Сочинение по картине лебедь храм покрова на нерли

Какая же это красивая картина! в ней столько света, столько нежных цветов я очень люблю такое время года, когда весна

Какая же это красивая картина! В ней столько света, столько нежных цветов…
Я очень люблю такое время года, когда весна переходит в лето. Мне кажется, что на картине как раз оно. Зелень ещё совсем свежая. Очень ярко выделяется белая церковь. У неё один купол, она смотрится так строго и торжественно.
Очень красиво изображена излучина реки. В воде отражаются облака, зелень – очень красиво.
На картине есть и герои. На переднем фоне женщина в бело-розовом. Она с маленьким ребенком. Может быть, это его первый выход на прогулку. То есть осознанный, не когда он спит в коляске и видит мир через занавеску. Вот малыш и играет с цветами и травами. Для него это целый новый огромный мир.
Справа ещё группка людей. Мне кажется, что это монахини. Возможно, они тут по делам храма – обмен опытом. Или они просто местные монахини, вот и идут с утренней службы на прогулку.
Слева на реке даже лодка. В ней никого нет. Наверное, турист зашел в церковь.
Рядом с церковью домики, деревья. Домики яркие и симпатичные. Понятно, что это не монастырь, а церковь – рядом с ней живут люди. Возможно, они связаны с церковью. Они могут продавать сувениры у входа, предлагать экскурсии по реке. Или просто это те люди, которым нравится прекрасный вид.
Вдали видна ещё одна часовня белая с характерным куполом. В общем, это такое намыленное место, где много памятников церковных. В смысле, просто древних церквей, которые действуют. Вот сюда и едут паломники со всего света. Даже странно, что тут пока не видно стоянки для автобусов. Хотя это могут быть старые времена.
Нравится мне картина. В первую очередь цветами: особенно приятен тут розовый (в облаках и в реке). Нравится ощущение спокойствия и радости, а ещё свежести. Красивая и светлая картина. Надеюсь, что на том месте в реальности так же красиво. И нет туристических автобусов!

Описание рассуждение по картине

Этот пейзаж уже захватывает мысли и взор, стоит только взглянуть на картину. Церковь, как олицетворение спокойствия и тишины вносит в душу непреодолимое желание посетить ее и побывать на службе. Ощутить то умиротворение, которое дает не только внешний ее фасад, но и то окружение природы, которое окутывает святую обитель своей необычайной красотой.
Автор картины удивительным образом использовал оттенки тонов, очаровывающих внутренний мир того, кто умеет любоваться истинной красотой. Ручей чистой прозрачной воды – подтверждение той ясности, какую несет церковь. Художник сумел изобразить цветовую гамму зелени как фон будущего, несущего зарождение жизни.
Основной мотив картины – церковь. Как красавица невеста в белом одеянии, сидящая на троне и охраняемая самой природой, она достойно украшает пейзаж и несет глубокий смысл в осмыслении мироздания и бытия. Заветный пригорок, на котором основана церковь, изображен мастером как специальный подмосток, способный сохранить этот памятник от любой опасности.
Это всенародное достояние способно притянуть любое существо, способное проникнуть в ее тайны. Ее внешний вид – это только начало того, что способно вызвать определенные порывы. Каждый купол церкви несет свою информацию. Это настоящий шедевр искусства древности, где верхний купол тянется к небу и завершается сводом плавного купола, дающего надежду на покровительство.
Не только окружение церкви, но и пространство над ней говорит о любви создателя картины к своему творению, куда он вложил свои переживания и эмоциональный подъем. Красивые переливы небосвода объемно раскрывают свою глубину и полноту.
Эта картина поддерживает вечность в понимании современного поколения, отражая прошлое и сохраняя его в памяти. Такое щедрое наследие русского художника способно раскрыть самые лучшие качества ценителей искусства, которые будут любоваться живостью его творения. В нем очень ярко отражено совместное существование вечной природы и творения человека – святейшего места, где он может оставаться самим собой, раскрывая все свои тайны, мечты и желания.
Эта картина может воплотить мечты каждого, кто не может воочию увидеть изумительное строение предков. Стоит только увидеть это произведение на холсте – и мечты сбылись. Словно человек сам оказался на лужайке, близ церкви и стал свидетелем редчайшего подарка, оставленного ему для великого наслаждения созерцать чудо.
8 класс

Сочинение описание по картине Церковь Покрова на Нерли Герасимова

Холст «Церковь Покрова на Нерли» был написан художником, который по большей части писал пейзажи. В них он выражал скромную, однако, величавую красоту своей земли. Примером этому служит холст «Церковь Покрова на Нерли». Глядя на нее не один человек не может остаться равнодушным.
Воздвигнут Храм был при Андрее Боголюбском. В придании сказано, что князь сильно тосковал после гибели своего сына. В воспоминание о нем он воздвиг Храм, который построен на берегу речки и очаровывает всех своим блеском. Не был холоден к такому блеску и сам художник.
На картине в центре изображена церковь в один из солнечных дней. Ей художник отвел самое главное место в центральной части холста в объятиях шикарной природы, а вокруг простираются необъятные просторы. Сама Церковь стоит на возвышении, словно величавый белокаменный сторож, обративший свою золотую голову в голубое небо с белыми пышными облаками. Эти облака делают картину совершенно необычной. Возникает такое чувство, что Храм возникает из земли совместно с возвышением, на котором стоит. А отблеск в воде – это его необыкновенное загадочное продолжение. Церковь выглядит, как будто она сделана не мастерами, а создана небесами.
На холсте также видны – прекрасный зеленый луг, за которым раскинула свои воды голубая речка.
Речка Нерль тихо пустила свои воды вокруг Церкви, Лодка раскачивается на воде, несмотря на то, что увидеть это невозможно. Это является в воображении зрителя. На противолежащем от Церкви берегу прохаживается молодая женщина с ребенком. Вдалеке видны поля и луга.
При взгляде на этот холст у зрителя возникает множество положительных чувств. А глядя на саму Церковь размышляешь про извечные ценности. На холсте видно, что Храм изображен не сам по себе, он как будто маленькая Вселенная, которую показывает художник на своем холсте. Роскошь соседствующей природы лишь выделяет утонченность и элегантность Церкви, которую создали человеческие руки. Здание кажется выразительным и воодушевленным.
Этот холст дает возможность испытать удовольствие от рассматривания Храма, даже тогда когда собственно созерцать его не удалось.

Какая же это красивая картина! В ней столько света, столько нежных цветов…
Я очень люблю такое время года, когда весна переходит в лето. Мне кажется, что на картине как раз оно. Зелень ещё совсем свежая. Очень ярко выделяется белая церковь. У неё один купол, она смотрится так строго и торжественно.
Очень красиво изображена излучина реки. В воде отражаются облака, зелень – очень красиво.
На картине есть и герои. На переднем фоне женщина в бело-розовом. Она с маленьким ребенком. Может быть, это его первый выход на прогулку. То есть осознанный, не когда он спит в коляске и видит мир через занавеску. Вот малыш и играет с цветами и травами. Для него это целый новый огромный мир.
Справа ещё группка людей. Мне кажется, что это монахини. Возможно, они тут по делам храма – обмен опытом. Или они просто местные монахини, вот и идут с утренней службы на прогулку.
Слева на реке даже лодка. В ней никого нет. Наверное, турист зашел в церковь.
Рядом с церковью домики, деревья. Домики яркие и симпатичные. Понятно, что это не монастырь, а церковь – рядом с ней живут люди. Возможно, они связаны с церковью. Они могут продавать сувениры у входа, предлагать экскурсии по реке. Или просто это те люди, которым нравится прекрасный вид.
Вдали видна ещё одна часовня белая с характерным куполом. В общем, это такое намыленное место, где много памятников церковных. В смысле, просто древних церквей, которые действуют. Вот сюда и едут паломники со всего света. Даже странно, что тут пока не видно стоянки для автобусов. Хотя это могут быть старые времена.
Нравится мне картина. В первую очередь цветами: особенно приятен тут розовый (в облаках и в реке). Нравится ощущение спокойствия и радости, а ещё свежести. Красивая и светлая картина. Надеюсь, что на том месте в реальности так же красиво. И нет туристических автобусов!

Описание рассуждение по картине

Этот пейзаж уже захватывает мысли и взор, стоит только взглянуть на картину. Церковь, как олицетворение спокойствия и тишины вносит в душу непреодолимое желание посетить ее и побывать на службе. Ощутить то умиротворение, которое дает не только внешний ее фасад, но и то окружение природы, которое окутывает святую обитель своей необычайной красотой.
Автор картины удивительным образом использовал оттенки тонов, очаровывающих внутренний мир того, кто умеет любоваться истинной красотой. Ручей чистой прозрачной воды – подтверждение той ясности, какую несет церковь. Художник сумел изобразить цветовую гамму зелени как фон будущего, несущего зарождение жизни.
Основной мотив картины – церковь. Как красавица невеста в белом одеянии, сидящая на троне и охраняемая самой природой, она достойно украшает пейзаж и несет глубокий смысл в осмыслении мироздания и бытия. Заветный пригорок, на котором основана церковь, изображен мастером как специальный подмосток, способный сохранить этот памятник от любой опасности.
Это всенародное достояние способно притянуть любое существо, способное проникнуть в ее тайны. Ее внешний вид – это только начало того, что способно вызвать определенные порывы. Каждый купол церкви несет свою информацию. Это настоящий шедевр искусства древности, где верхний купол тянется к небу и завершается сводом плавного купола, дающего надежду на покровительство.
Не только окружение церкви, но и пространство над ней говорит о любви создателя картины к своему творению, куда он вложил свои переживания и эмоциональный подъем. Красивые переливы небосвода объемно раскрывают свою глубину и полноту.
Эта картина поддерживает вечность в понимании современного поколения, отражая прошлое и сохраняя его в памяти. Такое щедрое наследие русского художника способно раскрыть самые лучшие качества ценителей искусства, которые будут любоваться живостью его творения. В нем очень ярко отражено совместное существование вечной природы и творения человека – святейшего места, где он может оставаться самим собой, раскрывая все свои тайны, мечты и желания.
Эта картина может воплотить мечты каждого, кто не может воочию увидеть изумительное строение предков. Стоит только увидеть это произведение на холсте – и мечты сбылись. Словно человек сам оказался на лужайке, близ церкви и стал свидетелем редчайшего подарка, оставленного ему для великого наслаждения созерцать чудо.
8 класс

Сочинение описание по картине Церковь Покрова на Нерли Герасимова

Холст «Церковь Покрова на Нерли» был написан художником, который по большей части писал пейзажи. В них он выражал скромную, однако, величавую красоту своей земли. Примером этому служит холст «Церковь Покрова на Нерли». Глядя на нее не один человек не может остаться равнодушным.
Воздвигнут Храм был при Андрее Боголюбском. В придании сказано, что князь сильно тосковал после гибели своего сына. В воспоминание о нем он воздвиг Храм, который построен на берегу речки и очаровывает всех своим блеском. Не был холоден к такому блеску и сам художник.
На картине в центре изображена церковь в один из солнечных дней. Ей художник отвел самое главное место в центральной части холста в объятиях шикарной природы, а вокруг простираются необъятные просторы. Сама Церковь стоит на возвышении, словно величавый белокаменный сторож, обративший свою золотую голову в голубое небо с белыми пышными облаками. Эти облака делают картину совершенно необычной. Возникает такое чувство, что Храм возникает из земли совместно с возвышением, на котором стоит. А отблеск в воде – это его необыкновенное загадочное продолжение. Церковь выглядит, как будто она сделана не мастерами, а создана небесами.
На холсте также видны – прекрасный зеленый луг, за которым раскинула свои воды голубая речка.
Речка Нерль тихо пустила свои воды вокруг Церкви, Лодка раскачивается на воде, несмотря на то, что увидеть это невозможно. Это является в воображении зрителя. На противолежащем от Церкви берегу прохаживается молодая женщина с ребенком. Вдалеке видны поля и луга.
При взгляде на этот холст у зрителя возникает множество положительных чувств. А глядя на саму Церковь размышляешь про извечные ценности. На холсте видно, что Храм изображен не сам по себе, он как будто маленькая Вселенная, которую показывает художник на своем холсте. Роскошь соседствующей природы лишь выделяет утонченность и элегантность Церкви, которую создали человеческие руки. Здание кажется выразительным и воодушевленным.
Этот холст дает возможность испытать удовольствие от рассматривания Храма, даже тогда когда собственно созерцать его не удалось.

Тема урока  «Чудный храм». Подготовка к сочинению — описанию  по картине

С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»

Цель урока: подготовить учащихся к сочинению по картине С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

Задачи урока:                    

Обучающие:

Способствовать формированию умения переноса знаний с одного объекта (текста о памятнике архитектуры) на другой объект (картину);

Формировать умение использовать цитаты в тексте собственного сочинения;

Активизировать лексику учащихся, связанную с описанием памятника архитектуры.

Развивающие:

Развитие связной образной речи и обогащение словарного запаса учащихся;

Развитие орфографической и пунктуационной зоркости;

Развитие  умения  высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Воспитательные:

Воспитание чувства любви к родному языку, к своей Родине,  чувства гордости за свой народ, его культуру и историю

Воспитание уважительного, бережного  отношения к культуре прошлого, к памятникам древнерусского     зодчества;

Обогащение  эстетического  восприятия.

Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация  «Чудный храм», карточки – шаблоны.  Подготовка к сочинению по картине С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

Форма урока: круглый стол

Используемые методы и  технологии:    частично-поисковый метод, элементы проблемного обучения, эвристическая беседа, ИКТ

Ход урока.

1Мотивация. Объявление темы урока. Слайд

  1. 2. Вступительное слово учителя.

Работа с эпиграфом к уроку. Эпиграфом  к уроку я предлагаю взять слова К. Бальмонта и Б.Чичибабина

Работа с эпиграфом к уроку.

1.Можно все заветное  покинуть,

Можно все бесследно разлюбить,

Но нельзя  к минувшему остынуть, Слайд

Но нельзя о прошлом позабыть.                                                  К.Бальмонт

— Как  вы  понимаете смысл  высказывания? (Одним из самых святых чувств является любовь к Родине. Память о её прошлом. Без этих чувств у человека не может быть будущего)

     — Что позволяет нам сохранить память о прошлом? (Памятники истории и культуры

Об одном из таких замечательных памятников  архитектуры Владимиро-Суздальской Руси 12 века, о Церкви Покрова на Нерли, пойдет сегодня речь.      Слайд со словами
Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Элина Кийг
— Какими чувствами  проникнуты строки? (Чувством восторга, восхищения  перед  удивительной красотой храма)

      —   Каковы же цели нашего урока?  (Понять красоту маленькой церкви, разобраться, зачем она нужна была человеку прошлого и столь необходима человеку, живущему ныне, а самое главное – совершить попытку описать эту каменную сказку – церковь Покрова на Нерли).

  1. Актуализация знаний. Защита презентаций обучающихся.

-Церковь  Покрова на Нерли – жемчужина русской земли, в 1992 году вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот храм-лебедь плывет по волнам времени и неизменно прекрасен во все времена .           Сегодня мне будут помогать мои ассистенты, которые приоткроют завесу тайны и расскажут о церкви с поэтичным названием

1) Выступление Иванова Юрия «Церковь Покрова на Нерли»

2)  Выступление Хайруллиной  Анастасии «Встреча с чудным храмом»

  1. Подготовка к сочинению. Учитель: Как видите, храм Покрова на Нерли не только восхищает, но и вдохновляет к творчеству. Многие русские художники, преклоняясь перед сказочной красотой церкви, запечатлели ее на своих полотнах. (Слайды) Осетров в книге «Живая Древняя Русь» писал: «Трудно сказать, когда храмом лучше всего любоваться.  Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года»

Искусствовед Лев Любимов писал об этом чуде русского зодчества: «Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойдённых шедевров, нет, может быть, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, ибо этот архитектурный памятник воспринимается, как поэма, запечатлённая в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и просветлённого созерцания»

-«Поэму в камне» запечатлел на своей картине и С.Герасимов (Слайды)

3 ассистент. Краткий рассказ о художнике  Родился Сергей Васильевич Герасимов в 1885 году в древнем русском городе Можайске, где впервые им были прочитаны строки Пушкина, Некрасова, Чехова, Островского, открылась красота русского зодчества и живописи, были услышаны лирические голоса природы. Отец его был простым кожевником, но отличался тягой к прекрасному, много читал. Именно он привил сыну любовь к высокой культуре. Первым плодотворным этапом на пути в искусство было поступление Сергея Герасимова в Строгановское училище(1901-1906.  Оно воспитало в начинающем художнике уважение к русской культуре, к народному искусству, познакомило с великими мастерами античности и Возрождения. В 1906 году он поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Художник С.В.Герасимов любил людей и свою родину. У С.В.Герасимова очень много пейзажей, изображающих малую Родину, — родной город Можайск и его окрестности. Он рисовал Подмосковье в разные времена года. . Среди таких работ «Сирень в цвету»(1955), «Начало апреля»(1952), «Вечер»(1950). Часто на его пейзажах можно увидеть изображение старинной башни или крепостной стены, деревянную церквушку, руины собора, часовенку. Увидев белокаменный храм на Нерли, восхищенный ее красотой,  в 1953 году Герасимов написал картину «Церковь Покрова на Нерли», которая  сейчас хранится в  Государственной Третьяковской галерее.Слайд

  1. Предварительная беседа по картине. Проверка домашнего задания.

Итак, мы будем работать над картиной  С.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», в которой удивительным образом слились древнерусская архитектура и русская природа.

В каком стиле вы будете писать сочинение? (Художественный)

Что нам для этого понадобится? (Различные художественные средства: синонимы, эпитеты, метафоры, сравнения).

  • — В центре картины Герасимова мы видим белокаменный храм,  который сразу притягивает взгляд, и нет никакого сомнения в том, что именно она  — композиционный и логический центр картины. На картине изображён не просто один из многочисленных русских храмов, а удивительный памятник архитектуры 12 века, связанный с нашей историей, культурой, поэтическими преданиями и реальными историческими лицами. Постарайтесь передать своё  впечатление от храма, запечатлённого на холсте, каким он вам видится? (Это небольшой храм с луковичным куполом; маленькая церковь, словно летящая ввысь; очень лёгкий и какой-то изящный храм, белопенный, светлый, сказочно-прекрасный, удивительный, дивной красоты)Удачные примеры записываем

Проверим, как вы справились с д/з; составили предложения ,  используя  выразительные  средства (сравнения, олицетворения): словно белая птица, как красавица, словно лебедь, плывет над водой,  белокрылая чайка, манит к себе, летит,  живет века, как свеча, как чудо

(предложения с тире между подлежащим и сказуемым, с согласованными и несогласованными определениями и приложениями).  Примеры; 1) Белокаменный храм Покрова на Нерли – удивительное создание древнерусского зодчества. 2) Это настоящее счастье – увидеть красивейший храм Покрова на Нерли. 3) Маленькая легкая церковь, построенная на Нерли, стоит уже более 8 веков. 4) Храм этот необычайной красоты, светлый, устремленный ввысь. 5)Чудный храм Покрова на Нерли стоит на высоком холме, окруженном  речными водами  и заливными лугами. 6) Белокаменный храм на Нерли, возвышаясь на холме,  привлекает к себе внимание.

  • -Молодцы, ребята! А теперь познакомимся с высказываниями известных искусствоведов, историков, возьмем за образец и сравним с вашими материалами
  • Групповая работа с текстами.

   Прочитайте  несколько высказываний, которые описывали свои впечатления от  храма, увиденного ими когда-то. Проанализируем, как характеризуют авторы церковь Покрова на Нерли. Какие сравнения, эпитеты, метафоры находят они для передачи своих чувств?  Работа сопровождается  музыкой (Шопен «Апрель мечты») Релаксация

1.Водная гладь, заливные луга и, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот лёгкий одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всём своём бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности, лаконичной красоте. Да, это такое же совершенство…, как самые высокие достижения древней Эллады. Л.Д.ЛюбимовСлайд

(Автор первого отрывка говорит  о церкви так, как будто она вырастает из окружающей  её природы. Он сравнивает храм со свечой, устремлённой вверх. Для него храм – воплощение изящества, ясности и красоты, причём красоты совершенной, сопоставимой с искусством Древней Греции).

  1. Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого поля на невысоком холме. У его подножия – небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной лёгкостью, почти невесомостью… В своём белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье. слайд

Ю.С.Рябцев

(Ю.С.Рябцев называет церковь «белокаменным чудом». Он тоже говорит об окружающей храм природе: о поле, холме, озерце… Говорит не только о самом храме, но и его отражении в воде. Автор отмечает стройность силуэта церкви, её лёгкость, невесомость. В его описании появляется красивое и необычное сравнение церкви с невестой в подвенечном платье.)

  1. Изящная и лёгкая церковь, одиноко стоящая над зеркалом вод, необыкновенно поэтична. Она похожа на юную царевну в подвенечном наряде, вся дышит неземной красотой, от которой душа начинает как-то торжественно и грустно томиться. Увидевший её хоть раз уже не может сказать, что в жизни его не было счастливых минут. слайд

Н.Н.Воронин

(В последнем тексте подчёркивается изящество, лёгкость, красота церкви, Автор сравнивает её с невестой в подвенечном наряде. Но самое главное – чувство счастья, о котором говорит автор, при виде этого чуда архитектуры.)

— Каждый текст индивидуален, однако в предложенных текстах описывается один и тот же храм, и, возможно, вы заметили, что-то  общее во всех текстах, что их объединяет?

(Эти тексты объединяет восхищение перед описываемой церковью, каждому из авторов она очень нравится; все говорят о храме и о природе вокруг храма, не разделяя их; все отметили лёгкость, невесомость церкви, её стройность, красоту и совершенство)

 Как можно использовать материал? (Как эпиграф, цитаты в форме прямой речи)

Церковь на картине

 —  Вновь обратимся к картине Герасимова «Покрова на Нерли».  Как художнику удалось передать красоту, совершенство церкви на холсте? Что он для этого использовал? (Использует цвет — много светлых, спокойных  красок, через свет – светлый фон, через композицию —  церковь  в центре картины, хотя и расположил ее художник   вдали, на заднем плане, так, что основное место на картине занимает природа. На фоне бескрайнего неба, воды, лугов церковь кажется маленькой, изящной, стройной. Храм кажется стройным, так как, изображая его, художник пользуется в основном вертикальными линиями. Узкие окна, переходы от более широкой части к узкой, остроконечный верх луковицы – всё это словно вытягивает церковь вверх. Церковь отражается в воде, она сливается с белыми облаками.  Величественно возвышается на холме, окруженная цветущей природой..)

Храм  представляет собой единое целое с окружающей её природой.  Опишите словами, что мы видим на картине помимо церкви.

Природа на картине

(Церковь расположена на большом холме-возвышении, заросшем зелёной травой. Рядом с ней и поодаль деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба. По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке. Неширокая река отделяет возвышенность, на которой стоит храм, от другого, более пологого берега, поросшего одуванчиками

_Художник изображает исторический вид церкви или современный?

  Картина отражает современный вид церкви; мы видим фигурки людей на переднем и заднем плане картины, лодку у берега, дым, идущий из трубы)

Вывод: Значит, на картине соединены воедино рукотворное чудо архитектуры, возведённое безвестными мастерами, и вечная природа, земное и небесное, история и современность. Прошлое и настоящее нашей родины.

   -Какое настроение вызывает у вас это соединение в одной картине? Какие чувства вы испытываете?

(чувство гордости за свой народ и его культуру; на душе спокойно, меняются люди, идут года, а церковь стоит всё такая же прекрасная и величавая; чувство умиротворения и покоя, понимаешь, что всё плохое пройдёт, всё хорошее будет стоять вечно)

 — Что вы можете сказать о художнике, который написал такую картину?

(этот человек очень любит свою родину; написать такую картину мог человек, который гордится своей культурой, историей, своей родиной)

Рабочие материалы в помощь учащимся слайд

  1. Составление плана к сочинению (по группам) Предлагается памятка и шаблон. Ваша задача заключается в том, чтобы написать сочинение, в котором вы будете описывать картину и размышлять над тем, что на ней изображено. Вспомните, на что мы обращаем внимание, когда описываем картину? ( о её композиции, а затем рассматриваем церковь и пейзаж, на фоне которого она изображена)

О чём вы можете рассуждать при работе над сочинением в начале, в заключении?

План к сочинению

  1. 1. Вступление.

……………………………………………………………………………..
2. Основная часть.
а) Композиция произведения С.В.Герасимова.

   ………………………………………………………………………..

б) ………………………………………………………………………….

в)………………………………………………………………………………..

  1. 3. Заключение.

 ……………………………………………………………………………

                                      Анализ плана. Проверим себя   Слайд

  1. 1. Вступление.
    Место картины в творчестве художника. (История храма)
    2. Основная часть.
    а) Композиция произведения С.В.Герасимова.
    Белокаменное чудо в центре картины.
    б) Величественная красота.
    в) Единство и гармония с природой.
    3. Заключение.
    Жизнь в веках.  (Мое впечатление от храма) 
  2. Творческая работа учащихся. Отзыв в книге отзывов и предложений.

  — Остается не так много времени до конца урока, и мне хочется, чтобы вы поделились своими мыслями о чудном храме, запечатленном Герасимовым. Представьте, что вы посетили храм.   Поделитесь, пожалуйста,  впечатлениями, оставьте  записи в  книге отзывов и предложений.

Пример. Сегодня я увидела необыкновенный храм Покрова на Нерли. Его красота меня поразила. Он, как белый лебедь, стоит на холме в окружении чудесной природы. Нельзя было без волнения трогать древние камни храма, которым уже 8 веков! Очень красивый храм, удивительное место! Я никогда не забуду сегодняшний день!

Музыка. «Шопен» (Зачитывают 2-3 примера)

  1. 6. Рефлексия. Ребята, зачем же нужны храмы? Чем дорога нынешнему поколению маленькая церковь на Нерли?  (Ответы)
  2. Вывод по уроку. Подтверждением ваших слов служат замечательные строки Б.Чичибабина:

Мы пришли с тобой и замерли,
И забыли все слова
Перед белым чудом на Нерли,
Перед храмом Покрова…
Что не камень, а из света весь,
Из любовей, из молитв, —
Вот и с Вечностью сведались:      Слайд со словами
И возносит, и знобит…

Б. Чичибабин

Сегодня  мы попытались приобщиться  к великой Красоте, чтобы через эту красоту вы осознали, что мы, живущие на  хрупкой планете Земля, составляем единый союз с поколениями ушедшими и грядущими.

Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости… (Николай Рерих)

 —_Что еще полезного вы  нашли на уроке? (Расширили свой кругозор, развили речь, пополнили словарный запас. Учились писать сочинение о памятнике культуры.)

8 .  Подведение итогов. Домашнее задание. Написать сочинение  «Чудный храм», используя материалы урока

В центре внимания С. В. Герасимова не только храм, но и окружающий его пейзаж. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет ре­ка, за рекой — небольшой зеленый холм, на кото­ром воздвигнут Храм. Он стоит в окружении де­ревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания Храма — он изображен издали. Художник ставил цель изобразить Храм в окружении приро­ды, чтобы подчеркнуть его величие, величие освя­щенного места, где было воздвигнуто здание Хра­ма. Краски картины Герасимова яркие, сочные. Особенно удивительным кажется небо на карти­не — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками.

4 сочинения на тему описание памятника культуры

4 сочинения на тему описание памятника культуры

В каждом городе нашей необъятной страны наши предки возводили множество зданий и их предназначение было разнообразно, начиная от зданий жилого типа и военных сооружений до религиозных зданий. И далеко не каждому из них суждено в будущем было стать архитектурным памятником. Для этого мыло носить художественную ценность , надо иметь историю, что будет передаваться от одного поколения — другому, надо иметь национальную ценность.

Архитектурным памятником может считаться отдельное здание, например, Графская пристань в г. Севастополь (на территории полуострова Крым) иди ряд строений, например египетские пирамиды. Название улицы тоже может носить исторический характер, например, Невский проспект в Санкт-Петербурге или Арбат в Москве.

При всем множестве архитектурных памятников невозможно не упомянуть об организации , которая занимается сохранность исторических наследий ЮНЕСКО, спасибо этим людям, благодаря которым и наши дети будут иметь возможность увидеть эти сооружения, хоть и жизни мало, чтобы объездить их все.

Собор Василия Блаженного в самом сердце нашей страны, на «Красной площади» в г.Москва. Он был возведен в 15 веке в честь взятия Казани при правлении самого Ивана Грозного. На слуху легенда, где тот приказал выколоть глаза зодчему, который создал этот ансамбль, чтобы тот не смог создать ничего подобного нигде.

Собор Василия Блаженного — это ансамбль из восьми церквей с общим фундаментом и галереей. Десятками разных красок и других материалов исполнены узоры на лицевых стенах облицованных красным, белым и другими кирпичами . Позолота издалека цепляет и притягивает взгляды. Невозможно оказаться на » Красной площади » и не заметить эту величественную красоту.

Десять куполов дарят нашему взгляду ,своей разнообразной формой и рельефом» самые сильные эмоции. Иконы и причудливые колонны — лишь малая часть всей красоты.

Основание фундамента это неправильный прямоугольник. Все его церкви не похожи друг на друга, посетить хочется каждую. Четыре из них маленькие, они расположились по бокам, остальные тянуться к центру. В центре возвышается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы . Из-за вытянутых к небу линий, которыми очертаны все архитектурные линии ,создается впечатление , что все здесь легко, воздушно и светло.

Внутри храм изумляет красотой икон, великолепием мозаик, старинные колонны с узорами и росписью , восхитительная резьба на иконостасе не позволит оторвать от него взгляд.

Осознание значение слова «великолепие » дарит нам этот восхитительный архитектурный памятник. Этим зрелищем надо восхищаться воочию.
Пример сочинения про памятник Пушкину

Мое сочинение будет посвящено всем известному и великому поэту – А. С. Пушкину. Его фигура, увековеченная в бронзе, стала одним из символов города Москвы. Этот объект культурного наследия примечателен тем, что является первым памятником поэту в России.

Автором такого прекрасного творения стал А. М. Опекушин. В процессе создания окончательного варианта, которое длилось в течение трех лет, было подготовлено шесть проектов. После утверждения скульптуры началась работа по ее воздвижению. Торжественнее открытие памятника состоялось шестого июня 1880 года. Оно превратилось в празднество народного масштаба. Горожане и культурные деятели, творческие личности – все они восхищались памятником. Скульптура способна заключить в себе лишь какой-то определенный момент, но тем ценнее и сильнее производимое ею впечатление. Бронзовая фигура А. С. Пушкина вот уже многие годы стоит в центре площади на Тверском бульваре.

Многие отмечают, что памятник вдохновляет. Опекушин не выбрал для скульптуры пафосную или «громкую» позу. Поэт застыл в момент увлеченного размышления. Лицо спокойно и приветливо. Вместе они отражают характерные особенности творчества А. С. Пушкина: простоту, глубину, доброту. Классический постамент дополняет общее настроение памятника. Он внушительный, но не вызывающий. Несмотря на то что скульптура имеет большие размеры, она не создает ощущение давления, а, напротив, сближает человека с прекрасным. Мое сочинение показывает, как важна не только его внешняя форма, но и внутреннее содержание, послание, которое он несет людям.

Пример сочинения 3

Что такое памятник культуры? Предметы, представляющие историческую, культурную и художественную ценности, называются памятниками. Их ещё называют артефактами. Чаще всего такие вещи принадлежат государству, их могут представлять в музеях и других местах. Памятники культуры являются предметом гордости страны и людей. Они охраняются международными и национальными законами.

Разберем, какие предметы можно оценивать в качестве памятника культуры. Памятником культуры может быть некий археологический объект, который был обнаружен во время раскопок. Также культурным наследием можно назвать современную художественную скульптуру. В списке памятников культуры особое место принадлежит образцам архитектуры – это огромные строительные комплексы и дворцы. Красная площадь является особым памятником, который мечтают увидеть миллионы людей. В этом плане нам, россиянам, очень повезло. Так как он принадлежит России, которая славится Московским Кремлем, Эрмитажем, Троице-Сергиевой Лаврой. У нас в стране целые города можно называть памятником культуры – это Санкт-Петербург, города «Золотого кольца», Москва. Организация ООН – ЮНЕСКО включила их в список Всемирного наследия.

Некоторые люди говорят, что называть памятниками культуры можно только те объекты, которые создавались руками человека. А как быть с древними дубами или тонкими берёзами, чарующую красоту которых воспевали русские классики: «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком». Упоминание их Пушкиным, Есениным, Тютчевым уже сделали их художественными памятниками. Они помнят тех, кто уже покинул наш мир.

Для чего люди хранят памятники культуры? Очень трудно ответить на такой легкий вопрос. Учителя и взрослые нам говорят, что искусство, литература и история помогает обществу понимать смысл жизни, книги, картины и музыка делают нас богаче духовно. Роль памяти в развитие жизни и определении будущего трудно переоценить. Сохранность памятников позволяет людям знать и изучать, как появилась цивилизация, как её можно сохранить.

Посетив небольшой храм, который считается местной достопримечательностью, понимаешь, что именно здесь испытываешь настоящее волнение. Здесь посетители чувствуешь радость, что можно увидеть священное здание, которые люди смогли сохранить несколько веков. Маленький храм связывает тесно людей с прошлым и даёт надежду на будущее.

Пример сочинения 4

Описания памятника культуры “Церковь Покрова на Нерли”

Церковь Покрова на Нерли — восхитительная памятка культуры. Несколько лет назад я путешествовала по во Владимирской области России, поэтому мне удалось увидеть этот храм не только на картинке. Церковь эта очень светлая, атмосферная, чарующая.

Памятник культуры находится в полутора километрах от Боголюбова Владимирской области. Ученые полагают, что храм был построен в далеком 1166 году. Выполнен он из белого камня. Сам храм крестово-купольного типа. Стены памятника культуры украшены резными рельефами, что делает его еще более интересным и необычным.

Мне очень понравилась Церковь Покрова на Нерли. Удивительно, что храм расположен рядом с рекой. После молебна можно выйти к воде, полностью освободив свои мысли от будничных проблем. Храм очень гармоничный и изысканный. Не зря это произведение архитектурного искусства называют самым красивым храмом России.

Описание памятника А. С. Пушкину в Москве

Памятник А. С. Пушкину в Москве — это первый памятник поэту в России. Он был создан на средства, собранные народом. Автор памятника — А. М. Опекушин. За три года он создал шесть проектов. В тысяча восемьсот семьдесят пятом году одну из скульптур приняли, Опекушин вылепил её в масштабе.

Открытие памятника состоялось шестого июня тысяча восемьсот восьмидесятого года и прошло как большое народное торжество. Памятник понравился всем. И это неудивительно, ведь скульптор создал понятный, доступный и близкий всем образ Пушкина. Поэт, склонив голову, в задумчивости как бы идёт по городу. Опекушин показывает нам непередаваемое словами величавое течение мысли Пушкина. Ему удалось запечатлеть состояние творческой вдохновенности поэта.

Лицо Пушкина, спокойное и приветливое, обращено к людскому потоку (памятник расположен в центре площади на Тверском бульваре). Огромная бронзовая статуя поэта не поражает зрителя своими размерами, хотя она действительно велика, раза в два выше человека. Наоборот, памятник кажется естественным, живым. Весь облик скульптуры выражает вдохновение, энергию, увлечённость — всё, что мы находим в творчестве самого Пушкина.

Сочинение «О культуре речи современного школьника»

В моем понимании культурная речь является, во-первых, изучением литературного языка. Во-вторых, новое познание для самого себя. В-третьих, помогает решать жизненные ситуации. В-четвертых, узнавать о самой культуре, благодаря которой, я духовно становлюсь самокритичнее и требовательнее к самой себе.

Мы учимся в школе, изучая с первого класса русский язык. Благодаря преподавателям, постигаем особенности родного языка, знакомимся с историей русского языка. Я стала старше. Повзрослела. И вот замечаю. Что вместе со мною изменился язык. Подумать только, сколько новых слов появилось в нашей речи в последние 5-8 лет. Мои родители не знали, что такое планшетник. интернет, брокер, ипотека. Тем более молодежные словечки: «не мороси», «спалил» и другие. Судьба русского языка – тема, которая не может оставить равнодушным ни одного человека. Язык существенно изменяется прямо на глазах нашего поколения. Радоваться этому или огорчаться? Бороться с изменениями или принимать их?

Сленг — это слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни.  

Первой причиной столь быстрого появления новых слов в молодежном сленге является стремительное развитие жизни. Если заглянуть в многочисленные журналы, освещающие новинки рынка, то мы увидим, что практически каждую неделю появляются более или менее значимые явления.

В ситуации отсутствия слова для нового понятия это слово может создаваться из старых средств, а может просто заимствоваться из других языков (например, birthday (день рождения) – бездник). Сейчас в молодежном разговоре встречаются сокращенные слова, такие как: кликуха (кличка), общага (общежитие), водила (водитель), депресняк (депрессия), курилка (комната для курения) и абсолютно новые, ниоткуда незаимствованные слова, например, слинять, свалить (уйти, уехать); тусовка (вечеринка); клёво (хорошо).

Мною перечислены безобидные выражения, но ведь в молодежной лексике появились слова, не совсем благоприятно влияющие на окружение и загрязняющие культуру русского языка. Большая часть молодежи, в том числе и школьники, забывают о правилах общения и этикета, даже при представителях старшего поколения. Это как вирус, распространяющийся плавно и не заметно от одного к другому, постепенно заражающий массу подростков. К сожалению, с этой проблемой мало кто борется.

Я убеждена, что каждый, кто считает себя человеком воспитанным, образованным, должен любить свой родной язык, умело владеть им и повышать свою культуру речи.

Сочинение рассуждение на тему Культура 15.3 9 класс ОГЭ

Что же понимается под словом «культура»? У этого слова есть несколько значений. В основном это понятие используется для обозначения всех аспектов самовыражения и самопознания человека. В более узком смысле слово «культура» синонимично слову «искусство», под ним подразумевают произведения кинематографа, живописи, литературы и прочих творений. Также под культурой имеют ввиду правила приличного поведения человека в обществе. В данном значении слово «культура» синонимично слову «этикет».

Но можно с уверенностью сказать, что без культуры нельзя представить жизнь человека и человечества, независимо от того, в каком значении приводится данное определение. Нельзя представить её без произведений искусства, без знаний и образования, без норм этики и общественного поведения. Культуру также подразделяют на «высокую» и «низкую». Произведения искусства делятся на шедевры и низкопробные поделки. Поведение человека делят на грубое и оскорбительное, просто адекватное, и благородное. Знания бывают совершенно никчемные и жизненно необходимые всем. Тех, кто вносит в культуру большие вклады, общество окружает почётом и уважением. Практически каждому с детства разъясняются различия между высокой и низкой культурой, а также необходимость стремиться к культуре высокой, избегая культуры низкой.

Культуру изучает специальная наука под названием «культурология», также ею занимается историческая наука, которая разделяет срок существования культуры на несколько этапов – от первобытной культуры и культуры Древнего мира до культуры Нового времени. О культуре начали толковать ещё древние греки. Они ввели в свой обиход термин «пайдейя». Пайдеей называли категорию философии, которая занималась вопросами воспитания прекрасного в человеке. В 17 веке историк Пуфендорф употребил данное слово, говоря о человеке, воспитанном в обществе, противопоставляя такого человека необразованному дикарю. В научный оборот это слово попало в конце 18 века. С момента своего появления понятие культуры анализировали и осмысливали сотни лучших умов.

Современная культура весьма сложна. Культурологи ввели в оборот множество понятий, связанных с этим термином – «субкультура», «контркультура». «массовая культура», «доминирующая культура» и другие. Изучением культуры занимаются целые институты. Так что с уверенностью можно сказать, что культура в нашей жизни занимает весьма видное место, а в ходе процесса воспитания в семье и образовательных учреждениях людям следует прививать понимание культуры, и стремление к её высотам.

2 вариант

Культура — это достаточна обширное и многогранное выражение.

Оно может описывать обычаи людей, их свершения, знания, навыки и умения. Может описывать традиции, собранные и сохраненные населением любого государства. Традиции могут быть нравственные, физические, моральные. На занятиях по истории нам объясняли, что такое культура. На первых порах похоже, что в данной обширной формулировке описано всё.

В отдельных случаях используют выражение «культура», когда описывают тот либо другой знаменитый период времени развития человечества: культура Древней Греции, сегодняшняя культура. Или, когда описывают разные народы: культура готов, русская культура. Культура людей подчинена культуре отдельно взятой личности. Нас с раннего возраста приобщают к родной музыке, с младенческих песен. После этого рассказывают про народные обычаи, воспитывают неравнодушие к языку и дают описание государственной символике. Это, может быть, играет малую роль для любой отдельной личности, но является большой ролью в жизни отечества, в общем. Исходя из этого, культура переходит от потомков к потомству и, следовательно, будет существовать всегда.

Общество во всех периодах собственного прогресса сохраняет монументы культуры — сочинения живописцев и авторов, художников, занимающихся созданием скульптур, градостроителей, литераторов и стихотворцев.

Но существует и иное смысл выражения «культура» — это то, как человек ведет себя среди людей. Это его становление, культурные поступки, начитанность. О любой личности можно утверждать, до чего он культурен (либо бескультурен).

Но в то же время, и этим не заканчивается многогранность понимания «культуры». Зачастую выражение «культура» мы применяем в подобных оборотах: «культура ведения разговора», «военная культура», «культура еды» и хоть «культура футбола». Особенно близкое выражение, которым разрешается подменить в этих иллюстрациях выражение «культура» — это «верность», или, скорее всего «правильный подход».

А существует еще высказывания, которые сложно причислить к одному из вышеупомянутых классов. Это, к примеру, «физическая культура», либо «сельскохозяйственная культура». И, тем не менее, если спросить каждого, какую бы он дал, в общем, формулировку культуре. Вы, скорее всего, услышите ответ, который будет отвечать требованиям научного определения: «Культура это реализация гуманитарных и нравственных ценностей в жизни людей».

Также читают:

Картинка к сочинению Культура

Популярные сегодня темы

Любовь в литературе является одной из ключевых тем. Без нее невозможно обойтись, потому что человеческая жизнь строится на любви. Каждый человек имеет от рождения такую потребность, как любить и быть любимым.

Илья Муромец – один из самых главных, самых любимых и чтимых в народе русских богатырей. Его образ запечатлен не только в былинах, но и в различных произведениях искусства, таких как музыка и живопись.

Эта картина нравится мне своими цветами, но немного не нравится тем, что нарисовано. А так самую большую часть картины занимает небо – очень красивое.

Если говорить о религиозной вере, то она удивительна. Люди на протяжении тысяч лет воевали, защищали и умирали за неё. Каждый проходит разный путь, чтобы, например, посвятить себя христианству, но поклонение Богу может спасти все

Одним из главных героев романа М.А.Булгакова «Собачье сердце» является собака по кличке Шарик. Это обычный бездомный пёс, который однажды, на пороге голодной смерти, столкнулся с профессором и стал жертвой научного эксперимента

История храма от строительства до наших дней

Покрова на Нерли — необычный храм. Необычно и место постройки: в затопленной пойме реки, и по времени постройки, согласно летописям, церковь возводилась за год (за одно лето) и по архитектуре.

История возникновения церкви и чудо перед постройкой

В 1158 году была построена резиденция князя Андрея — Боголюбово. Место выбрано не случайно: Андрей Боголюбский нес из Киева икону Богородицы, а на том месте, где было построено село, вдруг поднялась лошадь и явилась Богородица князю, который указал на место под застройку города.

Что касается церкви Покрова на Нерли, то она была построена рядом с главной резиденцией князя. Одни историки считают, что строительство также велось в 1158 году, другие придерживаются мнения, что церковь была напоминанием о воинах, погибших в битве с болгарами, в том числе о Изяславе (сыне Андрея), который вскоре скончался от ран после возвращения из деревни и возведен в 1165 году.

Начало строительства церкви

Как уже было сказано, храм, ставший одним из символов России, возведен всего за год. К тому же строителям пришлось потрудиться: Андрей Боголюбский выбрал место слияния Нерли с Клязьмой, на затопленном лугу, на пересечении водных торговых путей. А чтобы избежать наводнения, архитекторы возвели небольшой холм и заложили мощный фундамент. Весной, когда река разливается, храм стоит на небольшом острове, и добраться до него можно только на лодке.

Сама церковь построена из белого камня. К сожалению, имя архитектора, создавшего столь необычный проект, неизвестно. Но есть сведения, что Боголюбский приглашал иностранных мастеров для строительства своего города. Скорее всего, один из этих иностранцев стал автором проекта Покровской церкви на Нерли.

Наречение храма

Освящение храма в честь заступничества Пресвятой Богородицы было нетипичным для того времени. Праздник Покрова впервые отмечался на Руси, такой праздник не входил в византийские традиции и считается, что его ввел Андрей Боголюбский.

Праздник Покрова — напоминание о чудесных событиях, произошедших в Константинополе в 10 веке. Город был осажден сарацинами, жители собирались в храме и молились о спасении. Вместе со всеми в храме помолились юродивому Андрею, который увидел, что сама Богородица в толпе.Она, как и все жители, молится о даре спасения, преклонив колени, затем восходит на престол, снимает снимите покрывало с его головы и накиньте его на всех, кто молится. Богородицу видел и ученик Андрея блаженный Епифаний. Благодаря заступничеству Богородицы город выжил.

Именно в честь чудесного спасения Константинополя Андрей освятил Боголюбский храм на реке. Событие перекликалось с личным опытом князя: во время похода на болгар Андрей привез с собой изображения Богородицы, Спасителя и даже Креста. И во время боя от них начало исходить огненное сияние, предвещая победу русского войска. Этот крест долгое время стоял у церкви Покрова на Нерли, он сохранился до наших дней: эта важная реликвия хранится в залах Боголюбовского музея.

Археологические раскопки и находки

Археологические раскопки помогли ученым раскрыть множество деталей о строительстве храма и его первоначальном виде. Таким образом, оказалось, что храм был окружен галереей, холм, на котором была построена церковь, был полностью покрыт белыми плитами, а белокаменная лестница спускалась на набережную.

Также ученые узнали много интересного об устройстве холма, на котором стоит храм. До раскопок 1954 года считалось, что церковь построена на естественном холме. Однако раскопки показали, что это изящное сооружение имеет мощную подземную часть. От профиля подвала, на 3,7 метра ниже, идет кладка из белокаменных блоков, а еще ниже — фундамент из булыжника, закрепленный на известняковом растворе. Общая глубина фундамента — почти пять с половиной метров.

Разливы: почему именно в этом месте?

Неужели первая мысль, возникающая при выходе по выложенной плиткой дорожке, ведущей от железной дороги к церкви, побудила князя Андрея Боголюбского поставить храм на этом месте? Буквально в паре километров отсюда находилась его резиденция Боголюбово, где он жил со своими воинами. Но до сих пор почти весь газон в весенний паводок покрыт водой разлившейся Нерли и Клязьмы, вода поднимается почти до самого храма, не касаясь его только за счет возвышения, на котором он расположен. Этот холм тоже искусственный: его насыпали при строительстве храма.

покров15

Первая версия — это так называемый парадно-княжеский храм, построенный при въезде во Владимирское княжество с воды по рекам Нерль и Клязьма.

Житие блаженного князя (позже — XVIII век) повествует нам о том, что в Покровской церкви Андрей Боголюбский основал монастырь. Монастырь здесь действительно известен, но как действующий — только с 16 века, хотя был основан, видимо, намного раньше. Поэтому многие исследователи проигнорировали последующее сообщение «Жизни» и определили Покровскую церковь не как монастырь, а как парадный княжеский храм.

Такие храмы хорошо известны. Это церковь в дворцовом комплексе Андрея Боголюбского и храм Кидекша, который построил его отец. Это могла быть церковь Покрова на Нерли. В княжеских церквях всегда были хоры, но не для размещения церковного хора: это была резиденция князя и его семьи. Там, наверху, по мнению некоторых исследователей, причастился князь.

Некоторые исследователи опровергают первую версию, полагая, что в 1158 году Андрею Боголюбскому не было времени на парадные церкви. Со стороны, где была построена церковь, находилась враждебная Волжская Булгария — пусть и не угрожающе близко, но если что-то случится, она нападет с этой стороны, и, таким образом, парадная церковь пострадает в первую очередь. Парадные храмы могут располагаться на важных торговых путях Владимира в Новгород и Киев, но не в этом месте.

Вторая версия — храм был монастырем. При этом считается, что это был не просто монастырь, а целая крепость, охранявшая границы Владимирского княжества. Так это или нет, сейчас ответить невозможно. Пока археологи не нашли остатки стен, монастырь, как и многие другие, был закрыт во время правления Екатерины II.

При этом, видимо, галереи были разрушены вместе с входом в хор, а сам храм был практически разобран из-за разорения. Спасло храм только то, что настоятель Боголюбского монастыря не мог договориться о цене с подрядчиком. Таким образом, он оставался на месте почти тысячу лет, встречая и приветствуя всех, кто приезжает со всего мира, чтобы каждый день видеть создание человеческих рук.

Что касается печальной судьбы храма, который в 1784 году был практически снесен, могу лишь указать, что Вы, Михаил, ссылаетесь на путеводитель, пусть и написанный Н.Н. Ворониным. Он говорит, что храм не приносит достаточного дохода. Скорее всего, полная история выглядела так: храм, как сказано в этом материале, до реформы Екатерины II был монастырем, после упразднения монастыря не стал приходом, так как не могло быть прихода в это место из-за отсутствия соседних населенных пунктов. Следовательно, он был отнесен к Боголюбскому монастырю. Он, в свою очередь, после реформ лишился своей и без того небольшой земли и получил третий класс, что означало его дальнейшую бедность. Понятно, что проще всего построить новую колокольню — разобрать Покровскую церковь, которая раньше находилась в очень бедном монастыре, а ее внешние условия были хуже, чем у построек в Боголюбово. Когда мы говорим, что храм пришел в упадок и пришел в упадок, мы придаем понятие «разрушение» несколько иное значение, чем в восемнадцатом веке. Настоятель Боголюбского монастыря не смог заказать осмотр и оценить фактическое состояние храма (вообще впервые его осмотрели только в 1850 году, когда были уничтожены остатки фрески XII века). Внешне он, скорее всего, не выглядел ахти. Затем были переговоры с подрядчиком, с которым настоятель не согласовал цену. Могу предположить, что подрядчик все равно выполнил какие-то работы: он снес туннели или то, что Воронин считал туннелями, обнаружив фундаменты и фрагменты белого камня во время раскопок. Возможно, храм оказалось сложнее снести, чем галереи, и здесь разошлись во мнениях о цене.

  • Теперь о шлемовидной голове. В научном сообществе долгое время существовало мнение, считающееся неоспоримым, что окончания древнерусских церквей имели форму шлема, а луковичные купола появились только после XVI века. Исходя из этого, любой гид, готовившийся к экскурсии по советскому руководству, скорее всего, проигнорирует новые научные данные и столкнется с главами Покровского и Дмитровского храмов. Что касается достройки Покровской церкви на Нерли, то впервые за научный срок ее исследовал в 1948 году А.И. Власюк. По его наблюдениям, первоначальный купол сохранился под нынешним луковичным куполом. Это сводчатый верх барабана, но он также может служить основанием для деревянной конструкции другого конца. Когда был установлен нынешний луковый купол, мы не знаем. Современный исследователь древнерусской архитектуры С.В. Несколько лет назад Заграевский опубликовал целое исследование форм глав церквей Древней Руси. Но еще до него исследователи домонгольской истории, в том числе такие известные, как Б. Рыбаков, Н. Воронин, А. Арциховский, пришли к выводу, что луковичные купола появились в деревянном зодчестве к концу 13 века. Уже в наше время несколько исследователей, изучив общую тенденцию строительства мировых храмов XI-XV веков, а также изображения иконописных храмов, пришли к выводу, что невозможно доказать использование шлемы в форме главы в XII веке. Кроме того, Дмитровский собор, который вы, Лариса, приводите в пример, до начала XIX века имел луковичный купол, что видно, например, на чертеже городского плана 1715 года скажите, как было завершение Храма Покрова на Нерли. Конечно, это мог быть луковичный купол, не совсем такой, как сейчас, но, скорее всего, настоящего завершения не было, вместо этого имелся позолоченный фасад или медный свод, сохранившийся до наших дней. Окончания шлема — это последняя древняя стилизация, к тому же изобретенная за пару веков до научной реставрации, давшей ответы на многие вопросы.

Лебедь-храм, плывущий по волнам времени

Как свеча, на невысоком холме стоит церковь Покрова на Нерли. Технология строительства, применявшаяся древними зодчими, позволяла избежать коварных весенних паводков: на глубине 1,6 м был заложен нормальный ленточный фундамент, а над ним возвели курган высотой 3,7 м.

Церковь Покрова на Нерли во Владимирской области

Церковь Покрова на Нерли отличается гармонией пропорций, изящным силуэтом и полным слиянием с окружающими пейзажами. Весной одноглавый белокаменный храм, как лебедь, возвышается над водами Нерлинской старицы, зимой памятник словно вырастает из сугробов, летом — из густой травы затопленных лугов. Стены храма украшены традиционной для владимиро-суздальской архитектуры белокаменной резьбой. Центральная фигура в композиции всех трех фасадов — псалмопевец царь Давид, восседающий на троне. Короля окружают фигуры птиц, львов и три женские маски с заплетенными волосами. Боковые части фасадов окружены рельефами лиц девушек. Эти маски, олицетворяющие Деву Марию, присущи всем владимирским церквям той эпохи.

Церковь Покрова на Нерли во Владимирской области

По мнению историков, церковь Покрова на Нерли изначально была окружена светлой крытой галереей, украшенной изображениями скульптурных грифонов и других мифических животных. Стены церкви когда-то были покрыты красочными фресками, но полностью утрачены в 1877 году при последующей «реставрации» храма. Сама церковь чудом уцелела. Причем угроза исходила не от воинствующих атеистов, а от православного духовенства. В 1784 году настоятель Боголюбского монастыря получил разрешение от епископа Владимира на разборку каменного храма. Полученные материалы предназначались для строительства новой колокольни, но древний храм спас от прозаической ситуации: настоятель не согласовал с подрядчиками цену демонтажа.

Церковь Покрова на Нерли во Владимирской области

Аскетический облик церкви Покрова на Нерли определил ее красоту и царственную силу. Внутри нет ни позолоченных иконостасов, ни богатой росписи. Но неизвестные архитекторы добились того, к чему стремились: они воплотили в камне идею превосходства духовного над материальным, что составляет стержень каждой религии. И, наверное, поэтому творения древнерусских мастеров по праву получили мировое признание. В 1992 году церковь Покрова на Нерли вместе с другими храмами древнерусской архитектуры была внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО под собирательным названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Как выглядит храм, что внутри

Холм, на котором стоит Покровская церковь на Нерли, создан искусственно. Чтобы здание не провалилось в воду, был построен пятиметровый фундамент, на котором до сих пор стоит церковь с крестовым куполом. Церковь имеет четыре колонны и купол, снаружи украшенный необычными скульптурными рельефами.

Размер основного здания примерно 7 на 8 метров, с учетом достаточной толщины стен (не менее одного метра) внутреннее пространство невелико. Все, что вы увидите, войдя в храм, — это белые стены, несколько (импортных) фресок и церковный магазин.

Рельеф на фасаде с псалмопевцем царем Давидом в центре

Рельеф на фасаде с женскими лицами

Внутри церкви стены не крашеные

Гармоничность и завершенность внешнего вида белокаменного творения Андрея Боголюбского ежегодно привлекают тысячи туристов, которые не боятся пройти около полутора километров по луговой тропе.

Дорога к храму зимой

Знаменитая картина Сергея Васильевича Герасимова (1885-1964) «Церковь Покрова на Нерли» показывает красоту этого места в яркий летний день.

Картина С.В. Герасимова

Строительство за год: когда построили?

покров17

Еще одна загадка церкви Покрова на Нерли — время постройки. Летописные данные говорят о том, что храм был построен на удивление быстро — всего за год (а не за два-четыре, как обычно делали) и в память о сыне Андрея Боголюбского Изяславе, погибшем в походе на половцев в 1165 году. Этот взгляд, основанный на жизни князя Андрея (и канонизированный Православной Церковью), был введен в научный оборот авторитетнейшим историком церковной архитектуры и археологом Николаем Ворониным — единственным, кто подробно изучал Покровскую церковь, проводя серьезные археологические исследования. Однако не так давно, изучив другие летописные данные, владимирский историк и этнограф Татьяна Тимофеева (и с ней согласны некоторые другие исследователи) перенесла дату постройки церкви на 1158 год. В летописи говорится, что Андрей, придя на эти земли, воздвиг две церкви в честь Богородицы: Рождественская и Покровская. Рождественская, сильно перестроенная в XVIII веке, сейчас находится на территории Боголюбского монастыря в одном комплексе с остатками княжеского дворца. Известно, что Андрей начал править во Владимире в 1157 году. Даже строительство храма за один год объясняется довольно просто: Покровская церковь сравнительно небольшая по сравнению с самим Успенским собором, построить ее вполне можно было это за один год.

Совпадают ли нынешний и первоначальный облик храма?

Нам ничего не известно о первоначальном облике Покровской церкви на Нерли. Есть несколько вариантов перестройки. В целом можно смело сказать, что он во многом сохранил свой первозданный вид. В 19 веке археолог и исследователь архитектуры Николай Артлебен осмотрел храм и провел возле него небольшие раскопки. Остатки белокаменных построек были обнаружены в земле на расстоянии 2,5 метра от стен. Артлбен предположил, что это могут быть фрагменты зданий, которые не сохранились. Спустя почти 100 лет Николай Воронин провел масштабные археологические раскопки вокруг церкви, а также обнаружил белокаменные постройки и фундаменты. По его словам, это могут быть остатки белокаменных галерей, которые окаймляли храм с трех сторон: с юга, севера и запада. На основании своих данных он провел научную реконструкцию предполагаемого первоначального облика церкви с лоджией. Есть и другие варианты реконструкции, некоторые ученые считают, что галереи могли быть построены позже, например, во время правления князя Всеволода Великого Гнезда, который развил традиции белокаменного зодчества.

Царь Давид и звери: кто и почему изображен на стенах храма?

Из храмов времен Андрея Боголюбского именно Покровский сохранил фасадное убранство почти в первозданном виде. Это довольно просто, особенно по сравнению с убранством более поздних церквей периода расцвета белокаменного зодчества при Всеволоде Великом Гнезде. Но в этой простоте можно увидеть много символики. Его основная составляющая — барельефы.

Царь Давид

david_pokrov

На трех фасадах выше изображен библейский царь Давид, который часто использовался в европейской архитектуре как символ мудрого и справедливого правителя. Львы окружают царя Давида.

Первый снег на Покров

Софья Новгородская: Что нужно знать о старейшем православном соборе России

Современное положение

Лужайка, на которой стоит церковь, сегодня является особо охраняемой природной территорией и объявлена ​​историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Сама церковь Покрова на Нерли с 1992 года включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

В настоящее время храм находится в совместном ведении Русской Православной Церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме регулярно проходят службы, в остальное время он открыт как музейный экспонат. Предоставляется экскурсионное обслуживание.

Страницы истории храма

После смерти князя Андрея Боголюбского при церкви был основан сначала женский, а затем мужской монастырь, просуществовавший до 18 века. Затем церковь Покрова на Нерли была передана Боголюбовскому монастырю.

В 1784 году настоятель Боголюбовского монастыря получил разрешение на разборку церкви. Он хотел использовать камни для строительства монастырской колокольни. Церковь спасла несогласие с подрядчиком о цене демонтажа храма.

В 80-х годах ХХ века храм отреставрировали, сейчас в нем проводят службы.

В 1992 году храм Покрова на Нерли был включен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Однажды мы с подругой и ее мужем купались в старухе возле храма. У Ильи был бинокль с очень большим увеличением. Ради интереса начали смотреть на храм в бинокль. Оказалось, что крест набили гвоздями в шахматном порядке. Судя по всему, птицы не сели и не оставили после себя никаких следов.

Почему в честь праздника Покрова Божией Матери?

Это первый в мире храм, посвященный этому фестивалю. Нельзя сказать, что Покровских храмов раньше не было, но наука об этом ничего не знает.

Напомним, праздник Покрова Богородицы установлен в память явления Богородицы безумному святому Андрею во Влахернской церкви Константинополя во время ночного бдения. Кроме того, считается, что в это время город находился на осадном положении, и после чудесного явления враги отступили. Это было в 10 веке. Почему партия родилась только 200 лет спустя — загадка. Хотя считается, что он мог возникнуть раньше — в Византии, среди других праздников Богородицы он не пользовался такой популярностью. Из Византии он эмигрировал в Киев, а оттуда прибыл во владимирские земли.

Андрей Боголюбский заботился о почитании Богородицы, и почти все построенные им и ныне известные храмы посвящены Пресвятой Богородице. Было ли это действительно чем-то личным для князя, или он сыграл роль в особом почитании Богородицы в Константинополе, сейчас трудно сказать. Но храм, воздвигнутый при Андрея Боголюбском, был не только первым, посвященным Покрову, но и единственным на последующие 200 лет. Храмы Массового Покрова стали появляться только в 14 веке.

Фото (33)

Церковь Покрова на Нерли 1165 г
Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли
Обложка на Нерли
Обложка на Нерли
Боголюбово. Церковь Покрова на Нерли, 1165 (или 1158) (05.11.2006)
Церковь Покрова на Нерли
церковь Покрова на Нерли
церковь Покрова на Нерли 1165 г
Обложка на Нерли
Боголюбово - Церковь Покрова на Нерли P1010161
Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли
Золотое кольцо: Кирхе-ам-Нерль
Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли
Вид с западной стороны. Церковь Покрова на Нерли. Боголюбово Владимирская область август 2013 г
Церковь Покрова на Нерли
Владимир, Церковь Покрова на Нерли
Хилл Черч 2
верховая езда
Обложка на Нерли
Река Нерль у Покровской церкви
Барельефы
Портал
Церковь Покрова на Нерли
Церковь Трех Святителей
Церковь Покрова на Нерли
Колонна с когтями льва. Церковь Покрова на Нерли. Владимиро-суздальский стиль. Боголюбово Владимирская область август 2013 г
Мастер древнерусского зодчества, белокаменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1165 г.) на Нерли, северо-восточная сторона.
Суздальский район Владимирской области
Церковь Покрова на Нерли

Лев

lev_pokrov

Лев также является одним из самых распространенных символов, вездесущим на Западе не только в зданиях романского стиля, но и практически во все века архитектурного развития. На владимиро-суздальских землях изображение льва обретает иное значение — он становится личным символом местных князей, начиная с Андрея Боголюбского, и до сих пор остается на гербе Владимира. Поэтому неудивительно, что изображение льва встречается несколько раз и в разных формах на стенах церкви Покрова на Нерли. Вы даже можете найти смеющегося царя всех зверей.

Голубь

голуб_покров

По обе стороны от царя Давида есть голуби. С ними все намного понятнее. Голубь — символ Святого Духа и кротости. В паре со львом они образуют очень мощную смысловую связь. Кроме того, царя Давида чаще всего изображали в окружении животных и птиц. Храм окружен изображениями женских голов. Это также очень распространенный художественный элемент в романской архитектуре. Почему их так много на стенах Покровской церкви, сказать сложно. Возможно, речь идет об архитектурной традиции. Эти изображения являются неотъемлемой частью большинства романских построек того времени. Возможно, в данном случае женские головы символизируют Богородицу, которой посвящен этот храм, как и, напомню, большинство других храмов, построенных Андреем Боголюбским.

Грифон, несущий лань

grifonyi_pokrov

Еще одно интересное изображение — грифон, несущий лань. В этом случае грифон может быть символом Христа, а лань может символизировать трепещущую душу христианина. По крайней мере, так это трактуется в западноевропейской архитектуре. Со временем барельефы разрушились, некоторые практически невозможно различить, что-то могло измениться в ходе различных реставраций, наличие некоторых изображений на фасадах храма просто объяснить сложно.

Отдельно стоит упомянуть скульптуры львов, найденные в ходе археологических исследований. Где их место в первоначальном облике храма, сказать сложно. Они могли стоять на пристани — там, где кончалась лестница, ведущая от входа в храм на берег Нерли, или их можно было поставить прямо у двери на входе. Теперь у любознательного туриста может возникнуть вопрос: причем тут Нерль? Храм расположен на берегу небольшого пруда, река течет немного восточнее. Ответ прост: с годами Нерль сменил русло, и этот небольшой, частично заросший пруд является фрагментом старицы (старого русла) реки.

Как добраться до церкви Покрова на Нерли

Храм часто является обязательной частью маршрутов по городам Золотого кольца, включая посещение города Владимира. Туристов обычно высаживают на вокзале, откуда они пересекают лужайку.

Железнодорожный мост в селе Боголюбово - от него ведет тропа к храму

Если вы хотите добраться до церкви Покрова на Нерли самостоятельно, вам нужно добраться до села Боголюбово (10 км к северо-западу от Владимира), а также пешком от вокзала (верх церкви всегда виден с мост через железную дорогу).

Скульптурные изображения на фасадах храма

По форме церковь Покрова на Нерли похожа на Дмитриевский собор во Владимире. Но если на Дмитриевском соборе около 1500 скульптурных барельефов, то церковь Покрова на Нерли украшена белокаменной резьбой гораздо меньше.

«Скульптурная храмовая одежда проста и незамысловата. Одна и та же рельефная композиция повторяется со всех трех сторон.

Скульптуры на фасаде

В центральной закомаре находится фигура библейского псалмопевца Давида, восседающего на престоле и пророчествующего о Богородице под звуки гуслей. По бокам симметрично расположены два голубя, а под ними — фигуры львов, связанные с изображениями псалмов Давида.

Ниже представлены три женские маски с заплетенными в косы волосами; они также пересекают боковые части фасада, образуя своего рода фриз: это символы Девы Марии, которые неизменно сопровождают посвященные ей храмы. Внизу, по бокам от центральных окон, расположены симметричные фигуры лежащих львов, «бдительных стражей» храма…

Состав резного головного убора прозрачен и изыскан; Рельефы, похожие на драгоценные камеи, украшают гладкую белую поверхность стены».

А теперь давайте подробнее рассмотрим символику изображений.

Библейский царь Давид. В руках планшет, то есть планшет с законами. У ног Давида львы, символизирующие победу добра над злом. Некоторые исследователи связывают их со львами, напавшими на стада Давида.

Львы у центральных окон. Это храмовые амулеты. Львы лежат, скрестив передние лапы. Кажется, они спят. Но их глаза открыты, и они готовы броситься на защиту в любой момент. Кстати, обратите внимание на хвосты — они заправлены в задние лапы и разветвляются на три цветка.

Женские лица — это, конечно, символ покровительства Богородицы… Кстати, видите ли вы аналогию между словами «покров» и «покровительство»?

Рисунки на арактурном поясе. Среди них женские лица, львы, грифоны. А есть так называемые «свиные морды» и химероподобные животные. Исследователи считают, что это символ вечной борьбы между добром и злом.

Консул храма

Особенности архитектуры храма

Строительным материалом служил легкий песчаник. По архитектурному замыслу Покрова на Нерли, это классический крестово-купольный храм. Свою известность церковь получила благодаря удивительно гармоничным пропорциям, которые создают иллюзию воздушного здания и словно устремляют храм вверх. Такой эффект достигается благодаря тому, что центральная змейка немного приподнята по сравнению с соседними, а также приподнята по сравнению с боковыми и центральным окном. Элегантность постройки подчеркивает также храмовый барабан, установленный на постаменте.

храм Покрова на границе архипелага

Внутреннее пространство также отражает идею стремления вверх. Стены церкви абсолютно вертикальные, но для правильных пропорций кажутся слегка наклоненными внутрь. Такое решение позволяет зрительно увеличить высоту потолка небольшой церкви. Иллюзию высоких сводов подчеркивают сужающиеся кверху крестообразные колонны.

Белокаменная резьба

Фасад здания украшен изысканной резьбой. Сюжет посвящен библейскому царю Давиду, восседающему на троне и держащему Псалтирь (его изображение повторяется трижды), которого окружают фантастические животные: орлы, голуби, грифоны и львы. Строгие девичьи лица также окружены тремя фасадами.

скульптура храма покрова на нерли

Символика резьбы до сих пор не расшифрована. Ученые предполагают, что львы являются символами силы и силы, а хищным зверьком, скорее всего, является Пард — его изображение до сих пор сохранилось на гербе города Владимира. Что касается женских лиц. Итак, предположительно, это образ Софии — символ мудрости и самоотречения.

Такая резьба по камню — работа кропотливая и сложная. Ученые подсчитали, что, учитывая технологии того времени, если бы человек работал над созданием каменных украшений для храма, это заняло бы три тысячи дней.

14 октября 2021: Покров Пресвятой Богородицы

Первый снег на Покрове

Церковь Покрова на Нерли — произведение искусства

Когда пишут и говорят об этом храме, обычно цитируют слова Игоря Грабаря: «Церковь Покрова на Нерли под Владимиром — не только самый совершенный храм, созданный в России, но и один из величайших памятников мирового искусства… » Что сделало этот храм таким знаменитым: его история? А может, его невероятно гармоничный внешний вид?

Церковь Покрова на Нерли — памятник становления и расцвета Владимирского княжества Андрея Боголюбского. Этот неординарный человек решил создать новую столицу России, похожую на Киев, и не только Киев, но также Константинополь и Иерусалим. Всего за 7 лет во Владимире было построено много красивых церквей, построено Боголюбово и, как венец, церковь Покрова на Нерли. Он был построен вдали от Боголюбовского замка, на слиянии двух рек — Нерли и Клязьмы. Устье Нерли — это своего рода речные ворота во владимирскую землю на оживленном торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга. Покровская церковь возвышается над берегом Клязьминского старица на округлом холме, поросшем травой и деревьями. Кажется, что он вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, насколько удачно выбрано место для строительства храма. Но только на первый взгляд кажется, что все так просто. Действительно, храм хранит множество секретов, как строительных, так и исторических.

Практическая информация

Адрес: Боголюбово, Вокзальная, 10.

Добраться из Владимира можно автобусом или поездом до станции Боголюбово. Далее около 2 км пешком или на конном экипаже. Платная парковка у вокзала, бесплатная — у входа в Боголюбский монастырь. Церковь действующая, есть свечной магазин. Режим работы: ежедневно с 8:00 до 18:00, вход свободный.

Секрет зодчих

Церковь Покрова на Нерли по праву считается памятником архитектуры не только национального, но и мирового масштаба. При всей лаконичности форм он является ярчайшим образцом русского архитектурного стиля и послужил каноническим образцом в оформлении других храмов.

Фасад церкви

Место для строительства выбрано не случайно: в старину это был перекресток оживленных речных и сухопутных торговых путей, но довольно необычный, ведь храм строился на затопленном лугу в месте впадения Нерли в Клязьму.

Уникальное месторасположение также потребовало нестандартного подхода к строительству. Чтобы здание стояло веками, при его возведении архитекторы применили нестандартный прием: сначала сделали ленточный фундамент (1,5-1,6 м), продолжением которого стали почти высокие стены. Затем это строение засыпали землей, образовавшийся холм стал основой для строительства церкви. Благодаря этим мерам церковь веками успешно противостояла ежегодному нападению воды.

Церковная архитектура Владимирской области

Интересен тот факт, что, судя по некоторым изображениям из монастырской летописи, первоначальный облик здания существенно отличался от современного. Это подтверждают раскопки, проведенные в 1858 году епархиальным архитектором Артлебеном Н.А и в 1950-е годы одним из ведущих специалистов в области традиционной русской древней архитектуры Н.Н. Ворониным. По их данным, храм окружали сводчатые галереи, что придавало его убранству сходство с торжественностью и великолепием русских башен.Стены церкви

К сожалению, имена создателей шедевра русской архитектуры не сохранились до наших дней. Историки только установили, что вместе с русскими мастерами и архитекторами работали также специалисты из Венгрии и Малопольши — на это указывают характерные романские черты мебели, умело наложенные на традиционную византийскую основу.

Внутреннее убранство поражает своей изысканностью. Оригинальная роспись не сохранилась, большинство из них было утеряно во время «варварской» реставрации 1877 года, которая, без согласования с епархиальным архитектором, была инициирована монастырскими властями. Обновленные и новые элементы дизайна настолько органично сочетаются друг с другом, что создают впечатление единого целого.Церковь Покрова на Нерли внутри

Храм также имеет свои архитектурные особенности: хотя стены возведены строго вертикально, кажется, что они слегка наклонены внутрь. Особенно это видно на фотографиях, сделанных внутри церкви. Эту иллюзию создают особые пропорции и сужающиеся кверху столбы.

Интерьер церкви

Другой нетипичной особенностью убранства церкви являются резные рельефы с изображением царя Давида. Его фигура занимает центральное место на всех трех фасадах. Помимо Давида, изображенного с псалтырем, на барельефах изображены парные фигуры львов и голубей.

На вершине церкви

Внутреннее убранство и декор

Элементы внутреннего убранства церкви Покрова на Нерли до наших дней не сохранились. Когда-то полы украшали майоликой, а стены украшали фресками и картинами. Все это было утрачено в 1877 году, когда здание подверглось непрофессиональной реставрации.

Источники

  • https://pravednik.info/istoriya-xrama-pokrova-na-nerli.html
  • https://foma.ru/hram-pokrova-na-nerli-chto-myi-ne-znaem-o-nem.html
  • https://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/292-tserkov-pokrova-na-nerli
  • https://byvali.ru/russia/vladimir/dostoprimechatelnosti/cerkov-pokrova-na-nerli
  • https://tropki.ru/rossiya/vladimirskaya-oblast/bogolyubovo/tserkov-pokrova-na-nerli
  • https://dorogami-dushi.ru/cerkov-pokrova-na-nerli/
  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/bogolubovo/temples/24239
  • https://www.pravmir.ru/cerkov-pokrova-na-nerli-samyj-sovershennyj-xram-sozdannyj-na-rusi/
  • https://tonkosti.ru/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8
  • https://www.miroworld.ru/tserkov-pokrova-na-nerli/

  • Сочинение по картине кустодиева сенокос 8 класс
  • Сочинение по картине левитана в лесу осенью 8 класс быстрова
  • Сочинение по картине кустодиева портрет шаляпина
  • Сочинение по картине кружевница 4 класс описание
  • Сочинение по картине кот на окне вилли джеймса кот на окне