- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Рассуждение по поэме Полтава Пушкина
Литературное произведение «Полтава», написанная великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным в 1828 году посвящена одному из значимых событий в истории нашей страны.
В поэме описывается героизм русского солдата в труднейшем сражении молодой страны. По мнению автора, в этой битве петровская армия показала свою состоятельность, твердость характера, смогла на равных биться с лучшей армией Европы того времени и победить.
Пушкин в своем произведении яркими красками восхваляет личность молодого царя и проводит параллель между патриотом Петром Первым и гетманом Украины, предателем Мазепой.
Молодой царь находится в окружении единомышленников, чего нельзя сказать об украинском предателе. Мазепа увлечен идеей о собственной выгоде, Петр же думает о благе для государства.
Параллель между Карлом XII и Петром так же присутствует в произведении. Шведский король уверен в своей победе, он самолюбив, коварен и полон решимости, но сам никогда не пойдет в бой, чего не скажешь о будущем первом российском императоре. Тот среди солдат, он личным примером воодушевляет их идти на подвиг во славу России.
Пушкин пытается донести до читателя идею о том, что на поле боя важен каждый человек, каждое его действо. Он затрагивает и тематику судеб людей, которые не принимали непосредственного участия в Полтавской баталии. Яркий пример тому — возлюбленная Мазепы Мария. Вопреки различным тяготам судьбы, не смотря на лишения и проклятия, она находит свое женское счастье, доказывая читателю и самой себе, что человек сам волен строить и наслаждаться своим счастьем, своей судьбой.
К слову, «Полтава» не была оценена современниками поэта. Подобных произведений до этого в мире русской литературы не существовало, что послужило одной из главных причин тому. Однако, сам Пушкин восхищался своим творением и его огорчал факт того, что произведение не находит достойной оценки среди коллег по поэтическому цеху.
Поэма написана в необычном для XIX века стиле, что выделяет пушкинскую «Полтаву» на фоне остальных военных произведений первой трети позапрошлого века. Перечитывая ее вновь и вновь можно погрузить себя в самую гущу тех великих событий и прочувствовать торжество момента, когда Россия стала великой военной державой!
2 вариант
Как становится ясно из названия поэмы «Полтава», произведение полностью посвящено такому значительному историческому событию, как Полтавская битва. Автор, Александр Сергеевич Пушкин много времени, перед написанием, провел за изучением исторических трудов, документов и архивов.
В поэме переплетаются между собой два стиля. В первом речь идёт о любовных романтических отношениях Мазепы и Марии, во втором – чисто исторические – между Петром, Мазепой и Карлом двенадцатым.
Мазепа в этой поэме мог выступать исключительно как персонаж романтический, но Пушкин склонен верить историческим фактам, поэтому Мазепа у него выглядит как предатель своей родины и своего народа. Петра же Пушкин наоборот возвеличивает и восхищается им. И вообще, в пушкинской «Полтаве» Мазепа и Петр описываются как полные противоположности. Мазепа одинок, очень высокого мнения о собственной персоне, считает себя стоящим выше над простыми смертными и его, казалось бы совсем не интересуют интересы страны и народа. Петр же, наоборот, всегда находится в окружении почитателей и единомышленников, всем сердцем переживающий за судьбу отчизны и соплеменников.
Так же А.С.Пушкин в описании своих персонажей делает акцент на внешний облик, вернее на разительное отличие в образах Петра 1 и Карла 12. Например в строках о Петре он пишет о его молниеносности, уверенности во взгляде, весь его вид дышит силой, решимостью и отвагой. Карл 12 полная противоположность. За ним он отмечает некую медлительность и неуверенность в себе.
Действие поэмы развязывается на Украине и автор с нескрываемым восхищением описывает красоты украинской земли, воспевает великолепие здешней природы, употребляет несколько слов украинского лексикона, такие как хата или рада. Тем самым Пушкин взывает к идее воссоединения двух великих государств, то есть России и Украины.
Хотя поэма посвящена именно красочному описанию Полтавской битвы и событиям, случившимся задолго до неё, в произведении присутствуют романтические нотки. Взять хотя бы Марию, любовницу Мазепы. Она так до конца поэмы и не подозревает, что ее возлюбленный замыслил предать казни её отца. Даже когда Мазепа как будто невзначай спрашивает Марию, кого бы она выбрала, если бы её поставили перед выбором: его или отца, она недолго думая, отвечала, что его. Вот такие лирические отступления придают всей поэмы особый колорит и насыщенность.
Сочинение на тему Полтава поэма Пушкина
Поэма посвящена исторической судьбе России, в частности, победе России над Швецией. И произошла она рядом со славным городом Полтавой, на Украине. Чтобы придать большую достоверность событиям, Пушкин специально употребляет многие украинские слова, описывает картины местной природы.
Первая тема, которую развивает Пушкин – тема судьбы России в мире, среди других европейских государств. Сможет ли Россия отстоять свою независимость и территориальную целостность? Как показала история, и не один раз – сможет, ещё как сможет.
Не зря говорил великий канцлер Германии Отто фон Бисмарк, что не стоит воевать с Россией. Стоит быть с ней в дружбе. Это актуально и в наше время. Но видимо, некоторые государственные деятели забыли этот наказ, и пытаются «подбить» другие страны на крестовый поход в Россию.
С какой гордостью и упоением поэт описывает сцены Полтавской битвы. Видно, что ему очень нравится Петр Первый. Он описывает его перед битвой « лик ужасен, движенья быстры, он прекрасен». Петр желает как можно быстрее начать баталию.
Вот он вихрем проносится перед полками, полки отвечают троекратным «ура». И потом в конце битвы, когда победитель великодушен. Он подносит чарку шведскому королю Карлу XII, называет его своим учителем.
Вторая тема, которую развивает Пушкин в поэме – тема совместного проживания в многонациональном российском государстве. На примере Украины он показывает что бывает, когда отдельные личности типа гетмана Мазепы пытаются при помощи войск иностранного государства тешить свои геополитические амбиции.
И это, увы, один в один повторяется на Украине в настоящее время. Их история так ничему и не научила. Есть и современный гетман Мазепа, и иностранные легионеры.
Третья тема – тема отдельного человека в истории, в частности, Марии. Она – натура сильная и страстная, борется за свою любовь. Эта борьба не принесла ей ничего, кроме разочарований и гибели. Мария тронулась умом.
Также читают:
Картинка к сочинению Рассуждение по поэме Полтава Пушкина
Популярные сегодня темы
- Образ Рассказчика Игнатича в рассказе Матренин двор Солженицына сочинение
Знакомство с одним из главных героев произведения А. И. Солженицына «Матренин двор» Игнатичем происходит на протяжении всего рассказа. Образ раскрывается постепенно, обрастая любопытными деталями.
- Роль Хлестакова в конфликте (комедия Ревизор Гоголя)
В данной конфликтной ситуации Хлестаков показан как персонаж, роль которого в ней достаточно большая. Можно сказать о том, что данный герой представляет из себя собирательный образ тех людей
- Сочинение Цветущий луг для 3 класса
Летом мне сильно-сильно хочется уехать на дачу к бабушке. Мне очень весело бывает побегать по луговым просторам, поваляться в траве, сплести прелестный венок из ромашек.
- Сочинение по рассказу Конь с розовой гривой 6 класс рассуждение
Рассказ «Конь с розовой гривой» написал Виктор Астафьев. Автор повествует нам историю из своего детства, когда он был еще совсем мальчишкой. Главный герой живет в деревне и воспитывается строгой, но справедливой
- Образ грозы в пьесе Островского Гроза
Гроза — это природное явление. Однако Островский, в своей пьесе дал ему немного другую интерпретацию. При этом символический образ грозы мы находим одновременно в разных смыслах.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 95.
УКМ «Перспектива»
Маленькие и большие секреты страны Литературии
Раздел «О Родине, о подвигах, о славе»
1. Назовите близкие по смыслу слова к слову Родина. Какие произведения о Родине вам запомнились?
Синонимы к слову Родина: Отчизна, Отечество, Родная земля, Отчий край.
Мне запомнились:
К. Ушинский «Наше Отечество».
С. Романовский «Русь».
Н. Кончаловская «Слово о побоище ледовом».
А. Старостин «Куликовская битва».
А. Приставкин «Портрет отца».
2. О каких событиях в жизни страны рассказывается в произведениях, которые вы прочитали в разделе? Расскажите. Составьте летопись важных исторических событий. Какие другие события могли бы вы включить?
В произведениях этого раздела рассказывается об истории нашей Родины, о трудных для неё временах. О ледовом побоище, Куликовской битве, Бородинской битве, Великой Отечественной войне.
Летопись важных исторических событий для 4 класса
- Ледовое побоище. 1242 год.
- Куликовская битва. 1380 год.
- Бородинское сражение. 1812 год.
- Великая Отечественная война. 1941-1945 года.
Я бы добавила в эту летопись Народное ополчение 1612 года, когда была освобождена Москва и Полтавскую битву 1709 года, когда были повержены шведы.
3. Рассмотрите репродукции картин. Как они называются? Кто художник? Что на них изображено?
В этом разделе я видела репродукции:
- А. Рылов «Пейзаж с рекой». На ней изображён уголок Родины.
- П. Корин «Александр Невский». изображён великий полководец.
- В. Серов «Ледовое побоище». Показан момент битвы.
- В. Серов «Въезд Александра Невского во Псков». Полководец въезжает в освобождённый город.
- И. Глазунов «Дмитрий Донской». Изображён московский князь Дмитрий.
- А. Кившенко «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского». Показаны святой и полководец.
- А. Бубнов «Утро на Куликовом поле». Изображена русская рать.
- М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем». Схватка двух богатырей.
- А. Дейнека «Оборона Севастополя», Нарисован трагический момент обороны.
- Н. Бут «Защитники Бреста». Показан момент обороны крепости.
- В. Костецкий «Возвращение». Изображена встреча солдата дома.
- А. Лактионов «Письмо с фронта». Изображено чтение письма.
4. Какая картина вам больше всего понравилась? Составьте по ней рассказ и расскажите другу.
Мне больше всего понравилась картина А. Лактионова «Письмо с фронта»
Сочинение-описание по картине А. Лактионова «Письмо с фронта» для 4 класса
Картина «Письмо с фронта» художника Александра Лактионова является одной из лучших работ художника. На нём живописец изобразил очень простой и трогательный момент нашей недавней истории.
Идёт Великая Отечественная война. Большинство мужчин сражаются на фронтах. В тылу остались женщины, дети и раненые.
На картине изображён яркий солнечный день где-то далеко за линией фронтом. Безоблачное голубое небо говорит об отсутствии угрозы, о мирном течении жизни. Небольшая площадь провинциального городка пуста. Но на крыльце старого дома царит непривычное оживление.
Для семьи, проживающей в доме, день самый радостный. Они только что получили письмо с фронта от мужа, отца, сына. И они с радостью и нетерпением читают письмо.
На крыльце собрались все. Пожилая женщина с очками в руках хотела прочитать письмо сама, но мальчик вырвал его. Это письмо от его отца. Он громко и старательно читает письмо. Рядом стоит молодая женщина, мать, спиной к зрителям стоит девочка с косичками, младшая сестрёнка.
Пришёл разделить радость с соседями и раненый солдат. Он опирается на палочку и много курит. Ему досадно, что приходиться лечиться в тылу, пока его друзья сражаются с врагами за свободу родной земли.
Это очень яркое, красочное, но вместе с тем правдивое полотно. Художник не стремится приукрасить жизнь, он рисует то, что видит. Старые домики, сломанные доски пола, облупленные стены, простая, но чистая одежда героев. В те далёкие годы людям было не до удобств и комфорта. Они всеми силами помогали фронту, работали на заводах и фабриках, создавали оружие нашего возмездия.
Но сколько радости и веры на картине! Люди читают письмо и верят, что скоро мы победим, скоро война закончится и герои вернутся домой. И жизнь наладится.
Мне очень нравится эта картина. Нравится настроение покоя и тихого счастья, которое она создаёт. Автор показал себя настоящим гением, сумевшим выхватить взглядом столь краткий момент и перенести его на полотно.
5. Как вы понимаете пословицы?
Велика святорусская земля, а везде солнышко. Это значит, что везде на родной земле хорошо, вся страна наш общий дом.
Родина краше солнца, дороже золота. Это значит, что нет на свете ничего лучше и дороже Родины.
6. Подготовьте материал к читательской конференции по теме «Моя Родина». Организуйте выставку книг. Составьте библиографию. Составьте аннотацию на понравившиеся книги.
Библиография книг по теме «Моя Родина» для 4 класса
- А. Ишимова «История России в картинках».
- С. Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне».
- С. Алексеев «Рассказы о Кутузове».
- В. Митяев «Ветры Куликова поля».
- В. Богомолов «Военные рассказы».
- Я. Гордин «Полтавская битва».
- П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили».
- Сборник «С чего начинается Родина».
- Библиотека школьника «Стихи и рассказы о Родине».
- Н. Гурьева «Моя Родина — Россия»
Аннотация к книге А. Ишимова «История России в картинках
Книга Александры Ишимовой «История России в картинках» вышла в издательстве АСТ в 2019 году. В ней 400 страниц.
Эту книгу писательница написала в 1836 году и в ней собраны краткие исторические рассказы о нашей стране, её истории, царях и князях, трудных и счастливых временах.
Начинается книга с описания жизни и быта славян до образование централизованного государства. Автор плавно переходит к истории Киевской Руси, потом к Руси Московской. Рассказывает о монголо-татрском иге и нашествии поляков, о народном ополчении и князьях, сумевших отстоять свободу страны.
Говорит она о первом русском императоре, о войне 1812 года, и заканчивает историю правлением Александра 1.
Рассказы писательницы очень увлекательны, познавательны, она часто использует в тексте цитаты из древних литературных источников.
Это очень интересная книга, которую обязан прочитать каждый, чтобы лучше знать историю своей Родины.
Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение-описание картины Ю. Ракши «Проводы ополчения» по плану. Здесь Вы найдете более подробный вариант и более краткий. Чтение эссе поможет Вам сформулировать собственное мнение о картине. Приятного просвещения!
Вариант 1: очень кратко
(436 слов) Юрий Ракша — известный советский художник, который, тем не менее, не получил признания при жизни на родине. Причина в том, что Юрий Мефодьевич почти не рисовал полотен «на потребу дня» и посвятил свое творчество не идее коммунизма, а своему видению мира. Поэтому многие известные картины мастера — это изображения народных вождей, а сюжетные полотна на исторические темы. Одной из самых знаменитых является работа «Проводы ополчения».
На картине изображены жители Древней Руси, которые провожают мужчин на Куликовскую битву — знаменитое сражение за освобождение Руси от ига татар. На первом плане мы видим златовласую женщину в богатом наряде, будто отливающем золотом. Она обнимает сына и провожает мужа. На ее лице застыл отпечаток тяжелой думы о судьбе семьи. Судя по контурам платья, она беременна. Ребенок стоит рядом с ней, он явно опечален. У него пока нет силы матери скрывать свое горе и смотреть вслед войску. Он одет в длинную бело-зеленую рубашку с узорами. Возле него сидит на траве девочка, собирающая цветы. Она смотрит на ополчение с интересом, видимо, хочет разглядеть близких и бросить им букет цветов. Рядом с ней на траве сидит женщина в позе отчаяния и со следами внутренней борьбы на лице. Она держится за голову и мучается от рыданий. Видимо, она проводила жениха, и ей очень тяжело пережить разлуку с ним. На ней красный сарафан, и этот цвет символизирует страсть и кровь. Видимо, художник предрекает участь ее жениха заранее. Над ней возвышаются бабушка и совсем еще юная девушка, которая наклонилась в безмолвном почтении к витязям, ее защищающим. Пожилая женщина смотрит спокойно и скорбно, видимо, провожает сына и не хочет его расстраивать своим горем. Головы женщин украшены платками — по старославянскому обычаю. Значит, они замужем или вдовы. За ними стоит еще одна женщина в платке с ребенком на руках. Она вся отдалась утешению малыша, который плачет. За всеми ними стоит лишь один мужчина — седовласый старец с посохом. Он воодушевлен, кричит слова поддержки своим приемникам. Когда-то и он, наверное, ходил в ополчения, а теперь призывает сынов повторить этот подвиг. На заднем фоне мы видим белокаменный Кремль, за который идут на войну бойцы. Видим мы и самих дружинников, которые упорно движутся к цели и не позволяют себе глядеть на близких. Им тоже тяжело дается эта разлука. За их спинами расстилается яркий и солнечный пейзаж: река, леса, деревни, озаренные лучами.
Мне очень понравилась картина Ю. Ракши «Проводы ополчения», потому что она написана мастерски. На полотне много деталей, эффектов света и тени, сложных переплетений красок. Такое четкое и точное изображение дано написать не каждому. Можно подивиться и богатству воображения живописца, ведь он придумал сам эти прекрасные наряды и строгие кольчуги. У него не было натуры, все это он создал силой фантазии и виртуозностью кисти.
План сочинения-описания по картине Юрия Ракши «Проводы ополчения»:
- Вступление: интересные факты о художнике;
- Основная часть: описание картины «Проводы ополчения»;
- Заключение: мое мнение о полотне.
Вариант 2: подробнее
(512 слов) Картина Ю. Ракши «Проводы ополчения» стала частью триптиха «Поле Куликовое». Это работа наполнена драматизмом и внутренней силой. И это связано не только с героической темой, но и с тем, что художник писал картину на пороге смерти, вложил в нее последние силы. Картина рассказывает о том, как войска княжеств отправляются в поход, на Куликовскую битву. Большинство русских людей объединяется, чтобы избавиться от татаро-монгольского ига, которое терзало страну на тот момент уже более ста лет. Их провожают возлюбленные, жены, дети, сестры, родители. Каждый понимает, что близкий человек может и не вернуться, но эта битва необходима для общего блага.
На переднем плане мы видим группу людей. Среди них женщина с ребенком, судя по украшениям и одежде, она — жена какого-то князя или военачальника. Женщина с тоской и мудростью смотрит вдаль, на своего мужа и его товарищей, просит у высших сил для него защиты. Она утешает своего сына, которому грустно расставаться с папой, а другой рукой держится за живот, вероятно, женщина беременна. Героиня думает о том, что осталась одна с детьми, неизвестно, вернется ли муж домой. Она чувствует ответственность не только за себя, но и за семью. Перед ней маленькая девочка, которая одновременно собирает цветы и смотрит на войско. Она выражает детскую непосредственность, ведь юные создания не до конца понимают, что такое война, и именно уязвимые дети требуют защиты от врагов. Другая мать с ребенком стоит за знатной женщиной с ребенком на руках. Она также утешает ребенка, а сама выражает собой надежду, что войско вернется с победой, и страдания русского народа закончатся. Рядом с знатной женщиной молодая девушка в бессильном горе упала на траву. Она переживает за возлюбленного, думает о его возможной смерти, и эта мысль разрывает ей сердце. У девушки нет детей на руках, поэтому ее ничего не отвлекает от этого горя. Покорность выражают пожилая и молодая женщины, молодая кланяется войску, показывая свое уважение воинам-освободителям. Старик, который стоит за всей этой группой, полон энтузиазма, поднимает вверх свой посох. Возможно, он — предсказатель, который предрекает победу. А может быть, просто старый воин, который советует молодым постоять за русскую землю. Герои вызывают разные чувства от проводов войска – горе, надежду, покорность, уважение, энтузиазм. Но все они ждут солдат домой.На заднем плане мы видим город, белокаменную крепость, реку, за которой раскинулась привлекательная деревушка, а также само войско. В войске целая галерея разных лиц, лишь некоторые из них выписаны подробно, в этих людях также отражается разное восприятие событий: кто-то беседует, кто-то играет на дудочке, а кто-то тяжко задумывается о том, вернется ли он из боя. Задний план картины символизирует то, что воины по-разному реагируют на будущую битву, но все они готовы защитить родину, ведь за их спиной родная земля.
Мне понравилась картина, ведь она ярко показывает, почему состоялась Куликовская битва, за что боролись русские люди, какая благая у них была цель. Это красивая картина, от которой веет теплом родного дома. Она написана в теплых тонах, что отражает ее идейное содержание: воины пошли защищать родную землю, свои семьи, все то, что мило их сердцу. И на родине их ждут живыми и здоровыми. В этой картине нежно рисуется портрет Руси, за которую и боролись наши предки.
План сочинения-описания по картине Юрия Ракши «Проводы ополчения»:
- Вступление: исторический смысл полотна;
- Основная часть: описание картины «Проводы ополчения»;
- Заключение: мое мнение о полотне.
Автор: Мария Копусова
Ура!
Мы ломим; гнуться шведы
О
славный час! О славный вид!
Еще
напор – и враг бежит…
А.С. Пушкин
Ежегодно,
10 июля, Россия отмечает один из Дней Воинской Славы России – День победы
русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении
1709 года. Полтавская битва – генеральное сражение Северной войны между
русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией под командованием
Карла XII. Победа России в Северной войне имела огромное значение. Петр
«прорубил окно» в Европу, обеспечил доступ к Балтийскому региону, что открыло
России новый путь развития. Победоносный исход Северной войны перевернул
представление европейских государств о России, заложил фундамент ее
последующего могущества.
Петр
I и его ближайшее окружение придавали большое значение пропаганде новых идей и
успехов державы, что нашло отражение во всех областях культуры и искусства
петровского времени. Если в XVI-XVII вв. произведения искусства
насыщались главным образом религиозными произведениями живописи, то уже с
началом XVIII в. в нём стали всё больше преобладать реалистичные
сюжеты, частично с использованием аллегорических символов, позаимствованных из
Западноевропейской культуры.
Особое
внимание Петр уделяет развитию и распространению батальной живописи и гравюры.
Сначала в этой области работали приглашенные иноземные мастера – голландцы, но
вскоре к ним присоединились их русские ученики, среди которых особенно
выдвинулись братья Алексей и Иван Зубовы. Батальная тема впервые нашла свое
отражение в русском изобразительном искусстве именно в работах русских граверов
начала XVIII века. Алексей Зубов прославился своими гравюрами, посвященными
Северной войне. Для гравюр А. Зубова, как и вообще для гравюр петровского
времени, характерно своеобразное сочетание условной схематичности с
документально-конкретной точностью: по его гравюрам можно изучать строение
кораблей и тактику морских сражений того времени, а также конкретную ситуацию
того или иного сражения. В отличие от иностранных мастеров, работам Зубова
присуще патриотическое воодушевление русского человека петровского времени.
Характерны в этом отношении его гравюры «Торжественный ввод в Петербург
шведских фрегатов, взятых в плен в битве при Гренгаме» и «Торжественное
вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой».
«Торжественный ввод в Петербург шведских фрегатов, взятых в плен в битве при Гренгаме» |
«Торжественное вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой» |
Наиболее
известными и значительными из батальной живописи, посвященной Полтавской битве,
являются полотна французских мастеров Пьера-Дени Мартэна младшего и Жана-Марка
Наттье, так как в России еще не было художников, писавших в этом сложном жанре.
Полотно Пьера Дени Мартена – младшего «Полтавская баталия» создавалось по всем
правилам и канонам баталистики XVI-XVIII веков. По картинам XVII–XVIII веков
можно легко изучать историю военной одежды и вооружения. В канон было возведено
подробнейшее изображение поля боя, с детальной перспективой, демонстрирующей
тысячи сражающихся солдат. Картины XVII-XVIII веков показывают поле боя, как
будто с высокого холма, а на переднем плане практически всегда будет изображён
или король, ведущий свою армию, или другой знатный полководец, образы которых
всегда носят портретный характер. Сражение скорее напоминает парад или маневры,
убитые и раненые почти отсутствуют. Военные картины этого времени не только
изображали исторические события, но прежде всего прославляли королевскую
власть.
Петр
страстно хотел увековечить полтавскую победу и выбрал этого художника не
случайно. Пьер Дени Мартен – младший прославился своим умением исторически
верно изображать события, своим вниманием к деталям. Кроме того, он был
искусный мастер изготовления гобеленов (шпалер), а они были в моде. Интересен и
тот факт, что ранее этот мастер изготовил четыре шпалеры для шведского короля
Карла XI, изображающие его победы в шведско-датской войне. Пьер Дени
Мартен-младший повторил для Петра I тот же композиционный прием, который
использовал ранее для Карла XI.
Картина
Жана-Марка Наттье «Полтавская битва», выполненная в 1717 году в Амстердаме,
несколько менее условна, более свободна по композиции и не лишена изящества в
исполнении, но в целом также парадно-декоративна и рассчитана на украшение
больших дворцовых зал.
Жан-Марк Наттье «Полтавская битва» |
Мастер
парадного портрета Иоганн Готфрид Таннауер в картине «Петр I в Полтавской
битве» использует язык аллегорий и символов. Он вводит фигуру летящей Славы,
венчающей царя лавровым венком. Для художника важны не столько исторически
верное изображение события, сколько идеализация царя, прославление образа
человека, занимающего высокое положение в обществе.
Иоганн Готфрид Таннауер «Петр I в Полтавской битве» |
Кисти
французского художника Луи Каравакка, переехавшего в 1717 году в Россию и
ставшего придворным художником, принадлежит «Пётр Великий в Полтавской
битве». Пётр I на данной картине изображён величественно, ярко, как и на всех
картинах иностранцев. Он, словно Солнце, ясно видное на небосклоне, выделяется
среди поля сражения, как самый яркий её представитель.
Луи Каравакк «Пётр Великий в Полтавской битве» |
Полтавская
победа была отмечена в России небывалыми торжествами. В течении восьми дней в
Москве били в колокола, жгли фейерверки, палили из пушек, угощали на улицах
народ. Участники сражения были щедро награждены. Массовое награждение
участников воинских походов было русской традицией. Наградные солдатские и
офицерские медали петровского времени стояли в ряду других мер идеологического
воздействия на сознание воина национальной армии. Первые русские медали вышли
из стен Московского монетного двора, основанного в 1701 году. Преобладающей
темой русского медального искусства первой четверти XVIII века стала Северная
война.
В
честь грандиозной полтавской победы были отчеканены золотые и серебряные
медали. Об этом Петр писал: «Всех штабных и обер-офицеров жаловал Государь
портреты с алмазы и медали (золотые) по достоинству их чинов, а солдатам –
медали серебряные». И годовое жалование. Для рядового солдата было отчеканено
два типа медалей: урядничья – диаметром 49 мм, на оборотной стороне которой
изображена кавалерийская схватка (справа, вдали видна Полтава), и солдатская – диаметром
42 мм, на ее обороте изображение перестрелки пехотинцев.
Надписи
на обеих медалях аналогичны: по верхнем краю – «За полтавскую баталию», под
обрезом – «1709 г. июня 27 д.» На золотых медалях с одной стороне
изображён Пётр I в мантии и в лавровом венке, вокруг надпись: «ПЕТРЪ АЛЕЗІЕВИЧЬ
ВСЕРОССІИСКІИ САМОДЕРЖЕЦЪ». На другой стороне медали изображена Полтавская
битва и надпись «ЗАПОЛТАВСКУЮ БАТАЛІЮ». Работали над штемпелями мастера Соломон
Гуэн и Готфрид Гаупт. Медали чеканили без ушков. Но для ношения их на
Андреевской ленте ушко припаивалось уже к готовой медали. Всего было отчеканено
4618 медалей. Данная награда высоко ценилась воинами, этому есть немало
свидетельств в истории. В настоящее время она отнесена к числу редких.
Серебряные образцы продаются на аукционах. Золотых экземпляров не встретишь:
единственная медаль из золота хранится в кремлевских архивах Москвы.
Изменой
украинского гетмана Мазепы Петр был крайне возмущен. Петр приказал изготовить
«Иудину медаль» для того, чтобы после его поимки публично возложить ее на грудь
изменнику и затем «предать его анафеме». «Сделайте тотчас монету серебряную
весом в десять фунтов, а на ней велите вырезать Иуду на осине повесившегося и
внузу тридесять серебряников лежащих и при них мешок, а позади надпись против
сего: «Треклят сын погибельный Иуда еже за серебролюбие давится». Когда медаль
изготовили, Мазепы уже не было в живых. Орден утратил свое предназначение.
Чтобы не отправлять его на переплавку, Петр отдал ее своему шуту князю
Шаховскому – алчному на серебро. Дальнейшая ее судьба неизвестна.
М.Ю.
Ломоносов высоко ценил реформаторскую деятельность Петра I и сам стал новатором
– изобрел новый материал для создания мозаики – смальту. Он разработал проект и
в течении трех лет создавал вместе с учениками первую монументальную мозаичную
картину «Полтавская баталия», размером 5 х 6,5 метров. Сюжет ее описан самим
Ломоносовым следующим образом: «Напереди изображен Петр Великий на могучей
лошади верхом, лицом в половину профиля, облик нарисован с гипсовой головы,
отлитой в форме, снятой с самого лица…какой есть восковой портрет в Кунцкамере,
За государем бывшие тогда знатные генералы Шереметьев, Меншиков, Голицын. Представлен
Петр Великий в немалой опасности, когда он в последний раз выехал к сражению
при наклонении в бегство Карла Второгонадесять; напереди и назади генералы и
солдаты, охраняя государя, колют и стреляют неприятелей. Близко впереди
гренадер со штыком, направленным в неприятеля, оглянулся на монарха, якобы
негодуя, что так далече отваживается. …»
Ломоносов
намеренно ввел изображение не только исторических лиц, но и простых солдат.
Мозаика привлекала Ломоносова своей прочностью, он видел в ней художественный
материал, пригодный «для сохранения геройских славных дел, что долг к отечеству
изобразить велел». Мозаика украшает Главное здание Академии наук в
Санкт-Петербурге.
Бронзовый
бюст Петра I Карло Бартоломео Растрелли (отец Франческо Растрелли, архитектора
дворцов Санкт-Петербурга) является образцом русского скульптурного портрета.
Эта скульптура считается оригинальной, так как фигура изображена до пояса, в то
время как бюстом является погрудное изображение человека. Растрелли не случайно
выполнил скульптуру именно так – тем самым он хотел возвысить фигуру Петра –
так, чтобы он воспринимался торжественно и величественно. Петр изображен в
латах. Все в лучших традициях того времени. На латах изображены скипетр и
держава, которые символизируют обновленную Россию. На второй пластине изображена
сцена сражения – Полтавская битва, в которой была продемонстрирована вся мощь
русской армии. На груди императора можно увидеть ленту Андрея Первозванного –
высшая награда Российской империи на то время. На плечах у императора
изображена горностаевая мантия с цветочным орнаментом. Она сделана крупными
складками, будто бы ниспадает с плеча, что демонстрирует парадность и наличие
движения.
Карло Растрелли. Бюст Петра I |
Карло
Растрелли в бюсте Петра I решил очень сложную задачу – он показал императора не
только с точки зрения парадности, но и как человека с непоколебимой силой воли
и несгибаемым характером. Данный бюст можно рассматривать с двух точек зрения: не
только как политического деятеля, но и как личность. С одной стороны, скульптор
изобразил великого императора как типичного деятеля эпохи преобразований,
различных социальных изменений. С другой – перед нами человек со сложным
характером, с собственными тревогами и переживаниями. Растрелли изобразил.
Как
мы смогли убедиться, победа в Полтавской битве стала не только знаковым событием
в развитии и становлении российского государства, но и послужила толчком для
развития многих направлений в искусстве. И, конечно, тема победы русского
оружия под Полтавой еще не раз была раскрыта в изобразительном искусстве: Б.
Виллевальде «Полтавская битва», Е. Любимов «Военный совет», Е. Лансере
«Полтавская победа», А. Афанасьев «Въезд Петра в Москву после Полтавской
победы» и др. Она стала источником вдохновения и в музыке (опера Чайковского
«Мазепа»), и в литературе (поэмы Дж. Байрон «Мазепа» и поэма А.С. Пушкина
«Полтава»), и в других видах искусства, в том числе и в кинематографе.
На
месте Полтавского сражения и других исторических местах, связанных с Северной
войной поставлены памятники и обелиски, установлены мемориалы (можно посмотреть
здесь).
В
Полтаве открыт Государственный историко-культурный заповедник «Поле полтавской
битвы» и Музей истории
Полтавской битвы с диорамой полтавского боя.
Мы
постоянно используем в речи крылатые фразы, рожденные солдатами в редутах
Полтавского сражения: промедление смерти подобно, на ученье идешь – жмут подтяжки,
домой пришел – не дожидайся растяжки, бой отвагу любит, не всякая пуля по
кости, иная и по кусту, сам пропадай, а товарища выручай, храбрость города
берет.
В историческом зале и зале искусств Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина вы
найдете много книг о петровских временах и славных победах русского оружия. И
советуем обратить внимание на оконную книжную выставку «И грянул бой!
Полтавский бой». Ждем вас по адресу: г.Челябинск, ул.Коммуны, 69!
Использованная
литература:
Кузнецов,
А. А. Наградная медаль: в 2 томах / А. А. Кузнецов, Н. И. Чепурнов. – Москва:
Патриот, 1992. – Т. 1 : 1701-1917 / 1992. – 416 с. : ил. (В Центральной библиотеке
им.А.С.Пушкина, в библиотеках №№1, 6, 8, 11, 14, 22, 23, 26)
Косарева,
А. В. Искусство медали: книга для учителя / А. Косарева. – 2-е издание, дополненное
и переработанное. – Москва: Просвещение, 1982. – 125, [2] с. : ил. (В
Центральной библиотеке им.А.С.Пушкина, в библиотеках №№1, 6, 11, 14, 15, 20, 22,
23, 26)
Чепурнов,
Н. Н. Наградные медали Государства Российского: [энциклопедия] – Москва:
Русский миръ, 2001. – 768 с. : ил. (В Центральной библиотеке им.А.С.Пушкина)
Глинка,
Н. И. Беседы о русском искусстве, XVIII век: учебное пособие. –
Санкт-Петербург: Книжный мир, 2001. – 254, [1] с., [8] л. цв. ил. (В
Центральной библиотеке им.А.С.Пушкина и в библиотеке №32)
Адарюков,
В. Я. В мире книг и гравюр: воспоминания / В. Я. Адарюков; Государственная
Академия художественных наук. — Факсимильное воспроизведение издания 1926 г. – Москва:
Книга, 1984. – 58 с. (В Центральной библиотеке им.А.С.Пушкина)
Турова,
В. В. Что такое гравюра. – 3-е издание, дополненное. – Москва: Изобразительное
искусство, 1986. – 158, [1] с.: ил., цв. ил.; 17 см. – (Молодежи об искусстве).
(В Центральной библиотеке им.А.С.Пушкина, в библиотеках №№1, 6, 8, 11, 12, 14,
15, 16, 22, 23, 28)
Садовень,
В. В. Русские художники баталисты XVIII-XIX веков. – Москва: Искусство, 1955. –
369 с. : ил. (В Центральной библиотеке им.А.С.Пушкина)
Некрасова,
Е. А. Ломоносов – художник. – Москва: Искусство, 1988. – 142 с. : ил. (В
Центральной библиотеке им.А.С.Пушкина, в библиотеках №№1, 8, 13, 14, 15, 16)
Штелин
Я. Я. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России: [в 2 т.]; сост. К.
В. Малиновский; сост., пер с нем., вступит. ст., предисл. К. В. Малиновского. –
Москва: Искусство, 1990. – Т. 1. – 1990. – 446 с. : ил. (В Центральной библиотеке
им.А.С.Пушкина, в библиотеках №№14, 22)
Шарандак,
Н. П. Русская портретная живопись петровского времени. – Ленинград: Художник
РСФСР, 1987. – 102, [1] с: цв. ил. ; 17 см. – (Массовая библиотека по
искусству). (В Центральной библиотеке им.А.С.Пушкина, в библиотеках №№1, 14,
22)
Русские
архитекторы / Автор составитель Литвинова О. А. – Москва: Росмэн, 2004. – 366
с.: ил. – (Великие русские). (В Центральной библиотеке им.А.С.Пушкина, в
библиотеках №№1), 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22,
23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 31, 32)
Источники.
https://artmuseum.karelia.ru/news/iz-muzejnyh-kollektsij-poltavskaya-bataliya/
https://xn--90aae3anv.xn--p1ai/?p=21337
https://coinsplanet.ru/articles/medal-za-poltavskuyu-bataliyu-1709-god.html
http://www.battle.poltava.ua/russian/art.htm
https://kulturologia.ru/blogs/060219/42162/
http://medalirus.ru/medals18/medali-poltava.php
https://ria.ru/20090626/174554958.html
https://fb.ru/article/387814/byust-petra-rastrelli-istoriya-i-opisanie
Наталья Меньщикова, библиотекарь отдела
социально-гуманитарной литературы Центральной
библиотеки им.А.С.Пушкина
Сочинение по картине «Утро» Яблонской довольно часто задают ученикам 6 класса. Естественно, что у детей с такими работами могут возникать проблемы. Тогда можно взять в качестве примеров готовые варианты.
Сочинение с планом
Очень удобно писать сочинение по плану. Тогда получится четко оформить каждую мысль. Кроме того, ребенку будет удобнее потому, что он знает, о чем именно писать.
План:
Картину «Утро» написала великолепная художница Татьяна Яблонская. Она получила за свое творчество очень много разных наград. Она известна тем, что изображала обычных людей во время работы и отдыха, писала пейзажи. На картине «Утро» Яблонская хочет выделить такие вещи, на которые мы обычно не обращаем внимания.
Я считаю, что события, показанные на картине, происходят в городской квартире весенним утром. Помещение большое, хорошо освещенное солнцем, никакой лишней мебели в нем нет. На стуле разложена приготовленная с вечера одежда.
Центральная фигура картины – девочка, занимающаяся зарядкой. Видимо, она встала совсем недавно, еще не успела убрать постель. На столе оставлен завтрак. На стуле можно увидеть школьную форму и красный пионерский галстук. Видимо, скоро у девочки начнутся уроки, и ей надо будет бежать в школу.
На заднем плане Яблонская изобразила дверь, выходящую на балкон. С улицы ярко светит солнце, заряжая бодростью. Вдалеке можно увидеть другие дома.
Цвета для картины художница выбрала очень яркие. Практически на все предметы падает свет солнца. В целом, картина пропитана позитивными эмоциями и радостью. Наступил очередной весенний день.
Картина «Утро» очень интересная и яркая. Она дает ощущение свободы и простора. Хочется выйти на открытый балкон, вдохнуть полной грудью и послушать, как поют птицы. Художнице хорошо удалось передать утреннюю атмосферу.
Интересно! Сочинение по картине Тропинина Кружевница для 4 класса
Короткий вариант сочинения
Иногда учителя просят учеников 6 класса написать не подробное сочинение по картине «Утро» Яблонской с планом, а короткое. Очень важно уметь передавать свои мысли лаконично и без лишних деталей. На самом деле написать сочинение коротко совсем несложно.
Картина Яблонской «Утро» очень простая, но этим она и интересна. Автор изобразила только что проснувшуюся девочку, которая решила сделать зарядку. Главная героиня вызывает симпатию.
На столе находится простой завтрак, на стуле разложена одежда, чтобы можно было быстрее собраться. Кровать пока не заправлена – девочка слишком спешила встретить новый день. И вся природа радуется так же, как и она. Солнце ярко освещает комнату, эффект от этого невероятный.
Комната обставлена только нужными предметами, нет никакого хлама или чего-то лишнего. Никаких украшений в помещении нет или они находятся «за кадром». Лишь растения показывают, что девочке нравится природа.
Я считаю, что картина «Утро» – гимн, воспевающий новый день. Хочется порадоваться вместе с героиней картины. Очень приятно вставать рано утром и улыбаться солнцу, которое ответит тебе теплом и ярким светом. Когда проводишь утро так, день точно пройдет великолепно.
Сочинение-описание картины
Чтобы написать хорошее сочинение по картине «Утро» Яблонской, ученикам 6 класса рекомендуют просто описать то, что они видят на картине. А в конце работы указать, какие эмоции она у них вызвала.
Картина «Утро» была написана великолепной художницей Татьяной Яблонской, которая специализировалась на живописи. Название сразу говорит о тематике – мы видим раннее утро. Солнце светит сквозь туман, освещая просторную комнату и согревая ее. Балкон открыт настежь, чтобы в помещении был свежий воздух. Кажется, что в комнате царит приятная прохлада и свежесть. Можно буквально почувствовать эту удивительную утреннюю атмосферу.
В центре картины – девочка, которая проснулась совсем недавно. Чтобы проснуться и взбодриться, она решила сделать зарядку. Мне кажется, ей около десяти лет. Она подтянутая и спортивная, сразу вызывает симпатию. Постель девочка пока не заправила – видимо, еще не было времени. На стуле находится ее школьная форма. Очевидно, после завтрака героиня побежит на учебу.
В интерьере комнаты можно увидеть не только цветы, но и красивую настенную тарелку. На ней нарисованы птицы. Возникает такое ощущение, словно они вместе с девочкой радуются очередному весеннему дню.
На первом плане картины расположен большой стол, накрытый скатертью. Мама девочки оставила для нее завтрак: тарелку с хлебом и кувшин с водой или молоком.
Когда смотришь на эту картину, возникают теплые и позитивные эмоции. Зритель словно заряжается бодростью от главной героини. Мы вместе с ней улыбаемся и радуемся теплым лучам солнца. Хочется идти и совершать разные дела. Удивительно, как Яблонская передала уникальную утреннюю атмосферу.
Интересно! Как пишется правильно прийти или придти
Еще один вариант сочинения-описания
Этот вариант сочинения по картине «Утро» Яблонской тоже представляет собой описание. Ученики 6 класса могут использовать его в качестве основы или совместить с другими предложенными текстами.
Картина «Утро» была написана Яблонской в середине прошлого века. Когда смотришь на нее, возникает чувство, словно на тебя дует прохладный утренний ветерок. Очень приятно проснуться в свежей и чистой, светлой комнате.
В помещении стоит скромная мебель, никаких лишних украшений или других деталей интерьера. Окна не закрыты шторами. На стенах – желтая побелка. На стене находится декоративная тарелка.
В центре картины – девочка, которая занимается гимнастикой. Она явно очень аккуратная и спортивная. На стуле висят ее вещи, которые красиво сложены.
Утро – это уникальное время, зарождение дня вызывает невероятные эмоции. На картине изображена весна, поскольку двери балкона широко распахнуты, впуская свежий воздух. Благодаря этому девочка зарядилась бодростью и силами на новый день. Героиня картины явно проснулась совсем недавно, потому что еще не успела убрать кровать. Она первым делом решила сделать зарядку. Уже совсем скоро ей предстоит идти в школу.
На переднем плане мы видим большой круглый стол, покрытый красивой скатертью. Там же стоит тарелка с хлебом и крынка молока. Солнце ярко освещает комнату. В целом комната девочки выглядит очень уютно. Сама она изящная и спортивная.
Когда я смотрю на эту картину, у меня появляются только позитивные эмоции. Сразу возникает бодрость и хочется приступить к делам. Поразительно, как художница смогла так точно передать нужное настроение.
Написать сочинение по картине «Утро» не так уж и сложно. Самое главное – взять за основу любой приведенный текст и с его помощью уже выполнить работу.
Источник