Теперь стоит перейти к сюжету картины, к тому, что на ней изображено. Используя вид сверху, художник разместил на переднем плане стол оранжевого цвета. Однако поверхность стола не пуста, на ней находится блестящий чайник на ножках(а рядом лежит крышка от него), два яйца, сиротливо лежащих посредине, прозрачный стакан с чаем, стоящий на блюде. Там же лежит и ложка.
Стоит обратить внимание на бросающийся в глаза букет полевых цветов, которые стоят в небольшой прозрачной вазе. Рядом с ними небрежно валяется закрытый коробок спичек. Подле стола, с левой стороны картины видно голову сидящей собаки, которая завситливо посматривает на два яйца.
Какие же выводы по изображённому на картине мы можем сделать? Кто хозяин этой собаки и этого дома? Во-первых, можно предположить, что это жилище находится в сельской местности, поскольку букет цветов совершенно не похож на купленный в магазине. Скорее всего он собран собственноручно для украшения стола. Простая посуда и грубый стол только подтверждают это предположение.
Исходя из увиденного, можно догадаться, что хозяином дома является мужчина. Об этом свидетельствует минимум декора и аксессуаров, простота в посуде и в еде. Также вполне вероятно, что этот мужчина одинок и живёт вместе с собакой. Этот факт подтверждают два яйца. Скорее всего, одно из них предназначено хозяину, а другое – его любимому питомцу. Посуды для других жильцов на столе также не имеется.
Лёгкий завтрак хозяина свидетельствует о том, что, скорее всего, он отправляется на работу, возможно, связанную с физическим трудом, ведь с полным желудком работать физически довольно непросто. Соответственно, его возраст составляет 25-40 лет. Не исключено, что он работает в поле, где и нарвал цветов по пути домой, чтобы порадовать свой взор и взор своего любимца.
Конечно, смотря на эту картину, можно сделать множество далеко идущих выводов, не каждый из которых будет правилен, но основной вывод таков: “Утренний натюрморт” изображает типичный завтрак мужчины(каа молодого, так и старого), который проживает в деревне со своим верным другой – собакой, и, возможно, работает в поле.
2 вариант сочинения для 6 и 5 класса
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – известный русский художник. Он написал множество замечательных картин, интересны и выразительны его натюрморты. Один из выдающихся – “Утренний натюрморт”, написанный в тяжелое голодное время, в 1918 году.
Художник изобразил простой деревенский завтрак. На улице раннее утро, комната залита солнечным светом. В центре картины стол. Он далеко не новый, его рыжеватого цвета поверхность покрыта царапинами. На обычном деревянном столе, даже не застеленном скатертью, стоит чудесный букет. Нежно-голубые и желтые полевые цветы в прозрачной стеклянной вазе очаровывают своей красотой. Кажется, что стоит наклониться и почувствуешь их тонкий аромат. Стебли и листья светло-зеленого цвета прописаны с особой тщательностью. Из съестного только пара неочищенных вареных яиц и стакан свежезаваренного чая.
Стакан стоит в блюдце, в нем же чайная ложка, она видна сквозь чай. Художник четко прорисовал граненый стакан, в трех гранях виднеется ложка. Рядом находится никелированный чайник, который идеально начищен и блестит на солнце. В нем, как в зеркале, отражается все, что находится на столе, и даже рыжий кот, которого нет на полотне. С чайника снята маленькая крышка, она находится неподалеку. И это неслучайно, автор подчеркивает реальность происходящего, чай заварили совсем недавно, забыли накрыть крышкой. Слева изображен спичечный коробок, он имеет четкую форму. Никелированная трубка, находящаяся рядом, источник блеска. Вообще, художник играет бликами, они на большинстве поверхностей.
На заднем плане изображена собака. Она ярко-коричневого цвета. Глаза собаки грустные, усталые, ее взгляд устремлен на хозяина. На картине нет человека, но он находится рядом, его окружают домашние любимцы. Когда смотришь на полотно, кажется, что находишься на месте хозяина стола. Полотно наполнено светом, чистотой. Художник использовал только светлые и яркие краски, от картины веет свежестью. Петров-Водкин создал очень приятную картину. Она проста, но оставляет очень радостное впечатление.
покойствие и покой овладевают зрителем во время просмотра этого натюрморта. В голодное время такой завтрак был желанным, художник запечатлел прекрасное утро и реальную жизнь, без прикрас. Возможно, что автор выразил в ней свой взгляд на жизнь, веру в лучшее будущее.
Интересные сочинения по картинам
Картина русского художника и графа Федора Толстого «Цветы, фрукты, птица» по жанру является натюрмортом. Известный художник написал свое произведение в Санкт-Петербурге
О картине «Дубовая роща» можно сказать многое. Великолепное исполнение автором лесного пейзажа вызывает восхищение и заставляет задуматься о красоте нашей природы.
Мальчику предстоит написать письмо дедушке. На картине он ещё не пишет его, а только рассуждает, как начать и с чего. Первое, что я вижу на картине – это фотография дедушки, он выглядит строго, одет в костюм и шляпу.
Сочинения, басни, анализ стихов, раскраски
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Конспект открытого занятия по ИЗО-деятельности «Натюрморт» Старшая группа
Елена Бессмельцева
Конспект открытого занятия по ИЗО-деятельности «Натюрморт» Старшая группа
Занятие по ИЗО-деятельности.
«Яблоки на красном» К. С. Петров-Водкин
«Яблоки и листья» И. Е. Репин
«Яблоки на столе у печки» П. П. Кончаловский
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта, постараться вызвать у них эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картин.Привлечь внимание к композиции картины: расположению предметов в пространстве, выделению главного в изображении. Учить детей внимательно вглядываться в произведение искусства, видеть красоту, гармонию или контрастность изображенных художником предметов; спелость и сочность плодов, особенность их поверхности, разнообразие форм. Обратить внимание детей на цвет — как средство передачи художником настроения, состояния радости, грусти, печали.
Материал:иллюстрации картин: К. Петрова — Водкина, И. Репина, П. Кончаловского. Сказочный персонаж — Незнайка.
Ход занятия:
— Здравствуйте, ребята! Я хочу вас пригласить в картинную галерею. А вы знаете, что это такое? Это место, где живут картины.
В этом зале висит моя любимая картина. Её нарисовал художник с двойной фамилией — Петров — Водкин.А что он изобразил на картине вы попробуйте отгадать:
Я расту на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Что это? — это яблоко. А вот А. С. Пушкин о нём написал следующие строки:
Соку спелого полно
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто
Будто мёдом налилось,
Видны семечки насквозь.
Ну конечно же это яблоки. Вы любите яблоки? Я тоже их очень люблю.
-А теперь давайте посмотрим, как нарисовал их художник. Про что эта картина? Что на ней нарисовано? Да, яблоки. Какие они? (нарядные, разноцветные, спелые, желтые, жёлто-зелёные, желто-малиновые). Есть даже белое, очень спелое яблоко, оно так и называется «Белый налив».
-А какого цвета на картине очень много? (красного, правильно). Это красная скатерть. Как вы думаете, почему художник положил эти яблоки на красную скатерть? Да, чтобы жёлто-малиновые яблоки нарядно смотрелись на этом фоне, стали ещё красивее.
-Вот какая нарядная, красивая, яркая картина получилась у художника. Полюбуйтесь на эту картину, какое настроение она у вас вызывает?
-Сегодня мы посмотрим, как интересно о яблоках рассказали другие художники. (Открываются другие картины).
-Художник Илья Ефимович Репин назвал свою картину «Яблоки и листья». А Петр Петрович Кончаловский — «Яблоки на столе у печки». Посмотрите на эти картины внимательно. Чем же они похожи? Да, на всех картинах нарисованны яблоки. А какое настроение у вас вызывают эти картины? Да, эти картины красивые, написаны яркими, весёлыми красками. Поэтому смотреть на них приятно и радостно. Давайте посмотрим, что интересного увидел И. Е. Репин.
-Здесь яблоки рассыпаны на тёмно-коричневом столе. Лежат на листочках. Яблоки нарядные, красно-зелёные, с блестящими бочками. В центре картины свежее ярко-зелёное яблоко. Слева от него два красных яблока с чуть зелёными бочками: одно впереди, другое как бы спряталось за него. Чуть подальше ещё одно красное — выглядывает из-за яблока с желтым боком.
Ближе к нам, на переднем плане, лежат несколько маленьких светло-коричневых листочков, а в центре – веточка с бледно-зелёными листиками.
Как вы думаете, когда художник писал эту картину? (утром, днём, вечером). Наверное, ближе к вечеру солнечный луч упал слева, сверху и осветил яблоки и листья. Особенно ярко высветив маленький листочек и листочек стал светло-коричневым.
Посмотрите, если его прикрыть, то в картине будет чего не хватать. Почему? Потому, что все яблоки лежат слева, а справа, если бы не было листьев, было бы пусто и некрасиво.
-Свет играет на листьях и яблоках. На красновато-коричневатом темном фоне освещённые яблоки сверкают будто драгоценные камни.
-А сейчас давайте посмотрим третью картину. Её написал Пётр Петрович Кончаловский.
Как вы думаете, о чём здесь нам хотел рассказать художник? Да, тоже о красоте яблок, о том, какие они красивые, как их много, какие они разные и нарядные.
Художник любуется и восхищается красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью и сочностью. Давайте рассмотрим этот прелестный натюрморт, составленный и написанный художником.
Какие яблоки вам больше всего понравились? Какие цвета использовал художник, для того чтобы передать сочность, спелость яблок?
Справа в большой, белой чаше лежат яблоки. Их так много, что они не поместились в ней. Некоторые лежат около неё. Но кроме этих яблок, художник нарисовал большие, крупные, зелёные — покажите мне их.
-Здесь две кучки таких яблок. Это очень вкусные яблоки. А кто мне скажет, что это за маленькие яблочки на переднем плане? Какие они? Вы ели такие яблоки когда-нибудь?
-Теперь посмотрите на все эти яблоки. Скажите, на чём они лежат? На красивом, тёмно-коричневом полированном столе. Видите, как отражаются в нём яблоки? Как в зеркале. Весь натюрморт смотрится нарядно на фоне белой печки. Как вы думаете, этот стол с яблоками находится в городе или в деревне?
-Посмотрите на картину и скажите, какое настроение оно у вас вызывает?
-Ребята, сегодня мы с вами видели натюрморты только о яблоках. Но какие разные эти натюрморты!
Давайте, мы с вами составим свой натюрморт. (Дети с помощью воспитателя составляют натюрморт, используя яблоки разного цвета и формы).
-Ребята, художники по-разному рассказали нам о яблоках. Каждый по-своему.
-Давайте, мы свами нарисуем свою картину — натюрморт о яблоках. (Воспитатель напоминает приёмы рисования. Дети самостоятельно рисуют. Воспитатель вместе с Незнайкой смотрят, как работают дети, показывают, как лучше нарисовать, каким приёмом можно пользоваться при изображении яблока, листочков и т. д.)
Итог — выставка картин. (Дети вместе с Незнайкой придумывают названия своим натюрмортам).
«Сравнение свойств песка и камней». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа) «Сравнение свойств песка и камней» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа) Цель: Расширить и.
Конспект образовательной деятельности «Посуда» (старшая группа) Цель: создание благоприятных условий для развития и расширения словарного запаса,знаний у детей по данной теме. 1. Условия для развития.
Конспект образовательной деятельности «Приглашение на новогодний бал» (старшая группа) Конспект образовательной деятельности «Приглашение на Новогодний бал» (старшая группа) Цель: Формирование представлений детей о сезонных.
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Натюрморт» Цель: Формирование знаний о жанре живописи «натюрморт» Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о натюрморте как виде изобразительной.
Конспект образовательной деятельности «Зимушка-зима» старшая группа Задачи: Познавательное развитие. Закрепить знания о зиме приметах зимы. Развитие творческого воображения при отгадывании загадок о зиме.
Конспект открытого логопедического занятия «В гостях у волшебного круга» (старшая группа) Открытое занятие в старшей группе. Тема: «В гостях у волшебного круга» Коррекционно-образовательные цели: — познакомить детей с глиняной.
Конспект открытого занятия по познанию окружающего мира «Путешествие в Тундру» (Старшая группа) Цель: (Слайд 2) — познакомить детей с особенностями природных условий тундры; — формировать у них элементарные представления о взаимосвязях.
Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения «Школа пешеходных наук» (старшая группа) Тема: «Школа пешеходных наук». Программные задачи: Познакомить с понятием «перекресток», «двустороннее движение»; учить выполнять движения.
Конспект по изобразительной деятельности по лепке на тему: «Жираф» старшая группа Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373» Составила.
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Лебеди» (старшая группа) Тема: «Лебеди» Программные задачи: Закреплять знания детей о лебедях, как о перелетных птицах. Продолжать совершенствовать умение передавать.
Картина Репина «Яблоки и листья»
Автор: Илья Ефимович Репин
Название произведения: «Яблоки и листья»
Дата написания картины: 1879 г.
Вернуться в раздел «Искусство» >>
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Народное искусство
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
С чего начинать
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Первые занятия
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Обучение основам рисования
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Прочитать полностью >>
Рисуем красками
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Прочитать полностью >>
Искусство оригами
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Прочитать полностью >>
О творчестве
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Занятия лепкой
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
Что вам сегодня приснилось?
Гороскоп совместимости
Выбор имени по святцам
Календарь именин
читать далее >>
Сочетание имени и отчества
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Читать далее >>
Сочетание имени и фамилии
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Читать далее >>
Психология совместной жизни
Рецепты ухода за собой
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Совместимость имен в браке
Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?
Искусство тонкой маскировки
О серебре
Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.
О красоте
Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.
читать далее >>
Стильно и недорого — как?
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
читать статью полностью >>
Как работает оберег?
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.
Камни-талисманы
Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.
Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Русский язык
Описание картины (натюрморта)
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
1. Особенности описания картины (натюрморта)
Сочинение-описание – это сочинение, в котором описывается какой-то предмет, человек, животное или явление.
Натюрморт – картина, изображающая ягоды, фрукты, сорванные цветы, продукты и т.д.
Композиция картины – расположение предметов в пространстве, выделение главного в изображении.
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. – 193 с.
2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература:
1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019 – 80 с.
Материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим произведения разных авторов. «Натюрморт с цветами и фруктами» Анри Фантен-Латура, «Яблоки и листья» Ильи Репина, «Цветы и плоды» Ивана Хруцкого. Обратите внимание на количество предметов на картинах и цветовую гамму.
Натюрморт – художественные картины, изображающие ягоды, фрукты, цветы, продукты и так далее.
При описании картины важно правильно описать композицию картины. Композиция картины – расположение предметов в пространстве, выделение главного в изображении.
Перед нами натюрморт «Цветы, фрукты, птица». Фёдор Толстой, автор данной картины – акварелист, скульптор, медальер, человек, чьими работами любуется сегодня весь мир. Толстой подарил нам множество картин, которые чаруют своим совершенством, разнообразием красок и сюжетом.
Рассмотрим подробнее натюрморт «Цветы, фрукты, птица». Какие предметы изобразил художник? Это цветы, яблоки, виноград, смородина, птица и бабочка. Что поместил художник в центре своей картины?
В центре картины – стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Узкие тёмно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот букет. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев. Как художник показывает прозрачность воды в вазе? Прозрачность воды показана через прорисовку стеблей, отчётливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины. Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой? На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зёрнышки. Что изобразил художник на картине слева от вазы? Слева от вазы изображены два спелых красных яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко. Что мы видим справа от вазы? Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, тёмно-синие в тени и голубоватые на свету. Кажется, брызнут сейчас сладким соком.
Как художник изобразил птичку? Какая она?
На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку и что-то высматривает на его блестящей кожице.
Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?
Художник выбрал для своего натюрморта жёлтый фон, который создаёт впечатление, как будто все предметы освещены тёплым летним солнцем, согреты его яркими лучами.
Определите основную мысль автора натюрморта. Ф. Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь. Какова же будет основная мысль нашего описания? Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.
Составим план описания картины.
I. Описание краткой информации о художнике.
II. Композиция натюрморта:
III. Описать мысли и чувства, которые вызывает натюрморт.
В описании картины Вы можете использовать следующую опорную лексику:
Передо мной картина …
На переднем плане замечательного полотна …
В центре картины художник изобразил …
Цветовая гамма очень разнообразна: …
При создании картины мастер использовал …
Обратите внимание также на опорные фразы и словосочетания:
морковно-красный с жёлтыми полосками бархатец,
веточка душистого горошка,
пушистая головка ало-красного мака с белой каёмочкой на кончиках лепестков,
сине-голубой с золотыми серединками дельфиниум,
Эти опорные слова помогут составить описание картины.
Примеры задания из Тренировочного модуля
Выбор элемента из выпадающего списка.
К какому виду относится данный текст.
У девочки нежная кожа, тёмные, с синеватыми белками глаза и такие же тёмные волосы. Просто, с едва заметной улыбкой, смотрит она на нас. В руке у неё персик, на скатерти рядом – персики, нож, кленовые листья… Комната залита солнечным светом. Солнечные лучи, проникая в комнату, мягко ложатся и на стол, и на руки девочки, и на старинную мебель зимней столовой…
Правильный ответ: описание картины
Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.
Впишите в текст синонимы.
У девочки нежная кожа, тёмные, с синеватыми белками глаза и такие же тёмные волосы. Просто, с едва заметной улыбкой, девочка _______ смотрит на нас. В руке у девочки _______ персик, на скатерти рядом – персики, нож, кленовые листья… Комната залита солнечным светом. Солнечные лучи мягко ложатся и на стол, ложатся и на руки девочки, ложатся и на старинную мебель зимней столовой…
Правильный ответ:
У девочки нежная кожа, тёмные, с синеватыми белками глаза и такие же тёмные волосы. Просто, с едва заметной улыбкой, она смотрит на нас. В руке у неё персик, на скатерти рядом – персики, нож, кленовые листья… Комната залита солнечным светом. Солнечные лучи, проникая в комнату, мягко ложатся и на стол, и на руки девочки, и на старинную мебель зимней столовой…
Необычная история картины Ильи Репина «Яблоки и листья»
2017-12-12 10:15
И. Е. Репин. «Яблоки и листья», 1879, Русский музей, Санкт-Петербург История картины «Яблоки и листья» несколько необычна. Натюрморт, сочетавший фрукты и листья, был поставлен для ученика Репина, В.
А. Серова. Предметная композиция настолько понравилась учителю, что он решил сам написать такой натюрморт. Цветы и плоды привлекали многих художников, предпочитавших из других вещей именно эти, наиболее поэтично и красиво показывающие мир природы. Даже И. Н. Крамской, пренебрежительно относившийся к подобному жанру, также отдал дань натюрморту, создав эффектную картину «Букет цветов. Флоксы» (1884, Третьяковская галерея, Москва).
И. Н. Крамской «Букет цветов. Флоксы», 1884, Третьяковская галерея, Москва
Хотя набор предметов в натюрморте «Яблоки и листья» необыкновенно прост, Репин отказывается от этюдности и создает настоящую картину весьма значительных размеров. Композиция построена на чередовании нескольких планов. Первый как будто вводит зрителя в пространство полотна, второй (главный) – показывает яблоки, третий же представляет темный фон, на котором четко вырисовываются фрукты и зеленые листья.
В отличие от натюрмортов первой половины XIX века произведение Репина лишено предметной сложности. Стол на его картине – всего лишь подходящая поверхность для плодов и листьев, а не изысканный постамент, хотя темный фон придает полотну некоторое сходство с академическими натюрмортами. Все предметы в композиции почти одинаковы по размерам, но все же художник выделяет главные: чувствуется, что яблоки, яркие и свежие, важнее для него, чем листья, и потому написаны тщательнее. Репин формирует листья в основном с помощью цвета, а фрукты «лепит», используя блики и светотеневые переходы. Мы видим, как точно передан объем яблок, их блестящая, гладкая поверхность. Чувствуется, что стол и разбросанные по нему листья – лишь фон к главным предметам – яблокам.
Такие художники первой половины XIX века, как, например, И. Хруцкий, тщательно разрабатывали каждую деталь натюрморта, будь то крошечный лепесток цветка или маленький зеленый листочек на стебельке. Для Репина предметы – это частное живописное явление, а не придуманная красивая картинка, как у мастеров натюрморта предшествующих лет. Ни один из них не показал бы на своем полотне такие простенькие фрукты, «украшенные» червоточинами и царапинами. Но для Репина подобные изъяны не имеют ровно никакого значения, они всего лишь естественные детали живой реальности. И тем не менее лаконичный и скромный натюрморт «Яблоки и листья» не менее привлекателен для современного зрителя, чем «Цветы и плоды» И. Хруцкого, изображающие роскошные плоды и спелые ягоды.
И. Ф. Хруцкий «Цветы и плоды», 1836, Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов начал обучаться живописи сначала в мастерской К. Кёпнинга в Мюнхене (1873–1874), а затем в Париже, в студии Репина. Знаменитый художник сразу заметил талант мальчика. Впоследствии Репин вспоминал: «В мастерской он казался старше лет на десять… Его беспощадность в ломке не совсем верных, уже законченных им деталей приводила меня в восхищение; я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве. Да, это была натура!»
Проучившись у Репина два года, Серов возвратился на родину. В 1876–1878 годах он жил в Киеве, где посещал городскую рисовальную школу. В 1878 году юный художник переехал в Москву и поселился у И. Е. Репина. Днем он обучался в гимназии, а по утрам и вечерам старательно рисовал. К этому времени относится ученический натюрморт «Яблоки на листьях», (1879, Музей-усадьба Абрамцево), выполненный под руководством Репина. Если сравнить эту работу с произведением, написанным на ту же тему Репиным, можно увидеть, что натюрморт Серова отличается большей этюдностью, чем полотно его учителя. Начинающий художник использовал низкую точку зрения, поэтому первый и второй планы совмещены, а фон уменьшен.
В. А. Серов. «Яблоки на листьях», 1879, Музей-усадьба Абрамцево
Отрывок из книги Галины Дятлевой «Мастера натюрморта»
Яблоки и листья
Выбрать раму:
Галерейный подрамник вешается на стену без рамы в виде постера. Галерейная натяжка — вид безрамного оформления репродукций на холсте. Картина на холсте натягивается на подрамник, и закрепляется не на боковой стороне, как принято а сзади. На боковые стороны обычно попадает или часть изображения или специально напечатанное фоновая заливка цветом в тональности картинки (пожелания лучше уточнять по телефону). Холст аккуратно заворачивается в углах и выглядит прекрасно без рамы.
Выберите обычный подрамник для выбора рамы.
Репин Илья Ефимович
Яблоки и листья. 1879 г.
Холст, масло. 64х75,5 см.
Государственый Русский музей
И.Е. Репин VS В.А. Серов — 2
Натюрморт «Яблоки и листья» кисти И.Е. Репина и В.А. Серова. 1879 г год.
Репин узнал Валентина Серова ещё ребенком. Знакомство произошло в печальные дни, вскоре после смерти отца будущего художника — композитора Серова. Тогда Тоше, как его звали в семье, едва минуло шесть лет.
Через три года в Риме рисунки маленького Серова увидел скульптор Марк Антокольский. Он оценил их исключительную талантливость и понял, что тяга мальчика к рисованию готовит ему большую судьбу. Скульптор посоветовал Серовой ехать прямо к Репину (он был на тот момент в Париже), просить его стать учителем её сына. Илья Ефимович согласился с другом: мальчик талантлив, он будет с ним заниматься.
Валентин стал каждый день приходить в мастерскую своего учителя. Он был прилежен, неутомим, не по годам сосредоточен. Репин с трудом отрывал его от рисунка, заставляя отдыхать.
Репин потом так вспоминал об этих днях:
«Были две совершенно разные фигуры того же мальчика.
Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке, — там был ребенок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьезно и взмахивал карандашом решительно и смело. Особенно не по-детски он взялся за схватывание характера энергическими чертами, когда я указал ему их на гипсовой маске. Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже им, деталей приводила меня в восхищение; я любовался зарождающимся геркулесом в искусстве».
Серов рисовал все, что видел сквозь окна репинской мастерской, — бродячих музыкантов, движущуюся толпу. Когда же Валентину доводилось гулять по Елисейским полям или в зоологическом саду, он вносил в свой альбом новые наблюдения. С детства Серов любил животных и рисовал их очень хорошо. Особое пристрастие питал он к лошадям.
Репин брал своего любимца в салон художника Боголюбова. Там собирались живущие в Париже русские художники. Они много рисовали — по памяти и с натуры. Как-то за общим столом очутился маленький Серов. Он не оробел среди взрослых мастеров и тоже, взяв карандаш, начал что-то торопливо рисовать. Его рисунок мчащейся тройки очень всем понравился. С тех пор Тоша без смущения принимал участие в этих соревнованиях со взрослыми художниками и неизменно поражал всех живостью рисунка, тонким прирожденным вкусом.
Проучившись у Репина два года, Серов возвратился на родину. В 1876–1878 годах он жил в Киеве, где посещал городскую рисовальную школу. В 1878 году юный художник переехал в Москву и поселился у И. Е. Репина. Днем он обучался в гимназии, а по утрам и вечерам старательно рисовал
К этому времени относится ученический натюрморт «Яблоки на листьях», (1879, Музей-усадьба Абрамцево), выполненный под руководством Репина.
Предметная композиция настолько понравилась учителю, что он решил сам написать этот натюрморт (Государственый Русский музей). Если сравнить работу Серова с произведением, написанным на ту же тему Репиным, можно увидеть, что натюрморт первого отличается большей этюдностью, чем полотно его учителя. Начинающий художник использовал низкую точку зрения, поэтому первый и второй планы совмещены, а фон уменьшен.
Хотя набор предметов в натюрморте «Яблоки и листья» необыкновенно прост, Репин отказывается от этюдности и создает настоящую картину весьма значительных размеров. Композиция построена на чередовании нескольких планов. Первый как будто вводит зрителя в пространство полотна, второй (главный) — показывает яблоки, третий же представляет темный фон, на котором четко вырисовываются фрукты и зеленые листья.
В отличие от натюрмортов первой половины XIX века произведение Репина лишено предметной сложности. Стол на его картине — всего лишь подходящая поверхность для плодов и листьев, а не изысканный постамент, хотя темный фон придает полотну некоторое сходство с академическими натюрмортами. Все предметы в композиции почти одинаковы по размерам, но все же художник выделяет главные: чувствуется, что яблоки, яркие и свежие, важнее для него, чем листья, и потому написаны тщательнее. Репин формирует листья в основном с помощью цвета, а фрукты «лепит», используя блики и светотеневые переходы.
Еще подростком Юный Серов мог с детской прямолинейностью заявить: «.если . поеду с художником Репиным в деревню, то за лето сделаю огромные успехи». В дальнейшем хорошо развитый критический ум и большая уверенность в своих силах при безумной требовательности к себе и самоотдаче помогали живописцу отвергать всякие чуждые художественные воздействия. Во всяком случае, так считали С.В. Мамонтов, С.П. Яремич, А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь и другие близкие ему люди, хотя, безусловно, в прессе часто звучали противоположные мнения.
Сергей Мамонтов, с юношеских лет знавший Серова, утверждал, что если художник в молодости и прислушивался к советам Репина, «то это было чисто внешнее подчинение, то есть лишь настолько, сколько должен подчиняться ученик учителю».
Сам В.Серов осознавал ту весомую роль, которую сыграл в его жизни известный передвижник, и с уважением относился к таланту учителя.
Материал подготовлен на основе: Журнал Третьяковская галерея #3 2015 (48) «Самый проникновенный художник человеческого лица» О. Атрощенко; «Репин» С.А. Пророкова; Г.В. Дятлева «Мастера натюрморта»
В 2022 году исполняется 100 лет одному из самых знаковых отечественных живописных произведений ХХ века, которое многие считают предвестником и аллегорией революции — картине Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Но последние исследования доказывают, что художника могла вдохновить на создание этого шедевра… старообрядческая икона!
Петров-Водкин начал работу над своей главной картиной летом 1912 года в Хвалынске, в Саратовской области, а закончил ее в том же году осенью в Петербурге. Тогда же полотно было впервые показано на выставке «Мира искусства» и вызвало восторг зрителей и критиков.
Недавно искусствоведы из белорусского города Ветки, который славится своей самобытной школой иконописи, следовавшей старообрядческому канону, выдвинули интересную гипотезу о том, откуда Петров-Водкин мог «позаимствовать» образ красного коня.
Когда будущему художнику было 12 лет, он учился в родном Хвалынске в старообрядческой иконописной мастерской. Здесь он впервые взял в руки кисти и попробовал повторить работу иконописцев. Там же, в Хвалынске, еще мальчиком, Кузьма видел множество древних икон, в том числе — икону Михаила Архангела на коне (или, как еще его называют, Михаила Воеводы).
Икона “Архистратиг Михаил Грозный Воевода” со святым Апостолом Андреем и святой мученицей Стефанидой на полях. Фото иконы Андрей Ткач, starover.ru
Этот образ выглядит необычно: в старообрядческой ветковской традиции Архангел Михаил изображается верхом на алом огненном крылатом коне — символе абсолютной победы добра над мировым злом. Вполне вероятно, что именно эти старообрядческие красные кони и вспомнились живописцу, когда он работал над своим произведением.
Известно, что Кузьма Сергеевич всю свою жизнь оставался верующим. В его творчестве советского периода немало отсылок к Евангелию. И всё же гипотеза о связи картины, которая ассоциируется с революцией, несущей людям новую идею взамен прежних верований, со святым образом выглядит довольно смелой.
Насколько она обоснована? И откуда вообще у русских авангардистов столь большое внимание к древнерусскому искусству? Об этом «Фома» решил поговорить с известным искусствоведом, специалистом в области русской иконописи Ириной Языковой.
Ирина ЯЗЫКОВА
— Ирина Константиновна, насколько подобная гипотеза реалистична?
— Вполне реалистична. Петров-Водкин действительно очень хорошо знал иконопись, учился ей. У него был опыт расписывания храмов. Например, он расписывал Крестовоздвиженский храм в Хвалынске, где сам венчался. Росписи не сохранились, но исследователи говорят, что Кузьма Сергеевич написал там Распятие. Работал художник над росписями в храмах Василия Златоверхого в Овруче, в Морском Никольском соборе Кронштадта, расписывал и монтировал витраж в Свято-Троицком соборе города Сумы. И даже уже в советском 1919 году художник создает для журнала «Пламя» графический лист на евангельскую тему «Отречение Петра»…
— Но Петрова-Водкина считают чуть ли не «певцом революции». Как это может сочетаться с элементами христианского искусства в его работах?
— Одно другому не мешало. Художники в своих произведениях отображали и вечное, и современный мир. Вот и Кузьма Сергеевич, возможно, в художественном плане опирался на образ Михаила Воеводы с его яркими чистыми цветами, выразительностью, а в символическом плане нагружал произведение совершенно другим смыслом.
— Каким?
— В том числе и революционным. Ведь большинство творцов того периода сочувствовали грядущей революции. Но они ждали революцию совсем не в том виде, в котором она пришла. Они не понимали, что именно грядет и что это грядущее их же самих в первую очередь и сметёт. Художники ждали освобождения, думали, что придет некая светлая сила, которая изменит этот мир.
— А христианские мотивы в картине есть?
— Насколько они христианские — трудно сказать… Петров-Водкин был человеком верующим, и, вероятно, сама идея некоего всадника, который несет освобождение, добро, могла прийти к нему из христианства. Всадник — сюжет архетипический для многих традиций, и христианских, и нехристианских. Для христианского искусства всадник — это прежде всего или Михаил Архангел, или святой Георгий. Это та сила, которая приходит, чтобы победить зло. Не случайно Петров-Водкин посадил на коня не воина, а юного хрупкого мальчика. Всадник у него — олицетворение грядущего нового мира. И художник нагружает картину этим смыслом. Примечательно, что на полотне — именно купание красного коня, его омовение. Всадник с конем входят в воду, которая тоже есть символ — символ очищения. Это не битва, это именно жажда перемен, очищения старого мира и вступления в новый.
— Почему вообще для нашего авангарда так значима оказалась русская иконопись?
— Потому что именно в то время случилось «переоткрытие» древнерусского иконописного искусства. Ведь до конца XIX века наши люди, по большому счету, не видели древних икон — такими, какими они были созданы. За века иконы сильно потемнели, были просто не видны, а реставрировать их еще не умели. Обычные домовые или храмовые иконы рубежа XIX–XX веков представляли собой в основном такие «гламурно-сусальные» живописные образы. В лучшем случае в них сочетались иконописные и живописные приемы. Но это были уже иконы совершенно иного рода, древние традиции были забыты…
— Что же вдруг изменилось?
— На рубеже XIX–XX веков наши реставраторы научились профессионально снимать с икон темную олифу, поздние записи и открывать оригинальные изображения. И людям вдруг предстали мощные, суровые образы, такие непохожие на всё, что они видели до того, так минималистски написанные по сравнению с поздней традицией… Первая пробная реставрация рублевской «Троицы», например, была проведена только в 1904 году. Затем начинается восстановление и других образов.
А в 1913 году в Москве происходит знаковое для всей русской культуры событие — открывается знаменитая выставка древнерусского искусства, приуроченная к трехсотлетию дома Романовых. Это была первая общедоступная выставка, на которой публике представили древнерусскую иконопись. Организовали ее художник и коллекционер Илья Остроухов, меценат, предприниматель и коллекционер Степан Рябушинский и другие. Та выставка оказала огромное влияние на искусство в целом и, конечно, на творчество многих живописцев. Художники, не будучи сами иконописцами, были поражены древними образами. У Натальи Гончаровой, у Казимира Малевича, у других мастеров даже были «иконные периоды», когда они черпали вдохновение именно в древнерусских иконах. Более того: именно светские художники, авангардисты, возможно, гораздо быстрее, чем художники церковные, восприняли вновь открывшуюся реальность, которую реставраторы извлекли из-под темных записей. Разумеется, эта выставка повлияла и на творчество Петрова-Водкина, который более других авангардистов, еще с юных лет, был знаком с иконописью.
Потрясены были не только русские художники. Всё, что тогда искал и ценил европейский авангард — обобщенность, силуэтность, локальный и яркий цвет, — оказалось, присутствует уже в древнерусской иконе! Анри Матисс в начале ХХ века посетил Россию по приглашению Щукина, который собирал его картины. Французский художник, познакомившись с коллекцией Остроухова, сказал: «Русские не подозревают, какими художественными богатствами они владеют. Всюду та же яркость и проявление большой силы чувства. Ваша учащаяся молодежь имеет здесь, у себя дома, несравненно лучшие образцы искусства… чем за границей. Французские художники должны ездить учиться в Россию. Италия в этой области дает меньше».
Произведений живописи Древнего Рима до нас дошло немного. О мастерстве художников той эпохи мы можем судить, в основном, по мозаикам и фрескам, найденным при раскопках итальянских городов Помпеи, Стабии и Геркуланум, которые погибли во время извержения вулкана Везувий в начале августа 79 года н.э. Засыпанные пеплом, они были обнаружены только в 18 веке. И после того, как с 1748 года там начались раскопки, европейская публика открыла для себя чудом сохранившийся мир античных городов и, в частности, мозаики и фрески, украшающие стены домов. Если мозаики и фрески относятся к монументальной живописи, то примером станковой являются фаюмские портреты. В конце XIX века в Египте, в гробницах оазиса Фаюм были найдены дощечки, где восковыми красками нарисованы, изображения женщин, мужчин, стариков. Они создавались в I-III веках, когда Египет был частью Римской империи и тоже рассматриваются как примеры древнеримской живописи.
Читать далее Живопись древнего Рима: Помпеи, фаюмский портрет
Среди произведений декоративно-прикладного искусства Древней Греции немало подлинных шедевров. Особенно знаменита греческая керамика — искусно расписанные глиняные сосуды для воды, вина, масла и других бытовых нужд. Высоко ценятся и ювелирные украшения. Мода переменчива, но одежду, которую придумали в Древней Греции рады были надеть женщины разных эпох. У древних греков был особый дар чувствовать красоту. Что бы они ни создавали: здания, статуи, женские украшения или чаши для вина, все это отличалось благородными пропорциями, делалось с большой фантазией и вкусом. Поэтому произведения древнегреческого искусства стали образцом для мастеров последующих эпох.
Читать далее Декоративно-прикладное искусство Древней Греции
Сейчас принято считать, что в годы советской власти все искусство жестко подчинялось идеологическому диктату, поэтому было однообразно не имело художественной ценности. А, между тем, с 1917 до конца 80-х годов в СССР жило много талантливых и самобытных художников, которые создавали замечательные полотна. Некоторые из них получили известность еще задолго до революции. Можно вспомнить Игоря Грабаря, Михаила Нестерова, Исаака Бродского, Кузьму Петрова- Водкина, Павла Корина, Петра Кончаловского, Сергея Герасимова и других. Среди тех, кто начал работать уже в советский годы были А. Дейнека, А. Пластов, Ю. Пименов, П. Корин, Т. Яблонская и др. Конечно, художников нацеливали на создание произведений о достижениях СССР, но среди живописцев этой эпохи было немало прекрасных пейзажистов, таких, как Н. Ромадин, Б. Щербаков, С. Жуковский и др. мастеров натюрморта, среди них Ю. Пименов, В. Стожаров. Немало было написано талантливых портретов, исторических полотен, особое место в советской живописи занимала тема Великой Отечественной войны. Я предлагаю вам краткую иллюстрированную лекцию и презентацию в конце поста, где, кроме названных художников, есть материалы об Илье Глазунове, Петре Белове, Михаиле Шемякине, Исайе Бродском.
Читать далее Советские художники: картины и судьбы
В первой половине XIX века в живописи появилось много талантливых художников, которые, усвоив основы академического искусства, искали свой стиль, неповторимую манеру. Как раз в это время сложилась школа русской живописи. Среди ярких фигур этой эпохи были Василий Тропинин, Карл Брюллов, Александр Иванов, Павел Федотов. Как раз в это время в живописи существуют рядом разные направления: классицизм, романтизм, реализм. И, хотя ни один большой художник не укладывает ся о жесткие рамки стиля, все же говорят о сочетании классицизма и романтизма у Брюллова. В творчестве Тропинина видят соединение реализма и романтизма, а вот Федотов, как считают, стал одним из первых представителей критического реализма в русской живописи. Я предлагаю вам краткий иллюстрированный рассказ об этих художниках.
Читать далее Русские художники Тропинин, Брюллов, Федотов, Иванов
Русский авангард — важное явление не только в русской, но и в мировой живописи. Впитав идеи западных живописцев конца XIX — начала ХХ века, российские художники, в свою очередь, оказали влияние на европейское искусство. Василий Кандинский стал одним из создателей абстракционизма. Его работы экспонируются в картинных галереях Германии, Швейцарии, США. Музей Шагала есть не только в родном Витебске, но и в Ницце. Его картины можно увидеть в Венеции, Париже, Нью-Йорке, Иерусалиме. Полотна Малевича, Гончаровой сегодня продаются за миллионы долларов на самых престижных аукционах. Работы Филонова, мало известные широкой публике, на выставке «Москва-Париж» в 80-е годы вызвали больший интерес, чем полотна великих импрессионистов и постимпрессионистов.
Читать далее Кандинский, Малевич, Шагал, Филонов — художники русского авангарда
Перед нами автопортреты трех художников. Даже по этим работам видно, насколько они были разные: брутальный, уверенный в себе Поль Гоген, нервный, беззащитный Винсент Ван Гог и уравновешенный Поль Сезанн. И, тем не менее, искусствоведы объединяют их, называя постимпрессионистами. Термин этот возник в 1910 году, когда никого из них уже не было в живых. Его ввел английский критик Роджер Фрай, который организовал в Лондоне выставку современного французского искусства «Мане и постимпрессионизм». Кроме названных живописцев там были и Тулуз-Лотрек, и Сера. Надо сказать, списки имен художников этого направления в разных изданиях очень отличаются. Роднит их одно: усвоив открытия импрессионистов, которые разрушили каноны классической живописи, постимпрессионисты пошли дальше, создавая каждый свой особенный живописный мир.
Читать далее Постимпрессионисты: Ван Гог, Гоген, Сезанн
Слово «импрессионизм» появилось в 1872 году, почти 150 лет назад. Его придумал журналист Луи Леруа, чтоб как можно злее поиздеваться над авторами картин, которые он увидел на выставке «Общества анонимных живописцев» на бульваре Капуцинок. Работы ему очень не понравились, особенно та, что назвалась «Восход солнца. Впечатление». «Впечатление» по-французски «impression». Слово это в своей статье журналист повторил много раз, утверждая, что на любых обоях живописи больше, чем в этом «импрессионе». Он обозвал всех этих мазил «импрессионистами». Они приняли вызов, и стали себя так именовать. Пройдет немного лет, и картины этих художников станут классикой, украшением музеев. Любой самый радикально настроенный живописец XX века начинал с подражания импрессионистам, искусство которых стало революцией в мировой живописи. Я кратко расскажу о К. Моне, О. Ренуаре, К. Писарро, Э. Дега. В конце поста есть ссылка на презентацию по этой теме и вопросы для учеников художественной школы.
Читать далее К. Моне, О. Ренуар и другие импрессионисты
Начало XX века было временем расцвета русского искусства. В это время в России появились десятки прозаиков, поэтов, художников, музыкантов, деятелей театра, которые стали значимыми не только для России, но и для всего мира. В литературе это Горький, Бунин, поэты серебряного века. В музыке — И. Стравински, А. Скрябин, С. Рахманинов. Русский театр той поры определил направления сценического искусства ХХ века. Именно в первом десятилетии XX века русский балет стал эталоном, на который равняются до сих пор. Выходу русского искусства на мировую арену способствовали «Русские сезоны», организованные С. Дягилевым в Париже ид других европейских городах. Русская опера и балет поразили Европу, а художники, оформлявшие спектакли: К. Коровин, Л. Бакст, А. Бенуа, Н. Рерих и др. получили мировое признание. Художники, которые объединились вокруг журнала «Мир искусства» интересовались историей больше, чем современностью, искали новые средства художественного выражения в искусстве. Этот период называют «русским ренессансом«, хотя, казалось бы, политическая жизнь в России начала века не была благоприятной для развития искусства.
Читать далее А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Н. Рерих и русская культура начала XX века
Во Франции его называют «ар-нуво», в Германии — югендштиль, в Австрии — сецессион, в США — тиффани, в России — модерн. Но при разности названий у этого направления, которое возникло в разных странах мира во 2-й половине XIX века и существовало до 1 мировой войны общие особенности: в живописи, архитектуре, прикладном искусстве не найдешь прямых линий — плавные, закругленные, они часто напоминают растительный орнамент. Художники модерна готовы черпать вдохновение в образах природы. С другой стороны, они активно используют достижения технического прогресса: стекло, многочисленные металлические детали украшают и здания, и интерьеры. Я предлагаю краткую иллюстрированную лекцию о художниках Г. Климте, О. Бердслее, А. Мухе и в конце — презентацию об искусстве модерна
Читать далее Густав Климт, Обри Бердслей и другие художники модерна
В Междуречье Тигра и Евфрата в IV тысячелетии до нашей эры возникли древнейшие цивилизации. Тогда на юге поселились шумеры, выше по течению c III тыс. до н. э. жили аккадцы, на севере Месопотамии — ассирийцы. В разные эпохи возвышался Вавилон, город на берегу Евфрата. Его название «Баб-илю» означало «Врата бога». Народы, жившие в Месопотамии на протяжении четырех тысячелетий, создавали замечательные произведения искусства, в которых чувствовалась общая традиция. При раскопках древних городов археологи находили развалины храмов и дворцов, изображения богов, украшения, статуи и барельефы. Я предлагаю вам краткий иллюстрированный рассказ об искусстве Междуречья. В конце поста есть ссылка на презентацию.
Читать далее Искусство Месопотамии. Шумеры, ассирийцы, Вавилон
7 вариантов
Мне очень нравится изучать картины художников, в которых скрыт какой-то потайной смысл. На первый взгляд, они совершенно обычные и даже без идейные. Но, если проявить интерес, можно увидеть много деталей, из которых и состоит полотно. К таким работам относятся картины Кузьмы Петровича Петрова–Водкина.
В 1918 году он создал полотно «Утренний натюрморт», который имеет свои особенности. Картина невероятно реалистична и проста. Перед нами бедный завтрак обычного крестьянина, который живет в трудные годы России. Это всего на всего чай и два яйца. Но, обратите внимание, как интересно сервирован стол, какие яркие, горячие краски преобладают на картине. Такие оттенки вызывают приятнее, светлые, и даже радостные эмоции.
На деревянном столе, кроме завтрака, стоит прозрачный кувшин. В нем изображен букетик полевых цветов, который совсем недавно был собран хозяином дома. На нем видны голубенькие полевые цветочки, которые в один миг превращают обычный завтрак в праздничное застолье. И не важно, что еды на нем практически нет. Самое главное – это настроение и расположение духа.
Возле букета стоит небольшое блюдце с граненым стаканом. В нем налит чай. Обратите внимание, это не чашка и блюдце. А невзрачная тарелочка и стакан. Насколько все просто и бедно. Но, букетик свеже сорванных цветов отрицает наши домыслы. Этот завтрак отличатся от иных хорошим настроением и душевной гармонией его хозяина или хозяйки.
С другой стороны стола стоит металлический чайник, который просто сверкает от чистоты. В его отражении виднеется рыженький котик, который живет в этом доме. Из-под стола выглядывает рыжий пес, который смотрит преданным взглядом. Думаю, домашние любимцы ожидают завтрак. Но, что же может предложить им хозяин? Скорее всего, одно яйцо, которое приготовлено для завтрака, человек отдаст своим питомцам.
Эта картина наполнена любовью и добротой. Несмотря на жизненные трудности, люди человечны и заботливы. Они делятся последним со своими домашними любимцами. Ведь в этом и заключается смысл настоящей дружбы.
Картина «Утренний натюрморт» была написана в 1918 году. И так же, как остальные работы Петрова-Водкина, она отличается своей «криволинейностью». «Утренний натюрморт» дышит свежестью. С первого взгляда на картину становится ясно, что за окном утро. Освещение мягкое, как бы рассеянное. Перед нами стол. На его розоватых досках видна капелька воды. Можно предположить, что вода только что упала с листьев и лепестков свежих полевых цветов, которые стоят в вазе на столе. Справа от вазы стоит стакан с чаем. На блюдце мы видим ложечку. Петров-Водкин удивительно правдоподобно передал, как выглядит ложечка, если на неё смотреть сквозь гранёный стакан, наполненный чаем. Не менее точно он изобразил отражение одного из двух варёных яиц, лежащих на столе, в никелированном чайничке. На столе также лежат спички и трубка. Рядом со столом на полу сидит лохматый рыжий пёс. Его взгляд очевидно обращён на хозяина. Изобразив на натюрморте собаку, Петров-Водкин как бы противопоставляет её неживым вещам на столе. Выходит, что предметы отражают, а собака смотрит.
«Утренний натюрморт», на мой взгляд, удивительное произведение. Глядя на эту картину можно ощутить запах утреннего воздуха, почувствовать аромат свежих цветов, взять в руку объемный стакан с теплым чаем. После знакомства с этим полотном возникает желание больше узнать и о других работах Кузьмы Сергеевича.
Посмотрев на картину один раз и невнимательно сочинения не напишешь. Предлагаю вам рассмотреть ее получше, уделив внимание каждому предмету.
Итак, картина “Утренний натюрморт” художника К. С. Петрова-Водкина.
Сочинение-описание картины.
Художник изобразил стол со стороны сидящего за ним человека. То есть зритель картины будто сам оказывается за столом перед стаканом чая.
На картине также мы видим букет полевых цветов, состоящий из колокольчиков и одуванчиков. Значит время года – весна (одуванчики цветут преимущественно (обильное цветение) весной). Затем стакан с чаем и ложечкой на блюдечке, два яйца, металлический чаник, коробок спичек и, похоже, фонарик. Возле стола видим и собаку.
Если все же внимательно рассмотреть картину, то увидим много интересного.
В стакане видно тройное отражение ложечки, в вазочке видим отражение одуванчика (желтое пятнышко на дне). На чайнике отражение яйца и в нем же видим отражение рыжего кота (или кошки). Может быть кот лежит напротив чайника,возле сидящего за столом человека.
Взгляд собаки направлен также на человека за столом. Она, может быть, надеется получить от хозяина кусочек съестного.
По бликам на деревянном столе можно заметить, что это утро. Да и “меню”, что на столе, больше походе на завтрак.
Картина светла и проста, но вместе с тем интересна.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – мощный, самобытный, необычный живописец со своим оригинальным видением цвета, перспективы, формы, композиции. Его полотна выразительны до предела, в них всегда немного деталей, но много чувства и глубокого смысла. В творчестве Петрова-Водкина отразилась переломная эпоха, свидетелем которой он был: первая мировая война, революция, гражданская война. В трудный 1918 год он жил в Петербурге и работал преподавателем художественного училища. Именно тогда он создал несколько выдающихся натюрмортов и мы постараемся повнимательнее рассмотреть два из них – “Утренний натюрморт” и “Селедка”. Всем известно, что время было довольно голодным, питание – скудным и однообразным и, видимо, неслучайно, на обеих картинах присутствует еда. Эта примитивная обычная пища тем не менее изображена с долей торжественности, радостным и светлым чувством.
Натюрморт “Селёдка”.
Перед нами поверхность стола, застеленная мятой розовой бумагой. Под бумагой виднеется полотно, в котором узнается более ранняя картина художника и в перевернутом углу ее различается подпись самого Петрова-Водкина. Скорее всего, это даже не стол, а готовая картина, которую положили на пару табуреток – подобие стола. И, чтобы не испортить поверхность, – накрыли бумагой.
Перспектива нарочито-несуразная, как будто бы горизонтальная поверхность стола наклонена в сторону зрителя – того и гляди с нее скатятся предметы, которые на ней лежат. Предметов этих немного: две картофелины, краюха ржаного хлеба и немного порыжевшая селедка на темной бумаге. На блестящем боку селедки играют блики. Скорее всего, это какой-то паек, который автор получил как профессор и с радостью принес в свою мастерскую, где собирается разделить нехитрый обед с парой друзей.
Многие свидетели тех лет рассказывают, что селедка была тогда единственным доступным лакомством и очень всем надоела. А все же, когда подкатывало чувство голода, то люди радовались и селедке. Так с помощью всего лишь нескольких предметов художник изобразил то суровое время – правдиво, честно и оптимистично.
В творчестве К.С. Петрова–Водкина значительное место отведено натюрмортам. В своих работах он очень любил изображать стеклянные и блестящие предметы. Рассматривая картину Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Утренний натюрморт», мы погружаемся в атмосферу летнего утра. В картине преобладают теплые оттенки, она как бы пронизана золотистыми лучами солнца.
Крупным планом изображен деревянный стол. Скорее всего, он стоит на веранде деревенского дома около окна, потому что солнечные лучи окрашивают его в розовато-золотистый оттенок. У стола сидит верный друг хозяина дома – рыжий пес. Он смотрит такими грустными глазами, словно хочет сказать: «Хозяин, угости меня чем-нибудь». На столе нет ничего лишнего. Все предметы на картине расположены гармонично и несут определённую смысловую нагрузку. Первым делом наш взгляд приковывает начищенный до блеска чайник с изящными изогнутыми ножками и золотистой ручкой. В его гранях отражается любимец хозяина дома – рыжий кот. Рядом с чайником лежат два яйца, одно из которых тоже отражается в нем. На переднем плане мы видим блюдечко, на котором стоит граненый стакан со свежезаваренным чаем. За стаканом находится чайная ложка, которая трижды преломляется в его гранях. Слева мы видим коробок спичек и фонарик. Ярким пятном выделяется букет цветов. Синие колокольчики и желтые одуванчики собрали совсем недавно и поставили в простую стеклянную вазу. Художник не случайно изобразил на картине два предмета, которые имеют грани. Они как бы увеличивают пространство.
От этой картины веет теплотой и домашним уютом. Кажется, стоит вздохнуть поглубже, и ты ощутишь запах полевых цветов, крепкого чая и свежесть летнего утра.
Данная картина была написана в 1918 году. Это были трудные времена, поэтому на столе нет скатерти, и имеется такой скудный набор продуктов. Хозяина дома на картине не видно, но судя по недопитому чаю и оставленному коробку спичек, он где-то рядом. Также об этом можно судить и по присутствию около стола домашних питомцев. Вполне очевидно, что на долю их хозяина выпало немало трудностей. Но, несмотря на это, он не разучился радоваться жизни и видеть красоту в окружающей действительности.
Вместе со статьёй «Сочинение по картине Петрова-Водкина «Утренний натюрморт», 7 класс» читают:
Сочинение по картине Петрова-Водкина «Портрет мальчика», 6 класс
Сочинение по картине Григорьева «Вратарь», 7 класс
Сочинение по картине «Друзья», Е.Широков, 7 класс
Эту небольшую картину известного художника начала ХХ века Кузьмы Петрова-Водкина сегодня можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга. В «Утреннем натюрморте» сразу привлекает внимание позитивный настрой, который художник сумел передать при помощи радостной игры цвета.
Казалось бы, ничего особенного в этой картине нет. Утреннее солнце освещает первыми теплыми лучами деревянный стол на веранде. Видны перила и зеленая трава. Очевидно, это дачный дом. Однако художник изображает на полотне плоскость стола под наклоном, так, что зрителю хорошо виден каждый находящийся там предмет.
Собака у столаВидимо, человек, отдыхающий на даче, только что вернулся с утренней прогулки со своей собакой. В прозрачной баночке стоит букет недавно собранных полевых цветов – чудесных синих колокольчиков и ярких желтых одуванчиков, на которых застыли капельки росы. Вероятно, собрал букет тот, кто обладает романтичной душой. Это явно интеллигентный и хорошо воспитанный человек.
На столе сияет начищенный никелированный самовар, видимо, он недавно закипел.
Рядом лежит крышечка от самовара, ее хозяин дачного дома еще не успел вернуть на место. Рядом с букетом можно увидеть никелированную трубку от самовара, она создает тягу, и коробок спичек, которым воспользовался дачник для растопки, а щепочки и шишки для этого он мог собрать во время прогулки.
Несмотря на то, что стол без скатерти, чувствуется, что сидящий за ним человек очень аккуратен и даже в условиях дачной жизни не отступает от правил хорошего тона. Граненый стакан с только что заваренным чаем он вместо блюдца поставил в небольшую металлическую мисочку. Наверное, размешал сахар и рядом положил чайную ложку, которая необычно преломляется сквозь грани стакана. Завтрак дачного жителя очень скромный, к стакану чая есть всего два яйца. Это не удивляет, ведь картина написана в 1918 году, когда в стране происходят тревожные события, люди не могут позволить себе ничего лишнего.
Но как удивительно Петров-Водкин написал этот скудный завтрак! Яйца жемчужного цвета, они, как и самовар, чайная ложечка, стеклянная баночка и металлические предметы на столе отражают солнечный свет. Даже розоватые от солнечных лучей доски стола выглядят нарядно.
И хотя художник не показал зрителю главного героя этой картины, зато передал отношение к нему его четвероногого друга. Рыжий пес явно смотрит на своего хозяина умными и добрыми карими глазами, он терпеливо ждет, что после прогулки хозяин угостит его чем-то вкусным. Выражение собачьей мордочки говорит о преданности и любви к человеку. Пес не единственное животное, изображенное в натюрморте. В блестящем самоваре отражается яйцо, а за ним можно рассмотреть силуэт рыжего кота, который уютно примостился напротив.
«Утренний натюрморт» вызывает чувство покоя и радости от того, что начался новый день. Художник тонко передает гармонию единения человека с природой. А это делает мир добрее и прекраснее.
На картине художника К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» изображён довольно скромный завтрак в деревне. Автор нарисовал простенький деревянный стол без скатерти, на котором в небольшой стеклянной баночке стоит букетик полевых цветов. Голубые васильки и жёлтые одуванчики очень красиво и гармонично смотрятся на фоне коричневой мебели и выделяются ярким пятном на картине, привлекая к себе внимание зрителя. Я думаю, что сорваны они совсем недавно.
Рядом с букетиком мы видим блюдце с серебряной ложкой и стакан с чаем. Немного подальше расположились два сваренных яйца и чайник, в котором отражается солнечный свет из окна. Чайник начищен до блеска так, что заменяет собой зеркало. Если внимательно приглядеться, то в его отражении можно даже заметить рыжего кота, который на первый взгляд совсем незаметен.
На столе немного предметов, но каждый из них очень тщательно прорисован. В глаза бросается тёмно-синий коробок спичек и фонарик. С левой стороны стола сидит красивый породистый пёс коричнево-рыжего окраса с немного грустным взглядом. В целом натюрморт получился довольно незатейливым, но очень тёплым и приятным.
На картине нет людей, но чувствуется, что где-то неподалёку находится хозяин пса, его домашние питомцы с нетерпением ждут его появления. На меня картина произвела очень приятное впечатление. Она пропитана спокойствием, умиротворенностью и чистотой.
Вместе со статьёй «Сочинение по картине Петрова-Водкина «Утренний натюрморт», 5 класс» читают:
Сочинение по картине Кончаловского «Сирень в корзине», 5 класс
Сочинение по картине Куинджи «Берёзовая роща», 5 класс
Сочинение по картине Нисского «Февраль. Подмосковье», 5 класс
Поделиться: