Урок развития речи по картине Ф.Решетникова «Опять двойка»
Тема: Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»
Цели: раскрыть основную мысль картины;
Подготовить учащихся к описанию изображенного на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас;
средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в свою семью ученик-двоечник.
Оборудование: на экране картина «Опять двойка».
Опережающее домашнее задание: подготовить историю создания картины “Опять двойка”.
Ход урока.
1.Организационный момент (инсценировка: журналист и два ученика.)
Учитель Ребята, здравствуйте! Начинаем наш урок. Но не все ещё в классе. Где же остальные ученики?
Появляются двое ребят. К ним подбегает журналист, в руках у него блокнот и карандаш.
Журналист Я журналист, иду на урок русского языка, там сейчас будут обсуждать картину о двойке. Хочу у вас взять интервью.
Дети (с недоумением) Пожалуйста.
Журналист Куда вы так торопитесь?
Дети В школу.
Журналист Очень хорошо. Значит, вы учитесь. (Обращаясь к первому) Как ты учишься?
Первый ученик Хорошо.
Журналист А двойки случаются?
Первый ученик Бывают.
Журналист Как относятся дома?
Первый ученик (махнув рукой) Ой, лучше не вспоминать!
Журналист обращается ко второму ученику Ну, а твои дела как?
Второй ученик Неплохо.
Журналист Двойки давно получал?
Второй ученик Нет, не так уж давно.
Журналист А почему получил?
Второй ученик Знаете, забыл про уроки, пошёл к товарищу, у того игра интересная, так заигрались, что ничего не сделали. А тут учительница к доске вызвала, ну вот и два. (Опускает голову.)
Журналист Дома знают?
Второй ученик Нет, пока не догадываются. Сегодня вот исправить хочу. Извините, тороплюсь.
Журналист Счастливо!
(Ученики садятся на место. Урок продолжается.)
2. Подготовка к восприятию картины.
Учитель смотрит на ребят хмуро. Вот, оказывается, в чем причина вашего опоздания! Ребята, а может, в самом деле поговорим сегодня о двойке?
Какая милая, какая хорошая оценка! Что вам не нравится? Что вы испытываете, когда приходите домой с двойкой?
Ученики Очень неприятно получать двойки, стыдно идти домой.
Учитель А как относятся ваши близкие к этому?
Ученики Переживают, бранят, иногда сочувствуют. Вообще грустная картина. Все от тебя отворачиваются, смотрят как на преступника.
Учитель А что чаще всего мешает выучить уроки?
Ученик Лень, недобросовестность, отсутствие ответственности.
Учитель Да, бывают в жизни такие эпизоды, когда мы, не задумываясь, наносим близким раны своим равнодушием, ленью, беспечностью, безответственностью. О таких явления в жизни рассказывает нам, например, картина Федора Павловича Решетникова «Опять двойка!»
Все мы знаем, что существуют разные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, балет, архитектура и т.д. Каждый вид искусства имеет свой изобразительный язык. В литературе это слово, в музыке – это звук, в живописи – цвет, в скульптуре – камень, металл, дерево…
Подумаем над словом живопись. Каково его лексическое значение?
Слайд 2 после ответа
«Живо пишу» или «пишу красками». Произведения живописи называются картинами.
Слайд 3
Если же картина воспроизведена в книге, в учебнике, в альбоме, ее называют репродукцией.
Если же перед вами рисунок, выполненный к какому-то эпизоду литературного произведения, — это иллюстрация.
Сегодня мы с вами поработаем по репродукции картины «Опять двойка», познакомимся с историей создания ее. Картина интересна тем, что на месте её главного героя может оказаться любой из вас.
Слайд 4
3. Сообщение учащегося об истории создания картины «Опять двойка!».
Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математике в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.
Сейчас картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.
О работе над картиной Решетников говорил: «Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвёртого «двоечника» и с трудом узнал его: он вырос, окреп, закончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе».
Вот такова история создания картины. Действительно очень интересная история.
4. Беседа по вопросам. Анализ картины.
1. Посмотрите, кто является главным героем картины?
2.Как художник показал, что главный герой картины — ученик? (Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него). А кто еще изображен на картине? На кого они смотрят?
3. Как вы думаете, сколько лет мальчику? (Мальчику примерно 10-11 лет). Он примерно ваш ровесник, чтобы вы испытали, если получили двойку? (он опустил голову, ему стыдно.
4. А во что он одет, как он стоит? Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных).
Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что это его не первая двойка.
Слайд 5
5.Работа над деформированным предложением:
постройте предложение, расставив слова в правильном порядке: Держит, руках, портфель, в, потёртый, мальчик, рваный.
5.1 О чём говорит его «бывалый» портфель? (В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом — футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки). Сломан замок, перевязан веревкой.
6. А как живут герои этой картины? (Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о своих детях, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед).
Слайд 6
7Работа над деформированными предложениями:
Постройте предложения, расставив слова в правильном порядке: С, смотрит, осуждением, мама , и, переживает, очень, сына, за.
7.1 Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро!)
Слайд 7
8. Работа над деформированными предложениями:
Постройте предложения, расставив слова в правильном порядке: Велосипеде, на, смеется, катается, и, братишка, маленький.
8.1 Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде да посмеивается над двоечником).
Слайд 8
9. Работа над деформированным предложением:
Постройте предложение, расставив слова в правильном порядке: Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.
9. 1 Обратите внимание на взгляд сестры? Как она учиться? (Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика).
Слайд 9
Словарная работа: Пионерка – это девочка, которая всегда и во всем первая: в учебе, в поручениях.
10. Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой — всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам). Друг, поддержка.
11.Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть. В комнате мы видим стол, левее — письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама поедет на работу (похоже, что она собирается на работу), мальчику никто мешать не будет).
Слайд 10
12. Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки)? Как он ее выразил? (Средствами живописи. Он расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц). Через цвет
13. Какие цвета использует художник? (Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушённые, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д. Представим эту картину без красок. Мы бы, конечно, поняли, что происходит в комнате, но характеристики действующих лиц побледнели бы, исчезло бы настроение напряженности – картина потеряла бы свою выразительность.
А как бы вы еще назвали картину? Какие слова при этом использовали?
Слайд 11
6. Словарная работа.
1. Четвертое лишнее
Давайте попробуем найти лишнее слово в описании этой картины
Огорчение
Виноватый
Счастливый
Обижается
Кто желает ответить?
Слайд 12
2. Составить предложения по данному началу:
Главным героем является…
В руках у мальчика…
Старшая сестра смотрит на брата с упрёком, потому что …
В глазах мамы – настоящая, глубокая обида, ведь она …
Мальчик, наверное, осознаёт, что …
Я думаю, что он получил двойку….
Изобразив драматическую ситуацию в доме двоечника, художник хотел нам сказать, что …
Картина заставила меня задуматься о …
Слайд 13
7. Составление плана сочинения. Давайте составим план сочинения. Все имеет свою историю..
- Главный герой картины (внешность, поза, портфель).
- Осуждающий взгляд матери.
- Взгляд и поза сестры.
- Младший брат
- Собака — верный друг мальчика.
- Основная мысль картины.
- Моё отношение к картине.
8. Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников.
Слайд 14
9. Слово учителя. Чтение письма Ф.П. Решетникова.
Дорогие ребята!
Мне известно, что на одном из ваших уроков вы будете обсуждать содержание картины «Опять двойка!».
Мне очень приятно, что мой творческий труд заслуживает вашего внимания, и поэтому хочется для вас ещё многое сделать (в меру своих сил и возможностей, конечно).
Вообще обсуждение художественных произведений принесёт вам большую пользу для развития вашего кругозора. Вы будете в дальнейшем лучше и свободней разбираться в искусстве. Да и нам, художникам, интереснее создавать произведения для тех, кто в них заинтересован, кто правильно понимает. Поэтому я желал бы, чтобы вы провели обсуждение «Опять двойки»- на пятёрку! Желаю вам здоровья и больших успехов в учёбе!
Ф. Решетников.
Слайд 15
10. Домашнее задание: Написать сочинение.
Слайд 16
11. Рефлексия
И напоследок предлагаю сделать подарки друг друг.
Давайте подарим соседу то,что понравилось на сегодняшнем уроке больше всего (Наример, желание не получать двойки,
Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова
«Опять двойка!»
Цели:1)раскрыть основную мысль картины;
2)подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас;
3)средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в свою семью ученик-двоечник.
Оборудование: репродукция с картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка», мультимедийный проектор.
Запись на доске. Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности. Элементы внешности- лицо, фигура, поза.
Слова на доске: возвращение, рваный портфель , потрепанный, вихрастый, мальчик-двоечник, пальто на вырост, галоши, бечевка, поодаль, уставшая, с немым упреком, с укоризной, расстроена, в отчаянии ,велосипед, аккуратная, пионерка, голубовато-серые, коричневый пол, старинные, болотного цвета, ехидно, ластится.
Ход урока.
Слово учителя о предстоящей работе на уроке, постановка целей урока.
Сегодня мы с вами на уроке вновь работаем по картине и знакомимся с новым художником Фёдором Павловичем Решетниковым и будем писать сочинение по картине «Опять двойка!». Возможно, вы уже видели эту картину и тоже, как и я, любите ее, а если нет, рада буду вас с ней познакомить А картина, по которой вы будете писать сочинение, очень интересна тем, что на месте её главного героя может оказаться любой из вас.
Слово учителя или заранее подготовленного ученика о художнике. (слайд)
Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.
Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.
В 1926г. Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на Рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. В годы Великой Отечественной войны он был на фронте. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: «Нарушитель», «За мир», «За уроками», «Опять двойка!» (слайд№2)
История создания картины «Опять двойка».
(слайд). Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски.
Вот перед нами первый рисунок. (Слайд).
Но Решетникову что-то не нравится в этом наброске. Ему кажется, что получается скучно. «А если перенести действие из класса в семью?» И мы сразу представили с вами свою семью, когда приносим из школы плохие отметки. Какое настроение? Невесело приносить домой двойки!
Вспомнил Решетников, как его дочка однажды пришла из школы расстроенная, с опущенной головой. Каждый раз, когда девочка получала пятерку, она с гордостью оповещала об этом поднятой рукой с оттопыренными пальцами. А сегодня двойка! Вот в картине и надо показать, как относятся к этому дома. Можно бы нарисовать девочку, получившую двойку, но ведь с мальчишками такое случается чаще!
Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.
Сейчас картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.
Слова учителя
Множество подготовительных рисунков- эпизодов сделал Решетников, прежде чем приняться за картину.
Сначала на рисунках были только мальчик и мать. Для героя своей картины Решетников подбирал натурщиков- людей, похожих на тех, каких он хотел изобразить. Однажды во дворе он увидел лопоухого вихрастого мальчишку- вратаря футбольной команды. Вот такой-то ему и был нужен! Он позвал мальчика в свою мастерскую, попросил спокойно постоять с опущенной головой. Но про двоечника на всякий случай ничего не рассказал. Очень может быть, что вратарь тогда не согласился бы позировать.
Потом художник решил ввести еще один важный персонаж. Ну и намучился с ним Федор Павлович, пока рисовал! Это был пес, который никак не хотел стоять на задних лапах. Тогда художник купил колбасу. Хозяин собаки поднимал кусочек, и пес, встав на задние лапы, с охотой к ней тянулся. А Решетников в это время рисовал. Так повторялось до тех пор, пока не кончилось все лакомство. Но к этому моменту эскиз уже был готов.
В следующих эскизах появились сестренка и младший брат.
Наконец долгая подготовительная работа была закончена.
Давайте теперь еще раз внимательно рассмотрим картину и побеседуем. (Беседа по вопросам на слайдах).
Картина называется «Опять двойка!»
-Как вы думаете, почему стоит восклицательный знак?
( укор- опять двойка)
Укор- –а, м. Упрёк, порицание. У. во взгляде. Посмотреть на кого–н. с укором. Укоры совести.
? В каком жанре написана эта картина? Картина написана в бытовом жанре.
Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности. Элементы внешности- лицо, фигура, поза.(сдайд)
– Назовите героев картины:
- мальчик-двоечник,
- мама,
- старшая сестра,
- младший брат,
- собака.
Итак, ребята, а сейчас обратите внимание на план, по которому мы будем писать сочинение.
План.
- История создания картины.
- Главный герой картины.
- Встреча с родными.
- Собака — верный друг мальчика
- Основная мысль картины.
- Мое отношение к картине.
Описание внешности мальчика.
– Кто главный герой картины? Как вы это поняли? (Мальчик-двоечник находится на переднем плане картины: ближе к нам)
На переднем плане — мальчуган с портфелем.
Словарная работа. Попробуем подобрать ключевые слова и ряды синонимов, чтобы избежать повторов при написании сочинения.
Мальчуган, мальчишка, он, ученик, двоечник, прогульщик, проказник.
? Определите возраст ученика. (Мальчику примерно 10-11 лет).
- Опишите внешний вид мальчика
На нем пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму.
? О чём говорит его «бывалый» портфель? В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом — футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки.
– Какие чувства он испытывает? (Опущена голова, значит виноват, растрёпан, готов заплакать, портфель перевязан верёвкой, из него торчат коньки, красные щёки – долго гулял)
Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что это его не первая двойка.
?Что можно сказать о выражении его лица?
Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных. Глаза виновато опущены, брови приподняты, губы надуты. Лукавый и виноватый вид. Раскаивается, что долго катался на коньках, не выучил уроки
- Встреча с родными.
Чуть поодаль (или в стороне) – сидит у стола мама.
?Что мы видим, какие чувства она испытывает?
Расстроена, огорчена, смотрит с укоризной, в отчаянии опустилась на стул, руки положила на колени, чувствуется, что она очень устала.
?О чем говорит одежда мамы? (Фартук-готовила ужин)
? Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро! Подумайте над этим, и старайтесь не огорчать своих мам.
Автор этой картины показывает нам , что не нужно огорчать маму, что двойки получать плохо.
? Кто находится рядом с мамой (младший братишка)
? Каково отношение к мальчику младшего братишки? Он катается на велосипеде да ехидно посмеивается над двоечником.
?Что значит еходно?
Наверное, не раз получал от старшего брата, а теперь радуется его неудачам.
Еще дальше, у стола, стоит сестра.
? Что выражает взгляд и поза сестры?
? Каков ее внешний вид
Опрятный вид, аккуратна, школьная форма, книги и тетради лежат ровной стопкой. Смотрит осуждающе, сердито.
Как она учится?
На ней пионерский галстук.
– Кто такие пионеры? (Пионер – значит «первый», первый в учёбе, в делах класса и школы.)
-А как смотрит она на брата?
Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично.
? Кто встречает мальчика с радостью?
Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Ластится, преданно смотрит в глаза, зовет гулять. Для неё возвращение хозяина домой — всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам.
?О чем говорит такое отношение собаки к хозяину?
Мальчик любит животных, значит по характеру добрый, ласковый
– Где происходит событие, изображённое на картине? (В квартире, дома у мальчика, в большой (просторной) комнате комнате, в зале)
? Какова обстановка квартиры, изо…
63 Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»
(Урок — интервью)
Цели:
1)познакомить учащихся с творчеством художника, расширить знания учащихся о сочинении-описании в художественном стиле речи;
2)развивать коммуникативно-речевые умения: понимать тему и основную мысль произведения изобразительного искусства, сопоставлять заголовок с темой и основной мыслью, использовать изобразительные средства языка для создания образов героев картины, выражать свои чувства от восприятия картины;
3)воспитывать самостоятельность и творческую активность учащихся.
План урока
1.Организационный момент (инсценировка).
2. Подготовка к восприятию картины.
3. Работа над описанием картины:
1)История создания полотна.
2)Из биографии художника.
3)Поиск главного героя.
4)Сбор материала для сочинения по картине(беседа по вопросам).
5)Составление плана.
6)Лексическая работа, подбор синонимов.
7)Орфографическая работа (безударные гласные в корне, не проверяемые ударением).
5.Написание черновика сочинения.
6.Итоги урока, выставление оценок.
7.Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент (инсценировка: журналист и ученики.)
Учитель Ребята, здравствуйте! Начинаем наш урок. Но не все ещё в классе. Где же остальные ученики?
Сегодня у нас необычный урок. Мы выступим в новых ролях: я буду журналистом. А вы — моими интервьюерами (новое слово).
Журналист Я журналист, иду на урок русского языка, там сейчас будут обсуждать картину о двойке. Хочу у вас взять интервью.
Дети (с недоумением) Пожалуйста.
Журналист Куда вы так торопитесь?
Дети В школу.
Журналист Очень хорошо. Значит, вы учитесь. (Обращаясь к первому) Как ты учишься?
Первый ученик Хорошо.
Журналист А двойки случаются?
Первый ученик Бывают.
Журналист Как относятся дома?
Первый ученик (махнув рукой) Ой, лучше не вспоминать!
Журналист обращается ко второму ученику Ну, а твои дела как?
Второй ученик Неплохо.
Журналист Двойки давно получал?
Второй ученик Нет, не так уж давно.
Журналист А почему получил?
Второй ученик Знаете, забыл про уроки, пошёл к товарищу, у того игра интересная, так заигрались, что ничего не сделали. А тут учительница к доске вызвала, ну вот и два. (Опускает голову.)
Журналист Дома знают?
Второй ученик Нет, пока не догадываются. Сегодня вот исправить хочу.
(Ученики садятся на место. Урок продолжается.)
2. Подготовка к восприятию картины.
Учитель смотрит на ребят хмуро. Вот, оказывается, в чем причина вашей неуспеваемости! Ребята, а может, в самом деле поговорим сегодня о двойке?
Какая милая, какая хорошая оценка! Что вам не нравится? Что вы испытываете, когда приходите домой с двойкой?
Ученики Очень неприятно получать двойки, стыдно идти домой.
Учитель А как относятся ваши близкие к этому?
Ученики Переживают, бранят, иногда сочувствуют. Вообще грустная картина. Все от тебя отворачиваются, смотрят как на преступника.
Учитель А что чаще всего мешает выучить уроки?
Ученик Лень, недобросовестность, отсутствие ответственности.
Учитель Да, бывают в жизни такие эпизоды, когда мы, не задумываясь, наносим близким раны своим равнодушием, ленью, беспечностью, безответственностью. О таких явления в жизни рассказывает нам, например, картина Ф.П.Решетникова «Опять двойка!»
Открываем репродукцию картины. В течение урока мы будем обсуждать это произведение, готовиться к сочинению.
3. Работа над картиной.
1)История создания полотна.
Учитель Языком красок, умением расположить предмет, фигуры людей на полотне художник рассказывает нам о разных явлениях жизни. Давайте и мы еще раз приобщимся к миру прекрасного.
Подумайте, что хотел выразить автор этим произведением? Что заключено в названии? Какие чувства вызывает картина?
Ученик Художник хотел показать, как плохо приносить домой двойки, это огорчает всех членов семьи. Название «Опять двойка!» говорит о том, что такое не редкость в этой семье. Картина вызывает грусть, неприятное чувство.
Учитель Бывали ли вы на выставках произведений живописи? Там всегда есть экскурсоводы – хорошо подготовленные люди, которые рассказывают о художнике, создавшем картину, о замысле произведения, его значении. Часто этот рассказ запоминается надолго и помогает глубже всмотреться в произведение искусства.
Вот и мы отправимся в заочную экскурсию в мастерскую художника, чтобы понять замысел полотна.
2. Из биографии художника.
Ученик-экскурсовод 1 Фёдор Павлович Решетников – замечательный художник, родился в 1906 году. С юных лет он увлекался рисованием. Ещё студентом Московского художественного института он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины.
Возвратившись на Большую Землю, написал несколько картин, посвящённых Арктике.
В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь. По окончании войны он вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Широко известны его картины «Прибыл на каникулы», «За мир», «Переэкзаменовка», «Опять двойка!».
3. Поиск главного героя.
Ученик-экскурсовод 2 Работа над картиной «Опять двойка!» осуществлялась в 1952 году и шла довольно трудно. Очень сложно было найти натурщика для главного героя.
Замысел картины
Серёжа шёл в классе одним их первых и вдруг получил два. И во всём виноват это незнакомый мужчина, наверно, из РОНО. Он вошёл в класс перед самым уроком, спокойно уселся на последней парте, разложил там свои бумаги. Конечно, учительница стала вызывать к доске учеников получше и вызвала Серёжу. А он, как на грех, даже книжки в руки вчера не брал. Стоит у доски Серёжа, глаза опустил, ребята шепчут, подсказывают, а незнакомец так и впился глазами в мальчика и что-то быстро пишет в тетрадке. «Ну что ж, придётся тебе поставить двойку», — сказала учительница. А Серёжа стоит и не может двинуться от огорчения.
Это было в субботу, а в понедельник незнакомец вновь появился в школе и вызвал Серёжу в учительскую.
Они познакомились. Незнакомец оказался художником, он предложил Серёже прийти к нему в мастерскую, чтобы позировать для будущей картины.
Мальчик был на седьмом небе от счастья, но вскоре, когда он пришёл к Решетникову и узнал, что тот хочет создать картину о двоечнике, Серёже это очень не понравилось и он больше не пришёл.
Ученик-экскурсовод 3 Но художник уже «загорелся» новой работой. Он разрабатывал план картины. Первая мысль у него возникла ещё на уроке. Мальчик – главный герой картины. Многое задумал вложить Решетников в будничную сцену. Двойка – не пустяк, не случайность. Наверное, он уже не раз забывал об уроках, не учил их. Вот теперь уже двойку не скроешь, всё стало известно матери. Теперь ему приходится расплачиваться за свою расхлябанность, выслушивать упрёки.
Решетников трудился очень настойчиво. Он уже представлял себе обстановку в комнате, фигуру матери с опущенными руками, попутно решал, какими красками это напишет, какое будет освещение.
Он даже приготовил одежду для будущего героя: видавшее виды зимнее пальто с лисьим воротником, зелёный шарф. Рыжий воротник и яркий шарф будут хорошо оттенять румяное лицо и светлые волосы мальчика. Всё было готово, не хватало только самого героя.
Ученик-экскурсовод 4 Однажды шёл Фёдор Павлович по двору и увидел увлечённо игравших в футбол ребят. Он подошёл поближе и чуть не вскрикнул от радости: в воротах прыгал бойкий мальчик со светлой головой, хохолком на макушке, живыми глазами, пухлыми губами.
Подходящий типаж для героя. Художник пригласил его позировать. У мальчика в руках был потрёпанный портфель, который тоже входит в картину.
Вратарь оказался терпеливым натурщиком и подолгу выстаивал перед художником в своём тёплом зимнем наряде. У этого мальчика он взял для изображения только голову, так как мальчик был высокого роста для третьеклассника.
Снова Решетников отправился на поиски новой натуры. На сей раз он отыскал во дворе подходящего третьеклассника и нарядил его в туже одежду. Теперь он мог вписать в картину всю фигуру, а голову вратаря приписать по готовому эскизу.
Лексическая работа.
Эскиз – предварительный набросок картины.
Натурщик – человек, который позирует художнику для написания портрета.
Композиция – построение произведения, расположение предметов, людей.
Колорит – сочетание красок.
Ученик-экскурсовод 5 Чтобы полнее оттенить главного героя, потребовалось создать и вписать в картину ещё несколько персонажей. Послушайте, каков был замысел автора, как он осуществлялся.
Над образом матери и сестры художник работал очень долго и кропотливо.
Сестру-шестиклассницу художник поставил на заднем плане, на фоне открытой двери, так, чтобы свет падал, освещая фигуру девочки сзади. От этого картина выиграла. Комната стала глубже, а герой-школьник как бы выступил на первый план. Его лицо, освещённое из бокового окна, чётко вырисовывалось на фоне тёмной серебристо-серой стены. Взгляды матери и сестры, устремленные на мальчишку, крепко связывали эту группу.
Сцена получилась отличная. Девочка, чуть склонив голову, внимательно смотрит на брата, смотрит с тревогой, с неодобрением. Ей непонятно, как можно так, спустя рукава относиться к урокам.
Сестру художник задумал как полную противоположность брату: в пионерском галстуке, с аккуратно заплетёнными косами.
Ученик-экскурсовод 6 Мать тоже главное действующее лицо картины. Образ матери был ещё большей удачей Решетникова. Не случайно он надел на неё красный передник. Тёплым пятном выделяется среди блёклых тонов картины и сразу привлекает внимание зрителя к этому персонажу.
Стиснув до боли руки, эта молодая ещё, но усталая женщина с немым упрёком смотрит на сына. И так-то немало забот у матери, а мальчишка совсем от рук отбился.
Вот и сегодня, конечно, двойка! Это ясно без слов – по лицу мальчика, по всей его позе.
Ученик-экскурсовод 7 Кроме главных трёх фигур, Решетников задумал ввести ещё одно действующее лицо – шестилетнего братишку. Провинившийся и без того огорчён своей двойкой, а братишка посмеивается над ним.
Очень трудно было заставить шестилетнего малыша сыграть такую сложную роль.
Художник пытался посадить его в разные места, но мальчик не мог и трёх минут усидеть спокойно на месте.
Чтобы его развлечь, достали велосипед, и в перерывах между сеансами он разъезжал на трёхколёсной машине.
— А что, если написать его вместе с велосипедом? – подумал художник.
Попробовали, и получилось очень удачно. Так и изображён малыш на картине: он подъехал к матери, увидел брата, всё понял и задорно сеётся.
Ученик-экскурсовод 8 Работа приближалась к концу, а в картине на переднем плане оставалась какая-то неприятная пустота.
Фигуры мальчика и сестры, стоящих почти рядом, выглядели скудновато. Надо было чем-то разбить это однообразие.
А что, если ввести в картину собаку? Она даже усилит выразительность сцены. Собака с радостью бросается к мальчику, а то так огорчён, что даже не смотрит на своего друга. Но тут опять появились трудности. Как заставить собаку позировать? Пытались держать её за лапы, но она вырывалась и убегала. Как же быть? А что, если мальчик будет держать в зубах кусочек колбасы? Тогда уже собака непременно станет смотреть на него, не спуская глаз. Результат получился отличный!
Пёс так привык к это игре, что сам с радостным визгом бросался навстречу мальчику, ставил ему лапы на грудь и усердно позировал, ожидая вкусной колбасы.
Ученик-экскурсовод 9 Мы видим, что художник долго и настойчиво работал над картиной.
Рисуя главного героя, он создавал не просто портрет, а школьника, огорчённого двойкой. На него смотрит вся семья, ему стыдно перед матерью и сестрой, досадно, что братик смеётся над ним. Вот какую сложную гамму переживаний должен был выразить художник.
Ученик-экскурсовод 10 Картина Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» выставлена в Москве в Государственной Третьяковской галерее.
Зрители, особенно школьники, подолгу останавливаются перед ней и с большим интересом рассматривают это полотно. Взрослых трогает отчаяние матери, а школьников, конечно, интересует герой картины.
Одни зрители улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, быть может, вспоминают и свои злополучные двойки.
Каждый по-своему читает полотно художника, и никто не остаётся равнодушным.
Физкультминутка
4. Сбор материала для написания сочинения по картине (слайд 1, 2).
Учитель (Вопросы записываем в рабочую тетрадь с ответами)
Вы прослушали рассказ о том, как создавалась картина, как замыслил её художник. В этом нам помогли экскурсоводы. Обратимся теперь непосредственно к полотну и соберём материал для сочинения.
Учитель Где происходит действие картины?
Ученик В комнате.
Учитель Кто находится в комнате?
Ученик Мальчик, мама, сестра, братик и собака.
Учитель Узнали вы героя?
Ученик Да, малыш, изображённый на картине, такой же, каким его описал художник. У него на голове светлые волосы и хохолок на макушке, пухлые губы, живые глаза. (слайд 3)
Учитель Как художник показал, что малыш – главное действующее лицо?
Ученик Школьник изображён на переднем плане, более близком к нам, крупнее. Он хорошо виден, на него падает свет из бокового окна.
Учитель Где находятся остальные герои? Куда они смотрят?
Ученик Все присутствующие в комнате: мать, сестра, младший брат смотрят именно на мальчика. Невольно и мы начинаем смотреть на него.
Учитель
Опишите мальчика. Вспомните, как художник одевал своего героя, определите, сколько ему лет. (слайд 4)
Ученик Это третьеклассник. Ему лет девять. Лицо у него круглое, румяное, наверное, был долго на улице.
На стене час показывают три часа десять минут. Наверное, он получил двойку и не пошёл домой, а побежал с ребятами на каток. Привлекают внимание красные оттопыренные уши, торчащие хохолком белобрысые волосы. На нём видавшее виды зимнее пальто с рыжим лисьим воротником, из-под пальто выглядывают тёмные брюки. Чёрные ботинки ясно выделяются на фоне светло-коричневого пола.
Учитель Что вы можете сказать о выражении его лица, позе?
Ученик Мальчик как бы застыл на месте, он огорчённо опустил голову, ни на кого не смотрит. Ему, видимо, стыдно за то, что он получил очередную двойку и этим огорчил мать. Лицо у него грустное, брови сдвинуты, кажется, что он сейчас заплачет.
Учитель Что он держит в руке? О чём говорит это вещь? (слайд 5)
Ученик В руках у мальчика «бывалый» портфель, который говорит о многом. Он весь в трещинах, царапинах, потерял свой первоначальный облик. Наверное, не раз он был санками и мячом.
Из портфеля выглядывают коньки. Может быть, они явились причиной его неудач и плохих оценок? Портфель помогает нам понять причину двоек третьеклассника.
Учитель Всем интересно развлекаться, но у каждого есть и обязанности, которые мы должны выполнять.
Кто ещё изображён на картине? Как они относятся к появлению мальчика? Как художник это выразил?
Ученик Мать и сестра, младший братишка – все внимательно смотрят на мальчика. В глазах матери и сестры немой укор. Близкие очень расстроены тем, что малыш постоянно получает двойки.
Учитель Опишите мать. Как она выглядит? Её внешность, поза? (слайд 6)
Ученик Мать очень огорчена. И снова она сидит на стуле, стиснув до боли руки, и неподвижно смотрит на сына. В её взгляде выражается боль и отчаяние: мальчик совсем отбился от рук.
Художник даёт понять, что мать тоже важное действующее лицо произведения. Она сразу привлекает наше внимание. Красный передник ярко оттеняет её будничную одежду. Ф.П.Решетников тоже переживает. Он выражает своё отношение к тому, что изображает, тёплым красным цветом, он показал любовное отношение к матери, сочувствие к ней.
Учитель А вы сочувствуете этой женщине? Представьте, что на месте этой молодой, но уставшей женщины ваша мама. А вам так хочется, чтобы она была красивой. Не огорчайте её!
Как изображена сестра? (слайд 7)
Ученик Сестра стоит в глубине комнаты, около стола. Из открытого окна падает свет и освещает её. Хотя она изображена на заднем плане, все равно хорошо видна. Девочка полная противоположность брату. Она аккуратная.
Учитель Что выражает её взгляд?
Ученик На брата она смотрит с глубоким осуждением. Ей непонятно, как можно спустя рукава относиться к учёбе.
Учитель Как встречает брата шестилетний мальчишка? (слайд8)
Ученик Братишка смотрит на него со злорадством. Он как будто хочет сказать: «Ага, попался!» Ему тоже ясно, каков его старший братец, лентяй и обманщик.
Учитель Кто же встречает ученика с радостью? Есть ли такое существо? (слайд 9)
Ученик Верный пёс четвероногий друг с радостным визгом бросается ему навстречу. Но хозяин его так огорчён, что ничего не замечает.
Учитель А есть ли у мальчика возможность хорошо учиться? Как вы это докажите? (слайд 10)
Ученик Возможность хорошо учиться есть. Это видно из обстановки в квартире. В доме чисто, уютно, стол накрыт белой скатертью с жёлтой каймой. На полу большой ковёр. В открытую дверь видна смежная комната, на стене в ней висит географическая карта. Все стараются создать мальчику условия для работы, а он не оправдывает надежд своих близких.
Учитель Какова основная мысль картины?
Ученик Художник хотел показать, как невесело приходить домой с двойкой и огорчать своих близких.
Учитель Какими художественными средствами удалось выразить эту мысль? Какова композиция картины? (слайд 11) Колорит?
Ученик Эту мысль художник раскрывает средствами живописи. Композиция картины такова, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден и в то же время все действующие лица этой картины связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.
(слайд 12) Колорит картины скромный, неяркий. Ведь художник рассказывает не о праздничном событии, а об обычном будничном дне в одной семье, поэтому он использует приглушенные тона (голубовато-серые стены, коричневый пол).
Учитель А если представить эту картину без красок?
Ученик Мы бы поняли, что происходит в комнате, но характеристика действующих лиц побледнела бы, исчезло бы настроение напряжённости, картина потеряла бы свою выразительность.
Учитель Как, по вашему, относится художник к своим героям?
Ученик Художнику жаль мать, сестру, а мальчика он, наверное, осуждает его за лень.
Учитель А как относитесь к ним вы?
Ученик Осуждение малыша. Картина очень нравится, даёт понять, что нужно быть трудолюбивым, честным, не огорчать своих близких.
Учитель Составим план сочинения (записать на доске)
План:
1. Ф.П.Решетников – известный художник.
11.Описание картины:
1)Основная мысль картины «Опять двойка!».
2)Главный герой произведения – девятилетний мальчик.
3)Мать.
4)Сестра.
5)Шестилетний братишка.
6)Четвероногий друг.
7)Композиция.
8)Колорит.
9)Отношение художника к изображённому.
111.Какой впечатление картина произвела на меня.
Учитель Подберите синонимы: (слайд 13) (по парам)
Главный герой картины – мальчик, он, третьеклассник, озорник.
Художник – автор произведения, он, Ф.П.Решетников.
Рисовать – изображать, создать, написать.
Смотреть с укором – с упрёком, виновато, грустно.
Учитель Поработаем над словами, в которых встретились сложные случаи написания (слайд 14): (по группам)
Портфель, собака, велосипед, колорит, композиция, изобразить, картина полотно.
Учитель А теперь подумаем, как можно начать сочинение.
Ученик Возможное начало:
1)Ф.П.Решетников – известный живописец. Ему принадлежат многие произведения. Среди них и картина «Опять двойка!».
2)Ф.П. Решетников – известный художник. Его произведения «Прибыл на каникулы», «За мир», «Переэкзаменовка», «Опять двойка!» на всемирной выставке в Брюсселе были награждены бронзовой медалью.
Учитель Итак, какова основная мысль сочинения? Ученик Плохо приносить домой двойки. Работа на черновиках.
7
Сочинение по картине «Опять двойка» − 5 класс
Вариант 1
Перед нами картина Решетникова “Опять двойка”. На ней изображено отношение к двоечнику в семье.
На картине мы видим семью, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с двойкой. Мальчик — двоечник одет в пальто, брюки, чёрные ботинки. В правой руке он держит перевязанный рюкзак, в котором лежат коньки. У мальчика грустное лицо с оттопыренными ушами, светлые волосы. У него грустное настроение. Рядом с мальчиком прыгает его собака. Она будто просит: “Поиграй со мной”. В стороне сидит мама. Поза мамы расстроенная, растерянная. У неё опустились руки от горя. Рядом с мамой младший брат на велосипеде. Он ждёт, когда можно будет поиграть со старшим братом. За кухонным столом сидит и учит уроки сестра. Её отношение к брату-двоечнику строгое. Ей больше жаль маму, чем брата.
Моё отношение к главному герою легкомысленное, но строгое. Отношение к картине безразличное. Всё как обычно.
Вариант 2
На картине изображена семья, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с двойкой.
На переднем плане картины стоит мальчик, одетый в пальто, чёрные брюки и чёрные ботинки. У него светлые волосы, оттопыренные уши и грустное лицо. В руке у мальчика старый портфель, перевязанный верёвкой, в котором лежат коньки. На мой взгляд, мальчик использует портфель для драк и игр. Он пришёл домой грустный, потому что опять получил двойку.
Собака очень обрадовалась, когда мальчик пришёл домой. Она оперлась лапами на его грудь, взглядом умоляя пойти с ней погулять. Собака — дворняжка, белого окраса с коричневыми пятнами.
По середине картины на стуле сидит мама. Она очень неодобряюще смотрит на сына. Она очень расстроена, и у неё руки опустились от горя. Мама думает, что её опять вызовут в школу, а она так хотела, чтобы сын был отличником, как его старшая сестра.
Рядом с мамой на велосипеде сидит брат с весёлым лицом, который только и ждёт, когда старший брат пойдёт поиграть с ним. Младшему брату плевать на двойку.
На заднем плане картины стоит старшая сестра — круглая отличница. Она занята уроками. Сестра смотрит на брата свысока. Ей очень жаль маму.
Моё отношение к главному герою положительное. Я бы не отказалась побывать на его месте. Картина мне нравится. В ней описывается сцена из жизни любого школьника.
Вариант 3
На картине Ф.П. Решетникова “Опять двойка” изображена семья. Мальчик – главный герой картины – пришел домой из школы. Но он не весел, потому что у него двойка. Судя по названию картины, она уже далеко не первая. Мама мальчика очень огорчена. Так и кажется, что, узнав про плохую оценку, она всплеснула руками и бессильно опустилась на стул, где она и изображена. Мама смотрит на сына с укоризной, и мальчику стыдно. Он надулся и отвернулся, пряча глаза, потому что он и сам огорчен и понимает свою вину.
С осуждением смотрит на брата и старшая сестра, которая здесь же на столе разбирает свои учебники и тетради. Видно, что это аккуратная и прилежная девочка. Я думаю, что она хорошо учится, может быть, она отличница и расстраивается, что младший братишка получил неудовлетворительную оценку. На девочке аккуратная школьная форма, отглаженный красный пионерский галстук, волосы тщательно причесаны.
Еще на картине можно увидеть маленького мальчика – младшего братишку незадачливого ученика. Он катается на велосипеде и весело смеется, не понимая пока огорчения старших. Может быть, он думает, что сам будет учиться лучше, а может быть, и не знает пока ничего про школьные трудности старшего.
Из портфеля ученика высовываются коньки. Наверное, это намек, что причина плохих оценок – не отсутствие желания или глупость мальчика, а просто слишком сильное увлечение хоккеем.
Но мне кажется, герой картины так огорчен двойкой, что теперь он будет лучше заниматься, а кататься на коньках станет только в свободное время. Тогда он быстро исправит все плохие оценки.
Вариант 4
Из школы пришел ученик с еще одной двойкой. Дома его ждали, особенно большая собака. Но когда мама и старшая сестра узнали, что мальчик получил плохую отметку, то они очень огорчились.
Обрадовалась только собака, а младший брат на велосипеде улыбается, потому что не понимает, как это плохо получать двойки. Ведь он еще не учится в школе. А вот старшая сестра, наверное, отличница. Она готовится к урокам. У нее очень строгое лицо, она недовольна братом и переживает за маму.
Мама очень расстроилась из-за плохой учебы своего старшего сына, но она любит его и надеется, что он будет учиться хорошо. Мальчик тоже печальный, потому что он не хотел расстраивать своих родственников, но так получилось.
Он любит кататься на коньках, играть с друзьями. Это мешает ему хорошо учиться. Видно, что семья дружная и вместе они преодолеют все трудности.
Вариант 5
На картине Федора Павловича Решетникова «Опять двойка» изображены ученик-двоечник и его семья. Мальчик, получивший еще одну двойку, только что пришел домой и находится на переднем плане картины. Он одет в зимнее пальто, черные брюки и ботинки. В руках у него перевязанный портфель, из которого выглядывают коньки.
У мальчика растрепаны волосы и красные уши. Наверное, он не сразу пришел из школы домой, а катался на коньках и играл с ребятами. Мальчик грустный, он ни на кого не смотрит. Даже на любимую собаку, которая радостно встретила его и зовет погулять.
Дома очень чисто и красиво. Видно, что мама мальчика хорошая хозяйка. Она устало сидит на стуле у обеденного стола. На ней надет кухонный фартук. Скорее всего, она готовила обед и ждала своего сына из школы. Только вот он опять огорчил ее. Она с упреком смотрит на мальчика.
Посередине картины стоит старшая сестра двоечника, только она, в отличие от него, учится хорошо. На шее сестры завязан красный галстук, она пионерка. Сестра достала из аккуратного и чистого портфеля учебники и собирается делать уроки. Она смотрит на брата очень сердито и осуждающе.
Младший братишка катался на велосипеде и весело смотрит на брата. Он еще маленький и не может сочувствовать своему брату. Картина Ф.П. Решетникова очень правдивая. Нужно надеяться, что мальчик исправится и будет учиться на одни пятерки.
Вариант 6
Главный герой картины «Опять двойка» – грустный мальчик, стоящий на переднем плане. Причина его грусти в том, что он опять получил двойку, а может быть, даже прогулял школу. Весь его вид указывает на то, что ему стыдно. Однако потрепанный портфель, в котором поверх книг лежат коньки, говорит о том, что школьник не самый прилежный ученик. Скорее всего, он уже привык к тому, что его ругают, и многое пропускает мимо ушей.
Его поведение, конечно, огорчает семью. Настроение картины выражает приглушенная цветовая гамма. Выделяется только красный пионерский галстук старшей сестры главного героя. До прихода ученика все были чем-то заняты: сестра-отличница готовила уроки, мама хлопотала по дому, братишка катался на велосипеде.
Но появление двоечника заставил всех остановиться, все замерло и, кажется, что слышно, как тикают настенные часы. Все внимательно смотрят на провинившегося мальчика. Даже весело закрученный хвост верной собаки, радостно встречающей хозяина, не может поднять настроения персонажам картины. Только младший несмышленый братишка ехидно улыбается, радуясь оплошности брата. Эта картина очень поучительная. Она учит нас ответственно относиться к учебе и не подводить своих родных.
Что изображено на картине
Сюжет картины «Опять двойка», которую написал Решетников Федор Павлович, незамысловат. Тот, кто написал картину, хорошо знал быт простых людей советского времени, различные ситуации из их жизни, характер и привычки.
Описание картины можно начать так: в центре изображен мальчик, только что вернувшийся из школы. Он, судя по всему, получил нехорошую отметку, чем расстроил своих близких.
Это интересно! Пишем грамотно: как нужно правильно писать эссе по образцу
Виновник стоит, отвернувшись от матери, испытывая чувство вины. Лицо его грустно, глаза опущены. Из портфеля торчат коньки, выдавая истинную причину происшедшего. Понятно, почему была получена двойка: вместо того чтобы заниматься, мальчик весело проводил время на катке.
Тот, кто написал эту картину, хорошо знал чувства провинившегося ученика, возможно, художник сам был не раз в такой ситуации. По участникам картины видно, что эта неприятная ситуация произошла не впервые, мальчик опять получил плохую оценку из-за собственного нерадения и лени.
Дальнейшее описание полотна можно продолжить, посмотрев на лица родных мальчика. Они словно говорят: «Опять двойка?!». Мама устало присела на стул, на лице выражение скорби и мучения, немого упрека. Видно, что женщина расстроена по причине плохого поведения сына. У нее уже нет сил терпеть его «двойки». На картине отсутствует отец семейства: возможно, он погиб на войне. Мать в одиночку растит троих детей, поэтому ей так тяжело, ее состояние не подлежит описанию.
Другие двое детей на полотне реагируют на приход брата неоднозначно. Старшая сестра стоит у стола и смотрит на брата с осуждением. Ее лицо выражает тревогу за мальчика, она словно говорит: «Как же ты дальше будешь учиться?!».
Видно по всему, что девочка умная и хорошо учится. Младший брат стоит около матери, он катался на велосипеде до момента прихода брата. Лицо младшего мальчика весело, видно, что он смеется над бедой старшего брата.
Никто из участников картины «Опять двойка» не поддерживает несчастного ученика, все родные настроены против него. И только один пес в хорошем настроении. Он радостно кидается на грудь мальчика и стремится облизать ему лицо. Пес не понимает, в чем вина мальчика, и воспринимает его в качестве друга.
Важно! В комнате на полу лежит ковер, на стене висят часы – это все говорит о благополучии семьи в те тяжелые времена. Младший брат катается на велосипеде, это тоже плюс в пользу благосостояния семейства.
Сочинение по картине “Опять двойка” – 7 класс
Вариант 1
Картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» — замечательное произведение жанровой живописи, на котором с помощью цвета и света показаны сложные чувства людей.
Пространство картины условно разделяется на две части, границей между которыми является дверь, ведущая в другую комнату. Люди, находящиеся по правую сторону от этой грани, как бы объединены и цветом, и позами: их головы склонены друг к другу и видно, что они – заодно.
Яркий передник матери создает ощущение тепла. С ним перекликается окраска велосипеда младшего сына и алый галстук девочки, что вместе с позами подчеркивает близость этих детей к матери. Все трое находятся на светлом фоне, то есть у них все в порядке.
А по левую сторону, в самом темном углу – только один мальчик. Он провинился, и вся семья его осуждает. И вот мы видим, что в одежде провинившегося среднего братишки нет ничего красного. Его лицо обращено не к семье, а к зрителю, а взгляд погружен в себя. Спина прямая, он стойко переносит свой позор, и, кажется, не особенно страдает от угрызений совести. Выражение его лица скорее обреченное, чем виноватое. Вряд ли он может сам справиться с учебными трудностями.
Скорее всего, он нуждался когда-то в помощи, а мама не смогла ее оказать, потому что была слишком занята работой. Ведь недавно закончилась война и, скорее всего, это – одна из тех матерей, на чьи плечи легла тяжелая ноша — растить троих детей без отца, при этом восстанавливая страну после страшных испытаний. Именно поэтому она так грустно смотрит на сына. А старшая дочка старается ей помочь, ругая его вместо мамы.
Помятый портфель красноречиво показывает, что у мальчика есть, помимо учебы, другие радости в жизни – прогулки с друзьями, каток. Пес не зря так радуется своему хозяину. Видимо, от трудностей жизни тот спасается, найдя утешение в общении с четвероногим другом.
Вариант 2
Мы видим знаменитую картину художника Решетникова. В своем произведении он изобразил семью, которая ждет и встречает сына со школы. Передний план картины занимает мальчик. Он светловолосый, одет в черные брючки и ботинки, поверх на нем надето старое пальтишко. Его растрепанные волосы и лопоухость создают впечатление озорника и бездельника, он грустно смотрит в пол, мальчик явно чем-то расстроен. Его портфель изрядно потрепан, он даже перевязан веревкой, из него торчат не тетради и учебники, мы видим коньки. Мне кажется, свой портфель он использует, когда обороняется или зачинает драку. Из всех, кто нарисован на картине, мальчика встречает одна собака. Она встала на задние лапы, и как бы заигрывает, просит поиграть с ней.
Справа на стуле сидит мама мальчика. По ее взгляду можно догадаться, что она снова расстроена. Наверно потому, что ее опять вызывают в школу. Около нее, на велосипеде катается младший братишка, он улыбается, глядя на собаку. Он слишком мал, чтобы понять, что так сильно расстроило их мать. На задней части картины нарисована сестра. Она старшая из всех, и тоже недавно вернулась со школы. Она еще не успела снять школьную форму и красный пионерский галстук. Волосы ее аккуратно забраны в косу. Она готовиться начать выполнять домашние задания. Сразу складывается впечатление, что девочка эта отличница. Мне кажется, она жалеет маму, больше чем брата.
Я не считаю главного героя отрицательным персонажем. И мое отношение к нему ровное. Я считаю, что сестра в состоянии помочь разобраться младшему брату и подтянуть его по проблемным предметам. Мне очень понравилось это произведение, нигде я не видела. Что бы художник так точно смог изобразить настроение всей семьи.
Руки опускаются…
Мама до прихода сына занималась домашними делами. Об этом говорит надетый на ней фартук и косынка. Она с сожалением смотрит на сына. Наверное, ей бы так хотелось, чтобы он наконец принес отличную оценку, а вовсе не двойку. Ее усталый взгляд превосходно изобразил художник Решетников.
Картина «Опять двойка», сочинение по которой нам приходится писать, будет содержать портретную характеристику матери. Ее руки уже опускаются, она не знает, как повлиять на своего ребенка. Но в тоже время в ее взгляде совсем нет злобы. Она очень любит сына и, наверное, надеется, что он повзрослеет и возьмется за учебу.
Искренне любит и радуется приходу мальчишки лишь домашний питомец – собака. Он не понимает, за что злятся на него домочадцы. Псу не важны условности школьных отметок, он любит своего маленького хозяина за другие поступки. Нежно положив на него лапы, он как бы поддерживает мальчишку в столь тяжелый для него момент.
А вот маленький брат подтрунивает над старшим! Он понимает, что тому сейчас попадет за его проделки, поэтому встал на велосипеде рядом с мамой и ехидно улыбается.
Все члены семьи понимают, что двойка, полученная мальчиком, не последняя.
“Опять двойка” — история, знакомая всем
Картина Федора Павловича Решетникова “Опять двойка” — одно из самых известных и любимых произведений советской живописи. Каждый или почти каждый человек, который смотрит на картину, может припомнить себя в подобной ситуации, когда хочешь-не хочешь, а нужно идти домой и рассказывать о том, что получил плохую оценку.
В этой картине самое главное — фигуры и лица людей, уже по их позам мы можем понять настроение. Лица очень красноречиво передают их подлинные чувства и мысли. На картине мы видим семью: маму и трех детей. Художник изобразил всех в момент, когда каждый из героев картины остро реагирует на ситуацию. И эта реакция отражается на лице каждого.
Посередине комнаты стоит мальчик, вернувшийся из школы. Его портфель, перевязанный бечевкой, из которого выглядывают коньки, говорит о том, что в этот день ученик уделил учебе внимания значительно меньше, чем катку. Его сестра с укором и неодобрением смотрит на брата. Сама она стоит с учебником возле стола и, видимо, собирается делать уроки. “Опять двойка” — это не про нее, эта девочка, скорее всего, отличница. Мама детей расстроена мальчиком. Возможно, она только что оживлено беседовала с дочкой и младшим сыном. Но вот вошел средний ребенок и по его лицу стало ясно: “Опять двойка”. Вся радостная атмосфера мгновенно улетучилась.
Само название картины говорит о том, что с мальчиком — героем картины — такая история происходит довольно часто. Никто не удивлен, но почти все раздосадованы, в том числе и сам двоечник. В этот момент на его лице читается раскаяние: ” Эх, если бы все начать сначала, то я бы не катался весь день на коньках, а сначала выучил уроки!” Лишь младший братишка посматривает на него с лукавым любопытством — что же будет дальше? И только собаке — верному другу — все равно, какие оценки в дневнике у ее хозяина, она радостно пытается лизнуть его в нос.
Давайте вспомним, когда была написана картина. Это 1952 год, прошло 7 лет после окончания Великой Отечественной войны. Из тех, кто изображен на картине, войну не застал только младший братишка. Сестра, судя по всему, родилась еще до войны. Главный герой — двоечник, был в войну маленьким ребенком, но, несомненно, знает и помнит, какие трудности пережили люди. Все же это счастливая семья — их отец вернулся с войны и тогда у них родился третий ребенок. Семья живет хорошо, в достатке. Для тех лет обстановка в комнате очень хорошая, даже богатая. У малыша есть велосипед, который был не у всех детей. Мальчик наверняка гордится своим отцом и не раз обещал ему исправиться. И вот повторяется досадное недоразумение. Конечно, все это не изображено на картине, но эта история легко угадывается, стоит только внимательнее посмотреть.