Сочинение по картине пластова первый снег 4 класс школа россии презентация

Презентация на тему: сочинение по картине а.а. пластова первый снег скачать эту презентацию скачать эту презентацию слайда 1


Презентация на тему: Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Сочинение по картине пластова первый снег 4 класс школа россии презентация

№ слайда 2
Сочинение по картине пластова первый снег 4 класс школа россии презентация

№ слайда 3
Сочинение по картине пластова первый снег 4 класс школа россии презентация

№ слайда 4
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972 гг.), выдающийся русский живописец. Он

Описание слайда:

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972 гг.), выдающийся русский живописец. Он написал жанровые картины, портреты, пейзажи, картины проникнутые глубокой любовью к родной природе, к деревне и её людям.

№ слайда 5
Портрет Н. А. Пластова

Описание слайда:

Портрет Н. А. Пластова

№ слайда 6
Аркадий Александрович Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области.

Описание слайда:

Аркадий Александрович Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области. С детских лет любил рисовать. Он закончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно.

№ слайда 7
Жатва.1945

Описание слайда:

Жатва.1945

№ слайда 8
Он любил детей и деревню. Подолгу жил и работал в родной Прислонихе. Любимые гер

Описание слайда:

Он любил детей и деревню. Подолгу жил и работал в родной Прислонихе. Любимые герои Пластова — деревенские ребятишки. Они присутствуют почти всегда в его картинах: «Первый снег», «Витя — подпасок», «Летом (1945)», «Ужин тракториста», «Сенокос».

№ слайда 9
А. А. Пластов в лесу около Прислонихи. Конец 1960-х гг.

Описание слайда:

А. А. Пластов в лесу около Прислонихи. Конец 1960-х гг.

№ слайда 10
Пейзаж - рисунок, картина, изображающая природу, вид. Пейзажист - художник, спец

Описание слайда:

Пейзаж — рисунок, картина, изображающая природу, вид. Пейзажист — художник, специалист по пейзажам. Эпиграф — изречение, краткая цитата, пословица, помещённая автором перед всем произведение или отдельной частью его, с целью отметить его основную идею, смысл, отношение к нему автора. Живопись — изобразительное искусство — создание художественных образов с помощью красок. Живописец — художник, занимающийся живописью. Палисадник — небольшой, огороженный садик, цветник перед домом.

№ слайда 11
Первый снег. 1947

Описание слайда:

Первый снег. 1947

№ слайда 12
Прочитайте слова: первый и последний. - Прислушайтесь к себе: какие чувства вызы

Описание слайда:

Прочитайте слова: первый и последний. — Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? — С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

№ слайда 13
 Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г. Паустовский: “Снег сыпался, как стек

Описание слайда:

 Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г. Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”. Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.   Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?

№ слайда 14
А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Первый снег”: …Зимним холодом пахнуло

Описание слайда:

А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Первый снег”: …Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло.

№ слайда 15
Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирич

Описание слайда:

Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

№ слайда 16
- Какое время года изобразил художник? - Почему вы догадались, что это именно на

Описание слайда:

— Какое время года изобразил художник? — Почему вы догадались, что это именно начало зимы? — Какое время суток изображено? Как вы догадались? — Кого изобразил художник на переднем плане? — Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своей избы? — Почему девочка закинула голову и смотрит вверх? — Что выражает её лицо? — Чему она радуется? — Мальчик вышел посмотреть только на первый снег или решил что-нибудь сделать? — Что особенно удивляет и радует детей? — Только ли дети рады снегу?

№ слайда 17
- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам

Описание слайда:

— Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? Почему их удивляет первый снег — Что еще показывает художник на переднем плане? Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? — Какое настроение создаёт картина у тебя? — Какие строчки из отрывков стихотворений можно вспомнить, глядя на эту картину? — Как изменились улица, крыши домов, палисадник, деревья? — Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется?

№ слайда 18
 Выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей

Описание слайда:

 Выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей. радость восторг волнение удивление восхищение беспокойство испуг грусть интерес

№ слайда 19
- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? - А какой цвет

Описание слайда:

— Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? — А какой цвет здесь главный и почему? — Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? — Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано?

№ слайда 20
Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие де

Описание слайда:

Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега. снег Как стеклянный дождь Укрыл землю   Очень к лицу земле Порошил   Как чистые капли воды Щекотал лицо   Белая скатерть полей Кружился   Лебяжий пух земли Порхал   Робкий и тихий Танцевал   Пушистый и мохнатый Опускался большими хлопьями

№ слайда 21
- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими,

Описание слайда:

— Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут. — Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? — Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске.

№ слайда 22
О чём надо написать во вступлении? - О чём мы должны написать в основной части?

Описание слайда:

О чём надо написать во вступлении? — О чём мы должны написать в основной части? — Каким может быть заключение?

№ слайда 23
1.Первый день зимы. 2.Радость детей. 3.Цвет и настроение картины. 4.Мое отношени

Описание слайда:

1.Первый день зимы. 2.Радость детей. 3.Цвет и настроение картины. 4.Мое отношение к картине.

№ слайда 24
уд…вились восторг выгл…нул уд…вление выск…чила пиджак улыбаются палисадник нахло

Описание слайда:

уд…вились восторг выгл…нул уд…вление выск…чила пиджак улыбаются палисадник нахлобучил шагающая стр…кочет обычная уст…лает будничная сочетает нарядная

№ слайда 25
Снег: как стеклянный дождь, очень к лицу земле, робкий и тихий, пушистый и мохна

Описание слайда:

Снег: как стеклянный дождь, очень к лицу земле, робкий и тихий, пушистый и мохнатый, укрыл землю, кружится, порхает, падает большими хлопьями.

№ слайда 26
Девочка: в бело-розовом платьице; тапочки, отороченные тёмным мехом; без пальто

Описание слайда:

Девочка: в бело-розовом платьице; тапочки, отороченные тёмным мехом; без пальто выбежала на крыльцо; с удивлением наблюдает; восхищённо смотрит; завороженная снегом.

№ слайда 27
Мальчик: в пальто с меховым воротником; на голове - шапка-ушанка; мечтает поката

Описание слайда:

Мальчик: в пальто с меховым воротником; на голове — шапка-ушанка; мечтает покататься на санках.

№ слайда 28
Берёза: старая; могучая; с белым стволом; ветки у берёзы гибкие, длинные, раскид

Описание слайда:

Берёза: старая; могучая; с белым стволом; ветки у берёзы гибкие, длинные, раскидистые.

№ слайда 29
Настроение детей: радость, восторг, восхищение, интерес. Тона картины: светлые,

Описание слайда:

Настроение детей: радость, восторг, восхищение, интерес. Тона картины: светлые, тёплые, розоватые, лиловые, бледно-голубые, серовато-розовый фон.

№ слайда 30
Сочинение по картине пластова первый снег 4 класс школа россии презентация

№ слайда 31
Снег пушистый, серебристый Мягким стелется ковром, И снежинки, как пушинки, Вьют

Описание слайда:

Снег пушистый, серебристый Мягким стелется ковром, И снежинки, как пушинки, Вьются весело кругом. Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились: за одну ночь все вокруг побелело. Выбежала на крыльцо девочка с младшим братом. Девочка не успела даже одеться: накинула на голову большой теплый платок и в одном легком платье выскочила из избы. Ноги успела сунуть в валенки. Она, закинув голову, смотрит на падающий снежок. Восторг и удивление выражает ее лицо. Глаза весело улыбаются, блестят от радости. Ее брат оделся потеплее: в черный пиджак, на голову нахлобучил шапку. Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши деревенских изб. Он тоже доволен первым снегом. Рядом, в палисаднике, растет старая береза. Она стала пушистой и красивой. Тут же растет мелкий куст. Снег засыпал его нижние ветки и прижал к земле. За углом избы видна часть деревенской улицы. Вдалеке человек с санями, он тоже остановился полюбоваться снежными укрытиями. Лишь у забора осталась небольшая проталина, рядом с которой ходила серо-черная ворона, тоже радуясь снегу. Радостные, удивленные и счастливые дети смотрели на чудесную картину. Дети были рады зиме. В своей картине художник сочетает белые, серые и коричневые краски. Этим Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Картину написал человек, который любит родную природу.

№ слайда 32
С неба падают снежинки, словно белые пушинки, Покрывая все кругом мягким бархатн

Описание слайда:

С неба падают снежинки, словно белые пушинки, Покрывая все кругом мягким бархатным ковром.   Раннее утро. В комнате необыкновенно светло. Дети проснулись и увидели, что за окном все белым-бело. Оказывается, ночью выпал первый снег. Он покрыл тонким слоем и дома, и заборы, и землю. Радостные и счастливые брат и сестра выбежали на крыльцо. Мальчик надел валенки, шапку-ушанку, шубу и собрался погулять. Он давно с нетерпением ожидал прихода зимы. Сестра же выбежала в платье, успела накинуть на голову только платок. На ее лице радостная улыбка. Она подняла голову и долго любовалась пушистым и мохнатым снегом, устилающим землю. Береза, вчера еще голая и прозрачная, сейчас стояла пушистая и красивая. Ворона спокойно и важно шагает по снегу. Она ищет себе корм. Как волшебно изменилась природа от первого снега! Главный цвет картины розовый. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, праздник первого снега. Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувства радости при виде первого снега.

№ слайда 33
А.А.Пластов на картине "Первый снег" изобразил начало зимы. Картина передаёт тот

Описание слайда:

А.А.Пластов на картине «Первый снег» изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко ложатся в танце первые снежинки. Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились, за одну ночь всё вокруг побелело. Выбежала на крыльцо девочка с младшим братом. Она не успела даже одеться: накинула на голову большой тёплый платок и в одном лёгком платьице выскочила из избы. Только ноги успела сунуть в чёрные валенки. Вытянулась в струнку и, закинув голову, смотрит на падающий снежок. Восторг и удивление выражает её лицо. Глаза весело улыбаются, блестят — счастлива, что дождалась первого снега. Её брат оделся потеплее: в чёрный пиджак, на голову нахлобучил шапку. Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши деревенских изб. Он тоже доволен первым снегом. Рядом в палисаднике, растёт старая берёза. На берёзу успела прилететь и сесть сорока. Она торопливо стрекочет на ворону, спокойно и важно шагающую по снегу. Тут же, в палисаднике, растёт мелкий кустарник. Снег засыпал его нижние ветки и прижал к земле. За углом избы видна часть деревенской улицы. На улице появился второй мальчик. Он тоже вышел посмотреть на первый снег. Небо серое, покрыто тучами. Ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу, он кое-где тут же тает. В своей картине художник сочетает белые, серые, коричневые краски. Этим Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Глядя на картину, мы ощущаем прелесть первого снега.

№ слайда 34
Ресурсы интернета; http://festival.1september.ru/articles/312038 http://festival

Описание слайда:

Ресурсы интернета; http://festival.1september.ru/articles/312038 http://festival.1september.ru/articles/587069

Русский язык 4 класс
УМК «Школа России»

Развитие речи.

Сочинение – описание по картине

А.А.Пластова «Первый снег».

Учитель начальных классов

МОУ « Пушкинская СОШ»

Калининского района Тверской области

Трифонова Г.Н.

2020г.


Цель:

  • развивать художественную речь учащихся;
  • учить описывать изображённое на картине;
  • активизировать лексику учащихся по данной теме;
  • расширить кругозор учащихся – познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова.

Сижу правильно,

пишу красиво!

С.92 упр.161

(1893-1972)

Аркадий Александрович Пластов

Советский, российский художник-

Народный художник СССР (1962г.).

Лауреат Ленинской премии(1966г.) и Сталинской премии первой степени (1946г.)

Слово об авторе

.
А.А.Пластов — сын крестьянина-иконописца. Любовь к
рисованию проявилась у него с самого раннего детства. А
когда мальчику исполнилось 15 лет, он даже дал себе
клятву: «Быть только живописцем и никем более».
Художник Пластов создал множество ярких картин,
написанных в бытовом жанре. Сюжеты для них он брал из
деревенской жизни, которая была ему так близка и
знакома.
Деревне Пластов посвятил много своих произведений.
Среди них и картина «Первый снег». Его полотна
отличаются живым, непосредственным видением мира,
глубоким пониманием русского характера. Серьёзность и
добросовестность в работе, юношеская влюблённость в
каждую деталь родной природы – вот что поражает в
произведениях этого мастера. Лирическое звучание его
картинам придаёт изображение детей.

Прежде чем приступать к
Прежде чем приступать к
написанию сочинения, соберите
материал. Краткие записи, которые
вы сделаете при внимательном
рассмотрении картины, помогут
вам при создании текста сочинения.
снег
мальчик
небо
девочка
лошадь
берёза
тона картины
настроение детей
Материал к сочинению
Снег: белый, чистый, пуш стый, падает мохнатыми
хлопьями, надел меховые ша ки (на)крыш_ д мов,
укутал всю землю белоснежным ковром, медленно круж тся
(в)воздухе, как стая белых мошек .

Девочка: в бело-розовом платьице; большие чёрные валенки;
без п льто выб жала на крыльцо; с уд влением наблюдает;
восхищённо смотрит; завор ж нно смотрит на сне ;
лё кий пл ток.

Мальчик:(в) чёрный пиджак; на голову нахлобучил
шапку-ушанку; одет по — зимнему;мечтает покатат ся на
санках.

Берёза: старая; могучая; с белым ств лом; ветки у б рёзы
ги кие, длинные, раскидистые.

В_р_на: спокойная; важная; шагающая по снегу.

Материал к сочинению

Настроение детей: радость,

восторг, волнение, беспокойство,

испуг,восхищение,грусть,интерес,

удивление.

Тона картины: светлые, тёплые,

розоватые, лиловые , бледно-голубые, серовато-розовый фон.

Материал к сочинению

Передний план

Крыльцо, ещё не полностью засыпанное снегом; мальчик и девочка(брат и сестра); раскидистая берёза.

Описание девочки

Заворожено смотрит на снег; лёгкий платок; нежно-розовое платье , домашние тапочки, отороченные мехом

Описание мальчика

Одет по-зимнему; давно наблюдает за снегом; пальто с меховым воротником.

Задний план

Деревенская улица , лошадь , человек , крыши домов покрыты снегом.

Снег

Стеклянный дождь; очень к лицу земле, пушистый, кружится, порхает, как стая белых мошек, чистый, приятный.

План

  • Первый снег глазами художника.

  • 2. Первый день зимы.
    3. Радость детей.

    4. Цвет и настроение картины.
    5. Моё отношение к картине.

I. Вступительная часть.

II. Основная часть.

III. Заключительная часть.

(Приложение)
Вступление.

  • На картине (полотне, холсте, рисунке) мы видим…
  • Художник на своём полотне изобразил (написал, отразил, показал)…
  • Внимательно посмотрим на картину (полотно, холст, рисунок)…
  • Основная часть.

  • Рассмотрим картину…
  • Наше внимание привлекает…
  • На первом плане картины изображено…
  • На втором плане мы видим…
  • Задний план картины представляет собой…
  • Нужно ещё добавить…
  • Заключение

  • Завершая описание, хочется отметить, что…
  • И последнее, что хочется отметить…

План:

1. Первый снег глазами художника.
2. Первый день зимы.
3. Радость детей.
4. Цвет и настроение картины.

5. Моё отношение к картине.

Снег:

белый, пушистый, падает мохнатыми хлопьями, надел меховые шапки на крыши домов, укутал всю землю белоснежным ковром, медленно кружится в воздухе, как стая белых мошек, чистый.

Девочка:

в бело-розовом платьице; большие чёрные валенки; без пальто выбежала на крыльцо; с удивлением наблюдает; восхищённо смотрит; заворожённо смотрит на снег; лёгкий платок.

Мальчик:

в чёрный пиджак; на голову нахлобучил шапку-ушанку; одет по-зимнему; мечтает покататься на санках; давно наблюдает.

Берёза:

старая; могучая; с белым стволом; ветки у берёзы гибкие, длинные, раскидистые.

Ворона

; спокойная; важная; шагающая по снегу.

Настроение детей:

радость, восторг, восхищение, интерес.

Тона картины:

светлые, тёплые, розоватые, лиловые, бледно-голубые, серовато-розовый фон.

удачи

При создании презентации были использованы интернет
ресурсы:

www.shkola-abv.ru

infourok.ru
proshkolu.ru
методическое пособие Л.Л.Страховой « Сочинение по картине
для младших школьников»
Спасибо за внимание!

Цели:

  • формировать умение составлять связный рассказ
    по картине, совершенствовать умение отбирать
    нужные для описания слова;
  • развивать внимание, наблюдательность, умение
    “читать” картину как произведение искусства;
  • воспитывать любовь к красоте родной природы в
    зимнее время;
  • соблюдать двигательный режим и гигиену письма.

Подготовительная работа:

  • Экскурсия в зимний лес, наблюдение за первым
    снегом из окна класса,

Наблюдение учащихся за снегом, небом,
поведением птиц, деревьями в начале зимы.

  • Подбор учащимися стихотворений о первом снеге.
  • Задание по развитию речи: подбор слов и
    выражений о снеге, о земле, о небе.
  • Найти материал о художнике А.А. Пластове
    (индивидуальное задание)
  • Фотографирование учащимися родного посёлка в
    зимнее время (для презентации).

Оборудование: экран, ПК, проектор,
презентация к уроку, карточки с рядами слов и
выражений, образцы примерных сочинений для
слабоуспевающих учащихся.

Ход урока

  1. Сообщение темы и цели урока (Приложение
    1 — слайд № 2,3).
  2. Добавляю:

    Цель для каждого – написать сочинение
    по картине А. Пластова “Первый снег”.

  3. Вступительная беседа. Подготовка учащихся к
    восприятию картины.
  4. — Какое сейчас время года?

    — Когда выпал первый снег?

    — Какое у вас было настроение?

    (Дети: хотелось побыстрее выбежать на
    улицу; потрогать первый снег; полюбоваться на
    падающий снег и т. д.)

    — Как падает первый снег?

    (Дети: тихо, медленно, плавно, большими
    хлопьями, как – будто опустилась мгла, “как в
    тумане”).

    ВЫВОД: Ребята, у людей творческих
    профессий первый снег вызывал особенные чувства,
    подъём творческого настроения, желание творить.
    Композиторы писали музыку, поэты сочиняли стихи,
    а художники писали картины. Получались настоящие
    произведения искусства.

    III. Чтение лирических произведений о
    первом снеге в сопровождении слайдов.

    (слайды “Родной посёлок зимой”)

    (Читают учащиеся)

    Белый снег, пушистый
    В воздухе кружится
    И на землю тихо.
    Падает, ложится
    И под утро снегом
    Поле забелело,
    Точно пеленою
    Всё его одело. (И. Суриков. Приложение 1 — слайд № 4)

    И всю ночь, и день напролёт
    Кружит в белом “невеста”.
    Где весёлый мой хоровод?
    И весь день, и всю ночь напролёт.
    Над Россией снег идёт. (Приложение 1 — слайд № 5)

    Чародейкою зимою
    Околдован лес стоит –
    И под снежной бахромою
    Неподвижною, немою
    Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев. Приложение 1
    -слайд № 6)

    Чудная картина.
    Как ты мне родна:
    Белая равнина,
    Тёмная луна.
    Свет небес высокий
    И блестящий снег… (А. Фет. Приложение 1 — слайд №7)

    (Читает учитель)
    Снег идёт, снег идёт
    К белым звёздочкам в тумане…
    Мело, мело по всей земле
    Во все пределы… (Пастернак)

    IV.Показ картины. Любование картиной.

    1. Рассказ о художнике А.А. Пластове учащимся
      (приложение 1 — слайд № 8).
    2. * * *

      Аркадий Александрович Пластов родился
      в 1893 году. Почти всю жизнь провёл в деревне среди
      крестьян, труду и жизни которых и посвятил своё
      искусство.

      Детство прошло в деревне Прислониха. Своё
      название деревня получила, видимо, оттого, что
      издали, кажется. Будто дома прислонились к лесу и
      к холму. Вместе с другими ребятишками детство
      прошло в играх, в участии в деревенских работах в
      поле. Одно выделяло его – огромное пристрастие к
      рисованию. Это не случайно, т.к. Пластовы из рода в
      род занимались расписыванием икон и церквей.

      В 1946 году А. Пластов создал картину
      “Первый снег”. Имя великого художника А.А.
      Пластова занимает достойное место среди великих
      русских художников. Картины замечательного
      художника размещены в Третьяковской галерее.

    3. Описание картины учителем (Приложение 1 -слайд №
      9).
    4. Учитель:

      — Падает первый снег. На переднем плане
      картины изображены двое деревенских ребят.
      Девчушка в розовом платье, в накинутом наспех на
      голову в тёплом платке, и её младший братишка.
      Выбежали на крыльцо, чтобы порадоваться приходу
      зимы. С восторженной улыбкой девочка подняла
      лицо навстречу летящим снежинкам. Всё кругом
      принимает новый вид: земля, избы деревья
      постепенно укрываются пушистым белым
      покрывалом. Нет ещё ни одной натоптанной дорожки,
      ни одного оставленного следа. Снег чистый,
      нетронутый. Только невдалеке серым пятном
      темнеет на нём ворона. Формат картины
      вертикальный. Это не случайно! Художник хотел
      усилить впечатление от безграничности неба, снег
      идёт по всей земле.

      Сколько бы ни прожил человек на свете,
      его всегда приводят в волнение первые цветы,
      первые ягоды, первый гром, первая гроза, первый
      снег. И для маленького, и для взрослого человека
      это всегда становится поэтическим событием. Вот
      о чём рассказывает нам картина А.А. Пластова
      “Первый снег”.

      (Во время рассказывания учащиеся
      делают необходимые пометки в черновиках.)

      ВЫВОД: Картина А. Пластова “Первый
      снег” — настоящее произведение искусств.

    5. Составление плана сочинения (Приложение 1 —
      слайд № 10).

    Первый снег.

    План.

      1. Выпал первый снег.
      2. Радость деревенских детей.
      3. Моё отношение к картине.

    (Моё настроение при наблюдении.)

    (Учащиеся выбирают 3 пункт для себя
    индивидуально. По желанию составляют свой план.)

    1. Речевая подготовка – составление словесных
      рядов слов и выражений
    2. (Приложение 1 — слайд № 11).

      (учащиеся при подготовке сочинения уже
      составили ряды слов)

      СНЕГ

      НЕБО

      ЗЕМЛЯ

      белый

      спокойное

      укрыта снегом

      чистый

      лёгкое

      припорошена

      пушистый

      далёкое

      наряд к лицу земле

      лёгкий

      светлое

      принарядилась словно невеста

      нетронутый

      ясное

      снежное покрывало

      загадочный

      пасмурное

      белая скатерть

      недолговечный

      тёмное

      белым — бело

      мохнатый

      необыкновенное

      сказочно красивая

      долгожданный

      глубокое

      великолепный наряд

      искристый

      укуталась пуховым одеялом

       

      тихий

      принакрылась снегом

       

      спокойный

         

      блестящий

         

      переливающийся

         

      (Данный материал распечатан на
      карточках
      и выдаётся слабоуспевающим учащимся
      во время работы над сочинением и все учащиеся по
      необходимости пользуются им.)

    3. Рассматривание вариантов работы над сочинением
      (Приложение 1 — слайд № 12).
    4. — Ребята, давайте подумаем: от чьего
      имени можно написать сочинение?

      (Дети: от имени автора, от себя, от лица девочки
      (мальчика), от лица вороны.)

      — Правильно, а можно от лица берёзы.

      1). Зачитывание варианта сочинения от
      лица вороны.

      “Я была так рада, когда выпал первый
      снег. Я стояла перед берёзой, и было видно, что она
      тоже радуется первому снегу. Она расставила свои
      ветки, и на них падал снег. Вдалеке шёл человек с
      санями, он тоже хотел испробовать первый снег.

      Вдруг я увидела, что из избушки, что
      стояла рядом с берёзой, выбежал мальчик. Он
      огляделся, и, увидев. Что всю деревушку завалило
      снегом, позвал свою сестру. Я посмотрела на небо,
      оно было тёмно – фиолетового цвета и отражалось
      на снегу. По сугробам рассыпались розовые,
      фиолетовые, голубоватые полосы.

      Я была так рада, и мне не верилось, что
      снег, наконец – то выпал. Поэтому я всё время
      клевала его. В то утро я съела немало снега,
      протоптала немало дорожек. Первому снегу и
      ворона всегда рада”. (Миша М.) [1]

      2) Обращаю внимание учащихся на другие
      варианты сочинений и предлагаю их в
      распечатанном виде учащимся дополнительно.
      Использую варианты сочинений предыдущей книги с.
      93 – 95. Выкладываю распечатки на отдельном столе,
      где лежат карточки из п.5 и орфографические
      словари.

    5. Орфографическая подготовка (фронтально).

    V.Устное составление текста учащимися
    по плану.

    VI.Самостоятельная творческая работа
    учащихся по написанию текста сочинения (слайд
    №12).

    (Во время работы слежу за посадкой
    учащихся, во время написания сочинения учащиеся
    в индивидуальном порядке делают физические
    упражнения самостоятельно, используют по
    необходимости парты – конторки. Во время работы
    учащиеся могут проконсультироваться с учителем
    по написанию слов, предложений).

    VII. Зачитывание работ учащихся на тему
    “Первый снег” (2 – 3 работы).

    VIII. Подведение итогов работы.

    Список литературы

    1. В.И. Воровьёва, С. К. Тивикова. Сочинения по
      картинам. М. Астрель. АСТ. 2007. с. 95.

    Конспект урока по русскому языку в 4 б классе. Учитель: Чехмейстер Н.С.

    Тема: Урок развития речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

    Цель:развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отно­шение к картине.

    ФормируемыеУУД: п.— осознанное и произвольное по­строение речевого высказывания в устной и письменной форме; к.— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;р.— составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с задан­ным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;л.— нравственно-этическое оцени­вание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценно­стей.

    Оборудование:фотопрезентация: портрет А.А. Пластова, ре­продукции его картин.

    Ход урока

    I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

    Учитель: Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).

    На вас надеюсь я, друзья.

    Мы хороший дружный класс

    Все получится у нас!

    ( ЗВУЧИТ МУЗЫКА ИЗ ЦИКЛА. П.И.ЧАЙКОВСКОГО «ВРЕМЕНА ГОДА».

    УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ И.СУРИКОВА «ЗИМА»)

    Белый снег пушистый

    В воздухе кружится.

    И на землю тихо

    Падает, ложится. (СЛАЙД 2. ПАДАЕТ СНЕГ).

    И под утро снегом

    Поле забелело

    Точно пеленою

    Все его одело.

    Стали дни короче.

    Солнце светит мало.

    Вот пришли морозцы –

    И зима настала. (СЛАЙД 3. КАРТИНЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЗИМЫ).

    Учитель: Дорогие ребята! Приглашаю вас в царство Зимы.

    II. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ КАРТИНЫ.

    — Ответьте на вопрос: «Какая у нас зима? (Холодная и снежная, морозная и вьюжная, длинная, вовсе не холодная, а пушистая и белоснежная).

    Учитель: Наша зима действительно разная. На первый взгляд, каждый год одно и то же: снег, мороз, холод. А на самом деле, если присмотреться, она и студеная, и снежная, с метелями и вьюгами, с солнцем.

    — Часто в своей речи мы употребляем слово ПЕРВЫЙ.

    — С какими воспоминаниями, событиями жизни у вас ассоциируется это слово?

    (Первый цветок, первый месяц, первое сентября, первый прилет птиц, первая любовь, первый снег…).

    — А кто помнит, когда выпал первый снег в прошлом году? (НОЧЬЮ).

    Учитель:Правильно, он выпал ночью. Утром, выйдя из дома, мы увидели, как красиво стало вокруг. Снежинки бесшумно опускались на ветки деревьев, на землю, покрывая все вокруг белым одеялом. Воздух стал чище и свежее. Мы с вами шли в школу, а снег все падал и падал.

    — Ребята, а вы рассматривали снежинки? На что они похожи? (На звездочки, на маленькие цветочки, на стрелки).(СЛАЙД 4. ПОКАЗ СНЕЖИНОК).

    III. СОПОСТАВЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ И ОПИСАНИЕ ПЕРВОГО СНЕГА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.

    Учитель: Наша зима воспета русскими поэтами, композиторами и художниками. Нигде в мире нет такой красивой зимы, как в России.

    У ПУШКИНА ОНА ХОЛОДНАЯ, СПОКОЙНАЯ И ВЕЛИЧАВАЯ:

    «Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит.

    К.БАЛЬМОНТ, ВСТРЕЧАЯ ЗИМУ, ВОСКЛИЦАЕТ:

    «Светло-пушистая, снежинка белая,

    Какая чистая, какая смелая!»

    С.ЕСЕНИН РИСУЕТ ЗИМУ НЕМНОГО ГРУСТНОЙ:

    «Заколдован невидимкой,

    Дремлет лес под сказку сна…».

    А Ф.ТЮТЧЕВ ПИШЕТ:

    «Чародейкою – зимою

    Заколдован лес стоит…».

    -Снег – настоящее чудо зимы. Какой бывает снег? (Холодный, мокрый, грязный, белый, пушистый, серебристый).

    — Всегда ли снег белый?

    — Какой бывает снег днем? (Белый, голубой, светло-синий, ослепительный, он блестит на солнце).(СЛАЙД 5).

    -А вечером? ( Серый, синий, фиолетовый, темный).(СЛАЙД 6).

    — Какой бывает снег утром, когда всходит солнце? (Белый, розовый, пушистый).(СЛАЙД 7).

    Учитель: Действительно, и день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное, со съежившимся в морозной синеве солнцем и снегом

    хрустящим. А вечер – длинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждет появления сказки.

    Ночью вьюга снежная

    Заметала след.

    Розовое, нежное

    Утро будит свет.

    Встали зори красные

    Озаряя снег

    Яркое и страстное

    Всколыхнуло брег. (А.Блок).

    IY.ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ А.А. ПЛАСТОВА И ЕГО КАРТИНОЙ «ПЕРВЫЙ СНЕГ».

    Учитель:(СЛАЙД 8) Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Ульяновской области в семье иконописца.. Родители мечтали, чтобы их сын был священником. Поэтому сначала он учился в духовном училище, а затем в Симбирской духовной семинарии.

    С детских лет он очень любил рисовать. Он уезжает в Москву, решив посвятить себя искусству. Там он окончил Московское училище живописи.

    После окончания училища Пластов вернулся в родную деревню. В деревне он был своим человеком и по собственным словам «никогда не испытывал недостатка в натуре». Художник очень любил деревню и многие свои картины посвятил родной деревне, природе, жизни людей. Это «Весна», «Ужин тракториста», «Летом», «Косцы», «Фашист прилетел» и другие.

    Внимание художника всегда привлекали дети. И поэтому на его картинах мы часто видим деревенских детей. Это «По грибы», «Пастушок», «Витя-подпасок» и, конечно, «Первый снег». «Первый снег» — одна из лучших картин художника. Он написал ее в 1946 году, через год после войны. Эта картина сейчас находится в картинной галерее города Твери.

    Учитель: И, действительно, ребята, картина «Первый снег» — одно из самых очаровательных лирических произведений А.А.Пластова.(СЛАЙД 9).

    Он передал свое ощущение зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знал жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

    Y. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

    О каком времени года мы говорим?

    — Покажите, что вы замерзли, съежились, отогрелись и расслабились.

    — Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.

    -Изобразите, как дети лепят снеговика: комы друг на друга. Молодцы!

    Вы пришли веселые домой. С таким настроением мы будем продолжать работать на уроке.

    YI.РАБОТА ПО КАРТИНЕ.

    1.- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы).

    — Посмотрите внимательно на картину, что вы видите? (Деревенскую улицу, дом, детей).

    — Почему вы решили, что это начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля).

    — Какое время суток изобразил художник? (Утро).

    -Как вы догадались? (Снег выпал ночью, а сейчас утро).

    Учитель: Проснувшись утром, дети выглянули в окно и удивились – за одну ночь все побелело:

    Снег пушистый, серебристый

    Мягким стелется ковром.

    И снежинки, как пушинки,

    Вьются весело кругом.

    Хочу такой сайт

    2.Работа с толковым словарём.

    ПЕЙЗАЖ – картина природы в живописи или литературном произведении.

    ПАЛИСАДНИК – это небольшой огороженный садик, цветник под домом.

    ФОН – основной цвет, на котором пишется или рисуется что-нибудь.

    3.Работа в группах.

    Сейчас мы с вами поработаем в группах.

    — Первая группа поработает над описанием детей.

    — Вторая группа будет работать над описанием предметов, которые нарисованы на картине, над пейзажем.

    — Третья группа работает над фоном и красками картины.

    — Для этого вы должны будете ответить на поставленные вопросы.

    1. группа:

      Кого изобразил художник на переднем плане? ( Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке).

      — Кто они? (Это деревенские дети. Они радуются первому снегу).

      — Как выглядит девочка? ( Девочка не успела одеться. Она накинула на голову большой платок и в одном легком платье выскочила на улицу).

      В чем она обута? (На ногах валенки не по размеру, видно обувалась второпях).

      — Почему она запрокинула голову и щурит глаза? ( Девочка любуется первым снегом и щурит глаза, потому что ей на лоб, на щеки и нос падают и тают снежинки).

      Что выражает ее лицо? (Радость).

      — Посмотрите на мальчика. Что вы можете сказать о нем? (Мальчик решил погулять)

      — Как он одет? (Он одет теплее, чем его сестра. На нем шапка-ушанка, теплое пальто, ботинки).

      Куда смотрит мальчик? ( Он смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши домов).

      Какие чувства он испытывает? ( Он спокойнее сестры, но тоже радуется первому снегу. Он невольно вскидывает голову вверх). (СЛАЙД 10 ).

      Посмотрите внимательно на слайд, выберите те слова-названия чувств, которые помогут передать настроение детей. (Радость, удивление, восторг).

    радость

    восторг

    волнение

    удивление

    восхищение

    беспокойство

    испуг

    грусть

    интерес

    Вывод: Дети удивлены, обрадованы, они с интересом и восторгом смотрят на первый снег. Они очень любознательны.

    2).группа.

    — Как изменилась улица, крыши домов, деревья, палисадник?(Все побелело).

    — Что еще показал художник на переднем плане? (Крыльцо дома, березу, палисадник, ворону).

    — Только ли дети рады первому снегу? (Первому снегу радуется и ворона).

    — Что вы знаете и можете сказать о вороне? (Ворона – птица, которая не улетает в теплые страны, а переселяется к зиме поближе к жилью человека. Она спокойно и важно шагает по первому снегу, как будто рада ему и хочет его попробовать).

    — А зачем понадобилась ворона художнику? ( Черная ворона – словно пятно на свежевыпавшем снегу и от этого снег кажется еще белее).

    — Что еще показывает художник на переднем плане? (Березу).

    Как выглядит береза?(Береза старая, она широко раскинула свои ветки).

    — Почему ветки березы художник отклонил в одну сторону? (На улице ветер. Художник показивает направление ветра и направление полета пушистых воздушно=легких снежинок).

    — Кто сидит на березе? На березе сидит сорока. Она весело стрекочет).

    — Что вы можете сказать о небе? (Небо серое, покрыто серыми тучами).

    Учитель: Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины.(СЛАЙД 11).

    небо

    дети

    ворона

    береза

    снег

    земля

    сорока

    палисадник

    Вывод: На картине видно, что на улице ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу. Все предметы, особенно на втором плане, видны не отчетливо, так как идет снег

    3). Группа.

    Какой фон картины?(Фон картины серо-сиреневый

    — Какие цвета использовал художник? (Белый. Серый, сиреневатый, желтый, коричневый).

    Есть ли яркие краски?(Нет).

    Почему?(Потому, что их приглушает белый цвет).

    — Какие цвета главные в картине? (Белый, серо-сиреневый).

    — Какие цвета главные в картине? (Белый и сиреневато-голубой).

    -Почему? (Белый снег – это цвет снега, сиреневый с розоватым оттенком – цвет утра. От этих цветов картина кажется нарядной и красивой).

    Учитель: Выберите те цвета, которые помогут вам показать цвет и настроение картины. (СЛАЙД 12).

    Голубой

    коричневый

    белый

    синий

    черный

    желтый

    серый

    розовый

    Вывод: Все яркие цвета в картине отсутствуют. Их приглушил белый цвет – цвет снега и сиреневатый – цвет утра, от этого картина радостная и нарядная.

    YII. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

    1.Учитель: Чтобы написать сочинение, нам нужно составить план.

    — Сколь пунктов будет в вашем плане? (3)

    — О чем мы будем писать в первой части?( О том, какую радость испытали дети от первого снега, о том как они одеты).

    — Как озаглавим первую часть?(Варианты детей).

    О чем мы будем писать во второй части?(О предметах, которые находятся на втором плане: о березе, о вороне, о небе).

    — Как озаглавим вторую часть? (Варианты детей).

    — О чем мы будем писать в третьей части? (О цвете и настроении картины).

    Как озаглавим этот пункт плана?(Варианты детей).

    Учитель: Посмотрите на картину глазами художника. Будьте внимательны и наблюдательны. Вспомните прочитанные произведения о зиме, о том, о чем мы говорили на уроке и это поможет вам в написании сочинения.

    — Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Радостное чувство восторга при виде первого снега. Художник показал светлый и поэтический праздник природы, который никого не оставит равнодушным).

    — Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? (Какие ощущения вызывает у меня эта картина).

    — Выберите лучший вариант, из предложенных на слайде. ( СЛАЙД 13).

    У меня возникает ощущение радости, счастья, когда я смотрю на эту картину.

    Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.

    Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.

    Хочется встать рядом с детьми и протянуть руки к падающим хлопьям снега.

    Учитель: В план сочинения мы с вами включим четвертый пункт и выскажем свое отношение к картине.

    ПЛАН(СЛАЙД 14).

    1. Радость детей от первого снега.
    2. Пейзаж картины.
    3. Цвет и настроение картины.
    4. Мое отношение к картине.

    2.Составление устного сочинения по вопросам плана.

    YIII.ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

    1. — Прочитайте слова на доске и объясните их написание:

      ДЕВОЧКА, СНЕЖОК, УДИВЛЕНИЕ, СМОТРИТ, СНЕЖИНКИ, СЧАСТЛИВА, ВОСТОРГ, ДЕРЕВНЯ, ПАЛИСАДНИК, ВОРОНА, СОРОКА, ЖИЛЬЕ, СТРЕКОЧЕТ, ТАЕТ, ПРАЗДНИК, НАСТРОЕНИЕ, ВПЕЧАТЛЕНИЕ.

      2. — Обратите внимание на словосочетания, которые вам помогут в написании сочинения

      Выглянула в окно и удивилась, выбежала на крыльцо, накинула платок на голову, застыла на месте, глаза блестят, спокойно и важно шагает, весело стрекочет, оделся потеплее, деревенская улица, художник использует.

      IX. Написание сочинения учащимися.

      X. ИТОГ.

      — Чем занимались на уроке?

      — По какой картине мы писали сочинение?

      — Понравилась ли вам картина? Чем?

      — Какие трудности вы испытывали?

      — Какое настроение у вас вызвал этот урок?

      — Спасибо за урок.

  5. Сочинение по картине пластова родник 9 класс
  6. Сочинение по картине пластова первый снег 9 класс используя сложносочиненные предложения кратко
  7. Сочинение по картине пластова первый снег какие чувства
  8. Сочинение по картине пластова первый снег 4 класс школа россии с планом
  9. Сочинение по картине пластова летом 5 класс по русскому языку 3 абзаца