Сочинение по картине рачкова девочка с ягодами

Сочиненияпо литературегогольо чем мечтают герои комедии ревизормечты, мечты, в чм ваша радость? и у каждого они свои. гоголь с присущей
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. О чем мечтают герои комедии Ревизор

Мечты, мечты, в чём ваша радость? И у каждого они свои. Гоголь с присущей ему меткостью и точностью описывает мечты разных людей написанной комедии.

Главный герой комедии — Хлестаков, проигравшийся игрок. Тщеславие — одна из его главных черт характера. Чтобы обмануть окружающих, «пустить пыль в глаза» он, не задумываясь, врёт о своём мнимом благополучии и связях среди влиятельных и известных людей. Известный писатель, генерал, и даже сам Пушкин у него в друзьях. Поэтому, он хочет быть похожим на них, мечтает «вертеться» в столичном обществе. Вкусно есть и сладко спать. Собственно свои мечты он озвучивает в своих словах. И чтобы женщины падали ниц от его красоты. Он мечтает о богатстве и знатности, выдаёт желаемое за действительное. Ведь в этом уездном городке его никто не знает, и не сможет не подтвердить, не опровергнуть его слова.

Его слуга Осип мечтает почти тоже, что и его хозяин. Красивая жизнь и много денег — вот предел его мечтаний. А когда денег нет, то ехать в свою деревню, где, в принципе, деньги не нужны. Жениться, и продолжать ничего не делать. Хитро придумано. Слуга превзошёл своего хозяина по уму и практичности.

Городничий мечтает быть генералом и жить в Петербурге. Да чтобы ещё чтобы был и почётный эскорт кавалерийского полка. Но ему глубоко безразлична судьба дочери, ему всё — равно каким будет её будущий муж. Главная его мечта — разбогатеть, оставаясь при своей должности. Богатым он не стал, а вот должность свою сохранил.

Его жена в размахе своих мечтаний не уступает мужу. Хочет бывать в столичном обществе, иметь влиятельных знакомых. Она чем-то похожа на старуху у разбитого корыта, которой было всё мало. Там в Петербурге, глядишь, и царицей стать бы захотела. Аппетит появляется во время еды.

Дочка пока ещё не строит грандиозных планов на жизнь. Она, как все девицы России того времени, мечтает удачно выскочить замуж за богатенького жениха. Жить в роскоши на широкую ногу. Собственно такие же точно мечты и у других молодых девиц этого города.

Чиновники мечтают, чтобы перевелись все ревизоры, их никто не контролировал и не проверял. Можно было безнаказанно грабить государственную казну.

Судья Лапкин-Тяпкин о борзых щенках для его любимого хобби — охоты.

Два плутоватых помещика, эти двое из ларца, почти и одинаковы с лица, мечтают попросту сплетничать за пределами маленького городка.

Просители, которые приходят к Хлестакову, мечтают пожаловаться на своё начальство приезжему начальству, получить от этого удовольствие.

Есть мечты и у простых жителей уездного города. Они мечтают, чтобы власть, наконец, повернулась к ним лицом. Перестала набивать свою мошну, чтобы простым людям хватало денег прокормить свои семьи. Они хотят порядка и покоя в своём городе. Очень актуальная мечта и в настоящее время.

Мечты так и остались мечтами в мыслях. Никто и ничего не сделал, чтобы воплотить свои мечты в реальную жизнь. Все мечты сплошь материальные, никто не думает о своей душе. Какое общество, такие и мечты. Общество медленно деградирует и загнивает. Только скорейшие реформы спасут его от гибели.

8 класс

Вариант 2

Русский маститый писатель Николай Васильевич Гоголь создал массу прекрасных литературных произведений с глубоким, в основной массе, политическим подтекстом. Много пьес, вышедших из-под пера Гоголя имели большой успех после постановок. Одно из достойных мест в этом ряду прекрасных творений занимает пьеса «Ревизор», которая носит сатирический характер. Вообще Гоголь любил сатиру, гротеск и высмеивание человеческих пороков.

На первый взгляд кажется, что персонажи комедии «Ревизор» — это жалкие людишки, каждый из которых имеет целую груду пороков, изъянов и недостатков. Но если читатель с вниманием вглядится в них, то он сразу же поймет, что самые обыкновенные люди, у которых также есть определенные желания, мечты, стремления. Но какие же желания у каждого из героев комедии?

Иван Александрович Хлестаков – центральный герой пьесы. Он представляет из себя не что иное, как мелкого петербуржского чиновника низшего ранга. Иван Александрович получает очень маленькое жалование, поэтому больше живет на деньги своего отца. Вероятно, именно это подтолкнуло его прикинуться придуманным ревизором, приехавшим с серьезной проверкой в уездный город N. Там ему на время удается побыть важным лицом, насытиться вниманием бегающих и трясущихся над ним других небольших чиновников. Мечта Хлестакова – жить, как богатые дворяне и государственные служащие. Поэтому, когда Иван Александрович попадает в город, он всевозможными способами приписывает себе как можно больше ролей, дабы повысить собственную значимость в глазах окружающих.

Хлестаков врет, что он видел Пушкина, встречался с ним, лично беседовал. Он то и дело, что пускает пыль в глаза всем. Он хочет, чтобы все женщины были от него в восторге.

У Хлестакова есть слуга, которого зовут Осип. У него тоже есть свои мечты. В мечтах слуги отразились желания хозяина. Осип желает богатой жизни, он хочет не нуждаться в деньгах. Еще этот человек хочет уехать в родную деревню, ведь он понимает, что в Петербурге без денег долго не протянешь. Это тот случай, когда слуга рачительнее, чем его хозяин.

О том, чтобы получить генеральский чин в Петербурге, мечтает городничий Антон Антонович. А его жена, Анна Андреевна, быть в почете в высшем обществе столицы, иметь друзей и знакомых, занимающих высокие должности. А их дочка Марья Антоновна, несмотря на свой юный возраст, уже делает все возможное, чтобы найти богатого жениха и удачно выйти замуж. Она, как и многие другие герои пьесы, хочет иметь много денег и ни в чем себя не ограничивать.

Если присмотреться, то можно понять, что даже такие никчемные люди, что представлены в пьесе, о чем-то мечтают.

Популярные сочинения

  • Сочинение рассуждение Память. Что это такое
    Память — это способность человека хранить в своей голове какие-либо события из прошлого, это умение воспроизводить их в своём подсознании.
  • Сочинение-описание по картине Девочка с ягодами Рачкова 6 класс
    Картина очень приятных (летних) оттенков изображает девочку лет восьми, тоже очень приятную. Мне она очень нравится! У неё такие красивые бусы, сарафан. Наверняка, праздник какой-то!
  • Тема любви в рассказе Легкое дыхание Бунина
    Иван Алексеевич Бунин в своем произведении «Легкое дыхание» раскрывает одну из основных тем своего творчества: тему любви и смерти. Он представляет перед читателями жизнь гимназистки Оли Мещерской

Сочинение Мечты героев комедии Гоголя Ревизор для 8 класса

Все мечтают и о многом… Главный герой «ревизор» Хлестаков так беден, что мечтает, конечно, о богатстве. Ещё как молодой и гордый человек он мечтает о почёте, чтобы его все уважали. Собственно, он так и назвался героем своей мечты. Вот только думаю, что, побыв ревизором, он не очень обрадовался этой роли. Ведь вокруг оказались одни дураки. А зачем от дурака даже уважение? Он с этим «хорошим отношением» тебе только хуже по своей глупости сделает! Вокруг только глупая лесть. И по-моему, «ревизору» было противно её слушать. А эта генеральская дочка, которую ему в невесты отправляли? (И ещё жена Анна!) Такая неприятная, хоть и наивная. Она может разве что жалость вызвать. Не общество мечты это – явно.

Окружающие, понятно, мечтают о вполне понятных вещах. Вот та же губернаторская дочь Мария мечтает замуж выйти удачно, чтоб родители довольны были, чтобы человек значимый. О любви она не думает.

Губернатор мечтает не о счастье жителей своей области (у него перед ними никакой ответственности), а о том, чтобы его «похвалил» ревизор. В первую очередь, чтоб не уволил! А если хорошее мнение о нём в столице, так, может, подняться по карьерной лестнице можно. Переехать в столицу, стать совсем знатным и богатым. Его «свита» (Ляпкин-Тяпкин Добчинский и Бобчинский) мечтает так за ним хвостом и поехать. Мелкие их мечты – это чтоб не заметили их всех недочётов, а крупные – это подняться по той самой карьерной лестнице, чтобы получить больше богатств и уважения. Никаких сомнений в том, что они достойны этого, у них просто нет!

Конечно, есть там совсем простые персонажи, которые мечтают лишь плотно покушать. И кстати, может, это не так-то плохо. Зато они никому не мешают, никому жизнь не портят.

Гибнер (главный врач) и не мечтает выучить русский язык. Вдова Иванова мечтает, чтобы её жалобы услышали. (Но что она будет дальше делать, если жаловаться станет не на что?) Почмейстер Иван Кузьмич желал бы официально читать все письма, быть в курсе любой мелочи. Мечтают они все, чтобы их оставили в покое. Они бы хотели и дальше делать всё, что им захочется, чтобы их никто не контролировал. И вообще, чтобы никаких ревизоров больше никогда не было. А то постоянное ведь напряжение!

И ещё вариант. В том самом немом финале они бы все хотели, чтобы это оказалось шуткой. Мол, никакой ревизор не едет, а тот обманщик – это и был ревизор, которого они все обманули. Вот тогда бы был для героев комедии счастливый финал.

Другие сочинения: ← Что такое хлестаковщина в комедии Ревизор↑ ГогольСравнение Остапа и Андрия →

Образ Хлестакова в комедии «Ревизор»

“В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости и за одним разом посмеяться над всем” — такова основная цель, которую ставил перед собой Гоголь. Находясь в преемственной связи с драматургией Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, комедия “Ревизор” отличалась масштабностью своего художественного обобщения и объемностью проблематики. При помощи смеха, “который весь излетает из светлой природы человека”, писатель с высоты творческого гения отразил “зло своего времени”.

Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков — самый трудный образ в пьесе. Посмотрим, что же представляет из себя этот герой. Хлестаков — мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми попрекаемый. Его презирает даже собственный слуга Осип, его может оттаскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется “из грязи в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным.

Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его “друг” Пушкин. Для него Пушкин — тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее. Интересно то, что и городничий, и его приближенные, которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущены враньем Хлестакова. Им тоже кажется, что все дело в случае: повезло — и ты директор департамента. Никаких личных заслуг, труда, ума и души не требуется. Надо лишь помочь случаю, кого-то подсидеть. Разница между ними и Хлестаковым лишь в том, что последний уж откровенно глуп и лишен даже практической сметки. Будь же он поумнее, пойми сразу заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И несомненно бы провалился. Хитрость, продуманная ложь не обманули бы внимательного городничего. Он бы нашел слабое место в заранее созданной выдумке, недаром гордится Антон Антонович: “Тридцать лет живу на службе;…мошенников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул!” Городничий не мог предположить в Хлестакове лишь одного — чистосердечия, неспособности к сознательной, продуманной лжи.

А между тем это одна из основных черт Хлестакова, делающая его героем “миражной* интриги. Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый данный момент он ведет себя так, как “получается”. Его морили голодом в гостинице, над ним висела угроза ареста — и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед — и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль важного господина. “Ну, хозяин, хозяин… Я плевать на твоего хозяина!” Совершенно справедливо комментирует суть этого образа Манн, исследователь творчества Гоголя: “Он, как вода, принимает форму любого сосуда. У Хлестакова необыкновенная приспособляемость: весь строй его чувств, психики легко и непроизвольно перестраивается под влиянием места и времени”.

Хлестаков соткан из противоречий. Безумное, алогичное вранье Хлестакова по сути глубоко соответствует времени принципиального алогизма. Хлестаков — фигура общечеловеческая, но этот тип достиг апогея в николаевскую эпоху, достойно и полно иллюстрирует ее, раскрывая глубинные пороки этого времени. Чиновники прекрасно видят, что он глуп, но высота чина затмевает любые человеческие качества.

В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Они комичны, лишь собранные воедино и выставленные на сцене. Самой яркой иллюстрацией служат мечты городничего о будущей жизни в качестве тестя великого человека. И он, и Анна Андреевна представляют себе не просто роскошь, но такую роскошь, которую унижает их теперешняя жизнь, их теперешние знакомства. Антон Антонович рисует картину: “…Поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут везде… Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!” Таким образом, мы видим, что представления Хлестакова и Сквозник-Дмухановского о шикарной жизни в основном совпадают. Ведь хлестаковские “тридцать пять тысяч одних курьеров” ничем не отличаются от фельдъегерей и адъютантов, которые в мечтах городничего “поскачут везде”. И главное, Сквозник-Дмухановский так же рад выдвинуться над мелкой сошкой и городничим, представив себя генералом.

Итак, образ Хлестакова явился гениальным художественным обобщением Гоголя. Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство “значительности” и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты. Хлестаков представляет собой концентрацию черт эпохи в одном человеке. Вот почему жизнь эпохи отразилась в “Ревизоре” с огромной силой, а образы гоголевской комедии стали теми художественными типами, которые позволяют яснее понять социальные явления того времени.

  • Назад
  • Вперед

О чем мечтают герои пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор»?

Творчество Н.В. Гоголя не так уж велико и обширно. Есть писатели, чье творческое наследие составляет гораздо большее по объему количество произведений. Но, без сомнения, все, написанное великим Гоголем, является шедевром и входит в сокровищницу русской литературы. Из-под пера этого русского писателя вышло несколько пьес, предназначенных для постановки на сцене. Одной из самых ярких и значимых является, безусловно, комедия Гоголя «Ревизор». Примечательно, что мы привыкли видеть в героях этой пьесы никчемных людишек, сборище человеческих пороков и недостатков. Мы осуждаем и обличаем их, не замечая, что, по сути, это обычные люди, такие же, как и мы, как и большинство окружающих нас. Этим-то, на мой взгляд, и страшны герои Гоголя и в этом-то и заключается сила таланта великого русского писателя. Но если герои Гоголя – обычные люди, значит, они так же, как и мы, мечтают о чем-то и к чему-то стремятся? Безусловно. Так о чем же мечтают герои пьесы «Ревизор»? Начнем с самого «ревизора» — Ивана Александровича Хлестакова. Этот мелкий чиновник, получающий мизерную зарплату, мечтает о жизни «птицы высокого полета». В Петербурге, где он служит, Хлестаков насмотрелся на образ жизни крупных чиновников и богатых дворян. Иван Александрович мучительно и безнадежно стремится попасть в их круг. В своем «залихвастском» вранье чиновникам города N. герой раскрывает самые потаенные мечты. Он представляется важным человеком в Петербурге, с которым все считаются и чье мнение очень авторитетно. Хлестаков врет, что он «на короткой ноге» со всеми известными людьми столицы, что он очень богат и талантлив. Будто бы именно он написал все известные ему литературные произведения. Хлестаков мечтает, что все хорошенькие женщины обожают его и что он ни в чем не знает отказа. Этот «маленький человек» хотя бы в своих мечтах стремится возвыситься. Он хочет вырасти, прежде всего, в своих глазах, почувствовать себя не ничтожеством, как обычно, а достойным человеком. К сожалению, Хлестакову удается это сделать лишь в своих мечтах. Есть свои мечты и у слуги Хлестакова, Осипа. В «Замечаниях для господ актеров» писатель так характеризует этого персонажа: «молча плут». Пожив с Хлестаковым, этот герой «набрался» у своего хозяина идеалов и мечтаний. Осипу нравится «житье» в Петербурге — «были бы деньги», тогда жизнь в столице покажется медом: «Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и все что хочешь». Но, если дела хозяина не поправятся, то Осип лучше будет жить в деревне: «возьмешь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги». Мечты Осипа отражают не только его характер, но и характер Хлестакова. Можно сказать, что они являются еще одним средством раскрытия образа лжеревизора. Семья Сквозник-Дмухановских, главная семья уездного города N., тоже мечтает. Городничий, царь и бог в своем маленьком городишке, грезит о чине генерала. Антон Антонович мечтает, чтобы у него была «кавалерия через плечо». Тогда все будут расстилаться перед ним: «поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: Лошадей!» Но еще более чем ее муж, амбициозна жена городничего, Анна Андреевна. Она считает себя благородной дамой, достойной лучшей жизни, чем прозябание в маленьком городишке, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Анна Андреевна мечтает жить в Петербурге, вращаться в высшем свете, иметь высокопоставленных знакомых. Ей хочется «большой» жизни, где бы ее смогли оценить «по достоинству». Дочь городничего еще слишком юна и глупа, но и она мечтает о выгодном замужестве, которое принесло бы ей большие деньги и красивую жизнь. Впрочем, об этом мечтает все юные дамы в городе. Недаром Анна Андреевна говорит своей дочери, что та берет пример с дочерей Ляпкина-Тяпкина. О чем мечтают чиновники города N? Наверное, о том, чтобы исчезли все ревизоры и городничие, чтобы не было над ними никакой власти, мешающей их безбедному существованию и вольготной жизни. Есть мечты и у рядовых жителей уездного города. Они грезят о том, чтобы в их городе, наконец, установилась власть, заботящаяся о своем народе, а не о своем кармане. Чтобы эта власть не тиранила жителей, не использовала их для выкачивания денег. Жители мечтают о том, чтобы власть уважала свой народ. Мечты их, конечно же, неосуществимы, как и мечты всех других героев комедии. Почему? Это уже тема для другого разговора.

Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым чувством молодости жизни отмечены стихи о природе, написанные Федором Ивановичем Тютчевым. Как и многие поэты, Тютчев считал, что человек — разрушающее начало в природе. Человек слаб и физически и духовно, он не может противостоять своим страстям и порокам. Это делает его поступки хаотичными и беспорядочными, а желания — непостоянными и необъяснимыми.

Этих противоречий нет в жизни природы, где все подчинено единому, всемирному закону жизни. Природа самодостаточна, её существование безмятежно и спокойно, что и выражается в стихотворениях русских поэтов, в том числе и Тютчева.

Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных его стихотворений красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Лирика

Тютчева — это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же время несущим в себе самостоятельную идею. Природа Тютчева поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить:

Сияет солнце, воды блещут,

Во всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ярко это проявляется в стихотворении ≪Летний вечер≫. Закат у поэта ассоциируется с ≪раскаленным шаром≫, который скатила со своей головы земля; ≪светлые звезды≫ у Тютчева приподнимают небесный свод.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

Близко по тематике стихотворение ≪Осенний вечер≫. В нем слышится та же одухотворенность природы, восприятие ее в виде живого организма:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест…

Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо: ≪…на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья≫, она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев легкий и томный, светлость вечера полна неизъяснимой притягательной прелести, и земля не только

грустная, но и по-человечески сиротеющая. Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а

показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы. В стихотворении ≪Вчера≫ Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, ≪ухватился за одеяло≫, ≪взобрался на ложе≫, но и чувствуем его прикосновение.

Поэзия Тютчева всегда стремится ввысь, как бы для того, чтобы познать вечность, приобщиться к красоте неземного откровения:

≪А там, в торжественном покое, разоблаченная с утра,

Сияет Белая гора, как откровенье неземное≫.

Может быть, поэтому символом чистоты и истины у Тютчева является небо.

В стихотворении ≪Кончен пир, умолкли хоры…≫ сначала дается обобщенный образ мира:

Кончен пир, мы поздно встали —

Звезды на небе сияли,

Ночь достигла половины…

Вторая часть как бы приоткрывает завесу. Тема неба, только чуть-чуть намеченная вначале, теперь звучит сильно и уверенно:

….Как над этим дольным чадом,

В горнем выспреннем пределе

Звезды чистые горели,

Отвечая смертным взглядам

Непорочными лучами…

Одна из основных тем лирики природы Тютчева — тема ночи. Многие тютчевские стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в ≪тайное тайных≫ человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна, она для поэта прежде всего святая: ≪Святая ночь на небосклон взошла…≫ В ней столько тайн и загадок:

…Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся чудный еженочный гул…

Откуда он, сей гул непостижимый?..

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном?…

Прорыв жизненных сил стихии хорошо виден в стихотворении «Весенняя гроза», которое пронизано ощущением новой жизни, обновления, радости. Неслучайно здесь повторяются слова «первый», «молодые», «весело», «смех» и др. Они передают расцвет природной жизни. Гроза — грандиозный момент, стихия, ее буйство закономерно. Само слово «весенняя» уже говорит нам о зарождении и развитии новой жизни. Подобным мотивом проникнуто и стихотворение «Как весел грохот летних бурь…» гроза здесь показана как внезапное явление. Эпитеты и метафоры ярко передают размах и силу пробудившейся природы («взметая», «нахлынувшая», «опрометчиво безумно», «дрожит», «широколиственно и шумно»). Иная тональность, у стихотворения «Море и утес», наполненного философскими раздумьями. Сила природы направлена уже не на ее самообновление, как это утверждалось в ранней лирике, а на разрушение, здесь показана ее темная, агрессивная сторона. И недостижимый идеал, и символ вечной молодости, и олицетворение равнодушной силы, неподвластной человеку, — в таком противоречии видел истинную красоту и сущность природной стихии великий поэт XIX века Ф. И. Тютчев.

Писарев писал, что «в сознание читателей Тютчев вошел прежде всего как певец природы» и, действительно, его мастерство в описании природы поражает. Благодаря своему поэтическому таланту, Тютчев безошибочно подбирает яркие сравнения и эпитеты для нее, находит в самых обыкновенных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты и величия природы.

Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, живой и космически-холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. ≪О Тютчеве не ду-

мает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии≫. Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.

Автор гениальных строк о России, которую не измерить общим аршином, по словам К. Пигарева (литературовед, внук Ф. И. Тютчева), воспринимается людьми, прежде всего как уникальный певец природы. В годы советской власти творчеству этого поэта не уделялось должного внимания из-за его общественной позиции, лишь вскользь упоминалась пейзажная лирика Тютчева.

В наше время его поэзия признана драгоценнейшим достоянием русской классической литературы, и автор гениальных строк заслуженно становится особо цитируемым. Но все равно, поэтическое творчество этого знаменитого острослова и тонкого мыслителя остается не до конца изученным и по достоинству оцененным.

Уникальное достояние

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) — академик и дипломат, приверженец традиционных ценностей и порядка, которые он отстаивал в своей публицистической деятельности, был тонким лириком, беззаветно любящим русскую природу. У этого удивительного поэта есть потрясающие такие как, например, «Современное», но человек и природа в лирике Тютчева обращают на себя особое внимание и поклонников творчества поэта, и критиков. Сам автор своему поэтическому творчеству не придавал особого значения, но оно, состоящее из более чем 400 стихотворений, всегда привлекало к себе умных и талантливых литературоведов, каким был Юрий Николаевич Тынянов. Он, как и И. Аксаков, оценил наследие поэта по достоинству. А Фет, отдавая дань значимости творчества поэта, написал на книге стихотворений Тютчева такие слова: «Вот эта книга небольшая, томов премногих тяжелей.»

Прекрасные и содержательные

Пейзажная лирика Тютчева всех периодов творчества отражают чувства великого поэта, вызываемые которую он любил беззаветно. Она всегда настраивала его на особый радостный лад, восхищала и успокаивала. Ф. И. Тютчев никогда не описывал грязи и недостатков, не называл Россию «немытой» — ему это было не свойственно.

898710

Уныния, навеянного природой, в его стихах нет и в помине. А некоторые, по словам Ю. Тынянова, «фрагменты» (или «сжатые оды» — так литературовед называл тютчевские стихи из-за их максимальной насыщенности и напряженности) звучат радостным торжествующим гимном — например, всем известное стихотворение «Весенняя гроза».

Приоритет природы

И человек, и природа в лирике Тютчева осмысленны по-особому. Поэт наделяет природу человеческими чувствами и особенностями. Он утверждает, что сам человек может быть счастлив только в слиянии с природой.

898711

А если он находится не в ладу с ней, то глубоко несчастлив, но вины природы в этом нет. Это homo sapiens, впитавший в себя зло хаоса, живет противоестественной жизнью, будучи не в состоянии понять и пустить в сердце благодатный мир природы.

Великолепие и многогранность окружающего мира

Человек и природа в лирике Тютчева подвержены страстям и бурям, в которых поэт пытается разобраться, постичь их. В своем является и художником, и композитором — так живописны и музыкальны его стихи. Познакомившись с поэзией Тютчева, забыть ее невозможно. По словам И. Тургенева, о Тютчеве не думает лишь тот, кто не знаком с его творчеством. Поэт, восхищаясь природой, всегда находит в ней что-то неведомое, что сулит интересные открытия и только положительные эмоции. А обыденное и приземленное не способно нести в себе никакой радости.

Неповторимая и самодостаточная

Федор Иванович был абсолютно прав, считая источником всех бед именно человека — существо слабое, дисгармоничное, не способное справиться со своими страстями и пороками, несущее в природу разрушение. Тогда как она вся живет только по всемирному закону торжествующей жизни.

898717

Пейзажная лирика Тютчева воспевает самодостаточность и величавое спокойствие природы, лишенной раздирающих страстей. Существуют стихии, но это явления, обусловленные жизнью природы, а не ее злонамеренностью. Да и не воспевал Тютчев цунами и извержение вулканов — он был патриот в самом высоком значении этого слова и любил именно русскую природу. Некоторые исследователи считают что термину «пейзажная лирика» Тютчева больше соответствует словосочетание «пейзажно-философская».

Стихи о любви

Определенное место в наследии занимает лирика Тютчева. Стихи о любви у него, если можно так сказать, высоконравственные. Аристократ духа, он не любил выставлять напоказ свой внутренний мир, считая это постыдным. Но его известные абсолютно всем строки — «Я встретил Вас, и все былое в отжившем сердце ожило…» — свидетельствуют о способности писать о любви простыми словами, за которыми скрывается большое чувство. Ф. И. Тютчев воспевает то чувство, которое зажигает звезды, возвышенное и прекрасное. У современных циников, оно, возможно, вызывает неприятие — достаточно просмотреть «отзывы». Но такие высказывания лишь подтверждают то, о чем писал поэт — человек есть носитель зла на земле.

Многоликая и динамичная

Основные мотивы лирики Тютчева лишены надуманности. Человек со всем своим многообразием чувств, природа, неразгаданная, таинственная, но совершенная и прекрасная, любовь к женщине и Родине — все наполнено драматизмом, но взято из реальной жизни. Поэт не устает любоваться миром, ему ничто не наскучивает, ничто не утомляет. Он пытается воспеть изменчивую многоликую природу во всех ее проявлениях, запечатлеть момент перехода одной картины в другую.

Живая природа

Выше уже отмечались особенности изображения природы в лирике Тютчева. Это тождественность души человека, его чувств и переживаний явлениям внешнего мира, и одушевленность природы. Ф. И. Тютчев постоянно проводит параллели между различными периодами человеческой жизни, состояния его души и явлениями природы. Это один из его основных художественных приемов.

898720

Одушевление природы подчеркивается такими словами, например, как «дух уснул». Сам поэт называет природу не слепком и бездушным ликом, а чем-то таким, что способно свободно дышать, любить и рассказывать обо всем этом неравнодушному, тонко чувствующему человеку.

Единое целое

Тема природы в лирике Тютчева является основной и ведущей. Он находит для описания ее удивительные, берущие за душу слова, например, «божественная стыдливость страдания». Так поэт отзывается об осени, о тихом увядании природы. А как он описывает солнечный луч, который «ухватился за одеяло», или чего стоят его слова о вечере — «изнемогло движенье, труд уснул…». Мало кому под силу находить такие слова.

898721

Из всего сказанного можно сделать вывод, что человек и природа в лирике Тютчева связаны незримой нитью в единое целое. И, несмотря на то, что иногда человек пытается оторваться от целостности мира и божественного начала, он непременно осознает, что по-настоящему счастлив и спокоен он может быть только став единым целым с матерью-природой. Некоторые исследователи отмечали космичность поэзии Тютчева. О ней писал С. Л. Франк, говоря, что в стихах поэта отражены идеи О космосе действительно у поэта достаточно упоминаний, например, «…и мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены…».

«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…»

Песнь природе

Тютчев — русский поэт, воспевший в своём творчестве образ природы, как живого существа, наделенного человеческими качествами и чувствами. Единство человека и природы, неразрывная целостность и подчинение божественному существу, прослеживается во всем творчестве поэта. Его мир — единое целое, соединившее в себе человеческое бытие и бытие природы. «Осенний вечер», описанный поэтом в одноименном стихотворении, полон неизъяснимой притягательной прелести, трепетного дыхания, и по-человечески сиротеющей грусти: «…на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья».

Природа, представленная в лирике Тютчева, многолика и разнообразна, в постоянном движении и смене явлений. Этим автор дополнительно подчеркивает процесс, присущий всему живому — течение жизни. «Тени сизые сменились, цвет поблекнул, звук уснул — жизнь, движенье разрешились в сумрак зыбкий, в дальний гул…». А солнечный луч, описанный в стихотворении «Вчера», так ярко и красочно описан в своем движении, что кажется можно почувствовать его прикосновение: «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе». Все картины жизни природы, изображенные поэтом, совершенно реальны и жизненны, преподнесенные в легкости, написаны обычными простыми словами.

Природа в творчестве Тютчева является неким связующим человека с божественной сущностью. Это устремляет взгляд поэта ввысь, к тайнам горных вершин, а затем дальше в космическую бездну. Его влечет туда надежда обрести понимание сути жизни, он увлекает за собою в стихотворениях, преподнося сперва образ гор, затем облаков и дальше познание откровения таинства вечности: «а там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет белая гора, как откровенье неземное». Именно небо представлено в его стихах, как символ чистоты и истины, где «звезды чистые горели, отвечая смертным взглядам непорочными лучами…» Многоточие, использованное здесь поэтом, призывает поразмыслить глубже над сказанным, приложить усилия и найти глубинную суть слов.

Тема ночи — одна из самых важных тем в описании природы в лирике Тютчева. Она наполнена философским смыслом, помогает проникнуть в «тайное тайных» человеческой сущности. Здесь описание природы наполнено необычайной красотою и величественностью. Поэт изображает её чистой и святой: «святая ночь на небосклон взошла…». Она полна незримых тайн и загадок, непостижимых для смертного человека. «На мир дневной спустилася завеса, изнемогло движенье, труд уснул… Над спящим градом, как в вершинах леса, проснулся чудный еженочный гул… Откуда он, сей гул непостижимый?…Иль смертных дум, освобожденных сном, мир бестелесный, слышный и незримый, теперь роится в хаосе ночном?»

В его творчестве уделено отдельное место описанию ночи. Он пытался найти истину бытия, а возможно соприкоснулся с нею и в своих стихах показывал пути и размышления для того, чтобы человек задумался не только о земных заботах, но и открыл свои духовные глаза, чтоб увидеть нечто большее, чистое, вечное и настоящее. Людские проблемы, которыми окутал свои глаза человек, поэт видит, как нечто второстепенное и совершенно бессмысленное. И природа «поочередно всех своих детей, свершающих свой подвиг бесполезный, она равно приветствует своей всепоглощающей и миротворной бездной».

Тютчев очень мастерски передает через описание природы глубину своих переживаний, свой настрой и чувства. Он очень тонко чувствует природу, знает её характер и умеет подобрать такие слова, которые ярче всего передадут смысл, который автор в них вкладывает. Больше всего беспокоит поэта оторванность человека от целостности мира, от божественного начала, уход в суету и бессмысленность по сравнению с величественностью её бытия. «И перед ней мы смутно сознаем себя самих — лишь грезою природы».

Тютчев жил жизнью, всецело отданной познанию себя, человеческого бытия, природы и незримой нити связывающей все в единое целое. Его поэзия многогранна и разнообразна, возвышенна и таинственна, нежная земная и космически холодная, но всегда неповторима и прекрасна, влекущая яркими красками своей удивительной жизни.

Природа всегда была интересна большинству русских писателей, она занимала основную часть в их творчестве. Также не оставила равнодушным она писателя Тютчева Федора Ивановича – он гениальный лирик, его мир полный таинства и гармонии. Природа очень хорошо раскрыта в его стихотворениях. Тютчев видел природу с разных сторон и раскрывал ее в разных направлениях. Лирика Тютчева играла большую роль во всей русской поэзии. Он всегда природу описывал в ярких красках, свежую и манящею, читая его стихах, природа умеет чувствовать, грустить и радоваться. Природа в воображении Тютчева одухотворена и поэтична, хорошо проявилась во всем известном стихотворении « Летний вечер ».

Смотря на его творчество можно сделать вывод, что он очень любил природу в такие времена года как весна и осень. Это заметно в его стихотворении «Осенний вечер » природа не теряет своей красоты, она прекрасна всегда. Как удивительно наблюдать за листиком, который плавно опускается на землю, люди всегда не обращают особого внимания, и не задумываться какая красота окружает нас всех. Красота осенних вечеров полна трепетного дыхания, живая и неповторима.

Читая поэзию Тютчева на душе становиться спокойно, создается такое ощущение, что мир наполнен гармонией. Природа Тютчева прекрасно в любых его правлениях. Противоположным стихотворением спокойному стилю об осени, раскрывается в стихотворении « Весенняя гроза ». В этом произведении поэт описал обворожительную весну и первый весенний майский гром, читая строки этого стихотворения, ощущаешь на живо, запах свежей грозы в воздухе.

Поэзия Ф. И. Тютчева бывает разная земная, живая и неповторимая, радостная которую невозможно забыть.
Природа сама прекрасна и совершенна спасибо писателям, которые открывают нам глаза своими прекрасными произведениями о природе.

Сочинение на тему Природа в лирике Тютчева

Федор Иванович Тючев – это великий поэт девятнадцатого века. С помощью своего поэтического таланта он очень точно выбирает очень яркие сравнения природы. Он сумел отобразить всю ее красоту и величие.

Поэзия этого поэта бывает очень и очень разной. Но она всегда такая неповторимая. Природа, которую нельзя уже забыть, если хоть когда-либо прочувствовал эту красоту. Читая стихотворения этого поэта, представляешь природу, как что-то воодушевленное, живое. А ведь это потому, что поэт любит природу и она ему небезразлична. Благодаря своему таланту Федор Иванович хочет дать возможность своему читателю приблизиться и полюбить природу. Окунаясь в творчество этого выдающегося поэта понимаешь, что Ф.И.Тючев очень любил природу осенью и весной. В своих стихотворениях он показывает природу с разных сторон, его природа умеет грустить, радоваться.

Глядя на произведения поэта не произвольно напрашивается вывод того, что автор больше всего любит природу в весенние и осенние времена года. Примером этому служит его стих «Осенний вечер». В этом стихотворении автор передает всю красоту природы, хоть уже и осень, но природа не утратила свою красоту. Она так же осталась прекрасна. Человек никогда не задумывается о том, как прекрасна природа. А если присмотреться и понаблюдать за падающим на землю листиком, как он плавно кружась, опускается на землю. Эта красота жива, она неповторима.

Погружаясь в поэзию Федора Ивановича, чувствуешь себя безмятежно, умиротворенно. Полной противоположностью стихотворению «Осенний вечер» является стихотворение «Весенняя гроза». В этом стихотворении поэт дает возможность своему читателю окунуться в зарождение новой жизни, так как само название стихотворения говорит об этом. Окунуться в прекрасную весеннюю пору. Читая это произведение, начинаешь чувствовать запах свежей грозы в майском весеннем воздухе, а так же слышать раскаты первого грома.

Много своих стихотворений Тючев посвятил природе не просто в разное время года, однако, и в различное время суток.

Ночь так же является одной из главных тем в поэзии Федора Ивановича. Ночь, описанная автором не только обыкновенно красива, ее красота царственна. Показывая своему читателю ночь, автор рисует ее чистой и святой, полной незримых тайн и загадок.

Несколько интересных сочинений

  • Тема и идея комедии Недоросль Форнвизина сочинение

    Главной темой этого произведения считается тема воспитания молодого дворянства. Писатель расписывает ее через противопоставления героев мыслей просвещения и тех, кто уже отжил свои устои феодального сословия.

  • Сочинение по картине Рачкова Девочка с ягодами 6 класс

    Сбор ягод и грибов — действие, которое, в первую очередь, характеризует прекрасное время года лето. Приятно ходить по лесу и искать спрятавшихся партизанов. Глядишь, вот и стоит белый гриб, а рядом с ним еще один.

  • Три дня на воле Мцыри сочинение

    Что можно успеть сделать за три дня? Мне всегда казалось, что это очень маленький срок. Но прочитав поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри», я изменил свое мнение. Главный герой сбегает из монастыря, где он прожил всю свою жизнь

  • Образ и характеристика Пугачева в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение

    Емельян Пугачев — главное действующее лицо и предводитель крестьянского восстания. Исторические стереотипы характеризуют его как разбойника, безжалостного убийцу и грабителя, а также общественного преступника

  • Сочинение В доброй беседе всяк ума копит (по пословице 4 класс)

    В доброй беседе всяк ума копит – так гласит пословица. Но какая беседа является «доброй»? Наверное, не только такая, которая рождает приятные ощущения и кажется «доброй».

Художническая судьба Тютчева необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева проявляется, прежде всего, в изображении природы. Преобладание пейзажей — одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе слиты у Тютчева воедино: его пейзажи получают символический философский смысл, а мысль обретает выразительность.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, показана в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Природа в стихах Тютчева одухотворена, очеловечена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно для поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством; это не просто описания природы, а драматические эпизоды одного сплошного действия.

Одним из ярчайших примеров мастерства Тютчева-пейзажиста является стихотворение «Осенний вечер». Стихотворение явно порождено конкретными впечатлениями, вызванной ими грустью, но в то же время пронизано трагическими раздумьями о скрытых бурях хаоса:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно сиротеющей землею

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Краткое, двенадцатистрочное стихотворение — это не столько описание своеобразия осеннего вечера, сколько обобщенное философское раздумье о времени. Нужно отметить, что ни одна точка не прерывает движение мысли и наблюдения, все стихотворение прочитывается в молитвенном преклонении перед великим таинством природы

Поэт видит на всем «кроткую улыбку увяданья». Таинственная прелесть природы вбирает в себя и зловещий блеск дерев, и предсмертную багряность осенней листвы; земля грустно сиротеет, но лазурь над нею туманная и тихая, словно предчувствие бурь, проносится холодный ветер.

За видимыми явлениями природы незримо «хаос шевелится» — таинственная, непостижимая, прекрасная глубина первозданного. И в этом едином дыхании природы лишь человек осознает «божественность» ее красоты и боль ее «стыдливого страданья».

За год до написания «Осеннего вечера» Тютчевым был создан «Летний вечер». Эти стихотворения тесно связаны, хотя и написаны в разных тональностях:

Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли,

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

Можно сравнить эти два стихотворения. Надо отметить, что в стихотворении «Осенний вечер» почти не упоминается небо. Напротив, в нем говорится о земле и обо всем, что с ней связано: о деревьях, листьях. Лишь единственный раз Тютчев говорит о лазури, но «туманной и тихой». Она будто вот-вот упадет на «сиротеющую» землю. В стихотворении же «Летний вечер» автор практически не упоминает землю, а больше говорит о небе и звездах. Все стремится вверх, пытаясь оторваться От земли. Звезды «приподнимают» небесный свод. Все стихотворение «Летний вечер» написано в полутонах: звезды «приподняли» небосвод, «трепет пробежал по жилам», земля «скатила» солнце. В стихотворении отсутствуют резкие движения, все плавно, медленно. В «Осеннем вечере» все наоборот: порывы ветра, бури. Поэта томят предчувствия и тревоги, между тем как в «Летнем вечере» все мирно, «грудь дышит легче и вольней». В этом стихотворении преобладают светлые, спокойные краски, а в «Осеннем вечере» — темные, размытые, мрачные.

Противопоставления вообще характерны для творчества Тютчева. Он нередко создавал произведения противоположные по настроению и мысли, что свойственно и стихотворениям «Осенний вечер» и «Летний вечер». В них можно наметить несколько направлений антитезы: верх — низ; свет — тьма; жизнь — смерть; покой — буря. В этих стихотворениях Тютчев прекрасно изобразил разные состояния природы и через них — изменчивость состояний человека.

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 6 класса

Расскажите (в письменной форме) о картине Н. Рачкова «Девочка с ягодами». Включите в свой рассказ описание костюма девочки.

Примерный план сочинения:
1. Первые впечатления о «Девочке с ягодами»
2. Подробное описание лица, его выражения
3. Особенности наряда
4. Портрет русского ребенка из крестьянской семьи

Рассказ о картине «Девочка с ягодами»

На полотне девочка с ягодами изображена почти по пояс. Она готовилась позировать художнику. Поэтому оделась опрятно и по-своему празднично. Героиня сюжета производит впечатление простого, гостеприимного и добродушного человека. Кажется, что она радушно угощает зрителя собранными ею ягодами.

Фоном послужило теплое, светло-коричневое дерево. В левом верхнем углу – едва приметная «гирлянда» из темно-зеленых листочков. В руках у ребенка – расписная деревянная чаша с ягодами. Она наполнена разными дарами природы: ярко-красной клубникой, налитой солнцем малиной и глянцевыми бусинками черной смородины. Героиня крепко держит чашу, чтобы не рассыпать урожай.

Карие, широко открытые глаза смотрят доверчиво. Над ними – тонкие дуги коричневых бровей. Немножко курносый нос вызывает симпатию к «хозяйке». Полные розовые губы приоткрыты, как будто девочка хочет что-то сказать. Яркий румянец на щеках характерен ребенку, который много времени проводит на свежем воздухе.

Наряд девочки указывает на то, что она – из крестьянской семьи. Аккуратно причесанные русые волосы с ровным пробором убраны под молочно-белый платок с голубыми цветочками. На шее – милое украшение: ожерелье из круглых бус. Бирюзовые шарики сочетаются с рисунком платка. А коралловые – с сочными ягодами. Праздничная белая блуза с воланами дополнена голубым сарафаном.

Художник сумел понять и передать на картине внутреннюю красоту простой русской девочки. Ее доверчивость, простодушие, искренность и наивность. Возможно, она не учится в школе. Но из нее вырастет настоящий Человек, который любит и уважает окружающих людей. Рачков сумел изобразить детскую душу, которая вызывает улыбку и доверие.


Вариант 2. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

Николай Рачков – русский живописец, карикатурист, иллюстратор 19 столетия. Рассвет его наивысшего мастерства пришёлся на время, которое называют золотым веком. Художник пользовался немалой популярностью в среде любители живописи. Современники покупали портретные работы мастера, восхищаясь их очарованием и психологизмом. Портреты Рачков писал в романтическом стиле. Он пытался подчеркнуть самобытность русской души. «Девочку с ягодами» мастер создал в 1879 году. В деревенской девочке он увидел идеал национальной красоты.

Сюжет полотна реалистичен, прост и понятен. Русская девочка, чистая, добрая и открытая миру, протягивает нам чашку с лесными ягодами. На маленькой красавице характерная для середины 19 века одежда крестьянки.

Изображение лица девочки художник передал с любовью и добротой. Зритель понимает, что из неё вырастет настоящая русская красавица. В ней видны внутреннее спокойствие, сила, скромность и великодушие. У юной героини портрета удивительные карие глаза. Они широко открыты, чисты и бескорыстны. Щёки тронуты нежным румянцем, рот приоткрыт. Волосы девочки гладко причёсаны.

Героиня портрета одета в синий крестьянский сарафан и белую блузку с рюшками и пышными рукавами. Голову скромно покрывает чуть голубоватый платок. Он как ореол света, чистоты, открытости этой бесхитростной души.

Фон картины призван выделить светлый образ героини портрета. Он выполнен в темноватых коричневых оттенках и совсем не отвлекает на себя внимание. Можно заметить, что это старое строение или забор. Художник неслучайно выбрал такое скромное окружение. Он подчеркнул необычную красоту простой крестьянки.

Недорогие бусы в два ряда украшают шею девочки. Они словно повторяют нежные округлые черты ещё детского лица. Яркая чашка в её руках деревенской красавицы украшена хохломской росписью. Золотистые края деревянной чаши обрамляют свежие и сочные ягоды малины. Чёрными точками видны вкрапления смородины. Девочка очень бережно держит посуду с ягодами. Она ценит еду и свой кропотливый труд собирательницы лесных даров.

В цветовой гамме портрета преобладают тёплые оттенки. Они помогают передать доброту, щедрость и внутреннее благородство юной героини. Пастельные тона в одежде подчёркивают чистоту и гармоничность её образа.

Автор портрета хотел показать красоту, бескорыстность и открытость русской души. Она видна с детства у этой очаровательной представительницы народа. Художник воспроизвёл романтический идеал, очень популярный в искусстве того времени.

Картина понравилась мне своей искренностью, понятностью, теплотой. Она вызывает воспоминание о лете. Главная героиня полотна очень мила. Кажется, что именно тебе она предлагает попробовать ягоды.

Приложение
Цель: дать понятие описания действия как вида текста, его структурой, языковыми особенностями познакомить с порядком описания действий, показать значение наречий при описании действий закрепить изученное о наречиях, правописании наречий расширять речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи, готовить к написанию изложения текста с описанием действия.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
1. Два ученика получают индивидуальные задания, выполняют их у доски.
Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объснить графически.
Санька косил (не)ост..навливаясь. Уже поб..жало тепло по жилкам ра..г..релись плечи и спина все веселее и звонче пела коса.
Мальчик старался (во)всем подр..жать отцу. Косу в руках держал твердо к земле пр..жимал плотно. Травы он захватывал ровно столько чтобы ни один ст..белек (не)ост..вался (не)подреза(н,нн)ым
Предложения из текста изложения, проводимого на следующем уроке. После проверки орфографии и пунктуации оставить на доске.
2. Проверка упражнения 272:
На доске один ученик объясняет, какие звуки произносятся на месте выделенных букв:
[йо]л к у, не[йо], [в]ыборочной, ру[п]ке, соприкосну[ф]шись,
Второй ученик выписывает все наречия из текста упражнения (когда-то, оттого, вниз, теперь, кверху, теперь, так, вверх, внизу).
В это время читается текст, объясняется подбор заголовка.
Дополнительный вопрос: какие еще орфограммы встретились в тексте?
III. Новый материал.
Определите тип речи текста домашнего упражнения. (описание)
Как строится описание? (общий вид(загадка), детали, заключение)
Какие еще типы речи знаете?
Чем необычна тема урока? (действие- повествование)
Зачем нужно уметь описывать действие? (рассказать фильм, книгу, игру, случай и т.п.)
Что, по-вашему важно при описании действия?
Последовательность
Точность
Образность
Игра «Кто? Что? Как?»
Условие игры: проследить за действиями учителя, записать что (глаголы, деепричастия) и как (наречия) он делал.
Обратить внимание детей на последовательность, точность и образность описания действий. Действия учителя примерные.
Учитель открыл(1) д верь нараспашку, быстро подошел(2_ к столу, перелистал книгу. Затем, улыбнувшись(4), посмотрел на класс. Потом шагнул(6) к доске, взял(7) мел и аккуратно написал(8): «Все!»
– Сколько этапов действий получилось? (обычно замечают не все действия учителя)
– Сравните с образцом.
IV. Физминутка
Быстро встаньте,
Расправьте плечи,
Вытяните руки вперед,
Поднимите вверх,
Опустите вниз,
Глубоко вздохните,
Медленно выдохните,
Сядьте.
сколько действий совершили? (8)
сколько наречий названо? (6)
зачем нужны наречия?
V. Закрепление.
Какие ошибки возможны при описании действия? (последовательность, точность)
Работа с текстами индивидуальных заданий (взяты из текста изложения с описанием действия)
прочитать текст,
чем интересно описание действия в них?
какие наречия встретились?
Упражнение 238.
Прочитать текст. Какими словами можно заменить повторяющиеся?
Сначала, потом, затем, тотчас, немедленно, после, теперь, после этого, сделав это, закончив.
Упражнение 239.
Какие наречия помогут образно описать действия?
Точно, умело, аккуратно, тщательно, мастерски, бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, сильно, старательно, внимательно.
VI. Домашнее задание
Создать миниатюру на материале упражнения 239, учитывать записанные слова.

Изложение текста с описанием действия.

Цель: формировать умение создавать текст на основе услышанного, выделять микротемы, членить его на части (С1 ГИА), использовать необходимые языковые средства для описания действия; развивать речевую компетентность учащихся.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Устный опрос
Чтение домашних сочинений-миниатюр, обсуждение.
II. Подготовка к написанию изложения.
Работа с текстом (могут быть у каждого или читаться учителем в зависимости от уровня подготовки класса)
Санька был доволен, что проснулся рано. Ведь нет большего конфуза, как заявиться на луг, когда там уже вовсю идет работа. Вскинув косу плечо, Санька направился к конторе.
Все пошли на луг, который лежал за лесом. На лугу было свежо, тихо. Трава, отяжеленная обильной росой, полегла к земле, казалось дымчатой, сизой.
Санька шел вперед. Коса, легонько посвистывая, сновала то влево, то вправо, с сочным хрустом срезала под корень пестрое луговое разнотравье.
«Песня, а не работа»,-говорил когда-то отец. И Санька подолгу мог любоваться, как он легко, точно играя, размахивал косой.
И сейчас мальчик старался во всем подражать отцу. Косу в руках держал твердо, к земле прижимал плотно, травы захватывал ровно столько, чтобы ни один стебелек не оставался неподрезанным.
А чего только не было в густой траве! Вот коса срезала небольшой муравейничек. Выпорхнула из-под лезвия серая луговая куропатка. Точно капельки крови, мелькнули в зелени красные ягоды земляники.
Но не дело серьезному косарю бегать за куропатками, наклоняться за земляникой. И Санька косил, не останавливаясь. Уже побежало тепло по жилкам, разгорелись плечи и спина, все веселее и звонче пела коса.
Но чьи это впереди ноги?
– Берегись! Пятки подрежу! – озорно закричал Санька.
Алеша Семушкин мельком оглянулся, стряхнул с носа капельки пота и еще быстрее замахал косой, чтобы оторваться от нагонявшего сзади Саньки.
– А кого за вихры привязывать будем? – засмеялся тот, оглядывая покос, на котором оставались стебли нескошенной травы.
– Эх, ты, косарь-травогляд! Макушки только сбиваешь.
Алеша не нашелся что ответить, но косить стал медленнее и чище.
А Санькина коса посвистывала все ближе и ближе.
Из-за леса неторопливо выкатилось огромное оранжевое солнце. И луг, до того сизый и дымчатый, заиграл миллионами цветных огней, словно осыпанный самоцветами. Расцветился такими яркими и чистыми красками, что молодые косари невольно залюбовались. Но ненадолго. Через минуту они вновь размахивали косами.
(А.Мусатов)
Прочитать текст
какое действие описывается?
с какой целью? (радость труда, любовь к труду)
сколько героев? Дайте характеристику их работе с помощью наречий.
Санька – работает трудолюбиво, аккуратно
Алеша – торопливо, небрежно
какова последовательность с событий?
как Санька готовится к действию?
что делает сначала?
что делает потом?
чем заканчивается действие?
как Санька относится к результату своего труда?
какие наречия передают характер совершающего действие?
Быстро, не спеша, торопливо, старательно, сноровисто, уверенно, аккуратно и др.
какие еще описания есть в тексте? (луг, восход)
назовите языковые средства (метафоры, эпитеты, сравнения)
определите тип речи (повествование с элементами описания)
составьте план текста (микротемы)
Санька проснулся рано.
«Песня, а не работа», – говорил отец.
Чего только не было в густой траве!
Санька и Алеша.
Восход солнца.
перескажите текст, используя план.
III. Написание изложения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Волочаевка

Рассмотрен на заседании педагогического совета

Протокол №___от

___________________

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

_________/_________________

Утверждаю:

Директор МБОУ ООШ

с. Волочаевка

_________/_______________

Приказ № ___ от

_______________________

Фонд оценочных средств по учебному предмету «Русский язык»

3 класс

Составитель:

Сульдина Н.А.,

учитель начальных классов

Волочаевка, 2020

Паспорт фонда оценочных средств по русскому языку

3 класс

п/п

Контролируемые разделы (темы) предмета

Наименование оценочных средств

1

Текст. Предложение. Словосочетание

Контрольный диктант № 1

(входной, диагностический)

2

Слово в языке и речи

Проект «Рассказ о слове»

Контрольный диктант № 2 по теме: «Слово в языке и речи»

Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе»

Проект «Семья слов»

4

Правописание частей слова

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»

Контрольный диктант № 4 по теме: «Правописание корней слов»

Контрольный диктант № 5 по теме: «Правописание частей слова»

Проект «Составляем орфографический словарь»

5

Части речи

Контрольный диктант № 6 по теме: «Имя существительное»

Проект «Тайна имени»

Сочинение по картине И. Билибина «Иван-Царевич и лягушка –квакушка»

Проект «Зимняя страничка»

Сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень»

Контрольный диктант № 7 по теме: «Имя существительное»

Отзыв по картине М.Врубеля «Царевна-Лебедь»

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Отзыв по картине А.Серова «Девочка с персиками»

Контрольный диктант № 8 по теме: «Имя прилагательное»

Контрольный диктант № 9 теме: «Глагол»

Итоговый контрольный диктант № 10

Всего оценочных средств — 21

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Контрольный диктант № 1 (входной, диагностический)

Первое сентября.

Денис встал ночью. Он долго лежал с открытыми глазами. Тут проснулась мама. Она стала гладить школьную форму. Денис быстро оделся. Вот мальчик идёт в школу. Около школы стоят ребята. В руках детей пышные букеты цветов. Вышла учительница. Она повела учеников в класс.

Грамматическое задание

  1. Выписать два слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

  2. Из данных слов составь предложение. Подчеркни в нём главные члены.

На, ягоды, полянах, земляники, лесных, краснеют.

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- не более 2 ошибок

«3»- не более 4 ошибок

«2»- 5 и более ошибок

Грамматическое задание

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи»

Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует сильный ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркнуть грамматическую основу, над каждым словом указать части речи.

  2. К словам снег, мороз, лист подобрать по 2 однокоренных слова, выделить корень.

  3. Сделать звуко-буквенный разбор слова льют.

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- не более 2 ошибок

«3»- не более 4 ошибок

«2»- 5 и более ошибок

Грамматическое задание

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова»

В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пишу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

По В. Бианки

Слово для справки: постоянно.

Грамматическое задание

1. Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.

2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.

3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- не более 2 ошибок

«3»- не более 4 ошибок

«2»- 5 и более ошибок

Грамматическое задание

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов»

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматическое задание

1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.

2. Разберите слова по составу: вариант 1 — зимний, шубки; вариант 2 — белые, морковки.

3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- не более 2 ошибок

«3»- не более 4 ошибок

«2»- 5 и более ошибок

Грамматическое задание

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова»

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.

(Также необходимо чётко проговорить окончания в словах весёлая, пушистые.)

Грамматическое задание

1. Разберите предложения по членам: вариант 1 — третье, вариант 2 — десятое.

2. Разберите по составу слова осинка, переход.

3. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- не более 2 ошибок

«3»- не более 4 ошибок

«2»- 5 и более ошибок

Грамматическое задание

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное»

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка — ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание

1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.

2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком нa конце.

3. Разберите по составу слова рыбка, тишина, лесною.

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- не более 2 ошибок

«3»- не более 4 ошибок

«2»- 5 и более ошибок

Грамматическое задание

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное»

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

По В. Бианки

Грамматическое задание

1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.

2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.

3. Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- не более 2 ошибок

«3»- не более 4 ошибок

«2»- 5 и более ошибок

Грамматическое задание

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Контрольный диктант № 8 по теме: «Имя прилагательное»

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание

1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 — четвёртое предложение, вариант 2 — пятое.

2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 — трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 — старательный ученик, высокий куст.

3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- не более 2 ошибок

«3»- не более 4 ошибок

«2»- 5 и более ошибок

Грамматическое задание

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Контрольный диктант №9 по теме «Глагол»

Весеннее утро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

По Г. Скребицкому

Грамматическое задание

1. Разберите предложение по членам: вариант 1 — седьмое, вариант 2 — девятое.

2. Разберите слова по составу: вариант 1 — засветило, утренний, берёзки; вариант 2—развесили, весёлый, местечко.

3. Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- не более 2 ошибок

«3»- не более 4 ошибок

«2»- 5 и более ошибок

Грамматическое задание

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Итоговый контрольный диктант № 10

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

По А. Куприну

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.

3. Разберите предложения по членам: вариант 1 — второе, вариант 2 — третье.

Критерии оценивания:

«5»- нет ошибок

«4»- не более 2 ошибок

«3»- не более 4 ошибок

«2»- 5 и более ошибок

Грамматическое задание

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение по картине решетникова мальчики
  • Сочинение по картине решетникова мальчишки 5 класс по русскому языку небольшое
  • Сочинение по картине рериха заморские гости для 4 класса с планом
  • Сочинение по картине решетникова опять двойка 5 класс конспект урока фгос
  • Сочинение по картине репина пушкин на лицейском экзамене
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии