1 июня (19 мая по ст. ст.) 1862 года родился выдающийся русский живописец Михаил Васильевич Нестеров.
Бог дал мне побывать в местах, которые и напрямую, и ассоциативно связаны с одним из самых любимых нашим народом художников, Михаилом Нестеровым. Это и Соловки, и Валаам, и Удомля Тверской области, и подмосковное Абрамцево (поляну, на которой он писал знаменитое «Видение отроку Варфоломею»). Едучи из Оптиной пустыни и остановившись в мещерских лесах, я пуще прочего вспоминал свою любимую картину, «Лисичка», где Нестеров изобразил трех старцев, припавших спинами к стене храма. Это неизменная для зрелого Нестерова тема — молитвенного молчания, умной молитвы, из которой старцы в принципе никогда не выходят. Настолько у Нестерова они внешне безмолвны и настолько внутренне соединены с Богом, что лисичка воспринимает их как часть просторов, часть леса, каковой они, в сущности, и являются безусловно, все больше врастая в природу. А можно сказать и метафорически: из глухой тьмы, из сурового леса тянется к свету старцев неосмысленная, темная душа рыжего зверька.
Пейзажи Оптиной, Мещерского края, а потом и Саровского леса в той поездке возвращали меня к мысли об умной, целомудренной созерцательности наших известных пейзажистов, и в первую очередь Михаила Васильевича. Думая о них, я полагаю искусство только как благодатное приникновение к миру, когда не «поиск собственного я», а поиск Высшего открывает нам через личность художника — и его самого, а, главное, Бога.
Лучшие произведения русских живописцев имеют и обратное — не отражательное, а влияющее — свойство: они сами, став убедительной частью мира, природы, из вторичного, отображательного регистра переходят в первичный, сами формируют мировосприятие и даже мировоззрение человеков. Значит, они действуют как часть Божьего промысла.
Таинствен, непостижим, например, лес на их полотнах! Природа везде являет свой грандиозный лик, но здесь, мне кажется, очевидно присутствие интимного Бога, который может заговорить с нами доверительно. Не оттого ли наши святители по одному-двое уходили в эти леса, погружались тут в уединенную молитву, в созерцательное со-бытие с Богом. Вот об этом — и главная мысль Нестерова, посланного к нам провиденциально, и, как понимаем, наделенного посланием для нас.
По семейной легенде, Нестеров выжил благодаря чудесному вмешательству святого. Младенец был «не жилец». Его лечили суровыми народными средствами: клали в горячую печь, держали в снегу на морозе. Однажды матери, как говорил Нестеров, показалось, что он «отдал Богу душу». Ребенка, по обычаю, обрядили, положили под образа с небольшой финифтяной иконкой Тихона Задонского на груди и поехали на кладбище заказывать могилку. «А той порой моя мать приметила, что я снова задышал, а затем и вовсе очнулся. Мать радостно поблагодарила Бога, приписав мое Воскресение заступничеству Тихона Задонского, который, как и Сергий Радонежский, пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием. Оба угодника были нам близки, входили, так сказать, в обиход нашей духовной жизни».
Детство художника, родившегося в 1862 г., прошло в одном из старейших городов Урала — Уфе, в религиозной, патриархальной, но отнюдь не чуждой современной культуры купеческой семье. Отец Нестерова принадлежал к старинному купеческому роду. Дед его — Иван Андреевич Нестеров, был выходцем из новгородских крепостных крестьян, переселившихся при Екатерине II на Урал. Он получил вольную, учился в семинарии, затем записался в купеческую гильдию и 20 лет служил уфимским городским головой.
Отец Нестерова славился в городе щепетильной честностью и был уважаем до такой степени, что все новые губернаторы и архиереи считали своим долгом делать ему визиты, чтобы представиться. А он принимал не всех. В доме царила мать, Мария Михайловна, умная, волевая. Близость с родителями сохранилась у Нестерова до конца их дней.
…Это была любовь с первого взгляда. Михаил встретил юную Марию Мартыновскую на летних каникулах в Уфе. Была она крайне впечатлительна, нервна, несмотря на простоту и бедность, по-своему горда… Родители Нестерова были против их брака. Он уехал в Петербург зарабатывать звание свободного художника и тяжело там заболел, а Мария Ивановна в весеннюю распутицу на лошадях из Уфы бросилась его выхаживать. Они обвенчались без благословения родителей. Через год родилась дочь Ольга, и этот день, по словам Нестерова, и был самым счастливым днем его жизни. Но через сутки после родов Маша умерла. Нестеров писал: «Любовь к Маше и потеря ее сделали меня художником, вложили в мое художество недостающее содержание, и чувство, и живую душу, словом, все то, что позднее ценили и ценят люди в моем искусстве».
Самым крупным среди своих учителей — в высоком значении этого слова — Нестеров считал Василия Перова, «истинного поэта скорби».
Поэтизируя русскую природу и русскую старину, Нестеров, в стремлении найти нравственный идеал в глубоко и искренне веровавших людях Древней Руси, пожалуй, наиболее полно воплотил в своем творчестве идею национального романтизма. Это было созвучно во многом с появившимися тогда такими произведениями, как «Девочка с персиками» В. Серова, «Северная идиллия» К. Коровина, волжские пейзажи И. Левитана, росписи Кирилловской церкви и эскизы для Владимирского собора в Киеве М. Врубеля.
Первой значительной картиной, раскрывшей самобытность нестеровского творчества, стала работа «Пустынник», написанная в 1888 г. в Вифании близ Троице-Сергиевой лавры. Нестеровский герой был навеян и русской литературой — Пименом в «Борисе Годунове» Пушкина, лесковскими «Соборянами» и другими героями, особенно старцем Зосимой из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Но Нестеров нашел этот человеческий тип и в жизни. Он написал своего пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой.
Картина «Видение отроку Варфоломею» стала сенсацией 18-й передвижной художественной выставки в Петербурге. Работу молодого Нестерова приобрел знаменитый коллекционер П. М. Третьяков. Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбываться, ведь его отец полушутя говаривал, что лишь тогда поверит в успех сына, когда работы будут приобретены самим Третьяковым.
Образ Сергия, «лучшего человека древних лет Руси», был душевно близок Нестерову с раннего детства. К Сергиевой теме и вообще к теме монашества и отшельничества Нестеров обращался еще не раз. Под впечатлением увиденного на Соловках была написана одна из лучших нестеровских картин «Молчание». Залив у подножия Секирной горы, таинственный свет белой ночи, в неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши.
Аналогичное по композиции и удивительному тихому, молитвенно-созерцательному состоянию полотно художника «Рябинка» находится в Харьковском областном художественном музее.
Свыше 22 лет жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам. Все началось с того, что его картина об отроке Варфоломее понравилась гремевшему тогда В. Васнецову, расписывавшему с помощниками Владимирский собор Киева. Предстояло не только «сложить живописную эпопею» в честь князя Владимира, но и создать целый пантеон подвижников веры, русской культуры и истории.
Позже Нестеров расписал храма Александра Невского в Абастумани (Грузия). Но более значительными ему представлялись его монументальные росписи в церкви Покрова в Марфо-Мариинской обители (Москва), построенной Щусевым по заказу великой княгини Елизаветы Федоровны.
Впечатляясь картиной А. Иванова «Явление Христа народу», Нестеров решил перевести этот сюжет на русскую почву и показать явление Христа русскому народу.
Это была не первая его попытка. Первоначально он написал картину «Святая Русь», содержание которой определяли евангельские слова: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою Вы».
Еще не был написан эскиз картины «Путь ко Христу», как Нестеров уже начал подготовительную работу над картиной «Христиане», позже получившей название «На Руси» («Душа народа»). Нестеров работал над этим полотном в период между первой русской революцией 1905 г. и первой мировой войной 1914 г. Закончена она была в разгар войны. «Кто мы? Откуда мы? Куда идем?» — художник показал Россию во всей ее духовной и интеллектуальной мощи. Он не ввел в картину Христа, помня о прежних неудачных попытках. Христос в этой картине присутствует лишь в виде старинной потемневшей иконы, Спаса. На правом плане обращает на себя внимание «Христова невеста» с горящей свечой в руке. На левом плане картины в группе женщин в белых холщовых паневах — «Христа ради юродивый», человек добровольно принимающий облик умалишенного, чтобы жить по закону правды.
В картине «На Руси» вместе с народом идут писатели Достоевский, Толстой, Владимир Соловьев. За фигурой Достоевского автор поместил его героя, «русского инока» Алешу Карамазова. В Толстом (помещенном вне толпы) Нестеров видел прежде всего мастера слова, но иронически относился к его христианским мудрствованиям.
Весь этот сонм движется вдоль берега Волги, который художник избрал фоном картины. Пейзаж конкретен — это Волга у Царева кургана, но обладает эпической ширью.
Смысловым центром картины является опередивший толпу мальчик в крестьянском платье, с котомкой за плечами и с расписным туеском в руке. Художник хотел сказать словами Евангелия: «Не войдете в царство небесное, пока не будете как дети». Именно ребенок оказывается самым совершенным выражением души народа.
В картинах «Святая Русь», «Путь к Христу», «Душа народа» Нестеров утверждает тему покаянного пути к Богу, пути, «полного страданий, подвига и заблуждений».
Сегодня, произнося слова «святая Русь», мы представляем прежде всего нестеровские полотна.
Первый же портретный цикл художника принес ему славу одного из самых серьезных и своеобразных портретистов начала века. В него вошли и портреты жены, Екатерины Петровны и дочери Ольги. Ольга потом вспоминала: «В своих изображениях женщин отец всегда предпочитал моменты душевного одиночества, грусти или обреченности».
Художник создал серию великолепных портретов: Л. Толстого, философов С. Булгакова и П. Флоренского, художников П. и А. Кориных, В. Васнецова, скульпторов В. Мухиной и И. Шадра, архитектора А. Щусева, академика-физиолога И. Павлова и др.
В первые послереволюционные годы мировосприятие М. В. Нестерова определялось состоянием гнетущей неизвестности, предчувствие разверзнувшейся бездны.
«Пережитое за время войны, революции и последние недели так сложно, громадно болезненно, что ни словом, ни пером я не в силах всего передать. Вся жизнь, думы, чувства, надежды, мечты как бы зачеркнуты, попраны, осквернены. Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. Она подменена в несколько месяцев. От ее умного, даровитого, гордого народа — осталось что-то фантастическое, варварское, грязное и низкое… Все провалилось в тартарары. Не стало Пушкиных, нет больше Достоевских и Толстых — одна черная дыра, и из нее валят смрадные испарения «товарищей» — солдат, рабочих и всяческих душегубов и грабителей…», — записывает Нестеров.
Художник был убежден, что у России — особый путь развития, связанный с монархической формой правления. В одном из писем 1920-х гг. Нестеров высказывался так: «Царь мной понимается как носитель религиозной идеи, и поскольку он государственен… — он усвояет идею религиозного начала своей власти — служения своему народу».
Кажется, что озеро, излюбленный Нестеровым пейзаж, в произведениях мастера 1920-х годов превратилось в то самое, которое скрыло в минуту смертельной опасности, сделав невидимым, прекрасный град Китеж, серебристому звону колоколов которого зачарованно внимают задумчивые нестеровские девушки-старообрядки, монахи, старцы. Кажется, вся Святая Русь на время ушла под воды этого нестеровского озера, чтобы через десятилетия объявиться. «Через Крестный путь и свою Голгофу Родина наша должна прийти к своему великому воскресению», — писал Нестеров уже в первые дни Октябрьского переворота.
Скончался художник 18 октября 1942 г., почти за месяц до начала Сталинградской битвы.
«Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью», — утверждал художник. И он верил в будущее страны, в русского — созерцательного, а значит деятельного — человека; будучи убежден, что «светозарные дни возрождения России обязательно настанут».
Иллюстрации: М. В. Нестеров. «Лисичка» (1914), «На Руси (Душа народа)»(1914), Автопортрет (1915)
2007 г.
В преддверии зимних праздников предлагаем пройтись по Рождественскому бульвару, любуясь усадьбами.
Рождественский бульвар знаком всем, кто интересуется русской живописью XIX века. Именно здесь Василий Перов написал свою знаменитую картину «Тройка» (1866). Герои полотна — трое детей — тянут бочку с водой, а рядом с ними весело бежит собачка. Их путь пролегает мимо стен старейшего женского монастыря Москвы — Богородице-Рождественского, который и дал название бульвару. Он был основан в 1386 году княгиней Марией Константиновной, матерью князя Владимира Храброго, в честь дня победы русских войск в Куликовской битве.
В то время на месте Рождественского бульвара были стены Белого города. В XVIII веке их разобрали, чтобы обустроить бульвар. Кстати, еще в первой половине следующего столетия атмосфера там царила почти сельская. Об этом свидетельствует в одном из своих очерков 1840-х годов писатель Михаил Загоскин: «Вот расхаживают по улице куры с цыплятами, индейки, гуси, а иногда вам случится увидеть жирную свинку, которая прогуливается со своими поросятами».
Дом братьев Фонвизиных
Рождественский бульвар, дом 12/8, строение 1
Один из старейших особняков, дошедших до наших дней, был построен здесь еще в XVIII веке. Тогда он принадлежал княгине Анастасии Голицыной. После нее хозяином дома стал Александр Фонвизин, брат известного писателя. Двое его сыновей — Иван и Михаил — были декабристами, и в усадьбе проходили собрания «Союза благоденствия». Здесь же в 1821 году было принято решение о роспуске тайного общества.
В 1869 году хозяйкой дома стала баронесса Надежда фон Мекк, вдова железнодорожного магната. Большая любительница музыки, она одной из первых разглядела талант Петра Чайковского. Обеспечив композитору материальную поддержку, она дала ему шанс заниматься исключительно творчеством. Около 13 лет они состояли в переписке, но ни разу не общались лично. Чайковский с братом Модестом гостили однажды в доме в отсутствие хозяйки.
При баронессе главный дом особняка объединили с флигелями, фасад был декорирован в духе эклектики. Со стороны Малого Кисельного переулка возвели дополнительный корпус. Владимир Гиляровский упоминает, что перед входом в дом были две скульптуры льва — увидеть их сейчас нельзя, львы были утрачены в советское время. Николай Некрасов в балладе «Секрет» упоминает «старинный, гербами украшенный дом». Сегодня на фасаде остался портик с четырьмя пилястрами, а крышу венчает балюстрада.
Дом писателя Н.Ф. Павлова
Рождественский бульвар, дом 14, строение 1
Рядом с усадьбой Фонвизиных стоит особняк в стиле рококо. Его неширокий фасад украшают четыре пилястры, лепнина в виде гирлянд, венков и ракушек. По бокам расположены две сквозные арки. На аттике красуется горельеф в виде путти (мальчиков-купидонов), а над ними можно разглядеть монограмму одного из владельцев дома. Буква М указывает на фамилию французского купца Эмилия Маттерна — при нем усадьба была перестроена в 1870 году.
До Маттерна особняк принадлежал профессору химии и физики Карлу Янишу. Его дочь Каролина владела восемью языками, переводила стихи русских поэтов и писала свои. В нее был влюблен польский поэт Адам Мицкевич, но отец Каролины выдал ее за беллетриста Николая Павлова. Не без участия жены Павлов организовал в доме литературный салон. О павловских вечерах знала вся Москва — на них бывали Николай Гоголь, Афанасий Фет, Александр Герцен, Петр Чаадаев и многие другие. Кстати, именно здесь в 1840 году Михаил Лермонтов прощался с московскими литераторами перед отъездом в ссылку на Кавказ.
Городская усадьба А.П. Карамышевой (дом, в котором жил Демьян Бедный)
Рождественский бульвар, дом 16, строение 2
К дому Павлова вплотную примыкает здание, история которого тоже связана с литературой, правда, уже ХХ-го столетия: с 1933-го по 1943 год здесь проживал советский поэт Демьян Бедный. Это было самое сложное время в его жизни: в 1930 году на него, успешного в 1920-х, свалилась жесткая критика, а в 1938-м поэта исключили из партии.
Изначально усадебный комплекс включал в себя главный дом и два флигеля. В 1851 году его владельцем стал купец и коммерческий директор Государственного банка Российской империи Иосиф Ценклер. Его семья занимала главный дом, а два других сдавали.
Усадьбу несколько раз перестраивали. В 1864 году флигели соединили с главным домом переходами на уровне второго этажа. Следующая реконструкция здания была в 1883 году под руководством архитектора Бориса Фрейденберга. Он оформил дом элементами архитектуры крепостей итальянского Возрождения. Карниз фасада опирается на аркатурный пояс — украшение стены в виде ряда небольших декоративных арок. Этот архитектурный элемент напоминает крепостные машикули — навесные бойницы, предназначенные для обстрела штурмующих стены противников. Крышу центрального дома венчает балюстрада, а по бокам фасада на уровне второго этажа расположены черные балконы, сочетающиеся со стилем всего здания.
Усадьба М.А. Лагофита
Рождественский бульвар, дом 13, строения 1 и 2
На другой стороне бульвара, почти напротив дома Фонвизиных, стоят два здания-близнеца. Двухэтажные строения в стиле классицизма соединяются воротами. Оба дома являются примером типовой застройки после пожара 1812 года. Образец здания с четырехколонным портиком входил в специальный альбом. В нем заказчик мог выбрать понравившийся фасад — это было дешевле, чем нанимать архитектора. Для украшения дома можно было купить копии античных барельефов.
Изначально постройки были деревянными. В усадьбе некоторое время жили майорша Пелагея Лагофит и ее потомки. Последним владельцем перед Октябрьской революцией был Николай Гульшин. В советское время в зданиях располагались коммунальные квартиры. А в 1982 году обветшалые дома снесли и построили на их месте кирпичные копии.
Доходный дом Р.Б. Бебутовой
Рождественский бульвар, дом 9
Здание было построено в 1908–1909 годах по проекту мастера московского модерна Густава Гельриха. Дом считается одним из лучших творений архитектора.
На фасаде сочетаются два нежных оттенка: нижняя часть дома светло-розовая, а верхняя облицована бежевой плиткой. Центральный эркер венчают лепные фигуры двух юношей, держащих венки славы. Боковые эркеры украшают горельефы в виде сфинксов. Также на фасаде можно рассмотреть женские маскароны. Примечательны волнообразный карниз с гирляндами и растительным орнаментом и балкончики в стиле модерн.
Дом принадлежал княгине Розе Бебутовой, жене статского советника Владимира Бебутова. В 1910-е годы здесь проживал и проводил встречи философ-мистик Георгий Гурджиев. Некоторое время в доме находилась мастерская его двоюродного брата, скульптора Сергея Меркурова. В 1915 году здесь располагалась «Контора редакции модных журналов и выкроек Шульман». До 1917 года часть здания занимало Генеральное консульство Франции в Москве.
Инфоурок
›
История России
›Презентации›Презентация по истории России, 11 класс «Художник Нестеров М.В.»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Михаил Васильевич Нестеров.
(31 мая 1862 — 18 октября 1942) -
2 слайд
Описание слайда:
Творчество.
Михаил Васильевич Нестеров- русский и советский художник-живописец. Родился 31 мая 1862 года в Уфе в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом.
Свое художественное образование Михаил Васильевич получил в Москве, в знаменитом училище живописи. Во время учебы наставниками были такие мастера художественного дела, как Перов и Саврасов. По окончанию Московского Художественного училища, Нестеров отправляется в Петербург. В столице России Михаил Васильевич поступает на учебу в знаменитую Академию Художеств.
Академия не произвела на юношу должного впечатления, и он вернулся в Москву, где продолжил учебу в Художественном училище.
Нестеров пишет картины на исторические темы, а для заработка занимается рисованием в журналах и книгах. В 1885 году получает звание свободного художника, за написание картины «Избрание Федора Михайловича Романова на царство». -
3 слайд
Описание слайда:
Избрание Федора Ивановича на царство
-
4 слайд
Описание слайда:
Творчество
К концу десятилетия он приобрел славу исторического художника. Его всегда интересовало прошлое, и свои интересы художник отображал на холсте. В 1885 году он женился на М.И. Мартыновской. Год спустя, при родах, жена умирает. На руках Нестерова остается маленькая дочка.
Нестеров безумно любил свою жену, эта любовь нашла отражение в творчестве художника. В картинах «Христова Невеста» и «Царевна» в женских образах, представленных на картинах, присутствуют черты лица его жены.Царевна
Христова Невеста -
5 слайд
Описание слайда:
Творчество
Позже Михаил Васильевич занимался росписью храмов, в его творчестве было много религиозных картин. В 1901 году он отправляется на Соловки, где посещает местный монастырь. Поездка вдохновила художника на новые картины, и вообще произвела на него большое впечатление.Михаил Нестеров был патриотически-настроенным художником, и в 1905 году вступает в монархическую партию «Союз русского народа». С 1907 года проводились персональные его выставки, которые имели большой успех.
Когда грянули огни революции, ему было 55 лет. Михаил Васильевич был монархистом и революцию отверг. После «русской смуты» он продолжает писать картины, в основном на религиозные темы.Богоматерь с младенцем
Вознесение Христа
Видение отроку Варфоломею -
6 слайд
Описание слайда:
Творчество.
Постреволюционная печаль художника открыла нам Нестерова – портретиста. Последние годы жизни он занимался написанием портретов. Героями его творчества стали деятели искусства, науки.
Портрет Л.Н.Толстого
Портрет народной артистки Ксении Георгиевны Держинской
Портрет И.П. Павлова
Портрет хирурга С.С. Юдина -
7 слайд
Описание слайда:
Творчество.
Судьба художника непроста. Лишившись жены, он, все же, смог воспитать дочь. К сожалению, в 1938 году, дочь была отправлена в ссылку в Джамбул, а её муж был объявлен врагом народа и расстрелян.
Перед своей смертью, Нестеров написал книгу «Давние дни». Эта книга носила характер сборника воспоминаний художника о своей жизни. Скончался Михаил Васильевич Нестеров в октябре 1942 года, в Москве. Картины М. Нестерова — достояние всего народа.
Портрет О.М. Нестеровой-Шретер -
8 слайд
Описание слайда:
Творчество.
Молчание.
Зима в монастыре.
Лисичка.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 938 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 233 человека из 58 регионов
- Сейчас обучается 1068 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Россия в мире (базовый уровень)», Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А.
Тема:
§ 47. Российская культура «серебряного века»
Похожие материалы
-
Презентация «Культура России XIX века» 11 класс
-
Философско-правовые идеи П.И. Новгородцева конца XIX-начала XX века
-
Открытый урок по теме «Сталинградская битва» 10 или 11 класс
-
Рабочая программа по истории 10-11 класс
-
Текст по истории на тему «Истоки. Русские святые» (10 класс)
-
Урок истории на тему «Правление Петра I» 7-8 класс
-
Использование киновидеоматериалов на уроках истории и обществознания как средство достижения предметных и метапредметных результатов
-
Рабочая программа учебного предмета «История Отечества» для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (7-9 класс)
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5452591 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «История: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории»
-
Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория русской культуры»
-
Курс повышения квалификации «Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта»
-
Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
-
Курс повышения квалификации «Моделирование современных уроков истории»
-
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку»
-
Курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории»
-
Курс повышения квалификации «Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Нестеров Михаил Васильевич — Русский и советский художник, живописец, участник Товарищества передвижных выставок и «Мира искусства». Академик живописи. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Сталинской премии первой степени.
Картины — На горах (1896), Святая Русь (1901-1906), Портрет дочери (1906), На Руси. Душа народа (1914-1916), Три старца (1915), Философы (Флоренский и Булгаков) (1917), Видение отроку Варфоломею и другие.
Душа народа. По картине М. В. Нестерова
Алевтина Маркова
На фоне Волги-матушки великой
Мне Русь предстала в образе толпы,
Вдоль берега идущей, разноликой,
От батюшки царя до голытьбы…
С крестом в руке священник седовласый…
И два старообрядца без имён…
Они несут икону с ликом Спаса,
Изрядно потемневшим от времён.
В златых одеждах, в шапке Мономаха
Ступает государь Святой Руси…
Юродивый старик без тени страха
О страшных днях пророчество гласит…
Весь русский люд в нарядах старосветских
(Край шествия не виден за гурьбой) —
Здесь Лев Толстой и Фёдор Достоевский,
Алёша Карамазов за спиной,
Слепой солдат, в боях калекой ставший,
А рядом милосердия сестра,
Философ, христианство прославлявший —
Толпа, как Русь, огромна и пестра!
Вперёд народных масс, с сумой заплечной
Ступает безмятежно мальчуган
Туда, где с небом сходится заречье…
В толпе мне имя слышится — Иван…
Как будто воедино слились дУши
Людей, кто жил и кто поныне жив,
Различных возрастов, эпох минувших,
Кто жизнь отдал, России послужив.
Одни ступают гордо, величаво,
Другие — в вечной спешке, суете…
Отринув распри, к Высшему Началу
Идут, объединившись во Христе.
Кого терзают смутные сомненья,
Кого пугает страх, кому — смешно…
У каждого свой путь, но направленье
Душой народа выбрано одно —
Идёт толпа до Божьего чертога
По росным травам волжских берегов…
Россия, вечно ищущая Бога,
О, сколько ж на пути твоём голгоф!
Картина Михаила Васильевича Нестерова «Душа народа» («На Руси») (1914-1916)
За приворотным зельем. По картине М. Нестерова
Алевтина Маркова
Как ватные, ноги… Еще сто шагов…
Стук сердца всё громче! Сознанье — в тумане…
Чрез буйные заросли трав и цветов
Крестьянская девушка вышла к поляне…
Шуршит по осоке её сарафан,
Видна издалёка цветная фуфайка,
А в бедной головушке — будто дурман,
И девушка мыслям своим — не хозяйка.
И вот показался в чащобе лесной
Давно вросший в землю бревенчатый домик.
В проёме дверном, с чуть согбенной спиной
Стоит старичок, будто сказочный гномик —
Мурмолка* высокая на голове,
Рубаха, штаны, да с лаптями онучи…
Со светлой ли, с тёмной ли силой в родстве?
Но смотрит на девку пронзительно, жгуче!
Крестьянку колдун ожидает давно,
И настежь ей дверь распахнул не случайно…
ДевИца, смущённо присев на бревно,
Решает: доверить ли знахарю тайну?
Развязан косынки тугой узелок,
Ком в горле застрял еще с ночи вчерашней…
В опущенной левой руке — кошелёк —
Любимого волю купить… Как же страшно!
Не любит… Но разве её здесь вина? —
Потупила взгляд одинокий свой в землю…
Заблудшая душенька страсти полна,
И нить к той любви — приворотное зелье.
А губы вот-вот разомкнутся, злой смех
Вдруг вырвется силой нечистой наружу,
Но сердце кричит: Это грех! Это грех!
Грешно подчинять чью-то волю и душу!
…Чердак, что под крышей, завешан травой:
Вербена, жасмин, базилик, мандрагора…
— Испей-ка, красавица, мяты настой…
Дурёха! Любовь без ответа — не горе!
Гордыней да завистью жизнь не губи —
Старик не торопит, он всё понимает:
— Любовь еще будет — она впереди…
Отныне тебя Сам Господь направляет…
—
Я ТАК захотела закончить рассказ,
А вдруг о финале читатель мой спросит?
Неведомо мне, что случилось в тот раз,
Но только ЛЮБВИ приворот не приносит…
*Мурмолка — старинная мужская шапка с высокой, суживающейся кверху тульей, с отворотами или без них.
Картина Михаила Васильевича Нестерова «За приворотным зельем» (1888)
Пустынник. По картине М. В. Нестерова
Алевтина Маркова
В картину войду и увижу, как осень
Тяжёлым дыханием полнит пространство,
Стареющий лес с облегчением сбросил
Расшитое нитью златою убранство.
Окутанным тихой предзимнею негой
Деревьям стоять нагишом не зазорно.
С рассвета до сумерек низкое небо
Касается тучами глади озёрной.
Невзрачен пейзаж русской осени поздней,
Растеряны в красках янтарь и багрянец,
Лишь тонкая ветка с рябиновой гроздью
Еще сохраняет красивый румянец.
Лежат, будто цветиков белых куртинки,
Следы от вчерашнего снежного танца…
Совсем не случайно на узкой тропинке
Я встречу премудрого путника-старца.
Седа борода старика, как охапка
Пожухлых от времени трав придорожных,
В лаптях-то промокших ногам, видно, зябко,
Но мне за скитальца отнюдь не тревожно…
Багаж не велик — только посох и чётки.
В душе — ни гордыни, ни зла, ни сомнений…
С едва лишь заметной улыбкою кроткой
Отшельник застыл рядом с собственной тенью.
Не давят на грудь монастырские крыши…
От суетных мыслей и дум много ль толку?
Да разве он в келье безмолвной услышит
Простуженный голос молоденькой ёлки?
Не думает странник мудрейший о тризне,
Над ним — храм природы — ни мало, ни много…
Он ценит любые превратности жизни,
Довольный порядком, устроенным Богом.
Природа даст всё, что пустыннику нужно:
И отдых, и пищу — старик всё приемлет,
А после морозов и зимушки вьюжной
Придёт тёплый день и на русскую землю…
Картина Михаила Васильевича Нестерова «Пустынник» (1888-1889)
Три старца. По картине Михаила Нестерова
Алевтина Маркова
Новый день на родимой проснулся земле,
Благодать разливается в солнечном танце…
На поваленном давнею бурей стволе
Отдыхают от долгого странствия старцы…
В живописных холмах утопает река,
Даль в тонах синеватых прекрасна на диво!
Отражаются в чистой воде облака,
Окунув в глубину седовласые гривы.
Кроны сосен могучих глядят в небеса,
И мечтают до них дотянуться берёзы…
Над просторами льются пичуг голоса
Да привольного ветра пустые угрозы.
Созерцанье природы приносит покой.
Как желает душа с Божьим творчеством слиться!
Чуть к траве пригибаясь, из кущи лесной
На поляну зелёную вышла лисица…
Не боится зверёк этих добрых людей —
Острым нюхом он чувствует облако Света,
Разве может с любовью смотреть лиходей
На цветок-василёк, нежно солнцем согретый?
Непременно откроют сейчас туесок,
Угостив чем-то вкусным создание Божье,
И пойдут, зверобоя сжевав корешок,
По покрытому пылью времён бездорожью,
Усмиряя в мирских путешествиях плоть.
Трутся лапти до дыр о родную землицу…
Очень тихо бредёт рядом с ними Господь,
То лисой обернувшись, то крохой-синицей…
Картина Михаила Васильевича Нестерова «Три старца» (1914). Другое название картины — «Лисичка»
По картине Нестерова Лель. Весна
Александра Дар
Природа пробуждается от сна —
Проклюнулись чуть листики берёзы.
Темнее стали ели и сосна —
И соком налились они все тут же.
Младою зеленью покрылись все осинки —
Чиста вода и небо, будто в речке.
Травинка веет свежестью своей —
И тёплый чую тут же ветерок.
Он лёгкий. Не шевелится, там ветер —
Не пробежала рябь сквозь глади озерца.
И бродит Лель среди деревьев этих —
Он Бог Любви. На дудочке играет.
Вокруг всё расцветает у него:
Зелёной травкой уж земля покрылась.
Листочки распускаются затем —
И небо голубое… Солнце ярко.
Рубаха… Полотняные штаны —
И онучи и лапти у него.
Лишь шапка, там нарядна и ярка —
Пастух играет . Дивен инструмент.
И солнцем озарился уже лес —
Вода блестит как — будто бы зеркально.
Темна она, лишь за горой стоит —
И отражается, повсюду, эти сосны.
К картине М. Нестерова За приворотным зельем
Белый Филин
Здравствуй, дЕвица! О чём твоя кручина?
От чего печальное лицо?
Что ты очи долу опустила,
Почему тебе нехорошо?
Слышу я, твоё сердечко бьётся,
Грудь сдавила ноющая боль,
Кажется, что жизнь вот-вот прервётся,
Нестерпима тяжкая юдоль.
То ли страсть, а то ли наважденье?
Всё сплелось в безрадостный туман,
Жить не можешь с этим униженьем,
Мысли тёмные затягивают в капкан.
Парень люб, а он тебя не любит,
И не смотрит даже на тебя,
Он другую девушку голубит,
Все твои старанья только зря.
Что ж ты, дЕвица, надумала такое?
Захотела Душу в кандалах?
Подчинить себе чужую волю?
Силою взять, что не дала судьба?
Заходи, красавица, не бойся.
Можешь ничего не говорить,
Знаю, что в сомненьях горьких бьёшься,
Стоит ли тебе так поступить.
Зелье я сварю, коли желаешь,
Только в котелочек загляни,
Словно в зеркале о будущем узнаешь,
Коль добьёшься силою любви.
Вот гляди — с тебя он глаз не сводит,
Только о тебе и день ночь
Думу думает, не спит, кругами ходит,
Силу тёмную не может превозмочь.
Вы поженитесь, но счастье будет таять,
Весь иссохнет парень от любви,
Горькую запьёт и мир оставит,
В реку бросится он с камнем на груди.
Что заплакала? Позволь тебя погладить
По твоей, дурёха, голове.
Против воли Божьей не наладить
Жизнь свою, красавица, тебе.
Посмотри ка в зеркало у входа!
Глянь ка, дорогая, на себя —
Ты юна, красива от природы,
Счастье ждёт великое тебя!
Вот тебе отвар из разных травок,
Мята здесь, душица, да кипрей,
Зверобой, тимьян и валерьяна,
Ни о чём не думай, дева, пей!
Крепким сном ты Душу успокоишь,
А проснувшись рано по утру,
Только Радость в Сердце ты откроешь,
Ясность мысли, Свет и Чистоту!
К картине М. Нестерова Юность преподобного Сергия
Белый Филин
А лес — неотпитАя чаша,
Молчание и Глубина!
Открытый Храм — лесная чаща!
БЛАГОславенна Тишина!
Не отчуждение , а подвиг —
Жизнь в Единении с Творцом,
Когда вокруг сиянье Божье,
Когда всё сущее — твой Дом.
Где птичьи трели — Божьи мысли,
Деревья — Божии слова,
Где вся Вселенная так близко,
Где Богом так Душа полна.
Непрерываемой молитвой
Вся жизнь твоя звучит в Миру,
И воедино с Светом слитый,
Ты излучаешь Доброту.
И это тёплое свеченье,
И этот медленный поток,
Твоя Любовь, твоё служенье,
С Всевышним вечный диалог.
Ты юный отрок, но Душою
Ты мудр и бесконечно Свят,
Спокойствием и Красотою
Твой лик сияющий объят.
Своим трудом, своим терпеньем,
Ты строишь новый Светлый Мир,
Для всех твоё БЛАГОславенье,
Ты путь Надежды проложил.
Пусть каждый видит — всё от Света,
И у Творца делений нет,
Неотделим от человека
Ни лес, ни небо, ни Медведь!
За приворотным зельем
Валерий Штормовой
Этюд на картину Нестерова
Девушка в унынии глубоком
К знахарю за помощью пришла,
Села у избушки одинокой,
Что стояла на краю села.
Вставший на пороге рядом с дверью
Знахарь сразу понял, в чем тут суть:
— Ты пришла за приворотным зельем,
Хочешь, мол, любимого вернуть?
Девушка смущенно отвернулась,
Краска пылко бросилась в лицо.
Своему визиту ужаснулась:
«Ну, теперь весь стыд мой налицо.
Надо мной смеяться будут люди,
Всякий опозорит, осрамит.
Все равно. Теперь уж будь, что будет».
И, собравшись с духом, говорит:
— Возврати мне, старче, дни веселья,
Без любви на свете мне не жить!
А старик в ответ: «Не нужно зелья.
Ты душой сумей приворожить».
За приворотным зельем. Худ. Нестеров М. В
Виталий Полоцкий
Любовь приворожить желая,
Потоки слёз,
уставши лить,
Младая девица
решает
В дубраву
к колдуну сходить.
Не умерла,
жива надежда
Любимого приворожить.
Оделась
в лучшие одежды
К избушке девица спешит.
На кряж присела
молодица.
Дверь отворилась. Знахарь-дед
Промолвил лишь:
— Краса-Девица
Обижена
на белый свет.
Видать,
за приворотным зельем
Пожаловала ты ко мне?
Забудь печаль!
Придет веселье,
Любовь и радость по весне!
Нестеров М. В. Автопортрет. 1915
Владимир Нехаев
Автопортрет —
Не селфи, модный ныне,
Он — размышление о сущности себя.
На нем — анализ прежних разных лет.
Автопортрет —
Такой эксперимент,
Когда хотелось бы взглянуть со стороны,
Что видно у тебя внутри,
На данный трудный творческий момент…
Для Нестерова
Важен очень фон:
Святая Русь за ним!
На берегу крутом
Над ширью и простором,
Над рекой,
Что изгибается
Широкою дугой
И упирается в осенний рыжий лес,
Стоит художник,
Ещё в той Руси стоит,
Она — его и смысл и интерес,
И вид
Её торжественен и чист
Всегда, на всех полотнах
И теперь…
Он словно в Русь нам открывает дверь!..
Ещё не знает
Ни Она, ни он
ЧТО выдержать
Ей вскоре предстоит,
Какой нести тяжелый красный крест!
… И будет стон и звон
Звучать окрест!!..
Никто не знал, —
Ни автор, ни народ,
Что все перевернется
Через год,
Обвалится и рухнет царский трон,
Раздастся громкий колокольный звон
И грохнет из «Авроры» холостым…
И будет век кровавым, непростым!..
—
Автопортрет заявлен.
Новых планов полн,
Стоит художник.
Русь Святая — фон,
Судья, и мать родна она ему с отцом…
И
Ей весь труд его всю жизнь и посвящён.
И нам оставил много мыслей он:
Здесь и портреты — украшенье галерей,
И судьбы разные
Святых
Её людей…
И потому —
Смотрю на красоту
И рядом с автором
Сто в минуту ту…
Нестеров М. В., Автопртрет, 1915, Государственный русский музей, С.-Петербург
Нестеров М. В. Философы. 1917
Владимир Нехаев
Россия.
Год тысяча девятьсот семнадцатый.
Лето.
Видны везде тревожные приметы
Грядущих (что несущих?) перемен ,
Империя шатается…
И где-то
Уже задуман
План — эксперимент:
Начать
Борьбу за власть
Внутри России,
Авантюристов с лозунгами дать,
Чтобы один другого так перемесили,
Стенка на стенку так по-русски бились,
Чтобы с колен России и не встать !
Чтоб никогда не помешала тем,
Кому всем миром
Хочется владеть,
Кому Россия неподвластна,
Под ихну дудку не желает петь
И потому ужасна и опасна…
Россия. Середина лета где-то,
Семнадцатого года середина.
Леса — стеною, ширь, простор, долина,
Поля с хорошим урожаем (цветом
Нам намекает Нестеров об этом)…
Мы видим: двое, разговор был длинным,
Шагают молча… Мы обоих уважаем…
Последнее такое в жизни лето,
Когда, спокойно оба рассуждая,
Тропинкой русскою знакомою шагают.
Начнется скоро! — и везде приметы
Грядущих и тревожных перемен.
Об этом речь, о судьбах …
Два портрета:
Философы, им есть о чем судить.
Художник продолжает говорить…
Михаил Васильевич Нестеров(1862-1942)
ФИЛОСОФЫ (С.Н.Булгаков и П.А.Флоренский) 1917
123 х 125 см Государственная Третьяковская Галерея, Москва
Нестеров. За приворотным зельем
Дмитрий Суханов 4
Божий свет пред ней померкнул,
Бросил милый:» как же быть!
Без него ведь нету счастья,
Как же лучше поступить?!»
Наконец она решила
К колдуну свой путь держать.
«Он поможет с приворотом,
Сердце вновь начнёт пылать!»
Подошла к избушке дева,
Страшно в двери постучать.
» Прогневлю ведь этим бога,
Может сильно покарать».
Старичок- колдун к ней вышел,
Словно мысли прочитал.
» Здравствуй, милая голубка,-
Улыбаясь, ей сказал.
Знаю, доченька, мечтаешь,
Вновь любовь приворожить.
Только жизнь ведь бумерангом,
Все сумеет возвратить.
Если богу так угодно,
Снова вас соединить.
То любые испытания,
Можно вместе победить».
Нестеров. Преподобный Сергий Радонежский
Дмитрий Суханов 4
Подвижник духа, нет гордыни.
Хотя игумен в лавре был.
Тревоги, трудности и радость,
С семьёй духовною делил.
Минула жизнь в трудах, молитвах,
Когда же грозный час пробил.
Благословил на битву князя,
Мамая чтобы разгромил.
И с той поры святитель Сергий,
Защитник Родины- Руси.
В священной Шамбале отныне
Молит о счастье всей земли.
Нестеров. Юность преподобного Сергия
Дмитрий Суханов 4
Стремясь душою к просветлению,
Покинув дом, ушёл в леса.
Его дорога- путь духовный,
Решил так Сергий для себя.
Сияет нимб над головою,
Тайги хозяин рядом с ним.
Косматый хищник косолапый,
Любовь святого ощутил.
М. Нестеров Осенний пейзаж
Елена Ярина
М. Нестеров «Осенний пейзаж»
Мотив реки. Пейзаж осенний.
Жизнь отражается в реке.
Воды неспешное течение.
Природа дремлет… Вдалеке
Леса заметно поредели.
Желтеет склон. Усталый вид.
За лесом — дол. Поникли ели.
И небо в реку все глядит.
Сосна высокая печальна.
С обрыва смотрит с грустью вдаль.
И лес задумчивый, прощальный.
Вот-вот вздохнет и скажет: «Жаль!»
Как лето быстро промелькнуло.
Придет суровая зима.
Еще природа не уснула,
Не прибрала леса сама.
Не слышно птиц. Лишь видно тучи.
Река как зеркало — всегда.
И где ты солнца слабый лучик?
Пейзаж осенний. Холода…
М. В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею
Иван Есаулков
Он жеребят искал с уздечкой.
Забилось отрока сердечко,
Когда он старца увидал.
Молился тот, а отрок ждал.
Сложил молитвенно он руки,
А на душе ни капли скуки —
Светлело отрока чело.
Лежало рядышком село —
Виднелись избы, огороды,
Река свои катила воды,
И гордо луковички храм
Вздымал навстречу всем ветрам.
Алела в перелесках осень,
А в небесах желтела просинь.
И слышал клики журавлей
Задумчивый Варфоломей.
Но вот вдали исчезли птицы,
И старец перестал молиться,
Варфоломея увидал,
Из ларца просфору достал,
Сказав: «Не надобно дивиться!
Всему ты сможешь научиться!
Для каждого приходит срок,
Когда нам улыбнётся Бог!
Будь, отрок, Господу послушным,
А к людям будь неравнодушным! —
Тогда и в жизни, и в судьбе
Поможет Божья Мать тебе!»
Прошло какое-то мгновенье,
Прошелестело дуновенье,
Блеснул луч солнечный с небес —
Был старец рядом и… исчез…
М. В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890
М. В. Нестеров. На горах. 1896
Иван Есаулков
Встала она высоко над долиной,
Полнится взор неизбывной кручиной,
Манит её неоглядный простор —
Женщина с Волгой ведёт разговор.
Ласково ей отвечает природа.
Только порывы души не находят
Выхода: где они — к счастью пути?
Помощи ей от людей не найти!
Встала в платке она и в сарафане.
Ветка рябины в руке её вянет.
Долго она над рекою стоит,
И так печален у женщины вид…
Зритель, возможно, «Грозу» вспоминает:
На берегу Катерина страдает —
Хочется ей далеко улететь,
Но остаётся страдать и скорбеть!..
М. В. Нестеров. Портрет скульптора В. И. Мухиной
Иван Есаулков
Портрет и сдержан, и красив.
В нём — полнота и мудрость жизни,
Могучий творческий порыв,
Служенье скульптора Отчизне.
Спокойны краски и скромны,
И благородна вся фигура.
Глаза чуть-чуть затенены.
Ваятельница смотрит хмуро,
Но зорок, энергичен взгляд —
В нём вдохновение и муки.
И будто слышен разговор
С моделью ветра через руки.
Сейчас стремительный Борей
В порыве бешеном сорвётся
И с постамента поскорей
В просторы неба унесётся.
Круша всё на своём пути,
Помчится ветер всё быстрее.
Попробуй-ка тогда найти
Вдаль устремлённого Борея.
Ваятельница, словно мать
Такого грозного ребёнка,
Его умеет удержать
Пред сокрушающей всё гонкой.
Но, кажется нам, лишь она
Рукою к ветру прикоснётся —
И, будто лопнула струна,
Борей стремительно взовьётся…
Портрет художник написал
Проникновенно, безупречно,
Чудесный образ передал
Он тонко, глубоко, сердечно!
М. В. Нестеров. Портрет скульптора В. И. Мухиной. 1940
М. В. Нестеров. Святая Русь. 1901-1905
Иван Есаулков
Писал художник полотно пять лет
И подводил в нём творчеству итог,
Однако до сих пор ответа нет —
И он пока от истины далёк.
В картине Нестеров изобразил
Людей, пришедших выслушать Христа.
С угодниками выйдя, Он застыл
Вблизи запрятанного в лес скита.
И вот Христос вблизи людей стоит,
Среди своих угодников святых.
За спинами у них теснится скит
И зимний северный пейзаж притих.
Святая Русь без всякой суеты
Ждёт от него ответа на вопрос
И верит в то, что сбудутся мечты
И что помочь сумеет ей Христос!
М. В. Нестеров. Философы. 1917
Иван Есаулков
Вечер сумрак тихо мажет,
Обедняя красок цвет,
И на всём лесном пейзаже
Угасает солнца свет.
На холсте, почти у края,
За беседой на ходу,
Очень медленно ступая,
Два философа бредут.
В думы погружён священник*,
Аскетичный и худой,
Затаённой мысли пленник,
С несчастливою судьбой**
Очень яркая натура
И в печали, и в тоске.
Выделяется фигура
В рясе, с посохом в руке.
Рук красивых утончённость
И весьма простой наряд,
Внутренняя затаённость
И в себя ушедший взгляд.
Рядом — человек, не старый,
Сдерживает гнев с трудом.
Он в пальто, в пиджачной паре,
С русским горестным лицом***.
Размышляя о проблеме
Бытия, идёт вперёд.
Только сталинской системе
Он, увы, не подойдёт
И уедет за границу****.
Первый сгинет в лагерях.
Отражают мысли лица,
Только мысли, но не страх.
Две судьбы и два подхода
К жизни. Каждый одинок,
Разделив судьбу народа –
И священник, и пророк*****.
А пока что на картине
В свете гаснущего дня
И различны, и едины
По вопросам бытия.
* П. А. Флоренский — крупнейший ученый, религиозный философ, деятель культуры.
** Судьба отца Павла оказалась трагичной. Этот выдающийся мыслитель, ученый, предвосхитивший многие идеи семиотики, был репрессирован и погиб в сталинских лагерях.
*** С. Н. Булгаков — крупнейший ученый, религиозный философ. Он прошёл путь от легального марксиста к религиозной философии, в 1918 году принял сан священника.
**** Булгаков эмигрировал из России во Францию в 1923 году.
***** Булгаков предсказывал деспотический режим Советского государства с культом вождя.
Нестеров
Кондрат Припаркин
Нестеров в гармонии с природой
Видел состояние души,
Превосходен «Отрок» из народа,
В благодатной трепетной тиши.
Фрески во Владимирском соборе,
Павлов, Юдин, Мухина, Толстой, —
Это соло в гениальном «хоре»
Нестеровской кисти золотой.
Видение отроку Варфоломею По картине М. Нестерова
Людмила Ревенко
Юный отрок в ожиданье
Обходил поля,
В поисках — не слышно ль ржанье
Рыжего коня.
Знала каждая былинка —
Осень на носу,
И белели паутинки
На лугах, в лесу.
Мощный дуб ронял на землю
Жёлуди свои,
И рябины кисть алела,
Подходи, и рви.
Отрока вмиг осветилось
Юное лицо,
Между дубом и рябиной
Старца ремесло.
Трепетало птахой сердце,
Вдаль текла река,
В вечность распахнулась дверца,
Обнажив века.
Старец посмотрел пытливо,
Вынул свой ларец.
Отроку всё было диво:
Храм там?
Дом?
Дворец?
Сколько раз сжигало солнце
Травы на лугу,
Сколько зим мело в оконце,
Принося пургу…
Отрок вырос. Это правда.
И на месте том
Свято-Сергиева Лавра
Поднялась шатром.
Нестеровские Соловки
Нина Шендрик
Отклик на «М. В. Нестеров. Соловки. 1917» (Иван Есаулков)
Простое соловьиное названье,
Чужда местам смиренным суета.
Сюда приводит инока призванье,
Жизнь начинают с чистого листа
В трудах молитвы, в воздержанье строгом,
В суровости держания поста.
Жизнь, как река, течет в общенье с Богом,
Бесстрастна, безмятежна и чиста.
Монашеская скромная природа,
Уходит в небо тихая река.
Душа, как чайка, обрела свободу
И в небесах купается легка.
Река и небо воедино слиты,
Как ангела касаются уста…
Освящена страданьем и молитвой
Стыдливая земная красота
Молчание
Нина Шендрик
Отзыв на «М. В. Нестеров Молчание. 1903 г»
Северный бедный монашеский край,
Чудится звон колокольный.
Там над горою лесистою храм
Голубем взвился залетным.
Колокол смолк, и утихло вокруг,
Меркнет закатная зорька
Иноки в стареньких лодках плывут,
Мирная рыбная ловля.
В озере небо закатное спит,
Мглою окутанный берег.
В водах небесных плывут рыбаки,
Будто растаяло время,
Чудным молчанием воздух пролит,
Небо спустилось на землю
На горах
Нина Шендрик
М. В. Нестеров На горах. 1896 г
Осень ранняя, волжская круча,
Капли крови — рябины букет.
Что красавицу девушку мучит?
Ветер тихо прошепчет ответ.
Вместе с ней берега загрустили
Затуманился дымкой рассвет,
Не поднимутся белые крылья,
Не взлететь за любимым ей вслед.
Попрощается с вольною волей,
Укрываясь в монашеский скит,
Только сердце наполнено болью,
В тесной клетке, как птаха, стучит.
Пожалей ее, матушка Волга,
Излечи от сердечной тоски.
Молитва. М. Нестеров
Светлана Леснова
Молитва — музыка души
Летит свободно в поднебесье
Вечернею порой в тиши,
Благословенна троеперстьем.
В зелёном сумраке полей
Берёзы, жалостливо купы
К подругам — елочкам тесней
Склонив, роняют листья скупо.
Озноб осины охватил
Печалью трогательной скрипки,
И пробовать на вкус нет сил
Луны струящийся свет зыбкий,-
Природа впитывает Звук,
Переполняясь им до края, —
Рожденный от любви и мук
Слепца, что Небо прозревает.
М. Нестеров. Элегия. Слепой музыкант.
Молчание. М. Нестеров
Светлана Леснова
Замшелому в лесах язычеству
То и осталось, что молчать
Чудовищем доисторическим,
Врастая в землю и печаль,
Ночами северными белыми
Прислушиваться к тишине
С послушниками оробелыми
До просветления в себе
И повторять речитативом
Смиренную склоненность поз,
Затверженную терпеливо
Ответом на немой вопрос.
Картины Нестерова
Улекса фон Лу
Картины Нестерова хороши,
они — как ангельское песнопенье,
оковы снимут вмиг они с души,
как майское весеннее цветенье.
В них девы, отроки живут
и старцы шепчут нам молитвы,
переживаний целый жгут,
но чисто все, за свет в них битва.
Свеченье ликов,черт их красота,
она духовно словно утонченна,
и видимая формы простота
духовным миром увлеченность.
Картина Нестерова Видение отроку Варфоломею
Элла Гоник
Мальчику явилось дивное виденье, —
Старец убелённый перед ним предстал,
И поведал отрок о своих мученьях,
Что ему в учёбе Бог успех не дал.
Старец слушал молча и кивал главою,
Мудрость его сердца так была светла,
И сияли очи тихой красотою,
И душа открылась, добра и ясна.
Стал молиться старец, обращаясь к Богу,
Чтоб послал Всевышний сыну благодать,
Чтоб к нему от Бога пролегла дорога,
Чтобы свет ученья дал душе сиять.
И слова молитвы улетали в небо,
Старец из ковчежца просфорУ достал,
И благословляя отрока сим хлебом,
Он «Аминь», святое, слово прошептал.
Отрок добротою слов сих покорённый,
Этот благодатный старца дар принял,
Слёзы заблистали в взоре умилённом,
Понял он, Всевышний этим просьбам внял.
Картина Михаила Нестерова На горах
Элла Гоник
Русь великая — край красоты,
Величава, прекрасна, таинственна,
Сколько в сердце её чистоты,
Сколько силы и мудрости жизненной!
Так и та, что закутана в плат,
Душу милой России вобравшая,
Чей прекрасен старинный наряд,
Испытаний так много познавшая.
Эта женщина — мать и жена,
В её облике таинство светлое,
Как берёзка нежна и стройна,
Что любовью и верой согретая.
И мила она так, и чиста,
Ярославной явилась из древности,
Величава её красота,
Речь исполнена тихой напевности.
И любви воплощенье святой,
Как звезда в небесах просиявшая,
Покорившая всех добротой,
Для России всей символом ставшая.
Картина Михаила Нестерова Соловки
Элла Гоник
Белая ночь озаряет
таинственным блеском
На Соловках серебристую
водную гладь,
В полночи тихой не слышно
ни звука, ни всплеска,
Север струит и сияние,
и благодать.
В маленькой лодочке
двое монахов неслышно
К берегу молча гребут,
чтоб быстрее пристать,
Звон колокольный доносится
службы непышной…
Тихий покой разливается.
Мир не объять.
Михаил Нестеров — певец Земли Русской…
Элла Гоник
Русь великая — край красоты, —
Величава, прекрасна, таинственна,
Сколько в сердце её чистоты,
Сколько силы и мудрости жизненной!
И художник в полотнах своих
Воспевал её с нежною ласкою, —
Светлый, нежный, волнующий лик
Поэтичными яркими красками.
А российский чудесный пейзаж,
На котором Россия-красавица,
Ведь не просто волшебный мираж,
А земля, что красою так славится.
Вьются ленты извилистых рек…
И просторы бескрайние Родины
Стали дороги сердцу навек,
Что дорогами трудными пройдены.
Он любовь к ней пронёс до конца
И молился со страстью неистовой.
Пусть живёт вечно в наших сердцах —
Став желанною столь и единственной!
О России — полотен не счесть,
Но так выразить мог только Нестеров.
И горды мы, что он у нас есть,
Что прославил её в поднебесии…
1 просмотров