Сочинение по картине покорение сибири ермаком

Василий иванович суриков один из известных русских художников xix в. он жил в то время, когда создавались монументальные труды

Василий Иванович Суриков – один из известных русских художников XIX в. Он жил в то время, когда создавались монументальные труды по истории России. Всё образованное русское общество активно интересовалось событиями и героями в исторической судьбе Отечества. Естественно, что и художники также обращались в своём творчестве к этой теме.
В истории русского государства одно из важнейших событий – присоединение Сибири. Оно определило дальнейший путь развития страны, расширило ее территорию и её богатства. Неудивительно, что В.И. Суриков использовал его ля одной из тем своего творчества. Тем более, что художник был сам родом из Сибири и хорошо знал легенды этого далекого и сурового края. Соединив исторические сведения и фольклор, результаты научных исследований и предания, сохранившиеся в народной памяти, он запечатлел возникшие образы в масштабном полотне.
Ключевое событие похода – взятие столицы ханства, города Сибирь, изображено на картине. Батальная сцена показывает столкновение двух войск – татарского и русского на реке, недалеко от городских укреплений. Картина построена на противопоставлении, что прослеживается в деталях. Командир татарского войска – вдалеке, наблюдает с обрыва за сражением. Командир казаков – Ермак – вместе с ними, в гуще боя. Войско сибирского хана вооружено луками и стрелами, на щитах нарисованы языческие символы. Напротив, русские воины стреляют из огнестрельного оружия, над ними развеваются хоругви с изображением Спасителя. Выбранный ракурс подчеркивает храбрость казаков – их число гораздо меньше, чем противника. Нагнетают обстановку и несколько мрачные тона изображения: серое, в тучах небо, темный, крутой обрыв, бурное течение реки.

Одной из важных задач внешней политики Ивана IV Грозного на протяжении долгого времени оставалось освоение огромных пространств на востоке. В 1558 году, после взятия Астрахани и Казани, царь даровал грамоту на владение обширными территориями вдоль реки Тоболу богатым купцам Строгановым. Те, в свою очередь, к 1579 году собрали отряд численностью от 600 до 840 человек для защиты границ своих владений от вогуличей (современные манси) и остяков (ханты). Основу отряда составляли представители вольного казачества, во главе же был поставлен атаман Ермак Тимофеевич. Интересно, что отряд был сформирован без ведома царской власти.
В начале сентября 1581 года все войско, погруженное на 80 парусно-гребных судов – струг, поднявшись по притокам Камы, добрался до Тагильского перевала в Уральских горах. Оттуда суда пришлось транспортировать по суше, преодолевая каменистую местность и густой лес. По свидетельствам очевидцев, казаки самостоятельно вырубали просеки, а из поваленных деревьев сооружали катки, облегчавшие протаскивание тяжелых судов по каменистой местности. Там же, где продвижение было особенно затруднено, казакам приходилось переносить суда на собственных плечах. Наконец, к наступлению зимы, отрядом был основан Кокуй-город – земляное укрепление для привала. Пережив холодное время года, казачье войско сплавилось по реке Тагил, а оттуда попало в Туру.
К середине весны, когда войско оказалось в районе современной Свердловской области, начались первые стычки с сибирскими народами. Первым мурзой, разгромленным войском Ермака, стал Епанча. После этого слава о сильном и грозном войске настолько повлияла на умы местного населения, что маленький городок Чинги-Тура сдался без боя, стоило Ермаку только подойти к его стенам. Позже на месте этого поселения была основана Тюмень.
4 октября хан Кучум, собрав войско в 15 тысяч человек, встретил казачий отряд у Чувашского мыса недалеко от слияния рек Иртыш и Тобол. Однако уже в ходе сражения большая часть войск, пообещавших хану поддержку, оставила его и бежала. Самому же Кучуму пришлось бежать Ишимскую степь.
В 1582 году, 26 октября (5 ноября), отряд под командованием Ермака занял столицу Сибирского ханства город Кашлык. Местное население с тех пор было обязано платить дань ценным мехом – ясак. Постепенно на поклон Ермаку стали сходится представители разных сибирских селений с просьбой о защите в обмен на повиновение. Ермак поддерживал такие условия, а с племенной знати брал присягу о том, что ее народ будет выплачивать ясак своевременно. Эти договоры делали сибирские народы подданными русского царя.
Несмотря на то, что при жизни Ермака так и не удалось одолеть Кучума, уже после смерти атамана русские войска разбили хана. Именно это событие стало точкой в долгом процессе присоединения Сибири.
?Краткий пересказ: О покорении Сибири Ермаком???

Своей и вражьей кровью смыв
Все преступленья буйной жизни
И за победы заслужив
Благословения отчизны, —
Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы — не праздно в мире жили!
(Кондратий Рылеев)
Василий Суриков, по домашней легенде один из прямых потомков Ермака, известный русский живописец.
Василий Суриков родился 12 (24) января 1848 года в казачьей семье. Двоюродный брат деда — Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка. Был он силы непомерной. Как-то в бурю оторвался от берега казачий плот, атаман бросился в реку, схватил бечеву и, как в былине богатырь, вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на Енисее.
Кисти Сурикова принадлежат многие картины на тему истории России: “Переход Суворова через Альпы”, “Взятие снежного городка” , “Степан Разин” и многие другие. Эти картины принесли Сурикову широкую известность. Конечно его много критиковали – мало у кого были способности изобраэить на одной картине такое количество персонажей, дать широкое полотно происходящих событий.
Но друзья и соратники художника по кружку Мир искусства всегда его поддерживали.
Одним из эпических полотен художника было полотно “Покорение Сибири Ермаком”. Именно после похода Ермака в Западную Сибирь прекратились набеги сибирских татар на русские города Урала. Как известно, богатые купцы Строгановы, богатство которых заключалось практически в монопольной добыче соли на уральских месторождениях, пригласили для защиты своих городов атамана Ермака. По легенде это слово обозначает “котел”.
Ермак, к тому время преследуемый царскими войсками за разбой на Волге, предпочел пойти на службу к богатым купцам и отправился с дружиной таких же удальцов через Каменный пояс, в царство Кучума. Во всех стычках сплоченное войско Ермака, оснащенное по тем временам современным оружием, брало верх над дезорганизованной толпой татар.
Одну из схваток и изобразил Суриков.
Конечно, это произведение не может служить пособием для исторического исследования действительной картины завоевания Западной Сибири. Но художник изобразил своё видение истории. Конечно в Сибири не было таких многолюдных городов, как изображенных на заднем плане картины, скорее это города, которые Ермак с товарищами защищает. Городки и остроги ставили русские, которые опираясь на них и проникали все дальше в глубь огромной страны. Но художник прекрасно показал напряжение боя, он поднял над челнами волжских разбойников православные стяги с изображением икон, говоря этим, что ушкуйники воюют за расширение и спасение России от разбойничьих набегов.
Картина изобилует лицами, с берега в бой рвется неорганизованная толпа, которая, конечно потерпит поражение.
В целом эта картина прекрасно отражает боевую схватку за будущее России.
Кондратий Рылеев посвятил Ермаку своё стихотворение – “На диком бреге Иртыша”, которое стало народной песней.

Надавал царь Иван мужику разные доспехи, из своей конюшни велел ему коня вывести, благословил ого своей рукой н и добрый путь отправил. Только выехал мужик за Москву, снял е себя все доспехи, облачился в крестьянскую одежу и пошел пешочком с посохом по дороге, куда глаза глядят. Долго шел мужик по дороге против солнца, борода по колено выросла, а про Ермака ни слуху ни духу. Не опечалился мужик, идет себе потихоньку и идет. Не заметил он, как дошел до крутых гор. Осмотрелся и видит — навстречу ему идет такой же странник, как и он. Встретились, остановились и завели разговор. Долго ли разговор шел, но только мужик узнал от странника, что Ермак бродит по Уралу.
Исходил мужик реки п горы Урала вдоль и поперек. Наконец ему удалось напасть на след атамана. Вскоре он нашел семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана. Ермак Тимофеевич явился к царю бел поклона, в шапке. Царь посмотрел на атамана и говорит:
— Слыхал я про тебя разные вести, не носить бы тебе головы нa плечах, да царь милостив. Искупи свою вину, сослужи мне службу добрую. За Уралом нехоженая землица лежит, на земле той богатства несметные, ты пройди ту землю, излови хана Кучума, я людей его под власть Руси подведи.
Ермак Тимофеевна не стал перечить царю, вышел из царских палат, попросил есть-пить и пошел к своим казакам на Урал. Пришел. Рассказал обо всем своим удалым молодцам, и начали они собираться в поход, в чужую землю, куда русская душа не хаживала.
Летом в тот же год Ермак Тимофеевич дошел до Тобола, там построил лодки и добрался до Иртыша. Здесь он встретился с людьми из Кучумова царства. Долго бился Ермак с Кучумовыми людьми, пока они не испробовали казацкую силу и пока их много не полегло. Казаков погибло тоже немало, но Ермак все же одолел сибирского хана и привел его людей под власть русского царя. Самого страшного — Кучума — Ермак Тимофеевич хотел доставить в Москву, но он несколько раз обманывал атамана, и за это его казаки убили. Когда Кучумовы люди покорились Ермаку, казаки ему сказали:
— Поезжай, наш атаман, и скажи, что теперь русские могут жить в Сибири, да и Кучуырвым людям с нами легче будет. Царь их был злой, как волк, а жадный, как поп.
Ермак Тимофеевич не поехал в Москву, а послал туда своего верного казака. Узнал царь Иван, что в Сибирь ворота открыты, и стал посылать в нее разных людей, кого по доброй воле, а кого так, силком. Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака Тимофеевича помним, и про его удалых казаков.
Вопросы и задания
1. Какой из текстов преданий нам понравился? Какими народ представляет себе Пугачева и Ермака?
2. Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.
3. Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как его изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?
Развивайте дар слова
1. Подготовьте пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику, например: много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, доспехи, завел разговор, богатства несметные, нехоженая землица лежит, одолел сибирского хана и т. д.
2. В чем сходство и различие преданий и народных сказок? Покажите это на примерах в процессе пересказа фрагментов.
3. Какие слова и выражения из этого предания можно использовать в нашей речи и сегодня?

Реферат
на тему «Передвижники и русская живопись»
по дисциплине «История»
Выполнила студентка гр. УП-16
Шемякина Е.И.
Преподаватель доц. Дмитриев А.В.
Екатеринбург 2017

Содержание

Введение
1. Передвижники
1.1 Основание общества
1.2 Идеология передвижников
1.3 Состав Товарищества передвижников
1.4 Первая выставка
2. Русская живопись второй половины 19 века. Творчество передвижников
Заключение
Список литературы и интернет ресурсы

Введение
российский художник выставка передвижник
В семидесятых годах XIX века возникло новое, не зависящее от Академии художеств, творческое объединение – Товарищество передвижных художественных выставок. Организация передвижников превратилась очень скоро в крупнейший центр художественной жизни России, в оплот нового реалистического направления в живописи, а императорская Академия художеств, хотя и оставалась официальным руководящим органом в области искусства, все более утрачивала авторитет и эту роль основного центра.
Созданное по инициативе Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова, Товарищество включило в свой состав передовые силы русской демократической художественной культуры. Идейным и организационным руководителем передвижников долгие годы был И.Н. Крамской. В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали современную им жизнь трудового народа России. Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием. Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы. Правдиво изображая события и сцены из жизни, они в своих работах выносили приговор окружающей действительности, обличали жестокое угнетение народа. Вместе с тем передвижники показали героическую борьбу народа за социальное и национальное освобождение, мудрость, красоту, силу человека труда, многообразие и поэтическое обаяние родной природы.
Своим творчеством передвижники активно участвовали в широком общедемократическом движении эпохи, в борьбе прогрессивных общественных сил против самодержавия и пережитков крепостничества в царской России. Именно поэтому передвижников поддерживала передовая часть общества.
На протяжении 70-80-х годов 19-го века творчество передвижников углублялось и совершенствовалось. Их организация крепла, приобретала все больший авторитет и популярность у широкой публики.

1. Передвижники
Передвижниками называют – творческое объединение российских художников, ярко проявившее себя в последней трети XIX в.
Участники Товарищества (передвижники) противопоставляли своё творчество представителям официального академизма. Организуя передвижные выставки в различных городах, они вели просветительскую деятельность.

1.1 Основание общества

Основание Товарищества передвижных художественных выставок было результатом общественно-политической ситуации в стране. Это была эпоха Великих реформ Александра II.
Во время его правления были проведены реформы во многих сферах жизни, в том числе и в сфере образования – произошло реформирование Императорской Академии художеств. Новым уставом Академии 1859 г. вводился ряд изменений в её работу. Но эти изменения не сразу искоренили действовавшие в Академии консервативные взгляды и подходы к творчеству. В результате 9 ноября 1863 г. 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему. Совет Академии отказал им в этом, и тогда все 14 художников покинули Академию. Это событие назвали «Бунтом четырнадцати». Вот имена этих «бунтарей»: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов.

1.2 Идеология передвижников

Деятельность передвижников основывалась на идеях народничества. Каковы были эти идеи?
Идеология народничества появилась в Российской империи в 1860-х годах и позиционировала себя как «сближение» интеллигенции с народом. Народничество не было однородным: выделяют консервативное народничество, реформистское, либерально-революционное, социально-революционное, анархистское.
Возникновению народничества способствовали противоречивые процессы модернизации и перехода российского общества середины XIX в. от феодальных к буржуазным отношениям. Народничество (идеи его существовали в Российской империи во всех видах искусства того времени) ставило своей задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством. Они считали, что именно в народной массе живут общественные и этические идеалы.
В проекте Устава передвижников провозглашалось в том числе следующее: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

1.3 Состав Товарищества передвижников

В состав передвижников в разное время входили художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, Н.Н. Дубровской, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К Саврасов, И.И. Шишкин, В.М. Максимов, К.А. Савицкий, А. М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, И.И. Левитан, В.А. Серов, А.М. Корин, А.Е. Архипов, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Н. Крамской, В.Г. Перов и другие.
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886)
Следует подчеркнуть, сто состав Товарищества не был постоянным: его покидали одни и приходили другие. Например, И.И. Левитан стал членом Товарищества в 1891 г., когда в деятельности передвижников уже закончился расцвет, приходившийся на 1870-1880 гг. А художники В. Серов, С. Иванов, М. Нестеров, С. Виноградов, А. Архипов, А. Васнецов в разное время покинули Товарищество. Прекратило свою деятельность Товарищество в 1923 г. уже в СССР.
Кроме членов Товарищества участниками передвижных выставок были художники-экспоненты: М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.П. Рябушкин и др. Экспонент – художник, не состоявший в товариществе, но участвовавший в выставке с определённым своим произведением. Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании. Число участников-экспонентов на выставках всегда было значительным.

1.4 Первая выставка

Первая выставка передвижников была открыта в Петербурге 29 ноября 1871 г. в здании Академии художеств. Были показаны работы 16 художников. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве, Харькове и других городах (всего в 12 городах). Она стала настоящим событием в культурной жизни России. Особым успехом пользовались картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». Скажем несколько слов об этих произведениях и обратим внимание на то, что все они основаны на сюжетах русской истории или русской природы.

2. Русская живопись второй половины 19 века. Творчество передвижников
Характерные для Передвижников картины отличались большой силой психологизма и социального обобщения, высоким мастерством типизации, умением через отдельные образы и сюжеты представлять целые классы и сословия. Ведущими жанрами в искусстве Передвижников были бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей, прямо утверждать демократические идеалы. Значительное развитие получили также исторический жанр и пейзаж; в картинах на евангельские сюжеты воплощались актуальные нравственно-философские проблемы.
Творчество Передвижников в период своего расцвета в 1870–90-х гг. развивалось в сторону всё более широкого охвата жизни, всё большей естественности и свободы изображения. На смену несколько скованной и суховатой манере письма тёмными красками приходят свободная, широкая манера, передача световоздушной среды с помощью светлой палитры, рефлексов, цветных теней; разнообразнее и свободнее становится композиция картины, отражавшая стремление художников к наибольшей естественности изображения, к воссозданию живой связи человека с окружающей средой, природой. В творчестве Передвижники критический реализм достиг в русском изобразительном искусстве своей кульминации. Новаторское, подлинно народное искусство Передвижники служило действенным средством демократического, общественного, нравственного и эстетического воспитания многих поколений и в конечном счёте стало важным фактором развития русского освободительного движения, помогало росту революционного сознания общества. В. И. Ленин, передовые деятели русского революционного движения и русской культуры дали высокую оценку творчеству Передвижники
Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.
Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.
Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников.
9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии художеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии и покинула Академию. Во главе бунтарей стоял Иван Николаевич Крамской (1837–1887). Они объединились в артель и стали жить коммуной. Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.
«Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору — в 60–70-е гг. XIX в.– идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценности живописи.
Передвижники обратились к правдивому, с демократических позиций изображению жизни и истории народа, родной страны, её природы. Стремясь служить своим творчеством интересам трудового народа, они прославляли его величие, силу, мудрость и красоту, а часто поднимались до беспощадного обличения его угнетателей и врагов, невыносимо тяжёлых условий его жизни. В гуманистическом искусстве Передвижники нашли решительное осуждение российские самодержавные порядки, с горячим сочувствием было показано освободительное движение русского народа.
Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834–1882). В своих произведениях Перов страстно обличает существующий строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю народа. В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство. Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. Большой известностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-родители на могиле сына». Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». Его творчество пронизано любовью к народу, стремлением осмыслить явления жизни и языком искусства правдиво рассказать о них. Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства. Его творчество как бы перекликается с поэзией Некрасова, с произведениями Островского, Тургенева.
Некоторые полотна «передвижников», писанные с натуры или под впечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянской жизни. В картине С. А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходе между богачом и бедняком. В. М. Максимов запечатлел ярость, слезы и горе семейного раздела. Торжественная праздничность крестьянского труда отражена в картине Г. Г. Мясоедова «Косцы».
Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич Крамской (1837–1887)–замечательный художник и теоретик искусства. Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». Он призывал художника быть человеком и гражданином, своим творчеством бороться за высокие общественные идеалы. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Крамской создал целую галерею замечательных портретов русских писателей, художников, общественных деятелей: Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Шишкина и других. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя, с какой бы точки он ни смотрел на полотно. Одно из наиболее сильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне».
«Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. В 1871 мастер создает ряд лучших своих работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», Нижегородский художественный музей; «Разлив Волги под Ярославлем», Русский музей), в т. ч. знаменитую картину «Грачи прилетели» (Третьяковская галерея), ставшую самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России.
Федор Александрович Васильев (1850–1873) прожил короткую жизнь. Его творчество, оборвавшееся в самом начале, обогатило отечественную живопись рядом динамичных, волнующих пейзажей. Художнику особенно удавались переходные состояния в природе: от солнца к дождю, от затишья к буре. Выдающийся талант Васильева сложился рано и мощно в картинах, впечатляющих зрителя своим психологическим драматизмом. В 1870 путешествовал по Волге вместе с И. Е. Репиным, в результате появилась картина «Вид на Волге. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги. В произведениях Васильева природа, словно откликаясь на движения человеческой души, в полном смысле психологизируется, выражая сложную гамму чувств между отчаянием, надеждой и тихой грустью. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872; обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу.
Творчество Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) тесно связано с русскими народными сказками, былинами, сюжеты которых он брал за основу своих картин. Его лучшее произведение — «Три богатыря». Перед зрителем любимые герои русского былинного эпоса — богатыри, защитники русской земли и родного народа от многочисленных врагов.
Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832–1898). Архипа Ивановича Куинджи (1841 –1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Таинственный свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей дороге,– эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его полотнах. Для ранних работ Шишкина («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
В 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея). Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Его образы, несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. Блока). В Елабуге открыт дом-музей художника.
К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова и пейзажи И.И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, ИЛ. Билибин и др.).
Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана (1860–1900). Левитан — мастер спокойных, тихих пейзажей. Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегося пейзажа. Работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».
В последние годы жизни Левитан обратил внимание на творчество французских художников-импрессионистов (Э. Мане, К. Моне, К. Писарро «Картины Левитана требуют медленного рассматривания,– писал большой знаток его творчества К. Г. Паустовский.– Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков».
На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.
Илья Ефимович Репин (1844–1930) родился в г. Чугуеве, в семье военного поселенца. Многому научился Репин также у Крамского. В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Она произвела сильное впечатление на общественность. Репин был очень разносторонним художником. И. Е. Репин был замечательным мастером во всех жанрах живописи и в каждом сказал свое новое слово. Центральная тема его творчества — жизнь народа во всех ее проявлениях. Он показал народ в труде, в борьбе, прославил борцов за свободу народа. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен. Лучшим произведением Репина в 70-е годы была картина «Бурлаки на Волге». Картина была воспринята как событие художественной жизни России, она стала символом нового направления в изобразительном искусстве.
Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика («Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»). Революционеры на его картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз и жестов. На картине «Отказ от исповеди» приговоренный к смерти словно бы нарочно спрятал руки в рукава. Художник явно сочувствовал героям своих картин.
Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др.). Репин создал целую галерею портретов ученых (Пирогова, Сеченова), писателей (Толстого, Тургенева, Гаршина), композиторов (Глинки, Мусоргского), художников (Крамского, Сурикова
Василий Иванович Суриков (1848–1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг., когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Его произведения «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы» — вершина русской и мировой исторической живописи. Величие русского народа, его красота, несгибаемая воля, его трудная и сложная судьба — вот то, что вдохновляло художника.
Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркие психологические характеристики. Кроме того, он был прекрасным колористом (мастером цвета). Достаточно вспомнить ослепительно свежий, искрящийся снег в «Боярыне Морозовой». Если же подойти к полотну поближе, снег как бы «рассыпается» на синие, голубые, розовые мазки. Этот живописный прием, когда два-три разных мазка на расстоянии сливаются и дают нужный цвет, широко использовали французские импрессионисты.
Валентин Александрович Серов (1865–1911), сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральный художник. Но славу ему принесли, прежде всего, портреты.
В 1887 г. 22-летний Серов отдыхал в Абрамцеве, подмосковной даче мецената С. И. Мамонтова. Среди его многочисленных детей молодой художник был своим человеком, участником их шумных игр. Однажды после обеда в столовой случайно задержались двое — Серов и 12-летняя Веруша Мамонтова. Они сидели за столом, на котором остались персики, и за разговором Веруша не заметила, как художник начал набрасывать ее портрет. Работа растянулась на месяц, и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой.
В начале сентября «Девочка с персиками» была закончена. Несмотря на небольшой размер, картина, написанная в розово-золотистых тонах, казалась очень «просторной». В ней было много света и воздуха. Девочка, присевшая за стол как бы на минуту и остановившая свой взор на зрителе, зачаровывала ясностью и одухотворенностью. Да и все полотно было овеяно чисто детским восприятием повседневности, когда счастье себя не сознает, а впереди — целая жизнь.
Он написал портрет своей сестры Марии Симонович («Девушка, освещенная солнцем»).
Серов стал модным портретистом. Перед ним позировали известные писатели, артисты, художники, предприниматели, аристократы, даже цари. По-видимому, не ко всем, кого он писал, лежала у него душа. Некоторые великосветские портреты, при филигранной технике исполнения, получились холодными.

Заключение

Товарищество передвижников просуществовало более 50 лет. За это время было проведено 47 передвижных выставок, география которых была очень обширной.
Реалистическое изображение жизни – главный их принцип. Собственно говоря, причиной «бунта 14» и было желание приблизить творчества к современной жизни и изображать её в своих произведениях. Чуждые русскому духу мифологические образы уже не привлекали молодёжь, которой хотелось найти свои идеалы. Для передвижников были характерны психологизм, внимание к деталям, социальная и классовая направленность, мастерство типизации. Ведущими стилями в творчестве передвижников были реализм и импрессионизм.
Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе, оно было созвучно своему времени.

Список литературы и интернет ресурсы

1.Бурова Г., Гапонова О., Румянцева В. Товарищество передвижных художественных выставок. -М., 1962.
2.И. Иванов Передвижники. М., 1961.
3. http://www.studfiles.ru/preview/1640753/
4. http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/494-peredvizhniki
Размещено на Allbest.ru

  • Сочинения
  • По картинам
  • Суриков
  • Покорение Сибири Ермаком

Покорение Сибири Ермаком

Легендарная картина, которую писал Василий Иванович Суриков почти 4 года, известна всем. Она олицетворение освобождения России от татарского хана, начавшаяся по приказу Ивана Грозного с ханом Кучумом. Главный герой казачий атаман Ермак талантливый полководец и просто мужественный человек, выступал против этого хана.

Здесь мы видим поле боя, а именно сражение Ермака и его верных казаков с кучумовцами. Наш главный герой на полотне почти не виден, так как автор выделяет не только главного персонажа, но и его всю армию. Его протянутая рука этот жест, который направляется на войско, говорит о его уверенности в победе. Очень остро и на высоком мастерстве показан пик сражения, а именно кульминация битвы. Производится обстрел из пушек и оружий татарских войск, а они тем временем отвечаю стрельбой из луков.

Вся картина оформлена в мрачных и тяжелых тонах. Это и серое небо, и коричневые воды, и скользкий берег реки. Только красный кафтан одного из бойцов оттеняет весь этот мрак. Это говорит нам о том, что казаки готовы драться не только до первой крови, но и до тех пор, пока смогут держать в руке оружие. Все полотно заполнено войной и болью от потерь, даже не видно продолжения реки, всё завалено мертвыми солдатами.

Лица солдат отражают нам чувства и мысли, которые наполнены различными эмоциями. Главное что объединяет всех это воля к победе над врагом. На картине отчетливо видны отблески блестящих орудий и выстрелы, а так же темные пятна крови. Особое значение имеют лики Христа и фигура Георгия Победоносца на знаменах, говорящие, что победа достается с Божьей помощью.

Очень грамотно художником показаны татары, которые в панике убегают с поля боя. Увидев напористых и непобедимых казаков, им остается только одно сдаваться и бежать. Этот момент дает понять зрителю, что победа близка и дает нам ее прочувствовать и прожить.

Глядя на картину, сам невольно переносишься в те минуты сражения, став их непосредственным участником. Кажется, что слышны залпы орудий, крики сражающихся, свист стрел. Потому что эта картина не только будоражит наши чувства, но и мысли. На особом уровне начинаешь понимать героизм наших предков, как они боролись за родные земли, как умирали и побеждали. Ведь никто и никогда нам не расскажет о подвигах наших дедов как произведения искусных  мастеров своего дела.

Вариант 2

Картина написана за пять лет до конца девятнадцатого века и, как само событие, стала одной из многих славных отеческих страниц истории. Ключевую роль в этом сыграл талантливый и известный полководец. Великий, отважный и мужественный, Ермак Тимофеевич.

Для своей работы художником был выбран батальный жанр, чтобы полней и ярче рассказать о вечности подвига русских казаков и отобразить силу духа воинствующих.

Бесчисленная рать сибирского хана Кучума была поставлена в противовес казачьему войску. По всем канонам избранного жанра окончание битвы зрителю очевидно, несмотря на то, что бой только завязался. Казачье войско, вознеся над собой христианские знамёна в подмогу победе в сражении, подвигаемые Ермаком, выглядят грозно и рьяно.

Противник представляет собой неизмеримую людскую массу, из которой возможно разглядеть лишь несколько человек. Уверенность и отвага казаков, охваченные злобой, но растерянные сибиряки. И это только один из множества образов, отображённых на картине.

Всё выглядит довольно уныло и серо из-за использования автором большого количества серого и коричневого цвета в основе картины. Но это позволяет отметить людей, одетых в красное, как например, человека в центре. Красная одежда позволяет не замечать на себе яркие пятна крови, сбивающие с толку и, умеряющие пыл во время битвы. Такие мужики выражают своё намерение драться до последнего издыхания, если закончится порох, в дело пойдёт сабля, если нечем будет сечь, то в ход пойдёт топор. И так до рукопашного боя, который, кстати, и происходит на заднем плане.

Вдали виднеется крепость хана, находящаяся в неминуемой опасности.

Хлопки оружейных выстрелов оглушают наблюдателей, пороховые газы наполняют прибрежный воздух и сжимают лёгкие своей резкостью, а эхо выстрелов заглушает крик людей, участвующих в битве. Зритель видит и слышит насколько сильно желание победы.

Описание настроения картины Покорение Сибири Ермаком

Чувства картины Покорение Сибири Ермаком

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Кот ученый Мавриной

    Первое впечатление, которое я получила от увиденного кота – это заинтересованность. Картина достаточно яркая и веселая. В самом названии упомянуто, что животное ученое и, следовательно, художница изобразила его именно так

  • Сочинение по картине Возвращение блудного сына Рембрандта эссе 6, 7, 9, 11 класс

    Многие европейские художники писали картину на религиозную тематику. На Руси больше было принято писать иконы и религиозных картин не так много, так как они относятся все-таки больше к искусству, а не к религии

  • Репин

    Известный на весь мир художник Илья Репин первые шаги по творческому пути уже начал в 13 лет. После оттачивал своё мастерство в академии художеств, которая возродила в душе Репина героизм революционного движения

  • Сочинение по картине Мика Морозов Серова 4 класс

    Серов Валентин Александрович, был превосходным мастером живописи. Его работы вызывали бурю эмоций у зрителя. Совсем недавно, я нашла работу Серова под названием «Мика Морозов».

  • Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс

    Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. Боярыня не приняла нового крещения тремя перстами, и ее везут в острог.

На чтение 6 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Инициатива

Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьевым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений.

Процесс

Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по ее притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были остаться зимовать (Ремезовская летопись). Во время зимовки, согласно книге Режевские сокровища, Ермак отправил отряд сподвижников разведать более южный путь по реке Нейва. Но татарский мурза разгромил разведывательный отряд Ермака. На месте, где жил тот мурза, ныне находится знаменитое своими самоцветами село Мурзинка.

Лишь весной 1582 года, по рекам Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру. Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула, с большим войском, но 1 августа и это войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец, на Иртыше, под Чувашевым, казаки нанесли окончательное поражение татарам в битве при Чувашевом мысу. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи.

96cb93764385c3465a900191dee65573.jpg

Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». (wikipedia.org)

26 октября 1582 года Ермак вступил в покинутый татарами город Сибирь (Кашлык). Через четыре дня ханты с р. Демьянка, правого притока нижнего Иртыша, привезли в дар завоевателям пушнину и съестные припасы, главным образом рыбу. Ермак «лаской и приветом» встретил их и отпустил «с честью». За хантами потянулись с дарами местные татары, бежавшие ранее от русских. Ермак принял их так же ласково, позволил вернуться в свои селения и обещал защищать от врагов, в первую очередь от Кучума. Затем стали являться с пушниной и продовольствием ханты из левобережных районов — с рек Конда и Тавда. Всех являвшихся к нему Ермак облагал ежегодной обязательной податью — ясаком. С «лучших людей» (племенной верхушки) Ермак брал «шерть», то есть присягу в том, что их «народец» будет своевременно платить ясак. После этого они рассматривались как подданные русского царя.

Ермак Тимофеевич

Казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства, русский народный герой. 1 сентября 1581 года дружина казаков под главным начальством Ермака выступила в поход за Каменный Пояс (Урал) из Нижнего Чусовского Городка. По другой версии, предложенной историком Р. Г. Скрынниковым, поход Ермака, Ивана Кольцо и Никиты Пана в Сибирь датируется следующим — 1582 годом, так как мир с Речью Посполитой был заключен в январе 1582 года, а в конце 1581 года Ермак все еще воевал с литовцами.

Хан Кучум

Хан Кучум из рода Шейбанидов был родственником правившего в Бухаре хана Абдуллы, и, по-видимому, являлся этническим узбеком. В 1555 году сибирский хан Едигер из рода Тайбугинов, услышав о завоевании Россией Казани и Астрахани, добровольно согласился принять российское подданство и выплачивать русскому царю Ивану IV небольшую дань. Но в 1563 году Кучум совершил переворот, убив Едигера и его брата Бекбулата. Захватив власть в Кашлыке, Кучум первые годы вел ловкую дипломатическую игру с Москвой, обещая подчиниться, но при этом всячески затягивая выплату дани. Согласно Ремезовской летописи, составленной в конце XVII века Семеном Ремезовым, Кучум устанавливал свою власть в Западной Сибири с крайней жестокостью. Это обусловило ненадежность отрядов вогулов (манси), остяков (хантов) и пр. коренных народов, насильно собранных им в 1582 году для отражения казацкого вторжения.

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» – это полотно российского художника Василия Сурикова. В основе сюжета – важнейшая битва между войском казака Ермака и армией хана Кучума, которое состоялось в 1582 году. Эта масштабная картина оказалась важнейшим экспонатом на выставке передвижников, так что ее приобрел сам Николай II. Позже он передал холст в Русский музей, там его можно увидеть и сегодня.

История создания

Идея создания картины появилась у Сурикова в 1889, но реализовывать он ее начал лишь спустя два года. Василий рассказывал, что примерную концепцию работы он придумал до того, как детально ознакомился с реальными историческими событиями.

Учитывая огромные размеры картины, неудивительно, что живописцу пришлось переехать из своего жилья, где он проживал раньше, в квартиру большей площади. В конце 1892 года ему пришлось сделать перерыв в работе, чтобы подготовить к экспозиции работу «Исцеление слепорожденного», но в первые месяцы 1894 он снова «принялся» за Ермака.

Художник долго не мог отыскать подходящую гамму цветов – если на первых эскизах больше голубого и желтого оттенков. Только со временем выбор был сделан в пользу более мрачных оттенков. Фигура Ермака также постепенно «вырисовывается» в толпе казаков – на первых эскизах его закрывали другие герои, но их пришлось отодвинуть на задний план.

Сюжет картины

На полотне изображена многолюдная и эпическая сцена российской экспансии в Сибири. Ермака мы знаем как атамана казаков, который, по приказу Ивана Грозного, начал воевать против хана Кучума. В 1581 году Ермак собрал войско из тысячи пятисот воинов, организовал нападение на татар и одержал победу в битве.

На картине зритель видит кульминационный момент битвы – татар обстреливают из пушек и пищалей, они, в свою очередь, пускают стрелы из лука. Битва происходит на реке, которая изображена только на переднем плане, дальше ее закрывают человеческие тела. В тот период водоемы считались главными ориентирами и своеобразными дорогами.

Хотя на полотне изображены толпы людей, оно смотрится гармонично и естественно. Работа условно делится на две части: в правой части располагаются татары, а в левой – казаки. Максимально точно автор передал одежду, оружие и другие военные атрибуты того времени.

На казацких знаменах мы видим образы Христа и Георгия Победоносца, то подчеркивает их идейную правоту и божью помощь. На татарской стороне изображены шаманы, исполняющие обряды язычников. Казаки выглядят уверенными в себе и напористыми. Татары, наоборот, кажутся растерянными и проигравшими. На их лицах только испуг и паника.

Используемые источники:

  • https://diletant.media/articles/45294037/
  • https://artrue.ru/galleries/today/kartina-pokorenie-sibiri-ermakom-timofeevichem-vasiliya-surikova.html

Художник писал картину 4 года. Тема картины – начало освобождения России от татаро-монгольского владычества. По приказу царя Ивана Грозного казачий атаман Ермак отправился расширять границы и отвоевать у хана Кучума Сибирь.

На картине изображен момент атаки казаков на татар. Дело происходит на мелководье. Одни казаки сидят в лодках, самые нетерпеливые стоят по колено в воде и стреляют. Казаки настроены решительно – прижали татар к высокому берегу и добивают. Русских не остановило то обстоятельство, что из воды атаковать сложнее. Это завершающий момент битвы.

Картина выполнена в тёмных тонах. Нет ни солнца, на сером небе повисли свинцовые тучи. И вода в реке серая, холодная. И серый берег. И одежда у казаков серого, зелёного, коричневого цветов. Не на парад же собрались – такая одежда практичная и немаркая. Только у одного из них красный кафтан. Татары отчаянно сопротивляются, но у них нет шансов – они прижаты к высокому берегу.

И даже конница на берегу их не спасёт. Тем более, что она удаляется с поля боя. В воде она будет бессмысленна. Казаки просто расстреляют и людей, и лошадей из ружий. Итак, уже весь берег завален мертвыми людьми. Конница устремляется к стоящей на берегу крепости – видны высокие сторожевые башни.

У казаков огнестрельное оружие, на боку у каждого сабля, сзади топор. У татар луки и стрелы. Над казаками развеваются знамёна с изображением Христа и Георгия Победоносца. Это значит – « с нами Бог и небесная сила». У татар нет ни знамён, ни стягов. Они не знают, что это такое.

Ближняя к нам лодка с казаками, которая находится в левом нижнем углу картины. Всё чётко прописано – одежда, амуниция, даже видно выражение лица казаков. Художник изобразил, как старательно они прицеливаются, и пули летят точно в цель. Когда кончатся пули, в ход пойдут сабли и топоры. А если дело дойдёт до рукопашной схватки, то у татар нет шансов. Русские дерутся до последнего вздоха, казаки подобрались сильные не только телом, но и духом. И настроены решительно.

Казак в центре картины, указывающий рукой вперёд, и есть атаман Ермак. Это крупный мужчина. На голове железный шлем в виде луковки, как у древних русских витязей. Вокруг него сгрудились его казаки. Он руководит боем. Видно, что победа по праву достанется казакам.

2 вариант сочинения

Василий Иванович Суриков писал данную картину в течение четырёх лет. Полотно художника достаточно быстро завоевало интерес публики. Данное произведение описывает освобождение Сибири русским атаманом Ермаком. Событие, изображённое на картине, имеет очень большое значение для российской истории.

Данный исторический момент очень близок для художника, так как Василий Иванович родился в Красноярске. Сибирь – родной край автора произведения.

Ермак – полководец, храбрый и мужественный воин, известный атаман русской армии. Во время событий, разворачивающихся на картине, правил Иван Грозный, именно он издал указ о завоевании Сибири. Тогда на территории этих земель жили монголо-татары, которые постоянно совершали набеги на наши земли. Правителем монголо-татар был хан Кучум. Постоянные набеги неприятелей раздражали российского царя. Он хотел, как можно быстрее покончить с ними.

Перед нами предстаёт поле боя, действия происходят на реке. Два войска переплавляется на лодках и выходит лоб в лоб. Русское войско вооружено огнестрельным оружием, в отличие от монголо-татар, которые вооружены только луком для стрельбы. Силы неравны. Ермак уверенно и твёрдо движется вперёд. Художник не выделяет полководца, внимание зрителя направляется на всю армию. Через это автор хочет сделать акцент на духе единства и патриотизма русского народа, который всегда действует сообща. Ермак уверенно протягивает руку вперёд, что свидетельствует о его уверенности в победе над врагом. Василий Иванович изобразил развязку, кульминацию битвы.

Русский народ стремительно продвигается вперёд, его ничто не останавливает. Стоит обратить внимания на суровые и смелые лица воинов. Они идут напролом, русские бойцы уверены в победе. Выстрелы луков соперника только веселят русских солдат. Однако, выстрелы из русских орудий сражают неприятеля. Русские отомстят за каждый набег, каждого убитого и раненого бойца. Стоит обратить внимание, что русские всегда идут на войну со знамёнами и иконами, это подтверждает то, что русский народ всегда полагается на Божественную помощь.

Если всматриваться в сторону монголо-татарских войск, можно увидеть, что воины стремительно приближаются. На горе виднеются всадники, которые стремятся к месту боевых действий. Но в конечном итоге монголо-татары оказываются прижаты к собственному городу. Они не успевают переплавиться, их быстро встречают русские войска.

8 класс

`

Покорение Сибири Ермаком

Популярные сочинения

  • Сочинение Хлебников в произведении Поединок Куприна (образ и характеристика)

    Повесть «Поединок» Александра Ивановича Куприна стала одним из самых великих произведений автора, сделавшее его знаменитым за одну ночь. В ней говорится о конфликте главного героя

  • Сочинение по картине Среди волн Айвазовского (описание картины)

    Море занимает одну из самых высоких позиций в творчестве большого количества всемирно известных художников. Картины, на которых изображено море зачастую напоминают простому зрителю о приятных событиях в его жизни

  • Сочинение Почему человек должен быть добрым?

    Человек должен быть добрым и совершать хорошие поступки, потому что нужно оставить после себя приятные воспоминания в этом мире. Люди, которые ведут себя недостойно, не могут быть счастливыми по жизни.

  • Сочинение по картине поленова золотая осень 3 класс примеры сочинений детей
  • Сочинение по картине пластова первый снег 9 класс 150 слов
  • Сочинение по картине пластова первый снег 4 класс кратко своими словами по плану
  • Сочинение по картине пластова сенокос 6 класс кратко
  • Сочинение по картине пластова первый снег для 4 класса по русскому языку