтический текст. Поэтический текст должен соотноситься с
произведением живописи, быть образцом языкового и литературного вкуса и, как
следствие, усилить эмоциональное воздействие картины.
4. Этап знакомства с произведением
живописи может сопровождаться подходящей по теме музыкальной композицией.
Ещё П.И.Чайковский подчёркивал близость музыки и стихотворной речи: «А.А.Фет в
лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в
нашу область (то есть музыку)». Музыка стимулирует процессы восприятия и
памяти, улучшает вербальные способности, активизирует творческое мышление.
Таким
образом, работа по картине способствует развитию творческих способностей и
креативного мышления школьников.
Исторический прообраз
Летописание помнит нескольких известных Афраниев. Энциклопедии, к примеру, дают перевод слова afranius (с латинского — «родовое имя») и повествует о трех его знаменитых носителях.
Согласно одной из официальных точек зрения прототипом руководителя секретной стражи в произведении Михаила Афанасьевича стал Афраний Бурр, являвшийся Секстом при императоре Нероне в Риме, его назидателем, префектом и мастером военного дела. Среди записей писателя были обнаружены заметки из труда Эрнеста Ренара «Антихрист», где исследователь-француз дает достаточно развернутое описание личности и характеру государственного деятеля и его взаимоотношениям с находящимся в заточении апостолом Павлом.
Именно благосклонность этого человека к невольнику, находящемуся под его надсмотром, впоследствии станет причиной безвременной кончины Бурра — Нерон отравит верного подданного. Доброта префекта преторианцев лишила его жизни не только по версии римского народа и Ренара. Похожего мнения об этом историческом моменте придерживался и хронист Тацит в своих «Анналах».
Исследователи видят интересную параллель между самим Понтием Пилатом и Бурром. Сходство между книжным персонажем Булгакова и реальной исторической персоной состоит в том, что их благодетельные порывы в отношении заключенных, вверенных к ним под стражу, никак не могли отделиться от темной стороны душ обоих надзирателей.
Римский военачальник пытается осуществить добрые намерения, одновременно оставаясь преданным Нерону, который после смерти учителя погрязнет в своем деспотизме. Прокуратор Иудеи мечется между снисхождением к Иешуа и тем, чтобы приговорить к смерти узника, малодушно останавливая свой выбор на казни и думая о личной безопасности.
Сам факт близкого общения с духовным человеком объединяет булгаковского героя с реальным историческим персонажем. Для обоих подобное проявление доброты к провинившемуся и наказанному нехарактерно, ведь и действующее лицо книги, и реальный страж были подвержены, выражаясь современным языком, профессиональному выгоранию, они закостенели в верности своим правителям. Таким образом, очевидная связь книжного образа со своим прототипом базируется как минимум на трех общих чертах:
- лояльность к заключенному;
- преданное служение;
- интерес к святому лицу.
Характеристика персонажа
Писателем в романе дается подробное описание личностных качеств и внешних данных героя, хоть его присутствие в произведении ограничено по времени. Тем самым автор дает понять, что этот, казалось бы, незначительный персонаж имеет огромное значение для целостного понимания замысла книги и несет в себе важную историческую символику.
Визуально начальник тайной службы прокуратора Пилата производит располагающее впечатление. Булгаков вырисовывает его имеющим «приятное округлое бритое лицо с мясистым носом и вежливой улыбкой», «гладкие волосы». В отношении Афрания несколько раз употребляется эпитет «добродушный», но даже в таком невинном описании облика видна мастерски внедренная писателем дисгармония. Волосы персонажа «были какого-то неопределенного цвета», «высыхая, они светлели».
С точки зрения художественных литературных образов, подобная характеристика наводит на мысли о символике двойственности натуры героя и дает отсылку к главному действующему лицу романа — Воланду, у которого глаза были разного цвета и при всем внешнем лоске улавливалось нечто странное. Светлый оттенок волос, который появляется постепенно, стал символом самой доброй стороны души, открывшейся у служителя Пилата по отношению к Иешуа Га-Ноцри.
Особого внимания заслуживает описание взгляда персонажа: «глаза держал под прикрытыми, немного странноватыми, как будто припухшими, веками. Тогда в щелочках этих глаз светилось незлобное лукавство. Надо полагать, что гость прокуратора был склонен к юмору». Эта неуловимая деталь вновь роднит второстепенный образ в романе с основным его фигурантом, ведь профессор Воланд имел тонкое чувство юмора и умение пошутить над теми, кто этого заслуживает. В поведении, речи и поступках героя ершалаимских глав прослеживаются следующие качества его личности:
- слепая преданность прокуратору;
- скромность;
- верность делу (служба более 15 лет);
- профессионализм;
- исполнительность;
- настороженность;
- хорошее знание города.
Афраний и Воланд
Идея отождествления начальника секретной стражи прокуратора и олицетворения сил зла в булгаковском детище берет свое начало в экранизации книги Владимиром Бортко, вышедшей в свет в 2005 году. Дискуссии на тему того, тождественны ли эти образы в романе, строятся на нескольких взаимосвязанных фактах:
- Воланд и Афраний в сериале озвучиваются голосом одного и того же актера.
- Иуда был убит по приказу Афрания двумя неустановленными лицами, а Азазелло признается Маргарите, что самостоятельно зарезал предателя.
- В телевизионной версии романа присутствует отличный от книги эпизод с перстнем, подаренным Пилатом своему верному служащему.
Мнения полемизирующих сторон в вопросе о том, является ли Воланд начальником ершалаимской конспиративной охраны, имеют доказательную базу, равно как и противоположная точка зрения. Некоторые описательные характеристики в романе наводят на предположение о связи образов Афрания и Воланда. Так, руководитель тайной службы в Ершалаиме обладает «приятным голосом» и способностью «внезапно и в упор взглянуть».
Располагающая манера речи, мелодичный ее тон и особый испепеляющий взгляд присущи и воплощению Сатаны в произведении. Слова «лукавый ум», относящиеся в тексте иудейских глав к служителю Пилата, применимы и к главному герою романа.
Но перстень у Воланда остается в московских главах книги, а факт услужения иудейскому императору в течение целых пятнадцати лет плохо соотносится со статусом всемогущего царя тьмы. Сторонники теории о разделении образов Сатаны и Афрания парируют тем, что одинаковый голос в экранизации «Мастера и Маргариты» — это не символика тождества персонажей, а просто вынужденная техническая замена в связи с иностранным акцентом актера, исполняющего роль приспешника Пилата.
Несмотря на логичность доводов как сторонников, так и противников идеи единства персонажей, точка зрения первых имеет больше оснований для подтверждения в сериальной трактовке романа.
Роль в романе
Если задуматься о том, какой службой в произведении Михаила Афанасьевича руководит Афраний, то в качестве ассоциаций в голову сразу приходит «тайная канцелярия» императорских времен или современная ФСБ. Существует предположение, что Булгаков неспроста включил в сюжет книги не просто представителя, а должностное лицо подобных структур, сделав тем самым попытку угодить современникам в рядах этой профессии, чтобы сгладить тернистый путь своему литературному творению в условиях тогдашней власти.
Подобная точка зрения имеет право на жизнь. И хотя в действительности писатель сам часто выступал жертвой государственной власти, образ «силовика» подан в романе в качестве антагонизма бунтарству Иешуа и выглядит положительно. Исследователи и неравнодушные поклонники романа все же сходятся на том, что главная суть появления в сюжетной линии «Мастера и Маргариты» начальника тайной стражи игемона и приватная беседа между ним и прокуратором сводится к единению с фигурой Воланда.
В пользу такой версии, бесспорно, выступает одеяние Афрания, облачавшее его после убийства Иуды, которое впоследствии перекочевывает к мастеру темных сил с некоторой незначительной разницей в деталях: «Теперь на лошадь вскочил человек в военной хламиде и с коротким мечом на бедре» и «Воланд оказался в какой-то черной хламиде со стальной шпагой на бедре».
Если обратиться к черновикам произведения Булгакова, то всплывает интересная информация о совпадении цвета двух перстней в разных главах романа — того, что носит предводитель нечистой силы, и того, что Пилат презентовал верному слуге за убийство предателя. В книге, в отличие от сериала, кольцо не было выброшено, а значит, это вполне могло быть одно и то же ювелирное изделие, почему бы и нет.
Связь с Библией
Роль сатаны в Ершалаиме во время суда над Га-Ноцри имеет символическое значение не только у Булгакова. Новозаветные тексты Священного Писания повествуют о присутствии князя тьмы в Иерусалиме на закате жизненных дней Мессии. Дьявольская сущность, согласно Евангелию от Луки, проникает в предателя: «Вошел Сатана в Иуду». В Евангелии от Матфея указано, что «Петр начал прекословить Ему», на что Христос ответил: «Отойди от Меня, Сатана! Ты Мне соблазн».
Некая демоническая сущность является Иисусу в последние дни его земного пути и пытается переманить на темную сторону. Как гласит Евангелие от Матфея: «Всё это я дам Тебе, если, пав, поклонишься мне».
Догадка о связи воплощений дьявола в Афрании и Воланде принадлежит также литератору-исследователю Михаилу Гаспарову. В своих трудах литературовед делает акцент на художественном образе комнаты «с тёмными шторами», выбранной Михаилом Афанасьевичем в качестве места переговоров между прокуратором Иудеи и начальником ее секретной службы.
Таким образом, колоссальное смысловое и символическое значение в проблематике произведения и его трактовке имеет такой незначительный на первый взгляд персонаж, как Афраний из «Мастера и Маргариты». Роман всегда был окружен спорами о том, являются ли Воланд и Афраний одним и тем же лицом в книге. Точного ответа до сих пор нет.
Афраний — характеристика героя в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»