Сочинение по картине кириллов дмитрий донской

Подготовка к написанию сочинения младших школьников по пейзажным картинкам на уроках русского языка как один из эффективных способов формирования компетенцийpreparing

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПЕЙЗАЖНЫМ КАРТИНКАМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

PREPARING FOR WRITING ESSAYS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN ON LANDSCAPE PICTURES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS AS ONE OF THE MOST EFFECTIVE WAYS TO FORM COMPETENCIES

А.Н.Гебекова

к.п.н., доцент кафедры начального образования

Дагестанский институт развития образования

г.Махачкала, РФ

adjabike@mail.ru

A. N. Gebekova

Ph. D., Associate Professor of the

Department of Primary Education

Dagestan Institute of Education Development ,

Makhachkala,Russia

adjabike@mail.ru

Аннотация.В работе автор рассматривает способы подготовки младших школьников написанию сочинения по пейзажным картинкам. Роль пейзажных картинок в формировании устной и письменной речи учащихся и способы формирования компетенций.

Ключевые слова: сочинение по картинке, пейзажные картинки, компетенции, младшие школьники, русский язык.

Annotation. In this paper, the author examines the ways of preparing younger students to write an essay on landscape pictures. The role of landscape images in the formation of oral and written speech of students and ways of forming competencies.

Keywords: essay on the picture, landscape pictures, competencies, primary school students, Russian language.

Задача современного урока русского языка в начальном звене состоит в том, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки. В настоящее время одной из главных задач работы учителей начальных классов является совершенствование процесса и качества образования. Одной из главных задач модернизации учебного процесса стал принцип формирования компетенций, или способности обучающихся интегрировать, переносить и применять знания в различных жизненных ситуациях. В федеральных государственных образовательных стандартах в практике преподавания русского языка выделяются следующие компетенции[2, с.199]:

  • языкoвaя;

  • лингвиcтичecкaя;

  • кoммyникaтивнaя;

  • кyльтypoвeдчecкaя.

Главную роль в воспитании речевого развития составляет культуроведческий аспект, он будет наиболее эффективным, если на уроках русского языка и литературного чтения учащиеся будут знакомиться с разными видами искусства, и прежде всего с живописью. Живопись, как особый вид искусства, знакомит учащихся с действительностью, воспитывает любовь к родной природе, уважение к человеческому труду, учит видеть и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Работа по картинам, как один из многообразных видов работ по развитию речи, начинается с первых дней пребывания ребенка в школе и, постепенно усложняясь и углубляясь, продолжается на протяжении всего периода обучения.

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов. Обучение сочинению – это актуальный вопрос методики преподавания русского языка в начальной школе. Посредством работы над сочинением учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его. Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности [7]. Как мы считаем, сочинение может служить главной базой для развития устной и письменной связной речи младших школьников, в результате чего у детей будет формироваться художественный вкус, расширяться кругозор, происходить становление жизненных приоритетов и позиций. В соответствии с ФГОС НОО в ходе работы над сочинением осуществляется:

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей учебной деятельности;

  • умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • планировать свою деятельность;

  • осуществлять ее контроль и оценку;

  • взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе…» [6].

Как утверждает Г.А. Бакулина, что «сочинение – это самостоятельная письменная работа, которая предусматривает сообщение школьником собственных мыслей, суждений, переживаний. Она направлена на совершенствование монологической речи учащихся, на обогащение опыта их речевой деятельности» [3,с.45]. Она выделяет ряд умений, которые формируются у младших школьников при написании сочинений. «К ним относятся:

  • умения, связанные с пониманием темы, её границами, раскрытием темы;

  • умения, связанные с накоплением материала для письменного высказывания, его отбором, систематизацией;

  • умения, связанные с составлением плана и письмом по плану;

  • умения, связанные с языковой подготовкой текста;

  • умение выражать в сочинениях свою позицию, передать идею;

  • умение создавать текст и записывать его;

  • умение совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты» [3, с.46].

Сочинение придает смысл урокам русского языка, так как в нем используются речевые умения. Уже с первых уроков первоклассников необходимо научить сочинять небольшие устные рассказики, постепенно они должны перерастать в серьезную умственную работу. Сочинение развивает у учащихся интеллект, эмоции, приучает юных авторов осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность. Учит находить связи явлений, сопоставлять и сравнивать. Только при написании сочинений, письмо осознается как средство правильного оформления своих мыслей, а не только орфографическое упражнение. Сочинения по картине являются очень распространёнными, они приобщают учащихся к культуре.

М.Р. Львов в своей работе предлагает следующую «типологию сочинений по картине:

  • описание картины – его особенности;

  • сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников;

  • сочинение по серии из 2-5 картин, выполняющих роль картинного плана;

  • сочинение о художнике и истории создания картины, анализ самой картины дается в расширенном контексте;

  • сочинение по портрету: раскрытие характера героя, изображенного на картине, и мастерства художника, сумевшего воплотить на холсте этот характер» [5, с.416].

При написании сочинений младшие школьники учатся осмысливать понимать, выражать свое мнение в жизненных ситуациях, это способствует развитию наблюдательности, умению анализировать, четко и ясно излагать свои мысли, овладевать нормами устного и письменного литературного языка. В русском языке существует большое количество видов сочинений. Выделяют следующие группы сочинений, различающиеся по:

  • источнику материала (по личным наблюдениям, по произведениям);

  • темам (о природе, друзьях, семье и др.);

  • типам (повествование, описание, рассуждение);

  • жанрам (сочинение-рассказ, сочинение-зарисовка, сочинение импровизация, сочинение-очерк, сочинение-объявление и др.);

  • месту проведения (домашние и классные);

  • степени подготовки (сочинение-наблюдение, по картине, сочинение-миниатюра);

  • объему (сочинения-миниатюры, сочинения среднего или большого размера) и т.д.

Как мы считаем, сочинение по картине является сложным видом работы, так как требует большей самостоятельности и творческого потенциала, в тоже время – это значимый вид речевых упражнений. Являясь многофункциональным, оно, во-первых, позволяет повысить уровень эстетического восприятия, во-вторых, обеспечивает прирост речевых умений младших школьников, поэтому сочинение по картине занимает значительное место среди речевых упражнений.

В первом классе, мы считаем, дети должны знакомиться с тем, что автор художественного произведения может словами «нарисовать» картину, во втором классе научится различать детали картин, анализировать способы и средства художественного изображения. Уже с этого времени, не называя терминов, например, эпитет или олицетворение, учащихся необходимо научить находить их в тексте и использовать в своей устной речи. При написании сочинения необходимо придерживаться следующего плана работы, разделенного на два урока. На первом уроке необходимо провести подготовку к написанию сочинения и анализ картины, на втором – повтор содержания картины. Предлагаем производить работу по памятке, которая дается ниже:

  • назовите автора картины и расскажите о художнике;

  • что в картине главное, о каком событии или явлении рассказал художник?

  • что автор картины изобразил на переднем плане? На какие объекты он обращает ваше внимание? Почему? Опишите их, подбирая точные «рисующие» слова. (Используйте свои записи в тетрадях.);

  • что вы видите на заднем плане картины? Как художник его изобразил? Зачем?

  • покажите свое отношение к картине: нравится ли она вам и чем?

В 3-4 классе необходимо провести более глубокий анализ картин, творчества авторов, а также усложнять написание сочинений с использованием различных средств.

В своей работе В.П. Лозовская пишет, что «последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от ее особенностей, от поставленных на уроке целей, возраста учащихся и уровня развития у них художественного восприятия» [4]. В 1 классе школьники учатся выражать свои впечатления и чувства по отношению к картине. Во 2 классе уже возможно проведение беседы по картинам, при этом проводится её анализ. В 3-4 классе можно переходить к написанию сочинений. На первых этапах работы над анализом картины предлагаю использовать следующую последовательность (особенно при рассматривании пейзажей): низ картины – фон (земля, вода); средняя часть – основная, где, как правило, располагается композиционный центр картины, который дети должны найти; верхняя часть — фон (небо). Ко второму, более сложному варианту анализа необходимо переходить обычно в 3–4 классе. Он требует от учащихся определенных знаний и умений и может идти приблизительно по следующему плану:

  • определение жанра картины;

  • ее предметное содержание;

  • настроение, вызываемое этим произведением; основные микротемы картины» [4]

Задача по подбору наглядного материала полностью лежит на учителе, в дополнительной литературе, можно найти несколько известных и распространённых картин, которые в основном и используются. К их числу относятся А. Пластов «Первый снег», И. Левитан «Весна. Большая вода», К. Юон «Полдень. Конец зимы», В. Васнецов «Иван – царевич на Сером Волке», И. Шишкин «Утро в сосновом бору», А. Саврасов «Грачи прилетели» и др. Картинки должны быть яркими, цветными, чтобы привлекать внимание школьников. Вопросы в беседе должны быть простыми и легко восприниматься на слух, например: Что делает Петя? Зачем мальчик собирает яблоки? Кому передает яблоки?

Сочинение по картине кириллов дмитрий донскойСочинение по картине кириллов дмитрий донской
Рисунок 1-сюжетная картинка «Сбор урожая»

Мы предлагаем внимание детей постепенно обращать на каждую картинку. При написании сочинения по сюжетным картинкам предлагаем следующий план:

1. Определение того порядка расположения рисунков, которого требует содержание.

2. Рассматривание всех рисунков.

3. Придумывание заголовка ко всему рассказу.

4. Запись учителем на доске всех придуманных детьми заголовков, выбор наилучшего.

5. Анализ содержания каждого рисунка. Дети должны отвечать на вопросы кто? где? когда? что произошло? почему? Постепенно появляется план будущего сочинения, записываются опорные слова.

6. Устный пересказ отдельных частей текста. Особое внимание уделяется эмоциональным переживаниям героев. Важна связка изображенной ситуации с жизненным опытом учащихся.

7. Написание сочинения. Особое внимание учителю необходимо уделять соответствию содержания границам темы и структуре текста.

Во втором классе школьники делают первые шаги в написании сочинения по картине. Дети знакомятся с картиной как видом искусства, овладевают умением «читать» картину. Во время анализа идет уже более глубокая и осознанная беседа о содержании картины. В третьем классе к написанию сочинения по картине подходят совершено по-другому. Дети должны знакомиться не только с картиной, но и с биографией художника, написавшего её. Постепенно знакомятся с композиционным анализом картины, отмечая уже, что находится на переднем плане, а что мы видим на заднем. В четвертом классе работа становится более серьезной, дети учатся понимать автора, находить и выделять вложенную автором идею. В общем можно выделить несколько основных этапов по написанию сочинения по пейзажным картинам. На первом этапе происходит подготовка учителя, подразумевающая выбор картины, которая будет соответствовать цели и задачам урока и возрастным особенностям учащихся. Изучение творчества художника, составление плана урока и обдумывание вопросов для беседы. На втором этапе идет подготовка учащихся. За неделю до урока подбираются подготовительные упражнения, направленные на содержательную и языковую подготовку учащихся (диктанты, сочинения, миниатюры, творческие изложения и др.)

Сочинение по картине кириллов дмитрий донской

Рисунок 2 – сюжетная картинка «Февральская лазурь»

При подготовке учащихся к написанию сочинения в 3 классе по картине И.Грабаря «Февральская лазурь» можно предложить следующие вопросы:

  • объясните значение слова лазурь. (Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком);

  • мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое;

  • посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря;

  • когда такое небо бывает в природе?

  • что помогает нам понять, что день изображён солнечный?

  • какие строки из стихотворения А.Пушкина вам вспоминаются?

  • рассмотрите берёзы, как они расположены?

  • какой день изобразил художник – тёплый или холодный?

  • какими бы тонами изобразил художник стужу?

  • как выглядит берёза на переднем плане?

  • а на заднем плане, какие берёзы?

  • что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом?

  • а почему именно берёзу выбрал художник?

Таким образом, сочинение по картине практикуются на протяжении всей начальной школы, причем сложность постоянно увеличивается. Значительную роль в методике написания сочинения по картине занимает беседа учителя с учащимися, так как в это время раскрывается содержание произведения. Методика написания в разных классах значительно отличается: если в 1-2 классах объектом изучения выступает серии картинок, то в 3-4 классах учащиеся работают уже с репродукциями картин.

Cлeдyeт oтмeтить, чтo пo итoгaм пpимeнeния coчинeний пo кapтинe вyчeбнoм пpoцecce мoжнo кoнcтaтиpoвaть, чтo этoт мeтoд нe пoтepял cвoeйaктyaльнocти в нынeшниxycлoвияx.Oчeнь чacтo пpиxoдитcя cлышaть,чтo cлeдyeт paзpaбaтывaть нoвыe фopмы oбyчeния иcxoдя из измeнившeйcя кoнъюнктypы нa pынкe oбpaзoвaния и тpyдa. Oднaкo пpи этoм вaжнo нeвыбpacывaть из yчeбнoй пpaктики мeтoды, кoтopыe мoгyт быть oбнoвлeныc иcпoльзониeм нoвыx пoдxoдoв и тexнoлoгий и, cooтвeтcтвeннo, внecтиcвoй вклaд в paзнocтopoннee paзвитиe личнocти и ee кoмпeтeнций в cooт-вeтcтвииcпoтpeбнocтяминынeшнeгoвpeмeни.

Список литературы:

1. Антонова, Е.С. Методика обучения русскому языку: учебник для студ. учреждений высш. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – Москва : Издательский центр «Академия», 2015. – 400 с.

2.Бабкина, С.В.Сочинение по картине как один из способов формирования коммуникативных компетенций школьников, 2015.-

3. Бакулина, Г.А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников / Г.А. Бакулина // Концепт. – 2014.– № 32.– С. 45-47.

4. Лозовская, В.П. Работа над сочинением по картине в начальной школа / В.П. Лозовская // Начальная школа: плюс до и после. – 2009. – №9. –С. 1-8.

5.Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – Москва : Издательский центр «Академия», 2004. – 464 с.

6.Мухина, В.С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина. – 4-е изд., стереотип. – Москва : Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

6.Патонова, Е.М. Развитие языковой и речевой способности младших школьников / Е.М.Патонова // Пачатковая школа. – 2004. – №6. – с.20.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/469170-podgotovka-k-napisaniju-sochinenija-mladshih-

На чтение 15 мин. Просмотров 16 Опубликовано

Картина «Бабушкин сад», одно из ярчайших произведений русского художника Василия Поленова (1844-1927), написана маслом на холсте размером 54,7 х 65 см в 1878 году. Полотно – экспонат Государственной Третьяковской галереи.

Содержание

Тематика

Василий Дмитриевич Поленов «Бабушкиным садом» воспроизвёл не просто необычайно лирическую сцену жизни. Художник тонко, но прямо и без обиняков через философию неизбежности смены поколений внёс неоценимый вклад в понимание зрителями конкретной эпохи спустя многие годы и десятилетия – с исторической, архитектурной и философской точки зрения. Для русского литературного и художественного искусства конца XIX века характерно осознание и осмысление того, что время неумолимо, прогресс стремителен и как бы ни были милы обитателям старые родные уголки, их ждёт сначала забвение, грустное и болезненное. Потом, когда-нибудь, обязательно придёт обновление и историческое преобразование – важно только, чтобы будущие поколения сохранили память, интерес и уважение к прошлому. С этой точки зрения картина «Бабушкин сад» Поленова для сочинения в рамках школьной программы является достойным художественным материалом, способным побудить учеников, особенно старшеклассников, размышлять в историческом и человеческом контексте.

«Дворянские гнёзда» ветшали и уходили в историю – страдала чеховская Раневская из «Вишнёвого сада», понимали тургеневские герои, что русское дворянство у рокового рубежа, чутко уловил настроение Василий Поленов «Бабушкиным садом».

Автор

Поленов был родом из Санкт-Петербурга. Вырос в интеллигентной дворянской семье, в которой воспитанию и образованию детей уделялось много внимания. С ранних лет, путешествуя с родителями по Русскому Северу (в частности, по Олонецкой губернии) и бывая в родовом имении на Тамбовщине у своей бабушки, проникся красотой природы и всем сердцем полюбил её. Привлекали Поленова и уникальные особенности построек, и люди как действующие лица картин, неотъемлемая часть пейзажа. Поэтому большинство работ художника — это выразительное сочетание природы, архитектуры и сцен повседневного быта. Причём без всякого нагнетания обстановки и острых социальных проблем – простая, доступная и красноречивая констатация факта, над которым стоит подумать.

Описание картины «Бабушкин сад» Поленова

При первом взгляде на полотно в глаза бросается стоящий на заднем плане серый особняк, выстроенный в стиле классицизма. Подобными зданиями застраивалась Москва при Александре I, после изгнания Наполеона из столицы. Возвращающиеся на пепелище дворяне возводили для своих семей новые дома с явными претензиями на роскошь: здесь было и высокое парадное крыльцо, и колонны с декоративными элементами, и лепнина на фронтоне. Но после войны средств не хватало, и дома часто строились не из камня, а из дерева как более дешёвого и доступного материала. Дом штукатурился, украшался и выглядел вполне презентабельно.

Прошли десятилетия. Теперь маскировка штукатуркой не работает, частично осыпалась и лепнина, порыжел отлив на фронтоне. Потемнели щербатые ступени, местами поросшие мхом – ветшает старый дом, свидетель и молчаливый хранитель многих тайн.

От крыльца по некогда широкой и прямой, а теперь заросшей и извилистой аллее идут двое. Это сгорбившаяся старушка в чёрном салопе и сером чепце и девушка в розовом платье с чёрной отделкой. Пожилой женщине очень тяжело – одной рукой она опирается на трость, другой ищет опору в молодой попутчице. Эта пара, по всей вероятности, бабушка и внучка, является живым воплощением закона природы, когда старое, немощное и больное, уходит, а на смену ему появляется новое, молодое и энергичное.

Так и разросшийся запущенный сад с двух сторон всё больше наступает на дом и аллею, а молодая поросль, захватывая новые территории, делает некогда упорядоченный прелестный сад похожим на непроходимую чащу леса. Буйная зелень и цветы на открытых участках на картине Поленова несут не просто декоративную функцию, они имеют важную смысловую нагрузку. Замкнутая затенённость старого сада на фоне дома, его ровесника, наталкивает на философские размышления и фантазии касательно героев картины, вызывает почтительные ассоциации, как при прикосновении к истории.

Для сочинения по картине «Бабушкин сад» Поленова материалов предостаточно

Само полотно, которому скоро полтора века, неисчерпаемый источник идей и мыслей, их школьники могут раскрыть в сочинении: московская архитектура начала XIX века, её исторические предпосылки и корни, географическая привязка, детальное описание дома, время действия, сами женщины как главные героини произведения, их фигуры и одежда, фантазийные предположения об их жизни, символизм природы, даже тени и голубое небо – художник ведь не зря изобразил каждый элемент картины именно таким. Всё имеет смысл в раскрытии основного лейтмотива картины – жизнь не стоит на месте, эпохи, как и люди, сменяют друг друга. И в ходе истории всё имеет значение и вызывает интерес у пытливого ума.

Судьба картины

«Бабушкин сад» Василия Поленова, художника-передвижника, в 1879 году прокатился по городам, очень понравился русской публике и вызвал положительные отклики критиков. Ценители живописи отметили особый настрой, получаемый зрителями при вдумчивом созерцании полотна. Эта особенность, сопоставимая с воздействием поэтической элегии или трогательной лиричной мелодии, была отмечена специалистами в московской прессе и впоследствии закрепилась за живописцем как его индивидуальная художественная техника. Так Поленов стал одним из первых мастеров «пейзажей настроения».

Картину приобрёл для личной коллекции Сергей Михайлович Третьяков, который в основном собирал произведения зарубежных художников, в отличие от Павла Михайловича, старшего брата, предпочитающего русскую живопись. Впоследствии, в 1892 году, Третьяков-младший подарил «Бабушкин сад» старшему брату как основателю галереи.

Смотрите также ne_zhdali-165x110.jpg

Не ждали – отечественный шедевр РепинаIvan_Grizny-165x110.jpgРепин, Иван Грозный и сын его – связанные одной кровьюОпять двойка — шедевр на все времена«Боярыня Морозова», исторический шедевр Сурикова, вы узнаете как это былоМатериал из Циклопедии Перейти к: навигация, поиск

Картина В. Д. Поленова «Бабушкин сад», 1878 г.

«Бабушкин сад» — картина русского художника Василия Дмитриевича Поленова.

Время создания: лето 1877—1878 гг.[1]

Холст, масло. 54,7 × 65 см[2]

Современное местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Российская Федерация[3].


[править]Предыстория

В 1872 году художник В. Д. Поленов получил от Академии художества пенсионерскую заграничную командировку на шесть лет[4][5]. Он побывал в Германии, ознакомившись с произведениями немецких художников; затем уехал в Италию, посетил музеи Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, копировал некоторые произведения мастеров Возрождения и сам писал с натуры[6].

Вернувшись в Россию в 1876 году — раньше намеченного срока, он вскоре отправился на русско-турецкую войну и состоял официальным художником при наследнике-цесаревиче, будущем Александре III[7]. После окончания войны, пробыв некоторое время в Санкт-Петербурге, в 1877 году В. Д. Поленов решил поселиться в Москве и, просмотрев объявления о сдаче в наём жилья, выбрал район Арбата[8], на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков[6], по адресу Дурновский переулок (ныне Дурновский переулок называется Композиторская улица) близ Спаса на Песках, дом Баумгартен[9][10].

Теперь от него, получившего европейский опыт, требовали новых работ. И художник, безусловно, оправдывал эти ожидания — в его последовавших друг за другом произведениях «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Лето», «Заросший пруд» и других появилось такое ощущение света и воздуха, трогательной пейзажной лиричности, что он был назван «мастером интимного пейзажа»[6]. Определение это дал начинающий в те годы художник Илья Семенович Остроухов, который писал: «Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70-х годов. <…> „Московский дворик“, „Бабушкин сад“, „У мельницы“, „Серый день“ и ряд других тургеневских интимных мотивов явились мне неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой»[11][12].

Картина «Бабушкин сад» появилась после оглушительного успеха «Московского дворика» и продолжила жанр, названный «интимным пейзажем», явившись частью некоей картинной трилогии, куда вошли «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд»[3][10].


[править]Создание

Картина «Бабушкин сад» создавалась в Москве, где художник проживал в снимаемой квартире на углу Трубниковского и Дурновского переулков, и изображала типичный московский усадебный дом, где квартировал сам художник[2]. Такими классицисткими особняками Москва застраивалась после наполеоновского пожара[2].

Это тот самый дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков возле Арбата[3].

Чуть раньше, в начале лета того же 1878 года Поленов создал картину «Московский дворик», где изобразил этот же дворянский дом, но выходящий во двор, с другого ракурса[10].


[править]Сюжет

По стилистике «Бабушкин сад» повторяет созданный до того «Московский дворик», в полотне тоже объединены два вида живописи — пейзаж и жанровая сценка. Однако, если «Московский дворик» полон объемности и за этим московским двориком угадывается иная жизнь, то действие «Бабушкиного сада» разворачивается в замкнутом пространстве[4], где нет иной жизни, кроме этого разросшегося сада.

Художник создает атмосферу старого дворянского поместья второй половины 19 века[2]. Это было время, когда некогда розданные новому сословию — дворянству — земли, выпестованные первыми хозяевами-дворянами, пройдя через пару поколений, превратились в старинные запущенные усадьбы. Всё в этой картине говорит о старине: буйная неухоженная растительность на переднем плане — деревья, кусты, травы, растущий свободно, вразнобой, без бдительного ока строгого садовника[3]; проступающий сквозь эту пышную зелень старый особняк[2][13] — он еще не ветхий, но о его давнишней постройке говорят и еще не разбитые, но уже выщербленные и потемневшие от времени ступени крыльца и колонны, и пооблупившаяся штукатурка, и несвежая, давно утерявшая яркость краска самого дома…

И всю эту старину словно подчеркивает сама старая хозяйка, одетая в стародавний наряд: темно-коричневый салоп и белый нарядный чепец[2][4] — бабушка, уже с трудом выходящая в свой сад, опираясь на клюку и молодую женщину рядом с ней, образ которой — единственное напоминание о другой жизни, существующей вне этого старого сада. Контраст между бабушкой и модной по понятиям конца 1870-х годов женщиной философски напоминает о времени[13]: всё отживает, уходит в невозвратимое прошлое…

Есть данные, что художник изобразил конкретных людей. Князь Г. Е. Львов, живший в этом доме приблизительно в то же время, что и Поленов, писал в своих воспоминаниях: «Наш дом Юрьевой, потом Баумгартен, увековечен Поленовым, который тоже жил в нем, в его картине „Бабушкин сад“. Старушка — это Юрьева, а ведет ее под руку замужняя дочь ее Баумгартен…»[1]. Это же подчеркивает и сам Поленов — отправляя картину на выставку, Поленов 1 февраля 1879 года писал Крамскому: «„Садик“ писан прямо с натуры…»[1].

Художник дает целый спектр явных и скрытых цветовых и смысловых перекличек между зеленью деревьев, кустов, травы, тонкими гибкими стеблями цветов и женскими фигурами, их лицами, осанкой, одеждой. «Бабушкин сад» Поленова — один из самых душевно утонченных и красивых по живописи пейзажей настроения[4][10].

В «Бабушкином саде» эмоциональное напряжение мира уходящего, мира упадка и запустения, разрешается в красоте выражения этого мира, в строе чувств старушки, как бы воплощающей собой время, и молодой задумчивой женщины, в слитности женских фигур с окружающей природой[1]. Картина полна эмоциональной насыщенностью и проникновенным лиризмом, делающих ее близкой по духу лирике Фета и романам Тургенева — современникам Поленова, воспевавшим уходящий патриархальный уклад дворянского гнезда[2].


[править]Значение

Эта картина была показана на VII передвижной выставке в 1879 году (вместе с другой поленовской картиной «Заросший пруд») и произвела необыкновенный эффект[3].

Через много лет, вспоминая об этом, ученик Поленова Михаил Нестеров говорил, обращаясь к учителю на 80-летнем юбилее художника (1924 г.): «Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали поэзию старого, родного быта, неисчерпаемые тайны нашей родины. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок»[3].


[править]Источники

  1. 1,01,11,21,3Москва, как много в этом звуке… (автор Элеонора Пастон) // ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА #3 2013 (40)
  2. 2,02,12,22,32,42,52,6Бабушкин сад
  3. 3,03,13,23,33,43,5Бабушкин сад. Описание картины Поленова
  4. 4,04,14,24,3Василий Поленов. Галерея картин и рисунков художника — Бабушкин сад
  5. Русский художник Василий Поленов. Московский дворик
  6. 6,06,16,2Рассказы о шедеврах живописи // Поленов В. «Московский дворик»
  7. Василий Дмитриевич Поленов
  8. Краткое описание картины Поленова Московский дворик.
  9. Московский дворик
  10. 10,010,110,210,3Краткое описание картины Поленова Бабушкин сад
  11. Биография Василия Дмитриевича Поленова (1844—1927)
  12. Василий Поленов. 1844—1927
  13. 13,013,1Описание картины Василия Поленова «Бабушкин сад»

Категория:

Картина великого русского художника-передвижника Василия Поленова «Бабушкин сад», очень известное и любимое зрителями полотно, находящееся в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Прекрасный, но не ухоженный сад, зарастающие травой дорожки, все это дает представление о небогатой семье, которая в прошлом, наверное, знала лучшие времена. На картине изображен ясный и теплый летний день. Простые цветы, ярко распустившиеся под летним солнцем, явно не видели ухода садовника. Но растения, посаженные в цветочных горшках на ступенях крыльца, показывают, что хозяйки стараются придать своему дому уютный вид и заботятся о красоте сада.  Деревья и кустарники буйно разрослись и превращаются в непроходимые заросли.

Две женщины, одиноко и медленно идущие по узкой садовой дорожке, конечно, являются основными героями картины. Пожилая дворянка, одетая в поношенное и темное платье с трудом, опираясь на  трость и руку спутницы, вышла на прогулку. Ее молодая родственница или компаньонка, хотя и  одета гораздо лучше и наряднее,  так же печально и тихо идет по саду. Книга в руках девушки, ее благородное  и спокойное лицо, гордая осанка придает всему облику достойное и простое выражение.

2 вариант

Сад бабушкин зарос. Сад это только потому, что у дома… А так даже он похож он на небольшой лес.

Тут много-много сорняков. Они выросли очень высокими! Некоторые цветут, так как лето. Всё зеленое! Голубое небо, светло, но солнца не так много. А сорняки – я не помню их названий (или не знаю), но они абсолютно дикие. Тут, наверное, был сад когда-то очень давно. Во времена молодости этой самой бабушки. Что тут ещё? Сирень высокая. Ещё деревья какие-то. По-моему, это не яблони и так далее, а просто какая-нибудь ольха.

Дом тут тоже очень старый, он такой деревянный с колоннами. Наверное, у него даже крыша протекает. И еще тут большая лестница. Думаю, что бабушке этой с костылём трудно было спуститься. А как она делает это каждый день? Точно есть другой выход – без лестницы, чтоб удобно.

Бабушка, чей сад, вот вышла на прогулку. Она вся в темном, согнутая, морщинистая. Лет ей, наверное, сто! Только на седой голове белый чепчик с бантиком. Тепло, а она в какой-то накидке. Но известно ведь, что часто старики одеваются слишком тепло – не по погоде. Кровь не греет, как говорится. Рядом со старушкой молодая женщина. Она может быть родственницей, помощницей… Наследницей! Красивая она, стройная, в красивом розовом платье… Светлые волосы завитые, румянец на щеках. У неё в руках книжка. Или она читает бабушке, если та хорошо слышит, или сама. Просто чтобы было не так скучно со старушкой. Надеюсь, всё время ей не нужно быть рядом с бабушкой, которая точно постоянно учит, наставляет…  Всё-таки, девушке скучно так просто сидеть в саду. Сама бабушка эта сейчас на солнышке заснёт. Тяжело ей было и выйти в собственный сад!

У нас в городе есть похожий дом. Но только он каменный, там вроде музей. На картине дом странный… Вроде и городской, но подумаешь, что в деревне. Денег, наверное, у них особенно и нет, раз они не могут нанять садовника, отремонтировать дом. Если только продать участок. А самим переехать в новостройку! Но бабушка, наверняка, против. Старикам жалко своих воспоминаний, которые в вещах…

Красивая картина, немного грустная. Хочется лишние растения стереть, добавить красивых цветов, дом подкрасить. Бабушке самой стало б веселей в подобной обстановке! А тут что – всюду всё тоже старое, как она сама. Так и не помолодеть никак! Не взбодриться… И телевизора точно нет. Что говорить про Интернет? Не изобрели ещё, вот и читают книги. Сочувствую девушке, ей даже в чат не зайти – скука.

<glav>Другие темы:</glav>← Золотая осень↑ ПоленовЗаросший пруд → `

Бабушкин сад

Популярные сочинения

  • Сочинение Что такое дружба?

    Дружба — это самое ценное, самое прекрасное в человеческой жизни. Друзья — это бесценное состояние, которое ничто не заменит. У него нет эквивалента, нет цены, а есть только внутренняя стоимость.

  • Сочинение Характеристика Стародума в комедии «Недоросль» (образ героя Фонвизина)

    В данной замечательной пьесе, которая была написана Денисом Фонвизиным содержится много положительного и искреннего смысла, который автор хотел показать. Время написания данной работы приходится

  • Сочинение Роль немой сцены в комедии Ревизор

    Особое внимание Н.В.Гоголь уделяет финалу комедии Ревизор. Произведение заканчивается немой сценой: известие о приезде в город настоящего

Используемые источники:

  • https://topkartin.ru/kartiny/babushkin-sad
  • http://cyclowiki.org/wiki/бабушкин_сад_(картина)
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/polenov/babushkin-sad

  • Сочинение памятный день 5 класс русский язык конспект
  • Сочинение по английскому на тему где лучше жить в городе или в деревне
  • Сочинение по английскому праздник новый год
  • Сочинение по английскому языку мой любимый школьный предмет
  • Сочинение папа может все что угодно