Сочинение по картине кириллова дмитрий донской 5 класс

Виктор маторин в точности изобразил всю прелесть и возвышенность великого российского полководца и князя дмитрия донского, позирующего на красочном фоне

Виктор Маторин в точности изобразил всю прелесть и возвышенность великого российского полководца и князя Дмитрия Донского, позирующего на красочном фоне высоких куполов, прибережных портов и зданий.

Примечательно, что Дмитрия освещает яркое солнечное зарево, придавая его образу гордую напыщенность и величие средневекового монарха, облагораживая его хмурое, непоколебимое лицо насыщенной краской.

Его смотрящие вдаль глаза веруют в скорое счастливое будущее, будто бы высматривая его из-за горизонта. Бесконечные военные операции солидно измотали бравого воина, но под стать такую ношу вытерпеть только избранному. В этом смысле Дмитрий Донской символизирует собой всю Россию, беспощадно борющуюся с недругами-стервятниками и с удивительной предприимчивостью способную сохранять и даже воссоздавать собственную культурную жизнь.

Его левая рука, приложенная к сердцу, заверяет в готовности положить голову за отечество, за добрых людей, за правильную идею. Он как-бы даёт безмолвную клятву Всевышнему, ставя свою жизнь на кон предстоящей битвы. Его правота и доблесть находят приспешников, почитателей, да и недоброжелателей тоже. Враг, желающий поработить родной край, изворотлив и смышлён. Любая оплошность может обратиться для всего русского народа катастрофой. Дмитрий Донской это прекрасно понимает. Но, как подобает героям, принимает вызов судьбы и сражается что есть сил. В его голове мольба и зов крестьян, которые напутствуют полководца на решительные победы над супостатами. В нём теплится русская кровь, храбрость и самоотверженность. Благополучие России для него неоспоримый приоритет. Отгремели события тех времён, нет в живых тех людей, но их идеи, стремления и желания разделяют сотни наших соотечественников, воздвигая в абсолют незыблемый патриотизм.

Сочинение 2

Виктор Маторин очень увлекается историей. В творчестве автора можно найти множество картин на историческую тему. Одной из них является знаменитое полотно «Дмитрий Донской». Кто хорошо учил историю, знает, что князь Дмитрий является очень значимой фигурой для русского народа четырнадцатого века. Русь подверглась игу со стороны монголо-татар. Это было очень тяжёлое время для народа, с которого требовали дань на право и на лево, и свои и чужие.

Князьям же того времени не было это интересно. Ещё до порабощения их волновала только власть. Они постоянно враждовали между собой, устраивали междоусобные войны. Что и привлекло внимание неприятеля, но и это не остановило русских князей. Никто из них не думал о народе. Не думал о том, что нужно сплотиться и дать отпор врагу. Пока не появился Дмитрий. Дмитрий был предан своему государству. В первую очередь его интересовало состояние народа, его свобода и независимость. Также князь был предан православной вере.

Дмитрий не желал вступать в бессмысленные войны, не устраивал бессмысленных раздоров. С заботой относился к родине и собственному народу.

Картина отдалённо напоминает икону. Перед зрителем предстаёт князь Дмитрий, знаменитый воин, герой своего народа и великий деятель четырнадцатого века.

К сожалению, Дмитрий прожил недолгую жизнь, всего 38 лет. Но автор изобразил князя более старшим, чем тот был на самом деле. Вероятно, автор хотел подчеркнуть мудрость князя. Который смог объединить с Москвой остальные княжества. Без единства невозможно достичь победы над врагом. Глядя на князя, можно увидеть уверенность, храбрость, бесстрашие и самоотверженность. Даже на картине князь изображён в кольчуге. Это воин, для которого на первом месте покой и свобода родной страны. Он предан ей без остатка. Также князь хочет, чтобы его народ благоденствовал, и его города развивались. Дмитрий стоит, положив руку на сердце. Она клянётся в том, что будет сражаться за свой народ до последнего и никогда не придаст его. Дмитрий не только воин, но и умелый правитель. Он заботится о своих землях.

За спиной князя виднеется прекрасная белокаменная Москва. Кремль отстроен основательно, под его стенами идёт торговля, а по реке активно курсируют суда. Также автор делает акцент на Церквях, которые изображены с двух сторон. Это напоминает о том, что Русь – православная страна, для которой Бог – наивысшая власть.

`

Дмитрий Донской Маторина

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание картины Волшебница-зима Юона (3, 4 класс)

    Зима – потрясающее время года, со своей собственной уникальной атмосферой праздника и предвкушение чего-то величественного, того же выпадения снега к примеру

  • Характеристика героев рассказа Чистый понедельник

    Главными персонажами в этом произведении являются красивая молодая пара. Этот рассказ о чистой любви, о влюбленной паре, которой пришлось пройти душевные переживания и разлуку.

  • Сочинение Выбор жизненного пути

    Каждый человек на своем жизненном пути постоянно стоит перед выбором. Ежедневно мы сталкиваемся с множеством различных ситуаций, которые вынуждают нас делать выбор

  • Сочинения
  • /

  • По картинам
  • /

  • Разные

Виктор Маторин в точности изобразил всю прелесть и возвышенность великого российского полководца и князя Дмитрия Донского, позирующего на красочном фоне высоких куполов, прибережных портов и зданий.

Примечательно, что Дмитрия освещает яркое солнечное зарево, придавая его образу гордую напыщенность и величие средневекового монарха, облагораживая его хмурое, непоколебимое лицо насыщенной краской.

Его смотрящие вдаль глаза веруют в скорое счастливое будущее, будто бы высматривая его из-за горизонта. Бесконечные военные операции солидно измотали бравого воина, но под стать такую ношу вытерпеть только избранному. В этом смысле Дмитрий Донской символизирует собой всю Россию, беспощадно борющуюся с недругами-стервятниками и с удивительной предприимчивостью способную сохранять и даже воссоздавать собственную культурную жизнь.

Его левая рука, приложенная к сердцу, заверяет в готовности положить голову за отечество, за добрых людей, за правильную идею. Он как-бы даёт безмолвную клятву Всевышнему, ставя свою жизнь на кон предстоящей битвы. Его правота и доблесть находят приспешников, почитателей, да и недоброжелателей тоже. Враг, желающий поработить родной край, изворотлив и смышлён. Любая оплошность может обратиться для всего русского народа катастрофой. Дмитрий Донской это прекрасно понимает. Но, как подобает героям, принимает вызов судьбы и сражается что есть сил. В его голове мольба и зов крестьян, которые напутствуют полководца на решительные победы над супостатами. В нём теплится русская кровь, храбрость и самоотверженность. Благополучие России для него неоспоримый приоритет. Отгремели события тех времён, нет в живых тех людей, но их идеи, стремления и желания разделяют сотни наших соотечественников, воздвигая в абсолют незыблемый патриотизм.

Сочинение 2

Виктор Маторин очень увлекается историей. В творчестве автора можно найти множество картин на историческую тему. Одной из них является знаменитое полотно «Дмитрий Донской». Кто хорошо учил историю, знает, что князь Дмитрий является очень значимой фигурой для русского народа четырнадцатого века. Русь подверглась игу со стороны монголо-татар. Это было очень тяжёлое время для народа, с которого требовали дань на право и на лево, и свои и чужие.

Князьям же того времени не было это интересно. Ещё до порабощения их волновала только власть. Они постоянно враждовали между собой, устраивали междоусобные войны. Что и привлекло внимание неприятеля, но и это не остановило русских князей. Никто из них не думал о народе. Не думал о том, что нужно сплотиться и дать отпор врагу. Пока не появился Дмитрий. Дмитрий был предан своему государству. В первую очередь его интересовало состояние народа, его свобода и независимость. Также князь был предан православной вере.

Дмитрий не желал вступать в бессмысленные войны, не устраивал бессмысленных раздоров. С заботой относился к родине и собственному народу.

Картина отдалённо напоминает икону. Перед зрителем предстаёт князь Дмитрий, знаменитый воин, герой своего народа и великий деятель четырнадцатого века.

К сожалению, Дмитрий прожил недолгую жизнь, всего 38 лет. Но автор изобразил князя более старшим, чем тот был на самом деле. Вероятно, автор хотел подчеркнуть мудрость князя. Который смог объединить с Москвой остальные княжества. Без единства невозможно достичь победы над врагом. Глядя на князя, можно увидеть уверенность, храбрость, бесстрашие и самоотверженность. Даже на картине князь изображён в кольчуге. Это воин, для которого на первом месте покой и свобода родной страны. Он предан ей без остатка. Также князь хочет, чтобы его народ благоденствовал, и его города развивались. Дмитрий стоит, положив руку на сердце. Она клянётся в том, что будет сражаться за свой народ до последнего и никогда не придаст его. Дмитрий не только воин, но и умелый правитель. Он заботится о своих землях.

За спиной князя виднеется прекрасная белокаменная Москва. Кремль отстроен основательно, под его стенами идёт торговля, а по реке активно курсируют суда. Также автор делает акцент на Церквях, которые изображены с двух сторон. Это напоминает о том, что Русь – православная страна, для которой Бог – наивысшая власть.

Другие темы: ← Утро весны Кудревича↑ РазныеПервая зелень Никонова →

`

Описание картины Маторина «Дмитрий Донской»

Существует множество именитых художников, живописцев, основная часть их проживала в прошлом столетии, многих уже даже нет в живых, однако есть и те, кто радует все новыми и новыми полотнами. К их числу можно отнести и Виктора Маторина, который занимается исторической живописью.

Такой своеобразный выбор раскрывает определенную гражданскую позицию автора, поскольку он уже приличное время является вытесненным портретным и пейзажным жанром. Одной из картин популярного сегодня московского художника является «Дмитрий Донской», которая автору действительно удалась.

Главный герой картины

Бесспорно, персонаж художником выбран более чем колоритный.

Он сам по себе не нуждается в том, чтобы про него что-то рассказывать, поскольку является важной исторической фигурой, но на картине Донской изображен особенно, в важный момент его жизни – перед тем, как войско отправилось в поход.

Герой картины уверен в себе, источает силу и прямоту своего духа, несмотря на то, что он будто бы замер, в чертах на его лице можно просмотреть сильнейшую волю, силу характера и прямолинейность. По взгляду видно, что этот человек не привык покоряться судьбе, не привык уступать.

Это тот, кто способен повести за собой людей и тот, кто обязательно добивается совей цели. Примечательно, что, даже будучи далеким от отечественной истории, все это уже можно сказать про персонажа картины. Настолько автору удалось воссоздать и поймать образ Донского.

Дмитрий Доской на картине отличается:

  • Уверенностью, решимостью;
  • Силой патриотизма;
  • Настойчивостью и упорством идти до победного конца.

Гармония картины

На полотне невозможно найти делать, которая бы не вписывалась в общий сюжет. Все подробности и делали картины лишь подчеркивают основную идею. Вместе с тем, Донской изображен с правой рукой на сердце.

Это достаточно символично, ведь за его спиной находится народ, который верит ему, родные церкви и дома, за которые он готов сражаться до конца.

И это прослеживается по картине, ведь, смотря на Донского, обязательно понимаешь, что этот человек любит свою родину и народ, точно также как и они его, а, значит, ему есть за что отдать даже свою жизнь – за правду и свободу.

Все картины, где изображен Дмитрий Донской, объединяет то, что на них он в военном облачении, а его голова не покрыта. Возможно, это говорит о том, что он предан своему народу, любит и готов сражаться во что бы то ни стало, до смерти.

Популярные сочинения

  • Сочинение Темные аллеи Бунина (разум и чувство и тема любви)
    Борьба разума с чувствами, как и борьба добра со злом была и будет актуальна во все времена. Споры на эту тему могут продолжаться бесконечно, художники, писатели, поэты в своих произведениях до
  • Сочинения по творчеству Васильева
    Сочинения по произведению Васильева
  • Сочинение Что такое Взросление
    Взросление – неизбежный процесс. По сути, это переход от состояния ребенка к совершеннолетнему человеку. Что же значит «быть взрослым»? На самом деле, важно не только вырасти в физическом плане

Куликовская битва (1380) и нашествие Тохтамыша (1382)

Куликовской битве предшествовало несколько сражений над монголо-татарами, которые развеяли миф о непобедимости Орды. В 1362 году в битве при Синих водах ордынцев разгромил Ольгерд, в войсках которого было немало русских. В 1376 году князь Дмитрий отправил войско на Волжскую Булгарию, и оно разбило татар в битве на реке Пьяне. В 1378 году Мамай отправил в поход на Москву 5 ордынских туменов (50 тыс. воинов) во главе с мурзой Бегичем. Но войско Дмитрия Ивановича и князей-союзников встретило его на реке Вожа, на границе с Рязанским княжеством, и наголову разгромило татар.

Поэтому в 1380 году Мамай собрал все силы, привлёк наёмников и договорился объединиться с врагами Москвы – литовским князем Ягайло (преемником Ольгерда) и рязанским князем Олегом Ивановичем.

Князь Дмитрий не дал Мамаю соединиться с Ягайло. Совершив со своим войском многокилометровый марш, он переправился через Дон и 8 сентября 1380 года дал решительное сражение полчищам Мамая. Монголо-татары были разгромлены; Мамай с горстью воинов бежал в Крым. Победа досталась дорогой ценой: русские понесли огромные потери. Но значение этой победы было огромным. В память о ней Дмитрий вошёл в историю с почётным прозвищем Донской.

В 1382 году хан Тохтамыш, сумевший на время приостановить распад Золотой Орды и консолидировать силы монголо-татар, вторгся на Русь, чтобы вновь обложить её данью. Дмитрий Донской, который на Куликовом поле бился наравне с рядовыми воинами и по праву заслужил славу национального героя, на этот раз не посмел выступить против ордынцев. Он покинул свою столицу и ушёл в Кострому. Не сумев взять каменный московский кремль приступом, Тохтамыш взял его коварством, полностью опустошил и сжёг город. Десятки тысяч людей были убиты или уведены в рабство. Земли Московского княжества были разграблены и разорены.

>> 1730-1740. Анна Иоанновна. «Бироновщина». Историческое сочинение

Князь Дмитрий вновь покорился власти монголо-татар, выплатил им контрибуцию за годы независимости. Он продолжал платить дань и собирать её для Орды с других русских княжеств все оставшиеся годы своего княжения.

Доклад Дмитрий Донской

Дмитрий Иванович родился 12 октября в 1350 году, когда Русь еще находилась под влиянием Золотой Орды. По законам Руси в 9 лет унаследовал власть после смерти своего отца Ивана II. Однако четыре последующих года правителем Московского княжества оставался его опекун митрополит Алексий, который сыграл немаловажную роль в становлении личности юного князя и оказал существенное влияние на убеждение Дмитрия Ивановича придерживаться политики своего деда Ивана Калиты.

После смерти отца Дмитрий Донской в возрасте одиннадцати лет был вынужден вести борьбу за власть с князьями Рязанского, Тверского, Суздальско-Нижегородского княжеств из-за раздробленности государства. Лишь к 1363 году у юного Дмитрия получилось сосредоточить власть над этими землями в своих руках.

Первый белокаменный Кремль на Руси появился благодаря распоряжению Дмитрия в 1367 году. Это была мощная защитная крепость от князей-соперников. В то же время врата Кремля всегда были дружелюбно открыты для послов хана, от которых Дмитрий Донской предпочитал откупаться дорогими подарками.

По указу Дмитрия Ивановича в Москве, раньше чем в других княжествах, начался выпуск серебряных монет, накопленные средства позволяли возводить новые храмы и оборонительные сооружения. Так, через пять лет после начала официального правления Дмитрия Ивановича, началось строительство первого белокаменного Кремля на Руси, который стал незаменимым оборонительным сооружением в битве с князем Ольгердом в 1369 году, когда московское войско было разгромлено на реке Тросне.

Отстояв Москву Дмитрий собирает силы и в этом же году при поддержке митрополита Алексия, одерживает победу над княжествами Смоленска и Брянска, находящимися во владении Ольгерда.

Хитрая политика московских князей, начиная с правления Ивана Калиты, позволила собрать средства и силы на борьбу с Золотой Ордой и способствовало освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Первыми удачными битвами в борьбе с ордынским войском стали сражения при Дмитрии Ивановиче. Исход самой знаменитой из них навсегда закрепил за князем прозвище «Донской».

Судьбоносная битва произошла 8 сентября 1380 года. Между рекой Непрядва и рекой Дон развязалось масштабное сражение, в ходе которого войска Дмитрия Донского разгромили ордынское войско, что освободило Москву на два года от уплаты налога ханам Орды. Это знаменательное событие вошло в историю под названием Куликовская битва.

Дмитрий Донской имел много детей и, чтобы не допустить повторного дробления только начавшей свое восстановление Руси, великий князь установил новые законы наследования власти: четкая вертикальная схема наследования внесла ясность в государственную структуру. Теперь, при смерти отца власть передавалась старшему сыну.

Донской обладал противоречивым характером: сила духа и сила воли сочетались в нем с мягкостью характера. Не обладая хорошим образованием, он был хитер, ловок, мудр и обладал гибким умом, позволившим ему вести правильную политику в существующих условиях.

Правление Дмитрия Донского принесло Руси надежду на освобождение от влияния Золотой Орды. За тринадцать лет своего княжества Дмитрий Донской значительно уменьшил раздробленность Руси, расширил территории княжества Московского и укрепил дружеские отношения с Византией.

3, 4, 5, 10 класс,описание

Куликовская битва

Международная обстановка в конце 70-х годов была очень сложной. В частности, Мамай вынужден был разбираться и с непокорными русскими княжествами, и с собственными противниками внутри Орды – в первую очередь с ханом Тохтамышем. Это, конечно, вовсе не значит, что Тохтамыш был союзником Дмитрия. У каждого в этой истории были свои интересы.

Джимми Коннорс (Jimmy Connors) краткая биография теннисиста

Весной 1380 года Тохтамыш направился к устью Дона. Мамай собрал новое войско, в основном состоявшем из генуэзской пехоты, и отправился снова брать Москву. Он рассчитывал на союз с литовским и рязанским князьями – Ягайло и Олегом. Хан попытался потребовать от Дмитрия, чтобы Москва снова платила дань Орде. Дмитрий в это время во главе войска находился в районе Коломны. Он отказался принять столь наглое требование. Оставив в Москве небольшой, но сильный гарнизон, князь отправился летом 1380 сначала за Оку, а потом и за Дон, стремясь разделить ордынские войска и принять сражение только с одним противником – Мамаем. Причем до того момента, как тот получит поддержку литвинов и рязанцев. Сведения о предполагаемом союзе ордынского хана с князьями Дмитрий получил от лазутчика.

Рис. 4. Дмитрий Донской на Куликовом поле. В. К. Сазонов

Битва состоялась 8 сентября 1380 года. Куликово Поле было выбрано неслучайно, оно находилось на слиянии рек Непрядвы и Дона. Накануне объединенные русские дружины построились в боевой порядок, Дмитрий сам объезжал все полки. Как водилось в те времена, битва началась утром с нескольких личных поединков. В историю вошел поединок русского витязя Александра Пересвета с татарским богатырем Темир-беем, больше известным в русской истории как Челубей

. Затем сразились сторожевые полки, а потом и основные. Мамай был вынужден оставить поле боя и уйти с небольшим отрядом. Победа осталась за Дмитрием, после чего он и стал Донским.

Сочинение по картине

План

  • Эта одна из картин триптиха Ракши (Юрия) под название » Поле Куликово».
  • Сочинение лучше и начать с этого вступления.
  • Основная часть сочинения это описание самой картины (причём подробное).
  • На дальнем плане картины мы видим уходящих на войну мужчин, это сыновья, мужья, отцы провожающих их матерей, сестёр, детей, стариков.
  • Опишите весь трагизм ситуации.
  • В центре картины женщина в положении, обязательно опишите её, её газа (взгляд).

В конце сочинения подведите итог увиденного.

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

  1. 1.
  2. При написании сочинения по картине, автор которой является Юрий Ракшей «Проводы ополчения» нужно подробно описать всё, что мы видим, а так же поделиться своими чувствами.
  3. Юрий Ракша написал её в 1980 году.
  4. Картина посвящена проводам воинов на битве на Куликовом поле.
  5. На заднем плане мы видим стройные ряды мужчин-воинов, которые отправляются на защиту своей Родины и близких.

На первом плане стоят дети и женщины, которые расстроены. Им больно страшно за своих мужей.

Интересные сочинения по картинам

  • Сочинение по картине Тропинина Портрет сына (описание)
  • Сочинение по картине Сайкиной Детская спортивная школа (описание)
  • Сочинение по картине Рылова Цветистый луг (описание)
    Красоту русского поля с традиционными березовыми колками мог передать настолько трепетно и с такой любовью только истинно русский художник.
  • Сочинение по картине Маковского Дети бегущие от грозы 3, 4, 6 класс описание
    На этой картине, как в названии, дети от грозы бегут. Видно, как они боятся. Я б тоже боялся! Я, вообще, грозы боюсь. И эти дети – они ещё меньше меня по возрасту (особенно мальчик), вот испугались.
  • Сочинение по картине Юона Волшебница зима 4 класс (описание)
    К.Ф.Юон нарисовал множество холстов на тематику зимы и родной природы. На его картинах видно как он был охвачен волнением к окружающей природе, да и к самой зиме

Сочинение по картине Маторина Дмитрий Донской (описание)

Маторин — Дмитрий Донской
Изображенный на картине Виктора Маторина Князь и полководец Дмитрий Донской, это олицетворение мощи и силы духа русского народа. Каждая деталь на этой картине имеет свое значение.

Недаром нарисован Князь Донской, стоящим на фоне Кремля и вновь отстроенных белоснежных церквей с золотыми куполами- это символ веры в будущее, возрождения города после очередной войны.

Надетые на нем доспехи, не покрытая шлемом голова и правая рука на сердце- это знак верности своему народу, единства с ним, готовности служить до конца.

Изображенный без шлема князь и голубая гладь воды на заднем плане, как бы усиливают ощущение спокойствия и дают понять, что войны нет.

В его устремленном вперед взгляде видна сила и спокойствие, готовность отстоять свой народ от очередных набегов и защитить Русь от врагов.

Несмотря на всю грозность, суровость вида и военное одеяние чувствуется внутренняя доброта персонажа, свойственная русскому человеку.

2 вариант сочинение-описание 4 класс

На картине В. Маторина «Дмитрий Донской» мы видим важную историческую фигуру. На величественном фоне России-матушки изображен Дмитрий Донской.

На переднем плане полотна художник изобразил самый значимый образ этой картины — портрет князя. Используя благородные золотистые оттенки Маторин передает красоту сияющих доспехов Донского. Его одеяние очень опрятно и мужественно, как подобает великим князьям того времени.

На левую руку накинут красный плащ, украшенный драгоценными камнями и подчеркивающий статус Дмитрия Донского. Его выражение лица спокойно и серьезно, выражает достоинство целой страны. Рука расположена на груди, в области сердца. Значит, что он готов постоять за Русь.

На заднем плане картины мы видим мирное голубое небо, усыпанное облаками. Пара больших церквей ясно дает понять, автор изобразил именно Россию. Также мы видим берег реки, крепость, лодки, людей, но это не создает какой-то шумный образ, напротив, от этой репродукции исходит умиротворение.

Мне понравилась эта картина своим настроем, который художник умело передал через полотно. Использованные цвета, выбранный портрет и пейзаж необычайно гармонируют между собой. Рассматривая репродукцию, невольно хочется восхищаться Дмитрией Донским.

4 класс.

  • Сочинение по картине Ромадина Керженец (описание)Тонкость картины, ее внутренний мир, чувства видны с первого взгляда. Но картина многослойна, в ее перспективе каждый находит свой скрытый смысл
  • Сочинение по картине Мясоедова Страдная пора. Косцы 5, 6 класс (описание)Мне нравится эта картина, так как она очень солнечная. Солнце здесь такое жаркое, как в августе, «зрелое». Может быть, мне так кажется из-за того, что на картине люди собирают урожай. Они косят пшеницу или рожь.
  • Сочинение по картине Щербакова Колокольчики мои (описание)Борис Щербаков один из великих, неустанных художников, который писал пейзажи русской природы. Удавалось это ему чрезвычайно удачно. Произведения Щербакова невозможно не узнать среди тысяч других исполнителей.
  • Сочинение по картине Васнецова Северный крайКартина «Северный край» написана Айвазовским в 1899г. Вдохновленным путешествие по Уралу, и переполненный воспоминаниями о родном Вятском крае, мастер создает данное произведение.
  • Сочинение по картине Кипренского Портрет мальчика Челищева 8 классОрест Кипренский за свою жизнь заслужил звание знаменитого русского художника, благодаря своим чудесным портретам. Его работы занимали особое место в разделе романтизма, он помог развитию этого стиля.

Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-drugix-xudozhnikov/sochinenie-opisanie-po-kartine-matorina-dmitrij-donskoj

Сочинение по картине Дмитрий Донской Маторина 4, 6 класс

В творчестве молодого российского художника Виктора Маторина много работ посвящено русской истории. Не является исключением и его картина «Дмитрий Донской».

Эта картина чем-то напоминает русскую икону, где на первом плане образ-портрет великого исторического деятеля русского средневековья, полководца, собирателя русских земель, князя Московского, Дмитрия Ивановича.

Из истории известно, что князь прожил очень недолгую жизнь. Он умер в 38 лет, по нашим меркам в очень молодом возрасте. Но художник, изображая его более старшим, хочет подчеркнуть мудрость этого человека, позволившую ему шаг за шагом находить единомышленников и объединить с Москвой другие княжества.

Князь на картине — великий, бесстрашный воин, он ещё не снял кольчугу, но в его руках нет меча. Дмитрий хочет мира в своих владениях, чтобы дать возможность развиваться своим городам, но он готов в любой момент стать на защиту своей земли. Князь приложил руку к сердцу, обещая не допустить врага в свои пределы, и он полон решимости исполнить свою клятву.

Но Дмитрий не только полководец, он ещё строитель и рачительный хозяин на своей земле.

Мир искусства

Картина Левитана И. «Золотая осень»

Исаак Ильич Левитан в картине «Золотая осень» очень точно и поэтично смог передать волшебство уголка русской природы в погожий день ранней осени. Невозможно оторвать взгляд от прощального праздника красок.

Как прекрасен и прост привычный пейзаж! Мне кажется, что я стою в глубине луга и любуюсь неширокой речкой, которая спокойно несёт синие воды меж невысоких берегов.

Слева — крутой пригорок с тоненькими берёзками в пурпурно-золотистом наряде и двумя осинками с уже почти облетевшей листвой. Тихо и чудесно в берёзовой роще. Только листочки чуть слышно шуршат и лопочут. Они устлали траву, понемногу желтеющую и тускнеющую, мягким разноцветным ковром.

Привлекает внимание местами непривычно яркая зелень, которая скоро исчезнет. Вдали видны красноватые ветки кустарника.

На правом берегу реки в изумрудных сарафанах красуются ивы. Они из последних сил сопротивляются пышному увяданию природы. Одиноко стоящая берёзка указывает поворот реки. На поверхности речной глади отражается лазурное небо с белыми облаками.

Мой взгляд движется за течением реки, и на заднем плане открываются в «багрец и золото одетые леса». В просвете между ними стоят маленькие крестьянские домики. Около них зеленеют озимые.

Осенний день, изображённый художником, пронизан светом. Здесь преобладают яркие краски. Я думаю, что И.И. Левитан, работая над своим знаменитым пейзажем, повторял строки мастера поэтического слова А.С. Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!…

Благодаря тому, как художник написал «пышное природы увяданье», я почувствовала скрытое дыхание золотой осени, дарящей мне незабываемые минуты восхищения прекрасным.

Картина И.И. Шишкина «Рожь»

Я смотрю на картину талантливого художника И.И. Шишкина «Рожь» и любуюсь золотистым полем.

Как хороши высокие густые, наклоненные к самой земле, тяжёлые спелые колосья! Мне кажется, что я иду по этой поросшей травой, убегающей лентой вдаль, просёлочной дороге.

От лёгкого дуновения свежего ветерка колышется, волнуется янтарное и необозримое поле ржи. Я слышу, как весело стрекочут кузнечики, и тихо поёт упругий налитой колос. Ведь близится жатва – пора сбора урожая.

Среди ржи растут несколько вековых могучих сосен. Они выросли на просторе. Сосны – богатыри охраняют щедрое бескрайнее поле. Они, словно великаны, достают мощными верхушками легкие воздушные облака, скользящие по голубому небу.

Вокруг раздолье и волшебство русской природы. Как легко и прекрасно мне в этом родном и привольном поле.

Картина В.В. Маторина «Дмитрий Донской»

Виктор Викторович Маторин современный талантливый художник. Его любимый творческий жанр — исторический. Особенно художнику удалось показать свой неповторимый стиль и наиболее ярко выразить творческую индивидуальность в серии картин, посвящённых Куликовской битве.

Меня восхищает его картина «Дмитрий Донской». Это исторический портрет великого князя московского. Своё прозвище он получил после разгрома полчищ Мамая на Куликовском поле между Доном и Непрядвой.

В центре изображён высокий плотный человек с окладистой бородой и большими умными глазами в полном расцвете своих сил. Выражение лица Дмитрия Донского напряжённое, суровое. Он как будто всматривается вдаль. Брови сдвинуты, губы сжаты.

Лицо обветренное, загорелое. Правую руку он положил на грудь, словно даёт клятву. Руки у него трудовые, сильные с вздутыми венами. Князь изображён без шлема.

И всё-таки он одет в воинские позолощеные доспехи, а слева яркий, наброшенный поверх них плащ.

Я смотрю на освещенное солнцем лицо Дмитрия Донского и понимаю, что он не только мужественный воин, но и великий труженик. Ведь В.В. Маторин показал князя не в битве среди воинов, а на фоне строящихся белых стен Кремля. За спиной героя изображено то, за что он готов отдать жизнь: Родина и вера.

Я почувствовала, что такого воина поддержит вся Русь и церковь, и он клянётся не пощадить себя ради них. Ради вот этой счастливой жизни на берегу Москвы — реки, где стоят телеги с товаром, который может быть, привезли по реке в город из дальних краёв, возможно, какой-то товар вывозят из него.

Да, я уверена, что князь Донской не только воин, он мечтает видеть свою Русь богатой.

Описание картины Павла Корина «Дмитрий Донской»


Дмитрий Донской (несуществующий триптих) Павел Корин. 1944 год, Фото: cultobzor.ru

Название Дмитрий Донской (несуществующий триптих)
Страна, художник СССР, Павел Корин
Год 1944
Жанр сюжетная живопись
Где хранится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы бумага, гуашь, масло, графитный карандаш

В государственной Третьяковской галерее хранятся эскизы так и не законченного монументального труда Павла Корина, «Дмитрий Донской».
Во время Великой Отечественной войны Павел Корин взялся за работу над историческим прошлым великой Руси. Планировалось изготовить больших размеров мозаичное панно для дома Советов с изображениями Невского, Донского, Суворова и Кутузова.

В тысяча девятьсот сорок втором году Павел начинает работу над «Александром невским», параллельно с этим Корин начинает работу над эскизами «Дмитрия Донского». Триптих планировалось изготовить для настенной мозаики на станции Московского метрополитена Комсомольская кольцевая.

Были сделаны два варианта эскизов. В середине – Дмитрий Донской с Сергием Радонежским под княжеским флагом. А на боковых частях должна была располагаться дружина князя, на конях Пересвет и Ослябя и русские березки с красавицами елями.


Первая правая часть: Пересвет и Ослябя. 1944 год. Эскиз, Фото: img1.liveinternet.ru

Воины-монахи Александр Пересвет и Родион Ослябя в полном военном обмундировании и схиме поверх лат, едут на конях на фоне русского пейзажа: холмов, лесов и долов. Вдали виднеются белые каменные стены православного храма и купол с крестом.


Левая часть композиции. Широта русской природы. 1944 год. Эскиз, Фото: img0.liveinternet.ru

Широкие поля, и скалистые склоны. Широкая могучая река растеклась между ними до самого горизонта. У самого горизонта виднеются постройки на противоположном берегу. Бескрайнее небо расстилается над Русью – матушкой.


Главная, центральная часть триптиха. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. 1944 год. Эскиз, Фото: img1.liveinternet.ru

Дмитрий Донской на белом коне смотрит вверх на стяг княжеский с изображением Спаса нерукотворного. Дорогу князю, вытянув руку в сторону, показывает Сергий Радонежский.

Работа «Дмитрий Донской» к великому сожалению, так и осталась в проекте, свод на станции метро Комсомольская кольцевая увенчали мозаики с Александром Невским, Лениным, Сталиным, Мининым и Пожарским. Эскизы по сей день хранятся в стенах Третьяковки и представляют художественную ценность русского наследия выдающихся художников двадцатого века.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

  • Сочинения
  • /

  • По картинам
  • /

  • Разные

Виктор Маторин в точности изобразил всю прелесть и возвышенность великого российского полководца и князя Дмитрия Донского, позирующего на красочном фоне высоких куполов, прибережных портов и зданий.

Примечательно, что Дмитрия освещает яркое солнечное зарево, придавая его образу гордую напыщенность и величие средневекового монарха, облагораживая его хмурое, непоколебимое лицо насыщенной краской.

Его смотрящие вдаль глаза веруют в скорое счастливое будущее, будто бы высматривая его из-за горизонта. Бесконечные военные операции солидно измотали бравого воина, но под стать такую ношу вытерпеть только избранному. В этом смысле Дмитрий Донской символизирует собой всю Россию, беспощадно борющуюся с недругами-стервятниками и с удивительной предприимчивостью способную сохранять и даже воссоздавать собственную культурную жизнь.

Его левая рука, приложенная к сердцу, заверяет в готовности положить голову за отечество, за добрых людей, за правильную идею. Он как-бы даёт безмолвную клятву Всевышнему, ставя свою жизнь на кон предстоящей битвы. Его правота и доблесть находят приспешников, почитателей, да и недоброжелателей тоже. Враг, желающий поработить родной край, изворотлив и смышлён. Любая оплошность может обратиться для всего русского народа катастрофой. Дмитрий Донской это прекрасно понимает. Но, как подобает героям, принимает вызов судьбы и сражается что есть сил. В его голове мольба и зов крестьян, которые напутствуют полководца на решительные победы над супостатами. В нём теплится русская кровь, храбрость и самоотверженность. Благополучие России для него неоспоримый приоритет. Отгремели события тех времён, нет в живых тех людей, но их идеи, стремления и желания разделяют сотни наших соотечественников, воздвигая в абсолют незыблемый патриотизм.

Сочинение 2

Виктор Маторин очень увлекается историей. В творчестве автора можно найти множество картин на историческую тему. Одной из них является знаменитое полотно «Дмитрий Донской». Кто хорошо учил историю, знает, что князь Дмитрий является очень значимой фигурой для русского народа четырнадцатого века. Русь подверглась игу со стороны монголо-татар. Это было очень тяжёлое время для народа, с которого требовали дань на право и на лево, и свои и чужие.

Князьям же того времени не было это интересно. Ещё до порабощения их волновала только власть. Они постоянно враждовали между собой, устраивали междоусобные войны. Что и привлекло внимание неприятеля, но и это не остановило русских князей. Никто из них не думал о народе. Не думал о том, что нужно сплотиться и дать отпор врагу. Пока не появился Дмитрий. Дмитрий был предан своему государству. В первую очередь его интересовало состояние народа, его свобода и независимость. Также князь был предан православной вере.

Дмитрий не желал вступать в бессмысленные войны, не устраивал бессмысленных раздоров. С заботой относился к родине и собственному народу.

Картина отдалённо напоминает икону. Перед зрителем предстаёт князь Дмитрий, знаменитый воин, герой своего народа и великий деятель четырнадцатого века.

К сожалению, Дмитрий прожил недолгую жизнь, всего 38 лет. Но автор изобразил князя более старшим, чем тот был на самом деле. Вероятно, автор хотел подчеркнуть мудрость князя. Который смог объединить с Москвой остальные княжества. Без единства невозможно достичь победы над врагом. Глядя на князя, можно увидеть уверенность, храбрость, бесстрашие и самоотверженность. Даже на картине князь изображён в кольчуге. Это воин, для которого на первом месте покой и свобода родной страны. Он предан ей без остатка. Также князь хочет, чтобы его народ благоденствовал, и его города развивались. Дмитрий стоит, положив руку на сердце. Она клянётся в том, что будет сражаться за свой народ до последнего и никогда не придаст его. Дмитрий не только воин, но и умелый правитель. Он заботится о своих землях.

За спиной князя виднеется прекрасная белокаменная Москва. Кремль отстроен основательно, под его стенами идёт торговля, а по реке активно курсируют суда. Также автор делает акцент на Церквях, которые изображены с двух сторон. Это напоминает о том, что Русь – православная страна, для которой Бог – наивысшая власть.

Другие темы: ← Утро весны Кудревича↑ РазныеПервая зелень Никонова →

`

Куликовская битва в образах и картинах


«Дмитрий Донской на Куликовом поле». Кипренский Орест Адамович, 1805 г. (1782-1836)

И, к земле склонившись головою, Говорит мне друг: «Остри свой меч, Чтоб недаром биться с татарвою, За святое дело мертвым лечь!» А. Блок. На поле Куликовом

Искусство и история.

После выхода материала, посвященного триптиху П. Корина, читателями «ВО» высказывали пожелания о продолжении цикла, и предлагались конкретные темы новых статей. Среди них – «Донской цикл» И. Глазунова. Но посмотрел я картины этого цикла, и подумал, что, наверное, будет интереснее устроить своего рода вернисаж картин, посвященных теме Куликовской битвы, то есть рассмотреть не одну-две, а много картин и сравнить, что есть что и к чему их авторы более всего склонялись. Тут, правда, встал вопрос отбора, так как картин много. Но, на мой взгляд, важен принцип изображения. Кто-то копировал рериховскую манеру, кто-то васнецовскую, кто-то ударялся в эпичность, а кто-то — в реализм. В любом случае нас будет интересовать не идея, заложенная в эти картины, а изображение оружия и доспехов. Ведь перед нами все-таки батальный жанр, а не что-нибудь иное… Итак, начнем с XIX века.

Вот картина Кипренского О.А. «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Что тут сказать? Время было такое! Выписано все мастерски, но так и хочется над происходящим на полотне немного посмеяться. Князь: «О Господи ты Боже мой, как мне досталось! Муки мои нестерпимы!» Женщина у его ног (кстати, откуда там женщина?): «Господи, спаси и сохрани!». Мужик в разорванной рубахе: «Это князь, язвен вельми!». Воин в зеленом плаще: «Да точно ли это князь, стар я глазами, не разберу…» Воин в шлеме: «Князю плохо! Воды ему, воды!»

Впрочем, все это он рисовал по… заданию. Все было оговорено! Это Академия художеств в качестве экзаменационных испытаний предлагала своим выпускникам написать картину на тему «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Причем четко оговаривалось, как именно следует изобразить князя:

«Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по одержании победы над Мамаем оставшиеся Князья Русские и прочие воины находят его в роще при последнем почти издыхании, кровь струилась еще из ран его: но радостная весть о совершенном поражении татар оживляет умирающего великого князя».

А вот что было сказано в отзыве Академии на эту картину:

«Голова великого князя исполнена выражения. И радость об одержанной победе, его одушевляются, купно с благодарностью ко Всевышнему, живо изображены в томных взорах его, устремленных к небесам. Сие произведение есть первый опыт трудов сего молодого художника, подающего о себе большую надежду».

И в итоге 1 сентября 1805 года Кипренский был удостоен за эту картину Большой золотой медали.

Ну а отсутствие национального колорита ничуть не смутило ни автора, ни экзаменаторов, и, соответственно, поэтому не те доспехи, не то оружие, но зато картина мастера. И она, безусловно, соответствует эпохе и тогдашнему видению исторических реалий.

Впоследствии ряд художников последовал его примеру и получил соответствующее признание, но время шло, и люди стали обращать внимание и на историю. Дошло до того, что Валентин Серов, например, которому заказали «Битву…», не стал ее писать и даже вернул выданные за нее деньги. А все потому, что не сошелся с заказчиками во взглядах.


Затем наступило советское время, социалистический реализм, а с ним пришла и своя классика. Вот, например, такая – известная всем и каждому со школы картина Авилова Михаила Ивановича (1882-1954) «Поединок на Куликовом поле», написанная им в 1943 году

Лично я бы поменял на ней лишь рисунок на щите у татарского воина. Здесь он показан расписным, но реально их делали из прутьев, обмотанных нитками, соединяя одно кольцо с другим. Получался очень красивый узор, который дополнительно украшался бляхами и кисточками. Но, в принципе, это и не замечание даже. Просто в то время реконструкции татарских щитов еще отсутствовали. А так и динамизм, и экспрессия, и эпичность — все присутствует, ни пяди не уступая исторической достоверности. Собственно, этим своим полотном Авилов так высоко поднял планку, что всякому, кто берется писать на эту же тему, можно посоветовать лишь одно: долго-долго смотреть на это полотно и при этом думать, а могу ли я хотя бы приблизиться к этому. И если внутренний голос заставляет сомневаться в своих силах – не берись!


Средняя часть триптиха Ю. Ракши

К 1980 году к 600-летию годовщины Куликовской битвы Ю. М. Ракша написал триптих «Куликово поле». Нам особенно интересна его средняя часть. И вроде бы на ней «все так». Но зачем автор нарисовал воину слева, причем со щитом на правой руке, стрелецкий бердыш, который он держит в левой руке? Даже если он и левша, рубить врага бердышом одной рукой невозможно, а двумя, со щитом – неудобно. И вот такие мелочи портят все впечатление от картины.


Художник Ю. П. Пантюхин тоже создал триптих, причем на левую часть поместил Александра Невского, в центр – Дмитрия Донского, а справа – Минина и Пожарского

Что понравилось? То, как автор выписал шлемы. Наконец-то они такие, как и должны быть. Непонятно, с чего у налокотников, что он изобразил слева и справа, – напуск на кисть. И вот что интересно – откуда это взял автор? Есть ли такие налокотники в фонтах Оружейной платы или ГИМа? Причем если что-то подобное и есть, то никак не может относиться к эпохе Александра Невского. Не было тогда такого ни у нас, ни у западных рыцарей. Впрочем, о Невском мы уже говорили… Здесь в глаза бросаются еще две детали: нагрудные восьмигранные пластины у обоих князей. Видно, что художнику уж очень они понравились. Но не было тогда этого! От зерцального доспеха Дмитрия отделяло по крайней мере 200 лет. А раз не было, то зачем же это рисовать? Причем забавно читать описания всех этих картин, сделанное искусствоведами. О, и уверенность, сквозящая в позах, и народ на заднем плане, поддерживающий своего лидера. Но что же вы, милые, не видите других-то элементарных вещей, что художник нарисовал «как видит», хотя должен был бы постараться нарисовать «как было». Итак, у нас исторических фантазий и по сегодня хоть пруд пруди.

Вот, например, готовлю этот материал, просматриваю Сеть, а там: «Три тысячи шестьсот тяжеловооруженных генуэзских пехотинцев представляли грозную силу». Откуда на поле Куликовом взялись именно 3600 генуэзских пехотинцев и еще 400 арбалетчиков, когда мы точно не знаем даже численности войск на поле битвы? Мамай нанял? Где? В Кафе, в Судаке? Да столько солдат во всей Генуе не было. Магистраты – и об этом сохранились записи, набирали солдат десятками, и тем были рады. Но главное даже не это, а то, где источник, откуда автор взял эти числа: 3600 копейщиков и 400 арбалетчиков? Помнится, в публикациях 1980 г. называлось число 1000 генуэзцев — и то оно подвергалось сомнению. А тут… почкованием размножились?


А вот эту картину Ильи Глазунова я даже объяснить не могу… Не понимаю, с чем такое вообще может быть связано. А главное – зачем? Ни позы, ни деталировка никого смысла не имеют. Кони скачут в разные стороны, глазуновский Пересвет вместо того, чтобы кушировать копье подобно авиловскому Пересвету, держит его как тростинку… не понять, как. А татарин так и вовсе двумя руками в него вцепился – хват, не использовавшийся уж наверное лет пятьсот как минимум! Да и сам конь под ним какой-то «извращенный» – круп и шея в одну сторону, голова в другую… Живописное хулиганство это, а не искусство!


А вот другая его картина в узнаваемом рериховском стиле. Но посмотрите на полуголого татарина справа. Зачем художник водрузил ему на голову самурайский шлем эпохи Намбокутё? Откуда он у этого воина? Ведь монголы вторгались в Японию столетием раньше… То есть таких шлемов в 1380 году у воинов Мамая быть не могло, так как в 1274 и 1281 годах, когда кто-то из предков этого… голодранца мог захватить такой шлем, как трофей, кабуто именно с такими кувагата просто не существовало. Ей-богу, подобные ляпы противно даже комментировать

Надо заметить, что в последние годы художники стали требовательнее к себе в отношении изображения исторических реалий.


Вот, например, картина Белюкина Дмитрия Анатольевича (р. 1962) «Дмитрий Донской», 2015 г. Доспех – «кованая рать», хотя неплохо бы показать крепления пластин на кольчугу. О навершии рукояти меча можно поспорить, но… так в целом – почему бы и нет?


Понравился мне и князь Дмитрий в изображении Кириллова Сергея Алексеевича (р. 1960) «Димитрий Донской», 2005 г.

Причем булава такая у него вполне возможная. И доспех пластинчатый показан очень реалистично. Даже латные поножи на ногах… Ну могло быть такое. Вот только щит какой-то у него фантастический! Где он такой углядел? Где, в каком музее подобные обкладки увидел, я не знаю. Но… щиты никогда не были просто дощатыми! Это вам не дверь в дачный нужник! Их оклеивали полотном или кожей, или и кожей, и полотном, грунтовали и расписывали, о чем даже имеются сообщения хронистов, писавших о русских червленых щитах. Крест пророщенный на нем нарисовал хотя бы – известный символ, изображавшийся на наших щитах.


Присекин Сергей Николаевич (1958-2015) «С победой». Тут, на князе, правда, тоже зерцало, но он, по крайней мере, хотя бы далеко


Рыженко Павел Викторович (1970-2014) «Благословение Сергия», 2005 г.
Опять же вот это… почему бы и нет?! Все выписано очень тщательно, что-то, ну, не совсем, но терпимо, в рамках статистической погрешности между типичным и уникальным. То есть, или, по крайней мере, были у нас и такие живописцы на картины, которых вполне можно смотреть, не испытывая чувства стыда! То есть еще совсем немного, и история, и эпичность на полотнах наших мастеров смогут ужиться, не мешая друг другу.

Популярные сочинения

  • Вожеватов в произведении Бесприданница (Образ и характеристика)
    Василий Вожеватов — один из героев пьесы Островского «Бесприданница». Он очень молодой человек. Несмотря на юные лета, он состоятелен. Вожеватов так богат, что не все его состояние — его заслуга.
  • Сочинение Тема ума в комедии Горе от ума
    Каждый здравомыслящий человек ставит знания превыше всего. Но как мы помним из истории «слишком умных», отличающихся от общей массы людей, всегда высмеивали, унижали
  • Сочинение Мой город (1, 2, 3, 4, 5, 6 класс)
    Город, в котором я живу не очень большой. Здесь всегда очень чистый воздух, так как в городке нет очень крупных заводов и производств. В городе очень много деревьев.

Описание картины Маторина Дмитрий Донской

На уроках истории и из исторических книг мы узнаем о русских князьях, которые правили страной в далекие годы. Конечно, в учебниках стараются писать хорошее о князьях, но не следует отрицать и фактов. В период междоусобиц многие проявляли себя не самым лучшим образом, вступали в союз с иноземцами, дабы получить личную выгоду, плели интриги против других князей.

Из всего многообразия правителей особым образом выделяется Дмитрий Донской как князь миролюбивый и православный. Конечно, и ему приходилось отправляться в военные походы, но он всегда старался действовать с заботой о собственной земле и избегать напрасных войн и междоусобиц.

Возможно, именно поэтому Владимир Маторин решил изобразить этого правителя. Картина создана в ярких и торжественных тонах, от всего изображения веет величием. Центральной фигурой является сам князь, который стоит спереди как олицетворение всей Руси, а за ним располагаются типичные символы и пейзаж.

Особенный акцент сделан на изображении православных церквей, так как Донской был глубоко верующим человеком и старался придерживаться идеалов христианства. Кстати, именно поэтому он не отступил от общих идеалов нравственности и одним из немногих правителей действительно заботился о народе, совершал достойные поступки.

Когда смотришь на картину, то от центральной фигуры исходит такое ощущение спокойного достоинства. Характерным является жест правой руки, которая ладонью прижата к груди. Таким образом подчеркивается и сердечная забота князя о своем народе, и открытость, искренность.

На плече накинута красная одежда, вероятнее всего, плащ, который своим цветом подчеркивает царственность и особое положение этого человека в обществе. Он одет в золотой доспех и золотые наручи, которые тоже подчеркивают особое положение. За ним располагаются красивые церкви, кремль и река, вероятнее всего, Дон, который полон кораблей.

На мой взгляд, в этой картине художник хотел запечатлеть не только определенную историческую личность, но и некий идеал правителя. Художник пишет красивого зрелого мужчину, исполненного достоинства и абсолютного спокойствия.

4, 6 класс

Из биографии

  • Дмитрий Донской, сын князя Ивана 2 Красного, внук Ивана Калиты. Дмитрий получил престол в 9 лет. В это время ярлык на Великое княжение был в Суздальско-Нижегородском княжестве. Но воспитатель Дмитрия – митрополит Алексей ходатайствует о возвращении ярлыка в Москву. Хан согласился, так как Алексей в своё время вылечил его жену. Суздальский князь покорился Москве и даже отдал свою дочь за Дмитрия Донского.
  • Митрополит Алексей сыграл большую роль в жизни и княжении Донского. Это был человек умный, с сильным характером, имел большой авторитет и на Руси, и в Орде. С ним Дмитрий советовался при проведении политики объединения земель вокруг Москвы.
  • Донской отличался сильной волей, дальновидностью, личной отвагой и храбростью во время сражений.

Биография Дмитрия Донского

Дмитрий 1 Иванович Донской родился 12 октября 1350 года в Москве. Его отцом был князь Московский Иван 2 Красный, а матерью – княгиня Александра Ивановна.

Кроме него у родителей будущего полководца родились девочка Анна и брат Иван. Интересен факт, что знаменитый князь Иван 1 Калита, приходился Дмитрию Донскому дедом.

Детство и юность

Когда Дмитрию исполнилось 9 лет, умер его отец, в результате чего, он начал править Московским княжеством. Однако на самом деле власть находилась в руках митрополита Алексия, который являлся опекуном мальчика.


Дмитрий Донской на коне

Между Дмитрием Донским и митрополитом, отличавшимся твердым характером, были прекрасные взаимоотношения. Как только ребенок оказался на престоле, ему пришлось вести борьбу с другими претендентами на трон.

Вскоре между Москвой и Литвой разразилась война, виновником которой историки считают Тверского князя Михаила.

Литовский правитель Ольгерд трижды совершал набеги на Москву, пытаясь овладеть ею. И хотя ему так и не удалось достичь успеха, он нанес колоссальные убытки русским землям и ее жителям.

Экономика находилась в катастрофическом состоянии, а тысячи людей оказались в плену. От полного краха Москву спасли только сборы дани.

Куликовская битва

Дмитрий своё прозвище получил за победу в Куликовской битве, которая произошла недалеко от Дона — в устье реки Непрядвы.

Битва произошла в 1380 году 8 сентября. Войска ордынцев возглавлял тёмник Мамай. Его поддерживал литовский князь Ягайло.

Перед битвой Дмитрий Донской получил благословение настоятеля Сергия Радонежского.

Пред битвой был поединок двух богатырей — Пересвета и Челубея. Они оба погибли.

Пересвет- это монах- воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. За участие в Куликовской битве позже был причислен к лику святых.

Донской применил новый приём ведения действия: использовал засадный полк, во главе которого были воевода Дмитрий Боброк-Волынский и князь Владимир Серпуховской. Мамай бежал в Кафу ( Феодосию),где и был убит.

Битва имела огромное значение для Руси, хотя и не покончила с игом.

Исторический портрет Дмитрия Донского

ххх
Эб01/1401
Исторический портрет Дмитрия Донского

Дмитрий Донской – великий московский (с 1359 г.) и владимирский князь (с 1363г.). Родился 12 октября 1350 года в семье князя Ивана II и его второй жены Александры Ивановны, внук Ивана Калиты. Дмитрий Донской получил престол в девятилетнем возрасте (1359 г.) после смерти отца. Его опекуном стал митрополит Алексий.

Князь Дмитрий был глубоко религиозным человеком, поддерживал православные храмы и святые обители. Большое влияние на него оказал настоятель Троицкого монастыря Сергий Радонежский, с которым у князя сложились доверительные отношения.

Дмитрий Донской продолжил объединение русских земель вокруг Москвы, для укрепления которой за два года был построен белокаменный Кремль (1367), являвшийся единственной каменной крепостью на территории северо-восточной Руси. По моему мнению, новые крепкие стены Кремля символизировали возросшую мощь Московского княжества. В 1368 и 1370 гг. под стенами Московского Кремля потерпел поражение литовский князь Ольгерд.

В 1377 г. на реке Пьяне русское войско было сокрушено ордынцами. Но татары не смогли закрепить успех, и уже в следующем году их войско было разбито Дмитрием на Рязанской земле.

При Дмитрии Донском началась активная борьба за освобождение Руси от золотоордынского ига. В 1374 году Дмитрий Иванович совершил смелый шаг – отказался платить дань Орде, потому что знал, что Русь может постоять за свою независимость. Такие действия, по-моему, характеризуют Дмитрия Донского как дальновидного политика и стратега. Единым войском русских князей было разбито полчище Мамая 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле. Именно за победу в этой битве, князь Дмитрий был прозван Донским. Благодаря этой победе был уменьшен размер дани. Разгром ордынцев значительно разрушил их мощь. На Куликовом поле Золотая Орда потерпела первое крупное поражение. На мой взгляд, Куликовская битва показала силу Москвы как организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединения русских земель. Дмитрий Донской разрушил традиционное убеждение о непобедимости Золотой Орды.

В 1382 г. на Москву внезапно напал новый монгольский хан – Тохтамыш. Дмитрий не ожидал этого нападения и ему не удалось собрать войска. Тохтамыш не хотел нести большие потери, из-за чего серьёзно не воевал, а совершал лишь грабительские набеги. Московское княжество понесло большие потери, заботой князя стало её восстановление. Кремль разрушен не был.

Перед смертью Дмитрий Иванович передал Великое княжение Владимирское своему сыну Василию по завещанию как «отчину» московских князей, не спрашивая права на ярлык в Орде. Произошло слияние Владимирского княжества и Московского.

В 1389 г. в возрасте 39 лет, князь Дмитрий Донской скончался и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

К итогам основных направлений деятельности Дмитрия Донского можно отнести: укрепление боевой мощи Москвы, присоединение территорий к Московскому княжеству, утверждение прав Москвы на великое Владимирское княжение, укрепление великокняжеской власти, и, на мой взгляд, самые важные итоги – разрушение убеждения о непобедимости Золотой Орды и укрепление авторитета Москвы как политического центра объединяющихся русских земель.

Большинство русских учёных считают время правления Дмитрия Донского в русской истории поворотным. Зависимость Руси после Куликовской битвы стала меняться – иго слабело. В.О. Ключевский – один из крупнейших русских историков, считал, что «Дмитрий Донской далеко выдался вперёд из строго выровненного ряда своих предшественников и преемников». С.М. Соловьёв, автор «Истории России с Древнейших времён», писал: «Дед, дядя и отец Дмитрия в тишине приготовили богатые средства к борьбе открытой. Заслуга Дмитрия состояла в том, что он умел «…» развернуть приготовленные силы и дать им вовремя надлежащее употребление». Мнение же историка и общественного деятеля Н.И. Костомарова отличается: «Сам Дмитрий не был князем, способным мудростью правления облегчить тяжелую судьбу народа; действовал ли он от себя или по внушению бояр своих, — в его действиях виден ряд промахов. Следуя задаче подчинить Москве русские земли, он не только не умел достигать своих целей, но даже упускал из рук то, что ему доставляли обстоятельства; он не уничтожил силы и самостоятельности Твери и Рязани, не умел и поладить с ними…; Дмитрий только раздражал их и подвергал напрасному разорению ни в чем не повинных жителей этих земель; раздражил Орду, но не воспользовался ее временным разорением… не предпринял мер к обороне против опасности (в 1382); и последствием всей его деятельности было то, что разоренная Русь опять должна была ползать и унижаться перед издыхающей Ордой». С таким мнение нельзя не согласиться. Большая часть поступков Дмитрия Донского является выражением ожиданий его окружения. Пока он не мог действовать в силу возраста, бояре вели за него дела. Он и дальше их слушал, обращался за советом – об этом говорится в летописи. Но всё же, за время своего правления, Дмитрий Донской стал главой антиордынской политики, собирателем русских земель.

Память о выдающемся государственном деятеле, храбром полководце Дмитрии Донском потомки сохранили на века. Русская православная церковь канонизировала князя, причислив его к лику православных святых (1988 г.). Именем Дмитрия Донского названа танковая колонна, созданная на средства прихожан церкви в годы Великой Отечественной войны. Также память о князе увековечена в многочисленных памятниках (в Москве – 2013 год, в Коломне – 2007 год, в Дзержинском – 1997 год, в Ростове-на-Дону – 19 век), государственных наградах (Орден святого благоверного великого князя Дмитрия Донского).

1.Внутренняя политика

Направления деятельности Результаты
1.Укрепление и расширение Московского княжества, борьба за лидерство Москвы. 1389г.-Объединение Московского и Владимирского княжеств.1371- борьба за лидерство с Рязанью.1375- Тверь признала первенство Москвы, Донской нанёс ей поражение и её союзнику литовскому князю Ольгерду.
  1. Укрепление Москвы
1367- в Москве построен белокаменный Кремль. В то время это была единственная каменная крепость на Руси.
  1. Дальнейшее расширение территории Московского княжества.
Княжество значительно расширилось за счёт Переяславля, Галича, Белоозера, Углича, Дмитрова, части Мещеры, Костромско й и других земель.
  1. Усиление экономической мощи страны.
Строительство в городах, чеканка собственной серебряной монеты с 1382 – раньше, чем в других городах.
  1. Дальнейшее развитие культуры.
В произведениях воспевался подвиг Донского и дружины в Куликовской битве. Позже они лягут в основу « Сказания о Мамаевом побоище» и« Задонщины» (вероятный автор её священник из Рязани Софоний, точная дата неизвестна. Вероятно, конец 14 века).

Политика Дмитрия Донского

Во время княжения Дмитрия Донского Русь переживала не лучшие времена в своей истории. Ее территории постоянно подвергались нападениям противников. Помимо этого, положение государства серьезно ухудшали и внутренние междоусобицы.

Когда Дмитрий пошел с дружиной войной на Смоленскую и Брянскую области, Москву начали осаждать литовцы.

В 1367 г. в Московском княжестве произошел большой пожар, о котором подробно написано в летописях. После этого, Дмитрий приказал построить новый Кремль, но уже не из дерева, а из камня.


Князь Дмитрий Донской

Белокаменный Кремль стал настоящим щитом для города. Он защищал город и его жителей от вражеских набегов и сыграл важную роль в противостоянии с ордынским войском.

Кроме этого при Дмитрии Донском начали активно строиться укрепленные монастыри. Также при его правлении стали чеканить серебряные монеты.

Поскольку княжество Дмитрия Донского с каждым днем становилось все сильнее, это не могло не беспокоить ханов Золотой Орды. В итоге Мамай собрал многотысячную армию и пошел с ней в сторону Москвы. Монголам удалось одержать блестящую победу под Нижним Новгородом, однако в битве у реки Вожи они потерпели поражение.

После этого, Мамай собрал еще бо́льшее войско, чтобы атаковать русские княжества. Организовав новую военную кампанию, монголо-татары вновь пошли войной против Дмитрия Донского. Кульминацией этого кровавого противостояния стала Куликовская битва 1380 года, переломившая ход истории.

После легендарного сражения произошло воссоединение Владимирского и Московского княжеств, где последнее стало центром объединения территорий Руси. Но спустя 2 года хан Тохтамыш узнав, что Дмитрия нет в городе, напал и разорил Москву.

По этой причине Дмитрию Донскому пришлось вновь выплачивать дань монголам. Вскоре казна стала пустой, что привело к очередным междоусобным войнам с Рязанью и Новгородом.

Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
1.Стремление ослабить зависимость от Золотой Орды. 1377г.- поражение на реке Пьяне1378г.- победа на реке Воже, разбито войско мурзы Бегича.1380г.- победа в Куликовской битве ( против темника Мамая), получено благословение Сергея Радонежского.1382- разорение Москвы ханом Тохтамышем, возобновлена выплата дани (Русь здесь впервые применила артиллерию)1383 г.- после 8 лет паузы Донской вынужден был отправить в Орду с собранной данью сына Василия. В итоге Русь снова подверглась разорительному набегу.
  1. Защита Руси от великого княжества Литовского
1368, 1370, 1372- борьба с Литвой, Донской отбивает все атаки.
  1. Отношение с Византией.
Донской поддерживал дружеские связи с Византией, вёл торговлю с ней, хотя добивался признания независимости русской православной церкви от константинопольской.

Хронология жизни и деятельности Дмитрия Донского

1359-1389 Великий князь Московский
С 1369 Князь Владимирский
С 1363 Князь Новгородский.
1367 Построен белокаменный Кремль в Москве.
1371 Борьба за старшинство с Рязанью.
1375 Тверь признала старшинство Москвы
1377 Битва на реке Пьяне – поражение.
1378 Битва на реке Воже – победа.
8 сентября 1380 Куликовская битва
1368, 1370, 1372 Борьба с Литвой, отбиты все атаки.
1382 Разорение Москвы Тохтамышем.
1382 Начало чеканки серебряных монет.
1389 Смерть Донского, завещание — Духовная грамота.

Дмитрий Донской на памятнике « Тысячелетие Руси» в Новгороде. 1882г. Скульптор М.О.Микешин.


Михаил Авилов. «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», 1943г.

Княжение Дмитрия Донского

Так сложились обстоятельства, что всю свою жизнь князь Дмитрий Донской, годы правления которого составили целых 30 лет (а правил он с 9 лет), вынужден был посвятить святой освободительной борьбе. С оружием в руках, отстаивая свои земли, не позволяя чужестранцам хозяйничать на русской земле, он воевал и с литовцами, и с татарами.

Это был и поход Дмитрия Донского против Твери, и битва его войск на реке Воже с воинами-золотоордынцами. Казалось бы, все эти войны должны были оставить свой отпечаток на характере и личных качествах этого человека, сделать его более жёстким, подозрительным и жестоким.

Но получилось наоборот. Видимо, все эти жизненные уроки научили князя уважать и ценить людей, относиться ко всем доброжелательно, особенно, к своей семье: жене и детям, которых он очень любил и всегда о них заботился.

Реформы и нововведения

Если составить исторический портрет князя, то надо сказать, что Дмитрий Иванович был очень умелым политиком и стратегом. Он знаменит тем, что за годы своего правления и при его реформах Московское государство намного расширилось, количество присоединённых земель существенно возросло.

В итоге Дмитрий Донской за годы своего княжения присоединил земли Углича, Галича, Белоозера, Дмитрова, части Мещеры, а также костромских, чухломских, стародубских и северных коми-зырянских (где была основана пермская епископия) земель.

Князь прославился тем, что в Москве, первом из всех княжеств, стали чеканить серебряные монеты. Все эти события стали огромными достижениями и заслугами в истории жизни Дмитрия Ивановича Донского.

Имя Димитрия Донского связано и с изменением внешнего облика княжеского престола. В 1366 году по его приказу началось переделка и строительство новых кремлевских стен и башен. Они возводились вместо старых деревянных.

Благоверный князь Дмитрий Донской построил новый Московский белокаменный Кремль в 1366-67-х годах. Он был возведен взамен обветшавшего, построенного из дуба ещё при Иване Калите, которому Дмитрий Иванович Донской приходился внуком.

Времена были неспокойные, и для пущей надёжности по приказу Дмитрия Ивановича прокопали ров, который начинался у реки Неглинной и шёл до Москвы-реки. Укрепления были надёжными. Дважды крепость доказала это, благополучно выстояв при осадах литовцев.

Посредством умелого управления Москва стала центром объединения русских земель, военным центром для многих княжеств. А сам Дмитрий, благодаря правильному проведению внутренней и внешней политики, приобрёл себе единомышленников и верных друзей среди представителей Московского боярства. Эти события стали одними из самых важных в деятельности Димитрия, сделав его знаменитым.

Время правления князя, годы его княжения — с 1359 по 1389 — пришлись на тяжёлое для нашей Руси время, когда на нашей земле хозяйничали татарские ханы. Как настоящему русскому человеку не нравилось Дмитрию Ивановичу, государственному деятелю и полководцу, такое положение дел, и решил он восстать против угнетателей.

Усиление влияния князя Московского на государственные, важные для всех, дела проходило как раз в годы непрекращающихся междоусобных войн и злобной вражды за власть в самой Золотой Орде, враждебной русским людям.

Человек безграничной веры, долга и чести

Важной чертой характера, по сообщениям современников при характеристике личности князя, было то, что Дмитрий всегда оставался человеком очень верующим. Он постоянно оказывал всяческую поддержку православным храмам, способствовал открытию новых обителей и преподносил им большие суммы денег в качестве пожертвований.

Так, например, он лично основал Николо-Угрешский монастырь. Об этой обители рассказывают такие интересные факты. Направляясь на очередную битву с золотоордынцами, именно в этом месте ныне Московской области, остановилось на привал войско князя. Здесь была явлена ему икона святого, покровителя и заступника Николая Чудотворца.

Как благословение и добрый знак принял это чудо Московский правитель и сказал: «Сия вся угреша сердце моё». Слова эти надо понимать как: это согрело сердце моё. С тех давних пор местечко это стали называть Угреша. А здешний монастырь называется Николо-Угрешским.

Православие как опора борьбы с захватчиками

В те времена наш народ очень страдал от набегов монголо-татар, от непомерно огромной дани, которую им нужно было платить.

В это время внутренняя борьба за престол сделала ханское государство более уязвимым. И в 1374 году Московский князь Дмитрий отказался уплатить дань Мамаю — правителю Орды, как это происходило много лет до этого.

Таким образом, было проявлено неповиновение. Князь Дмитрий сделал первый серьёзный шаг, положивший начало свержению на Руси татаро-монгольского ига. В этом и была заключена основная роль, историческая миссия Дмитрия Донского, а также отличительная черта его правления.

Решив продолжать военные действия против Золотой Орды, Великий князь Дмитрий Иванович пришёл к настоятелю Сергию Радонежскому, и тот дал ему благословение на битву с врагом.

Также благословил отправиться вместе с Димитрием двух монахов-богатырей: Родиона Ослабю и Александра Пересвета. По народному поверью, предчувствуя кровопролитное Куликовское сражение, чудотворец подарил князю мешочек с целебной травой — солодкой — которую тот с благодарностью принял.

  • Сочинение по картине как писать план 2 класс
  • Сочинение по картине исаака левитана весна большая вода
  • Сочинение по картине исаак левитан тихая обитель 4 класс
  • Сочинение по картине исаака ильича левитана золотая осень сочинение
  • Сочинение по картине клода моне прогулка для 3 класса своими словами