Сочинение по картине поленова московский дворик 7 класс

московский дворик поленов василий. городской пейзаж русского художника-передвижника, написанный в 1878 году. картина хранится в третьяковской галерее. она является одной

«Московский дворик» Поленов Василий. Городской пейзаж русского художника-передвижника, написанный в 1878 году. Картина хранится в Третьяковской галерее. Она является одной из самых известных картин Поленова.

Картина В. Д. Поленова

Сочинение по картине «Московский дворик»

Вариант 1

Среди талантливых русских художников известно имя Василия Дмитриевича Поленова. Его картины яркие, содержательные, поэтому всегда воспринимаются зрителями с большим интересом, например, полотно “Золотая осень”. Одна из удивительных работ является картина «Московский дворик». Она была написана художником из окна квартиры в которой он проживал. Это полотно принесло художнику известность и популярность. На картине показана спокойная и тихая жизнь людей, проживающих в конце девятнадцатого века в старой Москве.

Если приглядеться к картине, то безошибочно можно определить, что на ней изображено летнее утро. Небо голубого цвета, лишь виднеются отдельные, словно вата белоснежные облака. Благодаря солнцу картина наполнена светом. Скорее всего ожидается жаркий денек. В центре картины расположена церковь с пятью куполами, а рядом высится колокольня. Центральный купол церкви, а так же колокольни переливаются золотом в лучах летнего солнышка.

Неподалеку от нее находится особняк. Он очень стар, хотя здание достаточно хорошо сохранилось, только вот хозяйственные постройки стали ветхими. Напротив особняка расположен сарай, крыша его покосилась и на ней вырос какой-то кустарник. Рядом с ним находиться старый колодец. Возле особняка изображен деревянный забор. Скорее всего он огораживал сад, но сейчас видно, что он зарос. В нем выросла береза, у которой сломалась макушка. Слева картины изображена женщина с ведром воды. Она немного склонилась, и протянула руку в сторону, чтобы удерживать равновесие. Неподалеку пасется запряженная лошадь, ждущая своего хозяина.

Возле сарая бегают куры. Но все же центральное место картины принадлежит детям. Перед домом выросла зеленая лужайка с белыми цветами. Два белокурых мальчика играют вместе на траве. Один стоит и разглядывает сорванный цветок. На траве сидит маленькая девочка, она плачет, потому что ее как бы оставили одну, старается привлечь к себе внимание. Эта картина вносит спокойствие и умиротворение. Чувствуется, как художник с большой любовью относится к людям, особенно к детям. Глядя на нее хочется улыбаться, гордиться тому, что у нас жили такие талантливые художники.

Вариант 2

Василий Дмитриевич Поленов – знаменитый русский художник, создавший много прекрасных произведений искусства. Одной из его работ была картина «Московский дворик», написанная в тысяча восемьсот семьдесят восьмом году. Впервые картину увидели на шестой выставке передвижников. С этого момента Поленов стал знаменит.

На картине изображен простой дворик в Москве. Начало лета. Трава ещё не очень высокая и не пожелтевшая, цветут цветы. День солнечный, жаркий. Небо синее-синее с редкими белоснежными облаками. На его фоне красиво вырисовывается церковь с пятью куполами. Центральный купол золотой. Он возвышается среди своих серебристых собратьев. Но ещё выше вознеслась колокольня. Солнечный свет такой яркий, что на стенах и церкви, и колокольни лежит тень от облаков.

В тени и стена небольшого особняка, который расположился в центре двора. Рядом с домом разместился сарай. Он уже покосился от старости, а его крыша местами провалилась. На ней выросло деревце. Слегка накренился и колодец. Всё говорит о том, что это старый московский особняк: и погреб, и потемневший от времени забор. Но жизнь не замерла в этом стареньком особнячке. Во дворе стоит запряжённая в телегу лошадь, ожидая своего хозяина. Она понуро опустила голову.

Ребятишки, все белоголовые, играют на теплой траве. Двое удобно устроились прямо на земле. Они о чём-то разговаривают или разглядывают какое-то движение в траве. Ещё один мальчик направился к погребу. Он тоже чем-то увлечён. И все трое совсем забыли о маленькой сестрёнке, которая плачем пытается привлечь их внимание. А, может быть, собирая цветочки, она упала и больно ударилась. Но мальчикам не до неё. Каждый занят своей игрой.

Из дома вышла женщина с ведром и идёт по дорожке. Куры деловито прогуливаются и поклёвывают зелёную травку, камешки. Их не пугает присутствие женщины и детей. Они тоже заняты своим делом. В глубине двора на верёвке висит бельё. Столбы вот-вот готовы упасть. Но нет в этом дворе запустения. Чистота кругом. Пышно зеленеет сад за забором.

Картина В.Д. Поленова наполнена такой теплотой, что становится радостно на душе. Сколько любви вложено в это произведение. Старый московский дворик. Но там всё такое родное и близкое, что невозможно не любоваться скромной красотой простого городского пейзажа.

Вариант 3

Очень светлая картина. Она и солнечная, и приятная. Тут много пространства, много зелени.

Это один из многих двориков Москвы. Конечно, таким он мог быть (с телегой) только в прошлом или позапрошлом веке. Сейчас всё было б в бетоне.

Явно лето:  солнце, зелень. Люди даже легко одеты. Все в светлом. Тут и людей-то не так много. Я вижу женщину с ведром, которая идёт по тропинке. Ещё вижу детей, которые похожи на ангелочков. Один постарше – внимательно смотрит на что-то. Палец к губам поднёс – думает. Может, это девочка.

Двое на траве играют. Один ещё ребенок сидит рядом с открытым ртом.  Этот малыш или зевает, или ревёт. Жаль, что звуков не слышно. Как я уже сказал, тут ещё есть телега – с лошадью.

Может, кто-то приехал. Вот женщина-хозяйка и спешит за водой, чтоб самовар для гостя поставить. А детей всех выгнали во двор, чтоб не крутились под ногами.

Наверное, это будний день, а то бы было больше народу. Или все уехали на дачи, раз погода такая хорошая.

За забором много зеленых деревьев. Думаю, что там сад, например, яблоневый.

Над домами красивая белая церковь. Когда звонят колокола, в этом дворе всё очень хорошо слышно. Очень громко, точно. Но люди, наверное, уже привыкли.

Много неба на картине. Оно яркое, голубое, только несколько белых облаков. Дождя в тот день (на картине) явно не ожидалось.

Около забора сушится бельё на верёвках. Может, его эта самая женщина и повесила.

Довольно много цветов в траве. Ромашки и другие мелкие цветочки – очень красиво.

Ещё на картине есть куры. В деревянных домиках, наверное, хлев и тому подобное. То есть, понятно, что Москва тогда была не просто городом, а частично деревней. Тут разводили кур, доили коз. Больше напоминает нашу деревню. Наверное, жизнь тоже была спокойней… Зато, продукты были свежие! Люди вполне могли быть спокойней и добрей.

Описание картины «Московский дворик»

Москва конца 19 века поражает провинциальным укладом жизни. В древнем русском городе не было дворцовых площадей, роскошных фонтанов и монументальных зданий. Старая Москва – это бесчисленные дворянские гнезда, перемежающиеся с купеческими домами, торговые лавки и белые, устремленные в небесную высь церкви. Именно такой увидел Москву столичный художник Василий Поленов.

Знакомству с московской жизнью предшествовало несколько поездок за границу. Молодой Поленов побывал в Париже, Венеции, Риме. На чужой земле он искал вдохновение для исторических полотен. Италия произвела на него сильнейшее впечатление. Сравнивая Венецию с «волшебным сном», живописец восторгался родиной любимого им художника Паоло Веронезе. А «городом на семи холмах» Поленов был разочарован: он назвал Рим «мертвым» и «отжившим».

Приезд Поленова в Москву открыл новые грани его таланта. Написанная в 1877 году картина «Московский дворик», стала для художника знаковой в изображении простой русской жизни. В поисках квартиры, в которой он мог бы спокойно работать, Василий Дмитриевич случайно выглянул из окна понравившегося ему дома и увидел самобытную картину русской жизни. Крестьянские дети увлеченно играют на траве, женщина, согнувшись от тяжести, несет ведро воды, по двору бегают куры, а запряженная в телегу лошадь послушно ждет своего хозяина.

Запечатленный Поленовым сюжет лишен исторического драматизма. Ведь не смотря на то, что крепостное право было уже отменено, простой народ жил в большой нужде и не имел возможности поправить свое бедственное положение. Но художнику было важно показать не реалии времени, а самих русских людей, обладавших поистине христианским терпением. Неслучайно крестьянка и дети одеты в белое. Этот цвет символизирует смирение и чистоту души.

Однако стоит заметить, что лица людей не прорисованы. Мы не видим глаза ребенка, изображенного на переднем плане картины. А в них, скорее всего, затаилась тихая грусть. Поленов мастерски расставил акценты: солнечные головки детей, кричащий малыш и сияющие купола собора – вот то, что заставляет зрителя воспринимать картину как единое целое. Все остальное – лишь сочная по своим краскам декорация к основной идее сюжета.

Глубокая вера в силу и мощь русского народа двигала кистью художника. Возрождение крестьян к новой жизни он связывал неразрывно с религией. Век от века православие на Руси помогало людям переносить невзгоды, побеждать болезни. Поленов не мог себе представить, что пройдет не так много времени, и у людей отнимут величайшую ценность земного бытия – веру в Бога. Но в 80-ых годах 19 столетия по всей Руси стоял колокольный звон, блистали маковки церквей, и жизнь наполнял чудесный свет, льющийся с небес. Божественной благодатью пропитан каждый мазок «Московского дворика».

Синее бездонное небо царит над всем этим крошечным мирком. А солнечные лучи одинаково ласково касаются детей, молодой листвы, покосившегося сарая, барского дома и каменных стен собора. Высокое мастерство живописца позволило Поленову передать свежесть и чистоту летнего воздуха, в котором разлит легкий аромат травы и первых цветов. Картина «Московский дворик» стала первым произведением художника, выставленным на Передвижной выставке, и тем самым открыла ему путь к славе.

Анализ картины «Московский дворик»

В конце 19 века столицей России была не златоглавая Москва, а Петербург. Первая считалась провинцией – вы не нашли бы здесь ни дворцов, ни фонтанов, ни величественных фасадов зданий. Москва, которую мы уже не увидим – это дворянские поместья, мирно уживающиеся с купеческими домами, лавчонки ремесленников и белые церкви с куполами-луковицами. Это Москва В. Поленова, одного из самых известных отечественных живописцев, ведь именно переулок близ Арбата изображен на картине «Московский дворик». Простота и реалистичность полотна почему-то навеивают воспоминания о картине Саврасова «Грачи прилетели» — она такая же близкая и родная каждому человеку.

На картине Поленова вы четко видите основные градостроительные единицы 19 века – дом и двор, которые кардинально отличаются от современных улиц. Раньше такими уютными особняками были застроены целые кварталы, а плодовые деревья и куры нисколько не мешали быту местных жителей. Мы видим мастерски изображенные отголоски деревенской жизни, и, кажется, начинаем понимать, почему Москву зовут «большой деревней». Это полотно Поленова умиротворяет и успокаивает, возносит повседневный быт над праздничной суетой и заставляет задуматься о прелести обыденных моментов.

Написанный художником московский дворик – это не абстрактный вымысел, а вполне реально существовавший в Москве его времени. Известно письмо Поленова его дяде, в котором указан точный адрес: Дурновский переулок неподалеку от Спаса на Песках, дом Баумгартен.

Примечательно, что до наших дней сохранились изображенные на картине колокольня и церковь, только вот окружены они совершенно другим ландшафтом и зданиями. Исследователи творчества художника говорят о том, что он приблизил церковь, поскольку дворика в современной Москве, из которого открывался бы поленовский вид, просто не существует. Искусствоведы в большинстве своем связывают такую перемену перспективы с приданием картине праздничности и торжественности.

Существует версия, что С. Мамонтов посоветовал В. Поленову перебраться в Москву, поскольку она может предоставить материал для вдохновения и творчества, ведь здесь художник собирался писать картину «Пострижение негодной царевны» и искал место для студии.

Но появившуюся в результате этих поисков картину «Московский дворик», написанную нежно-яркими красками, невозможно рассматривать без ее персонажей, ведь именно они вдыхают жизнь. Ребятишки во дворе, женщина с ведром, направляющаяся к курам, кричащий малыш только подтверждают жизненную суету, которая будет существовать во все времена. У каждого, кто хоть раз увидел эту картину, непременно возникнет вопрос: «Почему Поленов изобразил именно дворик, а не роскошную купеческую усадьбу?». Это связано, прежде всего с тем, что он всю жизнь прожил в городе Петра, окруженном мостами и фонтанами, в городе небывалой роскоши и праздной неги.

Провинциальный дворик старой Москвы переносит зрителя в начало летнего дня, когда только начинает подниматься солнце и заливать все вокруг своим жизненным светом. Скользящие по небу облака умиротворяют, а уменьшающиеся тени домов и куполов церкви наполняют картину некой силой, которую иначе как живой назвать просто невозможно. Поленов не зря выбрал именно раннее утро для своего холста – иначе изобразить деревенские мотивы было бы просто невозможно.

Куры, которые деловито расхаживают у сарая, мирно жующая сено лошадь у телеги – это пасторальные мотивы на картине. Девочка со цветком в руках символизирует жизнь, а плачущий ребенок, на которого никто не обращает внимание, является символом реалистичных будней каждого из тысяч двориков Москвы. Такие прозаичные вещи нисколько не нарушают общей задумки полотна, а наоборот, являются символом человеколюбия и поэзии простоты.

Композиционно картина кажется хаотичной, но покосившиеся пристройки на изумрудно-зеленом с отблесками золотистого солнца траве странным образом гармонируют с нарядными белыми особняками, кружевными колокольнями и величественными куполами церквей. Центр полотна вы можете определить по силуэту сарая между колокольней и церковью, а в левой части – приглушенно-зеленые с легкими вкраплениями коричневого тона сада. Если вы посмотрите направо, то непременно заметите неказистый коричневый угол сарайчика. Пространство внизу и вверху будто заключает мир в объятия зеленой травы и голубовато-розового неба с белыми облаками, а по вьющейся тропинке хочется убежать и спрятаться от суеты за домиком, деревьями или амбарчиком.

Захватывает воздух. По реалистичности его изображения «Московский дворик» сравним лишь с работами Васильева и Саврасова, но тут он словно обволакивает купола церкви, за счет чего ее очертания становятся плавными и мягкими.

Говоря о переходах, цветовой гамме и светотени композиции, невозможно не заметить один таинственный момент. Когда вы отойдете от картины на несколько шагов, то непременно сложится впечатление, что она написана лишь одним тоном. Но это только первое мнение – художник очень любит свет, но сознательно ограничивает себя самыми необходимыми красками – небесно-голубой, зеленой, желтой, коричневой и белой. Так Поленов добивается гармоничного изображения атмосферы жизни и насыщенного воздухом пространства вокруг нее.

Растянутость картины во времени и пространстве – панорамная и повседневная. Главное на ней не дворик, а дети – смысл существования всего человечества. Все остальные мирские заботы – на втором месте, а дальше мы видим жизнь духовную, которая необходима во все времена. Гармония старинного московского дворика словно отражает органичность существования небесного и земного миров.

Тем не менее, такая жизнь уже осталась в прошлом, но куда бы ни отправился человек, его всегда будут привлекать спокойствие и умиротворения, он никуда не денется от бытовых забот. Остается лишь одно – вспомнить пасторальные мотивы «Московского дворика», которые позволяют душе дышать.

  • Сочинения
  • /

  • По картинам
  • /

  • Поленов

Перед нами картина русского художника-передвижника Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик». Это одна из известных его картин. Холст написан маслом, изображает городской пейзаж. Размер полотна приближен к размеру окна.

Переехав из Санкт-Петербурга в Москву, художник снял себе квартиру. Из окна открывался чудесный вид. Василий Дмитриевич сразу нарисовал этюд. После переписал этюд на холсте. О своей картине он писал, что это дворик в Москве в начале лета.

На переднем плане играют дети. Они маленькие, без присмотра. Мальчик стоит задумчиво, другие мальчики возятся на траве, малышка плачет. Поодаль идет женщина с полным ведром. У сарая куры с петухом клюют зерна. Справа запряженная в телегу лошадь. Детское белье сохнет на веревке. Трава короткая, выщипана, растут ромашки, дорожки вытоптаны.

Уютный дворик огорожен забором, домом, сараем. Дом бело-розового цвета, одноэтажный, с мансардным окном, подвалом, на хорошем фундаменте. Крыша железная, две печные трубы. Дом рассчитан на несколько семей. Слева от дома густые кусты. Рядом расположен погреб. Справа огороженный забором сарай. Это уже соседний участок. Сарай с низкой крышей, вдавлен в землю. Крыша покрылась зеленым мхом.

На заднем фоне пятиглавые купола и колокольня белокаменной Москвы. Видны однотипные крыши домов. Небо над городом ясное, высокое. Есть несколько белых облаков. Солнце еще низкое. На картине его нет, но светит оно с правой стороны.

Основополагающим началом картины является дом. Он выделен светлыми тонами. У дома дворик с хозяйственными постройками, животными. Женщина и дети заняты своими обязанностями, они окружены всем необходимым хозяйством. Движения в картине нет: лошадь стоит смирно, дети играют.

Горизонт сделан на уровне глаз. Создается спокойное впечатление от картины. На полотне много мелких деталей, которые уравновешены чистым небом. Светлый дом создает контраст с темной крышей сарая. Цвета картины спокойные, постройки приглушенного оттенка. Яркое солнечное утро, освещенная зеленая лужайка в картине вызывают радостное настроение.

Художник отобразил жизненную правду. Он показал, как проходит утро московской семьи. Мать занята хозяйством, дети привольно гуляют. Такую картину Поленов увидел из своего окна. Думаю, в других дворах точно такие же семьи. Художник принимает мир в его обыденном проявлении. Через безмятежное утро семьи Василий Дмитриевич выразил свою любовь к людям и к жизни.

Описание картины 2

Автор картины «Московский дворик» Василий Дмитриевич Поленов великий русский художник конца XIX века. Очень образованный и разносторонний человек.

Он написал картину «Московский дворик» под впечатлением от увиденного в одном из старых дворов, которые встречались на каждом шагу.

Но почему тогда такая обычная картина, а на нее хочется смотреть, рассматривать до мельчайших деталей. От картины идет какой — то свет и хорошее теплое настроение.

На картине «Московский дворик» изображен теплый летний день. На дальнем плане мы видим деревянные постройки, над которыми возвышаются золотые купола церкви. Они кажутся какими то солнечно – прозрачными на фоне голубого неба. Вдалеке только крыши и верхушки деревьев.

На более ближнем расстоянии уже можно рассмотреть белье, которое висит и сушится на веревке. Возле сарая в земле гребутся курицы.

С правой стороны стоит (наверное, она пасется) лошадь, запряженная в телегу. В центральной части картины довольно большой двор. Он весь покрыт зеленой травой, на которой виднеются небольшие полянки полевых цветов. Две протоптанные тропинки пересекаются на переднем плане и здесь же мы видим группу детей. Два мальчика лежат на траве и о чем то секретничают. Справа маленькая девочка зовет няньку. А он и не слышит. Стоит и сосредоточенно рассматривает сорванный цветок.

От жилого дома по тропинке идет тетенька, неся в правой руке ведро полное воды. Это видно по тому, как она для равновесия подняла левую руку и немного согнулась от тяжести в другую сторону. Дом, от которого она идет, не маленький. В нем, наверное, есть подвал, потому что внизу виднеется маленькое окошечко. Над домом возвышается большое старое дерево. Над ним кружат птицы.

Еще с левой стороны старый забор из досок. За ним раскинулся сад. Это видно по густым зарослям, которые возвышаются над ним и за ним.

Еще в этой картине слышны звуки: стрекот кузнечиков, фырканье сонной лошади, плачущая девчушка. Может даже, слышен звон колоколов, он далеко разносится в такой солнечный день. Смотришь на картину и улыбаешься, потому что ловишь себя на мысли, что хочется туда, к ребятишкам. Вместе с ними побегать по мягкой траве, понежиться на солнышке. Картина «Московский дворик» очень добрая и реалистичная.

В те годы тоже было хорошо. Не было компьютеров и мобильных телефонов, дети все свободное время играли на улице, они слышали все звуки природы.

Благодаря художнику и картине мы знаем, как жили в те времена.

Сочинение по картине «Московский дворик»

Вариант 1

Среди талантливых русских художников известно имя Василия Дмитриевича Поленова. Его картины яркие, содержательные, поэтому всегда воспринимаются зрителями с большим интересом, например, полотно “Золотая осень”. Одна из удивительных работ является картина «Московский дворик». Она была написана художником из окна квартиры в которой он проживал. Это полотно принесло художнику известность и популярность. На картине показана спокойная и тихая жизнь людей, проживающих в конце девятнадцатого века в старой Москве.

Если приглядеться к картине, то безошибочно можно определить, что на ней изображено летнее утро. Небо голубого цвета, лишь виднеются отдельные, словно вата белоснежные облака. Благодаря солнцу картина наполнена светом. Скорее всего ожидается жаркий денек. В центре картины расположена церковь с пятью куполами, а рядом высится колокольня. Центральный купол церкви, а так же колокольни переливаются золотом в лучах летнего солнышка.

Неподалеку от нее находится особняк. Он очень стар, хотя здание достаточно хорошо сохранилось, только вот хозяйственные постройки стали ветхими. Напротив особняка расположен сарай, крыша его покосилась и на ней вырос какой-то кустарник. Рядом с ним находиться старый колодец. Возле особняка изображен деревянный забор. Скорее всего он огораживал сад, но сейчас видно, что он зарос. В нем выросла береза, у которой сломалась макушка. Слева картины изображена женщина с ведром воды. Она немного склонилась, и протянула руку в сторону, чтобы удерживать равновесие. Неподалеку пасется запряженная лошадь, ждущая своего хозяина.

Возле сарая бегают куры. Но все же центральное место картины принадлежит детям. Перед домом выросла зеленая лужайка с белыми цветами. Два белокурых мальчика играют вместе на траве. Один стоит и разглядывает сорванный цветок. На траве сидит маленькая девочка, она плачет, потому что ее как бы оставили одну, старается привлечь к себе внимание. Эта картина вносит спокойствие и умиротворение. Чувствуется, как художник с большой любовью относится к людям, особенно к детям. Глядя на нее хочется улыбаться, гордиться тому, что у нас жили такие талантливые художники.

Вариант 2

Василий Дмитриевич Поленов – знаменитый русский художник, создавший много прекрасных произведений искусства. Одной из его работ была картина «Московский дворик», написанная в тысяча восемьсот семьдесят восьмом году. Впервые картину увидели на шестой выставке передвижников. С этого момента Поленов стал знаменит.

На картине изображен простой дворик в Москве. Начало лета. Трава ещё не очень высокая и не пожелтевшая, цветут цветы. День солнечный, жаркий. Небо синее-синее с редкими белоснежными облаками. На его фоне красиво вырисовывается церковь с пятью куполами. Центральный купол золотой. Он возвышается среди своих серебристых собратьев. Но ещё выше вознеслась колокольня. Солнечный свет такой яркий, что на стенах и церкви, и колокольни лежит тень от облаков.

В тени и стена небольшого особняка, который расположился в центре двора. Рядом с домом разместился сарай. Он уже покосился от старости, а его крыша местами провалилась. На ней выросло деревце. Слегка накренился и колодец. Всё говорит о том, что это старый московский особняк: и погреб, и потемневший от времени забор. Но жизнь не замерла в этом стареньком особнячке. Во дворе стоит запряжённая в телегу лошадь, ожидая своего хозяина. Она понуро опустила голову.

Ребятишки, все белоголовые, играют на теплой траве. Двое удобно устроились прямо на земле. Они о чём-то разговаривают или разглядывают какое-то движение в траве. Ещё один мальчик направился к погребу. Он тоже чем-то увлечён. И все трое совсем забыли о маленькой сестрёнке, которая плачем пытается привлечь их внимание. А, может быть, собирая цветочки, она упала и больно ударилась. Но мальчикам не до неё. Каждый занят своей игрой.

Из дома вышла женщина с ведром и идёт по дорожке. Куры деловито прогуливаются и поклёвывают зелёную травку, камешки. Их не пугает присутствие женщины и детей. Они тоже заняты своим делом. В глубине двора на верёвке висит бельё. Столбы вот-вот готовы упасть. Но нет в этом дворе запустения. Чистота кругом. Пышно зеленеет сад за забором.

Картина В.Д. Поленова наполнена такой теплотой, что становится радостно на душе. Сколько любви вложено в это произведение. Старый московский дворик. Но там всё такое родное и близкое, что невозможно не любоваться скромной красотой простого городского пейзажа.

Вариант 3

Очень светлая картина. Она и солнечная, и приятная. Тут много пространства, много зелени.

Это один из многих двориков Москвы. Конечно, таким он мог быть (с телегой) только в прошлом или позапрошлом веке. Сейчас всё было б в бетоне.

Явно лето: солнце, зелень. Люди даже легко одеты. Все в светлом. Тут и людей-то не так много. Я вижу женщину с ведром, которая идёт по тропинке. Ещё вижу детей, которые похожи на ангелочков. Один постарше – внимательно смотрит на что-то. Палец к губам поднёс – думает. Может, это девочка.

Двое на траве играют. Один ещё ребенок сидит рядом с открытым ртом. Этот малыш или зевает, или ревёт. Жаль, что звуков не слышно. Как я уже сказал, тут ещё есть телега – с лошадью.

Может, кто-то приехал. Вот женщина-хозяйка и спешит за водой, чтоб самовар для гостя поставить. А детей всех выгнали во двор, чтоб не крутились под ногами.

Наверное, это будний день, а то бы было больше народу. Или все уехали на дачи, раз погода такая хорошая.

За забором много зеленых деревьев. Думаю, что там сад, например, яблоневый.

Над домами красивая белая церковь. Когда звонят колокола, в этом дворе всё очень хорошо слышно. Очень громко, точно. Но люди, наверное, уже привыкли.

Много неба на картине. Оно яркое, голубое, только несколько белых облаков. Дождя в тот день (на картине) явно не ожидалось.

Около забора сушится бельё на верёвках. Может, его эта самая женщина и повесила.

Довольно много цветов в траве. Ромашки и другие мелкие цветочки – очень красиво.

Ещё на картине есть куры. В деревянных домиках, наверное, хлев и тому подобное. То есть, понятно, что Москва тогда была не просто городом, а частично деревней. Тут разводили кур, доили коз. Больше напоминает нашу деревню. Наверное, жизнь тоже была спокойней… Зато, продукты были свежие! Люди вполне могли быть спокойней и добрей.

Сочинение 3

то произведение Василия Поленова запечатлело ту Москву, которую мы больше никогда не увидим в реальной жизни. Это Москва патриархальная, провинциальная, купеческая, ремесленная. Москва Пушкина, Гоголя, а позже — Островского, Чехова. Москва, которую называли любовно «большая деревня».

И что удивительно: столько событий на протяжении прошедших веков «прошумело» над нашей Москвою, а она стоит спокойная, невозмутимая, залитая солнцем и деревенской негой.

Когда Поленов переехал из Петербурга в Москву, именно это философское древнее спокойствие поразило художника до глубины души. Москва тогда не была столицей нашей родины. Главным городом России считался в то время город Петра – Петербург. Что изображено на картине?

Начало нового жаркого, солнечного, летнего дня. Широкий двор, заросший живою травою — муравою, исхоженный тропинками, щедро залит живительным солнечным светом. Нежными, мягкими красками выписаны не только строения, растения, но и все действующие лица и персонажи.

Мирно щиплет травку лошадка, запряжённая в повозку; деловито ищут себе пропитание куры. Женщина несёт тяжёлое ведро с водой. Она собирается напоить лошадку и курочек. Ребятишки заняты своими играми. Самый старший мальчик направился куда-то по своим делам. Самый маленький громко плачет, но не может обратить на себя внимание. Еще одна небольшая группка детей ловит кузнечиков или собирает полевые цветы. По светло-голубому небу величественно плывут белые облака. В небе купаются золотые купола церквей.

Если бы сегодняшняя Москва могла увидеть себя ту, которой она была в конце 19 века, то не узнала бы себя. Небоскрёбы, роскошь, западная жизнь…

Разве это мечта человека?

Дети, мирное небо над головой, духовная жизнь спокойная и с молитвою – вот какие ценности возвеличивает картина Поленова «Московский дворик».

Поэтому она и сегодня так мила и близка душе русского человека. Каждый посетитель Третьяковской галереи останавливается зачарованный простотой и непосредственностью этого полотна. Здесь «русский дух, здесь Русью пахнет».

Другие темы: ← Заросший пруд↑ ПоленовСтарая мельница →

`

Сочинения

Поленов — художник, который создавал картины разной тематики. Часто это были картины на историческую тему, его привлекали жанровые картины, а также он увлекался написанием портретов. Любил Поленов создавать и пейзажи. И вот в 1877 году художник создает, как оказалось, настоящий шедевр, что принес ему огромную славу став его визитной карточкой. Это была картина Поленова Московский дворик, которую он в 1878 году представил на выставке, назвав работу наброском, картинкой.

Поленов Московский дворик описание картины

Картина Василия Поленова Московский дворик переносит нас в далекое прошлое, ведь сегодня сложно в Москве отыскать подобные места. Сегодня столица далеко не провинциальная, она суетливая, шумная, поражает своим могуществом и архитектурой. И вот нам попадается такая теплая, светлая картина под названием Московский дворик.

Смотришь, и трудно поверить что когда-то Москва с ее современными дворами была именно такой. А ведь была же и данный дворик действительно существовал. Его автор увидел из окон квартиры, что хотел снимать, когда приехал из-за рубежа.

Московский дворик словно свидетельство зарождения современной столицы, как начало истории, начало той самой монументальной грациозности, которую мы видим сегодня. А когда-то столица была провинциальной, о чем свидетельствует изображенный дворик. И такие дворики были не единичными. Они были повсюду.

Что же изображает художник? Когда работаешь над описанием полотна Поленова Московский дворик, то видишь целый мир, где царит провинциальный уклад жизни, изображенный в начале лета.

Глядя на работу Василия Дмитриевича Поленова кажется, что он изображает утро. День обещает быть жарким и солнечным. С каждой минутой дворик оживает, поэтому мы видим запряженную лошадь, что ожидает своего хозяина, кур, которые что-то ищут в траве, женщину, направляющуюся к колодцу с ведром.

На переднем плане автор изображает детей. Они проснулись, возможно уже и позавтракали после чего сразу же бросились играть во дворе. Вот один ребенок направляется к закрытому погребу, двое других малышей легли на травку и наблюдают за пролетающими облаками. А недалеко сидит малышка, которая почему-то без настроения. Может она плачет, чтобы и на нее обратили внимание, а может что-то не получается сделать.

По левую сторону на картине изображен старый деревянный забор, за которым растут густые деревья и кустарники. Забор перетекает плавно в особняк, за которым стоит сарай и иные постройки.

На заднем плане мы видим изображенную святыню — пятиглавую церковь, а рядом с ней, стремящаяся ввысь к голубому бескрайнему небу колокольня.

Картина яркая, светлая, даже скажу, солнечная, добрая и живая. Когда смотришь на полотно Поленова, то появляются только прекрасные чувства, чувство радости и хорошего настроения.

Популярные сочинения

  • Сочинение про Небо
    Весь земной шар окутывает небо. Даже бесконечная галактика начинается с неба, которое над нами. Кажется, протяни руку, и ты сможешь до него дотронуться.
  • Сочинение-описание картины Летом Пластова (5 класс)
    Картина Аркадия Александровича Пластова «Летом» написана в 1954 году. Художник изобразил жанровую сцену в пейзаже. Холст, написанный маслом, имеет форму горизонтального прямоугольника
  • Сочинение Моя машинка
    Моя любимая игрушка — это маленькая машинка. Ее сделали из металла, покрашена она в зеленый цвет. Папа купил мне машинку в довольно дорогом магазине и велел ее беречь. Она очень детализированная
  • Сочинения
  • По картинам
  • Поленов
  • Московский дворик

Василий Дмитриевич Поленов очень талантливый русский художник. Его работы всегда вызывают у зрителя бурю эмоций и обсуждения. Одно из таких произведений знаменитого художника это картина «Московский дворик».

На полотне изображен, теплый, даже слегка жаркий, летний день. Небо светло-голубого цвета. Местами проплывают белоснежные и пушистые как вата облака.

В самом центре картины художник изобразил церковь, в которой величественно возвышаются пять куполов. Самый высокий купол игриво переливается золотом на солнце. Церковь бело цвета, а рядом с ней стоит высокая колокольня. Верхушка также переливается золотом. А на самом горизонте виднеется тоже храм. Но его очень плохо видно, так как он находится очень далеко.

Центровым моментом своей картины художник так же хотел отметить старый особняк. Но это здание очень хорошо выглядит по сравнению с сараем, который стоит рядом. Сам особняк окружен невысоким деревянным забором. Возможно, ранее там был сад, но сейчас там поросли деревья.

Сарай настолько стар, что в его крыше проросло маленькое пушистое дерево. Возле этого строения стоит ветхий колодец, который вот-вот и обвалится. Позади сарая виднеются крыши других домов. Они тоже не новые.

Хоть и здания уже очень стары, жизнь в этом прекрасном Московском дворике не перестает течь.

Художник изобразил запряженную в повозку лошадь, которая щиплет зеленую травку. Она ждет своего хозяина, что бы отправиться в путь. Возле старого сарая в земле роются куры, они ищут червячков. Так же художник изобразил женщину, которая несет полное ведро воды. Видно, что ей тяжело, так как ее тело немного наклонено в сторону, а рука вытянута. Она держит равновесие, что бы ни упасть.

По всему двору натоптаны тропинки. И именно на них мы видим детей, которые играют во дворе. Их четверо. Маленькая девочка изучает сорванные ею цветок, а двое из них сидят на траве. Самая маленькая крошка сидит сама на траве и громко плачет, тем самым пытаясь привлечь к себе внимание остальных.

Вся картина наполнена яркими красками. От нее веет теплом и хорошим настроением. Не зря художник был награжден на шестой выставке передвижников. После чего на него обрушилась ошеломительная популярность.

Сочинение-описание картины Поленова Московский дворик

Эта картина написана практически с натуры. Художник смотрел из окна своей квартиры и рисовал.

Отличный летний денёк, полдень. На голубом небе видны редкие белоснежные облака. Тихий московский дворик. Жизнь течёт своим чередом. Каждый занят своим делом. Посреди двора зелёная лужайка с цветущими ромашками. Она крест на крест пересечена двумя тропинками. Видно, люди годами ходят по своим делам одними и теми же дорожками, что вытоптали траву до земли.

В такой двор не страшно выпускать погулять маленьких детей, одних, без мамок и нянек. На переднем плане стоит маленький мальчик. Ему три-четыре годика. У него белокурые волосы без панамки или кепки. Мама недоглядела — напечёт солнышко голову. Он одет в светлую рубашку и темные штанишки. Мальчикчем-то увлечённо занят. Недалеко от ребёнка находится деревянная крышка. Возможно, под ней находится погреб. А рядом заросли лопуха.

Лопух растёт возле старого забора, за которым угадывается сад и растёт высокая берёза со сломанной макушкой.

В другом зелёном квадрате прямо на траве сидит маленький ребёнок. Это девочка. Она, наверное, ещё не умеет ходить. Вот где посадили, там и сидит. На соседнем квадратике два мальчика что-то ищут или ловят в траве. У всех детей светлые непокрытые головными уборами головки.

Посреди двора стоит лошадь, запряженная в телегу. Она спокойно стоит и ждёт хозяина. Невольно возникает вопрос: «Что делает лошадь в городе и откуда она взялась?» Моя бабушка рассказывала, что на телегах возили из двора во двор и продавали картофель, лук, яблоки крестьяне из близлежащих к городу деревень.

Сразу за садом видно белокаменный двухэтажный дом. На крыше видно две трубы — в доме печное отопление. Отчётливо видно чердачное окно на крыше и две водосточные трубы. Рядом с домом находятся серые от времени и дождей сараи. Через сгнившую крышу пробиваются ветки кустарника. Возле них ходят куры с цыплятами. Они ищут жучков-червячков.

Из дома вышла женщина в белом платье и с ведром в правой руке. Судя по направлению движения и по тому, как она отставляет для поддержания равновесия правую руку, ведро полное и тяжёлое. Возможно, она несёт воду для лошади.

Рядом с покосившимися сараями стоит белое древенчатое строение под красной крышей и длинным желобом. В нём находится водяная колонка. Дальше видны ещё покосившиеся сараи. На верёвке сушится бельё. Видны ещё пара таких же домиков, как изображённый на переднем плане. Там угадываются такие же маленькие уютные дворики.

Над всем возвышаются пять луковок- куполов белокаменной церкви. Самый высокий и главный золотом блестит на солнце, а остальные четыре отливают серебром. Рядом находится колокольня с золотым куполом.

В таком доме и в таком дворике выросли моя бабушка и мама. Картина навевает ностальгию по ушедшим временам.

5 класс

Самый известный «Московский дворик»: история шедевра Василия Поленова

Василий Поленов — москвич

В 1877 году Поленов, потомственный аристократ из Петербурга и блестящий выпускник Академии художеств, приезжает в Москву. Он уже пожил в Европе в качестве «пенсионера» — так называли медалистов, для которых Академия спонсировала учебные командировки в столицы искусств. Вена, Флоренция, Неаполь, Венеция, Мюнхен и, конечно, Париж.
Когда Василий Поленов вернулся в Россию, многие удивились: мол, с его-то дворянскими корнями и отцом-дипломатом было бы логичнее остаться в той же Франции. Но нет. Поленова тянет на Родину. А именно — в Москву.

Сиюминутная красота пейзажей

Василий Поленов, «Московский дворик», 1878

Поленов начал искать квартиру. И по одному из объявлений его ждало нечто большее, чем крыша над головой: он выглянул в окно и увидел тот самый пейзаж, которому суждено было стать золотой страницей в истории русской живописи.

Еще во Франции художник узнал, что такое «работать на пленэре» (то есть на открытом воздухе) — за этим они с Ильей Репиным специально ездили в Нормандию. Метод, обожаемый импрессионистами, прекрасно лег в основу поленовских координат: он понял, как надо писать пейзажи, чтобы не расплескать сиюминутную красоту.

Как на «Московском дворике» появились люди

Храм Спаса на Песках с картины художника

С видом из окна потенциальной квартиры было именно так: сиюминутная красота. И Поленов тут же «сел и написал его». Поначалу это был безлюдный этюд: только зелень, белизна храма Спаса на Песках и сам воздух, ласково прогретый полуденным солнцем. Та версия «Московского дворика» была вертикальной, но потом Поленов перевернул картину и напитал ее жизнью, разбросав по холсту фигурки.

Вот женщина несет ведро — ей тяжело, это заметно по вытянутой в противовес руке. Чуть поодаль двое малышей резвятся на траве, а третий (или третья — на голове платочек) плачет, широко раскрыв рот и от досады сжимая кулачки. Тут же рядом — самый большой из детей и такой же светловолосый. Он чем-то увлечен, не замечает ни истошного рева, ни кудахтанья кур, ничего, что может переключить его внимание с заманчивого предмета в руках.

С появлением женщины, детей и животных поленовский дворик стал по-настоящему «московским». Случайно схваченный кадр вот-вот оживет, и с полотна хлынет зной, звон, запах. Само мгновение, схваченное нежной кистью художника.

Мнение художника о картине

А что думал о картине сам Поленов, который признавался в подражании французам, но хранил верность русским сюжетам в своей голове? Он… стеснялся «Московского дворика»! И когда посылал пейзаж на выставку передвижников, извинялся: мол, это «потерянное для искусства время».

Почтовая марка с изображением картины

На наше счастье, то была классическая история, когда создатель шедевра не верил в успех работы. Но работу заметили, в работу влюбились, работу вознесли на русский живописный Олимп. Павел Третьяков, великий собиратель отечественного искусства и большой друг передвижников, купил «Московский дворик» прямо на выставке.

Еще одна версия навсегда осталась в кабинете у Ивана Тургенева — подарок самого художника. Потом шедевр Поленова перекочевал на почтовые марки и стал символом Москвы.

Чем нам мил «Московский дворик»?


Василий Поленов, фото

Не «колоритом» и «световоздушной средой», как сказали бы искусствоведы. Не контекстом, как заметили бы историки. Эта картина — манифест Поленова, воплощение его главной мысли: «Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».

Василий Дмитриевич, будьте спокойны: ваша картина бесценна.

[править] Описание

Картина объединила сразу два вида живописи — это пейзаж и жанровая сценка[3]. Она представляет собой зарисовку московского городского пейзажа второй половины XIX столетия. Погожий летний день. Голубое небо в светлых облачках создает атмосферу воздушности[2]. Двор зарос травой — она передана художником во всевозможных оттенках[6], от светлых солнечных бликов до темной тени; кое-где — цветы, но не яркие, не выращенные садовником благоухающие красавцы, а неброские, полевые, взошедшие нежными и робкими вкраплениями. Среди невысокой, но еще не пожухлой травы расположились дети, чуть дальше — куры, тоже выпущенные на дворик. Прясо — покосившаяся избенка-сарайчик с проваленной крышей — надо бы починить, да пока пусть так постоит; чай, не фасад, не на улицу выходит, во двор… Поодаль слева — женщина несет ведро воды. Справа телега с запряженной лошадью, но еще не готовая к выезду; а пока лошадь может спокойно пожевать травку…

На заднем плане видна каменная церковь. Это московский Храм Спаса Преображения на Песках. Церковь сохранилась по сию пору[4]. К тому времени, когда Поленов запечатлевал ее на своем полотне, она насчитывала более полутора лет — была возведена в 1711 году на месте сгоревшей деревянной[13].

Всё обыденно на этом полотне, вроде ничего особенного. Но эта обыденность завораживает — она трепетна и лирична, а безмятежность и теплота летнего утра переданы с такой любовью[5], с такой гармоничной проникновенностью, что вырастают до самых высоких нот обобщения русской пейзажной живописи[5] и обращены прямо к сердцу зрителя.

Чуть позже, в том же 1878 году Поленов создал картину «Бабушкин сад», где изобразил тот же дворянский дом, выходящий в этот двор, с другого ракурса[14].

Популярные сочинения

  • Сочинение Письмо маме
    Здравствуй, моя драгоценная мамочка! В этот яркий и солнечный день я решила написать тебе письмо. И таким способом передать свои искренние и теплые чувства к тебе.
  • Сочинение Как учились в школе родители
    Наверное, если спросить у каждого человека про их лучшие годы, то практически каждый из них скажет, что все самое лучшее было в школе. И забыть об этих моментах невозможно. Конечно же, ученики были разными, как и сегодня
  • Сочинение-описание по картине Летний день. Цветет сирень Копытцевой (8 класс)
    Чувствуете этот непередаваемый аромат? А я чувствую! Первое что так явно бросается в глаза на картине Копытцевой это конечно же огромные кусты сирени. Майя Кузьминична Копытцова — это очень известный русский художник

Анализ произведения

Москва Василия Дмитриевича Поленова — не столица, а тихий провинциальный городок. Работа «Московский дворик» посвящена одному из переулков, расположенных неподалёку от Арбата. Полотно простое и реалистичное, поэтому оно так близко русской душе. По атмосфере произведение напоминает другую известную работу — «Грачи прилетели». Саврасов, как и Поленов, очень любил родные края, и это чувство видится в каждом мазке.

Во второй половине XIX в. Москва и была большой деревней, а со временем это выражение стало применяться в переносном смысле. Основную часть застройки составляли обычные деревянные дома. Рядом с каждым был уютный дворик, окружённый со всех сторон заборами и постройками.

Славянские праздники – праздничные обычаи и обряды

Храм и колокольня, запечатлённые мастером, сохранились до наших дней. Точный адрес дворика стал известен благодаря письму, написанному Василием Дмитриевичем его дяде. На холсте представлен подробный и реалистичный вид из окна дома Баумгартен, расположенного в Дурновском переулке. Недалеко от этого места находится Спас на Песках. Важное место в описании картины «Московский дворик» занимает виднеющийся храм. Он задаёт положительный настрой и наполняет произведение праздничной атмосферой.

Исследователи творчества Поленова отмечают, что на самом деле купола из окна выглядели гораздо меньше. Художник намеренно составил композицию так, чтобы придать картине торжественности. Сочинение по картине «Московский дворик» Поленова учащиеся пишут в 5 классе. Главная задача — описать всё, что изображено, и передать свои ощущения от произведения.

Тему для сочинения по «Московскому дворику» можно выбрать из тех, что предложит учитель. В некоторых случаях ученикам предлагается придумать её самостоятельно.

[править] Создание

Окна московской квартиры художника выходили во двор — обычный московский двор второй половины XIX века. Вот именно его и решил запечатлеть на своем полотне Поленов. Сам он вспоминал: «Я ходил искать квартиру. Увидел на двери записку, зашел посмотреть и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его»

[3][1].
В. Д. Поленов. «Московский дворик», 1877 г. Этюд к картине (Русский музей, Петербург)
Сначала Поленов изобразил открывавшийся из окна природный вид, а через какое-то время решил несколько изменить ракурс, увеличил само полотно и пририсовал бытовые сценки — людей, кур, запряженную телегу…

Однако этюдный первый вариант, датированный 1877 годом (холст на картоне, масло; 49,8 × 38,5), не пропал, он ныне хранится в Русском музее (Петербург).

Был и еще этюд, получивший в художественном мире название «тургеневского».

Московский дворик. Вариант картины для И. С. Тургенева

Писатель Иван Сергеевич Тургенев какое-то время был дружен с Поленовым. Так сложилось, что Тургенев, покинув Россию, проживал в Париже. Конечно, тосковал по родной стране. Однако в 1880 году он предпринял поездку в Москву на открытие памятника Пушкину. Вот тогда состоялась еще одна встреча художника Поленова и писателя Тургенева. В знак своего уважения и любви к Тургеневу Поленов подарил ему один из этюдов к картине «Московский дворик» — тоже первый вариант, без людей[10][11][12].

Эта картина так и пробыла у И. С. Тургенева до конца его жизни, служа воспоминанием о родном неприхотливом русском быте.

Однако в рассказах о судьбах этюдов к картине мы забежали хронологически вперед. Вернемся ко времени создания.

Какое это было время для Москвы? Это был период расцвета русского искусства и наук, время, когда Россия ощущала себя полноправным членом европейской культуры или, уж во всяком случае, очень стремилась к этому. XIX век России — время коренных преобразований: век начался с русских холопов, окончился — русской интеллигенцией. Москва — вторая по иерархической лестнице (после Санкт-Петербурга) столица России; главной (первой) столице предназначались официозы и марши, парады и величие, а Москве досталась душа, тонкая и ранимая, без внешних официозов и имперского величия.

Вот эту теплую душевность и наблюдал из своего окна художник. Не прямота улиц, не красочные фасады домов, не великолепные конные выезды, а бытовые сценки — закулисной, дворовой — жизни горожан…

Так, стоя у окна, художник и приступил к работе — созданию этюда к картине, получившей впоследствии огромную известность, «Московский дворик»[6]. Правда, первоначально название своему полотну Поленов дал другое: в списке работ Поленова, составленном самим художником, эта картина (№ 123) названа им «Арбатский уголок»[1].

[править] Значение

В этой картине впервые наметился путь русского искусства 1870-х годов, которое стремилось к растворению жанрового начала, характерного для реализма передвижников[4].

Сама картина «Московский дворик» поражает эмоциональной наполненностью, переданной полотну красотой обыденного мотива в его конкретности и случайности[5]. Всё в этом нехитром пейзаже проникнуто теплотой и любовью. Это полотно родило новый жанр — «интимного пейзажа»[15].

По словам искусствоведа Т. В. Юровой, «В. Д. Поленов вложил в полотно всю силу своей любви к людям и к жизни, именно эта любовь делает поэтическими самые обычные прозаические вещи»

[6].

«Московским двориком» Поленов начал создание некоей картинной трилогии, куда вошли «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд»[14] — эти три холста являются произведениями так называемого московского периода художника и объединены и стилистически, и композиционно, создавая общее настроение душевной теплоты.

Для многих поколений москвичей «Московский дворик» стал одним из любимых произведений, своеобразным символом Москвы, ее простоты и добросердечия[1].

Ныне рядом с местом московского дворика, изображенного на картине Поленова, находится средняя общеобразовательная школа (она известна под разными номерами, последнее ее название № 1231 с углубленным изучением французского языка), адрес: Спасопесковский пер., д. 6, стр. 7[16]. В честь ее местонахождения в 1996 году школе присвоено имя Поленова[17].

[править] Выставка

Этой картиной В. Д. Поленов собирался дебютировать на петербургской 6-й Выставке художников-передвижников в 1878 году[4] (на тот момент он еще не был членом Товарищества передвижных художественных выставок; вступил туда позже, в 1879 году). Посылая свою работу в Петербург, он писал И. Н. Крамскому извинительное письмо: «…картинка моя на Передвижную выставку готова, а рама только теперь. К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи — мне хотелось выступить на Передвижную… с чем-нибудь порядочным; надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве, в начале лета»

[1][5][6][3].

Художник и сам понимал, что зарисовка обыденности не может заменить крупного масштабного серьезного полотна. Но… именно эта картина принесла Поленову огромную славу[5].

Правда на Петербургскую выставу «Московский дворик» не успел»[1]. Но 7 мая 1878 года выставка передвижников открылась в Москве. «Московский дворик» экспонировался там, причем картина была принята на такой скорости, что не успела попасть в каталог[1]. Успех Поленова на выставке был оглушительным[2][3]. Уже через несколько дней после открытия, 19 мая Поленов сообщил своему учителю, художнику П. П. Чистякову о том, что картину приобретает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков[2][3].

Сомнения и колебания

Василий Дмитриевич Поленов поначалу колебался: он получает диплом юриста и занимается музыкой. Примерно к тридцати годам он вполне определяется как художник. На стажировке в Париже Поленов получает звание академика. Потом художник едет в Италию. Рим ему показался мертвым городом, зато Поленов влюбился в Венецию и на подлинниках учился у Паоло Веронезе. Именно за границей он начинает понимать, что он – пейзажист. И одна из первых вещей, написанных в России по возвращении – картина (В.Д. Поленова) «Московский дворик».

Работа широко известна, и включена в большую часть каталогов российской живописи XIX века. На полотне можно увидеть внешний вид двориков Москвы, характерный для того времени. Данная работа Поленова значительно повлияла на живопись, помогла с формированием нового направления в живописи. Тогда никто не думал, что художник запомнится тонким пейзажистом.

Описание картины 2

Автор картины «Московский дворик» Василий Дмитриевич Поленов великий русский художник конца XIX века. Очень образованный и разносторонний человек.

Он написал картину «Московский дворик» под впечатлением от увиденного в одном из старых дворов, которые встречались на каждом шагу.

Но почему тогда такая обычная картина, а на нее хочется смотреть, рассматривать до мельчайших деталей. От картины идет какой — то свет и хорошее теплое настроение.

На картине «Московский дворик» изображен теплый летний день. На дальнем плане мы видим деревянные постройки, над которыми возвышаются золотые купола церкви. Они кажутся какими то солнечно – прозрачными на фоне голубого неба. Вдалеке только крыши и верхушки деревьев.

На более ближнем расстоянии уже можно рассмотреть белье, которое висит и сушится на веревке. Возле сарая в земле гребутся курицы.

С правой стороны стоит (наверное, она пасется) лошадь, запряженная в телегу. В центральной части картины довольно большой двор. Он весь покрыт зеленой травой, на которой виднеются небольшие полянки полевых цветов. Две протоптанные тропинки пересекаются на переднем плане и здесь же мы видим группу детей. Два мальчика лежат на траве и о чем то секретничают. Справа маленькая девочка зовет няньку. А он и не слышит. Стоит и сосредоточенно рассматривает сорванный цветок.

От жилого дома по тропинке идет тетенька, неся в правой руке ведро полное воды. Это видно по тому, как она для равновесия подняла левую руку и немного согнулась от тяжести в другую сторону. Дом, от которого она идет, не маленький. В нем, наверное, есть подвал, потому что внизу виднеется маленькое окошечко. Над домом возвышается большое старое дерево. Над ним кружат птицы.

Еще с левой стороны старый забор из досок. За ним раскинулся сад. Это видно по густым зарослям, которые возвышаются над ним и за ним.

Еще в этой картине слышны звуки: стрекот кузнечиков, фырканье сонной лошади, плачущая девчушка. Может даже, слышен звон колоколов, он далеко разносится в такой солнечный день. Смотришь на картину и улыбаешься, потому что ловишь себя на мысли, что хочется туда, к ребятишкам. Вместе с ними побегать по мягкой траве, понежиться на солнышке. Картина «Московский дворик» очень добрая и реалистичная.

В те годы тоже было хорошо. Не было компьютеров и мобильных телефонов, дети все свободное время играли на улице, они слышали все звуки природы.

Благодаря художнику и картине мы знаем, как жили в те времена.

Анализ произведения

Москва Василия Дмитриевича Поленова — не столица, а тихий провинциальный городок. Работа «Московский дворик» посвящена одному из переулков, расположенных неподалёку от Арбата. Полотно простое и реалистичное, поэтому оно так близко русской душе. По атмосфере произведение напоминает другую известную работу — «Грачи прилетели». Саврасов, как и Поленов, очень любил родные края, и это чувство видится в каждом мазке.

Во второй половине XIX в. Москва и была большой деревней, а со временем это выражение стало применяться в переносном смысле. Основную часть застройки составляли обычные деревянные дома. Рядом с каждым был уютный дворик, окружённый со всех сторон заборами и постройками.

Храм и колокольня, запечатлённые мастером, сохранились до наших дней. Точный адрес дворика стал известен благодаря письму, написанному Василием Дмитриевичем его дяде. На холсте представлен подробный и реалистичный вид из окна дома Баумгартен, расположенного в Дурновском переулке. Недалеко от этого места находится Спас на Песках. Важное место в описании картины «Московский дворик» занимает виднеющийся храм. Он задаёт положительный настрой и наполняет произведение праздничной атмосферой.

Исследователи творчества Поленова отмечают, что на самом деле купола из окна выглядели гораздо меньше. Художник намеренно составил композицию так, чтобы придать картине торжественности. Сочинение по картине «Московский дворик» Поленова учащиеся пишут в 5 классе. Главная задача — описать всё, что изображено, и передать свои ощущения от произведения.

Тему для сочинения по «Московскому дворику» можно выбрать из тех, что предложит учитель. В некоторых случаях ученикам предлагается придумать её самостоятельно.

Сочинение 3

то произведение Василия Поленова запечатлело ту Москву, которую мы больше никогда не увидим в реальной жизни. Это Москва патриархальная, провинциальная, купеческая, ремесленная. Москва Пушкина, Гоголя, а позже — Островского, Чехова. Москва, которую называли любовно «большая деревня».

И что удивительно: столько событий на протяжении прошедших веков «прошумело» над нашей Москвою, а она стоит спокойная, невозмутимая, залитая солнцем и деревенской негой.

Когда Поленов переехал из Петербурга в Москву, именно это философское древнее спокойствие поразило художника до глубины души. Москва тогда не была столицей нашей родины. Главным городом России считался в то время город Петра – Петербург. Что изображено на картине?

Начало нового жаркого, солнечного, летнего дня. Широкий двор, заросший живою травою — муравою, исхоженный тропинками, щедро залит живительным солнечным светом. Нежными, мягкими красками выписаны не только строения, растения, но и все действующие лица и персонажи.

Мирно щиплет травку лошадка, запряжённая в повозку; деловито ищут себе пропитание куры. Женщина несёт тяжёлое ведро с водой. Она собирается напоить лошадку и курочек. Ребятишки заняты своими играми. Самый старший мальчик направился куда-то по своим делам. Самый маленький громко плачет, но не может обратить на себя внимание. Еще одна небольшая группка детей ловит кузнечиков или собирает полевые цветы. По светло-голубому небу величественно плывут белые облака. В небе купаются золотые купола церквей.

Если бы сегодняшняя Москва могла увидеть себя ту, которой она была в конце 19 века, то не узнала бы себя. Небоскрёбы, роскошь, западная жизнь…

Разве это мечта человека?

Дети, мирное небо над головой, духовная жизнь спокойная и с молитвою – вот какие ценности возвеличивает картина Поленова «Московский дворик».

Поэтому она и сегодня так мила и близка душе русского человека. Каждый посетитель Третьяковской галереи останавливается зачарованный простотой и непосредственностью этого полотна. Здесь «русский дух, здесь Русью пахнет».

Другие темы: ← Заросший пруд↑ ПоленовСтарая мельница →

`

«Московский дворик» родился почти случайно и вопреки обстоятельствам

Пожалуй, удивительней всего в истории создания «Московского дворика» то, что написал его отнюдь не москвич, а человек, который и Москвы-то тогда еще фактически не знал. Поленов родился в Петербурге, там он учился параллельно в Академии художеств и на юридическом факультете университета, потом целых 4 года жил за границей, а самый авторитетный в тогдашней России художественный критик Владимир Стасов убеждал Поленова: «Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь, как и вся вообще Россия. У Вас склад души ничуть не русский, не только не исторический, но даже и не этнографический. Мне кажется, что Вам лучше всего жить постоянно в Париже или Германии». Но что же всё-таки привело Василия Дмитриевича в Москву?
Поленов долго искал собственный путь в искусстве. Он выпустился из Академии как исторический живописец, его отец, историк и археолог, боготворил Александра Иванова и хотел бы видеть в сыне его последователя, а мать, ученица Карла Брюллова, наседала на Василия в письмах: «Не разменивай себя на мелочи, пиши, благословясь, большую картину». Родители ждали от него чего-то академического и масштабного. Пейзаж тогда не воспринимался как равноправный художественный жанр, и Поленов немного стыдился своей внутренней склонности как раз к пейзажу. И потому задумал взяться за большую историческую картину «Пострижение негодной царевны». Сюжетную интригу заимствовал из русской истории: когда у царя Алексея Михайловича умерла жена Мария Милославская, был объявлен смотр красивым боярским дочкам – кто более всех подойдёт на роль новой царицы. По наущению бояр (по-видимому, Нарышкиных), самая пригожая претендентка была «выведена из строя»: нянька, убиравшая девицу перед итоговыми смотринами, так сильно сдавила ей голову кокошником, что та лишилась чувств и была признана порченой. Царь женился на Наталье Нарышкиной (это она произведёт на свет будущего императора Петра I), ну а «негодную» невесту, как водится, спровадили в монастырь.

Вот для этой картины (от которой до нас дошло только название – не сохранилось даже наброска композиции) Поленову и понадобилась Москва. Он много дней провёл за этюдами соборов и теремов Московского Кремля (, , , , , ), а жильё себе подыскал близ Арбата. Квартира в Трубниковском переулке сперва показалась ему хмурой и неуютной. Поленов намеревался было откланяться, но в последний момент выглянул в окно, увидел внутренний дворик с хозяйственными постройками и купола чуть поодаль – и остался. «Этого дома уже больше нет, – писал художник позднее. – Он находился на углу Дурновского и Трубниковского пер. Я ходил искать квартиру, увидел на двери записку и зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

Специалисты уточняют: тогда, в 1877-м году, Поленов написал не картину, ставшую столь известной, а этюд вертикального формата, в несколько ином ракурсе и с менее лучезарным колоритом. А к «Московскому дворику», который мы знаем теперь, он вернулся почти через год, в марте 1878-го, возвратившись с русско-турецкой войны. На театр военных действий Поленова лично вызвал великий князь и будущий император Александр III. С войны Поленов привезёт награды – медаль и золотой крест, но не картины. А ведь гордившаяся императорским вниманием семья ждала от Поленова полотна о доблести русского оружия. И друг Репин ругал его за то, что кичится (так казалось одному Репину) близостью к самодержцу и что не привёз зарисовок военных действий. Но все эти чужие требования и чаяния не совпадали с внутренним настроем Поленова. Он чувствовал призвание к пейзажу. Вернувшись в ту же квартиру в Москве, Поленов поставил на мольберт свой прошлогодний этюд. Расширил композицию, добавил фигуры, но главное, насытил свою пейзажно-жанровую картину, свой «Московский дворик» таким светом, таким реальным ощущением летнего воздуха и такой непосредственностью счастья, которая и теперь передаётся посетителям Третьяковской галереи. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», — был убеждён Поленов.

Популярные сочинения

  • Сочинение Главные герои произведения Горе от ума (характеристика)
    Один из самых главных героев. Относится к положительным персонажам. Молодой, красивый и образованный человек. Благороден, проницателен, имеет высокие стандарты. Очень активен
  • Краткая характеристика главных героев романа Война и мир
    Одним из главных героев в романе является Андрей Болконский. Князь красивой внешности, который мечтает о военной славе. Для Андрея самым главным в жизни является долг перед Родиной.
  • Красота человека — сочинение
    Если осмотреться вокруг, то не сложно сделать вывод, что в мире не найти двух одинаковых людей. Возможно, вы не согласитесь и скажите, что близнецы имеют абсолютно одинаковое лицо, но это не так

Интересные сочинения по картинам

  • Сочинение по картине Рылова В голубом просторе 3 класс (описание)
    На картине Рылова «В голубом просторе» изображен морской пейзаж. Мы видим летнее голубое небо. По нему проплывают легкие, пушистые облака. Над бескрайним морским простором летит стая белоснежных лебедей.
  • Сочинение по картине Сайкиной Детская спортивная школа (описание)
  • Сочинение по картине Дубовского Море, 6 класс (описание)
    Русские художники всегда умели впечатлять своим мастерством. Русское творчество – необъятно, оно имеет свою атмосферу, своих героев, свой мир и сегодня хочу написать о прекрасной картине Николая Никаноровича Дубовского, под названием «Море»
  • Сочинение по картине Лемоха Бабушка и внучка
    Передо мной расположена просто потрясающая картина Кирилла Викентьевича Лемоха, талантливого русского живописца 19 века, которая называется «Бабушка и внучка». Она была написана масляными красками, в достаточно темных тонах.
  • Крымов Н.П.
    Отец Крымова Н.П. – художник обучил сына первоначальным навыкам рисования. Затем, в 1904 году будущий художник поступает в Московское училище живописи. В своих работах склонялся к импрессионистскому стилю.

История создания

После шестилетнего путешествия по Европе автор картины вернулся в 1877 году, летом он переехал в Москву. Там он жил на пересечении малого Толстовского переулка, и Трубниковского. Свой вид из окна он и сделал тематикой этюда. Далее двор преобразился в картину «Московский домик». Изначально изображение природы и строений было пустым, только год спустя художник решил добавить живых существ.

(Московский дворик. Вариант картины для И.С. Тургенева)

Таким же изображение сохранилось до 1878 года, когда его направили с целью демонстрации на выставку передвижников. Тогда Поленов, не ожидающий успеха, получил признание и стал знаменит. Работу с видом Москвы высоко оценила публика, ее купил Павел Третьяков с целью выставки. Также был сохранен и первичный вариант работы, ее художник преподнес Тургеневу.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение по картине поленова ранний снег 3 класс
  • Сочинение по картине портрет мики морозова
  • Сочинение по картине поленова золотая осень 4 класс литературное чтение
  • Сочинение по картине поленова золотая осень для 3 класса по русскому языку
  • Сочинение по картине поленова ока летом
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии