Сочинение по картине к максимов натюрморт

О серебряном веке невозможно говорить, не упоминая осипа мандельштама, и уж тем более его имя не может быть опущено в

О Серебряном веке невозможно говорить, не упоминая Осипа Мандельштама, и уж тем более его имя не может быть опущено в разговоре об акмеизме, ведь он – автор одного из манифестов этого направления. Но в ранних его текстах, когда поэт искал себя, можно встретить черты и других направлений искусства — символизма и импрессионизма. Стихотворение «Невыразимая печаль…» — одна из импрессионистических зарисовок Мандельштама. Читатель может по-своему воспринять и «перевести» это стихотворение ввиду его бессюжетности и образности. Многомудрый Литрекон предлагает читателям одну из множества трактовок этого стихотворения.

История создания

Стихотворение «Невыразимая печаль…» написано в 1909 году и входит в первый для поэта сборник, получивший заглавие “Камень” (1913 г). Название уже отсылает читателя к акмеистическим представлениям о работе с текстом, но творчество Мандельштама начинается раньше, до его вхождения в «Цех поэтов».

Одной из главных оппозиций этого сборника становится противопоставление безликой вечности и хрупкого бытия. Для молодого поэта важно почувствовать себя живым, не закованным в лёд бесконечности, не слившимся с глухим космосом. Милое, кратковременное и ничтожное для лирического героя сборника значимее, нежели вечность.

Это период творческих поисков молодого поэта — время экспериментов над формой. Для Мандельштама в этот период было два авторитета — Фёдор Тютчев и Поль Верлен, и у каждого он почерпнул своё. Философские темы, которые Мандельштам переосмысляет, берутся у Тютчева. Эксперименты над формой, поиск подходящего формата — у Верлена.

Жанр, направление, размер

Жанрово стихотворение «Невыразимая печаль…» относится к элегии. Здесь мы видим размышления о хрупкости бытия, о печали, которая вполне очеловечена, и о смерти. При этом благодаря красочности и восторженному настроению, которые развиваются во второй и третьей строфах, элегия выходит светлой, проникнутой радостью быть живым в уютной комнате.

Если жанрово это элегия, то содержательно — интерьерная зарисовка, или натюрморт. Перед читателем разворачивается описание комнаты. Ваза, стоящая то ли на столе, то ли на полке. Сама комната, которая становится «маленьким царством». В зарисовке звучит любование комнатой, обстановка приятна лирическому герою.

В раннем творчестве Мандельштама совмещаются тенденции как символизма, уже переживающего распад, так и акмеизма, который только зарождается как поэтическая школа. Телесность сочетается с призрачными, ловко выхваченными образами, так что описание комнаты превращается в подобие сна. 

При обсуждении этого стихотворения следует остановиться на фигуре Верлена, французского поэта-импрессиониста. В своём творчестве он провозглашал отказ от сюжетности, рассудочности и законченности. В тексте должны отражаться мимолётные мгновения, важно было само восприятие. В импрессионистических стихотворениях вероятнее будет отсутствовать история, зато будут яркие образы, из которых выстраивается изящная художественная зарисовка.

То, на каком методе изображения остановился поэт, всё больше склоняет назвать направлением этого стихотворения импрессионизм. Здесь важно было создать литературный аналог фрагментарной живописи. Натюрморт создаётся из отдельных словесных мазков, предметы называются парой штрихов, из которых читатель уже сам выстраивает картину. Предложения здесь рванные, поэтому картина не предстаёт обрывками, вспышками.

Стихотворение «Невыразимая печаль…» поделено на три строфы. Размер — четырёхстопный ямб с кольцевой рифмой (aBBa) с чередованием мужской и женской рифмы. Если говорить об ассонансах, то повторяется звук «о», добавляющий протяжности, а каждая строка заканчивается открытым звуком «а». Кажется, что при прочтении вслух строка за строкой висят какое-то время в воздухе, будто ноты.

Образы и символы

Начинается стихотворение «Невыразимая печаль…» с ожившей эмоции, глазастой печали. Поэт созерцает мир, выстраивает образную систему на основе чувственного опыта, поэтому в текстах Мандельштама частотны образы, связанные с телесностью. Самым популярным образом в творчестве Мандельштама являются глаза. Этот орган чувств позволяет воспринимать мир, видеть других людей и быть видимым.

Другой телесный образ — пальцы. Через руки и кожу человек соприкасается с реальностью. Неясно, кому они принадлежат в этом стихотворении, это никак не поясняется. Важнее здесь то, что они могут символизировать как милые посиделки с другом или подругой, так и смерть, то, как неожиданно обрывается жизнь. Так как перед этим идёт цепочка из вина и солнечного дня, то расшифровать это можно как призыв наслаждаться красотой мира, пока на то есть возможность.

Телесность сближает человека и мир, который его окружает, помогает осмыслить его через знакомые с рождения образы. Тело становится универсальным кодом для осмысления мироздания.

Темы 

Уже в ранней лирике Мандельштама тематика стихотворений представляет собой размышления о смерти и восприятии действительности.

  • Тема смерти реализуется в последней строфе, через образ пальцев, ломающих бисквит. Жизнь может прерваться неожиданно, и человек исчезнет в небытие. Сюда же можно отнести и образ вазы, которая могла и разбиться, тем самым «выплеснуть свой хрусталь». В стихотворении «Невыразимая печаль…» описываются хрупкие предметы, которые легко уничтожить.
  • Действительность создаётся здесь через описание комнаты. Ощущение себя как живого существа вырастает из связи с предметами обстановки, следовательно — с действительностью. Комната превращается в автономный мирок, поэтому получает гордое наименование царства. Здесь нет ещё смерти, по крайней мере она не указано напрямую, зато рассыпаны красочные детали и оживают чувства и предметы.
  • К тематике стихотворения можно отнести и тему поэтического дара. Из ленивого созерцания вырастает натюрморт, облечённый в слова. Не каждый может из обыденной комнаты создать зарисовку, которая выводит читателя на размышления о жизни и её быстротечности.

Проблемы 

Проблематика стихотворения «Невыразимая печаль…» следующая: невыразимость того, что на душе, и хрупкость бытия. 

Проблема невыразимости встречается и в других стихотворениях Мандельштама (например, в Silentium). Печаль не удаётся в полной мере выразить, она внутри лирического героя «открывает глаза», захватывает его. Следующий образ — ваза выплёскивает свой хрусталь, как поэт выплёскивает на бумагу стихотворение.

Проблема хрупкости бытия создаётся через наплыв образов. Сама форма — штрихи и наброски — создаёт ощущение зыбкости рисуемой картины. Хрустальная ваза, солнечный день, тонкий бисквит, белые пальцы — всё это может исчезнуть, и поэт пытается это запечатлеть, пока не наступило небытие, застывшая вечность.

Смысл 

Основная идея стихотворения «Невыразимая печаль…» — показать через интерьерную зарисовку внутренние ощущения, запечатлеть мир таким, каким он предстаёт в текущий момент. Чувство обретает человеческий орган чувств, цветочная ваза оживает. Это запускает натюрморт, цветастый, дышащий и родной для лирического героя.

Главная мысль: человеку милы обжитые места, например, его спальня; прекрасен мир, который можно очеловечить и таким образом понять. У человека есть возможность этим насладиться, пока он ещё жив.

Чему учит?

Радость бытия заключается в привычных вещах. Это может быть комната, каждый миллиметр которой уже выучен наизусть. Солнечный день, вкус вина, чья-то компания или одиночество в обстановке, которая комфортна. Счастье — в мелочах. 

Жизнь скоротечна и может оборваться в любой момент. Мы смертны, но наш мир прекрасен в своей красочности и многообразии. Даже когда одолевает печаль, не стоит забывать о том, что ещё обязательно будут тёплые майские дни и найдётся «сладкое лекарство» для души и тела.

Средства художественной выразительности

Рассмотрим, какие средства художественной выразительности используются в стихотворении «Невыразимая печаль…».

  1. Эпитеты: «невыразимая печаль», «два огромных глаза», «сладкое лекарство», «солнечного мая», «тоненький бисквит», «тончайших пальцев».
  2. Указания на цвет: красное вино, солнечный май, белые пальцы. Сюда можно отнести и хрусталь, ведь его структуру легко представить.
  3. Метафора «белизна пальцев» и олицетворения: печаль открыла глаза, цветочная ваза проснулась и выплеснула хрусталь.
  4. Инверсия: «проснулась ваза».
  5. Анафора: «немного» в третьей строфе.
  6. Деепричастный оборот «тоненький бисквит ломая» не связан ни с одним глаголом, и создаётся эффект, будто пальцы выплывают из небытия. Получается монтаж: перед внутренним взором читателя сначала ломается бисквит и только потом — белые пальцы. Так стихотворение заканчивается на телесном образе, не менее загадочном, чем ожившая ваза или раскрывшая глаза печаль.

Автор: Софья Панихидникова

 
художник Джон трамбулл Исторический документ Копия картины Огромный сыр Трой лендвер Висконсин

Виноградарь из американского штата Висконсин Трой Лендвер однажды из огромного куска сыра вырезал копию картины знаменитого художника Джона Трамбулла, посвященной важному документу. Какому документу?

10 букв.


 
Похвалить
2


 
Пожаловаться

6 ответов


картина из сыра

Изобретательность человека не имеет никаких границ и это давно всем известно. Особенно отличаются те люди, у который развит творческий талант и они творят оригинальные и креативные вещицы. Виноградарь , имя которого — Трой Лендвер сделал из произведения художника прекрасную копию из сыра и поэтому правильный ответ декларация. Потому что свое произведение он посвятил — Декларации независимости. На это ушла почти тонна сыра сорта чеддер.

Интересный вопрос документе, составленном Екатериной II для комиссии по подготовке законов.


 
Похвалить
1


 
Пожаловаться

Автор не против получить вознаграждение за ответ, в
знак благодарности за свои старания

Я нашла фотографию этой сырной композиции, надо отдать должное человеку который это создал, по моему он сам является отличным художником и скульптором. Автором картины, копию которой решил сделать виноградарь Трой Лендвер, был американский художник Джон Трамбулл, собственно ее название дает полный ответ на вопрос — Декларация независимости, этот документ действительно имел большое значение для американцев.

Полностью название картины для ответа не нужно, слово, которое нужно было отгадать — Декларация.

посвящена картина Джона Трамбулла из сыра

Советую узнать еще к какому типу сыров относится сулугуни.


 
Похвалить
1


 
Пожаловаться

Автор не против получить вознаграждение за ответ, в
знак благодарности за свои старания

Чему посвящена картина Джона Трамбула, вырезанная из сыра виноградарем Троем Лендвером

Неожиданный поворот игрового сюжета, не правда ли? Тема была сырная, как вдруг пришлось искать картину, да не пейзаж или натюрморт, а исторический факт признания Америки независимой страной.

Впрочем, по обыкновению, без разночтений не обошлось.

Опять нашлось иное (верное!) мнение о том, что Трамбулл написал на этом полотне.

Уже независимость или только проект

Исследователи картины говорят, что этот момент показывает только создание, согласование проекта декларации, а не сам факт её подписания, вроде как меньше политиков участвовало в окончательном вердикте «быть иль не быть более британским придатком-колонией», что и показано, как Комитет пяти. Но фактически, как видно из рисунка, картина названа «декларацией независимости». И сыр к картине не имеет никакого отношения.

Сырная композиция была создана в 2008-м году и является копией исторического для США события. Но проводя аналогию между подлинником (бумажно-масляным вариантом) и сырной копией, сделанной из примерно 900 кг «чеддера», то «декларация (ответ)» в том и другом варианте имеется.

Виноградарь Трой уже пробовал себя в другом сырном показе, делая сырную «гору президентов», где ему понадобилось чуть более 300 кг продукта.

Интересный факт: рекорд Гиннеса по самой крупной сырной фигуре, скульптуре также принадлежит Лендверу. Он огромный чизбургер вылепил по спецзаказу от фаст-фудных заведений.

Чему посвящена картина Джона Трамбула вырезанная из сыра виноградарем Троем Лендвером


 
Похвалить
1


 
Пожаловаться

Автор не против получить вознаграждение за ответ, в
знак благодарности за свои старания

Трой Лендвер, виноградарь из США, прославился на весь мир благодаря созданию скульптуры из сыра. Шедевр впечатляет и привлекает к себе внимание. Ведь на его создание было потрачено более 900 кг слегка расплавленного сыра чеддер.

Что мотивировало Троя Лендвера?

Декларация Троя Лендвера

Трой Лендвер был вдохновлен картиной Джона Трамбулла, на которой изображен момент подписания декларации о независимости США. Текст о независимости США был рассмотрен на заседании континентального конгресса. Главными действующими героями, запечатленными на картине, стали видные политические деятели того времени — действующий на то время президент Томас Джефферсон, будущий президент Джон Адамс и многие другие политические деятели той эпохи. Данные персонажи были воплощены в сырном творении талантливого виноградаря.

В процессе работы Лендвер использовал инструменты, которыми пользуются создатели скульптур. Спонсором работ стала компания Kellog Co, для которой виноградарь второй раз создает произведение искусства.

Какая судьба сырной скульптуры?

Сырная репродукция была вынесена на суд общественности вначале в Филадельфии, затем отправилась покорять зрительские симпатии на родину Троя, в штат Висконсин. После этого скульптуру разделили на части и употребили по назначению.

Правильный ответ на вопрос — ДЕКЛАРАЦИЯ.


 
Похвалить
1


 
Пожаловаться

Автор не против получить вознаграждение за ответ, в
знак благодарности за свои старания

Сегодня в игре под названием «Поле чудес» был задан этот вопрос. Этот вопрос прозвучал во второй части телешоу, когда отвечала вторая тройка игроков. Победила и вышла в финал из этой второй тройки Марина Валерьевна Фатеева. К сожалению ей не получилось отгадать финальный вопрос. Но зато мы теперь знаем ответ на заданный вопрос, а он такой — это Декларация.Картина Джона Трамбулла


 
Похвалить
1


 
Пожаловаться

Автор не против получить вознаграждение за ответ, в
знак благодарности за свои старания

Трой Лендвер решил сделать неповторимую картину из сыра, скопировав картину Джона Трамбулла под названием «Декларация независмости»

Так вот документ о котором идет речь, называется ДЕКЛАРАЦИЯ. Это слово и стало ответом в игре.


 
Похвалить
0


 
Пожаловаться

Дать ответ и заработать:

Как называется картина из четырех частей?

Тут то как раз и вступают в игру, как их многие называют, «картины из нескольких частей», а если пользоваться более корректной терминологией, то модульные картины и их подвиды – диптихи (состоящие из двух частей), триптихи (из трех частей) и полиптихи (из четырех и более частей).

Как называются модульные картины?

Составная картина из нескольких частей или как её называют — модульная картина. Модульные составные картины, если они состоят из двух отдельных модулей — картин то их называют — диптих, из трёх соответственно — триптих, а если составных частей больше трёх — полиптих.

Как называются картины состоящие из 3 частей?

Три́птих (от др. -греч. τρί-πτυχος «состоящий из трёх дощечек» ← τριάς «три» + πτῠχή «табличка, дощечка») — произведение искусства, состоящее из трёх частей: барельефов, картин (складень), статуй и других, объединённых общей идеей. -греч.

Как называется картина из нескольких частей?

Картины, состоящие из двух, трех и более частей – это диптихи, триптихи и полиптихи соответственно. Такие названия пришли из древнегреческого языка.

Как называется картина из фото?

Мозаика из фотографий Портрет из множества фотографий называется фото мозаика. С помощью такого портрета вы можете сделать незабываемым любой праздник. Обычно для того, чтобы заказать портрет из фотографий нужно минимум 50-100 изображений.

Как называется картина из пяти частей?

Поли́птих (от др. Картины, составляющие полиптих, обычно связаны общим замыслом и единством цветового и композиционного строя.

Как называются две картины?

ДИПТИХ — (от греческого diptychos двойной, сложенный вдвое), две картины, связанные единым замыслом; двустворчатый складень … Современная энциклопедия ДИПТИХ — (от греч.

Как называется 2 картины в одной?

Самое минимальное количество частей, из которых может состоять модульная картина – 2. Такое полотно называется диптих – от др. греч.

Как называется картина на которой изображена природа?

Пейзаж жанр или отдельное произведение искусства, предметом которого является изображение природы, ее преображение. Бытовой жанр в изобразительном искусстве.

Как называется картина на которой изображены люди?

Портрет (произошло от фр. слова portrait) — это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. Делится на индивидуальный, групповой, парадный, автопортрет.

Как называется картина на которой изображен человек?

Портрет, картина, иллюстрация.

Какие бывают виды пейзажа?

Виды пейзажа В зависимости от того на чем сосредоточено внимание художника, и характера изображения выделяют сельский, городской, архитектурный, индустриальный пейзаж, к особой разновидности пейзажа относятся изображения водной стихии — морской(марина) и речной пейзажи.

Какие бывают виды картин?

В зависимости от сюжета, произведения изобразительного искусства принято делить на такие жанры живописи:

  • портрет. Изображение одного человека или группы людей.
  • пейзаж.
  • марина.
  • исторический.
  • батальный.
  • анималистика (иногда — анимализм).
  • бытовой.
  • натюрморт.

Какие пейзажные мотивы существуют?

В зависимости от мотива выделяют сельский, городской и морской пейзажи (марины). Городской в свою очередь делится на архитектурный и индустриальный. Кроме того, пейзаж может быть историческим, мифологическим, сказочным (фэнтезийным), романтическим, фантастическим и абстрактным.

Что такое пейзаж в литературе 3 класс?

Пейзаж – это в литературе – изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.

Что такое пейзаж?

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

Что такое пейзаж в литературном?

Пейзаж (франц. paysage от pays – страна, местность) – это изображение любого незамкнутого пространства, чаще всего это картина природы. Пейзаж в литературном произведении обычно имеет национальное своеобразие.

Что такое пейзаж сочинение?

pays — страна, местность) — изображение природы в художественном произведении. Пейзаж входит в систему образов произведения (наравне с портретом, интерьерами, диалогами и т. д.) В древней, средневековой литературе и фольклоре образы природы олицетворяются и даются персонифицированно: образ ветра, солнца, луны.

Что такое пейзаж для детей?

В переводе с французского языка пейзаж обозначает местность. Чаще всего – это изображение природы. Если художник изобразил город или городскую улицу, пейзаж называется городским.

Как правильно писать сочинение по картине?

Основная часть в сочинении по картине Отметь, о чём эта картина. Проанализируй, что находится на заднем, среднем и переднем планах. Опиши главных героев картины (если есть), обрати внимание на важные детали. Охарактеризуй цветовое и световое оформление полотна и отметь, какое настроение с их помощью передаёт автор.

Как правильно описать картину?

План описания картины

  1. Подробно описать все, изображенное на картине.
  2. Указать, какую композицию выбрал художник (открытая или закрытая, фронтальная или диагональная), какие использованы геометрические фигуры.
  3. Определить, как передано движение или его отсутствие.
  4. Определить колорит картины (холодный/теплый, локальный/полный).

Как написать отзыв о картине?

Отзыв по картине, план отзыва

  1. Имя художника, краткие сведения о жизни и творчестве.
  2. Название полотна, год, история его создания.
  3. Жанр, техника и стиль письма.
  4. Тема, идея произведения.
  5. Что изображено на картине, общие сведения.
  6. Передний план, на чем автор заостряет внимание.
  7. Задний план.
  8. Цвета, оттенки, которые использовал художник.

Как начать свое сочинение?

Во вступлении обязательно нужно опираться на тему и на те ключевые слова, которые в формулировке натолкнули вас на идею сочинения. Не надо сразу вдаваться в долгие рассуждения. Сначала сформулируйте те проблемные вопросы, на которые можно отвечать в русле вашей темы.

Что писать в вступлении сочинения егэ?

Во вступлении должен прозвучать первый критерий (К1) – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что именно об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф. И.

Как правильно начать итоговое сочинение?

Рекомендации по вступлению в итоговом сочинении

  1. Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр.
  2. Во вступлении часто используются определения из словаря.
  3. Не увеличивайте объем вступления.
  4. Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать

Как можно начать писать эссе?

Во введении это:

  1. актуальность темы;
  2. исторический обзор, описание степени изученности темы, насколько тема изучается и освещается в научном сообществе;
  3. характеристика объекта и предмета исследования, оценка ее состояния и основных терминов.

Как писать итоговое сочинение по литературе в 11 классе структура?

Структура итогового сочинения

  1. Самая простая Введение, подводит к теме
  2. Простая Введение, подводит к теме
  3. Сложнее Введение, подводит к теме
  4. Вступление.
  5. Тезис.
  6. Связка (мостик, логический переход).
  7. Микровывод.
  8. Аргументация в итоговом сочинении = анализ произведения, героя произведения или ситуации.

Как писать вывод в сочинении Огэ?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения….Вывод должен быть:

  1. коротким, но ёмким по содержанию;
  2. логически связан с предыдущим изложением;
  3. не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам;

Приложение №2

к рабочей программе по русскому языку

основного общего образования,

Утверждено приказом № 93 МБОУ СШ № 1

От 28.08.2020г.

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

по предмету: Русский язык (5 класс).

Учитель: Бароненко Е.Ю,

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Нормы оценки письменных работ.

  3. Контрольные работы и работы по развитию речи.

  4. Список используемой литературы.

1.Пояснительная записка

Данный сборник КИМов для 5 класса разработан на основе Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов авторов Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, М.Т.Баранова, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к учебнику Т.А.Ладыженской «Русский язык, 5 класс». Он включает тексты диктантов и изложений, тестовые задания, с выбором ответа по теоретическому материалу курса, ответы к заданиям, критерии оценивания.

2.Нормы оценки письменных работ.

I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание). Для оценивания уровня знаний выводится средняя оценка по итогам двух работ: диктанта и грамматических заданий.

Примечание.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор­фографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии пяти и более исправлений.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орфографических и

4 пунктуационные ошибки,

или 6 орф. и 5 пунк., или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.- также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

3.Контрольные работы и работы по развитию речи.

Контрольные работы

1.К.Р. №1. «Повторение пройденного в 1-4 классах».

2. К.Р.№2. «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

3. К.Р.№3. «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи».

4. К.Р. №4. «Морфемика. Орфография. Культура речи».

5. К.Р.№5. «Имя существительное».

6. К.Р. №6. «Глагол».

7. К.Р.№7. Итоговая контрольная работа.

Работы по развитию речи

1. Обучающее изложение «Хитрый заяц».

2. Обучающее сочинение по картине А.А.Пластова «Летом».

3. Сжатое изложение (упр.144).

4. Сочинение. «Памятный день».

5. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

6. Изложение – повествование (упр.283).

7. Сочинение – описание (упр.301).

8. Подробное изложение (упр. 375).

9. Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

10. Изложение текста с изменением лица (упр.420).

11. Сочинение-описание по картине П. Кончаловского «Сирень».

12. Обучающее сочинение-рассуждение.

13. Сжатое изложение (упр.513)

14. Изложение текста с изменением лица (упр.547).

15. Сочинение по картине И.И.Нисского «Февраль. Подмосковье».

16. Описание животного. Изложение (упр.585).

17. Сочинение по картинкам.

18. Сочинение-повествование «Невыдуманный рассказ».

19. Сжатое изложение с изменением лица (упр.688).

Урок № 15.

Обучающее изложение «Хитрый заяц».

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., упражнение 70.

Урок № 26.

Устное сочинение по картине А.Пластова «Летом»

Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс».

Издательство ВАКО, — Москва, 2017 г, стр.66

Упражнение 109, стр.50

Урок № 28.

Контрольная работа №1 Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах»

Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2014г.

Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом. Ночные бабочки бились о стеклянные колпаки свечей. Звездчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады.

Задание.

1.Озаглавить текст.

2. Выписать из текста грамматические основы предложений.

Урок № 35.

Сжатое изложение: «Гордость – это хорошо или плохо?»

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.69, упражнение 144.

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню м побрёл дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

-Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

-Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

(В.Катаев)

Задания:

  1. Озаглавьте изложение.

  2. Напишите сжатое изложение 7-8 предложениями.

Урок № 37.

Сочинение на свободную тему: «Памятный день», «Весёлое происшествие», «Интересная история»

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.74, упражнение 157.

Урок № 50.

Контрольная работа №2 по теме «Синтаксис простого предложения».

Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2014г.

Осенью.

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Кругом всё видно насквозь.

Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядающие листья.

Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей ели и сосны.

Земля устлана сухими разноцветными листьями. В сырую погоду они мягкие и пухлые. И не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника. В морозы листья жёсткие и хрупкие, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов. (По С.Т.Аксакову)

(82 слова)

Грамматическое задание.

Выполнить синтаксический разбор следующего предложения: Земля устлана сухими разноцветными листьями.

Урок № 57.

Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка».

Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятерки, а двойки приносит в портфеле этот ученик. Сейчас картина «Опять двойка» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей перед ней всегда много, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает. А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: «Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвертого «двоечника» и с трудом узнал его: он вырос, окреп, закончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе»

– Что объясняет нам название картины?

– Чем вам понравилась картина?

– В каком жанре она написана? (Картина написана в бытовом жанре.)

– Как художник показал, что главный герой картины – ученик? (Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него.)

– Определите возраст ученика(Мальчику примерно 10–11 лет.)

– Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (Мальчик одет в школьную форму, на нем пальто на вырост с меховым воротником, на ногах новые блестящие галоши. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаз на своих родных.)

– Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины подтверждает, что это его не первая двойка.

– О чем говорит его «бывалый» портфель? (В руках мальчик держит потертый, рваный портфель. Зимой он служит ему санками, а летом – футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, поэтому портфель перевязан длинной бечевкой. Из него вместо учебников торчат коньки.)

– Какова обстановка квартиры, изображенной на картине? Как живут ее герои? (Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о них, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, у героя картины новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед.)

– Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упреком смотрит на сына. Сколько проблем у матери, да еще сын ее подводит. Вот как он отплатил ей за ее заботу о нем и любовь!)

– Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде и посмеивается над двоечником.)

– Что выражают взгляд и поза сестры? Как она учится? (Сестра смотрит на своего брата с осуждением, укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится на «отлично». Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, непотрепанный, как у мальчика.)

– Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к мальчику, положив лапы ему на грудь. Для нее возвращение хозяина домой – всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака любит своего друга.)

– Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть.

В комнате мы видим обеденный стол, левее – письменный стол с настольной лампой; на стене в другой комнате висит географическая карта. Прилежность сестры и трудолюбие мамы должны быть примером для мальчика.)

– Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки.)

– Какими художественными средствами автор ее выразил? (Средствами живописи. Он расположил героев так, чтобы каждый, находясь на своем месте, был хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.)

– Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины/сочетание различных цветов? (Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушенные, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а об обычном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто болотного цвета на мальчике и т. д. Представим эту картину без красок. Мы бы, конечно, поняли, что происходит в комнате, но характеристики действующих лиц побледнели бы, исчезло бы настроение напряженности – картина потеряла бы свою выразительность.)

План.

1) История создания картины.

2) Главный герой картины (внешность, поза, портфель).

3) Осуждающий взгляд матери.

4) Взгляд и поза сестры.

5) Собака – верный друг мальчика.

6) Основная мысль картины.

7) Мое отношение к картине

Урок № 59.

Контрольная работа №3 по теме «Синтаксис и пунктуация». Диктант с грамматическим заданием.

Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2014г.

Мальчики

Вся семья Королевых бросилась к окнам. У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шел густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем. Мать и тетка бросились обнимать и целовать его. Наталья начала стаскивать с него валенки, сестры подняли визг, а отец Володи закричал: «А мы тебя еще вчера ждали!»

Огромный черный пес Милорд стучал хвостом по стенам и по мебели. Всё смешалось в один сплошной радостный звук. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили чужого мальчика. Мать шёпотом спросила Володю: «А это кто?». Володя ответил, что он привёз погостить своего товарища.

Грамматическое задание

Выполнить синтаксический разбор следующего предложения: Огромный черный пес Милорд стучал хвостом по стенам и по мебели.

Урок № 63,64.

Изложение – повествование «Шкатулка»

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.138, упражнение 283.

Урок № 67.

Сочинение – описание предмета.

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.138, упражнение 302.

Урок № 74.

Контрольная работа №4 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс».

Издательство ВАКО, — Москва, 2017 г, стр.161.

Предзимье.

Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. Солнце редко выглядывает из-за туч и не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на земле. Сквозь голые ветки далеко видны окрестности.

Деревья в лесу потемнели от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются вкусными орехами, грибами, съедобными семенами. Медведь отъелся за лето, набрал толстый слой подкожного жира. Впереди у него зимняя спячка. Опасно будить косолапого зимой.

Зайцы ждут первого снега. С появлением снега они поменяют летние серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши. Косой хорошо чувствует опасность и не подпускает близко к себе лисицу и волка.

Скоро леса и поля побелеют, и зима вытеснит осень. (Н. Сладков «Лесные тайнички» («Рассказы и сказки»);125 слов)

Грамматическое задание:

1.Фонетический разбор слова

1 вариант: отъелся,

2 вариант: предзимье.

2. Выписать из первого абзаца слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Урок № 88.

Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»

Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2014г. Стр.47.

Живые обелиски.

Школьный парк в городе Керчи называют садом непрерывного цветения. Здесь свыше двухсот видов растений. Они подобраны так, чтобы с весны до осени не скудела их живая палитра. До самых заморозков пышно цветёт роза Глория Дей. Много забот отдали юннаты этой красавице, которую высадили в честь погибших за освобождение Крыма воинов.

Дендропарку присвоили имя Победы. Жители города прислали в дар тис ягодный, кипарис аризонский, каменную розу. Живым обелиском поднялась голубая ель, которую посадила тётя пионера-героя Вити Коробкова.

Словно капли крови, рдеют ягоды рябины. В память о пионере-герое Володе Дубинине рябину посадила его сестра.

Потом ребята создали ещё и аллею в честь городов-героев.

Урок № 91.

Подробное изложение «Первый снег».

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., упражнение 375.

Урок № 96.

Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс».

Издательство ВАКО, — Москва, 2017 г. Стр.181.

План-образец:

1. И. Грабарь – мастер пейзажа.

2. Главная героиня картины – берёза.

а) Цвет.

б) Ветки.

в) Ствол.

г) Берёзовый лес вдали.

3. Отношение автора к изображённому

Урок № 99.

Выборочное изложение «Последний лист».

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., упражнение 419-420.

Урок №112.

Контрольная работа №6 по теме «Морфемика».

Словарный диктант.

Велосипедный фонарь, вести под уздцы, старинное пианино, мягкий диванчик, выйти из огня, цыганский наряд, телефонный справочник, сделать изо льда, растет под окном, расположиться в кабинете, встречаем рассвет, царицыно поведение, одеваться безвкусно, точно рассчитать, лиловый цветочек, подняться на цыпочки, качается подо мной, обширная площадь, костюм работницы, расцвет искусства, редакция газеты, точный маршрут, пролетает над озером, чехол для гитары, конфетная коробка, безграмотная речь, отцовский ремень, корзиночка с пирожками, расписание на завтра, вихри надо лбом, цикл телевизионных передач, надомная работа, искусное изделие, испугаться ошибки, подробный отчет, цирковой артист, расчетливые дельцы.

Задание:

Выполнить морфемный разбор слов: расположиться, пролетает, безграмотная, надомная, работницы.

Урок № 114.

Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.43, упражнение 470.

План:

1. П. П. Кончаловский – признанный мастер натюрморта, знаток сирени.

2. Прекрасный букет сирени: цвет, гроздья, листья.

3. Корзина. Фон натюрморта.

4. Впечатление от натюрморта.

Урок № 116. .

Сочинение-рассуждение.

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.16, упражнение 402.

— Какую телевизионную программу вы постоянно смотрите и почему?

— Какой школьный предмет вам больше всего нравиться и почему?

— Чем вы занимаетесь в свободное время и почему?

Урок № 121. .

Сжатое изложение «Перо и чернильница».

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., упражнение 513.

Урок № 128.

Изложение с изменением лица.

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.72, упражнение 547.

Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаза. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…

Я глядел на эти берёзы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа…

(В.Астафьев)

Задание:

Озаглавить текст. Написать изложение от 3-го лица.

Урок № 135.

Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.80, упражнение 563.

План.

1) Художник и его картина.

2) Дорога уходит вдаль.

3) Справа от дороги бегут поезда.

4) Слева от дороги можно погулять.

5) Краски на полотне.

6) Особенности картины.

7) Настроение от картины.

Урок № 133.

Контрольная работа №7 по теме «Имя существительное». Диктант с грамматическим заданием.

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г. Часть 2.

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве. Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.

Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра.

За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье.

У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга. Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

(На основе книги Д. Зуева «Времена года».)

(119 слов.)

Дополнительные задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1-й вариант – на улей, подсолнух;

2-й вариант – сборщики, (к) попрыгунье.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1-й вариант – лучик;

2-й вариант – пчелка.

4) Произведите синтаксический разбор

1-го (1-й вариант) и 2-го (2-й вариант) предложений.

Урок № 140.

Описание животного «Кошка Ю-ю»

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.91, упражнение 587.

План

1) Описание кошки (котенок, красавица).

2) Характер, привычки.

3) Судьба.

Написание изложения по второй и третьей частям текста.

Урок № 145.

Контрольная работа №8. Диктант по теме «Имя прилагательное»

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г. Часть 2.

В лесу.

Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера4. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро4. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути.

Дополнительные задания.

1. Произведите разбор предложений, обозначенных соответствующими значками.

2. Произведите морфологический разбор одного прилагательного.

Урок № 149.

Сочинение-рассуждение по рисунку О.Попович «Не взяли на рыбалку».

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.172.

Урок № 165. Контрольная работа №9 по теме «Глагол». Диктант с грамматическим заданием

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.228. Часть 2.

«Белка»

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки. Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей. Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму*.

(По И. Соколову-Микитову.)

(108 слов.)

Дополнительные задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Графически объясните написания -ТСЯ (-ТЬСЯ) в глаголах, которые встречаются в данном тексте.

3) Произведите морфологический анализ слов:

1-й вариант – услышите;

2-й вариант – доносились.

4) Составьте схему 1-го предложения последнего абзаца.

Урок № 169.

Итоговая диагностическая работа. (Тест)

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.299

Текст. Часть 1.

1. В каком ряду даны только звонкие согласные звуки?

1) [ц], [ф]; 2) [ж], [г];

3) [щ’], [б]; 4) [к], [з].

2. Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются…

1) синонимами; 2) антонимами;

3) омонимами; 4) омографами.

3. Найдите неологизм.

1) Брокер; 2) кафтан;

3) небо; 4) губернатор.

4. В каком предложении выделенное слово является существительным?

1) На бескрайних просторах Руси стоят белокаменные церкви.

2) Они похожи на воинов-богатырей в боевых шлемах.

3) Часто их стены действительно защищали людей от врагов.

4) Поэтому и назывались они монастыри-крепости.

5. Укажите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.

1) Приморский; 2) присмотреться;

3) зверолов; 4) ледниковый.

6. Укажите слово, образованное бессуфиксальным способом.

1) Каменный; 2) вода;

3) синь; 4) бить.

7. В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква ь?

1) Обез_яна, в_юнок; 2) руч_и, в_ехать;

3) об_явление, под_ём; 4) сер_ёзный, с_есть.

8. Укажите слово, где в корне пишется о.

1) Предл_гать; 2) з_ря;

3) к_саться; 4) р_сток.

9. Укажите несклоняемое существительное.

1) Жюри; 2) сани;

3) облако; 4) дорога.

10. В каком сочетании слов есть прилагательное в форме единственного числа женского рода?

1) Каменный дом; 2) редкая птица;

3) новое платье; 4) интересные передачи.

11. Укажите глагол второго спряжения.

1) Вылет_ть; 2) выздоров_ть;

3) дыш_шь; 4) света_т.

Часть 2. Прочитай текст и выполни задания 12–19.

1) Ребята собирали лекарственные травы и забрели в вековой ельник. 2) Всюду цвели ландыши. 3)Крохотные белые колокольчики испускали удивительно нежный аромат. 4) Ребята сели на пенёк и затихли. 5) Вдруг из-за кустов выскочила лисица и выбежала на луговину. 6) Плутовка понюхала одну кисточку ландышей, другую и повалилась на бок. 7) Она каталась, подминала под себя ландыши, натиралась ими, потом перевернулась на спину, подняла лапы и замерла. 8) Полежала лиса, села столбиком, опять понюхала ландыши и побежала своей дорогой. 9) Ребята удивлялись, неужели лисица захотела, чтобы её шубка пахла ландышами!? (Из журнала «Юный натуралист».)

12. Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?

1) Лекарственные травы. 2) Лиса.

3) Ребята в лесу. 4) Лиса-модница.

13. В каком предложении содержится слово со значением «душистый, приятный запах»?

1) В предложении 1; 2) в предложении 3;

3) в предложении 4; 4) в предложении 5.

14. Зачем лиса каталась по ландышам?

1) Хотела их уничтожить из-за запаха;

2) чистила свою шкурку;

3) понравился запах ландышей;

4) отдыхала на траве.

15. Укажите номер предложения с прямой речью.

16. Укажите слово с чередованием в корне в предложениях 1–4.

17. Укажите предложение с шестью однородными членами.

18. Укажите грамматическую основу в первом предложении.

1) Ребята собирали; 3) ребята собирали и забрели;

2) собирали травы; 4) ребята забрели.

19. Выполните морфологический разбор слова «захотела».

Ответы к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

2

3

1

3

1

4

1,2

2

11

12

13

14

15

16

17

18

19

4

2

2

2

8

1

7

3

Захотела – глагол, н.ф. – хотеть, несов.в., 2 спр., в ед.ч., прош.вр., 3 л., сказуемое.

  1. Список используемой литературы.

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г.

Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», Москва, 2014 г.

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс». Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г.

Интернет-портал «Инфоурок. Портал для учителя» https://infourok.ru/

22

Теперь стоит перейти к сюжету картины, к тому, что на ней изображено. Используя вид сверху, художник разместил на переднем плане стол оранжевого цвета. Однако поверхность стола не пуста, на ней находится блестящий чайник на ножках(а рядом лежит крышка от него), два яйца, сиротливо лежащих посредине, прозрачный стакан с чаем, стоящий на блюде. Там же лежит и ложка.
Стоит обратить внимание на бросающийся в глаза букет полевых цветов, которые стоят в небольшой прозрачной вазе. Рядом с ними небрежно валяется закрытый коробок спичек. Подле стола, с левой стороны картины видно голову сидящей собаки, которая завситливо посматривает на два яйца.
Какие же выводы по изображённому на картине мы можем сделать? Кто хозяин этой собаки и этого дома? Во-первых, можно предположить, что это жилище находится в сельской местности, поскольку букет цветов совершенно не похож на купленный в магазине. Скорее всего он собран собственноручно для украшения стола. Простая посуда и грубый стол только подтверждают это предположение.
Исходя из увиденного, можно догадаться, что хозяином дома является мужчина. Об этом свидетельствует минимум декора и аксессуаров, простота в посуде и в еде. Также вполне вероятно, что этот мужчина одинок и живёт вместе с собакой. Этот факт подтверждают два яйца. Скорее всего, одно из них предназначено хозяину, а другое – его любимому питомцу. Посуды для других жильцов на столе также не имеется.
Лёгкий завтрак хозяина свидетельствует о том, что, скорее всего, он отправляется на работу, возможно, связанную с физическим трудом, ведь с полным желудком работать физически довольно непросто. Соответственно, его возраст составляет 25-40 лет. Не исключено, что он работает в поле, где и нарвал цветов по пути домой, чтобы порадовать свой взор и взор своего любимца.
Конечно, смотря на эту картину, можно сделать множество далеко идущих выводов, не каждый из которых будет правилен, но основной вывод таков: “Утренний натюрморт” изображает типичный завтрак мужчины(каа молодого, так и старого), который проживает в деревне со своим верным другой – собакой, и, возможно, работает в поле.

2 вариант сочинения для 6 и 5 класса

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – известный русский художник. Он написал множество замечательных картин, интересны и выразительны его натюрморты. Один из выдающихся – “Утренний натюрморт”, написанный в тяжелое голодное время, в 1918 году.
Художник изобразил простой деревенский завтрак. На улице раннее утро, комната залита солнечным светом. В центре картины стол. Он далеко не новый, его рыжеватого цвета поверхность покрыта царапинами. На обычном деревянном столе, даже не застеленном скатертью, стоит чудесный букет. Нежно-голубые и желтые полевые цветы в прозрачной стеклянной вазе очаровывают своей красотой. Кажется, что стоит наклониться и почувствуешь их тонкий аромат. Стебли и листья светло-зеленого цвета прописаны с особой тщательностью. Из съестного только пара неочищенных вареных яиц и стакан свежезаваренного чая.
Стакан стоит в блюдце, в нем же чайная ложка, она видна сквозь чай. Художник четко прорисовал граненый стакан, в трех гранях виднеется ложка. Рядом находится никелированный чайник, который идеально начищен и блестит на солнце. В нем, как в зеркале, отражается все, что находится на столе, и даже рыжий кот, которого нет на полотне. С чайника снята маленькая крышка, она находится неподалеку. И это неслучайно, автор подчеркивает реальность происходящего, чай заварили совсем недавно, забыли накрыть крышкой. Слева изображен спичечный коробок, он имеет четкую форму. Никелированная трубка, находящаяся рядом, источник блеска. Вообще, художник играет бликами, они на большинстве поверхностей.
На заднем плане изображена собака. Она ярко-коричневого цвета. Глаза собаки грустные, усталые, ее взгляд устремлен на хозяина. На картине нет человека, но он находится рядом, его окружают домашние любимцы. Когда смотришь на полотно, кажется, что находишься на месте хозяина стола. Полотно наполнено светом, чистотой. Художник использовал только светлые и яркие краски, от картины веет свежестью. Петров-Водкин создал очень приятную картину. Она проста, но оставляет очень радостное впечатление.
покойствие и покой овладевают зрителем во время просмотра этого натюрморта. В голодное время такой завтрак был желанным, художник запечатлел прекрасное утро и реальную жизнь, без прикрас. Возможно, что автор выразил в ней свой взгляд на жизнь, веру в лучшее будущее.

Интересные сочинения по картинам

Картина русского художника и графа Федора Толстого «Цветы, фрукты, птица» по жанру является натюрмортом. Известный художник написал свое произведение в Санкт-Петербурге
О картине «Дубовая роща» можно сказать многое. Великолепное исполнение автором лесного пейзажа вызывает восхищение и заставляет задуматься о красоте нашей природы.
Мальчику предстоит написать письмо дедушке. На картине он ещё не пишет его, а только рассуждает, как начать и с чего. Первое, что я вижу на картине – это фотография дедушки, он выглядит строго, одет в костюм и шляпу.
Сочинения, басни, анализ стихов, раскраски
Внимание, только СЕГОДНЯ!

  • Сочинение по картине кириллова дмитрий донской 5 класс
  • Сочинение по картине как писать план 2 класс
  • Сочинение по картине исаака левитана весна большая вода
  • Сочинение по картине исаак левитан тихая обитель 4 класс
  • Сочинение по картине исаака ильича левитана золотая осень сочинение