Сочинение по картине петр 1 допрашивает царевича алексея петровича в петергофе

Казалось бы, что особенного: в здании императорской академии художеств 11 декабря 29 ноября 1871 года открывалась выставка работ нового объединения

Казалось бы, что особенного: в здании Императорской Академии художеств 11 декабря (29 ноября) 1871 года открывалась выставка работ нового объединения русских живописцев — известных и не очень. Невесть какое событие для избалованного культурными событиями Санкт-Петербурга. Однако открытия ждали с нетерпением, и выставка эта стала одним из самых значительных явлений в русской культуре XIX века. Впрочем, ее настоящий масштаб и значение стали очевидны только спустя много лет, когда оказалось, что движение передвижников аккумулировало лучшие художественные силы своей эпохи.

Сила в движении: как художники собрались в дорогу. 150 лет назад открылась первая передвижная художественная выставка

Как проходили первые выставки передвижников

Незадолго до открытия выставки в «Петербургских ведомостях» было опубликовано письмо членов нового объединения — профессоров Николая Ге и Михаила Клодта, а также академика Ивана Крамского, — в котором разъяснялось, что главная цель передвижного показа картин состоит в том, чтобы не только дать жителям провинций познакомиться с русским искусством, но и проследить этапы его дальнейшего развития. А перед отправкой в провинциальные города Товарищество передвижных художественных выставок решило показать наиболее интересные произведения столичным зрителям. Здесь же указывалось, что плата за вход составит 20 копеек, но по понедельникам она будет увеличена до 1 рубля — весьма значительной по тем временам суммы. Такой странный для нашего времени ценовой подход демонстрировал, что основной аудиторией выставки являются люди небогатые, тем же, кто хочет насладиться картинами в уединении и тишине, выделяется лишь один день.

На столичной выставке свои работы представили 16 авторов: Владимир Аммон, Сергей Аммосов, Алексей Боголюбов, Николай Ге, Карл Гун, Лев Каменев, Федор Каменский, два барона Клодта (Михаил Константинович и Михаил Петрович), Иван Крамской, Василий Максимов, Григорий Мясоедов, Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов и Иван Шишкин.

Через два месяца выставка переехала в Москву, оттуда в Киев и Харьков. На этих этапах в экспозиции вошли работы еще четырех мастеров, а суммарно зрители увидели 82 работы. От начала до конца выставку сопровождали только два автора — Перов и Мясоедов, остальные участвовали на каких-то отдельных этапах.

Коммерческий результат оказался вполне обнадеживающим — было продано картин на 23 тыс. рублей, а входная плата компенсировала затраты на организацию и переезды. Интересно, что большинство картин было продано еще во время их экспонирования в столице (некоторые даже до официального открытия выставки), но по правилам товарищества поступили они к новым владельцам лишь после годичной поездки по другим городам. Первую выставку в Петербурге посетили 11 555 человек, в Москве — 10 440, в Киеве — 2831, в Харькове — 4717.

Сила в движении: как художники собрались в дорогу. 150 лет назад открылась первая передвижная художественная выставка

Картина Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

Следующая выставка расширила географию и, помимо столичных городов (Петербург, Москва и Киев), остановилась в Риге — 3730 посетителей, в Вильно — 1824, в Кишиневе — 1083. Ну а больше всего зрителей пришло в Одессе — 6474 человека. При этом почти всюду до трети посетителей составляла учащаяся молодежь.

Последующие выставки кроме уже названных городов принимали Казань, Орел, Полтава, Саратов, Нижний Новгород, Тула, Варшава и др. Позже стали проводиться и параллельные выставки, где экспонировались работы прошлых лет. Их принимали Ярославль, Кострома, Казань, Симбирск, Самара, Тамбов, Воронеж, Новочеркасск, Ростов, Екатеринославль, Херсон, Николаев, Чернигов…

Что писали о передвижниках газеты

Отчеты о первой выставке опубликовали все крупные газеты страны. В возглавляемых Некрасовым «Отечественных записках» высказался сам Салтыков-Щедрин:

«Нынешний год ознаменовался очень замечательным для русского искусства явлением — некоторые московские и петербургские художники образовали товарищество. Отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, или погребенные в галереях и музеях частных лиц, делаются доступными для всех. Искусство перестает быть секретом, перестает отличать званых от незваных, всех призывает и за всеми признает право судить о совершенных им подвигах».

Как появилось Товарищество передвижных выставок

Прямой предшественницей передвижников в советское время принято было считать «Петербургскую артель художников», которая возникла после знаменитого бунта четырнадцати выпускников Императорской Академии художеств 1863 года. Молодые художники дружно отказались выполнять предложенную им ректоратом выпускную конкурсную работу, посчитав ее условия неравными, а тему — неактуальной. Получив свидетельства, они создали артель, основанную на идее взаимопомощи и совместного труда, что очевидно перекликалось с идеями Чернышевского, описанными в «Что делать?». Тем более что книга впервые была опубликована примерно за полгода до создания артели. А поскольку эта конструкция великолепно ложилось в сентенцию Ленина о том, что одним из источников (и составных частей) марксизма были идеи социалистов-утопистов, то и спорить с такой последовательностью в советское время никто не решался.

Сила в движении: как художники собрались в дорогу. 150 лет назад открылась первая передвижная художественная выставка

Картина Ивана Крамского «Иисус в пустыне»

На деле же организационная преемственность между этими обществами довольно условная, хотя идеологическая связь очевидна. Из всех участников «Санкт-Петербургской артели» к передвижникам примкнули лишь Кирилл Лемох да Иван Крамской, который хоть и был идейным вдохновителем артели, к 1870-му году из нее уже практически вышел. Знаменитый критик Владимир Стасов даже критиковал артельщиков за это.

«Артель… занятая своими делами, как-то равнодушно взглянула на необычную затею и, к своему стыду, осталась в стороне от нового полезного дела», — писал он в статье «Передвижная выставка 1871 года», опубликованной в 333-м номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 1871 год.

Характерно, что идея создания товарищества возникла у художников, которые много лет провели в Европе и только недавно вернулись в Россию, — Николая Ге и Григория Мясоедова. Их поддержали Перов и Саврасов, а потом и многие другие, в основном московские живописцы. В ноябре 1869 года инициативная группа направила письмо, обращенное в петербургскую артель. В нем содержалось предложение объединить усилия для организации подвижных выставок (именно так, слово «передвижные» появилось позже) и просьба к коллегам — «по возможности представить этот проект в одном из Ваших четверговых собраний, на общее усмотрение». В конце москвичи просили известить их о решении: «Надеемся, что идея устройства подвижной выставки найдет в Вас сочувствие и поддержку и что Вы будете так добры не оставить нас без ответа».

Письмо было зачитано и обсуждено на заседании артели и в целом вызвало одобрение, но ответа москвичи так и не дождались — то ли из столичного снобизма, то ли из-за того, что членов артели на тот момент больше волновали их внутренние проблемы.

Сила в движении: как художники собрались в дорогу. 150 лет назад открылась первая передвижная художественная выставка

Картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

Зато активное участие в создании новой организации принял неистовый смутьян Крамской. В свое время именно он был лидером «бунта 14», инициатором создания артели, ее вожаком. Он же одним из первых ушел из нее, когда жесткие правила существования «разбились о быт». Как последовательный борец с формализмом и идейной пустотой, Крамской не мог не принять предложения московских художников, а в силу присущей ему энергичности, политической активности и безусловной харизматичности вскоре стал лидером нового товарищества. Признавая авторитет Крамского, автор самой идеи общества Мясоедов писал ему в личном письме: «…Радуюсь, что и Вы приложили Вашу руку к нашему делу. Это уже ручательство за успех».

Но до успеха было еще далеко, а пока художникам нужно было придать обществу официальный статус и в первую очередь зарегистрировать его в Министерстве внутренних дел. Для этого требовалось взвешенно и аккуратно сформулировать устав. Работа велась удаленно, по переписке, но непосредственным автором текста был Крамской. Весьма характерна в данном случае еще одна выдержка из письма Мясоедова к Крамскому:

«В писании сказано: «Будьте мудры как змии и кротки как голуби» — вот программа действий, на мой взгляд. Исполнить ее нужно так. Прежде всего, изготовить устав, то есть довести его до совершенства и утвердить законным путем, сделать это как можно без шуму и проворней, затем — готово болото, черти сами полезут. Двадцать человек дружных и решительных достаточно, чтобы вести дело с успехом, а первый успех увлечет за собой все».

Впрочем, как часто бывает в России, успеху дела способствовала не отточенность формулировок, а «мохнатая лапа». Столбовой дворянин Мясоедов нашел доступ к министру внутренних дел генерал-адъютанту Александру Тимашеву (кстати, академику скульптуры и почетному члену Академии художеств), о чем сообщил в письме к провинциальному мещанину Крамскому от 21 сентября 1870 года:

«Когда будете подавать на утверждение устав, хорошо бы, если бы Вы известили дня за четыре или пять, потому что есть возможность достать письмо к Тимашеву, в котором попросят его (или его жену) обратить внимание на наше дело…».

Сила в движении: как художники собрались в дорогу. 150 лет назад открылась первая передвижная художественная выставка

Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Идея создания товарищества была четко сформулирована в первом параграфе его устава:

«Товарищество имеет целью, устройство с надлежащего разрешения передвижных художественных выставок в видах: а) доставления возможности желающим жителям провинции знакомиться с русским искусством и следить за его успехами, б) развития любви к искусству в обществе, в) облегчения для художников сбыта их произведений».

Ниже следовали пункты, касающиеся правил приема и финансовой деятельности товарищества. Предполагалось, что прием будет осуществляться на основании голосования участников общего собрания, по личному заявлению от соискателя. Все участники товарищества брали на себя обязательство предоставлять на выставки картины, ранее нигде не выставлявшиеся (кроме исключительных случаев), и отчислять 5% от полученных за продажу картин средств в общую кассу. Туда же шли сборы от продажи билетов. Ежедневные вопросы должно было решать правление, избираемое общим собранием.

Далекий от политики устав был без проблем утвержден, после чего началась подготовка к первой выставке. Стоит оговориться, что некоторые из учредителей, поставив свою подпись под коллективным начинанием коллег, никакого участия в жизни товарищества не принимали и даже картин своих на выставки не давали. Зато были другие, готовые присоединиться к содружеству, причем с ростом популярности передвижных выставок их число множилось. В этой подвижности и переменчивости состава кроются причины того, какие различные, порой диаметрально противоположные отзывы можно услышать о деятельности товарищества.

За что критиковали передвижников

Некоторые авторы видели в деятельности художников-передвижников в первую очередь бунт против Императорской Академии художеств, стремление вырваться из рамок классического канона, который был построен в основном на мифологических и религиозных сюжетах. Отчасти это верно, но как это согласуется с тем, что первая выставка проходила именно в стенах академии? Инициатор «антиакадемического» «бунта 14» Крамской к этому времени сам уже был академиком и профессором. И, кстати, вполне классических академических сюжетов на древнегреческие или библейские темы на выставках передвижников было предостаточно.

Сила в движении: как художники собрались в дорогу. 150 лет назад открылась первая передвижная художественная выставка

Картина Ильи Репина «Не ждали»

Часто говорят о том, что передвижников объединяло критическое восприятие современной им жизни, гипертрофированный реализм в описании окружающей действительности. И действительно, есть масса работ, обнажающих самые темные стороны бытия простых людей. Здесь «Тройка» и «Проводы покойника» Перова, «Неравный брак» Пукирева или «Перед венцом» Журавлева. Но рядом с этими реалистичными полотнами были вполне идиллические крестьянские образы Абрама Архипова, сказочные сюжеты Виктора Васнецова или красочные исторические полотна Андрея Рябушкина. Да и работ на исторические темы они создавали в достатке — взять тех же Николая Ге, Василия Сурикова, Аполлинария Васнецова.

В советское время принято было видеть в творчестве передвижников протест против самодержавия, находить в их живописи отражение идей революционеров-народников. Но это не мешало тому же Репину написать «Речь Александра III к волостным старшинам» или знаменитое «Заседание Государственного совета», а Крамскому — едва ли не главному бунтарю среди передвижников — рисовать портреты императорской семьи.

Как труд художников переоценили

Наверное, несправедливо воспринимать творчество передвижников вне контекста времени, и не только в российском, но и в мировом масштабе. В науке и технике, театральной и музыкальной жизни, архитектуре и литературе России происходили огромные изменения. Капиталистические отношения вытесняли старый дворянский уклад из всех сфер жизни, что отражалось в том числе и на живописцах. Художники вынуждены были коммерциализировать свой труд, ориентируясь уже не на аристократию, а на буржуазию, которая превращалась в единственного реального заказчика произведений искусства.

География потенциального художественного рынка расширялась, но чтобы продать работы, нужно было их представить и привезти, благо, теперь это можно было сделать с помощью железной дороги, да еще предварительно застраховав возможные убытки.

Сила в движении: как художники собрались в дорогу. 150 лет назад открылась первая передвижная художественная выставка

Картина Ивана Шишкина «Дождь в дубовом лесу»

Утверждать, что материальный аспект не был существенным, вряд ли стоит, но единственным он точно не был. Художники теперь могли выбирать сюжеты и форму по своему разумению, не оглядываясь на мнение академии или традиции высшего общества. Благодаря системе выставок они совместно отбирали качественные работы и предлагали их публике. И, пожалуй, главная заслуга товарищества как раз в том, что оно способствовало формированию вкуса общества и созданию цивилизованного художественного рынка, на котором каждый мастер мог найти свое место — в составе товарищества или вне его. Именно благодаря передвижникам художественный труд стал уважаемым и почетным, а настоящие мастера могли рассчитывать на значительные гонорары.

Источник

190 лет со дня рождения
живописца

1.%2B%25D0%259F%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2582%2B%25D0%2593%25D0%25B5%2B%25D0%25BA%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B8%2B%25D0%259D.%25D0%2590.%2B%25D0%25AF%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%2588%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BA%25D0%25BE%252C%2B1890
Портрет Ге кисти Н.А. Ярошенко, 1890

Большинство людей, услышав
имя художника Николая Николаевича Ге, в первую очередь вспомнят его самые
знаменитые полотна – «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в
Петергофе» и «А.С. Пушкин в селе Михайловском», а на вопрос о том, в каком же
жанре специализировался живописец, ответят – «в историческом».

Однако, будут и те, кто
вспомнит, что Ге писал замечательные портреты (например, Герцена и Толстого),
другим придут в голову его пейзажи, третьим – картины на библейские сюжеты.

Действительно, творчество
Ге невероятно многогранно. Когда рассматриваешь его полотна, невольно обращаешь
внимание на то, что он всегда либо опаздывал, либо опережал массовые тенденции
в живописи и общественный вкус, оставаясь одинокой фигурой как на фоне
соотечественников, так и среди европейских художников.

Что же послужило поводом
для таких художественных взглядов Ге? Может, причину стоит искать в его прошлом
и его родословной?

Необычную для России
фамилию художник получил от своего прадеда француза и дворянина Матье де Ге (Matieu
de Gay), эмигрировавшего в Россию во времена Великой французской революции. Благодаря
высокому происхождению предки Николая Ге и в нашей стране получили титул
потомственных дворян. Отец Николая был помещиком, мать же умерла, не дожив и до
полугодовалого возраста сына, от холеры, эпидемия которой разразилась в 1831
году, когда родился будущий художник.

Воспитанием мальчика
занималась его бабушка, Дарья Яковлевна, и няня, выбранная из крепостных
крестьян. Детство Николай провел в деревне, в девятилетнем возрасте был
отправлен в частный пансион в Киеве, через год поступил в Первую киевскую
гимназию. Уже там учителя заметили задатки юноши в живописи, самым близким
человеком в гимназии юному Николаю стал учитель рисования, однако, вместо того,
чтобы пойти обучаться искусствам, по совету отца шестнадцатилетний Ге поступил
на физико-математический факультет университета Святого Владимира, а затем
переводится на тот же факультет в Санкт-Петербургском университете.

Жизнь в Петербурге
позволила Николаю Ге посещать художественные выставки, в частности, Эрмитаж.
Одним из любимых художников Ге всегда был Карл Брюллов и его картина «Последний
день Помпеи». Влияние творчества Брюллова явно видно в ранних работах Ге, он во
многом копировал стиль Брюллова и его живописные приемы.

Начав посещать в
Императорской Академии художеств вечерние курсы, через какое-то время Николай
Ге бросил учебу в Санкт-Петербургском университете и перевелся в Академию, где
проучился семь лет.

Руководителем Ге был
академик Петр Басин, исторический, религиозный и портретный живописец, что,
наверняка, немало повлияло на тематику картин Николая Николаевича.

В Академии Николай Ге имел
большие успехи – в 1855 году получил Малую золотую медаль Академии за картину
«Ахиллес оплакивает Патрокла», а через два года ему присудили Большую золотую
медаль за выпускную работу «Саул у Аэндорской волшебницы», написанную на
библейский сюжет – царь Саул просит волшебницу вызвать дух Самуила, который
предсказал когда-то царю смерть в предстоящей битве с фелистимлянами.

2.%2B%25D0%25A1%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0%2B %2B%25D0%2590%25D1%2585%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2581%2B%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25B5%25D1%2582%2B%25D0%259F%25D0%25B0%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BA%25D0%25BB%25D0%25B0%252C%2B1855%252C%2B%25D1%2581%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25B0%2B %2B%25D0%25A1%25D0%25B0%25D1%2583%25D0%25BB%2B%25D1%2583%2B%25D0%2590%25D1%258D%25D0%25BD%25D0%25B4%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B9%2B%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%2588%25D0%25B5%25D0%25B1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%2586%25D1%258B%252C%2B1857
Слева – «Ахиллес оплакивает Патрокла», 1855, справа – «Саул у Аэндорской волшебницы», 1857

Стоит отметить, что эти
работы очень «брюлловские» – с его особенным живописным рельефом и
красновато-телесным тоном, которым выписаны лица моделей. В пророке Самуиле же
на последней работе можно увидеть черты горячо любимого художником критика
Виссариона Григорьевича Белинского.

Получение Большой золотой
медали дало Ге возможность шестилетнего пребывания за границей с направлением от
Академии художеств, и в 1857 году Николай Николаевич вместе с женой направился
в Италию. В этой стране художник провел 13 лет.

В Италии Ге открыл для
себя пейзажи, с восторгом перенося на холсты виды великолепной природы. Его
пейзажи яркие, бескомпромиссные, глубокие. «Облака. Фраскати» кажется
написанной художником будущего поколения, импрессионистом, столь необычно
передано в нем пространство и смело выписаны мазки.

Начинает Ге и работу над
портретами: пишет жену и двух своих маленьких сыновей. Работая над этими
полотнами Ге начинает отходить от академической манеры письма, вырабатывая свою
собственную.

3.%2B%25D0%25A1%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0%2B %2B%25D0%259E%25D0%25B1%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25BA%25D0%25B0.%2B%25D0%25A4%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B8%252C1859%252C%2B%25D1%2581%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25B0%2B %2B%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2582%2B%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%258B%252C%2B1858
Слева – «Облака. Фраскати», 1859, справа – Портрет жены, 1858

Там же, заграницей, будучи
заинтересованным живописью соотечественников даже больше чем тогда, когда жил в
России, в Риме Ге познакомился с Александром Ивановым и одним из первых увидел
его работу «Явление Христа народу». Скорее всего, под влиянием этой работы Ге
обратился в своих картинах к религиозным мотивам.

Конечно, художник не
отошел от наследия Брюллова – его работы оставались красочными, живыми,
обращенными к чувству зрителя через яркие, восторженные цвета. Однако, влияние
Иванова оказалось на Ге не менее действенным. Одно из первых полотен, которые
Ге пишет после знакомства с творчеством Иванова – «Возвращение с погребения
Христа».

С 1859 года евангельская
история становится для Ге источником живописных сюжетов, и в 1863 Ге пишет
«Тайную вечерю», которая произвела в России настоящий фурор. Весь Петербург
устремился на выставку Академии художеств, вокруг картины закипели нешуточные
споры, «Тайная вечеря» произвела на всех глубочайшее впечатление силой
живописи, смелостью кисти, многообразием оттенков.

4.%2B%25D0%25A1%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0%2B %2B%25D0%2592%25D0%25BE%25D0%25B7%25D0%25B2%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2589%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%2B%25D1%2581%2B%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B1%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D0%25A5%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B0%252C%2B1859%252C%2B%25D1%2581%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25B0%2B %2B%25D0%25A2%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F%2B%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%258F%252C%2B1863
Слева – «Возвращение с погребения Христа», 1859, справа – «Тайная вечеря», 1863

Многие обвиняли Ге в
отходе от традиционного библейского сюжета, в излишнем очеловечивании Иисуса и
апостолов, однако сейчас мы можем сказать, что Ге по-своему истолковывал мифологические
мотивы, отражая в них не только историю, но и действительность.

В любом случае, картина
вызвала огромный общественный резонанс – и Совет присвоил Ге звание профессора
живописи (звание академика художник тем самым миновал).

После краткого возвращения
в Петербург, Ге вновь отправился в Италию, где вернулся к пейзажам и портретам.
Написал романтический и умиротворенный «Портрет неизвестной женщины в голубой
блузе» и философичный пейзаж «Флоренция».

5.%2B%25D0%25A1%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0%2B %2B%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2582%2B%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B9%2B%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2589%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%258B%2B%25D0%25B2%2B%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%2583%25D0%25B1%25D0%25BE%25D0%25B9%2B%25D0%25B1%25D0%25BB%25D1%2583%25D0%25B7%25D0%25B5%252C%2B1868%252C%2B%25D1%2581%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25B0%2B %2B%25D0%25A4%25D0%25BB%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2586%25D0%25B8%25D1%258F%252C%2B1864
Слева – «Портрет неизвестной женщины в голубой блузе», 1868, справа – Флоренция, 1864

В 1870 художник с семьей
вернулся в Россию, где почти сразу по его возвращению создалось Товарищество
передвижных художественных выставок, куда Ге вошел не только в качестве
художника, но и, как бывший математик, казначея.

Ге тяготила слава
художника одной, хоть и гениальной, картины, и он решил поискать себя в другой
сфере живописи. Тогда Николай Николаевич обратился за вдохновением к русской
истории – первое, ставшее «гвоздем программы» выставки передвижников полотно,
написанное им на историческую тему, стало знаменитое «Петр I допрашивает
царевича Алексея Петровича в Петергофе».

6.%2B%25D0%259F%25D0%25B5%25D1%2582%25D1%2580%2BI%2B%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2588%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25B5%25D1%2582%2B%25D1%2586%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B0%2B%25D0%2590%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2581%25D0%25B5%25D1%258F%252C%2B1871
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871

В ней, как и в «Тайной
вечере» царит напряженная, драматическая тишина, здесь также удивительно точно
выбран момент, позволяющий догадаться о произошедшем и предвидеть последующее.

Публика того времени, как
оказалось, жаждала исторических сюжетов – картина вновь была встречена с восторгом.
Крамской писал об этом так: «Ге царит
решительно. На всех его картина произвела ошеломляющее впечатление
».

Обращением к недавнему
прошлому Ге проложил дорогу многим художникам: Перову и его «Суду Пугачева»,
Репину, вскоре написавшему «Царевну Софью», Сурикову и «Утру стрелецкой казни».

Однако, последующие
исторические картины Ге были встречены зрителем уже не столь восторженно – «Екатерина
II у гроба императрицы Елизаветы» и «А.С. Пушкин в селе Михайловском».

7.%2B%25D0%2590.%25D0%25A1.%2B%25D0%259F%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D0%25B2%2B%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25B5%2B%25D0%259C%25D0%25B8%25D1%2585%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BC%252C%2B1875
«А.С. Пушкин в селе Михайловском», 1875

Нужно отметить, что в
написании картин на исторические темы Николай Николаевич всегда очень тщательно
подходил к сбору материала – изучал, запоминал, исследовал. Для того, чтобы
написать Пушкина, Ге ездил в Михайловское и Тригорское, изучал домоубранство и
домоустройство полувековой давности, в общении с сестрами Керн почерпнул знание
о том, как была расположена мебель в пушкинском имении в то время.

Но и сам Ге признавал, что
произведение это получилось у него сухим по живописи, а, главное,
сентиментальным, чего художник уж точно не планировал.

«Я стал теряться в самом
себе» – этими словами Ге предвосхитил свой последующий решительный поступок –
переезд из Петербурга на хутор Ивановский в Черниговской губернии, где, как он
ожидал, его «искусство будет свободно».

В новых жизненных
обстоятельствах Николай Николаевич вернулся в своей живописи к теме, которая
была ему наиболее близка – к евангельским сюжетам, а также впервые, после жизни
в Италии, пишет пейзажи.

Писал он в то время и
портреты, только уже не те, что в Петербурге. Если прежде он писал
интеллигенцию (Толстого, Салтыкова-Щедрина, Герцена), а также членов своей
семьи, то переехав на хутор, Ге начал писать портреты крестьян, тем самым
отражая настроения, превалирующие в творчестве передвижников. Но в его работах,
как ни у кого другого видна та социальная дистанция между изображающим и
изображаемым.

Последние двадцать лет
жизни Ге посвятил созданию «Страстного цикла» на евангельскую тему,
появившегося не без влияния на художника его друга, Льва Николаевича Толстого.

Первая картина цикла «Что
есть истина? Христос и Пилат» была вновь холодно встречена публикой, всего
несколько дней экспонировалась она на выставке передвижников, после чего была с
нее снята. Толстой тогда добился альтернативного показа картины на частных
квартирах, а также написал гневное письмо Третьякову, также, как и большинство
зрителей, не оценившему картину Ге. Сила слова Льва Николаевича в этом письме
была столь велика, что вопреки собственным вкусам и убеждениям не слушать
ничьих советов, Третьяков купил «Что есть истина?», однако, поздних произведений
художника не понимал.

Последней картиной цикла
стало «Распятие», снятое с выставки по распоряжению Александра III и так до сих
пор не найденное.

8.%2B%25D0%25A1%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0%2B %2B%25D0%25A7%25D1%2582%25D0%25BE%2B%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582%25D1%258C%2B%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B0%2B%25D0%25A5%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2581%2B%25D0%25B8%2B%25D0%259F%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25B0%25D1%2582%252C%2B1890%252C%2B%25D1%2581%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25B0%2B %2B%25D0%25A0%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BF%25D1%258F%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B5%252C%2B1892
Слева – «Что есть истина? Христос и Пилат», 1890, справа – «Распятие», 1892

…Незадолго до смерти, в
апреле 1894 года, Ге пригласили выступать на первом съезде русских художников и
любителей художеств. Когда седовласый старик в старом пиджаке и холщовой рубахе
появился на сцене, его встретили овацией, которые не умолкали очень долго. Ге
рассказывал о тех художниках, кого знал и любил – Иванове, Перове, Флавицком,
Васильеве и Крамском. С кафедры съезда художник благословлял наступлению нового
века и отдавал дань веку уходящему. По окончании его рассказа у многих в глазах
стояли слезы.

9.%2B%25D0%2590%25D0%25B2%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2582%252C%2B1893
Автопортрет, 1893

Таким он был – философом и
романтиком, неустанным мыслителем и энциклопедистом. Не все понимали его
творчество, не все его современники чувствовали новые веяния не только в
изобразительном искусстве, но и в обществе. Ге же понимал и чувствовал, и
радовался течению времени, которое порой отторгало его собственное творчество.

  Александр Бенуа говорил о Николае Ге: «он успел доказать присутствие в себе всех дарований, необходимых для
истинно великого художника
». Великим художником он и был.

Использованные источники:

1. Порудоминский, В.И.
Никоай Ге / В.И. Порудоминский. – Москва: Искусство, 1970. – 270 с. – Текст:
непосредственный

2. Тарасов, В.Ф. Николай
Николаевич Ге / В.Ф. Тарасов. – Ленинград: Художник РСФСР, 1987. – 96 с. –
Текст: непосредственный

3. Толстая, Н. Николай Ге:
жизнь в поисках истины / Наталия Толстая // Наука и жизнь. – 2012. – №1. –
С.136-144. – Текст: непосредственный

4. https://www.culture.ru/persons/8230/nikolai-ge.
– Текст: электронный

5. http://bgdiaspora.h3b.ru/13321.
– Текст: электронный

6.https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/nikolaj-ge-biografiya-tvorchestvo-khudozhnika.
– Текст: электронный

Ольга Сустретова, главный библиотекарь 

Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина

Немного об исторической живописи

Думы и размышления художников

«Искусство
есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и
творчества, воплощающего ее, неразлучна с человеком», — писал Ф. М.
Достоевский.

«Историческая
живопись по своему месту в сознании народа – это искреннее и честное раздумье о
важнейших проблемах в жизни нации» (
Виктор
Маторин)

AVvXsEhlOTVrMQimvZCIZtmnRiuLizXJrbPZCgwkl1h5ZnvhmNurjZ5DPCicg73 oVv2 qOoa7ISdUxHe7w5riDD2e5WgsRTDEam9BJJNLQ 5aQnsCj4P26e2gWVZsXjHffI3A9zrZ8E7ENXV pzO1S8f9y1Oxr5pUhKZ VYOaAgiMJBXQckZ59oiPUTksa=w640 h602

А. Косничев (род. 1970). У Сысоя. Масло.
2007

«Исторические
сюжеты – это не пройденный этап. Это закономерное продолжение отечественных
традиций в искусстве и культуре» (
Виктор
Маторин)

«Если
мы обратим внимание к В.И. Сурикову, то увидим не только мощный трагизм, но и
поразительную, чисто эстетическую сущность его картин. Не только историческая
сущность нас восхищает в его полотнах, но и их прекрасное исполнение. Его
чудные «грязные краски», его страстная, как тогда говорили, «прекрасно-безобразная
живопись» не поддавалась объяснению с точки зрения традиционной техники. Можно
только благоговеть перед его умением не столько найти тему, сколько выявить в
ней сугубо художественные достоинства. Именно они и делают Сурикова великим
художником» (
Павел Попов)

AVvXsEhcMdrahhxq896ybdkBuq o7sGPiqRCKL1VhMPp57UVySuaDJsqt4HCJ2EGSk8 DFIVr9ldopRVYmaRkFt9Y0A08HRnMFb107vFBKJgZWMUnj5bSDa Qk0i cqoOZIE 5V84prz3uv45 0iFZYKkSsjS35 4pDFzOdO NhM54qXe28TM7X 3xRGkTu=w640 h330

Суриков
В.И.  Боярыня Морозова

Булычева В.А.

К картине Сурикова «Боярыня Морозова»

После страшных терзаний и
пыток

Везут по людным улицам Москвы

Староверку Федосью Морозову,

Не склонившую гордой своей
головы,

Не принявшей реформы Никона,

Восставшей против царя

За святую старую веру,

К ней сердечной любовью горя.

Предстоят ей смертельные
муки,

Казнь позорная от палача,

Но, раскинув, как крылья,
руки,

Призывает она сгоряча

Весь народ на сохранность
веры,

На борьбу за русскую
святость.

Пыл и смелость ее безмерны,

Велика души ее ярость!

AVvXsEiyl5pW6qK5m2RRbnJR61a DEfE 330EZbbl0gigMKEN NSldDRXecpbSmDJZirdFQFrZLhHOLtwiy0qpQMd85ZBl aWSgIUQ6t0 Ea 4tNWRV7yEgLkrZkzGxs 2V0KQMmxvIWTqnqKiS478K1gSQjyBHbx5 2eY1mK9GXXq9NRsw1GWypPynzJiD5=w640 h444

В. Маторин. П. Попов. Куликовская битва.
Масло. 2001.   208×300

 «Для создания картины необходимы увлеченность
темой, искренность чувства и профессионализм. Еще более важна позиция
художника, понимание им историзма, как ответа на насущные интересы времени.
Историческая живопись по своему месту в сознании народа – это искреннее и
честное раздумье о важнейших проблемах жизни нации»
(Виктор Маторин)

AVvXsEhRsFY8ACpSzzfO0NXe2gZBkIQ8OB966RinIGpUR5R5hDtCCWUya2lQmeTwVtXKlx4n81Q Qlgf0ZQSNKJjeg8nMoPwiz9ZROkE Lm7akPSEcnID0QFfTfGcrw7bJbJpO1ySXvSnMVOLKMz8gEFNelHqHCzC Qt6FbnbtB xLRydFtN3jtcC0OaGJBg=w640 h512

Сергей Блинков. Убиенный царевич Дмитрий.
https://i.artfile.ru/1280x1024_301483_[www.ArtFile.ru].jpg

«Исторические полотна не
создаются вдруг и по указке. Они требуют ответственного отношения не только со
стороны художника, но и отклика и поддержки со стороны общества»
(Виктор Маторин)

«Художник не только профессия,
это образ жизни, личность самого творца. Основой всего является христианское
мироощущение и понимание истоков национального самосознания. Здесь ключ к
пониманию многовековой истории России и ее культуры, искусства в целом.
Историческая картина не умерла и не умрет»
(Виктор Маторин)

AVvXsEhCRgSEXE2u5fhyZNCg6KtzhEi8CPjGtFTuiFKTgelUS7 KkpirFFiZ7pELC0XFmF0Nvg30o4Er3zVlfcBI0oolKXVBZfQz59pYBpkBEDPuIfxlBSqU6evYWgjydhTPw60TI7rf DfnzNyUMBLCOAWQCN pA9 BaXKRAUO ptPVIUoMLSNT oIpwacW=w640 h348

П. Попов. Ледовое побоище. Масло. 1997 —
1998. Учебная малая картина

 «Создание подлинно художественного
произведения искусства – это сложный, удивительный процесс. Он порою непонятен
даже для самого художника…». «Источником творчества может быть только любовь –
к человеку, жизни, окружающему миру».
(Павел Попов)

AVvXsEgDEw4DBrW41Zk51t PMeVmdCknHEOoHCWaRYi74G NHLynDtrfYbttCUp4njYSShVAoUfkpTrnwLDH1fy41mHn4Jlt1MCvS8OrNz5HRbyw5ALbQt1A0CIgYbTrSIq7mep42kKYPqVb5 d1mmvoSxqQQm3uBjMDS2NgUm6jXn9uzu64zW3mDoKkrH8i=w640 h436

Репин
И.Е. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1890-1891

Булычева В.А.

К картине И.Е.Репина «Запорожцы»

Получив послание турецкого
султана

С ярыми угрозами в адрес
казаков

Собралось войско дружное
ответить без обмана,

Пишут всей общиной, и вот
ответ готов:

«Турецкий владыко, хоть
войско твое сильное,

И сам ты смелый воин,
властитель удалой,

Но запугать казачество,
свободою обильное

Тебе ведь не удастся, отец ты
нам родной.

Когда сойдемся в поле,
познаешь нашу рать,

Как рубимся мы в поле, и
турок погоняем власть,

Как пятки замелькают у бравых
янычар,

А сам султан не знает, как
скрыться у татар.

Прощай, султан турецкий,

Прощай, владыко грозный,

Письмом своим суровым,

Ты запугал нас, тать.

Дрожим от страха бледные,

У Бога молим помощи,

Хоть нам от смеха буйного,

Чтоб не помирать!»

AVvXsEj5W24mYaHbbibFnPajKTNjXe9ocVdzqIxdEkQXJVV RDGY9wHWzHldYBX7ZjYYIXUiPHVyjbpAYXw5cZGiFbChboiXIbNPVbWG2vu96peSuER7SauQyQLMFzr5scUP1NXsRJPthhCwk8FjQ1XPaI0AnYz4gPjCRh9n15VKV1NMv 9Nj0wOgsbY1wnK=w640 h296

Репин
И.Е. Бурлаки на Волге

«Лицо,
душа человека, драма жизни, впечатления природы, ее жизнь и смысл, дух истории
— вот наши темы… Краски у нас — орудие, они должны выражать наши мысли,
колорит наш — не изящные пятна, он должен выражать нам настроение картины, ее
душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке». (И.
Репин)

«Для
художественного произведения не довольно одного копирования с натуры. Художник
вкладывает в свой труд очарование, впечатление. Поэтому никакая фотография,
даже цветная, не может помешать высокой ценности истинно художественных
произведений — в них ценится живая душа художника, его вкус. И в этой
аристократической потребности к личному творчеству и лежит залог вечного
существования искусства». (И. Репин)

AVvXsEjfBRx265xYuy5UKfxAybOqL8dukEieRwo05P6DVz9QF3r8qHOdNI4NeDevfcOcG1 UXeCQZEtgP80tw22uaK3p5U5xHrW7SCIMOrwuXuZuetryGT70KG9N iEDeu53lKZbpqsx2CN5DgRLN9xgVNuujv2Tys42MzZxXYcX3P 0E2oQlfk3GEOf11CC=w640 h454

В. Васнецов. Битва скифов со славянами. Эскиз
одноименной картины Масло. 1879. Третьяковская галерея

«Мы только тогда внесем свою
лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим к
развитию своего родного русского искусства». (Васнецов В. 1848-1926 гг.)

AVvXsEg9U7nn9k9DYjerwrPIxXXy4OdNOPT7KwYxED8AdA7kVTbENCzIfIVbRxgERxAl1eHODEOPA jwNwaLjdmwfgF9Rc90uQmQ0sSVafsAuR71ivV4NGxNP4QR c NwccGgwWiAqqBxTWG il5l02Zse9b1Wp9fadR79f5WPfillw73qvHVxnTsmDxehR8=w640 h474

Ге
Н.Н. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871

«Произведение
искусства есть самое высшее произведение человеческого духа; оно дает жизнь,
оно совершенствует человека». (Ге Н.Н.)

Источник:

В. Маторин, П. Попов Историческая картина не умерла.//
Журнал «Юный художник». – 2007 год, № 5. — (Приглашение к разговору)


    • Ваше замечание было бы справедливо веке эдак в 19-м, когда живопись была увлечением немногочисленных меценатов.
      Сейчас она доступна всем и каждому.
      Да, вы очень точно угадали(или знали) маркетинговый замысел самих передвижников. Сочинение по картине петр 1 допрашивает царевича алексея петровича в петергофе
      Но благодаря им люди могут не только приобщить свое чсв к чсв элиты, но удовлетворить свою потребность в красоте и гармонии.
      Или в познании. Ведь в этом сила искусства и тех же цветов))

      Сообщение от бидуин

      Посмотреть сообщение

      Снобизм: играет на улице скрипач, все проходят мимо. Тот же скрипач играет в концерт холле, толпы «понимающих».

      если его игра виртуозна, красота музыки всегда взволнует случайного прохожего и он не сможет пройти мимо.
      Если фальшивит и играет кое-как, люди разбегаются. Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет))
      Поэтому те, кто идет в консерваторию платят за мастерство и гармонию извлекаемых музыкантом звуков.
      Никакой антураж не заставит людей заплатить за неуклюжее терзание скрипки и терпеть какофонию звуков))
      Неважно, переход ли это или большая сцена)


      • Неужели вы не знаете, о чем мечтает ваша жена?

        Да я сама не знаю, о чем я мечтаю Сочинение по картине петр 1 допрашивает царевича алексея петровича в петергофе

        Сообщение от Столик не обслуживается

        Посмотреть сообщение

        Это уже полшага до того, чтобы вообще перестать дарить))) потому что рано или поздно приходит понимание бессмысленности этого обмена деньгами.

        Но конечно же подарки маленьким детям (внукам )- разговор особый.) Это важно, нужно и всем приятно.

        Уже и в этом не уверена Сочинение по картине петр 1 допрашивает царевича алексея петровича в петергофе тем более, когда ДР 26 декабря, и игр и игрушек в доме выше крыши



          • Цитата

          • Комментарий

          • 1 Нравится:


          • Ведь в этом сила искусства и тех же цветов

            Цветы, на языке природы, это благополучное место.

            Это наличие дождя, росы, азота в почве.

            Там где место благополучное, там будут олени, кабанчик, дикий горох.

            Там можно размножаться.

            Искусство цветов — это обещание выживания.


            • Мне вот довелось минут двадцать стоять в Третьяковке перед его картиной Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе, настолько я забыла о времени, Ге поднимал мое чсв?

              20 мин, это показатель того, как глубоко ваши мозги промыты «вечными ценностями».

              Я не говорю , что это плохо. Это так есть. Но к этому неплохо помнить, что это воспитанное вожделение, к настоящему природному выживанию человека, отношения не имеющее.


              • ты на психфоруме бываешь? там у вас сириус 888
                пригласил бы ее в веточку про коронавирус
                покажи ей меня
                мы похожи

                У меня бан на полгода.

                Не угодил офицерским женам.

                Патриотки за госхарчи.


                • Хорошо, когда человек покупает билет на выставку передвижников,
                  чтобы полюбоваться живописью Николая Ге и получить от этого созерцания удовольствие, какие скрытые мотивы им движут?
                  Мне вот довелось минут двадцать стоять в Третьяковке перед его картиной Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе, настолько я забыла о времени, Ге поднимал мое чсв?))

                  А я всегда подолгу стою у его картины Что есть истина.
                  Всегда вспоминаю, как моя мать просила одну старую женщину библию почитать. На что она ей ответила:
                  -А что ты там поймешь!


                  • Люди, которые пытаются переложить психику человека на язык рассудочных алгоритмов, не очень-то интеллектуальны. Эмоции — неотъемлемая часть психики. Неотъемлемая. Потому что тоже являются способом выживания и существования в природе. Интегральным сознанием.
                    И, что характерно, подобные узкие специалисты неизменно поют сало Украине, а с прививками и Россией принципиально во всем не согласны. Сочинение по картине петр 1 допрашивает царевича алексея петровича в петергофе

                    Красный флаг над рейхстагом.


                    • Эх, какую радость приносил электрический самовар лет 38 назад. Сочинение по картине петр 1 допрашивает царевича алексея петровича в петергофе

                      Красный флаг над рейхстагом.


                      • Сообщение от бидуин

                        Посмотреть сообщение

                        0 мин, это показатель того, как глубоко ваши мозги промыты «вечными ценностями». Я не говорю , что это плохо. Это так есть. Но к этому неплохо помнить, что это воспитанное вожделение, к настоящему природному выживанию человека, отношения не имеющее.

                        О, ну если прибегать к черной риторике, можно далеко зайти,
                        инет наносное, личный транспорт, гаджеты, массовая культура это все отдаляет человека от его животной природы.
                        Однако, вы же этим пользуетесь из соображений личного комфорта и не стремитесь вернуться к рубилу и скребку.
                        Иначе вы бы тут не сидели, наглаживая свое чсв Сочинение по картине петр 1 допрашивает царевича алексея петровича в петергофе

                        И как была бы скучна и однообразна жизнь человека, если бы она ограничивалась только удовлетворением базовых потребностей.


                        • Забавно. Раньше всякая тема сводилась к сиськам, потом сиськи сменились жрачкой, а теперь, стало быть, пришло время философии и поисков истины. Что, в общем, в теме о подарках тоже очень символично Сочинение по картине петр 1 допрашивает царевича алексея петровича в петергофе

                          Если увлеченно заниматься любимым делом (например, сосать корягу), можно пропустить даже Апокалипсис ©



                            • Цитата

                            • Комментарий

                            • 1 Нравится:


                            • Сообщение от Незабудка

                              Посмотреть сообщение

                              Забавно. Раньше всякая тема сводилась к сиськам, потом сиськи сменились жрачкой, а теперь, стало быть, пришло время философии и поисков истины. Что, в общем, в теме о подарках тоже очень символично Сочинение по картине петр 1 допрашивает царевича алексея петровича в петергофе

                              Так все просто, сиськи это юность, жрачка это зрелость, философия это старость

                              Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвленна стала.



                                • Цитата

                                • Комментарий

                                • 4 Нравится:


                                • Сообщение от Незабудка

                                  Посмотреть сообщение

                                  Забавно. Раньше всякая тема сводилась к сиськам, потом сиськи сменились жрачкой, а теперь, стало быть, пришло время философии и поисков истины. Что, в общем, в теме о подарках тоже очень символично Сочинение по картине петр 1 допрашивает царевича алексея петровича в петергофе

                                  Я как то не могу себе представить обсуждение сисек-писек в качестве подарка….



                                    • Цитата

                                    • Комментарий

                                    • 1 Нравится:


                                    • Эх, какую радость приносил электрический самовар лет 38 назад. Сочинение по картине петр 1 допрашивает царевича алексея петровича в петергофе

                                      Никакой. Уже было ясно, что пользы ноль, а место занимает.

                                      Мы знаем, что в безоблачном и чистом
                                      Из пешек не рождаются ферзи. (с) Михаил Фельдман
                                      Единственный способ борьбы со злом — это воспитание доброты. (с) Сергей Другаль. Василиск.


                                      • Ерунда. Любоваться и воду подогревать. Недолго, но от души!
                                        Да и места было не жалко!

                                        Красный флаг над рейхстагом.


                                        • Так все просто, сиськи это юность, жрачка это зрелость, философия это старость

                                          Ну так и я о том Сочинение по картине петр 1 допрашивает царевича алексея петровича в петергофе

                                          Сообщение от алекс555

                                          Посмотреть сообщение

                                          Я как то не могу себе представить обсуждение сисек-писек в качестве подарка….

                                          Вооот. А раньше это никого бы не смутило!

                                          Если увлеченно заниматься любимым делом (например, сосать корягу), можно пропустить даже Апокалипсис ©


                                          • Сообщение от алекс555

                                            Посмотреть сообщение

                                            Я как то не могу себе представить обсуждение сисек-писек в качестве подарка….

                                            Скорее всего вы кина не смотрите: на день рождение или на кристмас отец дарит сыну абонемент в публичный дом.


                                            • Сообщение от алекс555

                                              Посмотреть сообщение

                                              Я как то не могу себе представить обсуждение сисек-писек в качестве подарка….

                                              Ну почему же. Можно подарить вибратор.
                                              Или силиконовую вагину Сочинение по картине петр 1 допрашивает царевича алексея петровича в петергофе

                                              Дорогу осилит идущий.


                                              • Ну почему же. Можно подарить вибратор.
                                                Или силиконовую вагину Сочинение по картине петр 1 допрашивает царевича алексея петровича в петергофе

                                                вместе эти два подарка впечатляют: сходили в кино, в кине поцеловались, он проводил меня до дома, подарил мне вибратор, я подарила ему с. вагину.


                                                • Сообщение от бидуин

                                                  Посмотреть сообщение

                                                  вместе эти два подарка впечатляют: сходили в кино, в кине поцеловались, он проводил меня до дома, подарил мне вибратор, я подарила ему с. вагину.

                                                  Более того! В наше время неопределившимся с полом можно подарить комплексный подарок из обоих предметов.
                                                  Сочинение по картине петр 1 допрашивает царевича алексея петровича в петергофе

                                                  Дорогу осилит идущий.



                                                    • Цитата

                                                    • Комментарий

                                                    • 1 Нравится:


                                                    • Более того! В наше время неопределившимся с полом можно подарить комплексный подарок из обоих предметов.
                                                      Сочинение по картине петр 1 допрашивает царевича алексея петровича в петергофе

                                                      Можно, это у нас.

                                                      У них надо дарить оба предмета. Иначе, если промахнешься, уволят за хомофобию.


                                                      • У нас с Вами разная география ваще-то. Сочинение по картине петр 1 допрашивает царевича алексея петровича в петергофе

                                                        Дорогу осилит идущий.


                                                        • У нас с Вами разная география ваще-то. Сочинение по картине петр 1 допрашивает царевича алексея петровича в петергофе

                                                          Вы моей географии, день без войны- подарок.

                                                      • Сочинение по картине подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича
                                                      • Сочинение по картине речка свинка близ алексина 1900
                                                      • Сочинение по картине серебряковой за обедом 2 класс с опорными словами конспект урока
                                                      • Сочинение по картине сергия радонежского
                                                      • Сочинение по картине пластова витя подпасок