«СОЧИНЕНИЕ
ПО КАРТИНЕ А.А.РЫЛОВА
«В
ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»
Цель: создать
условия для развития умения учащихся составлять текст по картине, используя
опорные слова и словосочетания; учить грамотно составлять текст, видеть
орфограммы и правильно писать слова
Ход
урока.
Сообщение учителя
о теме урока и целях предстоящей работы. (СЛАЙД 1).
(СЛАЙД
2). Аркадий Александрович Рылов (1870-1939 г.)
– талантливый пейзажист. (СЛАЙД 3). Всем известны его прославленные
картины «Зелёный шум» и «В голубом просторе», воспевающие красоту земли.
Природа в этих картинах предстаёт как чудесный, наполненный неразгаданными
тайнами мир. Его полотна дышат свежестью и первозданной чистотой. Рылова
прозвали «чародеем тайн сине-зелёного тона». В этих пейзажах живописец создал
образы вечно торжествующей жизни: весеннего шумного празднества берёз и
свободного полёта в незримом голубом небесном пространстве прекрасных птиц –
белых лебедей.
(СЛАЙД
4). Сегодня на
уроке разговор у нас с вами пойдет об одной из самых поэтичных картин А.А.
Рылова «В голубом просторе».
Картина А.А.
Рылова «В голубом просторе» — одна из самых радостных полотен в русской
живописи. На ней не просто изображен приход весны, она вызывает у зрителя
чувство каких-то скорых перемен.
А создавал эту
картину художник голодной, холодной зимой 1918г., в нетопленой мастерской на
Васильевском острове. За окном — хмурое Петроградское небо, холодный ветер
залива, черная вздувшаяся Нева. А на мольберте – половодье красок, радостный
гимн свободе, мужеству, счастью.
Этимологическая
страничка
-Ребята,
что обозначает слово картина, пейзаж? А кто такой пейзажист? (СЛАЙД 5).
Работа
над картиной.
1)-Почему
художник так назвал картину? Что он на ней изобразил? (СЛАЙД 6).
Д:
-Художник
назвал картину «В голубом просторе, потому что всё вокруг голубое, синее и
очень просторное.
Д:
-Он
изобразил бескрайнее синее море и голубое небо. На переднем плане картины летят
лебеди. (СЛАЙД 7).
Уч:
-Какое
время года изобразил пейзажист Рылов? Почему вы так считаете?
Д:
-Художник изобразил весну, так как на скалистых
берегах ещё не полностью растаял снег, светит солнце, облака весенние дождевые,
светлые.
-Весь пейзаж
передает радостное и весеннее настроение.
Уч:
-Много лет назад художник увидел белых лебедей на
свободе. Красивые гордые птицы надолго завладели его воображением. Было что-то
величавое в весеннем перелёте лебедей. Природа наделила их неукротимым
стремлением к свету и теплу, дала этим грациозным созданиям великую силу.
Вольный полёт могучих белых птиц над безбрежным морем — это ли не счастливая
находка для выражения переполнявшего художника счастья?
2)Словесное
рисование картины (детальное). (СЛАЙД 8).
Уч:
-Что изображено на картине, какие детали вы видите? (СЛАЙД
9).
-А теперь разберём
по отдельности.
-Какими вы увидели
море и волны? (СЛАЙД 10).
Д:
-Ярко-синее безбрежное море и небольшие с белыми
вершинками волны.
Д:
—Все пространство этой картины занимает пейзаж голубое
небо и море. Что может быть прекраснее? Очень здорово стоять на берегу моря и
наблюдать за облаками, которые сливаются с морем и создается уникальное
впечатление бесконечности.
Уч:
-Опишите небо и облака? Какие они? (СЛАЙД 11).
Д:
-Чистое голубое небо с мягкими белыми пушистыми
облаками.
Уч:-
Какими ещё прилагательными можно описать облака?
(Белогривые,
густые, дождевые, кружевные, лёгкие, пышные)
Д
(подготовленный): -Эта картина очень интересная. Она
завораживает своим безграничным простором голубого неба, неведомой силой.
Уч:
— Какими вы
представили птиц? (СЛАЙД 12).
—
Почувствовали ли вы, как легко, свободно и плавно парят они над морем?
Д:
—Белые красивые лебеди гордо летят рядом с облаками.
Уч:
—Они легко
разрезают синеву небес своими крыльями и стремятся поскорее добраться домой,
принеся с собой весеннее тепло.
Д:
-В этом безграничном голубом просторе летят семь
лебедей, это еще больше делает пейзаж живым и реалистичным. Складывается
ощущение, что они движутся навстречу солнечном свету, который очень нежно
освещает их.
Уч:
Куда несется парусный корабль? Как изобразил его
художник? (СЛАЙД 13).
Д:
—По морю мчится
парусник с белыми парусами. Он как-будто бесшумно скользит по волнам, а его
паруса наполнены ветром.
Уч: -Парящий по волнам
парусник словно летит в воздухе как лебеди, облака.
Движущиеся волны, плывущий парусник, парящие
белоснежные лебеди и облака создают впечатление бесконечного движения, которое
живописец искусно отразил в своём произведении живописи. Картина А. А. Рылова
«В голубом просторе» создаёт великолепное жизнерадостное настроение. Она
восхищает своей красотой и побуждает гордиться неповторимостью и уникальностью
бескрайних просторов нашей огромной Родины.
Уч: —Что вы
видите на скалистых берегах? (СЛАЙД 14).
Д: —
Белый искристый снег поблёскивает на вершинах. Они как – будто проплывают мимо
или соревнуются с парусником.
Уч: Да, ребята, вы правы.
Но
самое главное, что эта картина – она живая. Смотришь на нее, и слышишь легкий
плеск волн, шелест лебединых крыльев, чувствуешь едва заметный весенний
ветерок. Но самое главное, ощущается весенняя свежесть пробуждения природы,
когда от пьянящего запаха кружится голова.
Физминутка
для глаз
Работа
с планом.
Уч: -В любой
работе нужен план действий. Вы уже умеете составлять план художественных
произведений, изложений. А сегодня сочинение вы будете писать по готовому
плану, пункты которого мы итак проговорили в течение урока. Вам заранее раздали
подготовленный план, возьмите его и прочитайте. (СЛАЙД 15).
Уч:
— Также слова и словосочетания, которые вы подбирали к
деталям, предметам картины, их можно и нужно использовать в своем тексте.
Опираясь на план и группы слов и словосочетаний, вам будет легко описать
увиденное перед собой и передать своё впечатление от картины.
VII. Написание
сочинения с использованием плана и словарных слов.
(СЛАЙД
16).
VIII.
Рефлексия.
Чтобы написать сочинение В голубом просторе, следует внимательно рассмотреть картину Рылова. Благодаря этому даже учащимся 3 класса не составит труда справиться с этой работой. Также помогут в этом образцы сочинений по картине В голубом просторе.
Рылов: В голубом просторе сочинение
Начиная писать сочинение по картине Рылова В голубом просторе хочется сказать, что данная работа автора для него является нехарактерной. Как правило, он изображал на своих полотнах степи и поля, но в этот раз прибег к морской тематике.
Сочинение презентация В голубом просторе, как по мне, должна начаться с того, что данное полотно можно разделить на три отдельных части. На одной из них отчетливо видны лебеди, летящие куда-то. Художник изобразил их невероятно грациозными. Они размахивают своими огромными крыльями, вытягивают шеи, буквально парят над водой.
Художнику удалось подобрать изумительные оттенки, чтобы изобразить небо. Оно у него получилось насыщенным, синим. На нем виднеются невероятно пушистые, белоснежные облака. Несмотря же на то, что лебедей автор также изобразил белыми, они не сливаются с облаками, а напротив, выделяются на их фоне.
Если всмотреться в горизонт, то можно увидеть скалы, верхушки которых присыпаны снегом. Художник изобразил их коричневыми. Можно предположить, что действие разворачивается в первые весенние дни. Как раз скалы и можно назвать второй частью данного полотна.
На третьей, последней, виднеется парусник, плывущий по воде. Он также белый, как и лебеди с облаками. Чувствуется, что сильный ветер заставляет его мчаться по воде. Появляется непреодолимое желание оказаться на этом паруснике, увидеть летящих над ним птиц, прочувствовать свежий морской воздух и насладиться приятной прохладой. Именно на этом хочется закончить сочинение по Рылову В голубом просторе.
Сочинение по картине В голубом просторе Рылова
Данная картина написана в особой манере, она поражает насыщенностью красок и контрастными оттенками. На ней изображены парящие в облаках птицы и плывущий по волнам парусник. Именно благодаря этим деталям полотно вызывает неизгладимое впечатление и дарит массу приятных эмоций.
Удивительно, но художник создал эту работу в довольно сложный для государства период. Как раз шла война, о мире в тот момент не было и речи. Тем не менее Рылов смог написать невероятно жизнерадостную картину, вселяющую веру в светлое будущее.
Парящие в небе лебеди, скорее всего, отправляются на юг. На островах изображен снег. Он кажется настолько реалистичным, что хочется к нему прикоснуться. Птицы же поражают уверенностью в собственных силах, мощью. Они выглядят невероятно грациозно на фоне необъятного неба. Глубина его подчеркивается с помощью кудрявых, невесомых облаков. Над ними можно увидеть перистые облака, с помощью которых работа кажется гораздо объемней.
С поднятыми парусами по воде плывет корабль. Он идет в том же направлении что и птицы, отправляется на юг. Его паруса раздувает ветер. Несмотря же на это, море не выглядит чрезмерно волнительным. Просто ветер оказался попутным, что не может не вызвать радость у моряков и всех, кто созерцает эту картину. Обстоятельства складываются наилучшим образом и вскоре корабль сможет добраться до пункта назначения.
Море на этой картине насыщенное, синее. Можно лишь догадываться, насколько оно глубокое. На нем видна волна. Она невысокая, но придает особое настроение. От данного полотна явно веет свежестью. Весь пейзаж представляется молодым, как будто он только родился. Созерцая его невольно начинаешь надеяться на лучшее и веришь, что все обязательно сложится хорошо. Вероятнее всего, автор и хотел создать именно такое впечатление, приложив для этого немало усилий. Работа при этом получилась поистине восхитительной. Этими словами я хочу закончить свое сочинение по Рылову В голубом просторе.
Описание картины В голубом просторе
Перед написанием сочинения на тему В голубом просторе я внимательно рассмотрел эту картину. Она поражает своей голубизной. В этих тонах выполнено и море, и необъятное небо. Здесь сразу бросаются в глаза птицы, летящие клином. Им предстоит еще довольно длинный путь, нужно добраться до берега. Если же вдруг возникнет усталость, найти место для отдыха найти будет довольно сложно. Хотя, виднеется подводная скала. Она изображена справа. Она буквально выныривает из моря. Возможно, на ней птицы и останавливались, чтобы отдохнуть. Никаких растений на скале не видно. Зато верхушка присыпана снегом.
С левой стороны виднеется парусник. Он очень красивый, с белоснежными парусами, которые раздуваются на ветру. Этот корабль плывет в том же направлении, что и птицы. На море поднимаются волны, разгулялся ветер. Естественно, птицам в таких условиях лететь довольно сложно, но они все равно продолжают свой путь.
Воду автор изобразил несколько зеленоватой. Небо окрашено в сероватые тона. При этом птиц здесь ровно семь. Данное число считается хорошим. Вероятнее всего, моряки считают это хорошим знаком.
Все птицы будто созданы под копирку. У них темные, желтые клювы и черные лапки. Правда, при этом размах крыльев у них явно отличается. Ритм у лебедей разный. Поэтому летят они не совсем синхронно. Правда, несмотря на это, движутся они практически с одинаковой скоростью, никто не отстает.
Облака при этом ничего не напоминают. Всматриваясь в них, не удается увидеть в своем воображении каких-то животных, здания или какие-то другие фигуры. При этом картина получилась безумно красивой. Она выполнена в светлых тонах, наполнена движением, свежестью и жизнью. Смотреть на нее – одно удовольствие. Причем каждый раз замечаешь в ней какие-то новые детали, придумываешь собственные сюжеты, как дальше будут развиваться события.
Сочинение В голубом просторе 3 класс
От этой изумительной картины буквально веет приятным морским ароматом. Именно с таких слов я начинаю свое сочинение описание В голубом просторе. Невероятной грациозностью и красотой поражают лебеди, парящие над голубым морем. У них очень длинные, гордые шеи, могущественные размашистые крылья. Они парят в облаках, обладающих приятными розоватыми и серо-голубыми оттенками.
Буквально врезаются в море огромные скалы. На их вершинах еще лежит снег. Море кажется немного мрачным, несколько волнительным. По волнам плывет корабль с белоснежными парусами, которые раздувает ветер. Чувствуется огромная мощь этого моря, невероятный простор. Создается поистине неповторимое впечатление.