- Сочинения
- По картинам
- Гаврилов — Последние васильки
/
/
На картине Василия Николаевича Гаврилова «Последние васильки» мы видим стоящую на столе, под подоконником, белую кастрюльку с огромным букетом васильков. Это их последний за это лето привет. Мастер кисти, этот летний солнечный день, с его обаянием, переносит на холст небрежно, но с блестящей точностью, изысканностью и мастерством.
Скоро васильки повянут, а их заменят другие цветы. Этим утром их собрали в огромный букет. И сейчас голубые головки радостно зовут и манят навстречу. Художник написал цветы жирными, точными мазками. Не вдаваясь в детали, мастер создавал общую атмосферу радости и счастья. Створка окна приоткрыта, но это всего лишь интерьер. Рядом, с подоконником, на открытых, белых страницах книги, расположен горшочек с веточкой рябины. Ее красные ягоды, на художественном полотне, имеют темный, неяркий цвет. Они находятся, как бы, внизу, в полумраке.
Далее, за окном, поле спелой пшеницы. Колосья, медленно наклоняют под теплым ветерком свои колосья. Золотая нива ждет, когда же начнется уборка урожая. Над ней летают черные птицы, собирая опавшие на землю, зерна. За жнивьем, темной стеной, стоят высокие деревья. Их кроны, темно- зелеными красками написанные художником, застыли вдали. Лесная пуща таинственна и загадочна. Она манит к себе неизвестностью. Возможно, туда ходят за грибами и ягодами.
На заднем плане полотна, синее небо, с тенями кружащихся в воздухе птиц. На нем нет облаков и туч. Ничто не предвещает ни дождя, ни града. Стоит теплая июльская погода. Птицы написаны нечетко, как бы простыми, небрежно поставленными галочками.
Пейзаж незатейлив, печален, что позволяет думать о том, что скоро наступит осень, а ей на смену придет холодная снежная зима, и это придает работе штрихи обыденности и простоты.
Популярные сочинения
- Сочинения по картинам Айвазовского
29 июля 1817 году родился Иван Айвазовский. Его семья была бедна. Но, несмотря на это он смог поступить в гимназию. Позже он едет в Петербург и поступает в Академию художеств. После её окончания он едет в Европу - Сочинение Молодежь — будущее страны
Говорят, что молодость — лучший период человеческой жизни, потому что тогда человек беззаботен и ему не о чем беспокоиться — он не кормит семью, не воспитывает детей … Но верно ли это утверждение? - Человек, которым я восхищаюсь сочинение
Мама — это самый родной человек для каждого. Я очень горжусь и восхищаюсь своей мамой.
Вариант №2
Гаврилов А.Н. является талантливым художником, творчество которого нельзя обойти стороной. Как удачно, что сегодня мы рассматриваем одну из самых прекрасных картин гения «Последние васильки». Смотришь на эту картину и чувствуешь запах сена за окном и полевых васильков. Что еще нужно человеку для счастья? Как удачно творец с помощью оттенков воссоздал жаркий летний день. Зной так и пытается проникнуть в открытое окно. А вот васильки, напротив, освежают картину, даруя такой нужный привкус прохлады.
В центре картины, конечно же, те самые последние васильки. Они сразу же привлекают внимание зрителя своим насыщенным ярко-синим цветом. Пышным букетом устроились они в маленькой кастрюльке цвета слоновой кости. Как забавно написаны васильки, будто бы одним мазком. Так, что не удается различить цветок это или стебель. Наверное это и привлекает зрителя больше всего.
Маленькая гроздочка рябины устроилась справа на древенчатой дощечке. Бордовые ягодки ловят блики солнца, соблазнительно переливаясь Но и она осталась позабыта, ведь за окном открывается такой пейзаж…
Погода безветренна и тиха. Видимо душно настолько, что пришлось открыть окно в поисках хоть малейшего ветерка. Русское желтое поле настолько привлекает взор, что хочется очутиться там и пробежать по нему, раскинув широко руки. А добежать хочется прямиком до зеленой рощи, что стоит величаво на заднем плане. А вернувшись в дом, только после этого можно заметить то, что изначально не бросалось на глаза. Дом прост, без изысков и прикрас.
Стоит отметить, что Гаврилов написал эту картину перед самой смертью. Может быть поэтому, некоторые критики и наблюдатели говорят о том, что данное полотно – символ уходящей жизни. Ведь всё рано или поздно увядает: цветы увянут вскоре, а золотистое поле даст богатый урожай, пожертвовав своей красотой. Вот и человек рано или поздно встретит седины на своих висках, как новое приключение, которое в конечном итоге приведет к прекрасному закату.
Но ведь это и не важно сейчас. Зрителя посещают другие, прекрасные, настоящие мысли: «Вот такой широты русская деревня, вот такой красоты русское поле, вот такого изящества русские поля!»
Сочинение по картине Последние васильки Гаврилова В.Н.
Об авторе: Владимир Николаевич Гаврилов (1923-1970)- советский художник. В 1951 году он окончил Московский государственный академический художественный институт имени В.И.Сурикова. Среди его учителей был знаменитый живописец И.Э.Грабарь. С 1968 года Владимир Николаевич сам преподавал в этом институте. В его творческой деятельности основное место занимают пейзажи и жанровые композиции. На картине Последние васильки представлен живописный натюрморт на фоне летнего пейзажа. Она была написана в 1970 году и стала одной из последних работ автора.
Сочинение по картине Последние васильки Гаврилова В.Н.: описание и анализ художественного полотна
На картине Последние васильки мы видим очаровательный букет полевых цветов, поставленный в обычную белую кастрюлю. Темно-голубые васильки выглядят настолько ярко и красочно, что совершенно не важно, в чём они находятся. Видимо, их только что сорвали, и пышный букет просто не поместился в вазу. Синеющие головки пушистых васильков сразу же привлекают внимание зрителя.
Кастрюля с цветами стоит на дубовом столе, расположенным рядом с открытым окном. Около него находится еще один небольшой столик, сделанный наспех из не струганных и не покрашенных досок. Находящийся на нём керамический горшочек с увядающими ягодами калины служит неплохим фоном для васильков. Краснеющий букет ягод выглядит невзрачно рядом со свежими яркими цветами.
Через растворенные створки окна виднеется зеленеющий вдалеке лес и пожелтевшее пшеничное поле. На фоне желтых колосков хорошо выделяются пролетающие над ними черные птицы.
Картина у художника получилась красочной и запоминающейся. Ярко-синие цветы и солнечный пейзаж за окном будут холодной зимой напоминать нам о жарком лете.
Похожее
урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Форма урока:
проблемный урок, урок творчества.
Цели урока.
Образовательные
:
- Закрепить умения и навыки работы с натюрмортом.
- Активизировать познавательную активность учащихся.
- Совершенствовать навыки речемыслительной деятельности учащихся.
Воспитательные
.
- Воспитывать интерес к предмету.
- Формировать гуманные качества личности учащихся, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Развивающие
.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Совершенствовать навыки анализа произведения живописи (натюрморта).
- Развивать умение строить ответ в определенной композиционной форме, исправлять, дополнять, совершенствовать написанное.
Основные формы и виды работы на уроке
: наблюдение, анализ изображенного на картине, работа над образными средствами языка, подбор рабочих материалов.
Оборудование
: Репродукции картин В.Н.Гаврилова, план описания картины.
Перед уроком была проведена предварительная работа: приготовлены на уроках ИЗО натюрморты В.Н.Гаврилова «Последние васильки”, сообщения по творчеству художника, стихотворения о васильках.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, цели, особенности урока.
Учитель русского языка.
— Ребята, сегодня мы будем описывать натюрморт. Наш урок необычен: вести его будем я и учитель изобразительного искусства, Людмила Романовна. Мы хотим, чтобы вы увидели связь между уроками русского языка, литературы и изобразительного искусства, научились правильно описывать натюрморт в соответствии с заданным планом.
III. Основная часть.
Учитель ИЗО.
Сегодня речь пойдет о замечательном русском художнике Гаврилове Владимире Николаевиче. Гаврилов Владимир Николаевич — лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина, выдающийся художник, пейзажист, жанрист, человек яркой творческой мысли. Полотна Гаврилова просты по сюжету, художник создавал произведения, в основном, о своем времени, в едином эмоциональном ключе, которому автор подчинял все изобразительные средства, и прежде всего цвет.
(Знакомство с картинами художника).
Далее краткую справку о художнике продолжат ребята, заранее подготовившие свои сообщения.
Учитель ИЗО.
— Писал художник и поэтические натюрморты, например, «Ночное окно”.
Давайте вспомним, что такое натюрморт?
(Отвечают ученики) – Термин «натюрморт” — в переводе с французского означает «мёртвая натура”. Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов, размещённых в единой среде и организованных в группу.
Учитель ИЗО.
— Хочу добавить, что мир вещей в натюрморте призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Возник натюрморт в период развития реализма в. В XVII веке он определился как самостоятельный жанр.
Натюрморт – очень удобная во всех отношениях натура: она неподвижна, на длительное время сохраняет свой внешний облик. Даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.
На выставке в Государственной Третьяковской галерее представлена одна из последних работ художника, — натюрморт «Последние васильки” (1970 г.), по которой вы будете писать свои сочинения.
IV. Беседа по картине.
Учитель ИЗО.
— Докажите, что перед вами действительно представлен натюрморт.
(Ответы учащихся: На картине изображены неодушевлённые предметы: букет васильков, а также, веточки калины или рябины.)
Учитель ИЗО.
— Натюрморт может быть вписанным в любую геометрическую фигуру: овал, круг, квадрат, прямоугольник и т.д. Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали, диагонали.
— В какую форму вписал натюрморт В.Н.Гаврилова и как художник развернул композицию? (Натюрморт вписан в прямоугольную форму и развёрнут по вертикали.)
Учитель ИЗО.
— Расположение предметов в натюрморте называется композицией.
— Что такое композиция?
Ученики:
(Композиция — это гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в картине.)
— Предметы в натюрморте должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга. Предметам не должно быть тесно на плоскости.
Учитель ИЗО.
—
В композиции должен быть композиционный центр. Что поместил художник в центре картины?
Ученики:
(В центре картины находится букет васильков
,
основной, центральный предмет.
Учитель ИЗО.
—
А что помогает передать настроение в натюрморте? (Цвет и колорит)
— Какие цвета преобладают в картине, теплые или холодные, и что этим автор передает?
Ученики:
(В картине преобладают теплые цвета и контрастный колорит, этим художник передает свой восторг, хорошее настроение.)
Учитель ИЗО.
— Верно, цвет для художника, как и звук для музыканта или слово для писателя – мощное средство выразительности. В написании натюрморта «Последние васильки” В.Н.Гаврилова и мы в своих рисунках использовалитеплые и контрастные цвета. Ваши работы получились яркими, красивыми.
Учитель ИЗО.
— А какую роль играет в картине солнечный свет?
Ученики:
(Солнечный свет, освещая предметы, делает их, с одной стороны, светлыми, а с другой стороны – темными (тень).
Учитель ИЗО.
— Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.
Теперь вам осталось только запечатлеть все, о чем мы с вами говорили в своих сочинениях. Слово я передаю Людмиле Ивановне.
V. Работа над созданием сочинения. Речеведческая деятельность.
Учитель русского языка.
— После такого подробного анализа натюрморта с точки зрения живописи у вас, я верю, получатся замечательные сочинения.
Учитель русского языка.
— Надо сказать, что не только художники, но и поэты восхищались красотой нежных полевых васильков. Предлагаю вам прослушать стихотворение о васильках, написанное поэтом Владимиром Кокаревым.
Выразительное чтение стихотворения о васильках.
(Ученица читает стихотворение «Васильки” Вадима Кокорева.)
— Вдохновленные таким прекрасным лирическим стихотворением, приступим к написанию сочинения по данной картине. Чтобы ярче себе представить картину, созданную автором, давайте закроем глазки и мысленно перенесёмся туда, прислушаемся к звукам, почувствуем запахи, окунёмся в чарующий мир природы, созданный автором.
(Под сопровождение легкой музыки дети представляют себе картину, созданную художником.)
Учитель русского языка.
— Откроем глазки, «выйдем” из картины. Что вы услышали и увидели? Что почувствовали?
Ученики:
(Приблизительные ответы учеников: «Окунувшись в мир картины, я услышал пение птиц, их весёлое чириканье. Посреди бескрайнего поля золотых колосьев пшеницы, словно кораблик в море, виднеется маленький деревенский домик, а через распахнутое окно, утопая в лучах солнца, стоит прекрасный букет полевых васильков. Воздух пропитан запахом спелой пшеницы и полевых цветов”.)
Учитель русского языка.
— Замечательно! Вот теперь можно приступать к описанию картины.
Скажите, ребята, какой тип речи мы будем использовать в своих работах и почему? (Описание)
— А какие типы речи вы ещё знаете? (Повествование, рассуждение)
— В каком стиле мы будет выполнять свои работы? ( В художественном)
— Какие вы знаете средства выразительности, которые характерны для художественного стиля речи и необходимы для нашего сочинения? (Эпитеты, метафоры, синонимы, антонимы)
— Чтобы сочинение отличалось логической стройностью, составим план сочинения.
Учитель русского языка.
Составление плана сочинения.
— Скажите, из каких частей состоит сочинение? (Из вступления, основной части и заключения)
— О чем мы напишем во вступлении? (О художнике картины)
— Как мы озаглавим первый пункт плана? (1. В.Н.Гаврилов — тонкий колорист и мастер композиции)
— О чем мы должны будем сказать в основной части в первую очередь? (О букете васильков)
— Какие ещё предметы изображены на натюрморте? (Веточки калины)
— Должны мы будем описать окно и что за окном? Как можно озаглавить следующие пункты? (Распахнутое окно, Янтарная пшеница)
— Укажем, какой колорит использовал художник, чтобы передать свое настроение? (Теплый колорит)
— Основная часть завершена. И что ещё остается? (Заключение)
— Какие у вас есть варианты заключительной части? Небольшая подсказка – как называется натюрморт? О чем говорит это название?
(3. Последние васильки – прекрасное напоминание о лете.)
— Теперь перейдём к подбору рабочих материалов.
— Во вступлении мы должны будем сказать несколько слов о художнике.
— Какие словосочетания вы предложите для характеристики художника?
I. В.Н.Гаврилов — тонкий колорист и мастер композиции – выдающийся художник, прекрасный пейзажист.
II. 1. Букет васильков — пышный букет, ярко-синие васильки, стоящие на дубовом столе, тонкие лепестки, зеленые листочки.
2. Веточки калины — ярко-красные ягоды, в коричневом глиняном горшочке.
3. Распахнутое окно — видна ширь русских полей, бескрайнее небо.
4. Янтарная пшеница — янтарно-желтая, спелая, густая пшеница, пышные колосья.
5. Теплый колорит — тёплые и светлые цвета, яркие, солнечные, сочные краски.
III. Последние васильки – прекрасное напоминание о лете; картина передает и восторг, и умиление, и восхищение; пленительная красота природы.
VI. Написание чернового варианта сочинения.
Учитель русского языка.
— Теперь разделим черновик на две части: одна – для будущего сочинения, другая – для редактирования. Далее, следуя алгоритму написания сочинения по картине, пишем сочинение.
(Можно сопроводить написание сочинения под лёгкую музыку, затем прослушать 3-4 работы учащихся, провести анализ и редактирование ученических сочинений.)
VII. Учитель предлагает в качестве образца прослушать следующее сочинение.
(Сочинение, написанное учителем).
Гаврилов Владимир Николаевич — выдающийся художник, пейзажист, тонкий колорист и мастер композиции.
В центре картины крупным планом художник изобразил пышный букет васильков, стоящих на дубовом столе в белой, уже не новой кастрюле. Ярко-синие васильки, словно кусочек небесной чистоты, заполняют картину свежестью и какой-то сказочностью. Подставляя навстречу ярким лучам солнца нежные головки, васильки сливаются с первозданной красотой русской природы. В небесной синеве васильков утопают тонкие стебельки и зелёные листочки. Своей синевой васильки заполняют всю картину.
Справа от букета васильков автор изобразил несколько ярко-красных веточек калины, скромно стоящих на белом стуле в коричневом глиняном горшочке.
Предметы настолько объемны, что, кажется, протяни руку и почувствуешь нежность васильков, упругость спелых ягод, тепло летнего дня.
Через распахнутое окно видна ширь русских полей, утопающих в густой, янтарно-желтой пшенице. Над пышными колосьями пшеницы кружатся неугомонные птицы, и их звонкий щебет разливается по всей округе.
В картине преобладают тёплые и светлые цвета, яркие, солнечные, сочные краски. Этим автор передал свой восторг и внутреннее настроение.
Глядя на картину «Последние васильки”, испытываешь и восторг, и умиление, и восхищение. Какая пленительная песнь красоте и великолепию природы содержится в этом натюрморте! Любого человека, кто умеет любить, радоваться, грустить, кто всем сердцем ощущает красоту природы, натюрморт В.Н.Гаврилова «Последние васильки” не оставит равнодушным. Последние васильки – это прекрасное напоминание о лете.
— Понравилось вам это сочинение? Я надеюсь, что и ваши работы будут такими же интересными, яркими и образными. В своих сочинениях вы можете использовать отдельные фразы из этого сочинения.
VIII. Подведение итогов урока.
Оценить участие ребят на уроке, отметить наиболее активно работавших учеников.
IX. Рефлексия.
— Какие впечатления произвел на вас этот не совсем обычный урок? Что понравилось вам?
— Какой цвет вы выбрали бы, если бы вам довелось создать картину урока?
X. Домашнее задание
– творчески оформить работы, с рисунками, на листах формата А-4.
Картина «Последние васильки» была написана Василием Николаевичем Гавриловым в 1970 году. Из названия и самого сюжета натюрморта становится понятно, что посвящена она одному из самых красивых времен года – осени.
В центральной части картины разместился пышный букет васильков. Цветы помещены в небольшую белую кастрюльку. Возможно, не нашлось вазы, которая смогла бы уместить такое большое количество полевых цветов. А может быть, художник намеренно поставил их в кастрюльку, чтобы придать натюрморту легкости и простоты. Картина написана широкими штрихами, поэтому проследить за каждым отдельным цветком очень трудно, стебельки и листья сливаются вместе, образуя некоторое подобие зеленого кустика. Лепестки васильков имеют насыщенный синий цвет. На мой взгляд, это основной цвет композиции, при просмотре картины, все внимание обращено именно к синим цветам.
А рядом с букетом васильков расположилась небольшая вазочка с веточками рябины, красные ягодки которой переливаются на солнце. Она находится в тени синих васильков, взгляд ненадолго задерживается на ней. Раскрытая книга, на которой стоит вазочка, еще одна интересная деталь картины. Как попал на нее рябиновый букет? Поставили его так специально или же под влиянием погожего осеннего денька, погрузившись в свои мысли, художник даже не заметил, что поместил вазочку на страницы раскрытой книги?
День, который запечатлел художник, ясный и солнечный. Тени от предметов четкими линиями лежаться на дубовый стол. Картина наполнена светом, который передан художником при помощи теплых тонов. Раскрытое окно указывает на некоторую духоту, сложившуюся в комнате. Воздух, попадающий через него в помещение, наполняет натюрморт свежестью и легкостью.
Еще одной важной деталью картины является открытое окно. Через него зрителям открывается незатейливый пейзаж: поле и небольшой лес, который виднеется за ним. Крона деревьев зеленая и густая, однако, злаковые растения, которыми засеяно поле, уже созрели, колосятся и клонятся к земле. За окном также можно увидеть птиц, возможно, они уже собираются на зимовку в теплые края, сбиваясь в стаи. Эти детали картины говорят о том, что молодая осень совсем недавно вступила в свои права.
Последние васильки – напоминание об ушедшем лете. Совсем скоро наступят холода, на смену осени придет зима, природа погрузится в сон и полевые цветы надолго перестанут радовать своей красотой.
2 сочинение
Картина Гаврилова Владимира «Последние васильки» наполнена спокойно-яркими красками, придающими свежесть. На картине использованы такие цвета как: голубой, бордовый, коричневый, желтоватый, зелёный, синий, белый и некоторые оттенки этих цветов. Все они идут по отдельности, но сочетаемо смотрятся в композиции.
Всё что сразу бросается в глаза – это цветы. Цветы васильки. Эти цветы необычайно красивы в настоящей природе, и автор старается изо всех сил сделать их тоже красиво и похоже. Это ему удаётся.
Цветы выглядят нечётко прорисованными, но другое дело, что вся эта картина в целом нарисована в такой тактике.
Растение имеет сочный, яркий, насыщенный цвет, выражающейся полностью на всей картине. По-моему, цветы – главный объект этой картины.
Сами свежие цветы стоят в небольшой кастрюльке светлого цвета. Все они там хорошо помещаются. Рядом, также в небольшом лукошке багрового цвета, лежит рябина, имеющая сочный бордовый цвет. Сверху виднеются её рыжие листики. Эта рябина уже давно поспела.
Вся эта природа стоит на деревянных досках. То ли это лавочка, то ли какой-то стол, не понять.
В доме цветы, наполняющие комнату запахом, а за цветами открытое окно. Наверняка оттуда дует лёгкий ветерок, наполненный свежестью, который раздувает цветочный аромат. Его можно свободно прочувствовать и насладиться.
За окном мы можем увидеть траву. Она имеет желтоватый цвет. Такая трава растёт во всех поселениях. Можно предположить, что она высокая. Вперемешку с ней растут какие-то цветы розового цвета, вполне возможно, что это люпины, которые также произрастают в дикой природе. За поляной этой жёлтой роскошной травы идёт полоса деревьев и кустов. Все они имеют однородный цвет – темно-зелёный. Эта полоса простирается вдоль всей территории, которую мы можем увидеть из окна.
Погода безоблачная. На небе не видно ни одного облачка. Всё оно голубое. А вдали виднеются чёрные пятнышки, напоминающие размах крыльев у птиц. Но вот понять точно птицы это или нет, снова не удаётся. Вся картина прорисована мазками. И здесь уже может работает своя фантазия.
Вся эта картина очень светлая, простая, напоминает домашний быт. Такой вид видели многие, к примеру, у своих бабушки и дедушки в гостях. Роскошный полевой букет васильков добавляет свежести и лёгкости. Травка – мягкости. Все цвета очень приятны глазу. Глядя на эту картину не хочется ни о чём думать, а просто наслаждаться её красотами.
`
Последние васильки Гаврилова
Популярные сочинения
- Сочинение Человек, который мне нравится (для 7, 8 класса)
На самом деле есть много людей, которые вызывают мою симпатию и уважение. Но в своем сочинении я хочу рассказать про определенную личность, с которой я знакома уже много лет.
- Сочинение Школьная перемена
Одним из любимых моментов большинства школьников является перемена. У многих перемена проходит очень скучно
- Сочинение Труд и человек
Труд – это сознательная деятельность, которая имеет определенную цель. Трудясь, мы получаем определенный результат, создаем что-то новое. Именно благодаря труду человек смог изменить окружающую среду
- Сочинения
- По картинам
- Разные
/
/
Картина «Последние васильки» была написана Василием Николаевичем Гавриловым в 1970 году. Из названия и самого сюжета натюрморта становится понятно, что посвящена она одному из самых красивых времен года – осени.
В центральной части картины разместился пышный букет васильков. Цветы помещены в небольшую белую кастрюльку. Возможно, не нашлось вазы, которая смогла бы уместить такое большое количество полевых цветов. А может быть, художник намеренно поставил их в кастрюльку, чтобы придать натюрморту легкости и простоты. Картина написана широкими штрихами, поэтому проследить за каждым отдельным цветком очень трудно, стебельки и листья сливаются вместе, образуя некоторое подобие зеленого кустика. Лепестки васильков имеют насыщенный синий цвет. На мой взгляд, это основной цвет композиции, при просмотре картины, все внимание обращено именно к синим цветам.
А рядом с букетом васильков расположилась небольшая вазочка с веточками рябины, красные ягодки которой переливаются на солнце. Она находится в тени синих васильков, взгляд ненадолго задерживается на ней. Раскрытая книга, на которой стоит вазочка, еще одна интересная деталь картины. Как попал на нее рябиновый букет? Поставили его так специально или же под влиянием погожего осеннего денька, погрузившись в свои мысли, художник даже не заметил, что поместил вазочку на страницы раскрытой книги?
День, который запечатлел художник, ясный и солнечный. Тени от предметов четкими линиями лежаться на дубовый стол. Картина наполнена светом, который передан художником при помощи теплых тонов. Раскрытое окно указывает на некоторую духоту, сложившуюся в комнате. Воздух, попадающий через него в помещение, наполняет натюрморт свежестью и легкостью.
Еще одной важной деталью картины является открытое окно. Через него зрителям открывается незатейливый пейзаж: поле и небольшой лес, который виднеется за ним. Крона деревьев зеленая и густая, однако, злаковые растения, которыми засеяно поле, уже созрели, колосятся и клонятся к земле. За окном также можно увидеть птиц, возможно, они уже собираются на зимовку в теплые края, сбиваясь в стаи. Эти детали картины говорят о том, что молодая осень совсем недавно вступила в свои права.
Последние васильки – напоминание об ушедшем лете. Совсем скоро наступят холода, на смену осени придет зима, природа погрузится в сон и полевые цветы надолго перестанут радовать своей красотой.
Популярные сочинения
- Доброта и жестокость в рассказе Муму 5 класс (Тургенев)
Тургенев Иван Сергеевич – интереснейший русский писатель девятнадцатого века. Выйдя из школы, многие продолжают зачитываться его произведениями на протяжении всей своей жизни - Сочинение Берегите лес от пожара
Лес — это не только скопление всевозможных пород деревьев, в первую очередь это дом для множества живых существ, обитающих в нём. Это целый мир, со своими правилами и обитателями. Также, наличие лесов на нашей планете - Сочинение по рассказу Господин из Сан-Франциско Бунина
Данное произведение небольшое по объёму, но представляет собой большую ценность. Оно буквально пронизано философскими темами и пищей для размышлений. И.А.Бунин написал
Вариант №2
Гаврилов А.Н. является талантливым художником, творчество которого нельзя обойти стороной. Как удачно, что сегодня мы рассматриваем одну из самых прекрасных картин гения «Последние васильки». Смотришь на эту картину и чувствуешь запах сена за окном и полевых васильков. Что еще нужно человеку для счастья? Как удачно творец с помощью оттенков воссоздал жаркий летний день. Зной так и пытается проникнуть в открытое окно. А вот васильки, напротив, освежают картину, даруя такой нужный привкус прохлады.
В центре картины, конечно же, те самые последние васильки. Они сразу же привлекают внимание зрителя своим насыщенным ярко-синим цветом. Пышным букетом устроились они в маленькой кастрюльке цвета слоновой кости. Как забавно написаны васильки, будто бы одним мазком. Так, что не удается различить цветок это или стебель. Наверное это и привлекает зрителя больше всего.
Маленькая гроздочка рябины устроилась справа на древенчатой дощечке. Бордовые ягодки ловят блики солнца, соблазнительно переливаясь Но и она осталась позабыта, ведь за окном открывается такой пейзаж…
Погода безветренна и тиха. Видимо душно настолько, что пришлось открыть окно в поисках хоть малейшего ветерка. Русское желтое поле настолько привлекает взор, что хочется очутиться там и пробежать по нему, раскинув широко руки. А добежать хочется прямиком до зеленой рощи, что стоит величаво на заднем плане. А вернувшись в дом, только после этого можно заметить то, что изначально не бросалось на глаза. Дом прост, без изысков и прикрас.
Стоит отметить, что Гаврилов написал эту картину перед самой смертью. Может быть поэтому, некоторые критики и наблюдатели говорят о том, что данное полотно – символ уходящей жизни. Ведь всё рано или поздно увядает: цветы увянут вскоре, а золотистое поле даст богатый урожай, пожертвовав своей красотой. Вот и человек рано или поздно встретит седины на своих висках, как новое приключение, которое в конечном итоге приведет к прекрасному закату.
Но ведь это и не важно сейчас. Зрителя посещают другие, прекрасные, настоящие мысли: «Вот такой широты русская деревня, вот такой красоты русское поле, вот такого изящества русские поля!»
Сочинение по картине Гаврилова «Последние васильки»
«Последние васильки» — живописное полотно, которое написано советским художником Владимиром Николаевичем Гавриловым в 1970 году. Оно вошло в число последних работ автора, скончавшегося в том же году, тем самым, став олицетворением прощания художника с яркими моментами жизни и тем, что он увидел в последний раз — это конец лета, отцветающие полевые цветы, еще не сжатая пшеница и родной дом.
Владимир Николаевич был талантливым пейзажистом, раскрывшим всю красоту живописи, а вместе с ней и родной природы. Представленная картина демонстрирует мастерство Гаврилова ловить моменты — кусочки обыденных часов и занятий, которые привычны и повторяются, быть может, изо дня в день. Сюжет «Последних васильков» очень простой и заурядный, он не имеет пафоса и аллегорий. Поэтому картина будоражит собственные самые теплые и искренние воспоминания зрителя, относя его в детство, именно в то время, когда можно уснуть за чтением книги, куролесить у бабушки в деревне летом и просто жить.
Работа полна тепла, и не только по сюжетной композиции. Немаловажным для создания доброй и светлой атмосферы стали краски, которые выбрал Гаврилов. Это приглушенные тона, среди которых холодным пятном выделяются васильки. Именно они стали центром сюжета и достойно занимают место на первом плане. Дальний план, в свою очередь, захватил кусок сельского пейзажа с желтыми и белыми колосьями. Горизонт обрамлен густой рощей. Она прописана насыщенным зеленым маслом с примесью аквамарина. Контраст темных пятен вдалеке и выбеленное поле наделило колорит палитры особым янтарным свечением спелых колосьев, солнца и летнего дня.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!
Связаться с нами:
Владимир Николаевич уделил внимание мелочам, — раскрытой книге, окну, створки которого гостеприимно распахнуты, тому, в чем будут стоять цветы — это маленькая эмалированная кастрюля. Все по-домашнему, все скромно и по-настоящему. Даже, кажется, что композиция вовсе не постановочная, а выхваченная из жизни нечаянно, но навсегда.
Последний летний месяц стал для автора на самом деле последним. Он стремился запечатлеть то, что для многих кажется неважным и не таким ценным, как васильки для Гаврилова. Его талантливая рука вкрапила в холст мозаику тягучего масла, так же как свои строки впечатала в лист поэтесса Васильева:
«Возле дачи, на раздолье, у излучины реки разбрелись в колхозном поле голубые васильки…».
И, быть может, эти цветы — всего лишь сорняк, но для автора картины, васильки — олицетворение жизни. Впрочем, многие из тех, кто прожил большой отрезок времени, начинают ценить совершенно простые вещи, которые в детстве казались обыкновенными и заурядными.
Простота повествования «Последних васильков» передана понятным языком живописного реализма. Никакой из жанров искусства не способен так доподлинно объяснить любовь, тоску, красоту быта и природы, как реализм. И пусть кому-то покажется письмо художника сухим, где-то скупым на эмоции, не таким пафосным, как мастерство античных живописцев, все равно, с чувством благодарности к таланту Владимира Гаврилова хочется поклониться ему за талант «конспектировать» самые неуловимые мгновения того, что называется жизнью.
Популярные сегодня темы
- И. И. Бродский – художник революционной России. Основной темой его творчества стала отражение документально-исторической действительности страны начала XX века. Помимо исторических картин, Бродский писал портреты и пейзажи.
2 стр., 828 слов
По картине Желтый букет Жилинского
… посидеть с ним рядом в уютной комнате и вдохнуть сладкий запах цветов. Описание настроения картины Жилинский — Желтый букет Популярные сегодня темы Картина «Северный край» была написана прекрасным художником-пейзажистом … Благодаря этому создается ощущение радости и тепла, картина веет добром. Когда смотришь на картину, то будто находишься рядок с этим человеком и чувствуешь то, что чувствует он …
- Мария Владимировна Вишняк – один из выдающихся художников современности. В своих картинах она продолжила традиции классической живописи. Ее полотна пленяют зрителей очарованием и простой тех предметов, которые она использует для их создания
- Архип Иванович Куинджи — великий русский живописец, мастер пейзажа, ищущий всегда что-то новое, не признающий никаких традиций. Куинджи всем сердцем любил природу и всегда отождествлял ее с живым существом
- Исаак Ильич Левитана известнейший русский художник, который работал в жанре пейзаж. Левитан обладал уникальным талантом — он умел передать всю красоту природы на холст
Примеры похожих учебных работ
ПО КАРТИНЕ план-конспект по русскому языку (3 класс)
… сочинений. 10 .Итог урока . 5 слайд. Сегодня вы писали сочинение по картине И. Грабаря “Февральская лазурь”. С этой картиной вы встретитесь и в старших классах. … картины 3. Впечатление, произведённое картиной. 8. Пример сочинения ученицы 3-го класса. …
Доклад: Бизнес-план частной музыкальной школы ООО «Скрипичный ключ»
… музыкальных школ, 1 частная музыкальная школа «Цветы у ручья». В таблице 1 представлен конкурентный анализ организуемой частной школы «Скрипичный ключ»: услуга рынок музыкальный план … расширить географию бизнеса, создавая новые филиалы школы в …
Бизнес-план типографии
… сбыта продукции типографией. За основу плана сбыта взяты усредненные данные по шести существующим типографиям анализируемого … счет получаемой выручки после первого месяца работы: Расчет показателей эффективности проекта производится автоматизировано …
Разработка бизнес-плана для открытия школы танцев
… и вечеринок с большим простором для импровизаций. Школа танцев «Paradise dance» ориентирована на потребителей в возрасте … основном они созданы на основе муниципальных школ или фитнес центров. Преимущество школы танцев «Paradise dance» в том, что …
Примерная работа
Итак, описание осени в художественном стиле — задача довольно трудная. Нужно обладать и хорошим словарным запасом, и умением строить предложения, и наблюдательностью, и чувством прекрасного. Как может примерно выглядеть сочинение? Как же много можно написать об этом времени года! Листья на деревьях из ярко-зеленых становятся сначала бледными, потом постепенно желтеют. Особенно красиво в осеннем лесу, где растут разные виды деревьев. Тогда красок море: от ярко-желтого до темно-бурого. На осинках горят тысячами огней красные дрожащие листья, а на кленах — резные яркие звезды, как будто только что сорвавшиеся с неба. Очень легко и приятно отдыхать на мягком ковре из упавшей листвы, который нам щедро дарует природа. Небо практически всегда серое, оно будто опускается ниже. Но когда выдастся ясный день, то деревья на фоне голубого солнечного неба выглядят еще красивее. (Не бойтесь переборщить с образами и тропами, ведь описание осени в художественном стиле требует особой изысканности речи.) Описание золотой осени следует завершить именно этим абзацем. Безусловно, кто-то скажет, что осенью грязно, сыро и холодно. Однако если задуматься, то непременно можно найти массу плюсов в этом времени года. Кто-то любит гулять, кому-то нравится рисовать осень, собирать урожай, готовиться к зиме. Свое мнение, высказанное в тексте, придает ему осмысленность, эмоциональность и доказательность. Такая постоянная связь василька с рожью объясняется тем, что василек — растение не туземное, а был завезен к нам вместе с рожью из западной части Азии. Вот почему, он, как рожь, не был известен ни древним египтянам, ни древним грекам, особенно же в первые периоды существования Греции. Тот же Плиний говоря о васильке, как о цветке, употребляемом для плетения венков, сообщает, что во времена Александра Великого, он в Греции не был еще известен. И так продолжают они цвести, как прелестные пастыри, среди волнующегося моря колосьев и вещают людям о милости и благости неба. Научное латинское название васильку было дано лишь в XVIII столетии, когда К. Линней впервые привел в порядок всю ботаническую номенклатуру и дал всем известным на то время растениям названия, согласно их отличительным признакам или историческим данным. По одной из легенд о происхождении названия василька «Цианус» связано с именем прекрасного юноши, который был так увлечен его красотой, что все свое время посвящал только плетению гирлянд и венков из васильков. Юноша этот никогда не покидал полей до тех пор, пока на них оставался хотя бы один из его любимых цветков, и одевался всегда в платье одинакового с васильком цвета. Любимой богиней юноши была флора, из всех даров которой василек был даром, наиболее увлекавшим юношу, очаровывал его. Однажды юноша был найден мертвым на хлебном поле, окруженный васильками, которые он собирал. Тогда богиня Флора, за такое постоянство юноши и в знак особого к нему своего расположения и за его к ней любовь, превратила его тело в василек, и все васильки с тех пор стали называться Цианус. Василек, как бы самой природой, создан для плетения венков и гирлянд. В средние века, например, спрос на эти цветки был так широк, что предприимчивые садоводы стали разводить его у себя в садах. Чем же привлекал и привлекает василек человека? Прежде всего своим небесным синим цветом. Этот цвет так чист, так непорочен, что побудил мистиков избрать василек символом верности и постоянства. Некоторые наоборот считали василек примером непостоянства за его склонность переходить в другой цвет, немного краснеть или белеть. Во многих руководствах того времени, в частности, в книге «О значении цветов», говорилось: «Тот, чье сердце непостоянно, кто сам не знает, на чем ему остановиться, и мирится с такого рода колебанием, тот пусть носит васильки, так как цветы эти, будучи сини, веселы, и, обладая способностью переходить в белый цвет, не долго сохраняют свою основную окраску». Впрочем, так считали не только немцы. Настой этих цветов на снеговой воде в рекомендациях французской медицинской Академии считался главным средством «для подкрепления» глаз. Предполагалось, что благодаря такому настою больные глаза настолько укрепляются, что отпадает нужда в очках. Кстати, лечение глаз васильковой водой практиковалось и в нашей народной медицине. Немцы верили, что василек, вырванный с корнем из земли в день праздника Тела Христова, останавливает кровотечение из носа, если его держать в руке до тех пор, пока оно не согреется. И совсем уж парадоксальная примета; осенью, по количеству семян, найденных в плоде василька, считалось возможным сделать вывод об урожае хлеба в будущем году и даже предположить о ценах на хлеб будущего урожая. «Сколько семечек, — гласит поверье, — в плоде василька, столько талеров или грошей принесет мера ржи». Кое-где в Германии васильком пользовались для запугивания детей, чтобы они не ходили по хлебным полям и не топтали ржи. Аналогичное поверье бытовало и в некоторых французских деревнях. Только там вместо козла фигурировал волк и поэтому про ленивых работников и работниц говорили, что в них засел волк. Русское название цветка, произошло от имени одного молодого парня, единственного сына у матери, Василия, околдованного и погубленного русалкой. Увлеченный ею в поле, — гласит сказание, — он превратился в синий цветок, напоминающий своей окраской голубую воду. Считается, что это поверье берет свое начало в Византии и имеет большое сходство с сицилийским поверьем о цветке базилике, наше простонародное название которого, несомненно, происходит от того же корня. Там братья красавицы Избетты убивают молодого человека, в которого она влюблена. Избетта прячет отрубленную голову под горшком с базиликом, и когда они отнимают у нее и эту голову, Избетта ухаживает за базиликом, уверенная, что в него переселилась душа ее возлюбленного. Здесь девочку опускают на землю. Она срывает несколько колосьев, бежит с ними в село и бросает их возле церкви. Несмотря на все прекрасные легенды о васильке, во многих местах он считается злейшим сорняком, истощающим и глушащим особенно посевы ржи и других злаковых. А растения, поселившиеся на пастбищах, наносят большой вред скотоводству, особенно овцеводству: цепкие семена василька, попадая в овечью шерсть, въедаются в нее и ее трудно очистить от них. Шершавые грубые корзинки семян васильков обдирают слизистую рта у коров, а лошади, поедающие корзинки цветов, испытывают еще большие страдания: у них открывается понос, а иногда случается паралич. Лекарственным сырьем являются цветки василька, или васильковый цвет, которые собираются сразу после расцветания. Цветки василька выдергивают из сорванных корзинок и немедленно высушивают в тени во избежание порчи окраски цветков. Если запоздать со сбором цветков, то они при сушке быстро теряют свою окраску. В цветках василька содержится горький гликозид центаурин (кницин), красящее вещество цианин, цикории и другие соединения. Свежие цветы василька растирали с сахаром и получали сироп сине-голубого цвета, который использовали в живописи, а также для окраски шерсти в голубой цвет. Сушеные цветки василька курильщики добавляли в табак. В медицинской практике цветки василька применялись в виде настоя в качестве легкого мочегонного и желчегонного средства. Настой готовят так: берут 1 чайную ложку цветков, заливают 1 стаканом кипятка, настаивают 15 — 20 минут, охлаждают, процеживают и пьют по 1/4 стакана 3 раза в день за 20 минут до еды.
- Сочинения
- По картинам
- Другие
- Гаврилов — Последние васильки
На картине изображен теплый, погожий летний день. Погода стоит безветренная, оттого немного душно, поэтому окно в доме открыто. Его деревянная рама выкрашена в белый цвет, правая створка распахнута наружу. Она зазывает выглянуть в окно. Занавесок на окне нет, ничто не закрывает красивый пейзаж за окном.
А там, возле дома, на среднем плане картины раскинулось золотое море. Это огромное поле из спелых колосьев пшеницы. Они ждут, когда начнется жатва. Это значит, что лето подходит к концу и осень уже не за горами. Над полем кружатся небольшие птицы, они хотят поживиться спелыми зернами до того, как их уберут. Перед полем видны немногочисленные розоватые цветы.
На заднем плане нарисован ряд деревьев, лес или роща. Листва деревьев густая, темно-зеленая, она хранит прохладу. Осень еще не коснулась ее своими желтыми и оранжевыми красками. Над деревьями виден край бледного голубого неба, по которому не спеша плывут белые облака.
Передний план картины более темный, он описывает внутреннюю часть дома. Возле открытого окна стоит стол. Он простой, деревянный, сбитый из грубых досок. На нем нет ни скатерти, ни посуды. Стена под окном также выполнена их обычных бревен, она ничем не оббита, не покрашена. Дом простой, без каких-либо украшений и изысков. В нем нет ни красивой посуды, ни дорогих ваз. Поэтому букет васильков — главный элемент картины стоит в простой белой эмалированной кастрюле.
Букет из синих цветов огромный. Он смотрит сквозь распахнутое окно прямо на поле, с которого его принесли, и прощается с ним. Рядом с васильками, справа стоит небольшой глиняный горшочек с красными цветами. Скорее всего это маки с того же пшеничного поля. Кто-то нарвал их и принес в дом, зная, что скоро начнется жатва. Эти последние цветы символизируют уходящее лето. Жиденький букет из нескольких маков еще больше подчеркивает значимость васильков на картине, то, насколько букет из них большой и густой.
Картина выполнена крупными мазками, поэтому все изображено на ней не четко, как будто в дымке. В ней преобладают теплые тона. Коричневый цвет стола и стены мягко перетекает в интенсивный желтый цвет поля. Он хорошо оттеняет насыщенный синий цвет васильков. Последние васильки — тихие и немного задумчивые. Они знают, что их пора прошла.
Популярные сочинения
- Сочинения о природе
Я живу в замечательной стране, которая богата красивейшей природой. Каждое время года украшает природу особенными красками, которые восхищают и вдохновляют. - Таблица с характеристиками героев Горе от ума
Таблица с характеристиками и описанием героев произведения Горе от ума - Николай Ставрогин в рассказе Бесы сочинение
Николай Всеволодович Ставрогин является важнейшим персонажем романа «Бесы» Ф. М. Достоевского. Автор изображает его сущностную фигуру достаточно призрачной, что выражается в постоянном поиске истины
Вариант 2
Гаврилов А.Н. — талантливый создатель картин разных жанров. Среди работ, посвященных изображению природных явлений, особое внимание заслуживает картина «Последние васильки». Она вызывает ассоциации с осенним периодом, который еще не наступил, но появились первые признаки приближения этого времени года.
На переднем плане полотна ярким пятном выделяется охапка цветов нежно-голубого цвета. Букет состоит из васильков, стебли которых почти не соприкасаются друг с другом, будто их рвали второпях, вместе с травами, растущими рядом. Однако даже эта небрежность, отсутствие четких границ в изображении каждого соцветия в отдельности, создает ощущение необыкновенной радости. Хотя букет полевых цветов помещен в обычную металлическую кастрюлю белого цвета, он не требует дополнительного украшения, так как представляет собой частичку настоящей природной красоты.
Раскинувшись в разные стороны, васильки своей пышной формой делают незаметной даже обыкновенную столешницу из дерева. Справа от них расположена вазочка с красными цветами, отдельная часть которых попадает в тень. Именно поэтому сложно предположить их название. Несмотря на высокую степень насыщенности цветовой гаммы красных растений, свежесть и приветливость васильков привлекает внимание в первую очередь.
На заднем плане изображено окно, половина которого открыта. Вид в поле, где раскинулась высокая золотистая рожь, пока еще говорит о знойном лете. Однако, судя по ее созревшим колоскам, время урожая пришло. Сплошным зеленым штрихом изображен вдали густой лес. Над нивой и деревьями перелетает с места на место стая темных птиц, будто принизывая горячий воздух своими криками. Создается ощущение, что теплый воздушный поток врывается в открытую створку, перемешиваясь с тонким ароматом васильков, и застывает в безветренной атмосфере.
Трогательная красота последних полевых созданий кажется вечной. Они будто вырваны из другого мира, для того, чтобы еще какое-то время порадовать своим роскошным небесным цветом и заманчивым ароматом.
Хотя на картине «Последние васильки» отсутствует буйство красок, а элементы интерьера сдержанны, букет собрал в себя все оставшиеся цвета, ароматы лета. Голубые растения на картине Гаврилова — последний привет
Для 6 класса с причастиями и причастными оборотами
Примерная работа
Итак, описание осени в художественном стиле — задача довольно трудная. Нужно обладать и хорошим словарным запасом, и умением строить предложения, и наблюдательностью, и чувством прекрасного. Как может примерно выглядеть сочинение? Как же много можно написать об этом времени года! Листья на деревьях из ярко-зеленых становятся сначала бледными, потом постепенно желтеют. Особенно красиво в осеннем лесу, где растут разные виды деревьев. Тогда красок море: от ярко-желтого до темно-бурого. На осинках горят тысячами огней красные дрожащие листья, а на кленах — резные яркие звезды, как будто только что сорвавшиеся с неба. Очень легко и приятно отдыхать на мягком ковре из упавшей листвы, который нам щедро дарует природа. Небо практически всегда серое, оно будто опускается ниже. Но когда выдастся ясный день, то деревья на фоне голубого солнечного неба выглядят еще красивее. (Не бойтесь переборщить с образами и тропами, ведь описание осени в художественном стиле требует особой изысканности речи.) Описание золотой осени следует завершить именно этим абзацем. Безусловно, кто-то скажет, что осенью грязно, сыро и холодно. Однако если задуматься, то непременно можно найти массу плюсов в этом времени года. Кто-то любит гулять, кому-то нравится рисовать осень, собирать урожай, готовиться к зиме. Свое мнение, высказанное в тексте, придает ему осмысленность, эмоциональность и доказательность. Такая постоянная связь василька с рожью объясняется тем, что василек — растение не туземное, а был завезен к нам вместе с рожью из западной части Азии. Вот почему, он, как рожь, не был известен ни древним египтянам, ни древним грекам, особенно же в первые периоды существования Греции. Тот же Плиний говоря о васильке, как о цветке, употребляемом для плетения венков, сообщает, что во времена Александра Великого, он в Греции не был еще известен. И так продолжают они цвести, как прелестные пастыри, среди волнующегося моря колосьев и вещают людям о милости и благости неба. Научное латинское название васильку было дано лишь в XVIII столетии, когда К. Линней впервые привел в порядок всю ботаническую номенклатуру и дал всем известным на то время растениям названия, согласно их отличительным признакам или историческим данным. По одной из легенд о происхождении названия василька «Цианус» связано с именем прекрасного юноши, который был так увлечен его красотой, что все свое время посвящал только плетению гирлянд и венков из васильков. Юноша этот никогда не покидал полей до тех пор, пока на них оставался хотя бы один из его любимых цветков, и одевался всегда в платье одинакового с васильком цвета. Любимой богиней юноши была флора, из всех даров которой василек был даром, наиболее увлекавшим юношу, очаровывал его. Однажды юноша был найден мертвым на хлебном поле, окруженный васильками, которые он собирал. Тогда богиня Флора, за такое постоянство юноши и в знак особого к нему своего расположения и за его к ней любовь, превратила его тело в василек, и все васильки с тех пор стали называться Цианус. Василек, как бы самой природой, создан для плетения венков и гирлянд. В средние века, например, спрос на эти цветки был так широк, что предприимчивые садоводы стали разводить его у себя в садах. Чем же привлекал и привлекает василек человека? Прежде всего своим небесным синим цветом. Этот цвет так чист, так непорочен, что побудил мистиков избрать василек символом верности и постоянства. Некоторые наоборот считали василек примером непостоянства за его склонность переходить в другой цвет, немного краснеть или белеть. Во многих руководствах того времени, в частности, в книге «О значении цветов», говорилось: «Тот, чье сердце непостоянно, кто сам не знает, на чем ему остановиться, и мирится с такого рода колебанием, тот пусть носит васильки, так как цветы эти, будучи сини, веселы, и, обладая способностью переходить в белый цвет, не долго сохраняют свою основную окраску». Впрочем, так считали не только немцы. Настой этих цветов на снеговой воде в рекомендациях французской медицинской Академии считался главным средством «для подкрепления» глаз. Предполагалось, что благодаря такому настою больные глаза настолько укрепляются, что отпадает нужда в очках. Кстати, лечение глаз васильковой водой практиковалось и в нашей народной медицине. Немцы верили, что василек, вырванный с корнем из земли в день праздника Тела Христова, останавливает кровотечение из носа, если его держать в руке до тех пор, пока оно не согреется. И совсем уж парадоксальная примета; осенью, по количеству семян, найденных в плоде василька, считалось возможным сделать вывод об урожае хлеба в будущем году и даже предположить о ценах на хлеб будущего урожая. «Сколько семечек, — гласит поверье, — в плоде василька, столько талеров или грошей принесет мера ржи». Кое-где в Германии васильком пользовались для запугивания детей, чтобы они не ходили по хлебным полям и не топтали ржи. Аналогичное поверье бытовало и в некоторых французских деревнях. Только там вместо козла фигурировал волк и поэтому про ленивых работников и работниц говорили, что в них засел волк. Русское название цветка, произошло от имени одного молодого парня, единственного сына у матери, Василия, околдованного и погубленного русалкой. Увлеченный ею в поле, — гласит сказание, — он превратился в синий цветок, напоминающий своей окраской голубую воду. Считается, что это поверье берет свое начало в Византии и имеет большое сходство с сицилийским поверьем о цветке базилике, наше простонародное название которого, несомненно, происходит от того же корня. Там братья красавицы Избетты убивают молодого человека, в которого она влюблена. Избетта прячет отрубленную голову под горшком с базиликом, и когда они отнимают у нее и эту голову, Избетта ухаживает за базиликом, уверенная, что в него переселилась душа ее возлюбленного. Здесь девочку опускают на землю. Она срывает несколько колосьев, бежит с ними в село и бросает их возле церкви. Несмотря на все прекрасные легенды о васильке, во многих местах он считается злейшим сорняком, истощающим и глушащим особенно посевы ржи и других злаковых. А растения, поселившиеся на пастбищах, наносят большой вред скотоводству, особенно овцеводству: цепкие семена василька, попадая в овечью шерсть, въедаются в нее и ее трудно очистить от них. Шершавые грубые корзинки семян васильков обдирают слизистую рта у коров, а лошади, поедающие корзинки цветов, испытывают еще большие страдания: у них открывается понос, а иногда случается паралич. Лекарственным сырьем являются цветки василька, или васильковый цвет, которые собираются сразу после расцветания. Цветки василька выдергивают из сорванных корзинок и немедленно высушивают в тени во избежание порчи окраски цветков. Если запоздать со сбором цветков, то они при сушке быстро теряют свою окраску. В цветках василька содержится горький гликозид центаурин (кницин), красящее вещество цианин, цикории и другие соединения. Свежие цветы василька растирали с сахаром и получали сироп сине-голубого цвета, который использовали в живописи, а также для окраски шерсти в голубой цвет. Сушеные цветки василька курильщики добавляли в табак. В медицинской практике цветки василька применялись в виде настоя в качестве легкого мочегонного и желчегонного средства. Настой готовят так: берут 1 чайную ложку цветков, заливают 1 стаканом кипятка, настаивают 15 — 20 минут, охлаждают, процеживают и пьют по 1/4 стакана 3 раза в день за 20 минут до еды.
Художественный стиль: как в нем писать?
Художественный стиль речи — это стиль любого литературного произведения. Он характеризуется обилием образов, эпитетов, метафор, олицетворений и других тропов. Тексты такого стиля очень яркие, эмоционально окрашенные. Описание осени в художественном стиле — одна из самых благодатных почв для работы. Ведь об этом времени года писали многие литераторы, осень привлекала их своими красками, спокойствием. 3. Что мы видим за окном? Опираясь на данные пункты, можно написать хорошую работу, которая не будет напоминать «масло масляное», а такая опасность всегда есть, когда пишешь сочинение.
Сочинение по картине Гаврилова «Последние васильки»
«Последние васильки» — живописное полотно, которое написано советским художником Владимиром Николаевичем Гавриловым в 1970 году. Оно вошло в число последних работ автора, скончавшегося в том же году, тем самым, став олицетворением прощания художника с яркими моментами жизни и тем, что он увидел в последний раз — это конец лета, отцветающие полевые цветы, еще не сжатая пшеница и родной дом.
Владимир Николаевич был талантливым пейзажистом, раскрывшим всю красоту живописи, а вместе с ней и родной природы. Представленная картина демонстрирует мастерство Гаврилова ловить моменты — кусочки обыденных часов и занятий, которые привычны и повторяются, быть может, изо дня в день. Сюжет «Последних васильков» очень простой и заурядный, он не имеет пафоса и аллегорий. Поэтому картина будоражит собственные самые теплые и искренние воспоминания зрителя, относя его в детство, именно в то время, когда можно уснуть за чтением книги, куролесить у бабушки в деревне летом и просто жить.
Работа полна тепла, и не только по сюжетной композиции. Немаловажным для создания доброй и светлой атмосферы стали краски, которые выбрал Гаврилов. Это приглушенные тона, среди которых холодным пятном выделяются васильки. Именно они стали центром сюжета и достойно занимают место на первом плане. Дальний план, в свою очередь, захватил кусок сельского пейзажа с желтыми и белыми колосьями. Горизонт обрамлен густой рощей. Она прописана насыщенным зеленым маслом с примесью аквамарина. Контраст темных пятен вдалеке и выбеленное поле наделило колорит палитры особым янтарным свечением спелых колосьев, солнца и летнего дня.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Владимир Николаевич уделил внимание мелочам, — раскрытой книге, окну, створки которого гостеприимно распахнуты, тому, в чем будут стоять цветы — это маленькая эмалированная кастрюля. Все по-домашнему, все скромно и по-настоящему. Даже, кажется, что композиция вовсе не постановочная, а выхваченная из жизни нечаянно, но навсегда.
Последний летний месяц стал для автора на самом деле последним. Он стремился запечатлеть то, что для многих кажется неважным и не таким ценным, как васильки для Гаврилова. Его талантливая рука вкрапила в холст мозаику тягучего масла, так же как свои строки впечатала в лист поэтесса Васильева:
«Возле дачи, на раздолье, у излучины реки разбрелись в колхозном поле голубые васильки…».
И, быть может, эти цветы — всего лишь сорняк, но для автора картины, васильки — олицетворение жизни. Впрочем, многие из тех, кто прожил большой отрезок времени, начинают ценить совершенно простые вещи, которые в детстве казались обыкновенными и заурядными.
Простота повествования «Последних васильков» передана понятным языком живописного реализма. Никакой из жанров искусства не способен так доподлинно объяснить любовь, тоску, красоту быта и природы, как реализм. И пусть кому-то покажется письмо художника сухим, где-то скупым на эмоции, не таким пафосным, как мастерство античных живописцев, все равно, с чувством благодарности к таланту Владимира Гаврилова хочется поклониться ему за талант «конспектировать» самые неуловимые мгновения того, что называется жизнью.
- Сочинения
- По картинам
- Разные
/
/
Картина «Последние васильки» была написана Василием Николаевичем Гавриловым в 1970 году. Из названия и самого сюжета натюрморта становится понятно, что посвящена она одному из самых красивых времен года – осени.
В центральной части картины разместился пышный букет васильков. Цветы помещены в небольшую белую кастрюльку. Возможно, не нашлось вазы, которая смогла бы уместить такое большое количество полевых цветов. А может быть, художник намеренно поставил их в кастрюльку, чтобы придать натюрморту легкости и простоты. Картина написана широкими штрихами, поэтому проследить за каждым отдельным цветком очень трудно, стебельки и листья сливаются вместе, образуя некоторое подобие зеленого кустика. Лепестки васильков имеют насыщенный синий цвет. На мой взгляд, это основной цвет композиции, при просмотре картины, все внимание обращено именно к синим цветам.
А рядом с букетом васильков расположилась небольшая вазочка с веточками рябины, красные ягодки которой переливаются на солнце. Она находится в тени синих васильков, взгляд ненадолго задерживается на ней. Раскрытая книга, на которой стоит вазочка, еще одна интересная деталь картины. Как попал на нее рябиновый букет? Поставили его так специально или же под влиянием погожего осеннего денька, погрузившись в свои мысли, художник даже не заметил, что поместил вазочку на страницы раскрытой книги?
День, который запечатлел художник, ясный и солнечный. Тени от предметов четкими линиями лежаться на дубовый стол. Картина наполнена светом, который передан художником при помощи теплых тонов. Раскрытое окно указывает на некоторую духоту, сложившуюся в комнате. Воздух, попадающий через него в помещение, наполняет натюрморт свежестью и легкостью.
Еще одной важной деталью картины является открытое окно. Через него зрителям открывается незатейливый пейзаж: поле и небольшой лес, который виднеется за ним. Крона деревьев зеленая и густая, однако, злаковые растения, которыми засеяно поле, уже созрели, колосятся и клонятся к земле. За окном также можно увидеть птиц, возможно, они уже собираются на зимовку в теплые края, сбиваясь в стаи. Эти детали картины говорят о том, что молодая осень совсем недавно вступила в свои права.
Последние васильки – напоминание об ушедшем лете. Совсем скоро наступят холода, на смену осени придет зима, природа погрузится в сон и полевые цветы надолго перестанут радовать своей красотой.
Популярные сочинения
- Сказка про Новый год — сочинение
Новый год радует всех своим наступлением. Его ждут и дети, и взрослые. В каждом доме люди украшают елочки и ждут подарков от Дедушки Мороза. А что же происходит в эту волшебную ночь в лесу? - Красота русского языка — сочинение рассуждение
Когда в какой-либо дискуссии по телевидению встаёт вопрос о русском языке, мне сразу невольно вспоминается стихотворение в прозе «Русский язык», написанное Иваном Тургеневым в 1882 году. - Сочинение Желтков в повести Гранатовый браслет (Образ и характеристика)
Господин Желтков – один из главных персонажей рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Это молодой человек чуть больше тридцати лет. Он обладает приятной внешностью – высокий
Вариант 2
Гаврилов А.Н. — талантливый создатель картин разных жанров. Среди работ, посвященных изображению природных явлений, особое внимание заслуживает картина «Последние васильки». Она вызывает ассоциации с осенним периодом, который еще не наступил, но появились первые признаки приближения этого времени года.
На переднем плане полотна ярким пятном выделяется охапка цветов нежно-голубого цвета. Букет состоит из васильков, стебли которых почти не соприкасаются друг с другом, будто их рвали второпях, вместе с травами, растущими рядом. Однако даже эта небрежность, отсутствие четких границ в изображении каждого соцветия в отдельности, создает ощущение необыкновенной радости. Хотя букет полевых цветов помещен в обычную металлическую кастрюлю белого цвета, он не требует дополнительного украшения, так как представляет собой частичку настоящей природной красоты.
Раскинувшись в разные стороны, васильки своей пышной формой делают незаметной даже обыкновенную столешницу из дерева. Справа от них расположена вазочка с красными цветами, отдельная часть которых попадает в тень. Именно поэтому сложно предположить их название. Несмотря на высокую степень насыщенности цветовой гаммы красных растений, свежесть и приветливость васильков привлекает внимание в первую очередь.
На заднем плане изображено окно, половина которого открыта. Вид в поле, где раскинулась высокая золотистая рожь, пока еще говорит о знойном лете. Однако, судя по ее созревшим колоскам, время урожая пришло. Сплошным зеленым штрихом изображен вдали густой лес. Над нивой и деревьями перелетает с места на место стая темных птиц, будто принизывая горячий воздух своими криками. Создается ощущение, что теплый воздушный поток врывается в открытую створку, перемешиваясь с тонким ароматом васильков, и застывает в безветренной атмосфере.
Трогательная красота последних полевых созданий кажется вечной. Они будто вырваны из другого мира, для того, чтобы еще какое-то время порадовать своим роскошным небесным цветом и заманчивым ароматом.
Хотя на картине «Последние васильки» отсутствует буйство красок, а элементы интерьера сдержанны, букет собрал в себя все оставшиеся цвета, ароматы лета. Голубые растения на картине Гаврилова — последний привет
Для 6 класса с причастиями и причастными оборотами
Популярные сегодня темы
- И. И. Бродский – художник революционной России. Основной темой его творчества стала отражение документально-исторической действительности страны начала XX века. Помимо исторических картин, Бродский писал портреты и пейзажи.
2 стр., 701 слов
По картине Жилинского Желтый букет (описание)
… аромат полевых цветов. Интересные сочинения по картинам На переднем плане картины изображена … картину «Желтый букет». Эта работа притягивает своей разнообразной цветовой гаммой. Картина … Жилинский. Его работы не относятся к определенному жанру, так как они имеют разноплановый характер. Все его картины … картина дарит отличное настроение. Когда рассматриваешь картину, то появляется чувство, что будто …
- Мария Владимировна Вишняк – один из выдающихся художников современности. В своих картинах она продолжила традиции классической живописи. Ее полотна пленяют зрителей очарованием и простой тех предметов, которые она использует для их создания
- Архип Иванович Куинджи — великий русский живописец, мастер пейзажа, ищущий всегда что-то новое, не признающий никаких традиций. Куинджи всем сердцем любил природу и всегда отождествлял ее с живым существом
- Исаак Ильич Левитана известнейший русский художник, который работал в жанре пейзаж. Левитан обладал уникальным талантом — он умел передать всю красоту природы на холст
Примеры похожих учебных работ
ПО КАРТИНЕ план-конспект по русскому языку (3 класс)
… сочинений. 10 .Итог урока . 5 слайд. Сегодня вы писали сочинение по картине И. Грабаря “Февральская лазурь”. С этой картиной вы встретитесь и в старших классах. … картины 3. Впечатление, произведённое картиной. 8. Пример сочинения ученицы 3-го класса. …
Доклад: Бизнес-план частной музыкальной школы ООО «Скрипичный ключ»
… музыкальных школ, 1 частная музыкальная школа «Цветы у ручья». В таблице 1 представлен конкурентный анализ организуемой частной школы «Скрипичный ключ»: услуга рынок музыкальный план … расширить географию бизнеса, создавая новые филиалы школы в …
Бизнес-план типографии
… сбыта продукции типографией. За основу плана сбыта взяты усредненные данные по шести существующим типографиям анализируемого … счет получаемой выручки после первого месяца работы: Расчет показателей эффективности проекта производится автоматизировано …
Бизнес-план Открытие школы вокала
… возможного получения дохода Пути получения дохода в рамках данного бизнеса можно разделить на две основные группы: 7 8 стр. … условия финансирования… 16 17 стр. 17 из ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН 5.1. Описание зданий и помещений Описание необходимых …
Василек синий применение
В народной медицине применяют настой или чай из краевых цветков соцветия при хронических заболеваниях почек, мочевого пузыря, при спазмах, отеках, при водянке.
Василек синий применение находит как хорошее желчегонное средство при заболеваниях печени, желчевыводящих путей, при желтухе; применяют настой для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения.
Его применяют как потогонное, жаропонижающее, бактерицидное средство при лихорадках, простудных заболеваниях, расстройствах нервной системы, головной боли, при глазных заболеваниях, раздражениях кожи.
Настой из цветков
Одну чайную ложку краевых цветков залить стаканом кипятка, настаивать 30 мин. Пить по 1/4 стакана 3 – 4 раза в день за 20 минут до еды.
Настой успокаивает нервную систему, хорошо действует на сердечно-сосудистую систему, используют при маточных кровотечениях.
При конъюнктивитах, ячмене настой применяют в виде примочек, для промывания глаз при воспалении.
Настой для улучшения роста волос
Одну стол. ложку соцветий-корзинок залить 200 мл кипятка, добавить 200 мл уксуса, настаивать 30 минут, охладить, процедить. Втирать в волосы головы, хорошо использовать для мытья головы – ополаскивания волос, стимулирует рост волос.
В научной медицине василек используется при лечении печени, желудочно-кишечного тракта при нарушении обмена веществ.
Цветки, как очищающее средство, входят в состав многих сложных травяных сборов.
Художественный стиль: как в нем писать?
Художественный стиль речи — это стиль любого литературного произведения. Он характеризуется обилием образов, эпитетов, метафор, олицетворений и других тропов. Тексты такого стиля очень яркие, эмоционально окрашенные. Описание осени в художественном стиле — одна из самых благодатных почв для работы. Ведь об этом времени года писали многие литераторы, осень привлекала их своими красками, спокойствием. 3. Что мы видим за окном? Опираясь на данные пункты, можно написать хорошую работу, которая не будет напоминать «масло масляное», а такая опасность всегда есть, когда пишешь сочинение.
Сочинение по картине Гаврилова «Последние васильки»
«Последние васильки» — живописное полотно, которое написано советским художником Владимиром Николаевичем Гавриловым в 1970 году. Оно вошло в число последних работ автора, скончавшегося в том же году, тем самым, став олицетворением прощания художника с яркими моментами жизни и тем, что он увидел в последний раз — это конец лета, отцветающие полевые цветы, еще не сжатая пшеница и родной дом.
Владимир Николаевич был талантливым пейзажистом, раскрывшим всю красоту живописи, а вместе с ней и родной природы. Представленная картина демонстрирует мастерство Гаврилова ловить моменты — кусочки обыденных часов и занятий, которые привычны и повторяются, быть может, изо дня в день. Сюжет «Последних васильков» очень простой и заурядный, он не имеет пафоса и аллегорий. Поэтому картина будоражит собственные самые теплые и искренние воспоминания зрителя, относя его в детство, именно в то время, когда можно уснуть за чтением книги, куролесить у бабушки в деревне летом и просто жить.
Работа полна тепла, и не только по сюжетной композиции. Немаловажным для создания доброй и светлой атмосферы стали краски, которые выбрал Гаврилов. Это приглушенные тона, среди которых холодным пятном выделяются васильки. Именно они стали центром сюжета и достойно занимают место на первом плане. Дальний план, в свою очередь, захватил кусок сельского пейзажа с желтыми и белыми колосьями. Горизонт обрамлен густой рощей. Она прописана насыщенным зеленым маслом с примесью аквамарина. Контраст темных пятен вдалеке и выбеленное поле наделило колорит палитры особым янтарным свечением спелых колосьев, солнца и летнего дня.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!
Связаться с нами:
Владимир Николаевич уделил внимание мелочам, — раскрытой книге, окну, створки которого гостеприимно распахнуты, тому, в чем будут стоять цветы — это маленькая эмалированная кастрюля. Все по-домашнему, все скромно и по-настоящему. Даже, кажется, что композиция вовсе не постановочная, а выхваченная из жизни нечаянно, но навсегда.
Последний летний месяц стал для автора на самом деле последним. Он стремился запечатлеть то, что для многих кажется неважным и не таким ценным, как васильки для Гаврилова. Его талантливая рука вкрапила в холст мозаику тягучего масла, так же как свои строки впечатала в лист поэтесса Васильева:
«Возле дачи, на раздолье, у излучины реки разбрелись в колхозном поле голубые васильки…».
И, быть может, эти цветы — всего лишь сорняк, но для автора картины, васильки — олицетворение жизни. Впрочем, многие из тех, кто прожил большой отрезок времени, начинают ценить совершенно простые вещи, которые в детстве казались обыкновенными и заурядными.
Простота повествования «Последних васильков» передана понятным языком живописного реализма. Никакой из жанров искусства не способен так доподлинно объяснить любовь, тоску, красоту быта и природы, как реализм. И пусть кому-то покажется письмо художника сухим, где-то скупым на эмоции, не таким пафосным, как мастерство античных живописцев, все равно, с чувством благодарности к таланту Владимира Гаврилова хочется поклониться ему за талант «конспектировать» самые неуловимые мгновения того, что называется жизнью.
Примерная работа
Итак, описание осени в художественном стиле — задача довольно трудная. Нужно обладать и хорошим словарным запасом, и умением строить предложения, и наблюдательностью, и чувством прекрасного. Как может примерно выглядеть сочинение? Как же много можно написать об этом времени года! Листья на деревьях из ярко-зеленых становятся сначала бледными, потом постепенно желтеют. Особенно красиво в осеннем лесу, где растут разные виды деревьев. Тогда красок море: от ярко-желтого до темно-бурого. На осинках горят тысячами огней красные дрожащие листья, а на кленах — резные яркие звезды, как будто только что сорвавшиеся с неба. Очень легко и приятно отдыхать на мягком ковре из упавшей листвы, который нам щедро дарует природа. Небо практически всегда серое, оно будто опускается ниже. Но когда выдастся ясный день, то деревья на фоне голубого солнечного неба выглядят еще красивее. (Не бойтесь переборщить с образами и тропами, ведь описание осени в художественном стиле требует особой изысканности речи.) Описание золотой осени следует завершить именно этим абзацем. Безусловно, кто-то скажет, что осенью грязно, сыро и холодно. Однако если задуматься, то непременно можно найти массу плюсов в этом времени года. Кто-то любит гулять, кому-то нравится рисовать осень, собирать урожай, готовиться к зиме. Свое мнение, высказанное в тексте, придает ему осмысленность, эмоциональность и доказательность. Такая постоянная связь василька с рожью объясняется тем, что василек — растение не туземное, а был завезен к нам вместе с рожью из западной части Азии. Вот почему, он, как рожь, не был известен ни древним египтянам, ни древним грекам, особенно же в первые периоды существования Греции. Тот же Плиний говоря о васильке, как о цветке, употребляемом для плетения венков, сообщает, что во времена Александра Великого, он в Греции не был еще известен. И так продолжают они цвести, как прелестные пастыри, среди волнующегося моря колосьев и вещают людям о милости и благости неба. Научное латинское название васильку было дано лишь в XVIII столетии, когда К. Линней впервые привел в порядок всю ботаническую номенклатуру и дал всем известным на то время растениям названия, согласно их отличительным признакам или историческим данным. По одной из легенд о происхождении названия василька «Цианус» связано с именем прекрасного юноши, который был так увлечен его красотой, что все свое время посвящал только плетению гирлянд и венков из васильков. Юноша этот никогда не покидал полей до тех пор, пока на них оставался хотя бы один из его любимых цветков, и одевался всегда в платье одинакового с васильком цвета. Любимой богиней юноши была флора, из всех даров которой василек был даром, наиболее увлекавшим юношу, очаровывал его. Однажды юноша был найден мертвым на хлебном поле, окруженный васильками, которые он собирал. Тогда богиня Флора, за такое постоянство юноши и в знак особого к нему своего расположения и за его к ней любовь, превратила его тело в василек, и все васильки с тех пор стали называться Цианус. Василек, как бы самой природой, создан для плетения венков и гирлянд. В средние века, например, спрос на эти цветки был так широк, что предприимчивые садоводы стали разводить его у себя в садах. Чем же привлекал и привлекает василек человека? Прежде всего своим небесным синим цветом. Этот цвет так чист, так непорочен, что побудил мистиков избрать василек символом верности и постоянства. Некоторые наоборот считали василек примером непостоянства за его склонность переходить в другой цвет, немного краснеть или белеть. Во многих руководствах того времени, в частности, в книге «О значении цветов», говорилось: «Тот, чье сердце непостоянно, кто сам не знает, на чем ему остановиться, и мирится с такого рода колебанием, тот пусть носит васильки, так как цветы эти, будучи сини, веселы, и, обладая способностью переходить в белый цвет, не долго сохраняют свою основную окраску». Впрочем, так считали не только немцы. Настой этих цветов на снеговой воде в рекомендациях французской медицинской Академии считался главным средством «для подкрепления» глаз. Предполагалось, что благодаря такому настою больные глаза настолько укрепляются, что отпадает нужда в очках. Кстати, лечение глаз васильковой водой практиковалось и в нашей народной медицине. Немцы верили, что василек, вырванный с корнем из земли в день праздника Тела Христова, останавливает кровотечение из носа, если его держать в руке до тех пор, пока оно не согреется. И совсем уж парадоксальная примета; осенью, по количеству семян, найденных в плоде василька, считалось возможным сделать вывод об урожае хлеба в будущем году и даже предположить о ценах на хлеб будущего урожая. «Сколько семечек, — гласит поверье, — в плоде василька, столько талеров или грошей принесет мера ржи». Кое-где в Германии васильком пользовались для запугивания детей, чтобы они не ходили по хлебным полям и не топтали ржи. Аналогичное поверье бытовало и в некоторых французских деревнях. Только там вместо козла фигурировал волк и поэтому про ленивых работников и работниц говорили, что в них засел волк. Русское название цветка, произошло от имени одного молодого парня, единственного сына у матери, Василия, околдованного и погубленного русалкой. Увлеченный ею в поле, — гласит сказание, — он превратился в синий цветок, напоминающий своей окраской голубую воду. Считается, что это поверье берет свое начало в Византии и имеет большое сходство с сицилийским поверьем о цветке базилике, наше простонародное название которого, несомненно, происходит от того же корня. Там братья красавицы Избетты убивают молодого человека, в которого она влюблена. Избетта прячет отрубленную голову под горшком с базиликом, и когда они отнимают у нее и эту голову, Избетта ухаживает за базиликом, уверенная, что в него переселилась душа ее возлюбленного. Здесь девочку опускают на землю. Она срывает несколько колосьев, бежит с ними в село и бросает их возле церкви. Несмотря на все прекрасные легенды о васильке, во многих местах он считается злейшим сорняком, истощающим и глушащим особенно посевы ржи и других злаковых. А растения, поселившиеся на пастбищах, наносят большой вред скотоводству, особенно овцеводству: цепкие семена василька, попадая в овечью шерсть, въедаются в нее и ее трудно очистить от них. Шершавые грубые корзинки семян васильков обдирают слизистую рта у коров, а лошади, поедающие корзинки цветов, испытывают еще большие страдания: у них открывается понос, а иногда случается паралич. Лекарственным сырьем являются цветки василька, или васильковый цвет, которые собираются сразу после расцветания. Цветки василька выдергивают из сорванных корзинок и немедленно высушивают в тени во избежание порчи окраски цветков. Если запоздать со сбором цветков, то они при сушке быстро теряют свою окраску. В цветках василька содержится горький гликозид центаурин (кницин), красящее вещество цианин, цикории и другие соединения. Свежие цветы василька растирали с сахаром и получали сироп сине-голубого цвета, который использовали в живописи, а также для окраски шерсти в голубой цвет. Сушеные цветки василька курильщики добавляли в табак. В медицинской практике цветки василька применялись в виде настоя в качестве легкого мочегонного и желчегонного средства. Настой готовят так: берут 1 чайную ложку цветков, заливают 1 стаканом кипятка, настаивают 15 — 20 минут, охлаждают, процеживают и пьют по 1/4 стакана 3 раза в день за 20 минут до еды.