- Сочинения
- По картинам
- Разные
/
/
Есть несколько картин, на которых запечатлен Александр Сергеевич Пушкин. Вот одна из них. Ее написал Николай Николаевич Ге. На картине Пушкин находится в своем имении. Его сослали за то, что он писал свободолюбивые стихи. Наказание было не слишком суровым, но для Александра Сергеевича молодого и горячего это была настоящая трагедия.
В Михайловском он жил со своей няней Ариной Родионовной, верной спутницей его жизни. В данный момент только она одна его поддерживала и была свидетелем его новых шедевров.
У писателя было много знакомых и друзей, но именно сейчас многие были заняты и не могли проведать Пушкина. Несмотря на подготовку в восстании его друг детства Пущин, а в данный момент будущий декабрист, приехал к нему.
На картине видно, что друзья находятся в кабинете писателя. Комната достаточно светлая с высоким потолком, через окно светит солнце. На стене есть полки с книгами. Александр Сергеевич много читает, интересуется жизнью деревенских людей, фольклором, преданьями. Арина Родионовна помогает своему воспитаннику не только скрасить одиночество, но и в его писательской деятельности, много ему рассказывает историй.
В углу комнаты большой камин, который согревает друзей ярким пламенем. Камин украшен статуэткой и дорогими сердцу вещицами. На столе, покрытым зеленым сукном, стульях лежат книги, журналы. Пол покрыт стареньким ковром. Тут же лежат вещи. Мебель в комнате достаточно старая, обстановка скромная. Это не смущает писателя.
На переднем плане сидит Пущин Иван Иванович внимательно слушает его. Ногу он закинул на ногу, и колено обхватил руками. К нам Иван Иванович повернут в пол оборота. Он чем-то взволнован и немного напряжен. Пушкин настолько увлечен, что не замечает этого. Он стоит у своего стола покрытым скатертью, облокотившись на него, и с воодушевлением читает рукопись. В комнате царит творческий беспорядок, но это не волнует ни хозяина, ни гостя.
На заднем плане картины из-за стола виднеется диванчик, по всей видимости, на нем и спит Александр Сергеевич. Над ним висит картина, что изображено на ней, к сожалению, непонятно. В Михайловском он занимал всего одну комнату, которая была ему и спальней и кабинетом, а рядом на стуле сидит его няня и вяжет.
На А.С. Пушкине одет темный сюртук наглаженные брючки жилетка и белая рубашка. На шее повязана черная ленточка. На ногах узкие ботинки. Пущин одет более тепло, на нем коричневый плотный сюртук и такие же брюки.
Вариант №2 сочинение
Это приятная картина. Тут и красиво падает свет, и уютная (домашняя) обстановка. Все герои в хорошем настроении. Нужно понимать ситуацию! Я узнал, что Пущин – лицейский друг Пушкина. Когда Александра Сергеевича отправили в ссылку (хорошо хоть, что в родное имение, где даже няня помогала ему), Пущин стал его первым гостем. Он не испугался, не отвернулся от «ссыльного». Наоборот, оказал поддержку скучающему поэту, которому нельзя было, конечно, выезжать даже куда-нибудь в город. И вот сцена, когда, наверняка, после вкусного обеда, поэт читает другу стихи, а няня – слушает.
Напоминает мне эта сцена дружеские посиделки, где кто-то читает какую-нибудь интересную статью, а другие слушают. При этом кто-то может чем-то заниматься (вот тут няня вяжет). Все довольны! Пущин полулежит в кресле. Он слушает произведение друга с улыбкой. Пушкин прямо декламирует – стоит посреди комнаты с листочком бумаги, но это не смотрится смешно. Поэт даже немного расслаблено оперся на стол. Он тоже улыбается. Выглядит Александр Сергеевич так, как мы и привыкли его видеть. На заднем фоне та самая няня – уже старушка. Она в теплом платке, волосы её собраны под косынкой. Она сидит на диване и внимательно слушает своего воспитанника. Возможно, она удивляется, как этот мальчик так здорово складывает слова.
Солнце наполняет комнату мягким светом. Оно уже садится – лучи и тени боковые. Вот мы видим свет от окна с красивой шторкой. Видимо, это гостиная – тут большой стол, диваны и кресла. Ещё есть какие-то пуфики, мягкие стулья. На стенах – картины, на полочках – статуэтки и книги. Вот похожая на колонну красивая печка. В краеведческом музее я видел, что такие печи могут быть покрыты очень красивыми изразцами. То есть это тоже, скорее, для гостей.
Известно, что этому визиту Пушкина даже посвятил целое стихотворение. Вдруг он успел как раз в тот момент его записать и прочесть гостю?! Это было бы забавно.
Картина даже напоминает мне фотографию, если б тогда можно было о таком прогрессе мечтать. Не постановочное фото, на котором все естественные, без «показухи». Красивая картина – не только для учебника литературы, а просто – сама по себе.
Другие темы: ← Мороз Сатарова↑ РазныеПервый снег Попова от первого лица →
`
«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы I»
Николай Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874. Государственная Третьяковская галерея
Николай Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. Эскиз. 1871
Николай Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. Эскиз. 1873
Название полотна не совсем корректно: в момент, изображенный на картине, ее главная героиня еще не стала императрицей-самодержицей Екатериной II, а была лишь женой Петра III Алексеевича. После смерти Елизаветы Петровны отношения между супругами обострились. Новый император не скрывал, что собирается избавиться от неугодной жены, Екатерина же вынашивала планы по собственному спасению.
Сцена у гроба Елизаветы запомнилась многим современникам. По воспоминаниям одного из придворных, «император не имел желания участвовать в церемониях, необходимых при похоронах покойной императрицы, тетки его, и предоставил заботу эту своей супруге, которая распорядилась как нельзя лучше, обладая вполне политическим тактом». Подданные были оскорблены весельем и небрежностью Петра и высоко оценили, с каким почтением к памяти императрицы Екатерина выстаивала долгие церковные службы и молилась.
Популярные сочинения
- Сочинение Описание кошки 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 класс
Я люблю кошек. Мне они всегда очень нравились. И так хотелось завести дома кошку, но родители долго не соглашались. Приходилось продолжать мечтать и подкармливать бездомных кошек. - Сочинение рассуждение Жизненные принципы
Жизненные принципы являются фундаментом или основанием для построения счастливой жизни. Жизнь никогда не стоит на месте, однако - Сочинение НЛО
Я не очень в курсе НЛО, так как не читаю ни «желтых» газет, ни секретные документы. Но всё-таки я хотел бы верить в НЛО. Нельзя думать, что мы одни во Вселенной! Ведь она такая огромная, может и бесконечная
VII
Не то — с Пущиным: уже во время последнего монолога Чацкого он подозрительно поглядывал на топившуюся днем, но давно уже закрытую печку и поводил в воздухе носом; при заключительном же возгласе Фамусова:
Ах, Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна! —
он вскочил на ноги и сам возгласил:
— Что станет говорить она — я не знаю, да и знать не желаю; но что мы оба с тобой здесь угорим — в этом, брат, для меня не может быть ни малейшего сомнения.
— А ведь и в самом-то деле, — сказал Пушкин, возвращаясь к действительности, — как будто дымом запахло.
— Не дымом, душа моя, а чистейшим угаром: у меня на этот счет собачье чутье. Сейчас пойду узнаю.
Как раз, когда он ступил в коридор, с противоположного конца показалась старушка няня с зажженною свечой.
— Матушка, Арина Родионовна! — взмолился к ней Пущин. — За какие такие провинности ты меня из дому выкуриваешь?
— А нешто и к вам уже туда запахло? — всполошилась она. — Для тебя же, касатик, нарочно две горницы истопила, которые всю зиму не топились, да, знать, рано трубы закрыла…
Пущин укорительно покачал головой:
— Ай, няня, няня! А зачем ты их зимой не топишь? Или дров жаль?
— Знамо, жаль.
— А своего барина не жаль? Из-за сажени-другой дров он, бедняга, всю зиму, как сурок, сидит в одном углу; ни в бильярд ему поиграть нельзя, ни прогуляться по собственному дому. Ай, няня, няня!
У пристыженной старушки на глазах навернулись слезы.
— Да он хошь бы словечко сказал мне…
— Он — взрослый младенец, так где же ему думать о себе? Кому печься об нем, как не той, которая его вынянчила, которую и сам он любит, кажется, более всех людей на свете?
Няня была окончательно растрогана.
— Да я для него, моего ненаглядного, хошь весь дом день и ночь топить буду!
— Ну, ночью-то, пожалуй, и не для чего. А теперь первым делом откроем-ка опять трубы.
Когда это было ими сделано, Пущин сам замкнул на ключ двери в угарные помещения, открыл форточку в комнате друга и вместе с ним перебрался временно к Арине Родионовне, откуда ее подначальная команда давно уже разбрелась на покой. Старушке было особенно горько, что гость, несмотря на все упрашивания ее и барина, решил-таки уехать восвояси тою же ночью. Перед отъездом, однако, он просил Пушкина познакомить его еще с последними цветами своей музы. Так, по возвращении их в «клетушку» поэта, началось опять чтение — уже собственных его произведений, еще не появившихся в печати, в том числе и поэмы «Цыганы».
— А этот Алеко — не сам ли ты, братец? — спросил Пущин. — Ведь Алеко — Александр?
— Александр.
— И, как твой герой, ты тоже кочевал по Бессарабии с цыганами?
— Об этом история умалчивает, — загадочно усмехнулся Пушкин. — Во всяком случае, я никого на своем веку не зарезал — разве что стихом. Так поэма, по-твоему, недурна?
— Весьма даже. Ты, Пушкин, все совершенствуешься. Пройдет немного лет — и вся Россия признает тебя отцом нашей литературы, с которого в ней началась новая эра.
— Эк куда хватил! — сказал Пушкин, но глаза его радостно заблистали.
— Верь мне, верь. А главное — верь в самого себя, в свой талант. Ты упиваешься теперь трагедиями Шекспира, и я предвижу, что не пройдет года, как ты сам примешься за русскую трагедию.
— Признаться, перечитывая на досуге «Историю» Карамзина, я, действительно, остановился на чрезвычайно драматическом сюжете — судьбе первого Самозванца.
— Что я говорю! Но то еще впереди; а до поры до времени дай-ка мне с собой твоих «Цыган» для «Полярной звезды». Рылеев[16] будет счастлив.
— Вторая половина «Цыган» у меня еще не отделана…
— Так дай хоть начало. Ты диктуй, а я буду писать.
И подойдя к письменному столу, Пущин отыскал между разбросанными там бумагами чистый лист гусиных же перьев хотя и было несколько, но все — с обкусанными или обожженными бородками.
— Ты все еще, я вижу, не отделался от скверной лицейской привычки — писать оглодками, которых и в пальцах-то не удержать, — заметил Пущин. — Ну, как-нибудь нацарапаем. Начинай.
И под диктовку Пушкина он живой рукой «нацарапал» начало поэмы. Еще в начале чтения Пушкиным своих собственных стихов в комнату незаметно прокралась няня и уселась со своим чулком в уголке у печки. Едва смея шевелить вязальными спицами, она с благоговением не сводила глаз со своего питомца, готовая слушать его хоть до утра; если иное в его стихах и было ей недоступно, то их звучное сочетание как волшебною музыкою ласкало ее слух; ведь все-то это было сложено им самим, ее Александром Сергеевичем! Тут вошел Алексей.
— Не пора ли закладывать, сударь? Второй час ночи на исходе.
— И то пора! — спохватился Пущин. — Ведь третья бутылка у тебя еще не почата?
— Никак нет-с.
— Так подай ее сюда: разопьем на расставанье.
— Погоди, Алексей! — вмешался Пушкин. — Няня! А что же закуска?
И вот на столе опять закуска, в стаканах опять играет и пенится напиток Шампани… Но когда сдвинутые стаканы зазвенели, у обоих друзей упало сердце — обоим стало так невыразимо грустно, что хоть плачь.
— За скорое свиданье в Москве, — проговорил Пущин, но таким унылым тоном, точно сам он не верил в возможность встречи…
Пушкин молча только головой кивнул, осушил стакан до дна и затем крепко-крепко обнял друга, как бы предчувствуя, что им никогда уже не свидеться.
— Лошади поданы, — объявил, входя, Алексей, и в подтверждение его слов от крыльца донесся перезвон колокольцев.
В то же время часы за стеной пробили три раза.
— Три — счастливое число, — сказал с притворною веселостью Пущин, насильно отрываясь от друга. — Спасибо тебе, брат, за чудный день!..
— Тебе, брат, спасибо! — отвечал Пушкин, еще раз целуя его и в лоб, и в губы. — В одиночестве моем на меня подчас находила не то хандра, не то отчаянье в самом себе; теперь же, благодаря тебе, я опять совсем ободрился. Спасибо, дружище!
Алексей, дожидавшийся барина в открытой двери с шубою, накинул ему ее на плечи. Арина Родионовна стояла тут же, утирая глаза.
— Смотри же, няня: хорошенько храни мне его! — сказал Пущин и, наскоро обняв, поцеловав старушку, выбежал на крыльцо, вскочил в сани.
Между тем Пушкин, светивший ему с крыльца нагоревшею свечой, говорил ему что-то; но за фырканьем лошадей и звяканьем колокольцев Пущин не мог расслышать его слов. Только когда сани тронулись, вслед ему явственно донесся последний привет:
— Прощай, друг!
Своим приездом в село Михайловское Пущин оказал другу-поэту, несомненно, двоякую услугу — и духовную, и материальную; поэзия воспрянувшего духом Пушкина расцвела еще пышнее, а няня уже перестала скупиться на дрова и топила весь дом.
Сам же Пущин, вскоре заброшенный обстоятельствами на край света — в Читу (в Сибирь), получил там, три года спустя, в январе 1828 года, следующие строки:
Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое Провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!
Примечания:
Note1
Ты будешь два раза сослан.
Note16
Поэт, редактор «Полярной звезды».
Оглавление
Иван Пущин: Он остановился на крыльце со свечой в руке…
Между тем время шло за полночь. Нам подали закусить: на прощанье хлопнула третья пробка. Мы крепко обнялись в надежде, может быть, скоро свидеться в Москве. Шаткая эта надежда облегчила расставанье после так отрадно промелькнувшего дня. Ямщик уже запряг лошадей, колоколец брякнул у крыльца, на часах ударило три. Мы еще чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовалось, что последний раз вместе пьем, и пьем на вечную разлуку! Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин еще что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него: он остановился на крыльце со свечой в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: «Прощай, друг!» Ворота скрипнули за мной…
(Из «Записок о Пушкине»).
СОН
- Сочинения
- По картинам
- Другие
- Ге — Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском
Жизнь выдающегося русского поэта А. С. Пушкина полностью исследована литературоведами и хорошо известна любителям творчества поэта. За свою недолгую жизнь поэт создал большое количество стихотворных и прозаических произведений, ставших классикой русской литературы. Одним из самых успешных творческих периодов жизни признано пребывание Пушкина в селе Михайловском.
Пушкин был сослан властями в Михайловское за атеистические стихи и, хотя эта ссылка не была слишком строгим наказанием, она воспринималась поэтом как «заточение». Ему не хватало живого общения с литературными друзьями, он скучал в деревенском доме, но, тем не менее, общение с простым народом, сказки Арины Родионовны оказали большое влияние на его поэзию. Друзья Пушкина понимали, что поэт тяготится своим одиночеством, и навещали его.
Именно этот эпизод запечатлен в произведении Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском». Художник знал, что приезд лицейского друга был для Пушкина важным событием, настоящим праздником, украсившим его скучный быт, и именно поэтому выбрал этот сюжет для картины.
На полотне изображена просторная, светлая комната усадьбы, обставленная скромной деревенской мебелью. Возможно, это рабочий кабинет Пушкина. На стене висит полка с книгами, большой стол завален бумагами. В центре комнаты возле стола стоит Пушкин. Пущин расположился напротив него в удобном кресле. С другой стороны изображена фигура няни с неизменным вязанием в руках. Из воспоминаний современников Пушкина известно, что Пущин привез другу недавно изданную в столице поэму А. С. Грибоедова «Горе от ума». Можно предположить, что именно это произведение с большим увлечением читает Пушкин. Поэт опирается на стол, при чтении жестикулирует, видимо, стихи ему нравятся. Пущин внимательно слушает, откинувшись на спинку кресла. Пущин напряжен, руки сцеплены на колене, он уже знает о скором выступлении декабристов и понимает, что эта встреча может быть последней.
Уютная простая обстановка комнаты, большой белый камин, ковер на полу создают впечатление теплой, домашней атмосферы, встречи именно друзей, а не просто знакомых. Фигуры героев картины освещены солнечными лучами, падающими из окна, и это усиливает ощущение радостной встречи.
Эту картину можно считать историческим произведением, ведь художник старался очень точно воспроизвести обстановку дома в Михайловском со слов родственников поэта и соседей из села Тригорского.
Ещё при жизни Пушкина к нему пришла любовь читательской России. В 1860-е годы изящная словесность подвергалась переоценке. Какую «реальную пользу» приносит поэзия Пушкина? — задавался вопросом разночинец Д.И. Писарев, считая поэта легкомысленным «служителем чистого искусства».
«Место Пушкина, — утверждал он, — в пыльном кабинете антиквария…» Но время всё расставило по местам: наследие Пушкина обрело широкого читателя, стало нужным как воздух. Интерес к личности поэта не утих, а мемуарная литература воссоздавала мельчайшие детали его жизни. «В те времена много речи шло о Пушкине, — вспоминал В. Стасов. — Писарев и его литературная партия сильно нападали на Пушкина, другие горячо отстаивали его».
Среди тех, кому был интересен образ великого стихотворца, был художник Николай Николаевич Ге. В 1860-е годы, во Флоренции, он вдохновился «Маленькими трагедиями» — сохранилась акварель на тему «Пира во время чумы». В начале 1870-х годов мастер горячо принял участие в конкурсе на проект памятника А. С. Пушкину.
Сюжет для очередной своей картины Николай Ге избрал неожиданный для современников: после поражавших драматизмом полотен «Тайная вечеря», «Петр и Алексей», «Екатерина II перед гробом императрицы Елизаветы» художник написал картину, где нет конфликта и столкновения характеров. Не слишком ли просто? Николай Ге не побоялся пойти наперекор мнению общества. Никогда не встречавшийся с Пушкиным живописец представил сюжет о том, как Иван Пущин, лицейский друг поэта, навестил товарища во время ссылки в Михайловском. В присутствии своей няни Арины Родионовны Пушкин читает не собственное стихотворение, а комедию Грибоедова «Горе от ума», которую ему в деревенскую глушь привёз приятель, знающий толк в словесности.
Николай Ге едет в пушкинские места – на Псковскую землю, посещает Святогорский монастырь, где похоронен Александр Сергеевич Пушкин.
На этюде, написанном в начале 1870-х годов, видны приземистые монастырские стены, буйно разросшиеся деревья, выглядывающая из-за листвы колоколенка, прихотливо вьющаяся, пропадающая за горизонтом дорога.
Художник видит посмертную маску поэта, читает его последнюю рукопись поэта, знакомится с Т.Б. Данзас – племянницей товарища Пушкина по лицею, а затем секунданта на дуэли, встречается с современницей поэта А.П. Керн: у неё в доме остались некоторые предметы мебели, бывшей у Пушкина. Он беседует с людьми из Михайловского и Тригорского и расспрашивает их о минувших днях.
В картине не должно было быть ничего «выдуманного». Всё «по-настоящему» – именно так, как было при жизни Пушкина. Однако со дня смерти поэта прошло лет сорок, последний визит Пущина в Михайловское состоялся полстолетия назад, а дом в деревне за это время продавался, перестраивался, ремонтировался, и подлинного кабинета, который был для Александра Сергеевича и столовой, и гостиной, и спальней, уже не осталось.
Николаю Ге, любящему точность, для создания картины понадобилось изучить «Записки о Пушкине» Ивана Пущина, чтобы представить великого поэта живой личностью, со своими привычками, своей манерой говорить.
«В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами… — вспоминал Иван Пущин о посещении друга в 1825 году.— Во всём поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги… Подали нам кофе; мы уселись с трубками. Беседа пошла привольнее… Он, как дитя, был рад нашему свиданию… Я привёз Пушкину в подарок «Горе от ума»: он был очень доволен этой тогда рукописной комедией, до того ему вовсе почти незнакомой… после обеда… он начал читать её вслух…»
Именно этот фрагмент из воспоминаний Пущина подсказал живописцу сюжет будущей картины. На сохранившемся рабочем этюде к картине поэт читает, сидя в кресле. Но Николай Ге от этого отказался: не мог «непоседа» Пушкин сидеть, вальяжно устроившись в вольтеровском кресле. Поэт во власти эмоций, восхищённый, он наслаждается грибоедовским слогом. Вскочив, читает и бурно жестикулирует. А Пущин, любуясь им, откинулся на спинку кресла. Поодаль на диване устроилась с вязаньем няня поэта Арина Родионовна. Улыбаясь, она смотрит на радующихся, подобно детям, молодых людей.
Мы видим ясный зимний день. Солнечные зайчики высветили сочный фисташковый цвет скатерти, благородный тон красного дерева старинного дивана.
Впечатляет в данном произведении Пушкин, радостный, живущий на полном дыхании, исполненный надежд. Но современники обвинили художника в несоответствии полотна тому, что написано в мемуарах Пущина. Здесь не было ни «кровати с пологом», ни «шкафа с книгами». Николая Ге упрекали не в искажении художественной правды, а в отказе иллюстрировать первоисточник.
И всё же на IV передвижной выставке не было картины интереснее по сюжету, чем «Пушкин в селе Михайловском». Поэт Николай Алексеевич Некрасов приобрёл холст прямо с выставки и держал в кабинете до самой своей кончины. Теперь картина хранится в Харьковском художественном музее.
Незадолго до своей смерти живописец создал копию картины «Пушкин в селе Михайловском» и подарил её сыну поэта Григорию Александровичу. Сейчас картина находится в Санкт-Петербурге во Всероссийском музее имени А.С. Пушкина.
Литература
1. Арбитман Э. Н. Жизнь и творчество Н.Н. Ге. — Саратов, 1972.
2. Зограф Н.Г. Николай Николаевич Ге. — Л.: Художник РСФСР, 1968.
3. Морозкина Е.Н. Псковская земля. — М., 1986.
4. Порудоминский В. И. Николай Ге. — М., 1970.
5. Тарасов В. Ф. Николай Николаевич Ге. — Л.: Художник РСФСР, 1989.
Вариант №2 сочинение
Это приятная картина. Тут и красиво падает свет, и уютная (домашняя) обстановка. Все герои в хорошем настроении. Нужно понимать ситуацию! Я узнал, что Пущин – лицейский друг Пушкина. Когда Александра Сергеевича отправили в ссылку (хорошо хоть, что в родное имение, где даже няня помогала ему), Пущин стал его первым гостем. Он не испугался, не отвернулся от «ссыльного». Наоборот, оказал поддержку скучающему поэту, которому нельзя было, конечно, выезжать даже куда-нибудь в город. И вот сцена, когда, наверняка, после вкусного обеда, поэт читает другу стихи, а няня – слушает.
Напоминает мне эта сцена дружеские посиделки, где кто-то читает какую-нибудь интересную статью, а другие слушают. При этом кто-то может чем-то заниматься (вот тут няня вяжет). Все довольны! Пущин полулежит в кресле. Он слушает произведение друга с улыбкой. Пушкин прямо декламирует – стоит посреди комнаты с листочком бумаги, но это не смотрится смешно. Поэт даже немного расслаблено оперся на стол. Он тоже улыбается. Выглядит Александр Сергеевич так, как мы и привыкли его видеть. На заднем фоне та самая няня – уже старушка. Она в теплом платке, волосы её собраны под косынкой. Она сидит на диване и внимательно слушает своего воспитанника. Возможно, она удивляется, как этот мальчик так здорово складывает слова.
Солнце наполняет комнату мягким светом. Оно уже садится – лучи и тени боковые. Вот мы видим свет от окна с красивой шторкой. Видимо, это гостиная – тут большой стол, диваны и кресла. Ещё есть какие-то пуфики, мягкие стулья. На стенах – картины, на полочках – статуэтки и книги. Вот похожая на колонну красивая печка. В краеведческом музее я видел, что такие печи могут быть покрыты очень красивыми изразцами. То есть это тоже, скорее, для гостей.
Известно, что этому визиту Пушкина даже посвятил целое стихотворение. Вдруг он успел как раз в тот момент его записать и прочесть гостю?! Это было бы забавно.
Картина даже напоминает мне фотографию, если б тогда можно было о таком прогрессе мечтать. Не постановочное фото, на котором все естественные, без «показухи». Красивая картина – не только для учебника литературы, а просто – сама по себе.
Другие темы: ← Мороз Сатарова↑ РазныеПервый снег Попова от первого лица →
`
«Петр I допрашивает Царевича Алексея»
Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе.1871. Государственная Третьяковская галерея
Дворец Монплезир. Фотография: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Картина с выставки Государственной Третьяковской галереи: Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. 1871
Сын Петра I и его первой жены Евдокии Лопухиной царевич Алексей плохо ладил с отцом. Петр укорял его за невнимание к государственным делам, за доброту к матери, заключенной в монастырь, и за многое другое. Когда вторая жена, Екатерина Алексеевна, родила Петру еще одного сына, положение Алексея стало более тягостным. Он бежал за границу в поисках союзников. Через полтора года царевич вернулся, однако за бегство его лишили права на престолонаследие в пользу младшего брата. А вскоре в Тайной канцелярии начали расследование по делу Алексея — его подозревали в желании захватить власть. Царевича допрашивал Петр I.
Именно этот эпизод и стал сюжетом картины Николая Ге. Перед тем как начать работу, Ге посетил петергофский дворец Монплезир, где проходил допрос царевича, и зарисовал интерьер и множество деталей убранства. Сдержанная обстановка, изображенная на полотне, соответствует мрачному настроению сцены. Героев на картине всего двое, и оба они находятся в центре сюжета. Никаких внешних эффектов, никакой роскоши, никаких атрибутов царской власти. Только разгневанный царь-отец и изменник сын, который не смеет поднять на него глаза.
«Петр Великий не вытянут во весь рост, он не устремляется, не потрясает руками, не сверкает глазами, царевич Алексей не стоит на коленях, с лицом, искаженным от ужаса… и тем не менее зритель ощущает себя свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти».
Михаил Салтыков-Щедрин
Популярные сочинения
- Человек — это звучит гордо! — сочинение по пьесе На дне
Горький написал огромное количество разных произведений, которые стали со временем не только любимы, но и популярными. Одним из произведений автора является пьеса «На дне». - Сочинение по картине Море Дубовского 6 класс
Русские художники одни из самых талантливый пейзажистов в мире. Они всегда умели четко подчеркивать настроение природы, мастерски передавать чувственность в мельчайших деталях - Может ли дружба перерасти во вражду? — сочинение (11 класс)
Дружба – волшебное понятие, которое объединяет большое количество людей, по правде говоря, очень большое. Без данной вещи не может обойтись не один человек, и как бы он не был асоциален и необщителен, ему всё равно необходимы
Константин Когут
Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток; И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю. А. С. Пушкин «Воспоминание»
«Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» Н. Ге, 1875 год
На самом деле комната Пушкина в Михайловском была куда меньше, чем на картине Н. Ге. Здесь Пушкин находился в ссылке в 1824—1826 годах. Всюду валялись не только исписанные листы бумаги, но и искусанные кусочки перьев (привычка, сохранившаяся у Пушкина с лицейских лет).
Приезд близких товарищей И. И. Пущина и А. А. Дельвига невероятно взволновал Пушкина. Первый уже был членом тайного общества декабристов. Меньше чем через год Николай I приговорит его к двадцати годам каторги за участие в восстании. Пущин привез Пушкину «Горе от ума», они говорили о тайном обществе («Мы еще чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовалось, что последний раз вместе пьем, и пьем на вечную разлуку!»). Когда Пущин будет отбывать каторгу в Нерчинске, умирающий Пушкин назовет его имя.
Совершенно иначе для Пушкина зазвучат слова «Прощального гимна» Дельвига, сочиненные тем когда-то на день выпуска из Лицея: «Судьба на вечную разлуку…» Его строчки все лицеисты будут воспринимать как пароль. Достаточно фразы, чтобы понять, о чем идет речь. Несмотря на то, что друзья скрывали от Пушкина свою причастность к тайным организациям (из желания уберечь его от беды), Пушкин не мог не поразиться жестокости расправы над декабристами: казнь Рылеева, Пестеля, С. Муравьева-Апостола, Бестужева-Рюмина и Каховского; многочисленные каторжные приговоры лучшим людям страны. Пестель во время допроса делал убийственно откровенные признания, рассчитывая на то, что самой суровой мерой наказания может быть разжалование в солдаты, но Николай I был мстителен: он желал уничтожить участников восстания лишь за то, что они заставили его испытать унизительный страх. Он не мог забыть и простить декабристам личную обиду. О пушкинских размышлениях над казнью декабристов свидетельствует один из его рисунков. Пугающая приписка рядом: «И я бы мог, как…»
1826 год
В «19 октября» (1825) Пушкин вспомнит эту последнюю встречу с Пущиным, испытав настоящий взрыв радости и признательности своему другу:
И ныне здесь, в забытой сей глуши, В обители пустынных вьюг и хлада, Мне сладкая готовилась отрада: Троих из вас, друзей моей души, Здесь обнял я. Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его лицея превратил.
Он вспомнит и Горчакова, к которому относился куда более холодно и даже был готов попрекнуть его в «карьеризме» («Мы расстались довольно холодно, по крайней мере, с моей стороны»). Но в «19 октября» звучит совершенно иное отношение к, казалось бы, чуждому Пушкину типу человека:
Нам разный путь судьбой назначен строгой; Ступая в жизнь, мы быстро разошлись: Но невзначай проселочной дорогой Мы встретились и братски обнялись.
Горчаков — потомственный аристократ, молодой дипломат, сделавший блестящую карьеру, будущий министр иностранных дел, канцлер России в эпоху правления Александра II. И неудивительно, что былые школьные привязанности становятся всё слабее: «Нам разный путь судьбой назначен строгой»; «мы быстро разошлись» — конечно, всё так. Но Горчаков не побоится «братски» обнять ссыльного Пушкина посреди дороги, отчаянно рискуя своей карьерой, репутацией и даже свободой. На другой день после восстания декабристов он отправится к дожидающемуся неминуемого ареста Пущину и предложит заграничный паспорт для бегства из России. Тот поблагодарит лицейского товарища, но откажется от его предложения, потому что будет убежден в том, что обязан разделить участь своих самых близких друзей: будь то эшафот, каторга в Сибири, пули горцев на Кавказе.
И. И. Пущин Художник Н. А. Бестужев
Думается, неслучайно слова «друг» и «другой» созвучны. Пушкин ощущал это созвучие в полной мере, осознавая дружбу как принятие другого, отличного от нас — того, кто идет по другому пути, уготованному судьбой, но который всё так же близок сердцу. Более того, вся суть дружеской привязанности открывается не через внешние сходства и даже не через родство характеров, а через самое, может быть, главное — умение понимать, сочувствовать, переживать и нести добро окружающим.
- Сочинения
- По картинам
- Разные
/
/
Есть несколько картин, на которых запечатлен Александр Сергеевич Пушкин. Вот одна из них. Ее написал Николай Николаевич Ге. На картине Пушкин находится в своем имении. Его сослали за то, что он писал свободолюбивые стихи. Наказание было не слишком суровым, но для Александра Сергеевича молодого и горячего это была настоящая трагедия.
В Михайловском он жил со своей няней Ариной Родионовной, верной спутницей его жизни. В данный момент только она одна его поддерживала и была свидетелем его новых шедевров.
У писателя было много знакомых и друзей, но именно сейчас многие были заняты и не могли проведать Пушкина. Несмотря на подготовку в восстании его друг детства Пущин, а в данный момент будущий декабрист, приехал к нему.
На картине видно, что друзья находятся в кабинете писателя. Комната достаточно светлая с высоким потолком, через окно светит солнце. На стене есть полки с книгами. Александр Сергеевич много читает, интересуется жизнью деревенских людей, фольклором, преданьями. Арина Родионовна помогает своему воспитаннику не только скрасить одиночество, но и в его писательской деятельности, много ему рассказывает историй.
В углу комнаты большой камин, который согревает друзей ярким пламенем. Камин украшен статуэткой и дорогими сердцу вещицами. На столе, покрытым зеленым сукном, стульях лежат книги, журналы. Пол покрыт стареньким ковром. Тут же лежат вещи. Мебель в комнате достаточно старая, обстановка скромная. Это не смущает писателя.
На переднем плане сидит Пущин Иван Иванович внимательно слушает его. Ногу он закинул на ногу, и колено обхватил руками. К нам Иван Иванович повернут в пол оборота. Он чем-то взволнован и немного напряжен. Пушкин настолько увлечен, что не замечает этого. Он стоит у своего стола покрытым скатертью, облокотившись на него, и с воодушевлением читает рукопись. В комнате царит творческий беспорядок, но это не волнует ни хозяина, ни гостя.
На заднем плане картины из-за стола виднеется диванчик, по всей видимости, на нем и спит Александр Сергеевич. Над ним висит картина, что изображено на ней, к сожалению, непонятно. В Михайловском он занимал всего одну комнату, которая была ему и спальней и кабинетом, а рядом на стуле сидит его няня и вяжет.
На А.С. Пушкине одет темный сюртук наглаженные брючки жилетка и белая рубашка. На шее повязана черная ленточка. На ногах узкие ботинки. Пущин одет более тепло, на нем коричневый плотный сюртук и такие же брюки.
Вариант №2 сочинение
Это приятная картина. Тут и красиво падает свет, и уютная (домашняя) обстановка. Все герои в хорошем настроении. Нужно понимать ситуацию! Я узнал, что Пущин – лицейский друг Пушкина. Когда Александра Сергеевича отправили в ссылку (хорошо хоть, что в родное имение, где даже няня помогала ему), Пущин стал его первым гостем. Он не испугался, не отвернулся от «ссыльного». Наоборот, оказал поддержку скучающему поэту, которому нельзя было, конечно, выезжать даже куда-нибудь в город. И вот сцена, когда, наверняка, после вкусного обеда, поэт читает другу стихи, а няня – слушает.
Напоминает мне эта сцена дружеские посиделки, где кто-то читает какую-нибудь интересную статью, а другие слушают. При этом кто-то может чем-то заниматься (вот тут няня вяжет). Все довольны! Пущин полулежит в кресле. Он слушает произведение друга с улыбкой. Пушкин прямо декламирует – стоит посреди комнаты с листочком бумаги, но это не смотрится смешно. Поэт даже немного расслаблено оперся на стол. Он тоже улыбается. Выглядит Александр Сергеевич так, как мы и привыкли его видеть. На заднем фоне та самая няня – уже старушка. Она в теплом платке, волосы её собраны под косынкой. Она сидит на диване и внимательно слушает своего воспитанника. Возможно, она удивляется, как этот мальчик так здорово складывает слова.
Солнце наполняет комнату мягким светом. Оно уже садится – лучи и тени боковые. Вот мы видим свет от окна с красивой шторкой. Видимо, это гостиная – тут большой стол, диваны и кресла. Ещё есть какие-то пуфики, мягкие стулья. На стенах – картины, на полочках – статуэтки и книги. Вот похожая на колонну красивая печка. В краеведческом музее я видел, что такие печи могут быть покрыты очень красивыми изразцами. То есть это тоже, скорее, для гостей.
Известно, что этому визиту Пушкина даже посвятил целое стихотворение. Вдруг он успел как раз в тот момент его записать и прочесть гостю?! Это было бы забавно.
Картина даже напоминает мне фотографию, если б тогда можно было о таком прогрессе мечтать. Не постановочное фото, на котором все естественные, без «показухи». Красивая картина – не только для учебника литературы, а просто – сама по себе.
Другие темы: ← Мороз Сатарова↑ РазныеПервый снег Попова от первого лица →
`
Константин Когут
Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток; И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю. А. С. Пушкин «Воспоминание»
«Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» Н. Ге, 1875 год
На самом деле комната Пушкина в Михайловском была куда меньше, чем на картине Н. Ге. Здесь Пушкин находился в ссылке в 1824—1826 годах. Всюду валялись не только исписанные листы бумаги, но и искусанные кусочки перьев (привычка, сохранившаяся у Пушкина с лицейских лет).
Приезд близких товарищей И. И. Пущина и А. А. Дельвига невероятно взволновал Пушкина. Первый уже был членом тайного общества декабристов. Меньше чем через год Николай I приговорит его к двадцати годам каторги за участие в восстании. Пущин привез Пушкину «Горе от ума», они говорили о тайном обществе («Мы еще чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовалось, что последний раз вместе пьем, и пьем на вечную разлуку!»). Когда Пущин будет отбывать каторгу в Нерчинске, умирающий Пушкин назовет его имя.
Совершенно иначе для Пушкина зазвучат слова «Прощального гимна» Дельвига, сочиненные тем когда-то на день выпуска из Лицея: «Судьба на вечную разлуку…» Его строчки все лицеисты будут воспринимать как пароль. Достаточно фразы, чтобы понять, о чем идет речь. Несмотря на то, что друзья скрывали от Пушкина свою причастность к тайным организациям (из желания уберечь его от беды), Пушкин не мог не поразиться жестокости расправы над декабристами: казнь Рылеева, Пестеля, С. Муравьева-Апостола, Бестужева-Рюмина и Каховского; многочисленные каторжные приговоры лучшим людям страны. Пестель во время допроса делал убийственно откровенные признания, рассчитывая на то, что самой суровой мерой наказания может быть разжалование в солдаты, но Николай I был мстителен: он желал уничтожить участников восстания лишь за то, что они заставили его испытать унизительный страх. Он не мог забыть и простить декабристам личную обиду. О пушкинских размышлениях над казнью декабристов свидетельствует один из его рисунков. Пугающая приписка рядом: «И я бы мог, как…»
1826 год
В «19 октября» (1825) Пушкин вспомнит эту последнюю встречу с Пущиным, испытав настоящий взрыв радости и признательности своему другу:
И ныне здесь, в забытой сей глуши, В обители пустынных вьюг и хлада, Мне сладкая готовилась отрада: Троих из вас, друзей моей души, Здесь обнял я. Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его лицея превратил.
Он вспомнит и Горчакова, к которому относился куда более холодно и даже был готов попрекнуть его в «карьеризме» («Мы расстались довольно холодно, по крайней мере, с моей стороны»). Но в «19 октября» звучит совершенно иное отношение к, казалось бы, чуждому Пушкину типу человека:
Нам разный путь судьбой назначен строгой; Ступая в жизнь, мы быстро разошлись: Но невзначай проселочной дорогой Мы встретились и братски обнялись.
Горчаков — потомственный аристократ, молодой дипломат, сделавший блестящую карьеру, будущий министр иностранных дел, канцлер России в эпоху правления Александра II. И неудивительно, что былые школьные привязанности становятся всё слабее: «Нам разный путь судьбой назначен строгой»; «мы быстро разошлись» — конечно, всё так. Но Горчаков не побоится «братски» обнять ссыльного Пушкина посреди дороги, отчаянно рискуя своей карьерой, репутацией и даже свободой. На другой день после восстания декабристов он отправится к дожидающемуся неминуемого ареста Пущину и предложит заграничный паспорт для бегства из России. Тот поблагодарит лицейского товарища, но откажется от его предложения, потому что будет убежден в том, что обязан разделить участь своих самых близких друзей: будь то эшафот, каторга в Сибири, пули горцев на Кавказе.
И. И. Пущин Художник Н. А. Бестужев
Думается, неслучайно слова «друг» и «другой» созвучны. Пушкин ощущал это созвучие в полной мере, осознавая дружбу как принятие другого, отличного от нас — того, кто идет по другому пути, уготованному судьбой, но который всё так же близок сердцу. Более того, вся суть дружеской привязанности открывается не через внешние сходства и даже не через родство характеров, а через самое, может быть, главное — умение понимать, сочувствовать, переживать и нести добро окружающим.
Популярные сочинения
- Хлестаков и хлестаковщина — сочинение (8 класс)
Новая комедия Гоголя взволновала людей будоражащими эмоциями. Не удивительно, ведь русская общественность встретилось с истинным шедевром. Прошло около двух веков, но «Ревизор» звучит не менее остро. - Сочинение-описание картины Мона Лиза (Джоконда) Леонардо Да Винчи
«Мона Лиза» – величайшее сокровище искусства эпохи Возрождения. Это один из многих шедевров высокой ренессансной живописи, размещенных в Лувре. Картина известна еще как Джоконда. - Сочинение Должен ли человек меняться вслед за окружением?
Многие люди готовы переступить через свои принципы и подстроиться под чьё-то мнение. К сожалению, сейчас довольно распространена боязнь общественного неодобрения
«Петр I допрашивает Царевича Алексея»
Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе.1871. Государственная Третьяковская галерея
Дворец Монплезир. Фотография: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Картина с выставки Государственной Третьяковской галереи: Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. 1871
Сын Петра I и его первой жены Евдокии Лопухиной царевич Алексей плохо ладил с отцом. Петр укорял его за невнимание к государственным делам, за доброту к матери, заключенной в монастырь, и за многое другое. Когда вторая жена, Екатерина Алексеевна, родила Петру еще одного сына, положение Алексея стало более тягостным. Он бежал за границу в поисках союзников. Через полтора года царевич вернулся, однако за бегство его лишили права на престолонаследие в пользу младшего брата. А вскоре в Тайной канцелярии начали расследование по делу Алексея — его подозревали в желании захватить власть. Царевича допрашивал Петр I.
Именно этот эпизод и стал сюжетом картины Николая Ге. Перед тем как начать работу, Ге посетил петергофский дворец Монплезир, где проходил допрос царевича, и зарисовал интерьер и множество деталей убранства. Сдержанная обстановка, изображенная на полотне, соответствует мрачному настроению сцены. Героев на картине всего двое, и оба они находятся в центре сюжета. Никаких внешних эффектов, никакой роскоши, никаких атрибутов царской власти. Только разгневанный царь-отец и изменник сын, который не смеет поднять на него глаза.
«Петр Великий не вытянут во весь рост, он не устремляется, не потрясает руками, не сверкает глазами, царевич Алексей не стоит на коленях, с лицом, искаженным от ужаса… и тем не менее зритель ощущает себя свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти».
Михаил Салтыков-Щедрин
Счастливые минуты в Шлиссельбурге
В «Летописи жизни и творчества Пушкина» есть упоминание о сне, который приснился Пушкину в августе 1827 года. К этому моменту Пущин второй год отбывал одиночное заключение в Шлиссельбургской крепости. В своей рабочей тетради Пушкин записал:
«День счастливый. 4 августа Рылеев, Жанно <�Пущин>, Пестель, Жихарев во сне».
И рядом рисунок: профильный портрет молодого Пущина.
Жаль, что Пущин не узнал об этом. Много лет спустя он писал Матюшкину: «Странно тебе покажется, что в Шлиссельбурге (самой ужасной тюрьме) я имел счастливейшие минуты. Как это делается, не знаю. Знаю только, что эта сила и поддерживала меня…»
Может быть, это были те минуты, когда о нем думал и молился Пушкин?
О ГЛАВНОМ
VII
Не то — с Пущиным: уже во время последнего монолога Чацкого он подозрительно поглядывал на топившуюся днем, но давно уже закрытую печку и поводил в воздухе носом; при заключительном же возгласе Фамусова:
Ах, Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна! —
он вскочил на ноги и сам возгласил:
— Что станет говорить она — я не знаю, да и знать не желаю; но что мы оба с тобой здесь угорим — в этом, брат, для меня не может быть ни малейшего сомнения.
— А ведь и в самом-то деле, — сказал Пушкин, возвращаясь к действительности, — как будто дымом запахло.
— Не дымом, душа моя, а чистейшим угаром: у меня на этот счет собачье чутье. Сейчас пойду узнаю.
Как раз, когда он ступил в коридор, с противоположного конца показалась старушка няня с зажженною свечой.
— Матушка, Арина Родионовна! — взмолился к ней Пущин. — За какие такие провинности ты меня из дому выкуриваешь?
— А нешто и к вам уже туда запахло? — всполошилась она. — Для тебя же, касатик, нарочно две горницы истопила, которые всю зиму не топились, да, знать, рано трубы закрыла…
Пущин укорительно покачал головой:
— Ай, няня, няня! А зачем ты их зимой не топишь? Или дров жаль?
— Знамо, жаль.
— А своего барина не жаль? Из-за сажени-другой дров он, бедняга, всю зиму, как сурок, сидит в одном углу; ни в бильярд ему поиграть нельзя, ни прогуляться по собственному дому. Ай, няня, няня!
У пристыженной старушки на глазах навернулись слезы.
— Да он хошь бы словечко сказал мне…
— Он — взрослый младенец, так где же ему думать о себе? Кому печься об нем, как не той, которая его вынянчила, которую и сам он любит, кажется, более всех людей на свете?
Няня была окончательно растрогана.
— Да я для него, моего ненаглядного, хошь весь дом день и ночь топить буду!
— Ну, ночью-то, пожалуй, и не для чего. А теперь первым делом откроем-ка опять трубы.
Когда это было ими сделано, Пущин сам замкнул на ключ двери в угарные помещения, открыл форточку в комнате друга и вместе с ним перебрался временно к Арине Родионовне, откуда ее подначальная команда давно уже разбрелась на покой. Старушке было особенно горько, что гость, несмотря на все упрашивания ее и барина, решил-таки уехать восвояси тою же ночью. Перед отъездом, однако, он просил Пушкина познакомить его еще с последними цветами своей музы. Так, по возвращении их в «клетушку» поэта, началось опять чтение — уже собственных его произведений, еще не появившихся в печати, в том числе и поэмы «Цыганы».
— А этот Алеко — не сам ли ты, братец? — спросил Пущин. — Ведь Алеко — Александр?
— Александр.
— И, как твой герой, ты тоже кочевал по Бессарабии с цыганами?
— Об этом история умалчивает, — загадочно усмехнулся Пушкин. — Во всяком случае, я никого на своем веку не зарезал — разве что стихом. Так поэма, по-твоему, недурна?
— Весьма даже. Ты, Пушкин, все совершенствуешься. Пройдет немного лет — и вся Россия признает тебя отцом нашей литературы, с которого в ней началась новая эра.
— Эк куда хватил! — сказал Пушкин, но глаза его радостно заблистали.
— Верь мне, верь. А главное — верь в самого себя, в свой талант. Ты упиваешься теперь трагедиями Шекспира, и я предвижу, что не пройдет года, как ты сам примешься за русскую трагедию.
— Признаться, перечитывая на досуге «Историю» Карамзина, я, действительно, остановился на чрезвычайно драматическом сюжете — судьбе первого Самозванца.
— Что я говорю! Но то еще впереди; а до поры до времени дай-ка мне с собой твоих «Цыган» для «Полярной звезды». Рылеев[16] будет счастлив.
— Вторая половина «Цыган» у меня еще не отделана…
— Так дай хоть начало. Ты диктуй, а я буду писать.
И подойдя к письменному столу, Пущин отыскал между разбросанными там бумагами чистый лист гусиных же перьев хотя и было несколько, но все — с обкусанными или обожженными бородками.
— Ты все еще, я вижу, не отделался от скверной лицейской привычки — писать оглодками, которых и в пальцах-то не удержать, — заметил Пущин. — Ну, как-нибудь нацарапаем. Начинай.
И под диктовку Пушкина он живой рукой «нацарапал» начало поэмы. Еще в начале чтения Пушкиным своих собственных стихов в комнату незаметно прокралась няня и уселась со своим чулком в уголке у печки. Едва смея шевелить вязальными спицами, она с благоговением не сводила глаз со своего питомца, готовая слушать его хоть до утра; если иное в его стихах и было ей недоступно, то их звучное сочетание как волшебною музыкою ласкало ее слух; ведь все-то это было сложено им самим, ее Александром Сергеевичем! Тут вошел Алексей.
— Не пора ли закладывать, сударь? Второй час ночи на исходе.
— И то пора! — спохватился Пущин. — Ведь третья бутылка у тебя еще не почата?
— Никак нет-с.
— Так подай ее сюда: разопьем на расставанье.
— Погоди, Алексей! — вмешался Пушкин. — Няня! А что же закуска?
И вот на столе опять закуска, в стаканах опять играет и пенится напиток Шампани… Но когда сдвинутые стаканы зазвенели, у обоих друзей упало сердце — обоим стало так невыразимо грустно, что хоть плачь.
— За скорое свиданье в Москве, — проговорил Пущин, но таким унылым тоном, точно сам он не верил в возможность встречи…
Пушкин молча только головой кивнул, осушил стакан до дна и затем крепко-крепко обнял друга, как бы предчувствуя, что им никогда уже не свидеться.
— Лошади поданы, — объявил, входя, Алексей, и в подтверждение его слов от крыльца донесся перезвон колокольцев.
В то же время часы за стеной пробили три раза.
— Три — счастливое число, — сказал с притворною веселостью Пущин, насильно отрываясь от друга. — Спасибо тебе, брат, за чудный день!..
— Тебе, брат, спасибо! — отвечал Пушкин, еще раз целуя его и в лоб, и в губы. — В одиночестве моем на меня подчас находила не то хандра, не то отчаянье в самом себе; теперь же, благодаря тебе, я опять совсем ободрился. Спасибо, дружище!
Алексей, дожидавшийся барина в открытой двери с шубою, накинул ему ее на плечи. Арина Родионовна стояла тут же, утирая глаза.
— Смотри же, няня: хорошенько храни мне его! — сказал Пущин и, наскоро обняв, поцеловав старушку, выбежал на крыльцо, вскочил в сани.
Между тем Пушкин, светивший ему с крыльца нагоревшею свечой, говорил ему что-то; но за фырканьем лошадей и звяканьем колокольцев Пущин не мог расслышать его слов. Только когда сани тронулись, вслед ему явственно донесся последний привет:
— Прощай, друг!
Своим приездом в село Михайловское Пущин оказал другу-поэту, несомненно, двоякую услугу — и духовную, и материальную; поэзия воспрянувшего духом Пушкина расцвела еще пышнее, а няня уже перестала скупиться на дрова и топила весь дом.
Сам же Пущин, вскоре заброшенный обстоятельствами на край света — в Читу (в Сибирь), получил там, три года спустя, в январе 1828 года, следующие строки:
Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое Провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!
Примечания:
Note1
Ты будешь два раза сослан.
Note16
Поэт, редактор «Полярной звезды».
Оглавление
«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы I»
Николай Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874. Государственная Третьяковская галерея
Николай Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. Эскиз. 1871
Николай Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. Эскиз. 1873
Название полотна не совсем корректно: в момент, изображенный на картине, ее главная героиня еще не стала императрицей-самодержицей Екатериной II, а была лишь женой Петра III Алексеевича. После смерти Елизаветы Петровны отношения между супругами обострились. Новый император не скрывал, что собирается избавиться от неугодной жены, Екатерина же вынашивала планы по собственному спасению.
Сцена у гроба Елизаветы запомнилась многим современникам. По воспоминаниям одного из придворных, «император не имел желания участвовать в церемониях, необходимых при похоронах покойной императрицы, тетки его, и предоставил заботу эту своей супруге, которая распорядилась как нельзя лучше, обладая вполне политическим тактом». Подданные были оскорблены весельем и небрежностью Петра и высоко оценили, с каким почтением к памяти императрицы Екатерина выстаивала долгие церковные службы и молилась.
Сочинение по картине Н.Н. Ге «А.С. Пушкин в селе Михайловском»
Перед нами картина известного русского художника Н.Н. Ге «А.С. Пушкин в Михайловском». На ней изображена встреча Пушкина с Пущиным, который навестил поэта в его ссылке.
В Михайловское Пушкин был сослан за свои свободолюбивые стихи. Рядом с ним не было ни друзей, ни близких. Только няня Арина Родионовна долгими вечерами, сидя с вязанием у окна, сказывала сказки и слушала стихи поэта. Пушкину было одиноко без друзей. И он был просто счастлив, когда однажды зимним утром к нему приехал его лицейский товарищ Пущин.
На своей картине художник изобразил момент, когда Пушкин читает стихи Пущину. Поэт находится в центре картины. Он стоит, опершись на стол, вытянув вперед правую руку, а в левой держит листы рукописи. Лицо его горит вдохновением и воодушевлением.
Перед ним в глубоком кресле, удобно расположившись, сидит Пущин. Он, улыбаясь, внимательно слушает Пушкина. Чувствуется, что он тоже очень счастлив видеть и слышать своего друга.
На заднем плане, освещенная светом от окна, изображена сидящая на стуле няня. В руках у Арины Родионовны вязание, но она забыла про него, с любовью и нежностью смотрит она на своего воспитанника.
Вся картина дышит покоем и счастьем. Художник использует для своей картины светлые и теплые тона, использует прием контраста.
Эта картина нравится тем, что несет жизнеутверждающее, праздничное настроение.
Картина была приобретена Н. Некрасовым, а сейчас находится в Харьковском художественном музее.
В свой последний год жизни в Петербурге художник Николай Ге, в то время бедствующий и недовольный собой, пишет одну из самых светлых своих работ — картину «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском». Два поэта с похожими фамилиями и легендарная няня залиты ярким псковским солнцем — Александр Пушкин, Иван Пущин и Арина Родионовна читают «Горе от ума» Грибоедова.
Михайловская ссылка Пушкина длилась долгих два года. Летом в имение съезжались родные, а с приходом зимы дом пустел, оставалась только верная няня Арина. Но вот в ледяном январе 1825 года очень ранним утром и всего на день к Пушкину вдруг приезжает его лицейский Иван Пущин, который оставил потом воспоминания об этой встрече. Выбегает Арина Родионовна и сразу начинает его обнимать, хотя Пущина раньше никогда не видела. Он привез запрещенную комедию Грибоедова «Горе от ума», и Пушкину тут же захотелось ее прочесть.
Заметьте, сколько на картине книг: ими и бумагами завален стол, книги на полу, на стуле. В Михайловском Пушкин действительно очень много работал. Когда прошли два года ссылки, прочитанные поэтом книги пришлось вывозить на двух телегах. Написанных было чуть меньше, но все же.
Когда после декабрьского восстания на Сенатской площади Пущин в свою очередь оказался в ссылке, Пушкин пишет ему в Читу об их михайловской встрече:
Мой первый друг! Мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.
Кстати, сразу же после первой выставки картину Николая Ге купил поэт Николай Некрасов.
27 февраля родился Николай Николаевич Ге (1831-1894) — русский и украинский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен, работы которого находятся во многих музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Петербурге и Музее русского искусства в Киеве.
Читайте «Литературно» в Telegram, Instagram и Twitter
Это тоже интересно:
Иконы и порнография Наталии Гончаровой
По вопросам сотрудничества пишите на
Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском
«Пушкин в селе Михайловском», хорошо известный зрителям по школьным учебникам и хрестоматиям, написан Николаем Ге в 1875-м году в Петербурге, на волне громкого успеха другой его исторической картины – «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Ге не слишком любил жанр исторической живописи, но если уж брался за такую картину, то материал всегда подбирал очень тщательно. И судьба шла ему навстречу, посылая редкие знакомства и нужные обстоятельства. Однажды в доме академика-минеролога Петра Аркадьевича Кочубея Николай Ге познакомился с Татьяной Борисовной Семечкиной, в девичестве Данзас. Она была родной племянницей Константина Карловича Данзаса – товарища Пушкина по Царскосельскому Лицею и секунданта на его дуэли с Дантесом. Нужно сказать, что многие знакомые Ге отмечали его особенность: художник умел так заразительно говорить о своих замыслах, так ярко описать идею и подробности её исполнения, что слушавшие нередко бывали разочарованы, когда видели готовую картину – в словесной передаче Ге она казалась и ярче, и гениальнее. Вот и на обеде у Кочубея Ге с большим воодушевлением рассказывал, что задумал картину о приезде Пущина к Пушкину в Михайловское, но жаловался, что все имеющиеся пушкинские портреты – и прижизненные, и более поздние – кажутся ему неубедительными. Лучший из них, работы Ореста Кипренского, Ге даже скопировал, но всё равно остался не удовлетворён. Татьяна Борисовна рассказала, что у неё хранится последний автограф поэта – записка, написанная перед дуэлью, а еще есть несколько портретов Пущина и посмертная маска Пушкина, сделанная в двух экземплярах. Ге попросил разрешения навестить новую знакомую и познакомиться с её архивом, и в один из визитов племянница Данзаса даже подарила художнику пушкинскую посмертную маску.
Следующей сложностью для Ге стало достоверное изображение обстановки: он не хотел, чтобы в картине было что-то «выдуманное». Всё должно быть «по-настоящему» – так, как было при жизни поэта. Но со дня смерти Пушкина минуло почти 40 лет, а с визита Пущина в пушкинскую деревню – без малого полстолетия; дом в Михайловском за это время перестраивался, ремонтировался, менялся его интерьер. Однако упорный Ге нашёл выход и здесь. Брат художника, Григорий Николаевич Ге, вспоминает: «В Михайловском старики направили его в Тригорское, к почтенным современницам поэта, г-жам Керн. Одна из этих старушек в оное время привлекала к себе особенное внимание Пушкина, а теперь обе хранят самые теплые воспоминания о нём. И вот Николай Николаевич, во-первых, увидал у г-жи Керн домоустройство и домоубранство 20-х годов, во-вторых, ему обстоятельно рассказали, что и как изменено в Михайловском доме. Николай Николаевич видел и некоторые вещи из мебели, из обстановки, бывшей у Пушкина. Одним словом, с помощью г-ж Керн Ге получил полную возможность точнейшего воспроизведения в своей картине беседы Пушкина с Пущиным у себя в Михайловском».
Критик Владимир Стасов, написавший обстоятельную биографию Ге, констатирует, что публика и критика приняли картину холодно: слишком явно «Пушкин в селе Михайловском» уступал по качеству исполнения «Петру I, допрашивающему царевича Алексея». Общественное мнение сошлось на том, что Ге «лучше замысливает, чем исполняет», а сам Ге, разочарованный разгромными рецензиями и вялыми отзывами, решил более не возвращаться к историческому жанру и вскоре, пережив мировоззренческий кризис, навсегда уехал жить в глухой черниговский хутор Ивановское. Известно, что картину пожелал приобрести поэт Николай Некрасов (сейчас она находится в Харьковском художественном музее). 18 лет спустя, незадолго до смерти, Ге написал в своей мастерской на хуторе авторскую копию «Пушкина в селе Михайловском» и преподнёс её сыну поэта с дарственной подписью «Григорию Александровичу Пушкину от Николая Ге». Эту версию картины сейчас можно посмотреть во Всероссийском музее А.С.Пушкина (Санкт-Петербург).
Автор: Анна Вчерашняя
Великие художники
Николай Ге «А.С.Пушкин в селе Михайловском», 1875
Харьковский художественный музей, Харьков
Реализм
На полотне Ге «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» 1875 года — няня Арина Родионовна, Александр Пушкин и друг Пушкина поэт Иван Пущин. Пушкин и Пущин подружились еще в лицее. Прошли годы, Пушкин оказался в опале и был сослан властями в псковское село Михайловское. Летом там жили его родные, но с приходом зимы с поэтом осталась только няня Арина.
В январе 1825 года ранним утром всего на один день к Пушкину приезжает Пущин: радость, объятия, смех. Выбегает Арина Родионовна и начинает обнимать Пущина, хотя до этого никогда его не видела. Пущин привез запрещенную тогда комедию Грибоедова «Горе от ума», и Пушкину захотелось прочесть ее вслух. Пущин расположился в кресле, а Пушкин с его темпераментом усидеть не мог, читал стоя. Позади него сидит няня с вязанием и тоже слушает.
Стол завален книгами и бумагами, книги кругом — на стуле, на полу. В Михайловском Пушкин много читал и все время просил, чтобы еще присылали книги. Когда прошли два года ссылки, книги пришлось вывозить на двух телегах.
На следующее утро Пущин уезжает, а Пушкин пишет ему в Читу, где Пущин был в ссылке после декабрьского восстания на Сенатской площади:
Мой первый друг! Мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.
Сразу после первой выставки картину Ге купил еще один поэт — Николай Некрасов.
Поделиться
Тэги: ,Пушкин,реализм
«Петр I допрашивает Царевича Алексея»
Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе.1871. Государственная Третьяковская галерея
Дворец Монплезир. Фотография: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Картина с выставки Государственной Третьяковской галереи: Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. 1871
Сын Петра I и его первой жены Евдокии Лопухиной царевич Алексей плохо ладил с отцом. Петр укорял его за невнимание к государственным делам, за доброту к матери, заключенной в монастырь, и за многое другое. Когда вторая жена, Екатерина Алексеевна, родила Петру еще одного сына, положение Алексея стало более тягостным. Он бежал за границу в поисках союзников. Через полтора года царевич вернулся, однако за бегство его лишили права на престолонаследие в пользу младшего брата. А вскоре в Тайной канцелярии начали расследование по делу Алексея — его подозревали в желании захватить власть. Царевича допрашивал Петр I.
Именно этот эпизод и стал сюжетом картины Николая Ге. Перед тем как начать работу, Ге посетил петергофский дворец Монплезир, где проходил допрос царевича, и зарисовал интерьер и множество деталей убранства. Сдержанная обстановка, изображенная на полотне, соответствует мрачному настроению сцены. Героев на картине всего двое, и оба они находятся в центре сюжета. Никаких внешних эффектов, никакой роскоши, никаких атрибутов царской власти. Только разгневанный царь-отец и изменник сын, который не смеет поднять на него глаза.
«Петр Великий не вытянут во весь рост, он не устремляется, не потрясает руками, не сверкает глазами, царевич Алексей не стоит на коленях, с лицом, искаженным от ужаса… и тем не менее зритель ощущает себя свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти».
Михаил Салтыков-Щедрин
«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы I»
Николай Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874. Государственная Третьяковская галерея
Николай Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. Эскиз. 1871
Николай Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. Эскиз. 1873
Название полотна не совсем корректно: в момент, изображенный на картине, ее главная героиня еще не стала императрицей-самодержицей Екатериной II, а была лишь женой Петра III Алексеевича. После смерти Елизаветы Петровны отношения между супругами обострились. Новый император не скрывал, что собирается избавиться от неугодной жены, Екатерина же вынашивала планы по собственному спасению.
Сцена у гроба Елизаветы запомнилась многим современникам. По воспоминаниям одного из придворных, «император не имел желания участвовать в церемониях, необходимых при похоронах покойной императрицы, тетки его, и предоставил заботу эту своей супруге, которая распорядилась как нельзя лучше, обладая вполне политическим тактом». Подданные были оскорблены весельем и небрежностью Петра и высоко оценили, с каким почтением к памяти императрицы Екатерина выстаивала долгие церковные службы и молилась.
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Есть несколько картин, на которых запечатлен Александр Сергеевич Пушкин. Вот одна из них. Ее написал Николай Николаевич Ге. На картине Пушкин находится в своем имении. Его сослали за то, что он писал свободолюбивые стихи. Наказание было не слишком суровым, но для Александра Сергеевича молодого и горячего это была настоящая трагедия.
В Михайловском он жил со своей няней Ариной Родионовной, верной спутницей его жизни. В данный момент только она одна его поддерживала и была свидетелем его новых шедевров.
У писателя было много знакомых и друзей, но именно сейчас многие были заняты и не могли проведать Пушкина. Несмотря на подготовку в восстании его друг детства Пущин, а в данный момент будущий декабрист, приехал к нему.
На картине видно, что друзья находятся в кабинете писателя. Комната достаточно светлая с высоким потолком, через окно светит солнце. На стене есть полки с книгами. Александр Сергеевич много читает, интересуется жизнью деревенских людей, фольклором, преданьями. Арина Родионовна помогает своему воспитаннику не только скрасить одиночество, но и в его писательской деятельности, много ему рассказывает историй.
В углу комнаты большой камин, который согревает друзей ярким пламенем. Камин украшен статуэткой и дорогими сердцу вещицами. На столе, покрытым зеленым сукном, стульях лежат книги, журналы. Пол покрыт стареньким ковром. Тут же лежат вещи. Мебель в комнате достаточно старая, обстановка скромная. Это не смущает писателя.
На переднем плане сидит Пущин Иван Иванович внимательно слушает его. Ногу он закинул на ногу, и колено обхватил руками. К нам Иван Иванович повернут в пол оборота. Он чем-то взволнован и немного напряжен. Пушкин настолько увлечен, что не замечает этого. Он стоит у своего стола покрытым скатертью, облокотившись на него, и с воодушевлением читает рукопись. В комнате царит творческий беспорядок, но это не волнует ни хозяина, ни гостя.
На заднем плане картины из-за стола виднеется диванчик, по всей видимости, на нем и спит Александр Сергеевич. Над ним висит картина, что изображено на ней, к сожалению, непонятно. В Михайловском он занимал всего одну комнату, которая была ему и спальней и кабинетом, а рядом на стуле сидит его няня и вяжет.
На А.С. Пушкине одет темный сюртук наглаженные брючки жилетка и белая рубашка. На шее повязана черная ленточка. На ногах узкие ботинки. Пущин одет более тепло, на нем коричневый плотный сюртук и такие же брюки.
Вариант №2 сочинение
Это приятная картина. Тут и красиво падает свет, и уютная (домашняя) обстановка. Все герои в хорошем настроении. Нужно понимать ситуацию! Я узнал, что Пущин – лицейский друг Пушкина. Когда Александра Сергеевича отправили в ссылку (хорошо хоть, что в родное имение, где даже няня помогала ему), Пущин стал его первым гостем. Он не испугался, не отвернулся от «ссыльного». Наоборот, оказал поддержку скучающему поэту, которому нельзя было, конечно, выезжать даже куда-нибудь в город. И вот сцена, когда, наверняка, после вкусного обеда, поэт читает другу стихи, а няня – слушает.
Напоминает мне эта сцена дружеские посиделки, где кто-то читает какую-нибудь интересную статью, а другие слушают. При этом кто-то может чем-то заниматься (вот тут няня вяжет). Все довольны! Пущин полулежит в кресле. Он слушает произведение друга с улыбкой. Пушкин прямо декламирует – стоит посреди комнаты с листочком бумаги, но это не смотрится смешно. Поэт даже немного расслаблено оперся на стол. Он тоже улыбается. Выглядит Александр Сергеевич так, как мы и привыкли его видеть. На заднем фоне та самая няня – уже старушка. Она в теплом платке, волосы её собраны под косынкой. Она сидит на диване и внимательно слушает своего воспитанника. Возможно, она удивляется, как этот мальчик так здорово складывает слова.
Солнце наполняет комнату мягким светом. Оно уже садится – лучи и тени боковые. Вот мы видим свет от окна с красивой шторкой. Видимо, это гостиная – тут большой стол, диваны и кресла. Ещё есть какие-то пуфики, мягкие стулья. На стенах – картины, на полочках – статуэтки и книги. Вот похожая на колонну красивая печка. В краеведческом музее я видел, что такие печи могут быть покрыты очень красивыми изразцами. То есть это тоже, скорее, для гостей.
Известно, что этому визиту Пушкина даже посвятил целое стихотворение. Вдруг он успел как раз в тот момент его записать и прочесть гостю?! Это было бы забавно.
Картина даже напоминает мне фотографию, если б тогда можно было о таком прогрессе мечтать. Не постановочное фото, на котором все естественные, без «показухи». Красивая картина – не только для учебника литературы, а просто – сама по себе.
`
Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском (автор Ге)
Популярные сочинения
- Сочинение Любовь Раневская в пьесе Вишнёвый сад (образ и характеристика)
Раневская Любовь Андреевна ─ главная героиня произведения, разорившаяся помещица, обладающая эффектной внешностью и великодушием. Она считается собирательным образом русского дворянства
- Сочинение Фамусов в комедии Горе от ума (Образ и характеристика)
Благодаря этому персонажу появилось даже выражение «фамусовское общество». Там все такие, как он, живут по законам, которые он соблюдает, выражает и считает правильными: лесть, шутовство
- Сочинения по картинам Герасимова
Говоря про ту эпоху, в которой жил и творил данный замечательный художник, стоит отметить, что она была наполнена множеством послереволюционных настроений, и именно поэтому было крайне мало людей