Сочинение по картине неравный брак пукирев 6 класс

неравный брак картина русского художника василия пукирева. работа была написана в 1862 году, сразу после окончания московского училища живописи,

«Неравный брак» — картина русского художника Василия Пукирева. Работа была написана в 1862 году, сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Василий Владимирович Пукирев - картина

Сочинение по картине «Неравный брак»

Вариант 1

Передо мной картина Пукирева, это самая известная его работа, которую приобрел у него сам Третьяков. Сейчас оригинал этой картины можно увидеть в Третьяковской галерее. После написания этой картины художнику больше не удалось написать подобного шедевра. Картина изображает актуальную для того времени проблему неравных браков.

Мы находимся в церкви, она полна гостей знатного рода. Венчается богатый чиновник и молодая девушка. Жених очень стар, надменен, он будто посмеивается над своей невестой, слегка повернув к ней голову.  Выражение его лица каменное, в нем нет ничего доброго, он бесчувственный и жестокий. Его не смущает то, что девушка годится ему во внучки. Подчеркивает его знатность и высокий чин орден на шее и звезда на груди.

Девушка очень красива, подвенечное платье делает ее еще краше, на ней  нежная фата и красивые украшения. Она опустила глаза, полные слез и смотрит в пол, протягивая руку священнику. Хорошо заметно, что девушка проплакала ни одну ночь и  выходит замуж не по собственному желанию. Может быть, она делает это по наставлению родителей или же сама хочет избавиться от бедности, а в душе мечтает, чтобы свадьба расстроилась,  увы, все идет как надо. Невеста сильно переживает и от этого она не здорова, она бледна, кажется, вот-вот упадет, свечка, которую она держит, почти соприкасается с платьем.

За женихом с невестой мы видим знатных гостей со стороны жениха, все они мужского пола, все они одеты  во фраки. Одни из них пытаются лучше разглядеть невесту, обсуждая этот неравный брак и подшучивая над ними, кому-то вообще безразлично происходящее. Но за невестой стоит ее шафер, скрестив руки, он грустен и печален, ему одному не безразлично происходящее, возможно,  он был влюблен в невесту или ему просто жалко молодую девушку. Это сам художник этой картины.

Смотря на картину, начинаешь сочувствовать девушке, она такая молодая и красивая выходит замуж за чопорного старика. Жених смотрит на невесту надменно даже во время венчания. А как он будет относиться к ней в браке? Будем надеяться, что их семейная жизнь будет недолгой и жених скоро скончается.

Вариант 2

Пукирев изображает драму несчастного юного создания. По тем временам, а это был 1862 год, проблема бесправия женщин была очень актуальна. Эта проблема и есть основа сюжета картины. В центре картины очаровательная молодая невеста: черты ее лица мягкие, по-детски нежные, но красивые глаза полны безысходности, беспомощности, обреченности. Наверняка они пролили много слез и именно поэтому опущены в пол. Ее мечты сломлены, молодость – убита.

Невеста одета в роскошное белое платье, но оно не приносит ей радости, и , скорее всего, станет ненавистным. Этот праздник не для нее. В одной руке она держит свечу, а другую безразлично протягивает священнику, чтобы тот надел кольцо. Возможно, где-то в глубине души она уже даже смирилась со своей участью и понимает, что она совершенно бессильна в этой ситуации. Однако, может быть, именно это действие спасет ее семью от бедности, голода.

Далеко не молодой жених производит странно отталкивающее впечатление. В глаза бросается контраст между прекрасной невестою и настолько неприятным стариком. Наверняка, ему не впервой вступать в брак, поэтому он создает впечатление уверенного ловеласа. Он властно и торжествующе смотрит на свою новоиспечённую жену, словно посмеивается над ней. В чертах его лица нет ничего доброго – он черствый, самоуверенный, бесчувственный, эгоистичный. Он печется лишь о собственных чувствах, и не берет во внимание тот факт, насколько молода и несчастна его невеста. Его знатность, богатство, высокий чин подчеркивает орден на шее, звезда на груди

На фоне жениха и невесты видны гости, присутствующие на бракосочетании. Можно с уверенностью сказать , что они осуждают эту свадьбу, эмоции на их лицах далеки от радостных. Но мотивы у всех разные. Например, если обратить внимание на шафера, то можно заметить, что он тихо протестует против происходящего. Он стоит позади невесты. Он отвернулся скрестив руки на груди.

Шафер даже не хочет ни видеть, ни слышать происходящего. Он жалеет несчастную девушку, переживает за ее несчастную судьбу. Что не сказать о «друзьях» жениха, которые стоят напротив шафера. Они не без зависти смотрят на невесту. А на их лицах та и читается «старый черт! Какую жену себе урвал!». Этот обряд для них является чем-то само собой разумеющимся.

Вариант 3

Картина «Неравный брак» Пукирева стала самой известной работой автора. В этом полотне он умело передал эмоции персонажей и общий смысл композиции, чем и проявил особый талант портретиста. Идею для написания полотна Василию Владимировичу подкинул его товарищ, который пережил любовную драму на этой почве: его любимую отдали за более состоятельного и старшего кавалера. На то время это была очень актуальная тема, но и в современном обществе, говоря о неравном браке, часто вспоминают картину Пукирева.

На полотне мы видим сцену венчания в церкви: седой, морщинистый жених с надменностью смотрит на молодую невесту, во взгляде ни единой доли любви иль симпатии. Та, несмотря на свою молодость, еле стоит перед священником – она вся бледна, безжизненна, ее глаза красны от слез, но она смиренно следует воле своих родителей. Невеста неуверенно протянула руку за обручальным кольцом, а пожилой жених посматривает искоса на ее действия – он не знает, что от нее ожидать. И священник даже наклонился, чтобы рассмотреть ее лицо – все ли с ней в порядке, не передумала ли она.

Не менее интересно наблюдать и за персонажами на заднем плане картины: кто-то с любопытство, кто-то с насмешкой, а кто-то с осуждением рассматривают пару. Среди собравшихся художник нарисовал себя – фигура в углу полотна, стоящая за невестой: его руки скрещены, взгляд исподлобья, брови сдвинуты, выражение лица суровое – ему явно не нравится это мероприятие и старец-жених. Поговаривают, что Пукирев хотел изобразить на этом месте своего друга, но тот наотрез отказался, поэтому образ пришлось писать с себя.

И все равно получился настоящий шедевр – изысканная игра светотенью, тонкая прорисовка деталей, колоритные образы, выразительная передача эмоций. А главное, передана вся суть неравного брака – это расчет без счастья, обреченный на осуждение обществом.

Описание картины «Неравный брак»

Картина «Неравный брак» Василия Пукирева так и не разгадана до конца. Анализируя ее, мы вступаем на зыбкую почву догадок. Кто эта девушка? Что за мрачный красавец мужчина со скрещенными руками стоит за ней, ненавидяще-отчаянным взглядом упершись в спину «молодого жениха»? А что делает призрачная, с первого взгляда незаметная старуха в венчальном уборе слева от жениха, и почему смотрит на него таким странным взглядом? Попробуем разобраться.

Сюжет картины «Неравный брак» мало кого оставит равнодушным: юная, печальная невеста обреченно протягивают руку, на которую склоненный в льстивом поклоне священник сейчас наденет кольцо, и отдаст ее во власть старого богатого сластолюбца, чопорного жениха, держащего свечу. Свадьба, свадьба! Да что-то нерадостная. Персонажи изображены в темной церкви.

Девушка – настоящий цветок, Пукиреву удивительно удалось передать ее нежность, беззащитность, уязвимость. Она кажется ребенком, который едва-едва начал превращаться в девушку. Весь ее облик наполнен очарованием юности. Невеста написана округлыми, мягкими линиями, ее лицо и плечи и, в меньшей степени, белое платье – самые сияющие элементы этой сцены. А вот жених, напротив, кажется, весь состоит из углов и прямых линий, символизирует собой увядание, омертвение, атмосферу, в которой предстоит увянуть и девичьей прелести невесты.

По сути, перед нами – договор купли-продажи. И все присутствующие участвуют в этом преступлении: родители или тетушка девушки, которых не видно, но которые согласились на эту сделку, толстый поп в золоченом одеянии, сам престарелый жених… Кстати, позволим себе немного цинизма в надежде на лучшее будущее для девушки. Может быть, старичок-то в скором времени… того? И останется молодая богатая вдова? В поисках ответа на этот вопрос посмотрим пристальнее на гостей.

Слева от жениха старуха, а на голове у нее нелепое для ее возраста украшение… Венчальное? А из-за ее спины не еще ли одна старуха выглядывает? Искусствовед, старший сотрудник Третьяковской галереи Людмила Полозова предположила, что эти призрачные старухи, придающие картине мрачный мистический колорит, – предыдущие жены. Отправленные «в отставку»? Или спроваженные в гроб? Вторая версия вероятнее, иначе что бы им делать на свадьбе. С каким интересом задняя смотрит на кольцо, которое сейчас наденут девушке на палец, и каким мертвым, саркастическим взглядом из-за спины «молодого» взирает передняя, в столь не подходящем ей венце из флер-д-оранжа.

Привлекает к себе внимание мужская фигура за невестой – статный, мрачный молодой красавец со скрещенными руками. В его образе можно уловить сходство с самим художником. Так может, история автобиографическая? А рядом стоит человек, единственный, чей взгляд направлен на зрителя. В его глазах читается понимание сути происходящего и глубокое сочувствие жертвам этого действа. Есть версия, что его прототип – Петр Шмельков, товарищ Пукирева по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества.

Возможно, здесь и кроется объяснение тому, что Василий Пукирев так быстро и стремительно написал эту картину, и тому, что она так берет за живое, никого не оставляя равнодушным? И, может, именно потому он не наслаждался успехом выставленного на Осенней выставке 1863 года в Академии художеств «Неравного брака», а спешно уехал за границу? В пользу этой версии говорит еще один факт. В 2002 году Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок, сделанный художником Владимиром Суховым в 1907 году. Он подписан: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

Напрашивается версия, что молодой Василий Пукирев влюбился в красивую девушку Прасковью, которую выдали замуж за богатого купца Варенцова. Она пережила своего старого мужа, но, судя по тому, что последний известный портрет ее сделан в богадельне, счастья и богатства сей брак ей не принес.

Впрочем, с картиной связана еще одна история. Дело в том, что в Третьяковской галерее хранится эскиз к картине «Неравный брак». И что мы видим? За спиной невесты по-прежнему стоит сурового вида мужчина со скрещенными руками. Но это же другой человек! Удивительно, но в этой версии фигурирует та же фамилия. То ли не всё мы еще знаем об этой картине, то ли странное совпадение? Друга Василия Пукирева звали Сергей Варенцов.

Он был влюблен в Софью Рыбникову. Они принадлежали к одному кругу – купеческие дети. Но так вышло, что ему предпочли другого – то ли родители, то ли сама девушка… Софья вышла замуж за Андрея Карзинкина. Он был действительно богаче Варенцова и старше невесты – но отнюдь не настолько, чтобы стать реальным прототипом картины: их с невестой разница в возрасте составляла 13 лет. А поскольку семьи Варенцова и Карзинкиных были связаны другими узами и делами, то Сергей еще и не смог отказаться от «чести» быть шафером на свадьбе. Потому он изображен позади невесты.

Видимо, Сергей Варенцов очень страдал, делился переживаниями с товарищем и подтолкнул его к созданию этой картины. Но прошло некоторое время, страсти улеглись, Варенцов собрался жениться на другой. И обнаружив, что Пукирев вздумал увековечить его страдания по прошлой любви, устроил грандиозный скандал. В результате Василий Пукирев сохранил название и сюжет картины, но при этом видоизменил ее.

И поскольку травма друга уже поросла быльем, а у него самого произошла подобная история (они в то время были явлением распространенным), художник написал за спиной молодой невесты себя самого. Это справедливо со всех сторон, потому что бывшая невеста Сергея Варенцова, Софья, как показала жизнь, вступила отнюдь не в «неравный», а напротив, в очень счастливый брак. У них родилось трое детей, и всю жизнь они с Андреем Карзинкиным прожили в любви и согласии.

Что же касается образа «Кащея», жениха, исследователи склоняются к тому, что он получился собирательным. В нем находят черты тверского предводителя дворянства Алексея Полторацкого, князя Павла Цицианова и даже повара, служившего в доме Сергея Варенцова. Вероятно, и тот, за кого выдали замуж невесту Пукирева, тут виден.

Картину приняли восторженно, Владимир Стасов назвал ее одной из самых грандиозных и трагических работ русской школы, а историк Николай Костомаров честно признался, что, взглянув на эту картину, отказался от намерения жениться на юной девушке.

Анализ картины «Неравный брак»

Многие приписывали картине Пукирева «Неравный брак» магические свойства. Якобы все посмотревшие на неё пожилые женихи отказывались от свадьбы. Но на деле никакой магии не было. Просто сюжет картины трогал до глубины души и заставлял задуматься, а не обрекает ли старик свою молодую невесту на страдания?

За написание полотна «Неравный брак» Василий Владимирович Пукирев получил звание профессора. Но мало кто знал, какая трагическая история скрывалась за созданием этого полотна.

Загадочная фигура шафера

Безусловно, центральное место на полотне «Неравный брак» занимают жених и невеста. Взгляд сразу упирается в недовольно-пренебрежительный взгляд старика, глядящего на плачущую девушку. Она, в свою очередь, полна покорности судьбе и отчаяния. Но не меньший интерес вызывает и фигура шафера, стоящего сразу за девушкой. Он пристально и с затаённой обидой глядит на то, как священник надевает кольцо на пальчик невесты. Есть две версии того, кем на самом деле является этот мужчина.

Некоторые искусствоведы, проведя анализ картины «Неравный брак», говорят, что шафера художник Василий Владимирович писал с самого себя. И правда, на сохранившихся портретах автора есть общие черты с шафером, изображённым на картине. Однако сомнения вносит эскиз полотна, хранящийся в Третьяковке. На ней позади невесты стоит совершенно другой человек. И ничего общего с Пукиревым он не имеет. Но кто же этот юноша?

Главная тайна картины

Вполне вероятно, что в качестве шафера Василий Владимирович Пукирев изобразил своего близкого приятеля Сергея Варенцова. Тот был влюблён в юную Софью Рыбникову и даже собирался сделать ей предложение. Но отец девушки выдал её за купца Карзинкина, бывшего на 13 лет старше Софьи. В силу непреодолимых обстоятельств Варенцову пришлось побывать на свадьбе, чему он, конечно, рад не был.

Разумеется, Варенцов поделился своим горем с другом-художником, и тот, вдохновившись, использовал историю в качестве сюжета для полотна. Но узнавший об использовании своего образа Варенцов явно не был этим доволен. Он поссорился с Пукиревым и чуть ли не приказал ему изменить картину. Это объясняет то, что на первоначальном эскизе «Неравного брака» у шафера другая внешность. Но фамилия Варенцов фигурирует и в другой версии.

Согласной второй версии, на картине «Неравный брак» всё-таки был изображен сам художник. А девушкой на полотне являлась его несостоявшаяся невеста — Прасковья Варенцова. Её в юном возрасте выдали за пожилого князя, лишив возможности быть с Василием Пукиревым. Весьма вероятно, что эта версия правдива. В 2002 году руководство Третьяковки купило занятный рисунок, датированный 1907 годом.

Его автором был художник Сухов. А надпись гласила, что на рисунке изображена Прасковья Варенцова, с которой В. В. Пукирев 44 года тому назад написал свою картину «Неравный брак». Большинство историков и искусствоведов всё-таки склоняются к этой версии. Но точно ясно одно: за написанием полотна стоит настоящая трагическая история девушки, явно не хотевшей провести всю жизнь в браке с противным ей стариком.

Интересные детали «Неравного брака»

Образы жениха и невесты на картине Пукирева явно являются собирательными. Так, в пожилом генерале угадываются черты внешности и князя Цицианова, и дворянина Полторацкого, и главного повара, работавшего у Варенцовых. Но есть на картине и изображения людей, существовавших в реальной жизни.

Например, мужчина, находящийся возле шафера и смотрящий на зрителя, списан с художника-карикатуриста Петра Шмелькова. Он был близким другом Пукирева и, возможно, подсказал ему идею картины. А сбоку полотна виднеется голова мужчины. Он оказался нарисован не случайно. Художник нарисовал мастера Гребенского, который пообещал выполнить для него самую лучшую раму. А если присмотреться, можно заметить ещё одну интересную деталь.

Возле священника Василий Пукирев изобразил старуху, украшение на голове которой подозрительно похоже на невестину фату. Но зачем её фигура, будто бы подёрнутая туманом, нужна на полотне? Может, это бывшая жена немолодого жениха? Или художник хотел показать, что старик-жених уже свёл одну жену в могилу и теперь примется за вторую? Вероятнее всего последний вариант, ведь бывшей жене нечего было делать на свадьбе бывшего мужа.

Интересная картина “Шоколадница” Ж. Лиотара.

Картина под названием «Неравный брак» была создана в 1862 году. Василий Владимирович поднял актуальную тему прошлых тысячелетий, когда никто не задумывался о любви. Родители находили подходящую кандидатуру, которая сможет содержать и обеспечить всем необходимым их дочь и выдавали замуж. Очень часто девушки со страхом ждали этого времени.

Никто не спрашивал юную прекрасную особу о ее интересах или чувствах. Всё осложнялась, если девушка уже любила другого молодого человека, а ее насильно выдают замуж за какого-то страшного и старого мужчину.

Нашему вниманию предстает юная невеста. Она послушно пошла на венчание. Родители сказали, она должна выполнить. Глаза девушки опушены, она осознает, что ждет ее впереди. Невеста понимает, что детство закончилось, раньше ее обеспечивали родители, теперь всё. Благосостоянием девушки будет заниматься ее муж.

У девушки нежное лицо с детскими чертами. Девица испытывает гамму негативных чувств. Её сердце переполнено отчаянием, грустью и безысходностью. Теперь она не может мечтать о том, что когда-нибудь встретить юного принца, который будет искренно любить ее. Наверняка девушка проплакала несколько ночей, но изменить ничего нельзя.

Пару венчает священник. Он внимательно смотрит на невесту. Священнослужитель всё понимает, он знает, как себя чувствует бедолага. Он хотел бы ей помочь, но уже всё предрешено. Слева от невесты стоит жених, очень скоро он станет ее законным мужем. Насколько ей неприятно. Какой-то мужчина, который по возрасту, как ее отец, а то и старше, очень доволен. Он внимательно смотрит на нее.

Дед одет в смокинг, в руках у него свечка. На пиджаке у мужчины красуется орден, он многое прошел и повидал. Он в предвкушении, после заключения брака жена будет обязана во всем его слушаться и подчиняться. Сзади стоят люди, они все смотрят на новобрачных с каким-то презрением. Они понимают, что этот неравный брак хорошо не кончится. Дед вскоре скончается и все имущество перейдет к молодой жене, а та, в свою очередь, выйдет замуж за другого человека. Видно, что девушка на это не рассчитывает, но пожилые люди именно такого мнения. Люди перешептываются и искоса смотрят. Их пригласили, и они пришли только из уважения к своему другу.

2 сочинение Неравный брак Пукирева

Напротив меня известная картина Неравный брак художника В.В. Пукирева, оригинал которой находится в Государственной Третьяковской галерее. Картина была написана в 19 веке и была создана для того, чтобы обратить внимание людей на проблему неравных браков. Девушкам без приданого приходилось в то время очень тяжело, фактически у них не было никаких прав, без их согласия их выдавали замуж за стариков.

Именно этой проблеме и посвящена картина Пукирева. Сюжет картины разворачивается в церкви, которая полна людей из высшего общества. Все собрались на венчание старого богатого чиновника с юной девушкой. Художник изобразил жениха так, будто он смеется над невестой, его забавляют ее страдания. У него застывшее выражение лица, он жесток и бесчувственен. Огромная разница в возрасте его явно не смущает. Его высокое положение видно по ордену на его шее и звезде на груди. Невеста же очень юна, свежа, она только вышла из детского возраста. У нее мягкие волосы, нежный овал лица. Платье только подчеркивает ее невинность и красоту. Девушка стоит с опущенными глазами, полными слез, смотря в пол, она протягивает руку священнику. Почему такая юная девушка выходит замуж за старика? Возможно, такова воля ее родителей, или она сама решилась на этот шаг, чтобы избавиться от бедственного положения. По девушке видно, что она еле стоит на ногах, она бледна, а свечка у нее в руках почти касается ее платья.

Священник изображен сгорбленным, он смотрит исподлобья, в правой руке он держит кольцо, которое наденет на палец невесты.

Позади невесты с женихом стоят гости венчания. Видно, что все они со стороны жениха, они все богато одеты. Кто-то из них старается получше поглядеть на невесту, кто-то обсуждает этот брак, шутит над ним, а кто-то и вовсе не заинтересован в происходящем, будто такие браки обыденность или что-то совершенно нормальное. А за девушкой стоит шафер, у него печальное лицо, он скрестил руки, очевидно, он не безразличен к происходящему действию. Возможно, он просто жалеет бедную девушку, а может быть, он был влюблен в нее. В образе шафера художник изобразил самого себя.

Эта картина заставляет нас сопереживать невесте, сочувствовать ей. Она такая молодая, но вынуждена выходить замуж без любви за надменного старика. Конечно, их семейная жизнь не будет счастливой. К сожалению, такая участь для девушек того времени была очень частой.

`

Неравный брак Пукирева

Популярные сочинения

  • Ревизор — история создания комедии Гоголя

    Действия, описанные в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», происходят в небольшом уездном городе России. Мелкого петербургского чиновника Хлестакова местные власти принимают за ревизора из столицы.

  • Сочинение Успешный человек

    Чтобы стать успешным, человеку нужно пройти много сложностей, ведь мир очень жесток и некоторые люди в нем тоже. Ты никогда не должен никому завидовать и всегда сам добиваться своих целей, ведь зависть никого еще не приводила

  • Сочинение Я выбираю спорт

    Однозначно, я выбираю спорт. Спорт-это жизнь, движение вперед, которое заряжает энергией, делает тело здоровым, а организм сильным и выносливым. Я всегда любила заниматсья спортом

  • Сочинения
  • По картинам
  • Другие
  • Пукирев — Неравный брак

Пукирев - Неравный брак

Пукирев изображает драму несчастного юного создания. По тем временам, а это был 1862 год, проблема бесправия женщин была очень актуальна. Эта проблема и есть основа сюжета картины. В центре картины очаровательная молодая невеста: черты ее лица мягкие, по-детски нежные, но красивые глаза полны безысходности, беспомощности, обреченности. Наверняка они пролили много слез и именно поэтому опущены в пол. Ее мечты сломлены, молодость – убита.

Невеста одета в роскошное белое платье, но оно не приносит ей радости, и , скорее всего, станет ненавистным. Этот праздник не для нее. В одной руке она держит свечу, а другую безразлично протягивает священнику, чтобы тот надел кольцо. Возможно, где-то в глубине души она уже даже смирилась со своей участью и понимает, что она совершенно бессильна в этой ситуации. Однако, может быть, именно это действие спасет ее семью от бедности, голода.

Далеко не молодой жених производит странно отталкивающее впечатление. В глаза бросается контраст между прекрасной невестою и настолько неприятным стариком. Наверняка, ему не впервой вступать в брак, поэтому он создает впечатление уверенного ловеласа. Он властно и торжествующе смотрит на свою новоиспечённую жену, словно посмеивается над ней. В чертах его лица нет ничего доброго – он черствый, самоуверенный, бесчувственный, эгоистичный. Он печется лишь о собственных чувствах, и не берет во внимание тот факт, насколько молода и несчастна его невеста. Его знатность, богатство, высокий чин подчеркивает орден на шее, звезда на груди

На фоне жениха и невесты видны гости, присутствующие на бракосочетании. Можно с уверенностью сказать , что они осуждают эту свадьбу, эмоции на их лицах далеки от радостных. Но мотивы у всех разные. Например, если обратить внимание на шафера, то можно заметить, что он тихо протестует против происходящего. Он стоит позади невесты. Он отвернулся скрестив руки на груди. Шафер даже не хочет ни видеть, ни слышать происходящего. Он жалеет несчастную девушку, переживает за ее несчастную судьбу. Что не сказать о «друзьях» жениха, которые стоят напротив шафера. Они не без зависти смотрят на невесту. А на их лицах та и читается «старый черт! Какую жену себе урвал!». Этот обряд для них является чем-то само собой разумеющимся.

2 вариант

На полотне «Неравный брак» живописец изобразил трагедию молодой девушки. В 1862 году вопрос о бесправии женщин был самым актуальным, поэтому он выражает главную идею картины. В центре внимания зрителя находится очаровательная девушка. У нее очаровательное лицо, но красивые глаза, которые полны разочарования и обреченности. Зритель может предположить, что девушка сильно плакала, представляя свою дальнейшую жизнь. Все ее мечты о счастливой жизни разрушены.

Невеста одета в шикарное платье, напоминающее об ужасном дне в ее жизни. Организованный праздник не приносит ей радости. В одной ее руке наблюдаем свечу, а другую она протягивает священнику, чтобы он надел кольцо. Зритель может предположить, что она смирилась с судьбой, поэтому она бессильна в данной ситуации. Девушка рассчитывает, что брак поможет ее родственникам.

Не молодой жених производит плохое впечатление. Наблюдается контраст между пожилым мужчиной и замечательной девушкой. Предположительно, что мужчина несколько раз был женат, поэтому он производит впечатление ловеласа. Он пристально наблюдает за будущей женой, посмеиваясь над ней. Видно, что он черствый, самоуверенный, эгоистичный человек. Он заботится о своих интересах, а чувства будущей супруги его мало интересуют. Автор  смог умело подчеркнуть высокое положение мужчины, его богатство и статус в обществе.

Рядом с брачной парой находятся гости, присутствующие на торжестве. С полной уверенностью отмечаем, что они осуждают свадьбу, эмоции на их лицах не выражают радость. Если посмотреть на шафера, то замечаем, что он против свадьбы. Он находится позади невесты. Мужчина отворачивается скрестив руки на груди. Шафер не хочет участвовать в данном событии. Он искренне сочувствует девушке, переживая за ее дальнейшую судьбу. Если заметить «друзей» жениха, то они пристально наблюдают за невестой. На их лицах можно прочесть «старый черт! Какую замечательную девушку берет себе в жены!».

Рассматривая полотно начинаешь жалеть бедную красавицу, так как она выходит замуж за бездушного старика. Жених смотрит равнодушно на будущую супругу во время венчания. Неизвестно, как он отнесется к ней в браке. Зритель предполагает, что семейная жизнь данной пары продлиться не долго, так как мужчина скоро умрет. Главное, что художник смог передать смысл неравного брака — корыстный расчет без счастья и настоящей любви.

Для 6 класса

Описание настроения картины Пукирев — Неравный брак

Чувства картины Пукирев - Неравный брак

Популярные сегодня темы

  • Маковский Владимир

    Маковский Владимир появился на свет в Москве, в семье любителя живописи и основателя Московского художественного училища Егора Ивановича Маковского, 7 февраля 1846.

  • Сочинение по картине Юона Весенний солнечный день 8 класс

    Когда зритель видит данную композицию, то невольно задумывается та ли эта картина. Ведь в название есть слова весна, а на картине вовсю лежит снег. Да, именно снег, Вы не ошиблись

  • Сочинение по картине Русская зима. Лигачево Юона 6, 7 класс

    В картине преобладает белый цвет. Художник изобразил разгар настоящей русской зимы, которую сейчас почти нигде не встретишь. На полотне везде изображен снег, белоснежный и пушистый

  • Сочинение по картине Мартовское солнце Юона 8 класс

    На картине видим пейзаж, засыпанной снегом деревни. Но хотя все деревья и земля окутаны снежным покрывалом, картина излучает радость и восторженность, ведь скоро придет весна.

  • Тропинин

    Великий творец начал свою деятельность еще в ранней юности, когда учился в Академии художеств. Далее он трудится в мастерской С.С.Щукина. Наблюдая за работой учителя и вникая во все моменты рисования

Середина XIX века в России была отмечена появлением так называемых невест-бесприданниц. Семьи со средним достатком время от времени испытывали нужду, денег не всегда хватало даже на самое необходимое. Дети в это время подрастали, расходы увеличивались, и семейный бюджет не выдерживал. Труднее всего жилось семьям, где было несколько дочерей, так как каждой девушке хотелось красиво одеваться, а это стоило достаточно дорого.

На фоне неустроенности быта возникали семейные неурядицы и, в конце концов, родители начинали искать выход из создавшейся ситуации. Восемнадцатилетняя дочь-красавица, как правило, была окружена поклонниками, готовыми за ней ухаживать и даже жениться. В основном это были молодые щеголи с хорошими внешними данными, но без материальных средств. Родители девушки старались найти ей жениха побогаче, да и сама невеста понимала, что несостоятельный муж ей не нужен. Тем не менее, время летело быстро, многие девицы на выданье не могли найти свое счастье и оставались незамужними. Женихов не хватало, те, кто мог бы составить партию приличной девушке, были наперечет, за ними велась настоящая охота.

Браки по расчету

Далеко не всегда получалось обручиться с красивым и обеспеченным молодым человеком, чаще всего наступало разочарование в первые недели знакомства. И вот тогда на авансцену выходили классические престарелые женихи, готовые повести под венец молодую неискушенную девственницу. Семидесятилетние старики, нимало не смущаясь, сватались, вели переговоры с родителями, предлагали баснословные суммы. Разумеется, юная красавица не могла принять подобные ухаживания дряхлого старца, но ее родители спешили заказать подвенечный наряд. При этом мать говорила дочери: «Пойдешь замуж, и точка… Довольно нам в нужде жить». Далее следовали бессонные ночи, девичьи слезы, мольбы, однако родители были непреклонны. Нередко девушки пытались покончить с собой, лишь бы не выходить замуж за ненавистного старца.

Картина «Неравный брак»: история

В 1863 году на Московской академической художественной выставке была представлена работа молодого художника Василия Пукирева, которая произвела настоящий фурор. Картина «Неравный брак» посвящалась теме насильственных бракосочетаний в российском обществе того времени. Тем не менее, в социально-психологическом смысле проблемы никто не видел, страдала только сама невеста, которой приходилось терпеть домогательства постылого жениха. Материальная заинтересованность, желание провести выгодную сделку заставляли родителей поступаться интересами родной дочери. Автор картины «Неравный брак» открыто осудил меркантильность российского общества. Престарелые генералы, уже было присмотревшие себе молодую беззащитную невесту, стали один за другим отказываться от женитьбы.

Венчание

Картина «Неравный брак», описание которой предполагает знакомство с персонажами во всех подробностях, отражает венчальную сцену в православной церкви. Полумрак алтарного придела слегка рассеивается светом, падающим из окна. В целом картина «Неравный брак» оставляет впечатление безысходности. В центре престарелый жених, облаченный в дорогой костюм, с неестественной осанкой, поддерживаемый тугим корсетом. Голова едва поворачивается, зажатая высоким воротником, тусклые глаза надменно оглядывают окружающих, на груди сверкает медаль, на шее орден. Награды эти явно неуместны для церковного венчания. Старик старается взглянуть на невесту с высоты своего генеральского чина, однако он жалок, хоть и старается держаться молодцом.

Трудно понять психологию одряхлевшего вояки, ведь, скорее всего, и у него когда-то была дочь, которую он стремился удачно выдать замуж. За плечами долгая жизнь, в которой было много хорошего, как у любого человека. Откуда же такая черствость, бездушность по отношению к юному созданию?

Описание[ | ]

На картине изображено таинство (обряд) венчания в православной церкви. Среди полумрака церкви падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника. Жених изображён стариком в хорошем костюме, с едким, снисходительно-раздражительным[2] выражением морщинистого лица. У него невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствующая этому ордену звезда. Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид, и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты.

В противовес жениху написан образ невесты. Она очень молода, совсем ещё ребёнок, о чём говорит овал её лица, шелковистые русые волосы, маленький рост. На голове у неё фата, свидетельствующая о её невинности. Лицо её бледно, глаза заплаканы и взгляд опущен вниз, что придаёт её образу особенную трогательность. Особенно чистой кажется она в свадебном наряде. В левой руке у неё безвольно опущенная вниз свеча, а правую она протягивает священнику, подставляя указательный палец для обручального кольца.

Фигура священника в ризе изображена сгорбленной со смотрящим исподлобья взглядом, в левой руке у него церковная книга, а правая держит золотое обручальное кольцо, которое он собирается надеть невесте на палец.

Среди гостей выделяется фигура шафера, изображённого у края картины за невестой. Выражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями. Во-первых, художник продемонстрировал это, расположив их в непосредственной близости друг от друга в тесном пространстве церкви, а во-вторых, лишь они на картине молоды и объединены одним общим переживанием. На груди шафера, как и полагается, роза, приколотая у сердца, но в данном случае это знак, обрекающий героя на страдание[2].

Остальные персонажи играют второстепенную роль. Автор делит их на две группы — группу жениха и группу невесты. Первая, среди которых важный военный и стоящий рядом с ним мужчина, с откровенным и нескромным любопытством разглядывают невесту. Преданно смотрит на старика-жениха пожилая женщина слева, видимо, сваха. Во второй группе кроме шафера можно отметить фигуру стоящего рядом с ним мужчины, в пристальном взгляде которого явно читается живое участие.

Невеста

Самый значимый персонаж картины — молодая девушка — написан художником особенно тщательно. Невеста — совсем еще ребенок, с поникшей головкой, едва сдерживает слезы, этот день самый горький в ее жизни. Нежное личико в обрамлении белокурых локонов печально, свеча в детской руке наклонилась, воск капает на свадебное платье. Постылый жених совсем рядом, ощущение его присутствия терзает девичью душу. Ее правая рука протянута священнику, который вот-вот наденет на тонкий палец обручальное кольцо. Невеста безучастна, она уже безразлична к собственной судьбе. Облачившись в свадебный наряд, девушка пожертвовала собой во благо своей семьи, которая отныне сможет жить в достатке.

Шафер и другие присутствующие

На картине, помимо невесты и жениха, изображено еще несколько персонажей. За спиной невесты находится шафер с бутоньеркой на лацкане сюртука, он невесел, даже озабочен. Противоестественность событий, разворачивающихся под церковными сводами, угнетает молодого человека. Рядом с ним стоит мужчина, который, по всей видимости, тоже неравнодушен к происходящему. Все прочие персонажи, отображенные на картине, это близкие люди жениха, среди которых находятся офицер, сваха и несколько гражданских лиц.

«За» и «против»

Известный художественный критик, историк искусств, Владимир Васильевич Стасов, увидев полотно Пукирева, сказал: «Наконец-то появилось произведение на злобу дня, взятое из самой глубины современной жизни».

Однако его мнение разделяли далеко не все. У художника нашлось немало врагов, которые принялись упрекать его в недостаточно глубокой проработке темы. В прессе поднялась волна полемики, о творчестве Пукирева заспорили. В конце концов признали, что он создал картину, обреченную на успех. Обличительный сюжет никого не оставлял равнодушным. Виртуозная живопись, композиционность рисунка, отточенные психологические характеристики каждого персонажа — все это поднимало художественную ценность картины на небывалую высоту. В России появился новый талантливый художник — Василий Пукирев («Неравный брак»). Описание картины, ее анализ, мнение критиков позволяли сделать вывод о своевременности появления шедевра. Российское общество было готово осудить браки по расчету за их аморальность.

Неравный брак! Горе и страдания, гибель для неокрепшей девичьей души. Сколько народных песен сложено о судьбе бесприданниц, о горькой доле простых русских женщин. Трагичность темы воплотилась и в других произведениях живописи и литературы, таких как пьеса А. Н. Островского «Бедная невеста», картина Ф. Журавлева «Перед венцом», полотно В. Маковского «К венцу». «Неравный брак», картина Пукирева, доминировала в этом списке. Таким образом, мотив бракосочетания по расчету вошел в изобразительное и театральное искусства.

Версия Николая Варенцова

Согласно первой версии, сюжет картины связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым. Согласно этой версии Сергей Варенцов[комм. 1] был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову[комм. 2], но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (37-летнего, на 13 лет старше невесты) Андрея Александровича Карзинкина. Причем, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трех святителей на Кулишках, в качестве шафера. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова — Николаем. Согласно версии, вскоре Сергей Варенцов запротестовал против изображения себя на картине, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. Художник был вынужден изобразить на картине самого себя. Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблен в барышню — дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать ее замуж за Андрея Александровича Корзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека. Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение свое на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды. — Н. А. Варенцов. «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое» Подтверждением факта, что художник изобразил самого себя на картине является его сходство с образом художника на картине «В мастерской художника» (1865), где по свидетельству Н. А. Мудрогеля, автор изобразил себя. Друг художника С. И. Грибков также подтверждал, что «со скрещенными руками в картине — это сам В. В. Пукирев, как живой».

Василий Пукирев в образе шафера на картине «Неравный брак»

Картина Пукирева «В мастерской художника». На заднем плане, положившим руку на мольберт, изображён сам автор

Андрей Александрович Карзинкин — московский купец и меценат.

Фотография конца XIX века. Портрет С. М. Варенцова работы Пукирева.1860-е годы

По другой версии, озвученной другом художника Сергеем Грибковым и Н. А. Мудрогелем, на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории: Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещенными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой. — В. А. Гиляровский. «Москва и москвичи» Согласно этой версии прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева — Просковья Матвеева Варенцова[комм. 3], внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Подтверждение этой версии было получено в 2002 году, когда Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». В образе жениха, по предположению Л. Кац, художник изобразил тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого, с большим посмертным портретом которого она нашла сходство. На этюде к картине «Голова старика» художник указал, что он писался с князя Цицианова, Л. Полозова предположила, что речь идёт о князе Павле Ивановиче Цицианове, а Н. П. Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых. Кроме того, Л. Полозова считает, что образ, возможно, писался собирательно: фигура и одежда — от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, — от Цицианова, венчик седых волос — от повара Владимира Ивановича. На картине изображены ещё две знакомые художнику личности. Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Михайлович Шмельков, по одной из версий и подсказавший автору идею картины. Кроме того, сбоку на картине изображёна голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких еще не было».

Голова старика. Этюд для картины «Неравный брак». На обороте холста пером надпись: Пукиревъ. Этюдъ къ картине «Неравный брак» (Третьяк. гал.). Ниже: Писано съ князя Цицiанова».

Портрет А. М. Полоторацкого работы Пукирева. 1861 год

Пётр Михайлович Шмельков (1819—1890)

Карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне»

Картина была выставлена в сентябре 1863 года в Петербурге на очередной академической выставке, но ещё до выставки была куплена другом Пукирева коллекционером Александром Борисовским, у которого, в свою очередь в 1871 году за 1 500 рублей её выкупил Павел Третьяков. Сейчас картина экспанируется в Третьяковской галерии. На выставке картина произвела огромное впечатление на современников. В. В. Стасов считал, что полотно Пукирева одно из самых капитальных, но вместе с тем и самых трагических картин русской школы, И. Е. Репин заметил, что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу», а историк Н. И. Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке. В то же время, прогрессивный журнал «Искра» в статье 1863 года «Расшаркивающееся искусство» раскритиковал картину за недостаточно глубокое социальное обличение, за налет сентиментализма и мелодраматичности, снижающее ее художественное значение. В 1875 году Василий Пукирев написал вариант-повторение картины «Неравный брак», находящийся сейчас в экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь. Возвращался Пукирев к теме бракосочетания и в других своих работах таких как «Прием приданного по росписи» и «Прерванное венчание». В. Пукирев. Прерванное венчание.

Картина Пукирева «Двоеженец» или «Прерванное венчание». 1877 год

Картина Пукирева «Прием приданого в купеческой семье по росписи». 1873 год

Признание

Картина «Неравный брак» была признана шедевром живописи, за нее Василия Пукирева наградили званием профессора живописи. Академия делает профессором человека, написавшего большую картину, но какую? Картину, где нет ни пожара, ни сражения, ни древней, ни новой истории… Всех взволновала новая, современная тема власти денег и авторская позиция, явно выраженная фигурой молодого человека, стоящего за спиной невесты. Однако об этом немного позже. После этого известность Пукирева стала всероссийской. Художник занялся преподавательской деятельностью, успешно создавал группы из одаренных юношей, старался развить в них природный талант, передавал свои знания и опыт.

Многих интересовало, кого изобразил художник в своей картине, по Москве поползли слухи. Одни считали, что в основу сюжета положена трагедия из жизни самого живописца — его невеста, мол, была выдана за богатого старика. Оснований для подобных предположений не было никаких, но эта версия всем понравилась. А поскольку слухи живучи, то придуманная кем-то история несчастной любви художника довольно долго занимала умы москвичей.

Как появился сюжет

На самом деле картина «Неравный брак» не имела столь романтичного происхождения. Дело в том, что у Василия Пукирева был близкий друг, художник Петр Шмельков, преподаватель рисования. Жил он в нужде и поэтому постоянно находился в поиске работы и сюжетов для своих картин. Иногда ему удавалось получить репетиторство в каком-нибудь богатом доме. Вращаясь в высшем обществе, Шмельков не раз наблюдал брачные альянсы стариков с молодыми невестами. Он даже сделал серию зарисовок на эту тему, надеясь в будущем использовать их при написании картины.

Комментарии[ | ]

  1. Сергей Михайлович Варенцов (1833—1874) — московский купец II гильдии (торговал москательным товаром) был гильдейским старостой Купеческой управы в 1867—1869 годах, попечителем мещанского училища. Женился на Ольге Никитичне Урусовой, также происходившей из купеческой семьи.
  2. Софья Николаевна Рыбникова (1836—1911) — дочь богородского купца, владельца суконной фабрики в Чудинках близ Купавны Николая Абрамовича Рыбникова. В браке с А. А. Карзинкиным она родила троих детей: дочь Елена — окончила Училище живописи и ваяния, стала художницей и вышла замуж за писателя Телешова, старший сын Александр — являлся членом московского Нумизматического общества, автором ряда работ о русских средневековых медалях, дружил с П. М. Третьяковым. Софья Николаевна много жертвовала на благотворительность, в том числе и на Бахрушинскую больницу, а именно на устройство корпуса имени покойной дочери Софьи для женщин, больных туберкулёзом и туберкулёзный санаторий, являлась попечителем 1-го Таганского женского начального училища.
  3. По одним данным[1], это её девичья фамилия, и она приходилась однофамилицей Сергею Варенцову. По другим[2], её девичья фамилия не известна, а позже она была выдана замуж за друга художника Сергея Варенцова

Церковный указ

В 1861 году, в феврале, Священный Синод выпустил указ с осуждением большой разницы в возрасте при заключении брака, поскольку в тот период каждая вторая женитьба делалась на основе материальной заинтересованности. Возможно, тогда Шмельков и подсказал своему приятелю тему для картины. Пукирев увлекся идеей и начал работу. В знак благодарности он нарисовал Шмелькова рядом с шафером. А в роли шафера изобразил самого себя.

Кроме самого Василия Пукирева и его друга Шмелькова, на картине присутствует еще один известный персонаж. Это Гребенский, мастер-рамочник. Когда он увидел картину, то сразу вознамерился изготовить для нее раму «какой еще не было». Получилось поистине художественное произведение, украшенное тонкой изящной резьбой. Таким образом, «Неравный брак» (картина Пукирева) получил достойное обрамление. С тех пор Третьяковская галерея заказывала рамы для коллекционных картин только у Гребенского.

Прототипы картины[ | ]

Версия Николая Варенцова[ | ]

Согласно первой версии, сюжет картины связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым[2]. Согласно этой версии Сергей Варенцов[комм. 1] был влюблён в 24-летнюю[1] Софью Николаевну Рыбникову[комм. 2], но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (37-летнего[1], на 13 лет старше невесты) Андрея Александровича Карзинкина. Причём, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках, в качестве шафера[3]. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова — Николаем[4].

Согласно версии вскоре Сергей Варенцов запротестовал против изображения себя на картине[5], так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. Художник был вынужден изобразить на картине самого себя[2].

Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню — дочку купца Рыбникова — и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.

Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.

Н. А. Варенцов

. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое.

Подтверждением факта, что художник изобразил самого себя на картине, является его сходство[2] с образом художника на картине «В мастерской художника» (1865), где по свидетельству Н. А. Мудрогеля, автор изобразил себя[6]. Друг художника С. И. Грибков также подтверждал, что «со скрещёнными руками в картине — это сам В. В. Пукирев, как живой»[7].

Василий Пукирев в образе шафера на картине «Неравный брак» Картина Пукирева «В мастерской художника». На заднем плане, положившим руку на мольберт, изображён сам автор Андрей Александрович Карзинкин. Фотография конца XIX века. Портрет С. М. Варенцова работы Пукирева. 1860-е годы

Версия Грибкова и Мудрогеля[ | ]

По другой версии, озвученной другом художника Сергеем Грибковым и Н. А. Мудрогелем[6], на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории:

Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой.

В. А. Гиляровский

. Москва и москвичи

Согласно этой версии прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева[8] — Прасковья Матвеева Варенцова[комм. 3], внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского[1]. Подтверждение этой версии было получено в 2002 году, когда Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне

»[1].

В образе жениха, по предположению Л. Кац, художник изобразил тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого, с большим посмертным портретом которого она нашла сходство[9]. На этюде к картине «Голова старика» художник указал, что он писался с князя Цицианова[10], Л. Полозова предположила, что речь идёт о князе Павле Ивановиче Цицианове[2], а Н. П. Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых[11]. Кроме того, Л. Полозова считает, что образ, возможно, писался собирательно: фигура и одежда — от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, — от Цицианова, венчик седых волос — от повара Владимира Ивановича[2].

На картине изображены ещё две знакомые художнику личности. Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Михайлович Шмельков, по одной из версий и подсказавший автору идею картины[1]. Кроме того, сбоку на картине изображёна голова рамочника Гребенского, обещавшего сделать художнику раму для картины «каких ещё не было»[6].

Голова старика. Этюд для картины «Неравный брак». На обороте холста пером надпись: Пукиревъ. Этюдъ къ картине «Неравный брак» (Третьяк. гал.). Ниже: Писано съ князя Циціанова». Портрет А. М. Полторацкого работы Пукирева. 1861 год Пётр Михайлович Шмельков (1819—1890) Карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне»

Крах и кончина творца

Семьей талантливый художник так и не обзавелся, хотя по некоторым сведениям делал предложение Прасковье Матвеевне, женщине прекрасной души, той самой, которая позировала ему в роли невесты во время работы над картиной «Неравный брак». Признание в любви было безответным, и художник всю жизнь прожил в одиночестве. Это сыграло свою роль: дела постепенно пришли в упадок, новые картины спросом не пользовались. Пукирев стал выпивать, из училища пришлось уйти. Дальше — больше: художник потерял квартиру, все свои вещи распродал и стал жить на благотворительные подачки. Друзья чем могли помогали, но так продолжаться долго не могло. И 1 июня 1890 года Василий Пукирев умер в полном одиночестве, в возрасте 58 лет. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище, в Москве.

«Неравный брак», картина художника Пукирева, находится в настоящее время в Третьяковской галерее, расположенной по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, 10. Музей открыт ежедневно с 10 до 18 часов.

Дальнейшие события[ | ]

Картина была выставлена в сентябре 1863 года в Петербурге на очередной академической выставке, но ещё до выставки была куплена другом Пукирева коллекционером Александром Борисовским, у которого, в свою очередь в 1871 году за 1 500 рублей её выкупил Павел Третьяков. Сейчас картина экспонируется в Третьяковской галерее.

На выставке картина произвела огромное впечатление на современников. В. В. Стасов считал, что полотно Пукирева одно из самых капитальных, но вместе с тем и самых трагических картин русской школы, И. Е. Репин заметил, что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу», а историк Н. И. Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке[12]. В то же время, прогрессивный журнал «Искра» в статье 1863 года «Расшаркивающееся искусство» раскритиковал картину за недостаточно глубокое социальное обличение, за налёт сентиментализма и мелодраматичности, снижающее её художественное значение.

В 1875 году Василий Пукирев написал вариант-повторение картины «Неравный брак», находящийся сейчас в экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь[13]. Возвращался Пукирев к теме бракосочетания и в других своих работах таких как «Приём приданого по росписи» и «Прерванное венчание».

Картина Пукирева «Двоеженец, или Прерванное венчание». 1877 год Картина Пукирева «Приём приданого в купеческой семье по росписи». 1873 год

«Неравный брак», картина, цена

В Интернете можно найти репродукции любых художественных полотен. Иначе обстоит дело с авторскими копиями шедевров, выполненных на достаточно высоком профессиональном уровне, таких работ единицы. На специализированных сайтах размещены как репродукции, так и художественные копии. Посетители часто задают вопрос, кто написал картину «Неравный брак»? Безусловно, всем хочется узнать побольше о легендарном полотне.

В Интернет-магазинах предлагаются авторские копии шедевра. Картина «Неравный брак», фото которой размещены практически на всех порталах, сайтах и форумах, имеющих отношение к живописи, продается за 28 000–42 000 рублей.

Аналогичные картины

Помимо шедевра Василия Пукирева, существует ряд картин на тему неравных браков. Художник Фирс Журавлев написал в 1874 году картину, которая продолжила тему упадка нравственности в российском обществе. В комнате на полу рыдающая невеста, уже одетая в свадебное платье, рядом стоит неумолимый отец. Судьба девушки предрешена, через несколько минут ее повезут в церковь и выдадут замуж за уродливого богатого старика. Картина называется «Перед венчанием», она находится в Третьяковской галерее.

В 1894 петербургский художник Владимир Маковский написал картину «К венцу», также отражающую тему нравственной деградации общества в России середины 19 века. На полотне изображена непорочная русская красавица, убитая горем, лишенная всякой надежды на счастливую жизнь. Картина находится в Самарском художественном музее.

Примечания[ | ]

  1. 123456789Анисова Н. П., Анисов Л. М.
    «Неравный брак» // Журнал «Русский дом». — 2012. — № 6.
  2. 12345678Полозова Л.
    Неравный брак. По следам судеб главных героев знаменитой картины // Родина. — 2001. — № 10.
  3. Отдел рукописей ГТГ. 4/254, 4/255; РГАЛИ. Ф. 2819. Оп. 1. Д. 98. Ф. 2322. Оп. 1. Д. 241.
  4. Наше наследие. 1997. — С. 82—83. — Прим. № 18.
  5. Отдел рукописей. ГТГ. 4/254; 4/255.
  6. 123Мудрогель Н. А.
    Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее. — Л., 1966. — С. 149.
  7. Среды художников // Гиляровский В. А.
    Москва и москвичи. — М., 1983. — С. 119.
  8. Шестакова Н.
    Жертвы неравного брака. // Моя Москва. — 1991. — № 3. — С. 26.
  9. Кац Л.
    К истории картины В. Пукирева «Неравный брак» // Художник. — 1878. — № 12. — С. 52.
  10. Голова старика
  11. Отдел рукописей ГТГ.
  12. Зименко В.
    Неравный брак. — М.—Л., 1947. — С. 12.
  13. К 165-летию Василия Владимировича Пукирева (1832—1890) (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 23 декабря 2011. Архивировано 22 февраля 2010 года.
  14. https://www.zoschenko.info/cat/205/88.html
  • Сочинения
  • По картинам
  • Другие
  • Пукирев — Неравный брак

Пукирев изображает драму несчастного юного создания. По тем временам, а это был 1862 год, проблема бесправия женщин была очень актуальна. Эта проблема и есть основа сюжета картины. В центре картины очаровательная молодая невеста: черты ее лица мягкие, по-детски нежные, но красивые глаза полны безысходности, беспомощности, обреченности. Наверняка они пролили много слез и именно поэтому опущены в пол. Ее мечты сломлены, молодость – убита.

Невеста одета в роскошное белое платье, но оно не приносит ей радости, и , скорее всего, станет ненавистным. Этот праздник не для нее. В одной руке она держит свечу, а другую безразлично протягивает священнику, чтобы тот надел кольцо. Возможно, где-то в глубине души она уже даже смирилась со своей участью и понимает, что она совершенно бессильна в этой ситуации. Однако, может быть, именно это действие спасет ее семью от бедности, голода.

Далеко не молодой жених производит странно отталкивающее впечатление. В глаза бросается контраст между прекрасной невестою и настолько неприятным стариком. Наверняка, ему не впервой вступать в брак, поэтому он создает впечатление уверенного ловеласа. Он властно и торжествующе смотрит на свою новоиспечённую жену, словно посмеивается над ней. В чертах его лица нет ничего доброго – он черствый, самоуверенный, бесчувственный, эгоистичный. Он печется лишь о собственных чувствах, и не берет во внимание тот факт, насколько молода и несчастна его невеста. Его знатность, богатство, высокий чин подчеркивает орден на шее, звезда на груди

На фоне жениха и невесты видны гости, присутствующие на бракосочетании. Можно с уверенностью сказать , что они осуждают эту свадьбу, эмоции на их лицах далеки от радостных. Но мотивы у всех разные. Например, если обратить внимание на шафера, то можно заметить, что он тихо протестует против происходящего. Он стоит позади невесты. Он отвернулся скрестив руки на груди. Шафер даже не хочет ни видеть, ни слышать происходящего. Он жалеет несчастную девушку, переживает за ее несчастную судьбу. Что не сказать о «друзьях» жениха, которые стоят напротив шафера. Они не без зависти смотрят на невесту. А на их лицах та и читается «старый черт! Какую жену себе урвал!». Этот обряд для них является чем-то само собой разумеющимся.

Кто написал картину «Неравный брак»

Автором картины является известный русский художник, живописец, мастер жанровой сцены Василий Владимирович Пукирев (1832-1890). На счету художника немало настоящих шедевров живописи — «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда», «Сбор недоимок» и другие, но главным шедевром Василия Пукирева является картина «Неравный брак».

«Неравный брак» история создания картины

Картина была написана в 1862 г. Холст, масло. Размеры: 173 × 136,5 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Василий Пукирев написал картину после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1863 году он представил картину на академической выставке. Работа настолько поразила зрителей, что за неё он был удостоен академика Императорской Академии художеств.

Для того времени сюжет картины являлся очень актуальным. Браки, которые совершались с большой разницей в возрасте, зачастую исходя только из материальной выгоды и нередко против воли молодых девушек, были частым явлением. В середине XIX века данный вопрос стоял остро и осуждался многими современниками.

Не потеряла актуальности картина и сегодня. Хотя в наше время крайне редки и зачастую не на слуху являются браки, которые осуществляют помимо воли невесты, однако браки с большой разницей в возрасте, которые явно был заключены только с целью наживы и обогащения, продолжают оставаться актуальными и, пожалуй, будут оставаться таковыми, пока миром правят деньги и люди их имеющие.

Предыстория

Говорят, что браки заключаются на небесах, но так бывает далеко не всегда. В былые времена юные и цветущие красавицы насильно выдавались замуж за престарелых, богатых мужчин, настоящих «Кощеев Бессмертных». Но в отличие от сказки их не являлись спасать прекрасные принцы. Так девушки и проводили свои дни, годы в заточении и объятиях нелюбимых стариков. Может, по этой причине и был создан художником Василием Пукиревым настоящий шедевр «Неравный брак». Следует детальнее познакомиться в этой работой.

«Неравный брак» описание картины

На картине мы можем увидеть таинство венчания (обряд венчания) или по простому — церковный обряд бракосочетания. Таинство происходящего подчёркивает полумрак церкви и яркий луч солнца, пробивающийся сквозь окно. Свет выхватывает из полумрака престарелого жениха и совсем молодую невесту, а также священника. Остальные персонажи находятся в тени. Характер работы ясно показывает отношение к происходящему самого художника.

Жених всем своим видом вызывает у зрителя отторжение. По всему видно, что это очень властный и циничный человек. Взглядом искоса, в котором прослеживается некое превосходство, он смотрит на невесту. Здесь он является хозяином положения, против воли которого идти не посмеет никто, особенно сама невеста. Его взгляд повелительный, не терпящий возражений. Он наблюдает за побледневшей девушкой, чтобы та выполняла всё, что от неё требуется, беспрекословно. Гордая осанка, строгий и неподвижный вид — всё говорит о том, что этот человек привык смотреть на людей свысока, соответственно своему высокому положению. На его шее и левой груди Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени.

Рядом с женихом находится невеста. Её образ является полной противоположностью жениху. Девушка бледна и совсем потеряна. Против воли её выдают за старика, и она просто не в силах что-либо сделать. Зритель сразу обращает внимание на лицо невесты, искреннее сочувствуя бедной девушке. В белоснежном свадебном наряде она кажется настоящим ангелом, которого сломил жестокий мир, где правят власть, положение в обществе и деньги.

У девушки не остаётся сил. Левая рука со свечой безвольно повисла, она уже не может держать её как подобает — на уровне груди, как это делает жених. Левую руку из последних сил она протягивает священнику, который собирается надеть на её палец обручальное кольцо. Художник изобразил мгновение, когда мир молодой девушки окончательно рушится.

Сгорбленный священник также не может противостоять неравному браку. Несмотря на то, что брак должен осуществляться между любящими друг другу сердцами, он вынужден надеть кольцо на палец девушке, благословить мужа и жену на «счастливую» совместную жизнь.

Необходимо обратить внимание на фигуры людей на заднем плане. Они различны по своему характеру точно так же, как жених и невеста.

В левой части картины находится группа жениха. Они вполне довольны происходящим, с любопытством следят за происходящим на таинстве. Первый — военный — с откровенным и нескромным любопытством разглядывает невесту. Рядом с женихом стоит низенькая старая женщина, по всей видимости в этом образе художник изобразил сваху, которая имеет непосредственное отношение ко всему происходящему.

В правой части находится группа невесты. Выражения их лиц демонстрируют недовольство происходящим. Они отворачивают глаза и хмурятся, высказывая тем самым безмолвный протест неравным бракам.

Особое внимание стоит уделить самой крайней фигуре справа. Мужчина в профиль — сам Василий Пукирев. Художник запечатлел здесь свой автопортрет, тем самым указав и на своё личное отношение к несправедливости властных и богатых.

Священник

Священник на картине изображен сгорбившимся, потерянным, словно ему приходится исполнять дело неблагодарное. Он смотрит исподлобья, поза напряжена, неестественна, его одеяние, расшитая риза, топорщится. В левой руке раскрытая церковная книга, в правой зажато обручальное колечко, которое священник готов надеть невесте на палец. Возможно, и у него когда-то была дочь, которой кто-то пытался сломать жизнь. Священник растерян, однако свою обязанность он готов исполнить до конца.

Версия Николая Варенцова

Согласно первой версии, сюжет картины связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым. Согласно этой версии Сергей Варенцов[комм. 1] был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову[комм. 2], но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (37-летнего, на 13 лет старше невесты) Андрея Александровича Карзинкина. Причем, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трех святителей на Кулишках, в качестве шафера. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова — Николаем. Согласно версии, вскоре Сергей Варенцов запротестовал против изображения себя на картине, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. Художник был вынужден изобразить на картине самого себя. Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблен в барышню — дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать ее замуж за Андрея Александровича Корзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека. Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение свое на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды. — Н. А. Варенцов. «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое» Подтверждением факта, что художник изобразил самого себя на картине является его сходство с образом художника на картине «В мастерской художника» (1865), где по свидетельству Н. А. Мудрогеля, автор изобразил себя. Друг художника С. И. Грибков также подтверждал, что «со скрещенными руками в картине — это сам В. В. Пукирев, как живой».

Василий Пукирев в образе шафера на картине «Неравный брак»

Картина Пукирева «В мастерской художника». На заднем плане, положившим руку на мольберт, изображён сам автор

Андрей Александрович Карзинкин — московский купец и меценат.

Фотография конца XIX века. Портрет С. М. Варенцова работы Пукирева.1860-е годы

По другой версии, озвученной другом художника Сергеем Грибковым и Н. А. Мудрогелем, на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории: Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещенными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой. — В. А. Гиляровский. «Москва и москвичи» Согласно этой версии прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева — Просковья Матвеева Варенцова[комм. 3], внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Подтверждение этой версии было получено в 2002 году, когда Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». В образе жениха, по предположению Л. Кац, художник изобразил тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого, с большим посмертным портретом которого она нашла сходство. На этюде к картине «Голова старика» художник указал, что он писался с князя Цицианова, Л. Полозова предположила, что речь идёт о князе Павле Ивановиче Цицианове, а Н. П. Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых. Кроме того, Л. Полозова считает, что образ, возможно, писался собирательно: фигура и одежда — от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, — от Цицианова, венчик седых волос — от повара Владимира Ивановича. На картине изображены ещё две знакомые художнику личности. Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Михайлович Шмельков, по одной из версий и подсказавший автору идею картины. Кроме того, сбоку на картине изображёна голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких еще не было».

Голова старика. Этюд для картины «Неравный брак». На обороте холста пером надпись: Пукиревъ. Этюдъ къ картине «Неравный брак» (Третьяк. гал.). Ниже: Писано съ князя Цицiанова».

Портрет А. М. Полоторацкого работы Пукирева. 1861 год

Пётр Михайлович Шмельков (1819—1890)

Карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне»

Картина была выставлена в сентябре 1863 года в Петербурге на очередной академической выставке, но ещё до выставки была куплена другом Пукирева коллекционером Александром Борисовским, у которого, в свою очередь в 1871 году за 1 500 рублей её выкупил Павел Третьяков. Сейчас картина экспанируется в Третьяковской галерии. На выставке картина произвела огромное впечатление на современников. В. В. Стасов считал, что полотно Пукирева одно из самых капитальных, но вместе с тем и самых трагических картин русской школы, И. Е. Репин заметил, что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу», а историк Н. И. Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке. В то же время, прогрессивный журнал «Искра» в статье 1863 года «Расшаркивающееся искусство» раскритиковал картину за недостаточно глубокое социальное обличение, за налет сентиментализма и мелодраматичности, снижающее ее художественное значение. В 1875 году Василий Пукирев написал вариант-повторение картины «Неравный брак», находящийся сейчас в экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь. Возвращался Пукирев к теме бракосочетания и в других своих работах таких как «Прием приданного по росписи» и «Прерванное венчание». В. Пукирев. Прерванное венчание.

Картина Пукирева «Двоеженец» или «Прерванное венчание». 1877 год

Картина Пукирева «Прием приданого в купеческой семье по росписи». 1873 год

Автор

Удел живописца Пукирева (1832-1890) – яркий пример удивительной судьбы русского человека, жизненного пути крепостного крестьянина из глубинки, сумевшего достичь известности, почёта и высших званий в профессиональной деятельности, а затем так же стремительно всё потерявшего. Вознесённый «Неравным браком» Василий Владимирович Пукирев не смог удержаться на гребне славы – общество оставалось прохладным к его следующим произведениям, хотя среди них есть прекрасные картины, по которым вполне можно изучать историю России, её нравы и обычаи. Самым узнаваемым произведением художника остаётся «Неравный брак».

Популярные сочинения

  • Сочинение Взрослые и дети
    Будем честными, каждый взрослый желает и мечтает создать семью, прекрасную обстановку и отношение в ней. Но просто родить ребенка, конечно же, недостаточно.
  • Народ в «Железной дороге» и «Левше» — сочинение
    Данные великолепные произведения довольно схожи между собой во многих моментах. Достаточно привести проблемы и основные кульминационные моменты, которые говорили о том, что в мире существует очень много несправедливых вещей
  • Ученье — свет, а неученье — тьма — сочинение-рассуждение
    Тьма представляет собой отсутствие света, так говорят мудрецы и, пожалуй, так определять тьму вполне логично. Там, где отсутствует свет, туда приходит тьма, которая является по своей сути только недостатком.

Шафер и другие присутствующие

На картине, помимо невесты и жениха, изображено еще несколько персонажей. За спиной невесты находится шафер с бутоньеркой на лацкане сюртука, он невесел, даже озабочен. Противоестественность событий, разворачивающихся под церковными сводами, угнетает молодого человека. Рядом с ним стоит мужчина, который, по всей видимости, тоже неравнодушен к происходящему. Все прочие персонажи, отображенные на картине, это близкие люди жениха, среди которых находятся офицер, сваха и несколько гражданских лиц.

  • Сочинение по картине некрасова мороз красный нос
  • Сочинение по картине назаренко церковь вознесения на улице неждановой 9 класс презентация
  • Сочинение по картине на севере диком 9 класс используя стих
  • Сочинение по картине на тему церковь покрова на нерли герасимов
  • Сочинение по картине назаренко церковь вознесения на улице неждановой 9 класс в форме дневника