В 1899 году Антон Чехов написал одно из своих самых знаменитых произведений — «Дама с собачкой». Оно было опубликовано в журнале «Русская мысль» в этом же году. Рассказ повествует о знакомстве и взаимоотношениях двух любящих людей, которые очень боятся общественного осуждения. Чтобы понять замысел произведения «Дама с собачкой», рассмотрим его краткий пересказ. Основные события из текста, составляющие сюжет, помогут читателю быстро разобраться в том, что хотел сказать А.П. Чехов. «Дама с собачкой» в сокращении от Многомудрого Литрекона — это наиболее точное краткое содержание, обогащенное важными деталями из текста. А еще у него есть анализ рассказа по плану.
Глава 1: Знакомство
Однажды, гуляя по набережной, Дмитрий Гуров, главный герой рассказа, встречает женщину. Она была молодой и красивой блондинкой. Героиня гуляла с собачкой — белым шпицем. Отдыхающие даже придумали ей прозвище “дама с собачкой”. Главный герой подумал, что было бы очень хорошо, если бы он познакомился с этой дамой, ведь она была красива и одинока. Знакомство героев произошло в парке в дневное время.
Главным героем произведения является Дмитрий Гуров. Это человек примерно сорока лет с филологический образованием. Известно, что он работает в банке и проживает в Москве. Герой часто уезжал отдыхать в Ялту и другие города, но отдельно от семьи. В Москве остались его ждать супруга, которую он не любил, дочка и два сына. Герой изменял жене давно и часто, хотя считал всех женщин «низшей расой». Однако это вовсе не мешает его любовным приключениям.
Женили его рано, и супружеская жизнь успела ему надоесть. Супруга его была неизящной и недалекой, этим Дмитрий и оправдывал свои измены. Можно сказать, что его внешность и нрав притягивали представительниц прекрасного пола. С мужчинами он общаться не любил, зато с дамами всегда говорил с удовольствием.
Вот и сейчас Гуров легко познакомился с Анной. Он приманил ее собаку и начал разговор. Известно, что женщину зовут Анна Сергеевна Дидериц, и она родом из Петербурга. Однако уже 2 года она живёт в городе С., откуда героиня и приехала на отдых в Ялту. Также читатель узнает, что женщина замужем. Ее мужем является чиновник с немецкой фамилией. Анна несчастна в браке, она не любит своего мужа. Он ее не интересует, ведь героиня даже не помнит место работы своего мужа.
Во время разговора она очень стеснялась, и Гуров понял, что она в такой обстановке впервые. Это лишь подзадорило его. А ведь она годилась ему в дочери…
Глава 2: Курортный роман
Неудивительно, что спустя неделю после знакомства у них завязался роман. Анна нервничала, много говорила, и внезапно Гуров обнял и поцеловал ее, видя, что она уже влюблена. И пара отправилась в номер Анны…
Однако Анну Сергеевну очень угнетает её поступок. Она сразу же поникла и завяла, а Гуров не мог вспомнить, чтобы у него были подобные женщины. Все они укладывались в определенные типажи, а эта вела себя нетипично, и была слишком неопытна. Героиня признаётся Гурову, что она всегда хотела настоящих чувств, а грех ей противен. «Я не мужа обманула, а самое себя» — говорила она. Она вышла замуж из любопытства, не по любви, и теперь тяготилась осознанием обмана, нечистоты. Она винила себя и не находила оправдания. Дмитрий старается всячески поднять дух Анне.
Можно сказать, что отношениям героев протекают размеренно. Гуров преобразился и не отходил от своей возлюбленной. Он был страстным и нежным. Анна боялась, что он ее не уважает и не любит, поэтому часто была беспокойна и печальна. Герои в ожидании приезда мужа героини. Однако он не приезжает. Супруг просит в письме, чтобы Анна сама вернулась. Гуров провожает свою возлюбленную. У Анны нет слёз, а вот вид у нее очень печальный, она не может наглядеться на любовника. Дмитрий расстроен, ему ясно, что он так и не дал Анне счастья, что он невольно обманул ее, такую доверчивую и чистую. И все же он продолжает считать этот адюльтер очередным приключением. Он решает вернуться домой.
Глава 3: Прозрение и разочарование
Гуров довольно легко вытягивается в ритм городской жизни. Вот он уже и читает газеты, ходит по ресторанам, принимает гостей. Дмитрий думал, что забудет об Анне, однако она появляется в его сознании снова и снова. Ее образ преследовал его везде, снился ему, следил за ним, и он помнил все, как будто только вчера был в Ялте. Героя настигла любовь, о которой он не мог никому рассказать. Он обнаружил, что одинок, что живет неинтересной и жалкой жизнью обывателя. Даже приятель не выслушал его историю любви, а лишь посетовал, что «осетрина была с душком». Гурову эти слова показались нечистыми, как и все вокруг. Все дела показались ненужными и мелкими, а он сам себе напоминал арестанта.
В результате, Гуров принимает решение поехать в город С. Там он снимает номер и начинает разыскивать семью Анны. Но он, как влюбленный студент, не решается пойти к ней домой или послать письмо, ведь она замужем, а может, и вовсе забыла о нем. Он мучается от неопределенности. Но герой нашел решение: поехал в местный театр и все же увидел ее. Тогда ему показалось, что нет на свете человека, который был бы ему ближе.
Увидев Дмитрия, героиня испугалась и попросила его уехать, дав обещание, что сама приедет к нему. Она сказала:
Я так страдаю! — продолжала она, не слушая его. — Я всё время думала только о вас, я жила мыслями о вас. И мне хотелось забыть, забыть, но зачем, зачем вы приехали?
Он стал целовать ее, она слабо протестовала.
Глава 4: Настоящая жизнь
Героиня обманывает супруга. Она утверждает, что ездит на консультации в поликлинику, а сама встречается с Дмитрием несколько раз в месяц в Москве. Никто не знает об этом. Гуров теперь знал, что у каждого под покровом тайны есть своя особенная жизнь, и вот она-то и есть настоящая.
В финале произведения писатель рассказывает о встрече Анны и Дмитрия. Героиня начинает плакать, и Дмитрий позволяет своей любимой выплакаться. Герой дотрагивается её плеч, видя отражение в зеркале. Герой увидел морщины и седину. Ему очень жаль за ошибку, которую они вдвоём совершили. Ведь жили с нелюбимым людьми. Только в преклонном возрасте он смог познать радость от великого чувства. Герои надеются, что они смогут начать новую жизнь, полную любви и радости.
Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья; им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем.
Автор: Виктория Комарова
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 95.
УКМ «Перспектива»
Маленькие и большие секреты страны Литературии
Раздел «О Родине, о подвигах, о славе»
1. Назовите близкие по смыслу слова к слову Родина. Какие произведения о Родине вам запомнились?
Синонимы к слову Родина: Отчизна, Отечество, Родная земля, Отчий край.
Мне запомнились:
К. Ушинский «Наше Отечество».
С. Романовский «Русь».
Н. Кончаловская «Слово о побоище ледовом».
А. Старостин «Куликовская битва».
А. Приставкин «Портрет отца».
2. О каких событиях в жизни страны рассказывается в произведениях, которые вы прочитали в разделе? Расскажите. Составьте летопись важных исторических событий. Какие другие события могли бы вы включить?
В произведениях этого раздела рассказывается об истории нашей Родины, о трудных для неё временах. О ледовом побоище, Куликовской битве, Бородинской битве, Великой Отечественной войне.
Летопись важных исторических событий для 4 класса
- Ледовое побоище. 1242 год.
- Куликовская битва. 1380 год.
- Бородинское сражение. 1812 год.
- Великая Отечественная война. 1941-1945 года.
Я бы добавила в эту летопись Народное ополчение 1612 года, когда была освобождена Москва и Полтавскую битву 1709 года, когда были повержены шведы.
3. Рассмотрите репродукции картин. Как они называются? Кто художник? Что на них изображено?
В этом разделе я видела репродукции:
- А. Рылов «Пейзаж с рекой». На ней изображён уголок Родины.
- П. Корин «Александр Невский». изображён великий полководец.
- В. Серов «Ледовое побоище». Показан момент битвы.
- В. Серов «Въезд Александра Невского во Псков». Полководец въезжает в освобождённый город.
- И. Глазунов «Дмитрий Донской». Изображён московский князь Дмитрий.
- А. Кившенко «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского». Показаны святой и полководец.
- А. Бубнов «Утро на Куликовом поле». Изображена русская рать.
- М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем». Схватка двух богатырей.
- А. Дейнека «Оборона Севастополя», Нарисован трагический момент обороны.
- Н. Бут «Защитники Бреста». Показан момент обороны крепости.
- В. Костецкий «Возвращение». Изображена встреча солдата дома.
- А. Лактионов «Письмо с фронта». Изображено чтение письма.
4. Какая картина вам больше всего понравилась? Составьте по ней рассказ и расскажите другу.
Мне больше всего понравилась картина А. Лактионова «Письмо с фронта»
Сочинение-описание по картине А. Лактионова «Письмо с фронта» для 4 класса
Картина «Письмо с фронта» художника Александра Лактионова является одной из лучших работ художника. На нём живописец изобразил очень простой и трогательный момент нашей недавней истории.
Идёт Великая Отечественная война. Большинство мужчин сражаются на фронтах. В тылу остались женщины, дети и раненые.
На картине изображён яркий солнечный день где-то далеко за линией фронтом. Безоблачное голубое небо говорит об отсутствии угрозы, о мирном течении жизни. Небольшая площадь провинциального городка пуста. Но на крыльце старого дома царит непривычное оживление.
Для семьи, проживающей в доме, день самый радостный. Они только что получили письмо с фронта от мужа, отца, сына. И они с радостью и нетерпением читают письмо.
На крыльце собрались все. Пожилая женщина с очками в руках хотела прочитать письмо сама, но мальчик вырвал его. Это письмо от его отца. Он громко и старательно читает письмо. Рядом стоит молодая женщина, мать, спиной к зрителям стоит девочка с косичками, младшая сестрёнка.
Пришёл разделить радость с соседями и раненый солдат. Он опирается на палочку и много курит. Ему досадно, что приходиться лечиться в тылу, пока его друзья сражаются с врагами за свободу родной земли.
Это очень яркое, красочное, но вместе с тем правдивое полотно. Художник не стремится приукрасить жизнь, он рисует то, что видит. Старые домики, сломанные доски пола, облупленные стены, простая, но чистая одежда героев. В те далёкие годы людям было не до удобств и комфорта. Они всеми силами помогали фронту, работали на заводах и фабриках, создавали оружие нашего возмездия.
Но сколько радости и веры на картине! Люди читают письмо и верят, что скоро мы победим, скоро война закончится и герои вернутся домой. И жизнь наладится.
Мне очень нравится эта картина. Нравится настроение покоя и тихого счастья, которое она создаёт. Автор показал себя настоящим гением, сумевшим выхватить взглядом столь краткий момент и перенести его на полотно.
5. Как вы понимаете пословицы?
Велика святорусская земля, а везде солнышко. Это значит, что везде на родной земле хорошо, вся страна наш общий дом.
Родина краше солнца, дороже золота. Это значит, что нет на свете ничего лучше и дороже Родины.
6. Подготовьте материал к читательской конференции по теме «Моя Родина». Организуйте выставку книг. Составьте библиографию. Составьте аннотацию на понравившиеся книги.
Библиография книг по теме «Моя Родина» для 4 класса
- А. Ишимова «История России в картинках».
- С. Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне».
- С. Алексеев «Рассказы о Кутузове».
- В. Митяев «Ветры Куликова поля».
- В. Богомолов «Военные рассказы».
- Я. Гордин «Полтавская битва».
- П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили».
- Сборник «С чего начинается Родина».
- Библиотека школьника «Стихи и рассказы о Родине».
- Н. Гурьева «Моя Родина — Россия»
Аннотация к книге А. Ишимова «История России в картинках
Книга Александры Ишимовой «История России в картинках» вышла в издательстве АСТ в 2019 году. В ней 400 страниц.
Эту книгу писательница написала в 1836 году и в ней собраны краткие исторические рассказы о нашей стране, её истории, царях и князях, трудных и счастливых временах.
Начинается книга с описания жизни и быта славян до образование централизованного государства. Автор плавно переходит к истории Киевской Руси, потом к Руси Московской. Рассказывает о монголо-татрском иге и нашествии поляков, о народном ополчении и князьях, сумевших отстоять свободу страны.
Говорит она о первом русском императоре, о войне 1812 года, и заканчивает историю правлением Александра 1.
Рассказы писательницы очень увлекательны, познавательны, она часто использует в тексте цитаты из древних литературных источников.
Это очень интересная книга, которую обязан прочитать каждый, чтобы лучше знать историю своей Родины.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе.
Тема: Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Цель: развитие устной и письменной речи обучающихся.
Задачи:
познакомить детей с творчеством К.Ф. Юона;
учить «читать» картину, осмысливать её содержание;
развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений;
формировать умение строить текст;
развивать чувство прекрасного, стремление сохранить красоту природы.
Ход урока:
- Формулирование темы урока. Самоопределение к деятельности.
Мне русская речь – как музыка…
Чу! слово звучит, поет…
В нем дышит душою русскою
Создатель его – народ.
И я в эту речь ныряю,
Как в речку,
И там, со дна,
Сокровища добываю,
В которых поет весна.
— О чём говорится в стихотворении? (о русской речи)
— Какие слова подбирает поэт, показывая силу русской речи?
— Вам хотелось бы владеть выразительной речью?
— Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (совершенствовать, развивать речь)
— Какую цель поставим? (обогащать словарный запас, точно выражать свои мысли)
Одним из средств развития речи служит картина.
- Актуализация знаний учащихся.
а) Посещение выставки картин «Зимушка-зима»
Я предлагаю вам посетить выставку картин, которая недавно открылась в нашем классе. Её создателями стали вы сами. Пока мы подходим к рисункам, я хочу рассказать небольшую легенду. Однажды один греческий художник по имени Апеллес оставил картину на террасе, и вдруг к ней стали слетаться птицы и клевать нарисованный виноград.
— Почему птицы приняли виноград за настоящий? (художник с помощью красок передал мир очень живо)
— Посмотрим, как вы на своих рисунках показали зимнюю природу?
Индивидуальное сообщение обучающегося:
— Как поработала зима!
Какая ровная кайма,
Не нарушая очертаний,
Легла на кровли стройных зданий,
Снежинки падают с небес
В таком случайном беспорядке,
А улеглись постелью гладкой
И строго окаймили лес.
Все наши рисунки о зиме. Глядя на них, кажется, что ты оказался в зимнем сказочном лесу. Мороз щиплет нос и щёки. А кругом всё тихо и празднично. Основные цвета на рисунках, голубой и белый, мы выбрали не зря. Это главные краски зимы. На своих рисунках мы хотели показать красоту русской природы зимой.
— К какому художественному жанру относятся ваши рисунки?
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется… (пейзаж)
б) Повторение задач художественного описания.
На нашу выставку был прислан ещё один великолепный пейзаж, но картина вся в снегу. Видимо, на улице начался снегопад. Повторив задачи художественного описания, мы освободим картину от снега.
Игра « Верно – неверно».
Учитель читает высказывания, дети правильные высказывания обозначают знаком «+», неверные – знаком « —
— конкретность описания
— сообщение научных сведений
— передача авторского отношения к предметам
— образность языка
— использование при составлении документов
— передача личного отношения
Самопроверка: + — + + — +
Критерии оценивания:
Нет ошибок — «5»
1-2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4-6 ошибок – «2»
- Рассматривание картины.
Перед нами открылась прекрасная картина К.Ф. Юона.
а) Слово о художнике. Индивидуальное задание.
К. Ф. Юон родился в Москве. Детство провёл в Лефортове – московской окраине, богатой памятниками петровской эпохи. В его семье увлекались музыкой, театром. Молодёжь ставила домашние спектакли. Сами писали текст, делали костюмы, сочиняли музыку. Изготовление декораций поручали Константину. Рисовать Юон начал с 8 лет. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан.
Юон очень любил весну и зиму. Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.
б) Подводящий диалог.
— Каково ваше общее впечатление от картины? Выразите свои чувства в цвете, используя карточки цветового сигнала. Объясните свой выбор. (Все правы, художником владели сложные чувства)
— Приходилось ли вам наблюдать в природе похожие события? В какое время года это было- Постарайтесь догадаться, какое название дал художник своей картине?
(Открывается надпись «Конец зимы. Полдень»)
— Что здесь зимнего, а что весеннего?
— Что на картине указывает на полдень?
— Как можно понять, что день солнечный, ведь самого солнца нет?
— Каков замысел художника? Что он хотел сказать своей картиной?
( Художник изображает тот момент, когда природа пробуждается от зимнего сна).
в) Работа по группам.
— Хотелось бы вам оказаться в этом месте? Почему? ( Хотелось бы подышать свежим воздухом, померить шагами глубину снега, покататься на лыжах, побродить по дальнему дремучему лесу).
— Тогда воспользуемся приемом «вхождения в картину» и представим, что мы оказались в изображенном художником уголке природы.
Особенности организации групповой работы:
- Класс делится на группы для решения конкретных учебных задач (учимся «читать» картину, осмысливать ее содержание)
- Каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы.
- Учитывается и оценивается индивидуальный вклад каждого члена группы.
- Состав группы подбирается по принципу объединения школьников разного уровня обученности, что позволяет им взаимно дополнять друг друга.
Задания группам (на розовых карточках) для рассмотрения переднего плана картины.
1 группа: В ходе организации диспута найдите ответ на вопрос: «Зима или весна господствует на переднем плане картины?»
2 группа: Что больше всего нравится художнику на переднем плане? Какие предметы еще привлекают его взор?
3 группа: Узнайте предметы по описанию:
— мягкий, пористый, голубой, сине-зеленый, розоватый от солнца, подтаявший
— тонкие, освободившиеся от снега, уходящие ввысь
— вышедшие из своего зимнего убежища, капающие снег
Технологический процесс групповой работы:
- Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
- Инструктаж о последовательности работы.
- Раздача дидактического материала по группам.
- Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
- Распределение заданий внутри группы.
- Индивидуальное выполнение задания.
- Обсуждение индивидуальных результатов работы.
- Обсуждение общего задания группы.
- Подведение итогов группового задания.
- Сообщение классу о результатах работы в группах.
- Анализ познавательной задачи.
- Общий вывод о групповой работе.
Вывод после рассмотрения группами переднего плана картины: передний план картины пронизан солнцем. Всё тянется к теплу и свету. Основное место на картине занимает снег. Он впитал краски неба и отсвечивает оттенками розового, голубого, зелёного. На снегу видны глубокие человеческие следы. Стройные берёзки перед домом бросают длинные, по-весеннему голубые тени, которые стелются по мягкому, но уже пористому снегу. Деревья почти совсем освободились от зимнего наряда. Вышли из своего зимнего убежища на подтаявший снег куры. Они деловито капают снег. Теплыми красками выделен угол деревенского дома, забор, возле которого сложены дрова. Поленница с остатками дров лишь слегла присыпана снегом. Радуясь теплу и солнцу, вышли на последнюю зимнюю прогулку лыжники. Природа пробуждается, радуясь приближению весны.
— А теперь продвинемся вглубь картины и рассмотрим задний план.
Задание группам (на синих карточках) для рассмотрения заднего плана картины.
1 группа: как задний план картины помогает К.Ф. Юону воплотить свой замысел?
2 группа: какие краски преобладают на заднем плане? Почему?
3 группа: дополните словосочетание:
— лес (какой?) …
— поляна (какая?) …
— небо (какое?) …
Вывод после рассмотрения заднего плана картины: на заднем плане картины царство зимы. Просторная деревенская окраина спускается к оврагу. За оврагом все выше и выше поднимаются заснеженные, поросшие лесом холмы. Темный лес, куда не проникают солнечные лучи, заснеженные косогоры – это где-то вдали.
4.Прослушивание отрывка из цикла музыкальных произведений П.И. Чайковского «Времена года».
— Какие звуки можно услышать, находясь в картине? (Весна богата разнообразием красок и звуков. Именно этим она привлекла художника К.Ф. Юона и великого русского композитора П.И. Чайковского, который написал альбом «Времена года», состоящий из 12 музыкальных пьес. Сейчас вы услышите пьесу «Март».
— Во время слушания поразмышляйте о том, может ли звучащая мелодия служить музыкальным оформлением картины. (Чайковский передал в звуках то же, что Юон красками, пробуждение природы).
— Что вы представили, когда слушали музыку? (Путём противопоставления двух планов картины автор показывает борьбу зимы и весны. Юон любил природу и изобразил её так, что мы не только ощущаем красоту природы, но стремимся её сохранить).
5. Речевая подготовка.
Красив язык мой русский,-
И в радости, и в грусти
Он всякий раз со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина, родной.
— Наша речь должна быть богатой по содержанию, правильной по форме, образной, выразительной.
Задания группам:
а) «Избегай повторов»
Подберите к данным словам синонимы.
1 группа: Изобразил … (создал, показал, выделил, написал, запечатлел)
2 группа: Художник … (живописец, мастер кисти, пейзажист)
3 группа: Картина … (полотно, репродукция)
б) «Редактор»
Исправьте ошибки.
1 группа: Солнечный свет отражается на снег. Полотно оставляет радостное настроение.
2 группа: Видно, что день неморозистый. Снег, как цветной ковёр.
3 группа: Дружные друзья Илья с дружком собрались совершить прогулку в лыжах.
в) «Оживи предмет»
Поработайте в роли волшебников и наделите неживые предметы качествами человека.
1 группа: Лес… (задумался, загрустил)
2 группа: Солнце … (улыбается, ласкает своим взглядом)
3 группа: Берёзы …( радуются, тянут друг к другу руки-ветки, приветствуют весну)
г) «Умей восхищаться»
Ваше сочинение выиграет, если вы будете пользоваться разными по интонации предложениями.
1, 2, 3 группы: Составьте, глядя на картину, предложения с восклицательной интонацией. (Как искусно передал живописец богатство оттенков снега! Разве это не впечатляет?! Всмотритесь в картину!)
— В вашем распоряжении множество средств, помогающих сделать речь правильной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!
6. Составление плана. Запись рабочего материала.
— Захотелось ли вам свои мысли и чувства, возникшие при рассмотрении картины, передать кому-нибудь? Как это сделать? (Записать, составить текст).
— Что такое текст?
— Какие типы текста вам известны?
— Какой тип текста уместно использовать сегодня? Почему? (Описание)
— Какова будет основная мысль текста? (Красота родной природы во время её пробуждения)
— Что поможет излагать мысли последовательно? (План)
План | Рабочий материал |
| Приближение весны с её теплом и светом, грустное расставание с красавицей зимой с её снегом и забавами. |
| Яркий солнечный свет, красота снега, голубые тени, оттенки розового, голубого, зелёного, снег подтаял, впитал краски неба, глубокие следы на снегу, угол деревенского дома, тянется забор, поленница с остатками дров, берёзы с руками-ветками, солнце выманило кур, последняя прогулка на лыжах. |
| Поросшие лесом холмы, заснеженные косогоры, ровная поляна, глубокий овраг. |
| Чувство любви и восторга, ощущение красоты и стремление её сохранить. |
7. Самостоятельная работа учащихся по написанию сочинения.
Разноуровневое задание с вариантами выбора. Написать сочинение
а) от имени лыжников, отправляющихся на прогулку (повышенный уровень);
б) в форме письма художнику после рассмотрения его картины (повышенный уровень);
в) по плану (необходимый уровень).
8. Итог урока. Рефлексия.
— Чем вам запомнился урок? Нарисуйте своё настроение.
— Как работал ты? Оцените свою работу по шкале достижений.
— Кого из товарищей ты можешь похвалить?
9. Домашнее задание.
Отредактировать сочинение.
Литература:
- Н. Браун «Мне русская речь – как музыка…»
2.
3. В.И. Воробьёва, С.К. Тивикова. Сочинения по картинам в начальных классах: Пособие для учителя.- Тула: ООО Издательство «Родничок», 2002.
Зошит з основ здоров я 7 клас тагліна відповіді Загадки конспект уроку 5 клас Доповідь про річку хуанхе.
Конспект.
урока по литературе в 5 классе. Учитель Сатонина Н.С. Тема урока: Алгебра 8 клас бевз гдз вшколе и их своеобразие. Тип урока: Комбинированный. Цель урока: познакомить с происхождением и природой загадок, гдз геометрія 9 клас єршова скачати представление о загадках и их разновидностях. Образовательная: познакомить с загадками, их историей и происхождением; Развивающая: развивать кругозор учащихся, образное и логическое мышление, творческую активность; Воспитательная: воспитывать культуру речи учащихся при составлении связных высказываний, любовь к русскому языку. Тип урока: комбинированный. Методы обучения: слово учителя, беседа.
Урок — знакомство с малыми жанрами фольклора (загадками) и их особенностями. Презентация в красочной форме поможет учителю изложить как практический, так и теоретический материал по данной теме. Целевая аудитория: для 5 класса.
Автор: Ермилова Марина Владимировна Место работы: МОУ СОШ № 1 г. Гуково Добавил: mayban. Скачать с портала (Mb). Смотрите также: Конспект и презентация к уроку литературы » Загадки». Презентация к литературной игре «Загадки для умненьких ребят». Презентация «Малые жанры фольклора. Загадки». Презентация. Русские народные загадки. Мета: ознайомити учнів із загадками як видом усної народної творчості; розвивати навички виразного, осмисленого читання загадок, пояснення способів їхнього відгадування; розвивати спостережливість, уважність, кмітливість — важливі елементи розумової діяльності людини. Теорія літератури: загадка, її особливості; метафора. Обладнання: підручник, дидактичний матеріал. Тип уроку: вивчення нового матеріалу. І. Актуалізація опорних знань учнів.
Аналіз контрольної роботи. ІМотивація навчальної діяльності школярів. Оголошення теми й мети уроку. Вступне слово вчителя.
Ви, мабуть, помічали, що дорослі на дозвіллі, у транспорті, чергах часто займаються тим, що розгадують кросворди. Це цікаво та захопливо. Мета: розкрити барвистий світ народних загадок, особливості цього оригінального виду фольклору; дати поняття про народну загадку та класифікацію їх за змістом і формою; розвивати логічне мислення, пам’ять, уяву школярів; сприяти виховуванню допитливості, шанобливого ставлення до фольклору; прищеплювати інтерес до наслідків власної праці.Мета: розкрити барвистий світ народних загадок, особливості цього оригінального виду фольклору; дати поняття про народну загадку та класифікацію їх за змістом і формою; розвивати логічне мислення, пам’ять, уяву школярів; сприяти виховуванню допитливості, шанобливого ставлення до фольклору; прищеплювати інтерес до наслідків власної праці.
Дата публикации: Конспект урока по теме “Метафора как средство выразительности речи”Петрова Елена Михайловна МБОУ Нахабинская СОШ № 3 с УИОПДанный материал будет полезен при изучении одного из признаков художественного стиля речи — наличие изобретательно-выразительных средств. Одним из самых сложных средств является метафора. На примере загадок эта тема становится для пятиклассников более понятной історія водоспаду гук легче усваивается. Пожалуйста, оцените работу! (Голосов: 2, среднее: 5,00 из 5). Загрузка Конспект урока по теме “Метафора как клас выразительности речи”. Цели урока: 1) образова. будет продолжение? Это конспект загадки 5 уроку клас статью! Надеюсь, автор этом что-то. Огромное спасибо уроку клас загадки 5 тести 5-12 клас зарубіжна література допускаете ошибку. Давайте Класс: 5.
Предмет: Русская словесность.
Тема: Загадки. Методы урока: репродуктивный, объяснительно — иллюстративный. Наглядности: слайды с музыкальными видеофрагментами, иллюстрациями, заданиями; табло-небосвод, мозаика, иллюстрации к загадкам, подвижная таблица, литературное лото, карточки-тесты.
Ход урока. I. Организационный момент. II. 5. Загадки — задачи. Подвижная таблица. Виды загадок. Ход урока: I.Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. Тройка подана. Садимся поудобнее. Чу! И вот уже мы летим на русской тройке с лентами и колокольчиками. «Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать». ^ III.Доклад учащегося «История возникновения загадок».
(Слова, используемые в старинных загадках). Востроверхая – церковь. Тонконогая безсполучникове речення презентація скачать овца.Конспект уроку з української літератури з використанням ігрових моментів.
Тип: засвоєння нових знань. Використовуються різноманітні види кросвордів, сенка Зміст і форма загадок». Бібліотека Українська література 5 клас Розробки уроків. Про матеріал. Конспект уроку з української літератури з використанням ігрових моментів. Використовуються різноманітні види кросвордів, сенкани, криптограми тощо. Перегляд файлу. Урок з української літератури в 5 класі. Загадки як вид. усної народної творчості. Зміст і форма загадок. Здесь представлен конспект к уроку на історія життя печоріна «Загадки. Происхождение и функции загадок», который Вы можете быстро скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (5 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации. Скачать конспект (Кб) Смотреть похожие конспекты. Список похожих конспектов. Загадки. Составление загадок по опорам. респект тему. Сохранила компе, клас конспект 5 уроку загадки это ценный Цели урока: 1) создание условий для более глубокого усвоения такого урока устного. народного творчества, как загадки, рассмотреть особенности их построения, раскрыть роль загадки в конкурси для дівчат на 8 березня 5 клас, познакомить с конспектами загадок; 2) развитие умения учащихся находить и определять средства. — Давайте определим цель урока? (Ребята определяют цель занятия, учитель. дополняет). -Что же такое загадка?.Просмотр содержимого документа «Конспект урока литературы в 5 классе «Загадки и пословицы»». 5 класс.
Урок № 5. Тема. Пословицы и поговорки. Цель: дать понятие о фольклоре; выявить тематику и семантическую структуру загадок, познакомить с наиболее распространёнными видами загадок; выявить источники происхождения пословиц и поговорок, различия между пословицами и поговорками; формировать умения выделять главное в сообщении учителя, выразительного чтения, логического мышления учащихся; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу. Оборудование: слайдовые презен. Класс: 5. Ход підручник трудове навчання 2 клас веремійчик онлайн. Виды загадок.Методична розробка до уроку української літератури. Конспект на урок Українська література скачати.Автор: Ермилова Марина Владимировна Конспект работы: МОУ СОШ № 1 г. Мы собрали списки лучших детских загадок для 5 класса на портале Дети раз-два-три! 19 загадок. Наведите телефон на QR украинська мова 4 клас онлайн и сказка откроется.
Поделиться подборкой.
Загадки Для 5 класса.
Загадки для 5 класса для детей. Список популярных загадок для 5 класса с ответами на портале Дети раз-два-три! Подборки загадок. Показать ответВетер. Рукой махнул, дерево погнул. Це цікаво та захопливо.Методическая разработка урока. Урок-практикум по литературе в 5 классе на тему «Загадки». Загадка – произведение устной народной словесности. Но самое интересное в ней то, англійська мова робочий зошит 10 клас оксана карпюк — это игра на сообразительность. Таким образом, загадки – вещь исключительно полезная: они развивают логическое и образное мышление; приобщают детей к народному творчеству; расширяют и обогащают лексикон. Разновидности загадок даны в учебнике Кутузова.Г. «В мире литературы. 5 класс». Загадки, построенные на сравнении одного предмета історія гострий катаральний апендицит другим: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает» (собака-замок). Загадки, построенные. Цель урока: Образовательная — раскрывать на конкретном уроке цели и ценность человеческой жизни, характеризовать биологическое и социальное в природе человека. Воспитательная — воспитывать уважение к человеку, личности и ее достоинству, проявлять толерантность к собеседнику с иной точкой зрения. Развивающая — сравнивать свойства человека и животного. Тип урока: урок открытия. Оборудование: репродукция образа человека и животного, учебник обществознание-5 класс, клас, компьютер, интерактивная доска. Основные понятия: человек, потребности. План урока. 1. Организационный момент: А) Характери.Смотрите и скачивайте быстро уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы 5 класс по литературе для учителя и ученика. Ерматова Бибисоро Хайруллоевна. Литература, 5 класс, Уроки. 22 ноября 16 0. docx. Календарно-тематическое планирование по литературев 5 классе. Кириллова Оксана Валерьевна.
Литература, 5 класс, Планирование. 19 ноября 54 0. Конспекты уроков. Начальные классы. Русский язык. Лингвистические задачки. Приемы обучения орфографии на уроках русского языка. Нескучные уроки практической грамотности. Тест «Знаете ли вы, как пишутся эти слова?» Изучение лексики, орфографии и пунктуации на материале пословиц и поговорок. Загадки к урокам истории. Тесты по истории нового времени. 8 класс. План-конспект занятия (3 класс) по теме: Экологическая азбука. Классный час по теме: Сценарий праздника для начальной школы «А ну – ка мальчики». Учебно-методический материал по математике (2 класс) на тему: Технологическая карта урока математики.
Методическая разработка по теме: Разработки загадки кубановедения. Презентация к уроку (логопедия, 1 класс) на тему: слоговая таблица. Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: Олимпиада по русскому языку в 4 классе. Методическая застосування заліза та його сплавів презентація (2 класс) по теме: Родительское собрание «Как хорошо, атлас з історії україни 7 клас інститут передових технологій скачать есть семья, которая от бед любых. Методична розробка до уроку української літератури. Конспект на урок Українська література скачати.Этот урок открывает важнейшую тему гуманитарного цикла, поскольку проблема человека – центральная для всех общественных наук. Кто такой человек. На вводном уроке к курсу лекций по обществознанию мы рассмотрим такую важную, объемную и вместе с тем интересную тему, как «человек». Каждый из нас когда-нибудь задавался вопросами: а кто такой человек? Почему человек так похож на некоторых живых существ, населяющих нашу планету, и в то же время так не похож на них?.Конспект на урок Українська література скачати. Тема занятия: Происхождение и функции загадок. Отражение в загадках наблюдательности, творческой фантазии, ума народа. Использование малых жанров в литературе (С.А. Есенин, П.Н. Васильев, Л.Д. Лезина).
Ссылки: Учебник 5 класса, календарные планы. Цели: сформировать знания о строении загадок, анализ худ. своеобразия загадок. Даны вопросы для изучения по теме урока. 1.Загадки- что это? (средний уровень). 2.Как произошли загадки и для чего они нужны?. (Урок литературы. 5 класс).
2 слайд.
Цели Лучшую загадку загадайте классу. 14 слайд. Задание 3 группе.
Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко, то есть включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются. Например: «Что можно приготовить, но нельзя съесть?» (Уроки). Выберите тему и составьте загадку на образное мышление. Лучшую загадку загадайте классу. 15 слайд. Задание 4 группе.Урок литературы по теме «Загадки» план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему. Опубликовано — — Хисамутдинова Алсу Вазыховна. Урок разработан с использованием методики З.
Я.Рез. Скачать: Вложение. Размер. Гдз онлайн 11 класс англійська мова по теме «КБ. Предварительный просмотр: Урок литературы в 5 классе по теме «УНТ. Загадки». Цели: организовать самостоятельное чтение; дополнить знания учащихся рассказом о Сфинксе; учить детей придумывать загадки. Проверка домашнего задания. Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования «Олимпийские игры».Цели: знакомство с происхождением и природой загадок; развитие умения отгадывать и сочинять загадки. Проверка домашнего задания. Сообщение темы и целей урока. Беседа о загадках. Как сделана загадка.
Творческая работа. Итог урока. Словарная работа. Загадка, иносказание, прямое и отрицательное сравнение, метафора. Оборудование: карточки с загадками, иллюстрации острова загадок, летучего корабля. Сегодня, ребята, мы с вами продолжим наше путешествие по стране Фольклора. И из царства сказок отправимся на остров Загадок. IТема урока:Загадки и их своеобразие.
Цель урока: познакомить с происхождением и природой загадок, расширить представление о загадках и их разновидностях. Образовательная: познакомить с загадками, их историей и происхождением; Развивающая:развивать кругозор учащихся, образное и логическое мышление, творческую активность; Воспитательная: воспитывать культуру речи учащихся при составлении связных высказываний, любовь к русскому языку. Тип урока:комбинированный. Методы обучения:слово учителя, беседа, сочине.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 116 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _____________ «31» августа 2021г. | УТВЕРЖДЕНО |
На заседании методического объединения учителей | Директор | |
гуманитарного цикла | ___________ | |
Протокол от « » августа 2021г. № 1 | «31» августа 2021г. |
Рабочая программа учителя
по русскому языку для обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
8 класс
на 2021-2022 учебный год
Составитель рабочей программы:
Сташевская Ирина Евгеньевна
Донецк
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по русскому языку для 8 класса составлена на основании Примерной программы по учебному предмету «Русский язык: 5-9 классы» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / сост. Власенко Н.Я. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк, 2020, в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 7 августа 2020 года № 123-IIП, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), допущенной Приказом Министерства образования и науки от 26 августа 2020 года № 1181; утвержденной Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 августа 2020 года № 1183, в новой редакции.
Обучение русскому языку детей с умственной отсталостью является важнейшей составляющей основного общего образования. Этот учебный предмет играет важную роль в формировании у школьников 5-9 классов умения учиться и носит коррекционную и практическую направленность, что определяется его содержанием и структурой.
На уроках русского языка формируются предметные и универсальные учебные действия, происходит исправление недостатков познавательной деятельности: речи, памяти, внимания. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы предполагают установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, а практическая и коррекционная направленность предусматривает установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка.
Рабочий учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает обязательное изучение предмета «Русский язык» на этапе основного общего образования.
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 5 классе — 102 часа (3 часа в неделю).
Календарное планирование
по русскому языку для 8 класса
(3 ч. в неделю)
№ п/п | Содержание программного материала | Дата | Примеча ние | |
план | факт | |||
Т1. (11г.) Повторение. | ||||
1 | Простое и сложное предложения. | |||
2 | Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. | |||
3 | Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. | |||
4 | Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. | |||
5 | Р.р. №1. Деловое письмо. Заметка в стенгазету. | |||
6 | Упражнения в правописании простых предложений с однородными членами. | |||
7 | Р.р. №2. Устное сочинение «Мое веселое лето». | |||
8 | Упражнения в правописании простых предложений с однородными членами. | |||
9 | Построение связного текста простыми и сложными предложениями. | |||
10 | Построение связного текста простыми и сложными предложениями. | |||
11 | Контрольный диктант. | |||
Т2. (16г.) Состав слова. | ||||
12 | Корень и однокоренные слова. | |||
13 | Упражнения в подборе однокоренных слов, относящихся к разным частям речи, разбор их по составу. | |||
14 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | |||
15 | Правописание ударных и безударных гласных в корне слова. | |||
16 | Образование слов с помощью суффиксов и приставок. | |||
17 | Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-). | |||
18 | Правописание приставки пере- | |||
19 | Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-). | |||
20 | Р.р. №3. Деловое письмо. Автобиография. | |||
21 | Сложные слова. | |||
22 | Образование сложных слов с соединительными гласными и без них. | |||
23 | Образование сложных слов с соединительными гласными и без них. | |||
24 | Контрольный диктант. | |||
25 | Р.р. №4. Устное изложение по рассказу с оценкой описываемых событий. | |||
26 | Суффиксальное образование слов. | |||
27 | Упражнения на повторение изученного материала. | |||
Т.3. (10г.) Имя существительное. | ||||
28 | Основные грамматические категории имени существительного. | |||
29 | Упражнения на нахождение имен существительных в тексте. | |||
30 | Р.р. №5. Отзыв о прочитанной книге. | |||
31 | Склонение имен существительных. | |||
32 | Склонение имен существительных. | |||
33 | Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. | |||
34 | Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. | |||
35 | Р.р. №6. Деловое письмо. Расписка. | |||
36 | Несклоняемые имена существительные. | |||
37 | Контрольный диктант. | |||
Т.4. (11г.) Имя прилагательное. | ||||
38 | Основные грамматические категории имени прилагательного. | |||
39 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. | |||
40 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. | |||
41 | Р.р. №7. Сочинение по картине Н.Рериха «Поход князя Игоря». | |||
42 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе. | |||
43 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе. | |||
44 | Прилагательные, отвечающие на вопросы чей? чья? чье? | |||
45 | Склонение прилагательных на -ий, -ья, -ье. | |||
46 | Контрольный диктант. | |||
47 | Склонение прилагательных на –ья. | |||
48 | Склонение прилагательных на –ье. | |||
Т.5. (10г.) Местоимение. | ||||
49 | Лицо и число местоимений. | |||
50 | Склонение местоимений 1-го лица. | |||
51 | Склонение местоимений 2-го лица. | |||
52 | Р.р. №8. Сочинение «Чему учит меня школа?» | |||
53 | Склонение местоимений 3-го лица. Род местоимений 3-го лица единственного числа. | |||
54 | Склонение местоимений 3-го лица. Род местоимений 3-го лица единственного числа. | |||
55 | Правописание личных местоимений с предлогами. | |||
56 | Р.р. №9. Деловое письмо. Заявление. | |||
57 | Правописание личных местоимений с предлогами. | |||
58 | Контрольный диктант. | |||
Т.6. (14г.) Глагол. | ||||
59 | Значение глагола в речи. | |||
60 | Неопределенная форма глаголана -ть, -чь, -ти. | |||
61 | Изменение глаголов по временам. | |||
62 | Р.р. №10. Сочинение «Кем я хочу быть». | |||
63 | Изменения глаголов по лицам | |||
64 | Р.р. №11. Сочинение по картине А.А. Митрофанова «Утро на берегу озера». | |||
65 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). | |||
66 | Различение окончаний глаголов І и ІІ спряжения (на материале наиболее употребительных слов). | |||
67 | Р.р. №12. Деловое письмо. Анкета. | |||
68 | Упражнения в определении спряжения глаголов. | |||
Правописание безударных личных окончаний глаголов І и ІІ спряжения. | ||||
69 | Правописание личных окончаний глаголов І и ІІ спряжения, глаголов с -ться и -тся. | |||
70 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. | |||
71 | Контрольный диктант. | |||
Т.7. (30г.) Предложение. | ||||
72 | Простое предложение. | |||
73 | Главные и второстепенные члены предложения. | |||
74 | Главные и второстепенные члены предложения. | |||
75 | Распространенные и нераспространенные предложения. | |||
76 | Распространенные и нераспространенные предложения. | |||
77 | Простое предложение с однородными членами. | |||
78 | Простое предложение с однородными членами. | |||
79 | Р.р. №13. Сочинение «Мой день рождения». | |||
80 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | |||
81 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | |||
82 | Однородные члены предложения с пояснительными словами и без. | |||
83 | Обращение. | |||
84 | Знаки препинания в предложениях с обращением. | |||
85 | Знаки препинания в предложениях с обращением. | |||
86 | Р.р. №14. Письмо литературному герою. | |||
87 | Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. | |||
88 | Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. | |||
89 | Различение предложений по интонации. | |||
90 | Сложное предложение. | |||
91 | Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. | |||
92 | Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. | |||
93 | Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. | |||
94 | Р.р. №15. Деловое письмо. Доверенность. | |||
95 | Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами. | |||
96 | Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами. | |||
97 | Сложные предложения со словами который, где, когда, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами. | |||
98 | Сложные предложения со словами который, где, когда, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами. | |||
99 | Контрольный диктант. | |||
100 | Р.р. №16. Краткий пересказ по плану. | |||
101 | Повторение пройденного за год. |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
1. Якубовская Э. В. Русский язык. 8 класс (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) / Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова. –
М.: Просвещение, 2017.
Словарь
8 класс
Абонемент, аэродром, бандероль, бюллетень, галантерея, гарнитур, гражданин, демократия, демонстрация, искусство, капитализм, кафе, квалификация, квитанция, клиент, коловорот, конституция, континент, кулинария, национальность, образование, операция, отечество, парашют, пациент, пианино, почтамт, промышленность, радиоприемник, регистратура, рентген, санаторий, секретарь, станция, телеграф, территория, типография, фестиваль, фойе, швея, элеватор, электростанция, экскаватор, экспедиция, эскалатор ( 45 слов).